Литературные имена района. Энциклопедия челябинской области «Поэт Галимов Салям

В этом году исполнилось 105 лет со дня рождения поэта-новатора, реформатора башкирской поэзии Саляма Галимова.

К сожалению, судьбой ему было отмеряно только 28 лет жизни. Его стихам не суждено было стать лирикой умудренного жизнью философа, но поэзия Саляма навсегда сохранила свежий, незамутненный взгляд на мир.

Салям Галимович Галимов родился в 1911 году в деревне Тагеш (ныне Таскино) в семье указного муллы. К 13 годам Салям уже закончил школу первой ступени в деревне Сарино. Затем на четыре года родители послали подростка учиться в Аргаяш. Пожалуй, именно здесь впервые проявилась любовь Саляма к родному слову. Он принимает активное участие в редактировании школьной газеты, журналы, где появляются его стихи и заметки. После окончания школы в 1928-1930-х годах будущий поэт работает учителем в деревнях Ибрагимово Кунашакского района и Раликеево под Аргаяшем, является комсомольским вожаком, активным селькором, участвует в организации первых колхозов. Биографы отмечают, что именно в эти годы в республиканских газетах появляются заметки и первые стихи Саляма. В 1930 году девятнадцатилетнего юношу приглашают работать в редакцию газеты «Башкортостан». Желание получить систематическое литературное образование приводит Саляма Галимова на литературный факультет Башкирского пединститута. Именно во время учебы в вузе наиболее ярко и полно раскрывается литературный дар поэта. В эти годы были созданы такие стихи, как «Москва», «Три песни», «Утро республики», «Памятник» и знаменитая поэма «Сокол». Свои творения он подписывает псевдонимом Г.Салям.

В 1932 году выходит в свет первая книга стихов под названием «Тревога». Салям становится одним из первых реформаторов башкирского стиха. Он вел непрерывные поиски в области интонационных и ритмических возможностей национальной поэзии. Расширение ритмики интонационного звучания стихов, введение системы составных рифм - синтеза различных традиций - составляли новаторство Г.Саляма в поэзии того времени.

В 1937 году он работал научным сотрудником в Башкирском научно- исследовательском институте языка и литературы. В 1938 году Г.Салям направляется в аспирантуру Ленинградского филиала Академии наук СССР. Здесь он тяжело заболел менингитом и скончался 19 июня 1939 года. До сих пор не совсем ясно, как и почему столь ярко начавшаяся биография, так нелепо оборвалась на самом взлете. Что стало причиной тяжелой болезни, подкосившей его в разгар белых ленинградских ночей? Возможно ли было излечение? Кто был с молодым поэтом в последние дни его короткой жизни? Об этом мы уже никогда не узнаем.

За десять лет литературной деятельности одаренный юноша из небольшой уральской деревни успел создать четыре поэмы, около шестидесяти стихов и напечатать десятки очерков и фельетонов. Актуальным для своего времени стало крупное поэтическое произведение Г.Саляма «Нужна песня, песня о герое». В условиях усиления тенденций вульгарного социологизма в 30-е годы, воспевания в литературе ударных строек, нефтяных вышек, заводских труб поэт впервые забил тревогу о нравственной сущности человека.

Высокая гражданственность и жанровое своеобразие ярко проявились в стихах: «Утро республики», «Памятник», «Смеемся веселее самых веселых» и других. Его эпические поэмы «Сокол», «Дитя», «Жизнь» характеризуются глубоким психологизмом, использованием приемов новеллизма, усилением роли вспомогательных образов, поэтических деталей, экспрессивных возможностей. Одним из первых Г.Салям обратился к жанру баллады. Его баллады «Поверка», «Слова и дела», «Безмолвный солдат» и другие предупреждают о грядущей опасности, будущей империалистической агрессии. Они строятся на условном сюжете, часто представляют собой остроумные находки, что свидетельствует о повышении культуры башкирской поэзии. В конце 30-х годов Г.Салям создает широкое эпическое полотно «Сквозь годы», в котором воспевает высокие гуманистические идеалы, предсказывает светлое будущее страны и народа. Эволюция его творчества определяется переходом от декларативности к философской глубине, от наставлений, морализации - к образности, от риторики - к истинной лирике, Занимался он и переводами, перевел на башкирский язык поэмы «Цыганы» А.С.Пушкина, «Гренаду» М.А.Светлова. Особенную любовь питал он к жанру поэмы, что для того времени было довольно внове, и известность его как поэта была куда более широкой, нежели у другого известного поэта того времени - Мухамедьярова Хая. Но это не мешало их взаимной любви и дружбе.

Крупнейшим поэтическим произведением Саляма была его поэма «Бала» («Дитя»). Она занимает более 50 страниц книжного формата. Освещая столь серьезные - особенно для «восточной», «мусульманской» поэзии - проблемы, как семейные отношения, проблемы деторождения и т.д., поэт сознательно и бесстрашно обращается к наиболее актуальным для того времени темам.

Его поэму зачитывали до дыр, мусолили и стар и млад, её изучали в школах, вузах и техникумах. Она стала не только литературным, но и общественно-политическим событием.

В Ленинграде Салям Галимов учился в аспирантуре и, следует сказать, весьма успешно, чем немало удивлял своих товарищей. Они поражались трудолюбию, умению гармонично сочетать научную работу с литературной. Поэму «Бала» («Дитя»), которую он создал именно в Ленинграде, считали новым словом вообще во всей советской литературе. Были попытки перевести ее на русский язык. Его просили сделать подстрочники, чтобы выпустить сборник на русском языке, но он был настолько поглощен научной работой, что так и не сумел выбрать время для этого. Между тем, столь редкая и коварная болезнь продолжала неуклонно развиваться, пока не свела его в могилу.

В Уфе какое-то время Г.Салям жил в знаменитом доме №2 по улице Ленина, который тогда назывался Домом специалиста. Сегодня на доме установлена мемориальная доска.

Администрация и жители Сосновского района помнят и чтят классика и поэта-новатора башкирской литературы Галимова Саляма Галимовича.

В 90-х годах XX века на родине поэта в д. Таскино (прежнее название Тагеш) Сосновского района на доме, где родился и жил поэт была установлена мемориальная доска. Эта инициатива принадлежит участникам Курултая башкир Сосновского района под председательством Арслана Бикбулатова.

В 2011 году в канун 100-летия со дня рождения Г. Саляма Администрация Сосновского муниципального района учредила районную литературную премию его имени. Данная премия ставит перед собой несколько целей: пропаганда и популяризация имени и творчества поэта, поощрение творческой деятельности молодых авторов, возрождение, сохранение и укрепление духовно-нравственных традиций, воспитание чувства дружбы между народами.

Несмотря на трудное экономическое положение, премия вручается ежегодно уже на протяжении 5 лет. В 2016 году премия будет вручена в шестой раз.

В 2011 году состоялась Межрегиональная творческая конференция, посвящённая 100-летию со дня рождения Г. Саляма, которая прошла в Сосновском районе. Конференция была подготовлена областным литературным объединением имени Акмуллы под руководством Камсы Муртазина совместно с районным литературным объединением «У Камина» и Центральной библиотекой Сосновского района.

В районном музее представлена постоянная экспозиция, посвященная жизни и творчеству Г. Саляма «Я пройду ещё с Музой своей десять жизней и сотни дорог!». Все посетители музея могут познакомиться с биографией знаменитого поэта и его поэтическими творениями.

Большую работу по пропаганде творчества классика башкирской литературы ведут работники Центральной районной библиотеки. В 2016 году к 105-летию поэта совместно с литературным объединением «У Камина» планируется выпуск книги, посвященной жизни и творчеству Г. Саляма. В книгу также войдут материалы о лауреатах литературной премии имени Г. Саляма. В настоящее время к юбилею поэта в Центральной библиотеке подготовлена выставка «Звезда поэта не погаснет».

Районное литературное объединение «У Камина» на протяжении почти 20 лет тесно и плодотворно сотрудничает с районной газетой «Сосновская нива». На страницах издания периодически печатаются поэтические страницы и статьи о литературной жизни Сосновского района.

Давно уже возникала идея поездки на могилу поэта в г. Санкт-Петербург. Мы знаем, что молодой и талантливый поэт похоронен на Волковском кладбище рядом с могилами Ивана Тургенева, Михаила Салтыкова-Щедрина, Александра Куприна. Районный курултай (съезд) башкир Сосновского района поддерживает эту инициативу и обещает помочь в организации поездки.

Уважаемые читатели, предлагаем вам проникнуться поэтическим талантом, мощью жизнелюбия, патриотизма и любови к своей Родине, которыми пронизаны стихотворения поэта-новатора, классика башкирской литературы Галимова Саляма.

Урал Кулушев,

руководитель районного литературного объединения «У Камина», член Союза писателей Республики Башкортостан

Сегодня отмечается 105 лет со дня рождения Саляма Галимова - видного поэта 20-го столетия, активного реформатора башкирской поэзии. К сожалению, жизнь отпустила ему совсем немного. Его стихам не суждено было стать лирикой умудренного жизнью философа. Но поэзия Саляма навсегда сохранила свежий, незамутненный взгляд на мир, потому что он прожил на свете всего 28 лет и ушел от современников в возрасте Габдуллы Тукая и Михаила Лермонтова, успев сказать очень многое.

Салям Галимович Галимов (литературный псевдоним Г. Салям) родился 18 января 1911 года в деревне Тягешево (Таскино) Шадринского уезда Пермской губернии, ныне Большое Таскино Сосновского района Челябинской области, в семье указного муллы. К 13 годам Салям закончил школу первой ступени в деревне Сарино. Затем родители послали подростка учиться в Аргаяш, где в 1928 году он с хорошими оценками окончил среднюю школу. Именно здесь впервые проявилась любовь Саляма к родному слову. В школе он принимал активное участие в выпуске школьной стенгазеты, где публиковались его стихи и заметки. В старших классах Салям редактировал школьный литературный журнал.

После окончания школы в 1928-1930 годах будущий поэт работал учителем в деревнях Ибрагимово Кунашакского района и Раликеево под Аргаяшем, являлся комсомольским вожаком и активным селькором, участвовал в организации первых колхозов. В эти годы в республиканских газетах начали появляться заметки и первые стихи Саляма.

В 1930 году девятнадцатилетнего юношу приглашают работать в редакцию газеты «Башкортостан». Желание получить литературное образование привело Саляма Галимова на литературный факультет Башкирского пединститута. Во время учебы ярко и полно раскрылся его незаурядный литературный дар. В этот период он создал такие стихи, как «Москва», «Три песни», «Утро республики», «Памятник» и знаменитую поэму «Сокол». Свои творения он начинает подписывать псевдонимом Г. Салям.

В 1932 году выходит в свет первая книга стихов под названием «Тревога». Г. Салям становится один из первых реформаторов башкирского стиха. Он вел непрерывные поиски в области интонационных и ритмических возможностей национальной поэзии. Расширение ритмики интонационного звучания стихов, введение системы составных рифм, синтез различных традиций составляли новаторство Г. Саляма в поэзии того времени.

В 1937 году поэт работал научным сотрудником в Башкирском научно-исследовательском институте языка и литературы. В 1938 году Г. Саляма направили в аспирантуру Ленинградского филиала Академии наук СССР. В Ленинграде Салям Галимов успешно учился, удивляя своих коллег трудолюбием, умением гармонично сочетать научную работу с литературной деятельностью. Но, к несчастью, он тяжело заболел менингитом и неожиданно скончался 19 июля 1939 года. В газете «Вечерний Ленинград» был помещен некролог, написанный классиком советской литературы Николаем Тихоновым.

Салям похоронен на Волковском кладбище Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга) рядом с могилами Ивана Тургенева, Михаила Салтыкова-Щедрина и Александра Куприна. Всего за десять лет литературной деятельности одаренный юноша из небольшой уральской деревни успел создать четыре поэмы, около шестидесяти стихов и напечатать десятки очерков и фельетонов.

Актуальным для своего времени стало крупное поэтическое произведение Г. Саляма «Нужна песня, песня о герое». В условиях усиления тенденций вульгарного социологизма в 30-е годы, воспевания в литературе ударных строек, нефтяных вышек, заводских труб поэт впервые забил тревогу о нравственной сущности человека, поднял вопрос об ответственности автора.

Высокая гражданственность и жанровое своеобразие ярко проявились в стихах-одах «Утро республики», «Памятник», «Смеемся веселее самых веселых». Его эпические поэмы «Сокол», «Дитя», «Жизнь» характеризуются глубоким психологизмом, использованием приемов новеллизма, усилением роли вспомогательных образов, поэтических деталей, экспрессивных возможностей.

Одним из первых башкирских поэтов Г. Салям обратился к жанру баллады. Его баллады «Поверка», «Слова и дела», «Безмолвный солдат» и другие предупреждают о грядущей опасности, империалистической агрессии. В конце 30-х годов Г. Салям создал широкое эпическое полотно «Сквозь годы», в котором воспел высокие гуманистические идеалы, предсказывал светлое будущее страны и народа. Занимался он и переводами - талантливо перевел на башкирский язык поэмы «Цыгане» Александра Пушкина и «Гренада» Михаила Светлова.

Крупнейшим поэтическим произведением Г. Саляма была его большая поэма «Бала» («Дитя»). В ней автор сознательно и бесстрашно обратился к актуальным для своего времени темам. К сожалению, как считал Газим Шафиков, неоправданно большой размер этой воистину «эпохальной» поэмы, в yщерб поэтичности, поневоле привел к длиннотам и некоторой повествовательности. Тем не менее она имела широкий резонанс. Ею зачитывались и стар и млад, изучали в школах, вузах и техникумах. Поэма стала не только литературным, но и заметным общественно-политическим явлением. Ее считали новым словом во всей советской литературе.

Замечательный башкирский литературовед и критик Ким Ахмедьянов очень серьезно занимался творчеством Саляма, учитывая при этом и сильные, и слабые стороны его творчества. Высоко оценивая его произведения, их художественность и вложенный в них внутренний смысл, он особо выделял его поэму «Шонкар» («Сокол»), утверждая, что она насквозь пронизана глубоким лиризмом. К сожалению, эта поэма (как и многие другие), так и осталась не переведенной на другие языки.

Слава Г. Саляма пошатнулась, когда он с двумя своими коллегами по перу в роковом 1937 году напечатал в журнале «Октябрь» обличительную статью, направленную против писателей старшего поколения, многие из которых позже были объявлены «врагами народа», расстреляны или отправлены в лагеря. Жертвой той злополучной статьи стали несколько ни в чем не повинных людей, одним из которых был тогдашний главный редактор газеты «Совет Башкортостаны» Касим Азнабаев, долгие годы просидевший в сталинских лагерях.

Сейчас трудно объективно судить об этих далеких событиях, до сих пор идут споры. Именем Саляма в свое время называлась премия Башкирского комсомола, которая затем была заменена на премию имени Шайхзады Бабича.

Большим другом Г. Саляма был Баязит Бикбай, посвятивший ему свое стихотворение «Жизнь».

В Уфе какое-то время Г. Салям жил в знаменитом доме №2 по улице Ленина, который тогда назывался Домом специалиста. Сегодня на доме установлена мемориальная доска, которая говорит о том, что здесь когда-то проживал башкирский поэт Г. Салям.

С недавнего времени вновь появилась литературная премия имени Г. Саляма, учредителем которой стала администрация Сосновского района Челябинской области.

Министерство образования Республики Башкортостан

ГБОУ Нефтекмаская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида

(К 104 - летию поэта Саляма Галимова – Г. Саляма)

Разработала и провела

учитель – дефектолог

Валитова М.П.

г.Нефтекамск

2015 г.

Галимов Салям Галимович

18.01.1911г.- 10.06.1939 г.

Внеклассное мероприятие «Жизнь и творчество Галимова Саляма».

Цель: ознакомление детей с личностью и творчеством Галимова Саляма;

Развитие памяти, внимания, формирования устной речи;

Воспитание бережного отношения к родному краю, любви к башкирской авторской литературе.

Оборудование: презентация, выставка книг.

1.Организационный момент (эмоциональный настрой)

Сегодня у нас много гостей. а гости – это всегда радость, это хорошее настроение.

Нам очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Мы чувствуем, что вы готовы нас слушать и слышать.

Нам хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего нашего праздника.

Поприветствуем улыбкой гостей, пожелаем мысленно себе удачи и начнем наше мероприятие.

2. Сообщение темы и цели занятия.

3. Работа над темой занятия.

Слайд 1,2.

Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения одного из видных поэтов-новаторов, активных реформаторов башкирской поэзии Саляма Галимова. К сожалению, жизнь отпустила ему немногим более четверти этого срока. Его стихам не суждено было стать лирикой умудренного жизнью философа. Но поэзия Саляма навсегда сохранила свежий, незамутненный взгляд на мир, потому что он прожил на свете всего 28 лет и ушел от современников в возрасте Габдуллы Тукая и Михаила Лермонтова, не успев сказать очень многого.

Салям Галимович Галимов родился 18 января 1911 года в деревне Таскино ныне Кунашакского района Челябинской области в семье указного муллы. Вот что пишет о себе Г.Салям: «Я родился и вырос в деревне Большое Таскино, по-башкирски Зур Тагеш. Несмотря на свое название, в довоенную пору это была небольшая деревушка - темная, бедная, не больше 50-ти дворов.

Правда, был у нас свой колхоз с фермой крупного рогатого скота, конным двором и зерноскладом. Колхозники сеяли хлеб, выращивали скот. Была своя начальная школа, но ни сельсовета, ни почты, ни магазина у нас не было. Несмотря на все это, Таскино не являлось медвежьим углом, глушью по той простой причине, что стояла деревенька, да и ныне это продолжает делать, на трассе Челябинск- Свердловск. А дорога, как известно, - это жизнь.

Население деревни к 1940 году насчитывало всего 184 человека, из них 92 – мужчины и столько же женщин. Совсем, как видим, мало народа. Но в то же время имел место и необъяснимый парадокс в судьбе этой деревеньки, который заключался в том, что из нее в довоенный период вышло довольно много известных и грамотных людей. А в ней, повторюсь, кроме начальной школы не было более ничего из очагов культуры и просвещения. Даже клуб с библиотекой - и и те отсутствовали».

К 13 годам Салям уже закончил школу первой ступени в деревне Сарино.

Показ слайда с изображением деревни.

В этой школе учился будущий известный башкирский поэт.

Затем на четыре года родители послали подростка учиться в Аргаяш, где в 1928 году он с хорошими оценками по всем предметам закончил среднюю школу. Пожалуй, именно здесь впервые проявилась любовь Саляма к родному слову. Он принимает активное участие в редактировании школьной газеты, где появляются его стихи и заметки. В старших классах Салям редактирует школьный литературный журнал.

После окончания школы в 1928-1930-х годах будущий поэт работает учителем в деревнях Ибрагимово Кунашакского района и Раликеево под Аргаяшем, является комсомольским вожаком, активным селькором, участвует в организации первых колхозов. Биографы отмечают, что именно в эти годы в республиканских газетах появляются заметки и первые стихи Саляма. В 1930 году девятнадцатилетнего юношу приглашают работать в редакцию газеты «Башкортостан». Желание получить систематическое литературное образование приводит Саляма Галимова на литературный факультет Башкирского пединститута. Именно во время учебы в вузе наиболее ярко и полно раскрывается литературный дар поэта. В эти годы были созданы такие стихи, как «Москва», «Три песни», «Утро республики», «Памятник» и знаменитая поэма «Сокол». Свои творения он подписывает псевдонимом Г.Салям.

В 1932 году выходит в свет первая книга стихов под названием «Тревога». Салям становится одним из первых реформаторов башкирского стиха. Он вел непрерывные поиски в области интонационных и ритмических возможностей национальной поэзии. Расширение ритмики интонационного звучания стихов, введение системы составных рифм – синтеза различных традиций – составляли новаторство Г.Саляма в поэзии того времени.

В 1937 году он работал научным сотрудником в Башкирском научно-исследовательском институте языка и литературы. В 1938 году Г.Салям направляется в аспирантуру Ленинградского филиала Академии наук СССР. Здесь он тяжело заболел менингитом и скончался 19 июня 1939 года.

До сих пор не совсем ясно, как и почему столь ярко начавшаяся биография, так нелепо оборвалась на самом взлете. Что стало причиной тяжелой болезни, подкосившей его в разгар белых ленинградских ночей? Возможно ли было излечение? Кто был с молодым поэтом в последние дни его короткой жизни? Об этом мы уже никогда не узнаем. Салям похоронен на Волковском кладбище Ленинграда рядом с могилами Ивана Тургенева, Михаила Салтыкова-Щедрина и Александра Куприна. За десять лет литературной деятельности одаренный юноша из небольшой уральской деревни успел создать четыре поэмы, около шестидесяти стихов и напечатать десятки очерков и фельетонов.

Актуальным для своего времени стало крупное поэтическое произведение Г.Саляма «Нужна песня, песня о герое». В условиях усиления тенденций вульгарного социологизма в 30-е годы, воспевания в литературе ударных строек, нефтяных вышек, заводских труб поэт впервые забил тревогу о нравственной сущности человека.

Революционный максимализм, скудость чувств, аскетизм, “черно-белый” взгляд на жизнь - таковы характерные приметы башкирской поэзии двадцатых годов. От этих черт она не избавилась и в тридцатые годы. Даже в стихах Гафури, таких, как “Я - патриот”, которые тогда считались ярким образцом советского патриотизма, попадаются такого рода строки:

Отрывок из стихотворения расскажет обучающаяся 8б класса Яранова Регина:

Я бесконечно предан Родине,

Но с тем условием,

Чтобы Родина эта была Советской.

Враг Советов - мой враг,

Если даже он - мой отец!..

Удивительно, что на протяжении многих лет большинство читателей относились к этому стиху вполне серьезно, как к классическому произведению. И если опытный поэт, прошедший сложную школу жизни, восклицал в те годы: “Враг Советов - мой враг, Если даже он - мой отец!”, как должен был поступить маленький мальчик Павлик Морозов, у которого, несомненно, голова кружилась от революционных лозунгов?..

Отрывок из стихотворения процитирует обучающийся 8а класса Гиматов Айзат:

Друзья оказались врагами,

Среди друзей нашли врагов.

Мы узнали:

Родство определяется не по крови,

А по классу…

Эти строки Галимова Саляма ясно свидетельствуют о том, как были искалечены в новых условиях вечные чувства родства и братства.

Высокая гражданственность и жанровое своеобразие ярко проявились в стихах-одах «Утро республики», «Памятник», «Смеемся веселее самых веселых» и других. Его эпические поэмы «Сокол», «Дитя», «Жизнь» характеризуются глубоким психологизмом, использованием приемов новеллизма, усилением роли вспомогательных образов, поэтических деталей, экспрессивных возможностей.

Главные герои в лирике Галимова Саляма - народ, у которого его прошлое, настоящее и будущее. В стихотворении «Утро Республики» он поёт гимн своему народу:

Отрывок из стихотворения расскажет обучающийся 7б класса Шайдуллин Айдар:

Возрождается к новой жизни

В клетке старевший сокол.

В его же “Прологе к поэме о рождающихся годах” есть такие слова:

Отрывок из пролога расскажет обучающаяся 7а класса Амирова Чулпан:

Это возрождается Башкортостан!

Одевается в сталь и железо

Аграрная страна.

Таков дух башкирской поэзии тридцатых годов. Многим произведениям того времени присущ высокий пафос, романтические устремления. Драматизм событий, стремление передать широкую историческую панораму, масштабность образов породило в них сильное звучание, подобное новым преобразованиям в судьбе народа. Поэма “Земля” Баязита Бикбая, начинающаяся с крылатых и трагических строк: “Тело Башкортостана стало черным от тысячи ударов плетьми”, масштабная панорама, предстающая в строках Рашита Нигмати: “Урал! Он пьет воды Ледовитого океана, а хвост его плещется в Арале”, будто взгляд поэта с космоса смог лицезреть грандиозную картину, когда писал свою поэму “Прекрасные берега Агидели”, поэма Саляма “Шонкар” стали этапными в развитии мастерства. Размышления о судьбе народа, усиление историзма обогатили поэзию новыми качествами, наметили перспективы ее развития.

Одним из первых Г.Салям обратился к жанру баллады. Его баллады «Поверка», «Слова и дела», «Безмолвный солдат» и другие предупреждают о грядущей опасности, будущей империалистической агрессии. Они строятся на условном сюжете, часто представляют собой остроумные находки, что свидетельствуют о повышении культуры башкирской поэзии. В конце 30-х годов Г.Салям создает широкое эпическое полотно «Сквозь годы», в котором воспевает высокие гуманистические идеалы, предсказывает светлое будущее страны и народа. Эволюция его творчества определяется переходом от декларативности к философской глубине, от наставлений, морализации – к образности, от риторики – к истинной лирике. Занимался он и переводами, перевел на башкирский язык поэмы "Цыганы" А.С.Пушкина, "Гренаду" М.А.Светлова.

Особенную любовь питал он к жанру поэмы, что для того времени было довольно внове, и известность его как поэта была куда более широкой, нежели у другого известного поэта того времени – Мухамедьярова Хая. Но это не мешало их взаимной любви и дружбе.

Крупнейшим поэтическим произведением Саляма была его поэма «Бала» («Дитя»). Она занимает более 50 страниц книжного формата. Освещая столь серьезные - особенно для «восточной», «мусульманской» поэзии - проблемы, как семейные отношения, проблемы деторождения и т.д., поэт сознательно и бесстрашно обращается к наиболее актуальным для того времени темам. К сожалению, как считал Газим Шафиков, неоправданно большой размер этой воистину «эпохальной» поэмы, в yщерб поэтичности, поневоле приводил к совершенно не обязательным в данном случае длиннотам и даже к откровенной повествовательности, которая низводила ее к многочисленным прозаизмам и даже поверхностности. Тем не менее, она имела широчайший резонанс. Ее зачитывали «до дыр», мусолили и стар, и млад, ее изучали в школах, вузах и техникумах. Словом, она стала не только литературным, но и общественно-политическим явлением.

М. Хай был очень рад успеху произведения своего друга, совершенно искренне называл его лучшим поэтом и мастером жанра поэмы в башкирской литературе, хотя в одном из писем, присланном из Ижевска, где он проходил воинскую службу, сделал целый ряд замечаний, касающихся слишком вольного обращения со словом, неоправданных длиннот и прозаизмов. «Со словом следует обращаться как с живым существом», - проницательно писал он, не боясь, что может тем самым обидеть и даже душевно ранить своего лучшего друга, зная, что тот порою слишком болезненно воспринимает критику. Даже исходящую из уст близких ему людей. В Ленинграде Салям Галимов учился в аспирантуре и, следует сказать, весьма успешно, чем немало удивлял своих товарищей. Они поражались трудолюбию, умению гармонично сочетать научную работу с литературной. Поэму «Бала» («Дитя»), которую он создал именно в Ленинграде, считали новым словом вообще во всей советской литературе. Были попытки перевести ее на русский язык. Его просили сделать подстрочники, чтобы выпустить сборник на русском языке, но он был настолько поглощен научной работой, что так и не сумел выбрать время для этого. Между тем, столь редкая и коварная болезнь продолжала неуклонно развиваться, пока не свела его в могилу.

Замечательный башкирский литературовед и критик, лауреат Государственной премии Башкортостана имени Салавата Юлаева Ким Ахмедьянов очень серьезно занимался творчеством Саляма, учитывая при этом и сильные, и слабые стороны его творчества. Высоко оценивая его произведения, их художественность и вложенный в них внутренний смысл, он выделял его поэму «Шонкар» («Сокол»), утверждая, что она насквозь пронизана неподдельно глубоким лиризмом. К сожалению, эта поэма (как, впрочем, и другие), так и осталась непереведенной.

Физминутка «Кошка и новогодняя ёлка»

На верхушке в ярком свете

Мышка с бусинками глаз.

Восхищаются соседи:

Ну и елочка у вас!

И залюбовалась кошка

Из уютного угла:

«Подремли еще немножко,

Все б веселье проспала!»

А ленивце хотелось,

Коль никто б не помешал,

Проявив кошачью смелость,

На блестящий прыгнуть шар.

Покружиться, покататься

И покувыркаться всласть –

Елке б голою остаться,

Если б дали кошке власть.

Только завтра праздник елки,

Только завтра Новый год.

В 60-е годы прошлого века, под влиянием все того же Кима Ахмедьянова, Газим Шафиков сделал перевод поэмы Г.Саляма «Гумер» («Жизнь»). Она была опубликована в газете «Советская Башкирия», но дальше, как говорил сам Газим Газизович, «не пошла». Может быть, потому, что сюжет ее был довольно примитивным, что вообще присуще пространным произведениям поэта.

Слава Г.Саляма пошатнулась, когда он с двумя своими коллегами по перу в роковом 1937 году напечатал в журнале «Октябрь» статью, резко «обличительную» и абсолютно несправедливую - против лучших писателей старшего поколения, многие из которых были объявлены «врагами народа» и расстреляны или отправлены в сибирский ад. Нам сейчас трудно объективно судить о тех далеких событиях, до сих пор мы спорим и не можем прийти к единому мнению. Teм не менee, именем Саляма называлась премия Башкирского комсомола, которая в перестроечное время была заменена премией имени Шайхзады Бабича.

Жертвами той злополучной статьи стали несколько ни в чем не повинных людей, одним из которых был главный редактор газеты «Башкортостан» Касим Азнабаев, долгие годы проведший в сталинских лагерях.

Большим другом Г.Саляма был Баязит Бикбай, который был на два года старше его.

Показ слайда с изображением Г.Саляма с единомысленниками.

Бикбай посвятил Саляму свое стихотворение «Жизнь»:

Стихотворение прочитает обучающийся 9-а класса Фаст Женя:

Не удлиняло долголетье

Жизнь человека никогда.

Умей же, миг прожив на свете,

Живым остаться навсегда.

Немало на земле поэтов,

Забытых в беге лет и дней.

Жизнь Пушкина, как вспышка света,

А он живет в сердцах людей.

В Уфе какое-то время Г.Салям жил в знаменитом доме №2 по улице Ленина, который тогда назывался Домом специалиста. Сегодня на доме установлена мемориальная доска.

Показ слайда (дом и мемориальная доска)

Уже до войны был известен поэт Г. Салям, который слагал гимны новой жизни в Башкортостане. Там же стал известен его младший брат Лукман Галимович Галимов, который работал I секретарем Белорецкого горкома КПСС и возглавлял ряд партийных организаций в сельских районах. Перед выходом на заслуженный отдых Л. Г. Галимов занимал должность секретаря Верховного Совета БАССР.

Показ слайда с изображением Г.Саляма с другом и братом.

Работа над выставкой книг Г.Салям

К 100-летнему юбилею Саляма Галимова открылась книжная выставка.

Показ слайда (фото из салона выставки книг).

Книжная выставка, посвященная юбилейной дате башкирского поэта Саляма Галимова, открылась в отделе башкирской литературы и краеведения Национальной библиотеки Республики Башкортостан имени Ахмет-Заки Валиди. Знаменитому поэту и публицисту 18 января исполнилось бы 100 лет.

На выставке представлено 50 книг о жизни и творчестве поэта, сборники и периодические издания с произведениями Саляма Галимова. Среди них такие книги, как "Красный букет" (1958), "Памятник" (1941), "Избранная лирика" (1968).

4.Подведение итогов. Рефлексия.

Закончите предложения:

На этом занятии я узнал………

Больше всего мне понравилось…………

Все так знакомо, так знакомо:

Родимый дом, обрыв, Урал…

Седьмое утро нынче дома

Гостит гвардейский генерал.

Такое утро! У овина

Петух горланит песню дня,

Пылает ягода-рябина

У запыленного плетня.

Такое утро! Что ни хата -

Раскрыты окна широко,

Встают веселые ребята

И пьют парное молоко.

От солнца - золото на кринках.

Еще восход, а у двора

Уже на тонких паутинках

Плывет по воздуху жара.

Тут гнать бы смутную тревогу.

А он - как туча, как гроза.

И долго смотрят на дорогу

Его упрямые глаза.

И долго слышатся в обрывках

Слова далекой старины:

Горька солдатская побывка

В годину крови и войны.

Да разве можно бестолково

Который день торчать, как пень?

Ему бы дьявола степного,

Ему бы шапку набекрень!

А день идет шумливо, гулко,

Спадает утренняя тишь.

Подпрыгивая, переулком

Бежит на цыпочках малыш.

Смешной, веснушчатый, румяный,

Беловолосый, ростом мал.

Он козырнул и отчеканил:

Я к вам, товарищ генерал!

Ты чей? - А во-о-он деревня наша

(Он указал за пустыри).

А как зовут? - Меня-то? Яша…

Ну что же, Яша, говори.

Вчера я в клубе с теткой Зиной

В кинокартине вас видал…

Я думал вы… кинокартина,

А вы и правда - генерал.

Уж я со всеми спорил, спорил,

А вышло… Вот тебе и на!

Он, улыбаясь, молча смотрит

На звездочки, на ордена.

А вы опять на фронт пойдете?

И как-то тихо-тихо вдруг:

Мой папа тоже был на фронте -

Он самый старший политрук.

В глазах ребенка бродят тени,

А от улыбки - только след.

И, кажется, в одно мгновенье

Он постарел на много лет.

Как озабоченно печален

Бровей мальчишеский изгиб:

Мы папу с фронта ждали-ждали,

А нам сказали, что погиб.

Еще не пережив разлуку,

Он плачет сильно, горячо…

И генерал невольно руку

Кладет на детское плечо.

Хотел утешить: - Слушай, малый…-

А вышло то, что думал сам:

Беги в Совет, чтоб генералу

Коня к двенадцати часам.

Малыш рванулся с криком, с шумом,

Еще бы: он доверью рад!

А генерал глядел и думал,

И сердце билось невпопад.

Ведь можно сделать все на свете,

Все одолеть в конце концов,

Но есть ли средство, чтобы дети

Не горевали без отцов?

Да, есть одно такое средство,

Одно, он это твердо знал:

Он выйдет в бой за чье-то детство,

Не знавший детства генерал!

1943–1944

Г. САЛЯМ (ГАЛИМОВ САЛЯМ ГАЛИМОВИЧ)

1911–1939

Башкирский поэт и публицист. Родился в деревне Тегешево ныне Сосновского района Челябинской области в семье муллы.

Лишился отца в десять лет, батрачил. Участвовал в коллективизации сельского хозяйства.

Окончил в 1937 году Башкирский государственный педагогический институт. Занимался научно-исследовательской работой в области фольклора.

На русском языке вышла книга Г. Саляма «Избранная лирика» (Уфа, 1968).

В Башкирской АССР учреждена республиканская комсомольская премия имени Галимова (Г. Саляма).

УТРО РЕСПУБЛИКИ. Перевод А.Филиппова

I

Поезда несутся мимо, мимо,

Будоража громом белый свет.

Встает неугасимо

Над моей республикой рассвет.

Медленный туман в седых озерах

Мочит лебединое крыло.

Озаряя сказочные горы,

Солнце над Башкирией взошло.

Веет ветер и колышет травы,

Голубеет бельская вода.

И встает республика

Со славой

Встретить день горячего труда.

Окна - настежь!

Песня над лесами,

И труба фабричная гудит;

Где-то скалы вздыбил динамит,

Лишь земля качнулась под ногами.

Будто содрогнулся весь Урал…

…По спине моей пошли мурашки,

В сторону -

тетради и бумажки!

Просто я, наверное, устал,

Просто засиделся над стихами,

Зашалили нервы у меня…

А вокруг работа не стихает,

Молодежь торопится, шагает

С песнями

Отчаянней огня.

Слышу, как поют вокруг колеса,

Вижу, как в разбуженной дали

В море золотящихся колосьев

С головой уходят корабли.

Входит день

Крылом аэроплана,

Песней плуга,

Гулом тракторов

В строки нерожденного романа -

По объему

В тысячу томов.

Звуки не вмещаются в кантаты,

Виды не вмещаются в плакаты:

Не хватает красок, слов и нот…

Утренняя песнь,

Под облака ты

Улетай решительно в полет.

II

Республика,

Будоражат сказочную даль

Бьющие фонтаны нефтевышек,

Молнии сплошных электровспышек

И в мартенах огненная сталь.

Где веками плакали кураи,

Города и фабрики встают,

Димитровы снова подрастают,

Чкаловы великие растут.

…Было не смешно,

Когда на старых,

Обветшалых и прогнивших нарах

Утомленно мы ложились спать.

Хорошо, что заменила нары

Мягкая, с пружинами, кровать.

Хорошо с электролампой, право,

Хорошо, когда везде поют…

Сами мы завоевали право

На веселый отдых

И на труд.

Тропы счастья

Мы нашли не сразу,

Мы искали много лет и дней;

Осветил нам эти тропы разум,

Светлый разум

Партии моей.

III

В новый день труда

Вошла страна…

Этот день

В горах завод построит

И на грудь заслуженных героев

Новые повесит ордена.

День грядет.

Он даст дома бездомным,

Молоко нальет в бидон бездонный

И стихи напишет сгоряча,

И положит в начатую домну

Порцию литого кирпича.

Кто-то нынче институт окончит,

Кто-то песню новую споет,

Кто-то станет токарем иль зодчим,

Кто-то в загс с любимою придет.

…Я стою в степи необозримой,

За составом - молнией состав.

Поезда несутся мимо, мимо,

Косы дыма в травах распластав.

Вдоль аулов,

Вдоль Уральских склонов

Поезда - дорогою стальной.

Из тамбура вагона

Машет мне

Косынкой голубой…

IV

Машинист, замедли бег машины,

Медленнее мимо проезжай,

Пусть посмотрят лучше пассажиры,

Как он светел,

Наш рассветный край.

Пусть услышат,

Как башкир читает

Пушкинских стихов оригинал,

Пусть «немым» башкира не считают,

Как когда-то Пушкин посчитал.

Пусть увидят

Наш полет высокий,

Устремленный в будущность веков,

И узнают:

Край наш - это сокол,

Вырвавшийся гордо из оков.

V

…Промелькнул и скрылся паровоз,

Уронив с пологого откоса

Трепетно-оранжевые косы

К снежно-белой роздыми берез.

К горам Уральским вышел,

Ближе к небу -

Синева ясней:

Высоки вы, горы,

Но не выше

Пробужденной радости моей!

МУРЗИДИ КОНСТАНТИН ГАВРИЛОВИЧ

1914–1963

Родился в станице Анапской ныне Краснодарского края в семье служащего.

После окончания школы учился в Новороссийском педагогическом техникуме, работал в редакции газеты «Пролетарий Черноморья».

В 1932 году переехал в Магнитогорск.

С 1935 по 1943 год работал в редакции газеты «Путевка» в городе Свердловске.

С 1943 года на творческой работе.

Автор сборников стихов, изданных в Москве и на Урале, - «Горный щит» (1945), «Уральское солнце» (1946), «Избранные стихи» (1947), «Улица пушкарей» (1947), «Дружба» (1952), «Новые стихи» (1957), «Высокое небо» (1962), «Горная невеста» (1965), «Уральские стихи» (1974), романов и повестей «У Орлиной горы» (1947), «У нас на Урале» (1950), «Ночь в тайге» (1951), нескольких сборников стихов для детей и т. д.

Салям Галимов (наст. Галимов Салям Галимович; 18.1.1911, д.Таскино Екатеринбургского у. Перм. губ., ныне д.Б.Таскино Сосновского р-на Челяб. обл., — 19.7.1939, Ленинград), поэт. Окончил Башкирский педагогический институт им. К.А.Тимирязева (1937). С 1928 учитель в школах Аргаяшского кантона, в 1930—33 сотр. газ. «Башҡурдистан» (см. «Башкортостан»), в 1937—38 работал в Баш. НИИ языка и литературы (Уфа). Первый сб. стихов «Тревога» вышел в 1932. Для поэзии С. характерны высокий гражданский пафос, сочетание страстной публицистичности и глубокого лиризма, жанровое и тематич. разнообразие, интонац.-ритмич. экспрессивность. В стих. «Республика иртәһе» («Утро республики»), поэмах «Өс йыр» (1935; «Три песни»), «Шоңҡар» (1936; «Кречет»), «Бала» (1939; «Дитя») и др. осмысливается величие совр. поэту эпохи, раскрываются её характерные черты, взаимоотношения между личностью и народом, Родиной. Баллады «Ҡыҙыл букет» («Красный букет»), «Һүҙҙәр һәм эштәр» («Слова и дела»), «Синьор һәм балалы ҡатын» («Синьор и женщина с ребёнком») и др. носят пацифистский характер. В сатирич. и юмористич. стих. «Поезда булған ваҡиға» («Случай в поезде»), «Крәҫтиән субы» («Крестьянский суп»), «Беҙ ҡасандыр яҡын дуҫтар инек» («Мы были когда-то близкими друзьями») разоблачаются мещанство, невежество, отсталость. Перу С. принадлежат кн. для детей «Ни өсөн бесәй ҙур бәләгә ҡапты» (1941; в рус. пер. «Почему кошка попала в беду?», 1969), публицистич. статьи, посв. индустриализации и стр-ву новой жизни. Произв. С. переведены на рус. и тат. языки. Перевёл на баш. яз. поэму А.С.Пушкина «Цыгане», стих. М.А.Светлова «Гренада» и др. Пьеса С. «Салауат» (1938; «Салават», совм. с Б.Бикбаем) поставлена в Башкирском театре драмы. На стихи поэта А.К.Кукубаевым создана оратория «Утро республики» (1989). С. записаны варианты эпосов «Бабсак менэн Кусяк», «Кузыйкурпяс менэн Маянхылу», «Кунгыр-буга» и др. произв. баш. фольклора. Автор-сост. кн. «Башҡорт совет халыҡ йырҙары» (1939; «Башкирские советские народные песни»). Делегат 1-го съезда сов. писателей Башкирии (Уфа, 1934). Именем С. названы улицы в родной деревне, Уфе. Баш. обл. к-т ВЛКСМ в 1967 учредил премию его имени (вручалась до 1990).