Не, которыми следует руководствоваться в любви. Выбор валютной пары Не следует руководствоваться тем что

Выбирая валютную пару для торговли, не следует руководствоваться никакими другими соображениями, кроме практических.

Я всякий раз удивляюсь, когда наблюдаю, что некоторые трейдеры выбирают пару валют для спекулятивной торговли, исходя из патриотических или географических причин.

Я заметил, что многие трейдеры из Австралии, например, в основном, торгуют AUD против USD или NZD. Новозеландцы, канадцы, французы и трейдеры из многих других стран часто также предпочитают торговать своими национальными валютами. Они торгуют ими против американского доллара или против других валют из близлежащих стран данного географического региона. Я же считаю, что паша основная цель участия в этом бизнесе не в том, чтобы заверить кого-либо в наших патриотических чувствах и гордости, а » том. чтобы получать максимально возможную прибыль. С точки зрения спекулянта иатрпотпческо-географический подход к выбору валютной пары для игры на FOREX нельзя считать ни рациональным, ни оправданным. Выбор пары валют для текущих спекуляций должен быть сделан в соответствии с определенными факторами, и патриотизм и место проживания не относятся к ним.

Основными критериями при выборе валютной пары должны быть их ликвидность, рыночная активность и средняя амплитуда колебаний (торговый диапазон).

Forex игра на деньги. Стратегии победы

Пары валют, обладающие наивысшими значениями этих параметров, являются наиболее предпочтительными с точки зрения спекулянта. Список валютных пар, наиболее подходящий под такой критерий, прежде всего, включает: USD/CHF, USD/JPY, FUR/USD, FUR/JPY, GBP/FUR, GBP/JPY, и CHF/JPY. Вы можете быть удивлены, что я не включил в ату группу Cable (GBP/USD).

Причина в том, что зга валютная пара имеет почти идеальную ликвидность, такую же, как все прочие основные пары валют, но средняя амплитуда дня колебаний Cable ниже, чем необходимо. Кроме того, маленькая стоимость pips GBP/USD, по-моему мнению, лучше для промежуточного срока позиционной торговли, чем для краткосрочных дневных спекуляций. (Я иногда торгую згой парой, по не очень часто.)

Самым важным и определяющим критерием для выбора валюты для краткосрочной спекулятивной торговли должно быть максимальное соответствие текущей технической картины и то, как это подходит к торговой технике и/или системе торговли, которую вы собираетесь использовать. Поскольку в згой книге мы говорим детально о моем торговом методе, только максимальное соответствие графика одному из шаблонов, используемых мной, становится критерием для выбора конкретной валюты для определенной торговли. Это особенно важно, если в данный момент рынок находится в непосредственной близости к некоторому ключевому техническому уровню.

Я признаю диверсификацию, и с моей точки зрения, возможно п необходимо торговать различными парами валют. Однако, моя личная практика показывает, что наличие одновременных позиций в различных валютных парах рассеивает внимание трейдера. Довольно трудно следовать за всеми парами валют одновременно. Поэтому я параллельно держу открытыми позиции не более чем па две или (очень редко) три валютные пары. В некоторых случаях (например, торговля па USD/CHF и EUR/USD) я часто использую замещение.

Под замещением я подразумеваю анализ одной из пнх, по (на основе этого анализа) торговлю другой.

Глава 10 Выбор валютной пары

Швейцарский франк, но большей части, не имеет своей ярко выраженной индивидуальности на рынке. В крупном масштабе он не более чем производная по отношению к евро. В то же время он имеет высокую торсовую активность, большую амплитуду колебаний и прекрасную ликвидность. Эти характеристики позволяют паре USD/CHF быть одной нз самых привлекательных нар валют для спекулятивной торговли.

Источник: Игорь Тощаков. Forex: игра на деньги. Стратегии победы. - СПб.: Питер. - 256 с: ил. - (Серия «Трейдинг & инвестиции»). 2008 {original}

Еще по теме Выбор валютной пары:

  1. 2. Основные понятия мировой валютной тстемы: валюта, валютный курс, валютные паритеты, конвертируемость валюты, валютные рынки, валютные биржи
  2. глава Эволюция мировой валютной системы и современные валютные проблемы. От Европейской валютной системы к Экономическому и валютному союзу
  3. 8.4. Валютная политика, валютное законодательство и валютный контроль
  4. 3.2. Теория общественного выбора: нормы как результат рационального выбора
  5. Валютная система и валютный курс Валютная система: содержание и структура

Е сли каждое дело, слово и помышление кладет на нас печать, то и надо принять все меры к сохранению себя от всего вредного. И еп. Игнатий и свв. отцы пишут, что очень часто, почти всегда, мы не чувствуем вреда для себя от вредного дела непосредственно после этого вредного дела: этот вред сказывается через некоторое время; получается плод от принятого в себя зла, который дает себя почувствовать различными своими проявлениями. Это может каждый видеть на себе, пожиная горький плод своих ошибок и увлечений; не видит и не чувствует этого только тот, кто вообще не внимает себе и не рассматривает себя, свое душевное и сердечное состояние при свете Св. Евангелия и Писаний отеческих, иначе говоря, проводит рассеянную жизнь.

Часто вредное дело не кажется вредным. Это обольщение вражие. Не следует доверять себе, своему сердцу и рассуждению. В решении вопроса, что вредно и что не вредно, надо руководствоваться указаниями Евангельского Писания и уставом Церкви Православной и свв. отцов, а также советами духовного отца или старцев, которые от опыта своего в духовной жизни могут дать назидание.
Грех кладет печать не только на душу, но и на внешность человека, на его внешнее поведение и вид.
Подыскивание оправданий себе не может успокоить совести, оно только больше расстраивает человека.
Трудно вырваться из-под власти греха. Спасительно - страх смерти, милость Божия дает время на покаяние, нужна настойчивость в борьбе с грехом, хотя бы грех по временам и одолевал. Необходимо удаляться от соблазнов и суеты вообще.

Вопрос: В перечень мер по реализации Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности включены, в том числе, разработка и утверждение отраслевых инструкций по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности. В настоящий момент работы по разработке и утверждению министерствами и ведомствами соответствующих отраслевых нормативных документов не завершены. Чем сейчас следует руководствоваться по вопросам организации учета затрат на производство, калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 декабря 2002 г. N 04-02-06/1/155
Департамент налоговой политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
Вопросы разработки и применения отраслевых особенностей учета затрат разъяснены Письмом Минфина России от 29.04.2002 N 16-00-13/03 "О применении нормативных документов, регулирующих вопросы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)".
Меры по реализации в 2001 - 2005 гг. Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, одобренные Правительством Российской Федерации (Письмо от 13.04.2001 N КА-П13-06573), предусматривают наравне с разработкой и утверждением Минфином России соответствующих положений по бухгалтерскому учету (стандартов), определяющих общие для всех хозяйствующих субъектов требования, принципы, правила и способы ведения организациями отдельных активов, обязательств, финансовых и хозяйственных операций, разработку и утверждение отраслевых инструкций по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности, исполнителями которых, в первую очередь, являются федеральные органы власти, осуществляющие оперативное управление отраслями экономики России.
Включение указанного задания в перечень мер по реализации Программы реформирования отражает обеспокоенность тем, что организациями в ряде случаев не уделяется должного внимания вопросам исчисления себестоимости продукции как объективного показателя, который зависит не от содержания тех или иных нормативных актов, а от состава и размеров учтенных фактических затрат на производство продукции (работ, услуг) исходя из особенностей технологического процесса, структуры производства, местонахождения хозяйствующего субъекта и прочих факторов, влияющих на размер и перечень расходов. Отсутствие полной информации о формировании себестоимости, которая является основой прогнозирования и управления производством, и фактических затратах на производство, являющихся базой для определения продажной цены, объема материально - производственных запасов в целях обеспечения непрерывного процесса производства и т.д., приводит к несвоевременному выявлению непроизводительных расходов, невозможности выработки и реализации мер по их недопущению, определению оптимального объема выпуска продукции и пр. и, как результат, к снижению эффективности работы хозяйствующего субъекта в целом.
Для целей организации учета фактических затрат на производство продукции (работ, услуг), калькулирования себестоимости выпуска продукции, вида продукции, единицы продукции и решения иных проблем управленческого характера в настоящее время организации руководствуются соответствующими отраслевыми инструкциями, указаниями.
При этом обращается внимание на то, что ранее действующим Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.1992 N 552 (с учетом внесенных в него изменений и дополнений) было определено требование согласования министерствами и ведомствами в установленном порядке особенностей по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) для целей исчисления налога на прибыль. При этом не определялся режим согласования вопросов о порядке организации учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).
Учитывая изложенное, до завершения работы по разработке и утверждению министерствами и ведомствами соответствующих отраслевых нормативных документов по вопросам организации учета затрат на производство, калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) в соответствии с Программой реформирования бухгалтерского учета, как и ранее, организациям надлежит руководствоваться действующими в настоящее время отраслевыми инструкциями (указаниями) с учетом требований, принципов и правил признания в бухгалтерском учете показателей, раскрытия информации в бухгалтерской отчетности в соответствии с уже принятыми во исполнение указанной Программы нормативными документами по бухгалтерскому учету.
Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ
05.12.2002

В итоге, оценивая альтернативы, обязательно задайте вопрос: “Каковы возможные последствия этого действия?” Помните поговорку “Осторожность - мать мудрости”. Не следует руководствоваться принципом “Все или ничего”, когда, погнавшись за многим, можно потерять все.

Поиск решений проблемы может довести до язвы желудка, инфаркта, самоубийства, умопомешательства. Это случается потому, что кажущаяся лучшей альтернатива может оказаться далеко не лучшей для того, кто ее выбрал. Вам как управляющему для сохранения здоровой психики полезно выработать привычку; выбрали лучшую, по вашему мнению, альтернативу - перестаньте о ней думать. Убедите себя, что лучшей альтернативы нет, и переходите к следующему этапу,

4. Внедрение решения в практику.

Как бы хороша ни была выбранная вами альтернатива, она не приведет к результату, пока не пройдет испытания делом. Не совершите ошибки и не проводите ее немедленно в жизнь. Сначала обдумайте возможные последствия внедрения для других. Затем попытайтесь убедить других правильности своего решения или хотя бы добиться их молчаливого согласия.

Если все же выбранная альтернатива покажется вам неудовлетворительной, обсудите проблему со своим начальником. Расскажите ему, что вы наморены сделать почему. Если он согласится, вам не потребуется ничего объяснять в будущем, если он будет недоволен результатом, если он не согласится, вы поставьте его перед необходимостью самому предложить решение, что формально снимет с вас ответственность за последствия его реализации. Часто начальник, который, возможно располагает большим опытом и знаниями по данному вопросу, сможет предложить альтернативу, которую вы не заметили.

Конечно, не следует обращаться по каждому поводу к своему начальнику, с тем, чтобы он все решал за вас. Иногда, даже если ваше решение не идеально, имеет смысл действовать самому, и чем свидетельствует следующий пример из практики.

Помощник управляющего заводом одной сталелитейной компании в субботу вышел на работу с бригадой рабочих, чтобы выполнить срочный заказ. Прокат следовало отгрузить именно в этот день, иначе компании пришлось бы платить большой штраф за нарушение сроков поставки. Однако неожиданно возникла проблема: железная дорога поставила под погрузку вместо полуплатформы полувагон для угля. Стальные заготовки были слишком длинные и не вмещались в полувагон. Имелись две альтернативы: либо не грузить, либо отрезать торец полувагона. Он выбрал вторую. Сталь погрузили, торец положили сверху. В понедельник, когда управляющему заводом доложили об этом, он был вне себя. "Почему вы мне не позвонили?" - спросил он своего помощника. Помощник сказал: "Вы бы охотно приняли такое решение?". Управляющий ответил: "Нет". Кстати, железная дорога так ни разу и не напомнила сталелитейной компании о вагоне с отрезанным торцом.

5. Проверка результата.

После внедрения решения в практику полезно проверить результат. Причины могут быть следующими:

· Если решение хорошее, вы будете знать, что делать, когда вновь столкнетесь с подобной ситуацией.

· Если решение плохое, вы будете знать, что не следует делать в следующий раз.

· Если решение плохое, и вы вскоре после его внедрения приступили к проверке его последствий, иногда можно исправить положение.

На практике хорошие управляющие пытаются составлять несколько запасных планов на случай непредвиденных обстоятельств. Автостроители, например, оснащают легковые машины аварийными тормозами, а грузовики - запасными шинами. Смысл в том, чтобы внести в ваше решение фактор надежности. Постарайтесь иметь запасной план, которым при необходимости можно было бы воспользоваться на стадии проверки результатов.

Количественные методы подготовки решений.

Внедрение ЭВМ привело к широкому применению количественных (математических) методов в экономике. Обучение количественным методам подготовки решений началось с 60-х годов. С тех пор в высших школах бизнеса им уделяют все больше внимания.

Несмотря на усилия, предпринимаемые в школах бизнеса, ру­ководители среднего звена редко прибегают к количественным методам принятия решении. Их чаще применяют на верхнем уровне управления. Именно поэтому теория вероятностей, методы оптимизации и многие другие не вошли в эту книгу.

Подходы к принятию решения.

Рассматривая процессы принятия решений, следует учитывать два момента. Первый заключается в том, что принимать решения, как правило, сравнительно легко. Все, что при этом делает человек, сво­дится к выбору направления действий. Трудно принять хорошее решение. Второй момент состоит в том, что принятие ре­шения - это психологический процесс. Вес мы по опыту знаем, что человеческое поведение не всегда логично. Иногда нами движет логика, иногда - чувства. По­этому неудивительно, что способы, используемые руко­водителем для принятия ре­шений, варьируют от спонтанных до высокологичных. Рациональный подход к при­нятию решений описан ниже, но здесь важно помнить, что руководитель находится под воздействием таких психологических факторов, как социальные установки, на­копленный опыт и личностные ценности. Далее в главе мы рассмотрим влияние не­которых поведенческих факторов на процесс принятия управ­ленческих решений.

  • 10. Сопоставление с теми, кто серьезно занят деловыми продвижениями в Риме
  • 11. О любви близких
  • 12.О довольстве
  • 13. Как все делать так, чтобы это было угодно богам
  • 14. Что божество видит всех
  • 15. Что обещает философия
  • 16. О промысле
  • 17. Что логика необходима
  • 18. Что не следует негодовать на заблуждающихся
  • 19. Как следует относиться к тиранам
  • 20. О разуме, как он к состоянии исследовать сам себя
  • 21. Против тех, кто хочет вызывать восхищение
  • 22. Об общих понятиях
  • 23. Против Эпикура
  • 24. Как следует бороться с обстоятельствами
  • 25. Относительно того же
  • 26. В чем закон жизни
  • 27. Сколь многообразно получаются представления и какие нужно подготавливать средства для того, чтобы руководствоваться ими применительно к представлениям
  • 28. Что не следует негодовать на людей, и что незначительно и важно у людей
  • 29. О стойкости
  • 30. Чем следует руководствоваться в обстоятельствах
  • Книга II
  • 2. О невозмутимости
  • 3. Против тех, кто представляет кого-то философам
  • 4. Против застигнутого однажды в прелюбодеянии
  • 5. Как сосуществует высокий образ мыслей и забота
  • 6. О безразличии
  • 7. Как обращаться к прорицанию
  • 8. В чем сущность блага
  • 9. Что не справляясь с назначением человека, мы еще и за назначение философа беремся
  • 10. Как на основании названий можно находить надлежащее
  • 11. С чего начинается философия
  • 12. О ведении беседы
  • 13.О беспокойстве
  • 14. С Насоном 1
  • 15. Против тех, кто упрямо держится своих решений
  • 16. Что мы не приучаем себя применять на деле мнения о благе и зле
  • 17. Как следует применять общие понятия к частным случаям
  • 18. Как следует бороться с представлениями
  • 19. Против тех, кто овладевает учением философов только лишь в рассуждении
  • 20. Против эпикурейцев и академиков 1
  • 21. О несоответственности 1
  • 22. О дружбе 1
  • 23. О способности говорить
  • 24. С одним из неуважаемых им
  • 25. Как логика необходима
  • 26. В чем особенность ошибки
  • Книга III
  • 1. О придании красоты внешнему виду
  • 2. В чем следует упражняться на деле тому, кто намерен совершенствоваться, и что мы не заботимся о главнейших вещах
  • 3. Что есть предмет добродетельного человека и против чего главным образом следует упражняться на деле
  • 4. Против поклонника, непорядочно переживавшего в театре
  • 5. Против тех, кто бросает школу 1 из-за болезни
  • 6. Отдельные замечания
  • 7. С корректором свободных городов 1, который был эпикурейцем
  • 8. Как следует упражняться против представлений
  • 9. С одним оратором, направлявшимся в Римпо судебному делу
  • 10. Как следует переносить болезни
  • 11. Отдельные замечания
  • 12. Об упражнении на деле
  • 13. Что такое одиночество и кто такой одинокий
  • 14. Отдельные замечания
  • 15. Что приступать к каждому делу следует по тщательном рассмотрении
  • 17. О промысле
  • 18. Что не следует впадать в смятение от сообщений
  • 19. Какова установка профана и философа
  • 20. Что от всего относящегося к внешнему миру можно получать пользу
  • 21. Против тех, кто с легкостью приступает к преподаванию философии
  • 22. О киническом образе жизни
  • 23. Против тех, кто выступает с чтениями и ведением бесед для показа
  • 24. О том, что не следует испытывать привязанность к тому, что не зависит от нас
  • 25. Против тех, кто отступает от поставленных перед собой целей
  • 26. Против тех, кто боится нужды
  • Книга IV
  • 1. О свободе
  • 2. Об общении
  • 3. Что вместо чего следует обретать
  • 4. Против усердно устремленных к тому, чтобы проводить жизнь в спокойствии
  • 5. Против спорщиков и звероподобных
  • 6. Против мучащихся от того, что их жалеют
  • 7. О неподвластности страхам
  • 8. Против тех, кто поспешно бросается за обличьем философа
  • 9. С впавшим в бесстыдство
  • 10. Чем следует пренебрегать и чему придавать значение
  • 11. О чистоплотности
  • 12. О внимательности
  • 13. Против тех, кто с легкостью рассказывает о своих делах
  • 30. Чем следует руководствоваться в обстоятельствах

    Когда ты являешься к кому-нибудь из высокопоставленных, помни, что и другой сверху видит все происходящее, и что ты должен быть угодным более ему, чем этому человеку. Так вот, тот другой спрашивает тебя: Изгнание, тюрьму, оковы, смерть, бесславие чем называл ты в школе? - Я - безразличными вещами. - Ну а сейчас чем ты их называешь? Изменились ли они? - Нет. - Ну а сам ты изменился? - Нет. - Так скажи, какие вещи - безразличные. Скажи и то, что из этого следует. - Независящие от свободы воли. Они не имеют никакого отношения ко мне. - Скажи также, что вы считали благом? - Свободу воли, какой она должна быть, и пользование, как должно, представлениями. - А целью что? - Следование тебе. - Это и сейчас ты говоришь? - Это и сейчас я говорю.

    Входи, стало быть, со смелой уверенностью и памятуя обо всем этом, и ты увидишь, что такое молодой человек, приучивший себя к тому, что следует, среди людей, не занимавшихся приучением себя к этому. Я-то, клянусь богами, представляю себе, что ты будешь испытывать нечто такое: «Что мы так серьезно и много подготавливаемся к ничему?] Это, оказывается, и есть власть? Это и есть передняя, спальники, стражники? Ради всего этого слушал я так много рассуждений? Все это, оказывается, ничто, а я подготавливался как к чему-то серьезному».

    Книга II

    1. Что быть смело уверенным не противоречит тому, чтобы быть осмотрительным 2. О невозмутимости 3. Против тех, кто представляет кого-то философам 4. Против застигнутого однажды в прелюбодеянии 5. Как сосуществует высокий образ мыслей и забота 6. О безразличии 7. Как обращаться к прорицанию 8. В чем сущность блага 9. Что не справляясь с назначением человека, мы еще и за назначение философа беремся 10. Как на основании названий можно находить надлежащее 11. С чего начинается философия 12. О ведении беседы 13.О беспокойстве 14. С Насоном 15. Против тех, кто упрямо держится своих решений 16. Что мы не приучаем себя применять на деле мнения о благе и зле 17. Как следует применять общие понятия к частным случаям 18. Как следует бороться с представлениями 19. Против тех, кто овладевает учением философов только лишь в рассуждении 20. Против эпикурейцев и академиков 21. О несоответственности 22. О дружбе 23. О способности говорить 24. С одним из неуважаемых им 25. Как логика необходима 26. В чем особенность ошибки

    1. Что быть смело уверенным не противоречит тому, чтобы быть осмотрительным

    Может быть, некоторым представляется парадоксальным это требование философов, однако рассмотрим по возможности, истинно ли это, что все следует делать с осмотрительностью и вместе с тем со смелой уверенностью. Ведь осмотрительность считается как-то противоположной смелой уверенности, а противоположности никоим образом не могут существовать. А то, что представляется многим в этом вопросе парадоксальным, связано, по-моему, с чем-то таким 1 . Действительно, если бы мы требовали относиться и с осмотрительностью и со смелой уверенностью к одному и тому же, то нас справедливо обвиняли бы в том, что мы совмещаем несовместимое. А на самом деле что поразительного в этом высказывании? Ведь если здраво все это, много раз сказанное, много раз доказанное, что сущность блага заключается в пользовании представлениями, точно так же как и сущность зла все независящее от свободы воли не содержит в себе ни природы зла, ни природы блага, что парадоксального требуют философы, если говорят: «Где независящее от свободы воли, там пусть у тебя будет смелая уверенность, а где зависящее от свободы воли, там - осмотрительность»? Ведь если зло заключается в злополучной свободе воли, то только ко всему этому стоит относиться с осмотрительностью, а если все независящее от свободы воли и независящее от нас не имеет никакого отношения к нам, то ко всему этому следует относиться со смелой уверенностью. И вот так мы будем осмотрительными и вместе с тем смело уверенными, и, клянусь Зевсом, смело уверенными благодаря осмотрительности. Ведь благодаря осмотрительному отношению ко всему тому, что действительно зло, у нас получится смело уверенное отношение ко всему тому, что не таково.

    Однако с нами бывает то, что с ланями. Когда лани пугаются перьев 2 и убегают от них, куда они устремляются, к каким местам отступают, будто бы безопасным? К тенетам. И вот так они погибают, перепутав то, чего следует страшиться, и то, к чему следует относиться со смелой уверенностью. Так и мы. К чему относимся мы со страхом? К тому, что не зависит от свободы воли. В чем, напротив, ведем мы себя со смелой уверенностью, будто нет в том ничего ужасного? В том, что зависит от свободы воли. Впасть в заблуждение или допустить опрометчивость, совершить что-то бесстыдное или с постыдной жаждой стремиться к чему-то, нам совершенно безразлично, если только мы достигаем желанной цели в том, что не зависит от свободы воли. А где смерть или изгнание, страдание или бесславие, там отступление, там переполох. Потому-то, как это и естественно для глубоко ошибающихся в самых важных вещах, природную смелую уверенность мы превращаем в наглость, отчаянное сумасбродство, дерзость, бесстыдство, а природную осмотрительность и совестливость - в малодушие и низость, преисполненность страхов и смятений. Ведь если человек перенесет осмотрительность туда, где свобода воли и дела свободы воли, тотчас же, вместе с желанием быть осмотрительным, и зависящим от него самого будет у него избегание, а если туда, где независящее от нас и независящее от свободы воли, то, поскольку избегание у него будет по отношению к тому, что зависит от других, он неизбежно будет в страхе, в неустойчивости, в смятении. Страшное ведь это не смерть или страдание, а страх перед страданием или смертью. Поэтому мы хвалим сказавшего:

    Не смерть сама страшна ведь, нет, - с позором смерть 3 .

    Так вот следовало бы, чтобы по отношению к смерти была смелая уверенность, а по отношению к страху перед смертью - осмотрительность. А в действительности - наоборот: по отношению к смерти - бегство, а по отношения к мнению о ней - невнимание, небрежность, безразличие. А все то Сократ называл, и хорошо делал, пугалами 4 . В самом деле, как детям маски представляются ужасными и страшными по неведению, нечто подобное испытываем и мы по отношению к этим вещам именно по той же самой причине, что и дети по отношению к пугалам. Ведь что такое дитя? Незнание. Что такое дитя? Невежество. В самом деле, там где знают и они, они ничуть не уступают нам. Смерть что такое? Пугало. Переверни его и разгляди. Вот посмотри, не кусается. Бренное тело должно отделиться от бренного жизненного духа 5 , - как прежде было отделенным, - или сейчас или позднее. Так что же ты досадуешь, если сейчас? Ведь если не сейчас, то позднее. Зачем? Чтобы свершался круговорот мироздания 6 . А для этого нужно, чтобы одно было настоящим, другое предстоящим, а то-то свершившимся. Страдание что такое? Пугало. Переверни его и разгляди. Бренная плоть испытывает резкое движение, потом опять спокойное. Если это для тебя нецелесообразно - дверь открыта. Если целесообразно - терпи. Ведь на все дверь должна быть открытой, - и беспокойства у нас нет.

    Каков же плод этих мнений? Именно таков, каким и должен быть наиболее прекрасный и наиболее подобающий для действительно образованных: невозмутимость, бесстрашие, свобода. В этом ведь не толпе следует верить, которая говорит, что только свободным можно получать образование, а скорее философам, которые говорят, что только получившие образование свободны. - Как это? - Вот как. Что иное есть свобода, как не возможность вести жизнь как желаем? - Ничто иное. - Тогда скажите мне, люди, желаете ли вы жить совершая ошибки? - Не желаем. - Стало быть, ни один ошибающийся не свободный. Желаете ли вы жить в страхе, желаете ли в печали, желаете ли в смятении? - Никоим образом. - Следовательно, ни один живущий в страхе, живущий в печали, живущий в смятении не свободный, а кто избавился от печалей, страхов и смятений, тот тем же самым путем и от рабства избавился. Так как же еще верить вам, дражайшие законодатели? Мы не позволяем получать образование никому, кроме свободных? Да ведь философы говорят, что мы не позволяем быть свободными никому, кроме образованных, то есть бог не позволяет. - Так, значит, когда кто-то повернул своего раба перед претором 7 , то не сделал ничего? - Сделал. - Что? - Повернул своего раба перед претором. - Больше ничего? - Да, и двадцатину на него уплатить должен 8 . - Что же, разве тот после всего этого не стал свободным? - Ничуть, как и не стал невозмутимым. Ну вот у самого тебя, могущего поворачивать других, никакого нет господина? Ни денег, ни девчонки, ни мальчишки, ни тирана, ни какого-нибудь друга тирана? Так что же ты трепещешь, когда идешь попасть в какое-нибудь такое обстоятельство?

    Поэтому я говорю часто: вот к чему приучайте себя и вот чем руководствуйтесь: по отношению к чему следует быть смело уверенным и к чему следует относиться с осмотрительностью: по отношению к независящему от свободы воли быть смело уверенным, быть осмотрительным - по отношению к зависящему от свободы воли. - Но я не прочитал тебе 9 , и ты не знаешь, что я делаю. - Где это? В словечках? Держи свои словечки! Покажи, как ты относишься к стремлению и избеганию, не терпишь ли неуспеха в том, чего ты хочешь, не терпишь ли неудачи в том, чего ты не хочешь. А те свои периодишки, если ты умен, возьмешь как-нибудь наконец и сотрешь. - Что же, Сократ разве не писал? - Да и кто писал столько? 10 Но как? Поскольку он не всегда мог иметь опровергающего его мнения или опровергаемого в свою очередь, он сам себя опровергал и исследовал, и всегда с пользой упражнениями развивал хотя бы одно какое-нибудь общее понятие. Вот что пишет философ. А что касается словечек, то и путь, о котором я говорю, оставляет их другим 11 - неосознающим или блаженным, тем, у кого есть досуг благодаря невозмутимости, или тем, кто не принимает в расчет никаких последствий из-за глупости.

    И вот когда час призывает, все то ли ты пойдешь показывать, читать и тщеславиться? «Вот посмотри, как я сочиняю диалоги». Не то показывай, человек, а лучше это: «Вот посмотри, как я в своем стремлении не терплю неуспеха. Вот посмотри, как я в своем избегании не терплю неудачи. Подавай смерть, и узнаешь. Подавай страдания, подавай тюрьму, подавай бесславие, подавай осуждение». Вот что должен показывать молодой человек, пришедший из школы. А все другое оставь другим, и пусть никто не услышит от тебя ни звука обо всем том никогда, и если кто-нибудь станет хвалить тебя за все то, не принимай похвалы, а сочти, что ты ничего собой не представляешь и не знаешь ничего. Являй себя знающим только то, как тебе и не терпеть неуспеха никогда и не терпеть неудачи. Другие пусть приучают себя к судам, другие - к задачам, другие - к силлогизмам. Ты приучай себя к тому, как умирать, ты - к тому, как быть закованным, ты - к тому, как подвергаться пыткам, ты - к тому, как быть изгоняемым. И все это ты должен делать со смелой уверенностью, положившись на призвавшего тебя ко всему этому, посчитавшего тебя достойным этого места, на котором ты покажешь, на что способна разумная верховная часть души, противопоставленная силам, независящим от свободы воли.

    И вот так то парадоксальное требование уже не будет представляться ни невозможным, ни парадоксальным, а именно, что следует быть осмотрительным и вместе с тем смело уверенным: по отношению к независящему от свободы воли - быть смело уверенным, а в зависящем от свободы воли - быть осмотрительным.