Подготовка к егэ русский задание 1. ЕГЭ по русскому языку: подробный разбор заданий со специалистами

  • Текст - речевая единица, характеризующаяся набором предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически.
  • Смысловую целостность обеспечивает тема текста и его основная мысль. Именно благодаря единству этих понятий автор создает текст, понятный читателю.
  • Тема текста - то, о чем говорится в тексте.
  • Основная мысль (идея) текста - то, что хотел сказать автор читателю.
  • Смысловые конструкции текста – слова, предложения, абзацы, знаки препинания, несущие на себе основную структурную и смысловую нагрузку текста.
  • Ключевые слова – слова, несущие основную информацию в тексте.

Текст строится по следующим логическим схемам

  1. Причина - Следствие. Сначала говорится о причинах события или явления, потом указывается само событие или явление (или наоборот)
  2. Часть - Целое. Сначала перечисляются компоненты чего-либо, потом называется само явление.
  3. Факт - Вывод. Даются общеизвестные факты, которые служат всего лишь предысторией, которая приводит к выводу. Как правило, он находится в конце.


Первое задание ЕГЭ по русскому языку связано с приведенным в нем небольшим текстом и направлено на проверку умения учащихся выявлять ключевую информацию, содержащуюся в нем, путем выбора нескольких правильных ответов из пяти вариантов (как правило, двух). За успешное выполнение этого задания можно получить 1 балл.

В общем, это упражнение не кажется сложным, однако выпускники все же допускают в нем ошибки.

Для того чтобы их избежать, нужно использовать следующий алгоритм действий.

Алгоритм выполнения задания:
  1. Определяем тему текста .
  2. Выделяем в нем ключевые слова и фразы.
  3. Анализируем смысловые конструкции текста , используемые в нем союзы.
  4. основную мысль (идею) текста.
  5. Сравниваем то, что получилось, с вариантами ответов. Варианты ответов, в которых предложена информация, вообще не встречающаяся в тексте, сразу исключаем.
  6. Ищем два правильных ответа, которые обычно имеют аналогичное с предложенным текстом содержание, одну и ту же тему текста и основную мысль , различаясь лишь речевым оформлением.

Бывает, что смысл верных вариантов не полностью совпадает, а дополняет друг друга. Также очень часто нужные номера ответов являются самыми длинными из предложенных в тесте.

Теория к заданию №1 ЕГЭ по русскому

Текст — речевая единица, характеризующаяся набором предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически.

Смысловую целостность обеспечивает тема текста и его основная мысль. Именно благодаря единству этих понятий автор создает текст, понятный читателю.

Тема текста — то, о чем говорится в тексте.

Основная мысль (идея) текста — то, что хотел сказать автор читателю.

Смысловые конструкции текста – слова, предложения, абзацы, знаки препинания, несущие на себе основную структурную и смысловую нагрузку текста.

Ключевые слова – слова, несущие основную информацию в тексте.

Разбор типовых вариантов задания №1 ЕГЭ по русскому языку

Первое задание демонстрационного варианта 2018

Следствием непрекращающейся борьбы за существование в мире животных является естественный отбор – процесс, устраняющий менее приспособленные организмы и благоприятствующий более приспособленным организмам. В этой конкурентной борьбе преимущество получают те представители вида, которые оказываются наиболее жизнеспособными, то есть приспособленными к конкретным условиям обитания. <…> они имеют больше шансов оставить после себя полноценное потомство.

  1. Основой естественного отбора является наследственная изменчивость, а отбирающим фактором – деятельность человека.
  2. В процессе естественного отбора выживают и оставляют полноценное потомство те животные, которые более приспособлены к конкретным условиям обитания.
  3. Животные, лучше приспособленные к конкретным условиям обитания, имеют больше шансов выжить в результате естественного отбора и оставить после себя полноценное потомство.
  4. В процессе непрекращающейся борьбы за существование в потомстве животных из поколения в поколение признаки, полезные для человека.
  5. Вследствие непрекращающейся борьбы за существование выживают и оставляют потомство только те животные, наследственные признаки которых полезны для человека.
Алгоритм выполнения:
  1. Внимательно и вдумчиво прочитаем предлагаемый текст. Тема текста – естественный отбор.

Следствием непрекращающейся борьбы за существование в мире животных является естественный отбор – процесс, устраняющий менее приспособленные организмы и благоприятствующий более приспособленным организмам. В этой конкурентной борьбе преимущество получают те представители вида, которые оказываются наиболее жизнеспособными , то есть приспособленными к конкретным условиям обитания . <…> они имеют больше шансов оставить после себя полноценное потомство .

  1. Анализируем смысловые конструкции текста , используемые в нем союзы: тире указывает на определение понятия естественного отбора, кроме того, в тексте есть пояснительная конструкция.
  2. Пересказываем текст, делая упор на его главный смысл – основную мысль (идею) текста: «В природе решающим фактором жизни или смерти животных является естественный отбор процесс в котором выживают только те виды, которые лучше всего приспособлены к окружающим условиям и способные дать здоровое потомство
  3. Сравниваем то, что получилось, с вариантами ответов. Варианты 1, 2 и 5 не подходят, так как в тексте вообще ничего не говорится о человеке – ни о его деятельности, ни о пользе животных для него.
  4. Следовательно, правильные ответы 2 и 3. Они содержат в себе ключевую информацию текста; также видно, что в них по-разному сообщается об одном и том же.

Первый вариант задания

У большинства родителей и подростков сложилось достаточно позитивное представление о собственной цифровой компетентности: практически 80% школьников и каждый второй родитель считают себя уверенными пользователями Интернета. Оценка уровня цифровой компетентности на основе специального индекса показывает, что это завышенное и неадекватное мнение: на самом деле этот уровень как у родителей, так и у подростков, составляет треть от максимально возможного.

Что касается мотивации, то ни родители, ни подростки не проявили устойчивую установку на самосовершенствование в цифровом мире. Их мотивация составляет лишь 20% от максимально возможной.

(Галина Солдатова, член-корреспондент РАО, профессор психологического факультета МГУ, директор Фонда развития Интернет)

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

  1. Мнение о собственном уровне цифровой компетентности завышено у взрослых.
  2. Собственная оценка уровня цифровой компетентности у большинства родителей и подростков оказывается завышенной.
  3. Большинство родителей и подростков не осознают, что сложившиеся у них представления о своей цифровой компетентности завышены, и поэтому не имеют установки на самосовершенствование.
  4. Мнение о своём уровне цифровой компетентности завышено у подростков.
  5. Ни родители, ни подростки не имеют устойчивой мотивации к совершенствованию в цифровом мире, потому что их самооценка завышена.
Алгоритм выполнения:
  1. Внимательно и вдумчиво прочитаем предлагаемый текст. Тема текста – цифровая компетентность.
  2. Выделяем в нем ключевые слова и фразы:

У большинства родителей и подростков сложилось достаточно позитивное представление о собственной цифровой компетентности : практически 80% школьников и каждый второй родитель считают себя уверенными пользователями Интернета. Оценка уровня цифровой компетентности на основе специального индекса показывает, что это завышенное и неадекватное мнение: на самом деле этот уровень как у родителей, так и у подростков, составляет треть от максимально возможного.

Что касается мотивации , то ни родители, ни подростки не проявили устойчивую установку на самосовершенствование в цифровом мире. Их мотивация составляет лишь 20% от максимально возможной.

  1. Анализируем смысловые конструкции текста , используемые в нем союзы: слова родители – подростки, школьники – родители, родители – подростки объединяются сочинительными союзами и, как…так и , ни…ни. Следовательно, оба эти понятия одинаково важны и неразрывны.
  2. Пересказываем текст, делая упор на его главный смысл – основную мысль (идею) текста: «Родители и подростки значительно завышают свой уровень цифровой компетентности , который на самом деле составляет лишь треть от возможного. При этом они не желают самосовершенствоваться : мотивация слишком низкая ». Обращаем внимание на то, что ключевые слова и фразы практически совпадают с исходным текстом.
  3. Сравниваем то, что получилось, с вариантами ответов. Варианты 1 и 4 не подходят, так как в тексте понятия родитель – подросток неразрывны, а в этих предложениях речь идет либо о родителях, либо о подростках. Вариант 2 не подходит, так как в нем не упоминается о мотивации.
  4. Следовательно, правильные ответы 3 и 5. Они содержат в себе ключевую информацию текста; также видно, что в них по-разному сообщается об одном и том же.

Второй вариант задания

Удивительное приспособление - перо!

Как теплоизолятор оно почти не имеет себе равных, а по аэродинамическим свойствам превосходит, вес на вес, любой материал, всё равно - естественного происхождения или созданный человеком. Состоит оно из обыкновенного кератина, того самого рогового вещества, что и чешуя рептилий или наши ногти, но особые свойства пера связаны сего необыкновенно сложным строением.

Почти все свойства, выделяющие птиц среди других живых существ, так или иначе связаны с наличием у них перьевого покрова. Собственно, птица - это и есть по определению существо, имеющее перья.

(Д. Эттенборо «Жизнь на Земле»)

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

  1. Почти все свойства, отличающие птиц от других существ, связаны с наличием у них перьевого покрова, потому что перо - уникальное приспособление, не имеющее равных по целому ряду параметров.
  2. Теплоизолирующие и аэродинамические свойства пера птицы уникальны.
  3. Перо птицы состоит из обычного кератина, того же вещества, что и чешуя рептилий, и ногти человека, но оно отличается сложным строением.
  4. Птица - это существо, имеющее перьевой покров, а перо состоит из кератина.
  5. Птица - это существо, имеющее перьевой покров, а перо имеет простой состав, но сложное строение, что обеспечивает уникальные теплоизоляцию и аэродинамические свойства.
Алгоритм выполнения:
  1. Внимательно и вдумчиво прочитаем предлагаемый текст. Тема текста – перо.
  2. Выделяем в нем ключевые слова и фразы:

Удивительное приспособление - перо !

Как теплоизолятор оно почти не имеет себе равных, а по аэродинамическим свойствам превосходит, вес на вес, любой материал, всё равно - естественного происхождения или созданный человеком. Состоит оно из обыкновенного кератина , того самого рогового вещества, что и чешуя рептилий или наши ногти, но особые свойства пера связаны с его необыкновенно сложным строением .

Почти все свойства, выделяющие птиц среди других живых существ , так или иначе связаны с наличием у них перьевого покрова. Собственно, птица - это и есть по определению существо, имеющее перья .

  1. Анализируем смысловые конструкции текста , используемые в нем союзы: восклицательный знак в самом начале текста и используемые вводные конструкции указывают на восхищение автора текста пером, его строением и особыми свойствами.
  2. Пересказываем текст, делая упор на его главный смысл – основную мысль (идею) текста: «Перо – обладает лучшими теплоизоляционными и аэродинамическими свойствами, хотя состоит из кератина . Особенным его делает строение . Именно перо выделяет птиц среди других живых существ ». Обращаем внимание на то, что ключевые слова и фразы практически совпадают с исходным текстом.
  3. Сравниваем то, что получилось, с вариантами ответов. Варианты 2, 3 и 4 не подходят: в них выражается только малая доля того, о чем говорится в тексте. 2 предложение повествует лишь о теплоизоляционных и аэродинамических свойствах пера. Тут ничего не говорится о его строении. 3 и 4 предложения не содержат информации о свойствах пера.
  4. Следовательно, правильные ответы 1 и 5. При прочтении очевидно, что в них передается одна и та же мысль, изложенная несколько по-разному. В них упоминается и о перьевом покрове птиц, и о строении пера, и о его уникальных свойствах.

Третий вариант задания

Непосредственным источником энергии в организме человека является глюкоза в крови. Быстрый распад и окисление её, а также скорое извлечение обеспечивают экстренную мобилизацию энергетических ресурсов организма при нарастающих затратах энергии во время интенсивных мышечных и умственных нагрузок, эмоциональном возбуждении и проч.

Тем, кто пытается исключить сахар из рациона, следует помнить, что углеводы - единственный источник, за счёт которого в норме покрываются энергетические расходы мозга, то есть сохраняется способность к мышлению.

(Игорь Сокольский, кандидат фармацевтических наук, «Беседы о питании», «Наука и жизнь» №8, 2010)

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

  1. Благодаря быстрому распаду и окислению глюкозы в крови организм не может использовать энергетические ресурсы при интенсивных нагрузках.
  2. Сахар из рациона исключать нельзя, потому что углеводы - единственный источник, позволяющий питать мозговую деятельность.
  3. Источником энергии в организме человека является глюкоза в крови.
  4. Благодаря своим свойствам глюкоза в крови является источником энергии, потребляемой организмом человека при мышечных и умственных нагрузках.
  5. Источником энергии, необходимой человеку при мышечных и умственных нагрузках, являются глюкоза в крови: именно за счёт углеводов сохраняется способность к мышлению.
Алгоритм выполнения:
  1. Внимательно и вдумчиво прочитаем предлагаемый текст. Тема текста – глюкоза.
  2. Выделяем в нем ключевые слова и фразы:

Непосредственным источником энергии в организме человека является глюкоза в крови . Быстрый распад и окисление её, а также скорое извлечение обеспечивают экстренную мобилизацию энергетических ресурсов организма при нарастающих затратах энергии во время интенсивных мышечных и умственных нагрузок, эмоциональном возбуждении и проч.

Тем, кто пытается исключить сахар из рациона , следует помнить, что углеводы - единственный источник , за счёт которого в норме покрываются энергетические расходы мозга , то есть сохраняется способность к мышлению .

  1. Анализируем смысловые конструкции текста , используемые в нем союзы: текст разделен на два абзаца; в первом говорится о действии глюкозы на организм, во втором – о важной роли сахара в рационе человека.
  2. Пересказываем текст, делая упор на его главный смысл – основную мысль (идею) текста: «Глюкоза – источник энергии . Продукты ее распада помогают организм у справиться с физическими, умственными и эмоциональными нагрузками организма . Не стоит исключать сахар из рациона , так как сахар помогает мышлению ». Обращаем внимание на то, что ключевые слова и фразы практически совпадают с исходным текстом.
  3. Сравниваем то, что получилось, с вариантами ответов. Вариант 1 противоречит содержанию предложенного текста. Варианты 2 и 3 не подходят: в них выражается только малая доля того, о чем говорится в тексте.
  4. Следовательно, правильные ответы 4 и 5. При прочтении очевидно, что в них приведены верные факты, отображенные в ключевых фразах.

Задание 1 Определение главной информации текста. Практика

1. Дидактический материал ЕГЭ

1) Контроль за распространением радиоактивных продуктов в грунтовом потоке проводится в наблюдательных скважинах, глубина и расположение которых зависят от назначения сооружений, гидрогеологических условий и характеристик грунтов.

2) Контроль за движением грунтовых вод от пунктов захоронения радиоактивных отходов до выхода к поверхностному водоисточнику, осуществляемый при помощи специальных карт, позволяет избежать опасных радиоактивных загрязнений.

3) Во избежание опасных радиоактивных загрязнений с помощью специальных карт осуществляется контроль за движением грунтовых вод от пунктов захоронения радиоактивных отходов до выхода к поверхностному водоисточнику.

Ответ: ____________________________________________________________________

2. Дидактический материал ЕГЭ Задание 1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Бактерии обитают всюду.

2) Бактерии могут жить в самых суровых условиях.

3) В каждом живом организме обитают тысячи, а то и миллионы бактерий.

4) Бактерии обитают в каждом живом организме.

5) Нет такого места, где бы не было бактерий.

Ответы:

1 . 23|32

2. 15|51

3. 24|42

4. 25|52

5. 24|42

6. 14|41

7. 25|52

8. 25|52

9. 35|53

10. 25|52

Устинова Валентина Ивановна

- -


Порядок расположения заданий в ЕГЭ по русскому, по мнению многих людей, основан на принципе "от простого к сложному". Это неверно. Каждый из тестовых вопросов проверяет то или иное правило (или группу правил) и умение ученика его применять. Сложность - не главный показатель. Первое тестовое задание по русскому языку нельзя назвать самым простым. Скажем по-другому: для некоторых ребят оно является одним из наиболее сложных.

Особенности первого задания ЕГЭ по русскому языку

Ученику дается небольшой текст, не имеющий отношения к основному тексту, по которому пишется сочинение. Его пример можно посмотреть в . Как правило, текст состоит из 3-4 предложений. Он может быть посвящен физике, истории, географии, биологии - чему угодно.

Ученику предлагается прочитать текст и выбрать два варианта ответа, в которых выражена главная информация. Всего дается пять вариантов ответа. На первый взгляд все они кажутся правильными. Чтобы разобраться, нужно вникнуть в детали, установить смысловые связи, выявить основное. Верным может оказаться вариант ответа, на который нельзя и подумать при первом прочтении.

Алгоритм выполнения задания 1 по русскому языку

1. Прочитайте исходный текст не менее двух раз. Не будьте самоуверенными, думая, что небольшой объем информации хорошо запомнится с первого раза. После первого прочтения попробуйте пересказать текст, чтобы выявить плохо запомнившуюся его часть.

2. Подчеркните ключевые слова, важные для понимания текста. Это могут быть значимые действия, события, явления. Часто ключевой фразой является указание на особенность какого-либо объекта.

3. Мысленно ответьте на вопросы: "О чем этот текст? Что в нем наиболее важно?" . Не углубляйтесь в термины, определите лишь основную мысль . Выпишите ее.

4. Прочитайте все варианты ответа.

5. Если вариант ответа полностью повторяет первое или последнее предложение исходного текста, скорее всего, он не будет являться правильным. Обычно в правильном варианте присутствуют мысли из всех предложений текста. Но бывают и исключения. Как правило, на данном этапе анализа точно "вылетает" 1-2 варианта ответа.

6. Проверьте каждый вариант ответа на наличие фактических ошибок. Что это за ошибки? Может быть перепутана дата, фамилия. К чему-то может добавиться ненужная частица "не", меняющая смысловые связи. Может быть приведен верный пример из текста в неверной интерпретации. Сверяйте не слова, а смысловые связи. При выполнении данного пункта получается убрать еще 1-2 варианта ответа.

7. Проанализируйте оставшиеся ответы, даже если их всего два. Перечитайте. Убедитесь в том, что в оставшихся вариантах ответа отражена полная, фактически верная информация. Не думайте, что правильный ответ в первом задании ЕГЭ по русскому языку должен быть большим. Нет, предложение может быть маленьким, но емким.

8. Сделайте окончательные выводы.

Лайфхак

Часто правильные варианты ответа очень похожи друг на другу. Они фактически одинаковы, лишь построены немного по-разному. Поэтому стоит поискать два похожих варианта ответа . Скорее всего, они будут верными.

Но все-таки при выполнении задания 1 ЕГЭ по русскому языку советуем пользоваться алгоритмом. Почему? Приведенный выше лайфхак работает в большинстве случаев, но в каждом правиле есть исключения. Цена ошибки велика. Поэтому не идите самым простым путем, учитесь анализировать, устанавливать смысловые связи. Ответ однозначен, определить его несложно.

Как выполнить первое задание ЕГЭ по русскому языку:

Начнем с того, что цель данного задания - проверить насколько учащийся умеет работать с текстом, иными словами анализировать его главную информацию. Наиболее частой ошибкой в выполнении является то, что ученики путают главную информацию с мыслью. Что это обозначает? Читая предложенные варианты, школьник натыкается на что-то знакомое и ему кажется, что раз уже эта мысль есть в тексте, то она главная. Это далеко не так. Нам нужно обобщить все микротемы текста, именно так будет передана ГЛАВНАЯ информация. Вам станет намного легче, если вы будете искать те предложения, которые наиболее хорошо передают суть текста, для этого можно даже в тексте делать себе какие-то пометки, выделять важные слова:

Разберем на примере: Из демоверсии ЕГЭ 2015 года по русскому языку..

(1)Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь - это более
половины территории Российской Федерации, она примерно равна Европе,
составляет почти четверть всей Азии и одну пятнадцатую всей суши Земли.
(2)Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это
крупнейшая в мире сокровищница лесных массивов, запасов нефти и газа.
(3)Именно <…> в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание.

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ
информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Сибири, занимающей две пятых пространства Азии, в планах
экономического развития России уделяется большое внимание.
2) Сибирь удивляет нас не только своими размерами и уникальностью, но и
тем, что это крупнейшая в мире сокровищница полезных ископаемых.
3) В планах экономического развития России Сибири уделяется большое
внимание, поскольку в этом регионе сосредоточены огромные природные
богатства.
4) В развитии мировой экономики Сибирь занимает особое место, так как
этот регион занимает одну пятнадцатую всей суши Земли и здесь
сосредоточены огромные природные богатства.
5) Сибири, обладающей огромными природными богатствами, в планах
экономического развития России уделяется большое внимание.

Разберем каждый вариант в отдельности:

1) Первый вариант нам не подходит по той причине, что тут говорится только про Азию, а в тексте есть важнее информация.
2) Второй вариант нам не подходит по той причине, что в нем не сказано ни слова о влиянии Сибири на экономику России, а это, пожалуй, самая главная мысль текста.
3) Третий вариант нам подходит, в нем обобщены главные мысли, именно об этом говорится в тексте.
4) Четвертый вариант нам не подходит, так как в тексте нет ни одного слова про мировую экономику, следовательно эту мысль нам текст не передает.
5) Пятый вариант нам подходит, он похож на третий, просто сказан другими словами. Опять же передана главная информация текста.

Ответ: 35