Многие исследователи считают что зодчий федор конь. Федор Конь: «Государев мастер» недюжинной силы и отчаянной работоспособности

Кто воздвиг в Москве Белый город, и почему эта крепость не дожила до наших дней


Мы продолжаем знакомить наших читателей с мастерами строительного дела разных эпох. Сегодня наш взгляд обращен в Смутное время, когда в Москве появился знаменитый Белый город. А построил его выходец из Смоленска Федор по прозвищу КОНЬ.

В конце XVI века, во времена правления Бориса Годунова , вокруг древнего центра Москвы вырос огромный и прекрасный каменный Царев Белый город с мощными стенами, протяженностью более 9 км, множеством ворот и высоких башен. Неприступная крепость, окрашенная в благородный белый цвет, была видна издалека практически с любой точки в пределах городской черты.

Белый город стал защитой и украшением столицы, неизменно вызывая восторг и удивление заезжих иностранных гостей. В те времена крепость стала самым укрепленным строением не только Москвы, но и средневековой Руси в целом. Можно смело предположить, что Белый город бил и европейские рекорды тех лет…

Белый город в XVII веке

Имя зодчего, построившего чудо-крепость своего времени, истории хорошо известно — это сын плотника из-под Смоленска Федор Конь . Несмотря на простое происхождение, современники уважительно называли его «Государев мастер». Этот почетный титул он заслужил благодаря своей инженерной смекалке и новаторскому подходу к строительному делу. Ну, а прозвище — Конь — русский зодчий получил, по-видимому, за свою недюжинную силу, удивительную выносливость и отчаянную работоспособность.

Отрочество мастера

Точных исторических сведений о дате рождения Федора Коня, к сожалению, не сохранилось, известен лишь период . Имя его, попавшее на страницы летописей, обросло легендами и преданиями, как это часто бывает с выдающимися людьми, сведения о которых не слишком щедры на детали.

Известно, что вторая половина XVI века выдалась непростой для Отчизны: и Иван Грозный с опричниной, и Смутное время, принесшее полчища вооруженных интервентов во главе с псевдонаследниками российского престола. В лихую годину в чести были умелые руки да смышленые головы по части строительства боевых сооружений и оборонительных крепостей.

Предание гласит, что Федор впервые оказался в Москве в девятилетнем возрасте. В столицу он приехал вместе с отцом, занимавшимся плотницким ремеслом и состоявшим в одной из лучших строительных артелей, выполнявших подряды для царя Ивана Грозного. Еще в подростковом возрасте будущий Государев мастер остался сиротой, и артель стала для него и новым домом, и новой семьей, а плотницкое ремесло и строительные науки — делом всей жизни.

Молодой мастер быстро добился успехов в профессиональной деятельности, принимая участие в крупных столичных стройках и активно перенимая опыт старшего поколения. Благодаря знакомству с видными священнослужителями, для которых артель возводила храмы, мастер получил возможность обучаться грамоте, а связи в профессиональной среде послужили тому, что в роли наставников зодчего оказались наиболее выдающиеся инженеры того времени, в том числе итальянские. Федор изучал математику, овладел на практике тонкостями технологии каменной кладки.

Известно, что, до того как приступить к главному своему детищу, которое прославит имя мастера в веках, Федор Конь строил жилые дома, принимал участие в строительстве монастырей и соборов как в Москве и Подмосковье, так и на родной смоленской земле: Спасо-Преображенская церковь в Вяземах и Троицкий Болдин монастырь под Дорогобужем.

Спасо-Преображенская церковь в Вяземах


Фото: Троицкий Болдин монастырь

Призрачно-Белый город

Строительство Царева Белого каменного города было завершено в 1593 году за рекордные для тех времен 8 лет. Масштабное укрепление длиной более 9 км венчалось 27 укрепленными башнями, самая мощная из которых, Алексеевская, возвышалась более чем на 30 метров и отличалась уникальной конструкцией. Пятиярусная, с многошатровой кровлей, в народе она звалась Семиверхой. Башне этой придавалось особое стратегическое значение: ее построили как раз напротив так называемого Крымского брода, в том самом месте, где крымские татары переправлялись через Москву-реку при нападении на город.

Фото: Алексеевская «Семиверхая» башня Белого города Москвы

Надо сказать, что Белый город свою функцию оборонительного сооружения блестяще исполнил, еще не будучи достроенным до конца. В 1591 году, когда Москву атаковал крымский хан Казы-Гирей вместе со своим 150-тысячным войском, крепостные стены успешно выдержали осаду. Войска хана вынуждены были спасаться бегством от русских дружин до самой Тулы, где остатки некогда громадной армии татар были взяты в плен.

Столетиями посреди Москвы возвышалась гигантская средневековая крепость, а затем исчезла, так, словно бы и не было ее никогда. От нее не осталось практически ничего, то есть даже меньше, чем от Китайгородской стены, построенной во времена Елены Глинской , матери Ивана Грозного. Разумеется, столь крупное сооружение никак не могло разрушиться само по себе — его разобрали в 70—80х годах XVIII века, как сказано в официальных бумагах: «за излишностию, ветхостию и неудобностию».

Фото: Стены Белого города

Однако признаки Белого города можно и сегодня угадать в геометрии современной российской столицы в районе Бульварного кольца. Звучание имен огромных башен перешло к возникшим на их месте городским площадям: Арбатские ворота, Никитские ворота, Тверские и Cретенские, — все это названия башен-застав, охранявших город от внешнего вмешательства наших древних недругов.

Еще одним своеобразным напоминанием о Белом городе стал Воспитательный дом, тянущийся вдоль нынешней Москворецкой набережной. В 1763 году, когда принималось решение о строительстве этого огромного здания, был издан указ, в котором значилось: «старую городскую стену употребить в строение». Из обветшалых стен Белого града не только выстроили Воспитательный дом, но и отремонтировали Арсенал, а также апартаменты московского градоначальника — нижние этажи Московской мэрии на Тверской.

Фото: Воспитательный дом в Москве

Смоленский артефакт

Хотя бы отчасти судить о том, насколько масштабной и мощной была исчезнувшая московская крепость, можно по другому детищу Федора Коня — Смоленскому каменному граду, где были использованы схожие технологии строительства и аналогичные архитектурные приемы. Эта крепость сохранилась до наших дней и является главной гордостью древнего города.

Общая длина стен Каменного Смоленского града составляла около 7 км при высоте 19 м и толщине 6 м. По ней легко можно было проехать на повозке, запряженной тройкой лошадей. 38 башен, до 40 м высотой, размещались по периметру крепости. Главная из них не сохранилась до наших дней, но судя по старинным гравюрам и описаниям современников, была пятиярусной и внешне напоминала Спасскую башню Московского Кремля.

Фото: фрагмент Смоленской крепости

Исследователи, изучавшие кладку и фундамент крепости, отмечают удивительную прочность и ударостойкость кирпича, из которого она сложена, а также глубину цоколя, уходящего под землю на 6—7 м и укрепленного мощными каменными блоками. Расчет был на то, что крепость станет абсолютно неприступной для неприятеля — и это себя оправдало. Осадившим Смоленск в 1609 году полякам так и не удалось за целых два года ни пробить укрепление из артиллерийских орудий, ни подорвать фугасами, заложенными под самый фундамент.

Впрочем, «ахиллесова пята» у Смоленского града все же нашлась. О ней полякам рассказал предатель-перебежчик, участвовавший в строительстве крепости. Ему было хорошо известно, что из-за поспешности, вызванной близящимся завершением перемирия с поляками, один из участков стены возводили, вопреки технологии, поздней осенью, что привело к ослаблению кладки. Разумеется, Король Сигизмунд III , после двух лет неудач, не преминул воспользоваться неожиданно подвернувшейся возможностью. Только после этого Смоленск пал…

Фото: Памятник Федору Коню в Смоленской крепости

Знаменитый и обеспеченный

Строительство Белого города в Москве и Смоленской крепости сделало Федора Коня не только знаменитым и всеми уважаемым человеком, но и хорошо обеспеченным. Об этом можно судить по размеру церковных пожертвований, которые совершал в родных краях великий русский зодчий, какое покровительство оказывал бедным и обездоленным.

При этом легенды и предания приписывают Федору по прозвищу Конь, суровый и своенравный характер, склонность к бунтарству и даже воинствующий атеизм, что как-то плохо увязывается с суммами, которые тот отписывал церкви.

Существует также версия, согласно которой зодчему со столь оригинальными и не уместными в средневековой Руси взглядами в итоге пришлось бежать за границу .

Так ли это на самом деле, исторической науке доподлинно не известно. Но ведь не зря же в народе, где рождаются легенды и предания, говорят еще и о том, что о человеке судят не по слухам, а по делам…

Подготовил Алексей ГАРИН


Что известно о строителе Белого города Москвы и Смоленской крепости Федоре Савельевиче Коне?
Скажем прямо: почти ничего!

Не установлены точно даже годы его жизни (около 1540 - после 1606). К сожалению, в истории такое случается часто: человек оставил потомкам великую память о себе в виде красивейших сооружений, замечательных полотен или скульптур, интереснейших произведений (вспомним хотя бы «Слово о полку Игореве»), а сведений о самом творце почти не сохранилось.

Можно лишь предполагать, что Федор Конь был выходцем из дорогобужских крестьян, а может быть, из дворовых людей князей Звенигородских, владевших родовыми вотчинами в районе Троицкого монастыря в Болдине .


Эти предположения строятся на одном твердо установленном факте: Федор Савельевич Конь делал богатые пожертвования монастырю, подолгу жил в нем.

В 1585 - 1593 годах в Москве под руководством Коня был построен Белый город - мощные крепостные стены с 27 башнями, стоявшие по линии современного Бульварного кольца.

Белый город на плане Маттеуса Мериана (1638) выделен жёлтым цветом:


После окончания этого невиданного строительства Федор Конь, видимо, проживал в Болдине.
В 1595 году царской грамотой он был послан на городовые работы в Смоленск . В этой грамоте он назван по имени и отчеству, чего удостаивались только весьма высокопоставленные лица. Официальная должность Коня называлась «государев мастер» , что подчеркивало его опытность и мастерство в военном строительстве.

Помимо чисто строительных вопросов Федор Конь безусловно владел знаниями по осаде крепостей и организации их обороны, разбирался в артиллерии и в возможностях этого оружия.

Одной из важнейших его строек стала Смоленская крепость .


Фотография С.М. Прокудина-Горского (1912 г.):



А это несколько моих фотографий (2017 г.):

















Талант Федора Коня при возведении Смоленской крепости проявился настолько ярко, что некоторые современные исследователи даже причисляют его к итальянским мастерам, осевшим в России. Дескать, не способен русский мужик перенять итальянские приемы и методы кирпичной кладки и строительства («Нет пророка в своем отечестве»?).


Смоляне по праву гордятся Федором Конем, которого считают своим земляком.
В мае 1991 года рядом с Громовой башней Смоленской крепости ему был установлен памятник (скульптор О. Комов, архитектор А. Анипко).

Как все тесно переплетается в этом мире!
В 1940 году о русском зодчем Федоре Коне написал повесть в стихах замечательный русский поэт с трагической судьбой Дмитрий Борисович Кедрин (1907 - 1945).

Эта стихотворная повесть моего земляка (Дмитрий Кедрин с 1934 года жил в подмосковном селе Черкизово, работая в многотиражке Мытищинского машиностроительного завода - ММЗ - ныне «Метровагонмаш»)


так и называется - «Конь» .

Прочитайте ее.
Уверяю вас, что вы не пожалеете.

P.S.:
Конечно же, поэт Дмитрий Кедрин в своей повести в стихах о Федоре Коне вывел фигуру зодчего так, как ему подсказало его поэтическое воображение и вдохновение. Но тем не менее, учитывая тот факт, что на самом деле нам почти ничего не известно об этом гениальном русском архитекторе, я думаю, что эта поэтическая версия жизнеописания Коня имеет право на существование, и для того, чтобы про крайней мере заинтересоваться историей далекого во времени русского средневековья, прочитать эту повесть стоит.

И напоследок, замечательное фото:


Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.

Фёдор Савельевич Конь (XVI в.)

В русских летописях XVI в. красной нитью проходят записи о строительстве крепостей - городов и монастырей. Как бы предчувствуя битвы за свою свободу и самостоятельность, русский народ закладывал основу своей обороны. Забота об охране границ, об укреплении военной мощи Руси тревожила в равной степени и Ивана III, и его сына Василия, и Ивана Грозного, и Бориса Годунова. Всё столетие проходит под знаком постройки оборонительных сооружений не только столицы - Москвы, но и других важнейших городов государства. За городами следуют и монастыри - небольшие крепости, зорко охранявшие государственные границы и подступы к городам. В условиях этого бурного военно-оборонительного строительства выросло и воспиталось целое поколение русских мастеров-горододельцев, специальностью которых сделалась постройка крепостных стен и башен. Строители начала XVI века - авторы оборонительных укреплений Новгорода и Пскова, Тулы и Зарайска - остались для нас неизвестными. Но уже с середины столетия документы всё чаще и чаще называют имена зодчих. Звание "государева мастера" венчает знаменитых русских зодчих конца XVI в. К прославленным именам Андрея Малого, Григория Борисова, Бармы и Посника присоединяется имя Фёдора Коня - строителя Белого города Москвы и Смоленска.

Фёдор Савельевич Конь, повидимому, происходил из Смоленской области, так как его родственники упоминаются как вкладчики Болдина монастыря под Дорогобужем. Возможно, что ему принадлежали интересные сооружения этой древней обители - собор и колокольня с пирамидой маленьких полукруглых кокошников, нёсшей небольшую главу (взорваны немцами в 1943 г.). Дата рождения и биография Ф. С. Коня до сих пор остаются неизвестными. Но зато о нём говорят созданные его заботами и талантом могучие укрепления древних городов и монастырей Московской Руси.

В 1586 г. началось сооружение так называемого Белого города Москвы - каменных стен и башен, располагавшихся по линии теперешнего бульварного кольца. Бурный рост столицы привёл к тому, что за пределами города - Кремля и Китай-города, получившего свои каменные стены в 1534-1538 гг., - вырос так называемый посад, разбегавшийся многочисленными обширными слободами вдоль дорог, ведших к Москве. Московский посад составлял такую значительную часть города, что необходимо было подумать о его защите на случай военной опасности. Набег крымских татар в 1571 г. послужил непосредственным толчком для начала постройки Белого, или Царева, города Москвы.

Постройка была поручена "городовых дел мастеру" Фёдору Коню. Ему предстояло построить девять километров стен с боевыми башнями, десять из которых были проездными. Легко себе представить, какими недюжинными способностями и организаторским талантом надо было обладать, чтобы выстроить такую стену с двадцатью восемью башнями в течение шести лет. План Москвы 1610 г. даёт представление об этих укреплениях, выстроенных Фёдором Конем. Могучие башни с низкими четырёхгранными шатрами стоят на почти одинаковом расстоянии друг от друга. Высокие стены соединяют их между собой. Антиохийский архидиакон Павел Алеппский, посетивший Москву в 50-х годах XVII в., оставил красочное описание этого произведения Фёдора Коня. "Третья стена города, - пишет он, - известна под именем Белой стены, ибо она выстроена из больших белых камней... Эту стену он вывел с южной стороны Кремля и кругом города. Она больше городской стены Алеппо и изумительной постройки, ибо от земли до половины высоты она сделана откосом, а с половины до верху имеет выступ, и потому на неё не действуют пушки. Её бойницы, в коих находится множество пушек, наклонены книзу, по остроумной выдумке строителей... В Белой стене более пятнадцати ворот, кои называются по именам различных икон, на них стоящих... Каждые ворота не прямые, а устроены с изгибами и поворотами, затворяются в этом длинном проходе четырьмя дверями и непременно имеют решётчатую железную дверь, которую спускают сверху башни и поднимают посредством ворота. Если бы даже все двери удалось отворить, эту нельзя открыть никаким способом: её нельзя сломать, а поднять можно только сверху".

Постройка Белого города была в основном закончена в 1592 г. В этом сооружении Фёдор Конь показал себя не только замечательным строителем, но и выдающимся военным специалистом, умеющим предвидеть и учесть условия военной обороны, углы обстрела пушек, помещённых за стенами в башнях, создавшим целый ряд дополнительных оборонительных сооружений, прикрывавших подступы к стенам.

Помимо крепостных стен, Москва обладала ещё одной линией обороны. С юга и запада её окружало полукольцо монастырей. Опасность заставила обратить внимание и на эти укрепления. Возможно, что в эти же годы, вслед за окончанием строительства Белого города, началась постройка каменных укреплений Симонова монастыря. Его башня "Дуло" - одно из лучших крепостных сооружений этой эпохи. Она, повидимому, тоже построена Фёдором Конем.

Грандиозная башня "Дуло" отличается не только своими размерами, но и большими архитектурными достоинствами. Лопатки на рёбрах граней, наличники окон-бойниц, машикули (арочки под нависающей верхней частью башни) - все эти детали составляют её архитектурный наряд и показывают умелую руку крепкого мастера.


Башня "Дуло" Симонова монастыря

К произведениям Фёдора Коня надо отнести и крепостные стены и башни Пафнутьева-Боровского монастыря, выстроенные в это же время. Здесь мастер усовершенствовал свои архитектурные приёмы. Общий план монастыря близок к фигуре ромба. Архитектурное убранство башен Пафнутьева-Боровского монастыря близко как башне "Дуло", так и, в особенности, башням Смоленска.

Значение Смоленска на западной границе Московского государства было огромно. Деревянные стены, сооружённые для его обороны в начале XVI в., уже стали ненадёжными. С 1549 г. начинается сбор всех способных к "каменному смоленскому делу". Борис Годунов "повеле имати каменщиков и кирпичников и горшечников". Строительный материал заготавливался в огромном количестве. В 1596 г. началась постройка самого города. "Смоленское дело" вошло в сознание русского народа как событие огромной важности. Все челобитные записных каменщиков XVII в. всегда упоминают о том, что они или их отцы "делали город Смоленск". На время строительства Смоленского города все каменные постройки в стране были запрещены. "Да о том бы заповедь крепкую учинил, и бирючам велел кликати, во многие дни, чтоб... церквей каменных, и палат, и погребов, и всяких каменных дел, и горшков, и кувшинов, и печей, и жерновов, и точил, и на гробы плит... не делали никто никак...". Неповиновение этому приказу каралось смертной казнью.

Строительство башен и стен Смоленска - этого "ожерелья Московской Руси" (слова Бориса Годунова) - было последним грандиозным строительным предприятием Москвы в XVI в.

Город был выстроен на левом берегу Днепра и окружён каменной стеной, длиною более пяти километров, с тридцатью восемью башнями. Автором этой могучей крепости был Фёдор Конь. Новое грандиозное сооружение зодчий закончил в течение четырёх лет.

Архитектурное убранство смоленских стен и, в особенности, башен привлекает особое внимание. Всё, что имелось в башне "Дуло", применено было и здесь с не меньшим совершенством. Машикули поставлены попарно, бойницы располагаются нередко в шахматном порядке. Они украшаются наличниками, как в Боровском монастыре. Лёгкие карнизы дополняют строгий архитектурный наряд стен и башен. Последние достигали иногда двадцати восьми метров высоты. Стены же были толщиной в пять метров.

Имя "городовых дел мастера" Фёдора Коня входит в историю русского зодчества не только как имя крупного военного строителя, но и как зодчего, сумевшего придать оборонительным сооружениям черты архитектурно-художественного произведения. На его творчестве учились зодчие XVIII в., создавшие башни, украшающие Троице-Сергиевскую лавру, Спас-Ефимьев монастырь в Суздале и Новодевичий монастырь в Москве.

О Ф. С. Коне : Грабарь И., История русского искусства, т. II - История архитектуры, М., 1912; Сперанский М., Очерки по истории приказа каменных дел Московского государства, М., 1930; Жакова В.,О чёрном человеке Фёдоре Коне, Альманах "Год XVII", М., 1934; Воронин Н., Очерки по истории русского зодчества XVI-XVII вв., Л., 1934.

Конь известен как строитель крепостных сооружений и храмов:

  • каменных стен и башен Белого города Москвы (1585-1593; по линии нынешних бульваров);
  • мощных городских стен Смоленска (1596-1602);
  • ансамбля Пафнутьева монастыря в Боровске;
  • ансамбля Болдинского монастыря под Дорогобужем.

Постройки Коня отличались высокой техникой строительства, продуманностью конструкций, большим архитектурным мастерством. Их стилистические особенности демонстрируют влияние итальянского ренессанса.

Биографические данные

Исследователи предположительно считают Федора Коня выходцем из Троицкого монастыря в Болдине. В 1594 году Фёдор Конь сделал вклад в Болдин монастырь (35 руб.), с Болдиным были связаны и родные Коня: в 1600 году «с Москвы из суконного ряду Федор Петров сын, а Федора Коня пасынок, дал вкладу 20 руб.; среди работников Болдина монастыря сын Коня Мартин Иванов».

О жизни зодчего известно немного: краткие и отрывочные записи в источниках конца XVI - начала XVII века дают лишь некоторые представления о нём. К таким источникам относятся приходные и расходные книги Болдина - Троицкого монастыря под Дорогобужем за 1568-1607 годов, наказы и грамоты царя Федора Иоановича 1591 г. и 1595 г., различные хронографы и летописцы XVII века.

Последнее упоминание о Фёдоре Коне (1606 год) опубликовано Р. Г. Скрынниковым. В популярной литературе Коню без каких бы то ни было оснований приписываются некоторые сооружения времён Романовых (например, укрепления Новоспасского монастыря).

Память

  • Дмитрий Кедрин воспел Коня в поэмах «Конь» и «Зодчие».
  • У подножья Смоленской крепостной стены поставлен памятник Фёдору Коню.

Город Смоленск был выстроен на левом берегу Днепра и окружён каменной стеной, длиною более пяти километров, с тридцатью восемью башнями.
Автором этой могучей крепости был Фёдор Конь.

2. Фёдор Савельевич Конь (около 1540 — после 1606) — крупнейший русский зодчий рубежа XVI — XVII веков, носивший высокий персональный титул «государев мастер» (царя Бориса Годунова), выдающийся строитель крепостных сооружений и храмов: каменных стен и башен Белого города Москвы (1585—1593; по линии нынешних бульваров) мощных городских стен Смоленска (1596—1602) ансамбля Пафнутьево-Боровского монастыря в Калужской области, ансамбля Болдинского Дорогобужского монастыря, в котором предположительно и начинал свою самостоятельную деятельность (после работы в Александровой слободе около 1570 года, где он, видимо, и познакомился с будущим царём Борисом Годуновым). С высокой степенью вероятности именно Фёдор Конь является автором не сохранившегося ансамбля Борисова городка (усадьбы Бориса Годунова) под Можайском (крепость, очень близкая по стилю к Смоленску и Пафнутиево-Боровскому монастырю и грандиозный шатровый храм во имя Бориса и Глеба), а также очень похожих на собор Болдинского Дорогобужского монастыря церквей в Троицы в Вязёмах и Троицы в Хорошове. В конце жизни царя Бориса Годунова была надстроена колокольня Ивана Великого в Московском Кремле — начало несостоявшегося строительства «Святая Святых» — подражание Храму Гроба Господня в Иерусалиме.

3. При возведении крепости некоторые башни пришлось по нескольку раз перестраивать — мастер искал более совершенные формы, чтобы не только улучшить их оборонные качества, но и придать им облик, не выпадающий из единого целого — самой могучей крепости России.

4. О жизни зодчего известно немного, краткие и отрывочные записи в источниках конца XVI — начала XVII века дают лишь некоторые представления о нём.
Смоленский кремль — главное сохранившееся детище Фёдора Коня

5. Городовых дел мастер Федор Конь вошел в историю русского зодчества не только как крупный военный строитель, но и как человек, сумевший придать оборонительным сооружениям черты архитектурно-художественного произведения.