Урок русского языка "назывные предложения". Назывное предложения примеры На зыв ные пред ло же ния

Односоставные предложения - это предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена, причём этого одного главного члена достаточно для полного словесного выражения мысли. Таким образом, «односоставный» не означает «неполный».

Главный член односоставного предложения - особое синтаксическое явление: он один составляет грамматическую основу предложения. Однако по своему значению и способам выражения главный член большинства односоставных предложений (кроме назывных) сближается со сказуемым, а главный член назывных предложений - с подлежащим. Поэтому в школьной грамматике принято делить односоставные предложения на две группы: 1) с одним главным членом - сказуемым и 2) с одним главным членом - подлежащим. К первой группе относятся определённо-личные, неопределённо-личные, обобщённо-личные и безличные предложения, а ко второй - назывные.

За каждым типом односоставных предложений (кроме обобщённо-личных) закреплены свои способы выражения главного члена.

Определённо-личные предложения

Определённо-личные предложения - это предложения, обозначающие действия или состояния непосредственных участников речи - говорящего или собеседника. Поэтому сказуемое (главный член) в них выражается формой 1-го или 2-го лица глаголов единственного или множественного числа.

Категория лица есть в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения и в повелительном наклонении. Соответственно сказуемое в определённо-личных предложениях может быть выражено следующими формами: расскажу, расскажешь, расскажем, расскажете, расскажи, расскажите, давай(те) расскажем; иду, идёшь, идём, идёте, буду идти, будешь идти, будем идти, будете идти, иди, идите, давай(те) идти.

Например: Ни почестей, ни богатства для дальних дорог не прошу, но маленький дворик арбатский с собой уношу, уношу(Б. Окуджава); Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог, сядем в копна свежие под соседний стог (С. Есенин); Чему смеётесь? Над собой смеётесь (Н. Гоголь); Не предвкушай счастливых дней, преподнесённых небесами (Б. Окуджава); Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье (А. Пушкин).

Предложения эти по своему значению очень близки к двусоставным предложениям. Почти всегда соответствующую информацию можно передать двусоставным предложением, включив в предложение подлежащее я, ты, мы или вы.

Достаточность одного главного члена обусловлена здесь морфологическими свойствами сказуемого: глагольные формы 1-го и 2-го лица своими окончаниями однозначно указывают на вполне определённое лицо. Подлежащие я, ты, мы, вы оказываются при них информативно избыточными.

Односоставные предложения мы употребляем чаще в том случае, когда нужно обратить внимание на действие, а не на лицо, которое это действие совершает.

Неопределённо-личные предложения

- это односоставные предложения, которые обозначают действие или состояние неопределённого лица; деятель в грамматической основе не назван, хотя и мыслится лично, но акцент сделан на действии.

В роли главного члена таких предложений выступает форма 3-го лица множественного числа (настоящего и будущего времени изъявительного наклонения и повелительного наклонения) или формы множественного числа (глаголов прошедшего времени и условного наклонения или прилагательных): говорят, будут говорить, говорили, пусть говорят, говорили бы; (им) довольны; (ему) рады.

Например: На селе поговаривают, будто она совсем ему не родственница... (Н. Гоголь); По улицам слона водили... (И. Крылов); И пусть говорят, да пусть говорят, но - нет, никто не гибнет зря... (В. Высоцкий); Это ничего, что мы поэты, только бы читали нас и пели (Л. Ошанин).

Специфика значения деятеля в неопределённо-личных предложениях в том, что в действительности он существует, но в грамматической основе не называется.

Форма 3-го лица множественного числа глагола-сказуемого не содержит информации ни о количестве деятелей, ни о степени их известности. Поэтому эта форма может выражать: 1) группу лиц: В школе активно решают проблему успеваемости; 2) одно лицо: Мне принесли эту книгу; 3) и одно лицо, и группу лиц: Меня ждут; 4) лицо известное и неизвестное: Где-то далеко кричат; На экзамене мне поставили пять.

Неопределённо-личные предложения чаще всего имеют в своём составе второстепенные члены, т.е. неопределённоличные предложения , как правило, распространённые.

В составе неопределённо-личных предложений употребляются две группы второстепенных членов: 1) Обстоятельства места и времени, которые обычно косвенно характеризуют деятеля: В зале пели . В соседнем классе шумят . В юности часто стремятся кому-то подражать (А. Фадеев); Эти распространители обычно косвенно характеризуют деятеля, обозначая место и время, связанные с деятельностью человека. 2) Прямые и косвенные дополнения, вынесенные в начало предложения: Нас пригласили в комнату; Ему здесь рады ; Сейчас его приведут сюда (М. Горький).

При исключении же из состава предложения этих второстепенных членов предложения являются неполными двусоставными с пропущенным подлежащим: С утра поехали в лес. В лесу пробыли до позднего вечера.

Обобщённо-личные предложения

Обобщённо-личные предложения занимают особое место среди односоставных предложений. Это объясняется тем, что обобщённо-личные предложения не имеют собственных форм, и, таким образом, основным критерием их выделения является смысловой признак.

Значение обобщённости может быть свойственно предложениям разной структуры: И какой же рус ский не любит быстрой езды (Н. Гоголь) (двусоставное предложение); В поисках слов нельзя, пренебрегать ничем (К. Паустовский) (безличное предложение); Сердцу не прикажешь (пословица) (определённо-личное по форме предложение).

Обобщённо-личными считаются только те предложения, которые по форме являются определённо-личными или неопределённо-личными, но обозначают действия или состояния обобщённо мыслимого лица. Это предложения, в которых формулируются наблюдения, связанные с обобщающей характеристикой определённых предметов, жизненных явлений и ситуаций: Береги честь смолоду (пословица); Что имеем - не храним, потерявши - плачем (пословица); Цыплят по осени считают -(пословица); Снявши голову по волосам не плачут (пословица).

Наиболее типичной формой является форма 2-го лица единственного числа настоящего или будущего простого изъявительного наклонения: Отдаёшьсяневольно во власть окружающей бодрой природы (Н. Некрасов); ...В редкой девице встретишьтакую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка (И. Гончаров); На чужой роток не накинешьплаток (пословица).

В отличие от внешне сходных с ними определённо-личных предложений с глаголами в форме 2-го лица, в предложениях обобщённо-личных никогда не говорится о конкретных действиях собеседника, субъект действия мыслится в таких предложениях обобщённо, как любое лицо.

Безличные предложения

Безличные предложения - это односоставные предложения, в которых говорится о действии или состоянии, возникающем и существующем независимо от производителя действия или носителя состояния. Особенностью грамматического значения безличных предложений является значение стихийности, непроизвольности выражаемого действия или состояния. Оно проявляется в самых различных случаях, когда выражается: действие (Лодку сносит к берегу); состояние человека или животного (Мне не спалось; Ему холодно); состояние окружающей среды (Темнеет; Тянет свежестью); «состояние дел» (Плохо с кадрами; Нельзя откладывать эксперименты) и т. д.

Главный член может быть выражен:

1) формой 3-го лица единственного числа безличного или личного глагола: Светает!.. Ах, как скоро ночь минула/ (А. Грибоедов); Пахнет весною сквозь стёкла (Л. Мей);

2) формой среднего рода: Замело тебя, счастье, снегами, унесло на столетья назад, затоптало тебя сапога ми отступающих в вечность солдат (Г. Иванов); Не хватило хлеба даже до святок (А. Чехов);

3) словом нет (в прошедшем времени ему соответствует форма среднего рода было, а в будущем - форма 3-го лица единственного числа - будет): И вдруг сознанье бросит мне в ответ, что вас, покорной, не было и нет (Н. Гумилёв); Сильнее кошки зверя нет (И. Крылов);

5) сочетанием слова категории состояния (с модальным значением) с инфинитивом (составное глагольное сказуемое): Когда знаешь, что нельзя смеяться, тогда, - тогда именно и овладевает тобою этот сотрясающий, болезненный смех (А. Куприн); Пора вставать: седьмой уж час (А. Пушкин);

6) кратким страдательным причастием среднего рода (составное именное сказуемое): Чудно устроено на нашем свете! (Н. Гоголь); У меня не прибрано!.. (А. Чехов);

7) инфинитивом: Вам не видать таких сражений (М. Лермонтов); Ну как не порадеть родному человечку? (А. Грибоедов); Долго петь и звенеть пурге (С. Есенин)

Назывные предложения

Назывные (номинативные) предложения - это односоставные предложения, в которых утверждается существование, бытие предметов или явлений. Грамматическая основа назывных предложений состоит только из одного главного члена, по форме сходного с подлежащим: главный член назывных предложений выражается именительным падежом существительного (одиночным или с зависимыми словами), например: Шум, хохот, беготня, поклоны, галоп, мазурка, вальс... (А. Пушкин).

Смысл назывных предложений заключается в утверждении бытия, существования явления в настоящем времени. Поэтому назывные предложения не могут быть употреблены ни в прошедшем, ни в будущем времени, ни в условном, ни в повелительном наклонении. В этих временах и наклонениях им соответствуют двусоставные предложения со сказуемым было или будет: Осень (назывное предложение). Была осень; Будет осень (двусоставные предложения).

Выделяются три основные разновидности назывных предложений .

1.Бытийные: Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле (А. Ахматова).

2. Указательные; они включают указательные частицы вот, вот и, вон, вон и: Вот место, где их дом стоит; Вот ива (А. Пушкин); Вот и мостик/ (Н. Гоголь).

3. Оценочно-бытийные; они произносятся с восклицательной интонацией и часто включают в себя восклицательные частицы какой, что за, ну и: Осада! Приступ! Злые волны, как воры лезут в окна (А. Пушкин); Какая ночь! Мороз трескучий... (А. Пушкин).

Особенностью назывных предложений является то, что им свойственна фрагментарность и одновременно большая ёмкость выражаемого содержания. В них называются только отдельные детали ситуации, но детали важные, выразительные, рассчитанные на воображение слушателя или читателя - такие, по которым он может представить себе общую картину описываемой обстановки или событий.

Чаще всего назывные предложения используются в описательных контекстах поэтической и прозаической речи, а также в ремарках драматических произведений: Скалы, почерневшие от загара... Раскалённый песок, который жжёт сквозь подошвы (Н. Сладкое); Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн (К. Бальмонт); Гостиная в доме Серебрякова. Три двери: направо, налево и посредине. - День (А. Чехов).

Класс: 8

Презентация к уроку
















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Урок по учебному пособию «Русский язык: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений» С.Г. Бархударов, С.Е Крючков, Л.Ю. Максимов и др.

Место занятия в учебном процессе: Тема «Простое предложение. Односоставные предложения».

Форма занятия: урок изучения нового материала с применением ИКТ.

Оборудование: интерактивная доска, презентация к уроку.

Данный урок является одним из уроков, посвященных изучению темы «Односоставные предложения». На следующих занятиях предполагается контроль знаний учащихся по данной теме. Используется дифференциация при проведении закрепления материала.

Цели урока: познакомить учащихся с назывными предложениями; показать отличие назывных предложений от других односоставных предложений; воспитывать у учащихся интерес к творчеству русских поэтов, любовь к русскому языку; формирование умений использовать назывные предложения в речи; определять роль назывных предложений в художественной литературе.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

II. Проверка знаний, умений, навыков учащихся

1. Сделайте разбор по членам предложения (2 слайд)

Хорошо пахнет сено.
Хорошо пахнет сеном.

2. Определите тип односоставного предложения (3 слайд)

  1. Люблю зимний лес.
  2. Меня знобит.
  3. Мне холодно.
  4. В поселке строят новую школу.
  5. Слезами горю не поможешь.
  6. Цыплят по осени считают.

3. Беседа (4 слайд)

– Что общего между этими предложениями?

– Назовите отличительные черты каждого типа предложений.

III. Новый материал

1. Слово учителя:

– Мы продолжаем работу по изучению односоставных предложений. И сегодня познакомимся с интересными односоставными предложениями – назывными. Изучая односоставные предложения сегодня, понаблюдаем над назывными предложениями, ответим на вопрос: «Какую роль играют односоставные назывные предложения не только в прозаических текстах, но и в поэзии?»

2. Выразительное чтение стихотворения А. Фета «Шепот, робкое дыханье…» (5 слайд)

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..

– Это необычно. Появление этого стихотворения вызвало неоднозначную реакцию читателей. Одни восхищались, удивлялись тому, что можно без глаголов так изобразить красоту мира. Л. Н. Толстой восторженно отмечал: «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина.». Другие усматривали в этой безглагольности посягательства на законы поэтики. А. Фет часто использует этот прием в своих произведениях.

– Назовите грамматические основы предложений. Какой частью речи выражен главный член в этих предложениях?

– Такие односоставные предложения, в которых главный член выражен подлежащим, называются назывными. Назывные предложения обозначают существование предмета или явления в настоящем времени. (6 слайд)

3. Выступление назывного предложения (заранее подготовленный ученик)

– Давайте послушаем, что нам расскажет о себе назывное предложение.

Позвольте назвать себя: Назывное предложение! Вы, конечно, догадались, чем я занимаюсь? Да, да! Мне нравится называть, т. е. сообщать о самом существовании чего– то: предметов, событий, явлений... Я вокруг вас, я на каждом шагу, но вы меня не замечаете. Вы приехали, сошли с поезда и увидели: «Н. Новгород», «Вокзал», «Выход в город», «Кассы», «Буфет», «Остановка троллейбуса» и т. п. – это все я, Назывное предложение. Вы едете в город, кондуктор объявляет остановки: «Парк культуры и отдыха», «Металлуртческий завод», «Порт» – это Назывные предложения. А ребенок смотрит в окно и кричит: «Вон море!» – и это опять я, Назывное предложение. Как жаль, что никто не спросит, что это за предложения, которые так часто встречаются? Каким предложением назвали магазины «Хлеб», «Обувь», «Книги»? А это все я, Назывное предложение. Мне достаточно одного слова, чтобы обрадовать людей. Услышав меня в поезде, в трамвае они говорят радостно: «Вот мой город. Вот моя остановка, а вон мой дом! А Вт мой сынишка!» У меня один главный член предложения – подлежащее, но оно так много говорит людям. Подлежащее может иметь разные определения, а иногда у меня есть частицы – вот и вон . Порой я сообщаю и о страшных событиях: «Пожар!», «Землетрясение!», «Авария!» или отдаю приказания: «Огонь!», «Старт!», «Стоп!» Но главная моя задача – называть то, что нужно людям, что их радует и помогает жить. Меня используют и в поэзии, и в прозе. Есть даже целые стихотворения, которые написаны только Назывными предложениями. С одним из них вы уже познакомились. Послушайте еще одно, А. Кольцова:

Закоптелые палатки,
Черный хлеб, вода,
Кашель пряхи, плач дитяти.
О нужда! Нужда!

Правда, немного обидно, что ребята меня редко приглашают в свои сочинения.

– Что же нам сообщило о своем значении и строении Назывное предложение? (Значение: сообщает о том, что какое-нибудь явление или предмет существует в настоящем. Строение: один главный член – подлежащее; может иметь при себе указательные частицы вот и вон ; может быть распространенным и нераспространенным.) (7 слайд)

Назывные предложения используются при записи в дневниках, письмах, т.е. в таких жанрах, которые отличаются быстротой фиксации основных, главных деталей, или используются в начале описания (8 слайд)

– Сверим свои наблюдения с теорией учебника.

4. Знакомство с теорией учебника (стр. 106-107)

5. Упражнение 241 (устно)

6. Заполнение таблицы «Односоставные предложения»

IV. Отличие назывных предложений от неполных

– Назывные предложения могут быть распространенными и нераспространенными (9 слайд). Сравните: Вечер. – Тихий вечер. Шепот. – Робкое дыханье . Вторые предложения распространены согласованными определениями. Распространить назывные предложения могут только второстепенные члены, относящиеся к группе подлежащего, т. е. все виды определений (согласованные и несогласованные).

Если в предложении есть обстоятельство или дополнение, то такое предложение большинством учёных считается двусоставным неполным с опущенным сказуемым, а обстоятельство напоминает о его существовании (10 слайд).

Тишина в заснеженном лесу. В дымных тучках пурпур розы…

Об этом мы поговорим подробнее на последующих уроках.

V. Закрепление материала

1. Записать под диктовку, найти назывные предложения.

  1. Бабье лето. Время обмолота. Словно приглашая в путь кого-то, журавли летят. (В. Боков.)
  2. Запах розы и жасмина. Трепет листьев. Блеск луны… Из открытых окон льется песня южной стороны. (А. Плещеев.)
  3. Тишина. Кукушка. Травы. Я один в лесу глухом.

2. Работа с репродукцией И.И. Левитана «Март» (11 слайд) (слабым ученикаминдивидуальные карточки)

– Выразительная емкость назывных предложений делает их незаменимым средством, когда надо лаконично, немногословно обрисовать картину, создать впечатление стремительного действия.

Рассмотрите репродукцию картины И. Левитана «Март». Попробуйте при помощи нераспространенных назывных предложений описать эту картину. (Предложения выводятся на слайд.)

День. Снег. Деревца. Небо. Лошадь. Дом. Тропинка. Настроение.

– Распространите эти назывные предложения при помощи согласованных и несогласованных определений. Запишите получившийся текст в тетради.

Ясный мартовский день. Потерявший свое зимнее великолепие снег. Пробуждающиеся ото сна деревца. Небо без облаков. Запряженная лошадь. Двухэтажный дом. Грязная тропинка. Весеннее, солнечное, радостное настроение.

Карточка № 1

1) Яркие голубые дни. Синее море. Вечер был тихий, лёгкий. 2) Маленький ручеёк. Вода немного коричневатая. Она не течёт, а сочится из мхов, от подножия невысоких берёзок, ив, ольхи и болотной травы... 3) Ночь. Поскрипывает и по­скрипывает ставенка. 4) Крепко морозит. 5) Мороз. Хрустит под валенками снег.

Карточка № 2

Спишите, обозначая грамматическую основу каждого предложения и определяя его тип.

1) Чистые стены, обитые лесом. Запах воды и смолы. 2) Третий час дня. Пасмурно. 3) Вон радуга. Весело жить! 4) Безветрие, и всё небо залито краской. 5) Вот серый старый дом. Теперь он пуст и глух.

Карточка № 3

Спишите, обозначая грамматическую основу каждого предложения и определяя его тип.

1) Душная ночь. Будет гроза... Вон и блеснуло бледно и тревожно. 2) Ночь тихая, тихая. Снег рыхл. Где-то далеко в небе тянет весной. 3) Заморозки. Подсохло. Я вышел пройтись к речке. 4) Во всём мне хочется дойти до самой сути: в работе, в поисках пути, в сердечной смуте. 5) Зима подходит к середине, дороги мокнут, с крыш течёт, и солнце греется на льдине.

VI. Анализ текстов

Анализ текстов с точки зрения роли в них назывных предложений. Второй и шестой тексты записать в тетради.

Задания к текстам:

  1. Внимательно прочитайте стихотворения, определите идейный замысел и позицию автора.
  2. Найдите односоставные предложения. Определите их роль в поэтическом тексте.
  3. Чем односоставные предложения помогают в выявлении авторского замысла и понимании идейного смысла стихотворения?

1) Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьется
Чуждый чарам черный челн.
(К. Бальмонт.)

(Чары – волшебство, колдовство.)

2) Глушь да топь, коряги да пеньки.
Старая березовая роща,
Редкий лес на берегу реки.
(Д. Кедрин.)

3) Осень. Сказочный чертог,
Весь открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
(Б. Пастернак.)

(Чертог – дворец.)

4) Маленький городок.
Северный городок.
Выцветшая луна.
Северная Двина.
Рябь темно-синих вод.
Музыка. Теплоход.
Девушка на холме.
Юноша на корме.
(К. Ваншенкин)

5) Последний день июля месяца. Кругом – Россия – родной край. Ровной синевой залито все небо. Лишь одно облачко на нем не то плывет, не то тает. Безветрие, теплынь. Воздух – парное молоко.
Глубокий, но пологий овраг... По оврагу бежит ручей; на дне его мелкие камешки словно дрожат сквозь светлую рябь. Вдали – края земли и неба. Синеватая черта большой речки...
(По И. Тургеневу)

– Использование назывных предложений в тексте помогает автору красочно, лаконично, немногословно нарисовать картину родного края.

6) Так (н.. .)спешно идет жизнь. Дни, вечера, ночи, праз.. .ники, будни.
Ярм...рка. Кр...щенский м...роз. В шубах д...ревья. На ш...стах полощ...т...ся флаги. И зима, зима. От снега все мя... кое.
(По Е. Замятину)

– Использование назывных предложений в тексте помогает автору лаконично и точно рисовать картину русской зимы, крещенских морозов.

VII. Литературное задание

– Вспомните героев комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» и по предложенной характеристике угадайте, определите, о ком идёт речь(12-13 слайды)

  1. …, уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек.
  2. …, провинциальная кокетка, ещё не совсем пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей.
  3. …, молодой человек лет двадцати трёх, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, – один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими.
  4. …, слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет.
  5. …, судья, человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен.
  6. …, попечитель богоугодных заведений, очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всём том проныра и плут.
  7. …, простодушный до наивности человек.

(ОТВЕТ: 1) Городничий; 2) Анна Андреевна; 3) Хлестаков; 4) Осип; 5) Ляпкин-Тяпкин; 6) Земляника; 7) Почтмейстер).

VIII. Подведение итогов урока

1. Блиц-опрос

– Назывные – односоставные предложения? (Да).

– Назывные – двусоставные предложения? (Нет).

– Согласны ли вы, что назывные предложения имеют только один главный член предложения, по форме напоминающий подлежащее? (Да).

– Может ли назывное предложение быть нераспространённым? (Да).

– Может ли назывное предложение быть распространённым? (Да).

– Может ли главный член предложения в назывном предложении быть сочетанием числительного с существительным? (Да).

2. Решение проблемного вопроса

– Сегодня на уроке мы говорили о назывных предложениях. Вы заметили, что таких предложений много в стихотворениях. Не случайно Н.В.Гоголь сказал: «Родник поэзии есть красота». Наблюдая над назывными предложениями, вы можете ответить на вопрос: «Какую роль играют односоставные назывные предложения не только в прозаических текстах, но и в поэзии?» (Назывные предложения делают стихотворения мелодичными, конкретно указывая на предметы, явления, которые волнуют поэта).

– Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных заинтересованных детей. А если у кого-то что-то не получилось – не беда. Вы всё равно узнали что-то новое, значит, стали умнее.

Пусть каждый из вас скажет себе: «Я – молодец! Я думал. Я старался. Я делал открытия». (Слайд 14)

Домашнее задание: §24, упражнения 243 (письменно), 248 (устно); подготовиться к контрольному диктанту (15 слайд).

– Спасибо за сотрудничество. (Слайд 16)

предикативный признак выражают факт существования, наличия в объективной действительности.

В назывных предложениях главный член оформлен как подлежащее и обозначает предмет, характерный для передаваемой ситуации.

Основная форма главного члена и минимальный состав предложения – именительный падеж существительного, реже местоимения или числительного.

И семантические, и грамматические особенности назывных предложений характеризуются резким своеобразием по сравнению не только с двусоставными, но и с односоставными разных типов. Основной признак назывных предложений – фрагментарность и одновременно большая емкость выражаемого содержания. В них называются отдельные детали ситуации, но детали важные, рассчитанные на опыт и воображение слушателя или читателя, такие, по которым легко представить себе общую картину описываемой обстановки или события, например: Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.

Главный член односоставного предложения имеет форму, совпадающую с подлежащим, но обозначает не носителя признака, как в двусоставных предложениях, а особого рода признак. В то же время, отмечает Н.С.Валгина, главный член назывных предложений не обладает признаками сказуемого: он не способен употребляться со связкой и быть выразителем модально-временных значений; отношение называемого им предмета или явления к действительности говорящий передает только с помощью констатирующей интонации. При этом отмечается, что назывные предложения всегда предполагают реальную модальность и одно из значений настоящего времени, не допускают парадигматических изменений по наклонениям и временам, бывают только утвердительными, например: Зашумели верхушки лип. Свет. Удар грома.

Таким образом, Н.С.Валгина и ряд других авторов, в том числе и авторы школьных учебников, придерживаются традиционных взглядов и предложения типа Была ночь относят к двусостпавным предложениям. Однако в Грамматиках –70 и 80, а также в трехчастном учебнике В.В.Бабайцевой, Л.Ю.Максимова отвергается двусоставность этих предложений, и глагол быть характеризуется как служебный синтаксический формант – показатель временной отнесенности.

Не имеет однозначного решения и вопрос о составе и границах односоставных предложений, а именно указательные предложения, заголовки и названия, именительный темы, формы приветствия и благодарности, номинативы оценочного характера, именные предложения с детерминантами получают разную трактовку. Одни авторы, в частности В.В.Бабайцева, включает эти конструкции в состав номинативных предложений, другие, например Н.С.Валгина, относит их к особым конструкциям. Рассмотрим последнюю точку зрения подробнее.

Разграничение номинативных предложений и схожих по форме конструкций представляется возможным при учете такого свойства предложения, как самостоятельность функционирования. Такой подход дает возможность выделить в качестве номинативных предложений только те конструкции, которые способны самостоятельно функционировать без контекста. В этом случае круг номинативных предложений становится достаточно определенным и сравнительно узким. В их состав, без сомнения, включаются: Зима. Вот и ручей. Ну и погода. Четыре часа и т.д.

Перечислим конструкции, которые по форме совпадают с номинативными предложениями:

1)Именительный падеж в роли простого наименования - названия, надписи на вывесках.

Эти конструкции не имеют значения бытия: Уиверсам. «Евгений Онегин».

2)Именительный падеж в функции сказуемого двусоставного предложения может употребляться в неполных предложениях: Чичиков еще раз взглянул на него искоса, когда переходили в столовую: Медведь! Совершенный медведь! Гость протянул руку: - Иванов. (значение им.п. – признак).

3)Изолированное употребление именительного падежа, номинатив. Различаются препозитивные и постпозитивные номинативы.

Препозитивный номинатив – именительный представления, или темы, который называет предмет речи (мысли) для того, чтобы вызвать о нем представление в сознании собеседника, читателя: Несовершеннолетие…Возраст, который требует особого пристального внимания.

Постпозитивный номинатив располагается после сообщения, служит цели раскрытия содержания впереди стоящего подлежащего, данного в общей, неконкретной форме: Какая это огромная и сложная дистанция – 12 месяцев.

Таким образом, номинативные предложения – односоставные предложения субстантивного типа, главный член которого имеет форму именительного падежа и совмещает в себе функции наименования предмета и идею его существования, бытия. Значение бытийности является доминирующим, причем это статическое бытие предмета в отличие от динамического, где подчеркивается процесс возникновения предмета или явления, сравните: За поворотом магазин; Опять ненастье. Такие конструкции Н.С.Валгина относит к эллиптическим двусоставным предложениям с обстоятельственными словами, а В.В.Бабайцева – к переходному типу между односоставными и двусоставными предложениями.

В лингвистической литературе существуют две классификации номинативных предложений: 1) семантическая, 2) структурная. Каждая классификация имеет ряд вариантов, которые получили отражение и в учебной литературе.

Семантическая классификация.

1) Вариант 1, представленный в трехчастном учебнике В.В.Бабайцевой, Л.Ю.Максимова, 1987, с.105-107:

· бытийные (И цветы, и шмели, и трава, и колосья; И лазурь, и полуденный зной);

· указательные (Вот мельница. Вот и вечер жизни);

· побудительные: а) побудительно-желательные (Внимание! Добрый день! Привет!); б) побудительно-повелительные (ситуативные) (Огонь! (ситуация – бой). Шприц! Зонд! (ситуация – хирургическая операция);

· оценочно-бытийные (Какой мороз! Ну и мороз! Цветов-то! Ну и цветов!);

· собственно-назывные («Первые радости», «Необыкновенное лето» (книги); «Тегеран-43», «Русское поле» (кинофильмы));

· «именительный представления» (специфическая разновидность) (Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось!).

2) Вариант 2, представленный в Современном русском языке под ред.Е.М.Галкиной-Федорук, М., 1964, ч.2, с.429-431:

· природные явления (Знойный полдень);

· среда и обстановка, указание на предмет (Двухэтажный дом. Веранда. Клумбы. Несколько скамеек и шезлонги.);

· внешний вид живых существ (Правильный, нежно очерченный овал лица, довольно правильные черты, густые, прекрасные волосы, обыденная домашняя прическа, тихий пристальный взгляд); психологическое состояние человека, эмоции (Смятенье, обморок, поспешность, гнев, испуг); эмоциональная оценка в форме восклицания (Какие страсти! Что за чудная ночь, что за тени и блеск);

· итог, обобщение, заключение, причина (-Что делать, что делать! – вздохнул председатель, откидываясь на спинку стула. – Развалина…песочные часы);

· модальные значения: сомнение, недоверие, утверждение, сообщение-представление (Как вас зовут? – Наташа. Наташа Чистякова);

· приветствия, пожелания, призывы (Привет! Добрый день! Счастливый путь!); побудительные.

3) Вариант 3, представленный в Синтаксисе современного русского языка Н.С.Валгиной. М., 1978, с.186-188. В этом варианте учтено самостоятельное функционирование номинативного предложения вне контекста:

· собственно-бытийные (Изморось. Сумерки.Дорога);

· предметно-бытийные (Кустарник. Мох. Приземистые ели);

· указательные (Вот ива. Вот оно, глупое счастье с белыми окнами в сад);

· оценочно-бытийные (с эмоционально-экспрессивными частицами) (Ну уж ночка! Страх. И скука же, братец ты мой. А уж характер!);

· желательно-бытийные (Только бы здоровье! Лишь бы не смерть! Если бы счастье!).

В варианте, представленном в учебнике Д.Э.Розенталя представлены две семантические разновидности: бытийные и указательные.

В Грамматике-80 семантические разновидности делятся на две группы: не лично-субъектные и лично-субъектные предложения. Общее значение 1-й группы – вся ситуация «предмет – его существование, наличие» обозначена как такая, которая либо не имеет своего носителя или производителя, либо представлена в отвлечении от него, семантические разновидности- состояние природы, окружающей среды; события, ситуации, предметы – лица или не лица, например: Зима. Дождь. Победа. Шум. Улица. Случайные прохожие.

Общее значение предложений 2-й группы – вся ситуация «предметно представленное действие, состояние – его существование» имеет своего носителя, который с высокой степенью регулярности обозначается распространяющей словоформой с субъекным или субъекно-определительным значением, например: Шепот. Бред. Стыд и позор! У ребенка грипп. Среди присутствующих разговоры. У него опыт.

Структурная классификация предполагает деление номинативных предложений по признаку распространенности и по способу выражения главного члена.

Так, в Грамматике-60 выделяются нераспространенные и распространенные номинативные предложения. В нераспространенных предложениях главный член может быть выражен именем существительным, личным местоимением или числительным, количественно-именным словосочетанием. Распространенное предложение может включать согласованное и несогласованное определение.

В учебнике П.А.Леканта «Синтаксис простого предложения в современном русском языке», М., 1974, с.43-53 структурные типы номинативных предложений выделяются на основании признака расчлененности-нерасчлененности.

Нерасчлененные, нераспространенные, синтаксически неразложимые, с присловными распространителями, например: Стол. Четыре стула. Ясный полдень. Вот дом. Вот и солнце. Какая тишина!

Расчлененные, распространенные с детерминантами, например: Вокруг тайга. А через полгода – новое чудо. У тебя истерика, Вася.

Н.С.Валгина выделяет особую группу номинативных предложений в русском языке, имеющие в качестве главного члена независимый родительный падеж имени, который не только передает значение наличия, бытия предмета, но и характеризует его с количественной стороны – утверждается наличие множества чего-либо. Этот тип предложений называется генитивным. Примеры: Народу! Смеху! Цветов! Еды-то, еды!

Среди структурных типов простого предложения выделяются вокативные предложения (ВП). ВП –это обращения, осложненные выражением нерасчлененной мысли, чувства, волеизъявления (В.В.Бабайцева, Л.Ю.Максимов, указ.учебник, ч.3., с.113).

Место ВП в классификационных схемах структурных типов простого предложения определяется по-разному: особый тип односоставных предложений, разновидность нечленимых предложений, разновидность номинативных предложений, тип, стоящий на границе односоставных и нечленимых предложений. Признаком, отличающим их от односоставных предложений, является невозможность выделения в них членов предложения. Признаком, отличающим их от нечленимых предложений, является наличие в них номинативно-звательной функции слов, образующих их конструктивную основу.

ВП имеют две семантические разновидности с точки зрения реакции говорящего: 1) побудительные и 2) эмоциональные. Побудительные ВП выражают призыв, требование, запрет, предостережение, просьбу, протест и т.п., например: -Часовой, - строго окрикнул Новиков(Бондарев); - Товарищ полковник! – запротестовал, подбегая, пилот (Симонов).

§ 1 Понятие назывного предложения

Как вам известно, простые предложения по наличию главных членов бывают двусоставными и односоставными. Односоставные предложения принято делить на две группы: с одним главным членом — сказуемым и с одним главным членом — подлежащим. К первой группе относятся определённо-личные, неопределённо-личные и безличные предложения, а ко второй — назывные.

Рассмотрим подробнее назывные предложения. Это такие односоставные предложения, в которых главный член обычно выражается именем существительным в именительном падеже или сочетанием числительного с существительным.

Например, в предложениях Зима. Первый снег - подлежащие выражены именами существительными зима, снег. А следующее предложение Двадцать третье марта является назывным предложением с подлежащим, выраженным сочетанием числительного с существительным.

Назывные предложения показывают, что события, явления, предметы, названные главным членом, существуют в настоящем времени. Называя предметы, указывая место или время, назывные предложения сразу же вводят читателя в обстановку действия. Например: Зима. Тишина. Заснеженный лес. Назывные предложения могут быть восклицательными. Какой сильный мороз!Какая красивая береза!

Назывные предложения могут включать частицы вот, вон, и тогда предложение приобретает указательное значение: Вот ручеек. А вон и знакомая тропинка.

§ 2 Распространенные и нераспространенные назывные предложения

Назывные предложения могут быть нераспространенными и распространенными. Рассмотрим несколько предложений, которыми начинается стихотворение Анны Ахматовой: Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Во всех этих предложениях только один главный член - подлежащее и нет второстепенных членов. Следовательно - это назывные нераспространенные предложения. В назывных распространенных предложениях есть второстепенные члены, которые относятся к подлежащему, например Первое зимнее утро. В этом предложении подлежащее утро, с которым связаны два определения утро какое? Первое, зимнее.

Важно помнить, что в односоставных назывных предложениях нет таких второстепенных членов, как обстоятельства и дополнения, потому что они не могут быть связаны по смыслу и грамматически с подлежащим.

§ 3 Отличия назывных предложений от неполных

Необходимо отличать односоставные назывные предложения от неполных предложений.

·В неполных предложениях пропущенные члены предложения можно восстановить из контекста, чаще всего из реплик разговора. Рассмотрим диалог

Кто тебя будет встречать?

Первая реплика - это простое двусоставное предложение. Вторая реплика - неполное предложение, потому что необходимую информацию для понимания смысла высказывания можно восстановить из предыдущей реплики: меня будет встречать мама. А в односоставных назывных предложениях речь идет о конкретных событиях, явлениях, предметах, пояснять которые из контекста не нужно.

·Еще одно правило отличия односоставных назывных предложений от неполных предложений - это наличие таких второстепенных членов, как обстоятельство или дополнение, которые не могут относиться к подлежащему. Например, в предложении В зоопарке хищные животные есть обстоятельство где? в зоопарке, оно связано с пропущенным сказуемым, которое подразумевается: есть, были, живут, находятся. Поэтому данное предложение нельзя считать односоставным назывным предложением. То же самое можно сказать о предложении Вдали грозовая туча. Обстоятельство вдали относится к пропущенному сказуемому видна или показалась, поэтому данное предложение не односоставное назывное, а двусоставное неполное.

Назывные предложения употребляются преимущественно в художественных произведениях, в газетных и журнальных очерках и статьях. С их помощью можно лаконично и точно нарисовать место и время действия, пейзаж, обстановку. Например, начало стихотворения Константина Бальмонта: Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. В предложениях называются только отдельные детали, но по ним читатель или слушатель может представить себе общую картину описываемой обстановки или событий.

Часто назывные предложения встречаются в драматических произведениях для указания на место и время действия, для описания декораций: Ночь. Сад. Фонтан.Так обозначается время и место, где происходит действие одной из сцен в драм Александра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов».

§1. Общие данные

Вспомним: предложения делятся на двусоставные, грамматическая основа которых состоит из двух главных членов - подлежащего и сказуемого, и односоставные, грамматическая основа которых состоит только из одного главного члена: подлежащего или сказуемого.

Односоставные предложения делятся на две группы:

  • с главным членом - подлежащим
  • с главным членом - сказуемым

Последние делятся на четыре типа.

Значит, всего односоставные предложения бывают пяти типов. Каждый имеет своё название:

  • назывные
  • определённо-личные
  • неопределённо-личные
  • обобщённо-личные
  • безличные

Каждый тип рассматривается ниже особо.

§2. Односоставные предложения с главным членом - подлежащим

Назывные предложения - это односоставные предложения с главным членом - подлежащим.
В назывных предложениях сообщается о существовании какого-либо предмета, явления или выражается эмоционально-оценочное отношение к нему. Примеры:

Ночь.
Тишина.
Ночь!
Малина сладкая!
Что за красота!

Назывные предложения с частицами вот, вон имеют указательное значение: Вон деревня!

Назывные предложения могут быть нераспространёнными и состоять только из одного слова - главного члена либо распространенными, включающими другие члены предложения:

Синее небо над головой.

Синее море у ног.

У окна маленький стол, покрытый скатертью.

Чаще всего в качестве подлежащего в назывных предложениях употребляются:

  • существительные в И.п.: Жара!
  • местоимения в И.п.: Вот и они!
  • числительные либо сочетания числительных с существительными в И.п.: Двенадцать. Первое января.

§3. Односоставные предложения с главным членом - сказуемым

Односоставные предложения с главным членом - сказуемым неодинаковы по структуре сказуемого. Выделяется четыре вида.

Классификация односоставных предложений с главным членом - сказуемым

1. Определённо-личные предложения
2. Неопределённо-личные предложения
3. Обобщённо-личные предложения
4. Безличные предложения

1. Определённо-личные предложения

Определённо-личные предложения - это односоставные предложения с главным членом - сказуемым, которое выражено личной формой глагола в форме 1 или 2 л. или глаголом в повелительном наклонении. Лицо определено: это всегда или говорящий, или собеседник. Примеры:

Люблю встречи с друзьями.

действие, о котором говорится в предложении, совершает говорящий, глагол в форме 1 л. ед.ч.

Давай созвонимся завтра!

побуждение к совместному действию говорящего и собеседника, глагол в повелительном наклонении)

Как живёте?

действие, о котором получается информация, совершает собеседник, глагол в форме 2 л. мн.ч.

В повествовательных и вопросительных предложениях выражается действие говорящего или собеседника:

Завтра улетаю в командировку., Что предпочитаете на десерт?

В побудительных предложениях выражается побуждение к действию собеседника:

Читай! Пиши! Вставь пропущенные буквы.

Такие предложения самостоятельны, они не нуждаются в подлежащем, потому что идея лица может быть выражена в языке личными окончаниями глаголов.

2. Неопределённо-личные предложения

Неопределённо-личные предложения - это односоставные предложения с главным членом - сказуемым, которое выражено глаголом в форме 3 л. мн.ч. в настоящем или будущем времени или в форме мн.ч. в прошедшем времени. Лицо не определено: действие совершается кем-то неопределённым.

неизвестно, не определено, кем производится действие

По телевизору сообщили, что…

не определено, кем произведено действие

Такие предложения не нуждаются в подлежащем, поскольку выражают идею неопределённости лиц, производящих действие.

3. Обобщённо-личные предложения

Обобщённо-личные предложения - это односоставные предложения с главным членом - сказуемым, стоящим в форме 2 л. ед.ч. или 3 л. мн.ч. в настоящем или будущем времен либо в форме 2 л. ед. или мн.ч. повелительного наклонения:

В обобщённо-личных предложениях лицо выступает в обобщённом виде: все, многие, а действие представлено как обычное, совершаемое всегда. Такие предложения выражаю коллективный опыт народа в целом, отражают устойчивые, общепринятые понятия. Примеры:

Любишь кататься, люби и саночки возить.
На чужом несчастье своего счастья не построишь.

Действие, о котором говорится, является обычным, характерным для всех людей передает идею коллективного опыта.)

Цыплят по осени считают.

Не важно, кто конкретно совершает действие, важнее, что оно совершается обычно, всегда, всеми - отражается коллективный опыт, при этом конкретное лицо не подразумевается.

В обобщённо-личных предложениях важна идея обобщённого лица, поэтому они выражают обобщения, характерные для пословиц и поговорок, афоризмов, разного рода сентенций.

Примечание:

Не во всех учебниках обобщённо-личные предложения выделены в особый тип. Многие авторы полагают, что обобщённое значение могут иметь определённо-личные и неопределённо-личные предложения. Примеры:

Любишь кататься, люби и саночки возить.
(рассматривается как определённо-личное предложение, имеющее обобщённое значение)

Цыплят по осени считают.
(рассматривается как неопределённо-личное предложение, имеющее обобщённое значение)

В чём основание для разных интерпретаций?
Авторы, выделяющие обобщённо-личные предложения в отдельный тип, больше внимания уделяют значению этой группы предложений. А те, кто не видит для этого достаточного основания, во главу угла ставят формальные признаки (формы глаголов).

4. Безличные предложения

Безличные предложения - это односоставные предложения с главным членом - сказуемым, стоящим в форме 3 л. ед.ч. настоящего или будущего времени или в форме ср.р. прошедшего времени. Примеры:

Действие или состояние выражено в них как непроизвольное, никак не зависящее от какого-либо лица или группы лиц.

Сказуемое в безличных предложениях может быть выражено по-разному:

1) безличным глаголом: Вечерело., Смеркалось.
2) личным глаголом в безличном употреблении в форме 3 л. ед.ч. настоящего или будущего времени или в ср.р. ед.ч. прошедшего времени. Темнеет., Темнело.
3) кратким страдательным причастием в форме ср.р.: Уже послано на рынок за свежими продуктами.
4) словом категории состояния: Тебе холодно?, Мне хорошо.
В настоящем времени нулевая связка глагола быть не употребляется. В прошедшем и будущем времени связка быть стоит в формах:

  • прошедшего времени, ед.ч., ср.р.: Мне было хорошо.
  • будущего времени, ед.ч., 3 л.: Мне будет хорошо.

5) инфинитивом: Быть скандалу., Быть беде.
6) безличным вспомогательным глаголом с инфинитивом: Хотелось отдохнуть.
7) словом категории состояния с инфинитивом: Хорошо отдыхать!
8) отрицаниями: нет (нету - разговорно-просторечное), ни: Нет счастья в жизни!

Безличные предложения многообразны и по выражаемым им значениям. В них могут передаваться и состояния природы, и состояния людей, и значения отсутствия чего- либо или кого-либо. Кроме того, в них часто передаются значения необходимости, возможности, желательности, неизбежности и др. подобные.

Проба сил

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Верно ли, что односоставными называются предложения с одним главным членом-сказуемым?

  2. Верно ли, что односоставными называются предложения с одним главным членом - подлежащим?

  3. Как называются предложения с одним главным членом - подлежащим?

    • неполные
    • назывные
  4. Каким является предложение: Что за чушь! ?

    • назывное
    • определённо-личное
    • безличное
  5. Каким является предложение: Берегите природу! ?

    • определённо-личное
    • неопределённо-личное
    • безличное
  6. Каким является предложение: В газете напечатали прогноз погоды на неделю. ?

    • неопределённо-личное
    • обобщённо-личное
    • определённо-личное
  7. Каким является предложение: Меня знобит. ?

    • назывное
    • безличное
    • определённо-личное
  8. Каким является предложение: Светает. ?

    • безличное
    • неопределённо-личное
    • обобщённо-личное
  9. Каким является предложение: Ему хотелось спать. ?

    • определённо-личное
    • неопределённо-личное
    • безличное
  10. Каким является предложение: Хотите чаю?

    • определённо-личное
    • неопределённо-личное
    • безличное