Формы и методы профессионального просвещения. Формы и методы проведения психологического просвещения

Профессиональное просвещение предусматривает профессиональную информацию, профессиональную пропаганду и профессиональную агитацию. Его цель - сообщить учащимся определенный объем сведений о наиболее массовых профессиях народного хозяйства, информировать их о способах и условиях овладения ими; пропагандировать общественную значимость профессий, в которых в данное время испытывает острую потребность хозяйство экономического региона. Различают также профессиональное воспитание, под которым понимают воспитание у школьников профессионально важных качеств личности: профессионального долга и чести, ответственности, профессиональной гордости, этики и др.

Профессиональная информация как отдельный относительно самостоятельный элемент профессионального просвещения и профориентации в целом представляет собой систему организации и проведения учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимых знаний о социально-экономических, психологических и психофизиологических условиях правильного выбора профессии. Перечислим элементы профинформационной работы системы .

  1. Профинформационный урок , задачами которого являются активизация интереса учащихся к изучению и выбору профессий; воспитание у подростков ответственного и активного отношения к сознательному выбору профессии; выявление правильной мотивации выбора профессиональной деятельности; содействие развитию познавательной активности и самостоятельности учащихся; стимулирование школьников к самовоспитанию профессионально значимых качеств с целью профессионального самоопределения и становления личности.
  2. Профессиографическая встреча , которая является одним из путей изучения профессий учащимися и представляет собой встречу представителя определенной профессии со школьниками. В ходе профессиографической встречи учащиеся вместе с представителем профессии проводят психологический анализ содержания профессионального труда, описывают требования профессии к психологической сфере личности. С помощью учащихся представитель профессии раскрывает социально-экономические и технологические аспекты профессиональной деятельности, а также психологическую структуру своей профессии и анализирует себя как специалиста, отвечая на поставленные им же вопросы: Чем ему нравится избранная профессия? Благодаря чему ему удается добиваться высокой продуктивности в труде? Почему эта профессия нравится не каждому человеку? Почему в этом виде профессионального труда некоторые люди не справляются с отдельными заданиями или выполняют их плохо?
  3. Профессиографическая экскурсия , задача которой состоит в том, чтобы, с одной стороны, ознакомить учащихся со структурой современного производства, его техникой, технологией, организацией труда, с устройством и принципами действия машин, с применением и использованием в технологии производства знаний о различных природных закономерностях, а с другой - научить их самостоятельно анализировать профессии в профориентационных целях. Иными словами, профессиографическая экскурсия - это форма организации познавательной деятельности учащихся, направленной на получение и анализ профессиографической информации непосредственно в конкретных условиях профессиональной деятельности людей.
  4. Профессиографическое исследование , основывающееся на организации самостоятельной деятельности учащихся и предполагающее самостоятельное добывание информации о данной профессии определенными группами школьников с целью составления профориентационной характеристики данного вида профессиональной деятельности. Профессия изучается по пяти аспектам, соответственно которым учащихся разбивают на пять групп: первая исследует общие сведения о профессии, вторая - характеристику процесса труда, третья - санитарно-гигиенические условия труда, четвертая - требования профессии к физической и психологической сфере человека, пятая - требования к профессиональной подготовке.

Важную роль в организации и проведении профориентационной работы с учащимися играют учебно-методические кабинеты профориентации в школах и профтехучилищах. В работу кабинета профессиональной ориентации входит:

  • информирование учащихся о различных отраслях хозяйства; ознакомление с наиболее распространенными профессиями;
  • выявление и развитие профессиональных интересов, склонностей, способностей учащихся к определенным видам трудовой деятельности;
  • формирование у учащихся профессиональных намерений, соответствующих психофизиологическим качествам личности и учитывающих потребности общества в кадрах;
  • организация консультаций для учащихся по вопросам выбора профессии, трудоустройства и продолжения образования; проведение собраний, лекций, встреч, индивидуальных консультаций с учителями и родителями учащихся;
  • изучение и обобщение передового опыта по профориентации школьников; осуществление связи с трудовыми коллективами и общественностью по вопросам профессиональной ориентации.
  • Вопрос № 46 Бродяжничество и беспризорность как социально-педагогическая проблема.
  • Федеральный закон Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
  • Социально-педагогическая деятельность в учреждениях социальной защиты.
  • Учреждения социальной защиты, составляющие систему социальной защиты населения Москвы, подчинены дсзн Москвы и решают вопросы:
  • Категории обслуживаемого населения
  • Ветераны: ветераны, участники и др. Вов, Афганистана, ветераны труда, ветераны военной службы, ветераны государственной службы;
  • Виды социальной помощи и услуг
  • Центры социального обслуживания (цсо)
  • Стационарные (дома-интернаты) и реабилитационные учреждения социальной защиты.
  • Социальное обслуживание - мероприятия направленное на предоставление социальных услуг, заключающихся в оказании социальной помощи клиенту для преодоления им трудной жизненной ситуации.
  • Предназначено для оказания остро нуждающимся семьям и отдельным гражданам услуг социально-экономического характера.
  • Вопрос № 47 Социально-педагогическая деятельность в дошкольных образовательных учреждениях.
  • В) просвещение
  • В) просвещение
  • Вопрос № 48 Социально-педагогическая деятельность в общеобразовательных учреждениях
  • Вопрос № 49 Социально-педагогическая деятельность в учреждениях начального профессионального образования.
  • Методы работы социального педагога
  • Вопрос № 50 Социально-педагогическая деятельность в учреждениях дополнительного образования.
  • 1. Общие положения.
  • 2. Функции
  • 3. Должностные обязанности
  • 6. Взаимоотношения. Связи по должности
  • Вопрос № 51 Технологии социально-педагогической работы с семьей.
  • 1. Сбор первичной информации.
  • 2. Исследование особенностей функционирования семьи.
  • 3. Определение цели работы.
  • Ведения документации социальным педагогом.
  • Формы работы социального педагога с семьей
  • Методика работы с различными категориями семей.
  • Вопрос № 52 Понятие метода и методики социально-педагогической деятельности. Комплексное использование всех групп методов организации социально-педагогической деятельности.
  • Различные подходы к классификации методов работы социального педагога.
  • Вопрос № 53 Понятие и общая характеристика социально-педагогических технологий.
  • Виды социально-педагогических технологий.
  • Вопрос № 54 Структура и содержание социально-педагогических технологий.
  • Вопрос № 55 Диагностические технологии в работе социального педагога: направления, методы, методики, этапы и процедуры.
  • Методика диагностики личности
  • Методика диагностики семьи
  • Методика диагностики подростковых и юношеских групп
  • Методика диагностики микросреды
  • Профессионально-этические нормы работы социального педагога в психолого-педагогической диагностической деятельности.
  • Вопрос № 56 Профориентационная работа в образовательном учреждении: направления, формы и методы. Диагностические профориентационные методы в работе социального педагога.
  • Профессиональное просвещение
  • Вопрос № 57 Технологии социально-педагогической работы с личностью и группой (технологии реабилитации, коррекции, адаптации).
  • 1. Определение исходного реабилитационного потенциала:
  • 2. Составление индивидуальной комплексной программы ре­абилитации:
  • 3. Реализация разработанной программы и ее периодическая корректировка:
  • Вопрос № 58 Консультирование в системе методов работы социального педагога.
  • Этапы ведения консультативной беседы
  • Этап 1. Знакомство с клиентом и начало беседы
  • Этап 2. Распрос клиента.
  • Деятельность консультанта на подэтапе
  • Этап 3. Оказание воздействия
  • Деятельность консультанта на подэтапе
  • Этап 4. Завершение консультативной беседы
  • Вопрос № 59 Технология социального посредничества в решении комплекса проблем детей и подростков.
  • 60. Технология организации досуга. Использование игровых технологий в организации досуга.
  • 61.Детские и молодежные субкультуры в социализации детей и подростков. Методика и технология работы сп с детскими и молодежными организациями.
  • Типология неформальных подростковых молодежных групп (по к. В. Седых)
  • 62.Направления и функции досуговой деятельности в образовательном
  • Профессиональное просвещение

    Важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся является профессиональное просвещение – сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их значении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда [Кулагина И. Ю.,1996].

    Работа по профпросвещению включает в себя профинформацию, профпропаганду и профагитацию.

    Одним из видов получения проинформации может служить знакомство подростков с профессиограммой. Профессиограмма составляется на основе анализа содержания профессиональной деятельности и включает в себя общую характеристику профессии и требования, которые профессия предъявляет к человеку. [Романова Е. С.,2006]

    Перед профпропагандой ставиться задача – исправить идущие вразрез с потребностями экономики страны и общества отношение к некоторым профессиям и сформировать новое.

    Профессиональная консультация учащихся.

    В широком смысле слова профконсультация - это система оказания действенной помощи в трудовом самоопределении учащихся, основанная на изучении личности [Кулагина И. Ю.,1996].

    Психологическая помощь индивиду, находящемуся в состоянии субъективного затруднения относительно своей профессиональной карьеры, осуществляется по преимуществу двумя способами: через индивидуальную работу с ним консультанта (не только профконсультанта) и через работу в группах под руководством тренера. При известной схожести этих способов – результат достигается аналогичный – они имеют и существенные различия.

    В проведении профессиональной консультации выделяют два этапа - первичная профконсультация и углубленная профконсультация. [ Овчарова Р. В. 1993]

    При проведении первичной профконсультации прежде всего необходимо определить, насколько запрос консультируемого (т. е. то, в чем он видит свою проблему) соответствует реальной проблеме профессионального самоопределения человека, а затем подвести его к этой реальности. Для диагностики психологических проблем, связанных с профессиональным самоопределением, иногда бывает достаточно проведения профориентационной беседы [Митина Л. М., 1998]

    Профессионально ориентационная беседа помогает оптанту ответить на вопросы: кто я? Какой я? Зачем я? Кем я могу быть? Кем я хочу быть? Как осуществить наличные планы?

    А также в процессе которой происходит обучение правилам выбора профессии, дается информация о многообразии профессий, об интересах и склонностях. Результатом консультации является формирование профессионального плана оптанта, повышение степени осознанности и ответственности выбора. [Овчарова Р. В. 1993]

    Но в большинстве случаев требуется углубленная профконсультация, которая включает в себя проведение комплексного диагностического обследования с помощью психологических методик, позволяющих определить: ценностные ориентации и установки; ближайшие и перспективные жизненные планы и профессиональные намерения; уровень сформированности представлений о профессии; уровень развития самооценки; способности, склонности и интересы; уровень развития профессиональной мотивации; личностные особенности; реальные жизненные условия (семейные отношения, здоровье, материальное обеспечение и пр.).

    Информации, полученной в результате такого комплексного обследования, как правило бывает достаточно, чтобы определить специфику психологических проблем данного индивида. Иногда предварительная беседа с консультированием позволяет ограничить круг необходимых диагностических методик для выявления предполагаемой психологической проблемы.

    Обобщение данных дает возможность воздействовать на учащихся не только в целях профориентации, но и развития личности в целом.

    В любой профессиональной консультации специалист задает вопросы, систематизирует, анализирует ответы, характеризующие личность, дает советы, несет ответственность за их последствия. Большое значение имеют анализ и интерпретация полученных при диагностике данных. Результаты исследований, проведенных консультантом, должны помочь школьнику осознанно, объективно, правильно оценить себя и найти наиболее эффективные формы самосовершенствования.

    С целью активизации мышления школьника и получения дополнительной информации консультант задает проблемные вопросы. Объективность профконсультации зависит во многом от взаимного доверия консультанта и оптанта. Необходимо стимулировать у школьника положительные эмоции. Общий эмоциональный фон имеет большое значение. Консультант должен всесторонне и исчерпывающе проводить необходимые эксперименты, помочь школьникам, например, понять свои недостатки, отрицательные черты характера и в доверительной форме указать возможности их устранения.

    Консультант дает только общие советы, пояснения, на выбор профессии он не влияет, если для этого нет каких-либо медицинских и прочих оснований. В одних случаях необходимо оказать помощь в самооценке, в других ¾ требуется углубление и расширение работы по формированию профессиональной направленности к уже сделанному выбору, в некоторых случаях (в связи с выявленными психофизическими качествами) ¾ перестраивать профессиональный выбор.

    Помимо индивидуальной формы работы с подростками имеют место групповые технологии для решения проблем профессионального самоопределения. Н. С. Пряжниковым разработаны активизирующие профконсультационные методики , адекватные целям профессионального самоопределения. Приведем краткий обзор этих методик. [Пряжников Н. С., 1997]

    Профориентационные игры с классом предназначены для работы с учащимися 7 – 11-х классов. Так, например, итогом игры «Спящий город» является формирование умения принимать профориентационные решения и развитие ответственности за свое профессиональное будущее. [Зеер Э. Ф., 2006]

    Игровые профориентационные упражнения основаны на весьма продуктивной методике. Участники рассаживаются в круг (по 8 – 15 человек), что делает упражнение внешне похожим на занятие психотерапевтических групп. При проведении игр профконсультант должен обладать определенным уровнем психотерапевтической культуры: не навязывать своего мнения, всячески демонстрировать свою поддержку и эмпатию участникам, организовывать их реальное взаимодействие, создавать условия для самовыражения всех участников группы и т.д.

    Н. С. Пряжников предлагает следующие игровые профориентационные упражнения: «Профессия на букву…», «Автопортрет», «Человек-профессия», «Кто есть кто?», «Звездный час» и др.. [Зеер Э. Ф., 2006]

    Карточные профконсультационные методики являются, по утверждению Н. С. Пряжникова, высоко эффективными технологиями. Данная технология весьма продуктивна при проектировании профессиональной судьбы. Средством построения образа жизни служат профконсультационные игровые карточки. В них приводятся образцы решения проблем профессионального становления, а также образцы наиболее привлекательных профессий. Примерами таких методик являются «Стратегия», «Шанс», «Карьера» и др. [Зеер Э. Ф., 2006]

    Профессиональный отбор (подбор) учащихся.

    Под профессиональным отбором (подбором) понимают специально организованный исследовательский процесс, цель которого - выявить и определить с помощью научно обоснованных методов степень и возможность психофизиологической и социально-психологической пригодности претендентов на обучение и работу по сложным ответственным профессиям [Кулагина И. Ю., 1996].

    Профессиональная пригодность - это уровень соответствия физических качеств и психофизических особенностей человека профессиональным требования [Кулагина И. Ю., 1996]. Если эти качества и особенности не достигают нужных требований, происходит перегрузка. Это случай профессиональной неполноценности, от которой страдают и общество и личность.

    Социально-профессиональная адаптация молодежи.

    Профессиональная адаптация - важнейший этап процесса профессионального самоопределения человека. На этом этапе выявляются недостатки предшествующей профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, осуществляется процесс формирования новых установок, потребностей, интересов в сфере труда и, наконец, выявляется, насколько жизненные планы оказались реальными. Поэтому адаптация является своеобразным критерием эффективности профориентационной работы с молодежью.

    В профессиональной адаптации можно выделить две взаимосвязанные стороны: профессиональную и социально- психологическую.

    “Профессиональная адаптация включает в себя овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками, умением быстро ориентироваться в различных производственных ситуациях, контролировать и программировать свои действия” [Кулагина И. Ю., 1996].

    “Социально-психологическая адаптация заключается в приспособлении молодого работника к правилам поведения, действующим в конкретной социально-профессиональной группе. Сюда входит ознакомление с целями и задачами коллектива, его традициями, отношениями между руководителями и подчиненными и т.п.” [Кулагина И. Ю., 1996].

    Профессиональное воспитание учащихся.

    “В процессе профессионального становления будущего квалифицированного рабочего можно выделить три четко выраженных периода:

    1. Период поступления в профессиональное учебное заведение (профессиональная ориентация в школе, мотивированный выбор старшеклассниками той или иной профессии, профессиональное обучение).

    2. Период обучения в профессиональном учебном заведении (овладение соответствующими теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками, предварительная апробация правильности выбора, развитие профессиональных способностей).

    3. Начало трудовой деятельности (профессиональная адаптация в период прохождения производственной практики, закрепление и развитие полученных в школе, профтехучилище, техникуме, вузе умений и навыков, приобретение опыта работы, окончательное утверждение в избранной профессии)” [Кулагина И. Ю., 1996].

    ТЕМА 7. СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНФОРМИРОВАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ
    В профориентационной литературе не всегда проводится различие между профпросвещением и профинформированием, возможно, это связано с тем, что содержательная граница между информированием и просвещением достаточно условна, а реализующие эти направления формы и методы, как правило, имеют двойную нагрузку. Тем не менее, каждое из направлений имеет свои специфические, несовпадающие цели, задачи и содержание. Профессиональное информирование предполагает обеспечение ориентирующей и конкретной, справочной информацией о рынках образования, профессий, труда; профессиональное просвещение представляет собой формирование базовой системы знаний о мирах образования, профессий и труда, о закономерностях и основных способах профессионального и карьерного самоопределения и развития, освоение умений и навыков принятия решения о профессии, планирования своих действий в профессиональной сфере и на этой основе - формирование культуры профессионального самоопределения, развития и труда.

    7.1 Цели и задачи профинформирования
    Профинформирование – представляет собой групповое и индивиду­альное информирование клиентов о состоянии и перспективах развития рынка труда, особенностях профессий и специальностей, требованиях, предъявляемых ими к личности, условиях и режиме труда, возможностях трудоустройства и получения специаль­ности.

    Цели и задачи профинформирования в обеспечении конкретной (справочной) информации о конкретном учебном заведении, профессии, предприятии, организации, отрасли, региональном рынке труда, региональном рынке образовательных услуг, способах и вариантах сохранения, повышения квалификации и т.д.

    Таким образом, профинформирование предполагает предоставление информации для конкретного выбора, принятия решения и реализации конкретного плана карьеры, личной образовательной траектории.

    Профинформирование может выступать в качестве самостоя­тельной профориентационной услуги (справочно-информационная консультация) или являться одним из методов профконсультации и профотбора.

    Ожидаемый результат

    Результатом профинформирования является обеспечение кли­ентов информацией такого объема, содержания и формы, которые необходимы для профессионального самоопределения (выбор профессии, направления профессиональ­ного обучения, рабочего места), а также обучение способам само­стоятельного поиска информации и знакомство с необходимыми для этого средствами (справочниками, бюллетенями и т.п.).


    Объект профинформирования

    Объектом профинформирования являются группы людей или отдельный клиент.

    Клиентов по степени готовности к самостоятельному выбору профессии можно разделить на две группы:

    1 группа - клиенты знают, что им нужно, какую информацию они хотят получить. Таких клиентов следует направлять по линии самообслуживания, рассказав, где можно найти соответствующую информацию. Возможной проблемой в работе с такими клиента­ми могут быть нереалистические представления о своих возмож­ностях, о профессии и ее спросе на рынке труда;

    2 группа - у этих клиентов готовность к самостоятельному поиску информации не достаточно высока, отсутствует более или менее четкое представление о своих профессиональных предпочтениях. С ними необходимо проводить индивидуальное консультирование.
    7.2. Формы и методы профинформирования
    Средства профинформирования

    Средства профинформирования разнообразны - это инструк­ции, документы, методические и информационные материалы (справочники, плакаты, компьютерные информационные системы, видеофильмы, банки данных по вакансиям, банки данных о предложении труда для работодателей и т.д.).

    Ядром информационного обеспечения являются бланковые ин­формационно-справочные материалы. Эти материалы могут со­держать информацию об особенностях профессий (профессиокарты, профессиограммы), учебных заведениях, вакансиях, условиях поступления на работу и др.

    Одним из основных бланковых средств являются профессиографические материалы: аннотации профессий, профессиокарты (краткая характеристика, дающая общее представление о профес­сии, доступное для самостоятельного изучения клиентом) и информационные профессиограммы, предназначенные для совмест­ной работы профконсультанта и клиента.


    Помимо указанных могут использоваться и различные инфор­мационные материалы развивающего характера. Это могут быть классификации, упорядочивающие многообразный мир профес­сий: классификация профессий по предмету труда Е.А. Климова, классификация профессий по типу профессио­нальной среды, основанная на теории Дж. Холланда.

    Трудность внедрения данного курса определяется большим объемом учебных часов (курс «Твоя профессиональная карьера» рассчитан на 272 часа) и необходимостью материально-технического оснащения профессиональных проб, предполагающих, например, работы по конструированию и эксплуатации радиоэлектронной аппаратуры, выращиванию растений, художественной росписи изделий и др. В целом, необходимо отметить, что данный курс - наиболее системный, концептуально обеспеченный и технологически оснащенный из всех, представленных на сегодняшнем рынке образовательных услуг по профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению.

    Особенность ситуации в 90-е годы – появление большого числа авторских профориентационных курсов и программ, что было связано и с предоставленной школам возможностью осуществлять инновации, и с развертыванием в образовательных учреждениях психологических и социальных служб и, значит, с приходом новых для школы специалистов (практических психологов, профконсультантов, социальных педагогов), и с актуализацией спроса со стороны учащихся и родителей на помощь в образовательно-профессиональном и карьерном самоопределении в новых рыночных условиях.

    Авторские профориентационные программы и опыт их применения позволили в дальнейшем, во-первых, определить современное содержание и новые методы, пригодные для массового обучения основам выбора профессии и затем включенные в основу профориентационных разделов предмета «Технология», а во-вторых, - в некоторых регионах разработать и включить унифицированные профориентационные программы в региональный компонент федерального образовательного стандарта (в Томской области, например, в региональный компонент включен курс «Планирование карьеры»). Другой тенденцией современной ситуации является введение профориентационных курсов и программ в учебные планы в профессиональных учебных заведениях.

    Существующие профориентационные курсы и программы в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях можно классифицировать в зависимости от места курса в учебном процессе, от степени интегрированности в учебный процесс, учебный целей и планируемых результатов курса.


    К л а с с и ф и к а ц и я п р о ф о р и е н т а ц и о н н ы х к у р с о в:
    1. По месту курса в учебном процессе:

    1) «Стартовый» (вводный). Данный вариант используется в профессиональных учебных заведениях либо в начале обучения либо в начале учебного года, очередного курса. Цель - помощь обучаемым в построении личной образовательной траектории (ЛОТ) на основе прояснения долгосрочных профессиональных замыслов и знакомство с особенностями, возможностями предстоящего обучения. Дополнительные цели - помощь в адаптации, повышение мотивации обучаемых.

    2) «Финишный» (итоговый). Используется в выпускных классах, на выпускных курсах и т. п. с целью построения замысла профессионального старта (поступления в профессиональное учебное заведение или трудоустройства (организации собственного дела) - на основе анализа своих ресурсов и ситуации на рынке образовательных услуг и рынка труда. Другая - не менее важная - цель “финишной” версии курса ПК - помощь в овладении выпускниками навыками самостоятельного поиска работы или поступления в профессиональное учебное заведение.

    3) «Точечный» (проблемно-ориентированный). Используется накануне какой-либо проблемной точки в обучении: выбор специализации, профиля обучения в выпускных классах школы или в профилактических целях в преддверии типично кризисных для многих обучаемых этапов. Например, в профессиональных учебных заведениях студенты неоднократно (обычно в середине 1-го года и на 3-ем году обучения) возвращаются в ситуацию профессионального самоопределения - по мере прояснения реального содержания выбранной профессии. Своевременно проведенный небольшой курс ПК позволит студентам осмыслить накопленные впечатления и принимать обоснованные, а не импульсивные решения о продолжении или прекращении обучения.

    4) «Сквозной» . Реализует цели всех предыдущих версий и главную цель курса ПК - освоение техники построения замыслов личного будущего и искусства реализации замыслов.
    2. По степени интегрированности курса ПК в учебный процесс:

    1) «Автономный». Цели и содержание занятий специально не увязываются с целями и содержанием других предметов. Увязка происходит разве что естественным образом в сознании преподавателя и обучаемых.

    2) «Согласованный». Цели и содержание согласовываются с целями и содержанием других предметов, а в профессиональных учебных заведениях - с “Введением в специальность”.

    3) «Интегрированный». Курс ПК, как и другие предметы, работает на реализацию образовательной цели, концепции учебного заведения.

    4) «Интегрирующий» (системообразующий). Этот вариант возможен в профессиональных учебных заведениях или профильных, специализированных школах. В этом случае курс ПК «зашнуровывает» весь учебный процесс, ориентированный на главную цель - активное и успешное профессиональное самоопределение и развитие студентов.

    3. По учебным целям:

    1) «Активизирующий».

    Цель – «запустить» у обучаемых активными, прежде всего, игровыми методами процесс профессионального и личностного самоопределения, осмысления себя и своей ситуации, формирования замыслов. Преподаватель ориентирован в большей степени на процесс, нежели на результат, исходя из известной логики: “Процесс планирования важного плана”.

    2) «Ориентирующий».

    Цель - сформировать у обучаемых достаточно ясные представления о:

    Правилах выбора профессии;

    Технике планирования карьеры;

    Способах достижения успеха в профессиональной сфере и в жизненной карьеры в целом;

    О ситуации (на рынке труда, на рынке образовательных услуг, в мире профессий, в данном учебном заведении и т .п.).

    3) «Сопровождающий».

    В данной версии курса обучаемых снабжают пособиями для самостоятельной работы, а на занятиях инструктируют, обсуждают проблемы и полученные результаты.

    4) «Тренинговый».

    Цель - формирование навыков принятия решения, планирования, самоуправления, саморегуляции, общения.

    5) «Продуктивный».

    Преподаватель добивается, чтобы все или большинство обучаемых по окончанию занятий имели решение или замысел (профессионального старта, ЛОТ, профессиональной или жизненной карьеры).

    6) «Личностного развития».

    Цель - активизировать глубинные личностные изменения у обучаемых.

    4. По результату (“продукту”) курса.

    1) Ориентированный на решение (выбор).

    Замыслы, планы будущего прорабатываются только в той степени, которая необходима для принятия оптимального , обоснованного решения .

    2) Ориентированный на замысел профессионального старта.

    Обучаемым помогают поставить цели и определить дорожку шагов к ней на ближайшую перспективу (начало или продолжение образования, получение первого места работы или организация собственного дела). Краткосрочность планов позволяет максимально конкретизировать их, потренироваться в способах и средствах их реализации.

    3) Ориентированный на замысел личной образовательной траектории (ЛОТ). Для обучаемых, выбирающих сложные виды деятельности (наука, политика, педагогика, медицина и т.п.), требующие длительной подготовки и регулярного повышения квалификации на протяжении всей жизни. Либо для студентов любых колледжей и вузов, встающих перед необходимостью самостоятельно определять изучаемые предметы, режим обучения и т.п.

    Общий план профессиональной карьеры в данной версии курса также служит лишь контекстом.

    4) Ориентированный на замысел профессиональной карьеры. Прорабатывается замысел вертикальной карьеры или горизонтальной карьеры на среднюю (5-7 лет) или длительную перспективу. Замысел жизненной карьеры проясняется и выступает в роли контекста.

    5) Ориентированный на замысел жизненной карьеры. Прорабатываются замыслы во всех сферах жизни, при этом ключевой может являться не обязательно профессиональная. Большое внимание уделяется согласованию, гармонизации целей в различных сферах. Обучаемых поощряют к формированию личной философии жизни, к поиску адекватных средств ее реализации.

    Для конструирования курса под конкретную ситуацию в зависимости от целей и условий, сложившихся в конкретном учебном заведении, В.Б. Борейшей разработан так называемый программатор профориентационного курса, включающий 73 темы, сгруппированные в 10 блоков. На основе данного программатора можно как из кубиков «складывать» свой профориентационный курс.

    Перечень тем профориентационного курса:

    1. Выбор профессии и варианта профессионального старта

    1.1 Анализ личной профориентационной ситуации. Планирование действий по выбору профессии.

    10.4 Оплата налогов.

    10.5 Социальная защита.


    7.7 Учебно-методическое обеспечение профессио-нального просвещения учащихся
    Эффективность профпросвещения в целом и занятий по профориентации и планированию карьеры, в частности, зависит от нескольких факторов: мотивационной готовности учащихся, педагогического и психологического качества идеи и учебной программы профориентационного курса, квалификации преподавателя курса, наличия и качества учебных и методических материалов. Ниже подробнее анализируется последний фактор.

    Полноценный учебно-методический комплекс (УМК) по любому образовательному предмету, в том числе и по профориентации, включает в себя:

    Программу и учебно-тематический план;

    Методическое пособие для преподавателя;

    Учебное пособие для учащихся;

    Рабочие тетради для учащихся.

    В УМК по профориентации в силу специфики целей и содержания данного предмета в качестве обязательных составляющих входят также:

    Комплект методик профессиональной психодиагностики;

    Подборка ознакомительных и клиринговых профессиограмм;

    Информационно-справочные материалы по рынкам образовательных услуг и труда;

    Комплект активизирующих и развивающих игр, упражнений, методик.
    Рабочие тетради по профориентации и планированию карьеры.

    Профориентация как образовательный предмет нацелена не только на формирование системы специальных знаний, умений и навыков, являющихся основой профориентационной культуры человека, но и на практическое применение каждым учащимся приобретаемой профориентационной компетентности. Применение не только в будущем, но и здесь и сейчас, еще во время занятий - для первого выбора профессии и варианта профессионального образования. Установка на немедленный и реальный результат - качественный профессиональный план ученика - требует особой технологичности занятий по профориентации. Одно из эффективных педагогических средств, повышающих вероятность получения каждым учеником своевременного практического результата, - применение рабочих тетрадей. Их назначение, содержание и способы применения поробнее рассмотрим на примере рабочей (“деловой”) тетради по программе “Мой выбор”(3).

    Программа “Мой выбор” ориентирована на освоение старшеклассниками техники выбора профессии и планирования профессионального старта. Поэтому основу содержания рабочей тетради составляют две методики: принятия оптимального решения и планирования своих действий на видимую перспективу (3-5 лет).

    Методика принятия оптимального решения предстает в тетради как последовательная дорожка конкретных шагов:

    1) Расширение пространства выбора, в данном случае - увеличение количества профессий, в той или иной степени интересующих ученика как потенциально подходящие варианты.

    Для выполнения этого шага преподаватель на занятиях помогает ученикам, во-первых, освоить психологические карты мира профессий (например, классификацию профессий Е.А. Климова), позволяющие охватить мысленным взором все профессиональное пространство, во-вторых, - познакомиться как можно с большим количеством конкретных профессий и специальностей.

    А с помощью рабочей тетради, изложенных в ней простых приемов сортировки ученик может произвести первичный отбор чем-либо интересующих профессий.

    2) Построение портрета “идеальной профессии”.

    Для выполнения этого шага ученики на занятиях знакомятся с принципиальным устройством профессии, рабочего места, с особенностями процесса профессиональной деятельности, с ключевыми факторами и критериями выбора профессии. Эти знания становятся основой для конкретных действий учеников - выделения в рабочей тетради основных требований к профессии, работе и объединения отдельных требований в непротиворечивый, целостный образ “идеальной работы”.

    3) Определение оптимального варианта из числа подходящих профессий, зафиксированных на первом шаге. Этот шаг выполняется с помощью приведенной в рабочей тетради “Матрицы принятия решения”, позволяющей последовательно сопоставить каждую из подходящих профессий с портретом “идеальной работы” и измерить степень сходства-несходства.

    4) Экологическая проверка оптимального решения . Оптимальное решение принимается с опорой в основном на рациональный ум и может оказаться не экологичным в отношении всего организма, в частности, таких его органов как душа и дух, имеющих иррациональную природу. Поэтому и на занятиях, и в рабочей тетради ученикам предлагаются приемы целостной, «организмической» оценки оптимальной профессии. Если интуиция ученика в конечном итоге одобряет выбор сознания, то процесс принятия решения можно считать завершенным.

    5) Энергетическое насыщение решения о выбранной профессии. Для повышения побудительной силы принятого решения ученикам в рабочей тетради предлагается несколько приемов из техник программирования успеха (визуализации, самовнушения, нахождения или создания настроечных символов и ритуалов).

    6) Планирование профессионального старта . Для выполнения этого шага в рабочей тетради приводятся конкретные инструкции по выделению ключевых целей и задач профессионального старта, основных способов их решения, а также специальные формы для записи результатов каждого действия ученика.

    Последовательное прохождение учеником указанной дорожки шагов позволяет получить как образовательный результат - навык принятия сложных жизненных решений, так и практический - решение о выбираемой профессии и варианте профеесионального образования, а также личный профессиональный план. Часть действий, предлагаемых в рабочей тетради, ученик выполняет во время занятий, часть - самостоятельно или, в случае затруднений , в ходе индивидуальной профконсультации. Поскольку записи, делаемые учеником в такой рабочей тетради, отражают его реальные желания, ценности, выборы и могут носить интимный, дневниковый характер, то познакомиться с содержанием записей преподаватель или консультант могут только с разрешения ученика. В связи с этим преподаватель контролирует не содержание, а лишь процесс пошагового движения ученика по методике, изложенной в рабочей тетради. После окончания занятий по программе заполненная рабочая тетрадь остается у ученика.

    Профессиональное просвещение в процессе изучения основ наук и трудового обучения. Профессиональное просвещение во внеурочное время.

    Важным компонентом профессиональной ориентации учащихся является профессиональное просвещение – сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их значении для народного хозяйства, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда.

    Кроме того, учащиеся должны знать основные общетрудовые и общепроизводственные понятия: что такое культура труда, трудовая дисциплина, принципы планирования, структура предприятия, оплата по одному наряду (бригадный подряд), оплата труда по конечным результатам деятельности и т. д.

    Работу по профпросвещению часто называют профинформацией. Однако информация - это пассивный процесс, а цель профпросвещения не только сообщение сведений о профессиях, но и формирование сознательного отношения к выбору конкретной профессии, поэтому она включает в себя и профинформацию, и профпропаганду, и профагитацию. Знания о профессиях учащиеся получают не только в школе. Источниками знаний по этому вопросу служат средства массовой информации, знакомые, родственники и др. При этом сведения о содержании профессий и их значимости иногда могут быть даны весьма искаженно, вследствие чего возможно создание картины неоправданной привлекательности одних профессий и атмосферы недоброжелательности к другим.

    В связи с этим перед школой, как и перед всем нашим обществом, стоит довольно сложная задача - исправить идущее вразрез с потребностями народного хозяйства и общества отношение к некоторым профессиям и сформировать новое. Решить эту задачу призвана та часть профпросвещения, которую называют профпропагандой. Однако всю работу по профпросвещению ни в коем случае нельзя сводить только к пропаганде профессий.

    Планировать работу по профессиональному просвещению в школе, в частности по профпропаганде и последующей профагитации, следует после завершения предварительной профдиагностики. Только на основе такого подхода можно проводить соответствующую работу со школьниками, направленную на формирование сознательного отношения к выбору профессии. Вопросам профессионального просвещения можно посвятить специальные профинформационные уроки. На этих уроках следует рассказать учащимся о структуре народного хозяйства, о требованиях, предъявляемых профессией к личности, т. е. дать те сведения, которые нацеливают школьников на проблему правильного выбора профессии. Сведения о конкретной профессии учащиеся могут получать при изучении каждого учебного предмета.


    Так же как обучение нельзя рассматривать в отрыве от воспитания, так и профпросвещение невозможно без профессионального воспитания. Оно предполагает формирование у учащихся добросовестного отношения к труду в целом, при одновременном формировании определенной профессиональной направленности. В процессе профессионального воспитания у учащихся формируются свойства личности, необходимые в работе по выбранным профессиям. При этом профессиональные интересы должны перерастать в соответствующие стремления, склонности, идеалы и призвание. Профессиональное воспитание должно стать неотъемлемой частью учебного процесса и начинаться уже с учащимися младших классов.

    Проведение профессионального просвещения не нарушает логики изучаемого материала, а является конкретным выражением диалектического принципа связи обучения с жизнью.

    Исходя из того что профпросвещение - процесс активный, следует больше опираться на такие методы работы, которые требуют непосредственного участия школьников в самом процессе получения информации. В частности, шире надо внедрять в практику не просто рассказы о профессиях и производствах, а осуществление руководства самостоятельным изучением школьниками той или иной профессиональной деятельности. Кроме того, необходимо учитывать, что любая информация лучше усваивается, при ее подаче в определенной ситуационной форме, а не в виде текста (лекции, рассказа).

    Чтобы работа по профпросвещению имела положительные результаты, она должна проводиться умело и с большим педагогическим тактом. Ориентируя учащихся на профессии, в которых страна испытывает недостаток, нужно избегать всякого рода нажимов, так как неумелое давление на школьников может привести лишь к окончательной потере у них интереса к рабочим профессиям. Главный принцип, которым следует руководствоваться в работе по профпросвещению, - связь его с жизнью. Исходя из этого, основные направления работы в этой области можно выразить так: профпросвещение предполагает формирование целостного, многопланового представления учащихся о народном хозяйстве, его отраслях, предприятиях, профессиях и основывается на широкой основе трудового воспитания и политехнического образования.

    В процессе проведения работы по профессиональному просвещению необходимо учитывать направленность в развитии отраслей народного хозяйства данного экономического района, сложившиеся трудовые традиции, наличие общеобразовательных и профессиональных учебных заведений.

    Профессиональное просвещение молодежи должно основываться на реальной потребности в конкретных профессиях, с тем чтобы не только информировать учащихся о рабочих профессиях, но и активно формировать их профессиональную направленность с учетом интересов молодежи и производства.

    Ознакомление с миром профессий следует тесно увязывать с профессиональными интересами, склонностями и способностями молодежи и динамикой развития этих особенностей молодых людей. Содержание работы по профессиональному просвещению должно учитывать состав учащихся по возрасту, полу.

    Урок - основная организационная форма учебно-воспитательного процесса в школе. Профессиональная ориентация - составная часть этого процесса. Поэтому неотъемлемой частью урока должна стать работа по профессиональному просвещению учащихся. При этом задача каждого учителя - увязать познавательные сведения о профессиях и производствах с темой и содержанием урока. Профпросвещение на уроках может осуществляться путем беседы, рассказа, ситуационных производственных задач, использования литературных источников, звукозаписи, демонстрации кино- и диафильмов, плакатов, стендов, альбомов и т. д. Применение того или иного средства (или их комплекса) зависит от цели и содержания урока, возраста, знаний учащихся и, наконец, от мастерства самого учителя.

    Профпросвещение тесно связано с профвоспитанием, а поэтому, рассказывая учащимся о профессиях, нельзя забывать, что одной из задач профориентационной работы является воспитание у школьников добросовестного отношения к труду. Учащимся нужно дать понять, что труд - это первая жизненная потребность человека. Для достижения этой цели учитель в разговоре о профессиях должен освещать такие вопросы, как роль труда на разных этапах социального развития нашего общества, решающая роль трудящихся масс в создании материальных и духовных благ, трудовые традиции наших людей Очень важно в беседе с учащимися использовать конкретный материал, который, как правило, оказывает на них положительное влияние. На примерах из жизни учитель может глубоко знакомить учащихся с экономическими и научно-техническими основами производства, раскрывать перед ними общественную значимость профессий рабочего, хлебороба и т. д. Только опираясь на факты, можно пробудить интерес к непопулярным, но нужным государству профессиям.

    Чтобы проводить целенаправленную работу по профпросвещению учащихся, каждый учитель-предметник должен заранее определить, при изучении каких тем можно использовать материал профориентационного характера. Подбирая необходимый материал, наглядные пособия и технические средства, учитель составляет поурочные планы и одновременно разрабатывает специальные стенды для учебных кабинетов. Профориентационный материал, используемый на уроке учителем, должен включать высказывания известных людей (деятелей науки и культуры, выдающихся педагогов, передовых работников промышленности, сельского хозяйства и т. д.), выдержки из решений и постановлений правительства.

    Естественно, каждый учебный предмет имеет свою специфику. Так, на уроках химии, биологии при изучении определенных тем можно прямо рассказывать ученикам о профессиях, а вот на уроке математики подобная информация происходит опосредованно через систему различных специально подобранных задач производственного характера. Несмотря на это, можно выделить следующие формы работ по профпросвещению в процессе преподавания учебных предметов:

    профпросвещение в процессе изложения теоретического материала;

    расширение представлений о профессиях при выполнении практических заданий, во время лабораторных занятий, в процессе решения задач;

    написание рефератов по предмету, в которых используется информация о профессиях и производствах;

    проведение производственных экскурсий по учебному предмету.

    Умелое использование указанных форм позволит добиться четкой работы по профпросвещению учащихся, а также обеспечить его результативность.

    Урок трудового обучения служит важнейшим звеном в профессиональном просвещении. Основными методами при этом являются практические работы по конструированию, планированию и изготовлению изделий. Но для того чтобы практические работы оказывали действенное влияние на формирование у учащихся положительного отношения к рабочим профессиям, необходимо сочетать их со словесными методами: беседой о профессиях и современном производстве, об условиях труда, технологических процессах, требованиях, предъявляемых профессией к качествам и квалификации человека, и т. п. Эти сведения можно сообщить учащимся во время вводного, текущего или заключительного инструктажей. Не обязательно рассказывать ребятам о такой-то профессии только на одном уроке. В зависимости от тематики можно на одном уроке дать общие сведения, а на другом - расширить и углубить (в соответствии с основной целью урока) сведения о той или иной профессии. Кроме того, знания об одних и тех же профессиях ученики должны получать в разных классах. При этом необходимо учитывать возрастные особенности учащихся и так подбирать материал о профессиях и производствах, чтобы он был понятен и интересен детям определенного возраста.

    Учитель не только должен сообщать знания о профессиях, но и получать обратную информацию о том, как они усваиваются детьми. Для этого при повторении пройденного материала среди прочих вопросов необходимо включать вопросы для проверки знаний учащихся о профессиях.

    Такое повторение поможет углубить и систематизировать знания учащихся о профессиях, заставит их подумать о важности правильного выбора профессии, а следовательно, повысит эффективность профориентационной работы на уроке.

    Рассказывая о профессиях, очень важно опираться на факты из окружающей действительности, на сведения из газет и журналов, рассказывающих о мастерах своего дела. При этом очень полезны встречи учащихся с этими людьми. Подобные мероприятия усиливают воспитывающую роль трудового обучения, повышают эффективность профессионального просвещения.

    Поэтому учителю необходимо постоянно изучать производственное окружение школы, исходя из содержания своего предмета (вида трудового обучения), собирать данные о профессиях. Полученные сведения целесообразно накапливать в виде специальных карт профессий.

    Приведем пример готовой к заполнению карты профессий сельскохозяйственного производства.

    К заполнению таких карт целесообразно привлекать и школьников.

    Собранные материалы о профессиях можно сосредоточить в кабинете профориентации.

    Основным же материалом для бесед о профессиях должны стать профессиограммы.

    Знакомя учащихся с профессиями, целесообразно иллюстрировать рассказ (беседу) фотографиями, диа- и кинофильмами.

    Так как профпросвещение тесно связано с профвоспитанием, очень важно дать учащимся возможность видеть результаты своего труда. Организация выставок (школьных, районных), на которых определяются лучшие работы учащихся, способствует развитию у них интереса к трудовой деятельности.

    Итак, в процессе преподавания основ наук и трудового обучения есть необходимые возможности для осуществления профессионального просвещения школьников.

    Осуществляя принцип политехнизма в преподавании каждого учебного предмета, необходимо выявить и использовать все имеющиеся возможности для организации целенаправленной работы по профпросвещению учащихся.

    Важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся является профессиональное просвещение - “сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их значении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда” .

    Кроме того, учащиеся должны знать основные общетрудовые и общепроизводственные понятия: что такое культура труда, трудовая дисциплина, принципы планирования, структура предприятия и т.п.

    Работа по профпросвещению включает в себя профинформацию, профпропаганду и профагитацию.

    Знания о профессиях учащиеся получают не только в школе. Источниками знаний по этому вопросу учащиеся получают не только в школе. Источниками знаний по этому вопросу служат средства массовой информации, родственники, знакомые и др. При этом сведения о содержании профессии и их значимости иногда могут быть даны весьма искажено, вследствие чего возможно создание картины неоправданной привлекательности одних профессий и атмосферы недоброжелательности к другим.

    В связи с этим перед школой, как и перед всем обществом, стоит довольно сложная задача - исправить идущие вразрез с потребностями экономики страны и общества отношение к некоторым профессиям и сформировать новое. Решить эту задачу призвана та часть профпросвещения, которую называют профпропагандой. Однако всю работу по профпросвещению ни в коем случае нельзя сводить только к пропаганде профессий.

    “Планировать работу по профессиональному просвещению в школе, в частности по профпропаганде и последующей профагитации, следует в соответствии с предварительной профдиагностикой. Только на основе такого подхода можно проводить соответствующую работу со школьниками, направленную на формирование сознательного отношения к выбору профессии.

    Исходя из того, что профпросвещение - процесс активный, следует больше опираться на такие методы работы, которые требуют непосредственного участия школьников в самом процессе получения информации” .

    Чтобы работа по профпросвещению имела положительные результаты, она должна проводиться умело и с большим педагогическим тактом. Ориентируя на профессии, в которых страна и общество испытывают недостаток, нужно избегать всякого рода нажим, так как неумелое давление на школьников может привести лишь к окончательной потери интереса к данной профессии. “Главный принцип, которым следует руководствоваться в работе по профпросвещению, - связь его с жизнью. Исходя из этого, основные направления работы в этой области можно выразить так:

    Профпросвещение предполагает формирование целостного, многопланового представления учащихся о народном хозяйстве страны, его отраслях, предприятиях, профессиях;

    В процессе проведения работы по профессиональному просвещению необходимо учитывать направленность в развитии отраслей народного хозяйства данного экономического района, сложившиеся трудовые традиции, наличие общеобразовательных и профессиональных учебных заведений;

    Профессиональное просвещение молодежи должно основываться на реальной потребности в конкретных профессиях;

    Ознакомление с миром профессий следует тесно увязывать с профессиональными интересами, склонностями и способностями молодежи и динамикой развития этих особенностей молодых людей. Содержание работы по профессиональному просвещению должно учитывать состав учащихся по возрасту, полу” .

    Урок - основная организационная форма учебно-воспитательного процесса в школе. Профессиональная ориентация - составляющая часть этого процесса. Поэтому неотъемлемой частью урока должна стать работа по профпросвещению.

    Составной частью профпросвещения является профпропаганда, а основными формами ее проведения - встречи с представителями различных профессий, лекции о различных отраслях народного хозяйства, производствах и профессиях и т.д.

    Значительное место в работе по профпросвещению занимают беседы, которые проводят классные руководители, учителя-предметники или представители различных профессий. Такие беседы можно посвящать ознакомлению с какой-то одной профессией, с группой родственных профессий, вопросам значимости их правильного выбора для человека. При этом тематика бесед должна отвечать возрастным особенностям школьников и охватывать круг вопросов, интересующих самих учащихся.

    “Ознакомление учащихся с профессиями в процессе беседы можно проводить по такому плану:

    Общие сведения о профессии:

    Краткая характеристика отрасли народного хозяйства, где применяется профессия, краткий исторический очерк и перспективы развития профессии, основные специальности, связанные с данной профессией.

    Производственное содержание профессии:

    Место и роль профессии в научно-техническом прогрессе, ее перспективность; предмет, средства и продукт (результат) труда; содержание и характер (функция) трудовой деятельности; объем механизации и автоматизации труда; общие и специальные знания и умения специалиста данной профессии, моральные качества; связь (взаимодействие) с другими специальностями.

    Условия работы и требования профессии к человеку:

    Санитарно-гигиенические условия труда; требования к возрасту и здоровью; элементы творчества, характер трудностей, степень ответственности, специальные требования к физиологическим и психологическим особенностям человека, отличительные качества

    хорошего работника; специальные условия: влияние профессии на образ жизни работника, его быт и т.д.; экономические условия: организация труда, система оплаты, отпуск.

    Система подготовки к профессии:

    Пути получения профессии, курсы, техникумы, вузы; связь профессиональной подготовки с учебой и трудовой деятельностью в школе; уровень и объем профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для получения начального квалификационного разряда по данной профессии; перспективы профессионального роста; где можно продолжить ознакомление с профессией; что читать о профессии”.