Общая психология под редакцией богословского. Понятие о памяти (В
Целью методических указаний является оказание помощи студентам факультета психологии в подготовке к семинарским занятиям по курсу «Общая психология».
В методических указаниях изложено содержание семинарских занятий по темам: личность, мышление, речь, воображение, эмоции, воля, внимание. Даны списки учебной литературы, темы рефератов, докладов, сформулированы экзаменационные вопросы по курсу «Общая психология».
Методические указания предназначены студентам 1 курса очного и заочного отделений факультета психологии при подготовке к семинарским занятиям (2 семестр).
ЛИЧНОСТЬ.
Вопросы для обсуждения
1. Понятие о личности в философии, социологии и психологии.
2. Структура личности.
3. Формирование личности.
Основная литература
1. Общая психология / Под ред. А. В. Петровского, 3-е изд. – М., 1989. – С. 195–205, 225–229.
2. Б.Г. Ананьев. Социальные ситуации развития личности и ее статус. Хрестоматия по психологии / Под ред. А. В. Петровского.– М., 1987. – С. 134–140.
3. Леонтьев А. Н. Индивид и личность. Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского.– М., 1987. – С. 14–146.
Дополнительная литература
1. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1982.
2. Общая психология /Под. ред. В. В. Богословского. – 3-е изд. – М., 1968. – Гл. 4.
3. Ковалев А. Г. Психология личности. – М., 1970.
4. Мясищев В. Н. Основные проблемы и современное состояние психологии человека //Психологическая наука в СССР. – М., 1960. – Т. 2.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Тема 1. ЛИЧНОСТЬ
Тема 2. АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
Тема 3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЫШЛЕНИЯ
Тема 4. АНАЛИЗ ТЕОРИЙ МЫШЛЕНИЯ
Тема 5. ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ. ОСНОВНЫЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ
Тема 6. МЫШЛЕНИЕ КАК РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ. ТИПЫ ЗАДАЧ
Тема 7. ПРОБЛЕМА МЫШЛЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Тема 8. МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ. ЯЗЫК И РЕЧЬ
Тема 9. ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
Тема 10. ПРОБЛЕМА ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Тема 11. МЫСЛЕННЫЕ ОБРАЗЫ
Тема 12. ВООБРАЖЕНИЕ
Тема 13. ВНИМАНИЕ
Тема 14. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
Тема 15. ПСИХОЛОГИЯ ВОЛИ
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ. 1 КУРС. 2 СЕМЕСТР.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Общая психология, Методические указания, Конева О.Б., 2000 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
На основе этого человек может запомнить и сохранить, а впоследствии воспроизвести образ отсутствующего предмета или воспроизвести усвоенные ранее знания. Как и восприятие, память является процессом отражения, но отражается не только то, что действует непосредственно, в данный момент, а и то, что имело место в прошлом.То, что воспринимается человеком, не исчезает бесследно: в коре больших полушарий мозга сохраняются следы от процесса возбуждения. Эти следы создают возможность возникновения возбуждения и тогда, когда раздражитель, его вызывавший, отсутствует.
Память - это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения и воспроизведения.
Память участвует уже в акте восприятия, так как без узнавания восприятие невозможно. Но память выступает и в качестве самостоятельного психического процесса, не связанного с восприятием, когда предмет воспроизводится в отсутствие его.
И. П. Павлов со своими сотрудниками экспериментально показали, что память есть результат рефлекторной работы мозга. «...Временная нервная связь, - писал Павлов, - есть универсальнейшее физиологическое явление в животном мире и в нас самих. А вместе с тем оно же и психическое - то, что психологи называют ассоциацией, будет ли это образование соединений из всевозможных действий, впечатлений или букв, слов и мыслей» 1 .
В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Мы можем, встретившись с одним из этих предметов, по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним. Запомнить что-то-значит связать запоминаемое с уже известным, образовать ассоциацию.
С физиологической точки зрения ассоциация представляет собой временную нервную связь. Различают два рода ассоциаций: простые и сложные. К простым относят три вида ассоциаций : по смежности, по сходству и по контрасту.
Ассоциация по смежности объединяет два явления, связанные во времени или в пространстве. Такая ассоциация образуется, например, при заучивании алфавита: при назывании буквы вспоминается следующая за ней.
----------
1 Павлов И. П. Полн. собр. соч., т. III, кн. 2. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1951. С. 325.
Ассоциация по сходству связывает два явления, имеющих сходные черты: при упоминании одного из них вспоминается другое. Например, на уроке географии, знакомя учащихся с названиями портов Австралии, учительница говорит, что одно из них похоже на женское имя Аделаида, и таким образом устанавливает ассоциацию по сходству, обеспечивающую запоминание.
Ассоциация по контрасту связывает два противоположных явления. Так, особенности зоны пустынь запоминаются по контрасту с зоной лесов.
Кроме этих видов, существуют сложные ассоциации - смысловые. В них связываются два явления, которые и в действительности постоянно связаны: часть и целое, род и вид, причина и следствие. Эти ассоциации являются основой наших знаний.
Для образования ассоциации требуются повторения. Иногда связь возникает с одного раза, если в коре больших полушарий мозга возник сильный очаг возбуждения, облегчающий образование ассоциаций. Более важным условием для образования ассоциации является подкрепление на практике, т. е. применение того, что требуется запомнить, в самом процессе усвоения.
Память - это сохранение информации о сигнале после того, как действие сигнала уже прекратилось.
В процессе онтогенеза каждый организм получает из внешней среды информацию, которую он обрабатывает, хранит и воспроизводит или использует в поведении.
Для работы мозга необходимы не только поступление информации, переработка, но и хранение определенного запаса ее. В нервной системе хранится два вида информации: информация, накопленная в процессе эволюции вида и закрепленная в безусловных рефлексах, или инстинктах, и информация, приобретаемая в индивидуальной жизни организма в виде условных рефлексов. Соответственно существует и два рода памяти ; память видовая и память индивидуальная .
В настоящее время успехи биологии и генетики позволили узнать о памяти видовой, о механизмах наследования значительно больше, чем о внутренних механизмах индивидуальной памяти. В последние десятилетия механизм индивидуальной памяти подвергался интенсивному изучению, и по этому вопросу был выдвинут ряд гипотез.
Были сделаны попытки объяснить механизмы памяти данными электрофизиологии. Достижения электронной техники позволили записывать биотоки мозга (возникающие при возбуждении мозга электрические разряды). По электроэнцефалограмме (запись биотоков мозга) можно обнаружить процесс образования временных связей, их Торможение и растормаживание, т. е. механизмы забывания, узнавания, припоминания.
Нейрофизиологическая гипотеза о механизмах памяти состоит в том, что мозговые нейроны образуют замкнутые цепи, по которым совершается движение нервных импульсов. Там сохраняется информация, поступившая в мозг и переработанная в нем. Повторное прохождение нервных импульсов изменяет структуру синапсов , (место стыка двух нервных клеток или их отростков). При повторении потока нервных импульсов процесс проходит гораздо легче. При длительном функционировании деятельность синапсов усиливается, и это сказывается на их структуре. Процесс обучения влияет на физическое и химическое состояние коры, что приводит к консолидации (закреплению) следов в коре головного мозга.
Другая группа гипотез объясняет механизмы памяти биохимическими изменениями, происходящими в мозге, в частности изменениями белка мозга. Усиление синтеза белка облегчает процессы образования сложных навыков у животных. Если синтез белка тормозится, условнорефлекторная деятельность угнетается.
Проливают свет на механизмы памяти данные нейрохирургии и связанной с ней нейропсихологии. Операции различных участков мозга и клинические исследования больных с ранениями, кровоизлияниями, опухолями мозга показали, что при повреждении различных корковых проекционных областей (анализаторов) нарушаются отдельные виды памяти (зрительная, слуховая, двигательная и т. д.), но не наблюдается общее расстройство памяти. При поражении же лобных или височных долей коры ухудшается хранение информации в любом анализаторе, нарушается память в целом,
Все попытки объяснить механизмы памяти пока являются только более или менее обоснованными гипотезами. Требуется дальнейшее углубленное изучение механизмов деятельности мозга по восприятию, переработке и хранению информации. Только целый ряд наук с применением новейших достижений техники эксперимента и его математической обработки в состоянии построить убедительную теорию физико-химического объяснения механизмов памяти.
Значение памяти
Значение памяти в жизни человека огромно: без нее была бы невозможна никакая деятельность. И. М. Сеченов указывал, что без памяти наши ощущения и восприятия, исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного.
Что стало бы с человеком, если бы он был лишен памяти? Он не мог бы учиться, не мог бы трудиться, не мог бы приобрести даже простейшие навыки. При некоторых психических заболеваниях наблюдаются глубокие расстройства памяти. Такие больные не помнят, где они находятся, не знают, что они делали в этот день, они много раз читают одну и ту же страницу, совершенно не запоминая ее содержания. Эти факты показывают, что без прошлого опыта нарушается обычный ход жизни, люди становятся инвалидами.
(Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов). Под ред. В. В. Богословского и др. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1973. - 351 с. С. 198-201.
Методический аппарат подготовлен научным сотрудником НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР В. В. Абраменковой.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ
I. 1. 1. Понятие о психологии
Каждая конкретная наука отличается от других наук особенностями своего предмета. Так, геология отличается от геодезии тем, что, имея предметом исследования Землю, первая из них изучает состав, строение и историю Земли, а вторая - размеры ее и форму. Выяснение специфических особенностей явлений, изучаемых психологией, представляет значительно большую трудность. Понимание этих явлений во многом зависит от мировоззрения, которого придерживаются люди, сталкивающиеся с необходимостью постигнуть психологическую науку.
Трудность состоит прежде всего в том, что явления, изучаемые психологией, издавна выделялись человеческим умом и отграничивались от других проявлений жизни как особые явления. В самом деле, совершенно очевидно, что мое восприятие пишущей машинки - это нечто совершенно особое и отличное от самой пишущей машинки, реального предмета, который стоит передо мной на столе; мое желание пойти на лыжах - это нечто иное по сравнению с реальным лыжным походом; мое воспоминание о встрече Нового года - это нечто отличающееся от того, что реально происходило в канун Нового года, и т. п. Так постепенно сложились представления о различных разрядах явлений, которые стали именовать психическими (психическими функциями, свойствами, процессами, состояниями и т. д). Их особый характер видели в принадлежности к внутреннему миру человека, отличающемуся от того, что человека окружает. Их относили к области душевной жизни (сам термин "психическое" происходит от греческого слова "псюхе", что значит "душа"), противопоставляемой реальным событиям и фактам. Эти явления группировались под названиями "восприятие", "память", "мышление", "воля", "чувства" и др., в совокупности образуя то, что именуется психикой, психическим, внутренним миром человека, его душевной жизнью и т. д.
И хотя непосредственно люди, наблюдавшие других людей в повседневном общении, имели дело с различными фактами поведения (действиями, поступками, трудовыми операциями и др.),
однако потребности практического взаимодействия вынуждали их различать скрытые за внешним поведением психические процессы. За поступком всегда усматривались намерения, мотивы, которыми руководствовался человек, за реакцией на то или иное событие - особенности характера. Поэтому задолго до того, как психические процессы, свойства, состояния стали предметом научного анализа, накапливалось житейское психологическое знание людей друг о друге. Оно закреплялось, передаваясь от поколения к поколению, в языке, в памятниках народного творчества, в произведениях искусства. Его вбирали, например, пословицы и поговорки: "Лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать" (о преимуществах зрительного восприятия и запоминания перед слуховым); "Привычка - вторая натура" (о роли упрочившихся привычек, которые могут конкурировать с врожденными формами поведения) и т. п.
Определенное представление о психике дает человеку и его личный жизненный опыт: что повторное прочтение какого-либо текста способствует лучшему сохранению его в памяти, человек усваивает из личного опыта, даже если бы ему и осталась неизвестной пословица: "Повторенье - мать ученья".
Житейские психологические сведения, почерпнутые из общественного и личного опыта, образуют донаучные психологические знания. Они могут быть довольно обширными, могут способствовать до известной степени ориентировке в поведении окружающих людей, могут быть в определенных пределах правильными и соответствующими действительности. Однако в целом эти знания лишены систематичности, глубины, доказательности и по этой причине не могут стать прочной основой для серьезной работы с людьми (педагогической, лечебной, организационной и т. п.), требующей научных, т. е. объективных и достоверных знаний о психике человека, позволяющих прогнозировать его поведение в тех или иных ожидаемых обстоятельствах.
Что же составляет предмет научного изучения в психологии? Это прежде всего конкретные факты психической жизни, характеризуемые качественно и количественно. Так, исследуя процесс восприятия человеком окружающих его предметов, психология установила существенно важный факт: образ предмета сохраняет относительное постоянство и при изменяющихся условиях восприятия. Например, страница, на которой напечатаны эти строки, будет восприниматься как белая и на ярком солнечном свету, и в полутьме, и при электрическом освещении, хотя физическая характеристика лучей, отбрасываемых бумагой при столь различной освещенности, будет весьма различной. В данном случае перед нами качественная характеристика психологического факта. Примером количественной характеристики психологического факта может послужить величина времени реакции данного человека на воздействующий раздражитель (если испытуемому предлагают в ответ на вспышку лампочки нажать на кнопку как
можно скорее, то у одного скорость реакции может быть 200 миллисекунд, а у другого 150, т. е. значительно более быстрая). Индивидуальные различия скорости реакции, наблюдаемые в эксперименте, являются психологическими фактами, устанавливаемыми в научном исследовании. Они позволяют количественно характеризовать некоторые особенности психики различных испытуемых.
Однако научная психология не может ограничиться описанием психологического факта, каким бы интересным он ни был. Научное познание с необходимостью требует перехода от описания явлений к их объяснению. Последнее предполагает раскрытие законов, которым подчиняются эти явления. Поэтому предметом изучения в психологии вместе с психологическими фактами становятся психологические законы. Так, возникновение некоторых психологических фактов наблюдается с необходимостью всякий раз, когда для этого имеются соответствующие условия, т. е. закономерно. Закономерный характер имеет, например, приведенный выше факт относительного постоянства восприятия, при этом постоянством обладает не только восприятие цвета, но и восприятие величины и формы предмета. Специальные исследования показали, что постоянство восприятия не дано человеку изначально, от рождения. Оно формируется постепенно, по строгим законам. Если бы не было постоянства восприятия, человек не смог бы ориентироваться во внешней среде - при малейшем изменении его положения относительно окружающих предметов происходило бы радикальное изменение картины видимого мира, предметы воспринимались бы искаженно.
Знание закономерных связей само по себе не раскрывает конкретных механизмов, посредством которых закономерность может проявляться. Поэтому в задачи психологии входит наряду с изучением психологических фактов и закономерностей установление механизмов психической деятельности, Например, одним из механизмов, обеспечивающих относительное постоянство восприятия величины предмета при удалении от него, является взаимодействие между процессами, вызванными воздействием на сетчатку, и возбуждением, которое порождается напряжением мышц, сводящих и разводящих глазные оси. Хотя при удалении предмета его проекция на чувствительные клетки сетчатки соответственно уменьшается, однако изменение напряжения глазных мышц при разведении осей глаз информирует о том, что предмет отодвинулся, а не стал меньше. Поскольку механизмы психической деятельности предполагают работу конкретных анатомо-физиологических аппаратов, осуществляющих тот или иной психический процесс, то природу и действие этих механизмов психология выясняет совместно с другими науками (физиологией, биофизикой, биохимией, кибернетикой и др.).