Презентация ууд в начальной школе по фгос. Презентация - формирование ууд на современном уроке

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Презентацию на тему "Формирование УУД в начальной школе" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Педагогика. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 10 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Формирование универсальных учебных умений в начальной школе

Заместитель директора лицея № 180 Корсакова Ирина Витальевна

Слайд 2

Управление образования и социально-правовой защиты детства Администрации Ленинского района г. Нижнего Новгорода Муниципальное образовательное учреждение лицей № 180

www.lyceum180.net.ru

Слайд 3

Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие

Как учить? обновление средств обучения

Ради чего учить? ценности образования

Чему учить? обновление содержания

Вектор смещения акцентов нового стандарта

Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности

формирование универсальных способов действий

Слайд 4

Овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом

Способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач

(в отличие от прежней установки на проверку освоения «обязательного минимума содержания образования»)

Слайд 5

Портрет выпускника начальной школы

коммуника- тивность

навыки самоорганизации и здорового образа жизни

исследова- тельский интерес

саморегуляция ответственность

уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения

УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ≡ УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ

доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера

умеющий учиться, способный к самоорганизации

Слайд 6

Планируемые результаты: три основные группы результатов

ЛИЧНОСТНЫЕ: ориентация ценностно-смысловая; в социальных ролях и меж- личностных отношениях

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ

Самоопределение: личностное, профес- сиональное, жизненное

Смыслообразование: связь между целью (ре- зультатом) деятельности и ее мотивом

Нравственно-этическая ориентация

Регулятивные: организация деятельности

Коммуникативные: речевые навыки и навыки сотрудничества

Познавательные: общеучебные, в т.ч – знако- во-символические, логичес- кие, постановка и решение проблемы

Основы системы научных знаний

Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания

РЯ Лит ИЯ Мат Е/н Муз ИЗО Тех Физ

Предметные и метапредметные действия с учебным материалом

Слайд 7

К ним относятся Прогно- зирование контроль Само- регуляция коррекция

Регулятивные действия

оценка Плани- рование

Слайд 8

Общеучебные -Самостоятельная постановка цели -Поиск информации -Структурирование знаний -Выбор эффективных решений -Рефлексия -Постановка и формулирование проблемы -Знаково-символические действия

Постановка и решение проблемы Формулирование проблемы Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Логические -Анализ -Синтез -Сравнение -Подведение под понятие -Установление причинно-следственных связей -Доказательство -Выдвижение гипотез

  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.
  • ЛУУД- это система действий самого ребёнка, которая способствует его развитию и самосовершенствованию, это: - положительное отношение к учению, -готовность преодолевать школьные затруднения, -интерес к изучаемым предметам, -стремление к соблюдению морально- этических норм, к пониманию других людей, -осознание ответственности за себя и свои действия, -этические чувства. Что же понимается под личностными универсальными действиями?


    Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:


    Действия самоопределения Действия смыслообразования Действия нравственно- этического оценивания 1.Личностное (самопознание, самооценка, идентичность) 2.Профессиональное 3.Жизненное 1.Положительные нравственные качества; 2.Адекватное оценивание чужих поступков 1.Сформированная учебная мотивация 2.Осознанность учения и личная ответственность 3.Адекватное реагирование на трудности Личностные универсальные учебные действия


    Самопознание и самоопределение 1.Формирование основ гражданской идентичности личности -формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества; - формирование основ гражданской идентичности личности, - осознание этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России; 2. Формирование картины мира как порождения трудовой предметно- преобразующей деятельности человека - ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием; 3. Развитие Я-концепции и самооценки личности - формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самоопринятия.


    Для определения внутренней позиции школьника (УУД- самоопределение) можно использовать методику « Беседа о школе » (модифицированный вариант Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера). Для определения уровня самооценки (когнитивный компонент) можно предложить методику « Кто Я? » (регулятивный компонент) методику « Хороший ученик ». Для выявления осознанности своих возможностей в учении (самоопределение) используется методика каузальной атрибуции успеха/неуспеха.


    Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе -развития познавательных интересов, учебных мотивов; - формирования мотивов достижения и социального признания; - мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Смыслообразование




    Ценностно- нравственная ориентация формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения; знание основных моральных норм (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности) выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм; - формирование моральной самооценки;


    Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; - развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития способности к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций; - формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей; формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.


    ЛУУД нравственно-этической направленности обеспечивают развитие таких качеств личности, как: -способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами; - способность оценивать свое поведение и поступки; - понимание основных моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности; -нравственно – эмоциональной отзывчивости на основе способности к восприятию чувств других людей; -установки на здоровый и безопасный образ жизни.








    Приёмы, используемые для формирования личностных универсальных учебных действий «Строим тёплое солнышко из лучиков любви над нашим городом» Мини - исследование «Цветы Любви» (- Беседа «Что такое любовь?» -Чтение «Сказки о ветре» -Игра «Фея Любви» -Беседа о сердце -Практическая работа: Рисунок «Цветы любви» -Выставка работ) Волшебная радуга Игра «Красный, желтый, голубой». Игра «Дары радуги» Составление рассказа о себе «Я – старательный ученик».


    Использование таких приёмов в процессе проектно-исследовательской деятельности направлено на развитие индивидуальности личности, раскрытие интеллектуальных и творческих способностей детей, формирует такие личностные УУД, как: адекватная самооценка; испытывая чувство радости узнавания нового, чувство гордости за самого себя, подав ценную идею, младший школьник ощущает возросшую уверенность в себе, что, в свою очередь, подкрепляет его позитивное отношение к самому себе; формируется мотивационная основа учебной деятельности; вырабатывается внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.


    Таким образом, в сфере личностных универсальных учебных действий у выпускника начальной школы будут сформированы: внутренняя позиция школьника; широкая мотивационная основа учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; основы гражданской идентичности; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; развитие этических чувств стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; установка на здоровый образ жизни; основы экологической культуры; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.


    Любые действия должны быть осмысленными. Это относится прежде всего к тому, кто требует действия от других. Развитие внутренней мотивации – это движение вверх. Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т.е они должны быть значимы для него.










    Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. (ФГОС НОО, стр.7, раздел I.) «Портрет выпускника начальной школы» Камагаева Наталья Николаевна МОУ НОШ 33 г. Майкоп, РА учитель начальных классов






    Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях: личностное, (профессиональное), жизненное самоопределение; смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор


    Личностные универсальные действия Позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.




    Познавательные универсальные действия включают: 1. Общеучебные универсальные действия: -самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; -поиск и выделение необходимой информации; -структурирование знаний; -знаково-символические моделирование преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую), и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; -выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; -рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности и др.


    Универсальные логические действия анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.








    Регулятивные учебные действия детей младшего школьного возраста: 1. Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка): способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; умение действовать по плану и планировать свою деятельность; преодоление импульсивности, непроизвольности; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; умение адекватно воспринимать оценки и отметки; умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.


    Регулятивные учебные действия 2. Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей: целеустремленность и настойчивость в достижении целей; готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (стратегия совладания); формирование основ оптимистического восприятия мира.








    Коммуникативные действия – межличностное и деловое сотрудничество, позитивное и ответственное отношение к миру природы и культуры, малой родине и Отечеству. К ним относятся: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявление, поиск способов решения и его реализация; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и и условиями коммуникации


    Коммуникативные действия Обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.


    Смысловые акценты УУД Русский язык Литературное чтение Математика Окружающий мир личностные жизненное самоопределение нравственно- этическая ориентация смыслообразование нравственно- этическая ориентация регулятивные целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий (Математика, Русский язык, Окружающий мир, Технология, Физическая культура и др.) познавательные общеучебные моделирование (перевод устной речи в письменную) смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач широкий спектр источников информации познавательные логические формулирование личных, языковых, нравственных проблем; самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия коммуникативные использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа, презентация творческих продуктов Направленность учебных предметов на развитие УУД









    Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся Универсальные действия 1. Самоопределение к деятельности Организационный момент Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя Подготовка класса к работе.Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками 2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков 3. Постановка учебной задачи. Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока Регулятивные: целеполагание; познавательные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы 4. Построение проекта выхода из затруднения Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.) Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные – моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации 5. Первичное закрепление Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения зада, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Организует деятельность по применению новых знаний. Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагового сравнивая с эталоном. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение 7. Рефлексия деятельности (итог урока) Организует рефлексию Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: Системно-деятельностный подход Технологическая карта урока


    • «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал»
    • К.Д. Ушинский

    • Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.
    • Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).
    • Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности обучающихся и учителя на всех этапах урока.
    • Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.
    • Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
    • Продумать форму подведения итогов урока.
    • Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.
    • Как организовать рефлексию

    • . Первичный опыт выполнения УУД и мотивация.
    • 2. Освоение того, как это УУД надо выполнять.
    • 3. Тренинг, самоконтроль и коррекция.
    • 4. Контроль.


    Памятка для учителя по формированию и развитию универсальных учебных действий.

    • Любые действия должны быть осмысленными. Это относится прежде всего к тому, кто требует действия от других.
    • Развитие внутренней мотивации – это движение вверх.
    • Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т.е они должны быть значимы для него.
    • Чтобы чего-то добиться, цель должен знать каждый участник урока.
    • Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества
    • В центре внимания урока – дети.
    • Помогать ребёнку учиться легко, обретая уверенность в своих силах и способностях.
    • Создавать атмосферу успеха, не скупиться на поощрения и похвалу.

    Структура урока

    • 1. Самоопределение к деятельности (организационный момент).
    • 2. Актуализация знаний.
    • 3. Постановка учебной задачи
    • 4. «Открытие» нового знания (построение проекта выхода из затруднения).
    • 5. Первичное закрепление .
    • 6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону
    • 7. Включение нового знания в систему знаний и повторение
    • 8. Рефлексия деятельности. Итог урока

    Отличие современного урока от традиционного

    Требования к уроку

    Традиционный урок

    Объявление темы урока

    Урок современного типа

    Учитель сообщает обучающимся

    Сообщение целей и задач

    Учитель формулирует и сообщает обучающимся, чему должны научиться, определив границы знания и незнания

    Планирование

    Формулируют сами обучающиеся (учитель подводит обучающихся к осознанию целей и задач)

    Учитель сообщает обучающимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

    Под руководством учителя обучающиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

    Осуществление контроля

    Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует

    Учитель осуществляет контроль за выполнением обучающимися практической работы

    Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует


    Осуществление коррекции

    Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы обучающимися осуществляет коррекцию

    Оценивание обучающихся

    Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает

    Учитель осуществляет оценивание работы обучающихся на уроке

    Итог урока

    Учитель выясняет у обучающихся, что они запомнили

    Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей) учитель консультирует

    Домашнее задание

    Проводится рефлексия

    Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)


    Требования к уроку

    Урок современного типа

    Объявление темы урока

    Универсальные учебные действия

    Формулируют сами обучающиеся (учитель подводит обучающихся к осознанию темы)

    Сообщение целей и задач

    Формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит обучающихся к осознанию целей и задач)

    Познавательные общеучебные, коммуникативные

    Планирование

    Регулятивные целеполагания, коммуникативные

    Планирование обучающимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

    Практическая деятельность обучающихся

    Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), (учитель консультирует)

    Регулятивные планирования


    Осуществление контроля

    Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

    Осуществление коррекции

    Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные

    Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, советует, помогает)

    Оценивание обучающихся

    Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

    (учитель консультирует)

    Коммуникативные, регулятивные (коррекции)

    Итог урока

    Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

    Проводится рефлексия

    Домашнее задание

    Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

    Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

    Познавательные, регулятивные, коммуникативные


    Регулятивные УУД

    • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
    • Проговаривать последовательность действий на уроке.
    • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
    • Учиться работать по предложенному учителем плану.
    • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
    • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

    Познавательные УУД

    • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
    • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
    • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
    • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

    Коммуникативные УУД

    • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
    • Слушать и понимать речь других.
    • Читать и пересказывать текст.
    • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
    • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).