Баренцев евро арктический совет. Баренцев Евро-Арктический регион как инструмент «мягкой силы

Начало сотрудничеству в Баренцевом Eвро-Арктическом регионе было положено в Киркенесе (Норвегия) в 1993 году. B регион входят 14 губерний или соответствующих административных образований в Норвегии, России, Финляндии и Швеции. Баренц - ваши ворота в евро-арктическое сотрудничество.

Баренц сотрудничество поддерживает контакты между людьми и экономическое развитие и создаёт условия для межрегионального обмена во многих жизненных сферах, таких как культура, коренные народы, образование, молодёжь, торговля, информация, окружающая среда, здравоохранение и транспорт. Баренцево сотрудничество расценивается как неотъемлемая часть построения стабильной, демократической и процветающей Европы.

B духе Северного измерения Баренцево сотрудничество, с его культурным разнообразием, является воротами к новым возможностям для учёных, предпринимателей и первооткрывателей. B 21 веке Северный морской путь и короткие дороги в Азию как и прежде остаются задачей и мечтой для Европы и Баренцева сотрудничества.

Около 6 миллионов человек проживают в Баренцевом регионе, площадь которого втрое больше территории Франции. Этот Евро-Арктический регион отличается суровым климатом и большими расстояниями. Но никакой другой регион Европы и немногие места в мире могут сравняться с ним по природным богатствам - лесам, рыбе, минералам, нефти и газу. Кроме природных ресурсов Баренцев регион располагает квалифицированной рабочей силой и является стыковочным пунктом между Европейским Союзом и Россией.

Большая часть Баренцева региона относится к зоне умеренного климата и хвойных лесов. Скандинавская горная цепь, северная часть Кольского полуострова, Ненецкий округ и Новая Земля являются частью арктической тундры. Расположение к северу от Полярного круга дарит экзотические периоды белых ночей летом и долгой полярной ночи зимой.

Площадь суши Баренцева региона составляет 1.755.800 кв. км. Плотность населения в среднем всего 3,5 человека на 1 кв. км, от 0,3 в Ненецком округе до 8 в Оулу. Крупнейший город Баренцева региона -Архангельск с населением 350 000 человек.

Баренцев Евро-Арктический регион включает следующие регионы, которые являются членами Баренцева регионального Совета:

Норвегия: Губернии Финнмарк, Трумс и Нурланд
Россия: Мурманская и Архангельская области, Ненецкий автономный округ, Республики Коми и Карелия
Финляндия: Губернии Лапланд, Оулу и Каину
Швеция: Губернии Норботтен и Вестерботтен
История Баренцева Евро-Арктического Сотрудничества

Баренцево Евро-Арктическое сотрудничество и межправительственное сотрудничество было оформлено 11 января 1993 года при подписании Киркенесской декларации министрами иностранных дел Норвегии, России, Финляндии, Швеции и представителями дании, Исландии и Еврорейского Союза.

Совет был учреждён как форум по развитию межрегиональных контактов северных территорий Норвегии, России, Финляндии и Швеции. Тогда же главы регионов участников вместе с представителями коренных народов подписали протокол о сотрудничестве и создании Баренцева Евро-Арктического Совета с целью развития Баренцева региона.

Цели и задачи

Сегодня по мере развития процессов децентрализации и регионализации, предпринимаются шаги по укреплению существующих и созданию новых региональных структур. Предполагается, что этот процесс послужит приближению политических и административных к гражданам и улучшит демократические функции общества.

За 10 лет Баренцева сотрудничества достигнуто много. Это уникальное содружество подтверждает ценность взаимодействия на разных уровнях - между правительствами, регионами и людьми. Баренцево сотрудничество также служит рамками для укрепления и развития Северного измерения в политике Европейского Союза и взаимодействия с Канадой, Японией, США и другими арктическими регионами на севере Европы.

Задача Баренцева сотрудничества - способствовать стабильности, экологическому прогрессу и поддержанию мира в Северной Европе через улучшение условий жизни и обеспечение устойчивого социально-экономического развития. Эти цели могут быть достигнуты только путём настойчивых усилий в различных областях - от всеобщей безопасности, экологии и экономики до заботы о высших человеческих ценностях.

Один из способов развалить государство - разработка и мягкое внедрение в общественное сознание разного рода этнических и региональных мифов, подчеркивающих «исторически сложившуюся отличительность» той или иной группы населения. С постепенным формированием новой идентичности этой группы, вплоть до изменения существующей национальной. Пример: часть казачества на юге страны, поднимающие вопрос опризнании их отдельным народом. И «поморы». Согласно новой поморской идентичности Михайло Ломоносов - не русский, а «помор». Георгафический термин заменяется на этнографический (В своё время то же произошло на Украине).
В случае с поморами есть и некий экономический подтекст.


С историей проекта можно ознакомиться в цикле статей:
- Поморский миф

Частично мы с вами эту историю рассмотрели, а подробнее - по указанным выше ссылкам.

=============================
Перепост всего текста

Скопируйте весь текст в рамке и введите его в поле HTML-редактора у себя в ЖЖ, войдя туда через кнопку "Новая запись". И не забудьте внести название в заголовок и нажать на кнопку "Отправить в...".

Html"> Оригинал взят у в Баренцев Евро-Арктический регион как инструмент Soft Power https://arctus.livejournal.com/545621.html Один из способов развалить государство - разработка и мягкое внедрение в общественное сознание разного рода этнических и региональных мифов, подчеркивающих «исторически сложившуюся отличительность» той или иной группы населения. С постепенным формированием новой идентичности этой группы, вплоть до изменения существующей национальной. Пример: часть казачества на юге страны, поднимающие вопрос опризнании их отдельным народом. И «поморы». Согласно новой поморской идентичности Михайло Ломоносов - не русский, а «помор». Георгафический термин заменяется на этнографический (В своё время то же произошло на Украине). В случае с поморами есть и некий экономический подтекст. С историей проекта можно ознакомиться в цикле статей: - Поморский миф - «Поморская авантюра десоветизаторов» «Среди активных поморостроителей также один из организаторов Национально-культурной автономии поморов Архангельской области П. Есипов, участвовавший вместе с Мосеевым в выпуске словаря поморского языка «Поморская говоря» и «Поморских сказок» на американские и норвежские гранты. Здесь же следует упомянуть и местного журналиста А. Беднова, являющимся вместе с И. Мосеевым соучредителем организации НКЦ «Поморское Возрождение». ... С начала 1990-х годов эти деятели, ссылаясь на работы В. Булатова, говорят о необходимости признания поморов «коренной малочисленной этнической общностью» или «коренным малочисленным народом, имеющим право на владение и пользование традиционными территориями и природными ресурсами наравне с другими коренными народами Севера». - Баренцев Евро-Арктический регион как инструмент «мягкой силы» Баренцев Евро‑Арктический регион - «союз северных территорий Скандинавии и России», в который вошли северные губернии скандинавских стран (Финляндии, Швеции и Норвегии), а также несколько регионов Российской Федерации, включая Мурманскую и Архангельскую области, республики Карелия и Коми, Ненецкий автономный округ. Сзданн в 1993 году по инициативе Норвегии. В рамках институтов БЕАР в 90-х гг шли исследования по конструированию новой «национальной идентичности». С подачи скандинавских исследователей в ведущем вузе Архангельска — нынешнем Северном Арктическом федеральном университете (САФУ) была запущена программа по созданию и распространению «поморского мифа». Согласно которому история Русского Севера на самом деле является историей Поморья, которое де исторически и культурно теснее связано с Норвегией. Программа финансировалась норвежским Баренц-Секретариатом в сотрудничестве с такими известными структурами, как фонд «Евразия» и фонд Сороса. Немного примеров:

В Архангельске устраивались «поморские» праздники и факельные шествия. Выпускались «поморские сказки» и учебники о поморах. Происходили встречи российских и норвежских поморостроителей. В некоторых школах получила развитие так называемая «региональная этнопедагогика», нацеленная на «воспитание поморской идентичности у детей школьного возраста». Российская молодёжь в рамках «Баренцева трансграничного Университета» едут обучаться в скандинавские страны, где в их сознание внедряется парадигма «северной региональной идентичности» (ее «специфика» и уникальность). Конструкторы «северной идентичности» так же осуществляют свою деятельность в ведущих вузах Русского Севера
В декабре 2006 года норвежское правительство утвердило «стратегию развития северных районов страны, Шпицбергена и прилегающих к ним морских пространств». Одна из целей стратегии: «занять ведущие позиции в мире в области управления ресурсами Севера и его окружающей средой». При этом, по предварительным оценкам, запасы нефти и газа в арктической зоне на шельфе и суше составляют примерно 60 % ресурсов углеводородов России. В этой связи совершенно понятен интерес Норвегии и её патрона из НАТО к русскому северу. И вот совсем недавно, российский СПЧ, известный своими более чем спорными инициативами (чего стоила инициатива по десоветизации России от 2011 г), выступает в поддержку «поморской инициативы» о признании поморов отдельным народом:
20 февраля 2018 года на сайте Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее — Совет, СПЧ) появился странный документ под названием «Рекомендации по итогам выездного заседания Совета по правам человека в Архангельской области». (Выездное заседание проходило 8-10 ноября 2017 года». ... приведем развернутую цитату: «В части защиты прав коренных малочисленных народов Архангельской области... не решены проблемы этнического статуса поморов... По мнению Совета, поддержанного большинством участников круглого стола, проведенного в рамках выездного заседания, поморы обладают признаками самостоятельного этноса... Признание поморов самостоятельным народом открывает возможности... для льготного режима использования поморами природных ресурсов мест своего традиционного проживания... В связи с изложенным Совет рекомендует Правительству РФ... поддержать инициативу о признании поморов самостоятельным народом из числа коренных малочисленных народов Севера».
Данные рекомендации СПЧ, принятые, заметим, «путем заочного голосования 19 февраля 2018 года», являются грубой провокацией, нацеленной на разрушение суверенитета и территориальной целостности России. И здесь важно рассмотреть историю этого известного скандального вопроса. (Подробнее - Провокационный совет) Частично мы с вами эту историю рассмотрели, а подробнее - по указанным выше ссылкам.
=============================

Нарастающая с 2014 года (после государственного переворота на Украине) конфронтация между Россией и странами Запада заставляет нас внимательнее присмотреться к тем международным проектам, которые были инициированы нашими европейскими партнерами еще в 1990-е годы для «налаживания диалога с российскими регионами» . Потому что, как показали события последних двадцати пяти лет, часть этих проектов была направлена на дальнейшее разрушение нашего государства с использованием диффузных методов ведения войны.

Рассмотрим, к примеру, созданный в 1993 году по инициативе Норвегии Баренцев Евро-Арктический регион (БЕАР), в который вошли северные губернии скандинавских стран (Финляндии, Швеции и Норвегии), а также несколько регионов Российской Федерации, включая Мурманскую и Архангельскую области, республики Карелия и Коми, Ненецкий автономный округ.

Данное сотрудничество носит двухуровневый характер, включая взаимодействие на уровне министерств (Совет Баренцева-Евроарктического региона - СБЕАР) и контакты между главами регионов (Региональный Совет). Работу всех структур, включая группу представителей малых коренных народов, координирует «Баренц-Секретариат».

Деятельность в рамках БЕАР имеет ярко выраженный гуманитарный характер - наибольшее количество проектов осуществляется в сфере культуры, образования, молодежной политики, экологии. Причем работа основана на выстраивании «горизонтальных контактов и связей через границы между организациями и жителями регионов» .

И вот, спустя двадцать лет, этот принцип работы, по выражению самих членов БЕАР, дал свои «плоды».

В начале декабря 2014 года в Мурманске состоялась международная конференция «Культура Баренцева Евро-Арктического региона: новые горизонты стратегии развития», в которой приняли участие представители из тринадцати субъектов БЕАР. В конце конференции организаторы мероприятия заявили о том, что «содержательное взаимодействие в сфере культуры, которое ведется между странами Баренц региона, привело к тому, что у жителей северных стран, наконец, появилось осознание общей, северной идентичности» .

То есть? Что имеют в виду мурманские чиновники? Они утверждают, что у (преимущественно русского) населения северных российских регионов за прошедшие двадцать лет образовалась новая «северная идентичность», она же - идентичность Баренцева Евро-Арктического региона? И это население уже не связывает себя ни с определенной национальной группой, ни с русской историей и культурой, ни со своей страной?

Скорее всего, пока речь идет о «смене идентичности» у некоторых представителей региональной элиты и части молодежи, увлеченных отработкой грантов по программам БЕАР. И необходимо подчеркнуть, что для решения этой задачи в 1990-е годы привлекались различные западные разработки и опытные специалисты.

К примеру, так называемая «идеология северной идентичности» была разработана скандинавами еще в 20-е годы прошлого века для построения «совместных надгосударственных форм интеграции» . При этом историки обращают внимание на то, что эта «идеология имела глубокие корни в скандинавском обществе и, послужив основой северного сотрудничества, оставалась производной от национальной идеи и была эффективна и полезна только в случае ее непротиворечивости этой идее» . И поэтому в XX столетии между скандинавскими странами укреплялись региональные связи в области культуры, образования, социальной политики.

Какие исследования начались в рамках институтов БЕАР в 90-е годы? Исследования по конструированию новой «национальной идентичности»!

Так, в 1994 году была опубликована статья Ивера Ноймана (на тот момент сотрудник Норвежского Института международных отношений - Norwegian Institute of International Affairs), посвященная изучению феномена идентичности. (Позднее автор разовьет свои исследования в книге «Использование Другого».)

В своей работе Нойман развивает идеи британского политолога, автора книги «Воображаемые сообщества» Бенедикта Андерсона (Benedict Anderson) о строительстве нации. (Напомним, что Андерсон рассматривает нацию как «социально сконструированное сообщество» .)

Так вот, Нойман утверждает, что для образования нации зачастую использовались весьма сомнительные интерпретации исторических событий, вокруг которых, тем не менее, удавалось создать общественный консенсус и удерживать его на определенной территории. При этом «актор», «конструирующий» нацию, решает, какие культурные сходства или различия между людьми актуализировать.

Конкретно о необходимости создания «северной идентичности» на территории БЕАР писал в своих работах доктор Геир Хоннеланд из Института Нансена. Причем этот специалист по ядерной безопасности Норвегии в 1998 году прямо говорит о новом «поколении Баренц» - группе молодых россиян, которые, судя по всему, уже не идентифицируют себя таковыми» .

Обратим внимание на то, что до начала 2000-х годов Норвегия проводит интенсивные исторические и культурологические исследования, связанные, прежде всего, с вопросом формирования региональной идентичности. При этом, все эти годы норвежская политическая и научная элита не ограничивается только теоретическими изысканиями. С подачи скандинавских исследователей в ведущем вузе Архангельска - нынешнем Северном Арктическом федеральном университете (САФУ) была запущена программа по созданию и распространению «поморского мифа».

Напомним, что, согласно данному мифу, история Русского Севера на самом деле является историей Поморья (которое якобы исторически и культурно теснее связано с Норвегией).

Создатели исторического новодела утверждают, что вся Архангельская губерния носила название «Поморье», а люди, ее населявшие, были этническими «поморами». На самом деле Поморьем в царской России назывался Кемский уезд, а поморами именовались лишь те жители Архангельской губернии XIX-го века, которые проживали на территории так называемого Поморского края и которым дозволялось участвовать в поморской торговле на льготных условиях.

Таким образом, название «помор» объединяло людей по профессионально-территориальному признаку, но ни в коей мере не являлось этнонимом. Тем не менее, в 1990-е годы была предпринята попытка конструирования «поморского» этноса в Архангельской области и Норвегии (где появились свои «поморы»).

Данная псевдонаучная деятельность, развернувшаяся в САФУ, щедро финансировалась норвежским Баренц-Секретариатом в сотрудничестве с такими известными структурами, как фонд «Евразия» и фонд Сороса. То есть населению Архангельской области в качестве «северной идентичности» пытались предложить «поморскую», основанную на откровенной фальсификации истории и культуры Русского Севера.

Причем эта авантюра получила поддержку со стороны части местной элиты, пытавшейся таким образом получить дополнительные финансовые возможности и создать новый «бренд» для региона. В Архангельске устраивались «поморские» праздники и факельные шествия. Выпускались «поморские сказки» и учебники о поморах. Происходили встречи российских и норвежских поморостроителей. В некоторых школах получила развитие так называемая «региональная этнопедагогика», нацеленная на «воспитание поморской идентичности у детей школьного возраста» .

Несмотря на то, что в последнее время по архангельским поморостроителям были нанесены заметные информационные удары (публикации, телевизионные передачи, заявления публичных фигур), конструкторы «северной идентичности» по-прежнему развивают свою деятельность в ведущих вузах Русского Севера.

Напомним, что в 2003 году в образовательной политике России был взят курс на интернационализацию высшей школы, присоединение к Болонскому процессу. Для стран - участниц проекта БЕАР данный курс выразился в создании «Баренцева трансграничного университета». Причем, образовательная система на севере России оказалась вынуждена конкурировать с более «мощным конгломератом трех скандинавских стран, обладающим значимым экономическим и интеллектуальным потенциалом» .

И результат не замедлил сказаться - в 2011 году в одной только Финляндии обучалось 1500 российских студентов, в то время как в России обучалось всего 50 финнов. То есть речь идет о пресловутой «утечке мозгов».

Но не только об этом.

Один из важнейших рисков интернационализации образования является опасность утраты национальной и культурной идентичностей. Например, через образовательную программу «Бакалавр северных исследований» (BNS) скандинавские страны настойчиво внедряют в сознание российской молодежи парадигму «северной региональной идентичности» (ее «специфику» и уникальность).

Подчеркнем, что данная программа, направленная, главным образом, на студентов Мурманска, реализуется при участии «Баренц-Секретариата». В этой связи логично предположить, что норвежской стороной готовится будущий кадровый резерв (заряженный «северной идентичностью»), из которого в дальнейшем планируется формировать местную элиту. Чьи интересы будет защищать такая элита? Вопрос - риторический.

Для подготовки такого кадрового резерва издается и соответствующая литература.

В 2015 году специалисты из северных университетов России, Финляндии, Норвегии и Швеции закончили многолетнюю работу по написанию истории и энциклопедии Баренцева Евро-Арктического региона. Данный проект, реализуемый на деньги скандинавских грантодателей, ориентирован, прежде всего, на российских студентов. Лейтмотивом проекта является обоснование превосходства скандинавской мироустроительной модели над российской. При этом советский период выставляется как противоестественный 70-летний разрыв в существовании «исторически единого региона». Очевидно, что эти книги предназначены для формирования нового поколения российских историков.

Согласно признанию самих авторов, придерживающихся постмодернистских взглядов на историю, данный проект - это политический заказ, который призван легитимировать Баренцев Евро-Арктический регион с исторической точки зрения и представить БЕАР как «историю воображаемого сообщества». При этом нужно понимать, что для многих современных регионоведов любое сообщество является воображаемым.

Обратим внимание на то, что создатели БЕАР, имея достаточно развитое «стратегическое воображение», сочетают его наличие с предельным прагматизмом и в силу этого напрямую связывают конструируемую нерусскую идентичность наших северян с судьбой Русского Севера. С ними-то всё понятно, а наша власть... Она о чем думает?

После присоединения Крыма к России весной 2014 года Норвегия заняла однозначно антироссийскую позицию и присоединилась к санкциям Запада. Тем не менее, сотрудничество на уровне БЕАР не только не пошло на убыль, но, напротив, получило дополнительные средства для развития.

К примеру, программы «Северное измерение» и «Коларктик» получат от ЕС в течение ближайших пяти лет 100 млн евро. А норвежский Баренц-Секретариат получил грант от МИД Норвегии в размере порядка 140 млн крон (16 млн евро) «для поддержки широкого сотрудничества простых людей между Севером Норвегии и Северо-Западом России» . Сумма рассчитана с 2015 по 2017 год и на 18 млн крон превышает финансирование предыдущего трехлетнего периода.

Нет сомнений, что Норвегия, являющаяся к тому же и членом НАТО, в первую очередь преследует свои цели, обозначенные еще в 2006 году: «занять ведущие позиции в сфере управления ресурсами Севера и его окружающей средой» . И для реализации этой цели норвежцы по полной программе будут использовать против России такой инструмент «мягкой силы», как БЕАР. А также небольшую «пятую колонну» в северных российских регионах.

Противопоставить этому идентификационному антироссийскому начинанию можно только свой крупный идентификационный проект, реализуемый совместными усилиями российских патриотов, находящихся во власти, и российского гражданского общества, не желающего превращаться в сообщество, сконструированное норвежскими или иными другими специалистами.

Первое заседание Совета Баренцева Евро-Арктического региона. Мурманск. Апрель 1993
Фото С. Майстермана

БАРЕНЦ-РЕГИОН , (Баренцев Евро‑Арктический регион), союз северных территорий Скандинавии и России. Определение дал министр иностранных дел Норвегии Т. Столтенберг , выступивший на инициативной конференции 24.04.1992 в г. Тромсё (Норвегия) с предложением о региональном сотрудничестве на Севере Европы. Идея была рассмотрена на первой рабочей встрече по подготовке Б.‑Р., состоявшейся в июне 1992 в г. Вардё , с участием представителей 3 провинций Норвегии - Финнмаркен (Т. Робертсен), Нурланд (В. Эйде), Тромс (Р. Рекеберг) и 2 российских областей - Мурманской (Ю. Лобанов) и Архангельской (Р. Крумин). Была образована рабочая группа («Баренцева группа»), которую возглавил Т. Робертсен. Организация Б.‑Р. представлена Баренцевым советом (министры иностранных дел России, Норвегии, Финляндии и Швеции) и Комитетом высших должностных лиц (исполнительный комитет) - на национальном уровне; Региональным советом и Административным региональным комитетом - на региональном.
Официально союз (Баренцев Евро‑Арктический регион - БЕАР) создан 11.01.1993 на учредительной конференции министров иностранных дел (от России - А. В. Козырев) в г. Киркенес (Норвегия). Была подписана «Декларация о сотрудничестве в Баренцевом Евро‑Арктическом регионе» и принят Протокол учредительного собрания БЕАР. В состав союза вошли: Норвегия (провинции Нурланд, Тромс, Финнмарк), Швеция (Норрботен, Вестерботтен), Финляндия (союзы развития коммун Лапландии, Кайнуу и Северной Остроботнии) и регионы России: Мурманская обл., Архангельская обл., Ненецкий автономный округ, Республика Карелия и Республика Коми. Площадь стран Б.‑Р. более 1,2 млн км²; население - более 4,4 млн человек. Регион - один из самых богатых полезными ископаемыми районов Европы. Декларацию подписали также министры иностранных дел Дании, Исландии, представитель Объединенной Европы. Первое заседание Регионального совета состоялось в апреле 1993 в Мурманске. Созданы рабочие группы по различным направлениям сотрудничества: обеспечение мирного и стабильного развития в регионе; укрепление культурных связей между северными народами; поощрение образования новых и развитие существующих двусторонних и многосторонних отношений; ориентация на устойчивое социальное развитие стран БЕАР; активное и целенаправленное управление природой и рациональное использование ее ресурсов; удовлетворение интересов коренных народов Европейского Севера. БЕАР - важный шаг к перенесению центра тяжести отношений стран-участниц с национального на региональный уровень. С 2005 готовится к выпуску Энциклопедия Баренц-региона, в написании к-рой принимают участие ученые 4 стран БЕАР (выход Энциклопедии ожидается в конце 2015). В рамках БЕАР с 1996 осуществляет деятельность Совет по сотрудничеству Христианских Церквей.

Лит.: Народы и культуры Баренцева региона. Сборник. - Тромсё: Университет г. Тромсё и Музей г. Тромсё. - 1996; Смирнов А. И. Мурманский коридор. - Мурманск, 1998; Булатов В. Н., Шалев А. А. Баренцев Евро‑Арктический регион: История и современность. - Архангельск, 2005; Баренц-сотрудничество // Эконорд. 1997. № 1; Баренц-сборник: региональное межвузовское научное издание / гл. ред. Киселев А.А. - Мурманск, 2013; The Barents History Book. - Oslo, 2015.

Лекция 7: Интеграция ССЕ: Баренцев Евро-Арктический регион, Северный Совет

В Баренцев Евро-Арктический регион (Баренцев регион) входят губернии и их соответствия Европы, расположенные севернее или пересекаемые Полярным кругом. Таким образом, регион охватывает губернии Нурдланд, Тромс и Финнмарк в Норвегии, губернию Норрботтен в Швеции, губернию Лапландия в Финляндии и Архангельскую и Мурманскую области, Ненецкий автономный округ, являющийся самостоятельным субъектом Федерации, а также республику Карелию в России. С географической точки зрения Баренцев регион составляет естественное звено связи между северными районами Европы и России. Баренцев регион является регионом, где страны Европейского сообщества (ЕС) граничат с Россией.

Торговля и контакты между жителями северных районов,которые сегодня образуют Баренцев регион, существовали в течение тысячелетий. Российская революция 1917 года резко ограничила эти контакты. После начала осуществления реформ и в дальнейшем распада Советского Союза, контакты постепенно стали наращиваться. В конце 1980-ых годов сотрудничество получило формальную поддержку путём подписания двусторонних договоров о сотрудничестве как на региональном, так и на локальном уровнях.

11 января 1993 года было формализировано общее международное сотрудничество путём образования Баренцева региона и путём подписания Министрами иностранных дел Финляндии, Норвегии, Швеции и России, а также представителями Дании, Исландии и Европейского Сообщества договора о сотрудничестве - "Киркенесской декларации". На подписании присутствовали также наблюдатели из США, Канады, Франции, Японии, Польши, Великобритании и Германии. Одновременно с Кипркенесской декларацией был подписан региональный договор о сотрудничестве между входящими в регион губерниями/их соответствиями и одним представителем коренных народов. Региональный договор отражает рабочую цель, структурную организацию и рабочие формы региональной деятельности.

Баренц программа

Баренц программа является общей программой Регионального совета для конкретизации работы по достижению общих целей, сформулированных для осуществления региональной деятельности и поддержки процессов изменений, происходящих в российской части региона. Программа является также важным инструментом для достижения общих политических целей, нашедших своё выражение в Киркенесской декларации. Поле деятельности Баренц программы - широко. Программа выделила особое место также коренным народам. То, что программа направлена на российскую часть региона, явлвляется, отчасти, следствием того, что на скандинавской части территории работают другие программы (программа деятельности Северного калотта и программа Северного калотта Интеррег 2) и отчасти объясняется тем, что те средства, которые возможны к использованию для осуществления проектов Баренц программы, направляются через специальные фонды каждой из стран, предназначенные для вложений в Центральной и Восточной Европе. В своей основе программа является многосторонней, но с практической точки зрения, часть проектов,могут осуществляться на двусторонней основе. В процессе определения проектных идей производится координация с другими программами региона.



Баренц программа составлена в форме рамочной программы, в которой указываются приоритируемые сферы деятельности и мероприятия. Эти приоритеты базируются на анализе предложений, поступивших от региональных рабочих групп, представителей промышленности и других факторов регионального значения. Программа включает в себя пять сфер деятельности с вытекающими отсюда мероприятиями

· Развитие компетенции

· Развитие промышленной жизни

· Развитие жизненной среды

· Развитие общества и логистики

· Особые целевые группы

Цели

В договоре о сотрудничестве, подписанном в январе 1993, Региональный совет представил общие цели сотрудничества долгосрочного характера укреплять мирное и стабильное развитие в регионе, укреплять и развивать культурную связь между народами региона, поддерживать образование новых и расширение существующих двусторонних и многосторонних контактов в регионе, заложить основу действенному экономическому и социальному развитию в регионе, с центром тяжести на активном и целенаправленном использовании природы и ресурсов, содействовать развитию, принимающему во внимание интересы коренных народов, и активно содействовать вовлечению их в деятельность Этапные цели на программный период по каждому направлению представлены в разделе Программа мероприятий.

Стратегия

Региональный совет выносит решения по определению стратегических направлений для достижения поставленных в Баренц программе целей. По Баренц программе 1997-99 гг. актуальным является следующееГлавная стратегическая линия- оказание влияния и координация с другими программами региона, направленных на позитивное развитие общества, особенно в российской части Баренцева региона.

Концентрация деятельности. Деятельность должна основываться на потребностях, структура проектов должна быть согласована с получателем. Получатель активно участвует в осуществлении проекта. Мероприятия, осуществляемые в сфере экономики, должны способствовать наработке контактов, а также созданию стабильных и удовлетворительных предпосылок/условий развития экономической жизни. Активный анализ инвестиций с оценкой эффекта. Мероприятия должны быть хорошо скоординированы между странами Подробнее Координация с другими программами, организациями и действующими лицами В числе прочего координация включает в себя то, что проектам общественного развития, слабо представленным в других программах, придаётся больший вес в Баренц программе с тем, чтобы таким образом обеспечить более целостное развитие.

Для максимального использования доступных ресурсов следует испльзовать все формы сотрудничества. Установление контактов между всеми главными действующими лицами является весьма ценным с тем, чтобы уже на этапе планирования иметь возможность координации деятельности. Можно достичь лучшего результата путём вовлечения в желаемую деятельность различных действующих лиц. В этом случае незаменимой является вклад рабочих групп с их разветвлённой сетью контактов.

Концентрация деятельности Путём скоординированных и активнях мероприятий в ограниченном объёме проблем-ных секторов возможность достижения значительных результатов, которые могут послужить положительным примером, возрастает. Такие мероприятия могут пос-лужить положительным примером, в частности, в деятельности по поддержке же-лаемых процессов изменений.

Это не означает, что небольшого объёма проекты, к осуществлению которых наблю-дается большой интерес, будут отклоняться. Следует активнее привлекать и поддерживать деятельность различных действующих лиц, например из сферы двусторонних контактов для того, чтобы дополнить крупные проекты, находящиеся в стадии осуществления. Таким образом следует стремиться к тому, чтобы небольшие проекты являлись составляющими более объёмных инвестиций.

Приоритеты

В Киркенесской декларации указаны следующие области деятельности

· Экология

· Экономическое сотрудничество

· Наука и технологическое сотрудничество

· Региональная инфраструктура

· Коренные народы

· Контакты между людьми и сотрудничество в области культуры

Баренц совет выступил с дополнительным перечнем приоритетов. В рамках программы Интеррег Баренц приоритет отдаётся тем областям деятельности, которые в первую очередь создают рабочие места, таким как экономическое сотрудничество человеческие ресурсы и компетенция внутренние функции региона и жизненная среда

· Мероприятия в секторе экономики

· Мероприятия в сфере энергетики

Приоритет должен быть отдан мероприятиям экологического направления, которые быстро могли бы улучшить жизненные условия людей Планирование и осуществление проектов любых направлений должны базироваться на трёх критериях принимать во внимание экологический фактор - путём бережного обращения с природными ресурсами способствовать сохранению благоприятной окружающей среды и одновременно создавать рабочие места перспектива равноправия по полам - развитие общества, базирующееся на равных правах мужчин и женщин, на их различных предпосылках, потребностях и опыте молодёжная перспектива - развитие общества, принимающего во внимание специфику интересов молодёжи