Полезное одним словом в середине ль. Конспект занятия по автоматизации звука в слогах и в середине слова

1. Спой «песенку самолетика». Произнеси звук Ль дли­тельно на одном выдохе: ль-ль-ль...

Повтори прямые слоги со звуком Ль.

ли - ле - лё - лю - ля

Повтори обратные слоги со звуком Ль.

аль - оль - уль - ыль - иль - ель - ёль - юль - яль

Повтори слоги, где звук Ль находится между гласными.

али - але - алё - алю - аля

оли - оле - олё - олю - оля

ули - уле - улё - улю - уля

ыли - ыле - ылё - ылю - ыля.

или - ыле - илё - илю - иля

Повтори прямые слоги со стечением согласных.

кли - кле - клё - клю - кля хли - хле - хлё - хлю - хля гли - гле - глё - глю - гля дли - дле - длё - длю - для фли - фле - флё - флю - фля ели - еле - слё - слю - сля

Повтори слова, где звук Ль находится в начале слова.

Ли: липа, Лида, лить, линия, лимон, ливень; линейка, лист­венница, Лиза, лист, лиса, лицо, листва, листопад, лифт.

Ле: Лена, лебедь, лето, лепить, ледоход; лев, лес, леска, лента, лейка, леденец, лезвие, лепестки, лепёшка, ле­сенка, лещ, лесник, лечить, лежать.

Лё: лён, Лёня, лёд, Лёва; лёгкий, лётный, лётчик, лётчи­ца, Лёша.

Лю: люк, люди, Люба, Люда, лютик, люпин; любимец.

Ля: лямка; лягушка.

Повтори слова, где звук Ль находится в середине слова.

Ли: малина, калина, Полина, Алина, Галина, великан, пеликан, Виталик, долина; калитка, улитка, павлин,



14

оливки, блины, глина, плита, кегли, вафли, зяблик, Василиса, улица, кулич, Василий, слива, сливки, шли, ближе.

Иль: килька, павильон, Илья, сильный.

Ле: олень, тюлень, балет, билет, полено, колено, поле, полевой, Олег, телега, телефон; улей, маленький, ва­ленки, Валентин, клей, клеить, клетка, клевать, на­клейка, хлеб, хлев, хлебный, плед, племянник, Глеб, жалеть, Алексей, железо, железный, след, слева, сле­за, слезать, слепить, флейта, хлебница, шлем, шлейф, блеск.

Ель: дельфин, пельмени, сельди, бельчонок.

Лё: мотылёк, телёнок, полёт, пелёнка, уголёк; клён, плёнка, далёкий, василёк, самолёт, зелёный, колёса, селёдка, клёст, слёт, шлёпать, шлёпанцы, взлёт.



Лю: пилю; малютка, хлюпать, блюдо, клюв, наблюдать, салют, солю, колючий, колючка, полюс, шлюпка, ключ, клюшка, плюшка, клюква.

Юль: тюльпан, Юлька.

Ля: поляна, Емеля, неделя, поля, Оля, Валя, Юля, Коля, воля, пилят, мелят, белят, Уля; туфля, капля, фляга, глядеть; коляска, цапля, сабля, солянка, гуляш, со­лят, клякса, слякоть, шляпа, шляпка, пляска, глянец, взгляд, пляж.

Аль: пальма, пальто, батальон, медальон, альбом, Валь­ка, Альпы, Альбина, килька, стальной, мальчик, дальше, пальчик, почтальон, альпинист.

Оль: Ольга, только, больно, полька, долька.

Уль: булькать, кульки, бульон, бульдог, Ульяна, пульт, сосулька.

Ыль: пыльный, мыльце, пыльца.

Повтори слова, где звук Ль находится в конце слова.

Аль: эмаль, даль, медаль, педаль, деталь; сталь, шаль, фестиваль.


Автоматизация звука Ль 15

Оль: соль, моль, ноль.

Уль: куль.

Иль: фитиль.

Ыль: ковыль, бутыль, мотыль, пыль, быль.

Ель: мель, ель, метель, табель, китель, капель, пудель, мебель; хмель, туннель, цель, щель, шинель, щавель, шницель, кисель, шмель, стебель, постель.

Юль: тюль, июль; вестибюль.

Повтори слова с двумя звуками Ль.

Лилипут, лилия, Лиля; люлька, мультфильм.

Повтори словосочетания.

большое поле

клейкие листочки

лёгкое пальто

лебяжий пух

маленькие валенки сливовое желе

большой налим

тополиный пух

больной мельник

сильный мальчик

большой шмель

осенний листопад железный ключ

Повтори предложения.

Три слова. Летом листья зелёные. Мы купили лимоны. Вдали летят лебеди.

Четыре слова. У Лиды болит ухо. В осеннем лесу листо­пад. В поле синие васильки. Люди заходили в лифт. Толя гулял в ельнике. У леса синеет лён. На тополе клейкие листочки. Маленькие цыплята клевали пше­но. Маленькой Вале купили валенки.

Пять слов. Лена и Юля купили леденцы. Леня лепил сли­ву из глины. Лена и Лида ходили гулять. Мы ловили



16 Автоматизация сонорных звуков


Автоматизация звука Ль

налима на мели. Люпины цвели на лесной поляне. Бельчата сидели в дупле липы. Осенью лебеди улетают на юг. Шмели летали над цветочной поляной. Ленивый тюлень лежит на льдине. Улитки ползали по веткам клена. Люба поливала лилии из лейки. Лиля лепила из пластилина апельсин.

Шесть слов. Лебеди с лебедятами летят над лесом. Ма­ленького телёнка пасли на зелёной поляне. Тюлени с тюленятами лежат на льдинах. Валя и Лена едят ма­линовое суфле. У Люси на блюде лежит малина. Лёня увидел летящих над лесом лебедей. Маленькие бельча­та сидели в большом дупле.

Семь слов. Лиса с лисятами охотились за маленькими цыплятами. Оленя с олененком увидели на лесной по­ляне. Клим и Глеб поливали тюльпаны из леек. Илья и Лёва попали под сильный ливень. Юля и Галя любят кататься на льду.

Восемь слов. Лёва и Люба катали маленькую Лену на сан­ках. У Толи папа лётчик, он сегодня в полёте.

Aвтоматизация звука [ль] в прямых
слогах:
Aвтоматизация звука [ль] в обратных
слогах:
аль – аль – аль
ель – ель – ель
ёль – ёль – ёль
юль – юль – юль
иль – иль – иль
аль – оль – уль ­ ыль
яль – юль – иль ­ ёль
уль – ель – яль ­ иль
юль – ёль – ыль ­ уль
ель – аль – оль – ыль
ля – ля – ля
ле – ле – ле
лё – лё – лё
лю – лю – лю
ли – ли – ли
ля – ле – лё ­ ли
ле – лё – ли ­ ля
лё – ля – ли ­ ле
лю – ли – ля ­ ле
ли – лю – ля – лё
аля – аля ­ аля
еле – еле – еле
елё – елё ­ елё
юлю – юлю ­ юлю
или – или ­ или
тля – тлё – тлю
тли – тле – тля
тле – тли – тлё
тлю – тля – тли
тлё – тля – тле
Aвтоматизация звука [ль] в начале
слова:
Aвтоматизация звука [ль] в середине
слова:
Лиза, лист, лифт, липа, ливень, лиса, лицо,
лимон;
лев, лей, лес, лезь, лезть, левый, лейка,
лента, лебедь, леска, лесенка, лежать,
летать, ледник, лесник, лечить, лепешка,
лебедка, ледоход;
лёд, лён, Лёва, Лёня, Лёша, лёгкий, лётчик;
налим, долина, калина, Полина, малина,
улитка, калина, улица, кролик, спали,
сидели, стояли, стучали, ходили, писали,
читали, качели, бегали, уехали, наехали,
топали, пеликан, великан;
билет, рулет, олень, налей, налево, колено,
полено, жалеть, железо, телега, бакалея,
поле, улей, колесо;
Люба, люди, лютик, любимец;
полёт, силён, далёкий, колёса, пелёнка,

Ляля, лямка.
селёдка, зелёный, солёный, уголёк, кошелёк,
мотылёк, фитилёк, самолёт;
колю, велю, пилю, мелю, солю, люк,
колючий, колют, мелют, целюсь, полюс,
челюсть, тюлень;
паяльник, дальше, пальма, мальчик, пальчик.
Ольга, только, довольно, вольный, пульс,
булькать, мыльце, мыльный, гильза, килька,
сильный, будильник, шпилька, сельдь,
умельцы,
батальон,
почтальон, кульки, бульон, бульдог, пыльца,
тюльпан, павильон, дельфин;
пальто,
пальба,
Aвтоматизация звука [ль] в конце слова:
Сталь, эмаль, шаль, даль, медаль, педаль,
деталь, мальчик, дальше, фестиваль, соль,
моль, толь, боль, руль, ковыль, костыль,
бутыль, мотыль, пыль, быль, тюль,
вестибюль, утиль, фитиль, ель, мель, цель,
щель, хмель, метель, панель, шинель,
щавель, удаль, табель, никель, китель,
шницель.
Оля, Юля, Уля, Валя, Коля, Поля, Толя,
Галя, Ляля, воля, пуля, неделя, холят,
гулять, поляна, солянка, гуляш, коляска,
пилят.
Aвтоматизация звука [ль] в словах со
стечением согласных:
блин, клин, шли, ближе, глина, длина, плита,
климат;
хлеб, Глеб, плен, клей, след, хлев, блеск,
плесень, клетка, бледный, аллея, коллектив,
бюллетень;
клёв, клён, слёт, взлёт, плёнка, шлёпать,
похлёбка.
блюдо, клюв, ключ, плюс, плюш, злюсь,
шлюпка, клюква, клюшка, плюшка, люблю,
ловлю, слюда, наблюдать;
для, пляж, клякса, шляпа, пляска, глянец,
хлястик, глядеть, слякоть, склянка.

Aвтоматизация звука [ль] в
словосочетаниях:
Aвтоматизация звука [ль] в
предложениях:

самолете, ольховая

Липовый лес,
аленький лепесток, ленивая улитка, лист
ольхи, больное колено, лесные лютики,
маленький мальчик, большой палец, лететь
на
аллея,
бриллиантовое кольцо, летнее пальто,
полярный олень, липкий леденец, лёгкая
леска,
удивлённое
лицо, угольная пыль, стальное колечко,
печальный взгляд, кленовый лист, длинная
леска, далекая столица, пальцы умельца,
колёса телеги, липовая аллея, шальная
пуля,
зелёный
тополь, легковой автомобиль, музыкальное
училище, солёная селёдка, вельветовое
пальто
пулемётная лента,

Поля и Галя рисуют пальму.
Валя не гуляла, потому что была метель.
Коля льет молоко из бутылки в блюдце.
Над лесом летели лебеди.
У Толи папа летчик, он сегодня в полёте.
На тополе распустились молодые клейкие
листочки.
С улицы доносился звук капели.
Лёва лепит из пластилина.
У Лены зелёная лента.
Люда поливает тюльпаны из лейки.
Лес большой, а лесок маленький.
Лист большой, а листик маленький.
Сельские жители живут в селах и
посёлках.
Лес из лиственных деревьев – лиственный.
Аллея из лип – липовая.
Пух от тополя – тополиный.
У Лены лейка.
Галя и Оля бегали.
Лёва и Коля сидели.
Коля сильнее Толи.
Лёня полез на липу.
Далеко, далеко колокольчик звенит.
Оля поливает лимон.
Лида любит лимонад.
Лёня лепит из пластилина.
У Лёвы заболели зубы.
Маленькая Оля лежит в коляске.
У Лизы болит левое колено.
Валя и Галя лепили лебедей.
Самолёт летит над поляной.
Маленькие лисята бежали за лисой.
Лиля нарисовала зеленую лилию.
Юля и Галя любят кататься на льду.
Лёня и Юля купили леденцы.
Люди заходили в лифт.
Около леса синеет лён.
Aвтоматизация звука [ль] в
чистоговорках:
ля ­ ля ­ ля ­ вот моя земля
лю ­ лю ­ лю ­ на диване сплю
лю лю ­ лю ­ малину я люблю
ли ­ ли ­ ли ­ мы в кино пошли
ле ­ ле ­ ле ­ посуда на столе
аль ­ аль ­ аль ­ замените нам педаль.
аль ­ аль ­аль ­ это папина медаль.
оль ­ оль ­ оль ­ мама покупает соль.
оль ­ оль ­ оль ­ дайте мне соль.
оль ­ оль ­ оль ­ полетела моль.
оль ­ оль ­оль ­ в колене боль.
ель ­ ель ­ ель ­ мы пьём кисель.
ыль ­ ыль ­ ыль ­ в шкафу стоит бутыль.
ыль ­ ыль ­ ыль ­ Маша, вытри пыль.

Кисель из малины – малиновый.
Кисель из лимона – лимонный.
Кисель из клюквы – клюквенный.
Оленёнок из плюша – плюшевый.
Aвтоматизация звука [ль] в
скороговорках:
На мели мы налима нашли.
Вале велики бальные туфли.
Великану малы Валины валенки.
Ладе дали медаль.
Лилипуты пили пилюлю и лопотали.
Над лугом летели белые лебеди.
Оля дала Лене длинную белую ленту.
В июле юлу купили Юле.
Лёня лепил оленя.

В светлом зале
На рояле
Плясовую заиграли.
Собирайся хоровод,
Встретим пляской
Новый год!
Совы летели,
Все люди глядели,
Совы садились,
Все люди дивились.
Апрель, апрель!
По дворам звенит капель,
По полям бегут ручьи,
На дорожках лужи.
Скоро выйдут муравьи
ыль ­ ыль ­ ыль ­ мы читаем быль.
Aвтоматизация звука [ль] в стихах:
В лесу метёт метелица,
Белым снегом стелется,
А мы валенки надели –
Не боимся мы метели.
А недавно две газели
Позвонили и запели:
­ Неужели в самом деле
Все сгорели карусели?
­ Ах, в уме ли вы, газели?
Не сгорели карусели,
И качели уцелели.
Вы б, газели, не галдели,
А на будущей неделе
Прискакали бы и сели
На качели­карусели.
Кто построил этот светлый,
Этот мраморный вокзал?
Кто под нами незаметно
Проходил и проползал?
Под садами, под домами
Шли рабочие в забой,
Воевали с плывунами,
С камнем, глиной и водой.
У липы липовый цветок,
У липы липовый листок,
Целебен липовый цветок,
И липок липовый листок.

После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник,
Стали птицы песни петь,
И расцвёл подснежник.
Мы теперь метатели ­
Бьём по неприятелю!
Размахнись рукой – бросок!
Прямо в цель летит снежок.
Лепестки лелеют,
Лепестки жалеют,
Пусть они белеют,
Пусть они алеют.
Лёня лез по лесенке,
Срывал Лёня персики.
С песенками,
С персиками
Скатился Лёня с лесенки!
Кленовый листок на клёне,
Кленовый листок зелёный,
Все лето листок зелёный
Зеленел на зелёном клёне.
Дядя Коля дочке Поле
Подарил щеночка колли,
Но щенок породы колли
Убежал от Поли в поле.
Есть у Ляли кукла Лёля.
Лёля сделана из льна –
Ляле нравится она.
Коля колья колет,
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
Спит на льдине целый день
Толстый маленький тюлень.
У ленивого растяпы
Превратились в ласты лапы.
Ливень, ливень льёт везде.
Рады птенчики в гнезде:
– Мама дома посидит,
Никуда не улетит!
Ливень льёт! Ливень льёт!
Пляшут капли в лужице,
Плот плывёт! Плот плывёт!
Плот по луже кружится.
Лягушонок влез на плот
И кричит: «Ура! Вперёд!»
Плещут волны! Хлещут волны!
Заливают с головой!
­ Что мне волны! Самый полный!
Не сдаётся рулевой.
– Я на волнах поплыву!
По каналу – и в Москву!
Только ливень все сильнее.
Только капли все крупнее.
Хвастунишки не жалея,
Бьют сильнее и больнее!..
Лягушонок в лужу ­
Плюх!
И на землю,
Под лопух.
Эти тополи и липы сами мы сажали.

Поля поле полет.
Эти клены и газоны сами поливали.
Взгляни, на маленьких совят –
Малютки рядышком сидят.
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Ежедневно я из лейки
Поливаю тополь клейкий.

Наталья Яськова
Конспект занятия по автоматизации звука [Л’] в слогах и в середине слова

ТЕМА : АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА (ЛЬ) В СЛОГАХ И СЛОВАХ .

Цель занятия :

закрепление правильного произношения звука (ЛЬ) в слогах и в середине слов .

ЗАДАЧИ :

Продолжать подготовку мышц артикуляционного аппарата к постановке шипящих звуков .

Формировать длительную направленную воздушную струю.

Закрепить правильное произнесение звука (ЛЬ) в прямых слогах .

Упражнять в правильном произнесении звука (ЛЬ) в словах с прямым слогом середине слов ) .

Развивать слуховое внимание и ориентировку в пространстве.

Повысить зрительную работоспособность, укрепить глазные мышцы.

Упражнять в определении первого звука в слове .

Закрепить понятие «гласный звук » .

Использовать нетрадиционные логопедические технологии (самомассаж мышц лица) .

Упражнять в определении наличия звука (ЛЬ) в словах .

Учить образовывать относительные прилагательные по темам «Деревья» , «Ягоды» .

ОБОРУДОВАНИЕ :

Игрушка МЫШЬ, картинка с элементом массажа мышц лица, карта путешествия,

листья деревьев (дубовый, липовый, кленовый,

конверт с картинками (билет, самолёт, калина, колесо, коляска, малина,

конверт с картинками на гласные звуки (альбом, Алиса, Уля, апельсин, улитка, улей,

таблица с символами гласных звуков (А, У, картинка с лесными ягодами, красные кружки,

артикуляционная гимнастика в картинках, карандаши, мяч.

Ход ЗАНЯТИЯ:

1. Мотивация. Сегодня к тебе на занятие пришла мышка (показ игрушки) .

Она предлагает отправиться вместе с ней в небольшое путешествие. Мышка принесла даже карту путешествия, которая покажет нам дорогу.

Но чтобы посмотреть карту мы должны выполнить задание, которое мышка принесла в корзинке.

Давай посмотрим, что это за задание.

Ребёнок достаёт картинку, на которой изображён дошкольник, выполняющий самомассаж мышц лица.

Логопед одновременно с ребёнком выполняет самомассаж лицевых мышц : выполняется поглаживание, растирание, постукивание мышц лица и заканчивается самомассаж поглаживанием.

По следующим массажным линиям :

От середины лба к вискам

От переносицы к вискам

От крыльев носа к щекам

От середины подбородка к вискам

2. Артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков . Логопед. Теперь можно посмотреть карту путешествия.

Посмотри, что нарисовано в левом нижнем уголочке?

Ребёнок. Домик.

Логопед. В этом домике (упражнение ДОМИК) за высоким забором (упражнение ЗАБОРЧИК) живёт мышка. Мышка проснулась, открыла окошко (упражнение ОКОШКО) и вышла на крылечко (упражнение ЛОПАТА) . Ветерок подул на мышку (упражнение ПОДУЦ НА ЛОПАТКУ) . Чтобы не замерзнуть мышка решила попить чай из чашки. Выпила одну чашку чая (упражнение ЧАШЕЧКА, другую, третью. Потом мышка поиграла с пушинкой (упражнение ФОКУС, попрыгала по ступенькам (упражнение СТУПЕНЬКИ) и пошла по дорожке.

В какую сторону пошла мышка смотри по стрелочкам.

3. Автоматизация звука ЛЬ в слогах .

Пальчиковая гимнастика. Логопед. Скажи, кого встретила мышка по пути?

Ребёнок. Мышка встретила птичку.

Логопед. Вспомни, какие песенки любит петь птичка.

Ребёнок. ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ

Логопед. Посмотри в зеркало, где находится твой язычок?

Ребёнок. Язычок за верхними зубками.

Логопед. Споём песенки птички и одновременно поиграем с пальчиками (упражнение ПИАНИНО : ребёнок прижимает карандаш, который лежит на столе, кончиком каждого пальца)

Ля-ля-ля-ля-ля

Ли-ли-ли-ли-ли

Ле-ле-ле-ле-ле

Лю-лю-лю-лю-лю

4. Автоматизация звука (ль)

в словах середине слова ) . Логопед. Песенки мы спели. Давай путешествовать дальше.

Шагаем по дорожке и на пути встречает листочек клёна.

Логопед. Что это?

Ребёнок. Это кленовый лист.

Логопед. Посмотри, что под ним.

Ребёнок. Конвертик.

Логопед. Вот такой как у меня. А в конверте картинки, Давай их назовём. Но будь внимательна, чётко называй звук (ЛЬ) в словах .

Ребёнок называет картинки (логопед следит за чётким произношением звука (ЛЬ) .

Используя картинки играем с мячом в игру «Один-все» ,

и в игру «Какой картинки не стало?»

5. Зрительная гимнастика. Поиграем с глазками. Используется презентация «ОСЕНЬ» (зрительная гимнастика) .

6. Закрепление навыка определения первого звука в слове и автоматизация звука (ЛЬ) в словах . Логопед. Посмотри, куда дальше мы пойдём.

Ребёнок называет направление движения по стрелке.

Логопед. Ой, смотри, что это на дорожке?

Ребёнок. Лист дуба.

Логопед. Посмотри, что под ним спряталось?

Ребёнок. Это символы звуков .

Логопед. Назови какие звуки они обозначают .

Ребёнок. Звуки А , У.

Логопед. Как они называются? Почему мы их так называем?

Ребенок. Это гласные звуки , потому что они произносятся без преграды.

Логопед. Поиграем с этими звуками .

Пропой звуки по символам . Подбери к ним картинки.

Для задания используется таблица с символами звуков и картинки : альбом, улитка, улей, апельсин, Уля, умывальник.

Ребёнок. Здесь остались символы без картинок.

Логопед Придумай свои слова со звуком У , А.

7. Определение наличия или отсутствия звука (ль) в словах . Вот и подходит к концу наше путешествие. Просмотри, куда же мы пришли.

Ребёнок. Мы пришли в лес.

Логопед. Что растёт в лесу :

Ребёнок. Ягоды.

Логопед. Как называются ягоды, которые растут в лесу?

Ребёнок. Лесные ягоды.

Логопед. Я назову ягоды. А ты закрой только те, в названии которых слышишь звук (ЛЬ) .

8. Упражнение в образовании относительных прилагательных по теме «Ягоды» . Логопед. Что можно приготовить из ягод?

Как называется варенье из земляники? Из клюквы? Из малины?

9. Рефлексия Нам пора прощаться с мышкой. Ты сегодня ей помогала путешествовать. Тебе понравилось?

А какой звук мы учились произносить правильно. Какие слова с этим звуком запомнила .

Оценка деятельности ребёнка.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Автоматизация звука [Р] в слогах» Тема: «Автоматизация звука «Р» в слогах». Подготовила: учитель-логопед МКДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Жиздры Абрамова Л. В..

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Л в слогах, словах и предложениях на тему «Задания клоуна.

Конспект занятия по автоматизации звука [Р] в слогах, словах и фразах по мотивам сказки «Три поросёнка» Ход занятия I. Организационный момент. Звучит аудиозапись песенки из мультфильма «Три поросёнка». Нам не страшен серый волк, Серый волк,.

Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [С] в слогах и словах со стечением согласных Автоматизация С в слогах и словах со стечением согласных. Цель: автоматизировать звук С в слогах и словах со стечением согласных. Задачи:.

Карточки для автоматизации звука [Р] в слогах, словах, предложениях Повтори слоги, слова со звуком [Р], не путая звуки, губы в улыбке. Ара – аро – ары – ару, оро – ора – оры – ору, ура – уро – уры – уру,.




Плоские игрушки для проведения
игр с лабиринтами

В комплект входят игрушки: лев, улитка, олень, волшебная палочка, волшебный фотоаппарат, волшебный экран.

Прежде чем начать играть, картинки необходимо вырезать, сложить по пунктирной линии и склеить. У льва, улитки и оленя предварительно необходимо отогнуть
в стороны белые клапаны-подставки (для
придания игрушкам устойчивости).



ВВЕДЕНИЕ

* На обороте обложки представлены следующие
плоские игрушки : лев, улитка, олень.


Вашему вниманию предлагается комплект пособий
по автоматизации звуков, поставленных логопедом.
Он состоит из десяти альбомов:

(1) Автоматизация звука С в игровых упражнениях

    Автоматизация звука 3 в игровых упражнениях

    Автоматизация звука Ц в игровых упражнениях
    (4) Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях

    Автоматизация звука Ж в игровых упражнениях

    Автоматизация звуков Ч, Щ в игровых упражнениях

(7) Автоматизация звука Л в игровых упражнениях
(8) Автоматизация звука Ль в игровых упражнениях
(9) Автоматизация звука Р в игровых упражнениях
(10) Автоматизация звука Рь в игровых упражнениях

В данном альбоме представлена система упражнений по автоматизации звука Ль. Материал, предложенный автором, превращает однообразную и монотонную работу по закреплению произношения звука
в интересную игру. Одновременно с автоматизацией
звука у ребенка совершенствуется навык чтения, развивается мелкая моторика, творческое воображение.

Работа по данному пособию способствует более
быстрой автоматизации звука в спонтанной речи, развитию фонематического слуха, совершенствованию
слоговой структуры слова, коррекции лексико-грамматического строя речи, закреплению знаний об автоматизируемом звуке и соответствующей букве, формированию навыка звукобуквенного анализа слогов и
слов. Одновременно с этим происходит развитие мелкой моторики пальцев рук; активизация памяти, внимания, мышления. Всё это является в свою очередь своевременной профилактикой дисграфии и дислексии.
В зависимости от сложности речевого дефекта ребенка и этапа коррекционной работы игры и задания могут использоваться логопедом комбинированно.

Автоматизация звука Ль проводится по традиционной в логопедии схеме. Сначала проводится комплекс упражнений артикуляционной гимнастики. Затем
предлагаются упражнения на автоматизацию звука Ль
изолированно, на материале слогов, слов, предложений, стихотворных и прозаических текстов.

Для того чтобы сделать процесс автоматизации
звука в словах более увлекательным и эффективным,
предлагается ряд вспомогательных приёмов. Одним
из них является использование в работе мелких объёмных (например, от киндер-сюрпризов) или плоских
игрушек, названия которых содержат автоматизируемый звук*. Этот приём также помогает активизировать внимание малыша и максимально поддерживает
его интерес к изучаемому материалу на протяжении
всего занятия, доставляя радость самовыражения и,
безусловно, вызывая положительные эмоции. Игровая
ситуация создаёт непринужденную обстановку на занятии, освобождает ребёнка от скованности, побуждает его к общению, способствует быстрому контакту
с логопедом. Работа с игрушкой проводится при проведении следующих игр:

    Лабиринт. Ребенок, чётко произнося изучаемый
    звук, называет в заданном порядке представленные
    на каждой странице альбома картинки, перемещая
    по ним выбранную игрушку. Движение начинается с
    клетки, отмеченной звёздочкой. Если слово называется ребенком неправильно, то следующий ход
    делать нельзя до тех пор, пока слово не будет названо верно.

    Лабиринт с проговариванием. Ребёнок при движении по лабиринту должен не только назвать
    картинки, но и указывать направление следующего хода. Например, фляга - налево, шляпа -
    вверх, плита - направо...».

    Лабиринт с пропуском хода. Игра проводится в
    два этапа. Сначала ребёнок называет все картинки
    по порядку, а затем, начиная с картинки, отмеченной звёздочкой, - через одну.

    Лабиринт наоборот. Сначала ребёнок проговаривает все слова - названия картинок лабиринта.
    Затем ставит игрушку на последнюю картинку лабиринта и двигается в обратном направлении, называя слова.

Данные игры рекомендуется проводить с каждым
лабиринтом (с. 4-9). Если при прохождении лабиринта
игрушка попадает на клетку с вопросительным знаком,
ребёнок должен придумать слово с автоматизируемым
звуком в определенной позиции.

В дальнейшем закрепление произношения звука
происходит в словосочетаниях, предложениях, рассказах и стихотворных текстах.

Будьте терпеливы и доброжелательны. Тогда результаты занятий с ребёнком вас обязательно порадуют.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА


1. ЗАБОРЧИК


2. ЛОПАТОЧКА


Рот открыть. Положить широкий
расслабленный язык на нижнюю губу.
Занести «лопатку» в рот, стараясь
не напрягать язык.


Улыбнуться (зубы сомкнуты и видны).
Удерживать губы в таком положении.


4. ВКУСНОЕ
ВАРЕНЬЕ


3. ИГОЛОЧКА


Рот приоткрыть.
Широким языком облизывать верхнюю
губу, делая движения сверху вниз.
Нижняя челюсть неподвижна!


Открыть рот.
Язык сделать узким (напрячь).
Узкий язык выдвинуть далеко вперёд,
а затем убрать вглубь рта.


5. ПОЧИСТИМ
ЗУБКИ

Сначала выполнять
с закрытым ртом,
затем - с открытым.


6. ЛОШАДКА


«Почистить» кончиком языка
нижние зубы с внутренней стороны
(слева - направо, сверху вниз).
Нижняя челюсть неподвижна!


Присасывать язык к нёбу, растягивая
подъязычную связку. Щёлкать языком
медленно и сильно. Нижняя челюсть
должна быть неподвижна.



Упражнение «Колокольчик». Помоги весёлому гномику добраться домой. Не забудь,
что по пути нужно поздороваться с цветами на поляне! Проводи пальчиком по дорожке, «звеня в колокольчик»: Ль-Ль-Ль... - ведь именно так гном здоровается
с цветами.
(Рот приоткрыт. Язык за верхними зубами.)

Упражнение «Песенки». Мальвина решила научить своих друзей правильно произносить
звук Ль. Для этого она придумала слоговые песенки! Слушай внимательно и повторяй
песенки вместе с Мальвиной и её друзьями. Постарайся не ошибаться.
(Следите за
отчётливым
произнесением звука Ль в рядах слогов. Если ребёнок допустил ошибку, предложите ему повторить еще раз.)


ЛЯ-ЛЯ-ЛЁ
ЛЁ-ЛЁ- ЛЯ
ЛИ
-ЛЕ-ЛЕ
ЛЕ-ЛЮ-ЛЮ
ЛЮ-ЛЕ-ЛЮ


ЛЯ-ЛЁ-ЛЯ-ЛЁ
ЛЁ- ЛИ- ЛЁ- ЛИ
ЛИ-
ЛЕ- ЛИ-ЛЕ
ЛЕ-ЛЮ-ЛЕ-ЛЮ
ЛЮ-ЛЕ-ЛЮ-ЛЕ


Ля - ля - ля

ЛЕ - ЛЕ - ЛЕ
ЛИ - ЛИ - ЛИ
ЛЕ - ЛЕ - ЛЕ
ЛЮ - ЛЮ - ЛЮ




АЛЬ - АЛЬ - АЛЬ
ОЛЬ - ОЛЬ - ОЛЬ
УЛЬ - УЛЬ - УЛЬ

иль - иль - иль
эль - эль - эль


АЛЬ-ОЛЬ-АЛЬ-ОЛЬ
УЛЬ-ЫЛЬ-УЛЬ-ЫЛЬ
ЭЛЬ-АЛЬ- АЛЬ -ЭЛЬ
ИЛЬ-ИЛЬ-ЕЛЬ-ЕЛЬ

Яль-юль-яль-юль



Лабиринт 1

Прежде чем начать работу с лабиринтами, внимательно прочитайте введение!

Упражнение «Загадки». Я назову тебе слова-признаки, а ты покажи соответствующую
картинку и назови слово.
Образец: высокая, старая, зеленая, цветущая... - липа.


Упражнение «Чего не стало?»* Рассмотри и запомни картинки. Я закрою одну картинку
волшебным экраном, а ты посмотри и скажи, чего не стало.
(Упражнение повторяется несколько раз.)

Лабиринт 2

Упражнение «Угадай». Я назову слово-действие, а ты подбери к нему подходящее слово-предмет и проговори оба слова вместе. Образец: Шумит... (лес).

Упражнение «Эхо»*. Послушай слова. (Взрослый называет любые 2- 5 картинок.) Запомни их и повтори в том же порядке вместе с игрушкой, выделяя звук Ль.


Упражнение «Волшебная палочка»*. Дотрагиваясь волшебной палочкой до каждой
картинки, измени их названия по образцу.
Образец: лев - львы.

Лабиринт 3

Упражнение «Мой, моя, моё»*. Назови только те картинки, про которые можно сказать

мой (моя, мои). (Составь словосочетания по образцу. Образец: мои туфлей.)

Упражнение «Придумай сам». Послушай мои вопросы. Подбери к ним как можно больше ответов. Образец: Пеликан какой? - Белый, длинноклювый, красивый...


Упражнение «Хлопушки»*. Следуя по лабиринту, назови картинки по слогам, определяя количество слогов хлопками. Затем я загадаю слово, прохлопаю его по слогам,
а ты отгадай это слово.

Лабиринт 4

Упражнение «Доскажи словечко»* Я произнесу начало предложения, а ты закончи его,
выбрав подходящее слово-картинку.
Образец: Много цветов растет на... (поляне).

Упражнение «Найди меня»*. Посмотри на звуковую схему и найди слово, которое я загадала. (Логопед выкладывает цветными фишками звуковую схему выбранного слова, а ребёнок проводит звуковой анализ и находит соответствующее слово.)


Упражнение «В гостях у гномов». Я назову большой предмет, а ты назови маленький.
Образец: телята - телятки. Есть ли такие слова, которые не изменились?

Лабиринт 5

Упражнение «Фотограф»*. С помощью волшебного фотоаппарата «сфотографируй»
(запомни) как можно больше картинок. Закрой альбом и назови эти картинки.

Упражнение «Измени порядок слов в предложении». Придумай предложение с каждой
из картинок. Измени порядок слов и назови новое предложение.
(Упражнение выполняется с опорой на схему.) Например: Лена любит кисель. - Кисель Лена любит.


Упражнение «Что делает?» Послушай мои вопросы. Подбери к ним как можно больше
ответов.
Образец: Фасоль что делает? - Фасоль цветёт, зреет, варится...

Лабиринт 6

Упражнение «Составь предложение»*.
предложение.
Образец: Коля пьёт воду из фляги.

Упражнение «Половинки»*. Я загадаю слово и назову его конец. А ты добавь недостающую часть слова и проговори его целиком. Образец: -та - пли-, плита.


Упражнение «Вчера, сегодня, завтра»* Выбери любое слово-картинку и составь с ним
предложения по образцу.
Образец: Вчера пекарь пёк хлеб. Сегодня пекарь печёт
хлеб. Завтра пекарь испечёт хлеб.



Упражнение «Четвёртый - лишний». Помоги лисёнку выполнить задание. Найди в
каждом ряду лишнюю картинку и обведи её в кружок. Объясни свой выбор. Назови
все лишние картинки, чётко произнося звук Ль.

Упражнение «Посчитай». Мальвина собрала красивый букет. Посчитай цветы в её букете. Образец: один тюльпан, два тюльпана... Каких цветов больше? Каких - меньше? Посчитай цветы в обратном порядке по образцу. Образец: пять тюльпанов,
четыре тюльпана...

Упражнение «Угадай». Послушай слово-действие. Соедини его с подходящими по смыслу картинками карандашом соответствующего цвета. Произнеси получившиеся словосочетания, выделяя звук Ль.


ИДЁТ


ЛЕТАЕТ


ЕДЯТ



Упражнение «Аналогии». Рассмотри и назови картинки. Соедини друг с другом подходящие картинки из красной и синей рамочек. Составь словосочетания по образцу.
Образец: лес и олень.

Упражнение «Телефон». Олегу и Юле нравилось загадывать друг другу слова по телефону. Нужно прослушать три слова и повторить их без ошибок. Поиграй вместе
с ребятами. Послушай ряды слов и повтори их, отчётливо произнося звук Ль.


медаль - педаль - эмаль

соль - фасоль - моль
пыль - быль - ковыль
ель - метель - щавель
пальто - тюльпан - бульдог


дельфин - постель - мель

поля - поляна - коляска
неделя
- шляпа - клякса
лиса - лимон - ливень
лейка - лебедь - лента

Упражнение «Какой? Какая? Какие?» Ответь на вопросы одним словом, отчётливо
произнося звук Ль.
Образец: Мука для блинов какая? - Блинная.



Лист с клёна какой?
Мука
для блинов какая?
Кувшин
из глины какой?
Вафли
со вкусом лимона какие?
Мальчик,
который заболел, какой?
Варенье
из облепихи какое?
Сок
из апельсина какой?

Поляна, на которой растёт земляника, какая?

Упражнение «Составь предложение». Составь предложения про Лёню и Алину по схемам с опорой на картинки. Образец: Лёня... сливы. - Лёня съел сливы.

Упражнение «Исправь предложение». Хитрая лиса Лизавета придумала неправильные
предложения. Послушай их. Найди и исправь ошибки.


Леденцы купили Полину.

Пальмы лежали подо львом.
Лестница
залезла на мальчиков.
Ленты
заплели в косы Юлю.
Листья
сидели на улитках.
В
пелёнке лежит коляска.
Галя
положила блюдце на сливы.

Упражнение «Хотим быть похожими». Белочка Алиса и львёнок Лёва живут в волшебной стране. Они друзья, поэтому многое делают вместе. Закончи предложения про
Алису и Лёву по образцу.
Образец: Алиса гуляла по аллее, и Лёва... (гулял по аллее). Лёва наблюдал за лебедем, и Алиса... (наблюдала за лебедем).


Алиса гуляла по липовой аллее, и Лёва ....
Алиса навестила больного тюленя, и Лёва ....
Алиса любила облепиховый кисель, и Лёва ....
Алиса собирала малину и землянику, и Лёва ....
Алиса поливала из лейки тюльпаны, и Лёва



Лёва наблюдал за лебедем, и Алиса ....
Лёва любовался лютиками, и Алиса ....
Лёва отдыхал под пальмами, и Алиса ....
Лёва нашёл листья липы, и Алиса ....

Лёва пил клюквенный кисель, и Алиса ....

Упражнение «Подарки». Лесная фея пригласила на праздник малышей - бельчонка,
оленёнка, лисёнка и лягушонка - и подарила всем подарки. Помоги разобраться,
какой подарок получил каждый гость. Составь предложения по образцу.
Образец:
Лягушонок получил в подарок лилию.

Упражнение «Сложи картинку». Послушай стихотворения. Сложи из счётных палочек
(спичек) картинки по образцу. Вспомни и повтори каждое стихотворение.


Труженица-мельница
Встала у реки.
Намели нам, мельница,
Из зерна муки!

Т. Шорыгина
Составь предложение со словом
мельница.


Любит львица, любит лев,
Любят львята львиный зев.
Словно львы, цветы зевают.
Их из лейки поливают.

Т. Куликовская

Какие слова со звуком Ль

ты запомнил из этого стихотворения?




Подарили нашей Капе
Из соломки белой шляпу.
Из-за этой самой шляпы
Изменилась жизнь у Капы.

Н. Кнушевицкая

Составь предложение со словом
шляпа.


Когда лежу я на спине,
Нет пользы никакой во мне.
Но прислони меня к стене,
Найдётся сразу дело мне.

Б. Ширшов

Составь предложение со словом
лестница.



Упражнение «Рифмы». Послушай начало фразы и закончи её подходящими словами.
Повтори фразы полностью. Справиться с заданием тебе помогут картинки.
Образец: Оль-оль-оль, оль-оль-оль - покупаем с мамой... - Оль-оль-оль, оль-оль-оль -
покупаем с мамой соль.

Сочини новые фразы-рифмы с этими или с другими слогами и словами. Последнее
слово каждой фразы-рифмы должно заканчиваться слогом, повторяющимся в первой её части.
Образец: Ли-ли-ли, ли-ли-ли - нам гудели корабли.

Оль-оль-оль, оль-оль-оль - покупаем с мамой....

Ель-ель-ель, ель-ель-ель - Коля постелил....

Оль-оль-оль, оль-оль-оль - в супе варится....
Ель-ель-ель, ель-ель-ель - полосатый толстый....

Ля-ля-ля, ля-ля-ля - это круглая....
Ель-ель-ель, ель-ель-ель - я пью клюквенный....

Упражнение «Загадки». Послушай и отгадай загадки. Справиться с заданием тебе помогут картинки. Соедини загадки с картинками-отгадками. Повтори названия всех
картинок-отгадок.



Вдоль дороги у межи
В золотистой спелой ржи,
Словно синенький глазок,
Смотрит в небо...
(Василёк) Т. Шорыгина

Эта птица на охоту
Шлёпает всегда к болоту.
Медленно она ступает
И лягушек собирает.
(Цапля) Н. Кнушевицкая

С малышами я вожусь,
С ними провожу все дни.
Никогда я не сержусь
На проделки ребятни.
(Воспитатель) Т. Шорыгина

К земле никнет стебелёк,
Ягодка, как огонёк.
(Земляника) Т. Шорыгина





В алом сарафане
Куколка-матрёшка.
Сорвёт её Таня,
Положит в лукошко.
(Малина) Т. Шорыгина

Он с оранжевою кожей,
Что на солнышко похожа.
А под кожей - дольки.
Посчитайте, сколько?
(Апельсин) Т. Шорыгина

Упражнение «Расскажи-ка». Послушай рассказ. Вспомни и назови слова со звуком Ль.

Косточка

Мама с папой купили слив и хотели дать их детям после обеда. Коле очень хотелось
попробовать сливы. Когда все ушли, он потихоньку съел одну сливу.

Но за обедом папа увидел, что одной сливы не хватает и говорит: «А что, дети, не съел
ли кто-нибудь одну сливу?»

Все ответили: «Нет». И Коля ответил: «Нет».

Тогда папа сказал: «Беда в том, что в сливах есть косточки, и тот, кто съест косточку
может сильно заболеть!»

Коля услышал это, побледнел и прошептал: «Я косточку не ел, я её в окошко выкинул...». И все засмеялись, а Коля заплакал.

(По Л. Толстому)

Рассмотри картинки. Какая картинка должна быть первой? Поставь в кружке рядом с этой
картинкой цифру 1 (или обозначь номер картинки точками). Проделай ту же работу с остальными картинками. Перескажи рассказ по картинкам.

Упражнение «Пересказ с картинками». Повтори каждое предложение, заменяя картинки словами. Придумай название рассказу.


Оля и Виталик отдыхали в селе у дедушки Коли.


Ни дня не сидели без дела! Собирали в ягоды –




и, помогали ухаживать за



и, кормили маленьких, поливали


из садовую. Осенью вернулись домой.


Следующим они снова поедут отдыхать к.

Ответь на вопросы. (Ребёнок должен отвечать полными предложениями.) Перескажи
рассказ с самого начала.

Когда Оля и Виталик были у дедушки?
Какие ягоды ребята собирали в лесу?
За какими животными они ухаживали?

Каких птенцов кормили Оля и Виталик?
Какой цветок дети поливали из лейки?
Хотят ли дети поехать к дедушке снова?


Упражнение «Весёлый поезд»*. Помоги пассажирам отправиться в путешествие на
весёлом поезде. Назови каждого пассажира, выделяя звук Ль. Прохлопай в ладоши
количество слогов в каждом слове, и ты узнаешь, кто в каком вагоне поедет (количество слогов в слове совпадает с количеством окошек вагончика). Проведи линию-
дорожку от каждого пассажира к его вагончику.



Упражнение «Найди слово». Назови картинки, выделяя звук Ль. Найди слова, в которых звук Ль находится в начале (в середине, в конце). Соедини каждую картинку
с соответствующей схемой. Составь предложение с каждым словом - названием
картинки. Придумай свои примеры слов для каждой схемы.

Упражнение «Раскрась звуковую схему». Используя цветные карандаши, раскрась
звуковую схему каждого слова. Синим цветом обозначь твёрдые согласные звуки,
зелёным цветом - мягкие согласные звуки, красным - гласные звуки.


Упражнение «Подбери слова на слоги». Прочитай слоги. Найди картинки, названия которых начинаются на эти слоги. Назови эти картинки. Тебе помогут стрелки. Сколько стрелок идёт от слога, столько и картинок начинается на данный слог. Образец:
ли
лилия.

Упражнение «Волшебная дорожка». Маленький оленёнок заблудился в лесу. Помоги
ему добраться до мамы. Для этого прочитай слоги и слова на волшебной дорожке.
Составь предложения с прочитанными словами.

Упражнение «Слово рассыпалось». Посмотри на картинки. В пустых клетках запиши их
названия из рассыпанных букв. Придумай по 2-3 предложения с каждым словом.

Упражнение «Слоговое лото». Помоги Вале собрать букет из листьев. Прочитай записанные на листьях слоги и составь из них слова. Слоги одного слова записаны на
листьях с одного дерева (одинаковой формы). Составь предложения с получившимися словами.

Упражнение «Собери слово». Выполни задания доктора Айболита, и ты узнаешь, кого
он сегодня вылечил. Запиши получившиеся слова в пустые клеточки. Составь по 2-3
предложения с каждым словом.

красной звёздочкой.
Второй ход - две клетки вниз.
Третий ход - одна клетка влево.
Четвертый ход - две клетки вниз.
Пятый ход - четыре клетки вправо.
Шестой ход - три клетки вверх.
Седьмой ход - одна клетка вправо.

Первый ход - буква, отмеченная

зелёной звёздочкой.
Второй ход - две клетки вверх.
Третий ход - пять клеток влево.
Четвертый ход - три клетки вниз.
Пятый ход - одна клетка вправо.
Шестой ход - одна клетка вниз.
Седьмой ход - три клетки вправо.

ISBN 978-5-296-00866-4

В пособии предлагается система упражнений по автоматизации звука Ль у дошкольников
4-7 лет, которая превращает однообразную и монотонную работу по закреплению произношения звука
в интересную игру. Вместе с его автоматизацией у ребенка совершенствуется навык чтения, развивается
мелкая моторика, творческое воображение.

Автоматизация звука Ль проводится по традиционной в логопедии схеме. Эффективность коррекционной работы обеспечивается использованием ряда вспомогательных приемов (работа с объемными и плоскими игрушками, счетными палочками, создание на занятии игровых ситуаций).

Пособие предназначено для проведения индивидуальной работы с ребенком и адресовано логопедам,
воспитателям логопедических групп и родителям детей с нарушениями речи.

ББК 74.3

Редактор - Н.Е Арбекова
Иллюстрации - Д.Р. Кудряков, Н.В. Кулакова
Обложка - Д.Р. Кудряков
Корректор - Е.А. Дегтярёва
Оригинал-макет - Н.М. Кудрякова

КОНСПЕКТ индивидуального занятия

Тема: Автоматизация звука «ЛЬ» в словах и словосочетаниях.

Цели:

1.Образовательные:

Закреплять четкое и правильное произношение звука «ЛЬ» в словах и словосочетаниях;

Учить различать звук «ЛЬ» на слух и в произнесении.

2.Учебные:

Учить слушать и точно выполнять инструкции учителя;

Уметь тщательно выполнять задания.

3.Коррекционная:

Максимальная коррекция недостатков произношения звука «ЛЬ» в словах и словосочетаниях.

4.Воспитательные:

Учить ребенка бороться со своими недостатками;

Учить ребенка преодолевать трудности.

Задача:

Учить ребенка правильно произносить звук «ЛЬ» в словах и словосочетаниях.

Оборудование: зеркало, раздаточный материал, экран, мяч, проволока, картинки символы для артикуляционной гимнастики.

Ход занятия:

    Организационный момент:

Игра «Лабиринт».

Покажи слоненку путь к его другу львенку.

    Основная часть:

    1. Артикуляционная гимнастика:

- «Иголочка» (счет до 5)

- «Чашечка» (счет до 5)

- «Маляр»

- «Грибок»

- «Часики» (тик-так)

Молодец, ты очень хорошо поработал.

    1. Введение в тему

«Отгадай загадки»

К нам пришла Улитка, она сочинила стихи, и не может придумать последние слова. Может у тебя получится ей помочь?

У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из (лейки ).

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост-краса,

Да это же (лиса )!

Желтый цитрусовый плод

В странах солнечных растёт.

Но на вкус кислейший он,

А зовут его (лимон )!

Молодец, ты очень хорошо помог Улитке! С какого звука начинаются эти слова?

Повтори отгадки, какой первый звук в этих словах?

Вспомним как правильно произносить этот звук:

Язык поднимается вверх, придвигается к верхним зубам, прислоняется к верхним бугоркам около верхних зубов и устраивает ветерку преграду. Ветерок пытается вырваться, язык злиться – гудит. (Отчетливо и несколько раз произнести звук «ЛЬ»)

Попробуй произносить этот звук долго и в это время сделай букву «Эль» из проволоки.

    1. Игра «Повторяй за мной»

- Слушай внимательно и повторяй за мной:

Ли-ли-ли – липа

Ли-ли-ли – малина

Ля-ля-ля – лямка

Ля-ля-ля – балет

Ле-ле-ле – лента

Ле-ле-ле – билет

Лё-лё-лё – Лёня

Лю-лю-лю – Люда

    1. Игра «Запомни и повтори»

Лимон – линейка – лиса – листопад

(Несколько раз менять слова местами)

    1. Игра «Один – много» ( с мячом )

Метель – метели

Модель – модели

Медаль – медали

Тополь – тополя

Ель – ели

Туннель – туннели

2.6. Физминутка «Угадай звук»

Я буду называть звуки, слоги, слова, когда услышишь звук «ЛЬ» - выполняй команды.

Хлопни в ладоши, когда услышишь звук «ль»: -м, - р, -л, -ль;

Топни, когда услышишь звук «ль» в слогах:

ла-лы-лу-ли, лу-ло-ла-ле, ал-ол-ил-эль;

Подпрыгни, когда услышишь звук «ль» в словах: лоб, рот, лед; лук, слон, лимон; стол, стул, соль. Где услышал в слове соль звук «ль»: в начале или в конце слова? Молодец.

2.7. Игра «Чей хвост?»

Улитка проделала большой путь, ползла по камням и оврагам, картинки смешались и получились вот такие животные. Посмотри, знакомы ли они тебе, может быть что-то нужно поменять мечтами? Попробуй правильно составить картинки.

Назови «Чей хвост?»

Это хвост верблюда, хвост павлина, хвост лисы, хвост льва.

2.8. Игра «Кто, что маленький?»

(раздаточные картинки)

Маленький тюлень; маленькая капля; маленькая клюква; маленький плед; маленький теленок; маленький пудель; маленький тюльпан, маленький львенок, маленький лисенок.

В какой позиции стоит звук «ЛЬ» в словах, которые называют предметы?

    Итог занятия:

Какие задания мы сегодня выполняли?

Какое задание понравилось больше всего?

Какое задание было самое трудное?

Какие слова запомнил со звуком «ль»?