Граница городской черты. Установление городской и поселковой черты

1. Общие положения.

2. Установление городской и поселковой черты.

1. Общие положения.

Установление и изменение черты населенного пункта (города, рабочего поселка, сельского поселения) входят в состав землеустроительных действий и в то же время имеют свою специфику.

Все земли, находящиеся в черте населенного пункта, являются муниципальной собственностью и находятся в ведении местной администрации или муниципальных органов. До 1991 г. земли сельских населенных пунктов входили в состав землепользовании , на территории которых они находились. В результате проведения земельной реформы были внесены изменения в категорию «земли поселений», т. е. теперь в эту категорию включены земли всех населенных пунктов - городов, рабочих поселков и сельских населенных мест, и по состоянию на 1 января 1997 г. в этой категории числилось около 40 млн га земель.

Под чертой населенного пункта понимается внешняя граница его территории, которая отделяет ее от других категорий земель. На территории населенного пункта, как правило, располагается большое количество землевладений и землепользовании, поэтому их черта не является границей одного землепользования и не имеет соответствующего правового и хозяйственного значения. Следовательно, каждая территория населенного пункта образует самостоятельную административно-территориальную единицу, и граница населенного пункта является границей такого образования, т. е. по содержанию такая же, как и граница административного района. Земли в пределах этой границы входят в состав муниципальной собственности и находятся в ведении и управлении органов местного самоуправления .

2. Установление городской и поселковой черты .

Городскую и поселковую черту устанавливают на основе генерального плана города или поселка, в котором определяют целевое назначение земель, внутреннее устройство городских и поселковых территорий, их планировку, застройку и благоустройство на перспективу.

Землеустроительные работы по установлению городской или поселковой черты выполняются по заказу органов местной власти города или поселка, имеющих административно-территориальный статус.

По мере развития города или поселка их черта подвергается изменению. Черта города или поселка изменяется в случае включения в территорию новых земель, необходимых для их расширения. В отдельных случаях землепользование входит в состав территории городских поселений только частично и может размещаться по обе стороны их черты, а иногда и полностью. Вместе с тем включение земельных участков в черту города или поселка в отдельных случаях не влечет прекращения права собственности , пользования и аренды на эти участки.

Проект установления или изменения городской или поселковой черты выполняется в следующей последовательности:

2.проведение подготовительных работ;

3.составление проекта;

4.рассмотрение и утверждение проекта;

5.перенесение проектных предложений на местность;

6.изготовление и выдача документов заказчику.

Задание на проектирование включает:

Наименование проекта;

Основание для проектирования;

Заказчика и разработчика проекта;

Сроки разработки проекта или его частей;

Сведения о существующей черте или границе города или поселка;

Данные о состоянии и использовании земельного фонда города

или поселка;

Сведения о территориальном развитии города или поселка по утвержденному генеральному плану;

Предложения заказчика по установлению или изменению городской или поселковой черты;

Перечень территорий, намеченных для проведения обследовательских работ;

Перечень природоохранных мероприятий и требования к защите окружающей среды;

Состав материалов, необходимых для передачи заказчику.

К заданию прилагаются:

План территории города или поселка и смежных с ним земель;

Другие вспомогательные чертежи.

При составлении проекта особое внимание необходимо уделить обоснованию:

1. Возможности включения в городскую черту населенных пунктов, отдельно стоящих промышленных предприятий, которые расположены вблизи городской границы.

2. Целесообразности исключения из городских земель сельскохозяйственных угодий.

3. Необходимости и целесообразности расширения городских и поселковых территорий за счет земель сельскохозяйственного назначения.

4. Размеров городской территории, рациональности и целесообразности ее использования.

На проектном плане отражаются:

Существующая городская черта;

Современное использование земель в черте города;

Современное использование прилегающих земель;

Проектные предложения утвержденного генерального плана или другой градостроительной документации;

Проектируемая городская черта;

Описание с городом, поселком смежных земель;

Экспликация земель города, поселка.

Пояснительная записка содержит:

Изложение о существующем положении городской, поселковой черты, использовании земель, распределении земель по категориям, землепользователям;

Изложение проектных решений по градостроительной документации;

Обоснование проектных предложений по установлению или изменению городской, поселковой черты;

Экспликацию включенных и исключенных из городской черты земель;

Сводный баланс земель города, поселка;

Описание проектной городской, поселковой черты.

1. Черта городских, сельских поселений представляет собой внешние границы земель городских, сельских поселений, отделяющие эти земли от земель иных категорий.

2. Установление черты поселений проводится на основании утвержденной градостроительной и землеустроительной документации.

Проект черты поселения относится к градостроительной документации.

Черта поселений должна устанавливаться по границам земельных участков, предоставленных гражданам и юридическим лицам.

3. Утверждение и изменение черты городских, сельских поселений осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 5 настоящей статьи.

4. Черта городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга утверждается и изменяется федеральным законом по согласованному представлению законодательных (представительных) органов города Москвы и законодательных (представительных) органов Московской области, законодательных (представительных) органов города Санкт-Петербурга и законодательных (представительных) органов Ленинградской области.

5. Утверждение и изменение черты городских поселений, входящих в состав закрытых административно-территориальных образований, осуществляются Правительством Российской Федерации.

6. Включение земельных участков в черту поселений не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

Комментарий к статье 84

1. Черта городских, сельских поселений представляет собой внешние границы земель городских, сельских поселений, отделяющие эти земли от земель иных категорий (ст. 84 Земельного кодекса РФ). Установление черты поселений проводится на основании утвержденной градостроительной и землеустроительной документации. Подробно порядок разработки проекта черты городского и сельского поселения установлен ст. 36 Градостроительного кодекса РФ. Проекты разрабатываются на основе генеральных планов городских и сельских поселений или территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития территории районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов).

Проекты черты городских и сельских поселений являются отдельным видом градостроительной документации (ст. 28 Градостроительного кодекса РФ). Но проекты черты малых городов и поселков, черты сельских поселений могут разрабатываться в составе генеральных планов указанных поселений.

Черта поселений должна устанавливаться по границам земельных участков, предоставленных гражданам и юридическим лицам. Это необходимо для того, чтобы один и тот же участок не подпадал под правовой режим двух различных категорий земель.

2. Разработка проектов черты городского или сельского поселения относится к компетенции органов местного самоуправления соответствующего поселения или другого муниципального образования, за исключением проектов черты городов федерального значения. В ст. 84 Земельного кодекса РФ, как и в п. 3 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ, предусмотрено, что утверждение и изменение черты городских, сельских поселений осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Исключением является утверждение и изменение черты городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, которые производятся путем принятия федерального закона по согласованному представлению законодательных (представительных) органов города Москвы и законодательных (представительных) органов Московской области, законодательных (представительных) органов города Санкт-Петербурга и законодательных (представительных) органов Ленинградской области. Последнее положение вступает в противоречие с нормами Градостроительного кодекса РФ, относившего такое утверждение к компетенции Правительства РФ. Утверждение проектов черты городских и сельских поселений не допускается без учета мнения населения, интересы которого затрагиваются при изменении черты указанных поселений.

3. Земельный кодекс РФ сохранил традиционную норму земельного законодательства о том, что включение земельных участков в черту поселений не влечет за собой прекращения прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Это положение направлено на обеспечение стабильности прав на землю.

Каждый город имеет ЮРИДИЧЕСКУЮ ГРАНИЦУ , или городскую черту, в пределах которой проживает собственно городское население. Так, например, юридической границей Москвы является кольцевая автодорога протяженностью 109 км. С ростом людности застройка городского типа начинает преодолевать юридическую границу города сначала вдоль главных радиальных дорог, а потом заполнять промежутки между ними. Таким образом, ФАКТИЧЕСКАЯ ГРАНИЦА города выходит далеко за пределы административной. Несоответствие между этими границами осложняет управление городским хозяйством. Городская администрация вынуждена обеспечивать продовольствием, транспортом, услугами не только жителей города в его административных границах (т.е. реальных налогоплательщиков, за счет которых формируется городской бюджет), но и так называемых "маятниковых" мигрантов - людей, проживающих в пригородах, но ежедневно приезжающих на работу в город. Решение этой проблемы может быть найдено двумя способами: совместным участием в городских расходах жителей города и пригородов или расширением административной границы города до уровня фактической городской застройки.

Если расширить юридическую границу города невозможно (например, из-за существования частной собственности на землю), растущий город начинает поглощать окрестные села, сливаться с пригородами и городами-спутниками. Так образуется городская АГЛОМЕРАЦИЯ (от лат. agglomerare - присоединять, сосредотачивать) - скопление близко расположенных населенных пунктов, имеющих сплошную, общую транспортную инфраструктуру и тесные производственные связи. При этом юридические границы каждого из поселений существуют только на бумаге, а реальная граница агломерации определяется по конечным пунктам маятниковых миграций.

В силу этих причин данные о численности населения крупных городов и агломераций зачастую различаются в зависимости от того, в каких границах они приводятся.



ПРЕДЕЛЫ РОСТА ГОРОДОВ.

Рост и развитие современных городов связаны прежде всего с экономическими выгодами - так называемой агломерационной экономией: концентрация производителей и потребителей на ограниченной территории само по себе становится источником дополнительных доходов из-за снижения издержек производства на выпуск единицы продукции (возможности создания производств оптимальных размеров) и сокращения транспортных расходов (близость покупателей и продавцов, создание общей инфраструктуры).

Однако экономический выигрыш от роста площади и численности населения города увеличивается лишь до определенных пределов - до тех пор, пока возрастающие транспортные расходы на перевозку товаров, сырья и пассажиров будут выгодны при данных издержках производства.

Обострение экологических проблем крупных городских агломераций, развитие личного транспорта и современных средств связи ведут к оттоку населения в пригородные зоны субурбанизации. Этому явлению в значительной степени способствуют более дешевые цены на земельные участки вне городов, перемещение в загородные промышленные парки наукоемких отраслей, для которых значимость агломерационного эффекта невелика.

При "срастании" агломераций образуются МЕГАЛОПОЛИСЫ огромные по площади и экономическому потенциалу зоны сплошной городской застройки. Крупнейшие из них - мегалополис Токайдо на "лицевой" стороне Японии с крупнейшими агломерациями Токио, Нагои, Киото, Осаки, Кобе; Северо-Восточный мегалополис США Бос-Ваш, состоящий почти из 40 агломераций, протянувшийся почти на 1000 км от Бостона до Вашингтона; мегалополис Чиг-Питс на южном побережье Великих озер - от Чикаго до Питтсбурга.

В Европе выделяется Английский (агломерации Лондона, Манчестера, Бирмингема, Ливерпуля), и Рейнский, в который включаются города ФРГ, Нидерландов, Бельгии в нижнем и среднем течении Рейна, мегалополисы.

Агломерация Число жителей

Мегалополисом назывался реально существовавший в Древней Греции город - центр союза аркадских городов, возникший в 370 г. до н.э. в результате слияния более чем 35 поселений.


В состав земель городов и поселков входят земли застройки; общего пользования; сельскохозяйственного пользования; природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; занятые лесами; промышленности, транспорта, связи и иного назначения. Эти земли объединяют городской (поселковой) чертой.

Городская (поселковая) черта – внешняя граница, которая отделяет населенный пункт от других категорий земель. Она не служит границей землепользования, не имеет соответствующего правового и хозяйственного значения, а является административно-территориальной границей. Земля в ее пределах находится в ведении, т.е в управлении, а не в пользовании или собственности. Иногда землепользование входит в состав земель населенного пункта только частично и его можно размещать по обе стороны его черты.

Включение земельных участков в черту населенного пункта не ведет к прекращению права собственности, пользования и аренды на эти участки.

Границы городских и поселковых администраций (черта населенных пунктов) устанавливают на основе градостроительной и землеустроительной документации по заказу органов исполнительной власти (администрации) городов и поселков, имеющих административно-территориальный статус. Основанием для проведения этих работ является решение соответствующих органов власти.

Проект установления и изменения городской (поселковой) черты выполняют в следующем порядке:

разработка задания на проектирование;

подготовительные работы;

составление проекта;

рассмотрение и утверждение проекта.

Проект установления границ состоит из проектного плана, пояснительной записки и вспомогательных чертежей.

При составлении проекта особое внимание уделяют обоснованию:

возможности включения в городскую черту участков промышленных предприятий, расположенных смежено с городскими землями, а также населенных пунктов;

целесообразности исключения из городских земель сельскохозяйственных угодий;

необходимости и целесообразности расширения территории города за счет земель сельскохозяйственного назначения.

Земли сельскохозяйственных предприятий включают в пределы городской черты только в исключительных случаях, учитывая настоящие и будущие потребности города.

Территории сельских поселений являются динамичными образованиями, поэтому работы по установлению и изменению их черты проводят по мере необходимости, и они имеют свои особенности. Обычно это делают в случаях:

неясности или отсутствия закрепленных границ поселения;

изменения генерального плана и проекта планировки и застройки поселения;

предоставления дополнительной земельной площади для развития поселений и нужд сельской администраций.

В сельских поселениях (села, деревни, хутора и др.) значительная часть жителей занята на производстве в сельхозпредприятиях, на территории которых они находятся. В состав этих земель включают также дополнительные участки для размещения личного подсобного хозяйства, индивидуального и общественного строительства, сенокошения, выпаса скота.

Землеустроительные работы проводятся в следующей последовательности:

подготовительные работы;

составление проекта;

согласование и утверждение проекта.

Проект установления черты населенного пункта включает следующие вопросы:

определение площади необходимой для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, сенокошения, выпаса скота. С этой целью проводится оценка на ближайшие 5 лет роста численности дворов, населения, поголовья скота;

выявление и уточнение имеющихся и потенциальных землепользователей и площадей их участков;

проектирование черты населенного пункта и границ кормовых угодий за этой чертой;

составление экспликаций земель, включаемых в территорию всех населенных пунктов (в черте и за ее пределами);

определение площадей угодий, изымаемых у прежних землепользователей и землевладельцев и остающихся в их пользовании или собственности;

§ 4. Где проходит граница города?

Юридическая и фактическая граница города. Каждый город имеет юридическую (административную) границу, или городскую черту, в пределах которой проживает собственно городское население, выплачивающее налоги в бюджет города. По мере роста числа жителей застройка городского типа выходит за пределы юридической границы сначала вдоль главных радиальных дорог, а потом начинает заполнять промежутки между ними, поглощая города-спутники и близлежащие села.

Фактическая граница города совпадает с границей его агломерации. Городская агломерация (от лат. agglomerare - присоединять, сосредоточивать) - скопление близко расположенных населённых пунктов, имеющих сплошную общую транспортную инфраструктуру и тесные производственные связи.

При этом юридические границы каждого из поселений существуют только на бумаге, а реальная граница агломерации определяется по конечным пунктам маятниковых миграций. Юридическая граница города очень часто изменяется вслед за фактической.

Несоответствие между юридической и фактической границами осложняет управление городским хозяйством. Городская администрация вынуждена обеспечивать продовольствием, транспортом, услугами не только жителей города в его административных границах (т. е. реальных налогоплательщиков, за счёт которых формируется городской бюджет), но и так называемых маятниковых мигрантов - людей, проживающих в пригородах, но ежедневно приезжающих на работу в город. Решение этой проблемы может быть найдено путём совместного участия в городских расходах жителей города и пригородов или расширения административной границы города.

Таблица 3. Численность населения в пределах городской черты (2010 г.)

Таблица 4. Численность населения в пределах агломерации (2010 г.)

Наиболее часто подобные проблемы возникают в столицах, как правило, крупнейших городах стран (рис. 10). В большинстве стран мира решение этих проблем найдено в выделении специального столичного округа (например, во Франции это Иль-де-Франс, включающий Париж и пригороды, в Бразилии - Бразилиа, в США - Федеральный округ Колумбия, включающий Вашингтон). Именно поэтому данные о численности населения городов могут различаться в зависимости от того, в каких границах они приводятся.

Рис. 10. Расширение юридической границы Москвы

Дискуссия. Приведите аргументы «за» и «против» слияния Москвы и Московской области в единый столичный округ.

Агломерационная экономия. Рост и развитие современных городов связаны прежде всего с экономическими выгодами, в первую очередь с агломерационной экономией. Концентрация производителей и потребителей на ограниченной территории сама по себе становится источником дополнительных доходов. Снижение издержек производства на выпуск единицы продукции происходит из-за создания производств оптимальных размеров и сокращения транспортных расходов (близость покупателей и продавцов, создание общей инфраструктуры) (рис. 11).

Однако экономический выигрыш от роста площади и численности населения города увеличивается лишь до тех пор, пока возрастающие транспортные расходы на перевозку товаров, сырья и пассажиров будут выгодны при данных издержках производства.

Очевидны и проблемы, связанные с ростом городов, в первую очередь транспортная. Более высокие доходы горожан поощряют всеобщую автомобилизацию, при этом фактическая скорость движения по улицам в час пик редко превышает 10-20 км/ч; резко увеличивается время, затрачиваемое на поездки. Маятниковые миграции требуют значительных вложений в транспортную инфраструктуру - строительство новых магистралей, в т. ч. в исторической части города, транспортных развязок, линий скоростного транспорта. Все это сопровождается обострением экологической ситуации - загрязнением воздуха, почв, сокращением островков живой природы.

Развитие крупных городов требует больших объёмов водоснабжения, территорий для строительства канализационных коллекторов, свалок.

Рис. 11. Сравнительная эффективность хозяйственной деятельности при росте численности населения города:

  1. все виды деятельности;
  2. скоростной транспорт;
  3. общественный транспорт;
  4. личный транспорт;
  5. электроэнергия.

В городах какого размера вы бы предпочли жить? Почему?

Таблица 5. Площадь городской застройки и численность населения крупнейших мегалополисов мира, начало XXI в.

Рис. 12. Разрастание агломерации Сан-Паулу (Бразилия) - крупнейшей в Южной Америке. Космический снимок

Дискуссия. Приведите аргументы «за» и «против» жизни в крупном (малом) городе.

Субурбанизация. Обострение экологических проблем крупных городских агломераций, с одной стороны, рост благосостояния и развитие личного транспорта, современных средств связи - с другой, ведут к оттоку населения в пригородные зоны. Этот процесс называется субурбанизацией. Субурбанизации способствуют более низкие цены на земельные участки вне городов, перемещение в загородные промышленные парки наукоемких отраслей, для которых значимость агломерационного эффекта невелика.

Рис. 13. Земля из космоса.

На карте, созданной учеными NASA на основе данных, полученных с военных спутников, показана поверхность Земли, сфотографированная ночью из космоса. На карте четко видны скопления городских поселений - агломерации и мегалополисы. Самые яркие участки Земли - наиболее урбанизированные и индустриально развитые регионы.

Карьера

Профессиональные обязанности: организация работы по рекламе товаров и услуг для их продвижения на рынки сбыта. Задачи: оптимальная доставка информации до потребителей о преимуществах, качествах товаров или услуг в целях расширения рынков сбыта и увеличения объёмов продаж.

Специалист по рекламе должен уметь разработать план рекламной кампании: сформировать рекламную стратегию, отобрать формы и методы рекламы в средствах массовой информации, их цветовое, текстовое и музыкальное оформление; определить оптимальное сочетание рекламы в газетах, журналах, на телевидении. Для составления корректных рекламных лозунгов, описаний товара и прочих информационных материалов менеджер по рекламе должен не только уметь составлять красивые тексты, грамотно описывать конкурентные преимущества продаваемого продукта (рис. 14-16), но и правильно размещать свою рекламу (например, рекламный щит с информацией о новом магазине для новосёлов, установленный на тихих улицах исторического центра, никогда не привлечёт покупателей в ваш магазин).

Сотрудник, получивший заказ от компании по продаже недвижимости в пригородах, должен рассказать не только о географическом местоположении строящегося объекта, но и дать характеристику окружающей инфраструктуры. То есть желание покупателя приобрести коттедж именно в предлагаемом месте зависит от того, насколько полно будут раскрыты именно географические преимущества объекта (удалённость или близость к городу, расположение соседних промышленных предприятий, степень развития транспортной инфраструктуры, экологическая обстановка).

Какие географические знания использованы в рекламе недвижимости?

Рис. 17. Коттеджный поселок в Подмосковье

Рис. 18. Пригород г. Цинциннати (США)

Мегалополисы - скопления агломераций. При «срастании» агломераций образуются мегалополисы - огромные по плошади и экономическому потенциалу зоны сплошной городской застройки. Мегалополис - это название реально существовавшего в Древней Греции города - центра союза аркадских городов, возникшего в 370 г. до н. э. в результате слияния более чем 35 поселений.

Крупнейшие современные мегалополисы: Токайдо на западе («лицевой» стороне) Японии с крупнейшими агломерациями Токио, Нагой, Киото, Осаки, Кобе; Северо-Восточный мегалополис США Босваш, состоящий почти из 40 агломераций и протянувшийся на тысячу километров от Бостона до Вашингтона; мегалополис Чипиттс, примыкающий с юга к Великим озёрам и тянущийся от Чикаго до Питсбурга. В Европе выделяется Английский (агломерации Лондона, Манчестера, Бирмингема, Ливерпуля) и Рейнский (города ФРГ, Нидерландов, Бельгии в нижнем и среднем течении Рейна) мегалополисы. Активно разрастаются мегалополисы в Китае, Бразилии (Сан-Паулу - Рио-де-Жанейро), Индонезии (Джакарта - Бандунг).

Задание 2. Крупнейшие городские агломерации мира.

Задание 3. В каких типах стран и регионах отмечен максимальный рост крупнейших городских агломераций в 1950-2005 гг.?