Вак возглавил ректор рудн владимир филиппов, экс-министр образования, который начал введение егэ. Ректор рудн владимир филиппов: мы должны создать условия для повышения квалификации Биография министра образования рф филиппова в м

В программу "Экспорт образования", рассчитанную на срок до 2025 года, вошли 39 вузов. Перед университетами стоит серьезная задача - увеличить число иностранных студентов в три раза. Где мы возьмем столько? Зачем строить в общежитии бассейн и ресторан? Чем плох Шанхайский рейтинг? Что общего между Салтыковым-Щедриным и инженерным факультетом? Об этом и многом другом рассказывает Владимир Филиппов , ректор РУДН - одного из вузов, которые вошли в программу.

Владимир Михайлович, в наших вузах учатся 240 тысяч иностранных студентов. Через восемь лет их должно быть больше семисот тысяч. Где их найти?

Владимир Филиппов: 700 тысяч иностранных студентов должны учиться не только в этих 39 университетах. Речь идет в том числе и о дистанционном образовании, и о дополнительном образовании для иностранцев - выпускников российских вузов. Наши выпускники уезжают повышать квалификацию в европейские страны и обучаются работать уже на другом оборудовании и по другим технологиям, фактически переучиваясь. Если мы хотим, чтобы какие-то отрасли, например, атомная энергетика, оборонка, ориентировались на наших иностранных выпускников, мы должны создать условия для повышения квалификации.

Кто будет оплачивать им учебу или станем учить бесплатно?

Владимир Филиппов: К сожалению, пока у нашего бизнеса нет такой культуры и средств, чтобы переобучать выпускников-иностранцев. В отличие от частных западных компаний. Поэтому для некоторых отраслей, думаю, нужны и государственные стипендии тем, кто к нам поедет. Также нужно вести работу среди наших компаний и объяснять, что оплата учебы, прежде всего, это вложения в свой рынок. Еще один источник - иностранные компании. Сотрудник, получивший сертификат, принесет компании больше прибыли. Будут и люди, которые сами заплатят за учебу. Но взрослый человек не поедет на курсы в другую страну, если ему придется жить в комнате общежития на 3-4 человека. В РУДН готов проект строительства Института повышения квалификации для выпускников российских и советских вузов на тысячу человек. Это будет современное здание на территории РУДН с хорошими аудиториями, рестораном, бассейном. Группы будут маленькие, по 10-15 человек. В год планируем набирать примерно 70 групп.

Допустим, я окончила не РУДН, а Воронежский госуниверситет. Смогу я к вам приехать?

Владимир Филиппов: Мы должны принимать на переобучение выпускников любых российских вузов. В РУДН разработано 1600 программ дополнительного образования. Такая многопрофильность позволяет предлагать и междисциплинарные программы. Но надо знать, что будет востребовано на этом рынке, понимать, в каких странах каких специалистов ждут. Первый проректор РУДН сейчас находится на Мадагаскаре, где много наших выпускников - специалистов горной промышленности. Может быть, они станут одними из первых слушателей института. В Ливане, Иордании есть наши выпускники-медики и у них есть потребность в повышении квалификации. Мы поняли это по выездным конференциям и семинарам. Может быть, другим вузам необязательно открывать большой институт, но программы дополнительного профобразования для иностранных выпускников у них быть должны.

Что надо сделать нашим вузам, чтобы вместо Мюнхенского технологического или Хельсинкского университетов студент выбрал Бауманку или РУДН?

Владимир Филиппов: Когда меня на одном из съездов ректоров в очередной раз пытались критиковать за введение системы бакалавров и магистров, на сцену вышел ректор Челябинского госуниверситета Герман Платонович Вяткин и обратился к президенту: "Мы, конечно, лучшие в мире в области высшего образования, но плохо, что они там за рубежом об этом не знают".

У нас хорошее образование по соотношению цена - качество, тут мы конкурентоспособны. Я недавно встречался с ректором Университета города Сальвадор. Инженерное образование в этом вузе стоит 10 тысяч долларов в год. У нас - 3-4 тысячи. Но нам надо активнее себя продвигать, сравнивать наши и западные вузы по уровню образования и рассказывать студентам, что рейтинги построены в основном на принципах науки, и количества нобелевских лауреатов. А студент, может, ни разу за время учебы ни одного лауреата и не увидит.

Как себя продвигать? Первое: надо делать сайты вузов не только на русском и английском языках, но и на всех языках ООН - это русский, английский, французский, испанский, арабский, китайский. Второе: надо создавать студентам нормальные бытовые условия. И не так, чтобы в хорошем общежитии жили иностранцы, а российских селили абы куда. Все это отталкивает людей. Третье: ректорам стоит активнее выступать на международных конференциях и семинарах. К сожалению, наша беда в том, что многие руководители вузов не знают английского. У меня два языка - английский и французский, я часто выступаю на разных мероприятиях и вижу, как мало ректоров там бывает.

Извините, можете назвать тех, кого видите на международных конференциях?

Владимир Филиппов: Ректора МГУ Виктора Антоновича Садовничего, ректора Академии госслужбы Владимира Александровича Мау, ректора МГИМО Анатолия Васильевича Торкунова. Много ездят ректоры Санкт-Петербурского университета Николай Михайлович Кропачев, Томского политеха и госуниверситета Петр Савельевич Чубик и Эдуард Владимирович Галажинский. С трудом наберется 10 ректоров из 900.

РУДН сейчас строит общежитие. В какую сумму обойдется стройка?

Владимир Филиппов: Примерно 700 миллионов, 350 миллионов - наши деньги, а еще половину надеемся получить от минобрнауки. У нас сейчас 14 корпусов, будет пятнадцатый. Общежития приходится строить раз в пять лет - благодаря ЕГЭ постоянно растет число иногородних студентов.

С рождения ЕГЭ прошло почти 20 лет. Откройте секрет: кто его все-таки придумал? Вы?

Владимир Филиппов: Впервые проблема была обозначена на Всероссийском съезде работников образования в Кремле в январе 2000 года. Пять тысяч делегатов согласились, что есть серьезные проблемы: школам нужен единый измеритель знаний. Уже после съезда, во время проработки решений, появилась идея соединить выпускной и вступительный экзамены. А название ЕГЭ родилось, когда мы обсуждали этот вопрос с Ярославом Ивановичем Кузьминовым и Виктором Ивановичем Болотовым. И в докладе на Госсовете в августе 2000 года уже звучало слово "ЕГЭ".

ЕГЭ приняли, бакалавриат и магистратуру одобрили, аспирантуру переводим на полный день. Что дальше?

Владимир Филиппов: Надо поднимать качество образования, вкладываться в оборудование для вузов, инфраструктуру, больше приглашать на работу иностранных преподавателей.

Но им платить надо, как на Западе - не 50 тысяч рублей, а 5 тысяч долларов.

Владимир Филиппов: Помните, у Салтыкова-Щедрина есть фраза: "Они сидели и думали, как бы из своего убыточного хозяйства сделать прибыльное, ничего в оном не меняя". Такого быть не может. Хотим что-то изменить - надо платить зарплату. И нашим российским преподавателям удвоить и иностранным, конечно, платить больше, если мы хотим, чтобы были для нас образцом. Чтобы не ректор сказал нашим преподавателям: "Работайте лучше!", а приехавший коллега. В РУДН пока всего 1,4 процента иностранных преподавателей, это 25 человек, а надо 190. Мы поставили себе такую задачу в "дорожную карту" до 2020 года. Объявляется свободной ставка доцента - ты выноси ее на общий конкурс, и к тебе приедут и индус, и китаец, и араб, и преподаватель из Европы.

Вы легко расстаетесь с людьми, которые не очень соответствуют своим должностям в вузе?

Владимир Филиппов: Это как хирургическая операция. Иногда ее затягиваешь, но потом все равно приходится резать... В какой-то момент у нас по показателям стал проседать инженерный факультет. Закончилось это тем, что мы уволили всех 200 преподавателей и объявили новый конкурс. Сорок процентов ушли из университета. Среди них были и те, кто учил меня. Да, они проработали 30-40 лет, но они не соответствовали современным требованиям. Претензий было много.

Есть в России нехорошая привычка: люди, которые защитили кандидатскую диссертацию, пытаются тащить свою тему диссертации до конца жизни. А нужна другая культура - готовности к резким переменам в жизни. На западе ребенок часто меняет школу и учится привыкать к новым коллективам. В России пока низкая мобильность и в перемещении, а значит, и в идеях. Все новое приживается с трудом. Возьмите хотя бы аккредитацию выпускников-медиков. Иностранцы не обязаны ее проходить, потому что все равно будут сдавать трудный экзамен в своих странах на право заниматься практикой. Но многие соглашаются пройти аккредитацию в России и получить сертификат. А наши российские студенты недовольны: почему экзамены принимают не их вузовские педагоги? Но не должен принимать экзамен тот, кто учит. Иначе экзамен обесценивается. У нас не все это понимают.

  • О научной дипломатии и роли ученого в чрезвычайных ситуациях

    ​Подходящий к концу 2017 год был объявлен перекрестным Годом науки и образования Великобритании и России. В его рамках прошли научные семинары, лекции известных ученых, мастерские по научным коммуникациям.

  • Профессор Владимир Филиппов: взаимное признание образования стимулирует вузы работать лучше

    ​Соглашения о взаимном признании документов об образовании наподобие того, который недавно подписали Россия и Венгрия, стимулируют университеты, кафедры и преподавателей работать лучше и выходить на международный уровень.

  • Наталия Тарасова: наука России поможет решить глобальные проблемы ООН

    Российские химики давно и по праву занимают прочное место вверху мировой табели о рангах, существенные успехи достигнуты также в одном из ведущих направлений - зеленой химии. Свидетельством этому станет конференция по зеленой химии Международного союза теоретической и прикладной химии (IUPAC), которая пройдет в Москве 2-5 октября при поддержке столичного правительства.

  • Академик Виктор Садовничий: «Мы должны показать всем, что мы – великая научная страна»

    ​В МИА «Россия сегодня» состоялась мультимедийная пресс-конференция ректора МГУ, академика РАН Виктора Садовничего. «Конкурс среди поступающих в МГУ на бюджет на сегодняшний день в среднем составляет два человека на место, а всего в этом году планируется принять на бюджет 10 тысяч абитуриентов», - сообщил ректор вуза Виктор Садовничий.

  • Как развивается российско-китайское сотрудничество в сфере образования: интервью с Людмилой Огородовой

    Окно в мировое образование Отвечая на вопросы журналиста «Гуанмин Жибао», заместитель министра образования и науки РФ Людмила Огородова подчеркнула, что отношения партнерства между российскими и китайскими вузами поднялись на новую ступень развития как в сфере обучения, так и в сфере научных исследований.

  • Бывшего министра образования Владимира Филиппова. «Я хотел бы сообщить и министру образования, и всем присутствующим, что только что подписал распоряжение, касающееся ВАКа, о назначении председателем Высшей аттестационной комиссии Владимира Филиппова», — заявил Дмитрий Медведев на совещании по вопросам исполнения обязательств, связанных с увеличением зарплат педагогам. Медведев подчеркнул, что Филиппов, ныне являющийся ректором РУДН, работал министром и является человеком опытным. «Надеюсь, что он сможет, максимально тщательно относясь к своим обязанностям, обратить внимание на собственно сам порядок присвоения ученых степеней и званий в нашей стране, потому что с этим есть проблемы, — заявил премьер. — Дело тут даже не в персональных, а просто в системных проблемах».

    Пост председателя ВАК освободился на прошлой неделе, когда прежний глава комиссии Феликс Шамхалов .

    Арест Шамхалова, который стал председателем ВАК в августе 2012 года, удивительным образом совпал по времени с крупным скандалом — выявлением поставленного на поток процесса в диссертационном совете по истории Московского педагогического государственного университета. Внимание же общественности и Минобрнауки к деятельности данного диссовета было привлечено после защиты кандидатской диссертации в нем , бывшего председателя студенческого союза , .

    В настоящее время является ректором Российского университета дружбы народов (РУДН). На эту должность он вернулся в 2005 году после работы в период с 1998 по 2004 год на посту министра образования РФ — до работы в правительстве он также был ректором РУДН, впервые на этот пост он был избран в 1993 году.

    О своих задачах на новом посту Владимир Филиппов публично рассуждал еще в пятницу, когда официально он еще был лишь заместителем председателя ВАК. Так, Филиппов , а также числа вузов, которые могут готовить аспирантов. , ректор РУДН заявил, что «не стал бы полностью вешать вину» только на экспертный совет и комиссию.

    «Конечно, запланирован на будущее не только с журналами пересмотр, не только с сетью диссоветов, но была запланирована и работа по пересмотру самих всех экспертных советов.

    И очень хорошо, что это можно теперь сделать более системно, на некоторых новых принципах, с оценкой работы самих членов экспертных советов, с их публикациями и так далее», — сказал Филиппов.

    Самая же главная задача, которую призван решить Филиппов, — это реорганизация системы аттестации научных кадров. Об этой задаче сказал во вторник Дмитрий Медведев, а накануне министр образования и науки Дмитрий Ливанов.

    «Для нас принципиально важно вывести систему аттестации (научных кадров) на новый уровень», — заявил министр, отметив, что система в настоящее время девальвирована.

    Научное сообщество в целом согласно с оценкой , отмечая, что проблема находится в самой системе, а не в ее руководителе. «Проблемы в ВАК всегда были, это никак не связано с тем или иным руководителем, — заявил «Газете.Ru» академик РАН , директор Института физики высоких давлений. — О чем можно говорить, если у всех наших «начальников» есть кандидатские диссертации? Конечно, проблемы больше касаются общественных наук.

    Не секрет, что довольно много людей сейчас пишут диссертации за деньги. Они переводят что-то с английского языка, и потом непонятно, как их «ловить».

    Но я не исключаю, что подобные вещи есть и в естественных науках, в обществе требовательность несколько падает».

    «У ВАК есть и были системные проблемы, ведь принципы аттестации перекочевали к нам из советского времени, когда существовал Высший аттестационный комитет, который на правах министерства входил в правительство (то есть не был комиссией при чем-то), — вице-президент РАН . — На Западе, как мы знаем, другая система, и она варьируется от страны к стране. В англосаксонской системе, где сильны университеты, аттестация и защита диссертации напрямую завязаны на деятельность того или иного университета. То есть, когда говорят, что ученый имеет Ph.D., то обязательно добавляют название университета, и степень эта имеет ценность только в контексте важности, авторитетности университета… Конечно же, человеческий фактор - это существенно, но к нему одному все дело не сводится. Хотя, конечно, грустно наблюдать, когда вокруг системы аттестации, вокруг ВАК (где я сам когда-то работал, знаю многих людей) возникают проблемы, недостойные ее».

    «Назначение не лишено оснований, Филиппов — опытный человек. Другой вопрос, что в лучшие времена председателями ВАК (а тогда, при СССР, он назывался Высший аттестационный комитет) были известные крупные ученые с мировым именем.

    В данном случае это не так, — считает , член-корреспондент Российской академии образования (РАО). — Но Филиппов - опытный человек, который уже показал свое отношение к фальшивым диссертациям.

    Назначение, возможно, правильное и по другим причинам: он человек жесткий, и если он примется за налаживание системы, то в этом качестве у него это может получиться неплохо. По крайней мере, хочется на это надеяться».

    Главным результатом деятельности Владимира Филиппова на посту министра образования является разработка и принятие в 2002 году концепции модернизации российского образования на период до 2010 года . В этой концепции, в частности, шла речь об отработке системы профильного обучения, государственных стандартов общего образования и введения единого государственного экзамена (ЕГЭ).

    Через три года после принятия этой концепции, в 2005 году, вследствие реорганизации министерства образования и министерства промышленности, науки и технологий было создано Министерство образования и науки, которое возглавил Андрей Фурсенко, и за время его работы в Минобрнауки все эти вопросы перешли из стадии планирования в стадию внедрения, получили неоднозначную оценку научного и образовательного сообществ.

    «Филиппов стал министром образования в правительстве сразу после финансового кризиса в 1998 году, — вспоминает Александр Абрамов. — Одна из его первых инициатив, переход на 12-летнее образование, вызвала бурю критики, в итоге про нее все забыли, и слава богу. В 2001 году появилась концепция модернизации образования в РФ. На начальном этапе основные идеи этой концепции звучали следующим образом: качество, эффективность и доступность. Это всем понравилось, но тогда никто не представлял, что все это примет крайние формы. Концепция модернизации образования была принята уже ближе к концу пребывания Филиппова на посту министра, и в этом смысле история повторяется: стандарты образования ведь были приняты в 2012 году под конец пребывания на посту главы Минобрнауки.

    Фурсенко в итоге протащил эти инновации. Но старт этой модернизации был дан во времена Филиппова».

    Одним из первых общественно-значимых действий, которое произойдет в ВАК, должно стать лишение степеней фигурантов дела о «липовых диссертациях», защищенных в диссовете по истории в МПГУ. Накануне экспертный совет ВАК провел заседание, по итогам которого рекомендовал президиуму ВАК лишить степени 10 человек, включая Андриянова. В ВАК «Газете.Ru» сообщили, что заседания президиума «проходят по пятницам», следовательно, окончательное лишение научной степени фигурантов дела о «липовых диссертациях» должно произойти 15 февраля. «Это нарыв, который легко вырезаем, но вопрос-то в том, что надо лечить болезнь, которая дает нарыв, а не отдельным «хирургическим» путем… решать эту проблему», — считает Филиппов.

    Сегодня мы поговорим об известной личности в России - Владимире Михайловиче Филиппове. Этот человек занимает важный государственный пост и при этом руководит университетом. Какова его жизнь, принципы, семья? Как мужчина добился такого успеха и что он прошел на своем карьерном пути? Обо всём этом читайте в статье ниже.

    Детство и молодость

    Владимир Филиппов появился на свет в 1951 году, 15 апреля. Родился мальчик в скромной семье в Урюпинске (Волгоградская область). В школе учился хорошо, получил серебряную медаль после окончания. В 1968 году молодой человек поступает в Университет дружбы народов им. В 1973 году парень оканчивает факультет естественных и физико-математических наук по специальности «Математика». Однако на этом университетская жизнь не заканчивается, поскольку Владимир продолжает учебу в аспирантуре. В 1975 году поступает на службу в Вооруженные силы СССР. После нее парень возвращается в УДН.

    После службы

    К этому времени он уже был не простым ассистентом. Еще до службы в армии Владимир Филиппов занимал разные должности - от ассистента до заведующего кафедрой математического анализа. Свою жизнь мужчина решил полностью связать с родным университетом, к которому он привык за столько лет. Преподаватели кафедры и те, кто знал парня лично, были рады, что их коллектив пополнится молодым и талантливым человеком, который живет своей профессией. Занимательно, что мужчина никогда не прыгал через голову и не желал получить то, чего он не заслуживает. Немного тавтологии, но В. Филиппов всегда получал то, чего добивался исключительно своими силами. Он не гнушался работать ассистентом, ведь понимал, что это необходимое звено цепи, которое принесет свои плоды.

    Карьерный рост не закончился на уровне заведующего кафедрой. Уже через несколько лет мужчина стал начальником научного управления, а по совместительству - деканом факультета естественных и физико-математических наук. Одновременно с этим Владимир Филиппов работал секретарем в партийной организации.

    Вверх по карьерной лестнице

    В 1980 году Филиппов Владимир Михайлович успешно защищает кандидатскую диссертацию. Спустя 3 года он едет в Бельгию, где год тратит на получение научной квалификации. В итоге в 1984 году В. Филиппов получает её в Свободном университете Брюсселя. Уже через 2 года мужчина защищает докторскую диссертацию по специальности «Математический анализ» в Математическом институте им. В. А. Стеклова. Такой быстрый подъем по карьерной лестнице не мог оставить кого-то равнодушным. В этот период мужчина обзавелся верными друзьями и приобрел завистливых врагов. Спустя год после защиты диссертации Владимир получил звание профессора.

    Новый карьерный виток

    В 1993 году происходит одно из самых значимых событий в жизни Владимира. Он становится ректором РУДН - Российского университета Вот так, спустя много лет, молодой и талантливый студент, поступивший в вуз, стал его ректором. На этом посту мужчина находился 5 лет. Затем Президент РФ Борис Ельцин снял Филиппова с должности, так как приготовил ему новую - В. Филиппов стал министром образования РФ.

    В 2000 году мужчина становится заведующим одной из кафедр в РУДН (кафедра сравнительной образовательной политики). Именно она получила статус Международной кафедры в ЮНЕСКО. Спустя год ректора РУДН выбирают членом-корреспондентом, в 2003 году он становится действительным членом Российской академии образования. В 2004 и 2008 годах Владимир становится членом Президиума РАО. Отдельно хочется заметить, что бывший отлично владеет английским и французским языками.

    На высоком государственном посту

    Филиппов Владимир Михайлович, биографию которого мы рассматриваем, на пост министра пришел осенью 1998 года. Он обзавелся поддержкой вице-премьера В. Матвиенко. В этом году мужчина и начал налаживать ситуацию в российском образовании. Спустя год он продвигает в Правительстве Федеральную программу по развитию образования в период 2000-2004 годов. Программа была принята Правительством, а заключалась она в том, что, помимо основного финансирования, должны были выделяться дополнительные средства для развитие образования.

    Организация съезда

    По личной инициативе В. Филиппова была начата глубокая модернизация образовательного процесса. Владимир Филиппов в Москве в 2000 году провел Всероссийский съезд работников образования. Занимательно, что на то время последний раз он проводился 12 лет назад. Съезд был проведен при личном содействии В. Путина. На встречу приехали около 5000 делегатов из разных уголков страны.

    Главная задача съезда заключалась в том, чтобы решить существующие проблемы. И это удалось. На встрече были определены основные проблемные моменты, а также возможные пути их решения. Отдельно обсуждалась тема обновления системы образования. Также участники съезда одобрили Национальную доктрину образования, которую позже утвердило Правительство. Стоит отметить, что доктрина расписана на период до 2025 года.

    Нововведения

    Наибольшее количество нововведений в российское образование было введено посредством реформы 2010 года. Она разрабатывалась В. Филипповым еще с 2001 года, и в итоге В. Путин утвердил ее. Она включала в себя ряд изменений:

    • активная информатизация учебного процесса;
    • разработка совершенно новых стандартов качества среднего школьного образования;
    • внедрение иностранного языка как обязательного предмета со 2 класса;
    • необходимость владеть 2 иностранными языками по окончании средней школы;
    • обучение профильным предметам в старших классах;
    • внедрение программы «Школьный автобус»;
    • налаживание работы сельских школ, их оптимизация;
    • оптимизация школьных изданий, повышение их качества;
    • введение многобалльной системы оценивания;
    • нормативно-подушевое финансирование средних учебных заведений;
    • полное оснащение всех школ РФ художественной литературой и спортивным инвентарём;
    • изменение статуса средней школы - переход к форме юридического лица;
    • получение новых статусов для всех средних учебных заведений;
    • активное создание попечительских советов в школах и высших учебных заведениях;
    • отдельное внимание школьному питанию - улучшение организационных и качественных моментов;
    • в вузы после школьного образования;
    • активная разработка новых стандартов для начального, среднего и высшего образования.

    Однако стоит добавить один пункт модернизации, который оказал существенное влияние на систему образования. Речь идет о внедрении ЕГЭ - Единого государственного экзамена, по результатам которого принимают в высшее учебное заведение. Также было введено новое правило, согласно которому прием в вуз осуществлялся с учетом участия в региональных и всероссийских Олимпиадах.

    Семейная жизнь

    Филиппов Владимир Михайлович в РУДН не встретил своей судьбы. Женщина его жизни училась в Известно, что она работает учителем в школе. Вот так вся семья поддерживает сферу образования. У пары родилось двое детей - девочка и мальчик. Оба они обучались в РУДН на экономическом факультете и благополучно его окончили. Однако дочь решила связать свою жизнь с телевидением и взяла творческий псевдоним Ирена Понарошку. Работает виджеем и ведущей на российских телеканалах.

    Научные труды

    Стоит отметить, что мужчина, помимо политики, всегда оставался верен своему научному началу. Он написал более 200 научных работ, среди которых 30 - монографии. Его вклад настолько велик, что две монографии были даже переведены на английский язык и изданы Американским математическим обществом в США.

    Подводя итоги статьи, хочется добавить новые достижения Владимира Филиппова. Так, в 2012 году он стал президентом управляющего комитета ЮНЕСКО касательно программы «Образование для всех». В том же году мужчина стал председателем Экспертного совета по международной деятельности в сфере образования. В 2013 году герой нашей статьи по распоряжению Дмитрия Медведева - Председателя Правительства РФ, был назначен председателем Высшей аттестационной комиссии.

    Кроме того, В. Филиппов имеет множество наград и званий, перечисление которых заняло бы ещё пару страниц.

    На чем делает и куда выводит деньги руководство РУДН

    Ростислав Пляхин

    Громкий скандал, разразившийся в Российском университете дружбы народов в конце марта, до сих пор не утихает. Ректор РУДН Владимир Филиппов, правда, заявил РИА «Новости», что противостояние вузовской администрации и студентов разрешилось в пользу последних. Но пострадавших в некрасивой истории предложенная ректором «мировая» не устроила. Добиваясь полноценного расследования попытки мошенничества, они даже написали открытое письмо Президенту России. И теперь ждут реакции.

    А на Владимира Филиппова, тем временем, навалились иные заботы. Он сегодня неустанно трудится над переводом ВУЗа из статуса государственного в статус автономного учреждения. В обоснование целесообразности такой метаморфозы главный бухгалтер РУДН В.А. Зорин сочинил весьма содержательную служебную записку. В ней главбух излагает все преимущества, которые откроет перед вузом новый статус. Это и возможность обходить знаменитый ФЗ-94 о госзакупках. И упрощенные договорные отношения с нанимаемыми на работу сотрудниками: их можно не брать в штат и не платить отпускных. И более тесное сотрудничество с зарубежными университетами, которые нынче часто пугаются российской бюрократической машины. В общем, резюмирует главбух, организационно-правовая форма бюджетного учреждения находится в явном противоречии с высокой миссией РУДН. И пора положение исправить. А что до рисков, которые таит в себе автономный статус, так на то есть репутация ректора и его «влияние в эшелонах власти». Они-то и спасут от любых форс-мажоров.

    Служебная записка Зорина, разошедшаяся большим тиражом среди членов Ученого совета, написана на имя самого ректора. Дескать, может, руководитель чего-то не знал или о чем-то запамятовал - так вот вам, Владимир Михайлович, напоминание. На самом деле, все г-н Филиппов знает и про все помнит. И не хуже своего главбуха понимает, что статус автономного учреждения - это прежде всего возможность до окончания полномочий раздать как можно больше площадей в аренду аффилированным организациям на длительные сроки в максимально комфортных условиях без так надоевшего ФЗ-94. Карманный Ученый совет, кстати, уже проголосовал «за».

    После выхода статьи «Ректор Филиппов и его «темы» главный герой публикации и его правая рука первый проректор Евгений Щесняк запаниковали. Владимиру Филиппову даже пришлось оправдываться перед замминистра образования Маратом Камболовым - в том числе и за то, что светлое имя чиновника было упомянуто в тексте. Но, видимо, сеанс покаяний прошел успешно: никаких мер по проверке хозяйственной деятельности вуза от Камболова не последовало. Как не последовало телодвижений и от состоящего при РУДН «на кормлении» начальника УВД по ЮЗАО Андрея Пучкова. Несмотря на то, что в публикации рассказывалось о целом букете правонарушений и просто преступлений, совершаемых в стенах университета. Генерал не стал ворошить дружественный муравейник, а занялся поисками источников утечки информации - это важнее.

    Однако в унисон с Пучковым почему-то безмолвствует и прокуратура. Неужели прокуроры округа и района уже получили свое и отрабатывают «тишину»? Доказывая в очередной раз, что все разговоры с высоких трибун о борьбе с коррупцией не стоят ничего… Тогда, может быть, РУДН, де-факто живущий вне российского правового поля, надо просто и де-юре признать отдельным государством?

    В изобличающем репортаже о РУДН, прогремевшем на первом канале 17 апреля, советник Министра образования и науки говорил о мерах по результатам проводимой в университете проверки. Вот только не было никакой проверки, а чиновник откровенно лгал. Да и в самом деле, за что же корить ректора, если с его же, ректора, слов «всего» 15-20 программ (около 2000 человек ежегодно) из 1200 не подпадают под лицензию. Ну и что, что врачи, подумаешь… Для Владимира Филиппова важно чтобы в РУДН не учились врачи из Баден-Бадена. Ведь исключительно там он поддерживает свое здоровье.

    Баден-Баден - курорт дорогой. Но ректор Филиппов умеет зарабатывать. Например, он научился извлекать профит из назначений на должности подчиненных. К примеру, Александр Бедрин, бывший директор нашумевшего Института дополнительного профессионального образования РУДН был назначен на должность только после внесения в пользу РУДН «пожертвования» в размере 500 тысяч рублей.

    Но полумиллиона Филиппову показалось мало. Через одного из своих доверенных людей - проректора Е. Сженова - ректор потребовал с Бедрина еще 1 млн. рублей наличными. (Сженов в ту пору был проректором РУДН по дополнительному образованию. Именно он организовал в РУДН систему ДПО таким образом, что сейчас возбуждено уголовное дело по факту мошенничества.) Но тогда в ситуацию вмешались правоохранительные органы, и Сженов «вызвал огонь на себя». От уголовного дела своего человека ректор спас. Но уволить подчиненного все же пришлось. Однако, Филиппов «рещальшика» на произвол судьбы не бросил, ведь «голодный» человек - злой человек. По протекции Владимира Михайловича Сженов устроился в МГУ им. Ломоносова, где по сей день организовывает дополнительное профессиональное образование на базе ИППК МГУ. Схема та же, что действовала в РУДН. Только теперь задействовано некое ООО «УКЦ Университет». От «успешной» деятельности Сженова на новом месте, безусловно, получает откат и «наставник» Филиппов. А что, плохо ли хорошо, а прибавка в несколько десятков миллионов рублей в год лишней не будет.

    Не известно, знает ли о филипповской коммерции в своем вузе ректор МГУ Виктор Садовничий. Хочется верить, что Филиппов, когда просил за своего «решальщика», уважаемого человека использовал «втемную». Если же к мутным делишкам ректора РУДН причастен и ректор МГУ, российскому образованию пора заказывать молебен «за упокой».

    Что же до Владимира Михайловича, что пристраивать своих людей с особенным прошлым к ничего не знающим руководителям давно вошло у него в привычку. Вот, к примеру, «этапы большого пути» родного брата ректора - Сергея Михайловича Филиппова 07.08.1954 года рождения:

    Осужден Урюпинским судом 15.07.1970г. по статье 89 ч.2 (Хищение государственного имущества)УК РСФСР к 1 году 6 месяцам лишения свободы.
    Осужден Урюпинским судом 24.06.1971 по ст.108 ч.1 (Умышленное тяжкое телесное повреждение) УК РСФСР к 4 годам 6 месяцам лишения свободы.
    Осужден Урюпинским судом 12.02.1976г. по статье 206 ч.3 (Злостное хулиганство с применением оружия) УК РСФСР к 5 годам лишения свободы.
    Осужден Урюпинским судом 30.11.1983г. по статье 144 ч.2 (Кража) УК РСФСР к 2 годам лишения свободы.
    Осужден Урюпинским судом 29.05.1992г. по статье 221 ч.1 (Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств лицами, управляющими транспортными средствами) УК РСФСР к 1 году 6 мес. исправительных работ.
    Отбывая наказание в местах лишения свободы, окончил ПТУ по специальности «Газоэлектросварщик». После освобождения из мест лишения свободы работал по специальности на Урюпинском предприятии Стройгаз, Горгаз.

    Несмотря на такое прошлое, не имея высшего образования, в 2002 году назначен заместителем директора Урюпинского филиала Волгоградского государственного университета. В 2003 году по диплому ПТУ поступает на 1 курс заочного отделения названного филиала по специальности « Менеджмент организации» на договорной основе. (Факт оплаты в бухгалтерии отсутствует.) Заканчивает высшее учебное заведение в течение последующих трех лет за счет средств федерального бюджета. В 2009 г. оформляет пенсионное обеспечение и продолжает работать в прежней должности, осуществляя руководство научно-педагогическими кадрами филиала как член Ученого совета, воспитывая студентов.

    После выхода статьи «Ректор Филиппов и его «темы» некоторые эксперты решили повнимательнее присмотреться к происходящему вокруг РУДН. И вот в какую схему вылились их наблюдения:

    То есть, «движуха» началась сразу, как только Владимир Филиппов стал министром образования и науки, уйдя на эту должность с должности ректора РУДН. Под «крышей» в лице министра университет в свое безраздельное пользование заполучили всего несколько человек - близких друзей Филиппова:

    Щесняк Евгений Леонидович (ныне проректор по экономической деятельности),
    Щесняк Кирилл Евгеньевич (сын), Щесняк Ольга Николаевна (жена),
    Захарова Елена Николаевна (родная сестра жены Щесняка Е.Л.),
    Морозов Кирилл Алексеевич,
    Ястребов Александр Владимирович.

    В качестве учредителей нескольких фирм и вузовских менеджеров - в одном лице - эти люди успешно осваивают большую часть университетского бюджета. И еще пользуют не менее 30 тыс. кв. метров территорий РУДН - на условиях 20-летней аренды и по смехотворной цене.

    Ольга Щесняк реорганизовала свое ИЧП «Чага-Щесняк» в ООО «Чага-М», и, возглавив ее, начала работать с РУДН. Подчиненная Евгению Щесняку конкурсная комиссия РУДН (возглавляемая его одногруппником Щесняка - Василюком) с 2000 года и по сей день именно «Чагу-М» предпочитает видеть победителем конкурсов на строительные работы. Фирме жены проректора достается 70% всех подрядов. И 800 млн рублей ежегодно.

    Оставшиеся работы по ремонту в РУДН забирает ЗАО «Рикор», принадлежащая Захаровой Е.Н.

    Важную роль играют организации с названием «Уником» (ООО, ЗАО, АОЗТ). Все они так или иначе принадлежат филипповским соратникам по коммерции. В 2010 году по факту строительства корпуса в РУДН ЗАО «Уником» уже возбуждено уголовное дело №29332, обстоятельства которого широко раскрыты в статье «Ректор Филиппов и его «темы». Так вот, в настоящее время один из корпусов РУДН строит ООО «Уником» (как видно из схемы, учредители - все знакомые лица), по проекту ЗАО «Рикор»! Ничего не напоминает?

    Указанный в схеме КБ «Московский» (ТОО) уже канул в лету. В 90-х была темная история с тем, как Министр Филиппов В.М. согласовал перевод внебюджетных средств РУДН в этот банк. Как только деньги завели, банк «Московский» благополучно «слился» в помойку. Рвения к поиску денег милиция по указке Филиппова В.М. не проявила, да и РУДН особых претензий не предъявил…

    Особенной фигурой в РУДН является А.Ястребов. Об этом человеке можно прочитать в статье А. Хинштейна «Менты-оборотни. Бригада » и Л. Кислинской «Новые русские коллекционеры - II » . Имея весомый криминальный авторитет и устойчивые коррумпированные связи в правоохранительных органах, он поддерживает, сопровождает и прикрывает Владимира Филиппова.

    Являясь учредителем во многих «пасущихся» возле РУДН юридических лицах, А.Ястребов владеет ЧОПами «Ястреб» и «Ястреб+», бессменно охраняющих университет за «скромные» 90 млн в год. Хотя большинство ЧОПов Москвы с радостью забрали бы такой объект и за 40 млн в год.

    А суммарный годовой доход «коммерческой группы» Владимира Филиппова от всех форм «сотрудничества» с РУДН составляет не менее 1 миллиарда.

    Так, дочка ректора - Ирина, будучи 18-летней студенткой, стала собственницей просторных апартаментов в Мансуровском переулке и членом ТСЖ «Мансуровский 5», как и папины соратники. А помимо ТСЖ «Мансуровский 5» их связывает ТСЖ «Болшево» и ТСЖ п. Ямищево Одинцовского района, где все наши герои имеют по нескольку коттеджей.

    В общем, получается, что пока официальный РУДН ищет пригодные гражданско-правовые формы для исполнения своей «миссии», ректор создал на базе университета практически идеальную систему «хозяйствования», скрепленную коррупцией по всем направлениям. Действуя более 10 лет, эта система отточилась и укрепилась, втянув в себя представителей правоохранительных органов и обеспечив свою неприкосновенность.

    В настоящее время в отношении должностных лиц РУДН различными правоохранительными органами расследуется 4 уголовных дела - три по мошенничеству (хищение бюджетных средств в особо крупном размере, вымогательство денег с арендаторов и продажа дипломов) и одно по факту функционирования наркопритона (УД №112163 от 6 апреля 2012 г., в производстве 1 отдела СЧ СС УФСКН по г. Москве).

    Хочется верить, что расследования этих уголовных дел не придут в тупик, как это случалось ранее. Хотя, как говорят наблюдатели, пока ректор Филиппов остается на своем месте, вывести его на чистую воду будет чрезвычайно сложно - слишком крепки сплетенные им коммерческие узы.