Медиоланский эдикт. Медиоланский (Миланский) эдикт и его значение

По свидетельству Евсевия эдикт, изданный в 313 в Медиолане (совр. Милан) римск. императорами соправителями Лицинием и Константином, к рые в борьбе за власть друг с другом и др. претендентами на римск. престол стремились привлечь на свою сторону… … Атеистический словарь

Миланский эдикт - ♦ (ENG Milan, Edict of)) (313) соглашение между императорами Константином и Лицинием, установившее равноправие всех религий Римской империи. Т. обр., христианство было признано законной религией …

Миланский эдикт и превращение христианства в господствующую религию - Миланский эдикт и покровительство церкви Одним из важных событий правления Константина (306 337) был так называемый Миланский эдикт 313 г., даровавший свободу вероисповедания христианам и возвращавший им все конфискованные церкви и церковное… … Всемирная история. Энциклопедия

Миланский эдикт письмо императоров Константина и Лициния, провозглашавшее религиозную терпимость на территории Римской империи. Миланский эдикт явился важным шагом на пути превращения христианства в официальную религию империи. Текст эдикта до… … Википедия

Milan, Edict of - Миланский эдикт … Вестминстерский словарь теологических терминов

ГОНЕНИЯ НА ХРИСТИАН В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ - преследование раннехрист. Церкви в I IV вв. как «незаконного» сообщества, организованное Римским гос вом. Г. периодически возобновлялись и прекращались по различным причинам. История взаимоотношений между Римской империей и христ. общинами на ее… … Православная энциклопедия

ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ I - [Вост. Римская империя, Византия], позднеантичное и средневек. христ. гос во в Средиземноморье со столицей в К поле в IV сер. XV в.; важнейший исторический центр развития Православия. Уникальная по своему богатству христ. культура, созданная в В … Православная энциклопедия

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ (АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ ПАТРИАРХАТ) - От основания до сер. VII в. Александрия Судьбы Александрийского Патриархата, особенно на раннем этапе его становления, в значительной степени определялись спецификой исторического развития столицы эллинистического и рим. Египта Александрии. Этот… … Православная энциклопедия

Запрос «Константин I» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Флавий Валерий Аврелий Константин Flavius Valerius Aurelius Constantinus … Википедия

- … Википедия

Книги

  • , А. Бриллиантов. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1916 года (издательство`Петроград`). В…
  • Император Константин Великий и Миланский эдикт 313 года , А. Бриллиантов. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1916 года (издательство "Петроград")…

Миланский эдикт — письмо императоров Константина и Лициния, провозглашавшее религиозную терпимость на территории Римской империи. Миланский эдикт явился важным шагом на пути превращения христианства в официальную религию империи. Текст эдикта до нас не дошёл, однако он цитируется Лактанцием в его труде «Смерть гонителей».

"1. Среди прочего, что мы планируем (сделать) для всегдашнего блага и пользы государства, мы, со своей стороны, желали бы прежде всего исправить, наряду с древними законами, также и государственное устройство римлян в целом, а также принять меры к тому, чтобы и христиане, оставившие образ мысли своих предков, обратились к благим помыслам.

2. Ведь на каком-то основании оных христиан охватило рвение и такое неразумие завладело (ими), что они перестали следовать тем древним обычаям, которые впервые, может быть, их же собственными предками и были установлены, но по собственному произволу, а также по прихоти, они сделали себе такие законы, которые почитались ими одними, и из противных соображений собрали вместе различные народы.

3. Когда же наконец появилось наше постановление о том, чтобы они обратились к древним обычаям, некоторые им подчинились из страха, иные же были наказаны.

4. Однако, поскольку большинство упорствовало в своих основных положениях, а мы увидели, что так же, как не справляются культ и должное служение оным богам, не почитается и бог христиан, то, исходя из соображений проявить нашу снисходительнейшую милость и согласно постоянному обычаю по своему обыкновению даровать прощение всем людям, мы сочли, что нашу благосклонность следует скорейшим образом распространить и на них, дабы христиане вновь существовали бы (в рамках закона) и могли бы организовывать свои собрания, (но) ничего не предпринимая против порядка.

5. В другом же послании мы намерены указать судьям, что им следует выполнять. Засим, в соответствии с нашим великодушием, они должны молить своего бога за благосостояние наше, государства и свое собственное, чтобы государство повсюду сохранялось в безупречности, а им можно было безмятежно жить в домах своих".

1. Этот эдикт был обнародован в Никомедии в канун майских календ в восьмое консульство (Галерия) и второе Максимиана (30.04.311).

1. Лициний же, приняв часть (его) войска и распределив его, переправил армию в Вифинию спустя несколько дней после битвы. Прибыв в Никомедию, он воздал хвалу Богу, помощью которого одержал победу. В июньские иды (13.06.313), в третье консульство свое и Константина, он приказал обнародовать представленные наместнику послания о восстановлении церкви следующего содержания:

2. Когда я, Константин Август, а также я, Лициний Август, благополучно собрались в Медиолане и занялись всем тем, что касается народных выгод и благополучия, то, занявшись теми делами, что были бы, помимо прочего, полезными для большинства людей, мы решили, что прежде всего следует распорядиться касательно тех, кто сохранил богопочитание, о том, что мы даруем и христианам, и всем прочим возможность свободно следовать той религии, какую кто пожелает, с тем, чтобы божественность, какая б то ни была на небесном престоле, могла бы пребывать в благосклонности и милости к нам и всем тем, кто находится под нашей властью.

3. Поэтому мы решили хорошо и самым взвешенным образом обдумать это мероприятие, поскольку сочли вообще никому ни отказывать в возможностях, обратил ли кто свой разум к христианскому обряду или же посвятил его той религии, какую он счел наиболее подходящей для себя, чтобы вышнее божество, чей культ мы соблюдаем душой и сердцем, могло бы оказывать нам обычные благосклонность и одобрение во всем.

4. Поэтому твоему благородию надлежит знать о том, что нам угодно отменить все, без исключения, изъятые договора касательно христиан, что были прежде записаны и отданы тебе по долгу службы на сохранение, и которые стали рассматриваться нашей милостью как совершенно незаконные и чуждые, и что любой из тех, кто проявил желание отправлять христианские обряды, может свободно и просто позволить себе участвовать в них без каких-либо беспокойств и неприятностей.

5. Мы решили, что твоим обязанностям следует найти самое полное выражение в этом, ибо, как тебе известно, мы даровали оным христианам возможность проводить свои религиозные обряды свободно и независимо.

6. Когда ты убедишься в том, что они находятся под нашим покровительством, твое благородие поймет и то, что другим также была дарована возможность справлять свои обряды равно открыто и свободно в покое нашего правления, чтобы каждый был свободен в праве выбора религии. Это было сделано нами, чтобы не видеть никакого ущемления кого-либо как в должностном статусе (honor), так и в культе.

7. Кроме того, мы сочли целесообразным постановить в отношении лиц, исповедующих христианство, о том, что, если те места, в которых они ранее по обыкновению собирались, были захвачены согласно посланиям, также данным тебе прежде в установленной форме по долгу службы, и вскоре были куплены кем-то из нашего фиска или кем-либо другим, то их должно вернуть христианам без взимания оплаты и без каких-либо денежных претензий, не прибегая к обману и крючкотворству (ambiguitate).

8. Тем, кто приобрел (земли) в дар, следует вернуть их оным христианам как можно быстрее, если же те, кто получил их за службу или приобрел в дар, потребуют что от нашей благосклонности, пусть просят заместителя, чтобы о нем и о них самих позаботились по нашей милости. Все это надлежит передать через твое посредничество и без задержки непосредственно христианской общине.

9. А поскольку известно, что оные христиане владели не только теми местами, в которых обычно собирались, но и другими, находившимися под властью их общин, т. е. церквей, а не отдельных лиц, все их, по закону, изложенному нами выше, без каких-либо сомнений и споров, ты прикажешь вернуть оным христианам, т. е. их общине и собраниям, соблюдая, разумеется, вышеизложенный принцип так, чтобы те, кто возвратил оное без возмещения согласно сказанному нами, надеялись на возмещение убытков от нашей благосклонности.

10. Во всем этом ты должен оказывать вышеупомянутой христианской общине свое самое активное посредничество, чтобы исполнить как можно быстрее наше распоряжение и проявить тем самым заботу о спокойствии народа по милости нашей.

11. Да пребудет с нами посему, как было сказано выше, божье благоволение, что уже было испытано нами в стольких предприятиях, а народ наш пребывал в благоденствии и блаженстве во все времена при наших преемниках.

12. А чтобы о форме постановления и нашей благосклонности все могли иметь представление, тебе следует выставить эти предписания повсюду в том виде, который ты предпочтешь, и донести (их) до общего сведения, чтобы никто не остался в неведении относительно постановления от нашей благосклонности".

13. К распоряжениям представленным в письменном виде (прилагались) также устные рекомендации о том, что собрания следует восстановить в прежнем положении. Таким образом, от ниспровержения церкви до ее восстановления прошло 10 лет и около 4 месяцев.

26 июня исполнится 1700 лет обнародования решения императоров св. Константина и Лициния дать христианам свободу по всей Римской империи. Накануне этой даты и накануне дня рождения Церкви - Пятидесятницы - рассказываем о Милане, городе, в котором это историческое решение было принято, его святынях и жизни его православной общины в наши дни. Цикл статей открываем рассказом о том, как принимался Миланский эдикт. Статуя императора Константина перед базиликой Сан-Лоренцо, Милан

Главное в Миланском эдикте: язычество потеряло статус государственной религии

Самым существенным новшеством эдикта было не прекращение гонений на христиан, а признание всех религий Империи равными в правах. Лактанций в сочинении «О смерти гонителей» цитирует документ: «Мы даруем и христианам, и всем прочим возможность свободно следовать той религии, какую кто пожелает, с тем, чтобы божественность, какая б то ни была на небесном престоле, могла бы пребывать в благосклонности и милости к нам и всем тем, кто находится под нашей властью. Поэтому мы решили хорошо и самым взвешенным образом обдумать это мероприятие, поскольку сочли вообще никому ни отказывать в возможностях, обратил ли кто свой разум к христианскому обряду или же посвятил его той религии, какую он счел наиболее подходящей для себя, чтобы вышнее божество, чей культ мы соблюдаем душой и сердцем, могло бы оказывать нам обычные благосклонность и одобрение во всем».

О свободе веры договорились на свадьбе

Решение дать христианам свободу собраний по всей Римской империи, было принято на свадьбе Констанции, сводной сестры св. Константина, и его соправителя Лициния. Флавия Юлия Констанция была одной из шести детей императора Констанция Хлора и Феодоры, дочери (или падчерицы) императора Максимина. Ради женитьбы на Феодоре, важной для его политической карьеры, Констанцию пришлось оставить св. Елену. Свадьба проходила в Медиолане (современном Милане). Дата рождения Констанции неизвестна, но ко времени свадьбы ей было не более 18 лет. Возраст Лициния приближался к 50 годам.

Свадьба состоялась после победы Константина над Максенцием

Вероятно, торжество проходило в феврале 313 года. За несколько месяцев до того, 28 октября 312 г., произошла знаменитая победа войск Константина над преторианцами узурпатора Максенция у Мульвийского моста, накануне которой св. Константин увидел на небе знамение Креста и надпись «Сим победиши» (In hoc signo vinces, Εν Τούτῳ Νίκα). Константин торжественно вступил в Рим. Бракосочетание скрепляло политический союз соправителей. Решение о свадьбе было принято еще до победы, вероятно в 311-312 гг. В Милан Константин прибыл из Рима и оставался в городе примерно до апреля.

На свадьбу мог быть приглашен главный гонитель христиан

По одной из версий историков, на свадьбу могли пригласить Диоклетиана. Ушедший на покой император в то время болел, до смерти ему оставалось меньше года, и покидать свое уединение в Далмации он не стал. В противном случае возник бы исторический курьез: главный преследователь христиан, присвоивший себе имя Юпитера, присутствовал бы при утверждении гонимой им веры. Версия о приглашении Диоклетиана строится на том, что в 313 году у него испортились отношения с Константином и Лицинием. По сообщению, Аврелия Виктора бывший правитель даже был отравлен. Отказ приехать мог быть воспринят как проявление нелояльности новой власти и привел к неприязни.

Миланский эдикт был обнародован не сразу

Когда именно был подписан Миланский эдикт и был ли он подписан вообще или между соправителями была достигнута устная договоренность, не известно. Для историков опорной является дата 13 (26 по новому стилю) июня 313 года. Этот день указан Лактанцием: в июньские иды, по римскому календарю, Лициний отдал приказ президу Никомедии (ныне Измит, город в Турции) обнародовать постановление о новом положении христиан в империи.

Поясняет классик русской церковной истории Василий Болотов: «Императорские эдикты сообщались не особенно быстро. Они рассылались (предъявлялись — perfulgere) сначала префектам, которые отсылали их низшим начальникам. Префекты сопровождали эти рескрипты своими комментариями. Этих уяснений в конце получалось достаточное количество. Каждый действовал в пределах своей власти. Можно думать, что первый эдикт Галерия вызвал такое массовое движение в пользу христианства, что правительство сочло нужным обставить этот переход некоторыми условиями, чтобы воспрепятствовать распространению христианства.

Текст Миланского эдикта не сохранился

Как говорилось выше, письмо Лициния никомедийскому президу приводит Лактанций, но в Кодексе законов Феодосия (Codex Theodosianus 438 г.) текст эдикта отсутствует. О существовании эдикта упоминает и кратко пересказывает его Евсевий в «Церковной истории», а также приводит его греческий перевод в Х книге своего труда.

Миланский эдикт был не первым законом в пользу христиан

В 311 году в Никомедии уже был выпущен эдикт о терпимости к христианам. Миланский эдикт расширил положения другого указа о веротерпимости, который был издан в Никомедии 30 апреля 311 года Галерием, в прошлом самым жестоким гонителем христиан. Никомедийский эдикт в отличие от Миланского не распространялся на всю территорию империи (соправитель Галерия Максимин Даза не принял эдикт), не приравнивал христианство к язычеству, лишь оказывал христианам «снисходительнейшую милость», не возвращал христианам конфискованную собственность, позволял собираться вместе на молитву, не опасаясь преследований и предписывал молиться о процветании Империи.

В конце Девятой книги «Церковной истории» Евсевий Кесарийский приводит текст и другого закона, предоставлявшего христианам свободу исповедовать свою веру, рескрипта Максимина 312 г. Русский церковный историк Василий Болотов видит в нем либо рисовку тирана своим благородством, либо реакцию на ничтожность результатов гонения против христиан, устроенного самим Максимином.

После Эдикта Церкви были предоставлены привилегии

Согласно Эдикту, христианам возвращалась конфискованная во время гонений собственность, также были предусмотрены выплаты компенсаций пострадавшим. После Миланского эдикта св. императором Константином были приняты и другие акты, упрочившие материальное положение Церкви. Клирики были освобождены от муниципальных повинностей, а Церковь в целом от налога на недвижимое имущество (кроме земельных наделов). Церковь смогла давать вольную рабам при согласии их хозяев, христианские храмы получили право предоставлять убежище, что раньше было привилегией языческих святилищ. Сбор с определенной части земли каждого города передавался местным церквям, т.е. они получили прямое регулярное финансирование от государства.

Во время провозглашения Миланского эдикта папой был африканец

Миланский эдикт был провозглашен при папе римском Мильтиаде (Мелхиаде), который был родом из Северной Африки и, возможно, был темнокожим. Его епископство началось в 311 году, т.е. еще до победы св. Константина. В том же 313 году резиденция римских епископов была обустроена в Латеране, бывшем поместье семьи Латеранов, подаренном Церкви св. Константином. Следующим папой стал святитель Сильвестр, при нем христианство стало утверждаться в Риме, были построены великолепные базилики, а Церковь стала быстро превращаться в серьезную силу в государстве.

Невеста стала защитницей ариан

Как сложились судьбы главный действующих лиц той миланской свадьбы? Меньше, чем через год вспыхнула война между св. Константином и Лицинием. К 324 году последний он был окончательно разбит и укрылся вместе с женой Констанцией и 9-летним сыном в Никомедии. Констанция попросила у брата милости для мужа - жить в ссылке в Фессалонике. Св. Константин уступил ее просьбам, но через год Лициний был задушен, будучи обвинен в подстрекательстве гарнизона к бунту. Констанция стала духовной дочерью епископа Никомедийского Евсевия, одного из ревностных ариан, и сама стала их покровительницей при дворе и поддерживала их во время Первого Вселенского собора.

Значение Миланского эдикта для христиан.
В период своего становления молодая религия, христианство, переживала сильные потрясения. В первые десятилетия после распятия Христа его последователи подвергались притеснениям и гонениям не только государственной властью Римской Империи и народа, но и иудеями. Первым документом, прекращающим притеснение христиан, стал Миланский эдикт.
Христианство зародилось среди иудаизма, сам Иисус и его последователи были евреями, апостол Петр называл себя фарисеем. Долгое время учение Христа первосвященниками и фарисеями расценивалось, как «назорейская ересь». Естественно, что и римская общественность воспринимала новую религию, как иудейскую секту и относилась к ней с пренебрежением, но не испытывала негативных чувств. В это время большая часть Великой Римской Империи поклонялась бесчисленному пантеону богов. Но сам государственный аппарат относился терпимо к местным религиозным учениям, не навязывая своего вероисповедания.
Особое отношение римлян к христианству имеет под собой две основные причины. Во-первых, общественность не принимала христианские ценности, требовавшие смирения и умеренности во всем. Римляне же поклонялись богатству и власти, какие-либо ограничения в еде и удовольствиях были признаком невежества и варварства. Пышные убранства домов, разнообразные яства и бесконечные возлияния были привычны для зажиточных жителей. Испытываемые лишения растолковывалось как недовольство богов, продолжение привычного уклада жизни и после смерти обеспечивалось жертвами идолам.
Во-вторых, императоры и политики усматривали в христианском учении угрозу своей власти. Увеличивающееся число последователей Иисуса Христа считалось опасным самому государственному строю. Правители, отвечая на волнения в народе, стали всячески притеснять и ограничивать христиан. Первым императором, обрушившимся на христиан, стал Нейрон. Их обвинили в организации пожара, который погубил половину Рима. Это послужило поводом, со слов Тацита, обрушиться на верующих с обвинением в ненависти к человеческому роду.
Во многом страх язычников перед Верою во Христа таился в непостоянности их богов. Традиционная привередливость и злобливость, приписываемая ветреным божествам и их многочисленному потомству, держала в постоянном страхе народ. Опасение, что проявляемое христианами неуважение, способно нарушить умиротворение великих сил делало римлян нетерпимыми. Особое раздражение вызывало стремление Церкви распространятся и нести Слово Божие, как ей было заповедано, среди других народов. Такое поведение миссионеров стало нести угрозу национальным традициям многочисленных народов, входящих в состав Римской Империи. Все это породило беспрецедентные по своим масштабам гонения христиан.
За первые три века существования религии было замучено и убито множество людей. Императоры издавали эдикты, ограничивающие христиан, запрещающие собрания и совершение обрядов и даже обязывающие законопослушных граждан выдавать, нарушающих закон, властям. Но постепенно убежденность христиан в своей правоте, многочисленное мученичество за веру и моральный облик ее приверженцев переломили недоверие народа. Люди стали задумываться о правдивости учения и все больше прибегали к таинству Крещения. Притеснение Церкви со стороны государства стало необоснованным. Все больше государственных деятелей принимали Крещение и становились ревностными христианами.
Первым шагом к восстановлению справедливости и прекращению надругательств над Церковью и последователями учения Христа был сделан с помощью эдикта Галерия о веротерпимости, который разрешал христианам открыто справлять свои ритуалы и прекращал всякие притеснения. Эдикт был издан в 311 году, за несколько дней до смерти Галерия. Интересно отметить, что большую часть своей жизни Галерий вел активную борьбу с христианством. По мнению некоторых историков, именно он был инициатором преследований Диоклетиана. По одной из версий, свое отношение к Богу правитель восточной части Римской Империи меняет из-за поразившей его тяжелой болезни. А таким послаблением он хотел заслужить благосклонность Бога христиан и молитвы верующих за свое выздоровление. В итоге один из самых ревностных язычников и гонителей проявляет страх перед Господом.
Однако документ Галерия был неполным. Окончательно христиане были оправданы Миланским эдиктом, изданным в 313 году августами Константином и Лицинием. Христиане непросто освобождались от притеснений, но и Церкви возвращались все ее земли и имущество. Если в результате выполнение этого закона терпели убытки частные граждане, их собственность возвращалась Церкви, как ранее отобранная, то государственная казна все возмещала. Было узаконено пожертвования и завещание имущество в пользу Церкви, а в дальнейшем ее служители были освобождены от многих податей и налогов. Сам император Константин всячески покровительствовал христианству, способствовал распространению его учения и принял Крещение в конце своей жизни.
Текст Миланского эдикта не сохранился. Основные положения и смысл документа дошли до нас из послания президу Вифинии. В связи с этим многие историки и даже богословы отрицают вообще его существование. Ослабление же гонений на христианство связывают с эдиктом Галерия. Однако, в исторических документах, которые переводились с римского на греческий через несколько веков существуют ссылки с цитатами на Миланский эдикт.
Несмотря на споры исследователей Церковь признает существование Миланского эдикта и его значения для всего христианства. Благодаря Константину христианство непросто узаконивается, с Миланского эдикта начинается его становление, как государственной Римской Империи, которая впоследствии станет Священной. Церковь под защитой государства становится способной проповедовать учение Христа в больших масштабах. Начинается формирование привычного нам облика государства и мира.

30. Медиоланский эдикт

История римской тетрархии обещала быть похожа на сказку про дружных царей, мирно управляющих каждый своим царством, особенно когда Диоклетиан с Максимианом в 305 году ушли в положенную отставку и, казалось, новый правовой механизм заработает не на одно поколение. Но уже на следующий год эта история стала похожа на известную считалочку про десять негритят, так что к моменту смерти Максимина Дазы в 313 году вполне можно сказать, что «их осталось только двое» - Лициний и Константин. Правда, финал этой истории не сходится со считалкой, потому что победитель не провоцировал ничьи убийства и сам любил жизнь, а не собирался кончать собой, как ему могли бы посоветовать многие языческие философы поздней Античности, если бы он обратился к ним в минуту отчаяния.

Когда Лициний занял дворец в Никомедии, бывший политическим центром Империи во времена Диоклетиана, он тут же огласил письмо о положении христиан, которое Константин вместе с ним составил в городе Медиолане 13 июня (в июньские иды) наместникам каждой провинции, почему оно со временем получило название Медиоланского (Миланского) эдикта. Текст этого письма полностью приводится у Лактанция (О смертях преследователей, 48) и в переводе на греческий у Евсевия Кесарийского (Церковная история, X, 5.2–14). По своему содержанию и историческому значению текст этого письма затмевает Никомедийский эдикт Галерия 311 года.

Во-первых, в этом письме провозглашается легализация всех религий Римской империи, что фактически уже было постановлено в эдикте Галерия, но теперь имеет всеобщеобязательную силу на территории всего государства.

Во-вторых, в этом письме особо подчеркивается свобода именно христианского вероисповедания, что тоже было в эдикте Галерия, но теперь имеет не только общегосударственную силу, но также оговаривается, что христиане могут исповедовать свою веру без всякого беспокойства для себя. Если Галерий в своем эдикте специально оговаривал, что христиане должны пользоваться своей свободой так, чтобы никто из них не нарушал порядка, то Константин и Лициний оговаривают, что христиане могут пользоваться своей свободой так, чтобы не бояться самого государства, иначе говоря, того самого порядка, который они якобы нарушают. Если эдикт Галерия напоминает христианам, что они могут быть в чем-то виноваты перед государством, то эдикт Константина и Лициния, наоборот, как будто бы извиняется перед христианами за ту вину, которую государство несет перед ними.

В-третьих, если эдикт Галерия ставил христианам условия молиться за благополучие республики и императора, что само по себе не нарушает принципов христианской морали, то эдикт Константина и Лициния не ставит таких условий, поскольку они могут быть поняты превратно.

В-четвертых, самый главный пункт этого письма, принципиально отличающий его от эдикта Галерия, состоит в требовании вернуть христианам все земли, помещения и храмы, которые за все годы гонений были отобраны у христиан. При этом специально оговаривается, что сами христиане ничего не должны платить за эту реституцию, что говорит об уровне произвола на местах в те времена.

В заключение письма от наместников требуется максимально распространить его содержание, в частности, вывешивая его повсюду, как это обычно делалось со всеми открытыми императорскими приказами. Есть версия, что Максимин Даза незадолго до смерти подтвердил этот указ на тех немногих территориях на юге Малой Азии, которые оставались в его подчинении.

Возможен вопрос: почему Константин и Лициний решили издать этот эдикт, если на их территориях, особенно у первого, никаких антихристианских преследований не велось? Ответ очень простой: потому что антицерковные указы Диоклетиана 303–304 годов никто не отменял, и те же Максимин, Максенций и Галерий до своего эдикта 311 года на них ориентировались, и поэтому все христиане жили в страхе, что на основании этих указов любой тетрарх в любое время может возобновить или усилить репрессии. Даже христиане под властью Константина понимали, что их безопасность держится на его личном отношении к ним, но он может в любой момент вспомнить об указах 303–304 годов.

Таким образом, Медиоланский эдикт, изданный Константином и Лицинием 13 июня 313 года, окончательно отменял действия репрессивных указов 303–304 годов; не только провозглашал христианство легальной религией на всей территории Римской империи, но также не ставил перед христианами никаких условий, фактически признавал вину государства перед ними и, самое главное, возвращал им все отнятые земли и храмы. Медиоланский эдикт нельзя считать, как это нередко можно встретить в популярной литературе, признанием христианства государственной религией Римской империи. Язычество сохраняло свои позиции, и его культы отправлялись по всей Империи до конца правления Константина, а также и после него. Христианство окончательно будет признано государственной религией только в 381 году, а до этого момента пройдет еще немало серьезных событий, ставящих под вопрос положение Церкви.

Про Медиоланский эдикт даже нельзя сказать, что после него христианство стало доминирующей религией Римской империи, потому что в количественном отношении христиане составляли меньшинство, а среди политической элиты, особенно в Риме, было очень много язычников. В чем же тогда историческое значение Медиоланского эдикта, если не считать столь важные решения об официальном прекращении террора по всей Империи и реституции церковного имущества? Дело в том, что христианство - это наступательная, миссионерская религия и поэтому реальная свобода означает для Церкви не просто возможность собираться в своих храмах, а возможность распространять свое вероучение по всему миру. Христианство в начале IV века было религией меньшинства, но это была религия самого активного , самого организованного и самого воодушевленного меньшинства, прошедшего множество нечеловеческих испытаний и объединенного исключительно общими мировоззренческими основаниями. Поэтому Медиоланский эдикт, не оказывая никакого специального поощрения христианам, а только восстанавливая справедливость по отношению к ним, способствовал резкому количественному и качественному росту влияния Церкви. Пребывание Церкви в катакомбах, конечно, для иных христиан было по-своему романтичным, так что многие из них уже и не представляли себе иного пространства для храмов, кроме как под землей - подальше от света и людей, но такое состояние было противно, противоестественно самим задачам Церкви, и поэтому Медиоланский эдикт открыл двери этих храмов в обе стороны , предоставив возможность христианам открыто выходить навстречу миру, а миру открыто входить в пространство храма.

Диоклетиан был в шоке от эдикта Константин и Лициния, для него он означал крах всей его религиозной политики, и если это действительно так, то тогда прав А.П. Лебедев, утверждающий, что основатель тетрархии с самого начала решил уничтожить Церковь. Как и на Галерия двумя годами раньше, так и на Диоклетиана напала страшная немочь, и если христианские авторы пишут, что он умер в результате мучительной болезни, то языческие говорят, что он покончил собой. В языческой этике поздней Античности умереть от болезни считалось большим позором, чем от самоубийства.

Как написал Лактанций, «от ниспровержения Церкви до ее восстановления прошло десять лет и около четырех месяцев». За эти годы Диоклетиан и его тетрархи Максимиан Геркулий, Галерий, Максенций, Флавий Север, Максимин Даза и сам Лициний в большей или меньшей степени были организаторами и исполнителями массового антихристианского террора, и только Галлия и Британия под властью сначала Констанция, а потом Константина были свободны от этого кошмара. После эдикта Галерия 311 года террор прекратился на территории Восточной Европы и Малой Азии. После победы Константина над Максенцием террор прекратился в Италии, Испании и Африке. Теперь уже, после победы Лициния над Максимином и издания Медиоланского указа, террор прекратился на территории Египта и Леванта, то есть Палестины и Сирии. Надолго ли?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.