Когда в причастиях пишется 1 буква н. Правописание Н и НН в причастиях и прилагательных

УРОК 117

Тема: Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

Метапредметные:

М/п: извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одного вида в другой (схема, ключевые слова, алгоритм),

анализировать, сравнивать, рассуждать, делать выводы.

Предметные:

4ЛР: опознавать новую орфограмму, анализировать выбор н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и

отглагольных прилагательных, писать одну или две буквы н с опорой на алгоритм, устно и графически объяснять выбор

написаний.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Проверка домашней работы.

Ученики обмениваются приготовленными дома заданиями. Несколько человек выполняют задания у доски (желательно, чтобы задания были разными по типу), остальные на листочках.

Ученики у доски производят самооценку в диалоге с учителем.

Учитель собирает листочки с выполненными заданиями на проверку.

ТОУУ

III. Языковая разминка.

Учитель диктует сочетания слов:

конный спорт, песчаная отмель, ураганный ветер, соломенное чучело, серебряная медаль, карманные часы, горы величественны, юный герой, румяные щёки, даль пустынна, старинные здания, девочка легкомысленна, картинная галерея, стеклянная трубка.

Какая орфограмма есть во всех сочетаниях?

От слов каких частей речи образованы имена прилагательные?

Графически обозначьте условия выбора написаний.

Прочитайте слова группами: 1) с суффиксом - н -; 2) с суффиксом - ан -(- ян -); 3) с суффиксом - енн -. Сколько букв н в словах каждой группы?

Какие слова не попали ни в одну из групп? (Юный, румяные .) Почему? ( н – часть корня, не образованы от существительных).

Познавательные УУД

1. Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного).

2. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, строить рассуждения.

IV. Постановка проблемы урока.

Ученики проводят наблюдение по материалу учебника: § 76, рубрика «Определяем проблему урока».

Выявляют противоречие в написании суффиксов выделенных слов:

с одной и двумя буквами н , формулируют проблему: в каких случаях

пишется одна буква н , а в каких две буквы н в суффиксах причастий?

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему и цель урока.

V. Открытие новых знаний.

1 . Используется подводящий диалог.

а) Учащиеся выписывают из текста Н.А. Тэффи слова группами и

проводят их анализ под руководством учителя (с опорой на вопросы учебника).

1-й слайд .

Выявляют две особенности, влияющие на написание: вид глаголов,

от которых образуются причастия и отглагольные прилагательные, и

структура слов (наличие или отсутствие приставки).

После предварительных выводов учеников о написании одной и

двух букв н на слайде по клику мыши появляются соответствующие

обозначения (СВ над глаголами 1-го столбика, НСВ – над глаголами

2-го столбика, приставки в причастиях нарезанная, выкрашенные ).

б) Продолжение наблюдений.

2-й слайд .

Задание: сравните пары слов и дополните ранее сделанный вывод.

(Приставка не не влияет на написание одной и двух букв н .)

в) Продолжение наблюдений.

3-й слайд .

Задание: найдите сходные слова в каждом столбике. Выскажите

предположения, с чем связана разница в написании одной и двух

букв н в этих словах.

После ответов учеников по клику мыши подчёркнуты слова на

гриле, углём, в бою , вверху надпись зависимое слово .

Сделайте общий вывод: в каких случаях в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных пишется две буквы н , а в каких – одна.

2. Упр. 620 – чтение текста правила.

Какую новую информацию вы обнаружили?

Запишите в виде ключевых слов признаки, влияющие на выбор двух букв н .

Назовите опознавательный признак новой орфограммы.

Представьте графическую модель орфограммы. (См. материал предметного диска – графическую модель орфограммы «Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов» к § 76.)

Знаком ли вам этот опознавательный признак? В каких орфограммах он встречается?

Как отличить эти орфограммы? Какое условие выбора орфограммы является основным для разграничения орфограмм разных видов? (От какой части речи образовано слово, называющее признак: от существительного или от глагола.)

Представьте правило в виде схемы. (См. материал предметного диска – схему правила выбора одной и двух букв н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов к § 76.)

3. Упр. 621 – шуточная грамматическая миниатюра, придающая

правилу мотивирующий характер.

Найдите причастия, объясните написание в них двух букв н , опираясь на одно из условий, названных в этом тексте.

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1 . Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим).

2 . Извлекать информацию, преобразовывать её и передавать в других формах (графическая модель, схема).

VI. Развитие учебно-языковых и правописных умений.

Упр. 622 – анализируется ход рассуждений при выборе написания

одной или двух букв н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

Ученики самостоятельно восстанавливают 1-й шаг алгоритма

(вспоминают начало этапа открытия знаний): найти слово (глагол),

от которого образовано причастие (прилагательное).

Выполняется письменно в тетрадях с комментированием.

Упр. 623 – развивается первичное умение находить слова с изученной орфограммой, объяснять написание двух букв н в причастиях, опираясь на алгоритм и одно из условий, названных в упр. 621.

Выполняется с комментированием устно.

Упр. 624 – развивается умение писать слова с изученной орфограммой с опорой на алгоритм (либо схему правила), графически обозначать условия выбора орфограмм.

Выполняется с комментированием письменно.

Познавательные УУД

1 . Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы.

2. Владеть навыками отбора и систематизации материала.

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст (правило) в алгоритм).

Коммуникативные УУД

1. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

VII. Итог урока.

Прочитайте пары слов. Установите, в какой паре не работает заданная закономерность. Объясните, почему.

покрашенный – крашеный

выстиранный – стираный

подброшенный – брошенный

проглаженный – глаженый

Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ

VIII. Домашнее задание.

1. Воспроизводить правило, опираясь на схему.

2. Упр. 627.

Н/НН в причастиях и отглагольных прилагательных

Правописание Н или НН в страдательных причастиях – одно из тех правил, на которые регулярно в диктантах, сочинениях и тестах встречаются ошибки.

Прежде всего, запомните правило: В суффиксах полных страдательных причастий пишется две буквы Н, например, СПИЛЕННЫЕ ДЕРЕВЬЯ. В суффиксах кратких страдательных причастий пишется одна буква Н, например, ДЕРЕВЬЯ СПИЛЕНЫ.

Но поскольку полные страдательные причастия иногда очень похожи на прилагательные, чтобы избежать ошибок, полезно помнить четыре условия, при которых пишется две буквы Н:

1) причастие имеет приставку (кроме НЕ-), например, ВЫСУШЕННЫЕ ГРИБЫ;

2) причастие образовалось от глагола совершенного вида, например, РЕШЕННАЯ ЗАДАЧА - от глагола РЕШИТЬ (что сделать? – соверш. вид);

3) причастие имеет зависимые слова, например, ВЫСУШЕННЫЕ (где?) В ПЕЧКЕ ГРИБЫ;

4) Причастие образовано от глагола с помощью суффиксов –ОВА- или -ЕВА-, например, ВЗВОЛНОВАННОЕ ЛИЦО.

Если слово не имеет ни одного из этих признаков, то оно пишется с одним Н.

Кроме этого, есть несколько слов с двумя буквами Н, написание которых необходимо выучить точно так же, как мы запоминаем слова-исключения: НЕВИДАННЫЙ, НЕСЛЫХАННЫЙ, НЕЖДАННЫЙ, НЕГАДАННЫЙ, НЕЧАЯННЫЙ, ЖЕЛАННЫЙ, ЖЕМАННЫЙ, СВЯЩЕННЫЙ, ЧВАННЫЙ.

Образцы рассуждения

(1) Сколько Н надо написать в причастии из словосочетания ЗАПУЩЕ_ЫЙ САД? Прежде всего, надо посмотреть, есть ли у причастия приставка. В нашем случае приставка есть, значит, писать это слово надо с двумя Н: ЗАПУЩЕННЫЙ САД.

(2) Сколько Н надо написать в причастии из словосочетания БРОШЕ__ЫЙ ВЗГЛЯД? Прежде всего, смотрим, есть ли у причастия приставка. В нашем примере у причастия приставки нет, следовательно, надо сделать следующий шаг: определить вид глагола, от которого это причастие образовалось. БРОШЕ__ЫЙ образовалось от глагола БРОСИТЬ (что сделать?) Этот глагол совершенного вида, значит, в причастии надо писать две буквы Н: БРОШЕННЫЙ ВЗГЛЯД.

(3) Сколько Н надо написать в причастии из словосочетания ЖАРЕ__АЯ В ДУХОВКЕ РЫБА? У причастия в этом словосочетании есть зависимые слова: ЖАРЕ__АЯ (где?) В ДУХОВКЕ. Следовательно, в причастии надо писать две буквы Н: ЖАРЕННАЯ В ДУХОВКЕ РЫБА.

(4) Сколько Н надо написать в причастии из словосочетания АСФАЛЬТИРОВА_ОЕ ШОССЕ? Поскольку в этом причастии есть суффикс -ОВА-, в нем надо писать две буквы Н: АСФАЛЬТИРОВАННОЕ ШОССЕ.

(5) Сколько Н надо написать в слове ПЛЕТЕ_АЯ из словосочетания ПЛЕТЕ_АЯ КОРЗИНА? Поскольку у него нет приставки, нет зависимых слов, нет суффиксов -ОВА- или -ЕВА-, а также потому, что оно образовалось от глагола несовершенного вида ПЛЕСТИ (что делать?), нужно писать одну букву Н: ПЛЕТЕНАЯ КОРЗИНА.

УПРАЖНЕНИЕ

"Разве я могу не любить его? – говорила она себе, вникая в его испуга_н ый и вместе обрадова_н ый взгляд.

Левин тотчас же подумал об этом, но, несмотря на это, решил, что такие виды на него Свияжского есть только его ни на чем не основа_н ое предположение…
(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

Ну, гость неприглаше_н ый,
Быть может батюшка войдет!
Прошу служить у барышни влюбле_н ой!

Ей ленты алые вплели
В две русые косы,
Цветы, наряды принесли
Невида_н ой красы.

Кто хочет к нам пожаловать, – изволь;
Дверь отперта для зва_н ых и незва_н ых…
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

Петрушка, вечно ты с обновкой,
С разодра_н ым локтем.
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

…Были затребова_н ы от враждебного министерства сведения о тех мерах, которые были в последнее десятилетие примене_н ы…
(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

А тот чахоточный, родня вам, книгам враг,
В уче_н ый комитет который поселился…
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

И тут же думается ей –
Бог знает почему, –
Что небо звездное – песком
Посыпа_н ый листок,
Бессменно день и ночь в пути
На диво слаже_н ый возок…
(Н. А. Некрасов, «Русские женщины»)

Левин приезжал в Москву всегда взволнова_н ый, торопливый, немножко стесне_н ый и раздраже_н ый этою стесненностью и большею частью с совершенно новым, неожиданным взглядом на вещи.
(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

Нет, в этот вырубле_н ый лес
Меня не заманят,
Где были дубы до небес
А нынче пни торчат!
(Некрасов, «Русские женщины»)

На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторже_н ых детей?!
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

Степан Аркадьич уже сошел к себе вниз, разделся, опять умылся, облекся в гофрирова_н ую ночную рубашку и лег…(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

В Нерчинск придете, если вас
Дорога не убьет.
Навряд версты четыре в час
Закова_н ый идет...
(Н. А. Некрасов, «Русские женщины»)

С изуродова_н ым страстью лицом, бледный и с трясущеюся нижнею челюстью, Вронский ударил ее каблуком в живот и опять стал тянуть за поводья…
(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

У Дарьи Александровны разбегались глаза на этот элегантный, невида_н ый ею экипаж…
(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

Женился наконец на дочери его,
Прида_н ого взял - шиш, по службе - ничего.
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

Она вспомнила, как она рассказала почти признание, которое ей сделал в Петербурге молодой подчине_н ый ее мужа…
(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

К обеду приехали: старая кузина Алексея Александровича… …и один молодой человек, рекомендова_н ый Алексею Александровичу на службу.
(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

К перу от карт? и к картам от пера?
И положе_н ый час приливам и отливам?
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбле_н ому есть чувству уголок!..
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

Степан Аркадьич… в этом шуточном ухаживанье… и зашел нечая_н о так далеко, что уже не знал, как выбраться назад…
(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

Как эдаких людей учтивее зовут?
Нежнее? – человек он светский,
Отъявле_н ый мошенник, плут:
Антон Антоныч Загорецкий.
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

За то, что он смягчил разгнева_н ую гостью,
Хотел я похвалить.
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

Сидишь по часу нем,
Неугнете_н ый, бодрый ум
Работает меж тем...
(Н. А. Некрасов, «Русские женщины»)














Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с орфограммой “Одна буква Н в суффиксах кратких страдательных причастий”;
  • закрепить навык правописания суффиксов кратких и полных причастий;
  • развивать мышление, память, речь учащихся;
  • прививать интерес к изучению родного языка.

Оборудование:

1) интерактивная доска;
2) презентация к уроку;
3) листы с заданием для закрепления нового материала;
4) учебник “Русский язык. 6 класс”; авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова.

Ход урока

I. Организационный момент.

Запишите в рабочей тетради число, классная работа.

II. Актуализация знаний.

Сейчас вы должны будете ответить на несколько вопросов, и тогда вы узнаете, о чем пойдет речь на нашем уроке, помимо важного разговора на лингвистическую тему.

Слайд “Кроссворд”

1. Какие причастия имеют краткую форму?
(Страдательные.)

2. Какой суффикс будут иметь страдательные причастия прошедшего времени, образованные от основ глаголов не на -а, -я?
(-енн-)

3. Определите падеж причастия в словосочетании развивающегося города .
(Родительный)

4. С какой частью речи мы работаем на последних уроках?
(Причастие)

5. Назовите вид подчинительной связи в словосочетании, при котором главное слово требует постановки зависимого в определенном падеже.
(Управление.)

6. Образуйте действительное причастие настоящего времени от глагола холодеть .
(Холодеющий.)

7. Каким членом предложения чаще всего являются полные причастия?
(Определение.)

8. Глагольными признаками причастия являются вид, время. Назовите третий признак.
(Возвратность.)

ТРАДАТЕЛЬНЫЕ
Е НН
Р ОДИТЕЛЬНЫЙ
П РИЧАСТИЕ
У ПРАВЛЕНИЕ
Х ОЛОДЕЮЩИЙ
О ПРЕДЕЛЕНИЕ
В ОЗВРАТНОСТЬ
  • Прочитайте слово по первым буквам.
    (Серпухов.)

III. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке русского языка мы поговорим о нашем родном городе и познакомимся с новой орфограммой.

Слайд “Мой любимый город”

IV. Открытие новых знаний и формулирование темы урока

Прочитайте текст.

Слайд “Текст о гербе Серпухова”

Наш город основан в XIV веке. Немало удивительных страниц вписано в его историю. Необычен и герб Серпухова. На нем изображена диковинная птица – павлин. История создания герба связана с визитом Екатерины Дашковой в один их монастырей города. Княгиня была очень удивлена, когда ей навстречу из монастырских ворот вышли два павлина.

Слайд “Мой любимый город”

V. Закрепление нового материала.

1. Подберите определения, характеризующие наш город.
2. Я подобрала такие определения.

Отреставрированный, покрашенный, украшенный, построенный, освещенный, высаженный, позолоченный, ухоженный.

(Причастия на листе на доске.)

  • Это слова какой части речи?
    (Причастия.)
  • Какие это причастия?
    (Страдательные причастия прошедшего времени.)

3. Опишите, как выглядит наш город. Составьте предложения, образуя краткие причастия от данных. Вам помогут слова для справок и фотографии с видами Серпухова.

(Слова для справок на листе на доске.)

Слайд “Виды города”

Слова для справок: деревья, дома, площади, купола церквей, здания, улицы, фасады домов, жилые кварталы, клумбы, парк.

(Здания отреставрированы.
Фасады домов покрашены.
Площади города украшены к празднику.
Жилые кварталы недавно построены.
Улицы ярко освещены.
Деревья высажены вдоль тротуаров.
Купола церквей позолочены.
Газоны и цветочные клумбы ухожены.)

  • 1–3 предложения – устно.
  • 4–6 предложения – “по цепочке” у доски.
  • 7, 8 предложения – 2 ученика за доской.

VI. Развитие орфографических умений.

Слайд “Деформированный текст”

  • Перед вами деформированный текст, нарушена последовательность предложений в тексте. Прочитайте его про себя.

В 1982 году наш город награжде(н,нн) орденом Великой Отечестве(н,нн)ой войны I степени. Спустя четыре столетия, осенью 1941 года, путь устремившемуся к столице врагу вновь был прегражде(н,нн). Во все времена Серпухов стоял на страже южных рубежей Москвы. Фашисты были вынужде(н,нн)ы отступить. В середине XVI века для защиты от войска крымского хана была построе(н,нн)а белокаме(н,нн)ая крепость. За мужество и героизм, проявле(н,нн)ые в годы войны, тысячи серпуховичей отмече(н,нн)ы высокими правительстве(н,нн)ыми наградами.

  • Восстановите деформированный текст, то есть поставьте предложения в нужном порядке.

Во все времена Серпухов стоял на страже южных рубежей Москвы. В середине XVI века для защиты от войска крымского хана была построе(н,нн)а белокаме(н,нн)ая крепость. Спустя четыре столетия, осенью 1941 года, путь устремившемуся к столице врагу вновь был прегражде(н,нн). Фашисты были вынужде(н,нн)ы отступить. За мужество и героизм, проявле(н,нн)ые в годы войны, тысячи серпуховичей отмече(н,нн)ы высокими правительстве(н,нн)ыми наградами. В 1982 году наш город награжде(н,нн) орденом Великой Отечестве(н,нн)ой войны I степени.

Слайд “Восстановленный текст”

  • Найдите предложение, в котором отражена тема текста.

(Во все времена Серпухов стоял на страже южных рубежей Москвы.)

  • Какова основная мысль текста?

(Мужество и героизм города и его жителей, стоящих на защите южных рубежей столицы.)

  • Запишите текст, решая орфографические задачи. Графически обозначьте орфограммы.

Слайд “Проверка текста”

Во все времена Серпухов стоял на страже южных рубежей Москвы. В середине XVI века для защиты от войска крымского хана была построен а белокаменн ая крепость. Спустя четыре столетия, осенью 1941 года, путь устремившемуся к столице врагу вновь был прегражден . Фашисты были вынужден ы отступить. За мужество и героизм, проявленн ые в годы войны, тысячи серпуховичей отмечен ы высокими правительственн ыми наградами. В 1982 году наш город награжден орденом Великой Отечественн ой войны I степени.

  • Объясните правописание слов с удвоенной Н.

(Белокаменная, проявленные, правительственными, Отечественной.)

  • Почему в остальных словах пишется одна буква Н?

(В суффиксах кратких причастий всегда пишется одна буква Н.)

  • Каким членом предложения являются краткие причастия в предложении?

(Входят в состав составного именного сказуемого.)

  • Подчеркните краткие причастия как член предложения.

(На интерактивной доске.)

  • Найдите в тексте причастный оборот. Выделите его графически.

(За мужество и героизм, проявленные в годы войны ,…

устремившемуся к столице врагу…)

  • Объясните постановку знаков препинания при причастном обороте.

(Причастный оборот обособляется, если стоит после определяемого слова;
причастный оборот не обособляется, если стоит перед определяемым словом, выраженным существительным.)

(На интерактивной доске.)

Слайд пустой

VII. Контроль знаний.

Вам предстоит выполнить 6 тестовых заданий. Обращаю ваше внимание на то, что в каждом задании только 1 правильный ответ. Вы должны записать номер задания и вариант ответа. Время ограничено.

Слайд “Тест. Задание № 1, 2”

1. Чем в предложении чаще всего бывают причастия?

А) Сказуемым и обстоятельством.
Б) Определением и дополнением.
В) Сказуемым и определением.
Г) Определением и обстоятельством.

2. Причастие увиденный – это…

А) Действительное причастие настоящего времени.
Б) Действительное причастие прошедшего времени.
В) Страдательное причастие настоящего времени.
Г) Страдательное причастие прошедшего времени.

Слайд “Тест. Задание № 3, 4”

3. В причастии из словосочетания построенные здания пишется две буквы Н, потому что…

А) Это краткое причастие.
Б) Причастие имеет зависимые слова.
В) Причастие имеет приставку.
Г) Причастие имеет суффикс -ова- (-ева-).

4. В кратких причастиях пишется…

А) Одна буква Н, если причастие образовано от глагола совершенного вида.
Б) Всегда одна буква Н.
В) Всегда две буквы Н.
Г)
Две буквы Н, если у причастия есть зависимые слова.

Слайд “Тест. Задание № 5, 6”

5. Выберите ряд, в котором все слова являются краткими причастиями.

А) составлена, привезен, подготовлен
Б) исследован, румян, сделанный
В) обозначен, современна, укреплен
Г) окружена, искусственны, построен

6. Выберите ряд, в котором во всех причастиях пишется одна буква Н.

А) выполне..ые мастером, невида..ый успех
Б) вымоще..ый улицы, привезе..ый издалека
В) сорва..ые цветы, туристыобрадова..ы
Г) тайны разгада..ы, смышле..ый ученик

  • Проверьте себя.

Слайд “Ключи к тесту”

Ключи к тексту.

1. В.
2. Г.
3. В.
4. Б.
5. А.
6. Г.

  • Поставьте себе оценки.

Слайд “Нормы оценок”

“5” – нет ошибок.
“4” – 1 ошибки.
“3” – 2–3 ошибки.
“2” – более 3 ошибок.

  • Кто выполнил работу на оценку “5”?

Слайд пустой

VIII. Итог урока.

С какой орфограммой познакомились сегодня на уроке?

Слайд “Название орфограммы”

Назовите ключевые слова урока.

  • Страдательные причастия прошедшего времени.
  • Краткие причастия.
  • Суффиксы причастий.

Слайд “Ключевые слова”

IX. Домашнее задание.

Учебник § 76, № 642 стр. 270.

Интерактивный диктант

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Имена и названия. Интерактивный тренажер

Полезные ссылки

Летнее чтение

Запоминалки

Цитаты о языке

Скороговорки

Пословицы и поговорки

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Н/НН в причастиях и отглагольных прилагательных

Правописание Н или НН в страдательных причастиях – одно из тех правил, на которые регулярно в диктантах, сочинениях и тестах встречаются ошибки.

Прежде всего, запомните правило: В суффиксах полных страдательных причастий пишется две буквы Н, например, СПИЛЕННЫЕ ДЕРЕВЬЯ. В суффиксах кратких страдательных причастий пишется одна буква Н, например, ДЕРЕВЬЯ СПИЛЕНЫ.

Но поскольку полные страдательные причастия иногда очень похожи на прилагательные, чтобы избежать ошибок, полезно помнить четыре условия, при которых пишется две буквы Н:

1) причастие имеет приставку (кроме НЕ-), например, ВЫСУШЕННЫЕ ГРИБЫ;

2) причастие образовалось от глагола совершенного вида, например, РЕШЕННАЯ ЗАДАЧА — от глагола РЕШИТЬ (что сделать? – соверш. вид);

3) причастие имеет зависимые слова, например, ВЫСУШЕННЫЕ (где?) В ПЕЧКЕ ГРИБЫ;

4) Причастие образовано от глагола с помощью суффиксов –ОВА- или -ЕВА-, например, ВЗВОЛНОВАННОЕ ЛИЦО.

Если слово не имеет ни одного из этих признаков, то оно пишется с одним Н.

Кроме этого, есть несколько слов с двумя буквами Н, написание которых необходимо выучить точно так же, как мы запоминаем слова-исключения: НЕВИДАННЫЙ, НЕСЛЫХАННЫЙ, НЕЖДАННЫЙ, НЕГАДАННЫЙ, НЕЧАЯННЫЙ, ЖЕЛАННЫЙ, ЖЕМАННЫЙ, СВЯЩЕННЫЙ, ЧВАННЫЙ.

(1) Сколько Н надо написать в причастии из словосочетания ЗАПУЩЕ_ЫЙ САД? Прежде всего, надо посмотреть, есть ли у причастия приставка. В нашем случае приставка есть, значит, писать это слово надо с двумя Н: ЗАПУЩЕННЫЙ САД.

(2) Сколько Н надо написать в причастии из словосочетания БРОШЕ__ЫЙ ВЗГЛЯД? Прежде всего, смотрим, есть ли у причастия приставка. В нашем примере у причастия приставки нет, следовательно, надо сделать следующий шаг: определить вид глагола, от которого это причастие образовалось. БРОШЕ__ЫЙ образовалось от глагола БРОСИТЬ (что сделать?) Этот глагол совершенного вида, значит, в причастии надо писать две буквы Н: БРОШЕННЫЙ ВЗГЛЯД.

(3) Сколько Н надо написать в причастии из словосочетания ЖАРЕ__АЯ В ДУХОВКЕ РЫБА? У причастия в этом словосочетании есть зависимые слова: ЖАРЕ__АЯ (где?) В ДУХОВКЕ. Следовательно, в причастии надо писать две буквы Н: ЖАРЕННАЯ В ДУХОВКЕ РЫБА.

(4) Сколько Н надо написать в причастии из словосочетания АСФАЛЬТИРОВА_ОЕ ШОССЕ? Поскольку в этом причастии есть суффикс -ОВА-, в нем надо писать две буквы Н: АСФАЛЬТИРОВАННОЕ ШОССЕ.

(5) Сколько Н надо написать в слове ПЛЕТЕ_АЯ из словосочетания ПЛЕТЕ_АЯ КОРЗИНА? Поскольку у него нет приставки, нет зависимых слов, нет суффиксов -ОВА- или -ЕВА-, а также потому, что оно образовалось от глагола несовершенного вида ПЛЕСТИ (что делать?), нужно писать одну букву Н: ПЛЕТЕНАЯ КОРЗИНА.

«Разве я могу не любить его? – говорила она себе, вникая в его испуга _н ый и вместе обрадова _н ый взгляд.

Левин тотчас же подумал об этом, но, несмотря на это, решил, что такие виды на него Свияжского есть только его ни на чем не основа _н ое предположение…
(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

Ну, гость неприглаше _н ый,
Быть может батюшка войдет!
Прошу служить у барышни влюбле _н ой!

Ей ленты алые вплели
В две русые косы,
Цветы, наряды принесли
Невида _н ой красы.

Кто хочет к нам пожаловать, – изволь;
Дверь отперта для зва _н ых и незва _н ых…
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

Петрушка, вечно ты с обновкой,
С разодра _н ым локтем.
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

…Были затребова _н ы от враждебного министерства сведения о тех мерах, которые были в последнее десятилетие примене _н ы…
(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

А тот чахоточный, родня вам, книгам враг,
В уче _н ый комитет который поселился…
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

И тут же думается ей –
Бог знает почему, –
Что небо звездное – песком
Посыпа _н ый листок,
Бессменно день и ночь в пути
На диво слаже _н ый возок…
(Н. А. Некрасов, «Русские женщины»)

Левин приезжал в Москву всегда взволнова _н ый, торопливый, немножко стесне _н ый и раздраже _н ый этою стесненностью и большею частью с совершенно новым, неожиданным взглядом на вещи.
(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

Нет, в этот вырубле _н ый лес
Меня не заманят,
Где были дубы до небес
А нынче пни торчат!
(Некрасов, «Русские женщины»)

На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторже _н ых детей?!
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

Степан Аркадьич уже сошел к себе вниз, разделся, опять умылся, облекся в гофрирова _н ую ночную рубашку и лег…(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

В Нерчинск придете, если вас
Дорога не убьет.
Навряд версты четыре в час
Закова _н ый идет.
(Н. А. Некрасов, «Русские женщины»)

С изуродова _н ым страстью лицом, бледный и с трясущеюся нижнею челюстью, Вронский ударил ее каблуком в живот и опять стал тянуть за поводья…
(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

У Дарьи Александровны разбегались глаза на этот элегантный, невида _н ый ею экипаж…
(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

Женился наконец на дочери его,
Прида _н ого взял — шиш, по службе — ничего.
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

Она вспомнила, как она рассказала почти признание, которое ей сделал в Петербурге молодой подчине _н ый ее мужа…
(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

К обеду приехали: старая кузина Алексея Александровича… …и один молодой человек, рекомендова _н ый Алексею Александровичу на службу.
(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

К перу от карт? и к картам от пера?
И положе _н ый час приливам и отливам?
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбле _н ому есть чувству уголок.
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

Степан Аркадьич… в этом шуточном ухаживанье… и зашел нечая _н о так далеко, что уже не знал, как выбраться назад…
(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

Как эдаких людей учтивее зовут?
Нежнее? – человек он светский,
Отъявле _н ый мошенник, плут:
Антон Антоныч Загорецкий.
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

За то, что он смягчил разгнева _н ую гостью,
Хотел я похвалить.
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

Сидишь по часу нем,
Неугнете _н ый, бодрый ум
Работает меж тем.
(Н. А. Некрасов, «Русские женщины»)

Н и НН в прилагательных и причастиях

  • Особенности правописания Н и НН в прилагательных и причастиях
  • Н и НН в прилагательных, образованных от существительных
  • Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных
  • Тест по теме
  • Особенности правописания Н и НН в прилагательных и причастиях

    В русском языке правописание Н и НН в прилагательных и причастиях зависит от способа образования конкретного прилагательного и его грамматических особенностей.

    Примеры Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях : кованое изделие, нарисованный портрет, убранная комната, задача решена.

    Н и НН в прилагательных, образованных от существительных

    В прилагательных, образованных от существительных НН пишется в случаях:

  • Если прилагательное образовано при помощи суффиксов -онн- (-енн-) . (торжественный, утренний, клюквенный) . Исключения масленый , ветреный (но безветренный, наветренный ).
  • Если прилагательное образовано при помощи суффикса -н- от существительного с основой на (бетонный, ценный, именной) .
  • Одна буква Н пишется:

  • Если прилагательное образовано с помощью суффиксов -ин-, -ан- (ян-) (платиновый, полотняный, кожаный) . Исключения – оловянный, стеклянный, деревянный .
  • В кратких прилагательных правописание Н и НН аналогично правописанию в полных прилагательных (юный – юн, зеленые – зелены, длинная – длинна) .

    Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных

    Написание Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий, зависит от глаголов, от которых они образованы, а также наличия или отсутствия в слове приставок.

    НН пишется :

  • В отглагольных прилагательных и полных причастиях, образованных от глаголов совершенного вида (собранный, обрезанный, купленный) . Исключения крещеная мать, раненый солдат, смышленый ребенок, названая сестра (но названная по фамилии ) и др.
  • В страдательных причастиях прошедшего времени, которые образованы от глаголов несовершенного вида и имеют зависимые слова (читанный неоднократно роман, вязанный спицами шарф, кошенное недавно поле) .
  • В прилагательных и причастиях, образованных от глаголов с приставками кроме не- (напуганный, перегруженный, зачищенный) . Исключения непуганый, незваный, нечищеный и др.
  • В причастиях и прилагательных на -ованный (-еванный) (лакированный, рифмованный, выкорчеванный) .
  • Н пишется :

    • Если отглагольное прилагательное образовано от глагола несовершенного вида без приставки при помощи суффиксов -ен-, -н- и не имеет зависимых слов (мороженый, топленый, плетеный) . Исключения деланный, желанный, действенный и др.
    • В некоторых причастиях, образованных от глаголов несовершенного вида (слыханный, писанный, виденный, рисованный, виданный) .
    • В кратких причастиях всегда пишется одна Н (территория убрана, дом достроен, сено скошено) .

      Правила написания буквы н в причастиях

      Правописание -Н- и -НН- в причастиях

      Пишется -Н-:

      В кратких страдательных причастиях

      Письмо (каково?) написаНо

      Картины (каковы?) развешаНы

      Пишется -НН-:

      В полных страдательных причастиях, образованных от глаголов совершенного вида

      куплеННая тетрадь

      (от глагола совершенного вида купить )

      В полных страдательных причастиях прошедшего времени

      брошеННый камень

      В причастии, имеющем при себе зависимые слова (т.е. в причастном обороте)

      крашеННая (чем?) масляной краской дверь;

      варёННый (где?) в кастрюле картофель

      При наличии приставки (кроме не-)

      В причастиях на -ованный (-еванный)

      мариноваННый в уксусе
      исклеваННый птицей

      В причастиях, выражающих временное состояние

      Он, ранеННый , ждал помощи

      1) При всем множестве случаев, когда в полном страдательном причастии пишется НН, их всех объединяет одно обстоятельство: во всех случаях это причастия прошедшего времени. Поэтому получается, что прошедшее время – достаточное условие написания НН в полных причастиях. Больше того, можно сказать и так: полные страдательные причастия всегда пишутся с двумя Н. Если в слове одна буква Н, то это не причастие, а отглагольное прилагательное (например, печеная картошка, плавленый сыр).

      2) Не забывайте о том, что причастия могут переходить в прилагательные – и в этом случае в слове пишется одна буква Н. Поэтому важно не путать причастия и прилагательные.

      назваНый брат – назваННый братом
      (переход причастия назва нн ый в прилагательное назва н ый );

      посажеНый отец – посажеННый во дворе
      (переход причастия посаже нн ый в прилагательное посаже н ый ).

      raal100.narod.ru

      Правописание н и нн в причастиях

      1. В полных формах страдательных причастий прошедшего времени, образованных от совершенного вида (как приставочных, так и бесприставочных) пишется нн , например: купленный, исправленный, названный, спаренный, срезанный, решённый, высушенный, брошенный, пленённый, данный, заставленный, наказанный, проработанный, встроенный и др.

      Исключения: с одним н пишутся полностью утратившие связь с причастиями отглагольные (образованные от совершенного вида) прилагательные, входящие в состав устойчивых сочетаний, например: конченый человек, прощёное воскресенье, названый брат, посажёный отец.

      Примечание 1. Вышеприведенные страдательные причастия могут употребляться и в значении прилагательного, но это не влияет на их написание, например: выдержанный человек (с выдержкой), данный случай (именно этот), заинтересованный разговор (представляющий интерес), изможденный старик (очень уставший).

      2. В отглагольных прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов несовершенного вида, пишется одно н , например: правленый, вяленый, жареный, варёный, мочёный, кипячёный, глаженый, кованый, кошеный, стриженый, стираный, ломаный, мощёный, плетёный, гружёный, плавленый, мороженый, а также раненый (хотя образовано от двувидового глагола ранить). С одним н пишется прилагательное смышленый.

      Исключения: С двумя н пишутся отглагольные прилагательные, образованные от бесприставочных глаголов несовершенного вида: виданный, виденный, деланный, желанный, слыханный, считанный, нежданный-негаданный.

      Примечание 1. Вышеприведенные отглагольные прилагательные при наличии зависимых слов переходят в разряд причастий и пишутся с двумя н , например: мощенные булыжником улицы, груженные лесом вагоны, раненный в ногу боец, стриженный парикмахером мальчик.

      Примечание 2. С двумя н пишутся отглагольные прилагательные, образованные от бесприставочных глаголов несовершенного вида с суффиксами -ован (-ёван) , например: балованный, рискованный, корчёванный, линованный. В отглагольных прилагательных кованый, жёваный сочетания ов (ев) входят в состав корня, а не суффикса.

      3. Не влияет на написание страдательных причастий и отглагольных прилагательных наличие частицы не- , например: нерешенные проблемы, незаинтересованные лица, неизведанный край; нехоженые тропы, некрашеная стена, непрошеный гость, некошеный луг.

      4. Разграничение страдательных причастий и образованных от них прилагательных (тем самым выяснение вопроса о написании нн–н ) иногда производится не по формальному признаку, а по смысловому. Например, в предложении Будучи раненным, солдат оставался в строю слово раненный – причастие и пишется с двумя н, несмотря на отсутствие при нем приставки и пояснительных слов: оно сохраняет глагольное значение.

      Примечание 1. В сочетаниях глаженые-переглаженые брюки, латаная-перелатаная шуба, ношеный-переношеный костюм, стираное-перестираное белье, читаная-перечитаная книга, штопаные-перештопаные чулки и т.п оба слова в целях единообразия следует писать с одним н . Кроме того, вторая часть сложных образований, несмотря на то, что образована от глаголов совершенного вида, подчиняется слову в целом, имеющему значение прилагательного.

      Примечание 2. Не меняется написание отглагольных прилагательных также в составе сложных слов, например: гладкокрашеный, цельнокроеный, домотканый, златокованый, малоезженый, малохоженый, малоношеный, малосоленый, мелкодробленый, свежегашеный, свежемороженый и др. (ср. с подобными прилагательными, в которых вторая часть сложного слова образована от приставочного глагола: гладкоокрашенный, малонаезженный, свежезамороженный и др.).

      5. В существительных, образованных от страдательных причастий и отглагольных прилагательных, пишется два н или одно н в соответствии с производящей основой, например:

      1) бесприданница, воспитанник, данник, избранник, священник, ставленник, утопленник;

    2) вареник, копчености, мороженое, мученик, труженик, ученик.

    6. В наречиях, образованных от отглагольных прилагательных, пишется столько н , сколько в полных формах прилагательных, например: деланно улыбаться, нежданно-негаданно явиться, путано объяснять.

    7. В кратких формах страдательных причастий, в отличие от полных всегда пишется одно н , в кратких формах отглагольных прилагательных пишется столько н , сколько в полных формах. Ср.:

    Демократическая общественность взволнована (причастие: ее взволновали) сообщениями о межнациональных столкновениях. – Игра актера была проникновенна и взволнованна (прилагательное: полна волнения).

    Многие из них были приближены ко двору и возвышены (причастие: их возвысили). – Их идеалы и стремления были возвышенны (прилагательное: благородны и глубоки).

    Их дети воспитаны (причастие: их воспитали) в духе передовых идей. – Манеры этой девушки свидетельствуют о том, что она тактична и воспитанна (прилагательное: умеющая хорошо себя вести).

    Иногда простые вопросы бывают искусственно запутаны (причастие: их запутали). – Сюжеты этих произведений сложны и запутанны (прилагательное: трудны для понимания).

    Вам всегда везет, вы, по-видимому, избалованы (причастие: вас избаловали) судьбой. – При неправильном воспитании дети обычно капризны и избалованны (прилагательное: испорчены баловством, капризны, изнежены).

    Эти выводы обоснованы (причастие: их обосновали) самой логикой исследования. – Предъявленные нам требования произвольны и необоснованны (прилагательное: неубедительны).

    Масштабы работ были ограничены (причастие: их ограничили) отпущенными средствами. – Его возможности ограниченны (прилагательное: малы).

    Врачи были озабочены (причастие: их озаботило) состоянием больного. – Шторм усиливался, и лица моряков были серьезны и озабоченны (прилагательное: беспокойны).

    Суд не усмотрел в данном деле состава преступления, и обвиняемые были оправданы (причастие: их оправдали). – Чрезвычайные меры в этих условиях были необходимы и вполне оправданны (прилагательное: имеющие объяснение).

    Все варианты дальнейшей игры шахматистом до конца продуманы (причастие: он их продумал). – Ответы экзаменующихся были содержательны и продуманны (прилагательное: разумны, обоснованны).

    Примечание 1. Некоторые отглагольные прилагательные в составе сложных слов пишутся в полной форме с двумя н , а в краткой – с одним н , например: общепризнанное превосходство – превосходство общепризнано, свежезамороженные ягоды – ягоды свежезаморожены.

    Примечание 2. В некоторых отглагольных прилагательных допускается двоякое написание в краткой форме в зависимости от значения и конструкции: при наличии зависимых слов пишется одно н , при отсутствии – два н , например: Сестра намерена вскоре уехать. - Его дерзость намеренна. Мы преданы Родине. - Старые друзья всегда преданны. Наши легкоатлеты уверены в победе. - Движения гимнастов легки и уверенны. Она не заинтересована в успехе этого начинания. - Лица слушателей заинтересованны.

    Н и НН в причастиях

    Страдательные причастия прошедшего времени образуются при помощи суффиксов
    -нн-/-енн- , поэтому при написании их часто путают с отглагольными прилагательными, делая характерные ошибки. Для правильного употребления н и нн в причастиях необходимо запомнить:

  • Две буквы н пишутся в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени.
  • Одна н в причастиях пишется только в случаях, когда причастие употребляется в краткой форме.
  • Таблица Особенности правописания н и нн в причастиях

    Тест по теме

    Не понравилось? — Напиши в комментариях чего не хватает.

    1. 1. Ramzan Ramzan 6,296
    2. 2. Елизавета Анчербак 5,056
    3. 3. Iren Guseva 4,925
    4. 4. Анастасия Гудяева 3,482
    5. 5. admin 3,392
    6. 6. Александра Люханчикова 3,122
    7. 7. Мухаммад Амонов 3,084
    8. 8. Гузель Миннуллина 2,374
    9. 9. Артём Чекуров 2,016
    10. 10. Алёна Кошкаровская 1,886
    11. Самые активные участники недели:

    12. 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
    13. 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
    14. 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
    15. Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

    16. 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
    17. 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
    18. 3. Михаил Воронин — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
    19. Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

      Прочитайте. Какие причастия чаще других переходят в прилагательные? Есть ли разница в написании н в кратких страдательных причастиях и кратких прилагательных, образованных путём перехода причастий в прилагательные?

      Причастия могут переходить в прилагательные.

      В предложении Зрители любовались сдержанными, мягкими движениями актрисы слово сдержанный употребляется в значении «спокойный, нерезкий, мягкий». Слово, приобретя значение постоянного признака качества, стало качественным прилагательным. От него теперь образуются степени сравнения: сдержанный - сдержаннее, более сдержанный, самый сдержанный .

      Применяя данное правило, рассуждайте так: сочинение написа(н, нн)о: написа(н, нн)о - краткое причастие, поэтому в суффиксе надо писать одну букву н : написано; дети рассея(н,нн)ы : слово рассеянный утратило значение времени и приобрело значение постоянного признака: рассеянный, невнимательный .

      Рассеянный - полное прилагательное; краткое прилагательное, образованное от полного с двумя н , пишется тоже с двумя н : кр. прил.: рассеянн ы.

      141. Образуйте и запишите краткие страдательные причастия прошедшего времени во множественном числе. Составьте два предложения с однородными членами, употребите в них причастия в краткой форме.

      Отрезать, дать, потерять, увидеть, рассмотреть, найти.

      142. Спишите. Обозначьте суффиксы причастий. Подчеркните страдательные причастия как члены предложения.

      1. Волосы у Веры гла..ко причёса(н, нн)ы. 2. Гла..ко причёса(н, нн)ые волосы пр..дают лицу Веры строгость. 3. Вспом..наю лицо дяд.. с вечно нахмуре(н, нн)ыми бровями. 4. У дяди брови чаще всего нахмуре(н, нн)ы. 5. Интересно бесед..вать с ребятами, увлечё(н, нн)ыми своим делом. 6. Моя сестра всегда увлече(н, нн)а какой(либо) новой идеей. 7. Тучи рассея(н, нн)ы ветром. 8. Люди взволнова(н, нн)ы активностью солнца. 9. Море взволнова(н, нн)о.

      143. От данных глаголов образуйте и запишите полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени. Обозначьте условия выбора изученной орфограммы (см. образец в рамке).

      Выразить, под..лить, доставить, ос..ждать, ост..влять, испортить, поправить, приобретать, присваивать, про..влять, разрешить, схв..тить, утратить, защ..мить, сохр..нить, сэкономить.

      144. При списывании вставьте пропущенные запятые и замените глаголы неопределённой формы полными или краткими страдательными причастиями. Устно объясните употребление н и нн в суффиксах.

      Есть немало ребят, которые сч..тают возможным выбежать из дому в (измять) фуражк.. или шапк.. с (ра..пустить) болта..щимися ушами. Хлястик у них вечно (оборвать), пуговиц (не)хватает, ботинки не(чистить) с того самого дня, как их купили. Встречают(?)ся и такие, которые сч..тают, что мусорить нельзя только в комнатах а в автобусах и тро(л, лл)ейбусах, на улицах (не)задумываясь бросают (скомкать) обёртку от мороженого корки от (очистить) апельсинов огрызки (съесть) яблок.

      (А. Дорохов)

      145. Опираясь на текст предыдущего упражнения, продумайте и запишите выступление в публицистическом стиле: используйте обращения, объясните, как нужно вести себя в общественных местах, призовите ребят к порядку. Произнесите подготовленный текст.

      146. Проанализируйте слова. Спишите, распределяя их по видам орфограмм на месте скобок. Обозначьте условия выбора н или нн . Составьте два сложных предложения, используя записанные слова и подчёркивая их как члены предложения.

      Неизме(н, нн)ый, жела(н, нн)а, нарисова(н, нн)ые, забрызга(н, нн)ый, соверше(н, нн)а, непрекло(н, нн)а, родстве(н, нн)ые, пересыпа(н, нн)ое, выраще(н, нн)а, выглаже(н, нн)а, запачка(н, нн)ые, песча(н, нн)ый, измуче(н, нн)ый (взгляд), измуче(н, нн)ый (дорогой путник), испечё(н, нн)ый (картофель), печё(н, нн)ый (пирог), топлё(н, нн)ое (молоко), истопле(н, нн)ая (печь), измуче(н, нн)ы, законче(н, нн)а.

      147. Ниже приведён план работы школьного туристского кружка. Спишите, заменяя выделенные глаголы краткими страдательными причастиями. У вас получится отчёт ребят о подготовке к походу.

      1. Составить м..ршрут с указанием на карт., мест остановок для ночлега.
      2. Проверить исправность туристского сн..ряжения.
      3. Получить согласие родителей на участие в походе.
      4. Проверить у всех умения ставить палатку и разж..гать костёр.

      148. Замените прилагательные, образованные от глаголов, однокоренными причастиями. Составьте предложения с любыми из однокоренных прилагательных и причастий.

      Вязаная кофта, плетёная корзина, мощёная улица, гружёная баржа, крашеное полотно, мороженое мясо, пилёный сахар, кипячёное молоко, мочёные яблоки.

      149. Прочитайте текст. Спишите, устно объясните правописание н и нн в суффиксах; вставьте пропущенные запятые. Назовите причастия, их виды.

      Мамина родня жила в деревне. К ним я приезжал на каникулы. Бабушка держала корову. Из хлева, который был соединё(н, нн) с домом, слышалось, как корова вздыхала перетирала сено дышала.

      Сам дом был стар но очень прочен(н, нн), хотя и срубле(н, нн) лет ещё пятьдесят назад. В доме всегда топилась печь а в ней томилась крынка топлё(н, нн)ого молока запечё(н, нн)ого до коричневой корочки. На столе духовитой горкой - пирожки. До чего вкус(н, нн)ы, аппетит(н, нн)ы, румя(н, нн)ы! Бабушка строгим голосом выговаривала мне, что я тощ, некормле(н, нн), непое(н, нн), вид у меня болезне(н, нн), но за нарочитым ворчанием угадывалась такая любовь, что я уплетал этих пирожков раза в два больше, чтобы только её порадовать.

      (А. Лыков)

      150. Конечно, у вас дома есть фотографии родных, друзей, знакомых. Выберите ту фотографию, где запечатлен человек, который вам нравится. Кто это? Давно ли у вас эта фотография? О чём вам говорит лицо этого человека, его поза, одежда? Составьте текст - подпись к фотографии. Используйте в случае необходимости синонимы (см. рамку). Подчеркните в сочинении причастия, если вы их употребили.

      представить
      вообразить
      увидеть

      151. Выборочное изложение. Прочитайте отрывок из рассказа М. Шолохова «Судьба человека». Выберите материал для одной из тем: «Портрет мальчика и мужчины», «Отец», «Сын». Озаглавьте своё изложение. Подчеркните в своём изложении причастия.

      Я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. Он вёл за руку маленького мальчика, судя по росту - лет пяти-шести, не больше. Они устало брели по направлению к переправе» но, поравнявшись с машиной, повернули ко мне. Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную, сказал приглушённым баском:

      Здорово, браток!

      Здравствуй.- Я пожал протянутую мне большую, чёрствую руку. Мужчина наклонился к мальчику, сказал:

      Поздоровайся с дядей, сынок. Он, видать, такой же шофёр, как и твой папанька.

      Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку. Я легонько потряс её, спросил:

      Что же это у тебя, старик, рука такая холодная? На дворе теплынь, а ты замерзаешь?

      С трогательной детской доверчивостью мальчик прижался к моим коленям, удивлённо приподнял белёсые брови.

      Какой же я старик, дядя? Я вовсе мальчик, и я вовсе не замерзаю, а руки холодные - снежки катал потому что.

      Сняв со спины тощий вещевой мешок, устало присаживаясь рядом со мной, отец сказал:

      Беда мне с этим пассажиром!

      Мы долго молчали. Он положил на колени большие тёмные руки, сгорбился. Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе...

      Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника.

      Украдкой рассматривая отца и сынишку, я с удивлением отметил про себя одно, странное, на мой взгляд, обстоятельство. Мальчик был одет просто, но добротно, и то, как сидела на нём подбитая лёгким мехом длиннополая курточка, и то, что крохотные сапожки были сшиты с расчётом надевать их на шерстяной носок, и очень искусный шов на разорванном когда-то рукаве курточки - все выдавало женскую заботу, умелые материнские руки.

      А отец выглядел иначе: прожжённый в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а скорее наживлена широкими, мужскими стежками.