Чем прославился всеволод большое гнездо. Всеволод большое гнездо

Всеволод Юрьевич стал великим князем в 1176 году и правил почти 37 лет. За эти годы его Владимирское княжество достигло пика могущества. Под знаменами Всеволода сражалась такая огромная армия, что автор «Слова о полку Игореве» написал, что она может «веслами Волгу разбрызгать, а Дон шеломами вычерпать». Прозвище же свое – Большое Гнездо – Всеволод получил за многочисленное потомство: у него было двенадцать детей.

Город на именины

Выполненная на заказ для Всеволода икона его покровителя Димитрия Солунского. Есть версия, что святому придали портретное сходство с самим князем

Хотя у Всеволода и была большая семья, все же ему не удалось превзойти в этом своего отца Юрия Долгорукого. Согласно сохранившимся источникам, тот имел четырнадцать детей. Всеволод был младшим из них. О рождении будущего правителя Руси летописцы рассказывают следующее. В 1154 году князь Юрий Долгорукий отправился на охоту к реке Яхроме и взял с собой беременную жену. Там у княгини начались схватки, и она родила сына. Долгорукий так обрадовался его рождению, что выстроил на том месте город Дмитров (при крещении Всеволоду дали имя Дмитрий).

Когда Юрий Долгорукий умер, правителем Ростово-Суздальского (а впоследствии Владимирского) княжества стал его сын Андрей Боголюбский. Всеволоду на тот момент исполнилось всего лишь три года. Несмотря на малый возраст, он также получил кое-какие владения, ведь все Юрьевичи «по завету отцову имели свои грады к содержанию в Белой Руси». Это не понравилось Боголюбскому, который жаждал самостоятельно владеть всем княжеством, потому в 1162 году решил изгнать всех родичей из Владимирской земли. Обиженные братом Мстислав и Василько Юрьевичи отправились в Византию, а заодно взяли с собой и Всеволода с матерью.

Молодой боец

На страницах летописей имя князя снова упоминается при описании похода Андрея Боголюбского на Киев в 1169 году. Видимо, к тому времени пятнадцатилетний Всеволод уже помирился с братом и даже принял активное участие в разграблении и сожжении Андреем бывшей столицы Руси. В начале 1170-х Всеволод вместе с братом Михаилом одержал крупную победу над половцами. Те вторглись в киевские земли: пожгли села, разграбили дворы и увели с собой множество пленных. Правитель Киева Глеб Юрьевич был тяжело болен и не мог лично поквитаться с кочевниками, потому поручил это братьям. Михаил с Всеволодом нагнали половцев. Как пишут летописцы, силы были не равны: «Враги превосходствовали числом, а наши мужеством: на всякое копье русское было десять половецких». И все же братья, внезапно атаковав, разбили кочевников и, освободив пленных, «сами с малым уроном своих благополучно возвратились».

Случилась в жизни молодого Всеволода и неудача. В 1172 году Андрей Боголюбский назначил Михаила правителем Киева. Однако тот, поскольку город был в центре княжеской междоусобицы, сам не рискнул туда ехать, а отправил вместо себя младшего брата. Опасения Михаила оказались не напрасными. Всеволод пробыл в Киеве всего «пять седмиц» (недель), когда туда вторглись враги. Молодой князь даже не имел возможности обороняться – неприятель вошел в город тайно под покровом ночи и застал Всеволода и его дружину врасплох. Князь попал в плен, но спустя какое-то время был вызволен оттуда все тем же Михаилом.

Предательство Ростиславичей

Изображение великого князя в «Царском титулярнике». 1672 год

В 1174 году великий князь Андрей Боголюбский пал от рук убийц. Престол по праву должен был перейти к его братьям. Первым претендентом являлся Михаил, вторым – Всеволод. Однако знать Ростово-Суздальского княжества, опасаясь, что те отомстят за убийство брата, призвала на княжение их племянников – Мстислава и Ярополка Ростиславичей (подробнее читайте об этом в №50 за 2012 год). Последние сначала решили поступить по справедливости и предложили дядьям править вместе с ними. Правда, вскоре передумали, поддавшись уговорам ростовчан, и изгнали Юрьевичей из княжества.

Дети Долгорукого не стерпели обиды и уже в 1175 году вернулись с войском. В июне вблизи Владимира состоялось сражение, в котором Михаил с Всеволодом одержали славную победу, разбив армию племянников. Ростиславичи были вынуждены бежать: Мстислав – в Новгород, Ярополк – в Рязань. Русский престол, как и надлежало по закону, принял Михаил.

На великом княжении

Однако Михаилу довелось княжить всего год – уже в 1176 году он умер. Владимирцы сразу же присягнули на верность Всеволоду. Однако ростовская знать все еще надеялась, что правителями княжества станут Ростиславичи, и отправила гонца в Новгород к укрывшемуся там Мстиславу. Тот сразу же выдвинулся в поход. Всеволод попытался решить вопрос миром, отправив племяннику гонца со словами: «Поскольку тебя ростовцы призвали к себе на княжение, и так как отец твой владел этим городом, пусть тебе Ростов и остается. Меня призвали владимирцы и переяславльцы – я останусь у них. Суздальцы же кого из нас захотят, тот им и будет князем».

Мстислав, быть может, и согласился бы на такое заманчивое предложение, да только ростовцы ему твердо заявили:

– Даже если ты мир со Всеволодом учинишь, мы ему мира не дадим!

Пришлось дяде и племяннику все-таки сойтись в битве. Их войска встретились в июне 1176 года на поле вблизи города Юрьева у рек Гза и Липица. Дружины Всеволода одолели Ростиславича и, обратив в бегство его армию, «гоня, многих побили». Великий князь не забыл, по чьему наставлению племянник пошел на него войной. Сразу же после победы он отправился с войском к Ростову, где «разорил уезд весь» и наказал противившуюся ему знать.

Остальные ростовцы были вынуждены признать Всеволода своим правителем.

Сожженная Москва

Сохранившийся до наших дней придворный храм князя Всеволода

Между тем уцелевший в сражении Мстислав снова сбежал в Новгород. Да только на этот раз горожане отказались его принять, сказав:

– Ты обругал Новгород, уехал, прельстясь на зов ростовцев. Так что теперь тебе сюда идти непристойно! – после чего выгнали его вместе с сыном.

Мстислав отправился в Рязань, где княжил его зять Глеб, и они вместе решили поквитаться с Всеволодом. Глеб с войском сначала напал на Москву и сжег ее, затем, объединившись с половцами, отправился разорять Владимир: разграбил церкви, сжег деревни, а многих захваченных в плен отдал в рабство кочевникам. Узнав об этом, Всеволод начал готовиться к битве. Зная мощь рязанского воинства, он разослал гонцов в союзные земли, призывая князей присоединиться к походу. Помимо собственных войск Всеволода – суздальцев и владимирцев (ростовчан он не взял, опасаясь измены) – под его знамена встали черниговцы и переяславльцы. Глеба и Мстислава они настигли зимой 1176 года около Владимира на реке Колокше. Целый месяц противники стояли на разных берегах, не в силах атаковать из-за тонкого льда, лишь совершая небольшие набеги. Едва река окрепла, Всеволод перешел ее и разгромил вражескую армию. В итоге к нему в плен попали и Глеб с сыном, и Мстислав, а также «вельмож его, сколько при нем живых осталось, всех взяли». Всеволод понимал, что у него остается еще один серьезный противник – скрывшийся в Рязани брат Мстислава Ярополк. Великий князь отправил туда требование выдать Ростиславича, если не хотят разорения своих земель. Рязанцам пришлось согласиться. Они схватили Ярополка и привезли его во Владимир.

Ослепление и исцеление

После победы на Колокше перед Всеволодом встал вопрос: как поступить с захваченными князьями? Их родственники просили его помиловать пленников. Не желал крови и сам великий князь, которому, как уже было сказано, Ростиславичи приходились племянниками. Однако его подданные оказались иного мнения. Видя нерешительность князя в этом вопросе, народ взбунтовался.

– Мы за твою честь и здравие головы свои складываем и ничего не жалеем, – сказали люди князю. – Ты же наших злодеев, рязанских князей и их вельмож, плененных нашими руками, держишь на свободе, как гостей. Просим, чтоб оных рязанских пленников на страх другим казнить смертию или ослепить. Ежели же сам того учинить не хочешь, то отдай нам.

Пришлось Всеволоду подчиниться. Оба его племянника – Мстислав и Ярополк – были ослеплены, после чего отпущены. При этом сохранилось предание, что когда слепые Ростиславичи добрались до Смоленска, они невиданным образом прозрели.

Впрочем, чуда могло и не быть, а всему есть объяснение. Например, Иоакимовская летопись утверждает, что Всеволод не ослеплял племянников, а лишь повелел надрезать им кожу под бровями. Когда народ увидел Ростиславичей с окровавленными глазами, мятеж во Владимирском княжестве утих. Всеволод же посадил «ослепленных» племянников на телегу и отправил в Смоленск, где и случилось «чудесное прозрение». В темнице между тем еще оставались союзник Ростиславичей Глеб и его сын Роман. Так как народ не требовал над ними расправы, Всеволод решил их просто отпустить.

Правда, Глебу поставил условие: тот должен был отказаться от своих земель и навсегда уехать на юг Руси.
– Лучше здесь умереть, нежели принять позорные условия, – гордо ответил тот.

И Всеволод отпустил только его сына Романа, который согласился дать клятву никогда не идти против великого князя. Глеб же предпочел умереть в заточении.

После произошедших событий Всеволод Большое Гнездо княжил еще почти 36 лет, укрепляя и возвышая авторитет Владимирского княжества. Умер он своей смертью в апреле 1212 года на 58-м году жизни, даже не подозревая, что вскоре в споре за его наследство произойдет одно из самых кровопролитных междоусобных сражений в русской истории.


Подпишитесь на нас

Всеволод Большое Гнездо правил в Киеве в феврале-марте 1173 г., а затем во Владимире с 1176 г. При нем Владимирское княжество достигло наивысшего процветания и экономического благополучия. В российской истории носит имя Всеволода Большое Гнездо или Всеволода Третьего.

Свое прозвище Всеволод получил благодаря тому, что, подобно отцу, имел большое количество детей.

Во время своего правления Всеволод Большое Гнездо основную ставку делал на боярство и дворянство в городах, в которых ранее эти классы были довольно слабыми. Благодаря своей новой политике и экономике, Всеволоду удалось значительно увеличить казну своего княжества и улучшить жизнь во Владимирском княжестве. В Повести временных лет Всеволод был назван Великим князем и признан одним из самых успешных князей того периода.

Краткая биография Всеволода Большое Гнездо

Всеволод родился в семье Юрия Долгорукого, имел тринадцать братьев и сестер, которые впоследствии также стали князьями и правили Киевской Русью. После смерти Юрия Долгорукого на Руси началась междоусобная война за власть между наследниками. Всеволод вместе с матерью и братьями Василько и Мстиславом был изгнан еще одним братом Андреем (князь Владимиро-Суздальский) и нашел пристанище в Константинополе. Позднее вернулся на родину и участвовал в междоусобных войнах за власть; в итоге правил сначала Киевом, а затем и Владимиром.

Борьба Всеволода Большое Гнездо за власть во время междоусобицы

Как и остальные наследники Юрия Долгорукого, Всеволод не оставлял надежды захватить престол и подчинить себе различные русские княжества.

1169 г. - Всеволод вернулся из Константинополя, помирился с братом Андреем и совместно с другими князьями участвовал в походе на Киев.

1173 г. - Киев был захвачен, а Всеволод стал его управителем. Однако спустя всего пять недель был свергнут с престола напавшим войском из Смоленского княжества и захвачен в плен. Вскоре освобожден из плена братом Михаилом.

1174 – 1176 гг. – совместно с братом Михаилом, а позднее самостоятельно совершал регулярные походы во Владимир с целью захватить власть во Владимиро-Суздальском княжестве.

1176 – 1177 гг. – Пользуясь поддержкой Святослава Всеволодовича нанес поражение Мстиславу, Глебу Рязанскому и Ростиславичам. В это же время становится правителем Владимиро-Суздальского княжества.

1180 г. – разрывает союз со Святославом. Святослав предпринимает карательный поход против Всеволода, который, однако, не увенчивается успехом.

Правление Всеволода Большое Гнездо

Во время правления Князя Всеволода Юрьевича, центральная власть сместилась с Киева во Владимир, и началась эпоха зарождения самодержавия на Руси, идею которого активно поддерживал сам Всеволод.

Внутренняя политика Всеволода Большое Гнездо

Основная идея внутренней политики Всеволода – усиление сотрудничества между Владимиром и Киевом. Всеволод активно принимал участие в междоусобных войнах, путем обмана и хитрости сталкивая между собой других князей, чтобы их власть ослабла. Таким образом, постепенно, он добился того, что стал самым могущественным из всех правящих князей.

Всеволод добился для себя права выбирать епископа (ранее князья не имели такого права), установил единоличную власть в своем княжестве, полностью подчинив себе бояр и дворян.

Всеволод действительно стремился к единоличной власти и это ему удавалось. Впервые в истории Руси ему удалось подчинить себе Новгородские земли и установить там власть князя вместо власти вече (народного собрания).

Внешняя политика Всеволода Большое Гнездо

Всеволод предпринимал неоднократные походы на Мордву и Волжскую Булгарию в 1183-1185 годах, также продолжал борьбу с половцами, которые на протяжении многих лет угрожали безопасности Руси.

Однако большее внимание во внешней политике Всеволод уделял торговле, именно поэтому его правление ознаменовалась настоящим подъемом экономики. Военные походы, которые предпринимал Всеволод, основной своей целью имели завоевание новых земель и торговых путей. Благодаря тому, что он завоевал часть территории Булгарии, удалось не только расширить земли, принадлежащие Руси, но и значительно увеличить объем торговли благодаря новым территориям и доступу к соседним государствам. Княжение Всеволода Большое Гнездо ознаменовалось огромными экономическими победами.

Смерть Всеволода Большое Гнездо

Итогом правления Всеволода Большое Гнездо стало объединение значительной части Руси вокруг Владимира, расширение восточных границ и значительный рост экономики.

После смерти Всеволода Владимиро-Суздальское княжество распалось на несколько отдельных, а власть Владимирских князей значительно ослабла из-за междоусобицы сыновей Всеволода Большое Гнездо.

А) актуальность выбранной темы

Время правления Всеволода III – безусловно важная веха в истории Русской земли, яркий момент, вспышка света в мрачных условиях раздробленности. Эта тема как тема власти, несомненно, очень актуальна была всегда и остается актуальной по сей день. Она интересна тем, что князь стоит у истоков формирования монархической идеи. Всеволод – один из первых властителей, который воплотил в себе черты самодержавного правителя. Хотя в отечественной литературе однозначное предпочтение отдается Андрею Боголюбскому, фигура брата закрывает Всеволода. Некоторые исследователи полагают, что князь ничего нового не сделал, что он только закрепил успехи брата, и даже наоборот, способствовал усилению и продолжению раздробленности (имея ввиду междоусобицу его сыновей после его смерти). Поэтому нам необходимо в этом, попытаться увидеть в князе черты самодержца, понять, что же на самом деле сделал Всеволод.

Б) цели и задачи исследования

Исходя из этой проблемы, целью работы будет показать формирование идеи самодержавного правителя, учитывая при этом, что Владимиро-Суздальское княжество – наследник Киевской Руси.

Для достижения поставленной цели необходимо выделить те черты Всеволода как правителя, которые были присущи киевской традиции, и выделить новации. Для этого нужно рассмотреть и проанализировать внутреннюю и внешнюю политику Всеволода. Здесь надо оговориться, что под «внутренней политикой» подразумеваются отношения с соседними княжествами, так как для Всеволода они оставались частичками одного государства, которые ему необходимо было собрать в одно целое. В этой политике самыми показательными являются отношения с Киевом (как с бывшим центром великого княжения) и с Новгородом (как с независимой республикой). А «внешняя политика» - это отношения с Волжской Болгарией и половецкой степью, так как источники не упоминают о других направлениях политики Всеволода. Последней задачей будет рассмотрение образа «идеального князя» в «Поучении Владимира Мономаха» и сопоставление этого образа с образом Всеволода III Большое Гнездо, для того чтобы проследить, как изменяется характер князя при усилении централизации, какие новые качества появляются и помогают этому процессу.

В) характеристика источников

Для работы над темой использовалось четыре источника. Первый и самый главный – Лаврентьевская летопись.

Лаврентьевская летопись – один из самых древних дошедших до нас летописных памятников – составляет часть Владимиро-Суздальского летописания и поэтому описываемому периоду там уделяется большое внимание. Памятник получил свое название по имени монаха Лаврентия, переписавшего летопись в 1377 году по заказу Суздальского и Нижегородского князя Дмитрия Константиновича. Летопись начинается «Повестью временных лет» и заканчивается 1305 годом. Памятник был куплен в 1792 году собирателем древних рукописей графом Мусиным-Пушкиным. Сейчас рукопись хранится в Публичной библиотеке Санкт-Петербурга. Первое издание было предпринято в 1804 году Обществом истории и древностей российских при Московском университете.

Источником, дополняющим первый, является Ипатьевская летопись. Она распадается на три главных части. Первая часть содержит «Повесть временных лет» третьей редакции. Вторая часть охватывает события 1118-1199 годов. Третья часть доводит свое повествование до 1292 года и представляет собой, в основном, Галицко-Волынскую летопись.

Основных списков летописи два: Ипатьевский и Хлебниковский. Оба этих списка восходят к южнорусскому летописному своду конца XIII века. Ипатьевский список начала XV века найден Карамзиным Н.М. Впервые был издан в 1842 году.

Третий источник – Новгородская I летопись – древнейшая летопись Новгородской феодальной республики. Она достаточно ясно освещает события, характеризующие отношения Новгорода и Владимира. Летопись известна в двух изводах. Старший извод представлен пергаменным Синодальным списком XIII – XV веков. Он доводит свое изложение до 1330-х годов и имеет приписки, доходящие до середины XIV века. Младший извод Новгородской летописи близок к Синодальному списку, но продолжает его до 40-х годов XV века. Известны два основных списка летописи младшего извода: Академический и Комиссионный. Другие списки Новгородской I летописи младшего извода представляют собой дальнейшее усложнение Комиссионного списка.

Четвертый источник – «Поучение Владимира Мономаха». Это произведение представляет собой прообраз тех домостроев, которые мы увидим в последующих веках. Кроме того, «Поучение» - единственный в древнерусской литературе пример наставления созданного не духовным лицом, а светским человеком, государственным деятелем. Структура произведения: Собственно поучение, послание к Олегу Святославичу (племяннику Мономаха), автобиография.

Полагают, что окончательно «Поучение» было завершено автором в 1117 году, когда он смог подвести итог своей жизни. Дошло до нас «Поучение» в единственном списке XIV века в составе Лаврентьевской летописи, где оно стоит под 1096 годом, причем, сам текст оказался без некоторых частей (в частности, нет начала поучения).

Г) обзор литературы

Время правления Всеволода III Большое Гнездо, как период в истории Владимиро-Суздальского княжества и Русской земли, изучался мало и практически не исследовался, особенно современными историками. Немного больше уделяли ему внимание советские авторы. Но основные труды – это труды дореволюционных ученых.

Из дореволюционных исследователей здесь использованы работы Мятлевой Т.П., Соловьева С.М., Ключевского В.О. и др. Все они высоко оценивают деятельность Всеволода и его личность.

Ключевский В.О. в «Курсе русской истории» указывает на жесткий характер Всеволода и говорит, что он «заставил» признать себя великим князем всей Русской земли.

Историк Иловайский Д.И. говорит, что князь – расчетливый, способный к жестокому образу действий, то есть обладает именно теми чертами, «на которых построилось государственное здание Великой России».

Карамзин Н.М. говорит, что князь Всеволод «княжил счастливо, благоразумно от самой юности и строго соблюдал правосудие. Не бедные, не слабые трепетали его, а вельможи корыстолюбивые…».

Мятлева Т.П. же считает Всеволода справедливым, но жестоким: «…тем не менее, воспитанный в Византии, он научился там жестокой мести, безжалостно проявляя ее порой на своих врагах».

Крупнейший историк XIX века С.М. Соловьев в «Истории отношений между русскими князьями Рюрикова дома» называет Всеволода III не просто великим князем, но сравнивает его с государем, называя «люимцем народа и победителем», и говорит: «Одним словом, он был рожден царствовать…».

Пресняков А.Е. в своем труде «Образование Великорусского государства» говорит, что успех князя – есть результат естественного для северорусских правителей стремления к подчинению себе других князей.

Другой советский историк Толочко А.П. совершенно необоснованно считает, что Всеволод не играл главной роли в политической истории страны, и говорит, что он находился под влиянием Византии.

Кучкин.В.А. останавливается только на территориальных успехах политики князя: «…при Всеволоде Большое Гнездо значительно расширилась территория области, усложнилась ее административная структура». Кривошеев Ю.В. говорит о приходе к власти Всеволода и считает, что он пришел к власти при помощи горожан, которые сразу нашли в князе «союзника, а не противника своих действий».

Однако все-таки со временем характеристики князя становятся более конкретными.

Свердлов М.Б. говорит о политическом первенстве и могуществе князя. А исследователь Перхавко В.Б. называет князя Всеволода государем «близким к идеалу» , то есть, в литературе все больше и больше утверждается мысль о том, что время правления Всеволода – это время расцвета всей Русской земли, это период временной централизации власти, временного увеличения роли великого князя до масштабов государя.

Глава I. Внутренняя политика Всеволода III

1.Отношения с Киевским княжеством

Всеволод III Большое Гнездо занял Владимирский престол в результате междоусобицы, длившейся более года. Время Всеволода-это время, когда реальная власть находилась не у киевского князя, а в руках князя Владимиро-Суздальского. Это эпоха расцвета Владимирского княжества. Ведь именно князь Всеволод впервые ввел в свой титул термин «великий» и оправдал его. Оценивая внутреннюю политику князя, его отношения с соседними княжествами, с соседними народами можно согласиться с этим титулом. Всеволод III заставил признать себя великим князем земли Русской.

Свое детство Всеволод провел сначала в Византии, куда его вместе с матерью сослал брат – Андрей Боголюбский, стремившийся избавиться от возможных соперников и претендентов на престол, а потом в Южной Руси, в частности, в Чернигове. Это очень помогло ему в будущем. Став князем, он увидел и понял различия между Северной и Южной Русью и, используя свои знания, сумел распределить свои силы и добиться желаемых результатов. Получалось, что все его вмешательства в дела киевские проходили без грандиозных затрат.

«Южная политика» Всеволода - это отношения с Киевом и Русской землей (то есть землей вокруг Киева). Это одна из важнейших сторон политики княжества конца XII - начала XIV века. Эти отношения начались со столкновения киевского князя Святослава Всеволодовича с Всеволодом Юрьевичем: «Приде князь Всеволодичь Святослав с Новгородци, и с Половци погаными, и с Черниговци, на Всеволода Юргевича; Всеволод же поиде противу ему и усрете и на Влене, на реце, и стояша промежи собою две недели». Рассматривая политику Всеволода по отношению к Киеву, надо сначала сказать о внутреннем политическом положении княжества. В чем оно заключалось? Оно заключалось во взаимоотношениях князя и боярства, так как бояре всегда играли отнюдь не последнюю роль в княжестве и представляли собой довольно мощную силу. Всеволод III не вступал в открытую борьбу с боярством, наоборот, даже пользовался его советами: «Как скоро Суздальская земля успокоилась под твердым, умным правлением Всеволода III, северное боярство сделалось его усердным помощником». Однако иногда в источнике мы встречаем словосочетание «его бояре» , которое может свидетельствовать о том, что князь на самом деле подчинил себе владимирское боярство, сумел обуздать его, установив в своем княжестве единоличную власть. А вот народное собрание - вече - не всегда было довольно поступками князя. Впрочем, князь практически всегда уступал ему. «По мале же дний всташа опять людье вси и бояре, и придоша на княж двор, многое мьножество с оружьем, рекуще: чего их додержати? Хотим слепити и. Князю же Всеволоду печалну бывшю, не могшю удержати людий множьства ради их клича» ; «Он же послушавъ своих бояръ, оже молвяхуть ему: братъ твой шелъ Володимерю, а тобе выдалъ, - и отвори врата». Важным показателем соотношения сил Киевского и Владимирского княжеств является случай с поставлением епископа. Всеволод сам выбирает кандидата и не считается с мнением Киевского митрополита. Самое главное то, что Киев уступает Всеволоду: « Князь Всеволод посла к Кыеву к Святославу к Всеволодичю и к митрополиту Никифору, прося епископа, хотя поставити Луку…; митрополит же не хотяше поставити его, за не бе на мьзде поставил Николу Гречьна… Митрополит же Никифор повеле Николе Гречьну отписатися земле Ростовьской, и постави сего Луку епископом Ростову и Володимерю и Суждалю и всей земли Ростовьской».

Из летописей известно, что раньше таких случаев не было. Испокон веков киевский митрополит сам назначал епископов во все епархии (за иключением Новгорода; впрочем, Новгород всегда был исключением), как владыка, митрополия которого находилась в центре великого княжения, что немалова жно. Интересно, что если в первый раз митрополит колебался, то во второй – без возражений поставил епископом того, кого хотел Всеволод: « Посла благоверный христолюбивый великий князь Всеволод… к Кыеву Святославу ко Всеволодичю и к митрополиту Никифору отца своего духовнаго Иоанна на епископьство. Это напоминает именно независимый Новгород, в котором епископ выбирался без участия Киева и лишь затем в Киев посылалась просьба о его хиротонии. Отсюда можно сделать вывод, что власть Владимиро-Суздальского князя не слабела и даже не стояла на месте, а наоборот, усиливалась и крепла.

В киевской междоусобице при Рюрике Ростиславиче Всеволод внешне поддерживал Ростиславичей, однако, как только начиналась война, он сразу же принимал мирные предложения Ольговичей. Это потому, что ему нужна была вражда и бессилие князей Южной Руси. Он не обращал внимания на свои обязательства « Того же лета прислаша с молбою к великому князю Всеволоду митрополита Матфея Всеволодъ Чермный и вси Олговичи, прося мира и во всем покаряющеся; великый же князь видевъ покоренье ихъ к собе, не помяна злобы ихъ, целова к ним крестъ…» . И города Рюрика ему были нужны только для того, чтобы таким образом ослабить своих соперников. Всеволод наводил порядок в Русской земле не всегда достойными способами. Иногда, чтобы удержать власть, ему приходилось быть коварным. Известно, как ловко он поссорил, «стравил» Рюрика Ростиславича с Романом Волынским. Тем не менее, несмотря на способы достижения поставленной цели, задуманное ему удавалось: Рюрик даже не посмел вступить в свои права без воли на то Всеволода III, признавая тем самым его старшинство: «… преставися князь Кыевский Святослав… и посла великый князь Всеволодъ муже свое в Кыев, и посади в Кыеве Рюрика Ростиславича». Хотя некоторые исследователи, в частности, Толочко А. П. в своем труде « Князь в Древней Руси: власть, собственность, идеология» говорит, что власть Всеволода была небольшой, титул «великий» - почетным и не более. Как мы видим, после нашего небольшого исследования, это утверждение не устойчивое и ничем не обоснованное.

Любые действия князя всегда были ради достижения справедливых целей. Он хотел единства Руси и совсем не желал насилия как такового. Карамзин Н. М. говорит, что «он был рожден царствовать … хотя не мог называться самодержавным Государем России» . Проведя это небольшое исследование, мы видим, что благодаря деятельности Всеволода, фактически (неофициально) великокняжеский престол был перенесен во Владимир.

2. Отношения с Новгородом

Еще сложней и необычней складывались отношения Всеволода III и Новгорода. Новгородская феодальная республика – так называют эту политическую формацию многие исследователи. На протяжении практически всей истории существования этого княжества не находилось такого князя, которому хоть в какой-то степени удалось бы подчинить его. Это государственное образование все время было самостоятельным и независимым. Высшим органом власти в Новгороде в то время было вече, а не князь, как в Северо-Восточной Руси. Вече имело право пригласить понравившегося князя, а могло и изгнать его, если тот не устраивал по каким-то причинам. То есть, князь не имел там практически никакой власти. Он управлял только под руководством посадника.

И вот, князь Всеволод сделал то, что до него не удавалось сделать никому, даже мечтавшему об этом Андрею Боголюбскому. Он в какой-то мере подчинил себе на несколько лет Новгород: «Новгородци целовавшее ко Всеволоду Юргевичу крест…» .

Однако, конечно же, это подчинение не было полным. Новгородцы пытаются противостоять Всеволоду, нарушают крестоцелование. Старые традиции продолжают существовать, как бы послушна Новгородская земля не была. Уже после того, как новгородцы целовали крест, летопись говорит нам о призвании нового князя: « В се же лето выгнаша Новгородци Ярослава Володимерича, а Давыдовича Мстислава пояша к собе княжить Новугороду: так бо бе их обычай» . Это происходило потому, что свободолюбивым гражданам Новгорода, привыкшим к самостоятельности, в тягость было ощущать над собой могучую, властную руку Всеволода III или кого-нибудь другого. Однако Всеволод и не претендовал на полное владычество над Новгородом. Он пытался сохранить стабильность и относительное спокойствие в Русской земле. Как мудрый князь, Всеволод понимал, что для этого ему необходимо считаться с мнениями и желаниями новгородского боярства, которое «привыкло участвовать в общественных процессах». Однако спокойное подчинение тоже было не простым. Оно было корыстным со стороны новгородской знати. Скорее всего, тесная связь с великим князем была просто выгодна новгородцам в плане внутренней и внешней торговли.

И все-таки Всеволод привел новгородцев к тому, что они сами начали просить у него князей: « Тое же осени приидоша Новгородци, лепшие мужи, Мирошьчина гадь, к великому князю Всеволоду с поклоном с молбою всего Новгорода, рекуще: ты господин князь великый Всеволод Гюргевич, просим у тобе сына княжить Новугороду, зане тобе отчина и дедина Новгород». «Идоша людье с посадником и с Михалком к Всеволоду; и прия е с великою честью и вда им сын Святослав…» .

Таким образом, мы видим покорность новгородцев Всеволоду. Недаром они называют его «великим князем». Хотя окончательно Новгород был подчинен только в XV веке (время возвышения Московского княжества). И все же власть Всеволода III над Новгородом – явление исключительное. Он смог подчинить неподчинимое. Это говорит о действительном могуществе Владимиро-Суздальского княжества в то время, о мудрости, сильном и властном характере Всеволода Большое Гнездо. Князь оправдывает свое имя, которое на древнерусском языке означает «всем владеть».

Итак, Всеволод властно ведет себя по отношению к боярству; сам выбирает епископа; укрепляя личную власть, всячески поддерживает вражду князей в Южной Руси; как в былые времена, в Киевской Руси, Всеволод сажает своего князя в Новгород. То есть, мы видим, что в отношениях с другими землями Всеволод утверждал свое могущество и политическое первенство, причем средствами он пользуется взятыми из эпохи раздробленности (устраивая вражду между князьями).

Глава II. Внешняя политика Всеволода

1. Отношения с Волжской Болгарией

Внешняя политика Владимиро-Суздальского князя – это отношения с половцами и Волжской Болгарией. Вообще, особой динамичностью в эти века внешняя политика не отличалась. Вот, например, отношений с Византией источники не касаются. Возможно потому, что на этом направлении было спокойно и никаких важных действий ни с одной, ни с другой стороны не происходило.

В целом, восточная (по отношению к Волжской Болгарии) политика – это не завоевания. Она связана с задачами владимирской торговли.

Первый поход 1184 года – грандиозный по размерам. Болгар разгромили в двух сражениях, как, впрочем, и в последующем походе 1185 года: «И поможе Бог Руси, и победиша я, избиша ихъ полътретьи тысяче, а прочии пойдоша к лодьям, не ведущее бывшаго, оже лодьиници до нихъ победиле полкъ Болгарьский…» . Участие в этом походе свидетельствует об огромном значении для Владимиро-Суздальской земли «волжского пути вниз от Ярославля к Городцу Радилову». То есть, эти отношения хоть и были важны, но имели чисто торговый характер. И завоевания были только с этой целью. Ничего нового мы в этой политике Всеволода не видим.

Можно сказать, что эти завоевания приносили немалые успехи, так как территория княжества активно расширялась на восток.

Однако для нас важным в этом походе является состав войска, так как он показывает нам сферу влияния владимирского князя. Каков он? Это был объединенный поход нескольких русских князей под командованием Всеволода III, в числе которых муромо-рязанские и смоленские князья: « Пошел князь Всеволод на болгары с Изяславом Глебовичем, племянником своим, и с Владимиром с Святославичем, и с Мстиславом Давыдовичем, и с Глебовичами рязанскими: с Романом, и с Игорем, и с Всеволодом, и со Володимером, и с Муромским Володимером; и пришли в землю Болгарску». То есть, опять мы видим стремление к подчинению себе других князей. Ведь скорее всего – это не добровольные действия; вероятней всего князья служат Всеволоду по принуждению, посылают свои полки по его приказу. А если он подчинил себе рязанских князей, значит, полновластно распоряжался их территориями, соответственно, брал на себя оборону муромо-рязанских пределов.

Кроме того, здесь можно говорить об умении Всеволода объединяться с другими князьями против общего врага, преследуя при этом общие интересы в плане торговли, что напоминает отдаленно борьбу с половцами Владимира Мономаха.

2. Всеволод и половцы

Походы на половцев Всеволода III Большое Гнездо имели уже совсем другое значение и для него, и для Русской земли, в отличие от походов на Волжскую Болгарию.

На протяжении уже нескольких веков половцы своими набегами беспокоили границы Руси. Многие киевские князья, в том числе Владимир Мономах, защищали свои земли от этих опасных соседей.

Несмотря на то, что половцы служили Всеволоду (например, они участвовали в походе на болгар 1184 года), они периодически волновали южные границы его владений. В том числе, в целях обороны муромо-рязанских земель князь Всеволод организовал в 1199 году поход на половцев: «… ходи благоверный и христлюбивый князь великий Всеволодъ Гюргевичь, внукъ Володимерь Мономаха, на Половци, с сыном своим Костянтиномъ; Половци же слышавшее походъ его, бежаша и с вежами к морю…». «Как великий князь, принимая к сердцу обиды всей русской земли…он хотел защитить от половецких набегов пределы рязанской области». Поход снова был проведен объединенными силами князей владимирских, суздальских и рязанских.

Кроме того, этот поход был проведен с целью обеспечения мира, примирения с черниговским князем. Таким образом, обнаруживается стремление Всеволода решать споры миром, то есть, предпочтение им военных, но непрямых действий. Желая объединения всей Русской земли под своим началом, он понимает, что лишнее кровопролитие здесь ни к чему и старается искать альтернативу военным, междоусобным действиям.

Оценивая внешнюю политику Всеволода, можно понять каким незаурядным военачальником и просто правителем он был. Он сумел собрать огромные военные ресурсы и направить их в нужное русло. В результате: «Только от имени его трепеташа страны все, и по всей земле слухъ о нем пройде… и Богъ покорялъ ему под ноги враговъ его».

Итак, внешняя политика Всеволода – это политика не менее целенаправленная, чем внутренняя, всегда активная, энергичная. По своему характеру она отвечала интересам Владимирцев, так как имела в основном экономическое значение. Подчас она становилась жестокой, но именно такая политика как нельзя лучше характеризует Всеволода, как великого князя, «великого» во всех смыслах этого слова.

Мы видим, что Всеволод в походах объединяется с другими князьями, то есть он ставит перед собой в некотором смысле общерусские задачи. Он тем и отличается от обычного удельного князя, что имеет интересы, которые не ограничены его собственным двором и собственным благополучием. Он как настоящий политик смотрит вокруг себя и вдаль.

Глава III. Всеволод III и « Поучение» Владимира Мономаха

1. Образ «идеального князя» в «Поучении» Владимира Мономаха

«Страхъ имейте Божий в серци своемь, и милостыню творя неоскудну, то бо есть начаток всякому добру».

В своем произведении Владимир Мономах охватывает широкий круг проблем, жизненных ситуаций, дает ответы на вопросы политической, нравственной и социальной жизни своего времени.

Итак, каким должен быть идеальный князь по мнению Владимира Мономаха?

Через все « Поучение» проходит призыв заботиться о Русской земле. Немалое место занимает мысль о сочувствии и помощи слабым и угнетенным. Он говорит: « … убогыхъ не забывайте, но елико могущее по силе кормите, и придавайте сироте, и вдовицю оправдите сами, а не вдавайте сильным погубити человека». Этот призыв он подкрепляет собственным примером: « … тоже и худаго смерда и убогые вдовице не далъ есмъ силнымъ обидети…».

Мономах призывает своих читателей быть храбрыми и в то же время неприхотливыми воинами: « На войну вышедъ, не ленитеся. Не зрите на воеводы; ни питию, ни еденью не лагодите, ни спанью; и стороже сами наряживайте, и ночь, отвсюду нарядивше около вои, тоже лязите, а рано встанете…». Говорит о необходимости постоянного труда и опять ссылается на свой опыт: « Еже было творити отроку моему,то самъ есмь створилъ, дела на войне и на ловех, ночь и день, на зною и на зиме, не дая собе упокоя…». Кроме того, идеальный князь должен проявлять воинскую доблесть, быть решительным в бою. При этом, не полагаться только на самого себя, но проявлять уважение к дружине, советоваться с ней.

Каждый князь должен быть богобоязненным, человеколюбивым, должен почитать старших, заботиться о младших: «старыя чти как отца, а молодыя яко братью». Очень важное качество князя – справедливость: « Ни права, ни крива не убивайте, ни повелевайте убити его; аще будетъ повиненъ смерти,а душа не погубляйте никакояже хрестьяны».

Князь не должен быть клятвопреступником – от этого как благополучие княжества, так и состояние самого князя, ведь крестоцелование – это единственный способ удержать мир феодальной « братии» в равновесии.

В произведении господствует та мысль, что человек (князь) никогда не должен совращаться с правого пути и во всех случаях должен полагаться на Бога: «… похвалите Бога, давшаго намъ милость свою, и се от худаго моего безумья наказанье…»

Основным пороком, причиной всех зол Владимир Мономах считает лень: «Леность бо всему мати: еже уметь, то забудеть, а егоже не умееть, а тому ся не учить…»

Заканчивает свое поучение Мономах призывом не страшиться смерти ни в бою, ни на охоте, доблестно исполняя свое дело. То есть, смелость, отвага, самоотверженность и т.д. – вот те черты, которыми должен обладать идеальный князь, истинный попечитель о своем отечестве.

2. Сравнение князя Всеволода с образом «идеального князя»

В предыдущем параграфе мы рассмотрели представления об идеальном князе времен Киевской Руси. Всеволод – представитель новой эпохи, но идеал князя остался тем же, ведь страна по-прежнему христианская, по-прежнему действуют те же нравственные законы и нормы. Поэтому, сопоставлять надо, постоянно обращаясь к киевскому прошлому. Идеальные князья в нем это – Ярослав Мудрый, сам Владимир Мономах и др. Итак, что характерно для этих князей и что характерно для князя Всеволода III?

Начнем по порядку. Внутренняя политика Всеволода: самый яркий в ней момент – покорение Новгорода. Новгород всегда, начиная с Рюрика, находился в зоне влияния киевских князей. Поэтому подчинение Новгорода соответствовало образу идеального князя Киевской Руси.

Если говорить о внешней политике, то здесь важно отметить, что борьба с кочевниками-половцами была традиционна для киевских князей, это одна из главных их заслуг. Поэтому и здесь личность Всеволода в глазах летописцев пересекается с князьями киевскими, возможно именно с Владимиром Мономахом, как с человеком, много сделавшим для Руси на этом поприще. Ведь скорее всего северо-восточный летописец писал характеристику Всеволода Большое Гнездо, имея перед глазами летописную характеристику Мономаха и отчасти дословно списывая с нее: Всеволод судил « злыя казня, а добросмысленыя милуя: князь бо не туне мечь носить в месть злодеем, а в похвалу добро творящимъ…» Почти то же самое говорит Владимир Мономах.

Еще один показательный случай – самостоятельное поставление Всеволодом епископа Луки. Можно провести параллель с тем, что именно при идеальном киевском князе Ярославе Мудром был поставлен первый русский (не греческий!) митрополит Илларион в 1051 году.

Все эти сравнения позволяют нам назвать Всеволода Большое Гнездо идеальным князем с политической точки зрения. Однако ему как правителю присущи те черты, которых киевские князья не знали. До сих пор князь был по преимуществу предводитель дружины. При встрече с врагом он всегда был впереди войска, то есть до сих пор от князя требовалась личная храбрость, отважность, о чем и говорит Владимир Мономах в своем « Поучении». Но Всеволод отличается совсем другим характером. Теперь он на рожон не лезет. То есть «…Всеволод – первый, кто перестал полагаться на битвы только как на суд Божий…» Он, в отличие от киевских князей, первый стал предпочитать осторожность в боях присущей им решительности.

Эта его черта важна, но существует еще одна, которая существенно отличает Всеволода от киевских князей. Это характерный для него деспотизм, присущее ему сильно выраженное стремление к централизации власти.

Одним словом, Всеволод – совсем не продолжатель дела киевских князей. Он представляет собой образец князя нового, именно северорусского, деятельного, расчетливого, способного к неуклонному преследованию своей цели. То есть, имеет те черты, «… на которых построилось здание Великой России…»

Заключение

Итак, закончив работу, приходим к выводу, что Всеволода III Большое гнездо нельзя ставить на один уровень с киевскими князьями. Это другая эпоха, другие идеалы. Но даже в своей эпохе Всеволод – личность уникальная. И недооценивать этого князя никак нельзя. Ведь его целью не было подражать князьям Киевской Руси или вернуть киевскую традицию. Он создал новый образ князя с сильным характером, истинного самодержца. Мы увидели, что он почувствовал себя полновластным хозяином всей Русской земли. И не только почувствовал, но и своими действиями доказал это всем русским князьям, которые признали его старшим. Он подчинил себе Новгород, начав давать ему князей, он изменил свое отношение к боярству, став более властным. Он сам выбирал себе епископа. Он, не мучаясь от угрызений совести, сеял вражду между удельными князьями для укрепления собственной власти. Он стал называться «великим князем» не покидая при этом владимирский престол, он поражал всех своей строгой и нетерпящей возражений внешней политикой, которая одновременно свидетельствовала о его заботе о всей русской земле, а не только о собственном княжестве. То есть, Всеволод обладал огромной властью.

Кроме того, так как Всеволод – продолжатель дела отца (Юрия Долгорукого) и брата, так как он пошел по пути, указанному Андреем Боголюбским, его по праву можно считать основоположником формирования монархической идеи, идеи самодержавия на Руси. Он заложил основу того княжения, в результате которого из сильного Владимирского княжества впоследствии возросло новое Московское княжество и возникло Московское государство.

Политическая ситуация Руси должна была в конечном счете сформировать новый образ правителя, политика, озабоченного далеко идущими целями, человека, который думает и видит на два шага вперед. Переход в новую политическую фазу характеризуется некими переходными периодами, в которых закладываются семена, впоследствии дающие всходы. Всеволод был той личностью, которая сумела почувствовать новую эпоху и дать своего рода ответ на ее вызов.

Библиография

Список источников

1. Ипатьевская летопись. Рязань, 2001.

2. Лаврентьевская летопись. Рязань, 2001.

3. Новгородская I летопись. Рязань, 2001.

4. «Поучение Владимира Мономаха». // Лаврентьевская летопись. Рязань, 2001.

Список литературы

1. Глухов А. Мудрые книжники Древней Руси. М., 1997.

2. Иловайский Д. И. Становление Руси. М., 1996.

3. Карамзин Н. М. История государства Российского. СПб., 1998.

4. Ключевский В. О. Курс русской истории. М., 1996.

5. Кривошеев Ю. В. Русь и монголы. Исследование по истории Северо-Восточной Руси. СПб., 2003.

6. Кучкин В. А. Формирование государственной территории в Северо-Восточной Руси в X – XIV веках. М., 1984.

7. Лимонов Ю. Владимиро-Суздальская Русь. Л., 1987.

8. Лихачев Д. С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М., 1947.

9. Мятлева Т. П. Владимиро-Суздальский край и начало Московской Руси. М., 1913.

10. Орлов А. С. Владимир Мономах. М., 1946.

11. Перхавко В. Б. Князья и княжны Русской земли. М., 2002.

12. Пресняков А. Е. Образование Великорусского государства. Пг., 1918.

13. Пчелов Е. В. Рюриковичи: история династии. М., 2003.

14. Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII – XIII веков. М., 1982.

15. Толочко А. П. Князь в Древней Руси: власть, собственность, идеология. Киев, 1992.

16. Соловьев С. М. История отношений между русскими князьями Рюрикова дома. М., 2003.

17. Свердлов М. Б. Домонгольская Русь. СПб., 2003.

18. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1987.

На фото: Условный портрет князя Всеволода III Большое Гнездо из Царского титулярника (1672).

За свою многосемейность Всеволод Юрьевич получил прозвание «Большое Гнездо». По одним сведениям, он имел четырнадцать детей, по другим — восемь. Но и сам Всеволод родился десятым ребенком своего отца, Юрия Долгорукого. Матерью его была вторая жена князя, о которой никаких достоверных сведений нет. Есть предположения, что она принадлежала к дому Комнинов.

Детство Всеволода Большое Гнездо

В трехлетием возрасте князь Всеволод Большое Гнездо потерял отца. Незадолго до смерти тот постарался обеспечить будущность сына. В. О. Ключевский пишет:

«Юрий Долгорукий предназначал Ростовскую землю младшим своим сыновьям, и старшие города Ростов с Суздалем заранее, не по обычаю, на том ему крест целовали, что примут к себе меньших его сыновей».

После кончины Юрия (в 1157 году) ростовцы и суздальцы с легкостью позабыли об этом «внеобычайном» крестном целовании, позвав к себе . Видимо, и Ростов, и Суздаль затаили на Юрия обиду. Величаясь перед Владимиром, где уже сидел второй сын Долгорукого Андрей, старшинством, они увидели в «назначении» к ним малютки Всеволода унижение.

Андрей Юрьевич не стал упускать удобной возможности сосредоточить в своих руках власть во всей Владимиро-Суздальской земле. Он благосклонно отозвался на призыв «клятвопреступников» и:

«погнал из Ростовской земли своих младших братьев как соперников, у которых перехватил наследство».

Эта икона вмч. Димитрия Солунского была написана по заказу Всеволода Большое Гнездо. Исследователи не исключают портретного сходства святого Димитрия с заказчиком.

Так случилось, что от восьми до пятнадцати лет Всеволод воспитывался в Константинополе (и на основании именно этого факта делается вывод о византийском происхождении его матери).

Князь Всеволод, возвращение на Русь

Пятнадцатилетним юношей князь Всеволод вернулся на Русь, примирившись с Андреем. Смерть последнего ввергла Северо-Восточную Русь в нестроения, связанные с тем, что Владимир и Ростов с Суздалем находились в состоянии соперничества. Недолгое время во Владимире княжил Михаил, наиболее близкий по возрасту к Всеволоду брат. Но в 1176 году он умер, и ростовцы послали в Новгород за князем Мстиславом Ростиславичем (племянником Всеволода). Звали они его:

«Ступай, князь, к нам, Михаила Бог взял на Волге в Городце, а мы хотим тебя, другого не хотим».

Мстислав собрался быстро, но, приехав, увидел, что владимирцы уже целуют крест Всеволоду. Спор решился битвой за рекой Гзой, в которой победили владимирцы. Мстислав вынужден был убраться восвояси, то есть в Новгород. (Впоследствии, кстати, начиная с 1200 года, и строптивые новгородцы три десятилетия подчинялись птенцам Всеволодова Большого Гнезда.)

В своей политике Всеволод Большое Гнездо продолжил курс Андрея Боголюбского на укрепление единоличной княжеской власти. Но действовал он осторожнее и мудрее. Тут, видимо, сказалось византийское воспитание. С. М. Соловьев писал:

«был образцом большей части потомков своих, князей северных, был очень осторожен, не охотник до решительных действий, до решительных битв, которыми можно было вдруг выиграть, но можно вдруг и потерять, уступчив в тех случаях, где видел успех неверный, но постоянен в стремлениях к достижению цели, а цель эта, как у него, так и у потомков его, — приобресть как можно больше владений, усилить себя на счет всех других князей, подчинить их себе; это-то стремление Всеволода III и потомков его и было средством к утверждению единовластия в России».

Правление Всеволода Большое гнездо

Город Владимир достиг при Всеволоде наивысшего расцвета. Княжеский двор «придвинулся» к и оформился прекрасными зданиями. Из всего ансамбля княжьего двора сохранился только , но археологические исследования показывают, что рядом находился каменный дворец князя.

В 1194—1196 годах по распоряжению князя была выстроена:

«каменная стена владимирского детинца с боевыми воротами, ограждающая княжеско-епископскую резиденцию от беспокойного города»

(Н.Н. Воронин).

В 1191 — 1195 годах Всеволод выстроил Богородице-Рождественский монастырь, а в нем — белокаменный собор. Под 1200 годом впервые упоминается Успенский Княгинин монастырь, также основанный Всеволодом.

Смерть Всеволода Большое Гнездо

В 1212 году Всеволод скончался и был погребен в Успенском соборе, Н.М. Карамзин пишет:

«оплакиваемый не только супругою, детьми, боярами, но и всем народом, ибо сей государь, называемый в летописях Великим, княжил счастливо, благоразумно от самой юности и строго наблюдал правосудие. Не бедные, не слабые трепетали его, а вельможи корыстолюбивые. Не обинуяся лица сильных, по словам летописца, и не туне нося меч, ему Богом данный, он казнил злых, миловал добрых».

Погребение великого князя Всеволода находится в алтаре Андреевского придела Успенского собора (на фото), под полом.

Уже в последние годы жизни великого князя между его сыновьями наметился разлад. Старшие Всеволодовичи Константин и Юрий не могли прийти к согласию относительно того, кому из них сидеть во Владимире, а кому в Ростове. Каждый из них старался привлечь на свою сторону младших братьев. Все это вылилось в кровавую междоусобицу, которая, хотя и окончилась формальным примирением, ослабила силы князей перед лицом опасности, надвигавшейся из степей.

Владимир пал в княжение Юрия Всеволодовича. А сам он погиб на реке Сити, так, по-видимому, и не дождавшись помощи от своего брата Ярослава.

Всеволод Юрьевич (сын Юрия Долгорукого) – получил прозвище Большое Гнездо по вполне очевидной причине: у него была очень большая семья – двенадцать детей, восемь из которых – сыновья.

Роль в истории

Пору правления Всеволода историки считают периодом наивысшего подъема и процветания Влодимиро – Суздальских земель. Причинами его успешного правления они называют сотрудничество с новыми городами: Владимиром, Переславль – Залесским, Дмитровым, Городцом, Костромой, Тверью. Там ему удалось укрепить силы боярства, до него бывшие относительно слабым. Кроме того, он нашел поддержку местной знати. Всеволод был умным и одаренным полководцем: он сумел сформировать свою армию и обучить ее так, чтобы она была готова к любым испытаниям. В знаменитом «Слове о полку Игореве» автор с уважением отмечал, что войско Всеволода может «веслами Волгу расплескать», а Дон «шеломами вычерпать».

Начало жизни

Родился Великий князь в 1154 году. В 1162 г., когда Всеволоду было всего семь лет, его старший брат, князь Киевский Андрей Боголюбский изгнал свою мачеху, царевну Ольгу из своего княжества. Вместе с детьми – Михаилом, Василием и Всеволодом – она уехала в Константинополь под покровительство императора Мануила. В возрасте пятнадцати лет Всеволод возвратился на Русь и помирился с Андреем. Вскоре, в 1169 г. он и другие союзнические князья приняли участие в завоевании Киева. В 1173 г. старший брат Всеволода Михаил Юрьевич направил его княжить в Киеве, но вскоре захватившие город смоленские Ростиславовичи взяли его в плен. Скоро Михаил выкупил брата.

Усобицы: завоевания и потери

После убийства братьев Андрея Боголюбского (1174) и Михаила (1176) ростовчане отправили посла в Новгород с сообщением об этих смертях Мстиславу Ростиславовичу – внуку Ю. Долгорукого. Они просили Мстислава вмешаться. Мстислав немедленно собрал свои полки и направился во Владимир. А там уже благословляли на княжение Всеволода Юрьевича и его детей. Произошла битва между владимирцами и Мстиславом, где победу одержали владимирцы. Мстислав увел свои войска в Новгород. Тем временем Всеволод в союзе со Святославом черниговским разгромил рязанского князя Глеба, после чего князем там стал Роман Глебович, зять Святослава. В 1180 г. Всеволод воспротивился тому, что Роман сконцентрировал свою власть на рязанских землях, и расторгнул связь со Святославом. Тогда и Святослав направил оружие против Всеволода. В результате сын Святослава был изгнан из Новгорода, после чего в течение трех десятилетий там правили представители Всеволода. Сам же Всеволод Большое Гнездо не останавливал борьбу против Волжской Болгарии и мордвы. Об этом свидетельствуют его походы 1184, 1186 годов. В 1180-ом он совершил новый поход на рязанские земли. На киевское княжение после смерти князя Святослава (1194) претендовали черниговские Ольговичи. Всеволод согласился на план смоленский князей Ростиславовичей, по которому Ольговичи будут лишены владений правобережного Днепра. В 1195–ом Ольговичи удачно выступили против смоленского кн. Давыда. Рюрик киевский собирался в поход на черниговское княжество. Те приготовились оборонять свою столицу (1196) и на всем пути предполагаемого вражеского наступления сделали засеки, а основные силы поставили за ними. Но боя не было. В результате переговоров Ольговичи отказались претендовать на Киев, пока жив Рюрик, а на Смоленск – пока жив Давыд. Новые усобицы лишили Всеволода южных территорий Переяславского княжества, а Рюрик потерял власть в Киеве. В 1207-ом Всеволод совершил поход в Чернигов, разбил черниговских союзников в Рязани, сам город сжег и захватил в плен шесть князей. Через несколько лет заключили мир, киевское княжество осталось за Всеволодом Чермным, Всеволод Большое Гнездо вернул себе юг Переяславля. Но в Новгородской земле его позиции пошатнулись под влиянием Ростиславовичей смоленских, вернее, их представителя из следующего поколения – Мстислава Удатного (1210).

Итоги правления

Результатами деятельности Всеволода явились укрощение ростовских бояр, которые противились княжеской власти, умножение владимиро-суздальских земель, строительство Дмитровского и Рождественского соборов во Владимире. Умер Великий князь 15.04.1212г. Мощи его хранятся во Владимирском Успенском соборе.