Как делать разбор деепричастия. Морфологический разбор деепричастия
Одним из глагольных признаков деепричастия является вид. На уроке вы научитесь образовывать деепричастия совершенного и несовершенного вида. Также вы познакомитесь с планом морфологического разбора деепричастия и отработаете его на примерах.
Тема: Деепричастие
Урок: Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Морфологический разбор деепричастий
План морфологического разбора деепричастия
1. Часть речи, общее значение.
2. Морфологические признаки: постоянные: неизменяемость, вид, возвратность; непостоянных признаков нет.
3. Синтаксическая роль.
Образец:
Сад, все больше редея , переходя в настоящий луг, спускался к реке (А.П. Чехов). Разберем слово редея.
1. Редея
1. Переходя - деепричастие, обозначает добавочное действие.
2. Морфологические признаки: неизменяемое, несов. в., невозвратное.
3. В предложении является обстоятельством.
Домашнее задание
№ 174; № 179; № 188 Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2012.
Задание № 1. Образуйте возможные деепричастия от данных глаголов. Выделите суффиксы деепричастий. Не забывайте о виде глаголов.
Выполнить, мчаться, списать, хвалить, удивить, интересоваться, перейти, беречь, найти.
Задание № 2. Выпишите деепричастия из пословиц, раскрывая скобки. Выполните морфологический разбор одного из деепричастий.
1. (Не)давши слова, крепись, а давши, держись.
2. (Не)зная броду, (не)суйся в воду.
3. Рассердясь на блох, да и шубу в печь.
4. Снявши голову, по волосам не плачут.
5. Что имеем, не храним, потерявши, плачем.
6. (Не)расколов ореха, ядра не съешь.
1. Русский язык. Дидактические материалы. Раздел «Деепричастие» ().
2. Стихи о любви классиков, стихи про любовь - стихи лучших поэтов. Правила русского языка. Деепричастие ().
3. Интернет-портал xenoid.ru. Лекции и электронные учебники. Деепричастие ().
Литература
1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.
2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.
4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.
Для грамотного морфологического разбора деепричастия как части речи в данной статье приведен подробный план действий с наглядными примерами. Также описана методика морфемного разбора деепричастия с привидением примеров.
Как сделать морфологический разбор деепричастия?
Морфологический разбор деепричастия как самостоятельной части речи включает в себя грамматическую и синтаксическую характеристику слова. Во время разбора определяются морфологические признаки деепричастия, а также его роль в предложении.
План морфологического разбора деепричастия как части речи:
I. Часть речи. Общее грамматическое значение. На какой вопрос отвечает.
II. Начальная форма. Морфологические признаки (постоянные ).
- Вид (совершенный, несовершенный );
- Возвратность (возвратное, невозвратное );
- Переходность (переходное, непереходное );
- Неизменяемость.
III. Синтаксическая роль.
ТОП-1 статья которые читают вместе с этой
Примеры морфологического разбора деепричастий
Накормив детей, мама пошла в магазин.
что сделав?
II. Н. ф. - накормив . Морфологические признаки: совершенный вид, невозвратное, переходное, неизменяемое слово.
III. Синтаксическая роль - обстоятельство (пошла - когда? - накормив ).
Гуляя , дети увидели выбежавшего из леса зайца.
I. Деепричастие, обозначает дополнительное действие, отвечает на вопрос - что делая?
II. Н. ф. - гуляя . Морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратное, непереходное, неизменяемое слово.
III. Синтаксическая роль - обстоятельство (увидели - когда? - гуляя ).
Радуясь , он приветствовал друга.
I. Деепричастие, обозначает дополнительное действие, отвечает на вопрос - что делая?
II. Н. ф. - радуясь . Морфологические признаки: несовершенный вид, возвратное, переходное, неизменяемое слово.
III. Синтаксическая роль - обстоятельство (приветствовал - как? - радуясь ).
Морфемный разбор деепричастия
В некоторых источниках морфемный разбор деепричастий входит в общий грамматический разбор. Деепричастия являются неизменяемой частью речи, поэтому при разборе по составу у них не выделяют окончания. Формообразующими суффиксами деепричастий являются - -а/-я, -в/-вши/-ши .
Примеры морфемного разбора деепричастий
Назвавшись другом . На-зв-а-вши-сь - производное от глагола «назваться»; основа - назвавшись , приставка - на- , корень - -зв- , суффиксы - -а-, -вши- , постфикс - –сь .
Схема морфологического разбора неизменяемой глагольной формы - деепричастия
I. Выделить глагольную форму из текста и назвать её тип.
II. Указать начальную форму - инфинитив.
III. Установить лексическое значение слова.
IV. Поставив вопрос, указать общее категориально-грамматическое значение.
V. Охарактеризовать морфологические особенности глагола
1. Возвратный или невозвратный, соотносительный по возвратности или нет.
2. Переходный или непереходный, указать значение.
а). по двухзалоговой теории: действительный или страдательный (указать значение);
б). по трёхзалоговой теории: действительный, страдательный, возвратный (указать значение), вне залога (доказать).
4. Выделив формообразующие основы, определить класс глагола: продуктивный или непродуктивный.
5. Спряжение: I, II, разноспрягаемый, архаического спряжения.
VI. Определить, как образовано деепричастие: от какой основы, с помощью какого суффикса.
VII. Морфологические особенности деепричастия :
1. Вид: совершенный или несовершенный (назвать показатель).
2. Указать относительное временное значение: предшествующее, одновременное, последующее действие.
VIII. Синтаксические особенности деепричастия :
1. Вид связи с другими словами.
2. Роль в предложении.
Образцы анализа
Они шли по берегу, взявшись за руки , и смотрели на рыбёшек, стайками скользивших в воде.
(Ги де Мопассан)
I. Взявшись
II. Взяться .
III. Взяться - «за что. Брать друг друга (один другого) или брать, хватать что-н. рукой». [Ожегов, Шведова, с. 59].
IV. Отвечает на вопрос: что сделать?
V. , от которого образовано деепричастие:
1. Возвратный, соотносительный по возвратности.
б). по трёхзалоговой теории - возвратного залога, т. к. образован от переходного глагола (обозначает действие, совершаемое двумя лицами, каждое из которых одновременно является субъектом и объектом), нет творительного субъекта.
4. Основа инфинитива - взя- (взять ся ), основа будущего времени - возьм- (возьмут ся ).
Соотношение основ -а- (-я- ) … -м- : непродуктивный, 14 группа.
5. Форма 3-го л. мн. ч. - возьму́тся , ударный подвид, I спряжения (по окончанию).
VI. Деепричастие образовано от основы инфинитива путём прибавления суффикса -вши- .
VII. Морфологические особенности :
1. Совершенного вида, показатель - суффикс -вши- .
VIII. Синтаксические особенности :
1. Взявшись (за что?) за руки : связь - глагольное управление, деепричастие управляет существительным, ставя его в форме В. п.
2. В предложении входит в состав обособленного обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом.
Теперь каждое утро, здороваясь , она подавала ему руку, и до вечера он хранил ощущение от её пожатия...
(Ги де Мопассан)
I. Здороваясь - неизменяемая глагольная форма, деепричастие.
II. Здороваться .
III. Здороваться - «приветствовать друг друга при встрече». [Ожегов, Шведова, с. 227].
IV. Отвечает на вопрос: что делать? Общее категориально-грамматическое значение - процессуальный признак предмета.
V. Морфологические особенности глагола , от которого образовано деепричастие:
1. Возвратный, несоотносительный по возвратности.
2. Непереходный: обозначает действие, не переходящее на прямой объект.
а). по двухзалоговой теории - действительного залога: действие исходит от производителя;
б). по трёхзалоговой теории - вне залога, т. к. возвратный, непроизводный глагол.
4. Основа инфинитива - здорова- (здоровать ся ), основа настоящего времени - здороваj- (здоровают ся ).
Соотношение основ -а- … -аj- : продуктивный, I класс.
5. Форма 3-го л. мн. ч. - здоро́ваются , безударный подвид. Спряжение определяется по инфинитиву: здоро́вать ся , глагол на -ать , следовательно, I спряжения.
VI. Деепричастие образовано от основы инфинитива путём прибавления суффикса -я- .
VII. Морфологические особенности :
1. Несовершенного вида, показатель - суффикс -я- .
2. Обозначает действие, одновременное с действием глагола-сказуемого.
VIII. Синтаксические особенности :
1. Подавала руку (как? каким образом?) здороваясь : связь - примыкание, деепричастие примыкает к личной форме глагола.
2. В предложении обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием.