Эриксон 8 стадий развития личности. Восемь стадий развития по эриксону

8 стадий развития личности

Теория возрастного развития известного американского психоаналитика Эрика Эриксона

Этот раздел, как и большинство предыдущих, появился в результате переписки с читателями. Если Вы обратили внимание, в различных форумах и конференциях часто встречаются вопросы - когда, в каком возрасте следует приучать ребенка к дисциплине, до какого возраста можно баловать его и уступать его требованиям, почему у вчера еще жизнерадостного и добродушного малыша появляются приступы агрессии и как себя вести в этом случае? Мы иногда предъявляем к малышу требования как ко взрослому, а иногда прощаем вещи, для его возраста уже вполне преодолимые. И то, и другое в какой-то момент становится вредно для него же самого. На этот счет в различных источниках можно найти самые разные советы, часто противоречащие друг другу. На что же опереться в этом море информации?

Мне, например, в свое время очень помогли работы американского психоаналитика Эрика Эриксона, создавшего теорию о возрастных фазах психо-социального развития, а проще говоря, о том, какие основные качества личности в каком возрасте и в какой последовательности формируются, какие возрастные кризисы и этапы проходит человек и чему он должен научиться на каждом этапе, чтобы стать полноценной самостоятельной личностью. Соответственно, мне стало намного понятнее, на что именно обращать внимание в каждом возрасте, каких изменений ждать в ближайшем будущем, какие качества требуют особенной поддержки в данный момент, а что можно спокойно отложить на потом, не предъявляя к ребенку завышенных требований.

Вообще-то, теорий возрастного развития существует немало, и некоторым из них я пыталась следовать до знакомства с теорией Эриксона, но как-то они мне не запомнились. А после знакомства с ней другие теории мне пока не понадобились, она до сих пор служит мне верным ориентиром и позволяет с большим пониманием планировать наши действия в отношении ребенка.

Знаю, что сейчас многие родители стараются, по возможности, воспитывать детей в домашних условиях, без излишнего давления, но судя по письмам, у некоторых еще много нерешенных вопросов. Может быть, теория Эриксона сможет кому-то помочь.

После ссылок на собственно тексты Эриксона идут комментарии психотерапевтов, описывающих симптомы, проявляющиеся у взрослых. (Мои комментарии будут выделены скобками и наклонным шрифтом).

8 стадий развития личности по Э.Эриксону

Cуществует несколько подходов к возрастному развитию, однако психологическая теория Эрика Эриксона предлагает наиболее целостный подход к росту и развитию человека, включая в себя как поведенческий, так и социальный, духовный и соматический компоненты.

Эриксоновская модель представляет зрелость как серию из 8 стадий, включающих кризисы развития, которые должны быть успешно разрешены. На каждой из этих 8 стадий существует широкий круг возможных решений, от наиболее оптимальных до наиболее патологических, и чем успешнее будет пройден каждый этап, тем легче идет последующее развитие. Конечно, решение проблем одного этапа не защищает человека от возникновения проблем следующих стадий, но полученные навыки позволяют ему успешно справляться с уже освоенными ситуациями и сосредоточить все силы на решении проблем нового этапа. Если задачи какого-то возрастного этапа не решены, то в дальнейшем человек чувствует себя в соответсвующих ситуациях неуверенно, и при проявлении новых задач накапливается ощущение неуспеха, беспомощности, формируется комплекс "неудачника".

Стадия 1. Базовое чувство доверия - недоверия. От рождения до 18 месяцев

В течение первого года жизни индивид сталкивается с первым развивающим кризисом, кризисом доверия - недоверия. Беспомощный младенец полностью зависит от других, тех, кто будет удовлетворять его потребности, и, соответственно, должен быть прикреплен или привязан к кому-то. Базовое чувство доверия развивается, когда младенец учится полагаться на тех близких людей, которые о нем заботятся, при удовлетворении основных потребностей, в первую очередь, в еде, контактах и движении. Он также обнаруживает, что эти люди могут дать ему внимание и любовь. С течением времени, когда он научается хватать игрушку, садиться или ползать, у него появляется доверие к собственному телу. Весь этот опыт формирует у ребенка представление о том, что мир последователен и предсказуем.

Первое социальное достижение - это доверие к людям, которые о тебе заботятся, даже когда они находятся вне поля твоего зрения. До 6 месяцев ребенок привязывается к любому, с 6 до 18 месяцев ребенок привязывается к наиболее значимым то есть к тем, кто о нем заботится. Потери в течение этого периода только способствуют развитию.

Здесь я вижу сразу несколько практических следствий:

Первое - почему так важно присутствие матери в этот период - это к вопросу, в каком возрасте ребенка маме лучше выходить на работу. Безусловно, самое большое доверие и привязанность ребенок испытывает именно к матери, и лучше, чтобы весь этот период он мог общаться с ней столько, сколько ему необходимо - это формирует у него доверие к миру вообще, абсолютно необходимое качество для полноценной счастливой жизни.

Второе - Тем не менее, не следует впадать в другую крайность - не подпускать к ребенку никого, кроме родителей. Наоборот, именно в этом возрасте ребенку полезно сначала в присутствии матери, а потом на короткие промежутки времени оставаться с бабушками, няней, другими близкими людьми, чтобы он знал, что не только мать, но и другие люди могут позаботиться о нем и удовлетворить его потребности - так формируется доверие к людям.

Третье - Если уж матери все же просто необходимо выйти на работу, то лучше сделать это до достижения ребенком полугода - тогда он сумеет привязаться к другому человеку, который будет за ним ухаживать в течение дня, и перенесет это менее болезненно, чем если он сначала привыкнет к материнской заботе, а потом попадет в другие руки. Кстати, из медицинских источников известно, что разрыв близких отношений между 2-мя и 4-мя годами оставляет травмирующий след на всю жизнь и позже может приводить к психосоматическим и нервным заболеваниям, поэтому, подбирая няню к малышу, хорошо бы планировать так, чтобы этот человек в дальнейшем мог заботиться о ребенке до 4-5 лет.

Ну, и четвертое - в описании первого этапа я вижу полное противоречие с призывами с первых же дней жесткими мерами приучить ребенка к режиму. Помните, у Спока описан метод отучения ребенка от плача при укладывании спать - пару раз потерпеть 1-2 часа, пусть поплачет-поорет, а там устанет и сам заснет. Да, наверное, заснет. Но если бы Вы видели, какой ужас и обида на родителей отпечатывается при этом в подсознании, и всплывает позже и в 30, и в 40, и в 70 лет, сколько неуверенности в себе, неудач, испорченных отношений с родителями и детьми вытекает из одного-двух таких случаев - Вы бы никогда так не поступили. Причем, вспоминая свои ощущения в тот момент, взрослые люди часто отмечают, что они каким-то образом могли отличить ситуацию, когда матери действительно не было поблизости и тогда их самым сильным чувством был страх, от случаев, когда мать была рядом, но из каких-либо "воспитательных" соображений не подходила к ребенку. Здесь к страху добавлялось такое острое чувство растерянности и непонимания, полной беззащитности даже в присутствии родителей, что ощущалось как гораздо более травмирующее состояние, и часто приводило к ранней потере контакта с родителями и ощущению глубокого недоверия к миру и к своей состоятельности в нем.

То же самое относится и к кормлению по часам - зачем мучить и себя и ребенка, опыт показывает обратное - если в течение первых недель ребенок получает пищу тогда, когда ему хочется, уже через 2-3 недели он сам переходит в комфортный режим, с более длинным ночным сном. Причем быстрее это происходит у детей, которые ночью спят рядом с матерью, так как существующая между ними связь успокаивающе действует на ребенка и стимулирует выработку полноценного количества молока у матери

Терапевтическое замечание: "Когда нельзя полагаться на тех людей, которые о тебе заботятся, у ребенка возникает глубокое чувство недоверия. Мир кажется опасным, враждебным, непредсказуемым. Таким образом ребенок постоянно должен быть настороже и контролировать ситуацию. Он верит, "что если я контролирую все, тогда никто не сможет поймать менй в тот момент, когда я буду не начеку и причинить мне боль" (Bradshaw, 1990). Понаблюдайте за людьми, которые стремятся взаимодействовать скорее через интеллект, чем через чувства. Это те, кто обычно приходит на терапию и говорит о пустоте, кто редко осознает, что у них нет контакта со своим собственным телом, кто предъявляет страх как главный фактор изоляции и погруженности в себя, кто чувствует себя испуганным ребенком во взрослом мире, кто боится своих собственных импульсов и кто обнаруживает сильную потребность в том, чтобы контролировать себя и других.

Задача этой стадии: выработать баланс между доверием и недоверием, научиться различать ситуации и людей, которым можно довериться полностью, от обстоятельств, в которых нужно проявить осторожность.

Вопрос, на который отвечают: Надежен ли мир?

Cтадия 2. Автономность- стыд, сомнение. От 18 до 36 месяцеву

Когда ребенок начинает доверять своему миру, он стремится отделиться от своих попечителей и "встать на ноги". Это сопровождается заявлениями "нет" ребенка как фактом его отдельности и обнаружением его автономности. Если заботящиеся о нем люди поддерживают здоровый баланс ограниченного и дозволенного, который защищает ребенка от опасного опыта и усиливает автономию, тогда у ребенка развивается здоровое воображение, способность сдерживать себя, способность уступать своему телу, эмоциям и сексуальности.

Если окружающие ребенка люди проявляют нетерпение и в спешке стремятся выполнить за ребенка действия, которые он уже способен сделать сам, то у ребенка развиваются стыдливость и нерешительность. Если родители (бабушки, няни, воспитатели) постоянно ругают малыша за его "промахи", у ребенка закрепляется чувство стыда и неуверенности в своих способностях.

Терапевтическое замечание: Если заботящиеся люди не ставят ограничений, ребенок может сверхманипулировать собой, чтобы избежать стыда и неудачи. Вместо того, чтобы попытаться понять многие вещи, которые необходимо преодолеть в мире, ребенок учится быть дисциплинированным, сдержанным и, во взрослом возрасте, руководствоваться "буквой, а не духом". Понаблюдайте за теми людьми, которые не чувствуют себя, отрицают свои потребности, с трудом выражают свои чувства, испытывают большой страх быть покинутыми, демонстрируют заботливое поведение, обременяя других.

(По-моим наблюдениям, действительно именно к этому возрасту уходят корни проблем у людей, страдающих от неуверенности в себе и испытывающих постоянное, часто беспричинное, чувство подавленности и зависимости. С этой проблемой довольно сложно бывает работать, так как из-за постоянного чувства стыда ко взрослому состоянию накапливается много событий с отрицательными эмоциями, а в силу неуверенности человек часто ограничивает, одергивает себя, не позволяя себе сделать что-то значительное и получить от этого удовольствие. Поэтому при поиске положительных, ресурсных состояний получается, что их не так много, и почти все они имеют уже "привкус" стыда и неуверенности.

Из положительных моментов - некоторые родители отмечают, что дети в этом возрасте становятся намного спокойнее после посещения групп Монтессори. Действительно, согласно этой методике, детям предоставляются постоянно обновляющиеся специально подобранные для их возраста материалы для развития моторных и психических способностей, обеспечивается необходимая помощь, но при этом приветствуется самостоятельность и отсутствует сверхконтроль и излишние ограничения.

В отсутствие такого постоянного освоения навыков ребенку становится скучно, и это может привести к капризному и агрессивному поведению, с виду беспричинному, что также часто отмечается в письмах родителей детей чуть старше года.

Кстати, хочу сказать об условности указанных сроков - Эрик Эриксон сам всегда подчеркивал, что возможны вариации в темпах и интенсивности возникновения тех или иных возрастных проблем, но последовательность при этом сохраняется. Известно, что дети, с которыми занимались ранним плаванием, динамической гимнастикой, или просто занимались больше среднего (тем более американского уровня) развиваются быстрее, соответственно, и потребность в самостоятельности у них возникает раньше. Разумеется, самостоятельность нужно поощрять с самого начала, но не нужно забывать, что это еще не отменяет задач первого этапа - при всей самостоятельности как минимум до полутора лет дети очень нуждаются в защищенности и в достаточном общении с матерью.)

Задача данной стадии: выработать баланс между ограниченным и дозволенным, получить навыки самостоятельности и самоконтроля.

Вопрос, на который отвечают: Я - о"kей?

Cтадия 3. Инициатива (предприимчивость) - вина. От 3 до 5 лет

После развития чувства автономности ребенок начинает исследовать свой собственный мир и действовать в нем. Он наблюдает за действиями взрослых, имитирует их и может заниматься воображаемыми играми в течение нескольких часов. Кризис развития состоит в том, как удовлетворять собственные желания настолько широко, насколько это возможно без переживания чувства вины.

Это такой период времени, когда появляется совесть. В поведении ребенок руководствуется своим собственным пониманием того, что хорошо и что плохо. В какие-то периоды он может быть жестоким и бескомпромиссным, если это никак не сдерживается соответствующим родительским руководством. Например, на этой стадии часто появляется ревнивая ярость против вторгающихся в мир ребенка братьев и сестер. Ребенок учится сдерживать ярость и контролировать импульсы, в этих попытках в рудиментарной форме проявляется моральная и социальная ответственность.

На этой стадии ребенок идентифицируется с человеком своего пола, который о нем заботится, и пытается "ухаживать" за людьми противоположного пола. Когда заботящийся о нем человек противоположного пола отвечает соответственно, тогда ребенок научается, что не может "иметь" выбранного попечителя и психологически свободен рассматривать других партнеров в дальнейшей жизни.

Терапевтическое замечание: "В дисфункциональных семьях для ребенка очень важно развить здоровое чувство совести или здоровое чувство вины. Они не могут почувствовать, что они могут жить так, как они хотят; вместо этого у них развивается отравляющее чувство вины... Оно говорит вам, что вы ответственны за чувства и поведение других людей" (Bradshaw, 1990). Понаблюдайте за теми, кто демонстрирует ригидное, педантичное поведение, кто не способен придумывать и составлять задания, кто боится попробовать что-то новое, кому не хватает чувства решительности и целеустремленности в своей жизни.

(Приведу несколько часто встречающихся реплик родителей, "отпечатавшиеся" в подсознании в этом возрасте: "Тебе нельзя, ты еще маленький!", "Не трогай!", "Не смей!", "Не лезь, куда не следует!", "У тебя все равно не получится...", "Давай лучше я сделаю", "Опять ты напакостил!", "Ай-яй-яй, опять ты...(здесь могут быть разные варианты, но общий смысл - сделал что-то не так, ты не справился", "Смотри, как мама из-за тебя расстроилась!" и т.д.).

Задача данной стадии:

Вопрос, на который отвечают: Как много я могу сделать?

Замечания: В течение первых трех развивающих стадий формируется Я-концепция ребенка. Это означает, что ребенок сопоставляет и определяет свой статус согласно трем основным звеньям:

Могу ли я любить и любим ли я?

Могу ли я управлять обстоятельствами моего поведения?

Есть ли у меня навыки и умения делать то, что мне необходимо делать в этом мире?

Стадия 4. Трудолюбие - неполноценность. От 6 до 11лет

В школьные годы новый биологический ритм ребенка дает начало обучению дальнейшим умениям, необходимым для выживания. Построив на ранних стадиях "ego" чувства доверия и надежды, автономности и "силы желания", инициативности и целеустремленности, ребенок теперь должен научиться всему, что может подготовить его к взрослой жизни. Наиболее важные умения, которые он должен приобрести - это следующие аспекты социализации: кооперация, взаимозависимость и здоровое чувство соревнования. Однако на этой стадии у ребенка может развиться чувство неполноценности, если ожидается слишком много или слишком мало.

У ребенка появляется понятие системы, интерес к устройству вещей, развивается способность к дедукции, коллективным играм, последовательным занятиям.

Школа играет несомненно важную роль, помогая ребенку развить чувство трудолюбия и достижения, тем самым, подтверждая чувство "Я" и чувство личностной силы. Когда ребенок чувствует себя компетентным, он может быть трудолюбивым и создавать для себя место в этом мире.

Если ребенка поощряют мастерить, рукодельничать, готовить, разрешают довести начатое дело до конца, хвалят за результаты, тогда у него формируется чувство компетентности, "умелости", уверенность в том, что он может освоить новое дело, развиваются способности к техническому творчеству.

Если же родители или учителя видят в трудовой деятельности ребенка одно баловство и помеху для "серьезных занятий", есть опасность выработки у него чувства неполноценности и неадекватности.

В это время ребенок привыкает к систематическому обучению, учится завоевывать признание, занимаясь полезным и нужным делом.

Терапевтическое замечание: Обратите внимание на людей, которые нетерпимы или боятся сделать ошибки, им не хватает социальных умений, они чувствуют себя некомфортно в социальных ситуациях. Эти люди чрезмерно стремятся к соревнованию, борются с промедлением, демонстрируют чувство неполноценности, слишком критичны к другим и постоянно сравнивают себя с другими.

Вопрос, на который отвечают: Способен ли я?

Стадия 5. Идентичность - ролевой беспорядок. От 11 до 18 лет

Переход от детства к взрослому состоянию вызывает как физиологические, так и психологические изменения. Психологические изменения проявляются как внутренняя борьба между стремлением к независимости, с одной стороны, и желанием сохранить зависимость от тех людей, которые о тебе заботятся, желанием быть свободным от ответственности за то, что ты взрослый человек, - с другой. Родители или другие значимые люди. становятся "врагами" или "идолами".

Подросток (юноша, девушка) постоянно сталкивается с вопросами: Кто он есть и кем он станет? Ребенок он или взрослый? Как его этническая, расовая принадлежность и религия влияют на отношение людей к нему? В чем будет его истинная подлинность, истинное тождество как взрослого человека? Такие вопросы часто вызывают у подростка болезненную озабоченность тем, что другие думают о нем и что он сам должен думать о себе.

Сталкиваясь с такой путаницей в своем статусе, подросток всегда ищет уверенность, безопасность, стремясь быть похожим на других подростков своей возрастной группы. У него развиваются стереотипные поведение и идеалы и, он часто вступает в различные группировки или кланы. Группы "равных" очень важны для восстановления самотождественности. Разрушение строгости в одежде и поведении присуще этому периоду. Это попытка утверждения структуры в хаосе и обеспечения тождественности во время отсутствия самотождественности.

Это вторая важная попытка развития автономности, и она требует бросить вызов родительским и общественным нормам.

Важная задача выхода из семьи и моральных оценок окружающих может оказаться очень сложной. Сверхподчинение, отсутствие противодействия или яркое противодействие могут привести к низкой самооценке и негативному тождеству. Другое развивающее задание включает социальную ответственность и сексуальную зрелость.

Терапевтическое замечание: Посмотрите на людей. которые демонстрируют чрезмерное согласие или ригидность, конформность по отношению к семье, этническим, культурным и социальным нормам, кто демонстрирует "беспорядок в тождественности" - "Я не знаю, кто я есть!", кто демонстрирует зависимость от своей родительской семьи, кто постоянно бросает вызов людям с авторитетом, кому необходимо протестовать или подчиняться и кто выделяется среди других, потому, что его жизненный стиль уникальный и/иди нонконформистский.

Вопрос, на который отвечают: Кто я есть?

Cтадия 6. Интимность - изоляция. Ранняя взрослость. От 18 лет до начала среднего возраста

Эта стадия продолжает обращаться к вопросам об образе "Я", самозавершенности и близости (близкие, доверительные отношения между людьми, не обязательно предполагающие сексуальные отношения) дома и на работе. Это означает, что мечты детства сравниваются с реальной ситуацией человека в попытке совершить жизненные выборы, что приводит к росту самоактуализированных человеческих отношений.

Способность к близости становится совершенной, когда человек способен построить близкие партнерские отношения, даже если они требуют значительных жертв и компромиссов. Способность доверять и любить другого, получать удовлетворение от зрелого сексуального опыта, искать компромиссов в общих целях - все это свидетельствует об удовлетворительном развитии на этой стадии.

Опасность данной стадии - избегание ситуаций и контактов, которые ведут к близости. Избегание опыта близости из боязни «потерять независимость» приводит к самоизоляции и закреплению чувства одиночества.

Терапевтическое замечание: Посмотрите за теми, кто боится или не хочет вступать в интимные отношения и кто повторяет свои ошибки при построении отношений.

Вопрос на который отвечают: Могу ли я иметь интимные отношения?

Стадия 7. Производительность - застой. Взрослость

"Зрелая взрослость" приносит более последовательное, менее неустойчивое чувство себя. "Я" проявляется, давая больше отдачи в человеческих взаимоотношениях: дома, на работе и в обществе. Уже есть профессия, дети стали подростками. Чувство ответственности за себя, других и мир становится более глубоким. В общем, эта стадия включает продуктивную рабочую жизнь и воспитывающий стиль родительства. Развивается способность интересоваться общечеловеческими ценностями, судьбами других людей, задумываться о грядущих поколениях и будущем устройстве мира и общества.

Важным моментом этой стадии является творческая самореализация.

Трудности в "производительности" могут включать: навязчивое желание псевдоинтимности, сверхидентификация с ребенком, желание протестовать, как путь решения застоя, нежелание отпускать от себя собственных детей, обеднение личной жизни, самопоглощенность.

Терапевтическое замечание: Обратите внимание на людей, у которых есть вопросы, связанные с успехом, идентичностью, ценностями, смертью и кто может находиться в кризисе супружества.

Вопросы, на которые отвечают: Что значит моя жизнь к сегодняшнему дню? Что я собираюсь делать с оставшейся жизнью?

Стадия 8. Целостность - отчаяние, безысходность. Поздняя взрослость, зрелость

В кульминации здоровое саморазвитие достигает целостности. Это подразумевает принятие себя и своей роли в жизни на самом глубинном уровне и понимание собственного личностного достоинства, мудрости. Основная работа в жизни закончилась, настало время размышлений и забав с внуками.

Человек, который испытывает недостаток целостности, часто хочет прожить свою жизнь еще раз. Он может рассматривать свою жизнь как слишком короткую, чтобы полностью достичь определенных целей и поэтому может переживать безысходность и недовольство, испытывать отчаяние оттого, что жизнь не сложилась, а начинать все сначала уже поздно, возникает ощущение безнадежности и страх смерти.

Здоровое решение выражается в принятии собственной жизни и судьбы.

Здесь круг замыкается: мудрость и принятие жизни взрослого и младенческое доверие к миру глубоко схожи и называются у Эриксона одним термином - integrity (целостность, полнота, чистота).

Терапевтическое замечание: понаблюдайте за людьми, которые боятся смерти, теми, кто говорит о безысходности собственной жизни и кто не желает быть забытым.

Вопрос, на который отвечают: Имела ли моя жизнь смысл?

И закончу я эту тему словами Эрика Эриксона: «...здоровые дети не будут бояться жизни, если окружающие их старики достаточно мудры, чтобы не бояться смерти...»


8 стадий развития личности по Э.Эриксону

Cуществует несколько подходов к возрастному развитию, однако психологическая теория Эрика Эриксона предлагает наиболее целостный подход к росту и развитию человека, включая в себя как поведенческий, так и социальный, духовный и соматический компоненты.

Эриксоновская модель представляет зрелость как серию из 8 стадий, включающих кризисы развития, которые должны быть успешно разрешены. На каждой из этих 8 стадий существует широкий круг возможных решений, от наиболее оптимальных до наиболее патологических, и чем успешнее будет пройден каждый этап, тем легче идет последующее развитие. Конечно, решение проблем одного этапа не защищает человека от возникновения проблем следующих стадий, но полученные навыки позволяют ему успешно справляться с уже освоенными ситуациями и сосредоточить все силы на решении проблем нового этапа. Если задачи какого-то возрастного этапа не решены, то в дальнейшем человек чувствует себя в соответствующих ситуациях неуверенно, и при проявлении новых задач накапливается ощущение неуспеха, беспомощности, формируется комплекс "неудачника".

1. Доверие – недоверие (грудной возраст). Когда младенца кормят грудью, ласкают, баюкают, когда меняют ему пеленки, он узнает, в какой мере будут удовлетворены его основные потребности. Если дети чувствуют себя в достаточной безопасности и больше не плачут, когда уходят те, кто о них заботится, можно считать что они преодолели свой первый кризис в своей жизни. Однако в некоторой степени недоверие к окружающим может сохраняться, ведь часто кризис разрешается не полностью.

2. Автономия – стыд и сомнение (1-2 года). Ребенок учится говорить и бегать, не падая. Расширяются его знания об окружающем мире. Именно в этот период особенно ярко проявляются стремления детей к самостоятельности и неповиновение авторитету. Однако именно на данном этапе родители обычно стараются приучить их садиться на горшок. Когда ребенку предъявляют слишком много требований в такой интимной сфере, он испытывает глубокое чувство стыда и собственной неполноценности; тем самым подрывается его стремление к самостоятельности и умение ориентироваться в окружающем мире.

3. Инициатива – чувство вины (3-5 лет). В этот период у детей наблюдаются подвижность, любознательность работа фантазии. Ярко проявляются дух соперничества и осознания различий между мальчиками и девочками. В результате ребенок конфликтует с окружающими по поводу того, как далеко может заходить его инициатива в демонстрации своих новых способностей.

4. Трудолюбие – неполноценность (младший школьный возраст). Дети учатся выполнять индивидуальные задания, например, читать и работать сообща, в группе – участие в действиях, выполняемых всем классом. Они устанавливают отношения с учителями и другими взрослыми людьми. Дети начинают проявлять интерес к реальным жизненным ролям: пожарного, лётчика, медицинской сестры. Однако на данном этапе главное значение имеет развитие их уверенности в себе и компетентности, ведь именно в этот период дети начинают усваивать (и воспроизводить в свое соображении) подлинные роли взрослых. Если ребенку не удается преодолеть этот кризис, он чувствует себя неполноценным.

5. Становление индивидуальности (идентификация)
– ролевая диффузия (юность). В этот период происходят два основных события. По своему физическому развитию молодые люди становятся взрослыми и испытывают активное сексуальное влечение; и в это же время им приходится также выбирать свое место в жизни. Юноша или девушка должны решить вопрос об учебе в колледже, найти подходящую работу, выбрать спутника жизни. Неудачи в этих делах могут отрицательно повлиять в дальнейшем на выбор подходящей работы, партнеров, друзей.

6. Интимность – одиночество (начало взрослого периода). На этой стадии основное значение приобретают ухаживание, брак и другие виды интимных отношений. Человек стремится к искренним, доверительным отношениям с постоянным партнером, однако это не всегда удается, и люди расстаются или разводятся. Если конфликт между интимностью и одиночеством не находит разрешения, может случиться, что в дальнейшем человек будет вступать во временны связи, всегда кончающиеся разрывом.

7. Творческая активность – застой (средний возраст). На данном этапе люди главным образом осваивают определенную деятельность и родительские функции. Он дает ответы на следующие вопросы: насколько честолюбив тот или иной человек? Выкладывается ли он на работе и с какого момента он проявляет особый интерес к своей карьере? Может ли он дать обществу новых членов, родив и воспитав детей? Каким образом он преодолевает неудачи, возникающие на работе, и в связи с воспитанием детей?

8. Умиротворение – отчаянье (старость). На этой стадии люди поводят итоги своей жизни; некоторые из них спокойно встречают старость, другие испытывают чувство горечи; наверное, в этот период человек по-новому осмысливает свою жизнь. Если люди довольны ею, то создается чувство, что все этапы жизни представляют собой некое целостное единство. Если нет, наступает отчаянье.

Фрейд

Теория развития личности, разработанная Зигмундом Фрейдом основывается на убеждении, что индивид всегда находится в состоянии конфликта с обществом. Согласно Фрейду, биологические побуждения (особенно сексуальные) противоречат нормам культуры, и социализация есть процесс обуздания этих побуждений.

Три составные части личности

Теория личности Фрейда выделяет три части в психической структуре личности: Ид («Оно»), Эго («Я») и Суперэго («сверх – Я»).

Ид («Оно») – источник энергии, направленной на получение удовольствия. При высвобождении энергии ослабляется напряжение и личность испытывает чувство удовольствия. «Оно» побуждает нас к сексу, а также осуществлять такие функции организма, как приём пищи и отправление естественных надобностей.

Эго («Я») контролирует поведение человека, в какой-то мере напоминая светофор, помогающий личности ориентироваться в окружающем мире. Эго руководствуется главным образом принципом реальности. Эго регулирует выбор подходящего объекта, позволяющего преодолеть напряжённость, связанную с Ид. Например, когда Ид испытывает голод, Эго запрещает ему употреблять в пищу ядовитые ягоды; удовлетворение нашего побуждения откладывается до момента выбора подходящей пищи.

Суперэго («сверх – Я») – это идеализированный родитель, оно осуществляет нравственную или оценочную функцию. Суперэго регулирует поведение и стремится усовершенствовать его в соответствии со стандартами родителей, а в дальнейшем и общества в целом.

Эти три компонента активно воздействуют на формирование личности ребёнка. Дети должны следовать принципу реальности, ожидая, пока представится подходящее время и место, чтобы уступить напору Ид. Они должны также подчиняться моральным требованиям, предъявляемым родителями и собственным формирующимся Суперэго. Эго несёт ответственность за поступки, поощряемые или наказываемые Суперэго, в связи с этим человек испытывает чувство гордости или вины.

Стадии сексуального развития

Согласно теории Фрейда, процесс формирования личности проходит четыре стадии. Каждая из этих стадий связана с определённым участком тела – эрогенной зоной. На каждой стадии возникает конфликт между стремлением к удовольствию и ограничениями, установленными сначала родителями, а в дальнейшем и Суперэго.

В самом начале жизни ребёнка эрогенной зоной является рот. Вся энергия младенца направлена на то, чтобы получить удовлетворение через рот – не только от приёма пищи, но и от процесса сосания как такового; таким образом, источником удовольствия для ребёнка является рот. Данный период жизни малыша Фрейд назвал оральной стадией.

На второй, или анальной, стадии главной эрогенной зоной становится задний проход. В это время дети стремятся к самостоятельности, а родители стараются приучить их просится на горшок. В этот период важное значение приобретает умение контролировать процессы экскреции.

Третья стадия названа фаллической. На этой стадии главным источником удовольствия для ребенка является пенис или клитор. Именно в этот период, как считает Фрейд, начинают проявляться различия мальчиков и девочек. Мальчики вступают в так называемую Эдипову стадию – подсознательно они мечтают занять место своего отца рядом с матерью; девочки же осознают, что у них отсутствует пенис, поэтому они чувствуют себя неполноценными по сравнению с мальчиками.

После окончания латентного периода, когда девочки и мальчики еще не обеспокоены проблемой половой близости, в жизни юношей и девушек наступает генитальная стадия. В этот период сохраняются некоторые особенности, характерные для ранних стадий, но главным источником удовольствия становится половое сношение с представителем противоположного пола.

Концепция развития Л.Кольберга

Он выделил 6 стадий нравственного развития, развертывающихся в строгой последовательности аналогично когнитивным стадиям Пиаже. Переход от одной нравственной стадии к другой – результат развития как когнитивных навыков, так и способности к эмпатии (способность к сопереживанию и сочувствию). Кольберг не связывает свои стадии с рамками определенного возраста. В то время как большинство людей в своем нравственном развитии достигает, по крайней мере, третьей стадии, другие остаются нравственно незрелыми на протяжении всей жизни.

Две первые стадии Кольберг относит к детям, у которых еще не сформировалась понятие о плохом и хорошем. Дети поступают определенным образом, чтобы избежать наказания (первая стадия) или получить поощрение (вторая стадия).

На третьей стадии уже начинают формироваться собственные понятия о плохом и хорошем. Однако, люди на третьей стадии нравственного развития, в основном, приспосабливаются к окружающим, чтобы заслужить их одобрение.

На четвертой стадии люди осознают существование больших социальных общностей и социальных норм. Отличительный признак этой стадии – появление нравственного сознания. Так, человек, которому кассир дал слишком много сдачи, возвращает лишние деньги просто потому, что «это правильно». Люди, по своему уровню нравственного развития находящиеся на последних двух стадиях, способны к нравственному поведению, независимо от общепринятых ценностей.

На пятой стадии люди замечают потенциальные противоречия между различными нравственными убеждениями. Они способны рассуждать обобщенно, т.е. представлять себе, что произойдет, если кто-то будет поступать подобным образом. Это позволяет им делать собственные выводы о том, что «хорошо» и что «плохо». Например, нельзя лгать налоговому управлению, если бы все поступали так, экономическая система потерпела бы крах. Но при этом может быть оправдана «ложь во спасение», щадящая чувства другого человека.

У людей, стоящих на шестой стадии развития, есть собственная этика – универсальные и неизменные нравственные принципы. Такие люди не эгоистичны; они не считают себя более ценными, чем другие. Кольберг считал, что шестой стадии достигает менее 10% людей старше 16 лет. Концепция Кольберга достаточно уязвима, однако, она расширяет наши представления о нравственном развитии.

Чарлз Хортон Кули и Джордж Герберт Мид

Чарлз Хортон Кули считал, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этих интеракций люди создают свое «зеркальное Я». «Зеркальное Я» состоит из трех элементов:

● того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие (Я уверена, что люди обращают внимание на мою новую прическу);

● того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят (Я уверена, что им нравится моя новая прическа);

● того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других (Видимо, я буду всегда так причесываться).

Эта теория придает важное значение нашей интерпретации мыслей и чувств других людей. Американский психолог Джордж Герберт Мид пошел дальше в своем анализе процесса развития нашего «Я». Как и Кули, он считал, что «Я» - продукт социальный, формирующийся на основе взаимоотношений с другими людьми. В начале, будучи маленькими детьми, мы не способны

По мнению Мида, процесс формирования личности включает три различные стадии. Первая - имитация. На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Маленький мальчик может «помогать» родителям вычистить пол, таская по комнате свой игрушечный пылесос или даже палку. Затем следует игровая стадия, когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: врача, пожарного, автогонщика и т.д.; в процессе игры они воспроизводят эти роли. Играя в куклы, маленькие дети обычно говорят с ними то ласково, тo сердито, как родители, и отвечают вместо кукол так, как мальчик или девочка отвечают родителям. Переход от одной роли к другой развивает у детей способность придавать своим мыслям и действиям такой смысл, какой придают им другие члены общества, - это следующий важный шаг в процессе создания своего «Я».

По мнению Мида, человеческое «Я» состоит из двух частей: «Я - сам» и «Я - меня». «Я - сам» - это реакция личности на воздействие других людей и общества в целом. «Я - меня» - это осознание человеком себя с точки зрения других значимых для него людей (родственников, друзей - прим. сайт). «Я - сам» реагирует на воздействие «Я - меня» так же, как и на воздействие других людей.

Например, «Я - сам» реагирую на критику, старательно обдумываю ее суть; иногда под влиянием критики мое поведение меняется, иногда нет; это зависит от того, считаю ли я эту критику обоснованной. «Я - сам» знаю, что люди считают «Я - меня» справедливым человеком, всегда готовым прислушаться к мнению других. Обмениваясь ролями в процессе игры, дети постепенно вырабатывают свое «Я - меня». Каждый раз, глядя на себя с точки зрения кого-то другого, они учатся воспринимать впечатления о себе.

Третий этап, по Миду, стадия коллективных игр, когда дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы. Например, каждый игрок бейсбольной команды придерживается правил и игровых идей, общих для всей команды и всех игроков в бейсбол. Эти установки и ожидания создают образ некого «другого» - безликого человека «со стороны», олицетворяющего общественное мнение. Дети оценивают свое поведение по стандартам, установленным «другими со стороны». Следование правилам игры в бейсбол подготавливает детей к усвоению правил поведения в обществе, выраженных в законах и нормах. На этой стадии приобретается чувство социальной идентичности.



1. От рождения до 1 года

Именно в этот, самый ранний период, формируется наше базовое доверие или недоверие к миру. Если в первый год жизни мама и наиболее близкое окружение дают нам достаточно заботы, внимания и любви, то мы начинаем доверять миру и другим людям. В противном случае появляются боязливость и подозрительность, становясь нашими спутниками на следующих этапах развития.

Во взрослом возрасте мы доверяем или не доверяем социуму так же, как когда-то доверяли или не доверяли матери, переносили ее исчезновение из поля зрения, зная, что она снова появится и позаботится о нас.

Впрочем, вопрос с доверием-недоверием не решается исключительно в первый год жизни ребенка: он возникает на всех последующих стадиях. Например, в ситуации развода родителей, когда ребенок становится свидетелем взаимных обвинений и скандалов, приобретенное в младенчестве доверие может быть разрушено.

2. От года до 3 лет

Моторные и психические потребности ребенка развиваются, и это делает его более самостоятельным. В этот период мы учились ходить, осваивали предметную среду, стремились все делать сами. И если родители давали нам такую возможность, постепенно предоставляя все большую свободу, то в нас укреплялась уверенность, что мы владеем своими мышцами, побуждениями, самим собой и средой, мы становились самостоятельными.

Многим взрослым не хватает терпения: они спешат сделать за ребенка то, что он мог бы и способен сделать сам

В результате у малыша развиваются стыдливость и нерешительность, что негативно сказывается на его дальнейшей жизни. Однако это не приговор: на последующих этапах развития соотношение между самостоятельностью и стыдливостью и неуверенностью может измениться.

3. От 3 до 6 лет

В этом возрасте мы уже многое умели делать самостоятельно, проявляли активность и предприимчивость, начинали общаться с большим кругом людей. Если родители поощряли нашу активность, отвечали на наши бесконечные «почему», не мешали нам фантазировать и в игре выстраивать вокруг себя воображаемые миры, тем самым они закрепляли в нас предприимчивость.

Но если нас постоянно одергивали, пресекали наши вопросы, запрещали шумные игры и выдумки, мы могли начать испытывать чувство вины, одиночества и собственной никчемности.

Чувство вины может впоследствии стать причиной развития патологии, в том числе общей пассивности, импотенции и фригидности

Такие дети в дальнейшем не могут постоять за себя, становятся ведомыми и зависимыми от других. Кроме того, им будет недоставать решимости и целеустремленности.

Согласно Эриксону, постоянное чувство вины может впоследствии стать причиной развития патологии, в том числе общей пассивности, импотенции и фригидности, а также психопатического поведения.

4. От 6 до 12 лет

В этом возрасте мы начинали систематически учиться, пробовали что-то конструировать, строить, рукодельничать, часто фантазировали о разных профессиях.

Принципиально важно на этом этапе общественное одобрение. Если нас хвалили за активность и творчество, это помогало нам стать трудолюбивыми, развить свои способности. Если же взрослые (как родители, так и педагоги) не делали этого, это могло спровоцировать развитие неполноценности. Эго-идентичность ребенка в этот период выражается так: «Я - то, чему я научился».

5. От 12 до 19 лет

Стадия метаморфоз: меняется физиология, появляется желание по-своему смотреть на мир, потребность в своей жизненной философии. Подросток задается вопросами «Кто я?» и «Кем я хочу стать?».

Вспомните: в этом возрасте мы пытались создать единый и по возможности непротиворечивый образ себя. Если нам удавалось это сделать, значит, кризис был успешно разрешен. В противном случае возникала дезориентация в самом себе, неприкаянность, чувство смешения ролей.

Эриксон считал этот период жизни человека центральным в формировании его психологического и социального благополучия.

6. От 20 до 25 лет

Этот возраст, как говорит Эрик Эриксон, - символические «ворота» во взрослую жизнь. Мы получаем профессию, встречаемся с людьми, иногда - вступаем в брак.

Положительный полюс этой стадии - близость (интимность) в самом широком смысле слова: способность заботиться о другом человеке, уважать и любить его, не боясь при этом потерять себя.

Успех или провал на этой стадии зависит от того, насколько успешно мы прошли предыдущие этапы

На отрицательном полюсе ждет одиночество (изоляция): нам не с кем разделить свою жизнь, не о ком заботиться.

Успех или провал на этой стадии зависит от того, насколько успешно мы прошли предыдущие этапы.

7. От 26 до 64 лет

В такие широкие рамки Эриксон заключил зрелый возраст, разведя на полюса, к которым все мы так или иначе тяготеем, общечеловечность (продуктивность) и самопоглощенность (инертность). В первом случае мы испытываем чувство сопричастности человечеству. Мы выбираем ту работу или тот способ самореализации, который помогает нам заботиться об обществе, о его будущем.

Во втором случае мы сосредоточиваемся на самих себе, удовлетворении своих потребностей, на собственном комфорте. Казалось бы, в эпоху глобального потребления это должно стать нормой, но, выбрав этот полюс, мы часто начинаем ощущать бессмысленность жизни.

8. От 65 лет до смерти

В 65 лет, по Эриксону, наступает старость - время подведения итогов, размышлений, анализа достижений и неудач. И, подведя такой итог, мы можем понять, что жизнь удалась и мы в целом довольны ею. Такое осознание дарит нам чувство целостности эго.

Но в результате «ревизии» собственного жизненного пути нас может охватить чувство отчаяния и безнадежности - оттого, что мы не использовали все имеющиеся возможности, сделали непоправимые ошибки, в нашей жизни не было смысла. Именно в таком случае, пишет Эрик Эриксон, люди больше всего страшатся грядущей неотвратимости смерти. Но никогда не поздно переосмыслить жизнь, успеть еще сделать что-то нужное и полезное.

Об эксперте

Алексей Аверьянов - психолог-консультант, логотерапевт, доцент Московского института психоанализа , член Восточно-Европейской ассоциации экзистенциальной терапии и Профессиональной гильдии психологов.

Психологи описывают стадии депрессии по типу подавленного эмоционального состояния, с меняющимися началами, включая когнитивный диссонанс и апатичное поведение. Происхождением термина « » является латинское слово «depression», которое значит - подавление.

Как и у любого другого заболевания, здесь наблюдаются причины возникновения, а также симптомы ее развития. Но в этой статье описаны стадии развития депрессии, возникновению которой сопутствуют тяжелые жизненные ситуации.

Современный ритм жизни и жестокая конкуренция, полонившая все сферы жизнедеятельности человека, сопровождаются психологическими заболеваниями, а в особенности - .

Ежедневно человеческий организм подвергается давлению разного рода обстоятельств. Повышенные ожидания, стрессовые ситуации, неимоверные жизненные удары делают психику людей неустойчивой. Поэтому депрессивное состояние проявляется в виде подавленного настроения, нарушается сон, настигает полная апатия, человек не может сосредоточить свое внимание на какой-то важной цели, одолевает и мрачные мысли, мигрени. На данное время развитие этого заболевания состоит из нескольких стадий, которые описываются ниже.

Стадия депрессии отрицание проявляется в виде беспокойного поведения человека, даже эпатажным поведением. Сам он напрочь отрицает свою склонность к этому заболеванию, и свое состояние оправдывает ужасным настроением, либо плохим самочувствием. Не интересуется своими прежними занятиями и увлечениями. Постепенное накопление симптомов, связанных с апатией, нежеланием чем-то заниматься, сонным состоянием, быстрой утомляемостью, отсутствием аппетита. Человек полностью отчуждается от мира сего, у больного нет ни малейшего желания общаться, зато наряду с этими проявляется сильная . Если в это время больной не обратится за помощью к врачу, то болезнь медленно, но уверенно будет прогрессировать.

Перечень характерных мыслей для этой стадии заболевания:

  1. Такого не должно быть.
  2. Такое со мной не может происходить.
  3. Ничего такого не было.

Этап депрессивного состояния принятие

Стадия депрессии принятие, или, как ее еще называют смирение, практически съедает больного, у него явное моральное и физическое истощение. Человек становится малоподвижным и большую часть времени находится в собственной постели. Для тяжело больного пациента этой стадией как бы подводится итог всей его прежней жизни, приходит понимание того, что она была полна хороших моментов, принес пользу не только себе, но и другим, справился со своей ролью на земном шаре. Типа жизнь прожита не просто так, сделано очень много, а теперь со спокойной душой можно отойти и в мир иной.

По стадии принятия видно не только, как принимается смерть, но и все неизбежное в течение жизни. В определенное время в психике человека включается некая защита, и становится невозможным адекватное восприятие объективной реальности. Неосознанно искажаются реалии, подстраивая их под эго людей. Поэтому многие из них переживают тяжелые стрессовые ситуации в позе страуса, зарываясь головой в песок. Правильно принимая объективную реальность, можно качественно повлиять на последующие адекватные решения.

Крайняя фаза подавленности

Симптомы возникновения крайней стадии депрессии нельзя приравнивать к признакам обыкновенной, например, в осенний период. Глубокая депрессия часто сопровождается бесконтрольными приступами плача, значительным увеличением либо потерей веса, крайней усталостью, хроническими болями. Крайняя стадия депрессии у людей в течение большей части суток сопровождается сном в постели. Еще для этого состояния характерна назойливая мысль о самоубийстве.

Если это заболевание не подвергать лечению, то его симптомы будут только усиливаться. Болезнь может привести к психическому или нервному расстройству. Среди прочих признаков для этой стадии человек длительное время проводит во сне, и бывают случаи, что спит несколько суток. Повседневные дела его не интересуют, точно также, как и семья, друзья. Появляется паранойя, слышатся какие-то голоса, видит галлюцинации. Но самым опасным симптомом является внезапный всплеск агрессии.

Любой, кто погружен в длительную депрессию, и присущ ему какой-либо из упомянутых перед этим признаков, должен обратиться к своему врачу или психологу. Врач не только работает по симптомам болезни, а и помогает выявить вызывающие ее причины. Психолог может консультировать, как с глазу на глаз, так и проводить совместные групповые занятия.

Подростковая меланхолия

Чаще всего подростковая депрессия наблюдается в виде изменения поведения, а также у подростка часто меняется настроение. Ему в тягость становятся социальные контакты, нет ни малейшего желания общаться с друзьями, отдавая предпочтение одиночеству. Вот перечень ведущих симптомов подростковой депрессии:

  1. Возникновение частых болевых синдромов: головной боли, дискомфорта в элигастральной области.
  2. Трудно сконцентрировать внимание, делается рассеянным, забывчивым и чрезмерно отвлекается.
  3. Не может самостоятельно принять правильное решение.
  4. Безответственно относится к собственным обязанностям.
  5. Пропадает аппетит, либо чрезмерно потребляет пищу.
  6. Становится скандальным.
  7. Одолевает гнущая тоска.
  8. Беспокоится без каких-либо на то причин.
  9. Гнетет безнадежность и бесперспективность.
  10. Страдает бессонницей, прерывистым сном и сонливостью днем.
  11. Внезапно теряет интерес ко всему.
  12. Чрезмерно употребляет спиртные напитки, либо наркотические средства.
  13. Проявление раздражительности и агрессии.
  14. Возникают навязчивые мысли о смерти.

Диагноз для подростковой депрессии определяется психиатром по результатам собеседований с подростком и теми, кто его окружает, с учетом результатов психологического тестирования, адаптированного для его возраста. Саму стадию, насколько тяжело расстройство, какой есть риск суицида тщательно изучают и уже потом строят схему лечения.

Расстройство менталнього здоровья после расставания

Когда разрываются отношения с тем, кого любишь, то это является серьезным психологическим стрессом. И это не зависит о того расстались ли по обоюдному решению или он резко куда-то пропал. После того, как разлучились, наступает период не только глобального изменения жизненных устоев, статуса в социальной среде, материальное положение и привычки. В это время тотально ломается сама модель мышления и формируется совершенно новое восприятие реалий.

Потерять любимого - это значит испытать большой стресс, который разрушительно влияет на . По результатам масштабных исследований, описанных в авторской методичке от американских докторов Холсома и Реема, на развод супругов оказывают влияние стрессовые факторы, которые поставлены исследователями на второе место. А на третьем месте жизненные события и их значимость.

Необратимая разлука отрицательно воздействует на психику, и это объясняется тем, что люди придают огромное значение наличию крепких и постоянных уз. Теория иерархии потребностей Маслоу гласит, что критерию принадлежности к любви отводиться третья ступень в пирамиде ценностей человека.

Депрессия после развода у женщин

Многие женщины, как только разведутся, перестают за собой следить, у них это желание просто куда-то исчезает. Они раздражаются, казалось бы привычными и любимыми занятиями, вещами, которые раньше у них вызвали радость. Они хотят, чтобы вся окружающая среда оставила их в покое. Нет аппетита, сна, а утром так вставать с кровати.

Депрессия после развода у женщин проявляется не одинаково с разной степенью тяжести. Но, по утверждению специалистов, существуют основные проявления, требующие внимания:

  1. Отсутствует , все становится безразличным, есть проявление хронической усталости.
  2. Остро воспринимается критика или пренебрежения.
  3. Одолевает апатия, пропадает интерес к жизни.
  4. Остро ощущается обида.
  5. Ощущается беспомощность и безнадежность.
  6. Появляется неадекватность в поведении с низкой самооценкой.
  7. Достают частые раздумья о смерти, покончить жизнь собой.
  8. Исчезает концентрация и появляется забывчивость.
  9. Возникает ипохондрия, которая проявляется в слишком чрезмерной заботе о собственном здоровье, с одновременным отсутствием на то очевидных причин.
  10. Появляется и наркотическая зависимость. Это происходит по причине поиска лекарства, утоляющего душевную боль женщины. Также сюда можно включить антидепрессанты и успокоительные средства.
  11. Резко меняется настроение множество раз за короткий промежуток времени.

Хандра после развода у мужчин

Депрессия после развода у мужчин сопровождается появлением гнетущего чувства, как бы ими что-то потеряно и уже никогда не найдется и ничем не заменится. Не всегда этой причиной может быть жена. Это может быть и разрыв других отношений, либо привычного ритма жизни и др. Проявляется обычно безысходностью, присущи страх и тревога.

В этот период не будет удивительным проявление хаотичных сексуальных связей, которые неполноценно заменяют эмоциональную близость, но фактически усугубляют и без того подавленное состояние мужчины. Либо же он тотально может погрузиться в какое-то или работу. Как бы создается видимость, что человек занят делом, в нем нуждаются, но это его не удовлетворяет, а в некоторых случаях выматывает физически. Остановить такую ситуацию невозможно, так как мужчина рискует остаться наедине со своей болезнью.

А эмоционально чувствительные мужчины с противоположной реакцией: у них теряется интерес не только к вещам, работе, хобби, но и к людям. Для них окружающая среда наблюдается за мутной пеленой тумана. Такое затяжное состояние начала депрессии требует вмешательства профессионалов.

Стадии развития депрессии

Стадии развития депрессии согласно исследованиям П. Круттера:

  1. Человек .
  2. Нарцистически обижен.
  3. Развивается чувство беспомощности, которое становится невыносимым.
  4. Человек одержим получения нарцистической подпитки от объекта.
  5. Возникновение зависимости наделяет дополнительным ощущением нарцистической обиды, от которой человек потом отказывается.
  6. Человек, попадая в невыносимую зависимость от сильного объекта переносит ее более легко, если объект поддается унижению и обесцениванию.
  7. Последнее удовлетворяет.
  8. В завершении нужно наказать самого себя, так как обесцененным объектом больше не предоставляется нарцистическая подпитка.

Последовательность выхода из уныния

Ниже перечислены наиболее распространенные стадии выхода из депресии:

  1. Первым действием является возможность у человека выговориться . Создается такая ситуация, которая позволяет человеку покинуть замкнутое состояние и вступить в разговор. Если у вас получилось разговорить человека, то в это время самым важным является, чтобы под час беседы вашего присутствия было 10%, его - 90%. Вы должны понимать его любой воспроизводимый абсурд. Необходимо побудить его к действию, он должен осознать происходящее на данный момент.
  2. Расслабиться : медитировать, слушать спокойную релаксирующую музыку, потчевать себя горячим чаем, принимать ванны с эфирными маслами и морской солью.
  3. Переключение внимания и мыслей . Чаще выезжать на природу, прогуливаться на свежем воздухе, слушать пение птиц, сливаться со звуками природы, любоваться цветами и кронами деревьев, небесами, любоваться окружающей средой и видеть, как она красочно наполнена и слышать ее звуки. Можно заняться разведением живых цветов у себя дома. С помощью этого процесса можно выйти из депрессии. Также можно начать вязать, это вызывает большое сосредоточение, а сам процесс созидания дарит умиротворение.
  4. Заняться творчеством . Это относится к методу переключения. В этом случае можно начать писать стихи, рисовать картины, и вообще заняться всеми действиями, в результате которых появляется что-то новое и необычное.
  5. Структурировать время . Заняться составлением планов на будущее, определиться с целями. Также заняться составлением расписания дня, ибо бессистемное времяпровождение создает неразбериху, наводит на плохие мысли, в результате чего человек не умеет и не желает созидать. Скрупулезно соблюдая режим дня, человек структурирует свою жизнь, и не оставляет места для мрачных мыслей.
  6. Воссоздавать ресурсные состояния . Снова переживать успешные ситуации, которые повышают самооценку.

Известный психолог Эрик Эриксон считал, что нашу жизнь можно разделить на 8 стадий развития. Все они предопределены, на каждой стадии возникает кризис, и если преодолеть его не удается, это наносит урон нашему «Я». Но есть и хорошая новость: личность развивается всю жизнь, а значит, «пока играет музыка», не все потеряно. О стадиях развития личности по Эриксону рассказывает Алексей Аверьянов.

1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 1 ГОДА
Именно в этот, самый ранний период, формируется наше базовое доверие или недоверие к миру. Если в первый год жизни мама и наиболее близкое окружение дают нам достаточно заботы, внимания и любви, то мы начинаем доверять миру и другим людям. В противном случае появляются боязливость и подозрительность, становясь нашими спутниками на следующих этапах развития.

Во взрослом возрасте мы доверяем или не доверяем социуму так же, как когда-то доверяли или не доверяли матери, переносили ее исчезновение из поля зрения, зная, что она снова появится и позаботится о нас.

Впрочем, вопрос с доверием-недоверием не решается исключительно в первый год жизни ребенка: он возникает на всех последующих стадиях. Например, в ситуации развода родителей, когда ребенок становится свидетелем взаимных обвинений и скандалов, приобретенное в младенчестве доверие может быть разрушено.

2. ОТ ГОДА ДО 3 ЛЕТ
Моторные и психические потребности ребенка развиваются, и это делает его более самостоятельным. В этот период мы учились ходить, осваивали предметную среду, стремились все делать сами. И если родители давали нам такую возможность, постепенно предоставляя все большую свободу, то в нас укреплялась уверенность, что мы владеем своими мышцами, побуждениями, самим собой и средой, мы становились самостоятельными.

Многим взрослым не хватает терпения: они спешат сделать за ребенка то, что он мог бы и способен сделать сам

В результате у малыша развиваются стыдливость и нерешительность, что негативно сказывается на его дальнейшей жизни. Однако это не приговор: на последующих этапах развития соотношение между самостоятельностью и стыдливостью и неуверенностью может измениться.

3. ОТ 3 ДО 6 ЛЕТ
В этом возрасте мы уже многое умели делать самостоятельно, проявляли активность и предприимчивость, начинали общаться с большим кругом людей. Если родители поощряли нашу активность, отвечали на наши бесконечные «почему», не мешали нам фантазировать и в игре выстраивать вокруг себя воображаемые миры, тем самым они закрепляли в нас предприимчивость.

Но если нас постоянно одергивали, пресекали наши вопросы, запрещали шумные игры и выдумки, мы могли начать испытывать чувство вины, одиночества и собственной никчемности.

Чувство вины может впоследствии стать причиной развития патологии, в том числе общей пассивности, импотенции и фригидности

Такие дети в дальнейшем не могут постоять за себя, становятся ведомыми и зависимыми от других. Кроме того, им будет недоставать решимости и целеустремленности.

Согласно Эриксону, постоянное чувство вины может впоследствии стать причиной развития патологии, в том числе общей пассивности, импотенции и фригидности, а также психопатического поведения.

4. ОТ 6 ДО 12 ЛЕТ
В этом возрасте мы начинали систематически учиться, пробовали что-то конструировать, строить, рукодельничать, часто фантазировали о разных профессиях.

Принципиально важно на этом этапе общественное одобрение. Если нас хвалили за активность и творчество, это помогало нам стать трудолюбивыми, развить свои способности. Если же взрослые (как родители, так и педагоги) не делали этого, это могло спровоцировать развитие неполноценности. Эго-идентичность ребенка в этот период выражается так: «Я - то, чему я научился».

5. ОТ 12 ДО 19 ЛЕТ
Стадия метаморфоз: меняется физиология, появляется желание по-своему смотреть на мир, потребность в своей жизненной философии. Подросток задается вопросами «Кто я?» и «Кем я хочу стать?».

Вспомните: в этом возрасте мы пытались создать единый и по возможности непротиворечивый образ себя. Если нам удавалось это сделать, значит, кризис был успешно разрешен. В противном случае возникала дезориентация в самом себе, неприкаянность, чувство смешения ролей.

Эриксон считал этот период жизни человека центральным в формировании его психологического и социального благополучия.

6. ОТ 20 ДО 25 ЛЕТ
Этот возраст, как говорит Эрик Эриксон, - символические «ворота» во взрослую жизнь. Мы получаем профессию, встречаемся с людьми, иногда - вступаем в брак.

Положительный полюс этой стадии - близость (интимность) в самом широком смысле слова: способность заботиться о другом человеке, уважать и любить его, не боясь при этом потерять себя.

Успех или провал на этой стадии зависит от того, насколько успешно мы прошли предыдущие этапы

На отрицательном полюсе ждет одиночество (изоляция): нам не с кем разделить свою жизнь, не о ком заботиться.

Успех или провал на этой стадии зависит от того, насколько успешно мы прошли предыдущие этапы.

7. ОТ 26 ДО 64 ЛЕТ
В такие широкие рамки Эриксон заключил зрелый возраст, разведя на полюса, к которым все мы так или иначе тяготеем, общечеловечность (продуктивность) и самопоглощенность (инертность). В первом случае мы испытываем чувство сопричастности человечеству. Мы выбираем ту работу или тот способ самореализации, который помогает нам заботиться об обществе, о его будущем.

Во втором случае мы сосредоточиваемся на самих себе, удовлетворении своих потребностей, на собственном комфорте. Казалось бы, в эпоху глобального потребления это должно стать нормой, но, выбрав этот полюс, мы часто начинаем ощущать бессмысленность жизни.

8. ОТ 65 ЛЕТ ДО СМЕРТИ
В 65 лет, по Эриксону, наступает старость - время подведения итогов, размышлений, анализа достижений и неудач. И, подведя такой итог, мы можем понять, что жизнь удалась и мы в целом довольны ею. Такое осознание дарит нам чувство целостности эго.

Но в результате «ревизии» собственного жизненного пути нас может охватить чувство отчаяния и безнадежности - оттого, что мы не использовали все имеющиеся возможности, сделали непоправимые ошибки, в нашей жизни не было смысла. Именно в таком случае, пишет Эрик Эриксон, люди больше всего страшатся грядущей неотвратимости смерти. Но никогда не поздно переосмыслить жизнь, успеть еще сделать что-то нужное и полезное.