Тесты для детей свойства предметов. Свойства предметов

Значение тестирования детей дошкольного возраста.

Тестирование ребенка нужно, как минимум, для следующих целей :

    во-первых, чтобы определить, на сколько соответствует уровень его развития тем нормам, которые характерны для детей данного возраста.

    во-вторых, диагностика нужна для того, чтобы узнать индивидуальные особенности развития способностей. Какие-то из них могут быть развиты хорошо, а какие-то – не очень. Наличие у ребенка отдельных недостаточно развитых интеллектуальных способностей может стать причиной серьезных затруднений в процессе последующего обучения в школе. С помощью тестов эти «слабые места» можно выявить заранее, и внести соответствующие коррективы в интеллектуальный тренинг

    в-третьих, тесты могут быть полезны для того, чтобы оценить эффективность тех средств и методов, которые используются вами для умственного развития ребенка.

И, наконец, в-четвертых, детей необходимо знакомить с различными тестами, чтобы они таким образом готовились к тем проверочным испытаниям, которые их будут ожидать и при поступлении в школу, и на различных этапах обучения в будущем. Знакомство с типичными тестовыми заданиями поможет им избежать во время таких испытаний излишнего эмоционального напряжения, или растерянности, называемыми «эффектом неожиданности», чувствовать себя более уверенно и комфортно. Знание этих тестов позволит им уравнять шансы с теми, кто по тем или иным причинам уже имеет опыт тестовой проверки.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.

ТЕСТЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ

Тест: "Переплетенные линии"

Оценка устойчивости внимания.

Предложите ребенку рисунок, на котором изобра­жены,10 переплетенных линий. Каждая линия имеет свой номер у начала (слева) и у конца (справа). Однако эти номера не совпадают.

Попросите ребенка внимательно проследить за каж­дой линией от ее начала до конца. При этом нельзя пользоваться ручкой, карандашом или пальцем. Ребенок вслух называет номер линии слева и затем номер этой линии справа.

Фиксируйте время выполнения всего задания, ошиб­ки, сбои в работе и т.д. Большинство детей справляются с этим заданием за 1-2 минуты и практи­чески без ошибок.

Тест: "Кольца"

Оценка устойчивости, распределения и переключения внимания.

Для проведения теста необходима таблица с изоб­ражением колец, имеющих разрывы в разных частях (желательно, чтобы кольца были примерно равны строчным буквам и букваре).

Для оценки устойчивости внимания ребенка просят как можно быстрее находить и зачеркивать кольца с разрывом в строго определенном месте (например, справа)..

За 2 минуты ребенок просматривает 10-11 строк. Но при первой попытке делает много ошибок. При дальнейшей тренировке ошибок становится все меньше и меньше, а продуктивность деятельности улуч­шается.

Время, затраченное на задание - 4 минуты.

Тест: "Корректурная проба"

Выявление скорости распределения и переключения внимания, eг o объема и устойчивости, ребенку предлагается таблица с любыми фигурами. В корректурной матрице с фигурами ребе­нок просматривает пять строчек и как можно быстрее зачеркивает разными способами три каких-либо различ­ных элемента. Например: квадрат - поперечной чертой, круг - вертикальной, а звездочку - крестиком.

Фиксируется время выполнения задания. Большин­ство детей выполняют эти задания за 2-3 минуты.

Этот тест можно использовать и для получения информации о работоспособности ребенка.

ТЕСТЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ

Тест: "Что не дорисовано?"

Оценка целостности восприятия.

Покажите ребенку картинки с изображением зна­комых предметов, попросите его внимательно посмотреть па каждую картинку и назвать недостающую деталь (то есть сказать, что не дорисовано).

Фиксируйте время восприятия всех картинок и пра­вильность определения недостающих признаков.

Хороший результат для ребенка, если он най­дет все или почти все недостающие детали за 1,5-2 ми­нуты.

Тест: "Найди квадрат"

Тест выявляет способность к дифференцирован­ному восприятию.

Ребенку показывают рисунок с изображением 10 че­тырехугольников, среди которых 5 совершенно одинако­вых квадратов и 5 четырехугольников, немного отличаю­щихся от квадратов: вертикальные стороны чуть длин­нее горизонтальных, или наоборот, какой-либо из углов четырехугольника меньше или больше прямого угла.

Ребенку предлагается найти и показать все одинако­вые фигуры (квадраты, у которых все стороны и углы равны).

Если ребенок может отыскать все или почти все квад­раты, то это свидетельствует о наличии у него способнос­ти к дифференцированному восприятию.

Тест: "Закрась фрукты"

Определение способности цветовосприятия.

Ребенку дают рисунки с черно-белым изображением различных фруктов и цветные каранда­ши: ему нужно закрасить каждый фрукт в соответствую­щий цвет.

Вместо фруктов могут быть изображения животных, овощей, цветов и др. предметов.

Обычно дети легко справляются с такими заданиями, но если у ребенка не получается сразу, продол­жайте выполнять аналогичные упражнения.

Тест: "Пиши кружочками " и "Чтение схем-слов"

Оценка фонематического слуха.

Предложите ребенку записать несколько слов, но не буквами, а кружочками. Сколько звуков в слове, столько и кружочков.

Например, слово "суп" надо изобразить тремя кру­жочками: 000. Проверьте, правильно ли ребенок понял задание. После этого можно приступать к исследова­нию.

Диктуете ребенку слова, а он записывает их в виде кружочков на листе бумаги.

Набор слов:

АУ, РУКА, СОК, ЗВЕЗДА, ВЕСНА.

При правильном выполнении задания, запись должна быть следующей:

00, 0000, 000, 000000, 00000

Если ребенок выполнил все схемы или четыре из них - это хороший результат.

Предложите ребенку картинки, на которых нари­сованы животные (лев, белка, корова, слон, кошка) и за­писаны схемы этих слов в виде кружочков (по количе­ству звуков в каждом слове).

Задача ребенка заключается в том, чтобы определить, какие кружочки подходят к каждому слову. Например, слово "волк" соответствует схеме из четырех кружочков, а слово "дом" - из трех.

Убедившись в том, что ребенок понял задание, показываете ему рис. и просите соединить линией картинку с изображением каждого животного с теми кружочками, которые к ней подходят.

Ребенок все связи определяет правильно (до­пускается одна ошибка).

ТЕСТЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ МЫШЛЕНИЯ

Тест: "Обведи контур"

Оценка наглядно-действенного мышления.

Предложите ребенку соединить прямыми линия­ми фигуры в нижней части рисунка так, как это сделано в верхней части.

Задача заключается в том, чтобы делать это как мож­но быстрее и точнее. Все линии необходимо стараться делать прямыми и точно соединять углы фигур. Жела­тельно также, чтобы контуры фигур были воспроизведены в тех же самых местах, где они изображены на рисун­ках-образцах.

Оцениваются в итоге выполнения задания аккурат­ность, точность и скорость работы.

Если ребенок затратил на выполнение всего задания меньше, чем 100 секунд, если все линии следуют точно по заданным контурам, они прямые и точно соединяют углы фигур - значит, задание выполнено очень хорошо и ребенок имеет высокий уровень развития наглядно-действенного мышления.

Тест: "Лишний предмет"

Оценка образно-логического мышления - умственных операций анализа и обобщения.

На рис. изображены различные пред­меты: по 4 на каждой карточке. Всего 6 карточек,

Покажите ребенку первую (тренировочную) карточ­ку и объясните ему, что из предметов, нарисованных на карточке, один - лишний. Попросите его определить этот лишний предмет и сказать, почему он липший. Пос­ле этого предложите ребенку подумать и сказать, как можно назвать оставшиеся 3 предмета одним словом.

Если ребенок правильно находит лишний предмет и называет обобщающее слово как минимум на 4 карточках - это хороший уровень развития образно-логического мышления.

Тест: "Нелепицы"

Оценка образно-логического мышления.

Покажите ребенку картинку на которой изображены разные нелепицы, и попросите его внима­тельно рассмотреть эту картинку и сказать, что нарисова­но неправильно. Когда ребенок будет называть эти неле­пые ситуации, попросите его объяснить, почему это не так и как должно быть на самом деле.

На все задание отводится не более 2 минут. За это время ребенок должен заметить как можно больше неле­пых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

Если ребенок обнаружит более 8 нелепиц - это хо­роший результат развития образно-логического мышле­ния.

Тест для оценки словесно-логического мышления:

Ребенок отвечает на вопросы:

1. Какое из животных больше - лошадь или собака?

2. Утром люди завтракают. А вечером?

3. Днем на улице светло, а ночью?

4. Небо голубое, а трава?

5. Черешня, груши, сливы, яблоки... - это что?

6. Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум?

7. Что такое Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск?

8. Который сейчас час? (Ребенку показывают часы и

Просят назвать время.)

9. Маленькая корова - это теленок. Маленькая собака и маленькая овечка - это?..

    На кого больше похожа собака - на кошку или на курицу?

11. Для чего нужны автомобилю тормоза?

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?

13. Что общего между белкой и кошкой?

14. Чем отличаются гвоздь и винт друг от друга?

15. Что такое футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание?

16. Какие ты знаешь виды транспорта?

17. Чем отличается старый человек от молодого?

18. Для чего люди занимаются спортом?

19. Почему считается плохим, если кто-то не хочет ра­ботать?

20. Для чего на конверт необходимо наклеивать марки?

Правильные ответы:

1. Больше лошадь.

2. Вечером ужинают.

3. Темно.

4. Зеленая.

5. Фрукты.

6. Чтобы не было столкновения поезда с автомобилем.

7. Города.

8. Правильный ответ по часам и минутам. (Четверть седьмого, без пяти минут восемь и т.п.)

9. Щенок, ягненок.

10. На кошку, так как у них 4 ноги, шерсть, хвост, ког­ти (достаточно назвать хотя бы одно подобие).

    Правильным считается любой ответ, указывающий на необходимость снижать скорость автомобиля.

    Это инструменты.

    Это животные, умеющие лазить по деревьям, имеющие лапы, хвост, шерсть и.д..

    Гвоздь - гладкий, а винт – нарезной ; гвоздь забивают молотком, а винт вкручивают.

    Виды спорта.

    Как минимум ребенок должен назвать три вида транспорта (автобус, трамвай, метро, самолет, и т.д.).

    Три существенных признака как минимум :”Старый человек ходит медленно, с палочкой, у него много морщин, он часто болеет и т.д. ”.

    Чтобы быть здоровым, сильным, красивым и т.д.

    Не будет денег, чтобы покупать продукты и одежду, оплачивать квартиру и т.д.

    Так платят за пересылку письма.

При анализе ответов которые дает ребенок, правильными считаются те которые достаточно разумны и отвечают смыслу поставленного вопроса. Высокий уровень развития словесно-логического мышления – если ребенок ответил правильно на 15 – 16 вопросов.

ТЕСТЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ СВОЙСТВ ПАМЯТИ

Тест: "Картинки"

Оценка зрительной памяти - кратковременной. Покажите ребенку по очереди 10 картинок, на каждой из которых изображен знакомый предмет. Время демонстрации каждой картинки 1-2 секунды. После знакомства ребенка со всеми десятью картинками по очереди попросите назвать предметы, ко­торые он запомнил. Порядок не имеет значения.

Учитывается, сколько предметов от их общего числа названо ребенком по памяти; повторы не учитываются, так же, как и названные предметы, которых на картинках не было. Обычно ребенок воспроизводит 7-8 предметов из 10.

Тест: "Запомни слова"

Оц енка слуховой памяти – кратковременной.

Прочитайте ребенку следующие 10 слов: стол, тет­радь, часы, конь, брат, яблоко, собака, окно, лампа, огонь.

Попросите его повторить слова, которые он запомнил, в любом порядке.

Ребенок повторяет 5-6 слов. Это показа­тель хорошей кратковременной памяти.

Тест: "Запомни фразы"

Оценка смысловой памяти.

Прочитайте ребенку фразы, такие, например:

1) Осенью идут дожди.

2) Дети любят играть.

3) В саду растут яблони и груши

4) В небе летит самолет.

5) Мальчик помогает своей бабушке.

Попросите ребенка повторить те ф разы, которые ему удалось запомнить. При этом главное - передать смысл каждой фразы, дословно повторять совсем не обяза­тельно.

Если с первого раза ребенок не смог повторить все фразы, прочитайте их еще раз.

Ребенок обычно справляется с этим заданием после 2-й или 3-й попытки.

Тест для оценкипроизвольной образной памяти:

Покажите ребенку 8 карточек с изображениями различных предметов, хорошо ему знакомых, и карту, разделенную на 24 клетки.

Каждому изображению на карточке должны соответ­ствовать 3 изображения на карте: одно - идентичное, второе - отличающееся какой-нибудь деталью, тре­тье - схожее лишь общим силуэтом. Все три изображе­ния должны быть выполнены в одном цвете.

Перед ребенком кладут карту и говорят: "Я тебе буду показывать маленькие карточки, ты запомни, что на нихнарисовано, и найди такую же картинку на большой кар­те". Время демонстрации одной карточки - 1-2 се­кунды.

Ребенок в основном справляется с этим зада­нием - показывает идентичное или схожее с общим си­луэтом изображение по 6-7 карточкам.

Тест: "Запомни рисунки"

Оц енка объема кратковременной зрительной па мяти.

Ребенку показывают рисунок с изображением разныхфигур, просят его рассмотреть этот рисунок очень внимательно и запомнить фигуры (их все­го 9).

Время демонстрации первого рисунка 30 секунд. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее показывают вторую картинку.

Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше 1,5 минут.

В среднем дети узнают не менее 6-8 изобра­жений за 1 минуту.

Тест для оценкимеханической памяти и способности к осмысленному запоминанию.

Ребенку зачитывают пары слов (10) , которые он дол жен постараться запомнить.

Серия А:

ТАРЕЛКА- СУП

ПОЧТА- ПИСЬМО

ЗИМА -СНЕГ

БУЛКА–МУКА

КАРАНДАШ– БУМАГА

МАШИНА – ДОРОГА

МУЛЬТФИЛЬМ-ТЕЛЕВИЗОР

БУКВЫ- КНИГА

САПОГ–НОГА

РЫБА-ВОДА

Затем зачитываются только первые слова, а ребенок называет к ним парные слова. Подсчитываются правильно воспроизведенные пары слов. Это показатель смысло вой памяти.

Серия Б:

Зачитываются другие пары слов (10) :

КНИГА - ОКНО

РУКА - ТУЧА

ВИЛКА - ДЕЛО

СОСНА - ЛОЖКА

СПИНА - ЛАМПА

КОРОВА - СТОЛ

ЯЩИК - ПАЛЕЦ

ЧИСЛО - КРЫША

НОЖИК - ЛЕТО

КОРЗИНА - СВЕЧА

Вновь ребенок повторяет те слова-пары, которые он запомнил.

Осуществляется подсчет правильно воспроизведен­ных слов. Это показатель механической памяти.

Тест: "Узнай фигуры" .

Оценка способности к узнаванию

Ребенку предлагают посмотреть на картинки, их всего 5 в ряду. Крайняя слева картинка - образец. Нужно определить и показать, какая из четырех после­дующих похожа на первую.

Это тренировочная проба, к дальнейшей работе пере­ходите только тогда, когда вы убедитесь, что ребенок по­нял задание.

Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не решит все 10 задач.

Хорошим считается результат, если ребенок справился со всеми задачами за 45-60 секунд . Пример картинок:

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Иногда взрослым непросто понять, что творится в голове у малышей. Поэтому мы собрали тесты, которые помогут родителям определить тип мышления и черты характера ребенка, чтобы найти общий язык стало проще.

1. Зефирный тест (от 4–5 лет и старше)

Другое название теста - испытание отложенного удовлетворения. Он помогает понять, какой тип мышления ближе малышу - стратегический или тактический. Стратег готов отказаться от менее выгодного предложения сегодня, если завтра возможная выгода от согласия возрастет. Тактик не ждет завтрашнего дня и работает с тем, чем располагает сегодня.

Что понадобится : угощение, стол, стул и помещение, где ничто не сможет отвлечь внимание ребенка (без игрушек, телефонов и телевизоров).

Что делать: на столе перед ребенком угощение (зефир, конфета, плитка шоколада или маленькое пирожное). Мы объясняем ребенку, что эта сладость предлагается ему и он может съесть ее, как только останется в помещении один. Но если он справится с искушением и подождет 10 минут, мы вернемся с еще одним сюрпризом, и тогда он получит в два раза больше. Если к возвращению взрослого на столе не окажется угощения, второе он не получит.

На что обратить внимание: некоторые дети съедают сладость сразу. Многие борются с искушением до последнего: закрывают глаза руками, теребят волосы, играют с угощением, чтобы отвлечь мысли. Но в итоге съедают десерт. Это тактики. Треть детей дожидается возвращения взрослого и получает двойную награду. Это стратеги.

2. Игры с цветным конструктором и раскрасками (от 3 до 7 лет)

Тест помогает распознать черты интроверта или экстраверта у ребенка.

Что понадобится: для маленьких детей лучше выбрать цветной конструктор с большими деталями, для детей от 5 лет - детскую раскраску и карандаши или фломастеры.

Что делать: даем маленькому ребенку конструктор и предлагаем собрать домик. Неважно, какой формы он получится. Предоставим маленькому архитектору полную свободу!

Ребенку постарше даем раскраску и фломастеры и объясняем, что торопиться не нужно. Раскрашивать рисунок следует в удобном темпе и так, как ему хочется. Цвета, которые он выберет для закраски той или иной части рисунка, не играют значения.

На что обратить внимание: если ребенок собрал домик из цветных деталей, отметим, существует ли порядок в выборе цвета. Если при строительстве он складывал кубики, комбинируя между собой по цвету, или каждая часть дома имеет собственный цвет, то перед нами ребенок с чертами интроверта. Он обращает внимание не на саму форму, а на ее содержание и признаки деталей.

Если ребенку досталась раскраска, смотрим, насколько старательно он закрашивал рисунок. Если детали рисунка закрашены в пределах области, не выходя за линии, значит, перед нами интроверт.

3. Тест с соленой и сладкой кашей

Тест помогает определить, какой тип поведения в обществе характерен для ребенка: соглашаться с большинством, избегая конфликта, или отстаивать собственную позицию - черта, которая говорит о лидерских качествах.

Что понадобится: несколько членов семьи или друзей (взрослые и дети) и тарелки со сладкой кашей (это важно!).

взрослые и дети садятся за стол и едят кашу. Вслух замечают, что каша слишком соленая, ее невозможно есть. В этот момент важно обратить внимание ребенка на происходящее. Каждый из присутствующих по очереди еще раз наглядно пробует кашу и подтверждает, что она слишком соленая. Затем очередь доходит до ребенка. Задаем ему тот же вопрос: кажется ли ему, что каша соленая? Дети, которым важно сохранять мир внутри коллектива, которые не готовы «играть против правил», ответят, что каша соленая. Эту ситуацию они воспринимают как некую игру, где вдруг поменялись правила. И чтобы не отставать от других, они следуют новым правилам, даже если они кажутся им неясными. Собственное мнение о вкусе каши для них не так важно по сравнению с возможностью «продолжать игру в компании». Допустим, ребенок отвечает, что его каша сладкая, пробуем кашу из его тарелки и подтвердим прежнее: «Каша соленая». Если ребенок продолжает отстаивать собственную точку зрения, то ему определенно присущи лидерские качества - для него не так важно, что подумают о нем окружающие, сколько факт, что он выскажет мысль, которая кажется ему правильной.

4. Тест Люшера с цветами

Благодаря этому тесту за 5 минут можно провести анализ личности ребенка на основе его выбора цветов. Тест разработан швейцарским психологом Максом Люшером, который считал, что восприятие цветов объективно и универсально, но цветовые предпочтения субъективны, отражают психологическое состояние испытуемого, определяют черты личности.

Что делать и на что обратить внимание: достаточно и пройти тест вместе с ребенком. Взрослый задает вопрос, ребенок указывает на цвет. В конце на сайте появляется результат.

5. Тест «Правша или левша»

Определить, какая рука у ребенка активная - правая или левая, легко уже в 2 года. У правшей образно-двигательное полушарие расположено справа, а логическое - слева. У левшей - наоборот. Зная это, можно определить, в каких видах деятельности ребенку легче себя реализовать. Каждый второй из нас - левша и правша одновременно. Таких людей называют амбидекстрами. Определение доминирующей руки у ребенка помогает родителям в воспитании: обучать левшу пользоваться активно правой рукой неправильно, так как это негативно сказывается на развитии ребенка. Левши чаще выбирают профессии артистов, художников, писателей.

Вариант для самых маленьких детей:

Обращаем внимание, какой рукой ребенок пользуется чаще: держит лопатку, указывает на нужную вещь, тянется за угощением или берет игрушку.

Варианты для детей от 3 лет:

  • Предлагаем собрать пальцы рук в замок. Сверху находится большой палец той руки, которая является активной.
  • Обращаем внимание, какой рукой ребенок откручивает крышку бутылочки - это доминирующая рука.
  • Просим ребенка скрестить руки на груди. Та рука, которая окажется сверху, является активной.
  1. Дети, самостоятельно выбиравшие таким образом свое меню из числа простых блюд, развивались очень хорошо. Ни один из них не набрал лишнего веса и не стал худым.
  2. Несмотря на кажущийся беспорядок, ребенок в течение определенного периода набирал все необходимые ему элементы, как если бы следовал специальной диете.
  3. В разные дни и даже время дня аппетит ребенка менялся. Но это не влияло на конечный результат. Один из малышей пару дней ел только овощи, а затем вдруг интересовался мясом или рыбой. Доля того или иного продукта могла тоже меняться: в какой-то момент ребенок хотел много молока, сразу после этого на время мог словно забыть о нем. Таким образом мозг ребенка самостоятельно определял в зависимости от потребностей организма, что необходимо есть. Этот же эксперимент Клара Дэвис повторила со старшими детьми, отдельно изучая поведение абсолютно здоровых и болеющих детей, но результаты были аналогичными.

Что делать и на что обратить внимание: эксперимент можно с легкостью повторить дома, разделив рацион по типу продуктов: овощи, мясо, рыба, фрукты, черный хлеб, крупы, молочные продукты, детские соки и чай. Ребенок может вместе со взрослым составлять рацион питания на 1–2 дня вперед. Некоторые ученые отмечают важность отбора продуктов по принципу сезонности. Например, в июне предлагать ребенку среди фруктов клубнику, а в августе - дыню или арбуз.

Модели: Самира Юнусова, Алир Вагапов
Фотограф: Роман Захарченко

В условиях жизни современного общества большое значение приобретает психолого-педагогическая диагностика развития детей.

Понятие и роль

Для того чтобы найти индивидуальный подход к ребенку, знать его сильные и слабые стороны, наиболее результативно обучать и воспитывать как дома, так и в учреждениях образования, вовремя оказать психологическую помощь, необходима диагностика ребёнка. Это предполагает всестороннее исследование психологических особенностей, оценку личности, прогноз дальнейшего развития.

Виды исследований

Видов диагностики множество. Для удобства использования их принято классифицировать по различным критериям.

Наиболее функциональной классификацией представляется выделение видов в зависимости от предмета изучения:

  • Диагностика личности - определение темперамента, типа самооценки.
  • Диагностика эмоциональной сферы. Исследуется умение владеть собой, переживания, отношение к нравственным нормам.
  • Диагностика когнитивной сферы - это диагностика развития детей в интеллектуальном плане, исследование умственных способностей, изучение латеральных предпочтений (определение ведущей руки, ведущего глаза и т. д.).
  • Диагностика поведения.

Но даже это деление весьма условно, так как зачастую имеет место комплексная диагностика ребёнка, когда происходит всестороннее обследование и оценка особенностей развития всех или нескольких сфер.

Для практики интересна также классификация по видам нервной деятельности (диагностика внимания, мышления, памяти, речи, учебных навыков). Она проводится в зависимости от возраста младшего школьного возраста).

Методология

Весьма разнообразны и каждая из них зависит от вида исследования. В настоящее время уже теряют своё значение групповые методы, уступая место индивидуальному тестированию. Но для того, чтобы диагностика ребёнка имела успех, важно правильно выбрать инструмент, который будет использоваться в дальнейшем. На практике психологи чаще всего используют следующий набор инструментов:

  • Наблюдение - изучение психических свойств ребёнка в обычных условиях. Это наблюдение за поведением, игрой, взаимодействием с окружающими.
  • Беседа - даёт представление о ребёнке в результате установления контакта и прямого общения.
  • Метод изучения результатов деятельности детей - анализ рисунков, поделок.
  • Метод эксперимента - предполагает изучение действий испытуемого в специально созданных, смоделированных условиях.
  • Тесты для детей - наиболее распространенный метод, широко используемый сегодня психологами.

Метод тестирования

Можно назвать комплексным, сложным методом диагностики, так как во время проведения тестирования используется широкий спектр инструментов изучения и наблюдения за поведением тестируемого, анализ результатов его деятельности и экспериментальные условия. Поэтому тесты для детей бывают разных видов - тесты-опросники, тесты-задания, тесты-действия.

Тесты-опросники часто используются при диагностике личности, хорошо работает опросник при определении типа темперамента. Тесты-задания обычно направлены на изучение эмоциональной и интеллектуальной сферы и особенно актуальны, когда необходима диагностика Тесты-действия используются при изучении поведения.

Диагностика личности

Диагностика ребёнка на предмет конституциональных черт личности: темперамента, уравновешенности, подвижности нервных процессов и т. п. имеет важное значение, так как несёт ответы на многие вопросы в поведении ребёнка. Черты четырёх основных типов темперамента наиболее ярко проявляются именно в детском возрасте и при правильном применении программы диагностики детей легко поддаются педагогической коррекции.

Конечно, при определении типа опросник предлагается и его родителям. Для детей постарше допустимы и самостоятельные тесты с вопросами. Анализ полученных в результате тестирования ответов позволяет назвать ребёнка холериком, сангвиником, флегматиком или меланхоликом.

Тест "Перенос кубиков"

В процессе исследования на лопатку небольших размеров укладывают разное количество кубиков и дают ребёнку задание пронести кубики приблизительно на трёхметровое расстояние и вернуться с ними же обратно. Затем положить эту ношу на стол так, чтобы ни один кубик не упал. Лопатку необходимо держать в одной руке.

По результатам теста оценивается уравновешенность (какое поведение демонстрирует ребёнок при неудаче, выражает ли недовольство), способность к работе (сколько времени ребёнок добивается успеха при выполнении задания), подвижность нервных процессов (как быстро ребёнок понимает и принимает задание, приспосабливается ли к работе, отвлекается).

Программа определения типа самооценки: тест "Лесенка"

Узнать, как ребёнок оценивает себя, позволяет весьма распространенный тест, в процессе которого малышу дают рисунок с изображением лесенки из семи ступеней, где средняя ступень больше остальных. Ребёнку объясняют, что на трёх верхних ступеньках находятся хорошие дети, а самые лучшие дети на самом верху, на седьмой ступеньке. Плохие дети располагаются на трёх нижних, на самой низкой - самые плохие. На средней ступеньке находятся дети, которых нельзя отнести ни к плохим, ни к хорошим. Тестируемый должен отметить своё место на этой лесенке и объяснить, почему он себя поместил именно туда. Когда ребёнок выберет ступеньку, его просят рассказать, такой ли он на самом деле или хочет таким быть? Если он считает себя таким на самом деле, пусть отметит ступеньку, на которой ему бы хотелось стоять. Пусть выберет, где разместила бы его мама.

Тест позволяет узнать, как ребёнок оценивает свои личностные качества, а также его мнение о том, каким он представляется окружающим (маме).

По окончании теста психолог делает следующие выводы:

  • Самооценка неадекватно завышена - ребёнок мгновенно позиционирует себя в самом верху как неоспоримый факт, без объяснения причин, не задумываясь.
  • Самооценка завышена - задумывается и выбирает самый верх, рассуждая о каких-то недостатках, но объясняя это не зависящими от него факторами.
  • Самооценка адекватна - подумав, отмечает себя на второй либо третьей ступеньке, объясняя свой выбор.
  • Самооценка занижена - помещает себя на одну из нижних ступенек без аргументации.

Диагностика эмоциональной сферы

Диагностика ребёнка невозможна без обследования эмоционально-волевой сферы. У дошкольников она является преобладающей перед интеллектуальной сферой. Мир познается больше с помощью чувств, нежели ума.

Очень важна и информативна для родителей (воспитателей) диагностика детей 6 лет. Так как в этом возрасте появляются такие чувства, как тревожность, страхи, стеснение, для шестилеток большое значение имеет обстановка, в которой проводится обследование, личность тестирующего.

Тест "Кактус"

Попросите ребёнка нарисовать кактус на листе бумаги. Не помогайте и не подсказывайте. На любые вопросы желательно отвечать уклончиво: "Подумай немножко, у тебя получится". Не давайте своё видение и не высказывайте своих идей.

Рисунок расскажет об эмоциональных Изучите результат в деталях:

  • Размер и положение нарисованного цветка в пространстве указывает на то, как определяет себя ребёнок в окружающем мире. Цветок крупного размера в центре листа указывает на эгоцентризм и лидерские качества. Маленький кактус, нарисованный внизу, говорит о неуверенной в себе, зависимой личности художника.
  • Отрывистые линии, сильный нажим на карандаш выдают импульсивного ребёнка.
  • Колючий кактус олицетворяет агрессивность. Чем больше иголок, чем длиннее они торчат из цветка, тем выше степень агрессивности ребёнка.
  • Кактус, посаженный в цветочный горшок, нарисуют "домашние" дети, стремящиеся к семейной защите.
  • Кактус, растущий в пустыне, указывает на чувство одиночества.

Диагностика интеллекта

Тесты-задания главным образом находят применение при исследовании интеллектуальной сферы. В данном аспекте предметами обследования выступают внимание, память, аналитическое мышление, мелкая моторика, навыки учебной деятельности.

Тест "Включение в ряд"

Разберите в присутствии ребёнка шестиместную матрёшку и поставьте шесть близняшек, отличающихся размером, в ряд по величине. Затем уберите одну из них и выровняйте расстояние между оставшимися. Предложите ребёнку найти её место в ряду. При успешном выполнении задания усложните тест: уберите две матрёшки ряда.

Тест направлен на оценку уровня познавательно-ориентировочной сферы, ориентировки на величину.

Тест "Классификация картинок"

У вас в руках две группы картинок. Восемь изображают посуду, восемь - одежду. Покажите ребёнку карточку с изображением ложки и положите на стол. Теперь - карточку с изображением куртки, положите на стол на некотором расстоянии от ложки. Ложка и куртка располагаются таким образом, чтобы и от одной, и от другой картинки можно было продолжить ряд.

После этого в разном порядке предъявляйте ребёнку картинки с изображением предметов посуды либо одежды с просьбой положить очередную карточку в нужный ряд. Не исправляйте, если одежда попала не в ту группу. По окончании теста попросите испытуемого объяснить, почему он так расположил карточки.

Целью данного теста является выявление навыка проводить обобщение по существенному признаку, исследуется наглядно-образное мышление.

Тест "Поиск времени года"

Ребёнку предъявляют четыре картинки, изображающие времена года, и предлагают показать, где весна, где зима и т. д. и объяснить, по каким признакам он догадался.

Тест выявляет сформированность представлений о временах года.

Тест "Найди отличия"

Перед тестируемым кладут две сюжетные картинки, похожие на первый взгляд, но при внимательном рассмотрении имеющие ряд отличий.

Ребёнок ищет и называет отличия. Тест исследует внимание и умение сравнивать.

Тест "Что было сначала, а что потом?"

Психолог показывает четыре сюжетные картинки. На одной мальчик копает яму, на второй - сыплет в ямку семена, на третьей - поливает ростки, на четвёртой - любуется цветами. Ребёнку предлагается разместить картинки по порядку. Тест выявляет умение определять последовательность событий.

Готовность к школе

Изучение умственных способностей становится особенно актуальным, когда требуется диагностика готовности ребёнка к школе.

Готовность к обучению в школе предполагает наличие определенных навыков и необходимый уровень развития мышления, памяти и внимания.

Тест "Исключение из ряда или кто лишний?"

Предъявляя ряд из четырёх предметов (изображений предметов), ребёнка просят найти лишний и объяснить, почему. Когда из ряда, включающего грузовик, легковую машину, самолёт и телегу, тестируемый исключает самолёт, попросите его аргументировать ответ, спросите, каким одним словом можно назвать все предметы, к какому виду транспорта относится лишний, а к какому оставшиеся.

Тест выявляет способность группировать предметы по главному признаку, уровень сформированности представлений об окружающем мире.

Тест "Найди точно такой же"

На картинке изображено семь почти одинаковых зонтиков, а два из них абсолютно идентичны. Разница между остальными несущественная - разные крапинки на ткани зонтика. Ребёнок должен самостоятельно и быстро найти два идентичных зонтика. Тест проверяет уровень развития внимания.

Тест "Запомни все предметы"

Ребенку для изучения предлагаются 9 картинок. Он должен запомнить их в течение 15-20 секунд. Затем, отвернувшись, он должен назвать не менее семи-восьми предметов. Тест показывает уровень развития памяти.

Чем активнее ребенок воспринимает окружающий мир, тем быстрее и успешнее он развивается. Считается, что период интенсивного сенсорного развития - именно с трех до шести лет.

Сенсорное развитие - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Сенсорному развитию свойственна развивающая направленность. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия. Поэтому нормальное умственное развитие детей невозможно без опоры на полноценное восприятие предметов. Уровень интеллекта ребенка в дошкольном возрасте, в свою очередь, взаимосвязан с уровнем сенсорного развития. Общаясь со взрослыми, малыш со временем начинает ориентироваться в различных внешних проявлениях, свойствах, в пространстве и времени. Играя с различными предметами, все более точно определять форму, цвет, вес и т.д. Слушая речь, выделять различное произношение звуков, темп. Сенсорное развитие имеет и самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения, и для многих видов деятельности.

Сенсорное и интеллектуальное развитие психологи оценивают по следующим умениям:

  • представление о форме предметов - умение ребенка выделять предметы определенной формы, группировать по форме, подбирать предметы, подходящие по форме друг другу. В более старшем возрасте оценивается и уровень знания ребенка о различных геометрических фигурах и объемных формах,
  • представление о величине предметов - умение ребенка соотносить предметы и их части по размеру, выстраивать размерные ряды (от меньшего к большему и наоборот), выделять разные измерения у предметов (длину, высоту, ширину и т.п.) и пользоваться этими знаниями во время действий с предметами,
  • представление о цвете предметов - умение ребенка ориентироваться на цвет предметов при выполнении различных действий с ними, знания ребенка об основных цветах и оттенках, понимание отношений "часть-целое" - уровень развития умений ребенка разделять целое на части (определять, из каких фигур состоит постройка, выделять звуки в словах и т.п.) и составлять целое из частей (складывать разрезные картинки и т.п.),
  • понимание пространственных отношений - умение ребенка выделять предмет из окружающей обстановки на основе его пространственного положения относительно других предметов, размещать предметы (в том числе части одного предмета), опираясь на знания об их положении в пространстве друг относительно друга (мишка за зайчиком, собачка рядом с мишкой и т.д.), понимание отношений "сходство-различие" - умение ребенка устанавливать сходства и различия предметов по несущественным или существенным признакам (например, по цвету, форме, величине, назначению и т.д.),
  • понимание отношений "общее-частное" - умение ребенка объединять в группы предметы и явления, имеющие те или иные общие свойства (стул, стол, диван - это мебель и т.д.),
  • понимание причинно-следственных связей - умение ребенка устанавливать причину того или иного явления, действия, определять возможное следствие тех или иных действий и располагать их в соответствующем порядке (лужи появились, потому что дождь прошел и т.д.),
  • объем знаний - является необходимой характеристикой мышления, так как показывает наличие и уровень развития у ребенка знаний о предметах и явлениях окружающего мира,
  • развитие математических представлений - наличие и уровень развития у ребенка элементарных математических знаний о количестве, числе, счетных операциях, геометрических фигурах, величинах, пространственном расположении предметов,
  • временные представления - уровень развития у ребенка представлений о сезонных явлениях, чередовании времен года, месяцев, дней недели, частей суток и режиме дня, а также умение определять время по часам.
С помощью таблицы вы сможете оценить знания ребенка об окружающем мире и умения производить действия с предметами и их частями, основываясь на имеющихся знаниях о свойствах предметов, их отношениях между собой и между частями отдельных предметов. Оценка уровня развития ребенка - это самый первый шаг, который необходим для того, чтобы правильно выбрать стратегию обучения и определить, чему именно следует учить ребенка дальше. Постарайтесь быть максимально объективны к умениям своих детей, потому что часто, когда родитель сам оценивает уровень развития малыша, есть риск либо недооценить, а чаще переоценить его возможности. Переоценка возможностей ребенка приводит к вашим завышенным требованиям, что не даст возможности ребенку быстро добиться успеха. Недооценка его возможностей приведет ребенка, в конце концов, к скуке, ему не будет хватать интереса и занимательности.

Если большая часть навыков ребенком усвоена, то вы можете делать вывод о том, что он развивается нормально и гармонично.

Если же большая часть нормативных навыков ребенком еще не усвоена, то может идти речь об отставании в развитии в той или иной степени. Если вы обнаружили отставание в развитии какой-либо функции, не стоит делать скоропалительных выводов, т.к. это, возможно, происходит естественное временное его замедление перед очередным "рывком" в развитии. Но с другой стороны, отставание по нескольким параметрам или тем более в течение длительного времени, может служить признаком пока еще скрытой проблемы. И здесь опытный специалист может провести дополнительное обследование и получить важные результаты.

Если ваш ребенок, наряду с нормативными требованиями к его возрасту, усвоил также и большую часть навыков, соответствующих более старшему возрасту, то это означает, что он опережает своих сверстников в развитии по всем или каким-либо отдельным показателям и линиям развития.

Если задержка или опережение в развитии происходят частично и только в одной или двух областях, тогда может идти речь о негармоничном развитии.

Все пособия, которые потребуются вам при работе с тестом, вы можете приобрести в нашем магазине.

Показатели сенсорного и интеллектуального развития ребенка Возраст ребенка
3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет
Подбирает предметы по цвету и оттенку. (Возьмите набор из 12 фломастеров и попросите ребенка надеть на фломастеры подходящие по цвету колпачки. Ребенок должен правильно подобрать хотя бы 8 колпачков.) *
Знает восемь цветов, при рисовании использует не только цвета, но и их оттенки. *
Правильно называет оттенки цветов: голубой, розовый, фиолетовый, серый и другие. *
Знает и подбирает по названию две геометрические фигуры из трех предложенных. (Дайте ребенку вырезанные из картона фигуры - круги, квадраты, треугольники (все по 3). Попросите его найти и дать вам кружок, квадрат, треугольник.) *
Соединяет половинки фигуры, чтобы получить целую. (Проверьте с помощью квадрата, разрезанного на две части по диагонали. Положите детали на расстоянии 20 см друг от друга, перевернув одну из деталей на 180 градусов и попросите сложить квадрат. Ребенок должен сложить фигуру без какой-либо подсказки.) *
Кроме основных геометрических форм, определяет и называет новые - ромб и овал. *
Правильно называет простые и сложные геометрические формы, указывает их основные различия. *
Умеет сопоставлять предметы по величине, длине, ширине, высоте. (Величина: возьмите 3 матрешки с разницей в 3 см. Спросите: "Где большая, маленькая, средняя?" Длина: дайте ребенку 2 полоски бумаги одинакового цвета и шириной 2 см каждая, длиной 18 см и 20 см. Спросите, какая длиннее, а какая короче. Поменяйте полоски местами и спросите еще раз. Ширина: дайте 2 полоски бумаги одинакового цвета, длиной 15-20 см каждая, шириной 2 см и 4 см. Спросите, какая широкая, а какая узкая. Поменяйте местами и повторите. Высота: спросите ребенка, что выше - стол или стул, а что ниже? Что выше - стол или шкаф? Что ниже?) *
Может расставить предметы в возрастающем и убывающем порядке. *
Правильно ориентируется в пространстве, выполняя словесные инструкции с использованием предлогов "около", "рядом", "за", "между", "после", "перед". (Возьмите 7 любых игрушек и предложите поиграть с вами. Скажите: "Игрушки пошли в магазин и встали в очередь. Я буду называть, кто где стоит, а ты расставь их в нужном порядке". Например: "Возьми зайку, за ним поставь куклу, перед куклой поставь собачку, между зайкой и собачкой поставь мишку и т.д.") *
Ориентируется в сторонах собственного тела. (Попросите ребенка показать, где у него правая нога, левое ухо, правый глаз.) *
Ребенок может назвать предметы, находящиеся справа и слева от него. (Скажите ребенку: "Назови мне какой-нибудь предмет, находящийся справа от тебя. А теперь назови предмет, который находится слева от тебя. Какой еще предмет есть справа, слева?") *
Ребенок правильно ориентируется в сторонах тела собеседника. (Попросите ребенка показать, где у вас левая рука, правый глаз и т.д.) *
Может назвать имя, фамилию, возраст и половую принадлежность (Правильно отвечает на вопросы: "Ты мальчик или девочка? Когда ты вырастешь, ты будешь мужчиной или женщиной?") *
Может назвать свой адрес: город (населенный пункт), улицу, номер дома и квартиры. *
Может назвать дату своего рождения. (В ответ на вопрос: "Когда у тебя день рождения?" ребенок называет правильно число и месяц.) *
Может верно, с точностью до месяца, ответить на вопрос: "Сколько лет тебе будет ровно через год?" *
Может правильно назвать имя и отчество двух и более близких ему людей. (Ребенок отвечает на вопрос: "Как зовут твою маму, папу или кого-нибудь из близких взрослых?") *
Может правильно назвать профессию или место работы двух и более близких ему людей. (Ребенок отвечает на вопрос: "Знаешь ли ты, где и кем работает твоя мама папа, бабушка, дедушка, дядя?") *
На просьбу: "Назови четыре времени года" ребенок в любом порядке называет все времена года. Дает правильные ответы на вопросы: "Какое сейчас время года? В какое время года падает снег? В какое время года желтеют и опадают листья?" *
Знает названия месяцев, относящихся к тому или иному времени года. (Правильно отвечает на вопросы: "Какие ты знаешь летние месяцы? Осенние? Весенние? Зимние?") *
Знает, какой день недели идет после названного и до него. Какой день наступит раньше, а какой позже на новой неделе. Правильно ориентируется в понятиях "вчера", "сегодня", "завтра" и т.п. (Правильно отвечает на вопросы: "Сегодня вторник, какой день был вчера? Будет завтра? Представь, что вчера была пятница, какой день сегодня?" И т.п.) *
Может объяснить, почему снег бывает зимой, а не летом, для чего нужны глаза и уши, чем занимаются почтальон, врач, учитель. *
Подбирает слова, противоположные по значению: "Лед холодный, а огонь...", "Днем светло, а ночью...". Правильно заканчивает предложение: "Я просыпаюсь утром, а иду спать...". *
Знает названия не менее 3-5 видов транспорта. (Спросите: "Какие виды транспорта ты знаешь?") *
Знает названия не менее 5 видов животных. (Спросите: "Каких животных ты знаешь?") *
Знает названия диких животных, насекомых, рыб. *
Знает названия детенышей животных. (Спросите: "Как называют детеныша собаки (кошки, лошади, свиньи, коровы, овцы, курицы)?" Неправильные названия (собачонок, лошаденок) не засчитываются.) *
Знает названия цветов и деревьев. *
Знает названия денежных знаков. *
Знает названия некоторых городов, рек, стран. *
Имеет представления о природе - о диких и домашних животных, хищных и травоядных, о зимующих и перелетных птицах, о травах, кустарниках и деревьях, о садовых и полевых цветах, о плодах растений, о явлениях природы. *
Имеет запас географических знаний - о городах и странах, реках, морях и озерах, о планетах. Знаком с профессиями людей, видами спорта. *
Может сравнить предметы по существенным признакам и подобрать обобщающее слово. (Спросите ребенка: "Что общего между яблоком и грушей?" (Это фрукты.) " Что общего между ложкой и вилкой?" (Ими едят, это посуда, предметы домашнего обихода.) *
Может сравнить предметы по существенным признакам и исключить лишний. (Скажите ребенку: "Я сейчас тебе назову слова, а ты мне скажешь, какое слово лишнее. Слушай: машина, автобус, велосипед, метро, колесо. Что здесь лишнее?") *
Может назвать предмет, если ему описать этот предмет по известным признакам. (По описанию узнает предметы, которыми пользуется, называет их или находит их на картинках: "Чем мы едим?", " Чем пришиваем пуговицы?" Узнает и называет людей по описанию их функций: "Кто ведет машину?", " Кто лечит людей?") *
Может самостоятельно осуществить классификацию предметов на основе имеющихся обобщений по одному признаку. (Возьмите по четыре картинки каждого вида с изображениями посуды и мебели. Попросите ребенка дать вам картинки, на которых нарисована мебель.) *
Может обобщать 4-5 предметов методом исключения, называет составляющие обобщающих понятий. (Среди 20-30 различных картинок находит 4-5, которые можно объединить, и указывает, по какому признаку он их объединил.) *
Дифференцирует количество независимо от формы и величины: обобщает методом исключения, мотивирует. *
Умеет считать в прямом порядке. Знает значения слов "много", "мало", "один". *
Может считать предметы в пределах пяти. Правильно может сосчитать, сколько ног у собаки, пять монет по копейке. *
Считает до десяти, складывает единицы, имеет понятие о делении на равные части. * *
Владеет прямым и обратным счетом в пределах 10, решает простейшие задачи на сложение и вычитание. *
Раскладывает по порядку последовательные картинки. *
Может составить рассказ по серии сюжетных картинок. В рассказе может выделить причинно-следственные отношения. *
Устанавливает причинно-следственные связи. (Ребенок может объяснить, например, зачем в автомобиле нужны тормоза: снизить скорость, остановиться. Почему на деревьях шелестят листья: из-за ветра, движения воздуха. Почему может пахнуть дымом: пожар, костер, спички, еда подгорела.) *
Четко устанавливает причинно-следственные связи, выделяет существенное звено. *
Находит отличия на похожих картинках. *
Может найти истинное и ложное на картинке ("Что художник нарисовал неправильно?") * *
Среди 10 игрушек или картинок находит по памяти те 5, которые вы ему до этого показывали. (Покажите ребенку пять картинок в течение 10 секунд, затем перемешайте их с другими пятью картинками и предложите найти среди всех картинок только те, которые показывали перед этим.) *
Ребенок находит среди 20 картинок те 10, которые вы показывали ему перед этим. *
Ориентируется на листе бумаги в клетку, выполняя задание по инструкции. (Скажите: "Давай сейчас поиграем так: я буду тебе говорить, на сколько клеточек и куда вести линию, а потом посмотрим, какой узор у тебя получится. Поставь карандаш в уголок любой клетки. Веди линию на одну клетку вправо, одну клетку вверх, две клетки вправо, одну клетку вниз, одну клетку вправо, две клетки вниз, одну клетку влево, одну клетку вниз, две клетки влево, одну клетку вверх, одну клетку влево, две клетки вверх. Посмотри: у тебя получился крестик". Каждую последующую команду давайте после того, как ребенок выполнит предыдущую.) *
Находит в ряду других изображение, отличающееся от остальных. (Нарисуйте одним цветом в один ряд значки одного размера: ООХО. Спросите ребенка: "Какой значок отличается от других?") *
Правильно понимает истинный смысл скрытых высказываний. (Попросите ребенка объяснить, что означают выражения: "золотое сердце", "золотая голова", "золотые руки", "на морозе уши горят", "сгореть от стыда", "дорога ложка к обеду" и т.п.) *
Определяет время по часам со стрелками (или по рисунку с их изображением). *

Елена Бобурова
Занятие по математике «Свойства предметов»

Цель : формировать представления детей о свойствах предметов .

Образовательные задачи :

Формировать представления о признаках сходства и различия между предметами ;

Объединять предметы в группы (по сходным признакам) и выделять из группы отдельные предметы , отличающиеся каким-либо признаком;

Закрепить представление детей о свойствах предметов (цвет, форма, размер) ;

Уточнить представления о формах геометрических фигур – треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник;

Развивающие задачи :

Развивать речь детей, наблюдательность, мыслительную активность умение и высказывать и обосновывать свои суждения;

Развивать слуховое и зрительное внимание, умение рассуждать

Воспитательные задачи :

Воспитывать интерес к математике ;

Воспитывать стремление оказывать помощь другим, умение работать в коллективе;

Словарная работа : Обогащение прилагательными;

Активизация : Сюрприз, свойства , сходства, различия, вывеска;

Методы и приемы : моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, проблемные вопросы, использование дидактических пособий, технических средств.

Материал к занятию : игрушка – заяц, муляжи овощей, плоскостные овощи, геометрические фигуры, корзинка, цветы, плоскостные осенние листочки, игрушки, посудка, хлебобулочные изделия, картинки «обувь» , «одежда» , «мебель» .

Техническое оборудование : Мультимедийный проектор, экран, ноутбук, презентация «Свойства предметов » , презентация физкультминутки «Елочка» .

Ход занятия

I.Воспитатель : Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся и подарим им хорошее настроение (сдувают с ладошки настроение) .

Сегодня у нас необычное занятие . Я приготовила для вас сюрприз, но вы сможете дойти до него, если выполните все мои задания.

К нам в гости пришел один очень знаменитый герой. А что это за герой, вы узнаете, если выполните первое задание.

Перед вами на столе лежит листок бумаги, на нем точки с цифрами. Соедините по порядку цифры, и вы узнаете, что за герой пришел к нам в гости (Дети выполняют задание) .

Молодцы! Вы правильно отгадали – это зайчик.

II. Дети переходят на ковер, садятся по кругу.

Воспитатель :

Кто знает, какое сейчас время года?

Дети : Осень.

Воспитатель : А какие работы ведутся осенью в огороде?

Дети : Осенью люди в огородах собирают урожай овощей, в садах собирают фрукты.

Воспитатель : Наш зайка тоже решил собрать урожай овощей. Что он положил в корзинку? (Дети кладут муляжи в корзинку) .

Какого цвета капуста?

Дети : Зеленого.

Какой формы капуста?

Дети : Круглая.

Какого цвета морковь?

Дети : Оранжевая

Какой формы морковь?

Дети : Морковь похожа на треугольник.

Воспитатель : А где растет морковь и капуста?

Дети : капуста на земле, морковь в земле.

Воспитатель : А почему вы не положили цветы в корзинку? Они ведь тоже растут в огороде.

Дети : Это цветы, а зайка собирает овощи.

Воспитатель : А почему осталось яблоко?

Дети : Яблоко фрукт, а не овощ.

Воспитатель : А по какому признаку вы выбирали эти предметы ? Потому что они вкусные, сочные, крупные?

Дети : Нет, это – овощи, они растут в огороде.

Воспитатель : Молодцы, вы справились и с этим заданием.

III. Дети переходят к столу (на столе картинки с изображением овощей, геометрические фигуры) .

Воспитатель : Разложите картинки. Что изображено на этих картинках?

Дети : Овощи.

Воспитатель : Какие свойства отличают их друг от друга?

Дети : Цвет, размер, форма.

Воспитатель : Рассмотрите внимательно картинки и выберите геометрические фигуры, которые напоминают эти овощи.

Дети :

Капуста зеленого цвета, по форме круглая, большая.

Морковь оранжевого цвета, по форме напоминает треугольник.

Репка желтая, маленькая и круглая.

Воспитатель : Почему вы не положили квадрат.

Дети : Овощей похожих на квадрат нет.

IV. (Проводится физкультминутка)

V.Воспитатель : Ребята, вы научились находить среди разных предметов признаки сходства и различия. Продолжим вместе с зайчиком путешествие, отправимся в лес. Я загадаю вам несколько загадок, и, думаю, вы сразу догадаетесь, о чем они. (Задание выводится на экран в виде презентации) .

Под кустами, под листами

Мы попрятались в траву.

Нас в лесу ищите сами.

Мы не крикнем вам : «Ау!» (Грибы, ягоды) .

Воспитатель :

1). Назовите ягоды, изображенные на первой картинке (Малина, рябина, клубника) .

Какие ягоды вы еще знаете? Какие из них растут в лесу, в саду?

Какие ягоды растут только в лесу?

Кто в шляпе родится? (Грибы)

Назовите грибы, нарисованные на картинке. (Белый, лисичка, мухомор)

Что между ними общего? (У каждого гриба есть ножка и шляпка. Все они растут в лесу) .

А какой гриб здесь лишний и почему? (Мухомор – ядовитый гриб, несъедобный, а остальные съедобные) .

А кто из вас знает, чем и для кого полезен мухомор? (Ответы детей) .

2). Собрались на поляне бабочка-красавица, гусеница-многоножка, змейка-веревочка, муравей-труженик и пчела - неугомонные крылышки.Завели они спор-разговор : кто из них на этой поляне лишний? Помогите разрешить этот спор.

Дети :Лишняя змея : все остальные - насекомые.

Воспитатель : А что у них общее?

Дети : Все они животные, живут в лесу.

VI.Воспитатель : Теперь мы поведем Зайчонка по нашему городу и заглянем в магазины.

Вместе с детьми перемещаемся по группе, в разных местах расставлены предметы (игрушки, посуда, мебель, обувь, одежда) и развешаны вывески, но они перепутаны. Дети рассматривают предметы и угадывают название магазинов, меняют вывески местами.

(Затем садятся за столы)

Воспитатель : В каких магазинах продаются предметы , которые изображены на картинках?

Дети : Игрушки в магазине «Игрушки» , а цветы в магазине «Цветы»

Воспитатель : Что мы можем предложить на прощание Зайченку?

Дети : Цветы.

Воспитатель : Назовите эти цветы и обведите их красным карандашом, а игрушки синим карандашом (Дети выполняют последнее задание) .

Итог занятия : Зайчонок был очень рад познакомиться с вами. Ему очень понравились ваши ответы и рассказы о том, что растет и кто живет в лесу.

Как называются овощи, и на какую форму они похожи. Рад он и вашим подаркам. Спасибо за интересное занятие .

Публикации по теме:

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия-путешествия «Свойства предметов: цвет, форма» Цель: закрепление и уточнение представлений ребенка о свойствах предметов: цвете, форме. Задачи: - коррекционно - обучающие: продолжать.

Конспект НОД для 2 младшей группы по ОБЖ «В мире опасных предметов» ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: Расширить представления детей об опасности, которая может возникнуть дома, в детском саду. Уточнить знания детей о.

Программное содержание: -познакомить детей с понятиями камень,дерево. -познакомить с понятиями тяжелый,легкий,шершавый,гладкий,тонет-не.

Конспект утренней ритмической гимнастики №2 (без предметов) Дата проведения: 5 ноября 2014 года. Оборудование: аудиозапись. Задачи: Воспитательные – воспитание интереса к двигательной активности и.