Русско литовский переводчик с произношением. Пятнадцать фраз по литовски, которых стоит выучить перед поездкой в вильнюс

«Образование - лучший страж свободы, чем развёрнутая армия» (Э. Эверетт)

В выбранном мной высказывании затронута проблема роли об­разования как социального института в демократическом обществе. Актуальность данного вопроса заключается в том, что передача зна­ний последующим поколениям всегда была важна для человечества, а в современном обществе его роль лишь увеличилась, образование претерпевает ряд изменений, в связи с чем каждому человеку сле­дует понимать его значение для общества.

Американский политик Эдвард Эверетт считал, что образова­ние - «лучший страж свободы, чем развёрнутая армия». Иными словами, автор полагал, что качественное образование, формируя личность, закладывает в ней черты, необходимые для реализации человеческой свободы, в то время как силовые методы не способны обеспечивать свободу людей с той же эффективностью. Я полностью разделяю позицию Эверетта: свобода неразрывно связана с образова­нием человека, и ни одно общество не может отстаивать и реализо- вывать свои права при помощи оружия так, как общество, для ко­торого образование является приоритетной ценностью.

Под образованием в общественных науках понимают целена­правленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, а также совокупность приобретаемых зна­ний, умений и навыков. Основной целью образования можно счи­тать приобщение индивида к достижениям человечества, передача и сохранение культурного достояния общества. Получение образо­вания происходит посредством обучения в соответствующих учреж­дениях (школах, вузах и т. д.) и самообразования, то есть самосто­ятельного приобретения знаний без помощи других лиц.

Значимость образования для общества обусловлена широким спектром общественных потребностей, удовлетворяемых данным институтом. Прежде всего, образование обеспечивает передачу куль­турных достижений, опыта, ценностей новым поколениям. При этом происходит социализация личности, усвоение ею социальных ролей, норм, а также развивается её интеллект и творческий потенциал. Наряду с этим образование связано с формированием социально-про­фессиональной структуры общества. Далеко не последнюю роль об­разование играет и в формировании мировоззрения человека, в част­ности научного: усваивая знания, человек формирует собственный взгляд на те или иные явления, мир в целом и самого себя.

Свобода личности неотделима от образования, посредством ко­торого происходит всестороннее развитие личности. Так, его уро­вень влияет на политическую культуру общества: если для функ­ционирования демократического государства необходимо понимание гражданами хода политического процесса, актуальных задач госу­дарства, осмысленный выбор кандидатов на государственные долж­ности. Всё это составляет так называемую «культуру участия». При подданической же культуре население не заинтересовано в поли­тике и не оказывает непосредственного влияния на политические решения. Сходным образом, образование является необходимым условием свободы человека в экономической, социальной и куль­турной сферах общества. Напротив, силовые методы не обеспечива­ют усвоения людьми таких ценностей, как свобода, права человека. Милитаризированное общество отличается нивелированием ценно­сти личности, воспитанием стандартных моделей поведения, запре­щением отступление от идеологии, приказаний и т. д.

Помимо теоретических доводов, можно привести и фактиче­ские примеры. Русский писатель-классик Иван Сергеевич Тургенев был человеком с блестящим образованием, которое получал как в России, так и за рубежом. Образование позволило Тургеневу в пол­ной мере реализовать себя как писателя и добиться признания как в родной стране, так и во всём мире. Писатель стал одной из клю­чевых фигур русской литературы XIX века. Таким образом, обра­зование позволяет раскрыть способности человека, позволяет ему преуспеть в творческом начале.

Иллюстрацией негативных последствий нивелирования ценности образования для свободы людей может служить Третий рейх. При этом режиме имели место неоднократные случаи массовых сжига­ний книг. Кроме того, всему населению навязывалась одна модель мышления, в которой превалировал культ личности фюрера, анти­гуманные ценности, расизм. Запрещая для граждан свободомыслие, отступление от господствующей идеологии, свободное образование, государство испортило нравственный облик большого числа людей. Это говорит о необходимости обеспечения полноценного образова­ния, а не искажённой, ограниченной пародии на него.

Таким образом, образование действительно является своеобраз­ным фундаментом, на котором строится свобода личности и обще­ства. Без всестороннего развития личности, формирования в ней ценностей и навыков, обеспечивающих реализацию и защиту своих прав, не может и идти речи о её свободе. Потому прав был Эверетт, утверждая, что оно является лучшим стражем свободы, нежели раз­вёрнутая армия.

Рубрики

Выберите рубрику Английский язык 10 класс Английский язык 11 класс Английский язык 5 класс Английский язык 6 класс Английский язык 7 класс Английский язык 8 класс Английский язык 9 класс Без рубрики Великобритания ВПР — английский язык ВПР — биология ВПР — география ВПР — история ВПР — литературное чтение ВПР — математика ВПР — обществознание ВПР — окружающий мир ВПР — русский язык ВПР — физика ВПР — химия ЕГЭ — английский язык ЕГЭ — биология ЕГЭ — география ЕГЭ — информатика ЕГЭ — история ЕГЭ — литература ЕГЭ — математика ЕГЭ — обществознание ЕГЭ — русский язык ЕГЭ — физика ЕГЭ — химия Исторические портреты Литературное чтение Медицина Молодые люди ОГЭ — английский язык ОГЭ — биология ОГЭ — география ОГЭ — информатика ОГЭ — история ОГЭ — литература ОГЭ — математика ОГЭ — обществознание ОГЭ — русский язык ОГЭ — физика ОГЭ — химия Окружающий мир Описания картин русских и зарубежных художников Подготовка к ЕГЭ по истории Подготовки к ОГЭ по обществознанию Примеры исторических сочинений. ЕГЭ Русский язык Сочинение по обществознанию ЕГЭ Сочинения Учебники Учебники по английскому языку 1 — 4 класс Учебники по биологии 5 — 11 классы Учебники по изобразительному искусству 1-9 класс Учебники по информатике 1 — 4 классы Учебники по информатике 5 — 11 классы Учебники по информатике для вузов Учебники по математике Учебники по ОБЖ Учебники по русскому языку 5 — 11 класс Учебники по русскому языку для начальной школы Цитаты, афоризмы, высказывания, фразы, статусы Эссе

Самые читаемые

  • У тебя в руках пособие, которое поможет тебе подготовиться к выполнению заданий Всероссийской провер... 16 060 просмотров
  • Линия УМК «Английский в фокусе (5-9)». Сборник контрольных заданий включает контрольные задания в дв... 12 208 просмотров
  • Книга содержит 10 вариантов типовых заданий ВПР по английскому языку для учащихся 11-х классов. Сбор... 1 просмотр
  • Учебник представляет собой разрезные карточки с тематическими зачетными заданиями по программе русск...

    Олег Альбертович Донских написал доклад с анализом действительных образовательных результатов ЕГЭ. Поскольку подготовка ЕГЭ - это особый образовательный тренинг, которому с большей или меньшей интенсивностью подвергаются все выпускники российских школ, то стоит понять - чему полдготовка к ЕГЭ на самом деле учит? Здесь это показано.
    Публикую здесь с разрешения автора, перепост привествуется.

    Донских О.А. О компетенциях и ЕГЭ
    Наше образование переживает эпоху ЕГЭ и перехода к компетентностному подходу. По-видимому, в замысле реформаторов ЕГЭ и компетенции как-то связаны между собой, являясь ключевыми (хотя и не рядоположенными) элементами единого процесса. Настоящая статья является попыткой выяснить некоторые аспекты связи между ними на материале результатов ЕГЭ по обществознанию.
    Очевидно, ЕГЭ должен продемонстрировать те компетенции, которые сформированы у выпускников наших средних общеобразовательных учреждений. Достаточно полно и объективно. Исходя из этой посылки, рассмотрим некоторые особенности ответов на задания экзамена.

    Если кратко отвечать на вопрос, что показывают результаты ЕГЭ по обществознанию, можно сделать следующее заключение: они демонстрируют отсутствие у значительного числа выпускников средней школы умений, необходимых для получения высшего профессионального образования, таких как: умение понять текст, выделить главную мысль, обобщить услышанное. И, главное, - умение самостоятельно работать, т.е. самостоятельно ставить вопросы и искать на них ответы. Иначе говоря, у выпускников средней школы напрочь отсутствует то, что можно обозначить как компетенцию учиться в ВУЗе. Сказанное легко показать на примерах, которые дают представление об отдельных аспектах названной компетенции (точнее - «недокомпетенции»).
    Возьмем эссе, тот жанр, где наиболее полно раскрываются возможности выпускника.
    Итак, выбрана тема: «Образование - лучший страж свободы, чем развернутая армия » (Э. Эверетт). И читаем вполне типичное рассуждение (с сохранением орфографии оригинала. Стоит заметить, что иногда эссе так безграмотно написаны с точки зрения русского языка, что не обращать на это внимания невозможно):
    «Образование - лучший страж свободы.
    Образованный, умный человек может сам за себя постоять, решить проблему мирным путем.
    Проблема заключается в том, что «Образование - лучший страж свободы, чем развернутая армия?
    Я думаю, что за в борьбе за свою свободу нужно применять свои знания, а непребегать к военным действиям.
    Однажды я попал в неприятную ситуацию, в которой образование сыграла большую роль. Благодаря образованию этот конфликт был предотвращён.
    Вот почему образование - лучший страж свободы
    ».
    И еще одно:
    «Образование действительно эта свобода. Каждому человеку нужна образование, потомучто в наше время без образования нельзя. Многие люди говорят что армия очень сурова и развернутая. Я например так не считаю. Когда я закончил девятый класс в вечерней школе, меня призвали в армию. За год службы я узнал очень много интересного. Я читал много книг и писали диктанты. Я считаю что человеку в наше время и образование нужно и служба в вооруженных силах ».
    Понятно, что выбраны не самые лучшие эссе. Выбраны вполне типичные. А типичны они по тем признакам, которые совпадают в этих двух эссе. И эти признаки следующие:
    1) Полное непонимание мысли автора высказывания. То, что Эверетт говорит об обществе как таковом и о роли образования в повышении уровня отношений в обществе, выпускники переводят в личный план.
    2) Совершенно исчезла тема свободы в политическом смысле, выпускник говорит лишь о «борьбе за свою свободу», но от кого и почему, непонятно, разве что от личных врагов. Второй вообще про свободу забыл, хотя это ключевая тема выбранного им высказывания.
    3) Пишущие не заботятся о смысловом единстве как конкретных высказываний, так и об общем смысле создаваемого ими текста.Что значит «армия очень сурова и развернутая»? Или глупости, вроде «нужно применять свои знания, а непребегать к военным действиям. Как можно «пребегать» к военным действиям в одиночку, автор, конечно, не думает. Так же как «войной» оказывается неприятный конфликт, в который он однажды попал. Развернутая армия оказывается одним человеком.

    «Человек не есть дробная часть мира, в нем заключена цельная загадка и разгадка мира » (Н.А.Бердяев).
    «Мир состоит из нескольких миллиардов человек, и каждый человек по-своему индивидуальность и отдельный мир. Об этом сказано в высказывании Н.А.Бердяева. Я согласна с данным мнением автора. Ведь чтобы понять мир, нужно понять человека.
    Ведь мир не состоит из дробных частей, сам мир состоит из маленьких миров. Каждый человек - это сам по себе маленький мир, который нужно долго и упорно изучать. В каждом человеке мы можем найти ответы на вечные вопросы, найти пути решения на свои проблемы. Ведь в каждом человеке есть свой собственный мир, в котором совмещены, казалось бы, несовместимые вовсе вещи. Нам нужно много времени, чтобы понять это, часть хорошего из этого мира взять себе.
    Человеку нужно общение прежде всего для того, чтобы улучшать себя, брать все самое лучшее от общения. И применять это, чтобы разгадать загадку мира другого человека
    ».
    Здесь вроде бы автор вначале действительно демонстрирует понимание Н.А.Бердяева, когда говорит о том, что для понимания мира нужно понять человека. С некоторой натяжкой с этим еще можно согласиться. Но дальнейшее изложение отрицает это первоначальное заблуждение. Дальше начинаются фразы, которые ни сами по себе, ни в целом не имеют никакого внятного смысла. Если нужно долго и упорно изучать самого себя, тогда при чем здесь общение, о котором потом идет речь? А в конце вообще идет совершенная белиберда: нужно общаться, чтобы улучшать себя и брать это лучшее, чтобы «разгадать загадку мира другого человека»… В дополнение к тому, что было обнаружено в предшествующих эссе, здесь встречается сакраментальная фраза - «я согласна/не согласна с мнением автора ». По мысли выпускника этой фразой демонстрируется собственное мнение. Да, выглядит это как рефлексия по поводу прочитанного. Но в ситуации, когда текст совершенно не понят, это смотрится не как рефлексия, а как случайная добавка. Ведь соглашаться или не соглашаться можно с тем, что понял.
    И, наконец, еще один пример.
    «Тоталитаризм - образ правления, при котором мораль входит в компетенцию власти » (А. Н. Круглов). «Я выбрала данную тему сочинения, так как за долгий курс истории с школе нираз с ней встречалась. В обществе существует три формы правления: авторитарная, тоталитарная и демократическая. В нашей Родине демократическая форма правления.
    Тоталитаризм существовал при Сталине, где были единые законы, принудительное выполнение их, вне зависимости с соглашение граждан. Власть с помощью морали, то есть поучения, зарабатывала себе определенный статус в обществе. Власть не учитывала просьбы, прихоти и удобства общества. С моей точки зрения такая форма правления очень жестока и неправильная по отношению жителей. Власть должна существовать с обществом сообща, помогая ему в жизни
    ».
    Здесь опять полное непонимание смысла высказывания. Непонимание того, что мораль и право в демократическом обществе представляют собой две разные формы общественного сознания. Мораль вообще понимается как «поучение» из фразы «читать мораль». И попутно несколько грубых ошибок: это касается единых законов как признака тоталитаризма, власть «зарабатывает статус», и др.
    В связи с этими примерами (а умножить их не составляет никакого труда, поскольку большинство эссе в той или иной степени именно таковы) стоит поговорить об одной особенности представленного этими примерами мышления - полном отсутствии чувства непонимания. Еще Аристотель говорил, что философия (в данном случае рациональное мышление) начинается с удивления. Человек должен обнаружить какое-то несоответствие, невозможность чего-то существующего. Чувство непонимания растет из того же корня - это не может быть, а это есть! Сочетание каких-то мыслей, образов, которые представлены в тексте, не складываются в цельную картину. Но они должны складываться. И начинается поиск, человек пытается сложить мозаику. Он начинает задавать сам себе вопросы, отвечая на которые он надеется эту картину воспроизвести. Он должен придти к чувству понимания, ощутить, что все части высказывания комплементарны.
    В приведенных примерах мы сталкиваемся с чем-то совершенно другим: вместо понимания присутствует набор ассоциаций. Вместо вдумывания в мысль известного мыслителя мы видим случайный ручеек сознания (потому что выражение «поток сознания» для этой умственной деятельности - слишком громко) без всякой попытки ответить хотя бы на какие-то вопросы. В результате дефицит понимания определяется полным отсутствием чувства непонимания.
    Такое впечатление, что включается простенький ассоциативный механизм по поводу некоторых узнанных слов. Здесь уже не идет речь о выборе предмета, хотя составителями и предполагается выбор из шести дисциплин.
    Сказанное в полной мере проявляется во время процедуры апелляции. Практически невозможно убедить выпускника, что он противоречит сам себе или что он совершенно не понял прочитанного. Он начинает объяснять, что он «имел в виду» именно то, о чем говорит учитель. А указание на очевидное противоречие парируется теми же пустыми ассоциативными рядами, которыми наполнено само эссе.
    В результате становится совершенно очевидным, что ЕГЭ с его тестовой структурой работает на усиление ассоциативного мышления вместо того, чтобы заставлять учащихся видеть целостные картины определенных духовных областей. Некоторые ответы являются настолько дикими, что после них ни о каком знании предмета не может быть и речи. Но система выбора из нескольких вариантов всегда оставляет возможность угадать хотя бы какое-то количество правильных ответов, даже если совершенно не иметь представления о предмете.

    Еще одно задание, требующее умения определять и обобщать - задание С8, в котором требуется составление сложного плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. Очевидно, что для составления плана, необходимо представлять себе тему в целом, уметь разбить ее на составляющие и эти составляющие ранжировать. Вместо этого мы опять очень часто сталкиваемся со случайным набором слов.
    Не занимая слишком много места, приведем лишь три плана по теме «Биологическое и социальное в человеке».
    (В одном случае учащийся составил к данной теме универсальный план, который подходит ко всему, но его можно рассматривать все-таки больше как курьез:
    «План:
    -выявление проблемы.
    Коментарий
    -моя позиция
    -мое мнение
    -примеры
    Заключение
    -вывод
    ».)
    А вот типичные вполне типичные ответы вроде бы по существу:
    1. «1.Понятие человека
    2.Признаки биологического в человеке
    2.1.имеются органы
    2.2.реагирует человек на неблагоприятные условия, т.к.
    У него есть нервная система
    3.Социальное в человеке
    3.1.в процессе развития человека, появляются новые технологии
    3.2.научился реализовывать свои потребности
    4.Социальное и биологическое неразрывно связано
    ».

    2. «I Социальное в человеке.
    1) Человек и общество
    2) Семья
    3) Образование
    4) Работа
    II Биологическое в человеке
    1) Биологические потребности человека
    2) Человек и природа
    III Вывод»

    3. «I Общение 1 Друзья II Отдых: 1 Реабилитация
    2 Родственники 2 Умиротворение

    III Семья: 1 Родители
    2 Братья».

    Опять мы сталкиваемся с тем же уровнем работы с понятиями: вместо обобщения и логического раскрытия темы демонстрируется вполне случайный ассоциативный ряд. Так, в одном ряду оказываются «семья» и «образование», «новые технологии» и «потребности», «Общение», «отдых» и «семья». Т.е. в принципе не осознается ни разница в уровне обобщения, ни разнородность понятий.
    Что можно сказать о подготовленности к получению высшего профессионального образования? Очевидно, что для того, чтобы учиться своей будущей профессии, необходимы такие умения и навыки, как умение самостоятельно работать, понимать сказанное, обобщать, т.е. те, без которых получать профессиональные знания невозможно. Ни одной из этих компетенций ЕГЭ не демонстрирует. Более того, сам способ его основной организации (выбор из нескольких вариантов) ведет в противоположном направлении.
    Ребята, которые не могут четко понимать и обобщать сказанное и прочитанное, в принципе не способны писать конспект. Ведь для этого нужно внимательно слушать, обобщать и кратко записывать услышанное. Вместо того, чтобы выделять главное, они просто выхватывают из контекста вполне случайные куски. К сожалению, учитывая эту неспособность (некомпетентность), многие преподаватели уже давно не читают, а диктуют свои лекции. В тех же случаях, когда преподаватель рассказывает определенный материал, не указывая прямо на то, что нужно записать, конспекты в большинстве случаев выглядят очень убого. Это вполне случайные обрывки мыслей. И ребята выходят из положения либо пользуясь учебными пособиями, либо просто фотографируя лучшие конспекты. Не лучше ситуация со способностью обобщать: вместо обобщений идут случайные ассоциации, совершенно подобные вышеприведенным.
    Еще хуже ситуация с возможностью самостоятельной работы как по поиску знаний, так и по сочинению соответствующих текстов. Поиск знаний ограничивается самыми простыми действиями с компьютером. На семинарах доклады делаются по каким-то вполне случайным отрывкам, которые выскочили в Интернете.
    Совершенно теряется авторство письменных текстов. Вместо того, чтобы писать самостоятельно, ребята складывают куски найденных текстов и при этом уверены, что они делают серьезную самостоятельную работу.
    Таким образом, ЕГЭ, с одной стороны, со всей очевидностью демонстрирует отсутствие компетенций, крайне необходимых для учебы в вузе, а, с другой стороны, вынуждает учителей избирать такие тактики работы с учениками, которые заведомо подрывают возможность формирования названных компетенций.


    Наибольшая языковая проблема, с которой турист рискует столкнуться в Литве — его просто не поймут. Ну, или сделают вид. Наша статья — как сделать так, что бы «не делали вид». Рецепт вовсе не сложен и очень эффективен. Попробуем?

    Вообще, литовцы доброжелательны и гостеприимны в отношении гостей своей страны.

    Однако, в отличие от Латвии, где русский язык чрезвычайно распространен, или Эстонии, где большая часть населения (а уж молодежь практически поголовно) владееет на каком-то уровне английским, что облегчает коммуникацию, в Литве вполне реально столкнуться с ситуацией, что Вас просто не поймут на по русски, но по англйиски.

    При этом самое удивительное, что вышесказанное справедливо не только по отношению к сельской глубинке, а к вполне туристическим местам.

    Что там далеко ходить, мы сами оказались в подобной ситуации в Паланге, где в ресторане на променаде миловидная девушка официант не смогла изъясниться ни на английском, ни на русском.

    С другой стороны, местному жителю приятно, когда гость хотя бы пару слов скажет на его родном языке — особенно это касается малых народов. Вот и рекомендуем выучить пятнадцать фраз по литовски, и можете быть уверены, доброжелательная улыбка на лице собеседника гарантирована!



    Обратите внимание, литовскому языку не свойственна протяжность, поэтому старайтесь произносить слова в нормальном темпе (за Тиной Канделаки пытаться угнаться не стоит, но и растягивать на эстонский манер нет нужды).

    Жирным шрифтом выделено ударение в словах, которое, как правило, приходится на первый слог. Отметим, что приведенные литовские фразы несколько похоже на латышские, так что, в слегка видоизменном виде, ими можно будет воспользоваться и при посещении Латвии.

    Фраза Перевод на литовский Транскрипция
    Здравствуйте! Labas! Ла бас!
    Доброе утро! Labas rytas! Ла бас ри тас!
    Добрый день! Laba diena! Ла ба де на!
    Добрый вечер! Labas vakaras! Ла бас ва карас!
    Доброй ночи! Labanakt! Ла банакт!
    До свидания! Viso gero! Ви со гя ро!
    Да Taip Тэ йп
    Нет Ne Ня
    Спасибо! Ačiū! А чю!
    Пожалуйста! Prašau! Пра шау!
    Извините! Atsiprašau! Атси-пра шау!
    Как Вас зовут? Kuo jūs vardu? Ку о ю с варду ?
    Меня зовут.. Mano vardas.. Ма но ва рдас..
    Где находится.. Kur yra.. Ку р и ра..
    Я не говорю по литовски Aš nekalbu lietuviškai А ш ня калбу лету вишкай

    Кроме того, приведем список некоторых обозначений, которые могут встречаться Вам во время поездки:

    • gatve (g.) — улица
    • prospektas (pr.) — проспект
    • kelias — дорога
    • rajonas (raj.) — район
    • plentas — шоссе
    • aleja (al.) — аллея
    • kaimas — деревня
    • miestas — город

    Ну и, наконец, столь сладкое слово для любого мужчины, а уже тем более на отдыхе — пиво — alus. Кстати, по латышски благородный напиток звучит точно так же.

    Как видите, все не так сложно, но даже такое небольшой словарный запас, особенно под хороший «alus» способен сотворить чудеса. Попробуйте и убедитесь сами.


    Русско-литовский разговорник: как объясниться в незнакомой стране. Популярные фразы и выражения для путешественников.

    • Горящие туры в Литву
    • Туры на майские по всему миру

    Литовский язык (Lietùvių kalbà) - официальный язык Литвы и один из официальных языков Европейского союза. На литовском разговаривает около трех миллионов человек в Литве и около 170 тысяч за ее пределами. Относится к балтийской группе индоевропейской семьи языков, сравнительно похож на латышский, хотя они и не взаимопонятны.

    Литовский подразделяется на два основных диалекта: аукштайтский и жемайтский (aukštaičių ir žemaičių tarmės). Они происходят от литовских слов «высокий» и «низкий» и обозначают расселение их носителей относительно течения реки Неман. Современный литературный литовский язык основан на диалекте западных аукштайтов (сувалкийцев).

    Приветствия, общие выражения

    Здравствуйте Cвейки
    Доброе утро Лабас ритас
    Добрый день Лаба дена
    Добрый вечер Лабас вакарас
    До свидания Ики пасиматимо
    Пока Ики
    Как дела? Кэйп сякаси?
    Спасибо, хорошо Ачу, гярэй
    Спасибо Ачу
    Пожалуйста Прашау
    Извините Атсипрашау
    Я не говорю по-литовски Аш някалбу лиетувишкай
    Как вас зовут? Ко юс варду?
    Меня зовут... Мано вардас...
    Да Тэйп
    Нет Ня
    Кто-нибудь здесь говорит по-русски? Чя кас норс калба русишкай?
    Я вас не понимаю Аш юс несупранту

    Для пользы дела

    Ты мне нравишься Ту ман патинки
    Красавица Гражуоле
    Красавчик Гражуолис
    Давай встретимся снова Суситинкам дар карта?
    Можно тебя поцеловать? Галю тавя пабучёти?
    Я тебя люблю Аш тавя милю
    Давай останемся друзьями? Ликсимя драугэйс?
    А чтоб тебя! Кад тавя пяркунас трянкту!
    Посоветуйте ночной клуб в Вильнюсе Патаркит Вильняус нактини клуба
    Мне очень нравится ваша столица Таллин! Ман лабэй патинка юсу состине Таллин!
    Сам дурак. Подумаешь, перепутал Патс дурнюс. Тик паманикит, апсирикау
    Не знаю как яблочный сидр, а пиво у вас очень вкусное Нежинау кэйп обуолю сидрас, бят алус пас юс лабай сканус
    Литовские девушки - очень красивые! Лиетувайтес - лабэй гражёс!
    Да-да, милая, я это тебе говорю Тэйп- тэйп, миелои, чя аш тау сакау
    От Паланги до Клайпеды не видел девушки лучше тебя Нуо Палангос ики Клайпедос нямачяу гяряснес панялес ней ту
    Как насчет прогуляться до нудистского пляжа? Кэйп дел пасивайксчёимо ики нудисту паплудимё?
    И вовсе я не грубил, я же не знал, что вы за углом стоите Аш висишкэй некалбеяу шюргщей, аш ги нежинояу кад юс стовите уж кампо

    Цифры и числа

    Ноль Нулис
    Один Венас
    Два Ду
    Три Трис
    Четыре Кятури
    Пять Пянки
    Шесть Шящи
    Семь Сяптини
    Восемь Аштуони
    Девять Девини
    Десять Дящимт
    Двадцать Двидящимт
    Двадцать один Двидящимт венас
    Двадцать два Двидещимт ду
    Тридцать Трисдящимт
    Сорок Кятурясдящимт
    Пятьдесят Пянкясдящимт
    Шестьдесят Щящясдящимт
    Семьдесят Сяптинясдящимт
    Восемьдесят Аштонясдящимт
    Девяносто Дявинясдящимт
    Сто Виенас щимтас
    Тысяча Виенас тукстантис

    Магазины

    Сколько это стоит? Киек кайнуоя?
    Я куплю это Аш пярку щита
    Вы можете написать цену? Юс галите паращити кайна?
    Вы можете снизить цену? Юс галите сумажинти кайна?
    Вы принимаете кредитные карточки? Юс приимате кредитинес кортялес?
    Я хотел бы купить... Аш норечау нусипиркти...
    Хлеб Дуона
    Продукты Продуктай
    Мне нужен пустой пакет Ман рейкя майшялё
    Вода Вандуо
    Молоко Пиенас
    Рыба Жувис
    Мясо Меса
    Курица Вишта
    Фрукты Вайсяй
    Открыто Атидарита
    Закрыто Уждарита
    Скидка Нуолайда
    Очень дорого Лабай брангу
    Дешево Пигяй

    Гостиницы

    Где здесь поблизости гостиница/ кинотеатр/ казино? Кур чя нетоли ира виешбутис/ кинотеатрас/ казино?
    Вы не могли бы написать мне адрес? Ар галетуметя парашити ман адреса?
    Во-сколько сервируют завтрак? Куря валанда сервируоя пусричус?
    Я бы хотел рассчитаться Норечяу атсискайтити
    Я оплачу наличными Аш мокесю гринайс
    Как проехать до гостиницы...? Кэ̀йп нуважьуо̀ти икѝ...вѐшбучё?
    У вас есть свободные номера? Ар ту̀ритя лайсву̀ камбарю?
    Скажите, пожалуйста, сколько стоит люкс? Пра̀шом пасакѝти, кек кайнуо̀я люксас?
    Сколько стоит номер в сутки? Кѝек кайнуо̀я камбарѝс па̀рэй?
    Можно ли позвонить по телефону? Ар га̀лима паска̀мбинти тялефону̀
    Как вызвать администратора (горничную, официанта)? Кэ̀йп ишквѐсти администра̀торю (камбарѝне, падавѐя)?
    Номер с ванной Камбарѝс су воня
    Чаевые Арбатпинигяй
    паспорт Пасас

    Транспорт

    Сколько стоит билет в...? Киек кайнуоя билетас и...?
    Два билета в..., пожалуйста Ду билетус и..., прашау
    Как мне добраться...? Кэйп ман патякти...?
    Пожалуйста, покажите на карте Прашау, пародиките жямиелапия
    Где я могу купить билет? Кур аш галечау нусипиркти билета?
    Я могу дойти пешком? Аш галечау нуэйти пясчёмис?
    Я заблудился Аш пасиклидау
    Как проехать...? Кэйп нуважьуо̀ти ики...?
    Как пройти...? Rэйп праэ̀йти...?
    Где находится...? Кур ира̀...?
    Где здесь туалет? Кур ира̀ туалетас?
    Вход Иэѝмас
    Выход Ишеѝмас
    Вход запрещен Иэѝмас драуджиамас
    Автобус Аутобусас
    Троллейбус Тролейбусас
    Машина Аутомобилис
    Такси Такси
    Стоянка Паркавимо айкштяле
    Подземный переход Пожямѝне пярея
    Остановка Стотяле
    Остановите здесь, пожалуйста Прашау чя сустоти сустабдѝти
    Сколько стоит билет? Кѝек кайнуоя бѝлиетас
    Мне скоро выходить? Ар грейт туресю лѝпти?
    Отправление ишвикѝмас
    Поезд Траукинѝс
    Самолет Лектувас
    Аэропорт Оро уостас

    В ресторане

    Где мы можем поесть? кур мяс га̀лимя пава̀льгити?
    Официант Падавеяс
    У вас есть свободные столики? Ар ира лайсву вету?
    Я хочу заказать столик Норечяу ужсакити сталюка
    Пожалуйста, счет Прашом саскайта
    Примите мой заказ Прашау приимти мано ужсакима
    Какого года вино Келинту мяту винас?
    Ваше фирменное блюда Юсу фирминис патиекалас
    Пиво Алус
    Сыр/сметана/йогурт Сурис/гриетине/йогуртас
    Фаршированный перец Идаритос паприкос
    Макароны Макаронай
    Я не ем мясо! Аш невалгау месос!
    Приготовленный на гриле Кептас ант гротелю
    Суп Срюба
    Оливки Аливуогес
    Салат Салотос

    Чрезвычайная ситуация

    Пожарная служба Угнягясю тарниба
    Полиция Полиция
    Пожар Гэйсрас
    Драка Грумтинес
    Скорая помощь Грейтои пагалба
    Больница Лигонине
    У меня болит... Ман скауда...
    Ушиб Сумушѝмас
    Я заболел/а Аш сусиргау
    Запасной выход Аваринис ишейѝмас
    Мне нужен врач Гидитойо
    Аптека вайстине
    Доктор гидитояс

    Речевые неправильности

    Плохой Блогас
    Доска Лента
    Даже Нет
    Крутит, поворачивает Сука
    пельмени-колдуны, а не колдуны волшебники Колдунаи