Экскурсия на водоем. Методическая разработка экскурсии на водоем

Экскурсии по изучению жизни пресных вод имеют ряд исключительных достоинств и являются самыми популярными из всех экскурсионных тем нашей школьной практика.

Причина этого заключается в том, что экскурсии на водоём более доступны по материалу, легко осуществимы и дают надежные результаты.

Прежде всего надо отметить, что эти экскурсии всегда доставляют верную добычу. Светит ли солнце. Моросит ли дождь, тепло или холодно, тихо или ветрено - пресноводные обитатели всегда находятся в более или менее одинаковых условиях. И ранней весной и поздней осенью лов сачком даёт нужный результат. Даже зимой жизнь в воде не прекращается, и ряд форм может быть выловлен из-подо льда через прорубь.

Водоёмы в виде прудов, озёр, болот, речек, канав, ям с водою и просто луж имеются всюду, и все они так или иначе заселены. Даже самые загрязнённые, наполненные гниющими отбросами, с отвратительно пахнущей водой, - и те имеют своеобразную фауну. Поэтому лов пресноводных животных возможен всюду, не только за городом, но и в черте города, где имеются пруды, глубокие канавы и прочее.

Экскурсируя по пресным водам, руководитель имеет полную возможность довольно тучно предусмотреть с какими объектами он будет иметь дело, заранее изучить этот материал и вполне им овладеть. Предварительный пробный лов поможет выяснить ему животное население данного водоёма и избавить его от всяких неожиданностей. В этом смысле экскурсионный материал экскурсий на водоём является гораздо более постоянным, чем тот, который приходиться встречать, например, при экскурсии на луг, в лес и т.д. Число животных (если иметь в виду только те более крупные объекты, с которыми приходиться иметь дело на экскурсиях) везде очень невелико, и разобраться в них не представляет особых затруднений.

В то же самое время пресноводная фауна, несмотря на немногочисленность своих представителей, чрезвычайно разнообразна и по биологическим особенностям представляет большой интерес. Мы встречаем здесь и губок, и червей, и моллюсков, и ракообразных, и пауков, и многочисленных насекомых, и представителей позвоночных. В эти организмы в той или иной степени приспособились к водной среде. У одних эта приспособленность является весьма совершенной, другие не в такой степени являются типичными водными обитателями.

Вода является средою, которая во много раз плотнее воздуха (в 773раза). В силу этого она оказывает на живущие в ней организмы определённое давление и в то же время обладает способностью поддерживать тела, согласно закону Архимеда, по которому всякое тело, находящееся в воде, теряет в весе столько, сколько весит вытесненная им вода. Кроме того, поверхность жидкости покрыта особой упругой плёнкой поверхностного натяжения, присутствие которой влечёт за собой целый ряд любопытных явлений в жизни пресноводных обитателей.

Чтобы показать, какой богатой выбор биологических тем может дать изучение обитателей пресных водоёмов, мы приводим ряд некоторых вопросов, которые могут быть проработаны на этих объектах самостоятельно.

I .Различные типы движения у водных животных.

    Плавающие при помощи различного типа плавников, находящихся на заднем конце тела: личинки комаров.

    Плавание при помощи плавательных конечностей разнообразного строения, расширенных в виде лопастей или покрытых волосками: водные жуки, гребляк.

    Плавание при помощи волнообразных или змееобразных движений всего тела: пиявки, личинки комаров, нематоды.

    Плавание при помощи отдачи, или водяного выстрела: личинки стрекоз.

    Ползание по твёрдому субстрату при помощи конечностей с разнообразно устроенными крючками, зацепками и т.п.: личинки насекомых, водяной паук, водные клещи.

    Ползание при помощи волнообразных сокращений мускулатуры тела: брюхоногие, моллюски.

    Ползание при помощи ресничек: планарии.

    Передвижение при помощи пневматических органов: пиявки

    Скольжение по поверхности воды: водомерки, вертячки

    Передвижение, при котором организмы пользуются поверхностным натяжением жидкости: водомерки, вертячки, лёгочные моллюски, личинки мухи львинки и др.

II . P азличные типы дыхания .

    Водное дыхание при помощи жабер: жаберные моллюски, водяной ослик.

    Дыхание при помощи обмена газов всею поверхностью тела: пиявки, круглые черви.

    Трахейно-жаберное дыхание: личинки стрекоз, подёнок, ручейников, вислокрылок.

    Дыхание воздушное: лёгочные моллюски, водные клопы, жуки и их личинки, водяной паук, личинки комаров и мух.

Одни животные для взятия атмосферного воздуха поднимаются на поверхность воды, другие выставляют из воды дыхательные трубки. Иные уносят с собой в воду значительные запасы воздуха.

III . Питание у водных животных.

    Питание растительной пищей, например, молодыми побегами зелёных растений: моллюски, ручейники, водные гусеницы; или гниющими растительными остатками: водяной ослик; а иногда органическими веществами, находящимися в сильной степени разложения: иловая муха.

    Питание животной пищей, которой питается большинство пресноводных обитателей, имеющих в связи с этим различные приспособления для овладения добычей: маски стрекоз; хватательные челюсти личинок жуков; хватательные усики коретры, мохлоникса.

При этом добыча либо высасывается при помощи различных приспособлений: клопы, личинки плавунцов, пиявки, водяной паук; либо пожирается при помощи челюстей жующего типа: личинки стрекоз, взрослые жуки.

IV . Защитные приспособления у водных животных.

    Быстрота передвижения, лающая возможность животным избежать врагов: личинки поденок. личинки жука-плавунчика, вертячка, водомерка, гладыш, гребляк. личинки комаров, рыб.

    Охранительная окраска, которая делает животных незаметными среди окружающей природы. При этом животные подражают либо зелёным частям растений (личинки стрекоз, подёнок), либо отмершим частям растений (водяной ослик, водяной скорпион), либо самому фунту (личинки стрекоз, веснянок), либо тёмной поверхности стоячих (водомерка). Иногда к охранительной окраске присоединяется и охранительная форма (водяной скорпион, похожий на отмерший лист, чехлики ручейников, похожие на различные растительные остатки или скопления раковинок, песчинок и т.п., а также на предметы, упавшие в воду, например плоды ольхи).

    Прозрачность тела, делающая животных невидимыми в воде коретра.

    Предупреждающая окраска. Яркие тона (например, красный), свойственны животным, которые являются несъедобными вследствие едких выделений тела, ядовитости и т.п.: водные клещи (гидракарины).

    Различные механические средства защиты в виде острых челюстей, игл, шипов и т.п.: шипы колюшки, шипы личинки большого коромысла, сильные челюсти жуков их личинок и т.п.

    Развитие прочного наружного скелета, являющегося защитным панцирем для животных: панцирь ракообразных, раковины моллюсков и прочее.

    Автотомия, или самокалечение - способность самопроизвольно отбрасывать органы. Такие утраченные органы обычно впоследствии восстанавливаются: водяные ослики, личинки стрекоз с трахейными жабрами, личинки падёнок и другие.

    Развитие внутреннего скелета, являющегося средством защиты от поедания: кремневые иглы губок.

    Защита при помощи вредных едких, дурно пахнущих или ядовитых выделений: некоторые водные жуки (вертячка, полоскун). Водные клещи, планарии и другие.

    Постройки животных как средство защиты: чехлики ручейников. Домики водных бабочек, трубки мотыля, подводный колокол паука - серебрянки, ходы в тканях растений (личинки хирономид), и т.п.

V . Pa змножение у водных животных .

    Половое размножение, продуктами которого является икра в студенистой оболочке (прудовик, катушка, битиния, ручейники, комары-дергуны и пр.) или яйца разнообразной формы, откладываемые на различные предметы и части растений как в воду, так и вне воды, иногда вбуравливаемые в ткань растений (водные жуки, стрекозы, плавт и др.). иногда яйца заключены в различной формы кокон (планарии. малая ложноконская пиявка).

    Бесполое размножение при помощи почкования (гидра, губки, мшанки).

    Размножение при помощи покоящихся почек (статобласты мшанок, геммулы губок).

    Живорождение, при котором половые продукты вызревают в теле самки: лужанка, шаровка.

    Уход за потомством, который обнаруживается у некоторых водных животных, вынашивающих свою икру и охраняющих так или иначе свою молодь: пиявка-клепенна, беззубка, водяной ослик, колюшка.

    Полное или неполное превращение у водных насекомых.

    Процессы линьки и вылупления у водных насекомых (в особенности у личинок стрекоз, паденок, веснянок, комаров и прочее.).

    Симбиоз животного и растения: одноклеточные водоросли в теле бодяга, гидры.

Организация учебно-познавательных экскурсий на водоем

Некоторые особенности организации работы. На школьных зоологических экскурсиях методы правильного показывания в особенности важны, потому что объекты довольно мелки и в иных случаях едва различимы невооруженным глазом. Желая показать пойманных животных, руководитель должен прежде всего подождать, пока не соберется вся группа. Прежде чем приступить к демонстрированию, надо образовать вокруг себя свободный круг, метра два в диаметре. Чем больше участников экскурсии, тем шире должен быть такой круг. Показывая объекты, руководитель медленно обносит их перед глазами присутствующих по внутренней периферии круга. Если объект достаточно велик, то можно, стоя в центре круга и держа объект в руке, медленно поворачиваться вокруг собственной оси. Если объект мелок и к нему надо приглядываться, полезнее посадить животное в тот или иной сосуд с водой и передать его на руки присутствующим, условившись раз навсегда, чтобы объекты передавались из рук в руки в определенном направлении, и, обойдя круг, возвращались к руководителю. Иногда необходимо посылать таким образом по рукам и более крупные объекты в тех случаях, где требуется подметить те или иные движения животных, мелкие детали их организации и пр. В более важных случаях надо, чтобы демонстрируемый объект обошел по кругу несколько раз.Все эти указания относятся, разумеется, к экскурсиям в несколько десятков человек. В особенности важно придерживаться этих правил на экскурсиях с детьми, которые очень любят толпиться вокруг учителя, мешая его движениям и не давая возможности стоящим сзади видеть, что делается впереди. Вообще следует заметить, что число участников зоологической экскурсии ни в каком случае не должно быть чрезмерно велико. Предельной нормой следует считать 30 человек на одного руководителя. Большее количество участников значительно затрудняет ход экскурсии вследствие малой величины рассматриваемых объектов.Чрезвычайно важно не ограничиваться на зоологической экскурсии простым показыванием объектов, но по мере возможности привлекать учащихся к активной работе на экскурсии, ставя им определенные задания и предоставляя решать эти задания в той или иной форме самостоятельно. Даже просто наблюдение реальных фактов и явлений окружающей природы и точная их регистрация и фиксирование при помощи записи, плана, рисунка и т. д. есть педагогически ценная работа.На экскурсии на водоем прежде всего важно привлечь учащихся к самому лову добычи. Каждый участник экскурсии должен явиться на экскурсию со своим сачком и несколькими баночками для размещения пойманных животных. В крайнем случае такой сачок может обслуживать небольшую группу (3-5) экскурсантов.Начиная экскурсию, руководитель предлагает экскурсантам следующее простое задание: выловить из данного водоема и рассадить по баночкам возможно большее число различных видов водных животных, беря каждого вида не более одного - двух экземпляров. При этом рекомендуется вести счет числу пойманных видов и сравнивать свой улов с уловом соседей. Такого рода система удобна в том отношении, что каждый из участников экскурсии будет иметь у себя на руках те объекты, о которых пойдет речь, и рассмотрение этих объектов таким путем значительно упрощается.Когда новые формы уже перестали попадаться и экскурсанты разместили свой улов по сосудам, начинается обзор собранного материала, причем руководитель дает нужные объяснения. Обзор удобнее начинать с тех форм, которые попались в большом числе и имеются у каждого. Затем можно перейти и к более редким находкам, которые имеются лишь в одиночных экземплярах.Сбор материала может быть в значительной степени упорядочен, если учитель распределит работу учащихся таким образом, что одни из них будут собирать животных, находящихся на поверхности воды, другие произведут обследование водных растений (элодеи, роголиста, рдестов), третьи направят свое внимание на донный лов и постараются добыть обитателей, ютящихся на дне водоемов и пр.При обзоре пойманного материала возможно распределение и группировка его по тому иди иному признаку (систематическому, биологическому и пр.), причем могут быть затронуты некоторые из указанных выше тем.Непременным последствием всякой зоологической экскурсии должны быть более длительные наблюдения над принесенным с экскурсии живым материалом, который размещается по аквариумам.Примерный план школьной экскурсии на пруд. В качестве примера приведем схематический план школьной экскурсии с учащимися средних классов на пресноводный водоем. Такие экскурсии, будучи очень доступны по материалу, проводятся чаще других.Учащиеся являются на экскурсию с самодельным снаряжением в виде водных сачков и различных банок. Сачки могут быть изготовлены самими учащимися в школе или дома по способу, описанному выше. Каждое звено в 3-5 человек должно иметь отдельный сачок. Это очень важное условие, так как дает возможность привлечь учащихся к лову добычи. Каждое звено, а еще лучше - каждый участник экскурсии должны запастись сосудами для размещения пойманной добычи и ее удобного рассмотрения на месте. Для первой цели пригодны всевозможные широкогорлые банки (из-под консервов) с навязанной на горло, в виде ручки, веревочкой. Для обзора улова очень удобны фарфоровые или фаянсовые тарелки, или обыкновенные чайные блюдечки (не стеклянные). На белом фоне удобно рассматривать мелких водных животных, из которых большинство темного цвета. Еще лучше - белые фотографические кюветки размером 9х12 или 13х18 см. Для наблюдения прозрачных организмов, взвешенных в воде (вроде личинок коретры, мелких ракообразных), надо иметь небольшие стаканчики или широкие пробирки.Экскурсия начинается с предварительного задания руководителя. Придя на место (например, на берег пруда), руководитель предлагает экскурсантам самостоятельно приступить к лову добычи. Задание формулируется примерно в такой форме.«Хотя этот пруд кажется на вид безжизненным, на самом деле тут скрыта очень богатая и разнообразная жизнь, с которой мы хотим ознакомиться. Постарайтесь выловить из воды живущих в ней обитателей и рассадите их по своим баночкам. Не берите помногу одинаковых форм - достаточно иметь по 1-2 экземпляра каждого вида. Наполните ваши банки чистой водой, не набивайте туда много водных растений. Перед тем как опускать пойманных животных в банку, ополаскивайте их в чистой воде, они загрязнены илом и т. д. Не кладите много животных в одну банку, иначе получится «живая каша», в которой будет трудно разобраться. Крупную добычу (рыбок, тритонов, водных жуков) отсаживайте в отдельные банки. Крупные виды моллюсков (вроде прудовиков, лужанок) тоже лучше не класть в банки с общей добычей, а собирать отдельно (в коробку и т. п.). Ведите счет пойманным животным. Когда насчитаете десяток видов, прекратите лов и займитесь приведением в порядок своего сбора».Смысл этих наставлений сводится к тому, чтобы учащиеся не сделали из лова род спорта, как это часто бывает, и не превратили средства в цель. Задача сводится к тому, чтобы в руках каждого экскурсанта скопился подходящий материал, пригодный для использования на следующем этапе экскурсии. А таким этапом является обзор пойманной добычи.Производится он следующим образом. Экскурсанты со своими банками и блюдечками усаживаются где-нибудь в удобном, сухом и уединенном месте, где нет отвлекающих моментов и посторонних зрителей, которые часто бывают помехой на таких экскурсиях. Затем начинается краткая беседа по поводу пойманного материала. Руководитель начинает обзор с тех форм, которые встречаются чаще других и наверное имеются у всех экскурсантов в первом десятке видов. Речь идет, допустим, о крупной личинке стрекозы типа Aeschna . Руководитель берет такую личинку пинцетом, показывает экскурсантам и предлагает отыскать каждому среди своего улова подобное же насекомое и отсадить его на блюдечко. Убедившись, что экскурсанты имеют на руках данную форму, можно перейти к ее рассмотрению.«Обратите внимание на форму тела личинки, ее цвет. Рассмотрите голову, глаза. Найдите «маску» у личинки, отогните маску и рассмотрите ее строение. Как личинка ползает по суше? Каково строение ее ног? Как она передвигается в воде? и т. д.»Для уяснения плавания личинки при помощи «водяного толчка», который получается в момент выбрасывания ею воды из анального отверстия, можно посадить личинку в тарелочку с небольшим количеством воды (вода должна едва покрывать личинку). В этих условиях вода, выбрызгиваемая личинкой, хорошо заметна. Иногда струйка выбрасывается даже в воздух.Такие маленькие опыты вполне уместны на экскурсии, но увлекаться ими, как и вообще очень подробным рассмотрением форм на экскурсии, не следует. Это задача длительных наблюдений в обстановке школы, в кружке и т. д. Учителю надо больше всего опасаться многословия, не превращать обзор улова в урок, а тем более - в лекцию. Не следует говорить о том, чего нельзя непосредственно показать на пойманном материале, например, толковать о размножении Aeschna , если не имеется под рукой кладок стрекоз на водных растениях, сброшенных шкурок и т. д. Бесполезно упоминать о том, чего не найдено, но что «могло бы быть найдено». Надо помнить, что дать полный обзор строения и жизни того или другого организма на экскурсии невозможно, да и не нужно. Надо это оставить для классных уроков и групповых наблюдений. Материал экскурсии (мы говорим о школьной экскурсии обычного типа, которая должна уложиться в определенное количество отведенных для нее часов) по необходимости будет носить фрагментарный характер. Беды в этом никакой нет, так как мы давно уже отказались от идеи весь курс построить на экскурсиях. Экскурсия - только зарядка, толчок к самостоятельному сближению с природой. Экскурсия - лишь один из видов школьной работы.Описанным путем, не утомляя внимание экскурсантов излишними подробностями и отвлеченными разговорами, руководитель просматривает собранный материал и тем самым определяет значительную часть сбора «первого десятка». Но вот оказывается, что вездесущие формы исчерпаны и остаются менее обычные находки, которые имеются не у всех экскурсантов на руках. Тогда обзор следует прекратить и назначить «второй лов».«Не берите уже известных вам животных из числа рассмотренных нами. Постарайтесь добыть те интересные формы, которые имеются только у Иванова, Петрова и т. д. Порасспросите Иванова, Петрова, где и при каких условиях они их изловили. Может быть что-нибудь и совсем новое поймаете».Так начинается лов «второго десятка». Теперь внимание экскурсантов привлекают уже более мелкие формы, которыми они пренебрегли на первом этапе лова - в погоне за тритонами и крупными личинками стрекоз и водных жуков. Баночки наполняются личинками подёнок, комаров, может быть водными клещиками, мелкими ракообразными и т. д.Через нужный промежуток следует второй обзор улова, построенный по типу первого, но с большим углублением в жизнь пигмеев водного мирка.По этому же принципу возможен и следующий лов («третьего десятка»). Это зависит от ряда обстоятельств: подготовленности экскурсантов, их возраста, настроения, погоды и ряда других условий, которых заранее не учтешь. Опытный руководитель знает, когда следует подходить к концу. В качестве очень приблизительной нормы можно указать, что с учащимися среднего возраста едва ли целесообразно просматривать более двух десятков форм на одной экскурсии. А с младшими учащимися можно ограничиться и одним десятком. Это не значит, что не следует давать ответов на индивидуальные вопросы интересующихся по поводу их улова. Можно указать Иванову или Петрову, что он поймал такой-то редкий (сравнительно) в данной местности вид, и сказать по этому поводу несколько слов, но это не значит, что следует вводить рассмотрение данного вида в программу общего обзора.Повторяю, что все эти советы носят условный характер. Может быть целесообразно разбивать улов не на «десятки», а как-нибудь по-другому. В иных случаях полезно прибегнуть к иным приемам лова. Например, сперва собирают животных, находящихся на поверхности воды (вертячки, водомерки, некоторые моллюски и т. д.), затем производят донный лов (разные личинки, ручейники и пр.), далее обследуются водные растения (элодея, роголист, частуха, рдесты) и собираются животные, ютящиеся на них и в них. Словом, здесь можно предложить немало способов. Но желательно придерживаться одного условия: вызвать активность экскурсантов и подчинить беседу материалу, а не материал беседе.Само собой понятно, что все эти советы и указания относятся к работе с учащимися средней школы. Взрослые участники экскурсий (студенты, учителя), которые могут работать самостоятельно, в таких указаниях не нуждаются.

Мой конспект
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ 1 КЛАСС

МОЯ СТРАНА - УКРАИНА

УРОК 55 Экскурсия к водоему

Тема. Экскурсия к водоему

Цель: ознакомить учащихся с растительным и животным миром водоемов родного края; способствовать развитию наблюдательности, воображения; воспитывать бережное отношение к водоемам.

ХОД ЭКСКУРСИИ

I . Организационный момент

II . Сообщение темы и цели экскурсии

Отгадайте загадку.

Стоит корыто, полное воды налито. (Озеро)

Какие водоемы есть в вашем городе или селе?

Инструктаж по технике безопасности во время пребывания у водоема

Вспомните: каковы правила поведения среди природы?

Сегодня мы будем наблюдать за растительным и животным миром водоема, вы узнаете больше интересного материала о водоемах родного края.

III . Проведение экскурсии

Проведем исследование водоема.

Осмотрите водоем. Где мы находимся?

Как называется водоем?

Рассмотрите берега. Какова форма ее берегов?

Что вы видите?

Какие растения растут на берегах водоема?

Какие деревья растут возле водоема?

Посмотрите на те растения, которые растут в водоеме.

Как вы думаете, почему они именно там растут? Назовите растения, которые вы узнали.

Рассмотрите «зеленые островки» вдали. Из чего они образованы? Так, они образованы из мелких растений.

Рассмотрим ряску. Она играет значительную роль в жизни водоема. Ряска впитывает углекислый газ и выделяет много кислорода, очищает воду стоячих водоемов. Еще это растение поедают водоплавающие птицы, ондатры, нутрии. А еще бывают «островки» из кувшинов желтых, стрелолиста обыкновенного и др.

Есть ли на поверхности водоема такие растения: кувшинка белая, кувшины желтые, ряска?

Понаблюдайте за животными водоема.

Какие животные живут на поверхности воды?

Кто увидел и может назвать насекомых?

Давайте понаблюдаем за водомірною. Как она движется? Почему ее так назвали? Кого она вам напоминает? Так, паука, который движется по поверхности озера, как на коньках. Какие у нее конечности? Окрас и почему?

Рассмотрите вертячку. На кого она похожа? Да, этот жук все время крутится. Движется вертячка значительно быстрее водомерки.

Каких насекомых чаще всего можно встретить над озером? Так, это разнообразные бабочки, которые являются украшением внешней среды. А что они здесь делают?

А сейчас перейдем в другое место справа, где меньше растительности, и попробуем понаблюдать за другими обитателями озера. За какими именно? Отгадайте!

В воде она живет,

Нет клюва, а клюет. (Рыба)

Имеет клешни и длинные усы,

Я и сам его боюсь;

Он щиплет, словно гусь,

Ну, а зовут щипаку... (рак).

В водоеме проживает;

Целый день песни поет.

Все зеленое это малышка,

Оно зовется... (лягушонок).

IV . Итог экскурсии

Где мы побывали на экскурсии?

Какие изменения в природе вы заметили?

Растительный мир водоема вы запомнили?

Назовите представителей животного мира водоема.

Каких насекомых и птиц можно встретить вблизи водоема?

Как нужно заботиться об охране жизни у озера?

Расскажите дома об экскурсии.

Приложение к уроку 55

Кроссворд «Украина»

1) Не дед, а седой.

Не спит, а стелется.

Укрывает землю и океан,

А зовут его... (туман).

2) Между берегов текла, текла,

Мороз окреп - под стекло легла. (Река)

3) Не стеклянный он, не из металла,

А прислушайтесь - звенит,

Роет землю он розталу

И к речке бежит. (Ручей)

4) Растет она вниз головой,

Растет она холодной зимой.

А только солнышко засияет -

Она заплачет и умирает. (Сосулька)

5) Красивая звезда снежно-белая

На мой рукав залетела, -

Пока нес ее сюда,

Стала каплей воды. (Снежинка)

6) Пушинкою бывает,

Бывает тучкой она,

Бывало, как стекло,

Хрупкая и твердая

Обычная, подскажите... (вода).


Ц е л и: расширить или закрепить у детей знания о природе; развивать наблюдательность, логическое мышление; формировать навыки особенного выполнения правил поведения на пруду (как выбирать место для игр, определять характер игры, учитывая что это место отдыха взрослых и детей, дом для растений и животных); вызвать у детей радость от общения с природой; прививать любовь к родному краю.

З а д а ч и: ознакомить детей с прудом – природным водоемом, в котором живут рыбы, лягушки, насекомые, есть водные растения (по берегам пруда растут деревья, кустарники, травы, которые очень любят влагу; в пруду живут караси, они поедают мелких рачков, водных насекомых; обобщить представления об основных факторах водной среды: природный слой почвы, вода, камни, растения и различные растения, которые приспособились жить в воде (рыбы – обтекаемая форма тела, тело покрыто слизью и чешуей, это помогает им быстро плавать; есть жабры, так как рыбка дышит воздухом, содержащимся в воде, мечут икру или рождают живых маленьких рыбок, живут).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭКСКУРСИЯ НА ПРУД

Ц е л и: расширить или закрепить у детей знания о природе; развивать наблюдательность, логическое мышление; формировать навыки особенного выполнения правил поведения на пруду (как выбирать место для игр, определять характер игры, учитывая что это место отдыха взрослых и детей, дом для растений и животных); вызвать у детей радость от общения с природой; прививать любовь к родному краю.

З а д а ч и: ознакомить детей с прудом – природным водоемом, в котором живут рыбы, лягушки, насекомые, есть водные растения (по берегам пруда растут деревья, кустарники, травы, которые очень любят влагу; в пруду живут караси, они поедают мелких рачков, водных насекомых; обобщить представления об основных факторах водной среды: природный слой почвы, вода, камни, растения и различные растения, которые приспособились жить в воде (рыбы – обтекаемая форма тела, тело покрыто слизью и чешуей, это помогает им быстро плавать; есть жабры, так как рыбка дышит воздухом, содержащимся в воде, мечут икру или рождают живых маленьких рыбок, живут).

П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.

– Рассматривание иллюстраций, картинок.

– Беседы с детьми о водной среде.

– Чтение познавательной литературы.

– Занятие проводится возле картины или рисунка «Пруд» Н. В. Рыжовой.

Ход экскурсии

1. Р а с с м а т р и в а н и е к а р т и н ы «Водоем».

Воспитатель предлагает рассмотреть картину и обнаружить на ней как можно больше обитателей.

О б с у ж д е н и е:

– Кто живет на берегу? А кто в воде?

– Кто умеет хорошо плавать, кто бегать, прыгать по берегу или летать над водой?

– Могут ли они обитать в других местах? Например, в пустыне?

– Может ли лягушка жить под землей, а щука – в лесу? Почему?

2. И г р а «Создай свой водоем».

Детям предлагаются картинки (рогоз, щука, бобр, лягушка, зимородок, водомерка, жук-плавун, улитка и контур – рисунок водоема). Дети сами расселяют жильцов водоема, а потом сравнивают с настоящей картинкой. Обсуждают, кого куда поселили.

3. Б е с е д а.

– Как озерные жители связаны друг с другом? (Растения – пища и дом для животных, одни животные едят других и т. п.)

– Что произойдет в пруду, если исчезнут растения? Щуки? Другие жители?

– Какое животное больше всего понравилось? Где оно живет: только в воде или в воде и на берегу? Почему именно в пруду? Где у него квартира: на берегу, на дне? Чем или кем оно питается? Где прячется и для чего?

– Что будет, если в этот пруд люди начнут бросать мусор? Мыть в нем машины? Стирать белье? Понравится ли это его обитателям? Что они будут делать?

4. И г р а «Подражание».

Один ребенок подражает движениями, мимикой какому-нибудь животному или водному растению, а остальные отгадывают. Кто отгадал, тот выходит подражать.

Придумать и нарисовать серию знаков, которые помогут сохранить водоем и его обитателей.

Галина Дербенева

Цель : познакомить детей с водоемом и его обитателями : утками, рыбами, лягушками и водными насекомыми; показать, что на берегу и в воде живут те растения и животные, которые не могут обходиться без воды.

Формировать представление об осенних изменениях в живой и не живой природе.

Развивать доброе отношение ко всему живому, стремиться сохранить природу родного края. Воспитывать эмоциональный отклик на красоту осенней природы.

Учить отгадывать загадки, развивать мышление.

Знакомить детей с правилами поведения возле водоёма (нельзя шуметь, чтобы не спугнуть уточек, сорить, близко подходить к воде, не сорить).

Оборудование : фотоаппарат, бинокль, мел.

Предварительная работа :

Просмотр презентации «Обитатели водоема» ;

беседа о правилах движения по улицам поселка;

чтение сказки «Лягушка-путешественница» .

Ход экскурсии.

Ребята, мы сейчас отправляемся на экскурсию . Скажите, какие достопримечательности есть в нашем поселке? (Отвечают) . Достопримечательностью нашего поселка, где многие жители отдыхают, является пруд . Летом люди купаются в жаркие дни, ловят рыбу, полощут белье и просто любуются красотой природы.

(Отправляемся на экскурсию . Рассматриваем с берега осенние изменения в природе.)

Картины далекого детства

Порой предо мною встают…

И вижу опять я знакомый,

Весь в белых кувшинчиках пруд .

Вокруг него темная чаща,

И узкая вьется тропинка

К нему между цепких кустов…

Ребята, а вы знаете, кто живет в пруду ?Я вам загадаю загадки, вы отгадаете их, и тогда мы вспомним, кто живет в пруду .

Вдоль по речке, по водице

Плывет лодок вереница.

Впереди корабль плывет,

За собою всех ведет.

Вёсел нет у малых лодок,

А кораблик больно ходок.

Влево, вправо повернет

Всю ватагу поведет. (утка с утятами)

В воде купался

Сухим остался. (гусь)

Стоит над водой

Трясет бородой.

(камыш)

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой.

(рыбка)

Летом в пруду и в болоте

Вы её найдете.

Зеленая квакушка-

Это, конечно, ….

(лягушка)

Возле пруда и в пруду живут животные , рыбы, насекомые, которые приспособились к такой жизни, что не могут жить без воды и друг без друга. Рыбы питаются червями, водорослями. Чайки, утки, гуси ловят рыб. Лягушки поедают комаров, слизней. Они также не могут находиться на прямых солнечных лучах, предпочитают тень от кустов и деревьев. В природе все взаимосвязано. Если погубить всех комаров, погибнут лягушки. Если вырубить все деревья и кусты - высохнет пруд . Поэтому нельзя убивать лягушек, вылавливать всю рыбу в пруду и отстреливать уток и гусей.

Игра "Цапли и лягушки"

Посреди игровой площадки чертят большой круг (пруд ) . С помощью считалки выбирают двух цапель :

Ква-ква - ква,

Начинается игра,

кве-кве-кве,

Прилетели цапли две,

Прилетели цапли две.

Цапли занимают место на противоположных сторонах «пруда » . Остальные дети – лягушки. Они прыгают на двух ногах по всей площадке и говорят :

Мы зеленые лягушки

Веселимся на опушке,

Здесь у нас рядом пруд –

Цапли в нем нас не найдут.

После слов «не найдут» «лягушки» прыгают в пруд , а «цапли» стараются их запятнать.

А какие растения растут в пруду и вокруг него ? (Рогоз или мы называем камыш, осока, на воде бывают летом кувшинки, ряска, водоросли).

Сейчас осень. Какие изменения произошли по сравнению с летом на пруду . Растения засохли, ветер срывает последние листья с ветвей деревьев и с кустов. На воде появился тоненький ледок. Все засыпает до весны. В пруду осенью рыбки уходят вглубь в водоросли, лягушки давно не скачут, они то же спрятались в траве, под кустами. Гуси улетели в теплые страны. Последняя семейка утки с утятами плавает на не замерзшем островке. Они плавают по воде, возле противоположного берега от поселка. Скоро они тоже улетят, присоединившись к пролетающей стае уток.

Лето прошло, но после отдыха людей возле пруда всюду валяются пластиковые бутылки, мусор, пакеты.

Дети, как вы думаете, хорошо ли будет на следующий год здесь отдыхать взрослым и детям, птицам, животным, рыбам в воде?

Как нужно себя вести на природе, когда вы отдыхаете? (Выслушиваю ответы детей) .

Правила поведения в природе.

1. Нельзя шуметь, кричать находясь в природе.

2. Разбрасывать мусор.

3. Жечь костры.

4. Ловить животных, птиц. Разорять гнезда.

5. Близко подходить к воде.

6. Рвать растения.

А сейчас мы пойдем в детский сад. Посмотрите вокруг, подумайте, что вы нарисуете на память о нашей экскурсии . (Выслушиваю ответы детей) . Что вы сегодня узнали нового на экскурсии ?

Кому понравилась наша экскурсия – похлопайте в ладоши, кому не понравилась – потопайте ногами.