Занятие в старшей группе буква м. Занятие в старшей группе Звук, буква

Технологическая карта по Организационной учебной деятельности старшей группы на тему: "Звук и буква М".

Б?лімі - Раздел: основы грамоты

Та?ырыбы - Тема: Буква и звук «М»

Ма?саты - Цель: Познакомить детей со звуками (М) и (М*) и буквами М, м. закрепить представление о том, что одна буква может обозначать два звука. Учить читать слоги с изученными буквами. Оборудование:

Билингвальды? компонент - Билингвальный компонент: мишка - аю, девочка - кыс,

Просмотр содержимого документа
«Занятие по грамоте: звук и буква М»

Ересек топқа арналған ұйымдасқап оқу қызметінің технологиялық картасы Технологическая карта организованной учебной деятельности для старшей группы:

Білім саласы - Образовательная область: коммуникация

Бөлімі - Раздел: основы грамоты

Тақырыбы - Тема: Буква и звук «М»

Презентация «В гости к трём медведям».

Мақсаты - Цель: Познакомить детей со звуками (М) и (М*) и буквами М, м. закрепить представление о том, что одна буква может обозначать два звука. Учить читать слоги с изученными буквами. Оборудование: синяя, зелёная фишка, карточка с буквой «М»,»А»,»И» счётные палочки, кубики с буквами, рабочие тетради, цветные карандаши.

Билингвальдық компонент - Билингвальный компонент: мишка – аю, девочка – кыс,

Қызмет кезеңдері

деятельности

Тәрбиешінің іс - әрекеті

Действия воспитателя

Балалардың іс - әрекеті

Деятельность детей

Мотивациялық –лептік

Мотивационно-

побудительный

Слышится стук в дверь. Кто же к нам стучится? Слайд 1 Спрашивает: Девочка, как тебя зовут? А почему ты такая грустная?

Машенька огорчилась, что сломала стульчик у Мишутки. Что же ты решила, Машенька? Слайд 2

Ребята, давайте поможем Машеньке отыскать дом трёх медведей.

Прислушиваются и видят входит девочку. Здоровается с детьми. Меня зовут Машенька. Я в чаще заблудилась, К трём медведям в дом явилась. Суп у мишки похлебала, Стульчик маленький сломала.

М: Я решила пойти к медведям, отнести им подарки и попросить прощения.

Ұйымдастық –ізденістік

Организационно –поисковый

Какой 1-й звук мы слышим в имени Маша? Слайд 3 А в слове Мишутка?

Слайд 4 Дайте характеристику звуку М. в словах.

Я рядом с синим кружочком (со зв. [м]) поставлю красный (гл. звук). - Что это? (это слог) - Как вы догадались? (слоги состоят из звуков) - Если это звук А, как будет звучать слог? (МА) - Гласный звук превращается в И, слог звучит (МИ)

2. Назовите слова: Слайд 5 3. «Определи место звука в слове» Слайд 6,7 Слайд 8

Слайд 9 Анализ слова мишка

Слайд 10 - Посмотрите, вот буква «М». (Выставляется карточка с изображением буквы «М»). Палочка и палочка, Между ними галочка. И теперь понятно всем Получилась буква «М».

Слайд 11. Сколько надо палочек?

Слайд 12, 13 - Вот мы и пришли к медведям. Машенька прошения попросила.

Отвечают, что слышат звук - М. Произносят и рассказывают, как правильно произнести: губы сомкнуты и напряжены.

Согласный звук, потому что существует преграда, может быть синим и зелёным, звонкий показывают фишки.

Наблюдают, догадываются, что это будет слог.

Слоги состоят из звуков.

Читают: МА,

Маша, мёд, мишка звук М – первый.

Называют слово и рассказывают где звук: в середине, начале, конце.

Дети фишками выкладывают слово – мишка, мишки.

Внимательно рассматривают букву М.

Выкладывают из палочек букву М Нарисуйте в воздухе букву «М».

Читают слоги.

Рефлексивті – корригидтік

Рефлексивно - корригирующий

Медведи благодарят детей и угощают их бочонком мёда.

Радуются.

Күтімді нәтиже - Предполагаемый результат:

Ұғынады - Воспроизводят: гласные и согласные звуки.

Түсінеді - Понимают: что одна буква может обозначать два звука.

Қолданады - Применяют: проводить анализ слова, читать слоги с согласными и гласными буквами.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе

воспитателя Климович Я. П.

Тема: Звуки [ л-л´] , буква Л, л.

Цель: позн-ть детей со звуком и буквой Л, уточнить артикуляцию звуков [л-л´], упражняться в выделении звука [ л], работать над лексическим значением слов, упр-ся в составлении слогов, слов с ними, проводить слого-звуковой анализ слов, упр-ся в написании букв.

Оборуд-е: игрушка Чипполино, шаблоны букв Л, л, тетради, ручки, таблица слогов, цв. карандаши, картинка «обед».

Ход занятия.

1). Повторение изученного.

* Дописать изуч. буквы на доске.

2). Знакомство со звуком [л]

Ребята, сегодня на занятие к нам пришёл гость. Угадайте, кто он?

Многим долго неизвестный,

Стал он каждому знаком

Всем по сказке интересной

Мальчик-луковка знаком.

Очень просто, хоть и длинно,

Он зовётся…(Чипполино)

Молодцы, угадали! А вот и сам Чипполино, поздоровайтесь с ним!

Он приготовил для вас загадки, т.к. знал, что вы их очень любите отгадывать.

* Угадайте, что за птичка-

Тёмненькая невеличка?

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста.

Всех быстрей она летает,

Мошек на лету хватает.

Если к нам летит она,

Значит, началась весна. (ласточка)

    Хитрая плутовка, рыжая головка,

Пушистый хвост-краса. А кто это? (лиса).

    Летом вырастают,

А осенью опадают. (листья)

* Мы проворные сестрицы,

Быстро бегать мастерицы,

В дождь лежим, в снег бежим,

Уж такой у нас режим. (лыжи)

    Не зверь, не птица, всего боится.

Половит мух, и в воду-плюх! (лягушка)

– Назовите 1-й звук в слове «ласточка». А в слове «лиса»? Со звуками [л-л´] мы будем сегодня играть.

Произнесите звук [л]. Язык кончиком прижимается к зубам и сейчас же отходит от них. Этот звук надо произносить звонко, отрывисто.

Как вы думаете, звук[л]-гласный или согласный? Почему?(согласный, бывает мягкий и твёрдый)А в имени нашего гостя Чипполино есть этот звук?Назовите его.

3). - Чипполино принёс нам картинку. Что на ней изображено?(семья обедает за столом). Он просит нас помочь, и назвать все предметы на этой картинке, в которых мы можем услышать звук [л]. (ложка, вилка, яблоки, стол, стул, салфетка, тарелка,..)

А теперь из этих слов выберите только те, в которых два слога.

4). – А теперь Чипполино предлагает нам поиграть в «хлопушки». Вам нужно будет хлопнуть в ладоши, если вы услышите слово, которое заканчивается на звук [л´] . Слова: соль, лодка, моль, луна, боль, быль, лук, цель, даль, лес, роль, мель, шаль, лампа, пыль.

5). – А сейчас давайте поиграем в игру «Преврати слово». Я буду говорить слова, а вы заменять 1-ый звук в моём слове на звуки [л-л´] . И у вас получится новое слово.

Паз-Лаз Вес-Лес

Мама- Лама Мёд- Лёд

6). Физминутка:

Чипполино к нам пришёл,

С нами он плясать пошёл.

Он вприпрыжку, и в присядку

С нами делает зарядку.

Вправо-влево он нагнулся,

Потянулся, улыбнулся!

7). Показ буквы Л.

На что похожа буква Л?

* письмо в воздухе буквы Л, пальцем на столе.

* слого-звуковой анализ слова «лук» на доске

* чтение слогов с буквой Л по слоговой таблице

8). Закрепление начертания буквы Л.

* обвести букву Л, л по контуру и раскрасить синим цветом

* нарисовать предмет на букву Л (лук)

* письмо в тетради: Л, л, лук.

9). Итог занятия.

С каким звуком сегодня познакомились?

Какой он: гласный или согласный? Почему?

Какой буквой он обозначается?

Придумать слова, начинающиеся с буквы Л.

Программные задачи: закрепить навыки различения и чёткого произношения звуков (м), (м) в слогах, словах, фразах; развивать фонематический слух; научить определять позицию звука в слове; учить понимать и правильно объяснять крылатые выражения; работать над предложением; познакомить с буквой М; развивать внимание, память, мышление; воспитывать умение уступать друг другу, быть внимательными к ответам других детей.

Ход НОД

1. Организационный момент.

Сядет тот, кто придумает слова со звуками (к), (к) в начале.

2. Артикуляционная гимнастика: «Улыбочка», «Заборчик», «Часики», «Качели», «Чашечка».

3. Знакомство с новым материалом.

1) Выставляю картинки: мак, машина, матрёшка, мыло, малина.

Какой звук вы слышите первым в этих словах?

2) Артикуляция звука (губы сжаты и напряжены).

Давайте вместе громко произнесём этот звук, тихо, по одному.

3) Характеристика звука.

Какой звук (м), согласный или гласный?

Твёрдый или мягкий?

Каким цветом обозначаем согласные, твёрдые звуки?

(Дети дают характеристику звука (м), (м).)

4) Игра «Хлопни только на звук (м)».

5) Чистоговорки.

Повторяйте за мной строчки по очереди:

Ма-ма-ма – мы построили дома.

Му-му-му – в гости мы пришли к кому?

Мо-мо-мо – дети ели эскимо.

6) Работа со схемами. Определение места звука (м) в слове.

(Каждый ребёнок получает картинку и располагает её под соответствующей схемой на доске: мыло, тумбочка, дом, сумка, аквариум.)

7) Игра «Твёрдый – мягкий».

(Детям раздаются круги синего и зелёного цвета.)

На полу скребётся мышка,

Спит в берлоге бурый мишка,

Этот мишка очень мил,

Только лапы он не мыл.

8) Составить предложения со словами: медведь, малина, мухомор.

4. Знакомство с крылатыми выражениями:

а) медвежья услуга – услуга, которая приносит вместо помощи вред, неприятность;

б) махнуть рукой – перестать обращать внимание на что-либо, перестать заниматься кем-либо;

в) мутить воду – специально запутывать какое-либо дело, вносить неразбериху.

5. Физкультминутка .

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы дружно приседаем,

И дружно все встаём.

6. Знакомство с буквой.

1) Показ буквы.

2) На что похожа буква?

3) Прописывание на доске.

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И понятно сразу всем,

Получилась буква М.

4) Прорисовывание буквы М в воздухе.

5) Печатание буквы в тетрадях.

6) Нахождение буквы М в кассе букв. Выкладывание и чтение слов: мак, мука.

7) Разгадывание ребуса (со словами мука, паук, утка).

7. Подведение итога.

Конспект НОД в старшей группе
компенсирующей направленности.
Тема: Звуки «м, мь», буква М.

Подготовила учитель-логопед МБДОУ № 41
высшей квалификационной категории

Тема: Звуки «м», «мь». Буква М.

Коррекционно-образовательные задачи:

Закрепить произношение гласных звуков, понятие «согласный звук». - Учить детей правильно произносить и различать звуки «м» и «мь», выделять нужный согласный звук в слогах, словах. - Учить различать твердые и мягкие согласные звуки. - Учить определять первый и последний звук в слове, гласный звук в середине слова. - Познакомить с буквой М. - Закрепить навыки звукового анализа, составления звуковой схемы обратного слога, чтения обратных слогов. - Развивать умения детей делить слова на слоги. - Упражнять в употреблении винительного и творительного падежей имен существительных, образовании относительных прилагательных, согласовании числительных с именами существительными.

Коррекционно-развивающие задачи:

Развивать слуховое и зрительное внимание, логическое мышление, фонематические представления, мелкую моторику, связность высказываний, творческое воображение.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к познавательной деятельности, инициативности, самостоятельности, умении взаимодействовать друг с другом.

Оборудование: игрушки - мышка и мышата, медвежонок, мартышка; предметные картинки с изображением дома, облаков, солнца, коровы и теленка на лугу; символы звуков (фишки), домики для звуков, для определения звука в слове; предметы: молоко, сметана, масло, мед; карточка с изображением буквы М.

Ход занятия

I. Организационный момент. Дети стоят в центре зала.

Реснички опускаются

Глазки закрываются,

Сном волшебным засыпаем

В страну сказок улетаем.

1, 2, 3, 4, 5 —

Смотрим глазками опять.

Логопед: На полянке дом стоит. Кто тут живет, сейчас узнаете, ребята. Послушайте загадку и среди картинок найдите картинку-отгадку.

Эти маленькие крошки

Рады даже хлебной крошке. (Мышки)

Кто в домике живет? (Ответы детей) Логопед выставляет игрушки - маму мышку и мышат.

II. Психогимнастика.

Логопед: Каждое утро мышата вставали рано, выглядывали в окошко и встречали солнышко. А сегодня оно спряталось за облака, и мышата загрустили. Покажите, ребята, как грустили мышата (Действия детей).

Но вскоре солнышко выглянуло из-за облаков, мышата улыбнулись ему, обрадовались. Покажите, как радовались мышата (Действия детей).

III. Артикуляционная гимнастика, развитие голоса.

Малыши улыбались и напевали свои песенки: у - а - и; и - а - о;

Повторите песенки мышат (дети пропевают сочетания звуков);

Какие звуки пропевали мышата? (Ответы детей)

Какие это звуки? (Ответы детей)

Почему они называются гласные? (Ответы детей)

В каком домике живут гласные звуки? (Ответы детей)

IV. Знакомство со звуком «м».

1. Отгадывание загадки.

Ранним утром, исполнив свои песенки, мышата выбежали на луг собрать зернышки (они заготавливали запасы на зиму), и увидели … огромное животное (мышата его никогда не видели). Кто же это, ребята, помогите мышатам, отгадайте загадку.

Голодная мычит, сытая жует,

Всем ребятам молока дает.

Кто это? (Ответы детей)

Правильно, ребята, это корова Марта.

Что ты делаешь, корова, длинные рога,

«М-м-м!» - мычит корова Марта, - «Пасусь я на лугах».

2. Произнесение звука, характеристика, развитие голоса.

Как мычала корова? (Ответ детей хором)

С каким звуком мы сегодня будем знакомиться? (Ответы детей)

Когда мы произносим звук «м», губы смыкаются, воздух не может пройти через рот, губы мешают. Воздух нашел другой путь - через нос. «М» - звук носовой.

Ребята, промычим, как Марта. (Дети: «М-м-м-м-м…»)

Песенка получилась? (Ответы)

Значит «м» какой звук? (Ответы)

Почему «м» согласный звук? (Ответы)

- Если горлышко дрожит, значит звонкий звук звучит.

- » М-м-м» - корова замычала, —

Она телушку Милку искала.

И телушка ей в ответ: «Мь-мь-мь».

Корова мычала строго: м-м-м-м; а телушка отвечала нежно, ласково: мь-мь-мь.

Как Марта мычала? (Отвечают дети) Как Милка отвечала? (Ответы)

Звук «м» - согласный, звонкий, твердый, носовой, обозначаем синей фишкой с колокольчиком, живет в синем домике (фишка помещается в синий домик).

Звук «мь» - согласный, звонкий, мягкий, носовой, обозначаем зеленой фишкой с колокольчиком, живет в зеленом домике (фишка помещается в зеленый домик).

V. Развитие фонематического слуха.

Игра «Кто мычит?»

Мышата сидят в травке и слушают, кто же мычит, Марта или Милка. Давайте, ребята, поможем им: если замычит Марта, поднимаем символ звука «м», если Милка - символ звука «мь».

1. Выделение звука из ряда согласных звуков:

в, м, н, мь, в, м, ф, мь, ш, мь, н, м ….

2. Из рядя слогов: ам, ап, ми, ва, пе, му, мя, мА, фо, ши, мы, ми…

VI. Развитие речевого дыхания, речевой памяти, голоса.

Логопед: Слушаем, запоминаем, чистоговорки четко повторяем.

Ма - ма - ма - на дворе зима,

Ма - ма - ма - холодная зима,

Мы - мы - мы - не боимся мы зимы,

Ме - ме - ме - рады мы зиме.

VII. Гимнастика для пальчиков

1. Игра «Сосчитай» (согласование числительных 1 - 5 с существительными)

Набрали мышата семечек на лугу и прибежали домой, мама их похвалила: «Будет запас еды на зиму». Давайте поможем мышатам сосчитать семечки.

У детей на блюдечках семечки, они считают и озвучивают свои действия.

2. Игра «Мышки моют лапки»

Логопед: Заготовили корм на зиму, теперь она не страшна. Надо мышатам лапки помыть, скоро придут друзья. Поможем им, ребята.

Мышки мылом мыли лапки,

Каждый пальчик по порядку:

Вот намылили большой,

Окропив его водой.

Не забыли про указку,

Смыв с него и грязь, и краску.

Средний мылили усердно,

Очень грязный был наверно.

Безымянный терли пастой —

Сразу кожа стала красной.

А мизинчик быстро мыли

Очень он боялся мыла.

VIII. Определение позиции звуков «м», «мь» в словах.

1. Употребление винительного падежа имен существительных.

К мышатам в гости пришли друзья. Кого мы видим в гостях у мышат?

(Ответы детей)

Какой первый звук мы слышим в слове «мартышка»? (Ответ)

А в слове «мишка»? (Ответ)

Игра «Кто что принес?»

Друзья принесли мышатам игрушки. Логопед помещает их на столе.

Попробуем догадаться, кто что принес?

(Ответы: Мартышка принесла матрешку, машинку.

Мишка принес пирамидку, мяч.)

2. Употребление творительного падежа имен существительных.

Чем угостили мышата своих друзей? На столе расположены предметы (продукты - молоко, масло, сметана, мед). Дети отвечают предложениями.

(Ответы: Мышата угостили друзей молоком.)

3. Образование относительных прилагательных

Мама Мышка приготовила для гостей угощение:

из молока она сварила кашу (какую?) …. (молочную),

из меда испекла торт (какой?) … (медовый),

из масла сделала крем для торта (какой?) …. (масляный)

IX. Развитие фонематического слуха.

1. Игра «Какой слог лишний»

Мартышка предложила друзьям поиграть в игру, и мы поиграем с ними. Логопед произносит ряд слогов, дети выделяют лишний:

Ма -ма - па му -му -ну

Ми - ми - пи мо -мо - но

2. Игра «Какой гласный прячется в слове?»

Мишка предлагает нам поиграть со словами, в которых прячутся гласные звуки. Какие? Послушайте и произнесите. (По индивидуальным картинкам: мак, мост, гусь, кит, кот, хвост, пар).

3. Игра «Какой звук убежал в конец слова?» (с опорой на предметные картинки)

Логопед произносит слово, дети называют последний звук.

4. Игра «Прошагаем слова»

Дети делят слова на слоги, выкладывают слоговые схемы.

Физминутка

Мышата предлагают друзьям подвигаться, и мы, ребята, с ними.

Раз, два - все вставайте,

Три, четыре - приседайте,

Пять, шесть - повернитесь,

Семь, восемь - наклонитесь,

Влево- вправо повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

X. Звуковой анализ обратных и прямых слогов.

(слышен шум за дверью)

Логопед: Ребята, кто-то царапается за дверью, слышите?

Входит в группу кот Мурзик.

Мурзик: Я умммею часто мммыться не водой, а язычком.

И еще мммне часто снится блюдце с теплым мммолочкоммм и сммметанкой, а еще тут пахнет мммышатинкой.

Логопед: Кто это? (Ответ) Хулиган и проказник кот Мурзик. Узнали мы тебя.

Мурзик: Как много ребят, у вас праздник?

Логопед: Ребята, что мы делаем? (Ответы детей) Это ты бродишь по улицам, а ребята учатся и очень хорошо умеют различать звуки. Ты, Мммурзик, знаешь, какой 1-й звук слышим в твоем имени?

Мурзик: Нет, не знаю. Какой?

Логопед: Тебе сейчас ребята скажут (дети отвечают).

Ты к нам пришел в гости?

Мурзик: Мммышки тут - мммое любимммое лакомммство, аммм - аммм, как вкусно.

Логопед (шепотом): Ребята, давайте быстро выполним задания и тогда кот станет добрым, сказочным и не тронет наших мышат.

Звуковой анализ обратных слогов:

Сколько звуков Произнес Мурзик: аааммм (ответ),

Какой слышим 1-й звук - («а» - гласный),

Какой 2-й - («м» - согласный, звонкий, твердый),

Произнесите. Что получилось (аааммм)

Дети преобразовывают слоги: ам - ум - им - ом.

Что мы делали? (Ответы детей)

Звуки мы … (слышим, произносим). Звуки живут в буквах.

XI. Знакомство с буквой М.

Демонстрируется карточка с изображением буквы М.

Логопед: Букву мы видим, читаем.

1. Дети прописывают букву в воздухе, обводят контур буквы на доске., складывают из палочек.

2. Игра «Изобразим букву»

Быстро парами мы встали

На букву М похожи стали. - Дети изображают букву в парах.

3. Игра «Окошечки»

Ребята играют с пособием «Окошечки», соотносят звуки «а, у, и, о, м» и их буквы, читают слоги.

Мурзик хвалит ребят.

Мурзик: Ребята, простите меня, я не буду больше обижать мышек и хочу быть таким же добрым, как и вы.

Дети: Молодец, Мурзик!

Логопед: Чем мы угостим котика, ребята?

(Сметаной. Вот тебе, киска, сметаны миска)

Кот: Вкусная сммметана. Ребята, вы такие мммолодцы, как мммного знаете, умммеете. Я тоже хочу учиться и не буду больше охотиться за мммышками. Теперь я вас угощу.

Мурзик угощает ребят конфетами «Кот в сапогах» и уходит.

Понравилось вам в сказочной стране. С каким звуком мы сегодня познакомились? (Ответы детей)

А теперь нам пора возвращаться из сказки:

Раз, два, три, четыре, пять,

Вокруг себя повернитесь

Из сказки возвратитесь.

Молодцы, ребята. Вы очень старались и хорошо потрудились.

Логопедическое занятие в старшей группе. Звук и буква М.

Описание: Данное занятие проводилось в старшей логопедической группе. При составлении занятия упор делался на развитие у детей фонетико-фонематической стороны речи. Данное занятие будет полезно логопедам и воспитателям ДОУ.
Цель: Знакомство детей старшего дошкольного возраста со звуком "М".
Задачи:
1. Научить детей характеризовать звук "М" по акустическим и артикуляционным признакам.
2. Познакомить детей с буквой "М".
3. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей.
4. Закреплять понятие о месте звука в слове.
5. Упражнять детей в делении слов на слоги.
6. Развивать фонематические процессы.
7. Воспитывать у детей умение вслушиваться в речь взрослого.

Ход занятия
1. Организационный момент
Ребята, давайте поприветствуем друг друга с помощью песенки.

Логоритмическое приветствие "Зашагали ножки"

А теперь сядет тот кто назовет мне слово, которое начинается со звука "О", "И" или "А"

Дети называют слово, которое начинается с любого указанного звука, определяют первый звук в слове и садятся на свои места.

2. Объявление темы занятия.
Логопед выставляет на доску картинку с изображением коровы.
Вышла Буренушка гулять и замычала: "М-м-м" С песенкой Буренушки мы сегодня и познакомимся.

3. Акустико-артикуляционный образ звука.
Произнесение изолированного звука М с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля. После чего дети делают вывод:звук М - согласный, звонкий, бывает твердым (обозначаем фишкой синего цвета) или мягким (обозначаем фишкой зеленого цвета).

4. Связь звука и буквы.
Логопед показывает детям букву М. На что похожа эта буква.
Послушайте стихотворение:
Взялись за руки друзья
И сказали:: "Ты да я -
Это мы".
А между тем
Получилась буква М.

Давайте и мы сделаем букву М как друзья в стихотворении (несколько пар детей делают букву М взявшись за руки друг с другом).

5. Развитие фонематического слуха.
Повторение за логопедом слоговых рядов.

Ма-ма-ми, ми-му-ми, ум-им-ум и т. д.

6. Физминутка.
Выполнение движений по тексту стихотворения.
Как у наших у ребят
Ножки весело стучат:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ.
А устали ножки,
Хлопают ладошки:
Хлоп-хлоп-хлоп,
Хлоп-хлоп-хлоп.

7. Закрепление звука в слогах.
Логопед произносит слоги ИМ, УМ и совместно с детьми производит подробный анализ данных слогов. По следам анализа дети выкладывают схему.

Сколько в этой схеме гласных звуков?
Сколько согласных звуков?
Что подсказало вам правильный ответ?

8. Закрепление звука в словах.
Логопед вывешивает на доске картинки, в названии которых есть звук М.
Первый вариант - дети должны разложить эти картинки на 3 группы: звук М в начале слова, в середине слова и в конце слова.

Второй вариант - разделить картинки на 2 группы: звук М твердый и звук М мягкий, определяя при этом где данный звук стоит (в начале, в середине или в конце слова).
После этого слова делятся на слоги.

9. Закрепление звука в предложениях.
Детям предлагается с каждой картинкой из предыдущего задания составить предложение.

10. Закрепление звука в тексте.
Выделение слов со звуком М из текста. При этом дети также определяют где этот звук стоит в слове.

Мы топаем ногами,
Мы руки поднимаем,
Мы руки разведем,
И побежим кругом.

11. Итог занятия.
С каким звуком мы сегодня познакомились? Какой это звук? Назовите слова со звуком М в начале, в середине, в конце слова.

Конспект занятия по грамоте в старшей группе Звук «М», буква «М»

(Первый год обучения)

Программное содержание:

1. Вырабатывать навык четкого произношения звука «м».

2. Формировать понятие «согласный звук».

3. Развивать слуховое внимание.

4. Познакомить с буквой «М».

5. Развивать мелкую моторику, зрительное внимание, память, мышление.

6. Формировать умение образовывать множественное число существительных.

Материалы:

синий круг, карточка с буквой «М» (из азбуки), палочки, кубики с буквами, рабочие тетради, цветные карандаши.

I. Организационный момент

Сядет тот, кто назовет грибы.

1. – Молодцы. Послушайте, какой звук слышится в этих словах в конце:

Гном, дом, альбом.

Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой «М».

II. Основная часть

2. Артикуляция звука.

Давайте вместе произнесем звук «М», губы сжаты и напряжены.

Это согласный звук. Его нельзя петь, нам во рту мешает преграда.

А какие еще звуки вы уже знаете?

Какие они?

Почему их называют гласными?

Звук «М» согласный и, обозначать мы его будем синим цветом.

3. «Определи место звука в слове»

Рассматривание картинок, в названии которых есть звук «М»:

Дом, малина, мак, гном, муха.

4. Пальчиковая гимнастика «Грибы»:

Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу.

Мы идем грибы искать.

Этот пальчик в лес пошел, Загибают по одному пальчику,

Этот пальчик гриб нашел, начиная с мизинца.

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

5. Знакомство с буквой «М»

Работа в тетрадях Коноваленко.

Посмотрите, вот буква «М». (Выставляется карточка с изображением буквы «М»).

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И теперь понятно всем

Получилась буква «М».

Найдите букву «М» в своей тетради, в левом верхнем углу. Проведите по ней пальчиком (обведите) и раскрасьте ее синим карандашом.

6. Упражнение «Сосчитай и назови»

Сосчитайте и назовите звуки в слогах:

ИМ АМ УМ

Обозначьте красными и синими фишками на панно эти звуки.

7. Упражнение «Сложи из кубиков»

Я предлагаю вам собрать из кубиков слоги: АМ, УМ, ИМ.

8. Чтение слогов в тетрадях.

Обведите в кружок картинки, названия которых начинаются со звука «У».

Молодцы, названия этих картинок начинаются на звук «У».

9. Игра «Один – много»

Гриб – грибы, лисичка - лисички

Мухомор – мухоморы, опенок – опята,

Сыроежка – сыроежки, боровик – боровики.

10. – Вы потрудились и пальчики устали, давайте их разомнем.

Нарисуйте в воздухе букву «М».

11. Игра «Четвертый лишний»

Я буду называть слова, а вы скажете какое слово лишнее и почему.

Мухомор, опенок, лисичка, боровик;

Подосиновик, трава, подберезовик, масленок;

Лисичка, малина, поганка, волнушка.

12. Выкладывание буквы «М» из палочек.

Сколько вам понадобилось палочек?

13. Напечатайте букву «М» в своих тетрадях.

III. Итог занятия, оценка детей.

Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?

Какой это звук?

Каким цветом обозначаем?

Что понравилось больше всего?

Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.