Библиотечные сценарии мероприятий ко космонавтики. Общешкольное мероприятие ко Дню космонавтики

Сценарий игровой познавательной программы «Космос-планета-мы!», посвященной дню Космонавтики

Цель : Развитие знаний детей о космосе, известных космонавтах, и первооткрывателях космоса.
Задачи :
- развитие познавательного интереса и знаний об истории космонавтики,
- развивать у детей любознательность, мышление, речь, память, внимание,
- воспитывать чувство патриотизма и гражданственности.
Описание : материал будет полезен для педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования, учителей, а также воспитателей дошкольных учреждений.
Контингент учащихся: 9-12 лет
Реквизит : воздушные шары с буквами, фольга, скотч, обруч, мячи, ведра, ориентиры, тарелки, пюре фрутоняня.
Ход программы:
Звучит музыка, на экране Слайд 1.
Ведущий : Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня для всей нашей страны великий день. Кто знает, как он называется и чем он знаменит? Слайд 2. Правильно, именно в этот день 12 апреля 1961 года выведен на орбиту первый космический корабль с человеком на борту. Кто же стал 1 в мире космонавтом? (Юрий Гагарин). Слайд 3.
Издавна человечество стремилось к звёздам. С незапамятных времён люди мечтали о полётах на Луну, на планеты Солнечной системы, к далёким таинственным мирам. В 1960 году этот момент настал. Счастливчиком для роли в космонавты стал 26-летний Юрий Гагарин. Его зачислили в отряд космонавтов в число летчиков, которые обладали отличными навыками управления летательными аппаратами. Слайд 4. Требования к кандидатам (их было 20 человек) были высокие и жесткие. Здоровье должно быть отменное, выносливость и дисциплина, отличные знания и навыки на высоком уровне. Юрий Алексеевич блестяще закончил курс подготовки. Слайд 5. И 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин с космодрома Байконур совершает свой судьбоносный полет. Давайте посмотрим, как это происходило (гиперссылка на картинке).

Как вы уже смогли увидеть, в 9 часов 6 минут со стартовой площадки космодрома Байконур была запущена ракета “Восток” под управлением Юрия Гагарина. Когда ракета начала подъем, Гагарин сказал историческую фразу: «Поехали!». Его полет продолжался 108 минут и завершился успешным приземлением у села Смеловка Саратовской области СЛАЙД6. После такого прорыва в освоении космоса Юрий Гагарин получил досрочное звание майора и одновременно звание Героя Советского Союза.
Юрий Алексеевич мечтал о новых полетах. Однако судьба распорядилась по-своему СЛАЙД 7. 27 марта 1968 года Ю.А. Гагарин трагически погиб в авиационной катастрофе во время тренировочного полета вместе с инструктором, героем Советского Союза Владимиром Серегиным.
Вскоре, в 1968 году, этому празднику придали статус международного СЛАЙД 8. Благодаря подвигу Юрия Гагарина, День космонавтики сегодня отмечается с уважением и почетом тех, кто внес вклад в развитие современных космических технологий.
Имя Юрия Гагарина будет жить, пока живет человечество. Его именем названы улицы, площади и учебные заведения. Во многих городах есть памятник Великому космонавту, есть музеи Гагарина. В день космонавтики во всех городах и селах проводятся различные мероприятия.
Со дня полета Юрия Гагарина многое изменилось: и техника, и подготовка экипажей, и программа работы на орбите. Работают в космосе теперь подолгу, и не только мужчины, но и женщины. Первой женщиной космонавтом считается Валентина Терешкова. Слайд 9. По сей день она остается единственной в мире женщиной, отправившейся в космический полет в одиночку, без помощников и напарников. Слайд 10. Она также стала первой женщиной в России, удостоенной звания генерал-майора. Именно в этом звании Терешкова и ушла в отставку в 1997 году, в возрасте шестидесяти лет. Валентина Терешкова навеки вписала свое имя в историю Советского Союза, России и всего мира.

Конечно, каждый может захотеть
Из космоса на Землю посмотреть.
Но хватит ли терпения и сил?
Лишь тот, кто храбро всё переносил,
Отправиться в космический полёт.
Вперёд, ребята, космос нас зовёт!
Ну что, ребята, вы готовы испытать себя в роли космонавтов? Тогда мы смело можем начинать нашу программу «Космос-планета-мы!». Слайд 11.

И для начала проведем разминку. Слайд 12. Сейчас каждый из вас почувствует себя в космосе в невесомости. Для этого вам нужно встать со своих мест, или выйти к нам вперед. По команде вы должны прокрутится вокруг себя 5 раз. Готовы? Тогда начали! Считаем! А теперь попробуйте сделать ласточку, это будет означать полет в невесомость. Поаплодируем всем ребятам, я вижу, что вы очень старательные и терпеливые ребята.

Конкурс на координацию движения.

Ведущий : Ребята, кто скажет, почему космонавты в космосе не могут ходить как мы по земле, а парят в воздухе?
Дети : им мешает невесомость.
Ведущий . Правильно. Наша планета притягивает к себе все предметы: людей, животных, камни и т. д. Поэтому мы не можем высоко прыгнуть, а если бросим мяч, то он возвращается на землю. А когда космический корабль уходит далеко от Земли, то она уже не притягивает, и космонавты находятся в невесомости, т. е. плавают, летают... Вот и следующий наш конкурс - это испытание на невесомость. Слайд 13.
Для конкурса нужно 6 ребят. Каждый из вас получает по 1 воздушному шарику. Ваша задача подкинуть вверх воздушный шарик (в каждом из шариков лежат кусочки бумаги с буквами: С, А, Т, У, Р, Н), и пока он находится в невесомости, в воздухе, вы должны рассмотреть, какие буква внутри него находится. Как только вы увидели букву, вы должны подбежать к стулу, написать ее. В результате у вас должно получится 1 слово – название планеты.

Конкурс «Невесомость» гиперссылка на картинку.

Ведущий : Чтобы отправиться в полет, космонавт проходит множество испытаний. И одно из них, это умение разгадывать шифр. Сейчас перед вами таблица с цифрами. Каждая буква соответствует определенной букве алфавита. Вам необходимо разгадать предложение по цифрам. В уме просчитать буквы и разгадать зашифрованное послание. Итак, внимание на экран. Слайд 14. Поехали! Кто отгадает первое слово, кричит с места.

Конкурс «Шифровальщик»

Зашифрованные телеграммы:
3, 15,10, 14, 1, 15, 10, 6 Внимание
17, 16, 19, 1, 5, 12, 1 Посадка
15, 6, 3, 16, 9, 14, 16, 8, 15, 1 Невозможна
31, 17, 10, 5, 6, 14,10, 33 Эпидемия
19, 17, 1, 19, 1, 11, 20, 6, 19, 30 Спасайтесь

Ведущий : Молодцы, ребята, ответ получен. Зашифрованным предложением получилось «Внимание! Посадка невозможна, эпидемия, спасайтесь!».
Ведущий : Испытание на невесомость мы прошли. Разгадывать зашифрованные слова получилось, ну теперь мы можем отправиться в космос и примерить на себя костюм космонавта? Скажите, ребята, как он называется? Да, без скафандра в открытый космос нам нельзя. Слайд 15. Поэтому предлагаю соорудить его самим. Для этого конкурса нам необходимы 9 игроков. Вам дается фольга и скотч. 1 игрок станет космонавтом, а двое других будут помощниками. Ваша задача обмотать фольгой космонавта и прикрепить это скотчем. Кто сделает это лучше, тот и побеждает.
Надежность костюма проверим, сделав несколько шагов в невесомости (дети в «скафандрах» делают несколько шагов).

Ведущий : Теперь у нас есть скафандры. Давайте запечатлеем этот момент. (Фото на память). И мы смело можем отправиться в космос. Кстати, первым человеком, который побывал в открытом космосе, был Алексей Леонов. Выход Леонова в открытый космос осуществлялся с борта опытного корабля "Восход-2". Экипаж корабля состоял уже из двух человек. Командир аппарата был Павел Беляев, а пилотом назначили Алексея Леонова. Специально только для данной миссии был сделан скафандр "Беркут", который его в последствии и подведет.
Ну а мы надеемся, что у нас в полете ничего плохого не произойдет, поэтому отправимся для начала на самую маленькую планету, под названием Плутон. Слайд 16. Для этого конкурса нам нужно 2 команды по 6 человек. Каждому из вас дается обруч. 1 игрок залезает в обруч, т.е. как бы входит в открытый космос. Вы бежите до ориентира – это будет планета Плутон. На ней вы должны взять кусочек земли, чтобы передать ученым для более подробного изучения планеты. Кусочком земли или породы станет мяч. Вы его зажимаете между ногами и бежите передавать эстафету следующему игроку. Заканчиваете свой полет, передав эстафету следующему игроку и положив мяч в корзину. Кто быстрее слетает на Плутон и соберет больше материала, тот и побеждает.


Ведущий : Мы продолжаем наш полет в солнечную систему, где мы можем повстречаться с неземными существами. И нам нужно быть готовыми к встречи с ними. Давайте попробуем с ними подружиться. Итак, следующий конкурс «Инопланетяне». Слайд 17. Приглашаю 2 команды по 6 человек. Каждому игроку нужно для начала нарядиться инопланетянами (одеть тарелку на 1 ухо, другую – на другое, а сверху положить третью тарелку, а на руки и ноги одеть специальные перчатки). И без помощи рук с тарелкой на голове добегаете до ориентира, так, чтобы ничего не упало, также возвращаетесь обратно и передаете эстафету следующему игроку. Кто первый справится с заданием, тот и побеждает.


Ведущий : У космонавтов очень долгий и сложный полет. И ему обязательно захочется перекусить. Космонавт пищу берет с собой, и ему не нужны ложки и вилки, потому что пища запаяна в тубы. Слайд 18. Космонавты пищу выдавливают прямо в рот. Для конкурса очень вкусного конкурса прошу выйти 4 человека.
Каждому из участников дается пюре фрутоняня. Нужно как можно быстрее его съесть. Кто первым съест, не оставив ни грамма еды, тот и побеждает.
Конкурс «Обед космонавта». гиперссылка на картинку.


Ведущий . Что, ребята, пообедали? Пора узнать название планеты, на которую мы прибыли. Посмотрите внимательно на свои тюбики. И найдите букву, которая обведена. Из всех букв вам нужно составить слово и вы узнаете, название еще одной планеты (Уран). Ребята выполняют задание.
Ведущий: Отлично мы сегодня потрудились, и я предлагаю закрепить знания о космосе. Проведем конкурс «В космос всем открыта дверь, ну-ка сам себя проверь!» Я задаю вам вопрос, а вы должны правильно на него ответить.
1. Назовите дату 1 полета в космос. (12 апреля 1961 г.)
2. Кто стал первым человеком, отправившимся в космос? (Ю.А. Гагарин)
3. Как назывался его корабль? (Корабль «Восток»)
4. Как называется космодром, с которого в космос поднимаются русские ракеты? Где он находится? (Байконур, Казахстан)
5. Какая планета в солнечной системе самая большая? (Юпитер, больше Земли в 13 раз) Какая маленькая? (Плутон)
6. Кто первым вышел в открытый космос? (Алексей Леонов)
7. Назовите русских женщин-космонавтов. (Валентина Терешкова, Светлана Савицкая)
8. Как звали собак которые первыми вернулись из космоса? (Белка, Стрелка)
9. Как называют американских космонавтов? (Астронавты)
10. Кто был вторым, после Гагарина, советским космонавтом? (Герман Титов)
11. Перечислите планеты солнечной системы. (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Уран, Сатурн, Нептун, Плутон)
12. Может ли звезда упасть? (Нет)
13. Какие падающие тела мы называем «падающими звездами» (Метеориты)
14. Как называется оптический прибор для исследования космических тел? (Телескоп)
15. Как называется наука, изучающая небесные тела? (Астрономия)

Ведущий : Молодцы, ребята! На этом наша программа подходит к концу и завершить я бы хотела ее словами космонавта Юрия Гагарина: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета, люди, будем хранить, и преумножать эту красоту, а не разрушать ее». Гиперссылка на картинку. Давайте будем выполнять завет первого летчика-космонавта. А я с вами прощаюсь, до свидания, до новых встреч!

Ведущий . Наш сегодняшний праздник посвящен одной из самых интересных сфер человеческой деятельности — космонавтике. Вы ведь знаете, почему именно в этот день мы отмечаем этот праздник? Именно 12 апреля все услышали по своим радиоприемникам: «Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза! Московское время — 10 часов 2 минуты. Передаем сообщение ТАСС о первом в мире полете человека в космическое пространство. 12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту. Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника «Восток» является гражданин Советского Союза летчик Гагарин Юрий Алексеевич».

Ведущая . Да, именно Юрию Алексеевичу Гагарину мы обязаны этим праздником. Он был первым человеком, который вышел в космос. Звездное небо с давних времен манило людей, и человечество прошло долгий путь развития от своих теоретических размышлений до настоящих практических открытий. Давайте вместе вспомним, как же все начиналось.

Ученик 1 . Изучение космоса привлекло людей еще в античности, когда философы задумывались над проблемами мироздания и системой движения планет. Только несколько небесных тел можно увидеть невооруженным глазом. Это Солнце, Луна, пять планет и наиболее яркие звезды. Но впервые изучением космоса занялся Галилей. Он первый изготовил подзорную трубу.

Ученик 2 . Галилей несколько раз подбирал линзы, и наконец его попытки обрели успех. Первая его труба состояла из двух линз — вогнутой и выгнутой. А после нескольких попыток Галилею удалось изготовить трубу с тридцатикратным увеличением. Она имела длину 1245 мм; объективом у нее была выпуклая очковая линза диаметром 53 мм, а плосковогнутый окуляр имел оптическую силу — 25 диоптрий. Эта труба до сих пор хранится в музее во Флоренции.

Ученик 3 . Галилей первым понял, что основное научное назначение зрительной трубы — это наблюдение небесных тел. Галилей занимался изучением Луны. Он первый увидел на ней многочисленные кратеры и горные вершины. А изучая Млечный путь, Галилео Галилей определил, что это огромное скопление звезд.

Ученик 4 . Да, Галилео Галилей внес огромный вклад в изучение космоса. За его первой зрительной трубой последовали многочисленные телескопы, которые год от года совершенствовались. Так, сначала появился оптический телескоп. Он создает изображение с помощью света, который собирает на линзы или зеркала.

Ученик 5 . Но он имел множество минусов. Изображение было в виде размытого пятна неправильной формы. Астрономы стали искать способ устранения этой проблемы. Они стали использовать объективы с очень большим фокусным расстоянием. Телескопы были огромными по размеру и неудобными в использовании. Чуть позже появились телескопы на штативах, которые просуществовали вплоть до XVIII века. Но и они имели свои недостатки. Из-за ветра астрономы получали плохое изображение.

Ученик 6 . За оптическим последовал радиотелескоп, который собирает на свои тарелки исходящие от космических объектов импульсы и сигналы. У истоков его изобретения стоял Рональд Брейсвелл. Первоначально радиотелескоп был назван спектрогелиограф и предназначался для изучения микроволнового фона Солнца.

Ученик 7 . Другое достижение человечества — это космические телескопы, которые устанавливают в открытом космосе. Они дают многократное увеличение и возможность различать самые мелкие предметы на дальних расстояниях. Самый большой телескоп сооружен в Мексике. Он находится на вершине вулкана Сьерра Негра, который расположен на высоте 4580 метров. Диаметр антенны самого большого телескопа составляет рекордные 50 метров.

Ученик 8 . Чем дальше уходило изучение космоса, тем больше росло желание человека лично освоить это пространство. С запуском первого искусственного спутника Земли человечество вышло на новый уровень. Это случилось 4 октября 1957 года. «Спутник-1» — первый искусственный спутник Земли. Его кодовое обозначение — ПС-1 (Простейший Спутник-1). Запуск осуществлялся с 5-го научно-исследовательского полигона министерства обороны СССР «Тюра-Там», впоследствии переименованного в космодром Байконур, при помощи ракеты-носителя «Спутник».

Ученик 9 . С тех пор на околоземной орбите были высажены тысячи спутников, которые отслеживают все земные и космические процессы. Но самое главное событие — это все- таки первый полет в космос человека. А для нас главное, что это полет нашего соотечественника, русского человека Юрия Алексеевича Гагарина.

Ведущий . Юрию Алексеевичу пришлось проделать огромный путь. Давайте вместе проследим его дорогу от маленького мальчика до великого покорителя космоса.

Ученик 10 . Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в селе Клушино. Он был выходцем из крестьянской семьи. Его отец — Алексей Иванович Гагарин был плотником, а мать — Анна Тимофеевна Матвеева — свинаркой. Гагарин учился сначала в деревенской школе, потом, когда его семья переехала в Гжатск, в местной школе. Затем он поступил в Люберецкое ремесленное училище. В августе 1951 Гагарин поступил в Саратовский индустриальный техникум, а 25 октября 1954 года впервые пришел в Саратовский аэроклуб. В 1955 году Юрий Гагарин совершил первый самостоятельный полет на самолете Як-18.

Ученик 11. 9 декабря 1959 года Гагарин написал заявление с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты. Уже через неделю его вызвали в Москву, где он прошел всестороннее медицинское обследование в Центральном научно- исследовательском авиационном госпитале. Вначале 1960 года последовала еще одна специальная медкомиссия, которая признала старшего лейтенанта Гагарина годным для космических полетов. 3 марта 1960 года приказом Главнокомандующего ВВС Константина Андреевича Вершинина он был зачислен в группу кандидатов в космонавты, а с 11 марта приступил к тренировкам.

Ученик 12. Кроме Гагарина на место первого космонавта претендовали еще двадцать офицеров-летчиков. Затем из двадцати выбрали только шестерых. Человека, который полетит в космос, определили только в последний момент. На заседании ГК выбрали Гагарина, его дублером стал Герман Титов. Было подготовлено три сообщения ТАСС о полете Гагарина в космос. Первое было об успешном полете, второе — обращение к правительству других стран, если вдруг корабль-спутник упадет на территорию других стран или же в океан, и третье — трагическое сообщение.

Ученик 13 . Старт был дан в 9:07 по московскому времени с космодрома Байконур. Гагарин облетел земной шар за 1 час 48 минут и благополучно вернулся на Землю. Он приземлился в Саратовской области, недалеко от Энгельса. Первыми людьми, которые встретили космонавта, стали жена лесника Анна Акимовна Тахтарова и ее шестилетняя внучка Рита.

Ученик 14 . После полета Гагарин стал поистине героем, который прославил нашу страну. Сразу после приземления он получил звание майора. Юрию Алексеевичу в Москве был организован грандиозный прием. От самолета, на котором прилетел Гагарин, до здания правительства была постелена красная ковровая дорожка. На Красной площади Никита Хрущев наградил Юрия Гагарина Золотой Звездой «Героя Советского Союза» и новым званием «Летчик-космонавт СССР».

Ученик 15. Юрий Гагарин погиб в авиационной катастрофе вблизи деревни Новоселово Киржачского района Владимирской области во время тренировочного полета 27 марта 1968 года в 10:30 утра. Вместе с Гагариным в кабине самолета находился его инструктор, Герой Советского Союза полковник Владимир Серегин.

Ученик 16 . Сегодня имя Юрия Алексеевича Гагарина знают все. Во многих городах существуют улицы, проспекты, аллеи, школы имени Гагарина. Его имя носят: город Гагарин (бывший Гжатск) и район (бывший Гжатский), кратер на обратной стороне Луны, астероид № 1772, золотая медаль ФАИ, которая присуждается с 1968 года, площадь в Москве, где стоит памятник космонавту.

Ведущая. Сегодня мы многое узнали о человеке, который первым покорил вселенское пространство. Бесконечно добрый, сильный, талантливый и упорный, он проделал огромный путь. Огромное мужество потребовалось Гагарину, чтобы преодолеть не только физические, но и психологические нагрузки. Он действительно был Человеком с большой буквы, который вывел свою страну на новый уровень.

Ведущий . А теперь давайте посмотрим, как внимательно вы слушали наших выступающих. Мы зададим вам несколько вопросов.

Вопросы для викторины:

1. Кем была изобретена первая зрительная труба? (Галилео Галилеем)

2. Какие линзы использовал Галилео Галилей? (Вогнутую и выгнутую)

3. Какие еще виды телескопов существуют? (Оптический, радиотелескоп, космический)

4. Какой недостаток имеют оптические телескопы? (Нечеткое изображение)

5. Где построен самый большой телескоп? (В Мексике)

7. Какое кодовое обозначение имел первый искусственный спутник Земли? (ПС-1)

9. Имя первого человека, покорившего космос? (Юрий Алексеевич Гагарин)

10. Сколько длился первый полет человека в космос? (108 минут)

11. Кто был выбран дублером Юрия Алексеевича Гагарина? (Герман Титов)

12. Как назывался корабль-спутник, на котором Гагарин совершил полет? («Восток»)

13. Где приземлился Юрий Алексеевич Гагарин? (В Саратовской области)

14. Какое звание получил Юрий Алексеевич Гагарин сразу после приземления? (Майор)

15. Какой город сейчас носит имя Гагарина? (Гжатск)

Начиная планирование мероприятия и сценария Дня космонавтики, главное внимание следует уделить разнообразию его элементов - детям должно быть интересно. Этот праздник проводится с учетом особенностей каждой возрастной категории школьников.

Младшие классы

Маленьких детей не следует перегружать информацией об освоении космического пространства. Мероприятия должны содержать больше подвижных и логических игр. Можно предложить детям создать своими руками оформление для праздника: игрушки, рисунки, поделки, посвященные Дню космонавтики.

Ученикам 1-4 классов информацию следует подавать в игровой форме. Только в этом случае праздник запомнится им надолго и вызовет много положительных эмоций.

Можно выбрать несколько детей из класса и распределить для них роли, дать выучить небольшие стихи. Это поможет вовлечь малышей в ход мероприятия, увеличить степень их участия в проведении праздника.

Старшая школа

Школьникам постарше будет интереснее воспринимать информацию при помощи медиа-презентаций, слайд-шоу. Конкурсы также должны присутствовать в сценарии, описывающем День космонавтики. Классный час будет активным и интересным.

Старшеклассникам предпочтительнее преподносить более серьезную, углубленную информацию по теме мероприятия. Можно уделить внимание биографиям легендарных космонавтов, основным событиям на пути освоения космоса и т. д.

Старшеклассники также должны принимать активное участие в проведении мероприятий ко Дню космонавтики. Это может быть такая форма работы, как распределение ролей между детьми, подготовка информации на заданную тему. Главное, чтобы было оригинально и динамично. Не стоит слишком затягивать проведение мероприятия.

Мотивация детей

Планируя День космонавтики, сценарий следует начать со вступления и мотивации проведения этого мероприятия. Это можно сделать самостоятельно или при участии детей-ведущих.

Обязательно нужно уделить внимание вопросу, почему именно 12 апреля отмечается всенародный праздник. Следует рассказать о подвиге Юрия Гагарина, открывшего путь человечеству к звездам, донести информацию детям в доступной для их возраста форме.

Можно рассказать о событиях, которые предшествовали первому полету в космос, после чего люди стали праздновать День космонавтики. Год 1957 положил начало эре освоения человечеством пространства за пределами нашей планеты.

Конкурсы и игры ко Дню космонавтики для младших школьников

Существует множество конкурсов, которые проводятся в этот день. Маленьким детям будет очень весело, представив себя космонавтами суперсовременного межпланетного корабля, узнать быт астронавтов. Для этого рекомендуется провести конкурс "Завтрак космонавта". На нитке привязывают несколько яблок и предлагают детям съесть фрукты, не касаясь их руками. Почти как в условиях невесомости. Выигрывает тот, кто съест свой "завтрак" быстрее всех.

Конкурс "Настоящий космонавт" позволит принять участие в игре всем желающим. Для его проведения на пол кладется веревка или лента. Каждый конкурсант перед началом своего маршрута 5 раз оборачивается вокруг себя (представляя преодоление перегрузок при выходе на орбиту), а после пытается пройти по прямой, не сходя с пути.

Очень хорошо, если перед проведением праздника была продумана система наград и поощрений для участников.

Тематические творческие работы

Конкурс "Космические художники" также внесет разнообразие в школьный День космонавтики. Поделки, выполненные детьми, должны рассказывать о кометах, астронавтах, звездолетах. Это будет способствовать развитию творчества и принесет много позитива классному часу, посвященному Дню космонавтики.

Также можно предложить построить ракету, на которой дети все вместе отправятся в воображаемый полет к звездам. Перед проведением мероприятия будет интересно предложить детям подготовить музыкальный номер на космическую тему. Такое выступление станет ярким воспоминанием как для участников, так и для зрителей.

Тематические приемы в старшей школе

Составляя сценарий Дня космонавтики для более взрослых учеников, можно уделить внимание таким формам активного участия детей в мероприятии, как викторины, слайд-шоу и заранее подготовленные выступления.

Проводя День космонавтики в школе, можно предложить детям разделиться на 2 группы, выбрать для них названия и принять участие в игре "Привет из космоса". Ученики должны написать послание астронавтов из глубин Вселенной, используя слова на букву "П". Письмо должно быть познавательным и оригинальным. Чье сообщение будет длиннее, та команда и победила.

Понравится всем присутствующим заранее подготовленное музыкальное выступление одного или нескольких участников. Номер репетируется детьми заранее, можно сделать соответствующие костюмы.

Игры для старших школьников ко Дню космонавтики

Еще один интересный конкурс называется "Метеоритный дождь". Космические корабли попали под атаку астероидов. Каждый участник команды должен проявить собранность и взаимопомощь, чтобы избежать столкновения с разрушительными объектами.
Нужно давать правильный ответ "да" или "нет" на поставленный вопрос, чтобы уберечь экипаж корабля от аварии.

Ведущий задает вопросы на космическую тематику. Например:

  • Ю. А. Гагарин облетел вокруг Земли за 1 час 48 минут? (Да)
  • Солнце меньше Земли? (Нет)

Каждый "меткий" ответ добавляет команде 1 балл и помогает ее космическому кораблю избежать столкновения с метеоритом.

Допускается использование более активных конкурсов. Проводя День космонавтики, мероприятия такого типа следует ставить рядом с пассивными формами работы.

Внесет большое оживление в проведение классного часа игра "Ракета". Для этого двум парам предлагается принять участие в построении межпланетного корабля. Желательно если это будет тандем "мальчик и девочка". Ученик поднимает руки и складывает ладони вместе, изображая ракету. Ученица начинает обматывать его бумажным полотенцем, не закрывая лица (оставляя иллюминатор для астронавта). Та пара, которая быстрее справится с заданием, получает награду и звание Главного конструктора.

Материал для проведения мероприятия

День космонавтики в школе должен быть соответствующе оформлен, поэтому необходимо подготовить теоретический материал.

Следует принести портрет Ю. А. Гагарина, материалы для конкурсов, подобрать соответствующее музыкальное сопровождение и слайды. Можно тематически оформить помещение, например звездами, плакатами с рисунками, подготовленными учениками и т. д.

Если планируется выкладка теории, можно с помощью проектора или специальных слайдов представить наглядный материал. Интересные факты о космической промышленности, пространстве Вселенной и другую информацию также будет интересно послушать детям.

Примером для подрастающего поколения станут биографии легендарных космонавтов Ю. А. Гагарина, Г. С. Титова, В. В. Терешковой. Они достигли своей цели благодаря силе характера, упорству, преданности Родине.

Грамотно спланированный День космонавтики в школе станет настоящим событием для всех участников. Такое мероприятие запомнится надолго. Учитывая возрастные особенности детей, проведение Дня космонавтики каждый год будет развивать в школьниках командный дух, чувство уважения, патриотизм, а также творческое мышление, фантазию, умение высказывать свои мысли. Праздник принесет массу ярких впечатлений и позитивных эмоций.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО

РАЙОНА «РОВЕНЬСКИЙ РАЙОН» БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ

НЕДЕЛИ КОСМОНАВТИКИ

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ


РОВЕНЬКИ

1. Пояснительная записка……………………………………………………….4

2. Цели и задачи проведения Недели космонавтики в общеобразовательных учреждениях………………………………………….….……………………....5

3. План проведения Недели космонавтики……………...………………...…..6

4. Звездный сын Земли. Общешкольная линейка…………………………….7-9

5. Внеклассное мероприятие «Юные Гагаринцы» для учащихся 1 - 3 классов……………………………………………….......................................10-13

6. Классный час «День космонавтики» для учащихся 5-8 классов……….14-18

7. Конкурс эрудитов для учащихся 9-11 классов…………………………..19-27

8. Список использованной литературы……………………………………….28

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Муниципальный центр оценки качества образования управления образования администрации Ровеньского района направляет в общеобразовательные учреждения методические рекомендации по организации и проведению Недели космонавтики в общеобразовательных учреждениях.

В честь 50-летия полета Юрия Гагарина 2011-й год объявлен Годом российской космонавтики. Президент РФ Дмитрий Медведев принял предложение Правительства о праздновании в 2011-м году годовщины первого полета человека в космос и подписал соответствующий Указ.

12 апреля Россия отмечает день космонавтики. Это особенный день – день триумфа науки и всех тех, кто работает в космической отрасли. Полет Юрия Гагарина, длившийся 108 минут, стал мощным прорывом в освоении космоса. Профессия космонавта еще 30-40 лет назад была пределом мечтаний всех школьников – все хотели повторить подвиг Юрия Гагарина и совершить полет вокруг Земли. Прошло время, эта опасная и сложная профессия стала не столь популярной. Но люди, работающие в этой отрасли, по-прежнему с огромным энтузиазмом делают свою работу. И тема космоса, звездного пространства остается интересной для всех школьников.

Методические рекомендации рекомендованы для использования руководителями общеобразовательных учреждений района и педагогическими работниками, реализующими проблему патриотического воспитания обучающихся в урочной и внеурочной деятельности.

Цели и задачи проведения Недели космонавтики

в общеобразовательных учреждениях

Цели:

Повышение уровня знаний школьников в области истории российской космонавтики;

Формирование мотивации к изучению истории «физики»;

Воспитание патриотических качеств у подрастающего поколения;

Создание условий для формирования гражданской позиции детей и подростков через пропаганду достижений отечественной космонавтики.

Задачи:

Способствовать повышению уровня знаний в области истории российской космонавтики; знаний о роли нашей страны в освоении космоса, о сегодняшнем и завтрашнем дне российской космонавтики;

Поднимать дух патриотизма и способствовать повышению интереса школьников к личности Ю.А.Гагарина и первому полету человека в космос;

Развивать в детской и подростковой среде принцип активной творческой жизненной позиции;

Способствовать поиску и поддержке талантливой и творческой молодежи;

Профессиональная ориентация обучающихся.

План проведения недели космонавтики

Понедельник:

1. Проведение торжественной линейки в образовательном учреждении, посвящённой Году Российской космонавтики;

2. Акция «Улыбка Гагарина – в каждой школе» к 50-летию первого полета человека в космос.

(В рамках этой акции предлагается оформить стенд и разместить портрет первого космонавта планеты – Ю.А.Гагарина в ОУ).

3. Просмотр фильмов о космосе 1 – 11 классы

Вторник:

1. Книжная выставка, посвящённая Году Российской космонавтики;

2 Устный журнал ";История космических побед";:

1. Какими представляли Землю и небеса люди в древности

2. Первые крылья человечества

3. Циолковский Константин Эдуардович

4. Королёв Сергей Павлович

5. Гагарин Юрий Алексеевич

6. Пионеры космоса

7. На Луну

8. Космические станции ";Мир"; и МКС.

Среда:

1. Проведение тематических классных часов: «День космонавтики», «Космическая азбука», «Первый космонавт», «Самая прекрасная из планет», «Космический подвиг»;

2. Конкурс чтецов «50-летию российской космонавтики посвящается…» для учащихся 5-8 классов;

3. Диспут «Есть ли жизнь на Марсе?»

Четверг:

1. Конкурсы детских рисунков, плакатов, посвящённые Дню космонавтики, например ";Мы и космос";, ";Космос в нашей жизни"; для учащихся 1-11 классов;

2. Внеклассное мероприятие «Юные Гагаринцы» для учащихся 1-3 классов.

Пятница:

1. Конкурс эрудитов для учащихся 9-11 классов;

2. Конкурс кроссвордов «Профессия космонавт».

Суббота:

1. Конкурс поделок «Мой космолет»;

2. Подведение итогов. Церемония награждения.

Звёздный сын Земли

Общешкольная линейка

Попова Е. В., директор школы,

МОУ ";Покровская основная

общеобразовательная школа";

Ивнянского района Белгородской области

50 лет назад наша Родина первой открыла дорогу к звездам, когда русский человек Юрий Гагарин совершил первый в мире полет вокруг нашей планеты, открыл человечеству необозримые просторы Вселенной.

Я считаю, что достижения человека, добрые поступки, победы в жизни тесно связаны с душевными качествами человека, а внутренний мир человека формируется в детстве, в семье, среди друзей, на лоне природы.

Юрии родился на Смоленщине, в деревне Клушино 9 марта 1934 года в простой крестьянской семье. Бегал по лужам с деревенскими мальчишками. Весной, когда сходил снег, ребятишки запускали бумажного змея, и Юра, бегая за ним, думал: «Вот бы и мне с ним лететь».

В 1941 году поступил учиться в среднюю школу, но в мирное детство ворвалась война. Родное село Юрия оказалось в тылу врага. Семье Гагариных пришлось испытать на себе все ужасы и тяготы военного лихолетья. Но именно в эти годы у будущего космонавта зародилась мечта летать, стать летчиком.

Однажды над родным селом, занятым фашистами, советский летчик повторил подвиг капитана Гастелло, протаранив немецкий самолет. Объятый пламенем самолет упал на скопившиеся, на сельской улице немецкие танки и пушки. «Вот так надо любить Родину и ненавидеть врагов, - подумал Юра. Я вырасту и обязательно буду летчиком». Став взрослым, он выполнил свое обещание. По окончании войны семья Гагариных переезжает в райцентр Гжатск (ныне город Гагарин). Здесь он с отличием оканчивает неполную среднюю школу и поступает в Люберецкое ремесленное училище в Подмосковье. Одновременно учится в школе рабочей молодежи. Получив профессию формовщика-литейщика, Юрий поступает в Саратовский индустриально-педагогический техникум. Всерьез увлекается спортом. Но авиация и самолеты влекут его неудержимо.

На четвертом курсе техникума он поступает в Саратовский аэроклуб, где его наставниками становятся очень опытные наставники. Именно аэроклуб сыграл решающую роль в выборе дальнейшего пути. Здесь он совершил первый самостоятельный полет на небольшом самолете ЯК-18.

А далее годы летят, как одно мгновение: Военно-авиационное училище в городе Оренбурге, первое офицерское звание-лейтенант, свадьба с Валентиной Горячевой, служба в суровых условиях Севера, рождение дочери Елены, рапорт о зачислении в группу кандидатов в космонавты, поездки в Москву на строгие медицинские комиссии, переезд с семьей в столицу.

Весной 1960 года Юрий Гагарин уже серьезно готовится к полету в космос. Тренировки, парашютная и летная подготовка, велись в городе Киржаче. Он был удобен для этих целей по многим причинам: Во-первых, это был закрытый объект, принадлежащий парашютному НИИ, во-вторых, Киржач близко расположен к Чкаловскому аэродрому и Звездному городку. Условия здесь были самыми подходящими: пустующие деревянные казармы, построенные еще в годы войны, приспособили под укладочную парашютов, мастерскую и гостиницу экспериментаторов, а потом - космонавтов.

Наконец Байконур. Трудно было выбирать среди сильных и мужественных людей, прошедших длительную подготовку и горящих желанием осуществить этот полет. Но постепенно выделился один человек – старший лейтенант Ю. Гагарин. На этом сошлись медики, механики, тренеры. Он с успехом прошел испытания в сурдокамере, на стремительной центрифуге и в полетах с временной невесомостью. Показал неистребимое упорство, неистощимый оптимизм, беззаветный патриотизм. Кроме отличного здоровья, он обладал огромной волей к победе, выносливостью, целеустремленностью, трудолюбием.

Настал день старта – 12 апреля. На космонавтах оранжевые скафандры, на головах белые шлемы с красными буквами «СССР».

«Летчик, старший лейтенант Гагарин к первому полету на космическом корабле «Восток» готов!»- бодро докладывает будущий космонавт. Сказав несколько слов провожающим его людям, он поднимается в кабину корабля. Начинается обратный отсчет времени. Знаменитое гагаринское «Поехали!», что услышали люди на Земле сквозь грохот двигателей, знает теперь весь мир. Полёт Ю. Гагарина продолжался 108 минут. За это время на космическом корабле «Восток» Гагарин облетел вокруг земного шара, установив тем самым сразу три абсолютных мировых космических рекорда: продолжительности полёта-108 минут, высоты полёта-327,7 километров и рекорд максимально полезного груза, поднятого на эту высоту,-4725 килограмм. Этот полёт сам по себе уникален. Несмотря на небольшую продолжительность, он был первым, и было доказано, что человек может жить и работать в космосе. На Земле появилась новая профессия-КОСМОНАВТ.

Страна ликовала. Все только и говорили о полете, о Гагарине. Москва встречала своего героя. Цветы, улыбки, праздничное ликование. Героя поздравляли члены правительства, вручали высокие награды. За осуществление первого в мире космического полета Юрию Алексеевичу Гагарину было присвоено звание майора и впервые учрежденное звание «летчик-космонавт». За героический подвиг, прославивший нашу Родину, за мужество, отвагу и беззаветное служение народу и делу прогресса первому в мире летчику-космонавту майору Юрию Гагарину было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда», в Москве был установлен бюст Героя. Потом были многочисленные поездки по зарубежным странам. Всему миру стала известна его улыбка.

На свою родину, в Гжатск Смоленской области, Ю. Гагарин попал только в июне 1961 года. Юрий Алексеевич был назначен командиром отряда советских космонавтов, избран депутатом Верховного Совета СССР, членом ЦК ВЛКСМ. Продолжал активную летную деятельность, совершенствовал свое образование, поступив в Военно-воздушную академию имени Н. Е. Жуковского. И готовился к новому космическому полету, приступив к тренировкам по программе нового космического корабля «Союз»

Киржачский район - одно из печальнейших мест на Земле. Это место авиационной катастрофы, унесшей жизнь первого космонавта Земли, которому едва исполнилось 34 года. Она случилась во время тренировочного полёта 27 марта 1968 года. Эта катастрофа потрясла весь мир.

Самолёт МИГ-17 упал в глухой непроходимый лес около деревни Новосёлово Киржачского района и взорвался. Установить истинную причину катастрофы так и не удалось, хотя официальной комиссией было проведено беспрецедентное по глубине и тщательности расследование. На месте трагической гибели Ю.А. Гагарина и лётчика В.С.Серёгина сооружён мемориал, в центре его - стела из красного камня, на которой в барельефном изображении - портреты погибших. Зимой и летом идут сюда люди, чтобы минутой скорбного молчания почтить память героев, приезжают их родные и близкие, российские и зарубежные космонавты. Гагаринский старт открыл двери во Вселенную. Пусть всего 108 минут, но эти минуты стали поворотными в истории. За ними стояли годы неутомимой, самоотверженной работы. «В клубке орбит, намотанных на земной шар, никогда не потеряется первый виток - гагаринский»,- писал Г. Титов.

Пройдут годы, века, в памяти человечества многое сотрется или утратит свою ценность, но имя Юрия Гагарина в истории земной цивилизации останется навсегда. Люди подобны звездам: одни тлеют, но живут долго, а другие быстро сгорают, но при этом создают столько света и тепла, что не заметить их невозможно.

Думаю, что жизнь первого космонавта подобна звезде, которая указала человечеству путь, осветила небосвод и безвременно погасла.

А. Щербаков. Стихи о первом космонавте.

Но можно ли поверить в это,

Что в буйстве яростного света

Он жаркой искрою сгорел…

Нет, не предписано судьбой

Ему растаять в слезный стон.

Судьба его бессмертием овеяна.

Его характер век наш отковал.

Он улыбался с Мавзолея Ленина,

И мир, как в День Победы, ликовал.

Внеклассное мероприятия «Юные Гагаринцы»

для учащихся 1-3 классов

Е.Горелова. Пермская область

Звучит веселая музыка «Вместе весело шагать»

Ведущий1: Добрый день.

Ведущий 2 :Здравствуйте.

Ведущий 1

Когда в космические дали

Уходят чудо - корабли,

Мы все тепло сердец им дарим

И вспоминаем, как Гагарин

В то утро стартовал с Земли

Как в неизвестности он мчался

Весомой поступью земной

Под кораблем весь мир вращался

И свет эпохи излучался

Апрельской утренней звездой.

Ведущий 2

Когда по дальним звездным трассам

В сиянье завтрашних дорог

Уйдут космические асы

Все вспомнят, как могучий разум

Звезду, Гагарина, зажег.

Ведущий 1

Космонавт!

Такого слова не было

Среди многих тысяч слов

Привезли его на землю с неба

Летчики Гагарин и Титов.

Ведущий 2

Если спросить космонавтов с чего начинается дорога в космос, мы непременно услышим ответ: «С мечты».

Ведущий 1

Ребята, а вы хотите побывать в космосе. Дети дружно отвечают: «Да».

Ученик : Если в космос мы хотим

Значит скоро полетим,

Самым дружным будет наш,

Наш веселый экипаж.

Ведущий 2.

Предлагаю совершить космическое путешествие в Галактику хорошего настроения, на Орбиту знаний, провести ряд исследований и экспериментов, после которых вы станете настоящими Юными Гагаринцами.

Ведущий 1

Командирам экипажей 1-3 классов сдать рапорт о готовности к полету

начальнику космодрома (директор школы)

Командиры сдают рапорт « Экипаж «Звездочка» 1 класса в количестве 20 человек к полету готов», командир экипажа Иванов Иван и т.д. все командиры экипажей всех классов

Директор : Полет разрешаю.

Ведущий 1. Внимание! Всем приготовиться к запуску. В полете каждый космонавт должен выполнять космические правила.

Ведущий 2 .

Школьник, не забудь в космонавты держишь путь.

      Главным правилом у нас – выполнять любой приказ!

      Космонавтом хочешь стать – должен очень много знать!

1. Любой космический маршрут – открыт для всех кто любит труд!

2. Только дружных, звездолет, может взять с собой в полет!

    Скучных, хмурых и сердитых не возьмем мы на орбиты!

    Приготовиться к полету.

Вместе оба ведущих :

Пять, четыре, три, два, один, пуск.

Звучит музыка звук взлетающей ракеты и видео ракеты.

Ведущий 1.

И так мы оказались в открытом космосе

В космос всем открыта дверь

Ну-ка, сам себя проверь.

Ведущий 2

Ребята вам предлагается ответить на вопросы.

Вопрос экипажу 1 класса.: Назовите день и месяц, когда отмечается День космонавтики? (12 апреля)

Ведущий 1

Вопрос экипажу 2 класса: Назовите первых двух российских женщин- космонавтов? (Светлана Савицкая, Валентина Трешкова)

Ведущий 2.

Вопрос экипажу 3 класса: Кто был конструктором космического корабля, на котором совершил полет Юрий Гагарин? (Сергей Королев)

Ведущий 1

Вопрос 1 класса: Как называется город в котором работают и живут космонавты? (Звездный городок)

Ведущий 2.

Вопрос 2 класса: В каком году школе присвоено имя Ю.А. Гагарина (1961)

Ведущий 1

Вопрос 3 классу: Макет памятника какого животного имеется в Народном музее космонавтики и авиации (Собачка «Звездочка»)

Ведущий 2

Следующее задание: отгадать загадки:

1.Экипажу 1 класса – Космонавт, наш первый был

Был для всех примером

Веселый, смелый парень

Фамилия его … (Гагарин)

2..Экипажу 2 класса – Самолет, ли дирижабль

Нет, космический корабль

Может облететь планету

Называется … (ракета)

3Экипажу 3 класса- По орбите дом летает,

Космонавтов принимает

Были здесь все нации

На орбитальной… (станции)

Звучат фанфары

Ведущий 1 . Вопросы викторины:

1 класс. Летательный аппарат, на котором летали герои в сказках. (Ковер-самолет.)

2 класс. Летит птица-небылица, а внутри народ сидит. (Самолет.)

3 класс. Летательный аппарат, на котором летают инопланетяне. (Тарелка.)

1 класс. Заворчу, зажурчу, в небеса улечу. (Вертолет.)

2 класс. Первый космический аппарат, выведенный на орбиту Земли в 1957 году. (Спутник.)

3 класс. Летательный аппарат, на котором летала Баба Яга. (Ступа.)

Ведущий 2. Вопросы о космосе.

1 класс. Как называются гигантские пылающие шары? (Звезды.)

2 класс. Как называют упавший на Землю камень из космоса? (Метеорит.)

3 класс. Ближайшая к нам звезда. (Солнце.)

1 класс. Спутник Земли. (Луна.)

2 класс. Планета гигант. (Юпитер.)

3 класс. Как назвали самый большой Астероид? (Церера.)

Ведущий 1

Все вы хорошо прошли испытание, в полете доказали, что многое знаете и умеете, а главное действовали дружно, помогали друг другу. Теперь мы можем возвращаться на Землю.

Ведущий 2

Слово предоставляется гостю, присутствующему на мероприятии.

Звучит музыка космическая

Ведущий 1

Слово предоставляется нашим ученикам:

1. Под космическим сводом музея

Мы мечтаем подняться до звезд

Искупаться в лучах Водолея

И вернуться под кроны берез.

2.Понесут нас могучие крылья

По просторам небесных высот

И мечта наша ставшая былью

Нас на землю родную вернет.

3.И в родной наш музей, мы как к другу

Вновь придем и расскажем о том

Как в слепящую звездную вьюгу

Мы несли нашу память о нем.

4. А когда мы совсем подрастем

Сами в звездный мир шагнем

И нам скажет: «До свидания!»

Гулким эхом космодром.

5. Вы ждите нас, звезды, когда подрастем

Мы к вам прилетим и расскажем о том,

О том, как прекрасна планета Земля,

Какие на ней города и поля,

Какие цветы и деревья растут,

Какие в лесах ее птицы поют.

Звучит космическая музыка. Фанфары.

Ведущий 2

Слово предоставляется директору школы _________________________

Директор вручает участникам мероприятия свидетельства «Юных Гагаринцев».

Ведущий 1.

Новых прочных знаний Вам

Юные Гагаринцы

И больших успехов Вам учителя

Всем здоровья, счастья, солнечной энергии

И гордится Вами пусть Космос и Земля!!!

Ведущий 2.

Музей ее в России известен широко,

  • Информационно-аналитическая карта (паспорт) раздел i 1 общие сведения об общеобразовательном учреждении (3)

    Документ

    Часов в неделю Учебно-методическое... Организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в школе. 1-11 класс- М., 2005 Физическая культура 2 А,Б,В Программы общеобразовательных учреждений ... , девушки!»; День космонавтики ; Декада «Памяти...

  • Общеобразовательных учреждений внедряющих инновационные образовательные программы в 2008 году

    Документ

    Финансирование общеобразовательных учреждений - финансирование... организации . Работа школьного городка направлена на подготовку и проведение ... добровольческая акция «Весенняя неделя Добра – 2007» ... конкурсе, посвящённом Дню космонавтики , Махмутова Ю. ...

  • План учебно- воспитательной работы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

    Анализ

    Воспитательной РАБОТЫ Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Нижняя Елюзань на... Проведение мероприятий, посвященные Году космонавтики апрель Зам.дир по ВР 6. Привлечение родителей к организации ...

  • Программы для общеобразовательных учреждений Физика Астрономия Физика 7 - 11 классы Астрономия

    Документ

    Учебным планом общеобразовательных уч­реждений по 2 учебных часа в неделю в 7, ... содержанием. Организация исследований школьников... Программой предусмотрено проведение фронтальных лабораторных... астрономии и космонавтике («Основы космонавтики» , «Вселенная...

  • Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

    Образовательная область «Физическое развитие». Социальное партнёрство детских садов. Конспект развлечения с детьми старшего дошкольного возраста (соревнования между командами детских садов)

    Цель: Приобщение детей к здоровому образу жизни, активизация двигательной деятельности.

    Задачи:

    1. Обучающая: Формировать навыки здорового образа жизни. Расширять знания детей о профессии космонавт.
    2. Развивающая: Развивать физические качества личности: ловкость, быстроту, выносливость; умение ориентироваться в пространстве.
    3. Воспитательная: Воспитывать целеустремленность, чувство товарищества и ответственности перед командой.

    Предварительная работа: Знакомство с профессией космонавта, чтение рассказов, заучивание стихов о космосе, рассматривание фотографий, открыток с изображением космоса, энциклопедий, сюжетно-ролевые, режиссёрские и подвижные игры, показ видеофильмов, презентаций.

    Оборудование: 2 магнитных доски с магнитами, 11 воздушных шариков, 2 ватмана с контуром созвездия «Малая медведица» и «Большая медведица», 12 звёздочек, 2 обруча, диаметр 50 см, 8 кубов и 2 призмы для постройки ракеты, 2 мяча фитболы, ориентиры, 2 корзины, султанчики; презентации «Космос», «Космические загадки».

    Оформление зала: звездное небо, ракеты, планеты, кометы.

    Участники: По 5 детей подготовительной группы от каждого детского сада, инструктор по физической культуре с каждой командой, воспитатель.

    Ход

    Дети входят в зал под «Марш космонавтов», муз. А. Рыбникова.

    Воспитатель – Здравствуйте, ребята! Меня сегодня разбудил солнечный лучик, который заглянул ко мне в окно.

    Луч – Кажется, здесь говорят обо мне. Здравствуйте, друзья! Я солнечный лучик, домчался к вам за несколько секунд и хочу пригласить вас в космическое путешествие по Вселенной.

    Воспитатель – Сегодня праздник – 12 апреля – « День космонавтики». 55 лет назад, 12 апреля 1961 года, наша страна вывела на орбиту Земли космический корабль «Восток Длительность полёта составила около 1 часа, точнее 80 минут.

    На борту корабля «Восток» находился первый космонавт – Юрий Гагарин. Он первый в мире совершил полет вокруг Земли на космическом корабле «Восток».

    Вот так появилась на Земле профессия космонавт.

    Воспитатель – Издавна люди смотрели на звёзды. Им было интересно узнать, что же на них происходит. Для этого люди придумали специальный увеличительный прибор – телескоп.

    Телескопом сотни лет изучают жизнь планет.

    Нам расскажет обо всем
    Очень умный астроном.
    Наш весёлый звездочет
    Знает все наперечет!
    На Земле он живет.
    Всем планетам счет ведет.

    Воспитатель – Обратимся к звездочёту?

    Он астролог – высший класс!
    Быстро к звёздам обратится
    И совет нам дельный даст.

    Под музыку появляется Звездочет

    Звездочёт –

    Я главный магистр волшебных наук
    Ребятам и взрослым – загадочный друг!
    Я в небо ночное на звёзды гляжу!
    Про звёздные тайны вам всё расскажу.

    Смотрит в трубу.

    Звездочёт –

    Меркурий - раз, Венера - два,
    Три - Земля, четыре - Марс,
    Пять - Юпитер, шесть - Сатурн,
    Семь - Уран, восьмой - Нептун,
    Девять - дальше всех Плутон.
    Много тайн хранится в нём!

    Воспитатель -

    Смотрите ребята, в небе ночном,
    Для нас засветился звёздочек рой.
    Звёздочки в небе так ярко сияют,
    В гости к себе они нас приглашают!

    И мы с вами сегодня совершим наш увлекательный, виртуальный космический полет.

    – Вы согласны? А поможет нам в этом самая ловкая, самая быстрая, самая спортивная наш инструктор по физической культуре – Юлия Викторовна.

    Инструктор -

    Космонавтом чтобы стать,
    Надо очень много знать.
    Быть проворным и умелым,
    Очень ловким, очень смелым.
    Рано утром просыпаться
    И зарядкой заниматься.
    Приседать и скакать,
    Чтобы космонавтом стать.
    Встанем дружно, по порядку
    На весёлую зарядку!

    Музыкальная разминка «Становитесь по порядку».

    Дети выполняют общеразвивающие упражнения под музыку.

    Инструктор – У нас сегодня две команды. Команда детей детского сада «Оленёнок», поприветствуем их, и команда детей подготовительной группы детского сада №6 «Ягодка».

    Команды станьте на старт.

    Инструктор – А судить наши соревнования будет компетентное жюри в составе:

    Поприветствуем их.

    Инструктор – Чтобы отправиться в путешествие нам необходимо дать названия нашим экипажам.

    На небе ковшик золотой
    Зовут Медведицей Большой.
    А рядом ярко светится -
    Малая Медведица.
    И я объявляю первый конкурс.

    Эстафета (1) «Составь созвездие»

    Описание конкурса. Под музыку, по одному вы подбегаете к магнитной доске и с помощью магнита прикрепляете одну звезду на созвездие и возвращаетесь в конец команды.

    Каждая команда собирает своё созвездие. По имени вашего созвездия мы и назовём наши команды

    Инструктор – Теперь это эмблема вашей команды.

    Но для полёта нам нужны ракеты. И я объявляю 2 конкурс «Построй ракету».

    Эстафета (2) «Построй ракету»

    Описание конкурса. У каждого в руках по кубику, у последнего ребёнка конус. По моему сигналу первые игроки бегут к обручу, ставят кубик и бегом возвращаются обратно. Затем второй, третий, пока не построят ракету.
    Выигрывает та команда, игроки которой раньше выполнят задание.

    Инструктор – Молодцы! Собрали ракеты. Готовы к полёту?

    Для этого нужен дружный экипаж. И я объявляю следующий конкурс

    Эстафета (3) «Дружный экипаж»

    Капитан команды первым оббегает обруч, возвращается, берёт второго члена команды, обегает обруч и т.д. пока не перевезёт всех членов экипажа.

    Инструктор –

    Ждут нас быстрые ракеты
    Для полётов на планеты.
    На какую захотим,
    На такую полетим!

    Дыхательная гимнастика «Надуй шарик»

    Инструктор –

    Каждый весел и здоров,
    К путешествию готов.

    Запустим ракеты в космос. Возьмите воздушные шарики, надуйте их и крепко зажмите. По моей команде все одновременно запускаем наши ракеты в полёт.

    Дети надувают шары.

    Все готово? Ключ на старт!
    Отправляемся в полет,
    Нам пора начать отсчет.
    Дети хором 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1…Пуск!

    Дети отпускают шары.

    Инструктор. – Ракеты в космосе. Но вот преграда – начался звёздный дождь.

    Но нам совсем не страшно
    Бегать под дождем,
    Космические зонтики
    В руки мы возьмем.

    Прошу капитанов команды подойти ко мне за космическими зонтиками и стать напротив своей команды.

    И я объявляю следующий конкурс.

    Эстафета (4) «Звездный дождь» (бег в парах)

    Описание конкурса. Капитан команды с зонтом забирает первого члена экипажа и переводит и оставляет его на базе. Затем бежит за следующим членом экипажа и т.д.

    Инструктор – С заданием справились! А теперь садитесь в космические кресла. Наше космическое путешествие продолжается. И я объявляю конкурс капитанов. Прошу капитанов подойти ко мне.

    Конкурс капитанов (5) «Звёздная дорожка»

    Описание конкурса. Капитаны одновременно бросают кубик и делают столько шагов по звёздам, сколько кружков на вашем кубике. Кто быстрее пройдёт по звёздной дорожке.

    Инструктор –

    Как космос велик и прекрасен,
    Как много загадок таит
    Но только умеющий думать
    Любые загадки решит.

    Конкурс (6) «Космические загадки»

    Команды по очереди отгадывают загадки. Инструктор по физкультуре читает загадки, обращая внимание детей на слайды презентации.

    Инструктор – И я предлагаю экипажам совершить посадку на Луну. Команды, на старт!

    Эстафета (7) «Гонки на луноходах»

    Описание конкурса. Участникам нужно оседлать «луноход – хоп» и проскакать на нём до поворотной отметки и обратно. Побеждает самый быстрый экипаж.

    Инструктор – Следующее задание – «Выход в открытый космос».

    Эстафета (8) «Надень скафандр»

    Инструктор – В космосе очень и очень холодно. Если выйти в космос без специального костюма – можно моментально замерзнуть и превратиться в ледышку.

    Описание конкурса. Надев мешок – «скафандр» дети по одному прыгают до обруча и возвращаются обратно.

    Эстафета (9) «Выход в открытый космос»

    Описание конкурса. По одному проползаем через туннель и бегом возвращаемся в конец команды.

    Инструктор – Мы в открытом космосе. Нам необходимо убрать космический мусор.

    Эстафета (10) «Убери космический мусор»

    Описание конкурса. Пока звучит музыка, один человек собирает в ящик мусор (султанчики). Музыка останавливается и в игру вступает следующий член команды. Кто больше соберёт мусор.

    Инструктор – Всем Спасибо!

    Дети, посмотрите на экран. Это новая, незнакомая, безымянная планета. Она необитаема. Заселим новую незнакомую планету животными.

    И я объявляю следующий конкурс «Заселим новую планету животными»

    Эстафета (11) «Заселение новой планеты животными»

    Описание конкурса. Дети расселяют животных: домашних и диких.

    Инструктор –

    Вот и закончилась наша игра.
    Программа полета выполнена!
    Домой возвращаться, ребята, пора!
    Всем экипажам занять свои места!
    Мы возвращаемся на Землю.

    Релаксация

    Звучит музыка.

    Инструктор –

    Окончен путь.
    Приземлилась ракета.
    Мы в детском саду на нашей планете.
    До новых встреч, ребята!

    – Вот и закончилось космическое путешествие, мы с вами вернулись домой, на самую лучшую из всех планет, планету – Земля.

    «Дружный танец»

    Инструктор – Из вас получились замечательные космонавты. Сейчас я хочу вручить вам сладкий приз.