Мцыри как романтический герой. Романтическая символика в произведении «Мцыри Монастырь неволя мцыри

Ответ оставил Гость

Одна из поэм М. Ю. Лермонтова, тематика которой тесно свя­зана с его кавказским циклом, - поэма «Мцыри» . Это поэма романтическая, с идеальным героем, отличающимся гипербо­личностью переживаний. В центре сюжета - судьба пленного мальчика, черкеса, попавшего в грузинский монастырь. Собы­тия эти были связаны с путешествием Лермонтова по Военно-Грузинской дороге, о чем писал еще П. А. Висковатов. В Мцхете поэт встретил одинокого монаха и узнал от него, что тот еще ребенком был взят в плен генералом Ермоловым. Генерал вез его с собой, но мальчик заболел, и его пришлось оставить в монас­тыре. Ребенок долго не мог привыкнуть к своей новой жизни, тосковал, пытался убежать в горы, в результате тяжело заболел. Выздоровев, он успокоился и остался в монастыре. Рассказ этот произвел большое впечатление на Лермонтова. Кроме того, во­ображение поэта поразила и старинная грузинская песня о схват­ке юноши с тигром, где были такие строки:
Тигр и юноша сцепились Средь полночной темноты,
Камни в пропасть покатились,
Обломалися кусты.
Все эти впечатления и нашли свое отражение в романтичес­кой поэме.
Мцыри наделен у поэта характерными чертами романтичес­кого героя: он бесконечно одинок в чуждом ему мире, наделен гордостью, сильной волей, мужественностью, огненно-мятеж­ной душой, страстной жаждой жизни, свободы и борьбы. «Это любимый идеал нашего поэта, отражение в поэзии тени его собственной личности» , - писал В. Г. Белинский.
Поэма построена в форме монолога-исповеди героя о трех днях, проведенных на воле. Монастырь для Мцыри - это сим­вол тюрьмы, неволи. Он тоскует по своей родине, где «люди воль­ны, как орлы» , по родному аулу, по своей семье, по отчему дому. Поэтому он бежит из монастыря, где он жил с детства. Три дня он скитается, пытаясь отыскать дорогу домой, но все усилия его бесполезны. Заблудившись, Мцыри вновь оказывается возле монастыря. Силы героя уже на исходе, в финале поэмы он изоб­ражен умирающим. Его находят монахи, и он вновь оказывается в монастыре. Таким образом, поэма вместила в себя всего четыре дня из жизни Мцыри, но они были самыми яркими и запомина­ющимися в его судьбе:
Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил - и жизнь моя Без этих трех блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости моей.
Первое чувство, испытанное Мцыри на воле, - восхищение красотой и величием природы. Он видит «пышные поля» , «хол­мы, покрытые венцом дерев» , «горные хребты, причудливые, как мечты» , «снега, горящие, как алмаз» . Картины природы вызыва­ют в памяти образ родного дома: герой вспоминает «в тени рас­сыпанный аул» , «свет лунных вечеров» , «вечерний гул домой бе­гущих табунов» , «смуглых стариков» , отца «в одежде боевой» и молодых своих сестер. Поэт замечает, что цель побега Мцыри - не только возвращение домой, но желание видеть «божий мир» , желание «узнать, прекрасна ли земля» , «д ля воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы» . Это свободомыслие героя, его стремле­ние проникнуть в тайны природы, обрести смысл жизни звучит в горячем, вдохновенном признании:
…О! я как брат Обняться с бурей был бы рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнию ловил…
Скажи мне, что средь этих стен Могли бы дать вы мне взамен
Той дружбы краткой, но живой,
Меж бурным сердцем и грозой? .
«…Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполин­ская натурау этого Мцыри!» , - писал В. Г. Белинский, восхи­щенный этими строчками. В своих скитаниях герой слышит крик шакала, видит змею, скользившую меж камней, но он не испы­тывает страха: «как зверь» , он «чужд людей» и близок к природе. Природа в рассказе Мцыри словно оживает: «дохнули сонные цветы» , «туманный лес заговорил» , ему «внятен» шум потока, шепот кустов. Не слышит он лишь «человека гордый глас» .

Романтическая символика в произведении «Мцыри»

Особое развитие тема пути получает в произведении «Мцыри», написанном в 1839 году. Центральным событием в поэме является побег главного героя, Мцыри, из монастыря, точнее рассказ об этом. Мотив пути в этом произведении ассоциируется со свободой, потеря которой приравнивается к потере жизненного пути, смысла жизни.

Бежал я долго - где, куда?

Не знаю! ни одна звезда

Не озаряла трудный путь.

Мне было весело вдохнуть…

Еще один романтический символ появляется в этом произведении - огонь. Огонь символизирует очищение, обновление жизни, силу, энергию, страсть. Пламя - типичное символическое отображение сердца. Огонь - основа образа Мцыри, это его любовь, мысли о свободе (выросший в стенах монастыря герой остается полным огня борьбы), даже болезнь и быстрая смерть. Мцыри видит огонь, жизнь только за пределами монастыря. "Любимый идеал" поэта близок личности самого Лермонтова. Ему, как и Мцыри, свойственны "пламенная страсть" к свободе, стремление к действию, "боренью". Эмоциональная, взволнованная речь Мцыри с необыкновенной силой выражает его пылкую, вольнолюбивую натуру, возвышает его настроения и переживания.

Тогда, пустых не тратя слез,

В душе я клятву произнес:

Хотя на миг когда-нибудь

Мою пылающую грудь

Прижать с тоской к груди другой,

Хоть незнакомой, но родной.

Увы! теперь мечтанья те

Погибли в полной красоте,

И я как жил, в земле чужой

Умру рабом и сиротой.

В поэтике "Мцыри" автор использует и другие образы-символы, характерные для романтического произведения: бури, единоборства, воспоминания, картины природы. Естественны в таком произведении представители флоры и фауны, вступающие в контакт с героем.

Ты хочешь знать, что видел я

На воле? - Пышные поля,

Холмы, покрытые венцом

Дерев, разросшихся кругом,

Шумящих свежею толпой,

Как братья в пляске круговой.

Я видел груды темных скал,

Когда поток их разделял.

И думы их я угадал:

Мне было свыше то дано!

Лермонтов старался подчеркнуть большую символическую значимость судьбы Мцыри: герой поэмы не имеет имени, его судьба -- это обобщенная судьба романтического пришельца и пленника, а не изложение истории, основанной на биографии какого-то конкретного человека, являющегося прототипом. Сохранилась одна рукопись поэмы -- авторизованная копия, часть которой является автографом. Заглавие и дата: «"Бэри“. Поэма. 1839 г. В примечании сказано: «Бэри - по-грузински - монах». От этого названия Лермонтов отказался и, включив поэму в сборник «Стихотворения», озаглавил ее «Мцыри» (в прим. пояснил, что на грузинском языке это означает «неслужащий монах, послушник»). По-грузински означает не только «послушник», но и «пришелец», «чужеземец», одинокий человек, не имеющий родных и близких.

Ёмким символом является природа в поэме «Мцыри»: это мир, в котором романтический герой видит подобие идеального мира «тревог и битв», созданного им в душе. Природа -- цель и смысл его бегства из монастыря, «родина», куда он мечтает вернуться. Но природа становится для Мцыри и грозным соперником: барс, с которым герой вступил в схватку, не просто сильный и красивый зверь, это символ грубой силы природы, ее враждебности человеку. Бой с барсом символичен: он стал поединком материи природы, воплощенной в барсе, и несгибаемого, гордого человеческого духа, воплощенного в Мцыри.

Я ждал. И вот в тени ночной

Врага почуял он, и вой

Протяжный, жалобный как стон

Раздался вдруг... и начал он

Сердито лапой рыть песок,

Встал на дыбы, потом прилег,

И первый бешеный скачок

Мне страшной смертью грозил...

Но я его предупредил.

Удар мой верен был и скор.

Надежный сук мой, как топор,

Широкий лоб его рассек...

Он застонал, как человек,

И опрокинулся. Но вновь,

Хотя лила из раны кровь

Густой, широкою волной,

Бой закипел, смертельный бой!

Но главный символ поэмы «Мцыри» - символ неволи -- монастырь (в лирике ему соответствует тюрьма).

На мне печать свою тюрьма

Оставила... Таков цветок

Темничный: вырос одинок

И бледен он меж плит сырых,

И долго листьев молодых

Не распускал, все ждет лучей

Живительных. И много дней

Прошло, и добрая рука

Печалью тронулась цветка,

И был он в сад перенесен,

В соседство роз. Со всех сторон

Дышала сладость бытия...

Но что ж? Едва взошла заря,

Палящий луч ее обжег

В тюрьме воспитанный цветок...

Важно отметить, что действие многих произведения поэта происходит в монастырях или вблизи них. Но романтический герой Лермонтова уходит от мира ради самого себя, своих желаний, подчиняясь собственным страстям, послушник же жертвует всем ради Бога. Именно поэтому герои поэм Михаила Юрьевича негативно относятся к монастырям, как к антиподу свободы, воли, счастья.

>Сочинения по произведению Мцыри

Монастырь как символ неволи

Поэма «Мцыри» была написана М. Ю. Лермонтовым в первой половине 19 века. Она считается одним из лучших образцов русской романтической поэзии. В основе поэмы «Мцыри» лежит трагическая история горского мальчика, с детства лишенного семьи и воспитывавшегося в Мцхетском монастыре. Несмотря на то, что местные монахи были к нему добры, выходили его, когда он болел, окрестили, научили грузинскому языку и христианским обычаям, монастырь стал своеобразной тюрьмой для Мцыри . Его угнетали душные кельи, сумрачные стены, жалкие стражи-монахи, и он сам себе казался рабом и узником.

Его нежелание оставаться в монастыре связано в основном с тем, что он был рожден свободным. Мальчик с детства отличался гордым нравом, мятежной душой, свободолюбием и стремлением к единению с природой. Длительная монастырская жизнь так и не смогла убить в нем стремлений и порывов. Наоборот, находясь в заточении, он еще больше тяготел к вольному миру, полному тревог и битв. Его предки были отважными горскими воинами, и он хотел быть достойным их. Стремление обрести утраченную родину не являлось единственной причиной его побега. Главная причина крылась в желании «познать» мир и увидеть настоящую жизнь. Несмотря на все опасности, подстерегающие Мцыри за стенами монастыря, только эти три дня на воле дали ему полноту ощущений и понимания жизни.

Он еще раз убедился, что мир прекрасен, а человек рожден для свободы. А также, встретив и победив в жестокой схватке царственного зверя, он сам себе доказал, что достоин зваться сыном своих предков. За три дня Мцыри удалось испытать гораздо больше волнений, чем за многие годы жизни в монастыре. Он был ошеломлен яркими красками природы, необычайными звуками, бескрайним небом, и даже тем, как много опасностей таится вокруг. Встреча с барсом символизировала жизненные препятствия, которые возникают на пути у каждого человека. Впечатлила его сулившая радости любви встреча со статной грузинкой. Но у него была другая цель. Поэтому, превозмогая тоску, он продолжал свой путь.

Будучи заточенным в стенах монастыря, он не смог бы ощутить жизнь в полной мере. Даже умирая, он пожелал оставаться свободным и продолжал мечтать о родном крае. Смысл жизни Мцыри крылся в преодолении духовной тюрьмы и в том, чтобы даже за короткую жизнь пронести могучую страсть к свободе.

Для героя монастырь-символ неволи, тюрьма с сумрачными стенами и «кельями душными». Остаться жить в монастыре означало для него навсегда отказаться от родины, и свободы, быть обреченным на вечное рабство и одиночество Автор не раскрывает характера мальчика, а дает лишь несколько штрихов его поведения, и личность пленника - горца вырисовывается отчетливо. Он вынослив, горд, недоверчив, потому что видит в окружающих монахах своих врагов. Ему с самых ранних лет знакомы недетские чувства одиночества и тоски. Прямая авторская оценка поведения мальчика содержится в словах Лермонтова о могучем духе юного пленника, унаследованном от отцов. ПРИМЕР!!!




Какое из толкований этого слова наиболее точно определяет характер героя? Мцыри- человек, живущий не по надуман- ным законам государства, подавляющим свободу человека, а по естественным законам природы, позволяющим личности раскрыться, реализовать свои стремления. Но герой вынужден жить в неволе, в стенах чуждого ему монастыря.


Какова была цель побега Мцыри? Что значит для Мцыри быть свободным? Представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на Родину. Быть свободным- значит для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул. В душе его постоянно жил образ неизвестного, но желанного «чудного мира тревог и битв»




Какие эпизоды трехдневных скитаний Мцыри вы считаете особенно важными? Почему? Личность Мцыри, его характер раскрывается в том, какие картины привлекают героя, и как он о них говорит. Его поражает богатство и яркость природы, резко контрастирующее с монотонностью монастырского существования. И в пристальном внимании, с каким герой смотрит на окружающий мир, ощущается его любовь к жизни, стремление ко всему прекрасному в ней, сочувствие всему живому.


Что же познал Мцыри, очутившись на свободе? На свободе с новой силой раскрылась любовь Мцыри к родине, которая слилась для юноши со стремлением к вольности. На свободе он познал «блаженство вольности» и укрепился в своей жажде земного счастья. Прожив три дня вне стен монастыря, Мцыри понял, что он смел и бесстрашен. «Пламенная страсть» Мцыри –любовь к родине- делает его целеустремленным и твердым.


Что значит жить для героя? Находиться в постоянных поисках, тревоге, бороться и побеждать, а главное- испытывать блаженство «вольности святой» - в этих переживаниях очень ярко раскрывается пламенный характер Мцыри. Только настоящая жизнь проверяет человека и показывает, на что он способен.


Нашел ли Мцыри ответ на вопрос:«прекрасна ли земля»? Зачем живет человек на земле? Мцыри увидел природу в ее многообразии, ощутил ее жизнь, испытал радость общения с ней. Да, мир прекрасен! -таков смысл рассказа Мцыри об увиденном. Его монолог –гимн этому миру. И то, что мир прекрасен, полон красок и звуков, полон радости, дает герою ответ на второй вопрос: зачем создан человек, зачем он живет? Человек рожден для воли, а не для тюрьмы.


Почему погиб Мцыри?Почему несмотря на гибель героя, мы не воспринимаем поэму как произведение мрачное, исполненное отчаяния и безнадежности? Истоки трагедии Мцыри- в условиях, которые с детства окружали героя. Обстоятельства, в которых он оказался, наложили на него свою печать, сделав «цветком темничным», и обусловили гибель героя. Такое поражение в то же время и есть победа: жизнь обрекла Мцыри на вечное рабство, смирение, одиночество, а он сумел узнать свободу, испытать счастье борьбы и радость слияния с миром. Поэтому гибель его при всей трагичности вызывает у нас гордость за Мцыри и ненависть к условиям, лишающим его счастья.


Домашнее задание Письменно: развернутый ответ на следующие высказывания: На «3»: «Непонятно, почему Мцыри бежал во время грозы без всякой подготовки. Он должен был подготовиться к побегу, запасти соли, хлеба, хорошо одеться. А то он взял и выскочил напропалую» На «4»: «Непонятно, почему Мцыри сразился с барсом. Ведь он мог свободно уйти, пока барс его не почуял. Из-за этого обессилел и погиб, а если бы ушел, может быть, добрался бы до своей родины» На «5»: Почему Мцыри не пошел за грузинкой в саклю, к свободным людям, к которым он стремился всю жизнь?»

Ответ оставил Гость

В поэме Лермонтов развивает идею мужества и протеста, заложенную ранее в других произведениях. Но в этой поэме автор почти исключает любовный мотив, игравший ранее существенную роль. Этот мотив отразился в краткой встрече Мцыри с грузинкой у горного потока. Герой, побеждая непроизвольный порыв молодого сердца, отказывается от личного счастья во имя свободы. Патриотическая идея сочетается в поэме с темой свободы. Лермонтов не разделяет этих понятий. В одну страсть сливается у него любовь к отчизне и жажда воли.

Тюрьмой становится для Мцыри монастырь, душными кажутся ему кельи, сумрачными и глухими - стены, трусливыми и жалкими - стражи-монахи, сам же он чувствует себя рабом и узником. Его желание узнать многое о мире, для чего родился он на свет, обусловлено страстным порывом к свободе. Только вне монастыря Мцыри жил, только вне монастыря он был свободен. Только эти дни он называет блаженством.

Мужество и стойкость Мцыри проявляются в его битве с барсом. Его не страшила смерть, потому что он знал: возврат в монастырь - это продолжение прежних страданий. Трагический финал не ослабляет его дух, мощь его вольнолюбия. Увещевания старого монаха не заставляют его раскаяться. Он и теперь променял бы райское наслаждение на несколько минут свободы, на несколько минут жизни среди близких.

Побежденный, он духовно не сломлен и остается положительным образом нашей литературы, а его мужество и героизм, сила духа и целостность явились укором раздробленным сердцам боязливых и бездеятельных современников.

Поэма Лермонтова продолжает традиции передового романтизма. Мцыри, полный пламенных страстей, сумрачный и одинокий, раскрывающий свою душу в рассказе-исповеди, воспринимается как герой романтических поэм. Однако Лермонтов, создавший "Мцыри" в те годы, когда создавался и реалистический роман "Герой нашего времени", вносит такие черты в это произведение, которых нет в более ранних его поэмах. Если прошлое героев "Исповеди" и "Боярина Орши" остается совершенно неизвестным и мы не знаем тех социальных условий, которые сформировали их характеры, то строчки о несчастливом детстве и отрочестве Мцыри помогают глубже понять переживания и мысли героя. Сама форма исповеди, характерная для романтических поэм, связана со стремлением глубже раскрыть - рассказать душу. Этот психологизм произведения, детализация переживаний героя естественны для поэта, который в это же время создал социально-психологический роман.

Выразительно сочетание множества метафор романтического характера в самой исповеди (образы огня, пламенности) с реалистически точной и поэтически скупой речью вступления ("Однажды русский генерал..."). Романтическая по форме поэма свидетельствовала о росте реалистических тенденций в творчестве Лермонтова.