Понятие воли в психологии. Физиологические основа волевых появлений

Воля проявляет себя в двух взаимосвязанных функциях – стимулирующей и тормозной .

Стимулирующая функция обеспечивается активностью человека. Активность порождает действие в силу специфики внутренних состояний человека, которые возникают в момент самого действия (человек, который испытывает потребность в поддержке во время своего выступления, призывает высказаться единомышленников; пребывая в глубокой печали, человек жалуется на всех окружающих и т.д.).

Активности присущи мимовольность и произвольность хода действий и поведения. Если активность выступает свойством воли, то она характеризуется произвольностью, т.е. предопределенность действий и поведения относительно поставленной цели. Такая активность не подчиняется актуальным побуждениям, она характеризуется способностью подниматься над уровнем требований ситуации (над ситуативностью).

Можно указать еще на одну особенность стимулирующей функции. Если у человека отсутствует актуальная потребность выполнять действие, но при этом необходимость выполнения ее он осознает, воля создает вспомогательное побуждение, изменяя смысл действия (делает его более значимым, вызывая переживания, связанные с предполагаемыми последствиями действия).

Принуждение человека к действиям создают определенную упорядоченную систему – иерархию мотивов – от естественных потребностей до высших побуждений, связанных с переживаниями моральных, эстетических и интеллектуальных чувств. Если исходить из понимания свободы как моральной саморегуляции, тогда основной ее характеристикой станет подчинение личных мотивов социально значимым, а акцент переносится на проблему направленности личности. Основным проявлением воли становится поступок.

Тормозная функция проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Эта функция чаще всего выступает в единстве со стимулирующей. Человек способен тормозить возникновение нежелательных мотивов, выполнение действий, поведения, которые противоречат представлениям о образце, эталоне и осуществление которых может поставить под сомнение или повредить авторитету личности.

Волевое регулирование поведения было бы невозможно без тормозной функции. Примерами тормозной функции могут быть отдельные проявления человеческой воспитанности. Да, взять на себя ответственность в сложном деле, зная, что соучастник может «сломаться», чтобы дать ему шанс подняться, выдержать осуждение окружающих, если дело, которое осуждается, принесет пользу в будущем. Особенно часто тормозная функция необходима в повседневной жизни. Это может быть решение сдержаться в принципиальном для человека споре; не дать выхода агрессии; довести неинтересное, но необходимое дело до конца; воздержаться от развлечения ради занятий и т.п.



В ряде случаев само принятие решения связано с большим внутренним напряжением, почти приобретающим стрессовый характер, с необходимостью победить в себе влияние других сильных потребностей. Такая необходимость преодоления препятствий в себе самом (борьба с некоторыми своими желаниями, с укоренившимися дурными привычками, с привычным, но не оправдываемым моральными принципами подходом к бытовым явлениям) связана с наличием волевого усилия , переживание которого является характерным качеством волевого акта.

Что же заставляет человека подавлять в себе некоторые весьма интенсивные стремления? Одного лишь понимания того, что данное решение отвечает моральным принципам или же является общественно полезным, недостаточно, чтобы подвигнуть человека на трудное дело. Но если понимание подкрепляется острым переживанием необходимости поступить, например, в соответствии с чувством долга, тогда это порождает усилие, позволяющее подавить многие другие стремления. Чувство долга является выражением того, что требования морали интериоризировались, превратившись в достояние личности, стали для нее внутренним побуждением к поведению в любой ситуации, где возникает коллизия между эгоистическими устремлениями и общественными интересами. Это чувство долга и определяет, куда опустится чаша весов при борьбе мотивов.

Когда мы говорим о волевом акте, то следует помнить, что переживание усилия возникает не только при принятии решения. Очень часто наибольшего усилия требует исполнение принятого решения. Это происходит потому, что выполнение решения нередко наталкивается на ряд препятствий субъективного и объективного порядка. Так, исполнению решения, например, начать подготовку к экзаменам, могут в большой степени мешать укоренившиеся привычки, стойкие склонности проводить свой день вне всякого режима. Тогда изменение установившегося уклада жизни наталкивается на серьезные препятствия в самом человеке. Нужны усилия, чтобы преодолеть настойчивую потребность вечером отправляться гулять, утром вставать поздно и т.д. Все это требует известного напряжения, внимания к тому, что ранее почти не требовало заботы. Это связано с невольно возникающим внутренним сопротивлением, с появлением отрицательных эмоций, с фрустрациями. Правда, победа в борьбе с самим собой вызывает чувства положительного характера: переживание власти над собой, сознание собственной силы, сознание, что можешь добиваться поставленных перед собой существенных целей. Тем не менее напряжение может быть значительным и переживание усилия большим.



Наряду с преодолением препятствий в самом себе мы встречаемся с волевой деятельностью , которая связана с преодолением серьезных внешних препятствий. Цель ясна, сомнений в необходимости ее достижения не возникает, решение принято без большой борьбы мотивов, однако само исполнение решения наталкивается на трудности. Их требуется преодолеть, проявляя при этом терпение, настойчивость, учитывая неожиданно появившиеся новые обстоятельства. Надо осуществлять усилия не один раз, не два, а длительное время, постоянно. Необходимо поддерживать состояние готовности преодолевать препятствия. Все это, конечно, заставляет человека продолжительное время пребывать в состоянии напряжения, которое переносить бывает нелегко.

Таким образом, характерное для волевой деятельности усилие возникает часто не только потому, что появляется конфликт противоборствующих мотивов (иногда такого конфликта нет), но потому, что приходится преодолевать препятствия объективного характера для окончательного осуществления принятого решения.

Анализ структуры волевого акта позволяет увидеть и ряд особенностей волевой деятельности в целом. Нельзя забывать, что волевая деятельность выполняет в общем поведении человека целый ряд существенных функций, которые поднимают организацию этого поведения на более высокий уровень, делают человека более приспособленным к решению важных для его жизни и деятельности задач.

Волевая деятельность регулирует поведение человека в соответствии с теми значимыми целями, которые он ставит перед собой как сознательная личность. Человек тормозит возникновение таких побуждений и осуществление таких действий, которые не соответствуют его идеалам, убеждениям, оценкам и самооценке. Таким образом, воля обнаруживает одну из своих важнейший функций – функцию торможения, контроля, регулирования поведения.

Регулирование поведения заключается не только в торможении и сдерживании нежела­тельных для личности побуждений и действий, оно выражается и в том, что человек направляет свою активность по определенному руслу, внося необходимую энергию в свои действия.

Волевая сфера постоянно стимулирует активность человека. Осуществление ряда успешных действий вызывает у него состояние уверенности. Каждое успешно осуществленное волевое действие не только проторяет дорогу и облегчает выполнение нового волевого действия (человек тренируется в выполнении действий, требующих от него усилий), но и стимулирует человека на дальнейшее развитие его волевых качеств.

Стимулирующая функция обеспечивается активностью человека.Активность порождает действие в силу специфики внутренних состояний человека, которые возникают в момент самого действия (человек, который испытывает потребность в поддержке во время своего выступления, призывает высказаться единомышленников; пребывая в глубокой печали, человек жалуется на всех окружающих и т.д.) .

Активности присущи мимовольность и произвольность хода действий и поведения. Если активность выступает свойством воли, то она характеризуется произвольностью, т.е. предопределенность действий и поведения относительно поставленной цели. Такая активность не подчиняется актуальным побуждениям, она характеризуется способностью подниматься над уровнем требований ситуации (над ситуативностью).

Можно указать еще на одну особенность стимулирующей функции. Если у человека отсутствует актуальная потребность выполнять действие, но при этом необходимость выполнения ее он осознает, воля создает вспомогательное побуждение, изменяя смысл действия (делает его более значимым, вызывая переживания, связанные с предполагаемыми последствиями действия).

Так, после длительного выполнения неинтересной работы ребенок отказывается продолжать ее. Но достаточно экспериментатору попросить поработать еще, аргументируя это тем, что таким действиям надо будет обучить других детей, что они хотят этого, и ребенок охотно соглашается и долгое время выполняет монотонную работу. В таком случае ребенок увидел себя в роли «учителя» и смысл ситуации для него изменился.

Принуждение человека к действиям создают определенную упорядоченную систему — иерархию мотивов — от естественных потребностей до высших побуждений, связанных с переживаниями моральных, эстетических и интеллектуальных чувств. Если исходить из понимания свободы как моральной саморегуляции, тогда основной ее характеристикой станет подчинение личных мотивов социально значимым, а акцент переносится на проблему направленности личности. Основным проявлением воли становится поступок.

Тормозная функция проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Эта функция чаще всего выступает в единстве со стимулирующей. Человек способен тормозить возникновение нежелательных мотивов, выполнение действий, поведения, которые противоречат представлениям о образце, эталоне и осуществление которых может поставить под сомнение или повредить авторитету личности.

Волевое регулирование поведения было бы невозможно без тормозной функции. Примерами тормозной функции могут быть отдельные проявления человеческой воспитанности. Да, взять на себя ответственность в сложном деле, зная, что соучастник может «сломаться», чтобы дать ему шанс подняться, выдержать осуждение окружающих, если дело, которое осуждается, принесет пользу в будущем. Особенно часто тормозная функция необходима в повседневной жизни. Это может быть решение сдержаться в принципиальном для человека споре; не дать выхода агрессии; довести неинтересное, но необходимое дело до конца; воздержаться от развлечения ради занятий и т.п.

Итак, в понятии «воля» отчетливо прослеживается целостный характер психики человека. По мнению Л. С. Выготского, генеральный путь развития психики пролегает сквозь межфункциональные связи.

Поэтому изучение феномена свободы выводит нас на исследование личности, сознания, самосознания личности, ее мотивов и потребностей, эмоций и мышления, памяти и воображения. В проблеме свободы, как в никакой другой, нужна реализация принципа единства психики.

Заслуга традиционной психологии заключается не только в виду к проблеме воли, но и в определении важных положений, касающихся этого феномена.

  1. Воля является продуктом общественно-исторического развития человека, ее формирование связано с появлением и развитием трудовой деятельности.
  2. Свобода не является врожденной или генетически данной способностью, она формируется в процессе жизни, в реальной деятельности, которая требует определенных волевых качеств и навыков волевой регуляции.
  3. Волевая регуляция — это регуляция сознательная, опосредованная знаниями человека о внешнем мире, своих ценностях и возможностях, на основании которых осуществляются предвидение и оценка последствий активности личности.
  4. Развитие свободы тесно связано с развитием мышления, воображения, эмоций, мотивационно-смысловой сферой, с развитием сознания и самосознания, личности вообще.

Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций: побудительной и тормозной. Побудительная функция воли обеспечивает возможности человека для активизации своих действий, чтобы добиться их успешного завершения в условиях преодоления трудностей.

Побудительная функция воли связана с активностью человека, но не с любой активностью. Воля - это особая форма активности человека. В отличие от реактивности (реактивного поведения), когда действие обуславливается предшествующей ситуацией (на оклик человек оборачивается, брошенный мяч отбивает и т.п.), активность здесь порождает действие исходя из специфики внутренних состояний субъекта (нужда в необходимой информации побуждает окликнуть товарища).

Если поведение не ориентировано на цель деятельности и представляет собой совокупность реактивно-импульсивных ответов на стимулы окружающей среды, то такое поведение в психологии часто называют полевым поведением ("поле" в данном случае понимается как совокупность различных переживаемых "здесь и теперь" побудителей активности субъекта). Полевое поведение можно наблюдать у детей раннего возраста, а также при некоторых нарушениях психической деятельности взрослого человека.

В отличие от полевого поведения, характеризующегося непреднамеренностью, активность в волевых процессах характеризуется произвольностью, т.е. обусловленностью действия сознательно поставленной целью. Активность здесь может и не обуславливаться требованиями сиюминутной ситуации, она характеризуется надситуативностью, т.е. выходом за пределы заданного, постановкой целей, избыточных по отношению к исходной задаче (творческий порыв и т.п.).

Тормозная функция воли заключается в возможностях человека удержаться от совершения каких-то действий, а если они начались, то замедлить или остановить их, направить по другому руслу. Тормозная функция воли проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Человек способен затормозить побуждения и выполнение действий, которые не соответствуют его убеждениям, идеалам, мировоззрению. По мнению И.П. Павлова, волевое торможение человеком своей деятельности не менее, а часто более сложное волевое усилие, чем активизация. В своем единстве тормозная и побудительная функции воли обеспечивают преодоление трудностей на пути к достижению цели, т.е. обеспечивают волевую регуляцию поведения человека.

Волевой акт человек осуществляет как личность, ответственная за все его последствия. Формой проявления активности человека и в особенности его воли выступает деяние - социально значимый результат деятельности, ответственность за который несет сам субъект (даже в том случае, когда произведенный результат выходит за рамки его исходных намерений).

Помогая другому, способствуя решению его проблем, человек совершает благодеяние. При этом он может и не подозревать, какую роль сыграл он в жизни другого человека. Неоправданно блокируя удовлетворение потребностей других людей, субъект совершает злодеяние. Осуществляя деяния, человек может выступать носителем доброй или злой воли и тем самым характеризоваться как личность с положительной или отрицательной стороны.

Восприятие человеком собственного поведения и его последствий связано с понятием локуса контроля воли. Люди заметно различаются по тому, чему они склонны приписывать ответственность за собственные деяния. Есть люди, которые склонны приписывать причины своего поведения и свои деяния внешним факторам - судьбе, случаю, обстоятельствам (экстернальный локус контроля воли). Исследования показали, что склонность к экстернальной локализации контроля связана с такими личностными чертами, как безответственность, неуверенность в своих способностях и силах, тревожность и т.п. (Петровский А.В.,1986). При внутренней (интернальной) локализации контроля индивид, как правило, принимает на себя ответственность за свои деяния и причину их видит в своих способностях, характере и т.п. Больные, обладающие внутренним локусом контроля, обычно лучше осведомлены о своем заболевании, о больничном режиме, стремятся принимать активное участие в процессе лечения.

Человек, совершивший правонарушение, должен нести за него ответственность потому, что он обязан и способен осознавать общественную опасность совершаемого им деяния и регулировать свое поведение, исходя из требований закона. Понятие невменяемости является негативным по отношению к вменяемости. Судебно-психиатрическая оценка невменяемости строится на основе определенных критериев невменяемости, содержащихся в законодательной формуле невменяемости. Последняя состоит из двух критериев - медицинского и юридического (психологического). Если медицинский критерий охватывает все возможные формы болезненных расстройств психики, то юридический критерий характеризует в психологических понятиях такую степень болезни, которая исключает вменяемость. Психологический критерий обычно подразделяют на два признака: интеллектуальный - невозможность отдавать себе отчет в своих действиях и волевой - невозможность руководить своими действиями.

Волевое действие и необходимость в нем возникает тогда, когда на пути осуществления действия возникает препятствие. Одной из психологических функций воли является усиление мотивации и совершенствование на этой основе сознательной регуляции действий. Когда исходных мотивов недостаточно, чтобы продолжить деятельность, то включается воля. По мнению У.Джемса, в этих случаях человеку кажется, что действие осуществляется по линии наибольшего сопротивления, хотя оно легко быть направлено иначе - по линии наименьшего сопротивления.

Представьте, что в троллейбусе Вам больно наступили на ногу, Простым способом реагирования в такой ситуации будет закричать, оттолкнуть неосторожного соседа. Но осознание того, что рядом стоят другие люди, что грубость - не лучший способ улаживания отношений, возможно станет причиной того, что Вы не подадите виду, хотя Вам будет больно и неприятно. Воспитанные люди нередко гордятся победами над своей природой. С другой стороны, тот, кто отдается сиюминутным побуждениям или природным склонностям, не может признать, что усилил в себе мотивы высшего порядка. Так лентяи не говорят, что противодействовали своему трудолюбию, а пьяницы не утверждают, что борются с желанием трезвой жизни.

Воля всегда предполагает опору на духовные цели и нравственные ценности, убеждения и идеалы. Усиленное влияние к моральной стороне дела - неотъемлемый признак волевого человека.

Волевое действие всегда связано с осознанием цели деятельности, ее значимости. Иногда возникает необходимость придать какой-либо цели особый, привилегированный смысл. В данном случае можно говорить о смыслообразующей функции волевого действия, которая проявляется в изменении побуждения к действию через изменение его смысла. Психологии известны различные способы такого смыслообразования. Вот некоторые из них.

Изменения смысла действия, во-первых, можно достичь через переоценку значимости исходного мотива.

Например, Х.Линдеман отправился в одиночное плавание на надувной лодке через Атлантический океан, побуждаемый желанием публичной известности и славы первопроходца. В наиболее трудных ситуациях, когда исходный мотив потерял свою первоначальную силу, мореплаватель подтрунивал над собой: «Если ты погибнешь, то о твоей смерти обязательно напечатают во всех газетах». Когда жизнь висела на волоске, Х. Линдеман подстегивал себя: «К черту славу! Думай лучше, как выжить! Ты должен это преодолеть! Ты справишься со всем этим!» Во-вторых, изменение смысла действия осуществляется через соединение заданного действия с другими более высокими мотивами (долга, чести, достоинства).

Так, боец, оставшийся на посту, несмотря на интенсивный обстрел и нарастающую опасность, помнит о том, что он защищает своих товарищей, а значит выполняет свой долг солдата и мужчины. В третьих, смысл действия может измениться посредством предвидения и эмоционального переживания социальных и нравственных последствий результатов своих действий.

Например, молодой человек отказывается от туристической поездки, о которой давно мечтал, а проводит свой отпуск с заболевшим отцом, Этот выбор дается ему не легко. Но когда он вспоминает, как обрадовалась мать, что теперь она не одна в этой трудной ситуации, когда представляет, как будет сожалеть, если отец умрет, а он не успеет с ним попрощаться, то укрепляется в правомерности принятого решения. Выделяют организующую функцию воли, которая заключается в организации поведения как системной, целенаправленной деятельности. Благодаря воле человек по собственной инициативе может выполнить действия в заранее спланированном направлении, с заранее предусмотренной силой, осуществить контроль за их исполнением. Психические процессы человека осуществляются, как правило, в режиме волевого действия: восприятие нужного в данный момент предмета. запоминание требуемого материала, создание образа воображения, преднамеренный и целенаправленный поиск решения задачи.

Известно влияние воли в сдерживании соответствующих эмоций, в воспроизведении нужных эмоциональных состояний. Здесь проявляется сдерживающая функция воли. Действительно, бывают ситуации, в которых бездействие требует от человека гораздо большего волевого усилия, чем активное вмешательство.

Например, студент воздерживается от того, чтобы заглянуть тайком в тетрадь (а ему очень хочется, да и преподаватель вышел из аудитории), когда готовился отвечать на экзамене, на котором оцениваются знания по профессионально-значимому предмету. Продемонстрировать здесь свою осведомленность для студента - «дело чести».

Первое материалистическое объяснение природе воли дал Сеченов, который указывал, что воля - это деятельная сторона разума и морального чувства, выраженная в способности человека совершать целенаправленные действия и поступки, требующие преодоления трудностей.

Воля - это свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели.

В повседневной жизни обычно не бывает затруднений в определении явлений, которые относятся к проявлениям воли. К волевым относят все действия и поступки, которые совершаются не по внутреннему желанию, а по необходимости, а также те действия, которые связаны с преодолением различных жизненных трудностей и препятствий. Кроме того, имеется целый ряд свойств личности, которые традиционно обозначаются как волевые: настойчивость, выдержка, целеустремленность, терпение и др.

В научной психологии подобной ясности нет, понятие воли является одним из наиболее сложных в психологической науке. Более того, проблема воли часто вовсе отрицается - вместо нее обсуждается регуляция поведения в связи с потребностями, мотивами, желаниями и целями человека. В рамках мотивационного подхода воля рассматривается как способность к инициации действия или усилению побуждения к действию при его дефиците вследствие внешних и (или) внутренних препятствий, отсутствия актуально переживаемого желания к действию либо при наличии конкурирующих с выполняемым действием мотивов .

Обычно в психологии выделяют две функции воли: побудительную (стимулирующую) и тормозящую. Более широко к анализу воли и структуре произвольного управления подошел Ильин. Он рассматривает волю как самоуправление поведением с помощью сознания, что предполагает самостоятельность человека в принятии решений, в инициации действий, их осуществлении и контроле. В структуру произвольного управления Ильин включает: самодетерминацию (мотивы, цели, желания); самоинициацию и самоторможение действия, самоконтроль, самомобилизацию и самостимуляцию.

Побудительная функция обеспечивается активностью человека, которая порождает действие в силу специфики внутренних состояний субъекта, обнаруживающихся в момент самого действия.

В отличие от волевого поведения, отличающегося непреднамеренностью, активность характеризуется произвольностью, т.е. обусловленностью действия сознательно поставленной целью. Активность может и не быть вызвана требованиями сиюминутной ситуации, стремлением приспособиться к ней, действовать в границах заданного. Она характеризуется надситуативностью, т.е. выходом за пределы исходных целей, способностью человека подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные по отношению к исходной задаче (таков “риск ради риска”, творческий порыв и т.д.).

Главной психологической функцией воли является усиление мотивации и совершенствование на этой основе сознательной регуляции действий. Реальным механизмом порождения дополнительного побуждения к действию является сознательное изменение смысла действия выполняющим его человеком. Смысл действия обычно связан с борьбой мотивов и меняется при определенных, преднамеренных умственных усилиях.

Необходимость в волевом действии возникает тогда, когда на пути осуществления мотивированной деятельности появилось препятствие. Волевой акт связан с его преодолением. Предварительно, однако, необходимо осознать, осмыслить суть возникшей проблемы. Волевое действие всегда связано с сознанием цели деятельности, ее значимости, с подчинением этой цели выполняемых действий. Иногда возникает необходимость придать какой-либо цели особый смысл, и в этом случае участие воли в регуляции деятельности сводится к тому, чтобы отыскать соответствующий смысл, повышенную ценность данной деятельности. В ином случае необходимо бывает найти дополнительные стимулы для выполнения, доведения до конца уже начатой деятельности, и тогда волевая смыслообразующая функция связывается с процессом выполнения деятельности. В третьем случае целью может явиться научение чему-либо, и волевой характер приобретают действия, связанные с учением.

Энергия и источник волевых действий всегда, так или иначе, связан с актуальными потребностями человека. Опираясь на них, человек придает сознательный смысл своим произвольным поступкам. В этом плане волевые действия связаны с сознанием, напряженной работой мышления и преодолением трудностей.

Можно выделить следующие характерные особенности воли:

  • - выносливость и настойчивость воли, которые характеризуются тем, что энергичная деятельность охватывает длительные периоды жизни человека, стремящегося к достижению поставленной цели.
  • - принципиальную последовательность и постоянство воли, в противоположность непостоянству и непоследовательности. Принципиальная последовательность заключается в том, что все действия человека вытекают из единого руководящего принципа его жизни, которому человек подчиняет все побочное и второстепенное
  • - критичность воли, противополагая ее легкой внушаемости и склонности действовать необдуманно.

Эта особенность заключается в глубокой продуманности и самокритической оценке всех своих действий. Склонить такого человека к изменению взятой им линии поведения можно лишь путем обоснованной аргументации.

Решительность, заключающуюся в отсутствии излишних колебаний при борьбе мотивов, в быстром принятии решений и смелом проведении их в жизнь.