Почему наступает день и ночь. Почему на Земле происходит смена дня и ночи? Полный световой день

Земля — одна из планет Солнечной системы. Планета Меркурий — ближайшая к Солнцу. Далее находятся планеты Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Планеты обегают Солнце за разное время: чем планета дальше от Солнца, тем длиннее ее путь вокруг него, и тем дольше длится на планете год.

На Земле солнце утром встает на востоке, за день проходит полукруг, вечером скрывается на западе. На самом деле вертится Земля, вращаясь вокруг своей оси, как детская игрушка юла.

Днем небо голубое, а вечером черное. Почему происходит смена времен суток? При вращении Земля подставляет солнышку то один бок, то другой. На полушарии, повернутом Солнцу, сияет день, потому что оно получает свет от Солнца. На противоположном полушарии — ночь, оно не освещается Солнцем.

Меркурий совершает полный оборот вокруг своей оси за 58,65 суток, а вокруг Солнца проходит за 88 суток. Солнечные сутки на Меркурии 176 дней. На Венере смена дня и ночи происходит за 117 суток, день и ночь там длятся по 58,5 суток, год на Венере равен 243,2 суток. Суточное вращение Земли происходит за 23 ч 56 мин 4,1 сек. то есть за одни солнечные сутки. Ось суточного вращения Земли направлена на звезду альфа Малой Медведицы, которая названа Полярной. На Марсе сутки длятся 24 ч 39 мин 35 сек. Марсианский год длится 686,9 дня. Период вращения Юпитера, самой большой планеты, вокруг своей оси самый короткий из всех планет. На экваторе — 9 ч 50 мин 30 сек, в средних широтах — 9 ч 55 мин 40 сек. Значит, день и ночь там равны 4 урокам в школе.

Полный световой день

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Полный световой день 22 июня 2002 года

В то время, как в Северном полушарии 22 июня 2002 года будут отмечать самый продолжительный день, в Австралии - самый короткий.
В этот день в Мельбурне, Австралии, Солнце взойдет в 7 часов 36 минут и зайдет в 17 часов 08 минут, и продолжительность полного светового дня составит 9 часов 32 минуты.
В этом же году самый продолжительный день в Австралии придется на 22 декабря. Солнце в этот день взойдет в 5 часов 55 минут и зайдет в 20 часов 42 минуты, а продолжительность полного светового дня составит 14 часов 47 минут.
Президент Астрономического общества, господин Перри Влахос, объяснил, что существование смены времен года в Северном и Южном полушариях было связано с наклоном земной оси на 23 градуса.

Вопрос 1. Какое утверждение объясняет смену дня и ночи на Земле?

Решение. Смена дня и ночи на Земле вызвана тем, что наша планета поочерёдно поворачивается к Солнцу то одной своей стороной, то другой: в то время как одна половина планеты освещена, другая половина находится в тени. Смена дня и ночи будет наблюдаться на планете, если она вращается вокруг своей оси, либо обращается вокруг светила. Если же, как, например, для Земли, происходит одновременно вращение вокруг своей оси и вращение вокруг Солнца, то смена дня и ночи будет наблюдаться только при несовпадении частот вращений. (Если бы частоты совпадали, Земля всегда была бы повёрнута к Солнцу одной стороной, как, например, Луна повернута к Земле.) Смена дня и ночи на Земле вызвана одновременным участием нашей планеты в двух движениях - вращении вокруг своей оси и вращении вокруг Солнца - с различными частотами.
Правильный ответ: отсутствует.

Вопрос 2. Земля освещается солнечными лучами, как показано на рисунке.

Предположим, что в Мельбурне в данный момент самый короткий день в году. Проведите на рисунке земную ось, экватор и укажите Северное и Южное полушария.

Почему на Земле происходит смена дня и ночи

Обозначьте их или сделайте необходимые надписи.
Решение. Мельбурн находится в Южном полушарии. Если в данный момент в Мельбурне самый короткий день в году, значит, в Южном полушарии сейчас зима, а в Северном полушарии - лето. Земля в данный момент повернута к Солнцу своим Северным полюсом, причем ось вращения Земли лежит в плоскости рисунка. Картина будет следующей:

Правильный ответ: см. рисунок.

Оставить комментарий
Сообщить об ошибке

Вследствие своего вращения вокруг оси Земля бывает обращена к Солнцу то одной, то другой своей стороной.

Почему бывает день и ночь

Следовательно, и солнечные лучи падают то на одну, то на другую сторону земной поверхности. На стороне, обращенной к Солнцу, мы имеем день, на противоположной стороне - ночь. Так происходит смена дня и ночи.

А чем объясняется смена времён года? Это связано с движением Земли вокруг Солнца.

Мы видели, что солнечные лучи несут на Землю не только свет, но и тепло. Мы уже говорили также о том, что чем отвеснее падают лучи на земную поверхность, тем больше их интенсивность. Летом, особенно в полдень, Солнце стоит выше и находится над горизонтом более продолжительное время, нежели зимой; солнечные лучи в этом случае падают более отвесно и сильнее нагревают поверхность Земли. Вечером и утром Солнце находится низко над горизонтом, его лучи падают косо, и они менее интенсивны.

На протяжении всего времени движения Земли вокруг Солнца ось её вращения постоянно сохраняет одно и то же направление по отношению к плоскости земной орбиты - она наклонена к ней под некоторым определённым углом (рис. 19). Вследствие этого при различном положении Земли на орбите то одно, то другое полушарие Земли получает то больше, то меньше солнечного тепла и света.

Когда на северное полушарие приходится больше тепла и света, когда дни здесь более продолжительны, мы имеем лето, а на южном - зиму. Когда же у нас наступает зима, на южном полушарии начинается лето. Так происходит чередование, смена времён года.

На северном и южном полюсах Земли в течение полугода поочерёдно длятся то день, то ночь. Полгода не заходит Солнце на одном полюсе. Посылаемые им лучи падают косо, как бы скользят по земной поверхности. Мы

Рис. 19. Наклон земной оси к лучам Солнца в разное время года

имеем непрерывный день. Следующие полгода то же происходит на другом полюсе.

Два раза в год Земля находится в таком положении относительно Солнца, что обращённая к нему её поверхность освещается полностью от северного до южного полюса. В это время на всём земном шаре день равен ночи. Это - дни весеннего (21 марта) и осеннего (23 сентября) равноденствий.

Category: Солнце

Изменение наклона солнечных лучей и продолжительности дня на разных широтах. Пояса- освещенности. Смена времен года. Годовая ритмика в географической оболочке.

Тропический год – промежуток времени между двумя прохождениями Солнца через точку весеннего равноденствия. Короче звездного на 20 м 24 с, т.к. точка весеннего равноденствия движется навстречу годовому движению Солнца. Подобное явление называется прецессией – движение оси вращ. З. вокруг перпендикуляра к плоскости вращ. с вершиной в центре З., при котором ось описывает круговую коническую поверхность (период прецессии -26000 лет).

Пояса освещ., астрономические тепловые пояса.

Жаркий пояс – расположен между тропиками, Солнце дважды в год в полдень бывает в зените.

Два умеренных пояса – между тропиками и полярными кругами. Солнце никогда не бывает в зените, продолжительность дня и ночи и высота Солнца над горизонтом сильно меняются в течение года. В течении суток всегда происходит смена дня и ночи.

Два холодных пояса – между полярными кругами и полюсами. Здесь бывают полярные дни и ночи (Солнце либо не показывается из-за горизонта, либо не опускается за него).

Смена времен года обуславливает годовой ритм в географ. оболочке. В жар.поясе годовой ритм зависит от измен. увлажн., в умеренном – от темп., в холодном – от условий освещения.

З. вращ. с запада на восток против часовой стрелки, соверш.полн.

оборот за сутки.Угол, на который смещ. точка на земной поверхности, для всех широт составляет 150 за 1 час. Линейная скорость, путь проходимый точкой в ед. времени, зависит от широты места. Географические полюсы не вращаются, там скорость равна нулю. Скорость на одном меридиане – разная, на одной параллели – одинаковая.
14. Осевое вращение Земли и его следствия. Скорость осевого вращения. Географические полюсы, экватор, параллели, меридианы. Осевое вращение Земли: направление, угловая и линейная скорости, доказательства вращения.

Движется по третьей орбите от Солнца, длиной 934 млн км со скоростью 29,8 км/с, против часовой стрелки, в том же направлении происходит движ. З. вокруг своей оси.

Геораф. следствие годового движения Земли – смена сезонов года, измен. продолжит. дня и ночи, образование поясов освещенности, годовой ритм в географической оболочке.

З. вращ. с запада на восток против часовой стрелки, соверш.полн. оборот за сутки.Угол, на который смещ. точка на земной поверхности, для всех широт составляет 150 за 1 час. Линейная скорость, путь проходимый точкой в ед. времени, зависит от широты места. Географические полюсы не вращаются, там скорость равна нулю. Скорость на одном меридиане – разная, на одной параллели – одинаковая.

Земля вращается вокруг оси с запада на восток, т.е.

Совет 1: Почему день сменяется ночью, а лето — зимой

против часовой стрелки. При этом угловая скорость вращения, т. е. угол, на который поворачивается любая точка на поверхности Земли, одинакова и составляет 15° в час. Линейная скорость зависит от широты: на экваторе она наибольшая - 464 м/с, а географические полюса неподвижны.

Географический полюс - точка, в которой ось вращения Земли пересекается с поверхностью Земли. Имеется два географических полюса: Северный полюс - находится в Арктике (центральная часть Северного Ледовитого океана) и Южный полюс - находится в Антарктиде.

В географическом полюсе сходятся все меридианы, поэтому географический полюс не имеет долготы. Северный полюс имеет широту +90 градусов, а южный полюс имеет широту −90 градусов.

На географических полюсах отсутствуют стороны света. На полюсах нет смены дня и ночи, так как полюса не участвуют в суточном вращении Земли.

На географическом полюсе угол подъёма Солнца не превышает 23,5°, из-за этого на полюсе очень низкая температура.

Положение географических полюсов условное, так как мгновенная ось вращения Земли перемещается. Из-за этого происходит движение географических полюсов на несколько метров в год.

Экватор - воображаемая линия пересечения с поверхностью Земли плоскости, перпендикулярной оси вращения планеты и проходящей через её центр. Его длина приблизительно равна 40075 км.

Параллель - линия сечения поверхности планеты плоскостью, параллельной плоскости экватора.

На глобусе параллель рисуется в виде окружности, все точки которой равноудалены от экватора. Все точки одной параллели имеют одинаковую широту, но различную долготу. Длины параллелей различны: они увеличиваются при приближении к экватору и уменьшаются - к полюсам. Экватор - самая длинная параллель. Для вычисления длины одного градуса дуги произвольной параллели на Земле можно умножить 111,3 км (длину дуги экваториальной параллели в 1 градус) на косинус угла, соответствующего географической широте искомой параллели.

Длина одного градуса дуг параллелей

0° – 111,3 км

10° – 109,6 км

20° – 104,6 км

30° – 96,5 км

40° – 85,3 км

50° – 71,1 км

60° – 55,8 км

70° – 38,2 км

80° – 19,8 км

Меридиан - половина линии сечения поверхности земного шара плоскостью, проведённой через какую-либо точку земной поверхности и ось вращения Земли. Каждый меридиан пересекается со всеми остальными в двух точках: на Северном и Южном полюсах. Длина каждого меридиана на глобусе равна 20 004 276 м. Все точки одного меридиана имеют одинаковую долготу, но разную широту. За начальный меридиан принят Гринвичский. Магнитный меридиан - проекция силовой линии магнитного поля небесного тела на его поверхность

Сутки звездные — солнечные. Время: истинное солнечное, среднее солнечное (местное), поясное, декретное, летнее. Всемирное время. Линия перемены дат. Смена дня и ночи. Суточная ритмика в географической оболочке.

Звездные сутки – промежуток времени между двумя верхними кульминациями звезд = 23 ч 56 м 4с.

Истинные солнечные сутки – промежуток времени между двумя кульминациями центра Солнца, за начало суток принята нижняя кульминация – полночь.

Средн. солнечное время – средняя продолжительность солнечных суток =24ч.

Уравнение времени – разность межу истинным и средн. временем.

Местное время – среднее солнечное время на каждом меридиане. 15 0 =1 час. Вся поверхность Земли разделена на 24 пояса по 15 0 в каждом.

Всемирное время – среднее солнечное время на Гринвичском меридиане, который считается начальным меридианом.

Линия перемены дат – условная линия, служащая для разграничения мест, которые в один и тот же момент времени имеют разные календарные даты. Меридиан = 180 0 , на Чукотке отклоняясь к востоку. При пресечении ЛПД с запада на восток – отнимаются одни сутки, при пересечении с востока на запад – прибавляются.

Поясное время – время каждого часового пояса, определенное по серединному меридиану.

Т n -T m =N-л,

Т n поясное время

T m – местное время

N – номер пояса

л – долгота места в часовом выражении (лямбда).

Декретное время – поясное время каждого часового пояса + 1 час.

МОСКОВСКОЕ ВРЕМЯ – декретное время второго часового пояса.

Летнее время – используется во многих странах в целях рациональн.

использования эл. в летние месяцы, перевод времени на 1 ч вперед (д/н +2).

Смена дня и ночи создает суточный ритм в гегр.оболочке, проявляющийся в жив и нежив природе.

Дети это маленькие почемучки, которым всегда все интересно. Я предлагаю вам небольшой, легкий наглядный опыт на дому, почему день сменяет ночь. Который ребенок сможет повторить самостоятельно.

Дети это маленькие почемучки, которым всегда все интересно. Ребенок растет и все больше и чаще задает вопрос почему. Многие родители, наверняка сталкивались с подобными вопросами: почему не может быть всегда день? Почему днем светло, а ночью темно? Объяснять с научной точки зрения еще вроде рано, ребенок все равно не поймет. Я предлагаю вам небольшой, наглядный опыт на дому, почему день сменяет ночь. Сначала, надо объяснить ребенку, что земля крутится вокруг своей оси и это очень важно. Так как если она остановится, то и жизнь на земле прекратиться, так как с одной стороны, в одном полушарии будет страшно жарко, а с другой стороны, в другом полушарии все заледенеет, так как солнечные лучи туда не будут попадать. Поэтому в природе заложена такая закономерность, земля крутится вокруг своей оси и на земле ночь сменяет день. За день все хорошо прогревается, а за ночью немного остывает. Поэтому людям, животным, растениям не чего не угрожает и они могут жить и радоваться.

Для нашего опыта нам понадобится длинная палочка, свечка и мандарин. Желательно проводить этот опыт вечером, в сумерки, чтобы было интереснее.

Мандарин будет исполнять роль нашей планеты. По форме он слегка похож на землю, приплюснутый с двух сторон, как бы у полюсов и похож на эллипс. Рисуем на мандарине не большого человечка, объяснив ребенку, что это место, где он находится.

Зажигаем свечу, ставим ее на стол, желательно на специальной подставке, чтобы было устойчиво, и выключаем свет. Свеча это наше Солнце.

Протыкаем палочкой аккуратно мандарин, чтобы не повредить дольки, это у нас будет земная ось.

Подносим мандарин к свече, пламя освящает только одну сторону фрукта, как солнце освещает одно полушарие. Палочку можно слегка наклонить, земная ось тоже слегка наклонена. На нарисованного человечка падает свет, значит здесь день, а там где темно ночь. Затем поворачиваем палочку с мандарином, так чтобы другая половина мандарина осветилась. Получается, что мандарин, как и земля, поворачивается вокруг своей оси, и день сменяется ночью. Если у вашего ребенка будет желание, можно дать ему самому провести опыт от начала, до конца.

Объясняем ребенку на доступном для него языке, земля крутиться на своей оси, так же как наш мандарин. Поэтому на нашу планету, то падает солнечный свет, то нет. Мандарин, крутясь на палочке, поворачивался вокруг оси и свет от свечи то падал на одну половину, то на другую. Когда свет падал на человечка -у него был день, а когда падал на другую сторону, то у человечка была ночь.

Почему день сменяется ночью? На этот вопрос нам поможет ответить небольшой эксперимент, который мы сейчас с вами проведем. Возьмите небольшой резиновый или пластмассовый мячик. Пусть он будет как бы нашей планетой. Положите этот мячик на краешек стола, а на другой край поставьте ночную лампу. Пусть эта лампа будет Солнышком. Теперь включите лампу и вы увидите, что наша лампа-Солнце освещает всего лишь один бок мячика-Земли. На этом боку светло и тепло, потому что тут – день. А вторая половина мячика осталась в тени. Выходит там – .

А как нам сделать, чтобы на другой половине мячика-Земли? Все очень просто – необходимо всего лишь повернуть мячик другой стороной. Теперь эта сторона освещена нашей лампой-Солнцем и выходит что на ней теперь день, а на первой половине мячика, наоборот – ночь. Просто?

Просто-то просто, а на самом деле совершили мы с вами настоящее открытие: день сменяется ночью, потому, что наша любимая планета непрестанно вращается, как волчок, и попеременно освещает то один ее бок, то другой. Вот поэтому, на нашей планете день всегда сменяет ночь, и наоборот.

Но и это еще не все. А вы знаете, почему зима сменяет ? Нет? Тогда давайте разберемся и в этом «непростом» вопросе.

Почему бывает лето и зима?

Вы когда-нибудь стояли у , когда она топиться? Вот раскрыли дверцу топки, подбросили туда сухие дрова, и языки пламени охватили их. Вы стоите прямо перед дверцей, и вам жарко. Это прямые пламени пекут-припекают. Но стоит отодвинуться в сторону – и сразу станет не так жарко. Косые лучи не такие горячие. Это очень важное наблюдение – прямые и косые лучи. Запомните его.

Все бегут вокруг Солнца, каждая по своим орбитам-дорожкам. Они бегут и одновременно вращаются вокруг своей оси. Так и и бежит вокруг Солнца. Но бежит она, слегка наклонившись. Поэтому прямые солнечные лучи падают в одну половину года на одно полушарие, а в другую – на другое. Когда горячие прямые лучи падают на Северное полушарие, там – лето. Южное же полушарие в это время года освещается только косыми, не такими жаркими лучами, и потому там зима. Но в следующую половину года Земля находится уже с другой стороны Солнца, и прямые южное полушарие. Тогда в Южном полушарии – лето. В Северном же полушарии в эту половину года – зима.

Все живое на нашей планете подчиняется определенным циклам, и один из главнейших – это цикл смены дня и ночи, или суточный цикл. В течение дня мы выполняем свои обязанности, общаемся с друзьями, участвуем в различных мероприятиях, ночь же предназначена для отдыха.


Цикличность смены дня и ночи сопровождает нас с момента рождения и кажется одним из самых привычных явлений на земле, но все же каждый ребенок однажды задает вопрос: почему день и ночь сменяют друг друга? К сожалению, не все родители могут ответить на него правильно.

Легенды и мифы

Загадка суточного цикла будоражила людей с глубокой древности. Многие народы, исчезнувшие с лица Земли, как высшему божеству, дарящему жизнь, свет и тепло. Согласно представлениям древних греков, бог Солнца Гелиос каждое утро выезжает на небесный свод в своей золотой колеснице и целый день едет с востока на запад.

У славянских народов тоже была похожая легенда, в которой Солнце-Ярило поутру выезжает из золотого дворца на колеснице, весь день едет по небосводу, осматривая свои владения, а ночью спускается в темные чертоги богини смерти Морены, где садится в ладью, запряженную гусями и лебедями, и плывет по морю, возвращаясь в свой дворец.


Во многих древних легендах встречается сюжет, согласно которому ночь – это чудовище, которое каждый вечер проглатывает Солнце, а поутру, не в силах вынести нестерпимого жара в животе, отрыгивает его, выпуская на небосвод.

Как мы видим, уже в глубокой древности люди понимали, что смена дня и ночи напрямую зависит от Солнца.

Научные представления

В течение долгих веков люди считали, что Земля представляет собой плоский блин, плавающий в безбрежном Мировом океане под хрустальным небесным сводом, на котором прикреплены маленькие огоньки – звезды. Смена дня и ночи происходит благодаря движению по этому своду Солнца, представляющего собой огненный шар, который специальное божество ежедневно провозит в ладье или колеснице.

Первой попыткой представить с научной точки зрения, почему день и ночь сменяют друг друга, были труды древнегреческого ученого и философа Аристотеля. Он сумел, наблюдая за лунными затмениями, сделать вывод о том, что Земля имеет форму шара, но считал, что Солнце, такой же шар, только состоящий из огня, вращается вокруг Земли по своей небесной сфере.


Эта теория господствовала в мире очень долго – почти полторы тысячи лет, до тех пор, пока Николай Коперник не разработал свою знаменитую гелиоцентрическую модель Вселенной.

Теория Коперника основывалась на математических расчетах. Это был первый ученый, который выстроил модель Солнечной системы с Солнцем в центре, вокруг которого вращаются планеты. Смену дня и ночи он объяснил вращением Земли вокруг своей оси. Как показали дальнейшие исследования, он был совершенно прав.

Для того, чтобы понять, почему на Земле происходит постоянная смена дня и ночи, достаточно воссоздать этот процесс при помощи простейшей модели. Возьмите глобус и поставьте его напротив включенной настольной лампы, которая будет изображать Солнце.

Подтолкните глобус, чтобы он вращался на оси, и наблюдайте, как лампа периодически освещает то одну, то другую его сторону. В то время, как одна из сторон глобуса освещена, другая погружается в тень. Именно так и происходит смена дня и ночи на нашей планете.

Вращение происходит достаточно быстро, чтобы ночная сторона не успела слишком сильно остыть, а дневная – чересчур разогреться под солнечными лучами. В этом Земля выгодно отличается, к примеру, от Венеры, сутки на которой длятся около четырех земных месяцев. Равномерность вращения позволяет сохранить на поверхности Земли достаточно стабильную температуру, что является одним из условий существования живых существ.

Почему день и ночь имеют разную продолжительность?

В зависимости от времени года продолжительность дня и ночи изменяется, причем в довольно существенных пределах. Самый короткий световой день (зимой) и самая короткая ночь (летом) длятся всего 6 с небольшим часов.

Это происходит из-за того, что воображаемая ось, вокруг которой вращается Земля, не перпендикулярна ее орбите, а немного наклонена по отношению к ней. Получается, что разные участки поверхности неодинаково освещаются Солнцем в ходе годового цикла вращения. Чем дальше от и ближе к полюсам, тем больше эта разница.


Летом в районах, расположенных неподалеку от Полярного круга, бывают короткие периоды, когда даже после захода Солнца не наступает полная темнота. Это явление получило название «белых ночей».

Хотя считается, что бывают только в Санкт-Петербурге, это не совсем так. Аналогичные периоды бывают в Архангельске, Пскове, Казани, Сыктывкаре и прочих северных регионах России.

Тамара Анфимова
Познавательное развитие дошкольников. Конспект занятия в старшей группе «Почему бывает день, почему бывает ночь»

Цель :

1. Рассказать и показать (с использованием средств наглядности) зависимость наступления дня и ночь от положения земли по отношения к солнцу. Познакомить с символикой созвездия Кассиопея.

2. Воспитывать интерес к решению познавательных задач , основываясь на причину и предвидеть последствие.

3. Закрепить сведения о названиях и последовательности дней недели.

4. Индивидуальная работа – закреплять умение при вычислении расстояний пользоваться линейкой.

Оборудование : Глобус, яблоко, свеча, синий флажок, белый флажок, линейка, простой, цветные карандаши, листочки с изображением звездного неба на каждого ребенка.

Образовательная деятельность :

В-ль : На прошлом занятии мы с вами выяснили , почему на планете Земля происходит смена времен года. Какие времена годы вы знаете (зима, весна, лето и осень) .

В-ль : А задумывались ли вы, почему день сменяется ночь , а потом снова приходит день ?

В-ль : Не знаете? А хотите узнать? (Да) .

В-ль : Вот тогда послушайте и посмотрите.

В-ль : Целый день Солнце освещает и обогревает Землю, а к вечеру, описав на небосводе дугу, спускается все ниже и ниже и наконец скрывается из виду. Небо темнеет, появляются звезды – наступает что? (Ночь ) .

В-ль : и вы, ложась спать, задумывались на тем, где ночует Солнышко, куда оно прячется на ночь ? (Да) .

В-ль : Да никуда» в том, что угасает день и наступает ночь , повинна сама Земля. Наша планета безостановочно вращается вокруг самой себя и подставляет солнечным лучам то один бок, то другой (показ на глобусе) .

В-ль : На той стороне, которую Солнце освещает что? (День ) .

В-ль : На противоположной стороне что? (Ночь ) .

В-ль : Повернется Земля к Солнцу другим боком, и на ночную сторону приходит день , на дневную опускается что? (Ночь ) . (Показываю) .

В-ль : Земля вращается, и все, что на ней находится – горы, моря, леса, города и люди – тоже вращается вместе с Землей. (Показ на глобусе)

В-ль : Это движение заметить трудно, потому что Земля кружится бесшумно, равномерно, медленно. И нам людям, кажется, что планета стоит на месте, а движется по небу Солнце : Восходит утром, поднимается днем на небосвод, а затем вечером опускается за горизонт.

В-ль : Что бы вы хорошо поняли, как день и ночь сменяют друг друга , проделаем небольшой опыт. (Показываю) .

В-ль : Для него нам понадобятся : яблоко и свеча, два флажка – белый и синий.

В-ль : Горящая свеча – Солнце, яблоко – наша Земля, а флажки, которые надо укрепить с противоположных сторон яблока, будут изображать наши дома.

В-ль : И так… Половина яблока освещена, половина темная (показываю) .

В-ль : В доме белом сейчас что? (День )

В-ль : В синем доме что? (Ночь ) .

В-ль : В синем доме что? (ночь , там темно, ложатся спать. Но Земля вращается и теперь белый дом скрылся в тени. Там что (ночь ) .

В-ль : В синем светло. Там что? (День ) .

В-ль : Еще повернем яблоко, а это значит, что Земля продолжает вращаться.

В-ль : И снова сгущаются сумерки на половине с синими флажками. Там опять? (Ночь ) .

В-ль : А на половине с белым флажком? (День ) .

В-ль : А что произойдет, если Земля остановится в таком положении (показываю) (то всегда был бы день ) .

В-ль : А когда в таком положении остановится Земля (показываю) (всегда будет ночь ) .

В-ль : И так наша игрушечная Земля сделала один полный поворот вокруг своей оси. Настоящая Земля оборачивается вокруг себя за 24 часа. Это время называется сутками.

В-ль : Земля сделала семь полных оборотов вокруг себя. Что у нас прошло? (Неделя) .

В-ль : Назовите дни недели (понедельник…пятница…воскресенье)

Физминутка : Сели, встали, встали, сели

Друг на друга поглядели

Мы немножко отдохнем,

Звездочки искать начнем!

В-ль : Ребята, а вечером вы смотрели на звездное небо? Правда красиво? А как много звездочек.

В-ль : Вот звездочет прислал нам письмо. Читаю письмо : «Ребята, у меня случилось несчастье. Сегодня ночью пропало созвездие , в котором было пять звездочек, а осталась только одна. Посылаю вам листочки – схемы. Пожалуйста, помогите отыскать это созвездие

Звездочет».

В-ль : Поможем звездочету? (Да) .

В-ль : Найдите на рисунке красную звездочку. Нашли? (Да) .

В-ль : Это все, что осталось от созвездия, которое потерял Звездочет.

В-ль : А сейчас давайте внимательно рассмотрим картинку.

В-ль : Что вы на ней видите? (Много звезд) .

В-ль : Какие планеты вы там нашли, справа от красной звездочки? (планета Сатурн) .

В-ль : А красная планета как называется? (Марс) .

В-ль : В центре листочка кружочек с хвостиком, это что? (Комета) .

В-ль : Внизу, вы что видите? (Искусственный спутник) .

В-ль : Вот на эти объекты мы с вами будем ориентироваться в поисках созвездия.

В-ль : Чему равен этот отрезок? (7см.)

В-ль : От найденной звездочки по направлению к комете отыщите звезду и начертите отрезок равный трем см.

В-ль : Чему равен полученный отрезок? (3см.)

В-ль : От третьей звездочки по направлению к планете Марс, отмерим отрезок равный двум см. и найдем еще одну звездочку.

В-ль : Сколько звездочек мы с вами нашли (4, сколько еще осталось? (1) .

В-ль : От четвертой звездочки вниз по направлению к искусственному спутнику найдем последнюю пятую звездочку и отмерим отрезок равный 4 см.

В-ль : Осталось нам с вами выполнить последнюю задачу – раскрасить звездочки, которые мы нашли – красным карандашом. Раскрашивайте аккуратно, не заходите за контуры изображения.

В-ль : Еще с древних времен люди, рассматривая и наблюдая звезды, мысленно соединяли их воображаемыми линиями, как бы рисуя по небосводу, а потом смотрели на что похож рисунок.

В-ль : Обведите пальчиками полученное созвездие, на какую букву оно похоже? (М) . (показываю букву/) .

В-ль : Это созвездие называется Кассиопея. А это имя царицы. По преданию она очень хвалилась своей красотой и всегда собой любовалась (показываю рисунок) .

В-ль : Вот мы с вами нашли потерянное созвездие для Звездочета. Наши листочки мы ему отошлем.

В-ль : На сегодняшнем занятии мы узнали с вами почему у нас на Земле бывает день и ночь и они сменяют друг друга. Вспомнили названия дней недели. Помогли Звездочету отыскать потерянное созвездие. Как оно называется? (Кассиопея) .

В-ль : Интересно тебе Катя было на занятии , а тебе Рома?

В-ль : Наше занятие на этом закончено .