Материнская любовь в произведении тарас бульба. Образ матери, андрия и остапа, жены тараса бульбы

В суровых условиях народной войны матери и жены не могут отвратить гибель своих любимых, они проливают ручьи слез, но благословляют мужей и сыновей на битву.

  • У Глухов!, у город! Стрельнули з гармати, Не по одом козаченьку Заплакала мата.
  • Подобный обобщенный образ, как бы синтезирующий множество страдающих матерей, сестер и вдов, нередко встречается в украинских песнях:

    Сурова правда войны, и в этих описаниях Гоголь не приукрашивает историческую действительность, как позднее и Шевченко в «Гайдамаках», по поводу которых Добролюбов писал, что поэт «ни стихом» не погрешил против исторической истины, создав поэму, «совершенно верную народному характеру», и проникшись настроением эпохи.

    Здесь характерно и то, что у современников Гоголя, у лиц из его украинского окружения, образ песенной чайки воспринимался не только в смысле «чайка-мать», но и ассоциировался с их родиной – Украиной. И эти грани образа, его полифоническое звучание по-своему отразились в гоголевской эпопее. С образом матери в повести Гоголя связаны и общечеловеческие мотивы. Величественны подвиги запорожцев, изображенные в повести, стократно воспета в народных песнях их борьба за такие великие ценности, как личная свобода и национальное достоинство.

    Бессильна и любовь людей, разделенных войной, принадлежащих к противоборствующим сторонам. «Известно,- пишет Гоголь,- какова в русской земле война, поднятая за веру: нет силы сильнее веры. Непреоборима и грозна она, как нерукотворная скала среди бурного, вечно изменчивого моря. Из самой средины морского дна возносит она к небесам не проломные свои стены, вся созданная из одного цельного, сплошного камня. Отовсюду видна она и глядит прямо в очи мимо бегущим волнам. И горе кораблю, который несется на нее! В щепы летят бессильные его снасти, тонет и ломится в прах все, что ни есть на них, и жалким криком погибающих оглашается пораженный воздух».

    Всегда ложился рано. Он развалился на ковре, накрылся бараньим тулупом, потому что ночной воздух был довольно свеж и потому что Бульба любил укрыться потеплее, когда был дома. Он вскоре захрапел, и за ним последовал весь двор; все, что ни лежало в разных его углах, захрапело и запело; прежде всего заснул сторож, потому что более всех напился для приезда паничей.

    «Тарас Бульба». Художественный фильм по повести Н. В. Гоголя, 2009

    Одна бедная мать не спала. Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших рядом; она расчесывала гребнем их молодые, небрежно всклоченные кудри и смачивала их слезами; она глядела на них вся, глядела всеми чувствами, вся превратилась в одно зрение и не могла наглядеться. Она вскормила их собственною грудью, она возрастила, взлелеяла их – и только на один миг видит их перед собою. «Сыны мои, сыны мои милые! что будет с вами? что ждет вас?» – говорила она, и слезы остановились в морщинах, изменивших ее когда-то прекрасное лицо. В самом деле, она была жалка, как всякая женщина того удалого века. Она миг только жила любовью, только в первую горячку страсти, в первую горячку юности, – и уже суровый прельститель ее покидал ее для сабли, для товарищей, для бражничества. Она видела мужа в год два-три дня, и потом несколько лет о нем не бывало слуху. Да и когда виделась с ним, когда они жили вместе, что за жизнь ее была? Она терпела оскорбления, даже побои; она видела из милости только оказываемые ласки, она была какое-то странное существо в этом сборище безженных рыцарей, на которых разгульное Запорожье набрасывало суровый колорит свой. Молодость без наслаждения мелькнула перед нею, и ее прекрасные свежие щеки и перси без лобзаний отцвели и покрылись преждевременными морщинами. Вся любовь, все чувства, все, что есть нежного и страстного в женщине, все обратилось у ней в одно материнское чувство. Она с жаром, с страстью, с слезами, как степная чайка, вилась над детьми своими. Ее сыновей, ее милых сыновей берут от нее, берут для того, чтобы не увидеть их никогда! Кто знает, может быть, при первой битве татарин срубит им головы и она не будет знать, где лежат брошенные тела их, которые расклюет хищная подорожная птица; а за каждую каплю крови их она отдала бы себя всю. Рыдая, глядела она им в очи, когда всемогущий сон начинал уже смыкать их, и думала: «Авось-либо Бульба, проснувшись, отсрочит денька на два отъезд; может быть, он задумал оттого так скоро ехать, что много выпил».

    Месяц с вышины неба давно уже озарял весь двор, наполненный спящими, густую кучу верб и высокий бурьян, в котором потонул частокол, окружавший двор. Она все сидела в головах милых сыновей своих, ни на минуту не сводила с них глаз и не думала о сне. Уже кони, чуя рассвет, все полегли на траву и перестали есть; верхние листья верб начали лепетать, и мало-помалу лепечущая струя спустилась по ним до самого низу. Она просидела до самого света, вовсе не была утомлена и внутренне желала, чтобы ночь протянулась как можно дольше. Со степи понеслось звонкое ржание жеребенка; красные полосы ясно сверкнули на небе.

    Бульба вдруг проснулся и вскочил. Он очень хорошо помнил все, что приказывал вчера.

    – Ну, хлопцы, полно спать! Пора, пора! Напойте коней! А где стара́? (Так он обыкновенно называл жену свою.) Живее, стара, готовь нам есть; путь лежит великий!

    Бедная старушка, лишенная последней надежды, уныло поплелась в хату. Между тем как она со слезами готовила все, что нужно к завтраку, Бульба раздавал свои приказания, возился на конюшне и сам выбирал для детей своих лучшие убранства. Бурсаки вдруг преобразились: на них явились, вместо прежних запачканных сапогов, сафьянные красные, с серебряными подковами; шаровары шириною в Черное море, с тысячью складок и со сборами, перетянулись золотым очкуром; к очкуру прицеплены были длинные ремешки, с кистями и прочими побрякушками, для трубки. Казакин алого цвета, сукна яркого, как огонь, опоясался узорчатым поясом; чеканные турецкие пистолеты были задвинуты за пояс; сабля брякала по ногам. Их лица, еще мало загоревшие, казалось, похорошели и побелели; молодые черные усы теперь как-то ярче оттеняли белизну их и здоровый, мощный цвет юности; они были хороши под черными бараньими шапками с золотым верхом. Бедная мать как увидела их, и слова не могла промолвить, и слезы остановились в глазах ее.

    – Ну, сыны, все готово! нечего мешкать! – произнес наконец Бульба. – Теперь, по обычаю христианскому, нужно перед дорогою всем присесть.

    Все сели, не выключая даже и хлопцев, стоявших почтительно у дверей.

    – Теперь благослови, мать, детей своих! – сказал Бульба. – Моли Бога, чтобы они воевали храбро, защищали бы всегда честь лыцарскую, чтобы стояли всегда за веру Христову, а не то – пусть лучше пропадут, чтобы и духу их не было на свете! Подойдите, дети, к матери: молитва материнская и на воде и на земле спасает.

    Мать, слабая, как мать, обняла их, вынула две небольшие иконы, надела им, рыдая, на шею.

    – Пусть хранит вас… Божья Матерь… Не забывайте, сынки, мать вашу… пришлите хоть весточку о себе… – Далее она не могла говорить.

    – Ну, пойдем, дети! – сказал Бульба.

    У крыльца стояли оседланные кони. Бульба вскочил на своего Черта, который бешено отшатнулся, почувствовав на себе двадцатипудовое бремя, потому что Тарас был чрезвычайно тяжел и толст.

    Когда увидела мать, что уже и сыны ее сели на коней, она кинулась к меньшому , у которого в чертах лица выражалось более какой-то нежности: она схватила его за стремя, она прилипнула к седлу его и с отчаяньем в глазах не выпускала его из рук своих. Два дюжих козака взяли ее бережно и унесли в хату. Но когда выехали они за ворота, она со всею легкостию дикой козы, несообразной ее летам, выбежала за ворота, с непостижимою силою остановила лошадь и обняла одного из сыновей с какою-то помешанною, бесчувственною горячностию; ее опять увели.

    (См. краткое содержание и полный текст повести Гоголя «Тарас Бульба».)

    Воплощено большое количество типичных сторон украинского казачества. В одноименной повести он раскрывается со всех сторон: и как семьянин, и как военачальник, и как человек в целом. Тарас Бульба - народный герой, он не выносит спокойного домашнего существования и живет бурной жизнью, полной тревог и опасности.

    Бульба как семьянин

    Главный герой является суровым мужем и отцом. К относится с определенной снисходительностью. Он считает ее просто «бабой», бесконечно ничтожным существом, у которого нет никакого авторитета. Своих сыновей гоголевский герой также приучает не подчиняться влиянию матери. Образ Тараса Бульбы в повести «Тарас Бульба» сначала кажется немного жестоким. Он не признает мягкую а даже наоборот - видит в ней большую опасность для настоящего казака. Он считает, что нельзя поддаваться чарам женской любви, даже если это так как можно «обабиться».

    Бульба как отец

    Таким же суровым представлен Тарас и как отец. В отношении с двумя сыновьями он не допускает ни капли ласки или мягкости, сразу пытается стать им старшим товарищем. Даже когда сыновья возвращаются домой, Бульба при первой встрече вступает в драку с одним из них. Таким способом он пытается определить силу и темперамент сына, чтобы узнать, каким боевым товарищем он станет в будущем.

    Бульба как военачальник

    Образ Тараса Бульбы в повести «Тарас Бульба» раскрывает перед читателем неутомимую, энергичную и предприимчивую личность. Главный герой не ведает, что такое усталость и страх. Он прекрасно знает своих подчиненных, умеет повлиять на них и делом, и словом. Когда нужно, может уместно пошутить или зажечь сердца воинов, проговорив воодушевленную патриотическую речь.

    Главный герой прозорлив и хитер, он ловко управляет психологией казаков и без затруднений может добиться назначения кошевого атамана. Именно Тарас оказывается самым дальновидным, когда между поляками и казаками якобы возникает перемирие.

    Дух товарищества

    Образ Тараса Бульбы в повести «Тарас Бульба» наиболее раскрывается в отношениях с его ратными товарищами. К ним он относится по-братски, именно здесь Гоголь показал всю нежность главного героя, на которую только он был способен. Наиболее широко демонстрируется дух товарищества Тараса Бульбы в сцене, когда он умирает мучительной смертью, но при этом не думает о себе, а переживает за своих ратных товарищей, которые еще могут спастись. В последние минуты жизни он все же находит в себе силы, чтобы указать путь спасения братьям-казакам.

    Тарас Бульба - народный герой

    Главный герой повести - это олицетворение всех национальных черт, которые автор представляет в разных персонажах данного произведения. В главном герое сосредоточены упорство титана, героическое спокойствие и суровый юмор. Образ Тараса Бульбы в повести «Тарас Бульба» - это как будто вылитая из стали фигура, но в то же время мятежная и страстная. Он - непреклонный и гордый, в один момент суровый и жестокий, а в другой - великодушный.

    Подвиг Тараса Бульбы

    «Я тебя породил, я тебя и убью», - такой была последняя фраза Бульбы в момент расправы над своим младшим сыном за предательство. Тарас уже не считал Андрия своим ребенком, так как он предал не только родную землю, но и всех близких. Бездыханное тело сына главный герой покидал с тяжелым сердцем.

    После того как не стало младшего отпрыска, Тарас все больше проникался любовью к старшему - Остапу. В одном бою Бульба не смог уберечь своего сына. Здесь читатель уже может заметить страдания главного героя, когда душа Тараса раскрывается совсем с другой стороны. Он обманом пробирается в Варшаву, чтобы найти Остапа. И находит его на площади, где тот подвержен пыткам и издевательствам. Изо всех своих последних сил Остап обращается к отцу с вопросом: «Где ты? Слышишь ли?» В этот момент Тарасу грозит огромная опасность, но он об этом забывает, откликаясь на зов родной кровинки: «Слышу!»

    Это был последний подвиг Тараса Бульбы. Враги поймали его, но он не потерял гордость и честь и достойно встретил свою смерть. Когда Тараса сжигали на костре, он уже чувствовал приближение неминуемой гибели, но при этом смотрел на своих казаков, убегающих от ляхов, и кричал: «Хлопцы, к берегу!»

    О повести

    «Тарас Бульба» - произведение, в котором рассказывается о борьбе украинского народа против В своем произведении автор показывает узы дружбы, которые связывают два братских народа (украинский и русский). Николай Васильевич Гоголь не случайно упоминает «русскую силу» казачества. Казачество для него - сбежавшие от своих господ холопы, выходцы из русских княжеств, которые объединились, чтобы бороться за свою независимость.

    Характеристика повести «Тарас Бульба» сосредоточена на главном герое. Автор не пытался его идеализировать, в образе Тараса Бульбы перемешаны малое с великим, грубость с нежностью. Гоголь пытался передать героический характер, и у него это получилось. Даже после гибели Тараса его любовь к родной земле и товарищам, его воля остались несокрушимыми.

    Благодаря таким самоотверженным и наша страна выстояла и сохранила свою независимость. Это произведение и на сегодняшний день сохраняет свою актуальность. Повесть «Тарас Бульба» для многих является одной из любимых. Сильные характеры, героическое время - современным людям есть чему поучиться!

    Мать обоих молодых казаков, жена старого Бульбы, «стара», как он сам называет её, обрисована в повести вскользь, чертами, свойственными эпохе, когда женщина почиталась не за человека, а за существо низшее, ни к чему не годное. Автор даже не сообщил в повести ее имени, желая этим подчеркнуть ничтожное положение женщины в среде и эпохе, из которой почерпнут сюжет. Сама по себе она не играет в повести никакой роли, а выведена лишь, как мать казаков, как мать рыцарей; только с этой стороны женщина в рассматриваемую эпоху имела значение.

    Это тихая, загнанная женщина, обреченная с одной стороны на вечное одиночество в своей семье, с другой — на вечную боязнь потерять мужа и сыновей в битве, а в мирное время угадывать и исполнять все малейшие желания и движения своего властолюбивого и упрямого мужа. Она ни о чем не смеет просить мужа, не то что спорить с ним. Когда подгулявший Тарас воспылал воинским духом и, объявил, что на другое утро уезжает с сыновьями на Сечь, стал колотить горшки и фляжки, бедная старуха печально сидела на лавке, не смея возразить; взглянув на своих сыновей, с которыми предстояла ей такая скорая разлука, она не Могла удержаться от слез, и никто бы не мог описать всей безмолвной силы ее горя, которым были наполнены глаза ее и судорожно сжатые губы.

    Даже в таком деле, как любовь и ласка к детям, «стара» не имела права обнаружить своей самостоятельности. Она была лишена суровыми условиями и понятиями того века даже того естественного права, которого мудрая природа не лишила и диких зверей. Ее ласки Тарас прерывает суровым восклицанием: «Полно, полно выть, старуха. Казак не на то, чтобы возиться с бабами. Ты бы спрятала их обоих себе под юбку да и сидела бы на них, как на куриных яйцах. Ступай, ступай … » Бедная старуха была, казалось, вся соткана из любви к детям и покорности к мужу. Ничего другого в ней заметить нельзя. Это была личность без прав, без голоса, всецело подчиненная воле своего господина — мужчины.

    Единственною областью, где женщине представлялась относительная свобода, была религия. Молиться за своих детей «стара» могла сколько угодно. В этом отношении ни Тарас, ни кто-нибудь другой не моли помешать ей; она и молилась и пользовалась удобным случаем, чтобы с есаулами Тарасова полка, уходившего в поход позже, отправить благословление своим сыновьям. Оставаясь дома, «стара» мысленно летела за своими сыновьями и мужем и все время душою была с ними. Можно думать, что когда не стало ее дорогих сыновей и мужа, не стало на свете и ее: в такую тесную связь и зависимость была поставлена условиями века жизнь этой женщины от жизни мужчин.