Прогресс и регресс в общественном развитии философия. Прогресс и регресс

Прогресс - направление развития сложных систем (в том числе социальных), для которого характерен переход от низших, менее совершенных форм к высшим, более совершенным. Казалось бы, прогресс в истории человечества очевиден. Однако с научной точки зрения это утверждения спорно. В настоящее время существуют теории либо отрицающие прогресс, либо сопровождающие его признаки такими оговорками, что понятие прогресса теряет всякое объективное содержание, становится относительным, зависящим от порции того или иного субъекта, от того с точки зрения какой системы ценностей субъектов подходит к пониманию исторического процесса. Основная проблема авторов данных теорий - абсолютизацией какой-либо одной или нескольких детерминант общественного прогресса (например, название техники, или развитие науки, или упадок культуры).

С точки зрения системного подхода в качестве основного критерия прогресса выступает повышение уровня организации системы, что находит свое отражение в такой дифференциации и интеграции элементов и связей, которая повышает степень целостности системы, ее адаптационные возможности, функциональную эффективность и обеспечивает высокий потенциал последующего развития.

Таким образом, прогрессом можно назвать процесс развития системы, при котором:

возрастает число ее подсистем,

усложняется структура системы,

увеличивается число связей между элементами системы,

возрастает набор функций отдельных элементов и подсистем системы.

Это и есть критерии

Критерии прогресса

Идея прогресса начала формироваться много столетий назад. На заре развития человеческой цивилизации обозначились контуры двух направлений в трактовке прогресса – одно, если говорить современным языком, сциентистское, констатирующее, описательное и другое – аксиологическое, ценностное. В первом констатация умственного прогресса была дополнена

в дальнейшем констатацией прогресса в органической природе, в экономике, в технических приспособлениях и т.п.

В отношении общества следует применять, с нашей точки зрения, комплексный критерий прогресса. Фактически каждая сфера общества требует своего специфического критерия, и только в своей совокупности эти критерии способны наиболее полно охарактеризовать ту или иную общественную систему, степень ее прогрессивности по сравнению с другими общественными системами.

Важную роль играет производство, уровень развития производительных сил, степень информатизации общества.

Но производство связано и с отношениями между людьми, с обменом информацией. Производительность труда во многом определяется человеческим элементом производительных сил. Без человека не может осуществляться ни роботизация, ни автоматизация производственных процессов. Подобным же образом, если не в большей мере, производство обусловливается информатизацией и компьютеризацией общества, что тоже тесно связано с человеком, с его физическим и интеллектуальным трудом. Однобоко ориентированная экономика в ущерб развитию человека, его духовных потенций отрицательно влияет на развитие страны. Свободный труд есть характеристика производственных отношений, и степень свободы труда должна приниматься в расчет при характеристике степени совершенства общественной системы.


Социальное развитие идет в конечном итоге в направлении гармонизации интересов общества и интересов индивида. Общество и индивид одновременно могут и должны выступать друг для друга средством и целью. Немецкий философ-просветитель второй половины XVIII века

И.Г. Гердер говорил: “Человечность есть цель человеческой природы”. Не может быть прогрессивной система, подавляющая интересы людей, не позволяющая развернуться их духовным способностям.

Гармоничное развитие индивидов, их способностей к творчеству (что имеет место даже вопреки явлениям отчуждения) наращивает духовный, общекультурный потенциал общества, ведет к ускорению нравственного и культурного прогресса общества.

В философской и религиозно-христианской традиции большое место занимало представление как о нравственном усовершенствовании человека, так и о росте добра, об увеличении счастья

в мире. Американский социолог второй половины XIX – начала XX веков Л.Ф. Уорд писал, что истинный прогресс непременно должен быть направлен к счастью, прогресс состоит в увеличении человеческого счастья, или, с отрицательной стороны, в уменьшении человеческих страданий. Русский философ XX столетия Н.А. Бердяев считал, что сущность общественного прогресса – увеличение добра и уменьшение зла. П.А. Сорокин указывал как на недопустимость игнори-рования счастья, так и на преувеличение его значимости в составе прогресса. Если считать этот принцип единственным, писал он, то социальное развитие будет иметь целью выращивание самодовольных и счастливых свиней; а может быть, им предпочесть страдающих мудрецов? Касаясь безоценочных критериев прогресса (дифференциации и интеграции, принципа экономии и сохранения сил, роста социальной солидарности и др.), П.А. Сорокин показывал, что без принципа счастья они не позволяют уловить реального совершенствования общества; введение же принципа счастья в состав критериев прогресса должно внести поправки, или коррективы, в остальные критерии и дать целостный их синтез.

Итак, одним из критериев общественного прогресса является увеличение в обществе счастья

и добра (т.е. уменьшение страдания и зла).

Мы приходим теперь к общему выводу относительно критериев общественного прогресса. Такими критериями являются:

1) степень информатизации, компьютеризации, электронизации, медиатизации общественной системы;

2) темпы роста производства товаров и средств производства, в том числе компьютеров;

3) темпы роста услуг, в особенности в гуманитарной области (главным образом в здраво-охранении, образовании и социальном обслуживании), а также в профессионально-технической области;

4) степень свободы индивидов, занятых во всех сферах общества;

5) уровень демократизации общественной системы;

6) степень реальных возможностей для всестороннего развития индивидов и для проявления творческих потенций человека;

7) увеличение человеческого счастья и добра.

Удельный вес тех или иных критериев в общем их комплексе неодинаков на разных этапах социального развития по отношению к одной и той же стране: на каких-то этапах на первый план может выступать, допустим, экономический критерий или политический. В настоящее время, как известно, в промышленно развитых странах темпы роста производства все больше оказываются

в зависимости от экологической ситуации; стоит вопрос о пределах роста производства; этот критерий должен все больше уступать место другим критериям (например, при углублении процессов информатизации может встать проблема сдерживания экономического производства).

В любом случае для более прогрессивной общественной системы характерна будет ориентация, прежде всего, на обеспечение человеческого счастья в обществе. Такая ориентация, причинно воздействуя на другие стороны общественного развития (экономическую, политическую в том числе), может дать гармонично развивающуюся систему.

Поскольку в общем комплексе критериев общественного прогресса ведущее место занимает гуманитарный вектор, постольку этот комплекс в целом может быть назван гуманитарным критерием.

В подтверждение правильности такого вывода приведем соображения компетентных специалистов. А.И. Ракитов отмечает, что найти инвариантные ценности, способные послужить, так сказать, транзитивным основанием критерия социально-исторического прогресса, оказывается совсем не простой задачей, ибо такого рода ценности не лежат на поверхности, и, будучи действительно общезначимыми по своему существу, по имплицитной вмонтированности

в историю человечества, могут оказаться не только не общепринятыми, но даже и не вполне осознанными. И все же анализ истории сменяющихся культур и цивилизаций показывает, что такие ценности существуют. И наиболее фундаментальными из них являются свобода и возмож-ность самореализации, или, точнее, свобода как условие такой самореализации. Именно свобода как высшее проявление человечности есть та, быть может, никогда во всей своей абсолютной полноте не достижимая ценность, стремление к которой и возрастание которой составляют подлинное историческое содержание и меру социального прогресса, по отношению к которому технологический, интеллектуальный и экономический прогресс составляет лишь его условия, моменты и предпосылки.

Иначе говоря, можно считать, что гуманитарный критерий есть не только сторона (или вектор) каждого из вышеперечисленных критериев, но и ведущий самостоятельный критерий, по отношению к которому все остальные есть либо его конкретизация, либо условия и предпосылки.

Залогом прогресса, подчеркивают А.В. Иванов, И.В. Фотиева и М.Ю. Шишин, может

и должен стать переход от современной техногенно-потребительской цивилизации (которую авторы справедливо называют “тупиковой”) к духовно-экологической, или ноосферной, цивилизации.

Существо этой цивилизации состоит в том, что научно-технический прогресс, производство материальных товаров и услуг, политические и финансово-экономические интересы должны быть не целью, а всего лишь средством гармонизации отношений между обществом и природой, подспорьем для утверждения высших идеалов человеческого существования: бесконечного познания, всестороннего творческого развития и нравственного совершенствования. В фунда-менте духовно-экологической цивилизации должны будут лежать, по крайней мере, три обще-человеческие ценности: во-первых, признание безусловной значимости и необходимости защиты всех национальных идеалов и святынь, отвечающих только одному условию: они не должны оскорблять идеалы и святыни других культур; во-вторых, постепенный переход антропоцент-ристской морали в природоцентристскую – т.е. взгляд на любые формы естественной природной эволюции (от минералов до биогеоценозов) не столько как на ресурс, сколько как на сокровище, вверенное человеку для сохранения и творческого приумножения; в-третьих, понимание человека как духовно-космического деятеля, имеющего не только безграничные возможности для роста сознания и духа и актуализации резервов своей телесно-физиологической организации, но и несу-щего нравственную ответственность за эволюционные процессы на Земле и в Космосе; человек – это ключевая сила мирового бытия, духовно-материальная сила.

Достижение устойчивого прогресса (на основе информатизации всего общества) будет служить важным, хотя и не единственным средством преодоления основных форм отчуждения (что мы уже рассматривали в специальной главе) и превращения человека из “одномерного” существа во всесторонне (“многомерно”) гармонично развитую творческую Личность. Социальный прогресс и прогнозирование в философии

Современная научно-техническая революция осуществляется в рамках научно-технического прогресса, который в свою очередь выступает стороной общественного прогресса.

Вопросам общественного прогресса уделяли внимание Д. Вико, И.Г. Гердер, А. Тюрго, Ж. Кондорсс, О. Конт, К. Маркс, Ф. Энгельс и др.

Общественный прогресс - это объективная тенденция восходящего развития человечества, выражающаяся в совершенствовании форм человеческой жизни, потребностей, способностей их удовлетворения, в развитии науки, техники, технологии, средств массовой информации, медицины и т.д.

Вопрос о критериях общественного прогресса является дискуссионным. Одни исследователи в качестве критерия общественного прогресса называют уровень развития способа производства, другие в этом качестве выделяют уровень развития производительных сил общества, третьи сводят его к производительности труда. Думается, что можно принять как наиболее представительную точку зрения, согласно которой в качестве критерия общественного прогресса можно принять уровень развития производительных сил, выражающийся в производительности труда.

В философском объяснении общественного процесса издавна боролись две точки зрения - эволюционная и революционная.

Одни философы отдавали предпочтение эволюционному развитию общества, а другие усматривали большую привлекательность в революционных изменениях общественной жизни. Очевидно следует обдуманно относиться к путям и средствам общественного прогресса. Протекание последнего не исключает сочетания революционных и эволюционных преобразований общественной жизни. При проведении прогрессивных преобразований и реформ следует ориентироваться на то, чтобы их осуществление оборачивалось не упадком экономики, снижением уровня развития производительных сил и сокращением производительности труда, а, наоборот, увеличением экономического богатства общества на основе повышения уровня развития производительных сил и производительности труда.

Предвосхищение будущего в разных формах всегда играло важную роль в жизни общества. Значение предвидения особенно возрастало в переломные эпохи истории, в период острых социальных конфликтов. Это особенно характерно для современной эпохи, когда становится очевидным, что и отдаленное, и ближайшее будущее человечества будет радикально отличаться от его настоящего и недавнего прошлого.

Предвидение - это знание о будущем, т.е. о том, чего еще нет в действительности, но что потенциально содержится в настоящем в виде объективных и субъективных предпосылок ожидаемого хода развития. Научное предвидение и социальное прогнозирование должны содержать в себе ответ не только на вопрос о том, что может совершиться в будущем, но также и ответы на такие вопросы, когда этого следует ожидать, какие формы будущее обретет и какова мера вероятности данного прогноза.

Различают три основных способа социального прогнозирования:

экстраполяция;

моделирование;

экспертиза.

Наиболее надежный метод социального прогнозирования - экспертиза. Любой социальный прогноз сочетает в себе научное и идеологическое назначения. Выделяют четыре вида прогнозов: поисковый; нормативный; аналитический; прогноз-предостережение. Предвосхищение будущего - междисциплинарное исследование, и оно плодотворно только в процессе интеграции гуманитарного, естественно-научного и технического знания.

Общественный прогресс - движение общества от простых и отсталых форм к более совершенным и сложным.

Противоположное понятие - регресс - возврат общества к уже отжившим, отсталым формам.

Поскольку прогресс предполагает оценку изменений в обществе как позитивных или негативных, он может пониматься различными исследователями по-разному, в зависимости от критериев прогресса. В качестве таковых выделяют:

    развитие производительных сил;

    развитие науки и технологии;

    увеличение свободы людей;

    совершенствование человеческого разума;

    нравственное развитие.

Поскольку указанные критерии не соответствуют, а зачастую, и противоречат друг другу, проявляется неоднозначность обществен­ного прогресса: прогресс в одних сферах жизни общества может приво­дить к регрессу в других.

Помимо этого прогресс имеет такую черту как противоречивость: любое прогрессивное открытие человечества может обернуться против него самого. Например, открытие ядерной энергии привело к созданию ядерной бомбы.

П рогресс в обществе может осуществляться различными путями:

I .

1) революция - насильственный переход общества от одной общественно-политического строя к другому, затрагивающий боль­шинство сфер жизни.

Признаки революции:

    коренное изменение существующего строя;

    затрагивает все сферы общественной жизни резкое;

    скачкообразное изменение.

2) реформа - проводимые властью постепенные, преемственные преобразования отдельных сфер.

Выделяют два вида реформ: прогрессивные (полезные для общества) и регрессивные (имеющие отрицательное влияние).

Признаки реформы:

    плавное изменение, не затрагивающее основ;

    затрагивает, как правило, только одну сферу общества.

II .

1) революция - резкие, скачкообразные, непредсказуемые измене­ния, ведущие к качественному преобразованию.

2) эволюция - постепенные, плавные преобразования, носящие пре­имущественно количественный характер.

1.17. Многовариантность развития общества

Общество - настолько сложное и многостороннее явление, что не­возможно однозначно описать и предсказать его развитие. Однако в обществознании сложились несколько типов классификации развития обществ.

I. Классификация общества по основному фактору производства.

1. Традиционное (аграрное, доиндустриальное) общество. Основ­ной фактор производства - земля. Основной продукт производится в сельском хозяйстве, доминируют экстенсивные технологии, широ­ко распространено внеэкономическое принуждение, неразвитость тех­нологии. Социальная структура неизменная, социальная мобильность практически отсутствует. Религиозное сознание определяет все сферы жизни общества.

2. Индустриальное (промышленное) общество. Основной фактор производства - капитал. Переход от ручного труда к машинному, от традиционного общества к индустриальному - промышленная револю­ция. Доминирует массовое промышленное производство. Развиваются науки и технологии, и они совершенствуют промышленность. Меняется социальная структура и появляется возможность изменения социально­го статуса. Религия отходит на второй план, происходит индивидуали­зация сознания, и утверждается прагматизм и утилитаризм.

3. Постиндустриальное (информационное) общество. Основной фактор производства - знания, информация. Доминирует сфера услуг и мелкосерийное производство. Экономический рост определяется ро­стом потребления («общество потребления»). Высокая социальная мобильность, определяющим в социальной структуре является средний класс. Политический плюрализм, демократические ценности и значи­мость человеческой личности. Значимость духовных ценностей.

ПРОГРЕСС И РЕГРЕСС (лат. ргоgressus - движение вперед и regressus - возвращение) - наиболее общие, противоположные по своим характеристикам, разнонаправленные и вместе с тем неотделимые друг от друга, диалектически взаимосвязанные тенденции развития. П.- тип (направление) развития сложных систем, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному в отличие от Р. как движения вспять, назад (от более высоких и совершенных форм к низшим и менее совершенным). Первоначально понятия П. и р. применялись почти исключительно в рамках философского осмысления проблемы направленности общественного развития и носили сильно выраженный отпечаток человеческих ориентаций и предпочтений (мера реализации в общественной жизни различных исторических эпох идеалов равенства, социальной справедливости, свободы, человеческого достоинства и т. д.). Начиная с середины 19 в. понятия П. и р. постепенно наполняются объективным научно-теоретическим содержанием (наиболее значительный вклад в это внесла концепция материалистического понимания истории, созданная Марксом и Энгельсом) и одновременно универсализируются, распространяясь на сферу живой и (в меньшей степени) неживой материи (под воздействием развития комплекса биологических наук, кибернетики, теории систем и др.). Соответственно в качестве важнейшего универсального объективного критерия П. рассматривается повышение уровня организации материи. Если в процессе развития возрастает число элементов и подсистем, усложняются объединяющие их структуры, увеличивается число связей и взаимодействий, а также возрастает набор функций, т. е. действий и процедур, выполняемых этими элементами и подсистемами, обеспечивая тем самым большую устойчивость, приспособляемость, жизнеспособность и возможность дальнейшего развития, то такой процесс представляет собой П. Если же в результате развития, напротив, уменьшается набор полезных для системы функций, распадаются существовавшие ранее структуры, уменьшается число подсистем, элементов и связей, обеспечивающих существование, устойчивость и жизнедеятельность данной системы, то такой процесс называется Р. О П. и р. можно говорить, имея в виду характер (направленность) изменения либо системы в целом, либо отдельных элементов (подсистем). При этом прогрессивное развитие системы в целом не означает, что такая же направленность изменений присуща всем ее подсистемам; и наоборот, изменение в прогрессивном направлении к.-л. подсистемы автоматически не влечет за собой П. системы в целом. Так, прогрессивное развитие (усложнение) организма в целом не исключает противоположно направленного процесса упрощения, деградации отдельных его функций или органов. П. и р.- диалектические противоположности; развитие невозможно понять как только П. или только Р. В эволюции живых организмов и развитии общества сочетаются и сложно взаимодействуют прогрессивные и регрессивные тенденции. Причем взаимосвязь этих тенденций в живой материи и в обществе не исчерпывается связями чередования или цикличности (когда процессы развития мыслятся по аналогии с ростом, расцветом и последующим увяданием, старением живых организмов). Будучи диалектически противоположными, П. и р. связаны между собой неразрывно, включены друг в друга. «...Каждый прогресс в органическом развитии,- отмечал Энгельс,- является вместе с тем и регрессом, ибо он закрепляет одностороннее развитие и исключает возможность развития во многих других направлениях» (Т. 20. С. 621). Диалектическое соотношение П. и р. проявляется и в объективной многонаправленности процессов развития природных и социальных явлений; они включают в себя не только П., но и р., и одноплоскостные, и круговые изменения; прогрессивное развитие - лишь одно из возможных (и реально осуществляющихся) направлений развития сложных системных объектов. Понятия П. и р.- интегральные характеристики сложных развивающихся систем, и потому нельзя судить о направленности их изменений по отдельным изолированным показателям. Это особенно важно применительно к анализу особенностей П. социальных систем. Здесь необходимо учитывать не какие-то изолированно взятые черты, а весь комплекс показателей экономической, социальной, политической, духовной жизни общества и такую интегральную характеристику их взаимосвязи, как обеспечиваемая ими степень жизнеспособности, перспективности той или иной социальной структуры. Понятие П. применительно к обществу несет в себе идею единства исторического процесса, преемственности, сохранения и приумножения высших достижений материальной и духовной культуры человечества, всех его гуманистических ценностей. Суть общественного П., его цель - человек, его освобождение, расширение возможностей разностороннего и гармоничного развития. 

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 365-367.

Общественный прогресс рассматривается в школьном курсе многопланово, появляется возможность увидеть противоречивость процесса. Общество развивается неравномерно, меняет позиции, как человек. Важно выбрать тот путь, который приведет к улучшению условий жизни и сохранению планеты.

Проблема прогрессивного движения

С древних времен ученые пытались определить пути развития обществ. Одни находили сходство с природой: времена года. Другие выявляли цикличность в виде подъемов и падений. Круговорот событий не позволял дать точные указания, как и куда двигаться народам. Возникла научная проблема. Основные направления заложены в понимании двух терминов :

  • Прогресс;
  • Регресс.

Мыслитель и поэт Древней Греции Гесиод разделили историю человечества на 5 эпох :

  • Золотой;
  • Серебряный;
  • Медный;
  • Бронзовый;
  • Железный.

Поднимаясь вверх от века к веку, человек должен был становиться все лучше, но история доказала обратное. Теория ученого дала сбой. Железный век, в который жил сам ученый, не стал толчком для развития нравственности. Демокрит делили историю на три группы :

  • Прошедшее;
  • Настоящее;
  • Будущее.

Переход от одного периода к другому должно показать рост и улучшение, но и такой подход не стал истинным.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Платон и Аристотель представляли историю как процесс движения по циклам с повторяющимися стадиями.

Ученые исходили из понимания прогресса. По обществознанию понятие общественного прогресса - это движение вперед. Регресс - антоним, противопоставление первому понятию. Регресс - движение от высшему к низшему, деградация.

Прогресс и регресс характеризуются движением, непрерывность его доказана. Но движение может идти вверх - к лучшему, вниз - к возврату к прежним формам жизни.

Противоречия научных теорий

Гесиод рассуждал исходя из того, что человечество развивается, извлекая уроки прошлого. Противоречивость общественного процесса опровергло его рассуждения. В последнем веке среди людей должны были сформироваться отношения высокой нравственности. Гесиод отметил разложение нравственных ценностей, люди начинали проповедовать зло, насилие, войны. Ученый выдвинул идею регрессивного развития истории. Человек, по его мнению, не может изменить ход истории, он пешка и не играет в трагедии планеты роли.

Прогресс стал основой теории философа Франции А. Р. Тюрго. Он предлагал рассматривать историю как постоянное движение вперед. Доказывал, предлагая свойства человеческого разума. Человек постоянно достигает успехов, сознательно улучшает свою жизнь, условия существования. Сторонники прогрессивного пути развития:

  • Ж. А. Кондорсе;
  • Г. Гегель.

Поддержал их веру и Карл Маркс. Он считал, что человечество проникает в природу и, изучая ее возможности, самосовершенствуется.

Представить историю в виде линии, поднимающейся вперед, не получится. Это будет кривая или ломаная линия: взлеты и падения, скачки и спады.

Критерии прогресса общественного развития

Критерии - это основа, обстоятельства, которые приводят к развитию или стабилизации определенных процессов. Критерии общественного прогресса прошли через разные подходы.

Таблица помогает разобраться во взглядах на тенденции развития общества ученых разных эпох:

Ученые

Критерии прогресса

А. Кондорсе

Разум человека развивается, меняя само общество. Проявления его ума в различных сферах дают возможность человечеству двигаться вперед.

Утописты

Прогресс строится на братстве людей. Коллектив обретает цель совместного движения к созданию лучших условий сосуществования.

Ф. Шеллинг

Человек постепенно стремиться к созданию правовых основ устройства общества.

Г. Гегель

Прогресс строится на осознании человеком свободы.

Современные подходы философов

Типы критериев:

Развитие производительных сил разного характера: внутри общества, внутри человека.

Человечность: качество личности воспринимается все более правильно, к нему стремиться общество и каждый человек, оно является двигателем прогресса.

Примеры прогрессивного развития

К примерам движения вперед можно отнести следующие общественные явления и процессы :

  • экономический рост;
  • открытие новых научных теорий;
  • развитие и модернизация технических средств;
  • открытие новых видов энергии: ядерная, атомная;
  • рост городов, улучшающих условия жизни человека.

Примеры прогресса - это развитие медицины, увеличение видов и мощностей средств связи между людьми, уход в прошлое таких понятий как рабство.

Примеры регресса

Общество движется по пути регресса, какие явления ученые относят к движению назад:

  • Проблемы экологического плана: ущерб природе, загрязнение окружающей среды, гибель Аральского моря.
  • Совершенствование видов оружия, которое приводит к массовой гибели человечества.
  • Создание и распространение по планете атомного оружия, приводящего к гибели огромного количества людей.
  • Увеличение количества аварий производств, опасных для людей находящихся на территории их расположения (ядерные реакторы, атомные станции).
  • Загрязненность воздуха крупных населенных пунктов.

Закон, определяющий признаки регресса, учеными не установлен. Каждое общество развивается по-своему. Законы, принятые в одних государствах, неприемлемы для других. Причина - индивидуальность одного человека и целых народностей. Определяющей силой движения истории является человек, а его сложно вместить в рамки, дать определенный план, по которому он идет в жизни.

Что мы узнали?

Тема «Общественный прогресс» раскрывает особенности развития разных стран. Помогает разобраться, по каким законам движется история и человек как ее составляющее. Подходы ученых менялись вместе с течением истории. Найти закон развития конкретного общества, его будущего, не смог ни один историк.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 193.

от лат. движение вперед и движение в обратную сторону) - понятия для выражения противоположных форм развития. Прогресс - тип (форма), направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. О прогрессе можно говорить применительно к системе в целом, к отдельным ее элементам, к структуре и др. параметрам развивающегося объекта. Регресс - переход от более высоких форм развития к низшим, движение назад, к старым, изжившим себя формам, застой, изменение к худшему.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПРОГРЕСС И РЕГРЕСС

лат. progressus - движение вперед и regressus - возвращение) - наиболее общие, противоположные по своим характеристикам, разнонаправленные и вместе с тем неотделимые друг от друга, диалектически взаимосвязанные тенденции развития. П.- тип (направление) развития сложных систем, для к-рого характерен переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному в отличие от Р. как движения вспять, назад (от более высоких и совершенных форм к низшим и менее совершенным). Первоначально понятия П. и р. применялись почти исключительно в рамках философского осмысления проблемы направленности общественного развития и носили сильно выраженный отпечаток человеческих ориентации и предпочтений (мера реализации в общественной жизни различных исторических эпох идеалов равенства, социальной справедливости, свободы, человеческого достоинства и т. д.). Начиная с середины 19 в. понятия П. и р. постепенно наполняются объективным научно-теоретическим содержанием (наиболее значительный вклад в это внесла концепция материалистического понимания истории, созданная Марксом и Энгельсом) и одновременно универсализируются, распространяясь на сферу живой и (в меньшей степени) неживой материи (под воздействием развития комплекса биологических наук, кибернетики, теории систем и др.). Соответственно в качестве важнейшего универсального объективного критерия П. рассматривается повышение уровня организации материи. Если в процессе развития возрастает число элементов и подсистем, усложняются объединяющие их структуры, увеличивается число связей и взаимодействий, а также возрастает набор функций, т. е. действий и процедур, выполняемых этими элементами и подсистемами, обеспечивая тем самым большую устойчивость, приспособляемость, жизнеспособность и возможность дальнейшего развития, то такой процесс представляет собой П. Если же в результате развития, напротив, уменьшается набор полезных для системы функций, распадаются существовавшие ранее структуры, уменьшается число подсистем, элементов и связей, обеспечивающих существование, устойчивость и жизнедеятельность данной системы, то такой процесс называется Р. О П. и р. можно говорить, имея в виду характер (направленность) изменения либо системы в целом, либо отдельных элементов (подсистем). При этом прогрессивное развитие системы в целом не означает, что такая же направленность изменений присуща всем ее подсистемам; и наоборот, изменение в прогрессивном направлении к.-л. подсистемы автоматически не влечет за собой П. системы в целом. Так, прогрессивное развитие (усложнение) организма в целом не исключает противоположно направленного процесса упрощения, деградации отдельных его функций или органов. П. и р.- диалектические противоположности; развитие невозможно понять как только П. или только Р. В эволюции живых организмов и развитии об-ва сочетаются и сложно взаимодействуют прогрессивные и регрессивные тенденции. Причем взаимосвязь этих тенденций в живой материи и в об-ве не исчерпывается связями чередования или цикличности (когда процессы развития мыслятся по аналогии с ростом, расцветом и последующим увяданием, старением живых организмов). Будучи диалектически противоположными, П. и р. связаны между собой неразрывно, включены друг в друга. “...Каждый прогресс в органическом развитии,- отмечал Энгельс,- является вместе с тем и регрессом, ибо он закрепляет одностороннее развитие и исключает возможность развития во многих других направлениях” (Т. 20. С. 621). Диалектическое соотношение П. и р. проявляется и в объективной многонаправленности процессов развития природных и социальных явлений; они включают в себя не только П., но и р., и одноплоскостные, и круговые изменения; прогрессивное развитие - лишь одно из возможных (и реально осуществляющихся) направлений развития сложных системных объектов. Понятия П. и р.- интегральные характеристики сложных развивающихся систем, и потому нельзя судить о направленности их изменений по отдельным изолированным показателям. Это особенно важно применительно к анализу особенностей П. социальных систем. Здесь необходимо учитывать не какие-то изолированно взятые черты, а весь комплекс показателей экономической, социальной, политической, духовной жизни об-ва и такую интегральную характеристику их взаимосвязи, как обеспечиваемая ими степень жизнеспособности, перспективности той или иной социальной структуры. Понятие П. применительно к об-ву несет в себе идею единства исторического процесса, преемственности, сохранения и приумножения высших достижений материальной и духовной культуры человечества, всех его гуманистических ценностей. Суть общественного П., его цель - человек, его освобождение, расширение возможностей разностороннего и гармоничного развития.