Трилогия про данилу-мастера. Трилогия про данилу-мастера Составить рассказ о жизни данилы мастера

Сказочница и исследователь

Все же "Каменный цветок" , "Горный мастер" и "Хрупкая веточка" Бажова замечательная трилогия.

История про то, как Данила-мастер попал к Хозяйке Медной Горы, но смог освободиться благодаря любви к невесте, знакома многим. Про это сняты и мультфильмы, и фильм. Правда фильм "Каменный цветок" на самом деле микс сюжетов самого "Каменного цветка" и "Хозяйки медной горы". "Хозяйка Медной Горы" про другого героя - Степана, на него Малахитница и впрямь посягала, набивалась замуж, отпустила, но все же совратила (судя по его дочке чернявой Танюшке, явному подкидышу) и извела тоской до смерти.

О. Коровин. Каменный цветок.

Невесте же Данилы-мастера Малахитница подарков не дарила, наоборот гнала со Змеиной горки "уходи поскорее!". Да и сам Данила, став одним из мастеров Горы, камни свои творил явно с мыслями о невесте. Чего только стоят романтичные узоры на малахите, что он ей подкидывал. Сначала две пташки: одна на дереве, другая сидящая в траве, а после уже птицы летящие навстречу друг другу. А когда Данила, явно имея власть над Горой, открыл её своей невесте так, что та увидела его самого, то Малахитница уже не стерпела. Явилась сама прогонять упрямую девчонку, а непокорному мастеру пригрозила отобрать знания, ради которых он потратил два года жизни. Но выбор оказался неожиданным. Не знаю другой истории, где мастер добровольно отказывается от высшего знания, потому что понял: невесту любит больше и человечью суть забывать не хочет.

В. Назарук. Каменный цветок.

Что интересно, Хозяйка всё же оставила ему полученное в Горе мастерство (в наказание?), но при том забрала из памяти осознание красоты каменного цветка. Данила порой печалился о том, но, как Степана, тоска его в могилу не свела. Он явно понимал от чего и ради чего отказался. Лучшее тому подтверждение, что Катей у них было восемь сыновей и дочка. Однако на этом история не закончилась.

В. Назарук. Горный мастер.

В "Каменном цветке" Хозяйка говорила: "Кабы ты сам придумал, дала бы тебе такой камень, а теперь не могу". Даниле не далась без подсказки задумка, как вдохнуть жизнь в камень, но сын его смог постичь замысел, к которому стремился отец. Данила хотел показать красоту камня, а сын его воплотил красоту жизни в камне. Не ради чего-то великого, а чтобы спасти семью от непосильного оброка. Не из любви к искусству, а из любви к людям. Об этом говорится в сказе "Хрупкая веточка". Сыну Данилы-мастера Мите Хозяйка подсказала нужный материал. А еще спасла от гнева барина, сама уже не посягала и явно помогла сбежать с любимой девушкой. Разумно. Зачем два раза на одни и те же грабли наступать? Пусть живет где-нибудь подальше от Горы Митя, кстати, явно на отца был похож характером.

Ох уж эти богини, всегда им не давали покоя талантливые смертные Примечательно, что трилогия о Даниле-мастере идет после сказа про "Малахитовую шкатулку", в которой Хозяйка "двоится стала". Кто знает, возможно, что Хозяйкиной дочке Танюшке тоже хорошие мастера нравились?

В. Назарук. Малахитовая шкатулка.

Красив Средний Урал до самого горизонта уходят невысокие горы, покрытые густым хвойным лесом, кое-где голубеют оконца озер, яркой зеленью сверкают долины небольших речушек. В одной из таких долин раскинулся завод Полевской. Здесь и прошли детские годы Павла Бажова. Страстно влюбленный в родной край, П.П. Бажов исходил Урал вдоль и поперек. С охотничьим ружьем за плечами он забирался в самые глухие уголки, наведывался на забытые прииски и повсюду, где бы ни был, неутомимо записывал народные пословицы, побасенки, легенды... Особенно памятной для писателя была встреча со старым рабочим Василием Алексеевичем Хмелининым. Этот восьмидесятилетний старик знал великое множество сказок и побывальщин.

Василий Алексеевич Хмелинин стал прототипом героя бажовских сказов - деда Слышко, от лица которого писатель неизменно ведет рассказ. Свое имя дед Слышко получил за любовь к словечку «слышь», «слышь-ко».

Почти двадцать лет своей жизни отдал Павел Петрович Бажов собиранию уральских сказов, каждый из которых - подлинная жемчужина народной поэзии... Заслуга писателя в том, что он огранил, отшлифовал найденные им "камни", вложил их в чудесную словесную оправу. «…Я только исполнитель, - любил повторять Бажов, - а основной творец - рабочий».

Данила-мастер

У Данилы-мастера из сказа «Каменный цветок» был реальный прототип - камнерез Данила Зверев . В его честь названа улица в Екатеринбурге. Хотя реальный Данила Зверев не ходил в Медную гору к Хозяйке и не работал с малахитом, но он открыл Павлу Бажову фантастический мир камней-самоцветов. Поэтому герой сказа Бажова получил имя Данила.

Мастер на Урале - культурный герой, вроде богатыря для средней Руси. Образ мастера вобрал в себя четыре составляющие. Во-первых, мастер исповедует культ знаний. Эту черту уральские мастера унаследовали от иностранных инженеров, что работали на заводах Урала. И Данила из сказа тоже хотел узнать тайну красоты камня. Во-вторых, мастер - труженик. Поклонение труду на Урале появилось от беглых раскольников. В диких краях они могли спастись только неистовым трудом и обожествили его. И Данила трудится не покладая рук. В-третьих, мастер не выдумывает ничего нового, но доводит до совершенства то, что уже имеется. Эта черта - от провинциальности Урала. И Данила пытается создать совершенное творение.

Наконец, мастера связаны с язычеством. Такую связь они унаследовали от местных жителей, финно-угров. И Данила не молится, чтобы ему было откровение с неба, а за своей тайной идет к языческому божеству - Хозяйке Медной горы.

Вот таким чудесным мастером был и Степан - искусный резчик по малахиту герой сказа «Каменный цветок», Степан несколько лет проработал в подземном дворце Хозяйки Медной горы - владычицы всех потаенных сокровищ Урала. У нее он научился искусству постигать «душу» камня

Сказы Павла Бажова посвящены трудовому люду старого Урала. Простыми словами он рассказывает о тяжелой, подневольной жизни рудничных рабочих, добывающих железо и медь, малахит и драгоценные камни, о вдохновенном труде крепостных мастеров, сумевших вдохнуть жизнь в мертвый камень. Почти все, о чем пишет Бажов, было на самом деле. Не выдуманы им и герои. Так, чудесный резчик по камню Иванко Крылатко - никто иной, как известный мастер Иван Вушуев , замечательные работы которого можно видеть и сегодня в Кремле, в Оружейной палате.

Хозяйка Медной горы - хранительница драгоценных пород и камней, иногда предстает перед людьми в виде прекрасной женщины, а порой - в виде ящерицы в короне.

Хозяйка, жившая в Медной горе, происходит от образа Богини-матери. Богиня, по преданиям финно-угров, жила в горе, и там у нее было дерево, на котором висели души не рожденных еще людей, зверей и птиц. Богиня в русских поверьях превратилась в Хозяйку, а дерево - в Каменный цветок. Существует так же гипотеза, что это преломленный народным сознанием образ богини Венеры, знаком которой на протяжении нескольких десятков лет в XVIII веке клеймилась полевская медь. Образ Хозяйки горы стал олицетворением мощи, богатства и красоты недр Уральских гор, которые раскрываются полностью только перед лучшими рабочими и мастерами. Хозяйка Медной горы не только хранительница сокровищ, но и покровительница смелых, мужественных, творчески одаренных людей. Отношения Медной горы Хозяйки с людьми определяются особыми условиями, так называемыми запретами. Одним из них был запрет женщине спускаться в шахту, во владения Хозяйки. Другим - не жениться молодцу, который хочет обрести ее покровительство. Не случайно рабочие побаивались Хозяйку, избегали встреч с ней.

Великий Полоз - змей хранитель золота. Его фигура создавалась Бажовым на основе суеверий древних хантов и манси, уральских легендах и приметах горняков и рудознатцев. В его полновластном распоряжении находилось все золото. Он всячески старался не допустить человека до разработки золотоносных мест: «пужал», показываясь «в своем полном виде», «беспокойство всякое старателю производил», утягивая в землю инструмент или отводил золото. Мифологический змей имеет также многочисленных дочерей - Змеевки. С их помощью Полоз «спускал золото по рекам» и «проводил через камень». Отец золотокосой дочери по имени Золотой Волос.

Русский фольклорный образ Бабы-яги сложился к XV веку - как раз тогда, когда русские пришли на Урал и увидели жизнь финно-угров. У них была особая форма лесного святилища. Маленький домик на высоких столбах, окруженный частоколом. На частокол вывешивали черепа принесенных в жертву животных. В домике лежала резная деревянная кукла - вместилище души умершего. Кукла была одета в национальную одежду - шубу-ягу. А еще русские пришельцы узнали, что где-то на святилищах финно-угры прячут главного своего идола - Золотую Бабу. Чтобы русские в поисках Золотой Бабы не разорили святилища, местные жители убивали любого, кто доберется до тайного места. В русских пересказах Золотая Баба и домик на столбах слились воедино, и появилась страшная баба-в-яге, Баба-яга, которая живет в избушке на курьих ножках, убивает незваных гостей и фыркает: «Фу-фу-фу, русским духом пахнет!»

Бабка Синюшка - персонаж, родственный Бабе-Яге, персонификация болотного газа, который на Урале и называли «синюшкой». Старушка из сказа Бажова сидит на колодце, полном самоцветов, и душит тех, кто приходит за ее сокровищами. Синюшка - это родная сестра Бабы-яги, она появилась таким же образом. А колодец ее - затопленная грунтовыми водами копь, небольшой древний рудник финно-угров. Таких рудников было огромное количество в окрестностях Медной горы. На месте этого колодца сейчас стоит поселок Зюзелка Свердловской области.

Серебряное Копытце

Этот сказочный олешек сошел с неба, а копыта у него персидские. Финно-угры считали, что солнце по небу несет на рогах Великий Лось. Шаман мог призвать Лося спуститься на землю, но земля была скверна для священного зверя. Поэтому под копыта Лосю подкладывали серебряные блюда. На них сыпали дары - например, самоцветы.

А серебряные блюда появились на Урале от торговцев из Азии и Ближнего Востока. Там воцарился ислам, запрещающий изображения людей и животных, и все блюда с гравировками торговцы-персы обменяли жителям Урала на пушнину. Шаманы и приспособили блюда для Великого Лося. Подобная посуда лежит в музее города Чердынь. На блюдах - нацарапанные ножами шаманов рисунки поверх гравировок. Русские опять же перетолковали эти местные поверья по-своему, и Великий Лось превратился в оленя, который ударом серебряного копытца выбивает самоцветы.

Огневушка-Поскакушка

В русских поверьях Урала считалось, что, если развести костер над месторождением золота, в огне может появиться маленькая танцующая девчонка - Огневушка-Поскакушка. Она произошла от знаменитого идола - Золотой Бабы. Золотую Бабу местные жители называли Сорни-Най, в переводе - «золото-огонь». Вот и выстраивается цепочка смыслов: золото - огонь - женщина и рождается Огневушка-Поскакушка.

Земляная Кошка

Эта гигантская мифическая Кошка бродит под землей на золотых месторождениях реки Чусовой. Рядом с месторождениями - деревня Кунгурка, основанная выходцами из города Кунгура. А в Кунгуре есть знаменитая пещера, в которой, по преданию, живет Подземный Зверь Мамонт. Вот переселенцы и «перетянули» Мамонта за собой на Чусовую.

В русских же поверьях утверждается, что над месторождением золота можно увидеть привидение - рыжего кота. В народных сказках местный Мамонт скрестился с русским Золотым Котом, и появилась Земляная Кошка: живет в породах золота и огромная, как Зверь Мамонт.

Таят в себе национальный колорит, описания простых русских людей и сочетают действительность с фантастическим началом. В сочинении «Каменный цветок» главным героем стал мастер-ремесленник по имени Данила. О приключениях мужчины автор и ведет речь в произведении.

История создания персонажа

У персонажа Данилы-мастера существовал прототип. Им оказался Данила Зверев, виртуозно работавший с камнем. Конечно, мужчина не работал с малахитом, считающимся самоцветом, да и не сводила с ним знакомства. Но этот человек познакомил писателя с таинственным миром натуральных камней.

Описывая героя-ремесленника, Бажов сочетает в его образе сразу несколько характеристик. Мастером считается человек, обладающий большим багажом знаний и умений. Работавшие на уральских заводах специалисты переняли мастерство у зарубежных коллег.

Будучи тружениками, они вызывали глубокое уважение. Без перерыва работавший Данила демонстрировал качество, типичное для работников этой области. Перфекционист, он старался создать запоминающееся творение. Связь с язычеством на Руси – еще один нюанс, на который обращает внимание автор сказки. Чтобы узнать великую тайну, Данила отправляется к мифической Хозяйке Медной горы, а не к божественному провидению.


Книга сочинений Павла Бажова объединяет истории простых работяг Урала, учившихся чувствовать «душу» камня и очищать ее от оков грубого материала, создавая уникальные вещи. Автор упоминает о тяжести такого труда, о том, как нелегко проходит жизнь простых железодобытчиков и тех, кто ваяет из бездушного камня неповторимые произведения искусства.

Любопытно, что наравне с вымышленными персонажами и героями, чьи образы сочинены по подобию знакомых писателю мастеров, в сюжете присутствуют и личности, чьи имена были известны читателям. Отдельная роль отведена Иванко Крылатко, под именем которого описан Иван Вушуев, знаменитый камнерез.

Образ в сказках


Сказка «Каменный цветок», изданная в 1938 году, создавалась с оглядкой на уральский фольклор. Сказы местных жителей дополнили сочинения Бажова традиционным колоритом. Наряду с фантастическими деталями автор делает акцент и на драматической подоплеке сюжета. Мечта и реальность, искусство и быт сталкиваются в произведении.

Биография главного героя описана подробно и становится основой сюжетной линии. Данилу с детства звали «недокормышем». Худенький мальчик отличался от сверстников мечтательностью и задумчивостью. Он был наблюдателен. Взрослые, поняв, что тяжелая работа ему не по плечу, отправили Данилушку смотреть за коровами. Это задание оказалось сложным, потому что мальчик часто засматривался на окружающие его предметы, увлекался насекомыми, растениями и всем, что попадалось на глаза.


Привычка приглядываться к деталям оказалась полезной, когда Данилу отдали на обучение к мастеру Прокопьичу. Подросток обладал удивительным чувством прекрасного, пригодившимся в профессии. Он знал, как лучше работать с камнем и видел недостатки изделия и преимущества материала. Когда Данила вырос, его вкус, стиль работы и талант стали притчей во языцех. Терпение и отдача, с которыми ваял мастер, очень ценились окружающими и стали причиной появления его незаурядных изделий.

Несмотря на похвалы, Данила стремился к большему. Он мечтал показать людям истинную мощь камня. Юноша вспомнил сказки, которые слышал от ведуньи. Они гласили о каменном цветке, раскрывающем суть прекрасного и приносящем несчастье. Чтобы раздобыть невиданное чудо, Данила отправился на поклон к Хозяйке Медной горы. Он пошла навстречу мастеру и предъявила чудесный цветок. Сознание Данилы затуманилось, он потерял голову. Мастер бросил невесту Катю и сгинул без вести. Ходили слухи, что он пошел в услужение к Хозяйке Медной горы.


Последующая жизнь Данилы описана автором в произведениях «Горный мастер» и «Хрупкая веточка». Эти сказки были изданы в сборнике под названием «Малахитовая шкатулка». Главной задачей Бажова стала идея показать муки поисков истины и гармонии в творческом деле, жажду постижения прекрасного.


  • Экранизация сказки впервые состоялась в 1946 году. Снять фильм решил режиссер Александр Птушко. Фильм стал симбиозом сказок о каменном цветке и о горном мастере. выступил в картине в образе Данилы-мастера. Автором сценария выступил сам Бажов. В 1947 году проект был отмечен призом на Каннском кинофестивале и получил Сталинскую премию.
  • В 1977 году Олег Николаевский создал мультфильм по мотивам сказки Бажова. Кукольная телепостановка включала и работу актеров.
  • В 1978 году Инесса Ковалевская сняла мультфильм по произведению «Горный мастер». Рисованная сказка транслируется на телевидении и сегодня.

Первый герой, с которым мы хотим познакомить тебя в этом зале, - Данила-мастер.

Пройди до конца по этому залу и ты поймешь, почему именно этот образ важен и дорог

Павлу Петровичу Бажову!


Данила-мастер, он же Данила-Недокормыш - искусный мастер

резьбы по малахиту, герой сказов "Каменный цветок",

"Горный мастер" и "Хрупкая веточка".



Хозяйка Медной горы взяла его в горные мастера, где обучала "природную силу камня разуметь".




Иллюстрация Олега Коровина к сказу

"Каменный цветок"




В сказах Павла Бажова Данила-мастер – один из самых важных образов. Это он повстречался с Хозяйкой Медной горы, и он создавал Каменный цветок. Его ласково называют Данилко, Данилушко. Он представитель тех людей, которые умеют работать, относятся к своему труду творчески и радостно. Сама "тайная сила" их уважает, а при случае и "подмогнет".

У Данилы-мастера был реальный прототип – камнерез Данила Зверев. В его честь названа улица в Екатеринбурге.

Хотя реальный уральский горщик Данила Кондратьевич Зверев не ходил в Медную гору к Хозяйке и не работал с малахитом, но он открыл Павлу Бажову фантастический мир камней-самоцветов. Поэтому герой сказа Бажова получил имя Данила.





Мастер на Урале – культурный герой, как богатырь для средней Руси.

Мастер исповедует культ знаний. Эту черту уральские мастера унаследовали от иностранных инженеров, что работали на заводах Урала. И Данила из сказа тоже хотел узнать тайну красоты камня.

Мастер – труженик. Поклонение труду на Урале появилось от беглых раскольников. В диких краях они могли спастись только неистовым трудом и обожествили его. И Данила трудится не покладая рук.

В-третьих, мастер не выдумывает ничего нового, но доводит до совершенства то, что уже имеется. Эта черта – от провинциальности Урала. И Данила пытается создать совершенное творение.









Иллюстрация Виталия Воловича к сказу

"Горный мастер"












Наконец, мастера связаны с язычеством. Такую связь они унаследовали от местных жителей, финно-угров. И Данила не молится, чтобы ему было откровение с неба, а за своей тайной идет к языческому божеству – Хозяйке Медной горы.


Скульптуру этого героя задумал и создал молодой скульптор-камнерез Илья Мехряков. "Данила-мастер" - это крупная и трудоемкая скульптура. Для помощи в ее создании автор привлек волонтера, камнереза Михаила Рукосуева. Находится эта скульптура в санатории "Демидково",

в 40 км от г.Перми, в сосновом бору на берегу Камского моря.


Образ Данилы получился значительным не только своими размерами, но и по смыслу, он отличается мощью, позитивной энергией. «Каменных дел мастер» изображен за работой. Перед ним монолит камня, из которого он создает свой цветок. Он изображен в позе, говорящей о тяжести его труда, одет в простую одежду, прикрытую фартуком (камень при обработке дает много пыли). У него большие руки, волосы стрижены «под горшок», простодушные черты лица, тем не менее, выражающие сосредоточенность и упорство.


Любовь к своей работе, мастерство и самоуважение - важное качество «горных дел мастеров» у Бажова. Вот и Данила никогда не гнул спину, работая в господском доме, не вышло из него «хорошего слуги», зато вышел отличный мастер. Автор сказов считает, что коренной уральской профессии свойственно человеческое достоинство, обретаемое по мере достижения вершин мастерства.

Эти первостепенные качества вполне угадываются в образе Данилы-мастера, созданном Ильей Мехряковым. Он сам с упорством преодолевал взятую на себя нелегкую задачу по созданию монументальной скульптуры столь важного для проекта персонажа. Автор, работая с известняком, так же, как Данила, стремился выявить не только узнаваемую форму, но и своеобразную негромкую красоту уральского камня.

Малахитовую шкатулку, ларчик из красивейшего уральского камня, наполненный украшениями из других самоцветных камней, подарила на свадьбу рудобою Степану и его жене Насте Хозяйка Медной горы. Этот волшебный подарок имеет важный смысл для понимания не только одноимённого сказа, но и всей книги. Шкатулка из зелёного > камня, которую берегут и передают из поколения в поколение, напоминает о тяжёлом труде и упорстве добытчиков уральских подземных богатств, о большом искусстве народных мастеров, гранильщиков и камнерезов.

Творческий труд славных русских умельцев - основная тема творчества Бажова. Увидеть в камне душу и показать её может только настоящий мастер. Ярким примером тому служат герои бажовских сказов.

> рассказывает о творческих муках мастера по малахиту Данилы. Казалось бы, всем понравилась сделанная им на заказ чаша - >, а Данило недоволен: жизни в цветке нет. Хотелось ему, чтобы люди, глядя на его работу, забывали, что это искусно сделанная чаша, а любовались бы ею, как живым цветком. В этом видел Данило истинное мастерство резьбы по камню. Познал он и тайну камня, стремился подражать природе, но копия получилась гораздо хуже оригинала.

Конечно, парень был очень талантлив! Ещё ребёнком он интуитивно чувствовал красоту камня, помог Прокопьичу узор придумать. Работал быстро, с удовольствием, не зная ни сна, ни покоя. Но > - учеником Медной горы Хозяйки - мог стать только тот мастер, который познал красоту природы и имел фантазию, чтобы не копировать, а создавать своё произведение искусства. Должен родиться замысел, а потом уже подбирается камень. Об этом говорит Даниле Хозяйка горы: >. Вот поэтому и уничтожает мастер свою чашу, которая стала для него воплощением бескрылости, отсутствия поэтической фантазии, самостоятельной творческой мысли. Для Данилы в его изделиях важна не сложность, удивляющая других, а красота, которой будет радоваться сердце. Мастер одержим желанием понять секрет красоты, готов пожертвовать всем ради этого секрета.

После посещения каменного леса Хозяйки он чувствует себя >. Данило решил, что он ещё ничего не достиг, собственная работа, в которую он вкладывал столько сил и поисков, кажется ему ничтожной по сравнению с тем, что он видел в горе. Он разбивает свою неудачную чашу, будто уничтожает своё несовершенство. В барскую чашу он не вложил ни капли своих дум и чувств, и поэтому она недостойна даже того, чтобы быть разбитой рукой мастера. Именно каменный цветок Хозяйки Медной горы помог ему понять, в чём заключается истинная сила мастерства.

Продолжает историю династии камнерезов - Катя, героиня сказа >. Все помыслы, все мечты девушки были связаны с Данилой, который находился у Хозяйки Медной горы. Из-за него она терпела обиды и насмешки от земляков и даже от родных и близких. Из-за него она ушла к Прокопьичу, названому отцу Данилы. Чтобы хоть в мыслях быть ближе к любимому человеку, Катя стала изучать его ремесло: >. Данилушко будто посылал ей подходящие камни из Медной горы, а мысли о нём помогали девушке создавать простые, но изящные изделия. Катя смела и решительна в своих поступках, готова бороться за свою любовь: > - говорит оно Хозяйке Медной горы при встрече. Данило-мастер не в силах противостоять любви и жизни - они оказались сильнее камня, и он выбирает любовь. Образ Кати убеждает нас в мысли, что верность, терпение, смелость, любовь, доброта помогают людям пережить самые тяжёлые жизненные испытания, что красота не только в искусстве, но и в человеческих отношениях.

> - рассказ о жизни трудолюбивой и хозяйственной семье камнереза Данилы и Кати. В центре - образ Мити, который продолжает дело отца. Митя - достойный сын своих родителей. Все его любили: >. В учёбе сметлив был, хвалили его. А вот когда мастерству обучаться начал, тут-то и проявились его таланты. То, что Данило понял, побывав в >, передалось Мите по наследству. Он мастер с фантазией, с творческим >, ему удаётся достичь гармонии между замыслом и его воплощением в камне. Не случайно он работает с простым материалом: именно талантливый мастер превращает обычный камень в произведение искусства. Красота подвластна лишь настоящему художнику, который умеет в точности не только повторить живую натуру, но внести в эту натуру свой взгляд, выразить через неё мысль или чувство.

Митя сам открыл секрет красоты, сам понял, как сделать камень живым. Он-то и достиг наивысшего совершенства в работе с камнем.

Тема мастеров и мастерства, искусства и жизни, ремесленничества и служения искусству объединяет сказы Бажова. Его герои по-настоящему красивы душой: умеют и любят творить, способны самоотверженно любить и ждать, чисты и открыты сердцем добру и красоте.