Правление женщин в османской империи. Маленькие тайны большого гарема османской империи

Женский султанат – принятое в истории определение исторического периода Османской империи с 1541 по 1687 год (согласно другой датировке, с 1550 по 1656 год). Почти 150 (или чуть более 100 лет), в течение которых на государственную политику Блистательной Порты большое, а под конец – даже решающее, влияние оказывали женщины. Матери, жёны и наложницы турецких падишахов.

Термин «женский султанат» ввёл в историю Османской империи турецкий историк Ахмет Рефик Алтынай в 1916 году в своей книге с одноимённым названием, в которой он рассматривал участие слабого пола в управлении Турцией как причину упадка государства Османов. Хотя большинство его коллег и тогда, и позднее не согласились с такой оценкой, объяснив возросшее влияние женщин на политику исламской империи XVI-XVII вв. следствием, а не причиной её ослабления.

Надо заметить, что каждая султанша, входящая в “Женский султанат”, смогла по-настоящему взять власть в свои руки только после смерти своего повелителя, в качестве валиде-султан (что-то вроде “королевы-матери” в европейских монархиях) при своих сыновьях, ставших султанами (за одним исключением – Хюррем-султан так никогда и не стала валиде, поскольку умерла раньше своего супруга, султана Сулеймана). Причём, в большинстве случаев эта мера была вынужденной – по причине малолетства правящего султана или же по причине его умственной отсталости. И ещё – все эти женщины, за единичным исключением, родились и сформировались как личности в условиях европейской христианской цивилизации (две украинки, две венецианки, гречанка), которая предоставляла слабому полу даже в те суровые патриархальные времена гораздо больше свободы и независимости, чем исламская традиция.

ХЮРРЕМ-СУЛТАН (РОКСОЛАНА) Александра (Анастасия) Гавриловна Лисовская (1505/1506-1558) , наложница с 1520 г, с 1534 – законная супруга султана Сулеймана I Великолепного, украинка, дочь православного священника из Западной Украины. Никогда не была валиде-султан;

АФИФЕ НУРБАНУ-СУЛТАН – Сесилия (Оливия) Веньер-Баффо (ок.1525-1583) , Попала в гарем к сыну Хюррем-султан, шехзаде (наследнику престола) Селиму, примерно в 1537 году. Законная супруга султана Селима II с 1570-1571 года. По своему происхождению – венецианка, незаконнорожденный потомок двух знатных фамилий (её родители не были женаты). Валиде-султан с 1574 года;

МЕЛИКИЕ САФИЕ-СУЛТАН – София Баффо (ок.1550-1619) . Венецианка, родственница своей свекрови, Нурбану. В гарем к внуку Хюррем, шехзаде Мураду, попала в 1563 году – её своему племяннику подарила дочь Роксоланы, Михримах-султан. Валиде-султан с 1595 года;

ХАЛИМЕ-СУЛТАН – имя, данное при рождении, не известно (ок.1571-после 1623) . Родом из современной Абхазии, скорее всего, черкешенка по происхождению. Обстоятельства, при которых она попала в гарем к будущему султану Мехмеду III, неизвестны. Известно только, что произошло это ещё до его восшествия на престол, в бытность шехзаде санджак-беем Манисы. Дважды (в общей сложности два с половиной года) была валиде-султан при своём психически неполноценном сыне Мустафе I. По причине недееспособности Мустафы Халиме-султан впервые в истории Османской империи стала не только валиде-султан, но и регентом исламской империи.

МАХПЕЙКЕР КЁСЕМ-СУЛТАН – (ок.1590-1651) – самая влиятельная женщина за всю историю Османской империи, трижды валиде-султан. Предположительно гречанка по имени Анастасия, дочь православного священника. Наложница султана Ахмеда I с 1603 года. Валиде-султан (и регент государства) при сыне Мураде IV с 1623 по 1631; при втором сыне Ибрагиме I с 1640 по 1648; при внуке Мехмеде IV с 1648 до своей смерти в 1651 году;

ТУРХАН ХАТИДЖЕ-СУЛТАН (ок.1628-1683) – украинка по имени Надежда , родом из украинской Слобожанщины, предположительно – из города Тростянец современной Сумской области Украины. Наложница султана Ибрагима I с 1641 года. Валиде-султан и регент государства с 1651 года при своём малолетнем сыне Мехмеде IV. Добровольно отказалась от титула регента 15-го сентября 1565 года в пользу назначенного ею же нового великого визиря Кёпрюлю Мехмед-паши. Эта дата и считается концом “женского султаната”, хотя сама Турхан прожила ещё 18 лет, а её сын-султан, от имени которого она правила, умер через 28 лет, перед этим лишившись власти в 1687 году, всего через четыре года после смерти своей матери. Некоторые турецкие историки окончанием “женского султаната” считают именно 1687-ой, продлевая таким образом его срок на 31 год. Поскольку все эти могущественные султанши, какими бы умными, предприимчивыми и мудрыми они ни были, ничего не значили без своих, зачастую не просто глупых, но умственно отсталых сыновей, именем которых они правили. Самостоятельное правление женщины в Османской империи для исламского мира было абсолютно исключено.

Ещё один момент. В те суровые времена позднего средневековья, при огромной детской смертности (из 10 новорожденных 5 умирали в первые дни и месяцы жизни) и частой смерти рожениц, девушка считалась готовой к замужеству (и, соответственно, к супружеским отношениям) сразу после первой менструации. А в южных странах (в отличие от северных) такое довольно часто и сейчас встречается у девочек в 10-11, даже в 9 лет. Понятно, что ни о какой педофилии тогда никто ничего не знал и не слышал – жизнь была слишком коротка и сурова, женщина должна была успеть родить как можно больше детей, чтобы, в свою очередь, из них как можно большее количество выжило. Кроме того, в те времена считалось, что, чем моложе роженица, тем больше у неё шансов пережить рождение ребёнка. Так что все наложницы турецких султанов впервые попадали в их постель в 11-12, максимум в 13-14 лет. Что подтверждают даты рождения их детей. Например, отца султана Сулеймана I, Селима I, его бабушка Гюльбахар-хатун (гречанка Мария) родила в неполные 12 лет. В таком же возрасте родила своего сына Баязида II (деда султана Сулеймана) наложница завоевателя Константинополя, султана Мехмеда II Фатиха, Ситти Мюкриме-хатун.

Основоположницей “Женского султаната” в империи Османов считают Роксолану (Хюррем-султан) – украинскую рабыню-наложницу, а позже – любимую законную супругу султана Сулеймана I.

Что не совсем правильно по нескольким причинам.

Успех Хюррем был во многом обусловлен и подготовлен деятельностью её свекрови, матери султана Сулеймана, Айши Хафсы-Султан – выдающейся женщины своего времени, которую её сын очень любил и уважал до самой смерти. Пожалуй, впервые в истории Османской империи не только как мать, но, в первую очередь, как личность.

АЙШЕ ХАФСА-СУЛТАН (5 декабря 1479 – 19 марта 1534)
Крымская ханбика (царевна), дочь крымского хана Менгли I Гирея (1445-1515) из династии правителей Крыма Гераев (Гиреев). Её отец был вынужден принять османский протекторат в 1578 году, за год до рождения Хафсы.

В гареме у шехзаде Селима Хафса-хатун оказалась где-то весной-летом 1493 года, примерно в 13 лет. Селим был тогда санджак-беем (губернатором, управляющим османской провинции) Трамбзона (сейчас – административный центр на северо-востоке Турции, на побережье Чёрного моря, недалеко от границы с Грузией) – бывшей столицей недавно захваченной (в 1461 году) османами Трапезундской империи – наследницы Византии, так что крымской ханбике, чтобы стать наложницей одного из наследников повелителя Османской империи, пришлось всего лишь пересечь Чёрное море на корабле своего отца.

Будущий султан Сулейман родился в Трамбзоне в следующем году, 6-го ноября 1494 года, причём одновременно с ним родилась и его сестра-близнец, Хафиза (Хафса) Ханим султан (1494-1538). Рождение двойняшек и близнецов обычно является наследственной семейной особенностью. В этой связи стоит вспомнить, что через тридцать с лишним лет, в 1530 году, младшая сестра Сулеймана и одновременно дочь его матери Айше Хафсы, Хатидже-султан, тоже родила двойняшек – мальчика Османа и девочку Хуриджихан.

Две дочери сына Роксоланы, шехзаде Селима, от его наложницы Нурбану – Эсмехан-султан и Гевкерхан-султан, были близнецами или двойняшками – есть даже предположение, что их старшая сестра, Шах-султан, на год старше их, на самом деле родилась в один день с девочками – то есть, они были тройняшками. Уже после гибели султана Османа II, прапраправнука Сулеймана I, у него родились двойняшки, шехзаде Мустафа и Зейнеп-султан. И у родного брата султана Османа по отцу, Ахмеда I, тоже была пара двойняшек от Кёсем-султан – шехзаде Касим и Атике-султан.

Сестра-близнец султана Сулеймана прожила тихую и незаметную жизнь. В 20 лет она была выдана замуж за Дамада-Мустафу пашу, который позже, с 1522 по 1523 год, был губернатором Египта. Детей у Хафизы-султан никогда не было, и поэтому, овдовев в 29 лет, она вернулась в Стамбул к своей матери, Айше Хафсе-валиде-султан, во дворец Топкапы. Замуж она больше не выходила, здесь же и закончила свои дни – 10-го июля 1538 года, в возрасте неполных 44 лет.

Первые годы своей жизни Сулейман провёл в санджаке своего отца, в Трамбзоне, а после обряда обрезания в 7 лет его дед, султан Баязид II забрал внука к своему двору в Константинополь. Там шехзаде обучался военному делу, юридическому праву, философии, истории и фехтованию. Кроме этого, Сулейман учил иностранные языки – сербский, арабский и персидский, которыми в последствии владел в совершенстве. Тогда же он освоил ремесло ювелира, ставшее его увлечением на всю жизнь.

Дед-султан относился к будущему мужу Роксоланы очень хорошо (намного лучше, чем к его отцу), что доказывает следующее обстоятельство.

По османской традиции, все достигшие определённого возраста (обычно в 14 лет, но исключения из правил в обе стороны случались довольно часто) наследные принцы (шехзаде) назначались наместниками (санджак-беями) провинций (санджаков) в Анатолии (азиатская часть современной Турции); это было частью их подготовки к дальнейшему правлению. В Османской империи не было чётких правил наследования престола, все мужчины – носители священной крови Османов, имели право на власть. Согласно обычаю, трон получал тот шехзаде, который первым достигнет Стамбула сразу после смерти падишаха Блистательной Порты. Поэтому по отдалённости от столицы того или иного санджака каждого сына или внука турецкого султана можно было судить о его предпочтениях – понятно, что тот, кого отец видел своим наследником, становился санджак-беем ближайшей к столице провинции. И в этом отношении у отца Сулеймана, Селима, всё было не просто плохо, а безнадёжно – его санджак Трамбзон, по сравнению с Амасьей любимца отца, старшего брата, шехзаде Ахмета, и Антальей второго брата-конкурента, шехзаде Коркута, находился в таких глухих еб@нях, из которых добраться первым до Стамбула у него не было ни единого шанса (расстояние от Трамбзона до Стамбула по прямой – 902 км. В те времена, даже на самых лучших лошадях и в хорошую погоду, в один конец добираться дней десять). Для сравнения: расстояние от Амасьи Ахмета до Стамбула – 482 км, и точно такое же расстояние, только в южном от Стамбула направлении, до Антальи Коркута.

И тут, как гром с ясного неба – его единственный сын Сулейман, достигший 14 лет (в 1508 году), получает от своего деда первое назначение не куда-нибудь, а в маленький санджак Болу, расположенный практически рядом со Стамбулом (223 км. по прямой). Впрочем, фаворит султанской гонки, старший сын Баязида II, дядя Сулеймана, Ахмет (у которого к тому времени было четверо собственных подросших сыновей), быстро исправил это досадное для него обстоятельство, отправив племянника наместником “к чёрту на рога” – в крымскую Каффу (Феодосию), на другой берег Чёрного моря, на родину его матери, Айше Хафсы-Султан. Совершив тем самым фатальную для себя ошибку.

Через некоторое время после того, как Сулейман был отправлен санджакбеем в Крым, его отец Селим попросил для себя у отца санджак в Румелии (европейской части империи), поближе к Стамбулу. Хотя сначала ему было отказано в этих землях, так как обычно они не предоставлялись шехзаде, позже, явно в насмешку (видимо, без старшего братца Ахмета и тут не обошлось) Селим получил в управление провинцию Семендире (в современной Сербии) – глухую дыру на северо-западной окраине империи. Тут Селим проявил сначала явное неповиновение, отказавшись ехать в свой новый санджак, а затем поднял восстание против отца, двинув на Стамбул собранное наспех войско. Султан Баязид во главе большой армии с лёгкостью разбил своего сына в августе 1511 года. Потерпевший поражение Селим бежал в Крым – к своему сыну Сулейману и тестю, крымскому хану Менгли I Гирею, который оказал зятю всяческую помощь и поддержку. Поймать каким-то образом беглеца в Крыму, где он находится под защитой отборного войска отца одной из своих султанш, султан Баязид не имел никакой возможности. Да и санджак-бей Сулейман мог сколько угодно имитировать поиск мятежника перед своим дедом-султаном.

Тем временем старший сын османского правителя, Ахмет, которому отец поручил подавление восстания Шахкулу в Анатолии, получив в своё распоряжение большие воинские силы, пока Баязид II разбирался с Селимом, объявил себя султаном Анатолии, и начал воевать против одного из своих племянников (отец которого был уже мёртв). Он захватил город Конью и, хотя султан Баязид потребовал от него вернуться в свой санджак, Ахмет настоял на управлении этим городом. Он даже предпринял попытку захватить столицу, однако безуспешно, так как янычары отказали ему в помощи, решительно поддержав крымского беглеца Селима.

В конечном итоге, лишившись поддержки янычар, и в связи с какими-то сложными религиозными мотивами, Баязид II отрёкся от престола 25-го апреля 1512 года в пользу отца Сулеймана.

Став султаном, Селим I первым делом приказал казнить всех своих родственников-мужчин, имеющих право на трон Османов. Через месяц он приказал отравить своего отца. Ненавистный старший брат Селима, Ахмет, продолжал контролировать часть Анатолии в первые несколько месяцев его правления. В конце концов, войска Селима и Ахмета встретились в битве при Енишехире около Бурсы 24-го апреля 1513 года – в годовщину отречения от престола их отца, султана Баязида. Армия Ахмета была разбита, сам он попал в плен и вскоре был казнён.

Второй брат-соперник Селима, Шехзаде Коркут, не принимал никакого участия в этих распрях, вполне довольствуясь своим положением санджак-бея Манисы. Он без колебаний признал власть Селима, когда тот стал султаном. Однако, недоверчивый Селим I решил проверить его верность, послав ему поддельные письма от лица некоторых государственных мужей империи, в которых Коркута призывали принять участие в восстании против Селима. Узнав о положительном ответе брата, Селим приказал его казнить, что и было исполнено.

Всё то время, пока Селим II решал, безусловно, важнейшие для него вопросы не просто престолонаследия, но элементарного выживания, разумеется, ему было не до Сулеймана. Руководство воспитанием его сына полностью взяла на себя мать шехзаде, Айше Хафса-султан – женщина умная, смелая и самостоятельная. То обстоятельство, что крымские ханши у себя на родине всегда пользовались гораздо бОльшей свободой, чем турецкие султанши у себя дома, привело к тому, что Айше Хафсу многие современники считали нарушительницей традиционных османских устоев. Именно она, а совсем не её невестка Роксолана, первой нарушила незыблемое правило главного гарема Турции “одна наложница – один шехзаде”. Евнухи не допускали на хальвет (дословно – “полное уединение мужчины и женщины в закрытом пространстве без всяких помех”) к султану женщин, уже родивших ему сына (если только сам повелитель не вызывал к себе какую-то из них). Такой принцип, надо признать, делал практически равными шансы на трон Османов всех шехзаде после смерти их общего отца. И не давал возможности какой-то одной одалиске значительно усилить свои позиции в гареме (а сделать это можно было, исключительно рожая мальчиков). Так вот – именно Айше Хафса-султан родила Селиму I девять детей (Роксолана и тут ей уступила, родив “всего” шестерых), из них – четверо сыновей и пять дочерей. Кроме пяти полнородных (от общих родителей), у Сулеймана было ещё пять единокровных сестёр от разных наложниц его отца. Младшие братья Сулеймана – Орхан, Муса и Коркут умерли в раннем детстве. До взрослого возраста из всех сыновей Султана Селима дожил только старший сын крымской ханбики, что, разумеется, позже очень облегчило ему путь к престолу.

Значимость для Селима I его наложницы Айше Хафсы-Султан, матери его единственного шехзаде, после того, как, потерпев поражение от своего отца Султана Баязида II, он бежал к её отцу в Крым, невозможно переоценить. Хафса-султан стала связующим и объединяющим звеном между тремя самыми близкими для неё мужчинами – сыном Сулейманом, санджак-беем Крыма (которому, разумеется, подчинялись османские войска на полуострове), отцом, крымским ханом Менгли I Гиреем, в подчинении которого находилось немалое местное войско (набеги крымских татар на Украину, Литву и Польшу держали в страхе всю Восточную Европу), и мужем (за неимением другого определения), наследником Османской империи Селимом.

Вряд ли это оценил султан Селим – человек очень жестокий и грубый даже по меркам своего времени, но на юного Сулеймана, который в 17 лет оказался в самом эпицентре династического кризиса огромного государства, это обстоятельство, безусловно, произвело неизгладимое впечатление. И, очевидно, именно это заставило его увидеть в женщине, которую в те времена и за человека не считали, личность.

После восшествия Селима I на престол в апреле 1512 года он отправил Сулеймана наместником в “престолонаследный” санджак Сарухан со столицей в Манисе. Расстояние от Манисы до Стамбула по прямой – 297 км. Поэтому неудивительно, что османские султаны отправляли в неё санджак-беями тех своих сыновей, которым хотели оставить власть над Блистательной Портой после своей смерти. Айше Хафса-султан поехала в Сурухан вместе с сыном, а в 1520 году, после смерти Султана Селима I , сопровождала его в Стамбул, где он стал Султаном Сулейманом I. С 1520 года до своей смерти в 1534 году руководила главным гаремом империи. Стала первой матерью правящего турецкого падишаха, носившей титул валиде-султан.

За восемь лет, в течение которых её сын правил Саруханом в Манисе, Айше Хафса-султан сделала очень много для процветания этого края. За свой счёт она построила в Манисе мечети, школы и больницы. До наших дней сохранилось здание основанного ею благотворительного центра для помощи душевнобольным.

День смерти матери султана Сулеймана – 19 марта 1534 года – до сих отмечается в Турции как день памяти одной из самых почитаемых в стране женщин.

Если в самом начале султаната Селима I в Блистательной Порте оставалось только два носителя священной крови Османов по мужской линии – он сам и его единственный сын Сулейман (остальных он сам уничтожил), то Сулейман после смерти отца прибыл в Стамбул из Манисы уже с тремя (по другим данным – пятью) своими сыновьями от трёх наложниц (всего у него в гареме их было тогда семнадцать), старшему из которых исполнилось 7-8 лет, в том числе и 5-летним тогда Мустафой. А в Стамбуле его ждал трон величайшей державы того времени – исламской империи Османов, которую он ещё больше расширил и укрепил военными походами во время своего правления. И Роксолана.

Нурбану Султан

Полноправной основательницей женского султаната можно считать Нурбану Султан (представительница знатной венецианской семьи), жену султана Селима II (1566-1574) и мать (то есть валиде-султан) султана Мурада III.

Характерно, что относить начало периода особого женского влияния к царствованию Селима II нельзя – при нём Нурбану была просто женой султана, пусть и главной. Усилилось её влияние после воцарения её сына Мурада III, который хоть и взошёл на престол в возрасте 28 лет, однако к управлению страной не проявлял интереса, проводя время в развлечениях и наслаждениях в гареме. Нурбану Султан можно в целом назвать теневым управляющим империи вплоть до её смерти в 1583 году.

Сафийе Султан

После Нурбану Султан роль «опекунши» при Мураде III взяла на себя его главная наложница, так и не получившая статус официальной жены Сафийе Султан. Она также была венецианкой, более того, происходившей из той же семьи, что и свекровь. Она не мешала султану проводить время в развлечениях, во многом решая за него государственные дела. Её влияние ещё более усилилось после смерти супруга в 1595 году и восхождения на трон сына, Мехмеда III.

Новый султан сразу же казнил 19 своих братьев и даже всех беременных наложниц своего отца и в дальнейшем показал себя как кровавый и некомпетентный правитель. Однако Сафийе Султан при нём была весьма близка к тому, чтобы быть реальной правительницей. Она умерла в 1604 году, Мехмед III пережил её на пару месяцев.

Кёсем Султан

Затем на некоторое время в женском султанате наступил перерыв и женщины утратили своё влияние – но лишь для того, чтобы им на смену пришла настоящая «султанша», Кёсем Султан, жена султана Ахмеда I (1603-1617). При муже, правда, Кёсем не имела никакого влияния. Она получила его уже в статусе валиде-султан, когда в 1523 году в возрасте 11 лет правителем стал её сын Мурад IV. В 1540 году он умер и ему на смену пришёл брат, другой сын Кёсем, Ибрагим I, вошедший в историю под прозвищем Безумный.

При своих сыновьях Кёсем Султан была почти что полноправной правительницей Порты. После убийства Ибрагима I в 1648 году ему наследовал его сын Мехмед IV. Первоначально Кёсем сохраняла хорошие отношения с внуком, однако быстро разругалась с ним и в 1651 году была убита.

Турхан Султан

Смерть Кёсем Султан часто относят на счёт последней представительницы женского султаната, жены Ибрагима I и матери Мехмеда IV, известную как Турхан Султан. По происхождению она была украинкой, её звали Надежда и в детстве была похищена крымскими татарами. В 12-летнем возрасте она стала наложницей Ибрагима, её ему подарила сама Кёсем Султан. В 15 лет Турхан уже родила наследника, будущего Мехмеда IV. После прихода сына к власти теперь уже Турхан получила титул валиде-султан и не желала мириться с амбициозной свекровью, которую, по предположениям, и устранила.

Мехмед IV был не очень внимателен к государственным обязанностям, предпочитая основное своё время проводить в охотах и спортивных состязаниях на свежем воздухе. В период с 1648 по 1656 годы именно Турхан Султан была регентом при малолетнем сыне. Однако когда ему исполнилось 14 лет, валиде-султан назначила великим визирем Мехмеда Кёпрюлю, ставшего основателем династии великих визирей, сосредоточивших в своих руках реальную власть на почти что 60 лет. Тем самым эпоха женского султаната закончилась, а Турхан Султан скончалась летом 1683 года, за два месяца до рокового поражения Османской империи в битве под Веной.

Александр Бабицкий

Любой голливудский сценарий меркнет в сравнении с жизненной дорогой Роксоланы,ставшей самой влиятельной женщиной в истории великой империи. Её полномочия, вопреки турецким законам и исламским канонам, могли сравниться лишь с возможностями самого султана. Роксолана стала не просто женой, она была соправительницей; к её мнению не прислушивались- оно единственное было правильно, законно.
Анастасия Гавриловна Лисовская (родилась ок. 1506 г. - ум. ок. 1562 г.) была дочерью священника Гаврилы Лисовского из Рогатина — небольшого городка на Западной Украине, расположенного юго-западнее Тернополя. В XVI веке эта территория принадлежала Речи Посполитой и постоянно подвергалась опустошительным набегам крымских татар. Во время одного из них летом 1522 года юная дочь священнослужителя попалась отряду людоловов. Легенда гласит, что несчастье произошло как раз накануне свадьбы Анастасии.
Сначала пленница попала в Крым — это обычный путь всех невольниц. Ценный «живой товар» татары не гнали пешком через степь, а под бдительной охраной везли на лошадях, даже не связывая руки, чтобы не попортить веревками нежную девичью кожу. В большинстве источников написано,что пораженные красотой полонянки крымчаки решили отправить девушку в Стамбул, надеясь выгодно продать ее на одном из самых больших невольничьих рынков мусульманского Востока.

«Giovane, ma non bella» («молода, но некрасива»), - рассказывали о ней венецианские вельможи в 1526 году, однако «грациозна и невысока ростом». Никто из современников, вопреки легенде,не называл Роксолану красавицей.
В столицу султанов пленницу отправили на большой фелюке, и продавать ее повез сам хозяин — его имя история не сохранила.В первый же день, когда ордынец вывел пленницу на рынок, она случайно попалась на глаза оказавшемуся там всесильному визирю молодого султана Сулеймана I, благородному Рустем-паше.Опять таки,легенда гласит,что турка поразила ослепительная красота девушки, и он решил купить ее, чтобы сделать подарок султану.
Как видно из потретов и подтвеждений современников, красота тут явно не причем,- я могу назвать это стечение обстоятельств только одним словом-Судьба.
В эту эпоху султаном был Сулейман I Великолепный (Пышный), правивший с 1520 по 1566 гг, считающийся величайшим султаном из династии Османов. За годы его властвования империя достигла апогея своего развития, включив в свой состав всю Сербию с Белградом, большую часть Венгрии, остров Родос, значительные территории в Северной Африке до границ Марокко и на Ближнем Востоке. Прозвище Великолепный дала султану Европа, тогда как в мусульманском мире его чаще называют Кануни, что в переводе с турецкого означает Законодатель. «Такое величие и благородство»,- писалось о Сулеймане в докладе венецианского посла XVI века Марини Сануто — «украшало ещё и то обстоятельство, что он, в отличии от отца и многих других султанов, не имел склонности к педерастии». Честный правитель и бескомпромиссный борец со взяточничеством, поощрял развитие искусств и философии, а также считался умелым поэтом и кузнецом - мало кто из европейских монархов мог составить конкуренцию Сулейману I.
По законам веры падишах мог иметь четырех законных жен. Дети первой из них становились наследниками престола. Вернее, наследовал трон один первенец, а остальных часто ждала печальная судьба: все возможные претенденты на верховную власть подлежали уничтожению.
Кроме жен, повелитель правоверных имел любое число наложниц, которое пожелает его душа и потребует плоть. В разное время при разных султанах в гареме жило от нескольких сотен до тысячи и более женщин, каждая из которых непременно была удивительной красавицей. Кроме женщин в гареме состоял целый штат евнухов-кастратов, служанок разного возраста, костоправок, повитух, массажисток, врачей и тому подобных. Но никто, кроме самого падишаха, не мог посягнуть на принадлежащих ему красавиц. Руководил всем этим сложным и беспокойным хозяйством «начальник девушек» - евнух кызлярагассы.
Впрочем, одной удивительной красоты было мало: предназначенных для гарема падишаха девушек в обязательном порядке обучали музыке, танцам, мусульманской поэзии и, конечно, искусству любви. Естественно, курс любовных наук являлся теоретическим, а практику преподавали опытные старухи и женщины, искушенные во всех тонкостях секса.
Теперь вернусь к Роксолане,итак, Рустем-паша решил купить славянскую красавицу. Но ее хозяин-крымчак отказался продавать Анастасию и преподнес ее в дар всесильному царедворцу, справедливо рассчитывая получить за это не только дорогой ответный подарок, как принято на Востоке, но и немалые выгоды.
Рустем-паша приказал всесторонне подготовить ее в подарок султану, в свою очередь рассчитывая добиться этим еще большего его благорасположения. Падишах был молод, он взошел на престол только в 1520 году и очень ценил женскую красоту, причем не просто как созерцатель.
В гареме Анастасия получает имя Хуррем (смеющаяся).И для султана она всегда оставалась только Хуррем. Роксолана,имя под которым она вошла в историю, всего лишь название сарматских племен во II-IV веках нашей эры, кочевавших в степях между Днепром и Доном,в переводе с латыни означает «русская». Роксолану часто и при жизни, и после смерти будут звать не иначе как «русинкой» - уроженкой Руси или Roxolanii, как раньше называли Украину.

Тайна рождения любви между султаном и пятнадцатилетней безвестной пленницей так и останется неразгаданной. Ведь в гареме существовала строгая иерархия, нарушившего которую ждало жестокое наказание. Часто - смерть. Девушки новобранцы - аджеми, ступень за ступенью ставали сначала джарие, потом шагирд, гедикли и уста. Никто, кроме уста не имел право быть в султанских покоях. Только мать правящего султана, валиде-султан, имела абсолютную власть внутри гарема,и решала, кому и когда из уста делить ложе с султаном. Как удалось Роксолане почти сразу занять султанскую обитель навсегда останется загадкой.
Существует легенда о том, как Хуррем попала на глаза султану. Когда султану представляли новых рабынь (более красивых и дорогих, чем она) в круг танцующих одалисок вдруг влетела маленькая фигурка и, оттолкнув «солистку», рассмеялась. А потом запела свою песню. Гарем жил по жестоким законам. И евнухи ждали только одного знака — что приготовить для девчонки-одежду для спальни султана или шнурок, которым удавливали рабынь. Султан был заинтригован и удивлен. И в тот же вечер Хуррем получила платок султана - знак того, что вечером он ожидает ее в своей спальне. Заинтересовав султана своей молчаливостью, она попросила только одного — права посещать султанскую библиотеку. Султан был шокирован, но разрешил. Когда через некоторое время он вернулся из военного похода, Хуррем владела уже несколькими языками. Она посвящала своему султану стихи и даже писала книги. Это было невиданно по тем временам, и вместо уважения вызывало страх. Ее ученость плюс то, что султан проводил все свои ночи с ней, создали Хуррем устойчивую славу ведьмы. О Роксолане говорили, что она заколдовала султана с помощью нечистой силы. И в самом деле он был околдован.
«Наконец соединимся душою, мыслями, воображением, волей, сердцем, всем, что я бросил своего в тебе и взял с собой твоего, о моя единственная любовь!», - писал султан в письме к Роксолане. «Господин мой, твоё отсутствие распалило во мне огонь, который не гаснет. Пожалейте эту страдальческую душу и поспешите своё письмо, чтобы я могла найти в нём хоть малое утешение», -отвечала Хуррем.
Роксолана жадно вбирала в себя все, чему ее учили во дворце, брала все, что давала ей жизнь. Историки свидетельствуют, что через некоторое время она действительно овладела турецким, арабским и персидским языками, научилась в совершенстве танцевать, декламировать современников, а еще играть по правилам чужой, жестокой страны, в которой она жила. Следуя правилам своей новой родины, Роксолана приняла ислам.
Ее главный козырь был в том, что Рустем-паша, благодаря которому она попала во дворец падишаха, получил ее в подарок, а не купил. В свою очередь он не продал ее кызлярагассы, пополнявшему гарем, а подарил Сулейману. Значит, Роксалана осталась свободной женщиной и могла претендовать на роль жены падишаха. По законам Османской империи рабыня никогда, ни при каких обстоятельствах не могла стать женой повелителя правоверных.
Через несколько лет Сулейман вступает с ней в официальный брак по мусульманскому обряду, возводит её в ранг баш-кадыны - главной (а фактически — eдинственной) жены и обращается к ней «Хасеки», что означает «милая сердцу».
Невероятное положение Роксоланы при султанском дворе изумляли и Азию, и Европу. Её образованность заставляла преклоняться учёных, она принимала иностранных послов, отвечала на послания иноземных государей, влиятельных вельмож и художников.Она не только смирилась с новой верой, но и обрела славу ревностной правоверной мусульманки, чем заслужила немалое уважение при дворе.
Однажды флорентийцы поместили парадный портрет Хюррем, для которого она позировала венецианскому художнику, в картинной галерее. То был единственный женский портрет среди изображений крючконосых бородатых султанов в огромных тюрбанах. «Ещё не было в оттаманском дворце другой женщины, которая бы имела такую власть» - венецианский посол Наваджеро, 1533 год.
Лисовская рожает султану четырех сыновей (Магомета, Баязета, Селима, Джехангира) и дочь Хамерие.Но наследником престола по-прежнему официально считался Мустафа — старший сын первой жены падишаха,черкешенки Гульбехар. Она и ее дети стали смертельными врагами властолюбивой и коварной Роксаланы.

Лисовская прекрасно понимала: пока ее сын не станет наследником престола или не сядет на трон падишахов, ее собственное положение постоянно находится под угрозой. В любой момент Сулейман мог увлечься новой красивой наложницей и сделать ее законной супругой, а какую-нибудь из старых жен приказать казнить: в гареме неугодную жену или наложницу живьем сажали в кожаный мешок, кидали туда же разъяренную кошку и ядовитую змею, завязывали мешок и по специальному каменному желобу спускали его с привязанным камнем в воды Босфора. Провинившиеся считали за счастье, если их просто быстро удавят шелковым шнурком.
Поэтому Роксалана очень долго готовилась и начала активно и жестоко действовать лишь по прошествии почти пятнадцати лет!
Ее дочери исполнилось двенадцать лет, и она решила выдать ее замуж за… Рустем-пашу, которому уже перевалило за пятьдесят. Зато он был в большом фаворе при дворе, близок к трону падишаха и, самое главное, являлся кем-то вроде наставника и «крестного отца» наследника престола Мустафы — сына черкешенки Гульбехар, первой жены Сулеймана.
Дочь Роксаланы выросла похожей лицом и точеной фигурой на красавицу-мать, и Рустем-паша с большим удовольствием породнился с султаном — это очень высокая честь для придворного. Женщинам не возбранялось видеться, и султанша ловко выведывала у дочери обо всем, что творилось в доме Рустем-паши, буквально по крупицам собирая нужные ей сведения. Наконец, Лисовская решила, что пора нанести смертельный удар!
Во время свидания с мужем Роксалана по секрету сообщила повелителю правоверных о «страшном заговоре». Милостивый Аллах сподобил ее вовремя узнать о тайных планах заговорщиков и позволил предупредить обожаемого супруга о грозящей ему опасности: Рустем-паша и сыновья Гульбехар задумали лишить падишаха жизни и завладеть троном, посадив на него Мустафу!
Интриганка хорошо знала, куда и как ударить — мифический «заговор» был вполне правдоподобен: на Востоке времен султанов кровавые дворцовые перевороты являлись самым обычным делом. К тому же Роксалана приводила как неопровержимый довод подлинные слова Рустем-паши, Мустафы и других «заговорщиков», которые слышала дочь Анастасии и султана. Поэтому зерна зла упали на благодатную почву!
Рустема-пашу немедленно взяли под стражу, и началось следствие: пашу страшно пытали. Возможно, он оговорил себя и других под пыткой. Но даже если он молчал, это только утвердило падишаха в действительном существовании «заговора». После пыток Рустема-пашу обезглавили.
Отсавались только Мустафа и его братья — они были препятствием на пути к трону первенца Роксаланы, рыжего Селима, и уже поэтому просто обязаны были умереть! Постоянно подстрекаемый женой, Сулейман согласился и отдал приказ умертвить своих детей! Пророк запретил проливать кровь падишахов и их наследников, поэтому Мустафу и его братьев удавили зеленым шелковым витым шнурком. Гульбехар сошла с ума от горя и вскоре скончалась.
Жестокость и несправедливость сына поразили валидэ Хамсе — мать падишаха Сулеймана, происходившую из рода крымских ханов Гиреев. При встрече она высказала сыну все, что думает о «заговоре», казни и любимой жене сына Роксалане. Нет ничего удивительного, что после этого валидэ Хамсе, мать султана, прожила меньше месяца: Восток знает толк в ядах!
Султанша пошла еще дальше: она повелела отыскать в гареме и по всей стране других сыновей Сулеймана, которых родили жены и наложницы, и всех их лишить жизни! Как оказалось, сыновей у султана нашлось около сорока человек — всех их, кого тайно, кого явно, убили по приказу Лисовской.
Таким образом, за сорок лет брака Роксолане удалось практически невозможное. Она была провозглашена первой женой, а ее сын Селим стал наследником. Но на этом жертвы не прекратились. Были задушены два младших сына Роксоланы. Некоторые источники обвиняют ее в причастности к этим убийствам - якобы это было сделано для того, чтобы упрочить положение ее любимого сына Селима. Однако достоверных данных об этой трагедии так и не было найдено.
Ей уже не удалось увидеть, как ее сын взошел на трон, став султаном Селимом II. Он процарствовал после смерти отца всего восемь лет — с 1566 по 1574 год — и, хотя Коран запрещает пить вино, был жутким алкоголиком! Его сердце однажды просто не выдержало постоянных чрезмерных возлияний, а в памяти народа он так и остался, как султан Селим-пьяница!
Никто уже никогда не узнает, какими были истинные чувства знаменитой Роксоланы. Каково оказаться молодой девочке в рабстве, в чужой стране, с навязанной чужой верой. Не только не сломиться,но и вырасти во владычицу империи, обрести славу во всей Азии и Европе. Стараясь стереть из памяти позор и унижение, Роксолана приказала скрыть невольничий рынок и поставить на его месте мечеть, медресе и богадельню. Та мечеть и больница в здании богадельни до сих пор носят имя Хасеки, так же как и прилегающий к ним район города.
Её имя, окутанное мифами и легендами, воспетое современниками и обличённое чёрной славой, навеки осталось в истории. Настасия Лисовская, чья судьба могла бы быть похожей на сотни тысяч таких же Настей, Христин, Олесь, Марий. Но жизнь распорядилась иначе. Никто не знает, сколько горя, слёз и несчастий перенесла Настасья на пути к Роксолане. Однако для мусульманского мира она так и останется Хюррем - СМЕЮЩАЯСЯ.
Роксолана умерла то ли в 1558, то ли в 1561 году. Сулейман I - в 1566 году. Он успел достроить мечеть величественную Сулейманийе - один из наибольших архитектурных памятников Османской империи,- возле которой покоится прах Роксоланы в восьмигранной каменной усыпальнице, рядом с тоже восьмигранной гробницей султана. Больше четырёхсот лет стоит эта усыпальница. Внутри под высоким куполом Сулейман велел высечь алебастровые розеты и украсить каждую из них бесценным изумрудом, любимым самоцветом Роксоланы.
Когда умер Сулейман, его гробницу тоже украсили изумрудами, забыв, что его любимым камнем был рубин.

С момента создания Османской империи государством беспрерывно правили потомков Османа по мужской линии. Но несмотря на плодовитость династии, были и такие, кто окончил свою жизнь бездетными.

Основатель династии Осман Гази (правил 1299-1326гг.) был отцом 7 сыновей и 1 дочери.

Вторым правителем был сын Османа Орхан Гази (пр.1326-59гг) имел 5 сыновей и 1 дочь.

Не обделил бог потомством и Мурада 1 Хюдавендигюра (сын Орхана, пр.1359-89гг.) — 4 сына и 2 дочери.

Знаменитый Баязид Молниеносный (сын Мурада 1, пр.1389-1402гг.) был отцом 7 сыновей и 1 дочери.

Сын Баязида Мехмет 1 (1413-21гг.) оставил после себя 5 сыновей и 2 дочери.

Мурад 2 Большой (сын Мехмета1, пр.1421-51гг.) — 6 сыновей и 2 дочери.

Покоритель Константинополя Фатих Мехмет 2 (прав.1451-1481гг.) был отцом 4 сыновей и 1 дочери.

Баязид 2 (сын Мехмета2, пр.1481-1512гг.) — 8 сыновей и 5 дочерей.

Первый Халиф из династии Османов Явуз Султан Селим-Селим Грозный (пр.1512-20гг.) имел всего лишь одного сына и 4 дочери.

2.

Знаменитый Сулейман Великолепный (Законодатель), муж не менее знаменитой Роксолаы(Хюррем Султан, 4 сына, 1дочь), был отцом 8 сыновей и 2 дочерей от 4-х жен. Он правил так долго (1520-1566 гг.), что пережил почти всех своих детей. Старший сын Мустафа (Махидерван) и 4-й сын Баязид (Роксолана) были удушены по приказу Сулеймана 1 по обвинению в заговоре против отца.

Третий сын Сулеймана и второй сын Роксоланы Селим 2 (Рыжий Селим или Селим Пьяница, пр.1566-1574 гг.) от 2-х жен имел 8 сыновей и 2 дочери. Несмотря на свою любовь к вину, смог расширить свои владения с 14.892.000 км2 до 15.162.000 км2.

А теперь поприветствуем рекордсмена — Мурада 3 (пр.1574-1595гг.). Имел одну официальную жену Сафие Султан (София Баффо,дочь правителя Корфу, была похищена пиратами) и множество наложниц, от коих прижил 22 сыновей и 4 дочери (пишут,что на момент его смерти, наследник Мехмет 3 приказал задушить всех его беременных жен). Но несмотря на любовь к слабому полу, смог расширить свои владения до 24.534.242 км2.

Мехмет 3 (пр.1595-1603гг.) был рекордсменом по другой части -в ночь смерти отца приказал удушить всех своих братьев и сестер. По плодовитости намного уступил своему отцу-всего лишь 3 сына от 2-х жен

Старший сын Мехмета 3 Ахмет 1(пр.1603-1617 гг,умер от тифа в 27 лет) вступив на престол ввел новый династический закон,по которому правителем становился старший сын умершего правителя.

Мустафе1,севшиму на трон в силу малолетства сына Ахмета 1 (пр.1617-1623 гг, ум. 1639 г.),видимо пришлось заплатить за грехи своего отца -он был не только бездетным,но и через 6 лет после вошествия на трон начал впадать в безумие, и по фетве Шейх-уль-Ислама был смещен с трона.

Малоизвестные факты из жизни султанов…

Когда начинают говорить о Османских правителях,то у людей автоматически в голове появляется образ грозных, жестоких завоевателей, проводивших свое свободное время в гареме среди полунагих наложниц. Но все забывают, что они были простыми смертными людьми со своими недостатками и увлечениями…

ОСМАН 1.

Описывают,что когда он стоял,его опущенные руки достигали коленей,исходя из этого считали что у него были или очень длинные руки,или короткие ноги.Другой его отличительной чертой характера было то,что он никогда не одевал верхнюю одежду повторно.И не потому что был пижоном,он просто любил дарить свою одежду простолюдинам. Если кто-то долго смотрел на его кафтан,он снимал его и дарил этому человеку. Осман очень любил перед трапезой послушать музыку, был хорошим борцом и искусно владел оружием. У турков был очень интересный старый обычай — раз в году рядовые члены племени уносили из дома вождя все что им в этом доме приглянется. Осман с женой выходил из дома с пустыми руками и открывал двери для своих сородичей.

ОРХАН.

Правление Орхана длилось 36 лет.Он владел 100-ней крепостей, и все свое время проводил объезжая их. Ни в одной из них он не оставался больше одного месяца. Был большим поклонником Мевланы-Джелаледдина Руми.

МУРАД 1.

В европейских источниках блестящий правитель неутомимый охотник очень галантный рыцарь и являл собою символом честности. Был первым османским правителем,создавший частную библиотеку.Был убит в битве на Косовом поле.

БАЕЗИТ 1.

За умение быстро преодолевать большие расстояния вместе со своим войском,и появляться перед врагом в самый неожиданный момент получил прозвище Молниеносный. Очень любил охоту и был заядлым охотником, часто участвовал в состязаниях по борьбе. Историки также отмечают его мастерское владение оружием и верховой ездой. Он был одним из первых правителей сочинявшим стихи. Был первым, кто осадил Константинополь, и не раз. Умер в плену у Тимура.

МЕХМЕТ ЧЕЛЕБИ.

Считается возродителем османского государства в результате победы над тимурилами. Когда был при нем,его прозвали борец Мхемет. Во время своего правления ввел обычай каждый год отправлять в Мекку и Медину дары, который не был отменен даже в самые трудные времена вплоть до первой мировой войны. Каждую пятницу вечером готовил еду на свои личные деньги и раздавал неимущим. Как и отец любил охоту. Во время охоты на вепря упал с лошади и сломал тазобедренную кость, отчего вскоре и умер.

А расскажите, как вообще так случилось, что есть портреты, ведь ислам запрещает изображения человека.
Нашли итальянских неверных для увековечивания себя, великих?

    • Матери падишахов
      Мурат 1,3-й правитель Османской империи,был сыном Орхана и византийки Холофиры, (Нилюфер Хатун).

Баезид 1 Молниеносный, 4-й правитель правил с 1389-го года по 1403. Отцом его был Мурат 1, а мать болгарка Мария,по принятия ислама Гюльчичек Хатун.


    • Мехмет 1 Челеби,5-й султан. Его матерью тоже была болгарка, Ольга Хатун.

      1382-1421 г.г.

      Мурат 2 (1404-1451) родился от брака Мехмета Челеби и дочери првителя бейлика Дулкадироглу Эмине Хатун. По некоторым неподтвержденным источникам его матерью была Вероника.

      Мехмет 2 Завоеватель (1432-1481)

      Сын Мурата 2 и Хюма Хатун, дочери бея из рода Джандароглу. Счталось, что его матерью была сербка Деспина.

      Баезид 2, тоже не был исключением — его мать тоже была христианкой Корнелией (албанка, сербка или француженка). После принятия ислама имя ее Гюльбахар Хатун. Отцом был Фатих Султан Мехмет 2.

      СЕЛИМ 1.(1470-1520)

      Селим 1 или же Явуз Султан Селим, покоритель Египта, Багдада, Дамаска и Мекки, 9-й падишах Османского государства и 74-й Халиф был рожден от Баезида 2-го и дочери влиятельного бея в западной Анатолии из рода Дулкадироглу Гюльбахар Хатун.

      СУЛЕМАН 1 (1495-1566).

      Сулейман Кануни родился 27 апреля 1495 года. Он стал султаном, когда ему было 25 лет. Бескомпромиссный борец со взяточничеством, Сулейман завоевал расположение народа добрыми делами, строил школы. Сулейман Кануни покровительствовал поэтам, художникам, архитекторам, сам писал стихи, считался умелым кузнецом.

      Сулейман не был так кровожаден, как его отец – Селим I, но он не менее отца любил завоевания. К тому же ни родство, ни заслуги не спасали от его подозрительности и жестокости.

      Сулейман лично руководил 13 походами. Значительная часть богатства, полученного от военной добычи, дани и налогов, тратилась Сулейманом I на строительство дворцов, мечетей, караван-сараев, гробниц.

      Также при нем были составлены законы (канун-наме) об административном устройстве и положении отдельных провинций, о финансах и формах землевладения, повинностях населения и прикреплении крестьян к земле, о регламентации военно-ленной системы.

      Сулейман Кануни умер 6 сентября 1566 года во время очередного похода в Венгрию – при осаде крепости Сигетвар. Он был похоронен в мавзолее на кладбище мечети Сулеймание вместе со своей любимой женой Роксоланой.

      10-й Османский правитель и 75-й халиф мусульман Сулеман Великолепный, известный еще тем, что был мужем Роксоланы, родился от Селима 1 и польской еврейки Хельги, впоследствии Хавза Султан.

      Хавза Султан.

      СЕЛИМ 2. (1524-1574)

      Сын знаменитой Роксоланы (Хюррем Султан) Селим 2 взошел на трон после ее смерти. Настоящее имя ее было Александра Анастасия Лисовска, была любимой женой Сулеймана.

      МУРАТ 3 (1546-1595).

      Рожденный от Селима 2-го и еврейки Рашель (Нурбану Султан) Мурат 3, был их старшим сыном и наледником престола.

      МЕХМЕТ 3 (1566-1603).

      Взошел на престол в 1595 году и правил до самой своей смерти. Его мать тоже не была исключением, тоже была похищена и продана в гарем. Она была дочерью из богатой семьи Баффо (Венеция). Была взята в плен во время путешествия на корабле, когда ей было 12 лет. В гареме в Сесилию Баффо влюбился отец Мехмета 3-го и женился на ней, имя ее стало Сафие Султан.

        Вот и я за дружбу народов и конфессий. Сейчас 21 век и люди не должны различаться по расовому или конфессиональному принципу. Видим сколько у султанов было христианок? Кстати, у последнего султана, если не ошибаюсь, бабушка была армянка. У русских царей родители тоже немцы, датчане и англичане.

        Сын Мурата 2 и Хюма Хатун, дочери бея из рода Джандароглу. Счталось что его матерью была сербка Деспина —
        А я читала, что матерью Мехмета Второго была армянская наложница.

      Дворцовые интриги жен падишахов

      Хюрем-султан (Роксолана 1500-1558): благодаря своей красоте и уму ей не только удалось привлечь внимание Сулеймана Великолепного, но и стать его любимой женщиной. Ее борьба с первой женой Сулеймана, Махидерван, была самой знаменитой интригой того времени, такая борьба шла не на жизнь, а на смерть. Роксолана обошла ее по всем статьям и наконец стала его официальной женой. По мере усиления ее влияния на правителя, усилилось ее влияние и в государственных делах. Вскоре ей удалось сместить и везири-и азама (премьер-министра) Ибрагим-пашу, бывшего женатым на сестре Сулеймана. За супружескую измену он был казнен. Следущего везир-и азама Рустема-пашу она женила на своей дочери и с помощью которого ей удалось опорочить, путем подмены писем, обвинить во враждебных связях с главными врагами иранцами старшего сына Сулеймана Шахзаде Мустафу. За ум и большие способности Мустафу прочили следующим падишахом, но по приказу отца его задушили во время похода на Иран.

      Со временем во время совещаний находясь в тайном отделении Хюрем Султан слушала и делилась после совета своим мнением с мужем. Из стихов, посвященных Сулейманом Роксолане, становится очевидным что любовь его к ней была для него дороже всего на свете.

      Нурбану Султан(1525-1587):

      В возрасте 10 лет была похищена корсарами и продана на знаменитом рынке Пера в Истамбуле торговцам невольниками.Торговцы отметив ее красоту и ум отправили ее в гарем,где она сумела привлечь внимание Хюрем Султан,которая и отправила на воспитание в г.Манису.Оттуда она вернулась настоящей красавицей и сумела покорить сердце сына Хюррем Султан Селима 2,который вскоре женился на ней. Стихи, написанные Селимом в ее честь, вошли как прекрасные образцы лирики. Селим был младшим сыном,но в результате смерти всех своих братьев становиться единственным наследником трона, на который он и взошел. Нурбану стала единственной хозяйкой его сердца и соответственно гарема. В жизни Селима были и другие женщины, но ни одна из них не смогла завоевать его сердце так как Нурбану. После смерти Селима (1574) падишахом стал ее сын Мурат 3, она становится Валиде Султан (корлевой-матерью) и долгое время держала нити правления в своих руках, несмотря на то, что на этот раз ее соперником была жена Мурата 3 Сафие Султан.

      Сафие Султан

      Жизнь полная интриг стала темой для многих романов после ее смерти. Так же как и Нурбану Султан она была похищена корсарами и продана в гарем, где ее купила за большие деньги Нурбану Султан для своего сына Мурата 3.

      Горячая любовь сына к ней поколебала влияние матери на сына. Тогда Нурбану Султан начинает вводить в жизнь сына других женщин, но любовь к Сафие Султан была непоколебима. Вскоре после смерти свекрови фактически правила государством.

      Косем Султан.

      Мать Мурада 4 (1612-1640) Косем Султан стала вдовой, когда он был еще маленький. В 1623 в возрасте 11 лет его возводят на трон и Косем Султан становится регентшей при нем. Фактически правила государством.

      По мере взросления сына, она отошла в тень, но продолжала влиять на своего сына до самой его смерти. На трон был возведен другой ее сын — Ибрагим (1615-1648). Начало его правления было началом борьбы Косем Султан с его женой Турхан Султан. Обе эти женщины стремились к установлению своего влияния в государственных делах, но со временем эта борьба стала настолько явной, что это послужило образованию противоборствующих группировок.

      В результате этой долгой борьбы Косем Султан нашли в своей комнате задушенной, а ее сторонники были казнены.

      Турхан Султан (Надежда)

      Была похищена в степях Украины и подарена в гарем. Вскоре стала женой Ибрагима, после смерти которого на трон был посажен ее малолетний сын Менмет 4. Хоть она и стала регентшей, ее свекровь Косем Султан не собиралась выпускать нити правления из своих рук. Но вскоре она была найдена удушенной в своей комнате, а ее сторонники на следующий день были казнены. Регенство Турхан Султан продолжалось 34 года и это было рекордом в истории Османской империи.

        • роксолана с помощью своего зятя оклеветала его перед его отцом, были составлены письма, якобы написанные Мустафой иранскому шаху, где он просит последнего помочь захватить престол. Все это происходит на фоне острой борьбы между турками румелии (османами) и турками Ирана за обладние вост. Анатолией, Ираком и Сирией. Сулейман приказал задушить Мустафу.

          Могла ли Мара спасти Крнстантинополь? 15-й век был ознаменован неослабеваемым натиском Османов на Византию. К этому времени от Византии по сути остался только Константинополь. Как высказался однажды султан Мехмет 2, «Или я возьму Константинополь, или он меня.»

Титенко Юлия

Класс 7 «А», МБОУ «Лицей», РФ, г. Дальнереченск

Ольга Яковлевна Барабаш

научный руководитель, педагог высшей категории, учитель истории, МБОУ «Лицей», РФ, г. Дальнереченск

Османская или Оттоманская империя была образована в 1299 году, когда человек, вошедший в историю как первый султан Османской империи под именем Осман I Гази, объявил независимость своей небольшой страны от сельджуков и принял титул султана (хотя в ряде источников отмечается, что официально такой титул впервые стал носить только его внук - Мурад I). Рассветом империи османов считается правление султана Сулеймана I Великолепного (1521-1566 гг.).

В XVI-XVII вв. Османская империя была одной из самых могущественных стран мира. Её территория к 1566 году простиралась от Будапешта (Венгрия) на севере и Багдада (Персия) на востоке до Алжира на западе и Мекки на юге. С XVII века влияние Османской империи в регионе начало постепенно утрачиваться. Окончательно она распалась после поражения в Первой мировой войне. Правление османской династии длилось 623 года, с 1299 года по 1 ноября 1922 года, когда монархия была упразднена .

В отличие от европейских монархий, женщины в Османской империи (впрочем, как и в любом другом исламском государстве) не допускались к управлению страной. Но в истории этой страны выделяется период, именуемый Женским султанатом, когда женщины оказывали большое влияние на государственные дела. Этот термин впервые был предложен турецким историком Ахмет Рефик Алтынаем в 1916 году в книге с одноименным названием. Споры о том, какое влияние этот период оказал на великую Османскую империю, не утихают и в наше время. Нет единого мнения также и относительно того, что следует считать основной причиной этого несвойственного исламскому миру явления и кого считать его первой представительницей.

Некоторые историки полагают, что Женский султанат породил период окончания походов, на которых базировалась система завоевания необъятных просторов и получение огромной военной добычи. Другие, называют причиной возникновения Женского султаната борьбу за отмену закона Мехмеда II Фатиха «О престолонаследии», согласно которому все братья султана, после его вступления на престол, должны были быть казнены, независимо от их намерений, и называют основательницей Женского султаната Османской империи Хюррем Султан жену султана Сулеймана I, которая впервые в истории этого государства, в 1521 году стала носительницей титула «Хасеки Султан», что в буквальном переводе значит «самая любимая жена».

Хюррем Султан или Александра (Анастасия) Лисовская (известная в Европе как Роксолана) родилась в 1505 году в городе Рогатина, в Западной Украине. В 1520 году попала во дворец Топкапы в Стамбуле, где султан Сулейман I дал ей новое имя - Хюррем, что в переводе с арабского означает «радость приносящая». Титул «Хасеки Султан», дарованный ей её мужем султаном Сулейманом I, дал ей много власти, которая стала ещё прочнее после смерти Валиде Султан в 1534 году, когда Хюррем стала управлять гаремом. Образованнейшая женщина своего времени, знавшая несколько иностранных языков, Хюррем Хасеки Султан отвечала на письма иностранных правителей, влиятельных вельмож и художников, принимала иностранных послов. Фактически Хюррем была политическим советником своего мужа султана Сулеймана I, который провел значительную часть времени своего правления в походах .

Но, как уже отмечалось выше, не все исследователи склонны причислять Хюррем Султан к представительницам Женского султаната. Среди основных аргументов, отмечают тот факт, что для каждой его представительницы были характерны два момента: наличие титула «Валиде», и относительно небольшие сроки правления Султанов. Ни один из них к Хюррем как раз не относился, так как до возможности стать «Валиде» она не дожила 8 лет, а называть коротким срок правления Сулеймана I - просто абсурдно (Сулейман I правил 46 лет), как собственно и называть «упадком» его действия во время правления (если считать Женский Султанат следствием «упадка» империи).

В силу вышеуказанных причин, большая часть историков склонны считать представительницами Женского султаната Османской Империи четырёх женщин: Валиде Афифе Нурбану Султан (1525-1583) - венецианку Сесилию Веньер-Баффо; Валиде Сафие Султан (1550-1603) - венецианку Софию Баффо; Валиде Махпейкер Кёсем Султан (1589-1651) - предположительно гречанку Анастасию; Валиде Хатидже Турхан Султан (1627-1683) - украинку Надежду. Датой начала периода Женского султаната Османской империи, по их мнению, следует считать 1574 год, когда Нурбану Султан получила титул «Валиде», а датой его окончания 1687 год, когда на престол взошел султан Сулейман II, который получил верховную власть будучи уже в зрелом возрасте (через 4 года после смерти последней влиятельной Валиде в истории Османской империи Турхан Султан) .

Основными причинами усиления влияния женщин на государственные дела историки называют: любовь султанов к конкретным женщинам, влияние матерей на сыновей, недееспособность султанов ко времени вступления их на престол, интриги и коварство женщин, а также простое стечение обстоятельств. Ещё одним немаловажным фактором считают частую смену великих визирей, продолжительность пребывания на посту которых в начале XVII века составляла в среднем чуть больше года, что создавало ситуацию политической раздробленности и хаотичности в империи.

Что же касается оценок эпохи Женского султаната, то, как уже отмечалось выше, они очень неоднозначны. Действительно, бывшие когда-то рабынями и возвысившиеся до статуса Валиде женщины-регенты были зачастую не готовы вести политические дела. Выбирая претендентов и назначая их на важные государственные должности, они полагались на советы своих приближенных, часто основывая свой выбор не на способностях конкретных людей или их преданности династии, а на этнической лояльности .

С другой стороны, женское правление имело и свои положительные стороны. Оно позволило сохранить имевшийся монархический порядок, основывавшийся на принадлежности к одной династии всех султанов. Личные недостатки или некомпетентность султанов (таких как душевнобольной Мустафа I, жестокий Мурад IV, полубезумный и расточительный Ибрагим I) компенсировались силой их женщин или матерей. И все же нельзя не принять во внимание и тот факт, что действия женщин этой эпохи косвенно подтолкнули империю к стагнации, но, по большей части, за счёт Турхан Султан и её сына Мехмеда IV, проигравшего Венскую битву 11 сентября 1683 года.

В целом можно сделать вывод о том, что на сегодняшний момент нет однозначной исторической оценки влияния эпохи женского султаната на империю. Некоторые считают, что правление женщин привело империю к гибели, другие полагают, что правление женщин скорее явилось следствием, нежели причиной упадка великой империи. Но одно очевидно: османские женщины имели несоизмеримо меньше власти и были дальше от абсолютизма, чем европейские женщины-монархи того времени (например, Екатерина II или Елизавета I).

Список литературы:

  1. Кинросс Л. Взлет и падение Османской империи: пер. с англ. М.: Алгоритм, 2013. - 240 с.
  2. Петросян Ю.А. Османская империя: могущество и гибель. Исторические очерки. М.: Эксмо, 2003.
  3. Сулейман Великолепный, его правление и его семья. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.portalostranah.ru/view.php?id=223 (дата обращения 16.03.2015).
  4. Широкоград А. Взлет и падение Османской империи. М.: Вече, 2012. - 420 с.