Фриц тодт с огромной обидой про советские дороги.

Рейхсминистр вооружения и боеприпасов
17 марта - 8 февраля
Предшественник должность учреждена Преемник должность упразднена
Альберт Шпеер Рождение 4 сентября (1891-09-04 )
Пфорцхайм ,
Великое герцогство Баден ,
Германская империя
Смерть 8 февраля (1942-02-08 ) (50 лет)
около Растенбурга , Восточная Пруссия , Третий рейх Место погребения
  • Инвалиденфридхоф
Партия НСДАП (1923) Образование
  • Мюнхенский технический университет
Награды Военная служба Звание обергруппенфюрер СА
генерал-майор Люфтваффе (1935)
Сражения
  • Первая мировая война
  • Вторая мировая война
Фриц Тодт на Викискладе

Биография

В ноябре 1941 года рекомендовал Гитлеру войну против Советского Союза прекратить. Тодт считал, что «в военном и экономическом отношении Германия войну уже проиграла».

Погиб в авиационной катастрофе под Растенбургом 8 февраля 1942 года .

Тодт занимал сразу посты трех министров. В ранге министра он был начальником всего дорожного строительства, начальником всех водных путей рек и мелиоративных сооружений, а также всех электростанций и кроме того - личным уполномоченным Гитлера, министром по производству вооружений и боеприпасов. В рамках четырехлетнего плана Геринга он возглавлял строительную отрасль и сверх того создал Организацию Тодт, которая возвела Западный вал , строила на побережье Атлантики базы-бункеры для подводных лодок, да еще - и дороги в оккупированных странах - от Северной Норвегии до Южной Франции и России. Таким образом Тодт сосредоточил в последние годы жизни в своих руках важнейшие технические программы. Поначалу еще сохраняя видимость различных ведомств, его создание представляло собой будущее министерство по делам техники, тем более, что в партии он возглавлял главный отдел техники и одновременно еще и председательствовал в головном объединении всех технических объединений и союзов.

Из воспоминаний личного пилота Гитлера Ганса Баура:

«Рейхсминистр доктор Тодт был везде желанным гостем, его любили все. Им восхищались, поскольку, несмотря на свои великие таланты, он вел себя достаточно скромно. За день до своей смерти он долго о чем-то докладывал Гитлеру. Я провел с ним вечерние часы. Он сказал мне, что хочет вернуться в Берлин на следующий день рано утром и что может захватить с собой Шпеера, который был вместе с ним у Гитлера.

На следующее утро, как обычно, в 8.30 я поехал на аэродром. Еще издалека я увидел клубы черного дыма, а спустя некоторое время, метрах в 50 от взлетной полосы, – горящий «Хейнкель». Я сразу понял, что это самолет доктора Тодта.

«Хейнкель» только что заправили 3400 литрами бензина, так что пламя все продолжало бушевать. Я послал за длинными шестами, чтобы вытащить тела из огня, пока они не сгорели до угольков. На пламя направили струи пяти огнетушителей, тем самым немного сбив его. Шестами нам удалось вытащить тела. Доктор Тодт лежал лицом вниз, одним боком на земле, его тело все еще было вполне узнаваемо. Я выяснил, что Шпеер не полетел вместе с ним. Помимо доктора Тодта и трех членов экипажа, на борту самолета находились также несколько отпускников. Они все сгорели заживо.

Естественно, я сразу же стал собирать свидетельства очевидцев катастрофы, чтобы попытаться определить ее возможную причину. Погодные условия в тот день были крайне неблагоприятными: сильный ветер, облачность на высоте от 200 до 300 метров, то и дело шел снег. Дежурный на аэродроме сделал отметку о точном времени вылета самолета. Через три минуты после этого он увидел, что «Хейнкель» Тодта возвращается. Это само по себе было странно, но еще больше удивительно то, что самолет шел на посадку с невыпущенным шасси. В голове у дежурного пронеслась мысль, что при таком сильном попутном ветре шансы на успешную посадку невелики – слишком мало места для торможения. Внезапно, когда «Хейнкель» находился всего в 100 метрах от края летного поля, из его хвостовой части вырвался столб голубого пламени. Это видели обитатели соседнего поместья. На «Хейнкелях» топливо закачивалось в крылья, поэтому бензин не мог стать причиной взрыва. Все свидетели единогласно утверждали, что пламя било из задней части самолета.

Мы пришли к выводу, что вряд ли это была диверсия. Летчики погибли сами, и, кроме того, доктора Тодта все очень любили. Вряд ли взрыв мог быть устроен кем-нибудь из посторонних – аэропорт охранялся очень плотно и надежно. Истинная причина гибели самолета представляла собой загадку. Комиссия из министерства авиации исследовала все сохранившиеся фрагменты, но так и не смогла прийти к однозначным выводам.

Были изучены все документы, касающиеся этого «Хейнкеля». У каждого самолета имеется сопровождающая его документация, в которой отмечается все, что с ним происходило: замена двигателей, поломки и ремонтные работы. Вырисовывалась следующая картина. Самолет доктора Тодта отправили на капитальный ремонт, во время которого полностью разобрали, проверили каждый узел, заменяя при этом негодные или поврежденные детали. На четырнадцать дней, которые требовались для капитального ремонта, в распоряжение Тодта предоставили другой «Хейнкель», принадлежавший одному из подразделений военно-воздушных сил. Эта часть некоторое время находилась на фронте, и, как и на всех самолетах, побывавших на фронте, на нем был установлен так называемый взрыватель, представлявший собой небольшую коробочку с килограммом взрывчатки, – его приводили в действие, дернув за веревку с небольшим кольцом. Взрыватель находился под сиденьем летчика. В случае необходимости самолет можно было разнести взрывом на мельчайшие фрагменты. Встроенный часовой механизм позволял летчикам покинуть перед этим самолет в течение трех минут. Возможно, именно взрыватель и сыграл роковую роль в судьбе министра.

Доктор Тодт обычно сидел в кабине рядом с летчиком, на месте бортинженера. Незадолго до вылета он прошел через маленький салон в кабину пилота. Проход был очень узким, и доктор Тодт, одетый в меховое пальто, едва протиснулся в кабину. Он ждал, пока бортинженер, который одновременно исполнял и обязанности радиста, поднимет посадочное шасси и сможет покинуть место рядом с пилотом. Возможно, когда Тодт протискивался к сиденью, колечко от веревки взрывателя зацепилось за одну из пуговиц на его ботинках, и, таким образом, он привел в действие таймер и детонатор. Горение шнура взрывателя привело к появлению в кабине дыма, что в свою очередь автоматически привело к включению сигнала тревоги. За этим последовали поиски источника дыма, который команда, вероятно, нашла довольно быстро. К тому времени самолет находился в воздухе уже около двух минут. Начались гонки со смертью, исход которых решали секунды. Шасси было убрано, а выпустить его уже просто не хватало времени. Предстояло садиться, несмотря на сильный попутный ветер. Самолет подходил к аэродрому, когда до взрыва оставалось несколько секунд. Взрыватель сработал. Самолет подбросило вверх примерно на 30 метров, затем он упал, разбился и полностью сгорел. Гитлер, которому мне пришлось докладывать об этом происшествии со всеми подробностями, очень глубоко переживал эту потерю ».

Преемником Тодта на посту рейхсминистра вооружения неожиданно стал архитектор Альберт Шпеер .

Награды

  • Железный крест 2-го и 1-го класса (Королевство Пруссия)
  • Орден «За военные заслуги» 4-го класса с мечами (Королевство Бавария)
  • Орден Церингенского льва рыцарский крест 2-го класса с мечами (
Предшественник: должность учреждена Преемник: должность упразднена
Альберт Шпеер Рождение: 4 сентября (1891-09-04 )
Пфорцхайм , Баден-Вюртемберг , Германская империя Смерть: 8 февраля (1942-02-08 ) (50 лет)
около Растенбурга , Восточная Пруссия , Третий рейх Место погребения: Инвалиденфридхоф Партия: НСДАП (1923) Военная служба Звание: обергруппенфюрер СА
генерал-майор Люфтваффе (1935) Награды:

Биография

Учился в Высшей технической школе в Мюнхене и в Карлсруэ . Участвовал в Первой мировой войне . Член НСДАП с 1923 года . В 1938 году возглавил организацию Тодта , занимавшуюся строительством важных военных объектов, железных дорог и скоростных автомагистралей . Одновременно, в г. назначен рейхсминистром вооружения и боеприпасов. В этом качестве принимал участие в проведении операций прикрытия подготовки нападения на СССР, например, в Ауфбау Ост .

В ноябре 1941 года рекомендовал Гитлеру войну против Советского Союза прекратить. Тодт считал, что «в военном и экономическом отношении Германия войну уже проиграла».

Погиб в авиационной катастрофе под Растенбургом 8 февраля 1942 года .

Тодт занимал сразу посты трех министров. В ранге министра он был начальником всего дорожного строительства, начальником всех водных путей рек и мелиоративных сооружений, а также всех электростанций и кроме того - личным уполномоченным Гитлера, министром по производству вооружений и боеприпасов. В рамках четырехлетнего плана Геринга он возглавлял строительную отрасль и сверх того создал Организацию Тодт, которая возвела Западный вал , строила на побережье Атлантики базы-бункеры для подводных лодок, да еще - и дороги в оккупированных странах - от Северной Норвегии до Южной Франции и России.

Таким образом Тодт сосредоточил в последние годы жизни в своих руках важнейшие технические программы. Поначалу еще сохраняя видимость различных ведомств, его создание представляло собой будущее министерство по делам техники, тем более, что в партии он возглавлял главный отдел техники и одновременно еще и председательствовал в головном объединении всех технических объединений и союзов.

Преемником Тодта на посту рейхсминистра вооружения неожиданно стал архитектор Альберт Шпеер .

Могила

В настоящее время могила Фрица Тодта остается без опознавательного знака из-за распоряжения властей Германии. На изображениях ниже ясно видно месторасположение захоронения на Инвалиденфридхоф в Берлине , Германия , в зоне захоронений С (нем. Berlin Invalidenfriedhof, Grabfeld C ).

Напишите отзыв о статье "Тодт, Фриц"

Примечания

Ссылки

  • (англ.)

Отрывок, характеризующий Тодт, Фриц

На французской стороне, в тех группах, где были орудия, показался дымок, другой, третий, почти в одно время, и в ту минуту, как долетел звук первого выстрела, показался четвертый. Два звука, один за другим, и третий.
– О, ох! – охнул Несвицкий, как будто от жгучей боли, хватая за руку свитского офицера. – Посмотрите, упал один, упал, упал!
– Два, кажется?
– Был бы я царь, никогда бы не воевал, – сказал Несвицкий, отворачиваясь.
Французские орудия опять поспешно заряжали. Пехота в синих капотах бегом двинулась к мосту. Опять, но в разных промежутках, показались дымки, и защелкала и затрещала картечь по мосту. Но в этот раз Несвицкий не мог видеть того, что делалось на мосту. С моста поднялся густой дым. Гусары успели зажечь мост, и французские батареи стреляли по ним уже не для того, чтобы помешать, а для того, что орудия были наведены и было по ком стрелять.
– Французы успели сделать три картечные выстрела, прежде чем гусары вернулись к коноводам. Два залпа были сделаны неверно, и картечь всю перенесло, но зато последний выстрел попал в середину кучки гусар и повалил троих.
Ростов, озабоченный своими отношениями к Богданычу, остановился на мосту, не зная, что ему делать. Рубить (как он всегда воображал себе сражение) было некого, помогать в зажжении моста он тоже не мог, потому что не взял с собою, как другие солдаты, жгута соломы. Он стоял и оглядывался, как вдруг затрещало по мосту будто рассыпанные орехи, и один из гусар, ближе всех бывший от него, со стоном упал на перилы. Ростов побежал к нему вместе с другими. Опять закричал кто то: «Носилки!». Гусара подхватили четыре человека и стали поднимать.
– Оооо!… Бросьте, ради Христа, – закричал раненый; но его всё таки подняли и положили.
Николай Ростов отвернулся и, как будто отыскивая чего то, стал смотреть на даль, на воду Дуная, на небо, на солнце. Как хорошо показалось небо, как голубо, спокойно и глубоко! Как ярко и торжественно опускающееся солнце! Как ласково глянцовито блестела вода в далеком Дунае! И еще лучше были далекие, голубеющие за Дунаем горы, монастырь, таинственные ущелья, залитые до макуш туманом сосновые леса… там тихо, счастливо… «Ничего, ничего бы я не желал, ничего бы не желал, ежели бы я только был там, – думал Ростов. – Во мне одном и в этом солнце так много счастия, а тут… стоны, страдания, страх и эта неясность, эта поспешность… Вот опять кричат что то, и опять все побежали куда то назад, и я бегу с ними, и вот она, вот она, смерть, надо мной, вокруг меня… Мгновенье – и я никогда уже не увижу этого солнца, этой воды, этого ущелья»…
В эту минуту солнце стало скрываться за тучами; впереди Ростова показались другие носилки. И страх смерти и носилок, и любовь к солнцу и жизни – всё слилось в одно болезненно тревожное впечатление.
«Господи Боже! Тот, Кто там в этом небе, спаси, прости и защити меня!» прошептал про себя Ростов.
Гусары подбежали к коноводам, голоса стали громче и спокойнее, носилки скрылись из глаз.
– Что, бг"ат, понюхал пог"оху?… – прокричал ему над ухом голос Васьки Денисова.
«Всё кончилось; но я трус, да, я трус», подумал Ростов и, тяжело вздыхая, взял из рук коновода своего отставившего ногу Грачика и стал садиться.
– Что это было, картечь? – спросил он у Денисова.
– Да еще какая! – прокричал Денисов. – Молодцами г"аботали! А г"абота сквег"ная! Атака – любезное дело, г"убай в песи, а тут, чог"т знает что, бьют как в мишень.
И Денисов отъехал к остановившейся недалеко от Ростова группе: полкового командира, Несвицкого, Жеркова и свитского офицера.
«Однако, кажется, никто не заметил», думал про себя Ростов. И действительно, никто ничего не заметил, потому что каждому было знакомо то чувство, которое испытал в первый раз необстреленный юнкер.
– Вот вам реляция и будет, – сказал Жерков, – глядишь, и меня в подпоручики произведут.
– Доложите князу, что я мост зажигал, – сказал полковник торжественно и весело.
– А коли про потерю спросят?
– Пустячок! – пробасил полковник, – два гусара ранено, и один наповал, – сказал он с видимою радостью, не в силах удержаться от счастливой улыбки, звучно отрубая красивое слово наповал.

Преследуемая стотысячною французскою армией под начальством Бонапарта, встречаемая враждебно расположенными жителями, не доверяя более своим союзникам, испытывая недостаток продовольствия и принужденная действовать вне всех предвидимых условий войны, русская тридцатипятитысячная армия, под начальством Кутузова, поспешно отступала вниз по Дунаю, останавливаясь там, где она бывала настигнута неприятелем, и отбиваясь ариергардными делами, лишь насколько это было нужно для того, чтоб отступать, не теряя тяжестей. Были дела при Ламбахе, Амштетене и Мельке; но, несмотря на храбрость и стойкость, признаваемую самим неприятелем, с которою дрались русские, последствием этих дел было только еще быстрейшее отступление. Австрийские войска, избежавшие плена под Ульмом и присоединившиеся к Кутузову у Браунау, отделились теперь от русской армии, и Кутузов был предоставлен только своим слабым, истощенным силам. Защищать более Вену нельзя было и думать. Вместо наступательной, глубоко обдуманной, по законам новой науки – стратегии, войны, план которой был передан Кутузову в его бытность в Вене австрийским гофкригсратом, единственная, почти недостижимая цель, представлявшаяся теперь Кутузову, состояла в том, чтобы, не погубив армии подобно Маку под Ульмом, соединиться с войсками, шедшими из России.

Никакие интриги в руководстве люфтваффе не имели большого значения, пока был жив Вальтер Вефер. Все, кто был знаком с этим талантливым офицером Генштаба, вспоминали его как человека, обладавшего не только острым умом, но и невероятным чувством такта, даром предвидения.

«Отец» немецких автобанов, выдающийся инженер и любимец Гитлера Фриц Тодт в Третьем рейхе совершил головокружительную карьеру: в процессе деятельности ему пришлось заниматься не только дорогами, но промышленностью в целом — от строительства электростанций и фортификационных систем до производства техники и вооружений.

Историк Елена Съянова вспоминает этих двух талантливых нацистов, оставшихся в тени своих хитроумных однопартийцев.

Проект был подготовлен для программы «Цена победы » радиостанции «Эхо Москвы».

Два таких столпа гитлеровского режима, как Герман Геринг и Альберт Шпеер, не были ни профессионалами в своем деле, ни вообще выдающимися личностями. А ведь люфтваффе и военное строительство нацистской Германии показали превосходные результаты. Это значит только одно: за раздутыми репутациями двух гениев самовыдвижения стоят по-настоящему продуктивные и талантливые люди.

За крупом Геринга я ясно вижу стремительную фигуру подлинного создателя люфтваффе генерал-лейтенанта Вальтера Вефера, персонажа словно бы из другой пьесы, хотя именно Вефер, по сути-то, и был бы на своем месте в этом жутком перформансе по сценарию под названием «Майн кампф», который он прочел очень внимательно.

Вальтер Вефер, 1934 год

Вефер знал, что реванш над Францией и Британией для Гитлера — это разминка перед тяжелейшим марафоном по завоеванию «жизненного пространства», и что готовить люфтваффе нужно к воздушной войне с СССР. Не поединки асов, а планомерное уничтожение промышленного потенциала России; не огонь с воздуха по полю боя, часто летящий мимо цели, а вывод из строя производящих оружие предприятий, причем и на расстоянии полутора тысяч миль от границ, то есть за Уралом, — вот что потребуется.

На похоронах Вефера Герман Геринг плакал, как ребенок


Так называемый «уральский» четырехмоторный бомбардировщик Вефер пытался создать с 1935 года на двух прототипах: «Юнкерс-89» и «Дорнье-19», но вскоре понял, что нужно искать принципиально новое решение. Он не успел, поскольку погиб в 1936-м. Ни Мильху, ни Кессельрингу, ни тем более Герингу просто не хватило стратегического мышления понять, насколько провально для Рейха будет оставить основные производственные мощности СССР вне зоны досягаемости.

Об «уральском» проекте Вефера Геринг не раз еще вспомнит, когда окажется бессилен над Атлантикой и в битве за Англию, и когда четырехмоторные бомбардировщики англичан начнут стирать с лица земли промышленную мощь Германии. Однако все остальные проекты Вефера Геринг после его смерти будет осуществлять, честно при этом признаваясь, что «наш незабвенный Вефер уже сочинил поэму люфтваффе, и каждое не прописанное в строке слово мной угадывается».


Рейхсминистр вооружения и боеприпасов Фриц Тодт, 1940 год

Вот такую же поэму вооружения Германии успел до своей гибели написать и человек, оставшийся в тени хитроумного Шпеера. Фридрих Тодт — технократ, профессионал, самодостаточный при любом режиме он, как и Вефер, отнюдь не был втянут в служение нацизму, а совершил осознанный выбор.

Тодт — это 3 тысячи километров первоклассных автомобильных дорог, рассчитанных на прохождение тяжелых танков. Тодт — это Западный вал или «Линия Зигфрида» — немецкий ответ на атаку с Линии Мажино. Тодт — это структура четырехлетнего плана, бездарно разрушенная Герингом.

С 1940 по 1942 год Фридрих Тодт возглавлял министерство вооружений и боеприпасов. Шпеер в это время переделывал в цветники заводские помойки, проектировал города будущего, в которых люди перемещались под землей, а машины летали по воздуху, и клеил для Гитлера макеты дворцов в стиле «арийский барочный классицизм». Как можно с таким опытом получить в свои руки всю военную промышленность страны?

В 1942 году, сразу после гибели Тодта, Шпееру оставалось только, образно говоря, сесть в первоклассное авто, движущееся по первоклассному автобану, положить руки на руль и энергично имитировать управление. Позже, правда, машину пришлось разгонять, и вот тут Шпеер показал себя профессионалом, выжимая кровавый пот из немецких рабочих и возводя штабеля из трупов военнопленных.

После смерти Тодта его пост занял «быстро работающий халтурщик» Шпеер


Вальтер Вефер погиб, возможно, из-за собственной небрежности (хотя я в это не верю), но в насильственной гибели Тодта я не сомневаюсь. Официальное заключение было таким: пилот самолета «Хейнкель-111», на котором летел министр, якобы по ошибке включил механизм саморазрушения.

Конечно, в истории, как и в жизни, гораздо больше случайностей, недоразумений, нелепости, чем нам кажется. Но и в жизни, и в истории есть такие закономерности, которые слишком видны. Приходит талантливый человек, творец, запускает дело, перспективы от которого расходятся далеко во все стороны, и вокруг уже толпа готовых развивать, эксплуатировать, возглавить или просто попользоваться; а для того, первого, непременно кто-нибудь да включит механизм саморазрушения. Правда, говоря так, я думала уже о других людях.

Фриц Тодт (нем. Fritz Todt; 4 сентября 1891, Пфорцхайм - 8 февраля 1942, около Растенбурга, Восточная Пруссия) - государственный и политический деятель Германии, рейхсминистр вооружения и боеприпасов (1940-1942), обергруппенфюрер СА, генерал-майор Люфтваффе.

Биография

Учился в Высшей технической школе в Мюнхене и в Карлсруэ. Участвовал в Первой мировой войне. Член НСДАП с 1923 года. В 1938 году возглавил организацию Тодта, занимавшуюся строительством важных военных объектов, железных дорог и скоростных автомагистралей. Одновременно, в 1940 г. назначен рейхсминистром вооружения и боеприпасов. В этом качестве принимал участие в проведении операций прикрытия подготовки нападения на СССР, например, в Ауфбау Ост.

Тодт занимал сразу посты трех министров. В ранге министра он был начальником всего дорожного строительства, начальником всех водных путей рек и мелиоративных сооружений, а также всех электростанций и кроме того - личным уполномоченным Гитлера, министром по производству вооружений и боеприпасов. В рамках четырехлетнего плана Геринга он возглавлял строительную отрасль и сверх того создал Организацию Тодт, которая возвела Западный вал, строила на побережье Атлантики базы-бункеры для подводных лодок, да еще - и дороги в оккупированных странах - от Северной Норвегии до Южной Франции и России.

Таким образом Тодт сосредоточил в последние годы жизни в своих руках важнейшие технические программы. Поначалу еще сохраняя видимость различных ведомств, его создание представляло собой будущее министерство по делам техники, тем более, что в партии он возглавлял главный отдел техники и одновременно еще и председательствовал в головном объединении всех технических объединений и союзов.

Преемником Тодта на посту рейхсминистра вооружения неожиданно стал архитектор Альберт Шпеер.

Могила

В настоящее время могила Фрица Тодта остается без опознавательного знака из-за распоряжения властей Германии. На изображениях ниже ясно видно месторасположение захоронения на Инвалиденфридхоф в Берлине, Германия, в зоне захоронений С (нем. Berlin Invalidenfriedhof, Grabfeld C).

Однако со временем произошли гибельные изменения. Уже на раннем этапе я почувствовал, что необходимо выразить протест против гонений на христианство, против звериного отношения к его священникам, против осквернения его церквей.

Когда 9 ноября 1938 самым трусливым и самым жестоким образом грабили и мучили евреев, когда по всей Германии разрушали их синагоги, я снова выступил с протестом. Чтобы продемонстрировать степень моего отвращения, я оставил пост государственного советника. Все мои протесты остались без ответа.

Теперь вы заключили договор с коммунистами. Ваше министерство пропаганды даже смеет утверждать, что добропорядочные немцы, голосовавшие за вас и открыто противостоявшие коммунизму, по существу схожи с теми звериными анархистами, которые ввергли Россию в трагедию, и которых вы лично охарактеризовали как "обыкновенных, запятнанных кровью преступников" ("Майн кампф", с. 750)… Остановите бессмысленное кровопролитие, и Германия обретет мир и тем самым сохранит свое единство.

Я обязан объяснить причины, вынудившие меня покинуть Германию. Об этом я еще не упомянул. Все документы, касающиеся более чем пятнадцатилетней борьбы, я надежно спрятал. И я не собираюсь в то время, когда моя родина ведет тяжелейшую борьбу, предоставлять врагу моральное оружие. Я есть и всегда буду немцем и сердцем, и помыслами, и стремлениями. Я гордо и громогласно заявляю о своем немецком происхождении и буду делать это до последнего вздоха. И как немец я никогда не позволю себе воспользоваться правом осуждать Германию в момент глубочайших национальных страданий. Когда-нибудь это станет необходимым и оправданным ради истины. Послушайте меня, и вы услышите голос измученного немецкого народа, который кричит вам: "Одумайтесь, верните свободу, право и гуманность снова в Германский рейх".

Я буду молчать. Я хотел бы увидеть, что вы намерены делать. Я полагаю, что это письмо нельзя утаить от немцев. Я жду. Если же германский народ будет лишен права услышать мои слова, слова свободного и честного немца, то я буду взывать к совести всего мира, и пусть мир вынесет приговор. Я жду. Да здравствует Германия! Фриц Тиссен

Тиссен так и не получил от фюрера ответа на свое письмо. Вместо этого, пять недель спустя немецкие газеты объявили о лишении Тиссена немецкого гражданства и о конфискации его собственности. Он был арестован во Франции и вместе с женой направлен в концентрационный лагерь, в котором пробыл до 1945. Тиссен умер в Буэнос-Айресе 8 февраля 1951.

Тодт, Фриц

(Todt), (1891–1942), рейхсминистр вооружения и боеприпасов. Родился 4 сентября 1891 в Пфорхейме (Баден) в семье владельца ювелирной фабрики. Закончив гимназию, учился в Высшей технической школе в Мюнхене (1911-14) и в Карлсруэ (1918-20). Участник 1-й мировой войны: в 1914-16 служил на Западном фронте, в 1916-18 - в разведывательной авиации, был ранен в воздушном бою. После войны работал инженером-строителем. В 1923 вступил в нацистскую партию.

В 1931 стал штандартенфюрером СС (полковником) в ведомстве Гиммлера. Возглавил созданную в 1933 организацию, занимавшуюся строительством наиболее важных военных объектов, в том числе оборонительных сооружений и скоростных автомагистралей (см. Автобаны; Тодта организация). Одновременно был назначен руководителем Четырехлетнего плана. В 1938 ему поручили строительство оборонительных сооружений "Западного вала". В 1940-42 Тодт возглавлял министерство вооружения и боеприпасов. Погиб в авиационной катастрофе под Растенбургом 8 февраля 1942. Официальное заключение гласило, что самолет «Хейнкель-111», на котором летел Тодт, был снабжен механизмом автоматического саморазрушения, и пилот по ошибке включил его. Пост Тодта занял придворный архитектор фюрера Альберт Шпеер, ставший рейхсминистром вооружения и военной промышленности.

Тодта, организация

Полувоенная правительственная организация, созданная в 1933, занимавшаяся разработкой и строительством автомобильной и железнодорожной сети в целях улучшения возможностей переброски войск в случае войны. Также осуществляла проектирование и возведение оборонительных сооружений, в т. ч. "Западного вала", подземных командных пунктов, ставок и др. Возглавлял организацию Фриц Тодт (до его смерти в 1942), а затем министр вооружения и военной промышленности Альберт Шпеер.

Толлер, Эрнст

(Toller), (1893–1939), немецкий писатель, поэт и драматург. Родился 1 декабря 1893 в Замотшине (ныне Замосць, Польша) в семье лавочника-еврея. Учился в Гренобле, затем в Гейдельберге и Мюнхене. Участник 1-й мировой войны, добровольцем вступил в армию, позже организовывал забастовки за прекращение войны. После войны участвовал в революционном движении в Баварии, был избран президентом Баварской советской республики. После подавления революции был осужден на 5 лет; в тюрьме написал "Реквием по убитым братьям" (1920), "Стихи заключенных" (1921), несколько драм, в т. ч. «Человек-масса» (1921), в центре которой проблема соотношения цели и средств революционной борьбы.

Большинство пьес Толлера отмечено глубокой обеспокоенностью судьбой рабочего человека в капиталистическом обществе, а также ужасами войны. Он щедро использовал в своем творчестве экспрессионистские приемы. Его перу принадлежат драмы: «Люди-роботы» (1922), "Хоппля, мы живем" (1927), "Долой перемирие!" (1936), "Пастор Халль" (1939). После прихода нацистов к власти книги Толлера были сожжены, а сам он лишен германского гражданства. Он эмигрировал в США, где принимал участие в антигитлеровском движении и издал автобиографические записки "Юность в Германии" (1933). В состоянии депрессии покончил с собой в Нью-Йорке 22 мая 1939.

Томас, Георг

(Tomas), (1890–1946), генерал германской армии, начальник экономического управления ОКВ. Родился 20 февраля 1890 в Бранденбурге. В армии с 1908. Во время 1-й мировой войны служил в штабах различных полков, а также в Генштабе. Был удостоен многочисленных наград, в том числе Ордена Гогенцоллернов, Железного креста I степени, креста "За военные заслуги" и др. После войны служил в штабе 4-й пехотной дивизии в Дрездене. В 1928-38 Томас был начальником штаба артиллерийско-технического снабжения вооруженных сил. 1 января 1938 ему было присвоено звание генерал-майора, и вскоре он был назначен начальником экономического управления Верховного главнокомандования вооруженными силами Германии (ОКВ). Летом 1939 Томас представил на рассмотрение Вильгельма Кейтеля подробный доклад, иллюстрировавший экономическую подготовленность рейха к войне с другими великими державами, на фоне которых отсталость Германии не вызывала никакого сомнения. Ознакомившийся с докладом Гитлер беспечно заявил, что СССР будет союзником рейха. Поняв, что Гитлер приведет Германию к катастрофе, Томас начал зондировать почву среди генералитета с целью отстранения Гитлера от власти, однако обрести единомышленников ему не удалось. Более того, он едва избежал ареста после того, как генерал Вальтер фон Браухич сообщил о намерениях Томаса начальнику Абвера Вильгельму Канарису. Томас решил временно покориться судьбе. 1 января 1940 ему было присвоено звание генерал-лейтенанта, а 1 августа 1940 генерала от инфантерии.

После нападения Германии на Советский Союз Томас неоднократно бывал с инспекционными поездками на Восточном фронте, где стал свидетелем массовых убийств еврейского населения. Потрясенный увиденным, Томас вместе с бароном Фридрихом Фалькенхаузеном посетил Браухича и заявил ему, что в расправах над евреями, чинимых повсеместно на оккупированных территориях, есть и его, Браухича, вина. Фельдмаршал оставил заявление Томаса без ответа.

6 мая 1942 Томас был введен в состав совета по вооружениям, где занимался разработками экономической эксплуатации оккупированных территорий. Тогда же он был назначен начальником управления вооружений министерства вооружений и военной промышленности. 20 ноября 1942 он покинул этот пост, продолжив работу в ОКВ.