Объясняя интерстеллар. «Интерстеллар»

После просмотра фильма Нолана «Интерсталлар» у многих зрителей возникли вопросы по сюжету. В отзывах часто звучали фразы: «Слишком все запутано… Хотелось бы объяснений…».

Давайте рассмотрим два основных момента: приглушенные диалоги (почему был «плох» звук?) и детали сюжета.

1. Звук и диалоги.

С момента выхода в широкий прокат «Интерстеллара » многие зрители в США и других странах стали жаловаться на плохой звук в картине. Однако работники кинотеатров утверждали, что все аудиооборудование работает исправно, и предложили кинолюбителям направить свои претензии самому режиссеру. Американский режиссер Кристофер Нолан объяснил наличие звуковых эффектов в своей новой картине «Интерстеллар », из-за которых речь в некоторых диалогах было сложно разобрать…

Постановщик блокбастера отметил, что это было сделано с определенной целью - подчеркнуть громкость шума, сообщает The Hollywood Reporter . «Существуют моменты в фильме, где я решил использовать диалог в качестве аудиоэффекта, поэтому иногда он немного смешивался с другими звуками - это подчеркивало, насколько громкий окружающий шум», - пояснил режиссер. Он также добавил, что не согласен с традицией кинематографистов использовать ясные диалоги, чтобы в полной мере донести рассказываемую историю. «Я применяю все, что можно: и картинку, и звук», - прокомментировал Кристофер Нолан.

2. Сюжет (внимание СПОЙЛЕР!!! — раскрытие всех деталей сюжета).

Недалёкое будущее. Концентрация азота в атмосфере необратимо растёт, что приводит к ухудшению климата и неминуемой гибели человечества. Фермер Купер, в прошлом пилот НАСА, ведёт хозяйство со своей семьёй в американской глубинке, страдая от неурожая и пыльных бурь. Его дочь Мёрф рассказывает о том, что её комнату посещает призрак и сбрасывает книги с полки. Купер, разобравшись, понимает, что аномальные явления не выдумка и даже обнаруживает вместе с дочерью в действиях призрака закономерности. Проанализировав их, он вычисляет координаты некоего объекта, оказавшегося секретным подразделением НАСА .

Руководитель лаборатории профессор Бренд и его сотрудники несколько лет назад обнаружили в районе орбиты Сатурна червоточину в пространстве, позволяющую быстро переместиться в другую галактику. Профессор полагает, что проход открыла безымянная сверхцивилизация в целях спасения человечества. Население Земли между тем вынуждено выживать и поэтому космические полёты считаются нецелесообразной тратой ограниченных ресурсов. Поэтому первые экспедиции в рамках программы «Лазарь» (отсылка к библейскому Лазарю) были осуществлены в обстановке полной секретности. По ту сторону червоточины исследователи обнаружили звёздную систему. Особенности коммуникаций через «кротовую нору» таковы, что экспедиции могут посылать через неё сигналы на Землю только односторонне и раз в год.

Вокруг чёрной дыры с аккреционным диском, названной Гаргантюа , вращаются несколько планет. Три из них наиболее перспективны и получили названия в честь своих первооткрывателей: Миллер, Эдмундс и Манн. Куперу предлагают возглавить следующую экспедицию. Профессор Бренд рассматривает основной и запасной план. Из-за замедления времени экспедиция может оказаться очень продолжительной по времени Земли и профессор сможет закончить свои исследования по разработке способа массовой отправки людей через кротовую нору. Если не получится, то есть «план Б»: на новое место отправляется ограниченная группа людей, и запас генетического материала (замороженные яйцеклетки) с целью основать колонию. Поэтому миссия «Лазарь» сразу забирает с собой контейнеры с яйцеклетками.

Мёрф не соглашается отпускать отца в экспедицию, откуда он может и не вернуться, но Купер покидает семью. Дочь профессора Бренда Амелия, физик Ромилли, географ Дойл, командир корабля Купер, а также многоцелевые роботы ТАРС и КЕЙС - составляют команду. Миссия «Лазарь » отправляется на орбитальную станцию «Эндюранс» и через два года полёта в криосне достигает орбиты Сатурна и червоточины. Успешно пройдя через прокол в пространстве-времени, земляне оказываются перед нелёгким выбором - с какой планеты начать. На исследование всех трёх планет-кандидатов может не хватить топлива.

Экспедиция начинает с планеты Миллер , но ввиду её близости к чёрной дыре, один час на поверхности равен семи годам на Земле. Посадочный модуль приводняется там, откуда поступали сигналы экспедиции Миллер и находит бакены которые даже не успело разбросать волнами. Появляется колоссальная волна, Купер и Амелия едва успевают заскочить в модуль, Дойл погибает. Когда Купер и Амелия возвращаются назад, задержавшись на несколько часов, они обнаруживают на борту «Эндюранс» постаревшего на 23 года Ромилли .

На Земле Мёрф выросла, стала учёным и присоединилась к команде профессора Бренда. Они безуспешно бьются над проблемой массовой отправки людей через прокол пространства-времени. На смертном одре профессор признаётся, что весь его основной план спасения человечества был не более чем блефом - исследования зашли в тупик. Если бы он сразу признался, экспедиция вообще бы никуда не полетела. Теперь основной план - это «план Б». Мёрф не оставляет надежд о том, что секрет пространственно-временных складок будет раскрыт. Проблема в связи времени и гравитации, но разгадка скрыта в недрах чёрных дыр и добраться туда невозможно. Астронавты в отчаянии выслушивают эту новость. Тем не менее, им необходимо довести до конца начатое.

Топлива хватит только на одну планету. Амелия признаётся, что была влюблена в Эдмундса и поэтому настаивает на полёте к его планете. Однако Купер выбирает планету Манн. Уже при посадке оказывается, что это холодный и недружелюбный мир. В атмосфере присутствует кислород и аммиак. На ледяной поверхности на станции астронавты обнаруживают спящего в анабиозе доктора Манна. После пробуждения и радости по поводу спасения, тот рассказывает, что планета хороший кандидат на колонизацию, так как на поверхности подо льдом есть места, где можно свободно дышать, есть органика. Впрочем, при попытке исследования сразу выясняется, что доктор Манн подделал результаты исследования, для того, чтобы за ним прилетели и забрали его. Доктор Манн убивает Ромилли , пытается убить Купера, обвиняя его в неспособности ставить интересы всего человечества выше интересов его семьи. Купер в свою очередь называет Манна трусом, с чем тот соглашается. Манн угоняет посадочный модуль, однако при попытке аварийной стыковки к орбитальной станции, взрывает шлюз «Эндюранс » и гибнет.

Только чудом Куперу и Амелии удаётся пристыковаться к быстро вращающемуся после взрыва вокруг своей оси «Эндюранс» и стабилизировать его движение. Корабль несёт к Гаргантюа и Купер решается на отчаянный шаг. Он собирается использовать гравитационный манёвр, пройти поблизости от горизонта событий Гаргантюа и отправить «Эндюранс» к третьей планете на остатках топлива. Опасный трюк на ручном управлении корабля почти проходит, но в конце робот ТАРС и капитан, управляющие двигателями посадочного модуля и челнока, вынуждены отстыковаться, сообщая Эндюранс достаточную инерцию, дабы оторваться от чёрной дыры.

Купер пересекает горизонт событий и падает в чёрную дыру. Он катапультируется из разрушающегося корабля и через некоторое время его падение замедляется. По радиосвязи с Купером связывается ТАРС , который сообщает, что они попали в пятимерное пространство. Купер рассматривает нечто напоминающее развертку многомерного куба на трёхмерное пространство и видит юную Мёрф и события прошлого до отлёта. Купер предполагает, что таинственная сверхцивилизация - это человечество из будущего, преодолевшее границы бытия и пытающееся теперь помочь своим предкам преодолеть трудный этап развития.

Купер не может общаться визуально или голосом, но может подавать сигналы, воздействуя на книги на полке и пыль на полу комнаты, тем самым предопределяя основные события, предшествовавшие старту экспедиции «Лазарь ». Робот собрал данные о структуре чёрной дыры и квантовой сингулярности и Купер передаёт эти данные посредством азбуки Морзе на секундную стрелку часов, оставленных дочери много лет назад.

Мёрф принимает полученный сигнал, и пятимерный куб схлопывается. Вскоре в лаборатории НАСА она торжественно заявляет о раскрытии проблемы, над которой бился профессор Бренд. Купер теряет сознание и приходит в себя на больничной койке. Оказывается, что его в скафандре и робота ТАРС выловили в космическом пространстве около Сатурна спустя много лет после того, как он покинул Землю, в возрасте 124 лет (с точки зрения земного наблюдателя).

Около Сатурна человечество основало станцию и большую колонию, названную в честь Мёрф Купер , куда переселилось значительное количество землян. Купер встречается со своей постаревшей дочерью, которая ещё жива. Он рассказывает ей, что он и был тем «призраком» из её детства (действовавшим из чёрной дыры), и Мёрф отвечает, что она догадалась об этом. Она просит Купера не оставаться здесь и лететь назад на помощь Амелии. Купер садится в корабль и готовится к полёту. В последних кадрах показана Амелия на планете Эдмундс . На планете пригодная для дыхания атмосфера и небольшая земная колония.

Часть из показанного в фильме - чистая правда, другая часть основана на научных предположениях, а еще часть - чистой воды спекуляция.

Фильм Кристофера Нолана «Интерстеллар» многие называют самым научным в современной кинофантастике, но и претензии ему предъявляют по всей строгости. Споры о достоинствах и недостатках этой картины заставляют людей зарываться с головой в учебники физики. Попробуем и мы разобраться, как «Интерстеллар» стал таким, каков он есть, и что в нём строго научно, а что - не совсем.

ОСТОРОЖНО! СПОЙЛЕРЫ!

Видеоверсия этой статьи.

Человек, придумавший «Интерстеллар»

Имя известного физика Кипа Торна всплывает в каждом споре о научности картины Нолана. Учёный сыграл в создании фильма огромную роль. Торн не ограничивался ролью научного консультанта - по сути, именно он придумал «Интерстеллар».

Досье: Стивен Кип Торн

Специалист в области теории гравитации, астрофизики и квантовой теории измерений. Более пятнадцати лет был профессором Калифорнийского технологического института (Калтех). Один из главных мировых экспертов по общей теории относительности. Популяризатор науки. Близкий друг и коллега Стивена Хокинга.

Лет тридцать назад знаменитый Стивен Хокинг устроил своему другу, молодому физику и одинокому отцу Кипу Торну свидание вслепую с Линдой Обст, редактором раздела науки журнала The New-York Times Magazine и начинающим телепродюсером. Романа у парочки так и не вышло, зато образовалась крепкая дружба. Лет десять назад Линда и Кип загорелись идеей создать фильм, основанный на достижениях и знаниях современной науки. Они написали восьмистраничный набросок, где фигурировали, помимо прочего, целых шесть кротовых нор, пять черных дыр и загадочная раса инопланетян, живущих в «балке» - пространстве, имеющем минимум пять измерений. Одним из героев должен был стать Стивен Хокинг, который лично отправлялся в космос.

Предлагая свою идею киностудии, Торн поставил условие: все сюжетные ходы в фильме должны быть научно достоверны или хотя бы основаны на допустимых теориях и спекуляциях.

Идеей заинтересовалась студия Paramount, а в режиссерское кресло уселся сам Стивен Спилберг. Сценарий поручили младшему брату Кристофера Нолана Джонатану. Но затем начались трудности: из-за забастовки Гильдии сценаристов Джон прекратил работу над фильмом, затем ему пришлось переключиться на «Темного рыцаря», а Спилберг что-то не поделил с боссами Paramount и покинул проект. Торн пал было духом, но Линда не отчаялась и за пару недель нашла нового режиссера - Кристофера Нолана.

Старший Нолан привнес в «Интерстеллар» немало нового. Крис переписал сценарий, объединив его с собственными идеями, изначально предназначавшимися для совсем другого проекта. Финальный вариант был совсем не похож на изначальный восьмистраничный набросок, но Кип не расстроился, поскольку, с его точки зрения, Нолан почти всегда придерживался озвученного Торном принципа. Торн категорически возразил режиссеру лишь один раз - когда Крис придумал сцену, где герои двигались быстрее света. Кип две недели доказывал, почему это совершенно невозможно, и добился своего.

Вместе с тем Кип понимал, что Крис снимает художественное кино, поэтому то и дело закрывал глаза на мелкие неточности, нужные для усиления драматизма, и следил лишь, чтобы фантазию Нолана не уносило слишком далеко. Получилось ли у него? Давайте разберемся.

Пыльный мир и патогены

Начало «Интерстеллара» разворачивается на Земле будущего, которая выглядит крайне малопривлекательно. Новый патоген уничтожил все сельхозкультуры, кроме кукурузы, возникла угроза голода, правительства распустили армии и научные центры, а простые люди вынуждены становиться фермерами, чтобы прокормить себя. Словно этого мало, жители страдают от регулярных пылевых бурь, превративших большую часть США в «пылевой котел». Хуже того, патоген уничтожает запасы кислорода в воздухе, замещая его азотом, так что те, кто не умрёт от голода, банально задохнутся.

ПРЕТЕНЗИЯ: Постойте! Как один-единственный патоген мог уничтожить всю растительную жизнь? Как правило, подобные вещи влияют только на определенные виды растений, полностью выкашивая их популяцию. Те же заболевания, которые затрагивают сразу несколько видов, как правило, не настолько сильны.

История Земли знает примеры массовых вымираний, когда из-за резко изменившихся условий погибала большая часть живых существ. Так произошло, когда возникли цианобактерии, выделявшие кислород, который в те времена был настоящим ядом для большинства видов. Сейчас вполне может развиться похожий микроорганизм, который, например, будет выделять в атмосферу азот.

Есть и другой возможный сценарий: появление нового заболевания, которое поражает те основные разновидности растений, от которых мы зависим больше всего. Биологи не исключают такую возможность, хотя и находят ее крайне маловероятной.

КОНТРАРГУМЕНТ: Но зачем в такой ситуации сокращать расходы на науку? Их, наоборот, надо увеличивать, чтобы биологи вывели новые растительные культуры, обладающие иммунитетом к вирусу, изобрели прививку, противоядие или другой способ борьбы с напастью. Ведь именно так сейчас мы боремся с любой болезнью, имеющей даже малейший шанс вызвать пандемию. Помимо прочего, это же гигантский бизнес, где можно заработать огромные деньги. Куда выгоднее, чем выращивать кукурузу в Канзасе.

Возможно, такие попытки были, но потерпели неудачу. Даже сейчас есть болезни, вакцины от которых до сих пор не нашли, хотя разработки ведутся уже лет тридцать. Допустим, поначалу государства действительно тратили на поиски лекарства сотни миллионов, но затем поступления в казну прекратились, бюджеты иссякли, и финансирование пришлось отменить.

КОНТРАРГУМЕНТ: Но кислород-то куда из воздуха денется?

Кислород в атмосфере в основном появляется благодаря фотосинтезу растений. Если новый патоген повлияет именно на этот процесс, кислород перестанет быть возобновляемым ресурсом. Теперь посмотрим, как образуется углекислый газ: либо в процессе дыхания всех живых существ, либо в результате гниения органики, либо в виде промышленных выбросов предприятий и выхлопов автомобилей. Даже если после голода и экономического кризиса сократится население и уменьшатся выбросы в атмосферу, погибающая растительность будет гнить на полях. По некоторым оценкам, в процессе гниения будет поглощено около процента от оставшихся запасов кислорода. На его место придет угарный газ, который затруднит дыхание чувствительным людям и поднимет температуру воздуха градусов на десять. Не смертельно, конечно, но приятного мало.

Впрочем, надо признать, что подобный вариант развития событий маловероятен. Он используется в фильме не как предсказание будущего, а как сюжетный поворот, призванный заставить персонажей отправиться в космос.

Червоточина и «Эндюранс»

Воспользовавшись удачно подвернувшейся кротовой норой, NASA снаряжает межзвездную экспедицию на корабле «Эндюранс» в поисках нового дома для человечества. Хорошо, что возле Сатурна есть нора! Ведь в мире Купера путешествия со скоростью света невозможны, и к звёздам пришлось бы лететь тысячи лет.

ПРЕТЕНЗИЯ: Разве кротовые норы реальны? Неужели физики зарегистрировали хотя бы одну?

Нет, но наука допускает их существование или, по крайней мере, не отрицает его. А что не запрещено… В последнее время не без участия мистера Торна в космологии набирает популярность идея, что пространство - это не бескрайняя пустота, а своего рода материал, который поддается изменению, были бы нужные инструменты.

КОНТРАРГУМЕНТ: Допустим. Но для поддержания норы в рабочем состоянии требуются немалые количества отрицательной или экзотической материи. Да и для открытия норы требуется источник огромной гравитации типа Гаргантюа, а появление подобного в Солнечной системе погрузило бы ее в хаос.

И даже если бы кротовая нора появилась - например, из-за влияния Гаргантюа - то была бы дорогой с односторонним движением. Для обратного путешествия потребовался бы аналогичный источник гравитации с другой стороны.

Да, само появление норы - это необходимая вольность. В фильме герои предполагали, что кротовая нора была создана существами, живущими в пятимерном пространстве, чтобы указать нам путь к спасению.

КОНТРАРГУМЕНТ: Профессор Бранд говорит, что кротовая нора появилась на орбите Сатурна за пятьдесят лет до событий «Интерстеллара». NASA разогнали за десять лет до начала фильма. То есть на протяжении сорока лет никто ничего не знал о появлении гравитационной аномалии в пределах Солнечной системы? Да толпы приверженцев теории струн выстроились бы очередями в Нобелевский комитет. Это же новость века!

С тех пор прошло полвека, о какой-то норе в космосе все успели забыть - проблем-то хватало. Помнит о ней только один сумасшедший дед, который живет под землей, косит под Кипа Торна и собирает космические корабли на коленке.

ПРЕТЕНЗИЯ: Кстати, о корабле! Зачем ракета-носитель выводила его на орбиту, если ему оказалось под силу взлетать с планет Миллер и Манна?

Во-первых, на орбиту выходил «Эндюранс», а на планеты космонавты садились в «Рейнджере» - челноке, пристыкованном к «Эндюранс». Во-вторых, на пути от Земли до Гаргантюа заправок нет, так что топливо надо экономить.

КОНТАРГУМЕНТ: Кстати, о топливе. На такую дорогу его требуется очень много. Почему ни на одном кадре с «Эндюранс» мы не видим гигантских топливных баков?

А вы уверены, что камера показала все отсеки? Зачем, к примеру, показывать грузовые трюмы, где ничего не происходит? Кроме того, на пути к Сатурну члены экспедиции могли экономить топливо при помощи гравитационных манёвров - разгоняться, замедляться или менять направление полета под действием гравитации небесных тел. Примерно так в конце девяностых годов NASA запускало зонд «Кассини». На его борту было недостаточно топлива, чтобы добраться до Сатурна, но в NASA рассчитали курс так, чтобы «Кассини» прошел по касательной орбит Венеры, Земли и Юпитера. Каждый такой маневр придавал зонду ускорение.

Чтобы добраться от Земли до Сатурна за два года, «Эндюранс» должен преодолевать в среднем 20 километров в секунду. Кип Торн считает, что с помощью маневров и увеличения эффективности ракетного топлива к концу XXI века человечеству будет под силу достичь скорости в 300 километров в секунду. Так что долететь до Сатурна за такое время вполне реально.

КОНТРАРГУМЕНТ: Но как они затормозили на орбите Сатурна и не улетели дальше? Мощи корабельных носовых двигателей тут явно бы не хватило.

Самих по себе, может, и не хватило бы, но с помощью очередных коррекций курса на орбите Сатурна - почему нет? Кроме того, не стоить забывать о кротовой норе, которая вполне могла повлиять на расположение гравитационных полей.

Жизнь на орбите чёрной дыры

Пройдя через кротовую нору, Купер и остальные попадают в конечную точку своего путешествия - планетную систему возле огромной черной дыры Гаргантюа. Это небесное тело - предмет особой гордости как Кипа Торна, так и мастеров по спецэффектам. При изображении дыры использовались вычисления, сделанные Торном специально для фильма. Получившийся результат ошарашил самого Кипа. Он догадывался, как должны в реальности выглядеть черные дыры, но компьютерная анимация превзошла все его ожидания.

ПРЕТЕНЗИЯ: Рядом с Гаргантюа не видно других небесных тел, кроме парочки планет. Откуда планеты Миллер, Эдмундса и Манна черпают тепло и свет?

Из аккреционного диска. Притяжение Гаргантюа так велико, что способно захватить целую звезду. Когда звезда движется прямо на черную дыру, ее судьба плачевна и предсказуема. Если же её орбита пролегает рядом с Гаргантюа, то притяжение черной дыры попросту разрывает небесное тело на части, а большая часть материи, ранее составлявшей тело звезды, попадает на орбиту Гаргантюа и формирует аккреционный диск. Он излучает свет, тепло и радиацию, так что вполне может заменить солнце.

КОНТРАРГУМЕНТ: Выходит, жить на этих планетах нельзя из-за высоких температур и радиации. Как же экипаж «Эндюранс» не поджарился, просто пролетая мимо?

Возможно, с момента, когда последняя звезда попала в гравитационные тиски Гаргантюа, прошло несколько миллионов лет. Тогда газ, составляющий диск, остыл до температуры в несколько тысяч градусов и уже не излучает такой сильной радиации, хотя продолжает давать достаточно света и тепла. Низкой температурой объясняется и блеклость диска.

Гаргантюа - самая достоверная чёрная дыра в истории кино. Но даже она отличается от реальной.

ПРЕТЕНЗИЯ: Откуда там вообще планеты взялись? Разве их не должно было засосать внутрь дыры?

На самом деле наука допускает существование возле гигантских черных дыр зон обычного времени и пространства, даже целых планетных систем, которые вращаются вокруг центральной сингулярности по сложным, но замкнутым орбитам.

ПРЕТЕНЗИЯ: Аккреционный диск выглядит неправдоподобно. Он должен быть несколько сплющенным и несимметричным. Кроме того, модель не учитывает эффект Допплера: один край диска должен отливать красным, другой - синим.

Да, тут Кристофер Нолан специально пошел против истины, чтобы не смущать зрителей. А еще он специально занизил скорость вращения черной дыры. Кроме того, учитывая расстояние от черной дыры до планеты Миллер, Гаргантюа должна занимать половину небосвода, а планета при таком раскладе находилась бы внутри аккреционного диска, так что он в основном был бы виден только с противоположной дыре стороны планеты.

Планеты Миллер и Манна

Первым делом астронавты отправляются на планету Миллер. Время там идёт замедленно - один час на ее поверхности равен семи земным годам.

ПРЕТЕНЗИЯ: Такое возможно только вблизи объектов, обладающих огромной массой, например, на орбите черной дыры. Но нужно находиться совсем рядом с дырой, практически над ее поверхностью. А стабильная орбита вокруг черной дыры должна превышать диаметр Гаргантюа как минимум трижды. Иначе планету Миллер давно бы засосало внутрь. С учетом показанных в фильме кадров время на поверхности планеты должно течь медленнее, чем на Земле, всего процентов на двадцать.

Это верно в отношении невращающихся черных дыр, но с Гаргантюа все обстоит по-другому. Гаргантюа - сверхмассивная вращающаяся черная дыра, что несколько меняет ее воздействие на окружающее пространство. При определенных условиях, скажем, если она будет вращаться очень быстро, а планета Миллер - располагаться достаточно близко к циркулярной орбите Гаргантюа, такое замедление времени возможно.

Правда, у вращающихся черных дыр есть предел скорости вращения, причем максимума они, как правило, не достигают. Чтобы на планете Миллер было такое замедление времени, Гаргантюа должна вращаться лишь чуточку меньше максимума. Это реально, хотя и маловероятно.

КОНТРАРГУМЕНТ: А как быть с приливными волнами? Они возможны, только если разница в гравитационном притяжении черной дыры на разных сторонах планеты очень велика. Но в таком случае планету просто разорвало бы на части!

На самом деле нет. Благодаря гигантским размерам Гаргантюа разница в притяжении черной дыры на разных сторонах планеты Миллер недостаточно велика. Тем не менее силы притяжения должно было хватить для деформирования планеты. Планета Миллер должна была выглядеть как эллипсоид, сжатый по бокам и вытянутый в длину. Кроме того, если бы планета вращалась вокруг своей оси, то силы притяжения Гаргантюа действовали бы в нескольких направлениях в зависимости от положения орбит. По фильму же мы видим, что все гигантские волны движутся примерно в одном направлении. Отсюда следует вывод, что планета Миллер всегда повёрнута к черной дыре одной и той же стороной.

Возможно и еще одно объяснение: из-за деформации планеты и притяжения Гаргантюа в определенных районах постоянно проходят землетрясения, вызывающие гигантские цунами.

КОНТРАРГУМЕНТ: Радиация, отсутствие привычного источника света и тепла - планета Миллер не выглядит подходящим местом для жилья. Неужели нужно было лететь на нее в первую очередь и неужели этой части экспедиции нельзя было избежать?

Разумеется, можно было. Планета Миллер никогда бы не стала бы первым кандидатом на место нового дома для человечества, если бы Купер или другие члены экипажа «Эндюранс» догадались использовать по назначению кучу научного оборудования, именно с этой целью доставленного на борт корабля. Информацию о пригодности планеты Миллер для жизни можно было получить прямо с орбиты при помощи телескопов и прочих приборов. Тех самых, которыми Ромили почти четверть века изучал саму чёрную дыру, пока остальные боролись с цунами.

Не спускаясь на планету, можно было бы провести ее изучение с безопасного расстояния, где временной лаг минимальный. Простой спектральный анализ здорово сэкономил бы топливо экспедиции и снизил бы накал страстей на экране. Кристоферу Нолану нужно было это замедление времени, чтобы показать, как растёт пропасть между отцом и дочерью.

В крайнем случае, если NASA так уж хотелось отправить на планету делегацию из мыслящих существ, вполне можно было бы послать в экспедицию экипаж, состоящий из одних роботов. Роботы способны выжить почти в любых условиях (судя по фильму - даже в черной дыре), они менее требовательны, не так капризны и легче переносят одиночество.

ПРЕТЕНЗИЯ: Насколько оправданны маневры Купера, которые он совершил перед посадкой на планете Миллер, чтобы избежать замедления времени и притяжения черной дыры?

Замедления времени он не избежал бы в любом случае - оно возрастает обратно пропорционально расстоянию от черной дыры. Но сэкономить время путем корректировки курса корабля благодаря гравитационному притяжению разных небесных тел еще как можно. В фильме Купер решает избежать притяжения Гаргантюа, разогнавшись до огромной скорости, а затем резко затормозить, попав в зону притяжения нейтронной звезды.

На самом деле подобным образом снизить скорость (и чтобы корабль и пассажиров при резком торможении не разорвало на кусочки) с помощью нейтронной звезды не удалось бы - для этого требуется небольшая черная дыра размером с Землю. Но Нолан был непреклонен насчёт количества черных дыр в фильме: одна, только одна!

***

Перенесемся на планету Манна. Действие разворачивается высоко над поверхностью, в небе которой висят гигантские ледяные облака.

ПРЕТЕНЗИЯ: Как возможно существование подобных облаков? И почему они не падают под собственным весом?

По-видимому, планета Манна вращается вокруг Гаргантюа по крайне сложной орбите и большую часть времени проводит вдали от черной дыры. Почему? Во-первых, до планеты Манна было чуть ли не дольше всего лететь, когда экипаж «Эндюранс» решал, откуда начать. Зато, когда Купер взлетает с планеты, «Рейнджер» оказывается совсем рядом с Гаргантюа. А во-вторых, на это намекают гигантские ледяные облака, которые замерзают на то время, пока планета удалена от аккреционного диска.

А не падают они благодаря особому виду магии. Киномагии. На самом деле они давно должны были рухнуть на поверхность.

Падение в чёрную дыру

ПРЕТЕНЗИЯ: После взлета с планеты Манна «Эндюранс» захватывает притяжением Гаргантюа. Куперу удается спасти основной модуль, но сам он, робот ТАРС и «Рейнджер» проходят сквозь горизонт событий и падают в черную дыру. Как они пережили весь процесс? Их должно было или убить радиацией и температурой аккреционного диска, или они должны были спагеттицифицироваться - превратиться в вытянутую нить из-за разницы в притяжении разных частей тела.

Если Гаргантюа последний раз захватывала звезды в свой гравитационный капкан миллионы лет назад, то диск стал безопасным для случайных путешественников (и бесполезным для окрестных планет, к слову). Что касается спагеттификации, она опять же возможна в маленьких и невращающихся черных дырах. Размеры и скорость вращения Гаргантюа сводят разницу притяжений различных частей тела к нулю, так что превращения в спагетти можно не опасаться.

КОНТРАРГУМЕНТ: Разве это значит, что можно благополучно пережить падение в черную дыру?

Нет, конечно. Отправившись следом за ТАРСом, Купер подписал себе смертный приговор и сам это понимал.

КОНТРАРГУМЕНТ: Допустим, каким-то чудом Купер остался жив. Как он рассчитывал передать сигнал обратно домой? Ведь они испытывали трудности даже с передачей сигнала через кротовую дыру. Что уж говорить о черной дыре, из которой, как известно, не сбегает ничто.

Считалось, что притяжения черной дыры не может избежать ничто, даже свет. Но Стивен Хокинг доказал, что и черные дыры могут излучать элементарные частицы, преимущественно фотоны. Некоторые теории подразумевают, что информацию в принципе невозможно остановить, но единого взгляда на этот вопрос у ученых нет. Тем не менее они едва ли согласятся с тем, что из черной дыры может транслироваться сигнал, так что это, конечно, преувеличение.

ПРЕТЕНЗИЯ: Что это за гравитационные данные, без которых невозможно решение уравнения профессора Бранда?

Согласно фильму, данные были нужны профессору, чтобы подойти к пониманию гравитации и ее взаимодействия с квантовой механикой. Впоследствии это помогло бы поднять с Земли новые человеческие колонии. Разумеется, для решения таких проблем в реальной жизни прыжок в черную дыру не понадобится. И вряд ли такие данные можно передать столь короткой последовательностью сигналов.

ПРЕТЕНЗИЯ: Пройдя горизонт событий, Купер оказывается в тессеракте, четырехмерном гиперкубе, позволяющему измерять время как линейную величину и позволяющему общаться с Мёрф на любом отрезке её жизни. Это тоже научно?

С момента прыжка в черную дыру и до конца фильма сценарий перестает ориентироваться на науку и оперирует чистой воды спекуляциями. Да, учёные допускают существование других измерений, но их познание в трехмерном пространстве не представляется возможным. И уж конечно, нельзя научно доказать, что после прыжка в черную дыру неведомые силы перенесут человека в комнату его дочери. Все эти загадочные явления Нолан списывает на таинственных и загадочных «их», живущих в пятимерном пространстве.

***
Нолан снимал все-таки фантастику, а не документальное кино, поэтому имел право игнорировать кое-какие детали. «Интерстеллар» порой становился жертвой художественного замысла, визуальные решения делались для удобства зрителей и съемочной группы, а не для ученых. Тем не менее картина получилась куда более научной, чем большая часть современной кинофантастики. Задумайтесь: на каком еще сеансе нам вообще требовалось знать, как работает реальная астрофизика?

На прошлой неделе в прокат вышел новый фильм режиссёра Кристофера Нолана «Интерстеллар». Масштабное научно-фантастическое кино про погибающую Землю, полёт в космос и кротовую нору. В России фильм вызвал бурную реакцию: его либо ненавидят, либо восхищаются им. Доходит до того, что некоторые люди называют «Интерстеллар» лучшим фильмом десятилетия. Редактор Look At Me Гриша Пророков считает, что последняя работа Нолана - отличный повод задуматься о феномене мнимо глубокого кино и о том, как опасно, когда фильмы заставляют зрителей думать, что они понимают больше, чем есть на самом деле.

Третий трейлер к фильму «Интерстеллар»

Человеческий мозг настроен на то, чтобы никогда не меняться - мы неизбежно тянемся ко всему близкому и понятному. Существует целый ряд ловушек , в которые попадается наше сознание, чтобы сохранить статус-кво. Например, то, что по-английски называется confirmation bias - cклонность к подтверждению своей точки зрения , благодаря которой мы окружаем себя людьми, разделяющими наши взгляды на мир, и меньше замечаем вещи, которые этим взглядам противоречат. Или, например, феномен Баадера - Майнхоф : если верить ему, то мы чаще обращаем внимание на объекты, которые имеют к нам какое-нибудь отношение. Например, если вы покупаете красную машину, то вы с большей вероятностью начнёте чаще видеть красные машины на улице. Мозг устроен так, что человек навсегда стремится остаться в своей зоне комфорта, и, думаю, никого не нужно убеждать, почему это вредно.

Это одна из причин, почему нам нужно искусство: с его помощью мы напоминаем друг другу о том, что не всё знаем и понимаем о мире, выталкиваем себя из этой зоны комфорта. Оно даёт возможность говорить на неприятные темы, задавать неожиданные вопросы и вызывать у человечества новые эмоции. Говоря словами Чехова, художник должен задавать вопросы, а не отвечать на них.

Художник должен задавать вопросы, а не отвечать на них

Последние сто лет - в кино, литературе, да и вообще в массовом искусстве - с этой задачей особенно хорошо справлялась научная фантастика. Она раздвигает границы реального мира и при этом продолжает говорить о людях, поэтому может смотреть на вещи с неожиданного ракурса. Можно вспомнить, например, «Бегущего по лезвию» (фильм, который критик Роджер Эберт называл в своём списке лучших фильмов в истории) , одно из гениальных современных произведений о смерти. В нём в мире с людьми сосуществуют андроиды, и с их помощью очень точно показывается, что в конце концов мы все умрём. Или, например, относительно современный фильм «Дитя человеческое», в котором показан тусклый мир, где больше не рождаются дети, что заставляет зрителей чувствовать тоску и ужас.

«Интерстеллар» - новый фильм Кристофера Нолана - на первый взгляд кажется похожим произведением. Это амбициозное, визуально впечатляющее кино о будущем человечества и о полётах в космос. Главный герой, которого играет Мэттью Макконахи, отправляется в путешествие через кротовую нору, чтобы найти погибающему человечеству новый дом. В какой-то степени это гуманистический фильм о любви, хотя многие справедливо называют Кристофера Нолана холодным и механическим режиссёром. В «Интерстелларе» тем не менее, как и во многих современных фильмах, таится опасность: это кино не задаёт никаких вопросов, а лишь подтверждает зрителю, что он и так знает всё самое важное про мир, заставляя его чувствовать себя особенным и умным. И вот как это работает.


Бюджет фильма составил $165 миллионов

Кристофер Нолан не сразу стал считаться главным интеллектуальным поп-режиссёром современности , хотя сейчас его многие так называют. В начале 2000-х он поднялся на волне так называемых mindfuck movies (к сожалению, жанр именно так называется, и это никак не перевести) - запутанного кино, нередко с каким-нибудь твистом, которое заставляло зрителей поломать голову. Такие фильмы снимал Дэвид Финчер и придумывал сценарист Чарли Кауфман, например. Классические примеры - «Игра», «Быть Джоном Малковичем», даже «Шестое чувство» М. Найт Шьямалана. Нолан со своими «Помни» и «Престижем» отлично встроился в эту волну. В то время, в начале 2000-х, после «Матрицы», боевика, поднявшего простой, но хитрый вопрос об обманчивости реальности, Голливуду остро не хватало умных экшен-фильмов. Тогда Нолан взялся снимать кино про Бэтмена и занял важную нишу - неглупого, почти интеллектуального, но одновременно снятого с размахом экшен-кино. Тогда его подняли на щит гики и объявили спасителем Голливуда, делая вид, что выбирать приходится исключительно между Ноланом и Майклом Бэем.

Кристофер Нолан - точно не плохой режиссёр, но важно отметить, что многие его не только хвалят, другие его разумно критикуют, замечая, что он всё снимает головой. Вот, например, хороший текст про фильм «Начало» (запутанный фильм-ограбление, действие которого происходит в мире снов) критика А. Д. Джеймсона, в котором подробно разбирается творческая манера режиссёра - и объясняется, что с ней не так. Если вкратце: Нолан снимает предельно механическое, безэмоциональное кино, в котором почти нет никаких идей, зато есть внушительные и громоздкие интеллектуальные конструкции - в случае с «Началом» это несколько слоёв реальности сна, между которыми путешествуют герои. При этом режиссёр вообще не разбирается в людях и очень неумело показывает человеческие эмоции.

Человеку кажется, что если ему показали что-то сложное, то в этом сложном обязательно спрятан какой-то важный смысл

Возможно, главная проблема его кино состоит в том, что Нолан держит зрителей за идиотов. В недавнем интервью сайту The Daily Beast он заявил: «Да, я знаю о сюжетных дырах в своих фильмах, и знаю, когда люди их замечают, но обычно их никто не видит». При этом все идеи в своём кино Нолан разжёвывает и доносит зрителям напрямую, через экспозицию: все мысли произносятся вслух героями, которые друг другу их разъясняют. Гораздо ценнее сделать так, чтобы идея появилась в голове у зрителя благодаря тому, что ты ему показал, а не благодаря тому, что ты её рассказал. Как пишет Тодд Вандервёрф на сайте Vox, «Нолан любит большие, интересные идеи, но кажется, что он мечтает снять фильм, в котором герои два часа рассказывают друг другу эти идеи с помощью графиков и диаграмм».

Графики и диаграммы - главные друзья фильмов Нолана. И к «Интерстеллару», в котором есть несколько параллельных временных линий, и к «Началу», где герои опускаются на несколько слоёв сна, энтузиасты рисовали красивые схемы , в которых объясняется сложная структура этих фильмов. Но многие эту сложную структуру принимают за мнимую глубину. Человеку кажется, что если ему показали что-то сложное, то в этом сложном обязательно спрятан какой-то важный смысл. На деле же фильмы Нолана мало чем отличаются от фильмов вроде «21 грамм» или «Амели» - таких, которые гладят зрителя по голове и говорят ему, что он и так знает все тайны бытия.


«Интерстеллар» нельзя назвать плохим фильмом. Это средняя научная фантастика с несколькими блестящими сценами - в некоторых из них даже прорываются человеческие эмоции. Проблемы начинаются, когда люди, выйдя из зала, начинают кричать: «Я прозрел!» и кидаются на всех, кто с ними не согласен. Герой Мэттью Макконахи, отправляясь в космос, оставляет на Земле свою дочь, и из-за капризов теории относительности они стареют с разной скоростью. Пока на Земле привычным ходом идут годы, Макконахи остаётся молодым. Нолан мог бы сделать фильм про человечество, отношения между людьми, даже любовь, - но «Интерстеллар» остаётся холодным фильмом без смысла. Любая глубина тут исключительно обозначается. На поверхности кажется, что это фильм про любовь, но только потому, что герои неустанно об этом говорят. На самом деле это не фильм про любовь. Здесь не поднимается никаких вопросов. Не создаётся никаких неожиданных эмоций. Тут есть только холодные умственные схемы.

Беда в том, что Нолан действует методами писателя Пауло Коэльо: убеждает зрителя, что он вместе с режиссёром только что понял, как устроен мир. Он бесконечно разжёвывает свою философию, искусственно нагнетает пафос и в сухом остатке даёт зрителю чувство комфортного всезнания. Неудивительно, что это такое популярное кино. Мы хотим чувствовать себя умными, но не хотим выбираться за пределы близких нам идей.

Конечно, нельзя ограничивать смысл искусства одними только неожиданными вопросами и нарушением статус-кво. Оно способно на другие вещи: например, показывать нам красоту или давать чувство причастности к чему-то большему. Проблема в том, что Нолан замещает все эти возможные чувства одним единственным: чувством многозначительности. «Интерстеллар» заставляет людей чувствовать себя умнее. Более глубоким, более разносторонним человеком. Это уже близко к снобизму.

О нём важно дискутировать - и оно от этого не только не страдает, а только становится лучше

Реальная наука в «Интерстеллар» тоже служит только этой цели - создать иллюзию глубины. Об этом было много разговоров: Нолан вроде как сделал максимально точный с научной точки зрения фильм (об этом недавно, например, Нил Деграсс Тайсон) . Но на самом деле совершенно неважно, насколько он достоверный: для обычного зрителя она создаёт одну-единственную вещь - иллюзию глубины и причастности к чему-то очень осмысленному. Примерно как сложные схемы в «Начале».

В XXI веке из-за интернета и всеобщей соединённости искусство не может существовать вне контекста. Поэтому «Интерстеллар» невозможно рассматривать без реакции на него. Мне захотелось написать про фильм (и вообще про подобные фильмы) во многом из-за неё, - потому что она была предельно агрессивной и иллюстрировала этот снобизм. За последнюю неделю я видел и слышал бесчисленное множество высказываний в духе «кто не любит “Интерстеллар”, тот ничего не понимает в кино». Более того, я уверен, что и на то, что я написал, посыпятся негативные комментарии.

Но искусство важно критиковать. О нём важно дискутировать - и оно от этого не только не страдает, а только становится лучше. Запрещая любой разговор о нём, поклонники фильма только подчёркивают опасность фильма. Например, Станислав Зельвенский на сайте «Афиша-Воздух» отлично написал о той самой способности Нолана нагнать многозначительности: «...главная причина, по которой Нолан достиг такого успеха своими гигантскими серыми конструкциями, - ему удалось польстить самолюбию миллионов, заставив их поверить, что они смотрят кино интеллектуальнее среднего блокбастера, а значит, вместе с ним возвышаются над стадом с попкорном из соседнего зала». И что он получил в ответ? 130 оскорбительных комментариев о том, что Нолан - великий режиссёр, которого нельзя трогать. И это, пожалуй, лучшая иллюстрация того, как его фильмы льстят зрителю.

Фильм Кристофера Нолана «Интерстеллар» относится к особой категории фильмов, способных разделить зрителей на два противоположных лагеря, подобных тем, на которые делится человечество в самом Интерстелларе.

Для начала рассмотрим мотивы, которые могут иметь особое эмоциональное воздействие на зрителя, а затем сведем их в единую систему.

Всё происходящее имеет смысл

Конечно, любой фильм подспудно содержит этот мотив, так как всё, показанное на экране служит раскрытию смысла фильма. Но в Интерстелларе эта идея подана в глобальном масштабе: всё во вселенной имеет смысл.

Истерики дочери, обиженной на отца; отец, бросающий дочь, ради самореализации; ложь профессора, жертвующего миллионами людей ради спасения человеческого рода - всё это в итоге оказывается значимым, получает свое осмысление. Ближе к концу фильма мы вдруг понимаем: без всех этих раздражающих и чудовищных поступков не случилось бы главного – человечество не было бы спасено.

Связь с умершими

В Интерстелларе драматически обыграна связь с близкими людьми, ушедшими из нашей жизни. Режиссер показывает нам, что эта связь односторонняя: со стороны ушедших сообщения не доходят. Но он даёт нам понять, что даже если мы не получаем ответа, ушедшим очень важно знать, что мы о них помним.

Потусторонний мир

В особых случаях обратная связь с ушедшими все-таки возможна: именно так в Интерстелларе объясняется явление полтергейста.

Тема призрака, духа, проходит через весь фильм, ассоциируясь с главным героем. Купер живет на земле, не верит в духов, но стремится в небо. Еще на земле он начинает понимать, что должен стать «призраком будущего» для своей дочери.

В космосе, т.е. на небе, он действительно становится духом. Но мало того: попав в тессеракт, построенный высшей цивилизацией, он становится посредником, вестником, передающим сообщения с неба на землю (по-гречески вестник будет ангел).

Земное и небесное, время и вечность

Красной нитью в фильме проходит мотив земного и небесного, времени и вечности. Земля и время – это песок; их в фильме символизирует желто-коричневый цвет. Вечность – это небо; они символизированы синим цветом. Понаблюдайте за сменой цветов одежды главных персонажей.

В начале фильма Купер «земной», а Мерф – «небесная».

Взрослая Мерф, потерявшая надежду на решение проблемы, становится «земной». Но когда решение находится, она снимает коричневую куртку.

На станции «Купер» главный герой уже носит синюю рубашку.

Любовь как физическая величина

Идея любви как внешней силы, действующей помимо человеческой воли интуитивно понятна каждому человеку, поэтому всегда вызывает сочувствие. Влюбляясь, человек как бы приобщается к чему-то высшему и могущественному, каковым он отнюдь не является в обыденной жизни.

Создатели фильма распространяют действие этого чувства сквозь пространство и время, делая его силой, сравнимой с гравитацией.

Другие мотивы

В фильме присутствуют и другие мотивы, которые способны эмоционально затронуть самые глубокие пласты нашего существа:

  • Мы не одиноки во вселенной (один из экзистенциальных страхов современного человека – глобальное одиночество)
  • В безвыходной ситуации происходит чудо (Купер попадает в тессеракт)
  • Существуют высшие силы, «присматривающие за нами»
    (и эти силы – это не какие-то прометеевские Инженеры и не непознаваемый Бог традиционных религий, а наши потомки, в которых мы можем узнать себя)

Становится ясно, что с фильмом Интерстеллар мы с вами переходим к рассмотрению особой категории фильмов, которую можно обозначить как фильмы-мифы.

«Вертикальная» структура мифа

Структура любого полноценного мифа предполагает наличие двух основных пластов бытия – идеального, вневременного и реального, исторического.

Идеальный слой содержит

  • Богов, управляющих видимым миром
  • Загробный мир, где пребывают души умерших

Реальный слой состоит из

  • Общество
  • Природу

Мир, показанный в Интерстеллар, имеет точно такую же структуру – структуру классического мифа. Здесь у нас есть

  1. Вневременное пятое измерение, в котором пребывают
    • Высокоразвитые люди
    • Тессеракт, посредник между вневременным и временным
  2. Временное, историческое бытие выглядит вполне стандартно и содержит
    • Общество
    • Природа

«Горизонтальная» структура мифа. Путь героя

Если мы развернем эту вертикальную структуру во времени, то получим миф как чудесную историю.

Историческая структура мифа включает в себя следующие этапы:

  1. Первоначальное блаженное состояние, «Рай», золотой век
  2. Историческое существование, борьба с хаосом
  3. Преодоление страданий и возвращение, спасение

В фильме Интерстеллар человечество проходит все эти этапы.

Райское состояние - это жизнь на земле до катастрофы; она осталась за кадром.

Борьба с хаосом – это борьба людей за выживание на взбунтовавшейся Земле.

Преодоление страданий – это спасение с земли на космических станциях.

Героем-спасителем в нашем мифе является Купер. Он тоже проходит все необходимые этапы мифического пути героя. В Интерстелларе это:

  1. Жизнь в обычном, земном мире
  2. Призвание свыше
  3. Встреча с наставником
  4. Преодоление порога
  5. Путь испытаний
  6. Сошествие в черную дыру (параллель с миром умерших)
  7. Благовестие
  8. Чудесное воскресение
  9. Возвращение в земной мир
  10. Встреча с дочерью (напоминает явление христа марии магдалине после воскресения)
  11. Вознесение

Мы видим много общего с христианским мифом, и это естественно. Вся мифология постхристианской культуры неизбежно будет представлять собой частичное воспроизведение средневековой христианской мифологии.

Зарождение культа

Если бы логика мифа продолжила в фильме свое развитие, то мы бы увидели даже зарождение культа Сверхлюдей и Купера как их посланника.

Первые признаки уже начали появляться. Дом Купера восстановлен и оберегается: это место начала священной истории.

Но в остальном что-то пошло не так.

Хотя Мерф получила свое знание из потустороннего мира от Купера и принесла людям благую весть, ей почему-то никто не поверил. По крайней мере, так она утверждает.

Поэтому ей пришлось взять на себя роль спасительницы человечества, а подлинный спаситель так и остался людям неизвестным. По непонятной причине Мерф сделала Купера «земным» в глазах других людей, сообщив им о том, что он обожал ферму. О мотивах ее поступка мы можем только догадываться.

Выводы

Таким образом, фильм Интерстеллар по самому своему смыслу – это миф. Думаю, что это главная причина того, что он может производить такое мощное воздействие на зрителя. Самой структурой повествования он заставляет резонировать самые глубинные слои человеческой души, относящиеся к коллективному бессознательному нашей цивилизации.

Особенность мифа Нолана в том, что личностью в нем является исключительно человек. Причем, это человек «естественный», т.е. миф Нолана не является мифом трансгуманизма. Такая деталь как подчеркнуто неантропоморфный робот призвана усилить эту идею.

В противоположность другим современным мифам, где на месте богов в иерархии мифа мы видим представителей иной цивилизации или искусственный интеллект, у Нолана это место занимает сверхразвитое человеческое общество.

Человеку, уже не верящему ничему, кроме науки, чувствующему себя никчемной песчинкой, затерянной в космическом пространстве, Нолан предлагает новый миф, делающий жизнь осмысленной, избавляющий от экзистенциального одиночества и дающий надежду на лучшее будущее для человечества.

После просмотра. Жена: "У меня жутко разболелась голова".
Я: "Искусство требует жертв".

Только ленивец не писал об "Интерстелларе" Кристофера Нолана. Оно и понятно - ведь ленивец - животное и писать не умеет. Другое дело - я. За последние несколько недель я видел столько рецензий и видеороликов об этом фильме, что у меня даже почти сложилось впечатление, что я его уже посмотрел. Добрался до кинотеатра я только недавно. Потому делюсь свежими впечтлениями.

Есть здесь люди, которые не в курсе, кто такой Кристофер Нолан? Нолан - это режиссёр, начавший карьеру с малобюджетного "Помни" и закончивший новой трилогией о Бэтмене. Нолан - это последняя надежда интеллектуального кино, завёрнутого в блестящую обёртку блокбастера. "Начало" с Ди Каприо, "Престиж" с Хью Джекманом и Кристианом Бейлом. Помните, как в 99 году выстрелили братья Вачовски со своей "Матрицей"? Точно также выстреливает Нолан каждый раз, и это тот самый случай, когда следует запалатить 350 рублей за поход в кино. Я понимаю, 3 часа хронометража - испытания не из лёгких, но оно того стоит.

Я не стану относить "Интерстеллар" к космической тематике, сравнивать его с "Гравитацией", вспоминать "Луну 2012", "Космическую одиссею" и прочие космо фильмы. "Гравитация" была создана ради картинки, и картинка там действительно впечатляющая. Скучная, но впечатляющая. У "Межзвёздного" была другая задача. Донести до людей через диалоги и игру актёров простые банальные истины. Заставить думать, а не жевать поп-корн. Поэтому космоса в фильме ровно столько же, сколько в трейлере. Остался вопрос - куда дели 160 лямов? Понятно, гонорары актёрам, идеальный Макконахи, мать его за ногу. Однако, в фильме с таким солидным бюджетом крайне мало спецэффектов. Всё дело в том, что Нолан ненавидит зелёный экран. Большая часть фильма снята без современных спецэффектов. Зато при просмотре фильма отдаёт фантастической классикой: не рисованный космсос, реальные модели космических кораблей. При этом в фильме они выглядят достойно и реально. Да, в "Интерстелларе" есть компьютерная графика. Здесь лучшие компьютерные волны, дающие просраться волнам из "Ноя", странный и смешной, но реальный робот. 80% сцен в фильме сняты без использования компьютерной графики. На это стоит посмотреть. Нолан любит олдскул. Любит плёнку, любит спецэффекты по-старинке.

"Интерстеллар" - это микс всех предыдущих работ режиссёра. Здесь тебе и отсылки к "Началу", и немного "Помни". К концу фильма создаётся впечатление, что Нолан вставил сюда вырезанные сцены из "Начала". И это хорошо. Ещё хорошо, что научная фантастика, на которую претендует фильм, разбавлена местами юмором. Качественным юмором, от которого ты не пытаешься выдавить улыбку, а делаешь это от души. Да, в фильме есть куча научных несоответствий, но я говорю о фильме в целом. Для обычного обывателя подобные ляпы незаметны вовсе, если только вы вдруг не инженер.

Вы спросите, на что смотреть на большом экране в фильме с бюджетом 160 миллионов, если фильм о человеках, об их отношениях и прописных истинах? Я отвечу так: не смотреть, а слушать. Музыку, которая дополняет каждый кадр, благодаря которой ты оказываешься по ту сторону экрана. Это не значит, что в "Межзвёздном" не на что смотреть. Проблема в том, что надо иметь терпение, любить качественное кино, заставляющие думать, а не идти в кинотеатр с одной лишь целью - убить время. Есть в "Интерстелларе" сцены, завораживающие по своей красоте и масштабности, есть пару взрывов, есть красочная чёрная дыра, есть пейзажи неизведанных планет, но в трехчасовом формате они занимают ничтожное количество времени.

"Интерстеллар" - это как пост-рок, главное здесь атмосферность и ощущение полной безысходности, которые передаются при помощи сильного саундтрека и плачущего Макконахи. Кстати говоря, со слезливыми сценами в фильме перебор. Я серьёзно устал сдерживать скупые мужские слёзы. Было ощущение, что я пересматриваю "Титаник". В "Интерстелларе" плачут все. Герои будто соревнуются, кто расплачется лучше других. Но мы-то знаем, что лучше Макконахи плакать никто не умеет. Оскар всё равно именно ему отдадут, а не Ди Каприо.

В фильме есть ляпы и стереотипы. Голливуд еще не перестал быть Голливудом. Обязательное упоминание о русских, тема семьи, нахождение супер засекреченной лабаратории за час, некоторые несостыковски с физикой. Но эти минусы не должны вас отвлекать от целостности такой шедевральной картины как "Интерстеллар". Я прочитал много негативных отзывов о фильме. Рецензия школьника выглядит примерно следующим образом и вы наверняка на неё натыкались.

"Как за три часа можно не показать космос? Нолан возомнил себя сверхчеловеком, открывающим новые миры по типу лабириринтов. Но ничего нового он не открывает. Теряется сюжетная линия, а к концу фильма ты не понимаешь, о чём был фильм. О любви? О человечности? О спасении мира? Я ожидал от Нолана больше. Я терпел первые 20 минут, ожидая спасения человечности, но на второй час я уснул, потому что выпил слишком много пива."

"Интерстеллар" позиционирует себя как блокбастер, но по факту им не является. Он хорошо смотрится на большом экране, но не претендует на звание самого правдивого научного фильма в истории. Он хорош тем, что взрывает тебе мозг, выковыривая из твоей головы многочисленные вопросы, ответы на которые ты не факт что найдёшь. Можно долго разводить дискуссии на тему фильма, но фильм обызывает к просмотру.

Я бы мог писать эту рецензию бесконечно, но боюсь, что начну повторяться. Поэтому сразу к выводу.

Пережёвывывая многочисленные негативные отзывы, хочу вас спросить: когда вы видели в последний раз действительно достойный фильм на большом экране? Мне на память их последних приходит лишь "Жизнь Пи" и больше ничего. Именно по этой причине призываю вас бежать в кинотеатр, прихватив подгузники, возможно, вы найдёте у фильма недостатки и черные дыры в сюжете, но без эмоций вы не останетесь точно. В конце концов, разве не ради этого мы смотрим фильмы?

Ну и напоследок. Для тех, кто уже посмотрел фильм.


После Нолана через день я посмотрел "Люси" Люка Бессона. Жена отрецензировала так: "После Нолана невозможно смотреть такие фильмы". И это хорошо, когда в Голливуде редко, но метко, кто-то ставит такие высокие планки, после которых обычные блокбастеры действительно кажутся тебе халтурой и пустым времяпрепровождением.