Цветаева домики старой. О творчестве Марины Ивановны

Слава прабабушек томных,
Домики старой Москвы,
Из переулочков скромных
Все исчезаете вы,

Точно дворцы ледяные
По мановенью жезла.
Где потолки расписные,
До потолков зеркала?

Где клавесина аккорды,
Темные шторы в цветах,
Великолепные морды
На вековых воротах,

Кудри, склоненные к пяльцам,
Взгляды портретов в упор…
Странно постукивать пальцем
О деревянный забор!

Домики с знаком породы,
С видом ее сторожей,
Вас заменили уроды, -
Грузные, в шесть этажей.

Домовладельцы - их право!
И погибаете вы,
Томных прабабушек слава,
Домики старой Москвы.

Анализ стихотворения «Домики старой Москвы» Цветаевой

Широко известно, что М. Цветаева с огромной неприязнью относилась к наступлению новой эпохи, которая символизировала для нее победу обывательского образа жизни. Поэтесса считала, что родилась не в свое время. Она мечтала жить в романтическом XIX веке, когда женщину считали верхом совершенства и относились к ней, как к божеству. Такой взгляд Цветаевой ярко выражен в стихотворении «Домики старой Москвы» (1911 г.).

Лирическая героиня обращается к старинным московским домам, которые были населены представителями аристократии. Она жалеет о том, что таких шедевров архитектуры становится все меньше. Сравнивая жилища «прабабушек томных» с «дворцами ледяными», Цветаева считает, что они хранили в себе особую атмосферу. «Потолки расписные», «до потолков зеркала» представляли собой полную противоположность современной безвкусице. В «домиках старой Москвы» было невозможно опуститься до уровня пошлой мещанской жизни. Их жильцы сохраняли чистоту аристократической «породы». Они обладали тонким художественным вкусом, врожденным благородством и изысканными манерами, т. е. теми качествами, которых уже практически не осталось у современников поэтессы.

Заменившие старые здания «уроды… в шесть этажей» олицетворяют для Цветаевой грубую и пошлую толпу серых одинаковых людей. Она с болью относится к стиранию сословных различий. Поэтесса не могла вынести жизнь в квартире с неизбежными ссорами и скандалами между соседями. Даже общение с людьми, которых Цветаева считала ниже себя по происхождению, приносило ей страдания.

Дома родовой знати были залогом сохранения русского величия. В этих последних оплотах бережно хранились национальные традиции российского родового дворянства. Их исчезновение, по мнению поэтессы, неизбежно выразится в общем падении культурного и духовного уровней.

Сама Цветаева родилась и до замужества прожила в таком старинном доме, находящемся в «переулочке скромном» (Трехпрудный переулок). С ним поэтессу связывают самые теплые и счастливые воспоминания. Семья Цветаевых вела активную творческую жизнь. Их дом часто посещали многие талантливые современники, профессора, искусствоведы, музыканты. В нем действительно царил особый аристократический дух.

Стихотворение «Домики старой Москвы» можно считать пророческим, так как дом, в котором родилась и выросла известная поэтесса, до наших дней не сохранился.

Марина Ивановна Цветаева

Слава прабабушек томных,
Домики старой Москвы,
Из переулочков скромных
Все исчезаете вы,

Точно дворцы ледяные
По мановенью жезла.
Где потолки расписные,
До потолков зеркала?

Где клавесина аккорды,
Темные шторы в цветах,
Великолепные морды
На вековых воротах,

Кудри, склоненные к пяльцам,
Взгляды портретов в упор…
Странно постукивать пальцем
О деревянный забор!

Домики с знаком породы,
С видом ее сторожей,
Вас заменили уроды, —
Грузные, в шесть этажей.

Домовладельцы — их право!
И погибаете вы,
Томных прабабушек слава,
Домики старой Москвы.

Сложная структура образа дома в раннем цветаевском творчестве имеет конкретный автобиографический источник, указанный в произведении «Ты, чьи сны еще непробудны…». Дом детства лирической героини, вместивший в себя радостный «невозвратно-чудный мир», получает торжественную метафорическую характеристику «душа моей души». Московский топоним, дважды упомянутый в стихотворном тексте, вписывает дом в пространство любимого города, священного «нерукотворного града».

В произведении 1911 г. нашла отражение обширная тема родного дома, неотделимого от облика города. Воплощением идеализированного уютного мира московской старины стал обобщенный образ домиков. Они, словно живые существа, играют роль лирического адресата: анализируемый текст открывается обращением к основному образу.

Личные воспоминания детских и юношеских лет лирического «я» определяют особенности изображения домиков. В комплекс последних включен перечень типичных деталей интерьера, характерных для быта зажиточных горожан рубежа XIX—XX вв.: расписные потолки в комнатах, огромные зеркала, портреты предков, темные портьеры, декоративные элементы на кованых воротах. Визуальный ряд дополняется звуковым сопровождением — музыкой, исполняемой на клавишном инструменте. С образом мечтательных «томных» дам, прабабушек героини, связано упоминание о кудрях, склонившихся к рукоделию. Этот образ построен по принципам синекдохи. Картина, включающая разнообразные детали, в глазах героини становится «знаком породы», образцом гармоничного существования.

В зачине заявлен мотив исчезновения и разрушения, придающий лирическому повествованию элегическое звучание. Старинные постройки сравниваются с «дворцами ледяными». Сказочный контекст призван подчеркнуть мысль о ненадежности, иллюзорности: появление и исчезновение великолепных зданий, возникающих по велению волшебства, происходит внезапно и мгновенно.

Антитезу уходящей прекрасной старине составляет дисгармоничное настоящее, выражением которого выступают современные безликие и «грузные» архитектурные коробки. Не скрывая своей неприязни, субъект речи именует новостройки «уродами» и сравнивает их со сторожами, угрожающими гибелью милым домикам. Вопросительные интонации, организующие перечисление вещных примет прежней жизни, подчеркивают растерянность, тревогу и боль субъекта речи. Вместе с исчезновением исторических кварталов уходит гармония, уступая место враждебной бездушной современности.

Творчество М. Цветаевой трудно вписать в определенные рамки литературных течений. Она всегда одинокая, стоит особняком. Очень характерен для поэтессы конфликт между бытом и бытием. Прекрасным примером служит ее раннее стихотворение «Домики старой Москвы». Она предсказала появление новой неузнаваемой Москвы, которая смела все, что хоть немного напоминало о ее историческом прошлом, а главное - о людях, которые в ней жили и любили.

О творчестве Марины Ивановны

Поэтесса не принадлежит своему времени, даже когда создает конкретные и четкие образы, конкретизируя ситуацию. Она растворяется в стремительно текущем времени других миров. Поток неуловимых, гибких ритмов - вот основные приметы стиха поэтессы. Зрительные образы не главная ее сила, хотя в стихотворении «Домики старой Москвы» мы вполне точно их видим: деревянные, с колоннами, с облупившейся побелкой, с потертыми креслами внутри, с ломберными столиками, с бюро, где хранятся письма на пожелтевшей бумаге. И вспоминается картина В. Поленова «Бабушкин сад».

Стихотворения М. Цветаевой рождаются как бы стихийно, подчиняясь законам речи, а не мелодике, и она условно разбивает их на строфы. Поэтесса сама писала в своих дневниках, что за всем ей виделась тайна, истинная суть вещей. Потому она преображала реальный мир в соответствии с высшими гармониями, которые подчинены божественному промыслу и предназначены для избранных. В русской поэзии нельзя более найти поэта с таким обостренным, совершенно особым восприятием действительности. Окружающий М. Цветаеву мир объединяет материальное, земное и духовное, идеальное, небесное. Ее каждый день вписывается в дальнейшую жизнь, а сама жизнь впадает в вечность. Романтизм ее мироощущения поднимается до вершин реализма.

Ее поэтическая речь была новаторской. В словах М. Цветаевой слышится ее беспокойный дух, который ищет истину, предельную правду. Напряженность чувств и неповторимость таланта М. Цветаевой, человека невероятно трудной судьбы, нашли свое достойное место в отечественной поэзии.

Элегическое настроение

Стихотворение «Домики старой Москвы» написано в 1911 году. Поэтессе было всего лишь девятнадцать лет, но как точно и верно, с какой силой лирической грусти она описала навсегда ходящую эпоху 1870-х годов. В «Домиках» сконцентрировалась элегия тоски по уходящему навеки прошлому, по уже утраченному. Она восхищается еще где-то оставшимися красками дворянской культуры. «Домики старой Москвы» Цветаева окрасила эстетизацией старины. Горечь их закатного угасания слышна в каждой строфе. Она увидела в них подлинное лицо, полное томной и тихой прелести Москвы, противопоставив новому тяжко шествующему прогрессу в виде грузных шестиэтажных уродов, начавших заполонять пространство города.

В элегическом стихотворении «Домики старой Москвы» прочитывается эпитафия милой сердце старине. «Где, - спрашивает она, - расписные потолки, зеркала до потолков?». Почему мы не слышим аккордов клавесина, не видим тяжелых темных штор в цветах? Куда исчезли овальные портреты в золоченых рамах, из которых в упор смотрели прелестные дамы в париках и видные бравые мужчины в армейской форме или со стоячими воротниками в мундирах? Где резные чугунные ворота, которые, казалось, стояли на века, где их вечное украшение - львиные морды? Это и есть тема «Домиков».

Поэтические тропы

Стихотворение «Домики старой Москвы» состоит из шести четверостиший, написанных дактилем. Эпитет «томный» повторяется два раза, заставляя щемить сердце. Другие эпитеты - «ворота вековые», «деревянный забор», «расписные потолки» - рассказывают о былом величии родной старины, которая не утратила красоты и привлекательности. Метафорически передается исчезновение этих домиков. Они исчезают, точно ледяные дворцы, мгновенно, по мановению злого волшебного жезла. Любящее сердце поэтессы нежно обращается к этому мирку, используя уменьшительные суффиксы: не дома, а домики, не переулки, а переулочки. Параллелизмами начинается и заканчивается стихотворение.

Вместо заключения

Поэтесса с юных лет стремилась выразить свои душевные переживания. Она далеко стояла от всех стереотипов. М. Цветаева оставила в нашей поэзии необычайный и своеобразный след, который не вписывается в исторические границы времени.

«Домики старой Москвы» Марина Цветаева

Слава прабабушек томных,
Домики старой Москвы,
Из переулочков скромных
Все исчезаете вы,

Точно дворцы ледяные
По мановенью жезла.
Где потолки расписные,
До потолков зеркала?

Где клавесина аккорды,
Темные шторы в цветах,
Великолепные морды
На вековых воротах,

Кудри, склоненные к пяльцам,
Взгляды портретов в упор…
Странно постукивать пальцем
О деревянный забор!

Домики с знаком породы,
С видом ее сторожей,
Вас заменили уроды, —
Грузные, в шесть этажей.

Домовладельцы — их право!
И погибаете вы,
Томных прабабушек слава,
Домики старой Москвы.

Анализ стихотворения Цветаевой «Домики старой Москвы»

Сложная структура образа дома в раннем цветаевском творчестве имеет конкретный автобиографический источник, указанный в произведении « » Дом детства лирической героини, вместивший в себя радостный «невозвратно-чудный мир», получает торжественную метафорическую характеристику «душа моей души». Московский топоним, дважды упомянутый в стихотворном тексте, вписывает дом в пространство любимого города, священного «нерукотворного града».

В произведении 1911 г. нашла отражение обширная тема родного дома, неотделимого от облика города. Воплощением идеализированного уютного мира московской старины стал обобщенный образ домиков. Они, словно живые существа, играют роль лирического адресата: анализируемый текст открывается обращением к основному образу.

Личные воспоминания детских и юношеских лет лирического «я» определяют особенности изображения домиков. В комплекс последних включен перечень типичных деталей интерьера, характерных для быта зажиточных горожан рубежа XIX-XX вв.: расписные потолки в комнатах, огромные зеркала, портреты предков, темные портьеры, декоративные элементы на кованых воротах. Визуальный ряд дополняется звуковым сопровождением - музыкой, исполняемой на клавишном инструменте. С образом мечтательных «томных» дам, прабабушек героини, связано упоминание о кудрях, склонившихся к рукоделию. Этот образ построен по принципам синекдохи. Картина, включающая разнообразные детали, в глазах героини становится «знаком породы», образцом гармоничного существования.

В зачине заявлен мотив исчезновения и разрушения, придающий лирическому повествованию элегическое звучание. Старинные постройки сравниваются с «дворцами ледяными». Сказочный контекст призван подчеркнуть мысль о ненадежности, иллюзорности: появление и исчезновение великолепных зданий, возникающих по велению волшебства, происходит внезапно и мгновенно.

Антитезу уходящей прекрасной старине составляет дисгармоничное настоящее, выражением которого выступают современные безликие и «грузные» архитектурные коробки. Не скрывая своей неприязни, субъект речи именует новостройки «уродами» и сравнивает их со сторожами, угрожающими гибелью милым домикам. Вопросительные интонации, организующие перечисление вещных примет прежней жизни, подчеркивают растерянность, тревогу и боль субъекта речи. Вместе с исчезновением исторических кварталов уходит гармония, уступая место враждебной бездушной современности.