Латышская сказка как петух лису обманул. Как петух лису обманул
МАОУ «ЛИЦЕЙ 10»
инсценировка
«Как Петух Лесу обманул»
Латышская сказка
Разработано
Педогогом ДО
Дмитриевой Л.Л.
ПЕРМЬ, 2017
Сценарий
ФНГ – латышская народная музыка
По центру – стог сена. По краям забор.
Птичий двор. Все мирно гуляют: Курица с цыплятами, Петушок, Кошка, Утка и т.д.
Курица: Кривобокий идет!
Все: Прячься!
ФНГ – убегают
Петух идет к кошкам – те шипят – Петух пытается их клюнуть
Петух идет к щенкам– те гавкают – Петух пытается их клюнуть
Петух идёт к курице с цыплятами – курица кудахчет, цыплята пищат
Выбегают петухи – начинается драка.
звери зовут на помощь по своему.
Выбегают соседки с палкой. Звери прячутся за них.(кроме щенят)
Соседки: Кыш! Кыш! Пошел прочь!
Петух: Не троньте меня!Не ваш я петух. Не с вашего двора!
Появляется Хозяин
Василиса: Уйми ты своего забияку! Он моему котенку чуть глаз не выклевал!
Вероника: Налетел твой кривоглазый, цыплят распугал!
Марфа : кормушку опрокинул, воду разлил.
Алиса: Уйми своего забияку! Или мы к старосте пойдем и жалобу на вас напишем.
Вместе: Уйми!
Все расходятся остаются Петух и Хозяин.
Хозяйка: Ну чего тебе спокойно не гуляется. Позор на всю деревню – людям в глаза стыдно смотреть. Убирайся-ка ты, куда знаешь. Чтобы и духу твоего не было на моём дворе.
Петух: Ну что ж, и уйду. Думаешь не проживу без тебя?
Хозяйка: Живи как знаешь, один. (уходит)
Петух гуляет по двору.
Из-за кустов выглядывают звери. Курица из-за забора
Курица: Стал Петух один жить.
Щенок (Илья): Днём по всему селу разгуливает,
Котенок (Алена): Зерна подбирает.
Гуси: Ночью в стогу сена спит.
Петух: Ку-ка-ре-ку
Звери прячутся обратно за забор, из-за кустов разбегаются по сторонам
Петух зевает и идет спать в стог сена.
Появляется лиса.
Лиса: Как-то раз на заре вышла лиса поохотиться.(бегает к кустам, вынюхивает)
Видит – стоит стог сена, а в стогу….. петух!
Лиса хватает петуха и тащит за хвост.
Петух кричит – кукарекает, помогите!
Выбегает мужик с палкой.
Мужик: Брось петуха! Брось петуха!
Петух: Ой, если что-нибудь не придумаю, пропал я!
(переход)
Мужик: Брось петуха! Брось петуха!
Петух: Что ты терпишь, лиса? Ведь не в свое дело мужик нос суёт. Не его я петух!
Лиса останавливается, потом снова бежит.
Мужик: Отдай рыжая, петуха! Отдай!
Петух: Он тебя, ругает, а ты молчишь! Верно он сам на меня позарился!
Лиса поворачивается. Из-за забора выглядывают Соседки, Хозяин
Лиса: Ну, чего привязался? Чего не в своё дело суёшься? Ведь не твой петух! Сначала своих
петухов заводи, а потом на нас, честных лис, покрикивай! Отстань от меня.
Поворачивается. Все смеются. Петух уже уполз и спрятался.
Как петух лису обманул
Жила-была старуха, и был у неё петух. Кривоглазый и кривобокий, а такой забияка, такой задира, каких и на свете ещё не бывало.
На своём дворе не с кем драться, так он все на чужой двор норовит. Цыплёнка увидит - за цыплёнком погонится. На курицу наскочит - от той только пух и перья летят. А с петухом повстречается - тут уж по всем петушиным правилам пойдёт бой.
Всех кривоглазый задирает, а к нему попробуй-ка сунься! Чуть что - заорёт во всё горло:
- Не тронь меня, не тронь! Не с вашего я двора. Не ваш я петух. Старухин.
И бочком-бочком - к старухиному дому. А старухе-то и самой надоел петух. Что ни день ― прибегают к ней соседки.
Одна кричит:
- Уйми ты своего забияку. Он моему котёнку чуть глаз не выклевал!
Другая жалуется:
- Твой петух мою наседку с яиц согнал!
Третья чуть не плачет:
- Налетел твой кривоглазый, цыплят распугал, кормушку опрокинул, воду разлил.
Наконец старуха не вытерпела и говорит петуху:
- Убирайся, куда знаешь. Чтоб и духу твоего не было на моём дворе!
Обиделся петух:
- Ну что ж, и уйду! Думаешь, не проживу без тебя?
Стал петух один жить. Днём по всему селу разгуливает, зерна подбирает, ночью в стогу сена спит.
Как-то раз на заре вышла лиса поохотиться. Видит - стоит в поле стог сена, а в стогу петух. Обрадовалась лиса, схватила петуха - и в лес, к своей норе.
А в ту пору старухин сосед полосу боронил. Смотрит - бежит мимо лиса, а в зубах у неё петух. Поднял сосед палку - за лисой.
- Брось петуха! - кричит.- Брось петуха!
Тут хитрый петух скосил на лису свой единственный глаз да и говорит ей:
- Что ты терпишь, лиса? Ведь не в своё дело мужик нос суёт. Не его я петух! Старухин.
Хотела было лиса остановиться, закричать на мужика, да раздумала, дальше побежала.
А старухин сосед не отстаёт:
- Отдай, рыжая, петуха! Отдай!
И петух не унимается:
- Что это ты, лиса! Он тебя ругает, а ты молчишь! Верно, сам на меня, на чужого петуха, позарился!
Не стерпела тут лиса. Повернулась к старухиному соседу и давай его бранить:
- Ну чего привязался? Чего не в своё дело суёшься? Ведь не твой петух! Старухин. Сначала своих кур, петухов заводи, а потом на нас, честных лис, покрикивай!
Так разошлась лиса, что и остановиться не может. Наконец вспомнила про петуха. Глянула - его и след простыл.
- Ну и петух! Вот как лису одурачил!
Обида взяла лису. И поклялась она никогда больше с людьми не разговаривать. С тех пор как увидит лиса человека, отвернет морду и прочь бежит.
Белорусская народная сказка
Лёгкий хлеб
Косил на лугу косарь. Устал и сел под кустом отдохнуть. Достал мешочек, развязал и начал хлеб жевать.
Выходит из лесу голодный волк. Видит - под кустом косарь сидит и ест что-то. Волк подошел к нему и спрашивает:
Ты что ешь, человече?
Хлеб, - отвечает косарь.
А он вкусный?
Да еще какой вкусный!
Дай мне отведать.
Что ж, отведай.
Отломил косарь кусок хлеба и дал волку.
Понравился волку хлеб. Он и говорит:
Хотел бы я каждый день хлеб есть, но где мне его доставать? Подскажи, человече!
Ладно, - говорит косарь, - научу тебя, где и как хлеб доставать.
И начал он волка поучать:
Прежде всего надо землю вспахать...
Тогда и хлеб будет?
Нет, брат, постой. Потом надо землю взборонить...
И можно есть хлеб? - замахал волк хвостом.
Что ты, погоди. Прежде надо рожь посеять...
Тогда и хлеб будет? - облизнулся волк.
Нет еще. Дождись, пока рожь взойдет, холодную зиму перезимует, весной вырастет, потом зацветет, потом начнет колоситься, потом зреть...
Ох, - вздохнул волк, - долго ж, однако, надо ждать! Но уж тогда я наемся хлеба вволю!..
Где там наешься! - перебил его косарь. - Рано еще. Сперва надо спелую рожь сжать, потом в снопы связать, снопы в копны поставить. Ветер их провеет, солнышко просушит, тогда вези на ток...
И буду хлеб есть?
Э, какой нетерпеливый! Надо сначала снопы обмолотить, зерно в мешки ссыпать, мешки на мельницу отвезти и муки намолоть...
Нет, не все. Надо муку в деже замесить и ждать, пока тесто взойдет. Тогда в горячую печь садить.
И спечется хлеб?
Да, спечется хлеб. Вот тогда ты и наешься его, - закончил косарь поученье.
Задумался волк, почесал лапой затылок и говорит:
Нет! Эта работа больно долгая да тяжелая. Лучше посоветуй мне, человече, как полегче еду добывать.
Ну что ж, - говорит косарь, - раз не хочешь тяжелый хлеб есть, поешь легкий. Ступай на выгон, там конь пасется.
Пришел волк на выгон. Увидел коня.
Конь, конь! Я тебя съем.
Что ж, - говорит конь, - ешь. Только сперва сними с моих ног подковы, чтоб не ломать тебе зубы об них.
И то правда, - согласился волк. Нагнулся он подковы снимать, а конь как ударит его копытом в зубы... Перекувыркнулся волк - и бежать.
Прибежал к реке. Видит - на берегу гуси пасутся. “А не съесть ли мне их?” -думает. Потом говорит:
Гуси, гуси! Я вас съем.
Что ж, - отвечают гуси, - ешь. Но сперва окажи нам перед смертью одну услугу.
Спой нам, а мы послушаем.
Это можно. Петь я мастер.
Сел волк на кочку, задрал голову и давай выть. А гуси крыльями хлоп, хлоп - поднялись и полетели.
Слез волк с кочки, поглядел вслед гусям и пошел ни с чем.
Идет и ругает себя последними словами: “Ну и дурень же я! Зачем согласился петь? Ну, теперь кого ни встречу - съем!”
Только он так подумал, глядь - идет по дороге старый дед. Волк подбежал к нему:
Дед, дед, я тебя съем!
И зачем так спешить? - говорит дел. - Давай сперва табачку понюхаем.
А он вкусный?
Попробуй - узнаешь.
Достал дед из кармана кисет с табаком, сам понюхал и волку дал. Как нюхнул волк во весь дух, так весь кисет табаку и вдохнул. А потом как начал чихать на весь лес... Ничего от слез не видит, всё чихает. Так чихал с час, пока весь табак не вычихал. Осмотрелся, а деда уж и след простыл.
Баран, баран, я тебя съем!
Что ж, - говорит баран, - такова моя доля. Но чтобы долго тебе не мучиться да не ломать зубы об мои старые кости, стань лучше вон в той ложбинке и раскрой рот, а я взбегу на горку, разгонюсь и сам влечу к тебе в рот.
Спасибо за совет, - говорит волк. - Так мы и сделаем.
Стал он в ложбинке, открыл рот и ждет. А баран взбежал на горку, разогнался и трах рогами волка по голове. Так искры из глаз у серого и посыпались, весь свет перед ним закружился!
Опамятовался волк, покрутил головой и рассуждает сам с собой:
Съел я его или нет?
А тем временем косарь закончил работу и идет домой. Услыхал он волчьи слова и говорит:
Съесть-то не съел, да зато легкого хлеба отведал.
Разделы: Начальная школа
- познакомить учащихся с древнейшим жанром устного народного творчества – народной сказкой;
- развивать умение понимать прочитанное, анализировать произведение, выделять главное, сравнивать, обобщать, развивать речь и внимание;
- воспитывать интерес к устному народному творчеству, нравственные качества личности ребенка.
Оборудование: викторина, выставка книг, карточки, картинки со сказочными героями, политическая карта Европы.
Ход урока
I
. Организационный момент.– Сегодня мы продолжим путешествие в мир сказок.
Вот медведь,
Вот дроздок,
Серый волк – зубами щёлк!
Вот и заяц,
Вот петух
Лиса мчится во весь дух!
Хоть лиса и хитра –
Обманом не нажить добра!
Это присказка, ребята,
Сказка будет впереди!
II
. Актуализация знаний.– Сейчас проведем викторину и проверим насколько вы – внимательные читатели.
Задание: определите название сказок.
(Инсценирование отрывков подготовленными учащимися)
– Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!
– Одеваюсь…
– Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!
– Шубу надеваю…
(“Лиса и заяц”)
– Битый небитого везёт, битый небитого везёт.
– Что ты там, лисонька, говоришь?
– А я говорю: битый битого везёт.
– Так, милая, так!
(“Лиса и волк”)
– Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку.
Петя выглянул, лиса его цап – царап и понесла.
Петушок испугался, закричал:
– Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы. Котик – братик, выручи меня!
(“Кот, петух и лиса”)
– Кто главные герои этих сказок? (животные)
– К какой группе сказок они относятся? (сказки о животных)
– Кто главная героиня этих сказок? (лиса)
– Определите какие качества ей присущи? (коварство, лживость, хитрость, лесть, расчетливость)
– Какую главную задачу выполняют сказки о животных? (сказки о животных высмеивают людские пороки, плохие черты характера, поступки, вызывают сострадание к слабому, обиженному, это своеобразная энциклопедия людских пороков и недостатков)
III. Постановка темы и целей урока.
– Сегодня на уроке мы рассмотрим, как другие народы рассказывают о характерах, поступках героев и оценивают их.
– Прочитайте подчеркнутые буквы и определите, сказку какого народа будем читать?
ЗЛ ОЧА БТ МВ НИ ЖЯ
– Найдите на карте эту страну.
– Что вы можете сказать о её местонахождении?
– Составив из слов предложение, вы узнаете название сказки.
Петух, как, обманул, лису.
(“Как петух лису обманул”)
– Сформулируйте цели урока, используя опорные слова:
Познакомимся…
Будем учиться …
Будем воспитывать…
IV. Работа с текстом до чтения.
– Чем интересно название сказки? (в нем спрятался вопрос)
– Как вы думаете, какой ответ дается: научный или сказочный?
– А вы хотели бы узнать ответ на этот вопрос?
– Откройте учебник (Бунеев Р.Н. “Маленькая дверь в большой мир”, стр. 79).
– Рассмотрите иллюстрацию. Зная название сказки, и рассмотрев иллюстрацию, предположите, о чем пойдет речь? (предположения детей)
V. Первичное восприятие.
Самостоятельное чтение сказки учащимися.
– Понравилось ли вам произведение?
– Чье предположение совпало с сюжетом сказки?
– Кто главные герои сказки?
– Кто вам симпатичен?
– Что нового вы узнали о лисе?
Физминутка.
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем…
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко…ровно…глубоко…
Хорошо нам отдыхать,
Но пора вставать.
Глазки все мы открываем,
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
VI
. Работа с текстом во время чтения на уровне содержания.Читаем текст, вслух, с попутными комментариями, подчеркиваем слова и выражения, которые характеризуют главных героев.
1. Чтение 1 абзаца.
– Как называется постоянный элемент сказок? (зачин)
– Что узнали о главном герое? (забияка, задира)
2. Чтение второго абзаца.
– Каков петух? (драчливый)
– Что значит норовит? (настойчиво стремиться что-нибудь сделать или добиться)
– Как вы понимаете выражение “по всем петушиным правилам пойдет бой”?
3. Чтение 3 абзаца про себя.
– Что нового вы узнали о герое? (хитрый)
– Как вы понимаете выражение “бочком-бочком”? (очень осторожно)
4. Чтение 4-5 абзацев.
– Почему старуха прогнала петуха?
– Какой художественный прием используется? (троекратный повтор)
– Каков был петух? (обидчивый)
– Почему петух оказался в лапах у лисы? (был одинок)
5. Чтение в парах 6-7 абзацев.
– Что значит браниться? (использование Толкового словаря)
– Как петух добился того, что лиса начала браниться с мужиком? (поддразнивал)
– А как вы понимаете слово “позарился”?
6. Чтение 8-9 абзаца.
– Как петух одурачил лису?
– Как себя проявила лиса? (злая, грубая)
– На кого обижается лиса?
– Какая здесь лиса? (обидчивая, злопамятная)
– Какая лисья повадка нашла свое объяснение в сказке?
VII. Работа с текстом после чтения.
1. Проблемный вопрос.
– Почему петуху удалось провести и одурачить лису?
Ох, и норовиста лиса,
Да и на нее нашлась узда.
– А так ли плохо быть хитрым?
– А когда особенно ценно это качество? (когда есть угроза жизни)
– Что необычного в образах лисы и петуха в латышской сказке? (поменялись местами)
– Что осуждает народ в сказке?
Вывод: условия жизни разных народов могли отличаться, а вот представления, что хорошо, что плохо у них были схожи.
2. – Можно ли данное произведение отнести к сказке и почему? Докажите, используя сказочные приметы: зачин, присказка, волшебные герои, волшебные события, сказочная концовка, народная мудрость.
3. Работа с пословицами.
– Составьте пословицы:
– Из данных пословиц выберите те, которые подходят к содержанию сказки.
Объясните смысл.
4. Чтение по ролям.
VIII
. Итог урока.– С какой сказкой познакомились сегодня на уроке?
– Кто узнал для себя что-то новое?
– Чему учит эта сказка?
– Какая из пословиц могла бы стать названием сказки?
IX. Рефлексия.
– Выберите и дополните одно из предложений:
Мне на уроке было интересно…
Мне на уроке было трудно…
Урок заставил меня задуматься о том, что…
X. Домашнее задание.
– Выберите себе домашнее задание:
– Подготовить пересказ сказки от первого лица.
– Нарисовать героя, который вам симпатичен.
– Найдите сказки с вопросом в заглавии.
– Проиллюстрируйте понравившийся отрывок сказки.
В мире много сказок, грустных и смешных.
И прожить на свете нам нельзя без них.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 107
"ЭКОЛОГИЯ И ДИАЛЕКТИКА"
Урок по литературному чтению
2 класс
по программе "Школа-2100"
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева
«Как петух лису обманул»
(латышская сказка)
Словесное рисование героев
подготовила:
учитель начальных классов
Плющева Елена Евгеньевна
г. Ростов-на-Дону
Цель урока: 1) развивающий аспект: - развитие речи учащихся; - развитие умений анализировать текст, выделять главное и существенное, сравнивать, делать обобщения; - формирование действий контроля и оценки; 2) воспитательный аспект: урок нацелен на воспитание честности, требовательности к себе и другим, радости сопереживания успехам товарищей, усердия, а также на формирование представления о различных качествах персонажей,; 3) познавательный аспект: - формирование общеучебного умения осознанного, правильного, выразительного чтения ; - формирование представления об особенностях жанра сказки на материале литературной авторской сказки о животных; - формирование умения понимать замысел, раскрывать и формулировать тему и идею произведения. Основной словарь урока: герой (персонаж),- характеристика героя (персонажа);
тема и главная мысль сказки;
интонация произведения.
- - название раздела;
-название сказки;
-пословицы;
-герои сказки (таблицы, рисунки);
- схема анализа;
- предыдущие работы
– анализы персонажей
I I.Индивидуальное: -таблицы анализа
I
. Орг. момент:
2 мин – Дети, вам тепло? (Да!)
– В классе светло? (Да!)
– Прозвенел уже звонок? (Да!)
– Уже закончился урок? (Нет!)
– Только начался урок? (Да!)
– Хотите учиться? (Да!)
– Значит можно всем садиться…
II. Беседа
“Сказки о животных?”
з мин
- Как называется раздел, который мы изучаем? (“Сказка - ложь, да в ней намек…”)
- Намек на что делается в сказках о животных?
-Если посмотрим любую сказку, увидим сюжет. События, детали, но в тексте часто нет подробного описания героев, а тем более нет рассуждений об их характере, целей их поступков и морали….
-Сегодня мы с вами попробуем установить определенный порядок анализа героев сказок…..
II
.
-Но, сначала,
РАЗМИНКА
+ проверка д/з:
10 мин
1.Бинарное чтение. Один текст читают два ученика одновременно (конкурс на лучший дуэт) - Каждый дуэт читает по два предложения. Лучшие «награждаются» пятёрками.(оценки)
1,2 ряд
2 .Дикторское чтение. Показать образец чтения на двух предложениях. Лучший диктор… (оценки)
3 ряд.
3.«Прятки». Нахождение в тексте слова с определенным признаком (начинается на букву П; состоит из трёх слогов; с ударением на первом слоге - ПРАВИЛАМ).
4.«Сканирование» пословиц и поговорок (пословицы после работы на доску)…
Не гляди, каков в плечах, - слушай, каков в речах.
Не всё то золото, что блестит.
И лиса хитра, да шкуру ее продают.
С хитростью - до обеда, а с умом - целый день.
Сколько веревку ни вить, а концу быть.
(Какие орфограммы …..) III
. Постановка проблемы:
- Так на какие вопросы необходимо получить ответы, чтобы определить конкретные черты характера героев сказки? (ответы детей)
-Установим определенный порядок анализа: действии героя (Д), о целях этого действия (Ц), характере героя (Х), достигнутом результате (Р) и морали (М).
(на доске таблички:
Д,Ц,Х,Р,М)
3 мин
- Исследование сказки:
- На уроке мы с вами исследуем одного героя – Петуха и попробуем составить о нём обобщающее суждение – рассказ… 3 мин - Работаем с текстом, выберите слова, которые описывают действия Петуха (подчеркнуть карандашом), после обсуждения пишем в таблицу Действия Петуха: дерётся, обижается, уходит из дома, обманывает Лису, убегает от неё…. - Мы часто говорим с вами, что поступки определяют характер, так каким мы видим нашего героя? Характер: задиристый, хитрый, настойчивый …. - Почему он “кривоглазый” и “кривобокий”? - Не все нам рассказывает сказка, определите сами цели нашего героя… Цель: бездельничал,…………………………… - Почему же он кричит и бочком - бочком к дому прячется? Результат: - Каким образом петух попал в лапы к лисе? - Как петух добился того, что лиса начала браниться с мужиком? - Как он поддразнивал лису? Прочитайте этот отрывок. - Какое человеческое качество помогло ему в этом? - Как вы понимаете выражение: “Так разошлась лиса, что и остановиться не может”? - Как же петух одурачил лису? - Почему же он, драчун, решил расправиться с лисой не силой, а хитростью? - Легко ли ему было это сделать? - Что он мог чувствовать (испытывать) при этом? Мораль -какая из пословиц подходит… 7 мин
- Рефлексия:
обобщающее обсуждение героя по таблице… 3 мин
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
Бондаренко, Е. Учителя создают собственные цифровые образовательные ресурсы / Е. Бондаренко // Народное образование. – 2008. - № 4. – С. 189-194.
Загашев И. Умение задавать вопросы.//Перемена.-2001.-№4.
Заир-Бек, С. Технология развития критического мышления посредством чтения и письма / С. Заир-Бек // Библиотека школы. – 2001. - № 12. – С. 10-15.
Сайт международного журнала о развитии критического мышления «Перемена» http:// ct- net. net/ ru/ ct_ tcp_ ru
Cелевко, Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
Столбунова, С.В. Развитие критического мышления. Апробация технологии / С.В. Столбунова // Русский язык. – 2003. – 16.07. – С. 2-6.
Вопросы и ответы после занятия
Конспект урока литературного чтения
по учебнику «Маленькая дверь в большой мир» 2 класс
«Как петух лису обманул»
Аннотация
Урок литературного чтения во 2 классе по теме «Как петух лису обманул» (латышская сказка) по УМК «Школа 2100» построен на технологии продуктивного чтения. В основе этой технологии –отношение ученика и автора как к себе равному. Ведущие методы урока: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, словесный, наглядный, стимулирование интереса к учению, метод творческого чтения. Применяются «Арт-технология» сказки и приёмы из технологии РКМЧП: таблица «Знаем, можем узнать, узнали», составление « Толстых и тонких» вопросов.
Предназначено для учителей начальных классов, географии, иностранного языка, биологии, руководителей методических объединений.
Цель: познакомить детей с латышской сказкой « Как петух лису обманул»
Задачи:
– формировать основу правильного типа читательской деятельности;
– развивать умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и ключевым словам;
– воспитывать читательский интерес к сказкам, содержащим в заглавии вопрос; уважение к мнению товарищей и желание адекватно оценивать свои достижения;
Ход урока:
I. Организационный момент. 1 мин. (ЛУУД)
– Сегодня мы продолжим путешествие в мир сказок.
Вот медведь,
Вот дроздок,
Серый волк – зубами щёлк!
Вот и заяц,
Вот петух,
Лиса мчится во весь дух!
Хоть лиса и хитра –
Обманом не нажить добра!
Это присказка, ребята,
Сказка будет впереди!
II. Актуализация знаний. 3 мин. (ПУУД)
– Сейчас проведем викторину и проверим, насколько вы внимательные читатели.
Задание: определите название сказок.
(Инсценирование двух отрывков подготовленными учащимися)
1.– Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!
– Одеваюсь…
– Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!
– Шубу надеваю…
(“Лиса и заяц”)
2. – Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку.
Петя выглянул, лиса его цап-царап и понесла.
Петушок испугался, закричал:
– Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы. Котик-братик, выручи меня!
(“Кот, петух и лиса”)
– Кто главные герои этих сказок? (животные)
– К какой группе сказок они относятся? (сказки о животных)
– Кто главная героиня этих сказок? (лиса)
– Определите, какие качества ей присущи в сказках? (коварство, лживость, хитрость, лесть, расчетливость)
III. Целеполагание урока. 5 мин. (РУУД)
– Какую главную задачу выполняют сказки о животных? (сказки о животных высмеивают людские пороки, плохие черты характера, поступки, вызывают сострадание к слабому, обиженному, это своеобразная энциклопедия людских пороков и недостатков)
Работа с таблицей на доске: (ПУУД)
СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ
ЗНАЕМ
МОЖЕМ УЗНАТЬ
УЗНАЛИ
Сюжет сказки
Характер и поступки героев
Мораль сказки
СЛАЙД 1, 2
– Найдите на карте эту страну.
– Что вы можете сказать о её местонахождении?
Подготовленный ученик: СЛАЙДЫ 3 – 6 (ЛУУД)
Ла́твия , официальное название - Латви́йская Респу́блика - в , столица - город .
тёмно-красный с белой полосой посередине,
Латвийский герб - щит с восходящим солнцем на голубом фоне в верхней части, красным львом на серебристом фоне слева внизу и серебристым грифоном на красном фоне справа внизу.
Национальной птицей Латвии Международным Советом охраны птиц провозглашена белая трясогузка ,а ещё символами Латвии являются журавль, дикорастущая ромашка, двухточечная божья коровка, из деревьев- липа и дуб.
Символом Латвии также является 42-х метровый памятник Свободы.
IV. Работа с текстом до чтения. 3 мин. (РУУД)
Откройте учебник на стр. 79. СЛАЙД 7, 8
– Чем интересно название сказки? (в нем спрятался вопрос: КАК ПЕТУХ ЛИСУ ОБМАНУЛ).
- Что объясняется в сказках, в заглавии которых есть вопрос?(попытка объяснить какие-то повадки животных или происхождение их внешнего облика)
– Рассмотрите иллюстрацию.
Кто герои этой сказки? Какой момент изображён?(Лиса и старик ругаются)
Откройте тетрадь на с 43 №1,прочитайте ключевые слова во 2 столбике.
Зная название сказки, рассмотрев иллюстрацию и прочитав ключевые слова, предположите, о чем пойдет речь в этой сказке? (предположения детей)
V. Первичное восприятие. 5 мин.
Самостоятельное чтение сказки.
– Чье предположение совпало с сюжетом сказки?
– Что нового вы узнали о лисе?
Физминутка. 1 мин.
VI. Работа с текстом во время чтения на уровне содержания. 10 мин. (ПУУД), (КУУД)
1. Анализ первого абзаца. Приём «Диалог с автором»
– Как называется постоянный элемент сказок? (зачин)
– Что узнали о главном герое?
2. Анализ второго абзаца. СЛАЙД 10, 11
– Каков петух? (драчливый)
– Что значит норовит? (настойчиво стремится что-нибудь сделать или добиться)
– Как вы понимаете выражение «по всем петушиным правилам пойдет бой»?
3. Анализ 3 абзаца.
– Что нового вы узнали о герое? (хитрый)
– Как вы понимаете выражение «бочком-бочком»? (очень осторожно) (Покажите, как это ходить «бочком-бочком»?)
4. Анализ 4-5 абзацев.
– Почему старуха прогнала петуха?
– Какая сказочная примета? (троекратный повтор: три соседки приходили с жалобами на петуха)
– Каков был петух? (обидчивый) отметить в тетради
– Почему петух оказался в лапах у лисы? (был одинок)
5. Анализ 6 -7 абзацев.
– Что значит браниться? (использование интернет - ресурса) ОТКРЫТЬ ЗАКЛАДКУ .
– Как петух добился того, что лиса начала браниться с мужиком? (поддразнивал)
– А как вы понимаете слово «позарился»? (использование интернет - ресурса)
6. Анализ 8 - 9 абзаца и до конца СЛАЙДЫ 1,2 Презентация 2
– Как петуху удалось провести лису и выйти из опасной ситуации? (воспользовался моментом, сыграл на её слабости, лиса отвлеклась…)
– Как себя проявила лиса? (злая, грубая, поддалась на уловку)
– На кого обижается лиса? (на всех людей)
– Какая здесь лиса? (обидчивая, злопамятная)
Лиса – дальняя родственница собак, поэтому она тявкает, как собака.
VII. Работа с текстом после чтения.
1)Работа в тетради Работа в парах « Словесное рисование» 3мин (КУУД)
2 столбика: ВНЕШНОСТЬ и ХАРАКТЕР:
кривоглазый забияка
кривобокий задира СЛАЙД 9
Вспомните все сказки о животных, которые мы читали. В них лиса чаще всего добивается своего при помощи хитрости. Кто-то из героев сумел перехитрить лису? (первый пункт). Как относился латышский народ к смелым и находчивым (второй пункт). – Что осуждает народ в сказке? (третий пункт таблицы)
Заполнение столбца «УЗНАЛИ»(ПУУД)
СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ
ЗНАЕМ
МОЖЕМ УЗНАТЬ
УЗНАЛИ
Сюжет сказки.
В латышской сказке петух перехитрил лису.
Звери говорят и ведут себя как люди.
Характер и поступки героев.
Люди разных национальностей ценят смелость и находчивость
Люди в животных могут узнать себя.
Мораль сказки.
У разных народов представления о добре и зле схожи.
3. Работа с пословицами. В парах. 2 мин. СЛАЙД 10.(КУУД),
– Выбрать из предложенных пословиц только ту, которая бы могла стать названием сказки.
Такая теснота, что яблоку негде упасть.
Красоту в миску не положишь..
Худое – охапками, хорошее щепотью.
Разговорам не дивись, на хитрость не ловись!
Где смекалка и отвага – до победы два шага;
4. Составление синквейна « Петух» (дополнительно) 3 мин (КУУД)
VIII. Итог урока.
– Чему учит эта сказка?
Самооценка цветом в дневниках
IX. Рефлексия . 3 мин. СЛАЙД 11 (РУУД)
– Выберите и дополните одно из предложений:
Мне на уроке было интересно…
Мне на уроке было трудно…
Урок заставил меня задуматься о том, что…
X. Домашнее задание. СЛАЙД 12-13
Выберите себе домашнее задание:
1. Подготовить пересказ сказки от имени петуха или лисицы по выбору;
2. Чтение по ролям.
Верещагина Валентина Васильевна, учитель начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4» города Сорочинска Оренбургской области