События 1920 1930. Нэповская экономическая модель

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат

СССР в 1920-1930 гг.

Введение

Процесс переосмысления нашей истории всего того, что в ней было и хорошего и плохого, верного и неверного, победного и неудачного фактически только начался. Поэтому мы остановимся лишь на вопросах результативности форсированного развития страны в 30-е годы, влияния идеологического диктата на ее духовную жизнь.

Скажем сразу, что в нашем обществе до сих пор имеет место «легенда» о том, что советский народ выиграл войну 1941-1945 гг. только лишь потому, что Сталин вовремя осуществил индустриализацию страны и коллективизацию сельского хозяйства. О цене этих преобразований идут ожесточенные споры и окончательные цифры потерь еще не названы. Для нас важно оценить в принципе итоги социально-экономического развития страны в ходе первых пятилеток, сопоставить замысел и результаты.

1 . Сущность новой экономической политики

Нынешняя оценка новой экономической политики весьма существенно отличается о той, которую давали его современники. Представители разных классов и слоев населения рассматривали эту политику по-разному. Для правящей большевистской партии НЭП являлся лишь инструментом, необходимым для достижения поставленной цели. Это была политика, которую проводила пролетарское государство в переходный от капитализма к социализму период. Эта политика была рассчитана на постепенное вытеснение и полную ликвидацию капиталистических элементов в городе и деревне, на ликвидацию многоукладности и построение фундамента социалистической экономики. Особенностью проводимых преобразований являлось то, что политическая власть оказалась в руках правящей большевистской партии.

Основополагающие принципы НЭПа были определены Лениным в конце 1922 года:

1) командные высоты в наших руках

2) земля у государства

3) свобода хозяйственной деятельности крестьян

4) крупная индустрия (и крупное сельское хозяйство) в наших руках

5) частный капитал - для него возможна конкуренция с государственным капитализмом.

6) «государственный капитализм такого рода, что мы привлекаем частный капитал вместе с нашим капиталом».

Что касается важнейших составных частей новой экономической политики, то таковыми являлись: всемирное управление и развитие на экономической основе союза между рабочим классом и трудовым крестьянством при руководящей роли рабочего класс; укрепление командных высот пролетарского государства в экономике, особенно в ее главных отраслях; использование товарно-денежных отношений для развития народного хозяйства; использование материального стимулирования трудящихся города и деревни; временное допущение капиталистических элементов в сельское хозяйство, внутреннюю торговлю, мелкую и от части среднюю промышленность при условии их государственного ограничения и регулирования; использование государственного капитализма; развитие социалистической индустрии на базе электрификации при соответствующем полном вытеснении и ликвидации сельской буржуазии; всемерное развитие государственной и кооперативной торговли при соответствующем вытеснении и ликвидации капиталистических элементов.

Таким образом, согласно большевистской концепции, НЭП - это широкая, длительная и многогранная политика обеспечивающая реализацию ленинского плана построения социализма.

Несмотря на крайнюю идеализированность данных отношений, что характерно для большевистского подхода к НЭПу, введение его было остро необходимо. Переход к НЭПу совершался под давлением кризисов продовольственного, торгового, финансового, кредитного на внутренних и внешних рынках, кризиса заготовительного и снабженческого. Эти чередующиеся кризисы, отражающие состояния крайней экономической разрухи, формирование отношения к новой экономической политики как к антикризисной программе, т.е., соответственно временной, вынужденной, обусловленные обстоятельствами восстановительного периода. В силу этого, если попытаться отбросить идеологический установки большевиков и дать объективную оценку о НЭПу, исходя из уже имеющегося исторического опыта, цели НЭПа можно кратко сформулировать так:

1) Главная политическая цель - снять социальную напряженность в обществе, укрепить социальную базу советской власти, в форме союза рабочих и крестьян.

2) Экономическая цель - предотвратить дальнейшее углубление разрухи в народном хозяйстве, выйти из кризиса и восстановить экономику страны.

3) Социальная цель - обеспечить благоприятные условия для построения социализма в СССР, в конечном счете. Программой минимума можно было бы назвать такие цели, как ликвидация голода, безработицы, повышения материального уровня, насыщение рынка необходимыми товарами и услугами.

4) И наконец, НЭП преследовал еще одну, не менее важную цель - восстановление нормальных внешнеэкономических и внешнеполитических связей, на преодолении международной изоляции.

Подводя итог всему вышесказанному, можно еще раз подчеркнуть, что НЭП был системой различных мероприятий. Введение НЭПа было остро необходимой мерой, продиктованной самой жизнью. Еще до начала осуществления нэповских мероприятий политике НЭПа давались различные, порою весьма полярные оценки. При всех недостатках и недочетах новая экономическая политика должна была явиться спасением для России, оказавшейся на краю бездны, и, несмотря на разногласия в большевицкой партии, введение новой экономической политики началось.

новый экономический сталинизм советский пятилетка

2 . Сущность сталинизма

Что такое сталинизм? Это некое умственное течение, предначертавшее ход построения нового общества, сотворившее его согласно своим не вполне правильным схемам? Или же с этим именем связан трагический период, этап российской истории, характеризуемый вполне определённым способам решения проблем национального развития?

Если понимать сталинизм как идейную подоплеку сталинищины, то всё сводится либо к поиску тех пунктов, где Сталин «не понял» или извратил К. Маркса, либо к поиску тех пунктов теории социализма, которые послужили точками роста сталинской идеологии. В обоих случаях анализ истории ограничивается анализом действия только лишь пресловутого «субъективного фактора», важнейшей задачей для авторов представляется ещё раз напомнить о том, что случайность играет роль в истории, «событие… во многом зависит от самих участников исторического процесса». Более того А. Цинко в первой части статьи чётко формирует: «…анализируя прошедшее, надо, наверное, всё же начинать с начала, начинать со слова, с проекта, с наших теоретических основ. Ибо социализм как раз и является тем уникальным в истории обществом, которое строится сознательно, на основе теоретического плана».

Авторы, идеализирующие понятие сталинизма, решительно игнорируют тот факт, что сталинизм тесно связан с некоей линией исторического развития, а именно с историей российской индустриализации. Между тем сталинизм осуществил в законченной форме те тенденции, которые появились уже в эпоху дореволюционного развития крупной индустрии.

Уникальный механизм российской индустриализации заключался в том, что при неразвитости капиталистического рынка, поверхностном развитии товарно-денежных отношений роль проводника политики индустриализации взяло на себя самодержавно-деспотическое государство, в свое время возникшее для эксплуатации дотованых укладов. Тем самым это государство подменило собой рынок - путем создания концентрированного, не зависящего от конъюнктуры государственного спроса, и прямо стимулируя монополизацию возникшей крупной промышленности. Государство же и «оплачивало» индустриализацию за счет выкачивания огромных средств из патриархально-дотоварного и мелкотоварного крестьянства. Не случайно форсированная индустриализация 1890-х - начала 1900-х гг., связанная с именем министра финансов Витте, - при котором, по словам современника, государство сделалось главным и единственным банкиром, экспортером, хозяином торговли и промышленности, - была названа одним из критиков Витте «государственным социализмом». Отличительная особенность такого развития состояла в том, что растущая крупная индустрия уже по самому способу своего возникновения оказалась заинтересованной не в развитии рынка и товарно-денежных связей, а в сохранении и воспроизводстве дотоварных укладов для неэквивалентного и концентрированного выкачивания из них ресурсов.

Эпоха «военного коммунизма», с которой связан гении сталинизма, сопровождалось полным уничтожением товарно-денежных отношений и рынка, вместо которых возникла единая хозяйственная монополия, «единый трест», проект которого выдвигался рядом политических и промышленных десятилетий еще до Октября 1917 г. Но утверждение этой государственной монополии неизбежно было связанно с стихийным ростом хозяйственного и политического аппарата, уже к 1921 г. раздувшегося до нескольких миллионов человек.

Анализ периода НЭПа и его противоречий имеет непосредственное значение для понимания причин так дорого стоившей «победы» сталинизма. Объективно переход к НЭПу был связан прежде всего с необходимостью восстановления хозяйства, и прежде всего государственной крупной промышленности, стянутой в «единый трест», но почти бездействующий. Для этого было необходимо прежде всего восстановит связь промышленности с сельским хозяйством, аграрным сектором. После поворота к НЭПу уцелевшие элементы рынка в лице мелкотоварных производителей деревни и города начали стихийно пробивать себе дорогу, вместо планирующегося «товарообмена» развивалась торговля сельскохозяйственными продуктами. Во многом благодаря этому в течение всего лишь нескольких лет были восстановлены сельское хозяйство и государственная крупная промышленность. Развитие элементов рынка в условиях НЭПа уже было ограничено прочно утвердившейся монополией крупной промышленности. Уже осенью 1923 г., после кризиса сбыта, связанного с политикой повышения цен, которую проводили синдикаторы и тресты, опирающиеся на фактическую монополию, развитие все больше и больше пошло в сторону нового разрастания хозяйственного и политического аппарата, централизованного регулирования хозяйства. По мере того как проходило восстановление хозяйства, нарастала и волна форсированной индустриализации. Сначала планы «сверхидустриализации» выдвигались Троцким, затем его вчерашними противниками Зиновьевым и Каменевым, чтобы затем осуществиться под руководством их общего противника - Сталина. Все эти планы в качестве основной меры содержали требование черпать из деревни для нужд индустрии как можно больше, не останавливаясь ни перед чем; во всех этих планах явно или неявно крестьянство рассматривалось как чуждая социализму и опасная для него масса, годная лишь для того, чтобы извлечь из нее любые, ничем не ограниченные средства для развития социалистической индустрии; все эти планы исходили из того, что индустрия является целью, а крестьянство - средством.

«Механизм» победы сталинизма был прост: форсированная, подхлестываемая индустриализация любой ценой автоматически требовала гигантских концентрированных капиталовложений, бравшихся из деревни, по словам самого Сталина «почти даром», для чего нужен был огромный, время от времени тасуемый аппарат, проводивший чрезвычайные меры, и такой же чрезвычайный сверхцентрализованный аппарат командного управления крупной промышленностью и всем народным хозяйством. Говоря о сталинизме, часто разделяют принудительную коллективизацию, форсированную индустриализацию и «кадровую революцию», вылившуюся в репрессии 1937-1938 гг. И все же исторически Сталин и сталинизм связаны неразрывно. Конкретно-историческая связь очевидна. Поэтому без разговора о Сталине, его роли в нашей истории нам не обойтись и сегодня. Для одних он - политический преступник, узурпировавший власть и уничтоживший лучших представителей народа. Для других - мудрый вождь, обеспечивший грандиозные победы, прогресс и порядок.

Эпохе в целом и Сталину, как ее действующему лицу, свойственна не только противоречивость, но и определенность. У эпохи она - в борьбе за социализм. У Сталина - в том, что к нему сошлись решающие пути управления этим прогрессом. Таков объективный ориентир для анализа результатов преобразований 20-50-х годов в целом и личного вклада Сталина.

3 . Борьба с инакомыслящими

Репрессии в СССР не прекращались со времени Гражданской войны и интервенции. Однако после завоевания Сталиным в 1929 г. позиции бесспорного лидера они неуклонно ужесточались. Официальная пропаганда подчеркивала, что победы партии большевиков в октябре 1917 г., в Гражданскую войну, в социалистическом строительстве были достигнуты благодаря «мудрому руководству» Сталина. Постепенно формировался ореол непогрешимости вокруг его имени, складывался культ личности вождя. Любая критика в адрес Генерального секретаря или кого-либо из его ближайших соратников, в том числе и в частной беседе, квалифицировалась как контрреволюционный заговор. Всякий, не сообщивший об этом в ОГПУ, в высшие партийные инстанции, считался «врагом народа», его ждало суровое наказание. Принадлежность к старой большевистской гвардии, репутация героя Гражданской войны уже не оберегали от карательных мер.

Теоретическим обоснованием политики репрессий стал выдвинутый И.В. Сталиным тезис о неизбежности обострения классовой борьбы в процессе социалистического строительства.

Сложности, выявившиеся в ходе реализации первого пятилетнего плана и коллективизации, возлагались на «буржуазных спецов». Их обвинили во вредительстве и контрреволюционной деятельности. В 1928-1930 гг. были сфабрикованы дела: «Шахтинское», «Промпартии», «Трудовой крестьянской партии», «Союзного бюро меньшевиков», «Академическое» и др. Оказались репрессированы многие управленцы, видные инженеры, ученые. Среди них ученые Л.К. Рамзин, Н.Д. Кондратьев, А.В. Чаянов, С.Ф. Платонов, Е.В. Тарле, авиаконструкторы Д.П. Григорович, Н.Н. Поликарпов и др. Усилились подозрения в неблагонадежности «военспецов», обостренные дискуссией о модернизации Вооруженных сил страны. В 1930-1931 гг. были репрессированы свыше 3 тыс. бывших офицеров царской армии.

Продолжали действовать концентрационные лагеря. Наиболее известным был Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). В связи с резким увеличением количества заключенных после проведения кампании борьбы с кулачеством в 1930-1931 гг. было создано Главное управление лагерями (ГУЛАГ). В годы первых пятилеток заключенные использовались в основном на тяжелых и неквалифицированных работах в добывающей промышленности в малозаселенных и климатически неблагоприятных районах СССР, ша лесоразработках и строительстве ирригационных и воднотранспортных сооружений, каналов (Беломорско-Балтийского, им. Москвы и др.). Постоянные ужесточения законодательства позволяли направлять в лагеря рядовых граждан за малейшие проступки (опоздание на работу, за «колоски», анекдоты и т.д.). Политика репрессий породила практически бесплатный труд заключенных на стройках первых пятилеток. Она играла важную роль в экономике страны.

Своего апогея репрессии достигли в 1935-1938 гг. после убийства руководителя ленинградской партийной организации СМ. Кирова. Возник повод для резкого ужесточения законодательства и введения упрощенного порядка рассмотрения дел о террористических актах и контрреволюционных организациях. Основанием вынесения обвинительного приговора стало личное признание подозреваемого. Следствию разрешалось использовать пытки, процесс проходил без участия прокурора и защитника, приговоры выносились без права обжалования и исполнялись незамедлительно. Смертную казнь разрешалось применять к лицам, достигшим 12-летнего возраста. Члены семей осужденных «врагов народа» без суда подлежали ссылке, лишались гарантированных Конституцией гражданских прав.

Точные масштабы репрессий до сих пор точно не установлены. По примерной оценке, с 1930 по 1953 г. к смертной казни было приговорено не менее 800 тыс. человек. Концентрационные лагеря прошли около 18 млн человек, в том числе около пятой части осужденных - по политическим статьям.

4 . Итоги советских пятилеток

Политика ускоренного продвижения по пути строительства «нового общества» стала преобладать. Проблема темпа индустриального развития приняла фетишистские формы. Благодаря невероятным усилиям народа были достигнуты действительно уникальные результаты. Темп был взвинчен такой, о котором в свое время не мечтал даже ярый сторонник «ускорения» Л.Д. Троцкий. Только за годы первой пятилетки (1928/29 - 1932/33) было введено 1500 новых промышленных предприятий. Объем продукции вырос в 3 раза, удельный вес промышленности в ВВП достиг 71%. Была достигнута технико-экономическая независимость страны, создано собственное машиностроение. Доля производства средств производства в промышленности достигла 51%. В колхозах было сосредоточено 61% крестьянских хозяйств, 76% всех посевов. Было создано почти 2,5 тысячи МТС с 150 тысячами тракторов. За пять лет учебными заведениями страны были подготовлены 170 тысяч специалистов с высшим образованием и 300 тысяч - со средним.

Не менее впечатляющими были итоги второй пятилетки. Построено 4500 новых предприятий промышленности. Рост промышленной продукции - в 2 раза. Удельный вес промышленности в ВНП - 77%. Доля тяжелой промышленности увеличилась до 58%. В колхозах - 93% крестьян и 99% посевных площадей.

За две пятилетки созданы новые для России отрасли, оснащенные довольно современной для того времени техникой, - автомобилестроительная, тракторная, нефтехимическая, авиационная. Составной частью процесса огосударствления экономики стало планирование, принявшее с 1927 г. форму государственного диктата. Госплан стал разрабатывать директивные указания, содержавшие более или менее точно определенные количественные объемы производства каждого вида продукции и качественные контуры плана, которые в виде заданий развертывались по плановым комиссиям наркоматов и экономических районов, а те готовили свои предложения, затем наступал этап балансовой увязки полученных материалов в рамках единого государственного хозяйственного плана. При данной схеме было неизбежно планирование от достигнутого, превращение плановой установки в директиву, которую нужно выполнять любой ценой. Мерой успеха становились досрочность выполнения заданий, ежегодное повышение уровня производства. Переход к преимущественно административным методам хозяйствования практически совпал с включением в систему. Таким образом, народнохозяйственное планирование начало принимать деформированные формы, ставшие тормозом экономического развития. Но без них сложившаяся административно-командная система не могла добиться поставленных целей.

Главным итогом предвоенного развития СССР стало его превращение из крестьянской страны в мощную индустриальную державу, занявшую второе место в мире после США по объему национального дохода и выпуску промышленной продукции. Бесспорно, что в мобилизации материальных и трудовых ресурсов на коренное преобразование экономики огромную роль сыграло планирование. Но, как показала практика, пятилетний план так и не стал основным звеном в системе планирования, поскольку объективная логика развития народного хозяйства оказывалась в противоречии с установками партии в каждый конкретный период. Экономика страны продолжала испытывать объективно существующие циклы и колебания. А это не соответствовало стремлению руководителей страны заложить в пятилетние планы принцип постоянного и неуклонного роста производства, якобы присущего только социалистической экономике, что приводило к неизбежному волюнтаризму при решении хозяйственных задач.

Опережение реальных условий экономического роста в угоду политическим интересам требовало поиска дополнительных источников финансирования.

Источники финансирования индустриализации СССР:

Традиционные:

доходы от лёгкой промышленности;

экспорт сырья и продовольствия;

доходы от сельского хозяйства.

Нетрадиционные:

энтузиазм трудящихся (стахановское движение);

конфискационное налогообложение частных предпринимателей;

ограничение потребления (рост цен, принудительные займы);

труд заключённых (система ГУЛАГа).

Действие мобилизационной системы проявилось и в попытках государственного контроля жизни всего населения. В конце 1932 г. была введена система внутренних паспортов и прописки, ограничивающая свободу передвижения людей. Было объявлено о запрете на увольнение рабочих по собственному желанию, принят ряд законов, направленных на укрепление трудовой дисциплины. С августа 1929 г. вводилась так называемая «непрерывка» - четыре дня рабочих, а пятый - выходной, который приходился на любой день недели. Отменена она была лишь в 1940 г.

Ускоренное индустриальное развитие, а также присоединение в 1939 г. Западной Украины и Западной Белоруссии, а в 1940 г. - прибалтийских государств, Бесарабии и Северной Буковины содействовали значительным изменениям в структуре экономики. В стране было создано мощное угольно-металлургическое производство на Урале и в Кузбассе, начал осваиваться новый нефтедобывающий район между Волгой и Уралом («Второе Баку»), были проложены новые железнодорожные магистрали, на присоединенных территориях создавались крупные промышленные и земледельческие хозяйства.

5 . Культурная революция

Классовый подход к культуре прежде всего отразился в деятельности Пролеткульта. Это массовая организация, объединявшая более полумиллиона человек, из них 80 тыс. работали в студиях. Пролеткульт издавал около 20 журналов, имел отделения за рубежом. Выдвигалась задача создания самостоятельной пролетарской культуры, свободной от каких-либо «классовых примесей» и «наслоений прошлого». В пролеткультовских концепциях отрицалось классическое культурное наследие за исключением, пожалуй, тех художественных произведений, в которых обнаруживалась связь с национально-освободительным движением. Решающие шаги в продолжение ошибок пролеткульта были сделаны в октябре 1920 г., когда Всероссийский съезд Пролеткультов принял резолюцию, в которой отвергались неверные и вредные попытки выдумывать особую, пролетарскую культуру. Главным направлением в работе пролетарских организаций признавалось участие в деле народного просвещения на основе марксизма. Очень влиятельной творческой группой был РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей). Призывая к борьбе за высокое художественное мастерство, полемизируя с теоретиками Пролеткульта, РАПП вместе с тем оставался на точке зрения пролетарской культуры. В 1932 г. РАПП был распущен. Художественная жизнь страны в первые годы Советской власти поражает пестротой и обилием литературно-художественных группировок. В апреле 1932 года ЦК ВКП(б) принял постановление «О перестройке литературно-художественных организаций», которое предусматривало их роспуск и создание единых творческих союзов. В августе 1934 года был образован Союз писателей СССР. Первый же съезд предписал деятелям советского искусства пользоваться исключительно методом социалистического реализма, принципами которого являются партийность, коммунистическая идейность, народность, «изображение действительности в ее революционном развитии». Наряду с Союзом писателей позднее возникли Союз художников, Союз композиторов и т.д. Для руководства художественным творчеством и контролем над ним при правительстве был образован Комитет по делам искусства.

Таким образом, большевистская партия полностью поставила советскую литературу и искусство на службу коммунистической идеологии, превратив их в инструмент пропаганды. Отныне они предназначались для того, чтобы внедрить в сознание людей марксистско-ленинские идеи, убедить их в преимуществах социалистического общежития, в непогрешимой мудрости партийных вождей. Деятели искусства и литературы, которые удовлетворяли этим требованиям, получали большие гонорары, сталинские и прочие премии, дачи, творческие командировки, поездки за границу и другие блага от большевистского руководства.

Участь не подчинившихся коммунистическому диктату была, как правило, трагической. В концентрационных лагерях, застенках НКВД погибли талантливейшие представители советской культуры: Пути идейно-политического самоопределения и жизненные судьбы многих людей искусства складывались в эту переломную эпоху непросто. По различным причинам и в разные годы за границей оказались большие русские таланты. Возникло множество театральных коллективов. Большую роль в становлении театрального искусства сыграли Большой драматический театр в Ленинграде. К середине 20-х годов относится появление советской драматургии, оказавшей огромное влияние на развитие театрального искусства. Если драматические театры к концу первого советского десятилетия перестроили свой репертуар, то главное место в деятельности оперных и балетных коллективов занимала по-прежнему классика. Советские скульпторы основное внимание уделяли созданию монументов, изображающих В.И. Ленина, И.В. Сталина, других руководителей партии и государства. В каждом городе стояло по несколько памятников вождям. Шедевром монументального искусства того времени считалась созданная В. Мухиной скульптурная группа «Рабочий и колхозница», изображающая двух стальных гигантов. Большую роль в художественной жизни страны играли литературно - художественные журналы. Популярными стали такие новые журналы как «Новый мир», «Красная новь», «Молодая гвардия», «Октябрь», «Звезда», «Печать и революция». На их страницах были впервые напечатаны многие выдающиеся произведения советской литературы, публиковались критические статьи, велись острые дискуссии. Увеличился выпуск газет, журналов, книг. Помимо общесоюзных и республиканских газет почти на каждом предприятии, заводе, шахте, в совхозе выходила своя многотиражная или стенная газета. Книги издавались более чем на 100 языках мира. Произошла радиофикация страны. Радиовещание велось 82 станциями на 62 языках. В стране насчитывалось 4 млн. радиоточек. Развивалась сеть библиотек, музеев. В этот период подверглись репрессиям ученые - обществоведы, выступающие за сохранение новой экономической политики. Так, были арестованы, а в последствии расстреляны, видные русские экономисты А.В. Чаянов и Н.Д. Кондратьев. Развивались культурные связи с заграницей. Возобновлялось членство Российской Академии Наук в международных организациях. Отечественные ученые участвовали в международных конференциях, в заграничных научных экспедициях. Однако, усиление командно-административной системы, ужесточение контроля вело к сужению объема информации, поступающей из-за границы.

Личные контакты с иностранцами и пребывание за границей становились поводами для незаслуженных обвинений в шпионаже советских граждан.

Ужесточался контроль за выездом ученых и представителей культуры за границу. Огромная работа была проведена по ликвидации неграмотности. В канун Октябрьской революции около 68% взрослого населения не умели читать и писать. Особенно безотрадным было положение деревни, где неграмотные составляли около 80%, а в национальных районах доля неграмотных достигала 99,5%. 26 декабря 1919 г. СНК принял декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», по которому все население от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте на родном или русском языке. В декрете предусматривалось сокращение рабочего дня для обучающихся с сохранением заработной платы, организация учета неграмотных, предоставление помещений для занятий кружкам ликбеза, строительство новых школ. В 1920 году была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности, которая существовала до 1930 года при Наркомпросе РСФСР. Школа испытывала громадные материальные трудности, особенно в первые годы НЭПа. 90% школ были переведены с государственного бюджета на местный.
В качестве временной меры в 1922 году в городах и поселках городского типа была введена плата за обучение, которая устанавливалась в зависимости от обеспеченности семьи. По мере общего улучшения экономического положения страны росли государственные ассигнования на образование; получила широкое распространение шефская помощь предприятий и учреждений школам. Все это позволило государству в августе 1925 года принять декрет ВЦИК и СНК РСФСР «О введении в РСФСР всеобщего начального обучения и построении школьной сети». К 10-летию Октябрьской революции в ряде районов эта задача была решена. По переписи 1926 года доля грамотного населения выросла вдвое по сравнению с дореволюционным временем и составила 60,9%. Сохранялся заметный разрыв по уровню грамотности между городом и деревней - 85 и 55% и между мужчинами и женщинами - 77,1 и 46,4%.Повышение образовательного уровня населения оказывало непосредственное воздействие на процесс демократизации высшей школы. Декрет СНК РСФСР от 2 августа 1918 года «О правилах приема в высшие учебные заведения РСФСР провозгласил, что каждый, достигший 16 лет, независимо от гражданства и национальной принадлежности, пола и вероисповедания принимался в вузы без экзаменов, не требовалось предоставления документа о среднем образовании.

Преимущество при зачислении отдавалось рабочим и беднейшему крестьянству. Кроме этого, начиная с 1919 г. в стране стали создаваться рабочие факультеты. В конце восстановительного периода выпускники рабфаков составляли половину принятых в вузы студентов. К 1927 г. сеть высших учебных заведений и техникумов РСФСР насчитывала 90 вузов (в 1914 г. - 72 вуза) и 672 техникума (в 1914 г. - 297 технических училищ). К 1930 г. выросли капитальные ассигнования на школу более чем в 10 раз по сравнению с 1925/26 годом. За этот период отрыто почти 40 тыс. школ. 25 июля 1930 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «О всеобщем обязательном начальном обучении», которое вводилось для детей 8-10 лет в объеме 4-х классов. К концу 30-х годов тяжелое наследие царизма - массовая безграмотность - было преодолено. По данным переписи 1939 г., процент грамотных в возрасте 9-49 лет составил по РСФСР 89.7%. Различия между городом и деревней, между мужчинами и женщинами по уровню грамотности сохранились незначительные. Так, грамотность мужчин составляла 96%, женщин - 83,9%, городского населения - 94,9%, сельского - 86,7%. Однако, еще много неграмотных было среди населения старше 50 лет. К концу 30-х годов в СССР насчитывалось более 10 млн. специалистов, в том числе около 900 тыс. человек с высшим образованием. Инженеров с высшим образованием было в два раза больше, чем в США. Однако уровень их квалификации оставался значительно ниже. В 30-е годы советская наука перешла на плановую систему. Множество научных учреждений возникло на периферии. Были созданы филиалы Академии наук в Закавказских республиках, на Урале, Дальнем Востоке, в Казахстане. Партия требовала, чтобы наука обслуживала практику социалистического строительства, оказывала непосредственное воздействие на производство, способствовала укреплению военной мощи страны. Серьезный прорыв был осуществлен советскими физиками в области изучения атомного ядра. Исследования ученых способствовали созданию в будущем советского атомного оружия и атомных электростанций. Культура СССР шла по своему, особому пути, во многом определенному Коммунистической партией.

Заключение

Разрыв между словом и делом становился все более характерным для общественно-политической жизни тех лет. Ради насаждения культа личности Сталина допускались искажения исторической истины, принижалась роль Ленина, партии, народных масс. Утверждались догматизм н начетничество. Мыслить можно было только согласно спущенному «эталон;"». Все это наложило негативный отпечаток на формирование мировоззрения советских людей.

Следствием утверждения командно-административных методов управления в условиях усиления личной власти Сталина и безграничного произвола стали деформации социализма, ограничение, демократии в партии. Партийные организации фактически становились придатком аппарата и в своей практической работе осуществляли курс сталинской политики на ускоренное развитие страны как гарантии «нашего продвижения к социализму». Нас поражает сегодня огромный энтузиазм советских людей, высокий патриотизм, искренняя заинтересованность в успехе социалистического строительства, вера в мудрость политики Сталина. И это вопреки ошибкам, нарушениям принципов социализма! Каждый шаг вперед был оплачен дорогой ценой: настолько дорогой, что следы ее до сих пор дают себя знать и еще долго не исчезнут.

Список использованных источников

1 Трифонов И.Я. Классы и классовая борьба в начале НЭПа (1921-1922).-Л., 1984. - С 45-47.

2 Н. Верт «История советского государства», «Весь Мир», 1998 г. - С 77-84.

3 Полнер Е.Д. История отечества ХХ век (1900-1940 гг.). Часть I/Т.Е. Полнер. - 3-е изд., доп.-СПб., 1996. - С 45 - 47, 133-136.

4 Кулешов С.В. «Наше отечество: опыт политической истории» Кулешов С.В., Волобуев О.В., Пивовар Е.И. и др., «Терра», 1991 г. - С 302.

5 Т. Лисичкин. Мифы и реальность - Новый мир, 1988, №11, - С 160.

6 А. Цинко Истоки сталинизма. - Новый мир, 1988, №11-12; 1989 №1-2.

7 А. Цинко Журнал «Наука и жизнь» 1989 №1, - С 5.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие тоталитарного режима и его признаки. Особенности его становления в Советском Союзе. Общественно-политическая жизнь в СССР в 1920-1930-е годы. Формирование авторитарного режима. Борьба за власть в партии. Репрессии 1930-х гг. История ГУЛага.

    реферат , добавлен 25.03.2015

    Объективные, субъективные предпосылки изменений духовной жизни общества. Содержание и цели культурной революции. Развитие отечественной науки: традиции и новые подходы. Перестройка системы образования, литературы и искусства. Итоги культурной революции.

    контрольная работа , добавлен 02.06.2016

    реферат , добавлен 04.07.2008

    Россия после Ленина. Обострение политической борьбы. Начало формирования постановления Сталина. Индустриализация, коллективизация, культурная революция СССР. Итоги довоенных пятилеток. Установление в стране культа личности Сталина.

    реферат , добавлен 06.09.2006

    События отечественной истории середины XIV века. Иван Грозный и укрепление централизованного государства. Реформы и опричнина. Достижения и противоречия в культурной жизни страны в 1920-1930-е годы. Различия в творческих позициях деятелей культуры.

    контрольная работа , добавлен 16.06.2010

    Ликвидация безграмотности в России в 1920-1930 гг. Создание государственной единой системы народного образования. Формирование художественного метода "социалистический реализм", принципы которого были сформулированы в "Уставе Союза писателей СССР".

    презентация , добавлен 05.11.2013

    История образования Советского Союза. Сущность введенного В.И. Лениным термина "культурная революция". Претворение в жизнь марксистско-ленинского учения о переделке человека. Основные задачи культурной революции. Особенности развития литературы.

    презентация , добавлен 12.05.2015

    контрольная работа , добавлен 15.06.2010

    Итоги экономического, социально-политического и духовного развития общества в СССР к концу 30-х годов. Объективные и субъективные причины возникновения культа личности И. Сталина. Сущность сталинизма как политической системы, его последствия для страны.

    контрольная работа , добавлен 16.01.2012

    Функции и методы изучения истории. Формирование Древнерусского государства. Борьба с иноземными захватчиками. Россия в периоды правления разных императоров. Революция и образование СССР, его развитие и распад. Политика и экономика Российской Федерации.

Что такое культура? Существует много ответов на этот вопрос. В широком понимании культура - это всё, что создано разумом и руками человека. Есть культура материальная и духовная, культура труда, быта и т. д. Основной предмет нашего рассмотрения - «культура и время». Речь пойдёт в первую очередь о тех событиях, явлениях, людях культуры, которые ярко отразили свою эпоху в её идеях и ценностях, научных и технических достижениях, художественных памятниках.

В первые десятилетия XX в. в среде европейской интеллигенции возникли ощущения кризиса и распада окружающего мира, предчувствие близких перемен и даже конца существующего порядка вещей. Тогда русский философ Н. А. Бердяев написал сочинение с примечательным названием «Конец Европы», а немец О. Шпенглер - книгу «Закат Европы» (в буквальном переводе - «Закат западного мира»), которая приобрела широкую известность после мировой войны. В этих работах развенчивались рациональнооптимистические представления о европейской истории, вера в бесконечный прогресс и возрастающее благосостояние человечества. Взамен выдвигались идеи культурно-исторического круговорота, неизбежной смены культур.

В художественной культуре стали всё заметнее ослабевать позиции реализма, являвшегося высшим достижением XIX столетия. Возникшее на рубеже XIX-XX вв. новое художественное движение получило название, в котором подчёркивалась его современность, - модернизм. В нём были представлены разные течения и группы, не имевшие единой идейно-художественной программы. Общими были отход от традиций и идеалов прежнего искусства, а также поиск новых художественных форм и средств.

Особое место в художественной культуре конца XIX - начала XX в. занял стиль модерн (обратите внимание на различие понятий «модерн» и «модернизм») , который распространился во многих странах Европы (во Франции - под названием «ар-нуво», в Германии - «югендштиль» и т. д.). Он основывался на идее о том, что искусство создаёт прекрасное и привносит его в жизнь, которая сама по себе не слишком хороша и привлекательна. Одним из средств достижения этой цели считался синтез разных искусств: архитектуры, декоративно-прикладного искусства, живописи, графики и т. д. Мастера модерна широко использовали также сочетания элементов разных стилей: европейских и восточных, современных и традиционных. Особенно значительными оказались достижения модерна в архитектуре, где были созданы необычные по внешнему облику, изысканные, а иногда и вычурные здания с удобной внутренней планировкой. Однако при всей своей художественной выразительности модерн оставался стилем для избранных и вскоре уступил место другим течениям.


Наиболее смелые поиски новых художественных форм и выразительных средств вели так называемые авангардистские (французское слово «авангард» означает «передовой») течения и группы. Поэты здесь экспериментировали с формами и размером стиха (можно вспомнить, например, раннее творчество В. В. Маяковского), художники - с цветом и композицией картин. Живописцы не ставили своей задачей близкое к действительности отображение какого-либо объекта, их картины часто вообще не имели сюжета. Решающую роль играли видения, ощущения самого художника. Известными в этот период модернистскими течениями стали фовизм (в переводе с французского - «дикий»), примитивизм, экспрессионизм, кубизм, абстракционизм. На протяжении двух-трёх десятилетий они видоизменялись, перерастали в другие течения. Многие крупные мастера, чьи имена были связаны с отдельными течениями (например, А. Матисс - с фовизмом, М. Шагал - с примитивизмом, П. Пикассо - с кубизмом), на самом деле «не умещались» в эти тесные и довольно условные рамки. Они не подчинялись канонам того или иного течения, совершенствовали собственный стиль и манеру живописи, которые потом становились образцами. Заметным явлением в модернистских течениях начала XX в. стало творчество В. Кандинского, К. Малевича, Н. Гончаровой, Л. Поповой и других российских художников.



Художественная культура 1920–1930-х годов

Мировая война и последовавшие за ней события принесли миллионам людей тяжёлые испытания и потери, потрясли основы общественного устройства, дали толчок попыткам его революционного преобразования. В этот период выявились и противоречия, разделявшие людей, и общие для многих устремления к свободе и справедливости. Это не могло не отразиться в культуре последующих десятилетий.

В послевоенной литературе заметное место заняли писатели «потерянного поколения»: немец Э. М. Ремарк, американец Э. Хемингуэй, англичанин Р. Олдингтон и др. Они участвовали в войне и не могли забыть то, что увидели и пережили. Показывая жизнь своих героев на войне, они протестовали против страшного своей обыденностью истребления людей. При этом ставилось под сомнение то, во имя чего велась война. Об этом написал ещё в годы войны английский поэт Р. Брук: «И если я умру, подумай лишь о том, что где-то есть чужой земли частица, что стала Англией». Антивоенная направленность произведений писателей «потерянного поколения» вызывала разное отношение - поддержку со стороны одних людей и раздражение других. Так, нацисты использовали роман Э. М. Ремарка «На Западном фронте без перемен» как повод для лишения писателя германского гражданства.


В отличие от писателей «потерянного поколения», у которых преобладало чувство сожаления об утраченных идеалах и ценностях, многие деятели европейской культуры увидели в бурных событиях первых десятилетий XX в. осуществление важнейших социальных и политических идей. Их привлекла активная борьба людей против неравенства и несправедливости, за социальное и национальное освобождение. Такие взгляды разделяли французские писатели А. Барбюс и Р. Роллан, немец Г. Манн, американец Т. Драйзер и др. Их герои не находили себе места в буржуазном обществе. Одни из них боролись против этого общества, как в романе А. Барбюса «Огонь», а другие, как Клайд Гриффит из «Американской трагедии» Т. Драйзера, стремились любой ценой пробиться в нём и погибали, не достигнув своей цели.


В литературе и искусстве данного направления заметно проявились характерные для новейшего времени черты - идеологизация и политизация культуры. Многие из принадлежавших к нему художников вступили в коммунистические партии, занимались политической и общественной деятельностью. Представители революционного искусства в разных странах объединялись в союзы и ассоциации, такие как «Рабочий совет по делам искусств» в Германии (1918-1919), «Левый фронт» в Чехословакии (с 1929 г.), «Союз пролетарского искусства» в Японии (1929-1934) и др.

Некоторые мастера культуры, не принадлежавшие к каким-либо идейно-художественным объединениям и политическим партиям, обращались к новым социальным идеям, считая, что они помогут преодолеть несправедливость и антигуманность существовавшего строя. В их числе был один из наиболее ярких и своеобразных писателей XX в. Б. Брехт.


Бертольт Брехт (1898–1956) родился в зажиточной семье. Уже в юности он пришёл к стихийному отрицанию бюргерского, буржуазного образа жизни, что нашло отражение в его первых пьесах. В зрелые годы Брехт занялся изучением марксистской литературы. События 1929 - начала 1930-х годов в Германии, свидетелем которых он стал, укрепили его в неприятии существовавшего общественного порядка. В 1933 г., после прихода нацистов к власти, он покинул Германию. Широкую известность принесли Брехту постановки его пьес «Трёхгрошовая опера», «Мать» и др. В них он отчасти использовал сюжеты произведений других авторов (пьесы английского драматурга XVIII в. Д. Гэя «Опера нищих» и романа М. Горького «Мать»), но создал оригинальные произведения с собственной идеей, стилем, языком. Они отличались динамичным действием, острыми диалогами, включали стихи-притчи, песни, лозунги и высказывания на злобу дня. Так, один из персонажей «Трёхгрошовой оперы», грабитель-налётчик, заявляет в своё оправдание: «Что такое отмычка по сравнению с акцией? Что такое налёт на банк по сравнению с основанием банка?» За парадоксом и насмешкой, к которым часто прибегал автор, скрывались «вечные вопросы» о жизни и смерти человека, его падениях и взлётах, мечтах и неудачах. Рядом с художником-смутьяном стоял художник-гуманист. Эта последняя черта особенно ярко проявилась в созданных Брехтом в конце 1930-х - начале 1940-х годов пьесах «Добрый человек из Сезуана», «Мамаша Кураж и её дети».

История первых десятилетий XX в. давала богатую пищу для особого литературного жанра - социальной фантастики. Авторы таких произведений пытались представить в придуманных ими обстоятельствах, вне реального места и времени события и модели общественных отношений, черты которых они наблюдали в окружавшем мире. В 1920 г. Е. Замятин написал фантастический роман «Мы», который стал одним из первых творений в жанре антиутопии (опубликован за рубежом в 1924 г.). Позже появились также относимые к этому жанру романы О. Хаксли «Прекрасный новый мир» (1932) и Д. Оруэлла «1984» (1949).

В романе «Мы» действие происходит в «математически совершенном Едином государстве». Жизнь героев, обозначаемых вместо имён «нумерами», жёстко регламентирована на производстве и в быту, в личных отношениях и развлечениях. Художественное творчество рассматривается в этом обществе как «государственная служба», а индивидуальное сознание считают болезнью. Герой Д-503 мечется между жёсткими правилами системы и человеческой потребностью в дружбе и любви. В финале он сообщает Благодетелю (верховному руководителю этого общества) о тех, кто не хочет подчиняться существующему порядку, о «врагах счастья», в том числе о любимой им женщине. Тем самым он обрекает их на пытки и смерть, но остаётся верен системе. В романе как будто предсказаны черты складывавшихся тогда тоталитарных обществ.

Ярким примером художественного пророчества явился роман чешского писателя К. Чапека «Война с саламандрами». В нём рассказана фантастическая история о том, как некие земноводные существа, вступив в контакт с людьми, постепенно захватывают всё большее «жизненное пространство», а затем с помощью полученного от людей оружия начинают войну, направленную на уничтожение человечества. Занимательное повествование с элементами блестящей пародии на тогдашнее общество вдруг становилось страшным из-за своего сходства с реальностью. Это впечатление усиливалось тем, что часть повествования построена в форме газетных репортажей, близких по содержанию к публикациям прессы тех лет. К. Чапек умер в 1938 г., незадолго до начала Второй мировой войны, в которой осуществилось многое из того, что он предрекал. В связи с этим нельзя не вспомнить слова А. П. Чехова: «Настоящий писатель - это то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди».

В изобразительном искусстве 1920-1930-х годов , так же как в литературе, появились новые течения и реалистической и модернистской направленности. Одним из наиболее ярких проявлений новаторства в реалистическом искусстве стала мексиканская школа монументальной живописи, созданная художниками Д. Риверой, X. К. Ороско, Д. А. Сикейросом и другими.

Создатели школы были современниками и участниками мексиканской революции 1910-1917 гг. Это сформировало их отношение к жизни, к своему народу, идейные позиции. Д. Сикейрос подчёркивал: «Наш путь был иным, совсем иным, чем у художников европейского авангарда...» Начиная творческую деятельность, он и его товарищи так определяли свою главную задачу: «Создать монументальное и героическое искусство, гуманистическое и народное, ориентированное на наших великих мастеров прошлого и необычайную культуру доиспанской Америки!» Осуществлению этих намерений способствовала культурная политика первых послереволюционных правительств, которые придавали большое значение монументальной пропаганде идей и завоеваний освободительной борьбы народов Мексики. Молодые художники получали заказы на оформление административных и общественных зданий. На стенах и фасадах этих зданий появились монументальные росписи - фрески, отражавшие события истории и современности. Художники обличали войну, антигуманные стороны буржуазного общества, фашизм. В их работах сочетались эмоциональность, публицистичность и художественная выразительность. Темы, образы, символика фресок были глубоко национальны, мастера этой школы продолжали традиции искусства индейцев Мексики. Вместе с тем они выражали присущие всем людям чувства сострадания и гнева, потрясения и порыва к свободе. Новой для искусства того времени была и изобретённая художниками техника монументальной росписи.



Активная художественная позиция дополнялась у представителей этой школы политической деятельностью. В начале 1920-х годов был создан Синдикат революционных живописцев, скульпторов и гравёров, провозгласивший главной задачей искусства служение делу революции. Руководители Синдиката Д. Сикейрос, Д. Ривера, X. Герреро были избраны членами ЦК Мексиканской коммунистической партии. Издававшаяся Синдикатом иллюстрированная газета «Мачете» вскоре стала официальным органом компартии.

Значительные изменения произошли в 1920-1930-е годы в модернистском движении. Многие его представители, став свидетелями войны и социальных потрясений, стремились уйти от действительности, спрятаться в собственном мире. Считая жизнь жестокой, неуправляемой и бессмысленной, они решили, что искусство не должно отображать, объяснять и совершенствовать её. Более того, искусство иррационально (не подчиняется разуму). Эти идеи лежали в основе возникшего в 1920-е годы сюрреализма(«надреализма»). Его создатели утверждали, что творчество - это прежде всего отражение подсознательных ощущений художника.


Сюрреалисты чаще всего изображали на своих полотнах некие фантазии, беспорядочные сочетания тел и предметов, нередко нарочито искажённых, деформированных. Отрицание красоты и гармонии, антиэстетичность были характерными чертами данного стиля. В нём как будто завершился переход от разума к подсознанию, от поиска новых форм к хаосу. Сюрреалисты стремились потрясти, шокировать публику не С. Дали. Сон. 1937 г. только своим творчеством, но и эксцентрическим, антиобщественным поведением. Их идеолог А. Бретон заявлял: «Простейшее сюрреалистическое действие состоит в том, чтобы выйти на улицу с револьвером в руках и, сколько хватит сил, стрелять куда попало в толпу». Один из наиболее известных художников-сюрреалистов С. Дали во всеуслышание называл свой метод «критически-параноическим» (тем не менее в середине 1930-х годов сюрреалисты исключили Дали из своего кружка за «излишне академический» характер его живописи).

Культура в массовом обществе

Формирование в индустриальных странах в 1920–1930-е годы массового общества создало условия для широкого распространения художественной культуры. Положительным было то, что произведения искусства оказались более доступными для различных слоёв и групп населения, становились частью общественной жизни. Издержки, по мнению ценителей искусства, заключались в замене уникальных, высоких образцов серийной, ординарной художественной продукцией.

Новые веяния зримо проявились в этот период в искусстве, созидающем среду обитания людей, - архитектуре. Здесь выделились течения рациональной, конструктивистской архитектуры, широко распространившиеся во многих странах, в том числе в России.

Возникновение новых течений имело как технологические, так и социальные предпосылки. В технике строительства оно было связано с применением железобетонных конструкций, сплошного остекления стен и т. д. Социальный заказ состоял в потребности в широкой, массовой застройке городов. Если в довоенные годы архитекторы уделяли основное внимание проектированию административных зданий, банков, роскошных особняков, то теперь этот перечень пополнился проектами многоквартирных жилых домов, университетских и школьных городков, промышленных сооружений, стадионов.

Многие архитекторы занялись созданием жилых комплексов, в которых наряду с типовыми жилыми домами располагались объекты общественного и бытового назначения. В одних случаях это были окружённые парковыми зонами городки для представителей так называемого среднего класса, в других - кварталы для рабочих. Проекты жилых комплексов получили особую поддержку в Советском Союзе, где им придавалось идейное обоснование: подчёркивалось, что это «возможность создания единого могучего коллектива, объединяющего большинство общественных функций коммунальным путём». По таким проектам строились дома-коммуны, показательные жилые комплексы с магазинами, детскими садами, прачечными и т. д.

В рационализме и конструктивизме на первое место ставились простота, соответствие форм и внутренней планировки здания его назначению. Ярким представителем европейского рационализма был французский архитектор Ш. Э. Ле Корбюзье (1887-1965). Именно он сформулировал самый лаконичный манифест нового течения: «Дом - это машина для жилья». Постройки Корбюзье приподнимались над землёй на специальных опорных столбах, имели правильную геометрическую форму, продуманную планировку, «ленточные» окна, плоскую крышу, предназначенную для разбивки сада.




Фабрика в Роттердаме Арх. И. А. Бринкман и др. 1928-1930 гг.

Известную школу рационализма «Баухауз» создали немецкие архитекторы во главе с В. Гропиусом. Стиль «Баухауз» быстро приобрёл интернациональный характер.

В массовый вид искусства превратился в 1920-1930-е годы кинематограф. Это было время становления кино, каждый год приносил новые художественные и технические открытия. Одной из вершин мирового кинематографа в этот период явилось творчество выдающегося актёра и режиссёра Ч. Чаплина.

Чарльз Спенсер Чаплин (1889–1977) родился в Лондоне в актёрской семье и с юности пошёл по стопам родителей. Молодым актёром приехал в США, где начал ставить комедийные фильмы на одной из студий в Лос-Анджелесе. В 1919 г. совместно с несколькими актёрами и режиссёрами основал независимую кинокомпанию «Юнайтед артисте». Наиболее известные фильмы Чаплина: «Малыш» (1920), «Золотая лихорадка» (1925), «Огни большого города» (1931), «Новые времена» (1936). Их герой - маленький человек в шляпе-котелке, больших не по росту ботинках и с тросточкой. В нём удивительно уживались внешняя комичность, эксцентрические трюки и печаль одинокого человека, ищущего тепла и сочувствия. Наблюдая за его приключениями, зрители и смеялись, и плакали. Наверное, это и принесло Чаплину всемирное признание.


Поисками нового и значительными достижениями были отмечены первые шаги советского кинематографа, обратившегося к темам большого социального звучания. Международную известность получили работы кинорежиссёра С. М. Эйзенштейна (1898-1948). Его фильм «Броненосец “Потёмкин”» включён киноведами в число десяти лучших фильмов всех времён и народов.

В конце 1920-х годов «Великий немой», как называли кино, заговорил (первый звуковой фильм вышел в США в 1927 г.). Звёзды немого кино, не обладавшие нужной актёрской техникой и голосовыми данными, уступили место новому поколению актёров, многие из которых пришли из театра. Игра актёров стала более естественной, понятной зрителям. Вместо прежнего музыкального сопровождения в фильмах зазвучала музыка, помогавшая раскрыть художественный замысел и подчеркнуть динамику действия. Музыку к звуковым фильмам писали многие известные композиторы. Одним из высоких образцов в этой области, получивших международное признание, стала музыка С. С. Прокофьева к кинофильму «Александр Невский» (1938).

Особый размах приобрело кинопроизводство в США. 1920-1930-е годы вошли в историю как «золотой век» Голливуда (этот киногород возник в предместье Лос-Анджелеса незадолго до Первой мировой войны). Он стал международным киноцентром с большими финансовыми и техническими возможностями. Сюда приезжали актёры и режиссёры из многих стран. Но почти неограниченные материальные возможности не давали абсолютной творческой свободы. Работа создателей фильмов жёстко регламентировалась договорами с киностудиями. Хозяева «фабрики грёз» (так называли Голливуд) хорошо знали, какой продукт они хотят получить.

В 1930 г. в Голливуде был принят обязательный для всех студий «Производственный кодекс». В нём говорилось:

«Каждый американский фильм должен утверждать, что образ жизни Соединённых Штатов - единственный и лучший для любого человека. Так или иначе каждый фильм должен быть оптимистичным и показывать маленькому человеку, что где-нибудь и когда-нибудь он схватит за хвост своё счастье. Фильм не должен выворачивать наизнанку тёмные стороны нашей жизни, не должен разжигать решительных и динамичных страстей».

Примечательной чертой культуры этого периода стало широкое распространение музыки. Она звучала по радио, в граммофонных записях. Отчасти это была классическая музыка - оперные и симфонические записи (в числе первых были сделаны уникальные записи великих оперных певцов Э. Карузо и Ф. И. Шаляпина). Появились симфонические оркестры на радио. Но особой популярностью пользовалась эстрадная, танцевальная музыка. Это было время расцвета джаза, возникшего в США, а затем распространившегося во многих странах. Основу его составляли ритмы негритянской народной музыки и импровизации. В эти же годы родился мюзикл - особый вид представления, в котором сочетались речь, пение и танцы.

Тоталитаризм и культура

Особое положение сложилось в 1920-1930-е годы в культуре стран, в которых утвердились тоталитарные режимы. Б. Муссолини, выступая в 1925 г. на съезде фашистской партии, заявил: «Мы хотим фашизировать нацию... Фашизм должен стать образом жизни. Должны быть итальянцы эпохи фашизма, как были, например, итальянцы эпохи Возрождения». Культура, так же как и другие сферы жизни общества, подпадала под контроль государства. В Италии были созданы государственная Академия и Национальный синдикат фашистского изобразительного искусства.

В Германии министерство народного просвещения и пропаганды, возглавляемое Й. Геббельсом, организовало Имперскую палату культуры, куда вошло семь секций (пресса, радио, кино, литература, театр, музыкальное и изобразительное искусство). Лица, не являвшиеся членами палаты, по существу, лишались права заниматься художественной деятельностью.


Нацисты вели «битву за культуру» с помощью самых жёстких методов. Уже с 1933 г. стали устраиваться выставки под римской цивилизации весьма выразительными названиями: «Признаки разложения в искусстве», «Выставка 1938 г. дегенеративного искусства», на которых произведения художников-модернистов объявляли «вырожденческими». Из германских музеев были изъяты почти 16 тыс. произведений иностранных мастеров: В. Ван Гога, А. Матисса, П. Пикассо, В. Кандинского, М. Шагала и других, а также немецких художников, чья манера не отвечала вкусам нацистов. Уничтожались скульптурные памятники, например работы Э. Барлаха, посвящённые павшим на войне. Их объявили «оскорбительными для национальных чувств немцев». В архитектуре под огонь критики попали рационалистские течения, была закрыта всемирно известная школа «Баухауз». По расовым соображениям запрещалась джазовая музыка (в СССР её не принимали по другой причине - как проявление чуждой буржуазной культуры).

Что предлагалось взамен изгонявшейся неугодной культуры? Прежде всего то, что отвечало господствовавшей идеологии. В искусстве воцарился монументализм, который должен был отразить величие нового общества и порождённого им «сверхчеловека».

Показательным сооружением стал архитектурный комплекс в Нюрнберге (площадью 30 кв. км), предназначенный для проведения нацистских съездов и празднований. Он включал Дворец конгрессов, стадион на 405 тыс. мест с высотой трибун свыше 80 м и др. Масштабам зданий соответствовали монументальные скульптуры героев германской истории, атлетов с «нордическими чертами».



В немецкой живописи, вытеснив модернистские поиски и «потоки подсознания», утвердился национально-романтический стиль. Предпочтение отдавалось темам «немецкая земля», «немецкий труд», «немецкая мать», «немецкий солдат - защитник Родины». Особое место в живописи и скульптуре заняли портреты и сюжетные картины, изображавшие вождей. Идеологи тоталитаризма не хуже американских кинодельцов представляли, какие возможности воздействия на людей таит в себе кино. Здесь также устанавливались каноны для пропагандистского документального кино и художественных фильмов, не исключая и предназначенные для массового зрителя развлекательные ленты.

Использованная литература:
Алексашкина Л. Н. / Всеобщая история. XX - начало XXI века.

Распад Российской империи начался уже в период краха самодержавия, сразу после победы Февральской революции, когда заметно усилились тенденции национально-государственного обособления на национальных окраинах. Фактически уже в период существования Временного правительства автономию в политической сфере обрела Финляндия, о своей независимости заявила Украина и, наконец, оккупированное кайзеровской Германией Царство Польское к тому моменту не принадлежало Российской державе.

После Октябрьского переворота и победы большевиков одним из первых декретов новой власти стала "Декларация нрав народов России", провозглашавшая равенство и суверенность всех народов, их право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельных государств, свободное развитие всех национальных меньшинств. Законодательно федеративный принцип, как и право народов свободно решать вопрос о вхождении в Советскую Федерацию, был закреплен в "Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа", вошедшей составной частью в текст первой Конституции РСФСР (1918).

В соответствии с принципом о праве наций на самоопределение 18 (31) декабря 1917 г. советское правительство признало государственную независимость Финляндии, а в августе 1918 г. был подписан декрет об отказе от договоров, зафиксировавших в XVIII-XIX вв. раздел Польши. Формально национальную автономию получили многочисленные народы и народности Северного Кавказа. Закавказья, Средней Азии, Сибири и Дальнего Востока. Однако принцип "права наций на самоопределение вплоть до отделения" руководители Советского государства трактовать исходя из политической целесообразности, которая требовала сохранения на территории бывшей Российской империи централизованного и единого государства, так как раздробленная и разобщенная Гражданской войной Советская Республика была неспособна отстоять свою независимость от развернувшейся иностранной интервенции. Она не могла также выполнить свою "историческую миссию" "локомотива мировой революции". Большинство народов, населявших территорию бывшей Российской империи, воспользовавшись лозунгом о праве наций на самоопределение вплоть до отделения, в годы Гражданской войны создавали собственные национально-государственные образования (иногда провозглашались только правительства), всего на карте революционной России их возникло более 80. Однако национально-территориальные образования в годы вооруженной борьбы и ожесточенного социального противостояния не были и не могли быть устойчивыми. Советское же партийное руководство проводило твердую линию в вопросе национально-государственного строительства. Опорой для этого служили партийные и военные органы на местах. В процессе создания единого федеративного государства использовались две взаимодополняющие схемы государственного устройства. Во-первых, в 1918-1922 гг. народы, компактно проживающие в окружении великорусских земель, получили в составе Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) республиканскую (Башкирская, Татарская, Дагестанская и другие автономные республики) и областную (Чувашская, Марийская, Калмыцкая, Удмуртская, Вотская и другие автономные области) автономию. Помимо этого, автономными республиками были также Киргизская (Казахстан) и Туркестанская республики. Система органов власти в них повторяла властную структуру в РСФСР, а в автономных областях - губернскую. Во-вторых, в 1918 г. возникают государственные образования советского типа на Украине, в Литве, Латвии и Эстонии, которые находились формально вне контроля Москвы, но фактически руководство осуществлялось ЦК РКП(б). В конце 1918 г. ЦИК утвердил декреты СНК, закрепившие независимость суверенных советских республик, находившихся за пределами РСФСР. В 1920 г. в Средней Азии были образованы Хорезмская и Бухарская народные советские республики. После разгрома основных сил "белого" движения в апреле 1920 - феврале 1921 г. в Азербайджане, Армении и Грузии с помощью частей Красной Армии были установлены советские режимы и провозглашено создание закавказских советских социалистических республик. Вновь образовавшиеся национальные республики сгруппировались вокруг РСФСР как федеративного центра. С момента своего возникновения они использовали ее государственно-правовые модели. При этом власть в этих республиках фактически концентрировалась в руках органов большевистской партии, входивших в состав РКП(б) на правах областных организаций.

Еще в годы Гражданской войны шел поиск как экономических, так и политических форм сотрудничества РСФСР с другими советскими республиками. Так, 1 июня 1919 г. ВЦИК издал декрет "Об объединении советских республик - России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом", в соответствии с которым осуществлялось объединение вооруженных сил, советов народного хозяйства, железнодорожного хозяйства, органов финансов и труда, с тем "чтобы руководство указанными отраслями народной жизни было сосредоточено в руках единых коллегий". Наряду с этим советские республики заключали между собой двухсторонние финансовые соглашения, формировали общие производственные планы развития народного хозяйства и т.д. В 1921-1922 гг. были ликвидированы таможенные границы между республиками, сформировано единое торговое пространство и единое налоговое законодательство. В период подготовки международной Генуэзской конференции (1922) сложился дипломатический союз советских республик. В это же время развернулась интенсивная деятельность по созданию советской законности и правопорядка, призванных прийти на смену "беззаконию" "военного коммунизма". В течение 1922 г. были подготовлены и утверждены Уголовный и Гражданский кодексы, проведена судебная реформа (учреждались прокуратура и адвокатура), была конституционно закреплена цензура, а ВЧК преобразована в Главное политическое управление (ГПУ, с 1924 г. - Объединенное ГПУ).

Однако сложившаяся конфедеративная система оказалась малоэффективной. Часто возникали разнообразные конфликты между руководством РСФСР и национальных республик (наиболее известными были конфликты с грузинским и украинским партийно-государственным руководством). В рамках поиска новых форм объединения в марте 1922 г. в Тифлисе был образован Совет республик Закавказья, в ведение которого должно было входить решение вопросов общей обороны, финансов, внешних связей и управления экономикой Грузии, Армении и Азербайджана. Таким образом, сформировался территориальный конфедеративный союз. В декабре 1922 г . он был преобразован в Закавказскую советскую федеративную социалистическую республику (ЗСФСР). В августе 1922 г. для разработки модели новой федерации советских республик была создана специальная комиссия из представителей ЦК РКП(б) и ЦК компартий национальных республик, которая при участии наркома по делам национальностей И. В. Сталина, являвшегося одновременно и руководителем всего партаппарата (занимая внешне скромный пост генерального секретаря ЦК), подготовила так называемый план автономизации, предусматривавший вхождение советских республик в состав РСФСР на правах автономий. Обосновывая свой проект, И. В. Сталин не без основания отмечал, что формальный характер независимости национальных советских республик, провозглашенных в то время, когда в годы Гражданской войны "нужно было демонстрировать либерализм Москвы в национальном вопросе", исчерпал себя и их декларативный суверенитет сыграл свою историческую роль. Однако предложение Сталина было весьма холодно встречено партийным руководством большинства национальных республик и прежде всего ЦК компартии Грузии, которое не желало поступаться своей реальной властью.

В сложившейся ситуации В. И. Ленин решительно отверг сталинский проект автономизации, посчитав его политически ошибочным и предложил иную юридическую базу для создания единого государства с сохранением необходимых "атрибутов независимости". Он настоял на образовании добровольного союза суверенных и равноправных республик (часть своего суверенитета, прежде всего в оборонной, внешнеполитической и финансовой сферах, каждая республика, согласно ленинскому плану, отчуждала в пользу федеральных органов). ЦК РКП(б) поддержал это предложение.

30 декабря 1922 г. Съезд полномочных представителей РСФСР, Украины, Белоруссии и Закавказской федерации (I съезд Советов Союза ССР) утвердил Декларацию и Договор от 27 декабря 1922 г. об образовании нового государства - Союза Советских Социалистических Республик.

В 1922-1924 гг. продолжалась разработка основ государственного устройства Союза ССР, которые после многочисленных дискуссий были окончательно оформлены в новой Конституции СССР, принятой 31 января 1924 г . В Основном Законе СССР были закреплены федеративное устройство и право свободного выхода из Союза. Однако в ситуации, когда основное конституционное положение о полновластии Советов являлось лишь декларацией, а реальная власть в стране концентрировалась в структурах компартии, управляемых единым органом - Центральным Комитетом партии (в Москве), Советский Союз с момента своего образования приобрел характер унитарного государства. Все ключевые политические и хозяйственные решения принимались центральными партийными инстанциями - съездами, конференциями, пленумами ЦК ВКП(б). Они были обязательными к исполнению для всех партийных организаций, в том числе и национальных республиканских.

Формально укрепляя федеральную основу государства и развивая самоопределение народов, входящих в состав СССР, коммунистическое руководство страны в переходный период после Гражданской войны, чтобы сдержать волну национализма, избрало путь национально-государственного размежевания и создания новых национально-территориальных образований на территориях, где компактно проживали различные нации и народности. При этом формировались национально-государственные образования разных уровней - от союзных республик в составе СССР до национальных округов и районов. Так, в 1925 г. III съезд Советов СССР принял в состав Союза Узбекскую ССР и Туркменскую ССР. В 1929 г. из Узбекистана была выделена Таджикская ССР, а в 1936 г. образовались Казахская и Киргизская ССР. В том же году Закавказская федерация была распущена; Азербайджан, Армения и Грузия вошли в состав СССР в качестве самостоятельных союзных республик. Параллельно образовывались и новые автономные республики и области. В 1924 г. в составе Украинской ССР появилась Молдавская автономная республика. В РСФСР в 1923-1925 гг. Бурят-Монгольская и Чувашская автономные области были преобразованы в автономные республики. В этот же период была ликвидирована Горская республика, состоявшая из народов Северного Кавказа, из нее выделились Кабардино-Балкарская (Кабардинская), Карачаево-Черкесская, Чеченская, Северо-Осетинская и Ингушская автономные области. В составе Азербайджанской ССР были образованы Нахичеванская автономная республика и Нагорно-Карабахская автономная область. Все эти территориально-административные преобразования в действительности подготовили почву для возникновения в будущем весьма сложной и напряженной этнополитичсской ситуации в СССР.

Проводимая коммунистическим руководством Советского Союза целенаправленная политика "по сближению наций и народностей" выражалась прежде всего в форсированном выравнивании уровней социально-экономического и культурного развития национальных советских республик за счет перекачивания в них значительных материальных и людских ресурсов из Российской Федерации (РФ), а внутри нее - из великорусских областей в автономные образования. Так достигалась интернационализация различных сторон жизни советского общества (в основном в производственной сфере). Однако нации и народности Советского Союза с большим трудом "интернационализировали" свою самобытность. Они старались сохранить традиции и обычаи, доставшиеся им в наследство от предыдущих поколений. Более того, социально-экономический и культурный подъем союзных и автономных республик сопровождался ростом национального самосознания коренных народов, стремлением укрепить государственность и суверенитет титульных наций. Это серьезно противоречило декларируемому федерализму и программным установкам компартии на слияние всех наций и народностей по мере успешного строительства коммунистического общества.

У лиц, негативно или скептически относящихся к СССР, есть мнение, что уровень жизни в СССР был ниже, чем в благословенном 1913-м году аж до 1950-х гг.

Фраза интересна

а) аномально высоким расхождением мнения с тем, как было на самом деле, и

б) тем, что как всякое уродство, прекрасно показывает идеологический источник данного мнения (в то время как идеологические источники правдоподобных мнений не так заметны и скрыты). В своём суждении автор следует либеральной идеологеме, что всякое общество может быть устроено только так, что индивиды частным образом зарабатывают себе денюжки, а затем из заработанной суммы оплачивают все свои «инфраструктурные расходы» - на образование, здравоохранение, на нейтрализацию разных жизненных рисков. Поэтому при капитализме главный показатель качества жизни - это доход в деньгах, и сторонник капитализма даже помыслить не может, что общество может быть устроено как-то иначе.