Игорь старый. Князь Мал древлянский

В летописных сводах X-XI веков сын легендарного князя Рюрика, Игорь, упоминается с добавлением слова Старый. Происходит это потому, что именно к нему возводят они начало династии русских князей Рюриковичей. Подобное наименование вошло в обиход, и широко использовалось историками более поздних времён. Не будем и мы отступать от установившейся традиции.

Краткое предисловие

Прежде чем начать разговор, следует отметить крайне важную деталь - обо всех событиях, в которых, так или иначе, принимал участие Игорь Старый, сегодня известно из ряда письменных памятников, часто противоречащих друг другу. Поэтому, ведя разговор о тех давно ушедших временах, принято следовать наиболее распространённой и общепринятой версии, и не следует удивляться, если она не во всём соответствует данным из каких-либо второстепенных источников.

Регент и попечитель юного князя

Как свидетельствует составитель «Повести временных лет» - летописец Нестор, после смерти легендарного князя Рюрика, последовавшей в 879 году, остался его малолетний сын и наследник Игорь, родившийся годом ранее. Поскольку по малолетству он ещё не мог приступить к княжению, то до его возмужания правление осуществлял родственник почившего правителя - князь Олег - тот самый, который вошёл в нашу историю с титулом Вещий. Он же был и ближайшим попечителем отрока.

Вскоре после обретения власти Олег подчиняет себе вольный, до той поры, Смоленск, а затем подступает со своей дружиной к Киеву. Летописец рассказывает, что киевских князей Аскольда и Дира он хитростью выманивает из укреплённого города, и убивает. Захватив таким образом власть, и желая придать ей легитимность, Олег указывает киевлянам на малолетнего Игоря как на законного наследника власти, себе же отводит роль некоего регента. В действительности же это было лукавством, поскольку власть он не выпустил из рук до самой смерти.

Женитьба князя Игоря

О том, как прошла юность князя Игоря ничего не известно, и в следующем отрывке летописец являет его читателю уже возмужавшим, однако, всё ещё не вышедшим из-под опеки Олега. Именно он приводит молодому князю невесту - совсем юную тринадцатилетнюю (а по некоторым источникам, вообще, десятилетнюю) псковитянку с необычайно поэтическим старославянским именем Прекраса.

Далее, Игорь Старый (которому тогда едва исполнилось 23 года), воспылав любовью, женится на юной красавице, но почему-то даёт своей невесте новое имя - Ольга. Объяснений этому его поступку может быть два - или это следствие сиюминутного каприза, или причина более серьёзная.

Вероятная родственница Вещего Олега

Дело в том, что Ольга - это скандинавское имя, являющееся производной формой от мужского имени Олег. Поэтому бытует предположение, что попечитель и временщик попросту сосватал наследнику свою родственницу, желая укрепить влияние на повзрослевшего юношу.

Так или иначе, но в историю России эта женщина вошла под именем княгини Ольги - первой русской христианки, причисленной к лику святых. Она же является бабкой крестителя Руси святого равноапостольного князя Владимира. Плодом её брака с князем Игорем стал сын Святослав Игоревич, унаследовавший власть, и ставший в отличие от своей матери жестоким гонителем христиан. Кроме Ольги у князя было много и других жён, но она всегда оставалась самой любимой.

Под бременем власти

В 912 году после неожиданной смерти своего опекуна, которую так поэтично воспел А. С. Пушкин, Игорь Старый обрёл, наконец, всю полноту власти. До этого времени он являлся самостоятельным правителем Киева лишь в 907 году, когда Олег оставлял его своим наместником во время похода в Византию, в ходе которого он овладел Царьградом и прибил на его вратах свой знаменитый щит.

Власть, ставшая достоянием ещё неопытного в правлении Игоря, принесла с собой немало забот. В частности, узнав о смерти Олега, взбунтовались и отказались платить ранее установленную дань племена древлян - восточнославянских народов, населявших в те годы территорию нынешнего украинского Полесья.

В результате князь Игорь Старый был вынужден, собрав дружину, идти усмирять бунтовщиков, что он и сделал в 913 году, а чтобы впредь было неповадно вольничать, обложил их данью, вдвое превышающей прежнюю.

Азиатское коварство и честолюбивые мечты

Следующим по хронологии военный поход был совершён князем против печенегов, впервые появившихся на Руси в 915 году. Направляясь в Византию для помощи ей в отражении нападения болгар, эти степные жители не имели в отношении подвластных Игорю земель агрессивных намерений, и князь согласился пропустить их. Однако, исполненный коварства, он ударил с тыла по их арьергарду, и в результате одержал довольно лёгкую победу, овладев имуществом и провиантом.

Это был успех, но разве он мог сравниться с той славой, которой покрыл себя его предшественник и опекун - Вещий Олег? Мысли об этом не покидали сознание честолюбивого и завистливого Игоря. Чтобы обессмертить своё имя, ему требовалось нечто, способное затмить прежние победы. Мечты о собственном щите на вратах Царьграда наполняли его жизнь. И в 941 году начинаются походы Игоря Старого на Византию. Их было два, каждый из которых по-своему интересен.

Морской поход на Византию

Первый поход князь осуществил морским путём, посадив на ладьи всё своё многочисленное войско. Сколько потребовалось этих небольших и весьма примитивных кораблей, чтобы двигаясь вдоль морского побережья от устья Днепра до Константинополя, перевести весьма значительное количество людей, доподлинно неизвестно. Нестор Летописец сообщает о 10 тыс. судов, европейские же источники говорят лишь о тысяче.

В любом случае это была достаточно внушительная флотилия. На подходах к византийской столице ей удалось одержать ряд незначительных побед, но затем случилось непредвиденное. Защитниками города было применено против них совершенно неизвестное на Руси оружие, вошедшее в историю под названием греческого огня.

Молния, сошедшая с неба

Судя по оставшимся описаниям, это было некое подобие современного огнемёта. Суть его состояла в том, что при помощи специальных сифонов в направлении противника под давлением выбрасывалась струя горящей смеси, не гаснущей даже при попадании в воду. Из чего она состояла точно неизвестно, но ряд сохранившихся записей, а также лабораторные эксперименты дают основание полагать, что её компонентами были негашёная известь, сера и нефть.

Эффект от применения этого оружия был колоссальный. Мало того, что с его помощью отправилась на дно добрая половина княжеской флотилии, но и на оставшихся в живых вид летящего огня произвёл неизгладимое впечатление. Известно, что они в панике бежали, а вернувшись на родину, рассказывали о некоем чуде - молнии, сошедшей с неба и истребившей их воинство. Таким образом, первый византийский блин вышел у Игоря большим кровавым комом.

Армия мародёров

Значительно удачней сложился второй поход, который Игорь Старый предпринял в 944 году. Он принёс если не воинскую славу, то, во всяком случае, изрядную добычу. За год до этого у князя родился сын - Святослав Игоревич, и на время отсутствия отца он номинально считался правителем, хотя, разумеется, за него эти функции выполняла мать - княгиня Ольга.

В этот раз княжеское воинство было разделено на две части, одна из которых двигалась по суше, а другая, как и в прошлый раз, разместилась на ладьях. Чтобы достичь, наконец, желаемого триумфа, Игорь собрал под свои знамёна огромное количество ратников, в число которых входили представители всех племён, с которыми у него были налажены контакты. Желание безнаказанно пограбить и обогатиться за чужой счёт соединило в его рядах русичей, варягов, печенегов, кривичей, половцев и многих-многих других искателей лёгкой наживы.

Синица в клетке

Двигаясь вдоль побережья Чёрного моря по направлению к Византии, эта орда оставляла после себя мёртвую выжженную землю, и весть о творимых ею бесчинствах разносилась далеко по окрестным землям. Когда эти слухи достигли византийского императора Романа I Локапина, он пришёл в ужас, и счёл благоразумным попытаться как-то отвести беду от своего государства, тем более что иноземцы достигли уже к тому времени берегов Дуная.

С этой целью он выслал навстречу войску послов с дарами столь богатыми, что, посовещавшись, ратники решили не продолжать поход. В этом был свой резон - идти вперёд, и рисковать головой, чтобы умножить и без того богатую добычу, никто не хотел. В результате, вспомнив лишний раз, что лучше синица в клетке, чем журавль в небе, все повернули назад. К тому же синица им досталась хоть и не овеянная славой победы, но весьма тучная.

Поход к древлянам за данью

Возвратившись из похода, князь не подозревал, что жизни его уже подходит конец, и виной тому не старость, хотя ему минуло к тому времени 67 лет, а жадность, которая всегда составляла неотъемлемую часть его натуры. Однажды она его и погубила.

Дело в том, что правление Игоря Старого держалось исключительно на силе его дружины, служившей ему опорой в борьбе с иными претендентами на власть, которых, как всегда, было немало. Поэтому для него являлось крайне важно поддерживать должные отношения с ратниками. И вот однажды среди них поднялось недовольство тем, что в дружине князя Свенельда - игорева воеводы, воины богаче одеты и лучше вооружены, чем они.

Не желая самому нести расходы, и в то же время, стараясь успокоить недовольных, он решил нагрянуть вместе с ними к древлянам и путём грабежа, совершаемого под видом сбора дани, решить проблему. Дружинники его охотно поддержали, и многочисленный отряд во главе с князем отправился к инородцам.

Поначалу всё шло именно так, как и было задумано. Дань собрали превеликую, и в предвкушении дележа отправились домой. Но тут в сердце князя зашевелилась змея, да пострашнее той, что ужалила когда-то Вещего Олега. Зовётся она жадностью, и сгубили её укусы несметное количество людей. Вот и Игорю запало на душу, что если вернуться с малым числом людей, да ещё пограбить, то и куш выйдет пожирнее, и делить его придётся на меньшее число ртов.

Не учёл он лишь того, что обязан знать каждый правитель - нельзя даже самых покорных людей доводить до крайности, иначе беда. Так и произошло, увидев князя, возвращающегося с малыми силами, и поняв его намерения, древляне взбунтовались. Перебив охрану, они предали князя лютой смерти - привязав за ноги к двум склонённым друг к другу елям, разорвали пополам. Так бесславно окончил свою жизнь киевский князь Игорь Старый, биография которого, почерпнутая из древних летописных сводов, легла в основу нашего рассказа.

Заключение

В завершение отметим одну любопытную деталь - в «Повести временных лет» этот правитель дважды назван «князем-волком». Несомненно, что столь выразительный и очень меткий образ во многом передаёт его истинную сущность. Как внешняя, так и внутренняя политика Игоря Старого всегда преследовала цель собственного обогащения и прославления, и не была направлена на интересы государства. Характерно, что существительное волк, кроме своего прямого значения, в древности употреблялось для выражений таких понятий, как грабитель, вор и разбойник, каковым, по сути, и являлся Игорь Старый. Смерть стала достойным воздаянием за его дела.

Древляне возмутились было, думали освободиться от дани. Игорь усмирил их и заставил платить больше прежнего. Он тоже совершал походы в чужие края, но удачи ему такой, как Олегу, не было. При Игоре Рюриковиче совершен был набег на прикаспийских жителей. В 913 г. русские на пятистах ладьях явились в Черном море, проплыли в Азовское, поднялись по Дону до того места, где он близко подходит к Волге, и послали к хазарскому кагану просить пропуска через его владения по Волге в Каспийское море: обещали отдать хазарам половину всей добычи, какую захватят. Каган согласился. Переволокли воины князя Игоря свои ладьи в море, рассеялись по южным и западным берегам его, стали беспощадно избивать жителей, забирать в плен женщин и детей. Попробовали жители сопротивляться, но русские разбили их рать. Огромную добычу захватили победители и поплыли из Каспийского моря обратно в Волгу. Здесь отдали они, как условились раньше, половину награбленной добычи кагану, но захотели хазары и другую половину отнять у руссов. После трехдневной страшной битвы большая часть русской рати была истреблена, а остатки ее, спасавшиеся вверх по Волге, почти все погибли в борьбе с болгарами .

Печенеги и русские

В конце IX в., незадолго до начала княжения Игоря Рюриковича, по соседству с русскими появились орды нового племени кочевников – печенегов . Они стали кочевать в степях от Дуная до Дона. Византийское правительство, чтобы спасти свои владения от их набегов, старалось жить с ними в мире, посылало богатые подарки их вождям, а иногда коварные греки подкупали печенегов, чтобы те нападали на руссов. В мирное время печенеги продавали русским коней, быков, овец, нанимались иной раз перевозить товары и таким образом помогали торговым сношениям с греками. Но по большей части эти кочевники враждовали с русскими, неожиданно врывались небольшими отрядами в русскую область, грабили ее, сжигали поселения, уничтожали нивы, часто нападали на русские купеческие караваны, поджидая их у Днепровских порогов.

Печенеги были рослые, сильные люди дикого, свирепого вида. Они были превосходные наездники и отличные стрелки. Стрелы и копья были главным их оружием, а кольчуги и шлемы защищали их от вражьих ударов. На своих легких степных конях с дикими криками кидались они на врагов, осыпая их стрелами. Затем, если не могли сразу сломить противника, обращались в притворное бегство, стараясь завлечь врага в погоню за собой и при помощи засады окружить его и уничтожить. Игорю Рюриковичу, первому из русских князей, пришлось оборонять свою область от этих степных хищников.

Походы князя Игоря на Византию

Задумал Игорь, по примеру Олега , сделать большой набег на Византию и промыслить себе и дружине большую добычу. Собрав огромную рать, направился он обычным путем на ладьях к берегам Византии . Как только показались бесчисленные суда русские в Черном море, дунайские болгары дали знать об этом императору. На этот раз руссы напали на азиатские берега Византийской империи и стали здесь, если верить греческим известиям, страшно свирепствовать: они предавали разным истязаниям пленных, выжигали селения, грабили церкви и монастыри. Наконец греки собрались с силами, снарядили корабли и выступили против врагов. Игорь Рюрикович был вполне уверен, что руссы одержат победу, но ошибся. Когда сошлись византийские суда с русскими, вдруг византийцы стали метать огонь на русские ладьи. Попадет он на лодку – спасения нет! Пламя охватывает ее – вода его не гасит, упадет огонь на воду – и на воде горит!.. Ужас овладел всеми; самые смелые, боевые дружинники, и те дрогнули, все пустились в бегство. Иные воины князя Игоря кидались с загоревшихся лодок прямо в воду и тонули; множество руссов погибло тут, много их попало в руки византийцам.

Спаслись немногие и рассказывали потом с ужасом, что у греков во время этого боя была в руках небесная молния, что они бросали ее на русские ладьи и те гибли в пламени. Дело в том, что византийцы употребляли на войне особый состав из нескольких горючих веществ (нефти, серы, смолы и др.). Когда состав этот зажигали, огонь нельзя было погасить водою, она даже усиливала пламя. По воде состав этот плавал и горел. На византийских судах на носовой части устраивались особые медные трубы, при помощи их греки, подойдя близко к неприятельским судам, бросали горящий состав и зажигали их. Этот «греческий огонь », как его называли, не одних руссов приводил в ужас, но и других иноплеменников, нападавших на греков.

Игорь Рюрикович хотел во что бы то ни стало загладить стыд своего поражения и отомстить грекам. Он послал за море звать охочих людей из норманнов в новый поход на Византию. Толпы хищных воителей, падких на добычу, направились в Киев. Три года собирался князь Игорь, наконец изготовился, нанял и печенегов, а чтобы они не изменили, взял у них заложников и отправился в путь.

Поход князя Игоря на Константинополь в 941 г. Миниатюра из Радзивилловской летописи

Пришла в византийскую столицу Константинополь грозная весть из Корсуня (греческого города на Таврическом полуострове): «Идет Русь без числа: корабли их покрыли все море!..» За этой вестью последовала другая от болгар: «Идет Русь и печенеги с ними!»

Византийский император рассудил, что лучше ублажить как-нибудь врагов, не вступая с ними в новую борьбу, и послал нескольких знатных бояр сказать Игорю: «Не ходи на нас, возьми дань, какую брал Олег, мы еще и прибавим к ней».

Отправили греки и печенегам богатые дары – много золота и дорогих паволок (шелковых тканей). Руссы в это время дошли уже до Дуная. Созвал Игорь Рюрикович свою дружину, сказал ей о предложении византийского императора и стал советоваться, как быть. Порешили принять предложение.

«Когда император, – сказала дружина, – и так предлагает уплатить дань и мы можем взять с Византии золото, серебро и паволоки без боя, то чего же нам еще? Разве известно, кто одолеет – мы или они! Да и с морем не уговоришься. Не по земле ведь ходим, а по глубине морской – общая всем нам может быть смерть».

Принял этот совет князь, взял у греков золото и паволоки себе и на всех воинов своих и вернулся в Киев.

На следующий же год он и византийский император обменялись посольствами и заключили новый договор, похожий на договор Олега с греками . Князь Игорь Рюрикович пришел со старшими своими дружинниками (боярами) на холм, где стоял идол Перуна . Все положили свое оружие, копья, мечи, щиты и клялись византийским послам, что будут соблюдать договор. Были между дружинниками и христиане, они присягали в церкви св. Ильи.

Одарил князь Игорь греческих послов мехами, воском и челядью (то есть рабами) и отпустил их.

Договоры с византийцами Игоря Рюриковича и раньше – Олега – показывают, что русские совершали не просто дикие набеги, но имели в виду и торговые выгоды. В договорах этих уже выговариваются русским торговцам разные льготы; обязываются та и другая стороны оказывать помощь купцам, потерпевшим крушение, справедливо разбирать и судить разные ссоры, могущие возникнуть при торговых сношениях и пр. Опасливые греки, видимо побаиваясь воинственных руссов, требуют, чтобы в столицу не входило их разом более 50 человек, притом безоружных…

О смерти Игоря Рюриковича русские летопись рассказывают так. Под старость он не ходил сам на полюдье . Полюдьем назывался сбор дани: князь с дружиной обыкновенно ходил по селам и городам «по людям» и собирал дань, которую делил с дружинниками. Стал князь поручать сбор дани своему боярину Свенельду. Это невыгодно было для дружины Игоря, и стала она роптать:

«Отроки (дружинники) Свенельда разбогатели оружием и платьем, а мы наги, пойди, князь, с нами за данью, и ты добудешь, и мы!»

Князь Игорь собирает дань с древлян в 945 году. Картина К. Лебедева, 1901-1908

Послушался их князь Игорь, пошел в землю древлян собирать дань, причем он и дружина его прибегали к насилиям. Князь уже возвращался в Киев с данью, но захотелось ему пособирать еще. Большую часть дружины Игорь Рюрикович отпустил, а с небольшим отрядом вернулся опять в землю древлян производить поборы. Древляне возмутились, собрались на вече и порешили с Малом, своим старшиною, или князем, как величали они его: «Когда повадится ходить волк в стадо овец, то все стадо расхитит, если не убьют его; так и этот (Игорь), если не предадим его смерти, всех нас погубит».

Казнь князя Игоря древлянами. Рисунок Ф. Бруни

Когда князь Игорь снова начал силою собирать дань, древляне из города Коростеня перебили маленький отряд Игоря и самого его убили (945 г.). Есть известие, будто они, пригнув стволы двух деревьев один к другому, привязали к ним несчастного князя, потом отпустили их, и Игорь Рюрикович погиб ужасной смертью – он был разорван деревьями на две части.

Можно ли верить истории? В этой статье-исследовании даётся новый взгляд на деяния и гибель князя Игоря.
Историю создают великие люди. А люди невеликие её переписывают. В современных учебниках и энциклопедиях прослеживается общая тенденция славянофобии – роль русского народа приуменьшается, искажается, а иногда обливается грязью. Складывается ощущение того, что нам хотят внушить стыд и пренебрежение к своей истории.

Мы можем любить или не любить свою историю. Но каждый человек должен уметь самостоятельно оценивать исторические события и деяния личностей, разбираться, что может быть правдой, а что больше похоже на ложный вымысел.

Забытые дела

Печальная участь «переписывания» постигла и киевского князя Игоря сына Рюрика, которого в народе прозвали Старым. Он принял власть в 912 году от князя Олега, бывшего ему опекуном, когда сам был уже зрелым мужем и имел жену Ольгу. Он никогда не пытался свергнуть Олега с престола, потому что не сомневался в законности его власти. Это послужило поводом для некоторых историков обвинять его в слабохарактерности и даже трусости. Игорь правил на Киевском престоле с 912 по 945 год. За это время князь свершил немало важных дел, направленных на укрепление Руси.

Но в современной литературе про князя Игоря можно прочитать, что он не прославил своё княжение ни победами в сражениях, ни великими военными походами, ни реформами. Но справедливы ли такие слова?

О мирных делах Игоря часто «забывают». Знаменит он больше благодаря неудачному походу на Византию и легенде о его гибели. А как же заключённый с печенежскими племенами мир в 915 году? Или торговый поход в Итальянские страны в 935, совершённый с греческими купцами? Или появление славянской азбуки Кирилла и Мефодия? Эти дела свидетельствуют о мирных отношениях с окружающими странами и о том, что Игорь заботился о развитии культуры и образования внутри страны.

Внешняя политика

Когда печенеги впервые напали на Русь, Игорь показал себя решительным правителем. Он выступил им навстречу с большими войсками. Сила и слава оружия русов заставили неприятеля пойти на мир. Будь Русь слаба, а её правитель несмел и ненапорист, быть большому сражению, а не переговорам.

В летописях существуют сведения о сражении с печенегами в 920 году (спустя целых пять лет мира!). И результаты этой крупной победы очевидны, если проследить дальнейшую историю. Во-первых, племена печенегов отважатся напасть на Русь лишь в 968 году. Одна победа Игоря Рюриковича дала целых 48 лет спокойной жизни! Во-вторых, есть доказательства того, что печенеги всё это время были если не в вассальной зависимости, то вынуждены были выполнять волю русского князя. Они входили во вспомогательные военные отряды княжеских войск в сражениях с Константинополем, а в 944 году князь приказал печенегам идти войной на Болгарскую землю, как гласит летопись. Даже арабский географ Ибн-Хаукаль в своих записях о землях руссов называет печенегов «копьём в руках князя».

Эти факты говорят определённо за то, что Русь при Игоре Рюриковиче была сильной державой, способной держать врагов в повиновении. Подтверждение этому находятся и в других источниках. В записях арабских историков и географов река Дон и Чёрное море названы «Русскими». Там же сказано, что «только руссы смеют плавать по ним». В записях историка Диакона из Византии можно найти утверждения, что современный Керченский пролив служил князю Игорю отправной точкой – военной базой, как сказали бы сегодня – для константинопольских походов в 941 и 944 годах.

Византийские походы

В современных учебниках говорится, что в 941 году князь Игорь захотел прославиться военной победой над Константинополем. Он снарядил армию и разместил её на 10 000 ладьях. Мотивация такого решения представляется сомнительной. В ту далёкую эпоху военные ресурсы и каждый воин были на счету. А играючи совершить поход на Византию – сильную империю с мощной армией – было не под силу даже Игорю. И, если князь пошёл на такого врага, значит, на то была веская причина. Определённо, Византия представлял для Руси угрозу, и Игорь решил заявить о себе прежде, чем враг придёт на его землю.

И заявление это было достаточно серьёзное. Посмотрим, в 941 Игорь проиграл сражение. Византийский военачальник Феофан Протовестиарий сжёг флот русичей «греческим огнём». А на берегу им нанесли поражение пехота и конница императора Лакапина. Но почему навстречу русичам войска вывел сам император? И почему он после не преследовал князя? И даже после победы не совершил похода в русские земли, чтобы уничтожить опасного соседа? Ответ очевиден – победа над славянами стоила Византии больших потерь, а разгром страны русов был невозможен.

А вот Игорь хотел обезопасить себя от опасного соседства. В 943 году он повторяет поход на Византию (в войсках князя, к слову, были отряды печенегов и наёмных варягов). Армия русов была столь сильна и многочисленна, что император Лакапин посчитал нужным откупиться от сражения. И здесь Игорь предстаёт перед нами мудрым дипломатом. Он принял мир, а Византию обложил данью, больше той, что брал Олег. Можно ли после этого говорить, что Русь была страной «варваров», а возглавлял её несмелый и нерешительный князь?

Гибель Игоря

Зависимость славянских племён от киевского князя выражалась платежом дани. При Игоре её выплачивали деньгами, пушниной, продуктами и ремёсленными изделиями. Каждый год поздней осенью князь с дружиной начинал объезд подчинённых земель. Полюдье продолжалось всю зиму до весны. Возможно, оно сопровождалось побоищами и всяким насилием над местным населением. К тому же размер дани не был определён, брали столько, сколько считали нужным. Ясно, что народ не раз восставал против такого обращения.

Под конец княжения Игорь перестал ездить за данью. Он посылал за ней воеводу Свенельда с его дружиной. Те быстро богатели, и завистливые дружинники Игоря уговорили его поехать за данью к древлянам – самому большому и богатому племени славян. Дальнейшие события мы знаем ещё со школы – князь, собрав дань, вернулся взять ещё. Но древляне восстали и убили Игоря с дружиной.

Следуя официальной исторической версии, понять древлян можно – их грабили, и они защищались. Но всё же есть в ней несколько моментов, заставляющих усомниться в их правдоподобности.

Во-первых, княжеская дружина не могла завидовать в богатстве Свенельду и его отряду. Ведь за год до этих событий Игорь получил откуп от Византии. Причём, больше того, сколько взял Олег. Княжеская дружина имела серебро и золото, шелка и прочие богатства. А чем мог Свенельд разбогатеть в землях славян? Только медами, мехами и ремёсленными изделиями.

Поэтому едва ли Игорь в преклонном возрасте нарушил свои привычки и поехал за данью к древлянам. Возможно, это был всего лишь предлог оказаться в тех землях, а на самом деле он имел другую цель. Какую же? Древляне часто проявляли неповиновение. Вполне вероятно, Игорь заподозрил их в бунте и приехал для его подавления.

Во-вторых, собрав дань, едва ли Игорь возвратился добрать ещё. Это поступок жадного и алчного человека. А славяне всегда славились щедростью, доходящей до расточительства. К тому же, как утверждают летописи, возвращался князь с малым отрядом, а это уже совсем неразумно – ехать с небольшим количеством людей к обобранным данью древлянам.

Так что же могло случиться? Возможно, древляне все-таки подняли бунт и хитростью вызвали к себе князя, где его и убили. Тогда не было и в помине жадных поборов князя. Возможно, Игорь погиб от рук дружины. Известно, что после войн с Византией ряды дружинников пополнили наёмные варяги, для которых предательство – не самый большой грех. В таком случае их предательство похоже на умышленное убийство. И мы можем лишь гадать, кому была выгодна гибель старого князя – воеводе Свенельду, княгине Ольге или другим «сильным мира сего»?

Эпилог

Судить с уверенностью о событиях древней истории невозможно. Вся проблема в том, что историю Руси мы можем узнать из ничтожно малого числа письменных источников. Это античные, древнееврейские, византийские и арабские сочинения. Большинство из них носят поверхностный характер, не дают точных сведений, имён и датировок.

А более ценные русские летописи писались при княжеских дворах или монастырях. И здесь большое значение имени политические взгляды и интересы летописца. К тому же, за столетия летописи многократно переписывались, и каждое поколение вносило в них свои поправки.

Именно поэтому не стоит всегда полагаться на официальные источники. История всегда была орудием в руках манипуляторов общественного сознания. Узнать определённо, что было на самом деле, невозможно. Поэтому нам и остаётся единственный выход – пропускать всю информацию через «фильтр» своего здравого разума.

История нашей страны пронизана тайнами и загадками, в последние годы у ученых вызывает огромные вопросы написанная Нестором "Повесть временных лет". В ней всегда находили некоторые несоответствия и белые пятна, но уже несколько лет историки и археологи довольно серьезно ее изучают. И порой их открытия противоречат всему тому, что мы знали ранее.

Недавно в научном сообществе появилась новая версия появления славян и роли древлянских племен в образовании государства. Да, да, вы не ослышались - именно древлянских племен. Тех самых, которые платили дань князю Игорю и вероломно убили его. А вероломно ли? Давайте посмотрим на историю немного под другим углом.

"Повесть временных лет": официальная история

Современные россияне практически ничего не знают о том, кто такой князь Мал. Несмотря на то что это была довольно известная и влиятельная историческая личность, в древних летописях о ней довольно трудно найти упоминания. Единственным известным всем упоминанием об этом человеке является "Повесть временных лет", в которой описан диалог между князем Игорем и князем Малом. В результате древлянский правитель возглавил восстание и умертвил практически безоружного русского князя. А потом еще и посватался к его жене Ольге, за что и поплатился своим народом и собственной жизнью.

Печальная история, не правда ли? Тем более что в русских летописях ни до этого периода, ни после князь Мал древлянский не упоминается. Он вместе со своим государством, по мнению летописцев, будто просто исчез. Но в реальности такого просто не могло быть, и любой образованный человек увидит в данной трактовке исторических фактов некоторую недосказанность.

Конечно, разобраться в этом и выяснить правду довольно сложно. Тем более что за пылью веков трудно разглядеть реальные события, а можно лишь выдвигать гипотезы. Однако мы все же попробуем собрать по крупицам информацию из разных источников, чтобы рассказать вам, кто же такой на самом деле князь Мал и его народ, прозванный в "Повести временных лет" диким и дремучим.

Древляне: история народа и местонахождение

Если взять современную карту, то бывшие территории древлян будут попадать как раз на Житомирскую область. А столицей древнего государства был город Искоростень, который сейчас известен под названием Коростень. Запомните, что данный город находится не слишком далеко от Киева. Этот факт нам потом еще очень пригодится.

О происхождении древлян известно не так уж и много. По одной версии, князь Мал - это потомок народа дулебов, а по другой, древляне явились осколком племени готов, которые осели в данных лесах и стремились всеми силами сохранить свою самобытность. В пользу последней версии высказываются многие ученые, ведь о том, что племена готов проходили по этой земле, известно уже давно.

К тому же готы считали себя потомками древнего и могущественного предка Амала, поэтому неудивительно, что князь древлян Мал, представленный в русских летописях практически дикарем, считал себя равным княгине Ольге и уверенно просил ее руки. Именно данный факт всегда смущал ученых, ведь не воспринимай княгиня древлянского правителя как равного, она не стала бы общаться с посольством от него и вести какие-либо переговоры. Это всегда наводило историков на мысли о замалчивании знатного происхождения князя в древних источниках.

Многие историки, изучавшие древние летописи, пришли к шокирующему выводу - древлянское княжество вместе с Искоростенем было образовано гораздо раньше Киева, признанного родоначальника Русского государства. Если верить данной версии, то Киев был образован в качестве торгового города, и только спустя много лет сюда была перенесена столица княжества. Но правителем оставался древлянский князь Аскольд, ведший активную торговлю и склонявший свой народ к христианству.

Стоит отметить, что древляне были язычниками, и такие нововведения князя им не нравились. В результате заговора Аскольд был убит князем Олегом, отцом малолетнего Игоря, а древляне были обложены данью и превратились фактически в вассалов Киева. Необычный взгляд на историю, не так ли? В этом свете все последующие события видятся совсем иными, чем о них рассказывал Нестор.

Родословная князя Мала

Князь Мал древлянский был из очень знатного рода. Об этом говорят частично сохранившиеся летописи в Киевско-Печерской Лавре. К сожалению, сами древляне летописи не вели. Это позволяло Нестору считать их крайне диким народом, но современных историков данный факт сильно удивляет и заставляет пускаться в поиски причин столь вызывающего равнодушия к своей истории. Доподлинно известно, что не существует ни одного письменного источника на древлянском языке, хотя сами племена довольно активно общались с полянами, волынями и другими соседями, которые владели письменностью и донесли до наших дней некоторую информацию о древлянах.

Согласно этим свидетельствам, князь Мал является прямым потомком Кия, избранного на княжение в Киеве советом старейшин. Все древляне ведут свой род от великого Белояра Криворга, который сумел заложить несколько крепостей, защищавших обширные земли княжества. Название "древляне" не является топонимическим, многие историки считают, что оно появилось от соседних племен. Они внимательно наблюдали за своими грозными соседями и особенно удивлялись их стремлению селиться в самых дремучих лесах. Так и появилось название целого народа, сохранившееся до наших дней.

Стоит отметить, что, судя по описаниям, древляне отличались недюжинной силой и здоровьем. А их князья были довольно высокими и физически крепкими людьми, они в одиночку ходили на медведя и могли победить его голыми руками. Прапрадед Мала князь Воин активно основывал крепости и ратовал за объединение своего народа. А дед по имени Яртур стал практически воспитателем своего внука, так как отец Мала погиб до его рождения еще на охоте. О матери и отце древлянского князя практически ничего не известно, единственное уточнение летописцев касалось происхождения матери князя Мала. Она являлась дочерью Яртура, поэтому юный князь с младых ногтей воспитывался своим дедом в традициях своего народа.

Быт и обычаи древлян

Обычаи и традиции древлян дошли до наших дней в виде обрывочных и довольно противоречивых сведений. Известно, что древляне приветствовали многоженство и часто воровали невест в соседних племенах. Жили они в полуземлянках, которые были дополнены срубами из цельных бревен. В одном доме жило около пятидесяти человек, в нем же хранились все запасы продовольствия и обитал домашний скот. Принято было в племенах рабство, сильных и здоровых пленников отправляли валить лес и строить крепости.

Мрачная картина складывается, ведь можно сказать, что описанные обычаи характерны только для самых отсталых и воинственных племен. Однако не делайте поспешных выводов, наша информация может изменить ваше мнение о древлянах. К примеру, любой раб через пять лет становился свободным человеком и мог выбирать, где ему жить. Одни возвращались на свою родину, а другие выбирали жену и становились членами племени. Но иметь нескольких жен они не могли, этим древляне ограничивали чужеземный род. Отпрысков от иноземца не могло быть больше, чем чистокровных древлян.

Легенда о воровстве девушек тоже на самом деле не выглядит столь страшной. Древляне могли умыкнуть невесту только с ее согласия. Обычно в мае происходили смотрины, когда на большой поляне собирались юноши, старейшины и красавицы подходящего возраста. Когда происходил выбор спутницы жизни, она приходила в дом мужа, что должны были засвидетельствовать старейшины. Брак с этого момента считался заключенным.

Возможно, это удивительно для современных людей, но развестись древляне не могли. С момента вступления в брак юноша считался взрослым и мог нести службу в племени. Старейшины при заключении брака оговаривали вопросы содержания жены и будущих детей. Если мужчина нарушал данные правила, то мог быть поставлен в услужение своей семье до конца жизни. В некоторых случаях его изгоняли из племени, а женщине подбирали нового мужа. Мужчина мог иметь столько жен, сколько позволял его доход. В случае смерти кормильца все жены распределялись между родственниками мужа по обоюдному согласию.

Очень жестоко наказывалось убийство, воровство, прелюбодеяние и другие грехи. Например, за убийство виновного связывали лицом к лицу с его жертвой и закапывали живьем. Столь же сурово наказывались и иные проступки.

Религия и сакральные знания древлян

Древляне были язычниками, они верили в духов природы и растений. С особым трепетом они относились к древним дубам. Некоторые историки серьезно работают над версией, согласно которой друиды и древляне имеют общие корни. Уж очень много параллелей непроизвольно приходит на ум ученым. Это необыкновенная вера в духов леса, отсутствие письменности, жестокие обычаи и даже небывалые познания в целительстве, равным которых не было среди всех славянских племен.

Практически все болезни лечились с помощью травяных настоев, мазей и отваров. Некоторые рецепты, записанные со слов древлян, сохранились до наших дней. По ним можно судить, насколько обширные знания о природе были у древлян.

Князь Мал: годы жизни

Чтобы найти дату рождения древлянского князя, историкам пришлось серьезно потрудиться. Считается, что Мал родился в 890 году. Имя внуку дал Яртур, и, по одной из версий, он был так назван за то, что родился маленьким, но крайне крепким. К тому же летописцы утверждают, что с рождения у мальчика был горб. Это обстоятельство списывают на то, что мать Мала упала с коня во время беременности и навредила будущему ребенку.

Другие источники утверждают, что мальчик родился маленьким, но очень здоровым и только в трехлетнем возрасте упал с коня. После чего у него и стал расти горб. Несмотря на обладал красивыми чертами лица и недюжинной силой. Как и его предки, он легко справлялся с медведем и был крайне справедливым правителем.

О правлении князя Мала практически ничего неизвестно. "Повесть временных лет" представляет его человеком, который заманил князя Игоря и жестоко расправился с ним, подняв восстание в девятьсот сорок пятом году. Через год он был умерщвлен вдовой Игоря Ольгой, которая четырежды отомстила за смерть своего супруга. А если немного глубже погрузиться в исторические события, что мы увидим?

Князь Мал: восстание 945 года

В учебниках истории действия князя рассматриваются как восстание против законной власти киевского правителя. Но так ли это было на самом деле? Мы знаем, что князь Игорь отправился в поход за данью, которую исправно платили ему племена. Древляне отдали приехавшему с дружиной князю все положенное и со спокойной душой отпустили его. Но Игорю было мало полученных сокровищ, он прельстился богатством древлян и послушался своего воеводу Свенельда, уговорившего князя пойти в Древлянскую землю еще раз.

Как это рассматривать? Как минимум в качестве нарушения договора, которого племена свято придерживались. К тому же Нестор не останавливается на личности Свенельда, а о нем стоило бы поговорить обстоятельно. Дело в том, что воевода считался преемником победившего когда-то древлян. Он был довольно жаден, жесток и лицемерен. Но сумел втереться в доверие к Игорю и даже получил право собирать дань с древлян. Вот здесь и кроется весь смысл трагедии - получив свое, хитрый воевода решил чужими руками заполучить больше добра и подбил князя на повторный поход. К тому же уговорил Игоря отправить восвояси дружину, чтобы по обычаю не делить с воинами добычу. Что это, как не крайняя жадность?

Неудивительно, что князь Мал не с добром встретил русского князя, но все же попытался усовестевить его. После неудачной попытки остановить грабеж древлян (а это именно так и выглядело) Игоря схватили и казнили как преступника. Согласно обычаям того времени, древляне имели полное право наказать нарушителя договора и вора, пришедшего на их землю взять чужое. По правилам славян эти действия были законными. В этом свете князь Игорь и князь Мал выглядят совсем иными историческими личностями, чем представлял их Нестор.

Расправа над древлянами: правда или вымысел?

Согласно "Повести временных лет", князь Мал, избавившись от Игоря, посватался к его вдове. Это, в случае удачи, могло вернуть ему киевский престол и заключить вечный мир между народами. В ответ Ольга дважды истребила древлянских послов, это была страшная резня, в которой погибло около пяти тысяч человек. Далее княгиня задумалась, каким образом должен быть наказан древлянский князь Мал. Воевода Претич со своей дружиной предложил Ольге собрать войско и уничтожить Искоростень вместе с мятежником. Что и сделала скорбящая вдова - город сожгли, древлян обложили новой данью, а голову князя Мала водрузили на пику. Красивая легенда. Но вот правдивая ли?

На самом деле историки очень сильно сомневаются, что все описанное Нестором было правдой. И на то есть несколько причин:

  • Искоростень стоял недалеко от Киева (мы говорили об этом в начале статьи) и о расправе над первым посольством князь Мал не мог не знать;
  • археологи не смогли найти достоверных свидетельств о массовой резне в Киеве и не обнаружили захоронений такого большого количества людей;
  • по законам того времени даже не могла оправдать убийство пяти тысяч человек;
  • историки нашли упоминание о том, что княгиня Ольга семь лет жила в Искоростене вместе с сыном (а ведь город был якобы уничтожен).

Вся эта информация заставляет искать новые факты о судьбе древлянского князя.

Так что же в реальности произошло с князем Малом после 945 года?

А вот это является самой большой загадкой в данной истории. Ученые выдвинули гипотезу, которая более всего похожа на реальные события. Согласно закону "кровной мести", княгиня Ольга должна была мстить за смерть мужа, но делать она этого не хотела. Поэтому на встрече с древлянским посольством был заключен договор, по которому княгиня устанавливала древлянам фиксированный налог и "фиктивно" уничтожала Искоростень якобы из мести. В итоге Ольга подошла к стенам города, где не было никого из знати, и сожгла только небольшую его часть, не навредив древлянам.

Согласно некоторым сведениям, с 947 года Ольга жила именно в якобы сожженном ею городе. Местные жители до сих показывают приезжим туристам ее купальни и другие места, где, по преданию, княгиня любила гулять.

А что же князь Мал? О его судьбе ничего неизвестно, историки могут только строить версии и догадки произошедшего с ним. Но до сегодняшнего дня в Коростене живут люди, фамилия которых произошла от второго имени князя - Нискинич. Они считают себя потомками великого княжеского рода.

Где увековечен древлянский князь?

Памятник князю Малу установлен в городе Коростене. Эта потрясающая десятиметровая медная фигура, возвышается над рекой Уж, где, по преданию, и был казнен князь Игорь, преданный суду древлян. Князь Мал изображен в древнерусском одеянии с огромным тяжелым мечом, взгляд его устремлен вдаль и наполнен думами о своем народе.

Заключение

Неизвестно, так ли на самом деле выглядел древлянский князь, как изобразил его скульптор. Но его судьба и деяния являются крайне интересными для ученых. Они предлагают взглянуть на знакомые исторические события с иной точки зрения. Кто знает, возможно, именно так все и было когда-то в далеком девятьсот сорок пятом году.

Древлянское восстание, которое произошло в 945 году не было спонтанным событием и имело довольно веские причины. Как только Вещий Олег вступил в Киев, он начинает подчинять себе все племена, которые жили по соседству со столицей. На тот момент древляне являлись полудиким народом (согласно «Повести временных лет»), не осуждавшим убийство, евшие всё подряд и не вступая в брак. Но и у них был вождь (или князь) осуществляющий руководство данной общиной.

Покорив древлян, Олег облагает их данью, не трогая при этом местную власть. Дань тогда называлась полюдьем и обычно собиралась в ноябре. Как только наступало это время, дружина во главе с самим киевским князем выезжала к покорённым племенам и проводила там зиму, находясь там на полном содержании простого народа. С приходом весны дружина возвращалась в Киев.

Данное восстание древлян происходит во время правления великого киевского князя Игоря, взошедшего на престол, после кончины Олега. Новый правитель Киевской Руси нуждался в больших средствах для выплаты дани хазарам и оплаты варяжских военных отрядов. Угличи и древляне поднялись на борьбу с Киевом и только спустя три года Игорю удалось победить и приструнить бунтующих мятежников.

Древлянский бунт был жёстко придушен варяжскими отрядами, которыеми командовал Свенельд и князь решает поднять после этого дань. Однако, в литературных источниках князь Игорь описывается как жадный и корыстолюбивый человек, так как он вновь решил возвратиться к древлянам за повторным сбором полюдья, при этом, оставив с собою только небольшой отряд (скорее всего это было сделано из-за того, чтобы не делиться повторно полученной данью с варяжскими отрядами). Это решение имело для князя роковые последствия.

Следующее восстание древлян являлось неминуемым событием: люди изнемогали от огромной дани и сам Игорь был довольно лёгкой добычей. Именно поэтому древляне решают убить его, чтобы по возвращении в Киев он не собрал войско и не перебил их как волк стадо овец.

Под командованием древлянского князя Мала жители вышли из своей столицы Коростеня и перебили пришедших киевлян. Сам Игорь был привязан к двум деревьям и разорван на части.

Интересно, что по сообщению византийского историка Льва Диакона князь Игорь погибает той же смертью, но в результате похода на германцев.

Так как восстание древлян являлось следствием беззакония Игоря, то оно считалось справедливым. Но не для его жены, княгини Ольги.