Солнышко блестит и травка зеленеет. Сельская песня
Узелки
После зимней
Глубокой дремоты
Дел немало
На шаре земном.
Перед праздником
Столько работы!
Нужно помнить весне
Обо всём.
И весна в изумрудном
Платочке
Ходит, бродит
В лесах и в садах.
И на память себе
Узелочки
Оставляет на голых
Ветвях.
Днём и ночью
Ей нужно трудиться -
Перекрасить леса и поля.
Нужно к маю земле
Нарядиться,
Чтобы стала красивой
Земля.
Нужно солнце почистить
До блеска -
На ветру потускнело оно.
Нужно зимнюю снять
Занавеску
И промыть
Голубое окно,
Проводить холода
За ворота,
Не спеша отворить
Ручейки…
А закончится
Эта работа -
И развяжутся все узелки.
Орлов
***
Подснежник
У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой,
Нашли мы синенький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой.
Наверно, жарко припекало
Сегодня солнышко с утра.
Цветку под снегом душно стало,
И он подумал, что пора,
И вылез… Но кругом всё тихо,
Соседей нет, он первый здесь.
Его увидела зайчиха.
Понюхала, хотела съесть.
Потом, наверно, пожалела:
Уж больно тонок ты, дружок!
И вдруг пошёл пушистый, белы
Холодный мартовский снежок.
Он падал, заносил дорожки…
Опять зима, а не весна,
И от цветка на длинной ножке
Лишь только шапочка видна.
И он, от холода синея.
Головку слабую клоня,
Сказал: «Умру, но не жалею:
Ведь началась весна с меня!»
З. Александрова
***
Вскрываются почки
Вскрываются почки,
Как реки!
Такая стоит трескотня!
Тяжёлые сонные веки
Весна
Наконец подняла!
Заждались
Прекрасную соню
Давно и луга, и поля.
Не зря её громом будили
Разгневанные небеса!
И вот поднялась лежебока,
Взглянула с улыбкой
Вокруг.
И сразу
Жужжаньем, как соком,
Оживший
Наполнился луг.
И пробует каждая почка
Зелёным своим языком
Парную,
Апрельскую ночку,
Залитую всю молоком!
Г.Новицкая
Помогаем весне
То-то славно, ребята,
Зиму гоним долой,
Загребаем лопатой,
Выметаем метлой.
Все работают с нами,
Где уж тут усидишь,
Мы сбиваем снежками
Льдинки звонкие с крыш.
Ручеёк за ворота
Сам пробиться не смог.
Закипела работа,
В добрый путь, ручееек!
Лейки, грабли достали,
Припасли семена,
Мухе сонной сказали:
- Просыпайся, весна!
Домик строим, строгаем,
Эй, скворец, прилетай,
И флажки вырезаем
Приходи, Первомай!
Игры сложены в угол,
Кукла спит в стороне,
Нам теперь не до кукол-
Помогаем весне!
Г.Ладонщиков
***
Чудеса
По опушке шла весна,
Ведра с дождиком несла,
Оступилась на пригорке-
Опрокинулись ведерки.
Зазвенели каплм,
Загалдели цапли.
Испугались муравьи:
Двери заперли свои.
Ведра с дождиком весна
До села не донесла.
А цветное коромысло
убежало в небеса
и над озером повисло
чу-де-са!
В.Степанов
***
Весна
Сияет солнце спозаранку,
Снег темным сделался, намок…
И, распеваючи веснянку,
Бежит веселый ручеек.
Навстречу утру золотому
Бегут, торопятся ручьи.
- Цвиринь, цвиринь! Неси из дому
Скорей кораблики свои.
И, щебеча нетерпеливо,
Взмывает к солнцу.
… Даль ясна.
Сползает снег,
Синеет нива.
Пришла весна! Пришла весна!
Богдан Чалый
***
Апрель
Верба, верба, верба,
Верба зацвела.
Это значит, - верно,
Что весна пришла.
Это значит - верно,
Что зиме конец.
Самый, самый первый
Засвистел скворец.
Засвистел в скворечне:
Ну, теперь я здешний.
Но весне не верьте,
Слышен ветра свист.
Ветер, ветер, ветер
По дорогам вертит
Прошлогодний лист.
Все апрелю шутки!
Сельский детский сад
Утром скинул шубки,
В полдень - снегопад.
Но не так уж скверно
Обстоят дела,
Если верба, верба
Верба зацвела.
А. Барто
***
В апреле
Первый солнечный денёк.
Дyет вешний ветерок.
Воробьи развеселились
В эти тёплые часы.
А сосyльки прослезились
И повесили носы.
Конница весны
Не капель весенняя
Пробивает лёд _
Это в настyпление
Конница идёт.
Встреченная птицами
В ранние часы,
Цокает копытцами
Конница весны.
И совсем не капельки
Капают крyгом _
Маленькие сабельки
Блещyт серебром.
По снегам проворная
Конница летит,
Оставляя чёрные
Ямки от копыт.
В. Орлов
***
Весна
Пробудившись ото сна,
Кистью мягкою весна
На ветвях рисует почки
На полях - грачей цепочки,
Над ожившею листвой - Первый росчерк грозовой,
А в тени прозрачной сада - Куст сирени у ограды.
В. Лунин
***
Весна придёт
Ещё зима. Ещё искрится
Снег на деревьях в вышине.
Но с каждым днем все громче птицы
Звенят, щебечут о весне.
Еще порой мороз ярится,
Еще стоит на реках лед,
Но птицы знают, знают птицы -
Весна придёт,
Весна придёт!
В. Лунин
***
Журавушка
Прилетел журавушка
На старые места:
Травушка-муравушка
Густым-густа!
Ивушка над заводью
Грустным-грустна!
А водица в заводи
Чистым-чиста!
А заря над ивушкой
Ясным-ясна!
Весело журавушке:
Весным-весна!
Благинина Елена
***
Зелёные сны
Зелёные сны,
Весенние сны.
Зелёные, мягкие
Иглы сосны,
Зелёные, липкие
Листья берёз
И шелест
Зелёных стрекоз.
В зелёной листве
Зеленеют жуки,
Зелёные в небе
Летят мотыльки.
Зелёный кузнечик,
Трава зелена…
Как славно,
Что скоро весна!
В. Лунин
***
Кончилась зима
Кончилась зима!
Открываю окна!
Отмываю стекла,
Небо
И деревья,
Крыши
И качели.
Мытые
По небу
Галки полетели.
Всёс промыто.
И стекло,
Как с водою, утекло!
Л. Николаенко
***
Подснежник
Выглянул подснежник
В полутьме лесной - Маленький разведчик,
Посланный весной;
Пусть еще над лесом
Властвуют снега,
Пусть лежат под снегом
Сонные луга;
Пусть на спящей речке
Неподвижен лед, - Раз пришёл разведчик,
И весна придёт!
Е. Серова
***
Лицом к весне
Потихоньку
Снег сошёл,
Почернел
И стаял.
Всем на свете
Хорошо:
В роще - Птичьим стаям,
На деревьях - Лепесткам,
Клейким и пахучим,
В синем небе - Облакам
Лёгким и летучим.
Лучше всех
На свете - мне:
По сырой тропинке
Я бегу
Лицом к весне,
Промочив ботинки.
Роман Сеф
***
Медведь
Без нyжды и без тpевоги
Спал медведь в своей беpлоге.
Спал всю зимy до весны,
И, навеpно, видел сны.
Вдpyг пpоснyлся косолапый,
Слышит: каплет! - Вот беда!
В темноте пошаpил лапой
И вскочил - Кpyгом вода!
Заспешил медведь наpyжy:
Заливает - не до сна!
Вылез он и видит:
Лyжи,
Тает снег…
Пpишла весна.
Г. Ладонщиков
***
Пришла весна
Шумят леса, цветёт земля,
Поёт-звенит ручей:
«Пришла весна, пришла весна -
В одежде из лучей!»
Ликуют детские сердца,
Стремясь в простор лугов:
«Пришла весна, пришла весна
В гирлянде из цветов!»
М. Пожарова
***
Загораем!
На проталинке жучок
Грел на солнышке бочок,
Вскоре вылез паучок,
А за ним и червячок.
Солнце скрылось за горой,
И отправились домой
И жучок, и червячок,
И, конечно, паучок.
На проталинке опять
Завтра будут загорать
Жук, червяк и паучок…
Будут греть другой бочок.
Т. Гусарова
Наталья Дмитриева
Давай выучим стишок к празднику!» – вряд ли взрослые, адресуя подобные реплики ребёнку, понимают, какой сложный психический процесс они при этом запускают. Память как способность запечатлевать и сохранять впечатления, дарована человеку с самого рождения, но владеть ею мы учимся всю жизнь.
Люди с древних времён старались изобретать приёмы, помогающие запоминать нужную информацию, передавая их из поколения в поколения под общим названием «мнемотехника» (от греческого слова «мнемо» - память).
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Дети с общими нарушениями и задержкой психического развития испытывают особые затруднения в усвоении заданий по развитию речи : они отличаются скудным словарным запасом, неумением согласовывать слова в предложении, нарушениями внимания, памяти, несовершенством логического мышления.
Травка зеленеет ,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
с нею солнце краше
И весна милей.
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!

дам тебе я зерен,
А ты песню спой,

Что из стран далеких
Принесла с собой.

Алексей Плещеев
Для того чтобы понять глубину отношения Блока к такому сложному социально-политическому явлению, как Октябрьская революция, необходимо еще раз сказать о своеобразном, «музыкальном» восприятии Блоком мира. Он считал, что внешняя сущность окружающего скрывает глубокую внутреннюю музыкальную стихию, немеркнущее, вечно бушующее пламя, которое в разные исторические эпохи то вырывалось наружу, освещая благородным заревом мир, то глубоко скрывалось в недрах, оставаясь делом лишь бесконечно малого числа избранных.
Первый рассказ «Темные аллеи», давший название всему циклу, развивает мотив рассказа «Ида»: сожаления об утраченном счастье иллюзорны, ибо жизнь идет так, как должна идти, и человек не волен внести в нее какие-то перемены. Герой рассказа «Темные аллеи», еще будучи молодым помещиком, соблазнил прелестную крестьянку Надежду. А затем его жизнь пошла своим чередом. И вот по прошествии многих лет он, будучи уже военным в больших чинах, проездом оказывается в тех местах, где любил в молодости. В хозяйке заезжей избы он узнает Надежду, постаревшую, как и он сам, но все еще красивую женщину.
Александр Блок, воспитываясь в семье матери, урожденной Бекетовой, мало знал своего отца и редко встречался с его родственниками - Блоками, живущими в Петербургу Но это вовсе не значит, что семья Блоков не оказала пусть скрытого, но существенного влияния на его личность и творчество. Наибольший интерес в этой разветвленной семье представляет для нас характер отца поэта - Александра Львовича Блока, - человека незаурядного, во многом загадочного, не оцененного по достоинству современниками да и потомками.
«Сельская песня» Алексей Плещеев
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей…
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой…
Анализ стихотворения Плещеева «Сельская песня»
Наверное, нет в нашей стране такого человека, которому бы в первые деньки наступающей весны не пришли в голову следующие строки:
Травка зеленеет,
Солнышко блестит…
Неважно, при этом, что сеней в домах почти ни у кого уже нет, но все мы ждём ту ласточку, что «с весною … к нам летит».
Это строки знаменитого стихотворения «Сельская песня» Алексея Николаевича Плещеева (1825 – 1893). Большинству читателей оно известно по первым трём четверостишиям, но на самом деле его сюжет гораздо глубже.
Стихотворение было создано в 1858 году. В нём содержится восемь строф по четыре строки в каждой. Размер – трёхстопных хорей. В четверостишиях рифмуются вторая и четвёртая строки, что отчасти напоминает перекрёстную рифму, но имеет вид abcb. В строках содержится по всего по три-четыре слова. Всё это делает стихотворение похожим на детскую считалку. Но ребяческая радость и беззаботность присутствует только в первых строфах. Потом же раскрывается настоящая семейная драма.
Сначала неясно, о ком идёт речь, но затем мы понимаем, что герой говорит о дочери, молодой девушке, которая вышла замуж за солдата и покинула родной дом. Автор неспроста вкладывает в уста героя такие вопросы. Думается, что незаметно он сравнивает маленькую быструю птичку с дочерью. Ведь она тоже росла в родном семейном гнездышке в милом селе, но потом выпорхнула из него, очарованная новой жизнью.
Описание это скромное, немногословное, но читателю легко вообразить, какие эмоции испытывают члены семьи. Складывается ощущение, что расставание происходит в несколько этапов: вот мать обнимает девушку, давая ей последние наставления и благословения. Крест указывает, что действие это разворачивается на кладбище, а оно всегда находилось на самом краю села. Наконец объятия размыкаются, и молодая героиня присоединяется к мужу. Они проходят несколько шагов, как вдруг героиня бросается назад в ноги отцу.
После прощания с родителем девушка снова пускается в дорогу, но замирает в сомнении, стоит ей только обернуться.
Несмотря на неизвестность, которая ждёт молодых в далёком городе, родители всё же отпускают дитя. Конечно, герой стихотворения беспокоится о судьбе дочери и её деток. Это выражается в риторических вопросах, адресованных ласточке.
«Сельская песня» — поразительный пример того, как поэту с помощью кратких фраз и простой композиции удаётся передать настроение и чувства людей.
Наталья Добрынина
Интегрированная НОД : "Травка зеленее , солнышко блестит ; ласточка с весною в сени к нам летит ".
Образовательные области : познание, речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Цели : - развивать у детей умение внимательно слушать взрослого, а также своего товарища - сверстника; развивать физическую активность; развивать умение выразительно рассказывать стихотворения.
Научить детей рисовать птицу (ласточку , соответственно предложенной схеме; закрепить знание детей о времени года "весна ".
Воспитывать у детей уважение друг другу; любовь к природе к живым существам.
Предварительная работа : заучивание стихотворения А. Н. Плещеева "Травка зеленеет . "; беседы о весне ; наблюдение на прогулке за ласточками ; рассматривание картинок с изображением ласточки .
Материалы : картинка с изображением ласточки ; поэтапная схема рисования ласточки .
Ход НОД:
Воспитатель предлагает вспомнить детям, что за прекрасное время года у нас за окном? Дети отвечают, что сейчас весна ! Воспитатель спрашивает детей о том, как они об этом узнали. Дети поднимают руки и называют признаки весны (снег растаял, почки на деревьях появились, травка , листочки, птицы вернулись из теплых краев.). Воспитатель интересуется у детей, а какие же птицы вернулись из теплых краев? Дети называют перелетных птиц (грач, жаворонок, скворец, ласточка .) Дети а вам нравится весна (спрашивает воспитатель) Да (отвечают дети) А чем же вам она нравится (говорит воспитатель) Птицы поют, солнышко пригревает , цветы цвету. (отвечают дети) . Да, весна нравится не только вам, она вдохновила многих поэтов на написание стихов. А вы какие стихи знаете о весне (говорит воспитатель) . "Травка зеленеет . "(отвечают дети) или еще какие-либо другие выученные ранее. Давайте вспомним наше стихотворение, которое мы с вами недавно выучили (воспитатель) Давайте (отвечают дети) Идет коллективное рассказывание, а потом по желанию детей -индивидуальное. (с выражением) После этого воспитатель показывает картинку ласточки , обращая внимание на то, какая у нее головка, какой хвостик. И сообщает детям о том, что с прилетом ласточки на улице становится совсем тепло. А вы хотите, чтоб на улице стало еще теплее (воспитатель) Да (кричат дети)
Давайте тогда у каждого из прилетит ласточка (воспитатель) Давайте! (дети) Воспитатель предлагает ее нарисовать. И показывает как это сделать. Перед тем, как приступить к рисованию проводим п. и. "Ласточки "(2-3 раза)
После игры занимаем рабочие места. На доске : картинка ласточки и схема ее рисования (поэтапная) .
После того как работы готовы, мы их развешиваем на доске и любуемся той красотой, которая у нас получилась. Хлопаем друг другу.

Публикации по теме:
6 мая – День Ласточки (Егорий весенний (Юрьев день). Этот праздник птиц отмечают по народному календарю, в старом «Месяцеслове» есть.
12 апреля наша страна отмечает замечательный праздник-День космонавтики! Люди с давних времен мечтали о космосе. Эту мечту они пронесли.
Здравствуйте, коллеги! 12 апреля мы отмечали 55-летие полета первого космонавта в открытый космос! По этому замечательному случаю в нашем.
Игра «Ласточка, ласточка, перепелочка» Правая ладошка ребенка ложится на левую ладошку воспитателя. Воспитатель тихо, ласково и медленно произносит: "Ласточка", при этом одновременно.
Игра «Летит-летит» Игра «ЛЕТИТ- ЛЕТИТ»Сегодня я хочу представить Вашему вниманию игру, которая называется «Летит-Летит!» Эта игра придумана не мной. Я просто.
Весна-замечательное время года. Зеленеет травка,распускаются листья на деревьях,прилетают перелетные птицы. Среди них- всеми нами любимые.
Каждый и нас с нетерпением ждёт прихода весны. Весенним вестником является ласточка. Недаром, есть замечательное стихотворение Алексея.