История кадетства. История создания кадетских корпусов

В кадетских погонах начинали свой жизненный путь доблестные полководцы и адмиралы, известные ученые и писатели, композиторы и художники. Вспоминаем историю первого кадетского корпуса.

Школа для детей «служилых отцов»

Парадный вход в кадетский корпус. Фотография: histrf.ru

Дворец Меншикова на Васильевском острове. Здание кадетского корпуса. Фотография: museum.ru

Кадетский корпус. Домовая церковь. Фотография: valenik.ru

История российского кадетства начинается с одного лейпцигского парада, на котором Петр I увидел чеканящих шаг воспитанников местного кадетского корпуса. Спустя пять лет, в 1701 году, император открыл в России сначала Навигацкую школу, затем - инженерную и артиллерийскую. Но этих учебных заведений для воспитания кадров российской армии было недостаточно.

Указ о создании первого сухопутного кадетского корпуса издала императрица Анна Иоанновна в 1731 году. В нем говорилось: «Повелеваю учредить школы, чтобы все служилых отцов дети имели надежное пропитание, обучались, кто к каким наукам склонность имеет» . Детей дворян, заслуженных офицеров и чиновников собрали в Меншиковский дворец на Васильевском острове (сегодня - здание Государственного Эрмитажа). Воспитанников нового учебного заведения стали называть кадетами. С французского это переводилось как «младший», а с гасконского - как «маленький капитан».

Императорская семья благоволила «маленьким капитанам» на протяжении всей истории кадетства. По приказу Елизаветы Петровны специально для Первого кадетского корпуса была освящена домовая церковь. Говорят, что императрица сама вышивала в подарок новому храму ризы для священнослужителей.

Науки военные, точные и светские

Дворянские дети попадали в кадетский корпус в пятилетнем возрасте и учились здесь пятнадцать лет - военному делу и светскому обхождению. Кроме этого, по указу Анны Иоанновны здесь изучали «науки разные: чтение и письмо, закон Божий, арифметику и геометрию, географию и историю, умение на конях скакать, танцы, языки иностранные и прочее». Также кадеты занимались и в столярных мастерских. Считалось, что будущий офицер обязан иметь самые разные навыки.

Коренные изменения в учебном распорядке произошли, когда корпус возглавил Михаил Кутузов . Он привнес в занятия военную дисциплину, а в расписании появились уроки по тактике и военной истории. К воспитанникам Кутузов относился как к солдатам. Русский писатель Сергей Глинка - также воспитанник корпуса - вспоминал слова директора на выпускном: «Я получил и чины, и ленты, и раны; но лучшею наградою почитаю то, когда обо мне говорят - он настоящий русский солдат. Господа! Где бы вы ни были, вы всегда найдете во мне человека, искренно желающего вам счастья и который совершенно награжден за любовь к вам вашею славою, вашею честью, вашею любовью к Отечеству» .

Преподавать кадетам вместо гражданских педагогов стали офицеры. Но воспитанников ожидала не только муштра. Прилежных учеников премировали походами в театр и даже в офицерские семьи - «на пироги».

Общество любителей российской словесности

Николай II в кадетском корпусе. Фотография: histrf.ru

Кадеты II возраста от 6 до 12 лет. «Урок танцев» Императорского Сухопутного Шляхетского кадетского корпуса в царствование Императрицы Екатерины II. Фотография: shpl.ru

Кадеты 2-го кадетского Императора Петра Великого корпуса в Петербурге в исторических формах обмундирования в день 200-летия корпуса. Фотография: ruscadet.ru

В 1750 году директором корпуса стал князь Борис Юсупов. Он улучшил содержание кадетов, открыл при корпусе типографию, в которой печатали книги и карты, и поддерживал воспитанников, увлеченных творчеством. При кадетском корпусе появилось одно из первых в России Обществ любителей российской словесности.

Под руководством Юсупова кадеты устраивали поэтические вечера, выступая перед товарищами со стихотворениями и пьесами. На одном из таких вечеров свои первые переводы европейских классиков читал будущий фельдмаршал Александр Суворов , который сдавал при корпусе выпускные экзамены.

Кадетский любительский театр

В петербургском кадетском корпусе в середине ХVIII века появился один из первых в России любительских театров. Все началось с увлечения кадета Александра Сумарокова французской литературой. Молодой поэт любил декламировать стихи для своих товарищей, а затем стал писать пьесы на основе событий русской истории. Одну из постановок - трагедию «Хорев» - в 1750 году актеры-кадеты представили на суд самой императрицы. Алексей Геринг, бывший кадет, редактор журнала «Военная быль», вспоминал: «Для представления Императрица приказала выдать из Царской кладовой бархат, парчу, золотые ткани, драгоценные каменья и собственными руками убирала к представлению кадета, игравшего женскую роль Оснельды» .

С тех пор кадетская труппа не раз выступала во дворце, в том числе с трагедией «Гамлет» в переводе Сумарокова. Позже по велению императрицы в кадетский корпус приняли лучших маленьких артистов из ярославской труппы Федора Волкова. Здесь был организован «Российский театр», а Александр Сумароков стал его директором.

Кадетские корпуса – одно из самых значительных явлений в истории военно-учебных заведений России и в истории российского просвещения в целом. Они являлись первоначальной ступенью к подготовке офицеров и гражданских служащих. Значение накопленного в кадетских корпусах педагогического опыта выходит далеко за рамки чисто военной сферы, поскольку эти учебные заведения давали своим воспитанникам не только специальное военное, но и широкое гражданское образование. На протяжении более 250-летней истории кадет воспитанники кадетских корпусов были цветом нации, составляли славу и гордость государства, ярко проявили себя не только в военном искусстве, но и культуре, науке, общественной жизни. История кадет в России является достойным примером воспитания подрастающего поколения, в котором с ранних лет закладываются основы гражданственности, патриотизма, безграничной любви к своему Отечеству.

Предлагаем вашему вниманию методические материалы для проведения тематического занятия (урока мужества) «История развития кадетского движения» для обучающихся 5−9-х классов.

Вариант проведения занятия [PDF ] [DOCX ]

Презентация [PDF ] [PPTX ]

Материал для учителя [PDF ] [DOCX ]

Задания для обучающихся [PDF ] [DOCX ]

Цель: формирование у обучающихся патриотизма, ценностного отношения к событиям отечественной истории, готовности защищать Родину.

Задачи:

  • развитие умения анализировать информацию, аргументированно высказывать свою точку зрения;
  • воспитание у обучающихся патриотизма на примере героизма сверстников, проявленного в годы Великой Отечественной войны;
  • формирование у обучающихся положительного отношения к традициям служения своей Родине;
  • расширение знаний в области истории Отечества.

Задание. Посмотрите видеофрагмент .

Вопросы:

Что объединяет этот видеофрагмент и фотографии на слайде?

О чём, как вы думаете, пойдёт речь на классном часе? Сформулируйте тему. Аргументируйте свой ответ.

Вопросы:

Как вы думаете, что означает слово «кадет»?

Почему возникла необходимость обучать военному делу детей с малых лет?

Кадеты (от франц.cadet − младший):

1) в феодальной Франции и Пруссии – молодые дворяне и дети феодальной знати, зачисленные на военную службу в солдатских чинах до производства их в офицеры;

2) в XVIII – начале XX века воспитанники кадетских корпусов в России и некоторых других странах, а в 80-х годах ХХ века − курсанты военно-учебных заведений в армиях США и Франции;

3) в Австро-Венгрии до 1914 года − воинское звание, соответствовавшее подпрапорщику в Русской армии.

Прообразом кадетских корпусов в России можно считать основанную в 1701 году Петром I «Школу математических и навигацких наук» («Навигацкая школа»), в которой обучалось 5000 детей дворянского сословия от 12 до 17 лет.

Вопросы:

Какое предназначение было у Навигацкой школы, основанной в 1701 году Петром I?

Для чего обучали детей военному делу? Аргументируйте свой ответ.

В Указе 1731 г. российской императрицы Анны Иоанновны об учреждении в Санкт-Петербурге «Корпуса Кадетов» говорилось: «Повелеваю учредить школы, чтобы все служилых отцов дети имели надёжное пропитание, обучались, кто к каким наукам склонность имеет. Дабы со временем не только государству могли быть полезными, но и сами себе теми науками пропитание снискать могли. Отроки от семи до пятнадцати лет отроду воинскому делу обучались и наукам разным...»

Задание. Предположите, каким наукам обучались кадеты. Обоснуйте свой ответ.

«…Чтению и письму, закону божьему, арифметике и геометрии, географии и истории, на конях скакать, танцам, языкам иностранным и прочим пользительным Отечеству ремёслам».

Александр II проводит реформы, оказавшие значительное влияние на изменение положения страны. Было отменено крепостное право, проведены судебная и земская реформы.

Задание.
При Александре III ускорился процесс создания кадетских корпусов. Что, на ваш взгляд, послужило этому причиной?

Создание многочисленных кадетских корпусов объяснялось не только необходимостью дать военную подготовку будущим офицерам, но также стремлением заложить в будущих слуг Отечества соответствующий моральный дух. На данное решение в первую очередь повлияло то обстоятельство, что с конца XIX века крупные европейские страны Англия, Франция, Германия, Австро-Венгрия начинают подготовку к новой войне, и возникает необходимость усилить подготовку мобилизационного и кадрового резерва Российской армии.

Рабочий лист 1.

Задание. Прочитайте текст. Назовите особенности кадетского образования в ХIX – начале XX века.

С момента учреждения императрицей Анной Иоанновной и до закрытия в 1922 году последнего кадетского корпуса в общей сложности существовало около 50 кадетских корпусов или военно-учебных заведений, схожих по своей сути с кадетскими корпусами. Воспитанники кадетских корпусов были цветом нации, составляли славу и гордость государства, ярко проявили себя не только в военном искусстве, но и культуре, науке, общественной жизни.

Вопрос: Какими военными подвигами знамениты изображённые на слайде военачальники?

Рабочий лист 2.

Задание. Используя информацию о выдающихся выпускниках кадетских корпусов в таблице 1, заполните таблицу 2, указав цифрами высказывания о выдающихся выпускниках кадетских корпусов и буквами − их род деятельности.
Какие общие качества характеризуют известных выпускников кадетских корпусов?

Кадетские корпуса в России были ни с чем не сравнимым, особым миром, из которого выходили крепкие духом, сплочённые между собой образованные и дисциплинированные будущие офицеры, воспитанные в идеях непоколебимой преданности Царю и Родине.

В годы Великой Отечественной войны для обучения и воспитания детей воинов Красной Армии, партизан Отечественной войны, а также детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов, были созданы суворовские и нахимовские училища.

Вопрос:
Как вы думаете, почему возникла необходимость создания суворовских и нахимовских училищ в годы Великой Отечественной войны?

Контингент воспитанников первого набора суворовских училищ 1943−1944 года состоял не менее чем на 85% из числа детей погибших воинов. Это были мальчики, испытавшие ужасы войны, пережившие бомбёжки и артобстрелы, голод и холод военного лихолетья, бывшие беспризорники и детдомовцы. Были ребята, на глазах которых фашисты расстреляли родителей и родственников. В училища направлялись также и сыны полков, принимавшие участие в боевых действиях, за что многие из них получили ордена и медали.

Рабочий лист 3.

Задание. Прочитайте текст и ответьте на вопрос: «Почему начинающие кадеты уже имели боевые награды?» Оцените нравственные поступки кадет. Какие трудности легли на их юные плечи?

Возрождение кадетского движения в современной России началось в 1992 году. Многие родители предпочитали, чтобы их дети обучались в кадетских образовательных учреждениях, не только расширяя свой кругозор, но и вместе с качественным образованием получая в них кадетское воспитание. Сама атмосфера этих учебных заведений с атрибутикой кадетского движения, опорой на его историческое прошлое и педагогами-энтузиастами прививает чувство патриотизма, товарищества, чести и справедливости, стремление к служению Отечеству.

По инициативе Департамента образования города Москвы с 1 сентября 2014 года стартовал проект «Кадетский класс в московской школе». В общеобразовательных организациях были открыты 72 кадетских класса. В 2016−2017 учебном году количество школ-участниц проекта достигло 116.

Вопрос:

Как вы думаете, почему школьники хотят учиться в кадетских классах?

Задание.

Посмотрите видеосюжет и ответьте на вопросы:

Чем отличаются обучающиеся кадетских классов от своих сверстников?

Хотите ли вы быть кадетом (или нравится ли вам учиться в кадетском классе?)

Выпускники кадетских корпусов, как и прежде, отличаются высоким уровнем образованности, а также целеустремленностью, ответственностью, чувством подлинного товарищества, стремлением к служению Отечеству.

28 февраля Россия отмечает 280 лет со дня открытия первого кадетского корпуса. Этимология слова кадет уходит своими корнями в наречие коренных гасконцев. Латинское «капителлиум», означающее дословно «маленький капитан», было преобразовано в «капдет», а в русском языке уже звучало в своем современном выражении.

Первые кадетские корпуса появились в Пруссии. Утвердил создание школы для военной службы дворянских детей великий курфюрст в 1653 году. Затем последовало распространение такого рода учебных заведений по всей Европе. В 1716 была учреждена кадетская рота, во главе которой встал четырехлетний Фридрих, прозванный впоследствии Великим. Монарх особое внимание уделял военному образованию наследника и, как известно из , не зря. До появления кадетских корпусов в России дворянские дети проходили службу в гвардейских полках Преображенском и Семеновском, и лишь затем поступали в ряды армии. Дворяне обучались также в созданных в петровские времена школах математических, навигационных и инженерных наук. Для солдатских детей были созданы гарнизонные учебные заведения.

В Россию идею формирования кадетского корпуса принес могущественный немец Миних. Настаивал на его учреждении и уважаемый императрицей Павел Ягужинский. В конце февраля по новому стилю 1732 года Миних предложил Анне Иоанновне проект новой школы для дворянских сыновей, аргументируя необходимость такого учреждения объективной потребностью времени. Все ученики должны были носить военную форму, а также соблюдать строжайшую дисциплину и прилежно учиться. Директором Корпуса кадет был назначен генерал-майор Григорьев. В основу проекта было положено устройство прусских кадетских учреждений.

Елизавета Петровна издала указ о создании Морского кадетского корпуса с целью вернуть былое могущество петровского . Екатерина Великая организовала второй корпус имени Петра Великого, а также первый Московский кадетский корпус. Более пятидесяти различных учреждений для кадетов было открыто за ушедшие 280 лет. В каждом из них разрабатывался свой устав, индивидуальная форма и образовательная программа. Ученики могли после окончания не только получить высокое офицерское звание, но и принимались без испытаний в высшие учебные заведения. Выпускники причислялись к элитарной молодежи и формировали активную интеллигентную прослойку в обществе страны. Множество талантливых писателей обучались в этих заведениях и нежностью вспоминали годы юности в своем творчестве.

В первое время управление кадетскими образовательными учреждениями осуществлялось единолично директором, от которого в большей степени зависела программа обучения, распорядок дня воспитанников, их ежедневные обязанности. Смена руководителя могла повлечь преобразование всего заведения и даже смену учебных дисциплин.

В 1734 году в первом кадетском корпусе, названном Шляхетским, учреждается должность обер-профессора, который отслеживал качество обучения и выявлял способности каждого из учеников с целью дальнейшей их рекомендации к той или иной должности. Структуру учебного заведения составляли две сотенные роты корпуса, к которым приписывались мальчики. В комнатах со скромной обстановкой проживало сразу по семь и в лучшем случае шесть кадетов, один из которых выступал за старшего и отвечал за порядок и дисциплину. С детьми постоянно находился офицер, дворянского происхождения, обученный грамоте и другим наукам. Кроме военных и гражданских наук, кадетам преподавались правила этикета. Преподаватели считали своей обязанностью искоренять пороки среди учеников и занимались их разносторонним развитием. Трижды в год проводились экзамены частного характера и один раз в присутствии императрицы или высоких чиновников. Длительность обучения составляла 5, а иногда 6 лет.

Становление образовательного процесса и определенных правил шла почти десять лет. Первое поколение кадетов имели различный возраст и, зачастую, не умели писать и читать. Многие из учеников не желали учиться. Одни напрямую отказывались посещать занятия, а другие прикидывались больными и симулировали месяцами. В результате императрица в 1737 году подписала распоряжение о том, что не усвоившие программу до 16 лет кадеты, должны направляться на службу в качестве матросов. Угроза быть зачисленными в один разряд с безродными и малообразованными матросами сделала свое дело, и подавляющее большинство учеников стали сдавать экзамены успешно. Интересно, что Александр 1 повелел зачислять в кадетские корпуса не только дворянских детей, но и членов императорской фамилии, в том числе и цесаревичей. Уже в период его царствования рассматриваемые учреждения зарекомендовали себя как элитные. Считалось, что образование полученное кадетом универсальное, разностороннее и очень глубокое.

1752 году Екатерина Великая императорским указом учредила Морской кадетский корпус. Строго говоря, решение о его создании принадлежало Петру 3, однако формирование было отложено в связи с дворцовым переворотом и пришествием к престолу пресвященной немки. Через десять лет Екатерина учреждает Артиллерийский и Инженерный шляхетский кадетский корпус на базе петровских дворянских школ. Образованная императрица утвердила и новый кадетский устав в 1766 году. В проекте нового документа вводились следующие изменения:
прием в кадетский корпус допускался для детей не старше шести лет;
кадет обязан был в течение 15 лет постоянно пребывать в стенах заведения, лишь изредка допускались краткосрочные свидания с родственниками;
в систему управления кроме единоначалия в лице директора, вводились также коллегиальные элементы в виде совета;
кадеты делились на три возрастные группы, каждая из которых проживала и обучалась раздельно.

Изменения оказали благотворное воздействие на качество образования, что и было подтверждено особым доверием к его уровню со стороны императорского двора. По достижению кадетами 14-ти лет их распределяли по двум направлениям: военное или гражданское. Выпускники, блестяще сдавшие экзамен, производились в звание поручика, остальные становились корнетами и прапорщиками. В случае если успеваемость кадета была на низком уровне, ему присваивалось звание унтер-офицера. В период просвещенного абсолютизма в России выявилось множество талантливых историков, исследователей и писателей, занимавших должность директоров кадетских корпусов. Среди них были такие славные имена как Мусин-Пушкин.

В 1792 году Шкловское благородное училище, основанное на средства дворянина Зорича для небогатых дворянских семей, было преобразовано в кадетский корпус. В 1806 году открывается корпус кадетов в Смоленске, который в 1824 был переведен в Москву и переименован в Московский.

Внес свою лепту в развитие рассматриваемых учебных заведений и Павел I. Еще в 1798 году по его распоряжению создается Военно-сиротский дом, в котором предполагается обучать дворянских детей из обедневших семей и солдатских сыновей. Воспитанников из разных слоев общества требовалось обучать раздельно. В 1829 император Александр распорядился преобразовать заведение в Павловский корпус кадетов, а в 1863 он прекратил свое существование. Переименования и преобразования продолжались. Павел привнес в атмосферу кадетов муштру и прусский взгляд на военную дисциплину, однако сразу после переворота политика в отношении кадетских корпусов переменилась. Александр оказался продолжателем идей своей великой бабки, и в его царствование число заведений для подготовки офицерского состава увеличилось с четырех до семнадцати. Среди выпускников кадетских корпусов были Румянцев-Задунайский, Меллисино, Милорадович, Сумароков, Каменский и еще целый ряд известных и славных личностей.

Элитарный характер носил Пажеский кадетский корпус, прибредший этот статус в 1804 года. Основание пансионата датируется 1742 годом. Экзамены у выпускников принимал сам император, а правом на зачисление пользовались дети и внуки полных генералов или кавалеров артиллерии. Был среди лучших кадетов Пажского корпуса декабрист Пестель.

В первой четверти девятнадцатого века создаются кадетские корпуса Финляндский, Калишский, а также Дворянский полк, впоследствии переименованный в Константиновский кадетский корпус.
В 1810 году с целью повысить социальный статус педагогов для них вводятся военные льготы. Преподавателям предоставлялись преимущества одного чина, и существенно поднималась заработная плата. В корпусах широко применялись телесные наказания, по большей части розги. Постепенно среди учеников складывается такое явление «как старые кадеты».
Разрозненность корпусов, гимназий и иных военный образовательных учреждений была ликвидирована в 1832 году. Александром I был создан Главный штаб, координировавший всю систему военного образования.

Новая реформа военного образования произошла при Николае I. Все ученые заведения были классифицированы на:
обычные кадетские корпуса;
Пажеский корпус;
корпус Морской и Артиллерийское и Инженерные училища.
Кроме того, были созданы еще семнадцать корпусов в различных точках страны, управление которыми осуществлялось из окружного центра. Всего по стране было создано три военно-учебных округа Московский, Западный и Петербургский. В 1841 году особое внимание обратили власти на быт и питание воспитанников. Было увеличено финансирование, а также пересмотрены нормы.

Внес свою лепту в развитие военного образования и Александр III. Его политика отличалась ужесточением в отношении условий жизни кадетов и была направлена на подготовку будущих офицеров к суровой армейской действительности. Уделялось внимание чистоплотности и дисциплине. Были вновь предприняты структурные преобразования системы, а назначение на должность преподавателей в корпусы стало строго отслеживаться. В качестве педагога кадетов мог работать только офицер, а все учебные военные заведение стали называться корпусами. Все кадетские корпуса считались средними учебными заведениями, и программа предусматривала лишь общеобразовательный уровень.

К переломному 1917 году Российская империя насчитывала сорок кадетских учреждений. Однако большевики в них увидели угрозу советской власти и в течение с 1917 по 1918 корпуса были ликвидированы. Лишь в военное время в 1943 году появились Нахимовские и Суворовские училища для подготовки нового офицерского состава с надежной идеологической установкой. Первый выпуск пришелся на середину 1950-го., а так как первых учеников брали по принципу сиротства, то необходимой стала разработка порядка приема в училища. С 1950 года в заведения начали зачисляться не только осиротевшие в годы войны мальчики, но и дети с 11 лет из полных семей. Для поступления ребенок должен был иметь четыре начальных класса образования и быть здоровым.

С 1960 года прошло новое реформирование, в результате которого возраст поступающих увеличился до 15-16 лет, а срок обучения сократился до 2 лет. Советская система военного образования дала блестящие результаты. Из числа выпускников за короткий промежуток времени 65 человек стали Героями СССР, России или Социалистического труда, больше 1000 получили звание генерала, выделилось огромное количество талантливых научных и инженерных работников, военных командиров и других заслуженных граждан страны.

Современная система кадетского образования разрозненна. Множество учебных заведений действует на основе самых различных документов, принадлежат к разным ведомствам. Кроме вновь появившихся, успешно действуют нахимовские и суворовские училища. Целью современного кадетского образования является формирование полноценной гармонично развитой личности, умеющей мыслить. Программа нацелена на выработку у кадета стремления служить своему Отечеству, а также развития в нем высоких моральных устоев и патриотических взглядов. На сегодняшний день в России насчитывается более 200 учреждений образования, именующих себя кадетскими.

Кадеты I Каде́ты (конституционно-демократическая партия; официально - партия «народной свободы»)

главная партия контрреволюционной либерально-монархической буржуазии в России. Оформилась в ходе Революции 1905-07 в России (См. Революция 1905-07 в России), 1-й учредительный съезд К., принявший программу и устав партии, состоялся в Москве 12-18 октября 1905. Созданию партии предшествовала деятельность либерально-буржуазного «Союза освобождения» (См. Союз освобождения) и «Союза земцев-конституционалистов» (См. Союз земцев-конституционалистов), которые и составили её ядро. Окончательно партия К. сконструировалась на 2-м съезде (Петербург, 5-11 января 1906), уточнившем программу партии и избравшем постоянный ЦК (1-й съезд, ввиду его малочисленности, избрал временный ЦК). Главными деятелями в руководстве К. были П. Н. Милюков, А. М. Колюбакин, В. А. Маклаков, А. И. Шингарёв, П. Б. Струве, Ф. И. Родичев, И. В. Гессен, А. И. Каминка, В. Д. Набоков, князья Павел Д. и Петр Д. Долгорукие, М. М. Винавер, А. А. Корнилов, кн. Д. И. Шаховской, И. И. Петрункевич и др. В 1906 партия насчитывала 70-100 тыс. членов. В составе ЦК преобладали представители буржуазной интеллигенции - адвокаты, профессора, литераторы, земские деятели, либеральные помещики. С февраля 1906 выходила газета «Речь», ставшая фактически центральным органом партии. В 1906 состоялись 3-й (Петербург, 21-25 апреля) и 4-й (Гельсингфорс, 23-28 сентября) съезды, а в 1907 (23-25 октября) - 5-й съезд К. в Гельсингфорсе. До 1916 съезды не созывались.

Программа К., принятая в октябре 1905, оставляла вопрос о форме государственного строя открытым (§13 гласил: «Конституционное устройство Российского государства определяется основными законами»). Но через 3 мес., когда определился поворот в сторону поражения революции, 2-й съезд К. уточнил эту формулу: «Россия должна быть конституционной и парламентарной монархией», с министерством, ответственным перед «народным представительством» - одно- или двухпалатным парламентом, избираемым на основе всеобщего избирательного права. Программа включала требования буржуазных свобод: слова, совести, собраний, передвижения, неприкосновенности жилища и т. и. Аграрная часть её предусматривала наделение землёй безземельных и малоземельных крестьян за счёт государственных, удельных, кабинетских и монастырских земель, а также частичного отчуждения частновладельческих земель по «справедливой» (нерыночной) оценке. По рабочему вопросу программа требовала распространения законодательства на все виды наёмного труда, постепенного («по мере возможности») введения 8-час. рабочего дня; права рабочих на стачки и союзы; обязательного государственного страхования «с отнесением издержек на счёт предпринимателей». Особое внимание уделялось расширению прав земств (См. Земство) и распространению их на всю страну, созданию мелкой земской единицы. По национальному вопросу К. требовали свободы языков; признания права автономии в пределах империи за Польшей и Финляндией. Сравнительная радикальность программы объясняется тем, что партия возникла в кульминационный момент революции и революционности масс и рассчитывала повести их за собой. Претензия на роль «вождя общенациональной оппозиции» основывалась на ошибочном представлении о политической отсталости крестьянства и убеждении, свойственном либерально-буржуазной интеллигенции вообще, что она выражает общенациональные «надклассовые» интересы.

Главной линией К. было категорическое отрицание революции и противопоставление ей пути «мирного», «конституционного» развития России, стремление «овладеть революционной стихией», ввести её в русло «закономерной социальной реформы». До Манифеста 17 октября 1905 (См. Манифест 17 октября 1905) либеральная буржуазия частично, с оговорками, оправдывала и даже сочувствовала революционному движению, запугивая царизм революцией, она надеялась сделкой с ним получить «конституцию» за счёт народа. Манифест 17 октября, по мнению К., означал осуществление целей революции, начало «эры парламентарского творчества». После Декабрьских вооружённых восстаний 1905 (См. Декабрьские вооружённые восстания) К. резко повернули вправо. Они протестовали против «тирании революции», осуждали «безумие вооруженного восстания», тактику «крайних», особенно революционных социал-демократов.

К. использовали Государственную думу (См. Государственная дума) как арену своей политической деятельности. Конституционные иллюзии широких слоев демократических избирателей (особенно крестьянства), отдавших - ввиду бойкота выборов Думы социал-демократами и эсерами (См. Эсеры) - свои голоса К. как единственно оппозиционной партии, обеспечили им победу на выборах в 1-ю Государственную думу в 1906. Из 478 депутатов фракция К. насчитывала 179 и являлась руководящим центром Думы. Председателем Думы был кадет С. А. Муромцев. Весной 1906 К. вступили в тайные переговоры с правительством о вхождении в министерство. Спекулируя на страхе трудовиков (См. Трудовики) перед разгоном Думы, К. требовали от них умеренности, отказа от конфликтов с правительством. Повести за собой трудовиков К. пытались при помощи своего аграрного законопроекта (проект 42-х). Однако он был отвергнут трудовиками, противопоставившими К. свой законопроект (104-х). Политика К. в Думе привела к резкому падению их влияния в массах. Чтобы спасти престиж и предотвратить призыв левых партий ответить на роспуск Думы революционными действиями, часть депутатов К. подписала в июле 1906 Выборгское воззвание , призывавшее население к пассивному сопротивлению правительству. Но через 2 мес. 4-й съезд К. высказался против его осуществления.

Во 2-й Думе представительство К. уменьшилось почти вдвое (98 депутатов из 518), но положение «центра» из-за колебаний трудовиков они сохранили. Председатель Думы был избран правый кадет Ф. А. Головин. В условиях дальнейшего спада революции политика К. приобрела ещё более умеренный и контрреволюционный характер. «Нет уже прошлогоднего колебания между реакцией и народной борьбой, - характеризовал поправение кадетов В. И. Ленин. - Есть прямая ненависть к этой народной борьбе, прямое, цинично возвещаемое стремление прекратить революцию...» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 15, с. 20). Капитулянтская политика К. облегчила правительству разгон 2-й Думы и проведение Третьеиюньского государственного переворота 1907 (См. Третьеиюньский государственный переворот 1907). Предательство народных интересов окончательно разоблачило К. в глазах масс. Все сколько-нибудь демократические элементы покинули партию.

В третьеиюньский период партия переживала состояние кризиса и развала. По признанию Милюкова, К. перестали существовать как организационное целое. На 5-м съезде они отказываются от самостоятельной разработки законопроектов и становятся на путь «серьёзной критики» проектов правительства и «внесения в них улучшений». Съезд постановил пойти в 3-й Думе на союз с октябристами (См. Октябристы) и дать «решительный отпор» левым, если они будут срывать работу в Думе. Свою роль в 3-й Думе, куда они вошли меньшинством (54 депутата), К. определили словами «ответственная оппозиция» (в отличие от оппозиции «безответственной» - социал-демократах, использовавших Думу в агитационных целях). В 1909 К. участвовали в идеологическом наступлении реакции на революцию и демократию, выступая на страницах ренегатского сборника «Вехи ». Летом 1909 на обеде у лорд-мэра Лондона Милюков заявил: «Пока в России существует законодательная палата, контролирующая бюджет, русская оппозиция остается оппозицией его величества, а не его величеству». Заявление было одобрено конференцией К. в ноябре 1909.

Новый революционный подъём, углубляющийся кризис верхов, законодательный паралич Думы, страх полной изоляции от масс в случае новой революции заставили К. в 4-й Думе взять более «левый» тон. Они вносят законопроекты о всеобщем избирательном праве, реформе Государственного совета, буржуазных свободах, осуждают политику министерства внутренних дел и т.п. В 1913 руководители К. вынуждены были признать, что выход для решения политических задач не в Думе, а в «сближении с массами». Однако революционного движения масс либеральная буржуазия по-прежнему боялась больше, чем реакции. Поэтому основные надежды К. продолжали возлагать на Думу и союз с октябристами.

Первая мировая война 1914-18 отодвинула на время противоречия между либеральной буржуазией и самодержавием. К. торжественно заявили о своём «единении» с правительством и о необходимости отложить все «распри» до победоносного окончания войны. Поражения на фронте, гнилость царского режима, перспектива полного военного краха и углубление революционной ситуации в стране снова возродили и усилили оппозиционные настроения не только буржуазии, но и помещиков. В 1915 при решающей роли К. возник думский «Прогрессивный блок » (кадеты, октябристы, «прогрессисты» и др.), программа которого («министерство общественного доверия», минимум либеральных реформ) была нацелена на предотвращение надвигавшейся революции и доведение войны «до победного конца».

Февральская революция 1917 резко изменила положение К. Они стали играть руководящую роль в буржуазном Временном правительстве первого состава, в которое вошли Милюков, Шингарев, Н. В. Некрасов, А. А. Мануйлов. «Партия.. кадетов», - отмечал В. И. Ленин, - главная партия капиталистов, стояла на первом месте, как правящая и правительственная партия буржуазии» (там же, т. 34, с. 58). Став у власти, К. делали всё, чтобы воспрепятствовать решению аграрного, национального и др. коренных вопросов революции. Они выступали за продолжение войны, 7-й съезд партии К. [Петроград, 25-28 марта (7-10 апреля) 1917], учитывая антимонархические настроения масс, установил, что «Россия должна быть демократической республикой». В 1917 партия К. насчитывала не более 50 тыс. чел.

Империалистическая внешняя политика министерства Милюкова вызвала резкий отпор революционных масс в апреле 1917 (см. Апрельский кризис 1917). Выход из политического кризиса лидеры буржуазии видели в сформировании 5 (18) мая совместно с эсерами и меньшевиками коалиционного правительства (от К. в правительстве были Шингарев, Некрасов, Мануйлов, Шаховской). 8-й съезд партии К. [Петроград, 9-12 (22-25) мая] заявил о «полной поддержке нового Временного правительства». Однако 2 (15) июля, в условиях резкого обострения политической обстановки (см. Июльские дни 1917), кадеты вышли из правительства, рассчитывая угрозой развала коалиции заставить эсеро-меньшевистское руководство Советов встать на путь открытого подавления движения народных масс и «твёрдой власти». Добившись с помощью соглашателей единовластия буржуазии, К. 24 июля (6 августа) вошли в состав вновь сформированного коалиционного правительства (Ф. Ф. Кокошкин, С. Ф. Ольденбург, П. П. Юренев, А. В. Карташев). 9-й съезд К. [Москва - Петроград, 23-28 июля (5-10 августа)] взял курс на подготовку контрреволюционного переворота и установление военной диктатуры. К. требовали роспуска большевистской партии, организовали новую кампанию травли большевиков, Ленина. Провал корниловского мятежа (см. Корниловщина) обнажил контрреволюционную природу К. как «... главной корниловской партии...» (там же, с. 217) и ослабил их позиции. Эсеро-меньшевистские лидеры пошли на новый сговор с К., в результате и в последнем составе Временного правительства [образовано 25 сентября (8 октября)] оказались представители К.: А. И. Коновалов, Н. М. Кишкин, С. А. Смирнов, Карташев. Перед лицом приближающейся революции К. активизировали свою деятельность по мобилизации контрреволюционных сил, приступили к подготовке второй корниловщины. Эта политическая линия К. быта закреплена решениями 10-го съезда [Москва, 14-16 (27-29) октября].

Октябрьская социалистическая резолюция сорвала планы К. Советское правительство 28 ноября (11 декабря,) 1917 издало декрет, объявивший К. «партией врагов народа». Члены руководящих учреждении партии подлежали аресту и преданию суду революционного трибунала. Уйдя в подполье, К. продолжали ожесточенную борьбу против Советской власти. Лидеры К. возглавляли подпольные антисоветские центры («Национальный центр», «Союз возрождения» и др.), сотрудничали с белогвардейскими генералами Калединым, Колчаком, Деникиным, Врангелем, входили в состав ряда белогвардейских правительств.

После разгрома белогвардейцев и интервентов большая часть верхушки К. бежала за границу. На состоявшемся в Париже в мае 1921 съезде член ЦК партии К. произошел раскол. Во главе так называемой «демократической группы» К. встал Милюков, считавший, что «новая тактика» должна состоять в подрыве диктатуры пролетариата изнутри. В 1924 группа Милюкова оформилась в «республиканско-демократическое объединение». Др. часть К. во главе с Гессеном и Каминкой, остававшаяся на позициях «вторжения извне», группировалась вокруг газеты «Руль». Партия К. как единая политическая организация окончательно прекратила своё существование.

Современная Россия гордится воспитанниками кадетских училищ. Именно они становятся верными сынами своей Родины, готовыми в любой момент встать на ее защиту. В кадетских училищах воспитываются истинные будущие офицеры армии и флота, начавшие подготовку к военной службе еще со школьной скамьи.

История возникновения кадетства уходит корнями в средневековую Францию, где дети знатных родов проходили военное обучение в специальных классах при воинских частях. Повзрослев, они приступали к службе уже офицерами.


В России истоки кадетских школ появились еще во времена Петра Первого.

Пётр I Алексе́евич, прозванный Вели́кий (30 мая 1672 год - 28 января 1725 год) - последний царь всея Руси (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года). Представитель династии Романовых. Пётр первым из русских царей совершил длительное путешествие в страны Западной Европы. По возвращении из него, в 1698 году, Пётр развернул масштабные реформы российского государства и общественного уклада. Одним из главных достижений Петра стало решение поставленной в XVI веке задачи: расширение территорий России в Прибалтийском регионе после победы в Великой Северной войне, что позволило ему принять в 1721 году титул российского императора.

За годы своего правления он открыл Школу математических и навигацких наук , а также Инженерную и Артиллерийскую школы .

С приходом к власти Анны Иоанновны , племянницы Петра I, начинается история непосредственно кадетских корпусов, как формы воспитания и подготовки молодежи к служению Царю и Отечеству.

В 1731 г. императрицей был подписан указ об основании, а 17 февраля 1732 г. был уже торжественно открыт в Петербурге Корпус Кадет Шляхетных детей . С этой даты официально начинается история кадетского образования, 280-летие которого как раз приходится на этот учебный год.

Интересно, что именно в России кадетские корпуса поначалу были задуманы, не как специфические военные школы, а как учебные заведения для подготовки высококультурных граждан, пригодных к служению на всех поприщах государственной и общественной жизни.

Всего в России до закрытия осенью 1920 г. последнего кадетского корпуса в разные годы существовало в общей сложности около пятидесяти кадетских или схожих по сути военно-учебных заведений.

Не потеряло слово кадет своего значения и в советское время.

В годы Великой Отечественной войны постановлением Совета Народных Комиссаров были созданы специальные военно-учебные заведения для устройства и воспитания детей воинов Красной Армии, партизан, детей советских партийных работников, рабочих и колхозников, погибших на фронтах войны и в фашистской оккупации.

Дети наряду со средним образованием получали и военно-технические знания, необходимые для дальнейшего успешного обучения в средних и высших военно-учебных заведениях Вооруженных Сил.

Такие училища создавались по типу кадетских корпусов дореволюционной России, и им присваивались названия суворовские в честь великого русского полководца Александра Васильевича Суворова.

Кадетский корпус - начальное военно-учебное заведение (корпус) с программой среднеучебного заведения с полным пансионом для подготовки молодежи к военной карьере; раньше по окончании полного курса, воспитанники принимались не только в военные училища, но и в высшие школы без экзаменов.

Таким образом, кадетское образование, возникшее в первой половине 18 века, предшествовало становлению суворовских училищ и стало основой для воссоздаваемых кадетских корпусов в постсоветской России.

Сегодня на территории России насчитывается более сотни Суворовских и Нахимовских училищ , кадетских корпусов и школ , а также других учебных заведений, которые создавались по типу кадетских корпусов дореволюционной России.

Следует отметить, что в настоящее время появилось и несколько кадетских училищ и для девочек . Во всех этих заведениях свято относятся к традициям, заложенным почти три столетия назад.

Как и встарь, в подготовке воспитанников здесь безусловным приоритетом является воспитание всесторонне развитой личности и создание среды, насыщенной общечеловеческими и национальными ценностями, нормами морали, традициями.

Время не стоит на месте и сегодня в методику образования кадетских корпусов внедряются новейшие научные достижения педагогического и военного образования, передовые разработки научной мысли.

Учебные заведения кадетского типа в современной России

Президентские кадетские училища России

  • Владивостокское президентское кадетское училище (Филиал Нахимовского военно-морского училища)
  • Краснодарское президентское кадетское училище Кызылское президентское кадетское училище
  • Московское президентское кадетское училище Росгвардии им. М. А. Шолохова
  • Оренбургское президентское кадетское училище
  • Петрозаводское президентское кадетское училище (открытие 1 сентября 2017 года)
  • Севастопольское президентское кадетское училище (Филиал Нахимовского военно-морского училища)
  • Ставропольское президентское кадетское училище
  • Тюменское президентское кадетское училище

Кадетские корпуса МО РФ

  • Аксайский Данилы Ефремова казачий кадетский корпус
  • Кронштадтский морской кадетский военный корпус
  • Санкт-Петербургский кадетский военный корпус
  • Североморский кадетский корпус
  • Кадетская спортивная школа Военного института физической культуры
  • Кадетская инженерная школа ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия им. профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина»
  • Кадетская школа IT-технологий Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С. М. Буденного (г. Санкт-Петербург)
  • Омский кадетский военный корпус