Восточный берлин в 1960 годы. Панорама Восточный Берлин


«Путешествия во времени», основанные на старых фото- и видеоматериалах, с развитием современных средств телекоммуникаций стали почти обычным делом.


Давайте и мы с вами попробуем совершить такое путешествие с помощью фотографий из нашего семейного архива.


Фотографии сделал в уже далекие 60-е прошлого века дедушка автора сайта. Благодаря этим снимкам удалось не только сохранить семейную историю, но и дать нам уникальные возможности увидеть те годы и события глазами фотографа-любителя. И в очередной раз - спасибо ему огромное! И пускай автор этих фотографий будет как бы гидом в нашем путешествии!


Добавим, что через 20 лет после его командировки нам пришлось практически повторить этот путь всей семьей, так что вести повествование мы будем и от своего лица.


В качестве транспортного средства мы воспользуемся поездом, «поездом времени», если сказать точнее. Поедем в начало 60-х прошлого века. В путешествие не только во времени, но и в пространстве - за пределы СССР, за рубеж, а что нам стόит!


И еще несколько слов. Для путешествия во времени нам нужен компьютер, интернет и немножко свободного времени. Для реального путешествия - время, деньги и паспорт с визой. Это сегодня.


Наш «гид» проходил другой путь. Беседы по линии парткома, райкома, горкома и ЦК и получение «решения ЦК» на выезд. Разработка и утверждение задания на командировку. Оформление командировки, справка-разрешение на обмен определенной суммы рублей на марки ГДР (по курсу, который публиковался в «Известиях» - чуть больше 40 копеек за марку) в специальном отделении Банка внешней торговли (точное его название, увы, не помним) или в кассе МИДа. Сборы в командировку. Попытки найти в шкафах и взять новое, модное, чтоб «не ударить в грязь лицом»! Это если командировка была так называемая «короткая»…


Но вернемся к путешествию. Наш поезд будет выглядеть довольно прозаично – вот так:



П-О-Е-Х-А-Л-И!


Ночь в поезде пролетела быстро, и мы уже в Бресте.



Стоянка занимает несколько часов, и мы успеем посмотреть Брестскую крепость.














После смены колесных тележек поезд трогается в путь. По «Мосту Дружбы» выезжаем за границу Союза и попадаем в первое на нашем пути государство Совета экономической взаимопомощи, в Польскую Народную Республику.


Вот и первая встреча с настоящим иностранцем - поляком.




Проезд по территории ПНР особой радости не доставляет. Хочется впечатлений, а видишь не очень интересный сельхозпейзаж. И только иногда мимо проносятся польские города и полустанки …








От монотонности пейзажа потянуло на рассуждения. Итак, выше мы сказали, что короткая командировка требовала небольших сборов.


А долгосрочная или, как это называлось – ДЗК? Тут дело было сложнее.


К постановке в «План выездов на год» и всяким описанным выше согласованиям и беседам прибавим медицинские осмотры с прививками и «курсы поведения для жен». О последнем лучше спрашивать у самих женщин, посещавших данные мероприятия. Там было много политически-нравоучительного, в том числе, как помогать мужьям, забывая о себе как личности … Но было много и полезного, например, как и чем мыть всё и всяк в диких странах, чтобы не заразиться, куда и как ходить, где опасно, какие особенности есть у тех или иных «аборигенов»… Кстати, многие сведения ох как были бы полезны современным туристам, отправляющихся, например, в Азию!


Опускаем попытки выяснить, что ждет «там» в бытовом плане и ужас от того, сколько надо «туда» купить. И дефицит денег, времени и товаров… И наводящие ужас мысли: «А там 220, а у нас дома всё на 127, даже утюг, да и тот общий с родителями …»


А сейчас внимание: на нашем пути нам встретилось нечто необычное для советских людей - странные вагоны.







Продолжим движение по польской земле и повествование о подготовке в ДЗК.


Наверное, многие из вас подумали: «Зачем так усложнять, ерунда какая-то!». Эх, друзья …


Чтобы пресечь в корне подобные мысли, поставим вам задачку (в упрощенном варианте).


Представьте себя в следующей ситуации. Через неделю ваша семья в полном составе (включая малолетних отпрысков) должна поехать на несколько лет работать, ну, скажем, в страну «Н».


На месте вам будет предоставлена отдельная квартира с обстановкой в виде 2 кроватей, 3 стульев, кухонного стола, журнального столика и минихолодильника. Как вы догадываетесь, вопросы о наличии в квартире лампочек, штор, посуды и постельного белья задавать не стоит, их там вам никто не предоставит.


Цены там вас ожидают «московские», из денег у вас будет только примерно ползарплаты в виде «подъемных» (которые будут вычтены из вашей зарплаты, которую заплатят только через месяц). Других денег у вас до зарплаты не будет.


Впрочем, как и денег на покупку телевизора в ближайший месяц…


Для тех, кому интересна эта процедура подготовки выезда, можно будет попозже вернуться к этой теме.


Вновь граница, небольшие формальности, и мы движемся по территории Германской Демократической Республики.


Тут уже другой порядок. Даже в сборе смолы.




Наш поезд прибывает в Берлин.




Вокзал Остбанхоф / Ostbahnhof:





Первым делом пройдем в Трептов-парк к мемориалу советским войнам-освободителям.









Продолжая прогулку по Берлину, напомним, что мы находимся в начале 1960-х.


Две Германии и Западный Берлин идут разными путями, периодически возникают конфликты. Но «Стены» еще нет, и нам без особого труда удастся подойти к Бранденбургским воротам и бросить взгляд на Рейхстаг.








Пройдемся по центральным улицам восточной части Берлина.


















Карл-Маркс-Аллее / Karl-Marx-Allee, которая еще несколько лет назад называлась Stalin-Allee.















Обязательно обратим внимание на непривычные «необычности» на улицах города – стеклянную витрину посреди улицы (!). Позже такие витрины появились у нового магазина немецких товаров «Лейпциг» в Москве.



И автомат по продаже сигарет (!).




Одним словом - «Европа!».


Вы наверняка обратили внимание на городской транспорт на улицах города. Продолжая прогулку по Берлину и рассматривая городские улицы и дома, хотим специально акцентировать ваше внимание на некоторых типичных представителях берлинского городского транспорта.









Особенного внимания заслуживает двухэтажный троллейбус, представляющий собой седельный тягач с полуприцепом.




И еще автофургон непонятного назначения.




«Социалистический Берлин строится!» - этот журналистский штамп мы проверим на практике и посмотрим эти новостройки.






Остается очень сожалеть, что фотографий этой командировки осталось немного, да и качество оставляет желать лучшего. Тому были невеселые причины – для автора этих снимков командировка была связана с серьезной работой, и в один из дней его сердце не выдержало и дало сбой. Как вы понимаете, о съемках речь уже не шла … Много времени он провел в немецком госпитале, затем, вернувшись в Москву, продолжил лечение.


И только через несколько лет у него дошли руки до непроявленных негативов из ГДР, провалявшихся все это время в чемодане … Спасибо, что дошли, иначе бы мы их не увидели!


Наше путешествие в Берлин 1960-х подходит к концу. Тогда, в далеких 1960-х, впрочем, как и сегодня, всем интересно было бы узнать, каким будет их город в будущем, пусть и недалеком.


Берлинцы 60-х тоже, наверняка, задавали себе этот вопрос, ходили на градостроительные выставки и пытались представить себе город через пять или даже десять лет.


Мы можем совершить путешествие «назад в будущее». Жаль только, что во время нашего путешествия мы не можем «вступить в контакт» и показать берлинцам будущее их города через десять лет, т.е. в середине 70-х! И не только новостройки, но и состояние архитектурных памятников (часть фотографий - из диасерии DEFA "Берлин - столица ГДР" 1973 г.).


Дом Альфреда Брема в Зоопарке.




Перекресток Шёнхойзераллее и Димитров-Штрассе.



Юнгфернбрюкке (1880 г.).




Унтер-ден-Линден.




«Линденкорсо» на Унтер-ден-Линден.




Мюггельтурм.




Красная Ратуша и Телебашня (1969 г.).



Ханс-Лох-Фиртель в районе Фридрихсфельде.




Дом учителя на Карл-Маркс-Аллее.




Туннель на Александр-Платц.



Панорама на восточную часть Александр-Платц.




Карл-Маркс-Аллее.



Штраусбергер-Платц.




Здание Государственного Совета ГДР на Маркс-Энгельс-Платц (1962-64 г.г.).




Прежде, чем сесть на «поезд времени» и отправиться в обратный путь, хотим задержать вас в истории еще на несколько мгновений и пригласить в еще одно «перемещение во времени» - посмотреть на социалистический Берлин «последних часов ГДР».


На Берлин, каким его увидел объектив нашей «мыльницы» в сентябре 1990 года.


Берлинская «Стена» уже рухнула.




Бранденбургские ворота на ремонте.




Солдат еще существующей Национальной Народной Армии ГДР в почетном карауле.




Асбестосодержащий Дворец Республики / «Palast der Republik».




Рейхстаг без купола с флагом победителя в «противостоянии двух Германий».




«Сувенирные жучки» у Рейхстага (справа на первом фото – сувенирные упаковки кусков берлинской «стены»).






Унтер-ден-Линден.




Вот и всё! Прощай ГДР! А нам пора возвращаться в наше время.


P.S. Чуть не забыли! В начале нашего путешествия во времени мы рассказали о том обилии вещей, которые было необходимо взять с собой из Москвы для старта жизни в ДЗК. Возникает вопрос - как и во что упаковать и перевезти в купе «Шлафвагена» поезда Москва-Остенде все необходимое для старта жизни семьи в загранкомандировке?


Купе в тогдашних «шлафвагенах» были двухместными, на семью из трех человек полагалось 1 1/2 купе. Наиболее оптимальными по габаритам, т.е. максимально «обволакивающими» все щели и выступы купе, были винные коробки из-под венгерских вин и нашей экспортной «Столичной».


Коробки оборачивались бумагой, заклеивались коричневым скотчем (который поставляли коллеги, находящиеся «там»), перевязывались, нумеровались и подписывались инициалами владельца. Составлялся перечень коробок и их содержания.


Рекордное количество – 42-44 коробки (!) + комфортный проезд пассажиров!


Коробки таких габаритов имели еще одно преимущество. В ряде городов «капстран», куда направлялись наши люди на долгокомандирование, поезд стоял всего 5-7 минут. Выгрузить коробки через коридор и тамбур за это время было практически нереально. Оставались окна, которые открывались с трудом и не полностью, но такие коробки боком в них проходили спокойно!

[:RU]Мой отец в 1980 году побывал в ГДР. Мне тогда было 4 года. Помню он привёз от туда детский велосипед с фарой и красным задним огнём. По тем временам это был шик. Ещё помню впервые попробовал орехи кешью. Ну и конечно фотки, точнее слайды, отсняты были на ФЭД-3. Родители приглашали друзей и все смотрели их в тёмной комнате. Они тогда были яркими… Прошли годы, вспомнив про слайды, решил дать им вторую жизнь.

Бульвар Унтер-ден-Линден (нем. Unter den Linden - под липами). Слева виден угол университета имени Гумбольдта, по центру Нойе-Вахе (нем. Neue Wache - «Новая караульня») — здание построено при прусском короле Фридрихе Вильгельме III в 1816-1818 годах в качестве караульного помещения для королевской охраны и одновременно как памятник павшим в Наполеоновских войнах. За ним расположен Немецкий исторический музей — Цейхгауз (нем. Zeughaus). Здание в стиле немецкого барокко строилось с 1695 по 1730 годы в качестве арсенала. Виден купол Берлинского собора и телебашня.

Блик на шаре телебашни в форме креста в народе получившим название «Месть папы» намекая на атеизм социалистического правительства и дискриминацию церкви в ГДР. Есть легенда, что архитектора башни вызывали на допросе в органы госбезопасности по подозрению в намеренном проектировании оптического эффекта. Так же говорят, что один из членов правительства завершил дискуссию словами: «Это не крест, это плюс социализму!». Ещё называли башню церковью св. Вальтера, намекая на Вальтера Ульбрихта — Первого секретаря ЦК Социалистической Единой Партии Германии. Из неформально-грубых – «Последний «стояк» Ульбрихта».

Напротив Исторического музея находится Дворец кронпринца — резиденция династии Гогенцоллернов. Построенное в 1663 году здание изначально являлось домом секретаря кабинета министров. В 1732 году особняк был реконструирован по проекту архитектора Филиппа Герлаха в барочный дворец, прослуживший резиденцией династии до падения монархии в 1918 году, после чего был преобразован в художественную галерею. Экспозиция галереи стала первой в мире постоянной выставкой современного искусства. Во время Второй Мировой войны здание было полностью разрушено и восстановлено в 1960-х. После реконструкции во дворце принимали высокопоставленных гостей ГДР, а в 1990 состоялось подписание договора об объединении. В настоящее время дворец служит выставочным арт-центром. Позади видно здание МИД ГДР (демонтировано в 1995 году) было построено в 1967 году на месте Старой комендатуры (нем. Alte Kommandantur) — в 1653 году на этом месте немецкий фортификатор и архитектор Мемхардт построил для себя двухэтажный особняк в стиле барокко. Реконструирован и расширен в 1795-1796 годах. В 1873-1874 годах здание было полностью перестроено в стиле неоренессанса, добавлен третий этаж и скульптуры. В 1995 году началось восстановление здания комендатуры. Старых планов не сохранилось, новое строительство велось на базе старых фотографий.

Пергамский музей (нем. Pergamonmuseum). На заднем плане - художественный музей Боде (нем. Bode-Museum).
…..

Руины Нового музея (нем. Neues Museum) со стороны Доротеештрассе (нем. Dorotheenstraße). После реконструкции деревьев не осталось.

Пересечение улиц Фридриха (нем. Friedrichstraße) и Французкой (нем. Französischer strasse).

Театр Максима Горького является самым маленьким государственным театром столицы. Он вмещает 440 зрителей. Театр был основан в 1952 году. Здание является одним из старейших концертных залов Берлина. Было построено по заказу Вокальной академии Берлина в 1827 году.

Берлинская государственная опера (нем. Staatsoper Berlin), также именуемая Немецкой государственной оперой (нем. Deutsche Staatsoper) — один из старейших и наиболее крупных музыкальных театров в Германии. Основана в 1742 году как Королевская придворная опера при Фридрихе II.

Берлинский кафедральный собор (нем. Berliner Dom). Собор строился с 1894 по 1905 годы. До Второй мировой имел высоту 114м, после реконструкции высота уменьшилась до 98м.

Улица Мэркишес Уфер (нем. Märkisches Ufer), на заднем плане Мост Инзельбрюке (Inselbrücke). Бежевый дом известен как Ermelerhaus. Из интересных фактов - в 1969 году в нём открыли один из шикарных ресторанов Берлина. С 1997 года в доме расположился отель.

Гефсиманская церковь (нем. Gethsemanekirche) 1893 год.

всякие неопознанные виды

Пройдёмся по Александерплац (нем. Alexanderplatz).
Часы Мира.

Дом учителя.

Слева Торговый центр Ctntrum (сейчас — Галерея Кауфхоф (нем. Galeria Kaufhof)), справа бывшая гостиница «Берлин», а нынче отель Park Inn. Между ними фонтан «Дружбы народов».

Торговый центр Centrum, сейчас Галерея Кауфхоф (Galeria Kaufhof).

Церковь Святой Марии (Мариенкирхе) (нем. St. Marienkirche Berlin) - самая древняя из действующих церквей Берлина.

Красная ратуша (нем. Rotes Rathaus) построена в 1861-1869 годах. Высота башни 74 метра. Во время Второй мировой войны здание было разрушено. Восстановлено в 1951-1958 годах. После восстановления в Красной ратуше размещался магистрат Восточного Берлина ГДР. С 1 октября 1991 года тут находится резиденция правительства (Сената) объединённой земли Берлин и рабочее место мэра города.

Старая ратуша (нем. Altes Stadthaus) на площади Молькенмаркт (нем. Molkenmarkt - молочная площадь) 1911 год.

Грунерштрассе (нем. Grunerstraße -зелёная улица) в сторону Карл-Маркс-аллее, слева Красная ратуша.

Рыбацкий остров (нем. Fischerinsel). Зубчатое здание снесено. На этом месте расположился Novotel Berlin Mitte Hotel.

Здание МИД ГДР. Справа Немецкий Исторический музей. На заднем плане здание Международного торгового центра (нем. Internationale Handelszentrum).

Государственный совет ГДР (нем. Staatsrat der DDR) на Дворцовой площади. П. С 1960 года былт коллективным главой государства Германской Демократической Республики.

Начало Карл-Маркс-аллее (нем. Karl-Marx-Allee) — знаменитая улица в берлинских округах Митте и Фридрихсхайн-Кройцберг. Известна монументальными жилыми зданиями в стиле социалистического классицизма, построенными в 1950-х годах.

Карл-Маркс-аллее. Фонтан на площади Штраусбергер-плац (нем. Strausberger Platz) построен в 1967 году.

Карл-Маркс-аллее. Площадь Франкфуртер Тор (нем. Frankfurter Tor). На площади две башни, которые архитектор Хензельман создал по образцу башен двух берлинских архитектурных памятников — Немецкого собора и Французского собора.

20-метровый памятник некогда возвышался над площадью Ленина, которая сейчас называется площадью Объединенных Наций. Установлен в 1970 году, снесён в 1991 году.

По соглашениям, заключённым союзниками по антигитлеровской коалиции в годы войны, побеждённая Германия делилась на зоны оккупации. Хотя столицу Третьего рейха - Берлин штурмовали только советские войска, зоны оккупации были созданы и там. СССР занял восточную часть города, американцы - юго-западную, англичане - западную, а французы получили под свой контроль северо-западный участок.

Поначалу город сообща управлялся союзническим Контрольным советом, в который входили представители всех четырёх сторон. Граница между западной и восточной частями города в первое время была чисто условной. Позднее на её месте появилась разделительная линия с контрольно-пропускными пунктами. Впрочем, она распространялась не на всю протяжённость границы. Режим пересечения был свободным, жители разных частей Берлина спокойно перемещались по городу, ходили в гости к друзьям и на работу из западной в восточную часть и наоборот.

Отношения между союзниками стали портиться очень быстро. Поначалу они не затронули Берлин, касаясь только немецких территорий. Союзники под предлогом более эффективной экономической деятельности объединили свои зоны оккупации сначала в Бизонию, а затем и Тризонию.

В 1948 году в Лондоне состоялось совещание представителей шести западных держав, которое выработало механизмы возрождения немецкой государственности. Это было враждебно воспринято в Кремле, и СССР (представителей которого даже не пригласили) в знак протеста бойкотировал деятельность в Контрольном совете.

Летом того же года союзники без согласования с Москвой провели денежную реформу в Тризонии. Поскольку восточная и западная части Берлина в то время ещё были связаны экономически, в СССР сепаратную денежную реформу расценили как попытку саботажа (реформа заставила западных берлинцев "сбрасывать" деньги в восточной части, где ещё сохранялось хождение старых денег) и на несколько дней полностью закрыли сообщение между частями города. Эти события вошли в историю как блокада Западного Берлина и весьма негативно отразились на имидже Советского Союза. Хотя ни голода, ни даже намёка на него в западной части города не было, весь мир обошли кадры "изюмных бомбардировок", когда американские самолёты на парашютиках сбрасывали сладости радующимся берлинским детям.

Блокада Западного Берлина привела к тому, что окончательное размежевание было лишь вопросом времени. В 1949 году западные союзники восстановили государственность немцев, создав ФРГ.

СССР с опозданием на полгода провозгласил ГДР. Незадолго до своей смерти Сталин предпринял последнюю попытку урегулировать вопрос. Он предложил западным союзникам объединить Германию в одно государство, но при категорическом условии её нейтрального и внеблокового статуса. Однако американцы, для которых Западная Германия была главным форпостом в Европе, опасались утери контроля, поэтому соглашались только при условии, что Германия сможет добровольно присоединиться к НАТО. Если, конечно, у неё возникнет такое желание. Но на это не мог дать согласия уже СССР.

Вместо сближения произошло окончательное размежевание. ФРГ принципиально не признавала существования ГДР, даже на картах её территории обозначались как немецкие, но находящиеся под советским контролем. Западная Германия автоматически разрывала дипломатические отношения с любой страной, признававшей существование ГДР, вплоть до начала 70-х годов.

Вольный город Берлин

В 1958 году Никита Хрущёв предпринял попытку решения немецкого вопроса. Он сделал западным союзникам предложение, ставшее известным как Берлинский ультиматум. Идея Хрущёва сводилась к следующему: западная часть Берлина объявляется независимым вольным городом. Союзники покидают зону оккупации и передают управление под контроль независимой гражданской администрации. СССР и союзники берут на себя обязательство не вмешиваться в жизнь вольного города, жители которого сами выбирают его экономический и политический уклад. В противном случае СССР грозился передать контроль над границей властям ГДР, которые ужесточат его.

Англичане к хрущёвскому предложению отнеслись скорее нейтрально и были готовы к дальнейшему обсуждению предложения на компромиссных условиях, которые устроят всех. Однако американская сторона была резко против. В случае удовлетворения этого предложения Западный Берлин оказывался островком, со всех сторон окружённым территорией ГДР. В этих условиях его независимость и экономическое развитие напрямую зависели от Восточной Германии и вполне очевидно, что со временем он был бы либо полностью поглощён, либо взят под контроль.

Хрущёв несколько раз переносил сроки окончательного принятия решения, пытаясь договориться о встречах с западными союзниками. Но стороны так и не пришли к компромиссу. В апреле 1961 года он заявил, что до конца года полный контроль над Восточным Берлином будет передан администрации ГДР.

Бегство из республики

Опасаясь, что сообщение между частями города вскоре будет прекращено, многие жители восточной части города решили воспользоваться последним шансом перебежать на запад. Бегство восточных немцев в западную часть было весьма распространено с первых лет оккупации. Тогда сообщение между частями страны ещё было свободным. Из восточной зоны оккупации в западную перебралось несколько сотен тысяч человек. Особенностью этого бегства было то, что значительная часть беглецов являлись высококлассными специалистами. Они не желали жить в советской системе ценностей с массой ограничений как политического, так и экономического характера.

Разумеется, бежал и крупный бизнес, существование которого в советской системе было не предусмотрено. Так, почти все заводы концерна Auto Union оказались в советской зоне оккупации. Но всё их руководство и почти все сотрудники успели перебраться в западную часть, где возобновили дело. Так появился всемирно известный автоконцерн Audi.

Бегством из ГДР в Кремле были обеспокоены уже давно. После смерти Сталина Берия предложил кардинально решить немецкую проблему. Но не так, как можно было бы предположить, исходя из его имиджа. Он предложил вообще не спешить с установлением в ГДР социалистической экономики, сохранив капиталистическую. Также предлагалось развивать лёгкую промышленность в противовес тяжёлой (при Сталине было наоборот). Позднее на суде это ставили Берии в вину.

Свободное сообщение между ГДР и ФРГ было прекращено ещё при жизни Сталина, в 1952 году. Однако Берлина эти ограничения не касались, его жители по-прежнему перемещались между зонами. Только за половину 1961 года из Восточного Берлина бежало порядка 200 тысяч жителей. А в последний месяц свободного перемещения перебежчиками стали 30 тысяч человек.

Начало строительства

12 августа 1961 года власти ГДР объявили о закрытии сообщения между восточной и западной частями города. Все городские коммунисты, полицейские и некоторые служащие были мобилизованы на ночную охрану "границы". Они растянулись в живую цепь, никого не пропуская. Неподалёку от них стояли войска.

Власти ГДР обвинили ФРГ в провокациях, акциях саботажа и попытках дестабилизации обстановки. Они также выразили своё негодование переманиванием восточных берлинцев в западный сектор, что вело к срыву экономических планов ГДР и финансовому ущербу. Под этим предлогом ночью 13 августа 1961 года началось возведение стены, которая разделяла город на две части.

На протяжении двух дней охрана границы никого не пропускала ни на одну сторону. Одновременно линия границы обносилась колючей проволокой. Возведение бетонных заграждений началось только 15 августа.

Граница была полностью закрыта, никто не должен был уйти из Восточного Берлина и попасть туда. Были перекрыты даже линии метро и железной дороги, соединявшие западную и восточную части города.

Третья мировая близко

Возведение Берлинской стены привело к серьёзному политическому кризису, который едва не обернулся полномасштабным военным столкновением. В ответ на начало строительства укреплений в США был объявлен набор резервистов. Затем в принудительном порядке был продлён на один год срок службы офицеров, которые должны были уволиться в запас. В Западный Берлин дополнительно было переброшено полторы тысячи американских солдат, с перспективой переброски дивизии. Отдельные части были приведены в состояние повышенной боевой готовности.

24 августа американские военные при поддержке танков были выстроены вдоль строящейся стены. В ответ в Советской армии также были отменены увольнения в запас. Через несколько дней началось наращивание военного контингента в западной части города. К октябрю он был дополнительно увеличен на 40 тысяч солдат. Создавалась взрывоопасная ситуация, которая грозила перерасти в военный конфликт.

Наиболее близко к горячей фазе конфликт подошёл 26 октября 1961 года. Со стороны американского КПП "Чарли" к стене подъехало несколько бульдозеров под прикрытием 10 танков. Советская сторона, опасаясь, что американцы попытаются снести части стены, отправила к КПП несколько советских танков. Эти события вошли в историю как танковое противостояние.

Американские и советские боевые машины всю ночь простояли друг напротив друга, не предпринимая никаких действий. Любое неосторожное движение могло привести к самым серьёзным последствиям. Танкисты простояли так целые сутки. Только утром 28 октября советская сторона отвела машины. Американцы поступили аналогичным образом. Угроза военного столкновения на время миновала.

Антифашистский оборонительный вал

В ГДР стена долгое время именовалась Антифашистским оборонительным валом. Что намекало на необходимость возведения этого укрепления с целью защиты от попыток западногерманских "фашистов" помешать народоправию в ГДР. В Западной Германии её долгое время именовали Позорной стеной. Это продолжалось на протяжении 10 лет. В начале 70-х ГДР и ФРГ признали друг друга и начался постепенный процесс разрядки. Поэтому обидные друг для друга именования стены стали исчезать из официальных заявлений.

Однако стена оставалась и даже совершенствовалась. Поначалу это были незначительные укрепления. На отдельных участках дело ограничивалось простыми спиралями Бруно из колючей проволоки, которые можно было перепрыгнуть при должной сноровке. Поэтому основные заградительные функции выполняли солдаты армии ГДР, которые имели право стрелять на поражение в нарушителей границы. Правда, это правило распространялось только на восточных берлинцев. Западные берлинцы, желавшие проделать путь в обратном направлении, не обстреливались. Хотя гораздо большее распространение получило бегство с востока на запад, отдельные случаи бегства в противоположном направлении также происходили.

Впрочем, чаще всего прыгуны через стену, как их называли, не имели никаких политических и экономических мотивов. В основном это были нетрезвые молодые люди, которые из хулиганских побуждений или чтобы впечатлить друзей демонстрацией своей удали перебирались через стену. Чаще всего их задерживали и после допроса выдворяли обратно.

Несмотря на постепенное сближение двух Германий стена вскоре превратилась в настоящий шедевр фортификации. К концу 70-х годов она стала практически непреодолимым препятствием. Если смотреть со стороны Восточного Берлина, то сначала потенциальным беглецам необходимо было преодолеть бетонную стену либо заграждения из колючей проволоки. Сразу за ними начинался сплошной ряд противотанковых ежей. Миновав их, беглецы вновь оказывались перед заграждением из колючей проволоки, которая была оборудована сигнализацией, оповещавшей патрули о нарушении границы.

Дальше располагалась зона патрулирования, по которой передвигались пешие и автомобильные охранники. За ней располагался заградительный ров, глубиной от трёх до пяти метров. Потом следовала контрольно-следовая полоса из песка, которая освещалась мощными фонарями, расположенными через несколько метров друг от друга. И, наконец, стена из бетонных блоков высотой 3,6 метра, на вершине которых устанавливались цилиндрические барьеры из асбестоцемента, чтобы не дать возможности зацепиться. В дополнение ко всему через каждые 300 метров располагались сторожевые вышки. На отдельных участках устанавливались даже противотанковые укрепления.

Пожалуй, это единственный в истории случай, когда столь основательный заградительный барьер был построен с целью воспрепятствовать бегству своих граждан, а не для того, чтобы защитить от вторжения незваных гостей.

Общая протяжённость стены составляла 106 километров. Бетонные блоки устанавливались на всём её протяжении, однако настолько хорошо она была укреплена только в самых потенциально опасных местах. В остальных частях какие-то элементы отсутствовали. Где-то не было колючей проволоки, где-то земляных рвов или сигнализации.

Дома, примыкавшие к пограничному заграждению, первоначально были выселены, а все окна и двери забетонированы. Позднее их и вовсе снесли.

Правом свободного перемещения по городу обладали только пенсионеры. А вот экономически активное население восточной части Берлина должно было получить специальный пропуск, который, однако, не разрешал постоянное проживание в другой части города. Между тем уже к моменту возведения берлинской стены уровень жизни в западной части Германии превышал показатели ГДР. И в дальнейшем этот разрыв только увеличивался.

Поток беглецов с возведением стены поредел, но не иссяк. Немцы шли на самые невероятные ухищрения, чтобы миновать стену. Они рыли огромные подземные туннели, использовали для бегства дельтапланы и воздушные шары. В связи с этим в уголовный кодекс была введена статья, карающая бегство из республики тюремным заключением.

Разрушение

Берлинская стена просуществовала почти три десятилетия. Ещё в середине 80-х строились планы её дальнейшего совершенствования с применением самых современных средств сигнализации и наблюдения. Однако начавшаяся волна бархатных революций в Европе резко изменила ситуацию. В начале 1989 года Венгрия в одностороннем порядке открыла границу с капиталистической Австрией. С этого момента стена превратилась в бессмысленный артефакт. Желающие выехать в ФРГ немцы просто приезжали в Венгрию и через её границу попадали в Австрию, откуда перебирались на запад Германии.

Власти ГДР под влиянием стремительно разворачивавшихся исторических процессов вынуждены были уступить. В ноябре 1989 года было объявлено о свободной выдаче виз всем желающим посетить западную часть Германии. А в декабре была демонтирована часть стены возле Бранденбургских ворот. Фактически 1989 год стал последним годом существования стены, хотя простояла она чуть дольше.

Укрепление снесли в конце 1990 года после объединения ГДР и ФРГ в одно государство. Лишь несколько её небольших участков было решено сохранить в память о символе холодной войны, разделявшем две политические и экономические системы на протяжении 30 лет.

Берлин является главным городом объединенной Германии, в котором гармонично сочетается современность и старина. Особое очарование и шарм придает ему различие культуры, особенностей и менталитета восточных и западных немцев, разделенных в 1961-1989 годы неприступной стеной. К счастью для немецкого населения, да и для развития крупного европейского города в целом, эта стена давно пала, на месте, в котором она пересекала город, уже сложно рассмотреть ее следы. Наиболее интересные достопримечательности Берлина располагаются по обе стороны бывшей стены между демократическим и социалистическим миром.

Чтобы узнать всю историю города, необходимо прогуляться по его восточным и западным кварталам, осматривая при этом каждое здание. Знакомство с основными достопримечательностями главного города Германии начнем с осмотра Берлинской стены, точнее, ее небольшого специально сохраненного для потомков участка на улице Кохштрассе. Здесь размещается сохранившаяся сторожевая будка, в которой находился часовой, пропускающий визитеров из ГДР в ФРГ по пропускам.

При посещении музея на Чекпоинт Чарли Вы сможете увидеть уникальнейшую экспозицию, охватывающую историю Берлинской стены в целом, – сохранившиеся фотографии, распоряжения, приказы, документы. Сохранившийся участок стены ныне расписан граффити, за счет чего он не выглядит чересчур мрачно. Места, по которым проходила граница между ГДР и ФРГ, отмечены красными полосками на асфальтированном покрытии дорог Берлина.

Музейный остров

Одним из наиболее интересных мест в Восточном Берлине считается Музейный остров, расположенный посреди реки Шпрее и соединенный с континентальной частью города с помощью мостов. На острове располагаются пять музеев – Музей Боде, Старая национальная галерея, Пергамский музей, Новый музей, Старый музей.

Однако особый интерес все же вызывает Кафедральный собор, возведенный в стиле Итальянского Возрождения. Несмотря на грандиозный внешний вид, построен он сравнительно недавно – сооружение храма было закончено только в 1905 году. Высота центральной части собора, сверху увенчанной зеленоватым массивным куполом, составляет 98 метров, а бокам примыкают к ней два боковых нефа со старыми часовнями. В крипте Кафедрального собора хранится прах королей и герцогов из немецкой династии Гогенцоллернов, а непосредственно в храме нередко проводят концерты органной музыки.

Возле собора разбит городской парк Люстгартен, после прогулки по которому отправляемся на разводной мост Юнгфернбрюкке, через который покидаем территорию острова и оправляемся осматривать другие достопримечательности Восточного Берлина.

Оперный театр, Бранденбургские ворота и Красная ратуша

На бульваре Унтер-ден-Линден огромный интерес вызывает величественный Оперный театр, который был основан в 1742 году. Особенно красивым выглядит строгое сооружение в стиле классицизма вечером, когда подсветка немного смягчает его монументальность, при этом преображая немецкую оперу, будто артиста на сцене.

Прогулявшись по бульвару Унтер-ден-Линден, взору туристов откроется Парижская площадь, на которой находится основная достопримечательность Берлина и Германии, считающаяся главным символом немецкой столицы, – Бранденбургские ворота. Построены они были по заказу Фридриха Вильгельма II в 1791 году, а спроектированы Карлом Готтхардом Лангхансом – немецким архитектором.

Бранденбургские ворота отражают дух тех времен, когда в Берлин можно было въехать под триумфальной величественной аркой, которая представляют собой 12 мощнейших колонн дорического типа, на которые установлен прямоугольный фронтон, украшенный Квадригой – Богиня Мира, восседающая на колеснице и управляющая четверкой лошадей.

В Восточном Берлине также находится Красная ратуша, сооруженная во второй половине 19-го века из красного кирпича по проекту немецкого архитектора Веземана. Архитектурный облик симметричного здания с часовой башней в самом центре сочетает черты ренессанса и готики, однако, его внутреннее оформление не так просто увидеть – ратуша и сейчас используется по прямому назначению, именно здесь размещается резиденция федерального правительства и рабочий кабинет берлинского мэра.

Возле ратуши можно осмотреть фонтан «Нептун», в самом центре которого размещен морской царь, держащий в своих руках трезубец, а по бокам – морские обитатели, тритоны и нимфы.

Абсолютно все достопримечательности Берлина, которые расположены на территории бывшего социалистического блока, довольно сложно перечислить, тем более – осмотреть лишь за один день. Наиболее популярными среди них также являются Берлинская телебашня высотой в 368 метров и готические храмы Николаикирхе и Мариенкирхе, Берлинский драматический театр, музыкальный театр «Фридрихштадтпаласт», старейший ресторан Берлина «Последняя инстанция», Кальвинистская церковь, которую местные жители называют Французским собором.

Забронировать отель в Берлине

Для ознакомления с достопримечательностями Берлина вам понадобится где-то поселиться. Специально для вас ниже представлены отели Берлина, разделенные на три категории: популярные отели, роскошные отели и дешевые отели. Здесь вы сможете забронировать номер в отеле Берлина заблаговременно в соответствии с вашими пожеланиями и финансовыми возможностями. Для вашего удобства здесь приведена информация о расположении отелей относительно центра города, а также количество звезд.

Просто выберите понравившийся вам отель, нажав на кнопку «Посмотреть отель». Далее вы окажитесь на странице, где можно забронировать отель. Там же находится более подробная информация о нем, отзывы, оценки, фотографии, расположение на карте, особенности и, конечно же, цены.

Столица Германии Берлин возник в первой половине ХIII века. С 1486 года город был столицей Бранденбурга (затем Пруссии), с 1871 года — Германии. С мая 1943 года по май 1945 года Берлин подвергся одним из самых разрушительных в мировой истории бомбежкам. На заключительном этапе Великой Отечественной войны (1941-1945) в Европе советские войска 2 мая 1945 года полностью овладели городом. После разгрома фашистской Германии территория Берлина была разделена на зоны оккупации : восточную — СССР и три западных — США, Великобритании и Франции. 24 июня 1948 года советские свойска начали блокаду Западного Берлина.

В 1948 году западные державы уполномочили глав земельных правительств в своих зонах оккупации созвать парламентский совет для разработки конституции и подготовки создания западногерманского государства. Его первое заседание прошло в Бонне 1 сентября 1948 года. Конституция была принята советом 8 мая 1949 года, а 23 мая была провозглашена Федеративная Республика Германия (ФРГ). В ответ в восточной части, контролируемой СССР, 7 октября 1949 года была провозглашена Германская Демократическая Республика (ГДР) и Берлин объявлен ее столицей .

Восточный Берлин занимал площадь 403 квадратных километра и был самым большим по численности населения городом Восточной Германии.
Западный Берлин занимал площадь 480 квадратных километров.

Поначалу граница между западной и восточной частью Берлина была открыта. Разделительная линия протяженностью 44,8 километров (общая протяженность границы Западного Берлина с ГДР составляла 164 километра) проходила прямо по улицам и домам, реке Шпрее, каналам. Официально действовали 81 уличный пропускной пункт, 13 переходов в метро и на городской железной дороге.

В 1957 году правительство Западной Германии во главе с Конрадом Аденауэром ввело в действие доктрину Хальштейна, которая предусматривала автоматический разрыв дипломатических отношений с любой страной, признавшей ГДР.

В ноябре 1958 года глава советского правительства Никита Хрущев обвинил западные державы в нарушении Потсдамских соглашений 1945 года и объявил об отмене Советским Союзом международного статуса Берлина. Советское правительство предложило превратить Западный Берлин в "демилитаризованный вольный город" и потребовало от США, Великобритании и Франции провести переговоры на эту тему в течении шести месяцев ("Ультиматум Хрущева"). Западные державы ультиматум отклонили.

В августе 1960 года правительство ГДР ввело в действие ограничения на посещения гражданами ФРГ Восточного Берлина. В ответ Западная Германия отказалась от торгового соглашения между обеими частями страны, что ГДР расценила как "экономическую войну".
После длительных и трудных переговоров с 1 января 1961 года было введено в действие соглашение.

Ситуация усугубилась летом 1961 года. Экономическая политика ГДР, направленная на то, чтобы "догнать и перегнать ФРГ", и соответствующее увеличение производственных норм, хозяйственные трудности, насильственная коллективизация 1957-1960 годов, более высокий уровень оплаты труда в Западном Берлине побуждали тысячи граждан ГДР уезжать на Запад .

В 1949-1961 годы ГДР и Восточный Берлин покинуло почти 2,7 миллиона человек. Поток беженцев почти наполовину состоял из молодежи в возрасте до 25 лет. Ежедневно границы берлинских секторов пересекало в обоих направлениях около полумиллиона человек, которые могли сравнивать условия жизни тут и там. Только за один 1960 год на Запад переселилось около 200 тысяч человек .

На встрече генеральных секретарей компартий соцстран 5 августа 1961 года ГДР получила необходимое согласие восточноевропейских стран, а 7 августа на заседании политбюро Социалистической единой партии Германии (СЕПГ — восточногерманская компартия) было принято решение о закрытии границы ГДР с Западным Берлином и ФРГ. 12 августа соответствующее постановление было принято Советом министров ГДР.

Ранним утром 13 августа 1961 года на границе с Западным Берлином были установлены временные заграждения, а на улицах, соединяющих Восточный Берлин с Западным, разрыта булыжная мостовая. Силами подразделений народной и транспортной полиции, а также боевых рабочих дружин было прервано все транспортное сообщение на границах между секторами. Под строгой охраной пограничников ГДР восточноберлинские строители приступили к замене пограничных ограждений из колючей проволоки бетонными плитами и пустотелыми кирпичами. В комплекс пограничных укреплений были также включены и жилые здания на улице Бернауэр-штрассе (Bernauer Strasse), где тротуары стали теперь относиться к западноберлинскому району Веддинг (Wedding), а дома на южной стороне улицы — к восточноберлинскому району Миттэ (Mitte). Тогда правительство ГДР велело замуровать двери домов и окна нижних этажей — попадать в свои квартиры жильцы могли только через вход со двора, который относился к Восточному Берлину. Началась волна принудительного выселения людей из квартир не только на улице Бернауэр-штрассе, но и в других пограничных зонах.

С 1961 по 1989 год на многих отрезках границы Берлинская стена несколько раз перестраивалась. Сначала она была построена каменной, а потом была заменена железобетонной. В 1975 году началась последняя реконструкция стены. Стену построили из 45 тысяч бетонных блоков размером 3,6 на 1,5 метра, которые были закруглены сверху, чтобы затруднить побеги. За пределами города это переднее заграждение включало также металлические решетки.
К 1989 году общая протяженность Берлинской стены составляла 155 километров, внутригородская граница между Восточным и Западным Берлином — 43 километра, граница между Западным Берлином и ГДР (внешнее кольцо) — 112 километров. Ближняя к Западному Берлину, передняя бетонная заградительная стена достигала в высоту 3,6 метра. Она опоясывала весь западный сектор Берлина.

Бетонное ограждение тянулось на 106 километров, металлическое — на 66,5 километров, земляные рвы имели протяженность 105,5 километров, под напряжением находилось 127,5 километров. Около стены, как на границе, была сделана контрольно-следовая полоса .

Несмотря на жесткие меры против попыток "незаконного пересечения границы", люди продолжали бежать "через стену", используя канализационные трубы, технические средства, сооружая подкопы. За годы существования стены погибло около 100 человек, пытавшихся ее преодолеть.

Начавшиеся в конце 1980-х годов демократические перемены в жизни ГДР и других стран социалистического содружества предрешили судьбу стены. 9 ноября 1989 новое правительство ГДР объявило о беспрепятственном переходе из Восточного Берлина в Западный и свободном возвращении обратно. Около 2 миллионов жителей ГДР побывало в течение 10-12 ноября в Западном Берлине. Тут же началась стихийная разборка стены. Официальный демонтаж был произведен в январе 1990 года, часть стены была оставлена как памятник истории.

3 октября 1990 года после присоединения ГДР к ФРГ статус федеральной столицы в объединенной Германии перешел от Бонна к Берлину. В 2000 году из Бонна в Берлин переехало правительство.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников