Занятие населения в северо восточной руси. Владимиро суздальская русь природа население и хозяйство

Термин «город» в источниках имеет разные значения. Советская наука при изучении городов имеет в виду город как особое социально-экономическое явление феодального общества, как центр ремесла, торговли, товарного производства и товарного обращения, отличающийся по своей социально-экономической характеристике от других видов поселений или укреплений.

К сожалению, до сих пор можно встретить некритическое отношение к понятию «город» в источниках, следствием чего являются ошибки в важных оценочных положениях. Так, в «Очерках истории СССР XIV-XV вв.» безоговорочно сообщается, что «в XV веке в Северо-Восточной Руси насчитывалось до 78 городов» . Авторы «Очерков» ссылаются при этом на подсчет городов, сделанный П. П. Смирновым. Но Г1. П. Смирнов под «раннефеодальным городом» того времени понимал лишь укрепленное поселение ив соответствии с этим производил свой подсчет. При этом он сам отмечал, что его список «не может иметь в настоящее время абсолютного значения» , исходя, впрочем, из соображений о неполноте данных источников относительно городов в его понимании.

Между тем при изучении средневековых городов необходимо обязательно убедиться в том, что мы имеем дело в каждом отдельном случае именно с городом в социально- экономическом значении этого термина. Только в этом случае можно избежать односторонности и натяжек в определении общего характера и уровня социально-экономического развития всей страны в целом.

Вместе с тем мы хотели бы обратить внимание и на другую сторону вопроса. Наблюдения над источниками показывают не только то, что термин «город» имел несколько значений, но и то, что эти значения действительно связаны с разными общественными функциями феодального города.

Если нельзя, следовательно, видеть во всяком «городе» источника действительного города, то, с другой стороны, можно заметить, что указанное употребление термина «город» отразило одну из важных функций города в феодальную эпоху, вследствие чего этот термин и распространился так широко по отношению ко всяким оборонительным сооружениям. Город был укрепленным поселением, наличие укреплений - характерная, специфическая черта феодальных городов, возникавших и развивавшихся в обстановке укрепления собственности на землю, усиления могущества феодалов, частых междоусобных войн и внешних вторжений, облегчавшихся господством феодальной раздробленности.

Термин «город» распространился с укреплений собственно городов не только на всякие иные оборонительные сооружения, но и на само поселение, окруженное укреплениями. Так, л-етопись говорит, что Димитрий Донской «славный град свой Москву стенами чюдными каменми огради» . В 1304 г. «много бысть замятии Суждальской земли во всех градех» . Город как особый тип поселения источники отличают от других поселений и территорий. Рассказывая о московско-тверском конфликте в 1367 г.„, летопись отмечает, что московская рать вторглась в тверские пределы, но «божиим же заступлением градов не вземше, възвратишася назад, извоевавше точию власти и села» . В таком же смысле упоминается о городе в рассказе об эпидемии 1364 г.: «Не токмо же в граде было се, но и по всем волостям Переяславским был мор, и по селам и по погостом, и по монастырем... и в градех" мертвыя, и в селех и в домех мертвыя» , В 1319 г. кн. Юрий Данилович с Кавгадыем «нача грады жечи и многа села» . В житии Петра митрополита говорится о том, что он после Переяславского собора 1311 г. «паче нача учити не токмо по градам, но и по весям» .

Различие между городом и другими населенными пунктами можно видеть также в терминологии актового материа

ла, например духовных и договорных грамот, где перечисление владений всегда ведется в определенном порядке: сначала города, потом волости, затем села. Если какой- либо пункт, как например Руза, переходит из разряда «волостей» в «города», это, по-видимому, свидетельствует о действительных изменениях в его положении. Характерно, что, например, Шерна городок или Вышгород ни разу не указываются в числе городов, и это вполне объяснимо - они были лишь феодальными замками, укреплениями, но вовсе не городами в смысле особого типа поселения.

Таким образом, термин «город» в этом значении отчетливо выделяется как особый тип укрепленного поселения, отличного от деревни.

Характерно то, что в источниках изучаемого периода термин «город» в смысле населенного пункта распространяется во многих случаях только на поселение внутри укреплений. Отсюда очень часто встречаемые в летописи выражения: «... приходи рать Литовская к Можайску, и пожгоша посад, а города не взяша» , « пришел на Кашин город изгонем, города не взял, а посади пожега» , «погоре град Тверь весь и посад» . Такое употребление термина «город», когда он противопоставляется посаду, исторически легко объяснимо, ибо возникновение посадов происходит позднее, чем появление укрепленных мест-городов.

Наряду с таким значением слова «город» мы встречаем много случаев, когда оно вбирает в себя и собственно город, и посад. Под 1365 г. в Симеоновской летописи говорится: «... погорел весь город Москва - и посад, и Кремль, и загородье, и заречье» . Здесь понятие «город» обнимает все части города.

Летописные источники употребляют также термин «город» в смысле городского населения, например при рассказе о проводах кн. Александра Михайловича в Орду из Твери в 1339 г. сообщается, что «и бояре, и гости, и житейские мужи, и весь град плакался о нем» . Понятно, что речь тут идет о всем городском населении, включая и посадское. Точно так же можно думать, что термин «гража- ны» тоже относится не только к жителям собственно города, но также и посада.

Несомненно, что в этом смысле, т. е. имея в виду не только собственно город, но и посад, летопись говорит и в других случаях. Таковы, например, сообщения о вторжении татар в 1237 и 1293 гг. Под 1237 г., после рассказа о гибели Владимира, взятии других городов, летописец подводит итог: «А на Ростовской и Суздальской земли взяша городов 14, опроче свобод и погостов, в один месяц фев- руаль» .

Точно так же распространение термина «город» на все городское население, включая и посад, мы ясно видим в терминологии многочисленных жалованных грамот XIV- XV веков. Эти грамоты часто говорят о так называемом «смесном суде» между городским и сельским населением, подвластным княжеской власти, и монастырскими людьми, которые подлежат суду своего монастыря. В жалованной грамоте кн. Андрея Васильевича Троице-Сергиеву монастырю на двор в говорится, что монастырь имеет «двор на Углече на посаде», что «у них в том дворе живут дворники», которые неподсудны угличским наместникам и их тиунам, что предусматривается процедура рассмотрения конфликта, если «случитца суд городцким людем или становным с монастырскими дворники» . Очевидно, что речь тут идет о жителях угличского посада, которые могут оказаться в конфликте с дворниками, расположившимися тут же, на посаде, и что термин «городские люди» относится и к посадским жителям. В этом убеждает контекст аналогичных грамот на дворы в Кашине и Владимире, а также многих других грамот, где часто упоминается о смесном суде с городскими людьми.

Поэтому и в летописях термин «гражданы», «градские люди», как отмечено выше, исходит из понимания под словом «город» всего городского поселения, включая и посад.

Феодальный город являлся не только средоточием ремесла и торговли. В системе общественных отношений феодализма он выполнял также важную функцию административно-политического центра, являясь опорой феодального властвования. Эту функцию феодального города отразило употребление термина «город» в источниках еще в одном значении. Например, в духовной грамоте великого князя Семена Ивановича мы видим такие выражения: «а в Переяс- лавле купля моя село Самаровьское», «село на Костроме Олександровьское», село «в Дмитрове, что есмь купил у Ивана у Дрюцьского» 2<3. Во второй духовной грамоте великого князя Дмитрия Ивановича - «село Василевское в Ростове», «село Богородицкое в Ростове» . В 1504 г. вел. кн. Иван Васильевич посылал своих людей «городу Кашину с городом с Ростовом разъезд учинити» . В духовной грамоте вел. кн. Василия Васильевича 1462 г. читаем о владениях великой княгини: «А что ее купли, Романов городок, и Шокстна, и иные волости и села, в которых городах ни буди, в том волно моя княгини» . Здесь названия городов и сам термин «город» выступают как обозначение целого уезда, центром которого является данный город. В соответствии с этим и само слово «город» и производные от него получают такое значение. Например, в духовной Ивана Калиты говорится о городских волостях и городском оброке, в духовной Ивана Ивановича - о городских пошлинах и т. п. Мы будем еще касаться конкретного содержания этих пошлин и оброков, сейчас важно отметить, что они названы городскими не потому, что ими обложены горожане, а потому, что они собираются в городе, к которому «тянет» уезд. Поэтому и термин «город» употребляется иногда в значении «уезд».

Следовательно, термин «город» и производные от него имеют в наших источниках значения: а) всякого укреплю ния вообще; б) поселения, прикрытого этими укреплениями, собственно города, в противоположность другим видам поселений, в том числе и посада; в) города вместе с посадом, выделенных от остальной массы поселений и укреплений, соответственно этому и термин «городские люди» приобретает такое же значение; г) городского уезда, который «тянет» к городу - центру феодальной округи.

Поэтому в источниках иногда рядом употребляется термин «город» в разном значении. Например, в рассказе 2-й Софийской летописи о набеге кн. Даниила Борисовича на Владимир в 1410 г. упоминается, что «града тогда не было» (в смысле отсутствия в тот момент по каким-то обстоятельствам укреплений), но далее, описывая уничтожение владимирского посада, а потом и центральной части города с соборной церковью Успенья богородицы во главе, летопись вновь употребляет термин «город» в другом смысле - «огнем град запалиша»32.

Употребление термина «город» и производных от него разнообразно, в совокупности значений оно охватывает все характерные черты феодальных городов. Города были укрепленными поселениями, центрами ремесленно-торговой деятельности, средоточием которой были посады; города являлись также центрами феодального господства, феодальной государственной и хозяйственной организации.

Таким образом, многообразие функций феодального города отмечается уже при знакомстве с терминологией источников, оно отчетливо выступает при конкретном рассмотрении развития городов и их роли в XIV-XV вв.

в сравнении с Западной Европой

Северо-Восточная Русь периода распада Киевского государства во многом напоминала Западную Европу. Но были и существенные отличия. Классический западноевропейский феодализм можно свести к трем основным элементам: политическая раздробленность, пришедшая на смену империи Карла Великого; вассалитет; условное землевладение.

Первый признак на Руси присутствует, но он все же относителен, так как Киевское государство не прошло периода централизации власти. Вместо одного правителя там была династия крупных и мелких князей с одинаковыми правами. Раз не было единого целого, то и распад его можно признать условным.

Второй признак – вассальные отношения в истинном смысле этого слова как договорные, письменно оформленные двусторонние отношения – на Руси отсутствовал. До историков не дошло не одного подобного договора между князем и боярином. Обязательства боярства носили односторонний характер (целование креста на служение князю). Раз не было письменных взаимных обязательств, не было нужды в третейском суде. Этим объясняется позднее отделение суда от администрации. Договорные традиции на Западе, опутавшие верхушку феодального общества сетью взаимных обязательств, в конечном итоге способствовали воспитанию гражданского сознания. Хроническое российское беззаконие проистекает от отсутствия подобных традиций.

Третий признак – условное землевладение. В средневековой Европе феодом называли земельный надел, временно отданный вассалу в качестве вознаграждения за службу. Первые русские феоды (поместья) появились лишь в конце XV века и сыграли роль не феодального, а антифеодального института, так как монархия использовала его для разгрома боярства (опричнина).

Отсутствие на Руси феодальных институтов западноевропейского типа обусловило особенности будущей Российской государственности.

Феодализм до недавнего времени трактовался как период упадка культуры, управления, регресса в экономике. Только сейчас историки оценили огромный вклад западного феодализма в становление современной государственности. Именно из феодальных институтов выросли важнейшие институты современного государства: собрание королевских вассалов трансформировалось в правительство; сословно–представительные учреждения Англии и Франции стали прообразом современного парламента; судебная система выросла из права вассала на третейский суд. Именно феодализм предоставил западным монархам набор орудий для создания централизованного государства.

Иначе обстояло дело на Руси. Расширение государства шло в форме накопления земли. Московский князь покупал землю, захватывал, выменивал. Идея государства воспринималась через призму понятия «вотчина». Отсюда проистекали особенности ранней русской государственности:


1. слияние власти и собственности (до начала XIX в. царские земли не были отделены от государственных земель);

2. глубокая пропасть между государством и обществом (отсутствие договорных традиций);

3. собственническая манера отправления власти;

4. прямое заимствование методов управления и административного аппарата не из Византии или Западной Европы, а из Золотой Орды (налоговые ведомства, связь, средства подавления).

4. Монгольская империя и Золотая Орда. Влияние Орды

на отечественную государственную традицию

1206 г.– оформление монгольского государства. Один из ханов Темучин был избран единым вождем монгольских племен и получил имя Чингисхан (божественный хан). Государственное управление было тесно связано с военными потребностями и опиралась на традиционную иерархию кочевого общества. Войско делилось на десятки, сотни, тысячи, тумены (10 тыс. воинов). Обычной практикой была круговая порука: в случае дезертирства одного казнили десятерых. Таким образом в монгольском войске была установлена железная дисциплина. Военно-территориальные начальники - ханы, беки, нойоны, богатуры – не избирались, а провозглашались на курултаях в соответствии с происхождением и с санкции верховной власти.

Основу правовой системы Монгольской империи составляла Великая Яса Чингисхана, которая способствовала консолидации монголо-татарских племен, а так же провозглашала веротерпимость.

Монгольская империя заняла гигантскую территорию от Тихого океана и до Восточной Европы; она объединяла много народов, относящихся к различным культурам и традициям, и не могла существовать длительное время как централизованное государство. Уже при Чингисхане происходит разделение на три улуса, которые в XIII веке отчисляли часть доходов в столицу империи Каракорум; ханы улусов не чеканили собственную монету и не могли вести самостоятельной внешней политики.

В 1242 г. после похода Батыя на Русь и Центральную Европу улус Джучи был разделен на два. Западное крыло – владение Батыя – получило название Золотой Орды (столица - Сарай). Ядро ее территории – причерноморские, прикаспийские и северокавказские степи. Население – кочевники. Граница между Золотой Ордой и Русью – Дон.

Административно-территориальное деление Орды – 12 улусов во главе с улусбеками (эмирами). Улусы делились на 70 «областей» во главе с эмирами (темниками), области - на «районы» во главе с тысячниками.

Высшие сановники – назначаемые из улусбеков - беклярибек и везир. Беклярибек - верховный главнокомандующий, под его контролем – внешняя политика, судебная система, религиозные вопросы. Везиру принадлежала высшая исполнительная власть. Он возглавлял диван (законосовещательный орган), контролировал сбор налогов с подвластных народов, ведал казной, кадровыми назначениями.

Монголы не смогли фактически включить в состав Западной Орды Русь – земледельческую страну, значительно превосходящую государство завоевателей по уровню экономического и политического развития. После упорного сопротивления попыткам насадить свою администрацию (баскаков), завоеватели были вынуждены перевести русские земли на особое положение. Для русских князей хан являлся верховным правителем и судьей, при этом татары не вмешивались в дела внутреннего управления княжеств. Князья утверждались на престолах ханским ярлыком, ярлык на великое княжение получил великий князь владимирский, с XIV века – великий князь московский.

Главная форма зависимости – «ордынский выход» – дань. Существовали и экстренные выплаты – «запросы». Помимо дани население выполняло ряд натуральных повинностей, в том числе «ям». Ямская система – общая система путей сообщения. Конюшни и постоялые дворы строились через определенные расстояния; обслуживались окрестным населением. Такой пункт назывался «ям», а его служители - «ямчи» («ямщики»). Их задача состояла в обеспечении беспрепятственного движения гонцов, послов, чиновников. Особые отношения связывали монголо-татар с церковью. Церковь освобождалась от дани и других повинностей. Не без основания церковь считалась монголами союзницей: во-первых, как оппонент папскому влиянию; во-вторых, как идеологическая организация, поддерживавшая настроения покорности и лояльности Орде (в начальный период ига).

Итоги монголо-татарского ига

1. Западная Европа оказалась прикрыта русским щитом.

2. Резко сократилось население Руси, особенно городское: из 74 городов более 30 были полностью разорены. В результате - упадок ремесел, торговли, земледелия, замедление экономического развития.

3. Выращена особая генерация покорных Орде князей - «служебников» хана. Восприняв традиции восточной деспотии - традиции безграничного господства и беспрекословного подчинения, русские князья транслировали эти отношения на все ступени средневекового русского общества. Отношения вассалитета заменялись отношениями подданства.

4. Подчиненная роль городов в результате их ослабления ордынским игом. Из противовеса княжеской власти города становятся ее младшим союзником, так как в условиях внешней опасности актуальной была консолидация, а не противоборство. Эта ситуация постепенно приводила к утрате городских вольностей.

5. Необходимость борьбы за национальное выживание обусловила процесс форсированной централизации государства, при котором нет места независимости и свободе. Деспотизм надолго становится нормой государственного бытия России.

Контрольные вопросы и задания

1. Определите причины распада Киевского государства.

2. Назовите новые политические центры удельной Руси и сравните их государственное устройство.

3. Чем отличаются западноевропейские средневековые институты государственной власти и принципы государственного управления от отечественных?

4. В чем проявилось влияние Ордынского нашествия на государственность Древней Руси?

Тема 4. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ В XVI – XVII ВВ.

1. Объединение русских земель вокруг Москвы.

2. Государственный аппарат России в XVI веке:

а) царская власть;

б) Боярская дума;

в) Земские соборы

г) развитие приказной системы;

д) местное управление;

е) влияние опричнины на государственный строй.

3. Кризис Российской государственности в период Смутного времени.

4. Государственное управление Россией в XVII веке:

а) царская власть;

б) Боярская дума;

в) Земские соборы;

г) приказная система;

д) управление на местах.

1. Объединение Русских земель вокруг Москвы

В основе создания централизованного государства - прежде всего социально-экономические факторы : рост сельскохозяйственного производства, включение феодального хозяйства в торговые связи, появление новых и укрепление старых городов – центров ремесла и торговли.

Политические предпосылки объединения: необходимость борьбы за национальную независимость и свержение ига; превращение Москвы в религиозный центр русских земель; успешная государственная деятельность московских князей.

Социальные предпосылки : заинтересованность основных групп населения (знать, служилое дворянство, горожане) в сильной власти как гаранте обеспечения сословных интересов.

В отличие от стран Западной Европы, где объединительный процесс определяли, в основном, социально-экономические факторы, на Руси мощным катализатором объединения стал фактор внешнеполитический – необходимость консолидации для свержения монголо-татарского ига.

Доминирование политических предпосылок обусловило особенности образования единого Российского государства: оно сложилось задолго до зарождения буржуазных отношений, укрепление великокняжеской власти происходило за счет подчинения ей сословий; формировавшееся государство с самого начала носило многонациональный характер.

Центром объединения Русских земель стала Москва, чему способствовало выгодное расположение города на перекрестке важнейших торговых путей. В процессе объединения обычно выделяют 4 этапа:

1) возвышение Москвы (первая половина XIV века);

2) превращение Москвы в общенациональный центр борьбы с монголо-татарами (вторая половина XIV - начало XV вв.);

3) феодальная война в Великом княжестве Московском (вторая четверть XV века);

4) завершение объединения русских земель вокруг Москвы и свержение ордынского ига (вторая половина XV – начало XVI вв.).

На завершающем этапе объединения при Иване III к Москве были присоединены Ярославское, Ростовское, Тверское княжества, Новгородская и Вятская земли. При Василии III - Псков, Рязанское княжество и Смоленск. Великое княжество Московское превратилось в Русское государство.

Это означало серьезные перемены в системе управления, прежде всего – в статусе великого князя. Из верховного сюзерена Северно-Восточной Руси удельного периода великий князь превращается в главу государства. Удельные князья и бояре, постепенно утрачивающие свой иммунитет, становятся его подданными. Женитьба Ивана III на родственнице последнего византийского императора способствовала дальнейшему укреплению великокняжеской власти. Из Византии заимствуется придворный церемониал, титул «царя» (цезаря), символы государственной власти. Высокое положение монарха получает идеологическое обоснование в политико-религиозной доктрине «Москва - третий Рим» псковского монаха Филофея.

Однако власть великого князя пока не настолько сильна, чтобы стать самодержавной. Важное место в системе государственного управления занимала Боярская дума, выросшая из Совета при князе. Члены Думы назначались великим князем в соответствии с принципом местничества, то есть в зависимости от знатности происхождения. Наиболее высокие места в местнической иерархии занимали Рюриковичи и Гедиминовичи - потомки русских и литовских великих и удельных князей. Сохраняло свои позиции и старомосковское боярство, занимавшее важнейшие государственные посты.

В конце XV – начале XVI вв. формируются общегосударственные органы управления. Первоначально это выросшие из дворцово-вотчинной системы управления Дворец и Казна. Дворец заведовал землями великого князя, Казна – финансами, государственной печатью и архивом. В их недрах постепенно появляются специальные учреждения – «пути», отвечавшие за отдельные группы дел и возглавлявшиеся путными боярами. Позднее они трансформируются в приказы. В начале XVI века функционировало не менее 10 приказов. Для управления присоединенными к Москве землями с конца XV века создавались «областные» дворцы – Тверской, Новгородский, Рязанский. Процесс формирования общегосударственных органов управления занял всю первую половину XVI века.

Принятие в 1497 г. Судебника - свода общегосударственных законов – свидетельствовало об усилении власти великого князя и дальнейшей централизации. В нем устанавливались единые уголовные и судебно-процессуальные нормы; значительное место отводилось центральному и местному управлению, а так же великокняжескому суду.

2. Государственный аппарат России в XVI веке

Царская власть. Вступив на престол в трехлетнем возрасте, юный царь Иван IV, будучи формально наделен высшими властными полномочиями, фактически стал заложником боярских группировок. Сменявшие друг друга кланы расхищали казну, захватывали государственные земли, злоупотребляли властью. Последствиями боярского правления стали ослабление государства, обострение пограничных проблем, рост социальной напряженности. В целях повышения авторитета царской власти митрополит Макарий ввел чин венчания на царство. Принятие царского титула должно было не только укрепить положение государства внутри страны, но и способствовать росту международного престижа Русского государства.

Этот символический акт следовало подкрепить реальными реформами, направленными на дальнейшую централизацию власти. Около 1549 г. вокруг Ивана IV сложился совет из близких ему людей, так называемая Избранная рада - неформальное правительство, состоявшее из представителей различных групп правящего класса: титулованной знати (князья Курбский, Курлятев, Воротынский), служилого сословия (дворянин Адашев), высшего и рядового духовенства (митрополит Макарий, священник Сильвестр), бюрократии (дьяк Висковатый). В 50-е годы по инициативе Избранной рады были проведены важные государственные реформы.

С 1549 г. стали созываться Земские соборы - собрания представителей различных сословий. В 1550 г. принимается новый свод законов – Судебник, заменивший устаревший Судебник 1497 г. В 1551 церковный Собор принимает новый свод церковных правил – Стоглав и вводит ограничения на рост монастырских вотчин.

В 50-х гг. XVI века завершилось формирование приказной системы управления. Была проведена земская реформа, ликвидировавшая институт кормлений. Ряд важных мероприятий осуществлен в военной области: организовано постоянное стрелецкое войско, ограничено местничество в армии, принято Уложение о службе, установившее единообразный порядок военной службы, как с вотчин, так и с поместий. Наконец, была проведена податная реформа (установлена единая окладная поземельная единица – большая соха - 500-800 четвертей).

Реформы 50-х гг. XVI века привели к формированию в России сословно-представительной монархии, характерной чертой которой являлось ограничение власти монарха сословно-представительным органом - Земским собором.

Северо-Восточной Русью XII-XIV вв. принято называть территорию между Волгой и Окой, на которой находились Владимирское, Рязанское, Муромское, Смоленское и некоторые Верховские княжества. На этих землях восточные славяне появились относительно поздно – считается, что славянизация местных финнов проходила тут вплоть до XI-XIII вв., а в некоторых землях – до XIV в. До начала процесса феодальной раздробленности на Руси, эта территория находилась в даннической зависимости от Киева.

Замечание 1

Самым сильным княжеством было Владимиро-Суздальское.

Оно имеет богатую и сложную историю, в начале стоит отметить, что данное княжество со временем меняло свой политический центр, поэтому в зависимости от периода оно имеет разные название. Первоначально княжество называлось Ростовским, позже Ростово-Суздальским, и наконец, Владимиро-Суздальским. До 1125 г. столицей княжества был Ростов, после него центр смещается я в Суздаль, а с 1157 г. он находится во Владимире-на-Клязьме. Географически княжество располагалось между реками Волгой и Окой, позже его границы расширились в сторону Северной Двины и Устюга.

Крупнейшими городами княжества были:

  • Владимир;
  • Ростов;
  • Суздаль;
  • Дмитров;
  • Юрьев-Польский;
  • Переяславль-Залесский.

История

Особенностью княжества было существование сильных городов, которые конкурировали друг с другом. Сначала таким городом был Ростов, куда Владимир Мономах (правивший тогда в Киеве) отправил княжить своего сына Юрия, чтобы сохранить зависимость этого города от Киева. Но после смерти Владимира Мономаха в 1125 г. эта зависимость прекращается, а Юрий даже стал использовать Ростовское княжество как оплот борьбы за киевский престол, к которому он стремился. До этого периода Ростов конкурировал только с Суздалем, однако, теперь происходит возвышение Владимира, где возникает своё княжение (что является показателем высокоорганизованности владимирской общины). Так Владимир становится самостоятельным государственным образованием со своей волостью.

В 1157 г. на княжеский престол жителями Ростова, Суздаля и Владимира был посажен сын Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский.

Политика Андрея Боголюбского устраивала не всех, поэтому он был убит в результате заговора в 1169 г. После этого встал вопрос о княжении между Ростовом и Суздалем, с одной стороны, и Владимиром, с другой. Городские общины приглашали на княжение к себе разных князей: в итоге, ростовцы получили себе Михаила Ростиславовича из Новгорода, а владимирцы посадили у себя на княжение Всеволода Юрьевича Большое Гнездо (1177-1212).

Владимир становился более сильным благодаря активной внешней политике: он вмешивается в дела Рязани, посылает «своих» правителей в Новгород, и даже сажает князей в Киеве; кроме того, при Всеволоде совершаются походы на давних противников Руси – волжских булгар.

В начале XIII в. в Ростове, Владимире и Переяславле утвердились свои князья – сыновья Всеволода Большое Гнездо: Константин, Юрий и Ярослав. Важно, что они были избраны и утверждены народом на своем престоле, что свидетельствует о возросшем стремлении городских волостей к самостоятельности.

Во время монгольского нашествия Владимир был среди тех городов, которые получили от завоевателей наибольшие разрушения: в 1238 г. столица Владимиро-Суздальского княжества была разорена. Также, в результате нашествия монголов были сожжены такие города как Тверь, Ярославль, Суздаль, Переяславль-Залесский, Рязань и др.

В 1243 г. владимирский князь Ярослав Всеволодович был признан монголами старейшим среди русских князей, что означало начало формальной зависимости Северо-Восточной Руси от монголов. Складывается следующая ситуация: князь сам правит у себя в землях, но ведя политику в промонгольских интересах, а также, периодически платит дань, при этом княжество находится под протекцией монголов. Князья проводили очень осторожную политику, во многом угождая монголам, чтобы те не повторяли карательные походы (такие ордынцы совершали на непокорные им земли). Однако, восстания против монгольской власти все равно возникали: так, в 1262 г. во Владимире, Суздале, Ростове и других городах вспыхнули восстания против баскаков (сборщиков дани), но Александру Невскому, который правил тогда во Владимире, удалось предотвратить карательных поход.

После правления Александра Невского Северо-Восточная Русь распадается на несколько княжеств:

  • Галичское;
  • Костромское;
  • Городецкое;
  • Дмитровское;
  • Московское;
  • Стародубское;
  • Суздальское;
  • Тверское;
  • Переяславское;
  • Ростовское;
  • Угличское;
  • Ярославское.

Поскольку Владимирское княжество все равно было самым сильным, то князь, получавший от хана ярлык на владимирское княжение, получал и верховенство над остальными. Однако, фактически все князья подчинялись непосредственно монгольским ханам. Между княжествами шла постоянная борьба, и хан нередко выступал посредником в таких спорах.

После полного разъединения земель наступает обратный процесс – их слияние. В 1302 г. Переяславль-Залесское княжество Иван Дмитриевич завещал московскому князю Даниилу Александровичу, но после передачи ярлыка на владимирское княжение Михаилу Тверскому, Переяславль-Залесское княжество перешло в состав Владимирского. В течение XIV-XV вв. происходит возвышение Москвы, которая объединяет вокруг себя разрозненные земли, что привело к созданию единого русского государства при Иване III.

Культура

Замечание 3

Расцвет культуры в Северо-Восточной Руси приходится на времена правления Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо.

Во Владимиро-Суздальском княжестве было превосходно развито зодчество, даже сложилась своя архитектурная школа. Особенностью ее было использование известняка – белого высококачественного камня, вытеснившего кирпич, который любили использовать раньше. Самым ярким примером владимиро-суздальской архитектуры является Успенский собор, построенный в XII в. Также, Успенский собор бы построен и в Ростове в 1161-1163 гг. (пересторен в XIII в.) Знаменитым памятником являются и Золотые ворота во Владимире, которые были построены в 1164 г., и служили входом в княжеско-боярскую часть города. Шедевром архитектуры можно назвать и Дмитриевский собор с потрясающими резными украшениями, возведенный во Владимире при Всеволоде Большое Гнездо. В 1160-х гг. возводится близ Боголюбова шедевр русской архитектуры - изящнейшая церковь Покрова-на-Нерли, а в Переяславле-Залесском строится Спасо-Преображенский собор.

Получает развитие и иконопись, которая к XII-XIII вв. приобретает специфические черты в каждом княжестве. Северо-Восточная Русь славится росписями Успенского, Дмитровского собора.

Кроме архитектуры в княжестве развивается литература: при Всеволоде во Владимире велась летопись, так как князь считал, что это укрепит княжескую власть. Интересно, что во владимирских летописях власть владимирского князя предстает как общерусская, а город считается новым центром русских земель. Таким образом, записи отражают амбиции владимирского князя, влияние которого увеличивается.

Выводы

Итак, княжества Северо-Восточной Руси, как и многие земли того времени, были лишены единства, из-за чего возникали споры, конкуренция между князьями, в результате чего, политический центр нередко перемещался из города в город, а сами земли дробились на более мелкие уделы. Тем не менее, в период XII-XV вв. на рассматриваемой территории находились такие мощные города, как Владимир и Суздаль, которые играли заметную роль в политической и культурной жизни того периода.

1. Общая характеристика: расположение, климат, почва

2. Юрий Долгорукий – сын Мономаха

3. Андрей Юрьевич Боголюбский

4. Всеволод Юрьевич Большое гнездо

5. Усобица после смерти Всеволода

1. Северо-восточная Русь называлась Залесским краем, т.к. между реками Окой, Волгой и Двиной тянулись дремучие леса, которые отделяли северо-восточную Русь от Приднепровья. Ключевский отмечал, что среди болот, озёр, рек с трудом удавалось отыскать сухую опушку, где можно было жить. Почвы неплодородные, заросшие лесами, но именно вокруг Владимира и Суздаля была свободная территория с хорошими землями, которая называлась «Владимирское ополье». Именно сюда в 11-13 веках двинулся поток переселенцев. Коренными жителями этой земли были финно-угорские племена, но уже в 7-8 веках сюда пришли кривичи и вятичи. Отдалённость и изолированность замедлили темпы развития и христианизации этих районов. Нестор писал «о звериных обычаях вятичей». Киевским князьям пришлось долго «примучивать» здешние племена (Святослав). Здесь почти не было городов. Главной столицей в начале был Ростов, возникший как племенной центр. Именно поэтому ростовские бояре выступали против князей. Через северо-восток проходили торговые пути, а именно Волжский. В результате в 11 веке появляются города Ярославль, Суздаль. Когда угроза со стороны степи стала серьёзной, то изолированность этого края превратилась в достоинство. Переселенцы с юга принесли свои навыки обработки земли, свою культуру и способствовали расцвету этих земель.

По плодородию северо-восточные земли уступали южным, но здесь были свои преимущества: богатые заливные луга, леса, много озёр и рек. Поэтому, несмотря на суровый климат, здесь удавалось получать хорошие урожаи, а всевозможные промыслы и скотоводство делали жизнь людей сносной. Постепенно появляются излишки, и развивается торговля. Князья поздно обратили внимание на Залесский край, поэтому престолы в городах давались младшим князьям. Так из Ярославичей княжение здесь получил Всеволод. Лишь при Мономахе началось возвышение северо-восточной Руси .

Исторически сложилось так, что Владимиро-Суздальская Русь стала отчиной мономаховичей. Здесь рано стали воспринимать сыновей Мономаха как своих князей.

Более позднее освоение края имело важные последствия: вновь построенные города не имели вечевых традиций, боярство приходило вместе с князем. Таким образом, оно не было сильным. Земледельцы обосновывались уже на княжеской земле, поэтому возникали условия для сильной княжеской власти. Да и первые владимирские князья оказались людьми честолюбивыми и властными. Среди факторов, которые способствовали подъему экономики, способствовала удалённость от Киева и возможность развиваться собственным путем. Они были удалены от пути «из варяг в греки», поэтому выстраивали отношения не с Византией, а с восточными странами (Персией). Волжский торговый путь стал для них главным. Эти земли больше сотрудничали с Новгородом, нежели с Киевом.

2. После Ростова столицей становится Суздаль, и княжество называется Ростово-Суздальским. Здесь княжил с 1125 года по 1157 г. шестой сын Мономаха Юрий (Долгорукий). Он посвятил всю свою жизнь борьбе за киевский престол. Организовал несколько походов на Киев, но, захватив Киев, он не забывал о своих северо-восточных землях. При нём Ростово-Суздальская земля достигла своего расцвета. Он не отправлял свои дружины бороться на юг с половцами, т.к. считал, что главным противником для него была Волжская Булгария. Он воевал с ней и даже расширил границы своего княжества. Юрий воевал с Новгородом за небольшие, но важные пограничные земли. Таким образом, он в глаза жителей Ростова и Суздаля превращался в собственного князя, независимого от Киева. При нём под власть этого княжества попали Рязань и Муром. Долгорукий основал в крае новые города: Дмитров, Звенигород, Юрьев-Польский. Именно с его именем связано первое упоминание о Москве в 1147 году. Здесь, в Москве, принадлежащей Кучковичам, 4 апреля 1147 года состоялись переговоры Юрия с Черниговским князем Святославом, который привёз в подарок шкуру барса (пардуса). На самом деле, Москва возникла намного раньше и принадлежала ростовскому боярину Кучке. По свидетельству летописца, боярин повёл себя непочтительно к князю и был казнен. В 1147 году Юрий отправил Святославу приглашение: «приди ко мне, брате, в Москов». Юрий считается основателем города Москвы, т.к. здесь он приказал заложить кремль . Но не является основателем московской династии. В 1149 и 1151 году Долгорукий захватил Киев, но киевляне его не поддержали, и князю ненадолго удалось удержать в Киеве. В 1155 году он окончательно переехал в Киев, а сыновей своих распределил по городам. Но старший Андрей (будущий Боголюбский) быстро понял, что Киев потерял свою власть, и покинул отца. В 1157 году Юрий внезапно заболел и через 5 дней умер. Скорее всего, его отравили. Киевляне после смерти Юрия разграбили княжеский двор.

3. В 1157 году в Ростово-Суздальском княжестве стал править Андрей Боголюбский. Но все свои молодые годы он провёл во Владимире на Клязьме. Он очень дорожил этим городом и постепенно перенёс столицу из Суздаля во Владимир. Для себя построил рядом с Владимиром в селе Боголюбово дворец, отсюда его прозвище.

Юрий Долгорукий передал престол Андрею, поэтому формально он считался Великим киевским князем, но в Киеве не находился. В 1169 году он организовал поход на Киев, захватил его, отдал город на разграбление. Летописец писал: «поднял Киев на щит». После этого он увез отсюда икону Владимирской богоматери, вывез основные ценности из Софийского собора и тем самым ещё больше унизил Киев. Он посадил там одного из своих братьев – Глеба. Сам же вернулся во Владимир.

Андрей поводил политику во многом похожую на отцовскую. Организовал несколько походов против Волжской Булгарии, постоянно воевал с Новгородом, захватил город Торжок, через который шла хлебная торговля с Новгородом, и заставил новгородцев принять свои условия.

Андрей застраивал Владимир с необычайной пышностью. Здесь были сооружены Золотые ворота, Успенский собор. В это время ни в Киеве, ни в Москве Успенских соборов не было. В 6 км от Владимира на слиянии рек Нерли и Клязьмы он построил собор Покрова на Нерли. Он стремился добиться и церковной независимости от Киева, поэтому особую силу здесь приобрёл культ Богородицы. Андрей обратился в Константинополь к патриарху с просьбой: возвести ростовского епископа в сан владимирского митрополита. Но Константинополь отказал, поэтому в этот момент не удалось перенести кафедру во Владимир. Летопись называет Боголюбского самовластцем. Он отправил от себя отцовскую дружину, согнал со столов своих братьев. Все правили под его присмотром. Андрей легко переступал через традиции. Он мог расправиться с неугодными и даже отнять вотчины. В ответ бояре саботировали походы князя. Так в 1173 году летописец прописал: «Бояре идучи не идяху», т.е. не пришли по приказу Андрея для участия в походе. Они составили заговор против князя. Поводом стал приказ Андрея казнить одного из Кучковичей, хотя сам был женат на дочери Степана Кучки. Заговор возглавила его жена, и ночью 1174 года во дворце в Боголюбово Андрей был убит. Но нельзя было изменить сложившейся на Руси ситуации: постепенно русский политический центр переместился во Владимир. Андрей Боголюбский объявил себя Великим князем владимирским .

4. После смерти Андрея разгорелась борьба между боярами Ростова, Суздаля и Владимира. Города поддержали братьев Андрея – Михаила и Всеволода. В 1176 году Всеволод разгромил своих противников в открытом бою и занял Владимирский престол. Он получил прозвище Большое гнездо, т.к. имел 8 сыновей и 8 внуков, не считая женщин. Всеволод продолжил политику Андрея: он казнил бояр-заговорщиков, убивших брата, и на время противостояния боярства и князя снизилось. Всеволод заботился о процветании своей отчины, он построил во Владимире знаменитый Дмитровский собор (конец 12 века). Вёл активную внешнюю политику, вмешивался в дела Новгорода, ещё раз захватил Киев и подчинил Рязань. В 1183 году он предпринял поход против Волжской Булгарии и присоединил мордовские земли. В это время уже встал вопрос о том, какое княжество возьмёт на себя роль объединителя. Скорее всего, это должно было быть Владимиро-Суздальское княжество и сам город Владимир. Однако этому помешали татары. О могуществе Всеволода автор «Слова о полку Игореве» писал: «…Волгу может вёслами расплескать, а Дон шеломами вычерпать…» . Но после смерти Всеволода началась усобица, а затем – нашествие монголо-татар.

5. Начавшаяся после смерти Всеволода в 1212 году Смута показала, насколько непрочными были государства удельного периода. Всё зависело от личности князей. Во Владимире Всеволод посадил Константина, который попытался захватить и Ростов. Своими планами он поделился с отцом, но поддержки не нашёл. После смерти Всеволода война началась между Константином и Юрием (ростовский князь). В эту борьбу Всеволодовичей вмешался Мстислав Удалой, который опирался на помощь своего брата Ярослава. В 1216 году в битве на реке Липеце Константин победил Юрия. Он утвердился во Владимире и Ростове, но не помог Мстиславу утвердиться в качестве общерусского лидера. Они рассорились. После смерти Константина в 1219 году во Владимир сел Юрий Всеволодович. Именно он встретил монголо-татар, и в 1238 году на реке Сити был убит в сражении. Его жена и дети погибли под развалинами храма, в котором заперлись от татар.

Смерть Всеволода Юрьевича в 1212 году показала, сколь непрочны были государственные образования удельного периода. Своим единством Владимиро-Суздальское княжество было обязано именно князьям. Ещё не сложились полностью объективные политические предпосылки для объединения. Город Владимир был отдан Всеволодом сначала старшему сыну Константину, который до этого был ростовским князем. Константин захотел сохранить за собой Ростов и Владимир. Своими планами он поделился с отцом, но Всеволод, понимая, что это вызовет новые распри, решил наказать Константина и отдал владимирский престол второму своему сыну Юрию. Константин не собирался сдаваться. После смерти отца в борьбу Всеволодовичей вмешался Мстислав Удалой, выступивший на стороне Константина. Юрий же взял в союзники брата Ярослава. Обе стороны строили обширные планы. Весной 1216 года князья сошлись на реке Липице около Юрьева-Польского, где Юрий и Ярослав потерпели поражение (на поле боя в XIX веке найден княжеский шлем). Утвердившийся во Владимире и Ростове Константин не помог Мстиславу утвердиться в качестве общерусского лидера, и они рассорились. Мстислав Удалой был вынужден оставить Новгород и перебраться в Галич. Но в 1219 году Константин умер, и великим владимирским князем становится Юрий Всеволодович. Именно он встретился с монголо-татарами в 1238 году на реке Сить. Усобица закончилась.

Южная и Западная Русь

1. Общая характеристика земель

2. Галицко-Волынское княжество

3. Киевское княжество

4. Черниговское и Северское княжества

1. Юго-западная Русь – это Галицко-Волынское княжество, в первую очередь. Занимало северо-восточные склоны Карпат и территорию между реками Днестр и Прут. Здесь были плодородные земли, чернозёмы, обширные лесные массивы и значительные залежи каменной соли, которую вывозили в соседние страны. Это способствовало возникновению крупных городов: Галич, Владимир Волынский (основанный Владимиром Святым), Холм, Берестье (Брест), Львов, Перемышль. Через них проходили оживлённые торговые пути к Дунаю и Чёрному морю. Поэтому здесь процветала торговля с Византией и европейскими странами. На севере и северо-востоке эти земли граничили с Киевским княжеством, поэтому Галицко-Волынские князья неоднократно завоевывали киевский престол. Княжество находилось в безопасности от кочевников, что привлекало сюда население юго-восточных земель. Но Галицко-Волынское княжество находилось в стороне от торгового пути «из варяг в греки», что по началу тормозило его развитие. Но когда речные торговые пути переместились в моря, Галицко-Волынское княжество получило выход и в Черное, и в Балтийское море.

ВЫВОД: здесь наблюдался экономический подъем.

2. В первые годы после отделения от Киева, Галицкое и Волынское княжества существовали самостоятельно. При Ярославе Осмомысле (1153-1185) началось возвышение Галицкого княжества (Осмомысл-мудрый). Автор «Слова о полку Игореве» высоко оценил могущество князя: «высоко ты сидишь на своем златокованом престоле, подперев горы угорские своими полками железными, отворяешь Киеву ворота». Действительно, в 1159 году Галицкие и Волынские полки на время овладели Киевом. Киевские земли постоянно подвергались вторжениям, но правление Ярослава Осмомысла приостановило эти набеги. У Ярослава была сложная судьба: он боролся со своим сыном Владимиром, которого поддерживала жена Ярослава, Галицкими боярами, поляками, венграми, несколько раз ему приходилось бежать. Он был вынужден искать опору в боярах, предоставляя им всё больше прав. Но это ограничивало власть князя. Например, боярство вмешалось в решение опроса о престолонаследии, заставив Осмомысла признать приемником сына Владимира. Ярослав пошёл на сожжение любовницы. После смерти отца Владимир вступил на престол, но оказался слабым правителем. Тогда боярство изгнало его из Галича. Галицкий престол ему удалось вернуть только благодаря помощи Всеволода Большое гнездо (его дядя), но с условием покорности Великому владимирскому князю.

После смерти Владимира в 1199 году Галиция объединилась с Волынью. Это сделал волынский князь Роман Мстиславич. В то время, когда Галич раздирали распри, он, опираясь на горожан и мелких землевладельцев, противостоял своеволию бояр. При нем Волынское княжество превратилось в сильное и относительно единое государство. В 1203 году он захватил Киев и принял титул великого киевского князя. Объединив Галич, Волынь и Киев, Роман Мстиславич создал крупнейшее европейское государство. Папа римский признал его и предложил принять королевский титул. Но галицкое боярство не собиралось подчиняться Роману Мстиславичу, поэтому ему пришлось вести с ним борьбу. Летописец приписал ему фразу: «не передавивши пчел, мёду не есть». Роман отличался воинственностью, решительностью, поэтому в Галицко-Волынском княжестве формируется монархическая власть. В 1205 году он погиб. Галицко-волынское боярство тут же подняло голову. Княгиня с малолетними детьми бежала в Польшу, а бояре пригласили в Галич сыновей Игоря Новгород-Северского, что привело к разделу княжества на уделы. Этим воспользовалась Венгрия, захватив княжество. Двое из трех Игоревичей были повешены. Венгры были приглашены галицкими боярами.

В 1211 году в Галич вернулся Даниил Романович, находившийся в Польше, но до 1221 года Даниил постоянно боролся за власть. Ему пришлось воевать с венграми, поляками, русскими князьями. Был момент, когда в Галиче на престоле сидел не Рюрикович. В 1240 году Даниил захватил Киев, объединил Галич и Волынь, но именно в 1240 году монголо-татары напали на Киев и разорили его. Даниил делал всё, чтобы предотвратить нападение монголов на свои земли, но ситуацией воспользовались западные враги, поэтому Даниил поклонился Батыю и сохранил единство своих земель. В течение 100 лет Галицко-Волынское княжество было разделено между государствами и перестало существовать. Волынь ушла к Литве, а Галич – в Польшу.

3. Киевское княжество утратило свое прежнее значение. Население покидало эти места из-за опасности, торговля прекратилась, но Киев оставался долгое время формально политическим центром страны. Он сохранил свою историческую славу матери городов русских. Вплоть до 1299 года он оставался религиозным центром (в 1299 году митрополит Максим перенес резиденцию во Владимир). Власть киевского князя не признавали никакие русские князья. В условиях феодальной раздробленности в Киевском княжестве утвердились:

Сильное боярство, возродившее в XII веке вече. Оно приглашало князей соперничавших группировок, одного сажало в Киеве, а другого в Вышгороде. Так в Киеве сложилась дуалистическая монархия.

Изменение роли киевского князя и борьба между мономаховичами и ольговичами за престол.

Постоянные набеги половцев, что требовало объединения позиция боярства, дружины и князей. Именно это не позволило в Киеве установить республику.

Киев сохранил свое значение как духовный центр Руси, символ русского единства.

4. Черниговское княжество рано обособилось от Киева. Ещё Мстислав Тмутараканский противостоял Киеву и заставил Ярослава Мудрого отдать ему половину всех земель. В дальнейшем ольговичи (потомки Олега Гореславича) утвердились в этом княжестве. Со временем Чернигов стал одним из крупнейших русских городов, здесь сформировалось мощное боярство, был свой епископ. У черниговских князей были сильные дружины. Географическое положение было, с одной стороны, благоприятным, так как имело возможность торговать по реке Десне с черноморскими странами, с другой стороны, это было пограничное княжество, испытывавшее на себе набеги половцев. Здесь были крупные города: Путивль, Новгород-Северский, Любеч, Козельск. Позднее его поддержали Муром и Рязань. Особые отношения сложились у черниговцев с половцами. Олег дружил с ними, но летописцы не раз ставили Олегу это в вину. Однако это была объективная необходимость, ведь Черниговское княжество простиралось до Таманского полуострова (Тмутаракань), а значит в его земли постоянно «вклинивались» половецкие кочевья. Таким образом, они вынуждены были соседствовать. Половцы и черниговцы в течение десятилетий вместе воевали против общих противников. Но в 1180-е годы политика черниговских князей изменилась: они стали союзничать с русскими князьями и совершать набеги на половцев. Этому способствовала политика Владимира Мономаха.

В 1180-е годы в истории черниговских земель произошли события, получившие бессмертную славу. Удельный князь Игорь Святославич (Новгород-Северский) с небольшими силами начал поход в степь. В мае участники похода увидели солнечное затмение, которое сочли дурным знаком. В первом столкновении с половцами Игорь одержал победу, но на выручку половцам пришёл хан Кончак. 2 дня: 11 и 12 мая на берегу реки Каялы кипел бой. Русская рать была почти полностью уничтожена, а князь Игорь с боярами попал в плен. Весной 1186 года Игорь бежал из плена и вернулся в Северскую землю. Он стал великим черниговским князем, возобновил дружбу с Кончаком и по тогдашней традиции женился на половчанке. Умер в 1202 году. Эти события были описаны в «Слове о полку Игореве». Документ найден в конце XVIII века. Его создание относят к 1185 году, автор неизвестен. «Слово» призывает князей к объединению.

Господин Великий Новгород

1. Общая характеристика

2. Хозяйственная деятельность и новгородское боярство

3. Политические особенности

1. Самым обширным русским владением в удельную эпоху стала Новгородская земля. Она включала Торжок, Ладогу, Псков, Пермь, Печору и так далее. Кроме русского населения, здесь жили финно-угорские племена. С 1136 года Новгород изгоняет князей и становится боярской республикой. Новгород господствовал на важнейших торговых путях: «из варяг в греки» и Волжский торговый путь. Он был связан торговыми отношениями и с европейскими странами, и с Византией, и с Азиатскими странами. Здесь, в Новгороде, были созданы торговые представительства Ганзы (торговый союз северогерманских городов), Византии. Долгое соперничество с Киевом выработало особое самосознание новгородцев, которые считали себя выше киевлян.

2. Более суровый климат и бедные почвы давали здесь низкие урожаи. Новгород нередко оказывался в зависимости от северо-восточных княжеств – поставщиков хлеба. Владимиро-суздальские князья быстро усвоили это, и, не имея возможности покорить новгородцев силой, они пугали их хлебной блокадой, голодом. Новгород был вынужден постоянно идти на уступки. Сельское население мало занималось хлебопашеством, основными занятиями было скотоводство, огородничество и садоводство. Зато сама природа (берег Белого моря, леса, реки) побуждала новгородцев к промыслам. Меха, «рыбий зуб» (моржовая кость), даже экзотические охотничьи соколы, рыбная ловля – всё заставляло идти их в тайгу, тундру, несмотря на тяжелейшие условия. Новгородцы принудили к уплате дани финно-угорские племена. Они принесли сюда земледелие и скотоводство, поэтому военных конфликтов не было. Особое место занимал сам Новгород. Археологические раскопки в Новгороде не прекращаются и по сей день. К XIII веку это был большой, благоустроенный, хорошо организованный и укрепленный город. Он стоял на двух берегах реки Волхов. Была торговая и софийская стороны, которые соединял Великий мост. На нем располагались лавки, здесь же выясняли отношения враждующие группировки боярства. Население города составляли ремесленники очень многих специальностей. Иногда мастера оставляли на своих изделиях подписи «коста делал», «братило делал». Город был поделен на концы (во всех остальных городах были слободы), которые назывались по ремесленной специальности. Ремесленники свою продукцию выносили на новгородский торг или вывозили за границу. Историки спорят по вопросу о существовании объединений ремесленников – цехов. В европейском виде цехи в Новгороде не сложились. Но ремесленники имели большой вес на вече, что свидетельствовало об их организованности.

Другой социальный слой в Новгороде составляло купечество. Купцы объединялись в гильдии. Они имели свои торговые дворы в Киеве, Любеке (Германия) и других местах. Купечество имело свой выборный орган, свою собственную казну, то есть начало складываться самоуправление. Вывозили пушнину, мёд, воск, рыбу, лён и всевозможные ремесленные изделия. Особенно славилось новгородское оружие – булатные мечи.

Главной силой в Новгороде было новгородское боярство. Оно сумело отстоять свою обособленность от князей. Рани берестяные грамоты показали, что государственные подати в Новгороде взимались самими боярами, а не князьями. Полюдья здесь не было. Князь получал только часть доходов от боярства. Следовательно, князь сразу был поставлен в зависимое положение. Бояре стали крупными земельными собственниками. Землю они распределяли сами, а не князья, причем боярство в основном жило в городах, занимаясь торговыми операциями. В вотчинах проживали управляющие. Многие ремесленники оказались в зависимости от бояр и платили им оброк своими изделиями. Ещё одна особенность новгородских бояр – их замкнутость, корпоративность. В отличие от остальных земель Руси, где до боярства можно было дослужиться, в Новгороде это звание было наследственным. В результате всего 30-40 боярских семейств занимали ведущее положение в политической жизни. Именно их называли 300 золотых поясов. Это не значит, что в Новгороде не было феодалов небоярского происхождения. Среди них было немало крупных землевладельцев – их называли житьи люди. Они тоже могли оказывать влияние на политическую жизнь. И бояре, и житьи люди использовали в своих владениях труд смердов. В новгородском населении выделялись лучшие люди – это купцы, бояре, часть ремесленников, священники и меньшие (черные) люди. В Новгороде кипела острая внутренняя борьба. Люд не один раз ополчался на бояр, громил их дворы. Но у меньших людей не было лидера, им мог стать князь в борьбе за власть, но особое сознание новгородцев не позволяло требовать усиления княжеской власти. В представлении всех слоев населения существующий порядок устраивал всё общество.

ВЫВОД: в Новгороде основу экономики составляло сельское хозяйство и промыслы, несмотря на преобладание торгово-ремесленного населения. Власть же принадлежала аристократии.

3. Верховной законодательной властью в Новгороде обладало вече. Символом народовластия был вечевой колокол, удары которого оповещали о созыве собрания. Раньше историки полагали, что в вече участвовало всё свободное население, но новейшие данные свидетельствуют, что в вече принимали участие всего 300-500 человек – это те самые бояре, которые обладали реальной властью. Следовательно, меньшие люди могли участвовать в вече только при рассмотрении важнейших вопросов, например, объявление войны или заключение мира. Вопросы, связанные с выбором должностных лиц, решались малым составом, поэтому меньшие люди в управлении не участвовали. Вече избирало высших должностных лиц, приглашало князя, решало вопросы войны и мира, обсуждались вопросы налоговой политики. Здесь активную роль играл архиепископ (владыко), который был казначеем республики (министр финансов).

Важным должностным лицом, главой исполнительной власти был посадник. Посадник ведал всеми новгородскими землями, возглавлял суд Новгорода, назначал и смещал чиновников, наблюдал за деятельностью князя и руководил внешней политикой. Как глава правительства, он вёл дипломатические переговоры, решал вопросы городского устройства. Должность посадника была временной. Иногда их было двое. Но со временем число посадников увеличивалось, так как шла борьба между боярскими группировками, которые хотели посадить именно своего человека.

Помощником посадника был тысяцкий. Он руководил народным ополчением в момент опасности. В большей степени он ведал сбором налогов, торговым судом и решал все хозяйственные вопросы в городе. Долгое время тысяцкий представлял в городском управлении интересы купцов, ремесленников, то есть меньших людей. Но в последствии и эту должность захватили бояре.

С 1156 года вече стало выбирать и архиепископа. Утверждал его киевский митрополит. Владыко был посредником между князем и посадником, участвовал в руководстве внешней политикой, возглавлял церковный суд, следил за нравственным состоянием общества. Должность архиепископа была пожизненной, но иногда ему предлагали новгородцы подать в отставку. Тогда у него был один путь – в монахи. В XII-XIII веках в Новгороде стали выбирать архимандрита, который возглавлял чёрное духовенство и не зависел от архиепископа.

Князя новгородцы приглашали на условиях ряда (договора). Его приглашали вместе с дружиной на случай войны. Князь не имел права вмешиваться во внутренние дела республики. Ему и дружине не разрешалось иметь земельные владения, вести торговлю. Он проживал за пределами Новгорода на особом дворе городище. Даже устраивать охоту или пиры князь мог только по договору. Новгородцы стремились чаще менять князей, чтобы у тех не сложились прочные отношения с какой-либо группировкой. Так с 1095 по 1304 год смена княжеской власти произошла 58 раз. Первым в Новгороде появился черниговский князь Святослав Ольгович. До XII века Новгород не имел врагов, что позволяло ему избегать усиления княжеской власти, кроме того, передача боярства по наследству позволила сохранить крупные землевладения, в отличие от других русских земель, где князья давали уделы своим сыновьям. Князей привлекало в Новгороде только большое жалование – часть дани, уплачиваемой им - и титул. Новгородцев же устраивало то, что князь был символом единства республики, и тем самым положение Новгорода уравнивалось с положением других княжеств. Со временем функции князя менялись: он стал отвозить дань в Орду, поддерживал порядок в городе. Новгородцы усилили княжескую власть, так как оказались перед лицом внешней опасности.

ВЫВОД: форма правления Новгорода была чем-то средним между западными государствами и восточными. Новгород мог повести за собой Русь по западноевропейскому образцу развития.