Битва в чесменской бухте. Чесменская победа

Утром 24 июня русская эскадра вошла в Хиосский пролив и по сигналу главнокомандующего Алексея Орлова, находившегося на линейном корабле "Три Иерарха", построилась в кильватерную колонну. Головным шел корабль "Европа", за ним "Евстафий", на котором держал свой флаг командующий авангардом адмирал Спиридов.

Чесменский морской бой между русской и турецкими эскадрами произошел 9 июля (26 июня) 1770 года в бухте Чесма в Хиосском проливе Эгейского моря в ходе русско-турецкой войны 1768-1774 гг. После активного поиска противника русская эскадра под командованием генерал-аншефа А.Г.Орлова (9 линейных кораблей, 3 фрегата, 1 бомбардирский корабль, 17 вспомогательных судов и транспортов, всего 820 орудий) обнаружила турецкую эскадру под командованием капудан-паши Д.Хасан-бея (16 линейных кораблей, 6 фрегатов, до 50 малых судов, всего 1430 орудий).

Турецкий флот, стоявший на якоре в Хиосском проливе в полумиле от берега, был построен в две дугообразные линии. В первой линии находилось 10 линейных кораблей, во второй - 6 линейных кораблей и 6 фрегатов. Вспомогательные суда стояли за второй линией. Построение флота было чрезвычайно тесным, полностью могли использовать свою артиллерию только суда первой линии. Такое расположение турецкого флота давало неплохой шанс нашим капитанам. 7 июля (24 июня) на военном совете командиров кораблей Спиридов, который фактически руководил эскадрой, предложил следующий план ведения боя. Линейные корабли, построенные в строй кильватера, пользуясь наветренным положением, должны были под прямым углом подойти к противнику и нанести удар по авангарду и части центра первой линии. После уничтожения кораблей первой линии удар предназначался по кораблям второй линии. Таким образом, план атаки, предложенной Спиридовым, был основан на принципах, не имеющих ничего общего с линейной тактикой западноевропейских флотов. Вместо равномерного распределения сил по всей линии Спиридов предложил сосредоточить все корабли русской эскадры против части сил противника. Это дало возможность русским уравнять свои силы с численно превосходящим турецким флотом на направлении главного удара. Вместе с тем выполнение этого плана было связано с известным риском, заключавшимся в том, что при подходе на противника под прямым углом головной корабль русской эскадры до выхода на дистанцию артиллерийского залпа попадал под продольный огонь всей линии неприятельского флота. Однако адмирал Спиридов, учитывая высокую подготовку русских, и слабую выучку турок, считал, что неприятельский флот не сможет причинить серьезного вреда русской эскадре в момент ее сближения.

Утром 24 июня русская эскадра вошла в Хиосский пролив и по сигналу главнокомандующего Алексея Орлова, находившегося на линейном корабле "Три Иерарха", построилась в кильватерную колонну. Головным шел корабль "Европа", за ним "Евстафий", на котором держал свой флаг командующий авангардом адмирал Спиридов. Около 11 часов русская эскадра в соответствии с ранее разработанным планом атаки повернула влево и почти под прямым углом начала спускаться на противника. Чтобы ускорить выход на дистанцию артиллерийского залпа и развертывание сил для атаки, русские корабли шли в сомкнутом строю. Для первого залпа орудия были заряжены двойными зарядами и двумя ядрами. Комендоры находились у своих орудий в ожидании сигнала "Открыть огонь".

Около 11 часов 30 минут, когда головной корабль русской эскадры подошел к противнику на дистанцию 3,5 каб., турки открыли огонь который, однако, не причинил особого вреда русским. Продолжая движение на противника, русский авангард в 12 часов 00 минут сблизился с ним на дистанцию 0,5 каб. и, развернувшись влево, произвел мощный залп из всех орудий по заранее распределенным целям. Нескольким турецким кораблям были причинены серьезные повреждения. Повреждения в рангоуте и парусах получили и русские корабли ""Европа", "Евстафий", "Три Иерарха", то есть те, которые входили в состав авангарда и первыми начали бой. Вслед за авангардом в бой вступили и корабли центра. Бой принял чрезвычайно напряженный характер. Особенно сильным ударам подвергались флагманские корабли противника. С одним из них, под названием "Реал-Мустафа", бой вел "Евстафий". Русский корабль причинил турецкому судну ряд серьезных повреждений, а затем сцепился на абордаж. В рукопашном бою на палубе неприятельского корабля русские матросы и офицеры проявили мужество и героизм. Так, один из русских матросов, имя которого неизвестно, при попытке овладеть турецким флагом был ранен в правую руку. Тогда он схватил флаг левой рукой. Когда же подбежавший янычар ударом сабли ранил ему и левую руку, матрос вцепился в полотнище флага зубами и не выпускал его до последнего вздоха. Ожесточенный абордажный бой на палубе "Реал-Мустафы" закончился победой русских.

Характеризуя действия линейного корабля "Евстафий" в Чесменском сражении, Орлов в донесении Екатерине II писал: "Все корабли с великой храбростью атаковали неприятеля, все с великим тщанием исполняли свою должность, но корабль адмиральский "Евстафий" превзошел все прочие. Англичане, французы, венецианцы и мальтийцы, живые свидетели всем действиям, признались, что они тогда не представляли себе, чтоб можно было атаковать неприятеля с таким терпением и неустрашимостью". И далее Орлов добавляет: "Свист ядер летающих, и разные опасности представляющиеся, и самая смерть, смертных ужасающая, не были довольно сильны произвести робости в сердцах сражавшихся с врагом россиян, испытанных сынов отечества...".

Вскоре после захвата неприятельского флагманского корабля на нем возник пожар, который затем перебросился на "Евстафий"; когда огонь достиг крюйт-камеры, оба корабля взорвались. Адмирал Спиридов перед взрывом успел покинуть горящий корабль и перейти на другой. Гибель турецкого флагмана окончательно нарушило управление неприятельским флотом. В 13 часов турки, не выдержав атаки русских и боясь распространения пожара на другие корабли, поспешно начали рубить якорные канаты и отходить в Чесменскую бухту под защиту береговых батарей, где были заблокированы русской эскадрой. Таким образом, в результате первого этапа сражения, продолжавшегося около двух часов, погибло по одному кораблю с каждой стороны; инициатива целиком перешла к русским. На военном совете 25 июня у графа Орлова был принят план Спиридова, заключавшийся в уничтожении турецких кораблей в собственной базе. Учитывая скученность кораблей противника, исключавшую для них возможность маневра, адмирал Спиридов предложил уничтожить турецкий флот комбинированным ударом корабельной артиллерии и брандеров, причем главный удар должна была нанести артиллерия. Для атаки противника 25 июня были оборудованы 4 брандера и создан специальный отряд под командованием младшего флагмана С.К. Грейга в составе 4 линейных кораблей, 2 фрегатов и бомбардирского корабля "Гром". Замысел атаки, разработанный Спиридовым, сводился к следующему. Корабли, выделенные для атаки, пользуясь темнотой, должны были в ночь на 26 июня скрытно подойти к противнику на дистанцию 2-3 каб. и, став на якорь, открыть внезапный огонь: линейные корабли и бомбардирский корабль "Гром" - по кораблям, фрегаты - по береговым батареям противника.

В полночь, когда все приготовления к бою были закончены, по сигналу флагмана корабли, назначенные для атаки, снялись с якоря и направились в указанные для них места. Подойдя на дистанцию 2 кабельтовых, русские корабли заняли места по установленной для них диспозиции и открыли огонь по турецким кораблям и береговым батареям. "Гром" и некоторые линейные корабли вели огонь главным образом брандскугелями. За линейными кораблями и фрегатами в ожидании атаки были развернуты 4 брандера.

В начале 2-го часа на одном из турецких кораблей от попавшего брандскугеля возник пожар, который быстро охватил весь корабль и начал перебрасываться на соседние корабли противника. Турки пришли в замешательство и ослабили свой огонь. Это создало благоприятные условия для атаки брандеров. В 1 час 15 минут 4 брандера под прикрытием огня линейных кораблей начали движение на противника, Каждому из брандеров был назначен определенный корабль, с которым он должен был сцепиться. Три брандера по различным причинам не достигли поставленной цели, и только один под командованием лейтенанта Ильина выполнил поставленную задачу. Под огнем противника он подошел к 84-пушечному турецкому кораблю и поджег ею. Команда брандера вместе с лейтенантом Ильиным села в шлюпку и покинула горящий брандер. Вскоре на турецком корабле произошел взрыв. Тысячи горящих обломков разлетелись по всей Чесменской бухте, распространив пожар почти на все корабли турецкого флота, В это время бухта представляла собой огромный пылающий факел. Турецкие корабли один за другим взрывались и взлетали на воздух. В 4 часа русские корабли прекратили огонь. К этому времени почти весь турецкий флот был уничтожен. Из 15 линейных кораблей, 6 фрегатов и 50 вспомогательных судов уцелели и были захвачены русскими в плен лишь один линейный корабль "Родос" и 5 галер. Русский флот потерь в кораблях не имел.

Таким образом, Чесменское сражение закончилось полным уничтожением турецкого флота, на который возлагалось много надежд. Оценивая это сражение, адмирал Спиридов в донесении президенту Адмиралтейств-коллегий писал: "...Честь Всероссийскому флоту! С 25 на 26 неприятельский военный флот... атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, потопили и в пепел обратили, а сами стали быть во всем архипелаге... господствующими".

Героями Чесмы стали адмирал Спиридов, по планам и под руководством которого русский флот одержал выдающуюся победу младший флагман С.К. Грейг, произведенный после сражения в контр-адмиралы, командиры кораблей: капитаны I ранга Круз ("Евстафий"), Клокачев ("Европа"), Хметевский ("Три Святителя"), лейтенант Ильин (командир брандера) и многие другие, удостоенные высоких наград.

Чесменское сражение представляет собой ярчайший пример уничтожения неприятельского флота в расположении его базы. Победа русского флота над вдвое превосходящими силами противника была достигнута благодаря правильному выбору момента для нанесения решающего удара, внезапности атаки в ночное время и неожиданному для противника применению брандеров и зажигательных снарядов, хорошо организованному взаимодействию сил, а также высоким морально-боевым качествам личного состава и флотоводческому искусству адмирала Спиридова, который смело отказался от шаблонной линейной тактики, господствовавшей в то время в западноевропейских флотах. По инициативе адмирала были применены такие решительные приемы боя, как сосредоточение всех сил флота против части сил противника и ведение боя на предельно короткой дистанции.

Победа русского флота в Чесменском сражении оказала большое влияние на дальнейший ход войны. Благодаря этой победе русский флот серьезно нарушил турецкие коммуникации в Архипелаге и установил эффективную блокаду Дарданелл.

В память о Чесменской победе была выбита медаль, которой награждались все участники сражения. Граф Орлов был награжден орденом Св. Георгия 1-й степени и получил почетное добавление к своей фамилии Чесменский; адмирал Свиридов получил высший орден Российской империи - Святого Андрея Первозванного; контр-адмирал Грейг был удостоен ордена Святого Георгия 2-й степени, давший ему право на потомственное русское дворянство, В честь этой победы в 1775 года в Гатчине был установлен Чесменский обелиск, а в 1778 году в Царском Селе - Чесменская колонна. В Петербурге в 1774-1777 годах был построен Чесменский дворец, а в 1777-1778 годах - Чесменская церковь. Имя "Чесма" в Российском флоте носили броненосец и линейный корабль. В честь лейтенанта Ильина были названы линейный крейсер и эсминец.

В эпоху парусных кораблей сражение между русским и турецким флотом у крепости Чесма стало одним из самых крупных в то время. Победа в этом сражении послужила преимуществом Российской империи в заключении Кючук-Кайнарджийского договора при завершении Русско-турецкой войны 1768-1774 годов. Чесменское сражение – настоящий триумф русского флота.

Началом великого сражения стало столкновение русской эскадры под командованием адмирала Спиридова с вдвое превосходящим турецким флотом в Хиосском проливе. Состав русских войск был не велик: один бомбардирский корабль, 9 линейных кораблей, всего 3 фрегата, и 17 вспомогательных судов. Однако позиция турецких кораблей была такова, что только половина из них могла атаковать одновременно, к тому же пространство для маневра ограничивалось береговой линией. Адмирал принял решение атаковать.

Спиридов разработал план действий. Согласно ему, русские корабли должны были подойти к вражескому флоту под прямым углом на расстояние, достаточное для залпа, нанести максимально возможный урон кораблям первой линии, особенно флагманским, чтобы нарушить управление турецким флотом. Нельзя было позволить неприятелю воспользоваться численным преимуществом.

Утром 24 июня (7 июля) 1770 года русские корабли стремительно вошли в Хиосский пролив и были построены в кильватерную колонну, ордер-баталию. Впереди шла «Европа», сразу за ним – «Евстафий».

В 11:30 турецкая эскадра атаковала русские корабли, но существенного урона нанести не удалось. Через полчаса маневр русского флота был близок к завершению, начался ожесточенный обстрел армиями друг — друга пушечными залпами на ближнем расстоянии. Только у трех русских кораблей не получилось занять свои места в общем строю. «Европа», по настоянию лоцмана, была выведена из линии, позже она заняла позицию за «Ростиславом», «Трех Святителей» вынесло в самый центр турецкого строя из-за поврежденного такелажа. «Св. Януарий» вышел из строя, потому что отстал от эскадры. После того, как бой покинула «Европа», главной целью турков стал флагманский «Евстафий», где находился адмирал. Русский флагман сблизился с турецким 90-пушечным «Реал-Мустафа» на расстоянии ружейного выстрела, из-за невозможности маневра начался абордажный бой. Атаки «единорогов» привели к пожару на «Реал-Мустафе». В итоге чего оба флагмана погибли от взрыва. Командиры русской эскадры Адмирал Спиридов и граф Ф.Г. Орлов спаслись.


В 14:00 турецкий флот начал отступление, похожее на бегство. Многие корабли при этом сталкивались, и к Чесменской бухте подошли без бушпритов. Поведение команды огромного 100-пушечного турецкого корабля «Капудан-паши» стало ярким примером смятения и паники, воцарившегося среди турецких моряков. Обрубая якорную цепь, экипаж забыл о шпринге, что привело к повороту корабля кормой к русскому «Трем Иерархам» так, что у «Капудан-паши» не было возможности ответить на шквальный огонь противника в течение четверти часа ни единым выстрелом.

В итоге первого этапа Чесменской битвы, и короткого боя в Хиосском проливе, обе эскадры потеряли только по одному кораблю, но боевой дух и инициатива турецкого флота была сломлена. Турецкие корабли оказались в крайне неудобной и невыгодной позиции в Чесменской бухте, они не могли выйти оттуда из-за слабого ветра.

Несмотря на то, что турецкий флот оказался заблокирован в Чесменской бухте, он сохранил численное преимущество и все еще оставался опасным противником. Русская эскадра не имела возможностей для долгой осады. Поблизости отсутствовали базы снабжения, и в любой момент к неприятелю могло подойти подкрепление из Стамбула. В виду этих обстоятельств, русский военный совет 25 июня (8 июля) принял решение о немедленном уничтожении турецкого флота. Из 4 линейных кораблей, 2 фрегатов и бомбардирского корабля «Гром» был организован специальный отряд под командованием С.К. Грейга. Он должен был атаковать турков в Чесменской бухте.


Гром Россия, XVIII в. Бомбардирский корабль.

Вечером в 17:00 «Гром» приступил к обстрелу вражеского флота и береговых укреплений, что позволило к полуночи завершить маневр всем остальным кораблям группы. По плану, обстрел должен был производиться с расстояния около 370 метров (2 кабельтовых). Задача фрегатов состояла в подавлении береговых батарей, а линкоров – в обстреле плотно выстроенного турецкого флота в бухте, «Гром» поддерживал линейные корабли. После обстрела в бой вступили брандеры. Воплотить план командования удалось в точности.

Через час после начала массированного обстрела турецкий корабль загорелся от зажигательного снаряда, пожар перекинулся на ближайшие корабли. Пытаясь спасти флот от огня, экипажи турецких кораблей ослабили артиллерийский обстрел, что позволило брандерам успешно обойти линкоры и вступить в бой. В течение 15 минут 4 брандера подошли к ранее намеченным целям, но выполнить задачу и поджечь большой 84-пушечный корабль удалось только одному – брандеру лейтенанта Ильина. После чего команда и капитан покинули горящий корабль. А турецкое судно взорвалось через некоторое время. Его горящие обломки распространили пожар по многим турецким кораблям.

На протяжении всего нескольких часов от огня и русских пушек погибла значительная часть турецкой эскадры, в том числе 15 линкоров, 6 фрегатов и около 50 небольших вспомогательных судов. Ранним утром, около 4 часов, обстрел Чесменской бухты и уничтожение турецких кораблей прекратились. К этому моменту турецкая эскадра была практически стерта с лица земли. В 9 часов утра русские высадили на берег десант для захвата укреплений северного мыса.

Взрывы в Чесменской бухте были слышны еще час после высадки отрядов на берег. От большого флота остался только один 60-пушечный корабль «Родос» и 5 галер, они сдались. Остальная флотилия превратилась в ужасающую смесь пепла с обломками кораблей и человеческой кровью.

В Эгейском море больше не осталось турецкого флота, что стало огромной потерей для Турции и стратегическим преимуществом для Российской империи. Таким образом, русский флот установил господство в архипелаге, были нарушены турецкие коммуникации. Чесменское сражение существенно ускорило победу русских в войне 1768-1774 годов.

Великие русские флотоводцы выковали эту победу своим талантом, опытом и способностью к нестандартным решениям, несмотря на практически провальное начало похода. Из 15 кораблей, вышедших из Крондштата, только 8 добралось до Ливорно в средиземном море. По словам самого графа Орлова в письме Екатерине II, если бы война была не с Турцией, а любой другой страной, с более сильным и умелым флотом, — «легко бы всех передавили». Но низкое качество флота противника с лихвой компенсировалось двукратным преимуществом, так что русские моряки по праву могут гордиться великой победой.

Такая желанная виктория стала возможна после отказа от канонов линейной тактики, столь популярных в то время среди западноевропейских адмиралов. Решающую роль в сражении сыграли искусное использование слабых сторон противника, концентрация кораблей на главном направлении и умение точно выбрать момент для атаки. Важнейшим для нанесения поражения неприятелю было решение и умение загнать турецкий флот в бухту. Даже под прикрытием береговых батарей, флот Турции был уязвим в тесной бухте, это предопределило успех обстрела зажигательными снарядами и брандерной атаки.

Командование русского флота в Эгейском море праздновало триумф. Граф Орлов получил в награду орден Святого Георгия 1-й степени, а также получил право добавить к своей фамилии почетное «Чесменский». Адмирала Спиридова представили к самой высокой военной награде в Российской империи — ордену Святого Андрея Первозванного. С. Грейг получил повышение до контр-адмирала и был награжден орденом Святого Георгия 2-й степени, дававшего право на потомственное дворянство.

В честь Чесменской победы и тех людей, которые ее добились с минимальными человеческими потерями среди своих солдат, в Гатчине установлен обелиск. Через 8 лет после сражения в Царском селе установили Чесменскую колонну. В Петербурге был построен Чесменский дворец и Чесменская церковь. Имя «Чесма» присвоили сразу двум кораблям в русском флоте — линейному кораблю и эскадренному броненосцу. Также название «Чесма» получил мыс, открытый в 1876 году в Анадырском заливе. Чесменская битва стала доказательством исключительного таланта русских полководцев и отваги русских моряков, способных действовать даже в самых неблагоприятных условиях и побеждать.

Вы знаете, когда произошло Чесменское морское сражение? 1770 год и сегодня чествуют в России. Чесменский бой состоялся в Чесменской бухте в 1770 году, 24-26 июля (5-7 июля), на участке между островом Хиосом и западной оконечностью Анатолии. Известно, что в этом районе ранее происходили многочисленные между Венецианской республикой и Османской империей, между турецким и российским флотами. Баталия была частью Второго Пелопоннесского восстания 1769 года и предтечей грядущей греческой войны за суверенитет (1821-1829 годы).

Сегодня День воинской славы России отмечают 7 июля - это день победы российской флотилии над турецкой в Чесменской битве.

Предыстория

Многим знакома цифра 1770. Чесменское сражение произошло именно в этом году. После того как в 1768-м началась война русских с турками, Россия отправила пару эскадр в Средиземное море из Балтийского. Она хотела отвлечь внимание оттоманов от Первой архипелагской экспедиции (Черноморский флот), состоявшей тогда всего из шести

Двумя русскими эскадрами командовал адмирал Григорий Спиридов и английский советник, контр-адмирал Эльфинстон Джон, а ими руководил граф Орлов Алексей. В итоге опытным морякам удалось обнаружить флотилию османов на рейде в Чесменской бухте (западная ривьера Турции).

Под давлением Франции и влиянием польской проблемы в 1768 году Османская империя России объявила войну. К этому моменту на южной стратегической линии сохранялась та же обстановка, которая была в XVII столетии. У Российской империи не было своего флота на Чёрном и Азовском морях, где владычествовали морские силы Порты. Фактически Чёрное море являлось «Турецким озером». Приазовье, Северное Причерноморье и Крым контролировала Османская империя - эти земли являлись плацдармом для милитаризма против России.

Вторжение

Год 1770… Чесменское сражение… Почему оно произошло? В 1768-му, осенью, крымская конница вторглась на территорию России, начав войну. Враг был повержен и ретировался, но угроза оставалась. Северное Причерноморье превратилось в базовый театр военных действий, где армия России больше пяти лет боролась с вооружёнными силами Оттоманской Порты и Крымского ханства.

Задачи

Запомните число 1770. Чесменское сражение оно означает. На Чёрном море отсутствие флота необходимо было компенсировать. Именно поэтому в Петербурге решили отправить в Средиземное море эскадру из Балтийского и оттуда угрожать Турции. Базовой целью экспедиции была поддержка вероятного восстания христианских обитателей Балканского полуострова (прежде всего островов Эгейского моря и греческого Пелопоннеса) и угроза туркам с тыла.

Какие задачи должна была выполнить русская эскадра? Ей необходимо было разрушить морские коммуникации неприятеля в Средиземном море, удалить некоторые его силы (преимущественно флот) с причерноморской площадки боевых действий. При успехе эскадра должна была захватить важнейшие приморские пункты Турции и блокировать Дарданеллы. Основное место действия располагалось в Эгейском море или, как тогда излагали, в «Архипелаге Греции». Отсюда и произошло наименование «Греческая экспедиция».

Идея

Давно минул год 1770. Чесменское сражение люди помнят до сих пор. Кто придумал послать русские корабли к побережью Эгейского моря, пробудить и оказать поддержку восстанию пребывавшего там христианского населения против османов? Впервые эту мысль изложил тогдашний фаворит государыни Екатерины II Орлов Григорий. Вероятно, эту идею впервые сообщил будущий руководитель экспедиции граф Орлов Алексей, брат Григория, а тот лишь одобрил её и донёс до Екатерины.

Известно, что писал брату о проблемах подобного похода и войны в целом: «Ехать нужно до Константинополя и освободить всех благочестивых и православных от ига тяжкого. И скажу так, как государь Пётр I в грамоте сказал: а их, магометан неверных, согнать в песчаные степи на прежние их жилища. А здесь снова появится благочестие, и восславим нашего Бога всемогущего». В момент внесения проекта похода в Совет при императрице Орлов Григорий формулировал своё предложение таким образом: «Отправить, в виде круиза в Средиземное море пару судов и оттуда сделать противнику диверсию».

Некоторые специалисты утверждают, что Чесменское сражение 1770 года произошло из-за стремления России иметь независимый выход из Чёрного моря на просторы мировых океанов. И повод тогда не требовался.

Флотилии

А сейчас немного подробней рассмотрим год 1770, Чесменское сражение (русско-турецкий бой). Русская флотилия состояла из девяти трёх фрегатов (один 36-пушечный и пара 32-пушечных), 17-19 подсобных кораблей и бомбардирского судна «Гром» (10-пушечного).

Заметив 23 июня вражеский флот, стоявший за островом Хиос на якоре, наша армада на рассвете 24 июня (5 июля) 1770 года вошла в Хиосский канал, обособляющий названный остров от ривьеры Анатолии, с севера с попутным тихим ветром. Вдоль этого побережья, от Чесменского залива к северу, стояла в две линии на якорях османская армада.

В ней находилось 16 кораблей (из них было шесть 90- или 80-пушечных, а прочие, как и российские, оснащались 66 орудиями), 60 мелких судов и 6 фрегатов. Командовал Гассан-эд-Дин - капитан-паша. Он в тот момент находился в лагере на берегу, а его замещал Гассан-Бей (отважный алжирец), который рассуждал, что с кораблями врага нужно сцепляться и взлетать вместе с ними в воздух. Тем не менее его корветы не могли этому правилу следовать, так как стояли на якоре. В итоге русские с поднятыми парусами взяли инициативу в битве на себя.

Тактика Орлова

В году 1770 Чесменское сражение (русско-турецкий бой) сильно повлияло на ход дальнейшей истории. Известно, что внушительные силы неприятеля сначала поразили графа Орлова. Но, твёрдо надеясь на храбрость своих воинов и на Бога, он, посоветовавшись с капитанами и флагманами, решил турецкий флот атаковать. Орлов приказал создать шпринги (тросы, соединённые якорями, которые удерживают судно в нужном положении) на случай, если придётся встать на якорь против врага. Граф выстроил линию баталии и двинулся на турок в таком порядке:

  • Арьергард: корабли «Святослав» (адмирал Эльфинстон, шкипер Роксбург), «Не тронь Меня» (шкипер Бешенцов), «Саратов» (капитан Поливанов).
  • Авангард: «Евстафий» (адмирал Спиридов, капитан Круз), «Европа» (капитан Клокачев), «Трёх Святителей» (шкипер Хметевский).
  • Кордебаталия: «Трёх Иерархов» (граф Орлов Алексей, бригадир Грейг), «Януарий» (шкипер Борисов), «Ростислав» (капитан Лупандин).

Бой в Хиосском проливе

Чесменское сражение (1770 г., 7 июля) повернуло историю вспять. Для начала рассмотрим бой в Хиосском проливе, который произошёл 24 июня (5 июля). Русский флот согласовал план действий и подошёл к южной границе турецкой линии. После этого он развернулся и начал размещаться против судов противника. Флот Турции принялся палить с расстояния 3 кабельтовых (560 м) в 11:30-11:45. Русские корабли не стреляли в ответ до тех пор, пока не приблизились к неприятелю на дальность в 80 сражений (170 м) для ближнего боя в 12:00.

У трёх российских кораблей манёвр не получился: «Св. Януарий» вынужденно развернулся, прежде чем стал в линейку, «Европа» пропустила своё место, получила повреждение, ввиду чего развернулась и покинула строй, оказавшись позади «Ростислава», а «Три Святителя» с тыльной области обогнул второй корабль противника, прежде чем смог встать в шеренгу, в результате чего его ошибочно атаковал корвет «Три Иерарха».

Повреждение «Европы» привело к тому, что «Св. Евстафий» стал головным кораблём русской армады. На это судно был направлен огонь трёх линейных турецких кораблей (включая флагман османской флотилии «Бурдж-у-Зафер», которым командовал Гассан-паша). «Св. Евстафий» приступил к абордажу флагманского судна османской армады, до того как увидел на нём пожар. После того как пылающая грот-мачта «Бурдж-у-Зафера» свалилась на палубу корвета «Св. Евстафий», тот взорвался. Спустя 10-15 минут взлетел на воздух и «Бурдж-у-Зафер». Эльфинстон уверял, что русские фактически безрезультативны, и Спиридов с графом Орловым Фёдором (брат предводителя) покинули «Св. Евстафий» ещё до начала ближнего боя. Таким же образом избежал гибели и шкипер «Св. Евстафия» Круз. Спиридов возобновил руководство боем с корвета «Три Святителя».

Турки к 14:00 обрезали канаты якорей и ретировались под прикрытие береговых батарей в Чесменскую гавань.

Бой в бухте

Много солдат погибло в 1770 г. Чесменское сражение было одним из самых яростных. 25-26 июня (6-7 июля) произошёл бой в Чесменском заливе. Именно в нём турецкие брандеры создали два ряда из 7- и 8-линейных корветов, а остальные корабли разместились между этими рядами и побережьем.

Целый день 25 июня (6 июля) русские корабли обстреливали турецкую флотилию и прибрежные позиции. Из четырёх подсобных судов были изготовлены брандеры. В 17:00 бомбардирское судно «Гром» стало на якорь перед входом в Чесменский залив и начало обстреливать турецкий флот. В 00:30 к нему присоединилось линейное судно «Европа», а к 01:00 - «Ростислав», в кильватере которого прибыли брандеры.

«Ростислав», «Европа» и пожаловавший «Не тронь меня» сформировали линию с севера на юг, затеяв бой с турецкой армадой. В это время «Саратов» стоял на резерве, а фрегат «Африка» и «Гром» атаковали батареи на западном побережье залива.

В 01:30 или чуть раньше (согласно Эльфинстону, в полночь), вследствие пальбы «Не тронь меня» и «Грома», один из линейных кораблей турок взорвался: огонь перекинулся на корпус с горящих парусов. Языки пламени быстро перешли на иные корабли в гавани.

Итак, продолжаем рассказ о событии, которое произошло 7 июля 1770 г. Чесменское сражение должен изучить каждый. После того как в 02:00 взорвался второй турецкий корабль, российские суда прекратили пальбу, и брандеры вошли в залив. Два из них, находившиеся под командованием капитанов Дагдейла и Гагарина, турки расстреляли. Кстати, Эльфинстон утверждает, что погиб лишь брандер капитана Дагдейла, а судно Гагарина в бой идти отказалось. Далее один корабль, которым командовал Маккензи, сцепился с уже горевшим судном, а один (под управлением лейтенанта Д. Ильина) - прикрепился к 84-пушечному линейному корвету.

Известно, что Ильин поджег брандер, а сам покинул его на шлюпке вместе с командой. Судно взорвалось и подожгло большинство иных османских корветов. К 02:30 взорвались ещё три линейных корабля.

Примерно в 04:00 русские корабли отправили шлюпки, желая спасти ещё не горевшие два крупных судна. Тем не менее они смогли вывезти лишь одно из них - «Родос» 60-пушечный. С 04:00 до 05:30 взлетели на воздух ещё шесть боевых кораблей, а в 7-м часу - синхронно четыре. К 08:00 сражение в Чесменском заливе было окончено.

Последствия баталии

Чем хорош для отечественной истории 1770 год? Чесменское сражение какую пользу принесло России? После этого боя русский флот смог основательно нарушить связи турок в Эгейском море и изолировать Дарданеллы. Все эти нюансы сыграли важную роль при подписании мирного Кючук-Кайнарджийского соглашения.

По указанию Екатерины II, для восхваления победы в Большом Петергофском дворце был изготовлен памятный Чесменский зал (1774-1777 годы), были воздвигнуты два монумента к этому событию: Чесменская пилястра в Царском Селе (1778 год) и Чесменский памятник в Гатчине (1775 год), а также возведены Чесменский дворец (1774-1777 годы) и Чесменский храм святого Иоанна Предтечи (1777-1780 годы) в Санкт-Петербурге.

Чесменское сражение 1770 года увековечили в отлитых золотых и серебряных медалях, которые были изготовлены по повелению императрицы Екатерины Алексеевны. Графу Орлову Алексею разрешили приобщить к фамилии проименование, как тогда говорили, "Чесменский".

Наименования

Известно, что имя «Чесма» носил броненосец армады российской военной флотилии. По распоряжению Николая II Чесмой был наименован населённый пункт, который сегодня является селом Челябинской области.

А ещё в есть мыс Чесма - его так назвала экспедиция на клипере «Всадник» в 1876 году.

Президент Российской Федерации Владимир Путин в 2012 году, в июле, скрепил своей подписью поправки в закон «О памятных датах России и днях воинской славы». В итоге появился День победы русской флотилии над турецкой в Чесменском бою, который отмечается 7 июля.

Доклады

Историки до сих пор изучают год 1770: Чесменское сражение, причина которого уже известна, прославило Россию на весь мир. Известно, что Спиридов докладывал президенту коллегии Адмиралтейства в Петербурге графу Чернышову: «Благодарение Богу и честь Всероссийской флотилии! С 25-го на 26-е флот противника атаковали, разломали, разбили, сожгли, потопили, на небо пустили и в пепел превратили, и оставили на том месте ужасное бесславие, а сами принялись господствовать во всём Архипелаге нашей Всемилостивой Царицы».

А. Г. Орлов блестяще выразил чувства, навеянные Чесменской победой, в письме своему брату: «Здравствуй, государь, братец! Немного скажу тебе о нашем путешествии: зажегши везде огонь, принуждены были морею оставить. За ворогом со флотом пошли, к нему приблизились, сразились, схватились, разгромили, победили, развалили, отправили на дно и испепелили».

Чесма (Чесме) была городком с цитаделью на западном берегу Малой Азии, против острова Хиоса. В заливе, при котором стоит Чесма, происходил в 1770 году знаменитый Чесменский бой – часть Архипелагской экспедиции 1769-1774 .

Незадолго до этого произошло соединение двух русских эскадр: адмирала Спиридова , бывшей в Архипелаге и раньше, и контр-адмирала Эльфинстона, только что пришедшей туда из России. Главнокомандующим стал граф Алексей Григорьевич Орлов , который поднял кейзер-флаг на корабле «Трёх Иерархов» (командир – бригадир С. К. Грейг ), и соединил свой флот 15 июня у острова Пароса. Турецкая эскадра вышла отсюда лишь за три дня до этого и направилась к северу – как полагали, в Дарданеллы. Граф Орлов, боясь упустить противника, поспешил за ним в намерении нанести ему поражение.

Чесменское сражение. Видеофильм

Русский флот состоял из девяти кораблей (все 66-пушечные, кроме 84-пушечного «Святослава»), трех фрегатов (один 36-ти и два 32-пушечных), одного 10-пушечного бомбардирского корабля и семнадцати легких судов. Увидев 23 июня неприятельский флот на якоре за островом Хиос, наш флот, с утра 24 июня (5 июля) 1770 года, с тихим попутным ветром вошел с севера в Хиосский канал, отделяющий упомянутый остров от берега Анатолии. Вдоль этого берега и близ него, к северу от Чесменского залива, стояла на якорях в две линии турецкая эскадра. Её составляли 16 кораблей (из них шесть от 80 до 90-пушечных, а прочие, как и русские, 66-пушечные), 6 фрегатов и до 60 мелких судов и транспортов. Главнокомандующий, капитан-паша Гассан-эд-Дин, находился на берегу в лагере, а флотом в тот момент начальствовал отважный алжирец Гассан-Бей, который говорил, что надо сцепляться с неприятельскими кораблями и вместе с ними взлетать на воздух. Но так как корабли его стояли на якоре и не могли следовать этому правилу, тогда как русские, бывшие под парусами, завладели инициативой в битве.

Громадность сил неприятеля вначале поразила графа Орлова. Но, твердо надеясь на Бога и на храбрость своих подчиненных, он, по совету с флагманами и капитанами, решил атаковать турецкий флот. Орлов приказал изготовить шпринги (соединённые якорями тросы, которые удерживают корабль в заданном положении), на случай, если придется стать на якорь против неприятеля. Построив линию баталии, Орлов двинулся на турок в следующем порядке:

Авангард : Корабли «Европа» (капитан Клокачев), «Евстафий» (капитан Круз, адмирал Спиридов), «Трёх Святителей» (капитан Хметевский).

Кордебаталия : «Януарий» (капитан Борисов), «Трех Иерархов» (бригадир Грейг, граф Алексей Орлов), «Ростислав» (капитан Лупандин).

Арьергард : «Не тронь Меня» (капитан Бешенцов), «Святослав» (капитан Роксбург, адмирал Эльфинстон), «Саратов» (капитан Поливанов).

Перед полднем корабль «Европа», приведя на левый галс (т. е. став левым бортом к ветру), открыл огонь по передовому неприятельскому кораблю, на котором был флаг главнокомандующего. Но вскоре, по настоянию лоцмана, угрожавшего близостью мели, он повернул на правый галс, уступив место следовавшему за ним кораблю «Евстафий» . Так около полудня 24 июня начался Чесменский бой и продолжался часов до двух дня. Шесть русских кораблей, составлявшие авангард и кордебаталию, успешно действовали против первых от входа неприятельских. Но три корабля нашего арьергарда только перед концом битвы приблизились к неприятелю и палили издалека.

Ветер во время сражения совсем стих. Корабль «Евстафий» был в самом сильном огне. Против него действовали три судна, а он сосредоточил огонь свой на корабле турецкого главнокомандующего, сблизился с ним на ружейный выстрел и, лишившись управления от множества повреждений в рангоуте и парусах, налетел на этот корабль, так что между их экипажами завязался рукопашный бой. Вскоре корабль капитана-паши загорелся. Тогда адмирал Спиридов и генерал граф Федор Григорьевич Орлов , начальствовавший десантными войсками на флоте, съехали с корабля «Евстафий» на пакетбот «Почтальон». В то же время с русского флота посланы были к кораблю «Евстафий» на помощь гребные суда. Турки, с горящего корабля бросались на наш. Сеча продолжалась и наконец грот-мачта турецкого корабля, подгорев, упала на «Евстафий». Искры попали в крют-камеру, и корабль наш взлетел на воздух. За ним взорвался и турецкий. При этом несчастии погибло с «Евстафием» от 508 до 628 русских моряков, в том числе от 30 до 35 офицеров (так разнятся современные и официальные показания). Турецкие суда, обрубая канаты, поставили паруса и бежали к югу в Чесменскую бухту. Русский флот, имея повреждения, не преследовал неприятеля, укрывшегося в глубине бухты, но перешел ко входу в нее и стал на якорь.

Чесменский бой 1770. План

На военном совете после этого боя положено было атаковать и истребить неприятельский флот, для чего бригадиру Ганнибалу (генерал-фельдцейхмейстеру флота) поручено было изготовить четыре брандера. Бомбардирский корабль, поставленный впереди нашего флота, бросал бомбы в неприятельский. К утру следующего дня, 25 июня (6 июля) 1770, русский флот стоял перед устьем Чесменской бухты полукружием, на расстоянии одного кабельтова или ста сажен корабль от корабля, а турки на флангах нашей линии построили батареи и укрепились в своей позиции, имея четыре корабля впереди в линии. За ними вся масса их судов стояла под самым берегом.

К вечеру 25 июня готовы были брандеры, поступившие в отряд капитана бригадирского ранга Грейга. Он был назначен для атаки турецкого флота и состоял из четырех кораблей, двух фрегатов и одного бомбардирского корабля. Тихий северный ветер и лунная ночь благоприятствовали предположенной атаке, и в половине первого часа ночи на 26 июня (7 июля) 1770 корабль «Европа» стал уже на шпринг против неприятеля и открыл пальбу. С полчаса он выдерживал ее один, пока не подошли прочие суда упомянутого отряда, и Чесменское сражение продолжилось. Вскоре загорелся один турецкий корабль, за ним и другой; тогда, по сигналу, были пущены брандеры. Три из них не имели успеха, а четвертый – под командой лейтенанта Ильина, сцепился с большим турецким кораблем и был зажжен.

Следствием был взрыв этого корабля. Затем последовал и общий пожар неприятельского флота, продолжавшийся с 3 часов ночи до 9 часов утра. Турецкие суда взлетали на воздух одно за другим, так что русские успели спасти от огня только один 60-пушечный корабль «Родос» и пять галер. 14 кораблей, 6 фрегатов и более полусотни турецких судов сгорело. Трофеями победителей Чесменского боя, кроме корабля и пяти галер, были 22 медных орудия 24-х и 30-фунтовых калибров, взятые с северной батареи, и еще несколько орудий, поднятых у берега, а также оставленных турками в Чесме, откуда они ушли в Смирну (Измир). Занятие Чесмы не представляло никаких выгод, и это место было оставлено, а богатый город не взят, по причине свирепствовавшей в нём чумы.

Чесменский бой. Картина И. К. Айвазовского, 1848

Урон наш в обоих Чесменских боях, кроме потери корабля «Евстафий» с экипажем, составлял несколько более 50 человек убитыми и тяжелоранеными. Всему русскому флоту после этой блестящей победы было объявлено монаршее благоволение, выдано не в зачёт годовое жалованье и следуемые по морскому уставу призовые деньги. В память боя при Чесме была выбита медаль с портретом Екатерины II на одной стороне и с горящим турецким флотом, на другой, под лаконическою надписью «Был». Серебряные медали эти все участники Чесменского боя носили на голубой ленте, в петлице.

Победа русских была полной. Турецкий флот был истреблен весь; остались только два корабля, не бывшие в деле. Русские приобрели господство в эгейском Архипелаге, ограничившись однако лишь слабой блокадой Дарданелл и безуспешной осадой крепости Пеларо на западном берегу Лемноса. В начале сентября 80-пушечный корабль «Святослав», бывший под флагом адмирала Эльфинстона, потерпел крушение на восточном рифе острова Лемноса, что еще более ослабило блокаду Дарданелл, порученную после Эльфинстона контр-адмиралу Грейгу. Между тем в Константинополе прошел страх, распространившийся после Чесменского сражения, когда турки ждали даже прибытия победоносного русского флота к стенам своей столицы. По позднему времени года граф Орлов соединил все суда своей эскадры в порте Ауза на северном берегу острова Парос, и этим окончилась морская кампания 1770 года.


В собственноручном журнале адмирала Грейга сказано, что корабль «Европа» с приближением к нему корабля «Евстафий» сзади вынужден был отойти вперед и, лишась из-за этого сопротивника, поворотил на другой галс, спустился и снова занял место в линии за кораблем «Ростислав».

Во время русско-турецкой войны русский флот разбил турецкий флот в Чесменской бухте. Чесменское морское сражение состоялось 24—26 июня (5—7 июля) 1770 года. Оно вошло в историю как одно из лучших морских сражений XVIII столетия.
Как все начиналось
Шла русско-турецкая война. 1768 год — Россией было отправлено несколько эскадр из Балтийского моря в Средиземное, для отвлечения внимания турок от азовской флотилии (которая состояла тогда всего лишь из 6-ти линейных кораблей) — так называемая Первая архипелагская экспедиция.
Две эскадры русских (под началом адмирала Григория Спиридова и английского советника контр-адмирала Джона Эльфинстона, объединенные под общим командованием графа Алексея Орлова, обнаружили неприятельский флот на рейде Чесменской бухты (западное побережье Турции).
Силы сторон. Расстановка
Турецкий флот, под командованием Ибрагима-паши, имел двойное численное преимущество, перед русским флотом.
Русский флот: 9 линейных кораблей; 3 фрегата; 1 бомбардирский корабль; 17-19 вспомогательных судов; 6500 человек. Общее вооружение 740 орудий.
Турецкий флот: 16 линейных кораблей; 6 фрегатов; 6 шебек; 13 галер; 32 малых судна; 15000 человек. Общее число орудий более 1400.
Турки выстроили свои корабли в две дугообразные линии. В первой линии было 10 линейных кораблей, во второй — 6 линейных кораблей и 6 фрегатов. Малые суда располагались за второй линией. Расстановка флота было чрезвычайно тесной, полностью могли воспользоваться своей артиллерией только корабли первой линии. Хотя имеются разные мнения о том, могли ли корабли второй линии стрелять сквозь промежутки между кораблями первой или нет.

План сражения
Адмиралом Г. Спиридовым был предложен следующий план атаки. Линейные корабли, выстроенные в строй кильватера, воспользовавшись наветренным положением, должны были под прямым углом подойти к турецким кораблям и нанести удар по авангарду и части центра первой линии. После уничтожения судов первой линии удар предназначался по кораблям второй линии. Таким образом, план предложенной адмиралом, основывался на принципах, которые не имели ничего общего с линейной тактикой западноевропейских флотов.
Вместо того что бы равномерно распределить силы по всей линии Спиридов предложил сосредоточить все корабли русской эскадры против части неприятельских сил. Это давало возможность русским уравнять свои силы с численно превосходящим флотом турок на направлении главного удара. Вместе с этим реализация этого плана была связана с известным риском, все дело в том, что при подходе на противника под прямым углом головной корабль русских до выхода на дистанцию артиллерийского залпа попадал под продольный огонь всей линии турецкого флота. Но Спиридов, учитывая высокую подготовку русских и слабую выучку турок, считал, что турецкому флоту не удастся причинить серьезного вреда русской эскадре в момент ее сближения.

Ход сражения
Битва в Хиосском проливе
24 июня, утро — русский флот вошел в Хиосский пролив. Головным шел корабль «Европа», за ним — «Евстафий», на котором находился флаг командующего авангардом адмирала Спиридова. Примерно в 11 часов русская эскадра в соответствии с ранее намеченным планом атаки под всеми парусами подошла к южному краю турецкой линии, а потом, развернувшись, начал занимать позиции против турецких кораблей.
Для быстрейшего выхода на дистанцию артиллерийского залпа и развертывание сил для атаки, русский флот шел в сомкнутом строю.
Турецкие корабли открыли огонь около 11:30 , с дистанции 3 кабельтова (560 м), российский флот не отвечали, пока не приблизился к туркам для ближнего боя на дистанцию в 80 саженей (170 м) в 12:00 и, развернувшись влево, произвел мощный залп из всех орудий по заранее намеченным целям.
Несколько турецких кораблей были серьезно повреждены. Повреждения в рангоуте и парусах были получены и русскими кораблями «Европа», «Св. Евстафий», «Три Иерарха», то есть кораблями входившими в состав авангарда и первыми начавшими бой. После авангарда в битву вступили и корабли центра. Бой начал принимать чрезвычайно напряженный характер. В особенности сильным ударам подвергались флагманские корабли неприятеля. С одним из них, флагманом османского флота «Бурдж-у-Зафер», бой вел «Св. Евстафий». Русское судно причинило турецкому ряд серьезных повреждений, а потом пошло на абордаж.
В рукопашном бою на палубе турецкого корабля русские моряки проявили мужество и героизм. Ожесточенный абордажный бой на палубе «Бурдж-у-Зафера» закончился победой русских. В скором времени после захвата флагманского корабля турок на нем возник пожар. После того, как горящая грот-мачта «Бурдж-у-Зафера» упала на палубу «Св. Евстафия», тот взорвался. Спустя 10—15 мин. взорвался и турецкий флагман.
Адмирал Спиридов перед взрывом успел покинуть горящее судно и перейти на другое. Гибель флагманского корабля «Бурдж-у-Зафера» окончательно нарушило управление турецким флотом. В 13 часов турки, не выдерживая атаки русских и боясь распространения пожара на другие корабли, поспешно стали рубить якорные канаты и отходить в Чесменскую бухту под защиту береговых батарей, где были заблокированы русской эскадрой.
В результате первого этапа битвы, продолжавшейся около 2-х часов, погибло по одному кораблю с каждой стороны; инициатива полностью перешла к русским.

Сражение в Чесменской бухте
25 июня — на военном совете у графа Орлова был принят план Спиридова, заключавшийся в уничтожении неприятельских судов в собственной базе. Учитывая скученность турецких кораблей, которая исключала для них возможность маневра, Спиридов предложил уничтожить вражеский флот комбинированным ударом корабельной артиллерии и брандеров, при этом основной удар должна была нанести артиллерия.
Для атаки неприятеля 25 июня были оборудованы 4 брандера и создан специальный отряд под началом младшего флагмана С. К. Грейга в составе 4-х линейных кораблей, 2 фрегатов и бомбардирского корабля «Гром». План атаки, разработанный Спиридовым, был таким: корабли, выделенные для атаки, воспользовавшись темнотой, должны были в ночь на 26 июня скрытно подойти к неприятелю на дистанцию 2-3 каб. и, став на якорь, открыть внезапный огонь: линейные корабли и бомбардирский корабль «Гром» — по кораблям, фрегаты — по береговой батарее турок.
Закончив все приготовления к бою, в полночь, по сигналу флагмана корабли, назначенные для атаки, снялись с якоря и направились в указанные для них места. Подойдя на дистанцию двух кабельтовых, корабли русской эскадры заняли места по установленной для них диспозиции и открыли огонь по турецкому флоту и береговым батареям. «Гром» и некоторые линейные корабли вели огонь главным образом брандскугелями. За линейными кораблями и фрегатами в ожидании атаки были развернуты четыре брандера.
В начале второго часа на одном из турецких судов от попавшего брандскугеля возник пожар, который быстро охватил весь корабль и стал перебрасываться на соседние корабли противника. Турки пришли в замешательство и ослабили свой огонь. Это создавало благоприятные условий для атаки брандеров. В 1 ч 15 мин четыре брандера под прикрытием огня линейных кораблей стали двигаться на противника. Каждому из брандеров был отведен определенный корабль, с которым ему следовало завязать бой.
Три брандера по разным причинам не смогли достичь поставленной цели, и только один под командованием лейтенанта Ильина выполнил задание. Под неприятельским огнем он подошел к 84-х пушечному турецкому судну и поджег его. Экипаж брандера вместе с лейтенантом Ильиным сел в шлюпки и покинул горящий брандер. В скором времени турецкий корабль взорвался. Тысячи горящих обломков разлетелись по всей Чесменской бухте, распространив пожар почти на все турецкие корабли.
В это время бухта представляла из себя огромный пылающий факел. Неприятельские корабли один за другим взрывались и взлетали на воздух. В четыре час, русские корабли прекратили огонь. К тому времени почти весь флот противника был уничтожен.

Последствия
После этого сражения русский флот смог нанести серьезные нарушения коммуникации турок в Эгейском море и установить блокаду Дарданелл. В результате это сыграло важную роль во время подписания мирного Кючук-Кайнарджийского соглашения.
По указу Екатерины 2, для прославления победы в Большом Петергофском дворце был создан памятный Чесменский зал (1774-1777 гг.), воздвигли 2 монумента в честь этого события: Чесменская пилястра в Царском Селе (1778 г.) и Чесменский памятник в Гатчине (1775 г.), а также построены Чесменский дворец (1774-1777 гг.) и Чесменский храм святого Иоанна Предтечи (1777-1780 гг.) в Санкт-Петербурге. Чесменское сражение 1770 г. было увековечено в отлитых золотых и серебряных медалях, изготовленных по велению императрицы. Граф Орлов был награжден орденом Св. Георгия 1-й степени и получил почетное добавление к своей фамилии Чесменский; адмирал Спиридов получил высший орден Российской империи — Св. Андрея Первозванного; контр-адмирал Грейг был удостоен ордена Св. Георгия 2-й степени, дававший ему право на потомственное русское дворянство.
Чесменское сражение представляет из себя ярчайший пример уничтожения вражеского флота в расположении его базы. Победа русского флота над вдвое превосходящими силами неприятеля была достигнута благодаря правильному выбору момента для нанесения решающего удара, внезапной ночной атаки и неожиданному для противника применению брандеров и зажигательных снарядов, хорошо организованному взаимодействию сил, а также высоким морально-боевым качествам личного состава и флотоводческому искусству адмирала Спиридова, который смело отказался от шаблонно-линейной тактики, господствовавшей в ту эпоху на западноевропейских флотах. По инициативе Спиридова были применены такие приемы боя, как сосредоточение всех сил флота против части сил неприятеля и ведение боя на предельно коротких дистанциях.