Разделяй властвуй объединяй направляй эссе. «Разделяй и властвуй – мудрое правило, но объединяй и направляй – ещё лучше»

Вы-бе-ри-те одно из пред-ло-жен-ных ниже вы-ска-зы-ва-ний и на его ос-но-ве на-пи-ши-те мини-со-чи-не-ние.

Сфор-му-ли-руй-те по сво-е-му усмот-ре-нию одну или не-сколь-ко ос-нов-ных идей за-тро-ну-той ав-то-ром темы и рас-крой-те её (их) с опо-рой на об-ще-ство-вед-че-ские зна-ния.

Для рас-кры-тия сфор-му-ли-ро-ван-ной(-ых) Вами ос-нов-ной(-ых) идеи(-й) при-ве-ди-те рас-суж-де-ния и вы-во-ды, ис-поль-зуя об-ще-ство-вед-че-ские зна-ния (со-от-вет-ству-ю-щие по-ня-тия, тео-ре-ти-че-ские по-ло-же-ния).

Для ил-лю-стра-ции сфор-му-ли-ро-ван-ных Вами ос-нов-ной(-ых) идеи(-й), тео-ре-ти-че-ских по-ло-же-ний, рас-суж-де-ний и вы-во-дов при-ве-ди-те не менее двух со-ци-аль-ных фак-тов/при-ме-ров из раз-лич-ных ис-точ-ни-ков (об-ще-ствен-ной жизни (в том числе по со-об-ще-ни-ям СМИ), лич-но-го со-ци-аль-но-го опыта (вклю-чая в том числе про-чи-тан-ные книги, про-смот-рен-ные ки-но-филь-мы), из раз-лич-ных учеб-ных пред-ме-тов.

Каж-дый при-во-ди-мый факт/при-мер дол-жен быть сфор-му-ли-ро-ван развёрнуто и под-твер-ждать обо-зна-чен-ную ос-нов-ную идею, тео-ре-ти-че-ское по-ло-же-ние, рас-суж-де-ние или вывод/ быть с ними явно свя-зан. По сво-е-му со-дер-жа-нию при-ме-ры не долж-ны быть од-но-тип-ны-ми (не долж-ны дуб-ли-ро-вать друг друга).

29.1 Фи-ло-со-фия: «Все наши тео-рии - это не что иное, как обоб-ще-ние опыта, на-блю-да-е-мых фак-тов» (В.А. Ам-бар-цу-мян).

29.2 Эко-но-ми-ка: «Спрос и пред-ло-же-ние - это про-цесс вза-им-но-го при-спо-соб-ле-ния к ко-ор-ди-на-ции» (П.Т. Хайне).

29.3 Со-цио-ло-гия, со-ци-аль-ная пси-хо-ло-гия: «На-ча-ло лич-но-сти на-сту-па-ет на-мно-го позже, чем на-ча-ло ин-ди-ви-да» (Б.Г. Ана-ньев).

29.4 По-ли-то-ло-гия: «"Раз-де-ляй и власт-вуй" - муд-рое пра-ви-ло, но "объ-еди-няй и на-прав-ляй" ещё лучше» (И.В. Гёте).

29.5 Пра-во-ве-де-ние: «Закон не знает со-слов-ных пре-ступ-ле-ний, не знает раз-ли-чий по кругу лиц, в среде коих со-вер-ша-ет-ся его на-ру-ше-ние. Он ко всем равно строг и равно ми-ло-стив» (А.Ф. Кони).

Пояснение.

1. Задание является альтернативным, то есть необходимо выбрать одно высказывание из пяти, выписать цитату и ее номер , прежде чем приступить к написанию мини-сочинения. На что следует обратить внимание:

1.1. Раздел обществознания , в контексте которого дано высказывание. Именно от него зависит сфера, в которой приводится аргументации, используемые обществоведческие понятия и т. д.

1.2. Смысл высказывания должен быть полностью понятен учащемуся. Если он раскрывается неверно, мини-сочинение не читается за К1 (первый критерий) выставляется 0 баллов и само мини-сочинение не оценивается.

2. Структура мини-сочинения:

2.1. Необходимо объяснить смысл высказывания. В данной части необходимо выделить ключевую идею или идеи высказывания. (К1, макс. 1 балл) Не допускается: подмена смысла высказывания рассуждениями общего характера («домашней заготовкой»), не отражающими специфики предложенного высказывания; прямой пересказ, перефразирование приведённого высказывания или последовательное объяснение каждого слова в высказывании без объяснения смысла высказывания в целом.

2.2. Необходимо на теоретическом уровне раскрыть каждый аспект основной идеи или идей авторского высказывания. Необходимые элементы:

2.2.1. Использование ключевых для основной идеи или идей высказывания обществоведческих понятий , их объяснение, а также теоретических положений, раскрывающих идею или идеи высказывания. Важно , чтобы они соответствовали разделу обществознания, в котором дано высказывание. (К2, макс. 2 балла).

2.2.2. В контексте хотя бы одной выделенной идеи с опорой на корректное(-ые) объяснение(-я) ключевого(-ых) понятия(-й), теоретические положения приведены связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод (К3, макс. 1 балл).

2.3. Необходимо привести не менее двух примеров из разных сфер , которые будут подкреплять теоретическую аргументацию. (К4, макс 2 балла) Необходимые элементы:

2.3.1. Использовать примеры из разных источников . В качестве источников могут использоваться факты общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), материалы учебных предметов (истории, географии и др.). Примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников.

2.3.2. Каждый пример должен на практике отражать теоретические положения аргументов.

3. При написании мини-сочинения, важно помнить:

3.1. В структуре необходимо избегать внутренней противоречивости.

3.2. Каждая часть должна органически входить в структуру мини-сочинения (аргументация соответствует аспектам проблемы, обозначенным в объяснении высказывания, а фактические примеры иллюстрируют теоретические аргументы).

3.3. Необходимо избегать обыденного языка.

3.4. Необходимо избегать грубых грамматических ошибок, особенно, в обществоведческой и иной предметной терминологии.

3.5. Наличие ошибочных, с точки зрения научного обществознания, а также смысловых и фактических ошибок ведет к снижению баллов по К2 и/или К4, в зависимости от характера ошибки.

Добро порождает добро.

Власть – сила, проявление своей воли по отношению к другим людям. Для того, чтобы удержать власть в своих руках, неважно государственную или групповую, лидер выбирает свою тактику: миротворческую или диктаторскую. Так, в первом случае власть держится на харизме лидера, на способности убеждать и вести за собой группу. Такая власть более устойчивая, чем вторая. Держится на страхе и беспрекословном подчинении общества лидеру, бывает, когда из-за недовольства граждан случаются перевороты и диктатора свергают. Какая тактика более эффективная?

Примером диктатора является личность Иосифа Сталина. Процесс захвата власти был длительным, он тактично использовал своих союзников для уничтожения противников. Выиграл политическую гонку после смерти Ленина с помощью устранению других претендентов, медленно, но продуктивно Сталин убрал со своего пути всех кандидатов на пост лидера партии. Культ личности Сталина – стремление упрочить позиции посредством поддержания культа вождя. Восхваление вождя о стороны ближайшего окружения, проведение праздников в его честь. При жизни Сталин – был великим человеком, заслуги, перед родиной которого были неоспоримы, но в 1953 г. Сталин умирает. После смерти Сталина начался процесс «дестанилизации», разрушения «культа личности», сталинизма. Так, из-за нарциссизма и культа личности Сталин допустил ряд ошибок, которые повлекли за собой гибель людей (Великая отечественная война) Если бы Сталин послушал своих помощников, Жукова, то можно было спасти тысячи жизней.

Множество примеров из истории нашей страны подтверждают мысль автора о том, что коммуникация, то есть непосредственное общение, прислушивание к другому мнению, является важным фактором в правлении. Одно из самых мирных и спокойных времен было в России в правление А. А. Романова (1881-1894).

Таким образом, гуманизм, взаимопонимание являются факторами продуктивного функционирования общества, наличие общей цели и интересов сплочает людей, ведет к целенаправленной деятельности. Ни один диктатор не сможет вечно держать власть в своих руках, поэтому «объединяй и направляй» - лучший способ коммуникации между властью и подчиненными.

Являясь членом региональной предметной комиссии по обществознанию, я ежегодно проверяю часть С Единого государственного экзамена. Большинство работ обязательно включает в себя написание эссе (нередко бывает даже, что эссе является единственным выполненным выпускником заданием), однако работ, которые получают 4-5 первичных баллов (максимальный первичный балл по этому заданию – 5) , очень мало. Очень часто выпускники не могут правильно определить подлежащее рассмотрению в рамках выбранной темы содержание обществоведческого курса, сформулировать проблему или основную мысль, подобрать аргументы – как теоретические, так и фактические. При этом, школьники озабочены вопросом: как научиться писать эссе, а учителя – как научить его писать. Как учитель, у которого ежегодно более 70% выпускников выбирают ЕГЭ по обществознанию , меня тоже не обошла стороной эта проблема, а потому не устаю искать новые эффективные формы работы.

Так например, в прошедшем учебном году в блоге Электронные тетради мы с учениками предприняли попытку совместной работы над эссе онлайн. Как это происходило, и что получилось в итоге, можно прочитать в соответсвующих сообщениях блога (в каждом случае, рядом со ссылкой указана тема эссе, которая отрабатывалась на онлйн-занятии):

Пишем эссе онлайн вместе №1 . Экономика. «Деньги – признаваемое всеми средство обращения, которые принимаются в обмен на товары и услуги и могут быть использованы для накопления богатства и использования в будущем» (Любимов Л.).

Пишем эссе онлайн вместе №6 . Экономика. «Налоги - это деньги, взимаемые властью с части общества в интересах целого» (С. Джонсон).

Пишем эссе онлайн вместе №7 . Экономика. «К онкуренция обеспечивает наилучшие качества продуктов и развивает наихудшие качества людей » (Д. Сарнофф).

Если внимательно прочитать все семь сообщений, то можно увидеть, что, хотя получившиеся в результате работы эссе являются очень разными и неоднородными по качеству, тем не менее, они значительно улучшили первоначальный вариант. Полезность и эффективность такой работы отмечали и большинство учащихся, принимавших участие в ней. А поэтому, с ейчас, когда до дня сдачи ЕГЭ по обществознанию в этом году осталось менее 10 дней, я предлагаю своим читателям принять участие в эксперименте: давайте попробуем не просто отредактировать имеющееся эссе, как это было в приведенных выше примерах, а написать эссе с нуля в онлайне . Конечно, в первую очередь, эта работа ориентирована на выпускников 11-х классов МАОУ гимназии №23 г. Челябинска им. В.Д.Луценко (сч итаю подобную работу более эффективной в сравнении с традиционными консультациями) , но я приглашаю и всех желающих.

Для совместной работы я предлагаю вам пять тем эссе из демонстрационного варианта ЕГЭ по обществознанию 2013 г. Пять дней – с понедельника по пятницу – пять отработанных тем, попытка написать 10 эссе – по два на каждую тему, используя два разных шаблона: шаблон О. В. Кишенковой и шаблон С. А. Маркина . Описание шаблонов можно прочитать (в сообщении они идут как вариант 3 и вариант 4), более подробно о шаблоне С.А. Маркина с подробным разбором шаблона и примерами готовых эссе написано , сравнительная характеристика этих двух шаблонов (тоже с примерами готовых эссе) есть .

Понедельник, 3 июня 2013 г.

Философия. «Все наши теории – это не что иное, как обобщение опыта, наблюдаемых фактов». (В.А. Амбарцумян)
.

1)
2)
_________________________________________
Итоги первого дня. В работе приняли участие:

  • Татьяна Соколова (взяла на себя основную работу по первому шаблону и немного помогала по второму)
  • +Аня Беляева (практически в одиночку работала по второму шаблону)
  • Виктория Усманова (помогала идеями при работе над первым шаблоном, очень жаль, что не закончила работу над идеей по Дидро)
Усталость после ЕГЭ по математике не позволила завершить работу, но даже то, что было сделано таким небольшим кругом за ограниченное время, является вполне достойной работой. Я немного дописала, просто, чтобы закончить работу. 5 баллов такое эссе, конечно, вряд ли наберет на экзамене (хотя...почему бы и нет, возможно, я просто очень требовательна), но 3 — 4 вполне реально. Получилось два варианта эссе по одной теме.
Главное "открытие" первого дня: не работает чат в документе. Пока не разобралась, в чем причина. Подозреваю, что после обновлений, чат работает только в условиях персонализированного доступа. Будем приспосабливаться.

Вторник, 4 июня 2013 г.
Экономика. «Спрос и предложение – это процесс взаимного приспособления и координации». (П.Т. Хейне)
Документ для совместной работы .
Что можно почитать в блоге по теме эссе: .
___________________________
Итоги второго дня. В работе приняли участие:
  • Галина Сергиенко (молодец, сделала основную часть работы по шаблону С. А. Маркина)
  • Татьяна Соколова (могу только восхищаться тем, что человек не ищет легких путей — ведь экономика совсем не ее конек, могла бы пропустить вечер, но молодец, хватается за любую возможность углубить свои знания по курсу, сделала почти всю работу по шаблону О.В. Кишенковой)
  • +Аня Беляева (не сразу включилась в работу, но именно благодаря ей второй шаблон отработан полностью, до конца, мне осталась только больше речевая, нежели содержательная чистка); Социология, социальная психология. «Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида». (Б.Г. Ананьев)

“Разделяй и властвуй” – мудрое правило,

но “объединяй и направляй” – еще лучше.

США в 1860-ых годах – политический пример: Авраам Линкольн (на фотографии слева) по праву считается самым выдающимся президентом США. За время своего президентства он отменил рабство, что сделало США современной и динамичной страной и открыло новые горизонты развития, централизовал федеральную власть, привел антирабовладельческие силы к победе над Конфедерацией Южных Штатов в гражданской войне 1861-65 годов. И сделал бы, наверное, еще много полезного, если бы не смертельное ранение 14 апреля 1865 года от выстрела, в упор произведенного из пистолета актером Джоном Бутом, который симпатизировал южанам. Между тем, Линкольн едва не проиграл свои первые президентские выборы 1860-го года. Республиканская партия, которую он представлял, была в то время партией меньшинства – ее лидера Авраама Линкольна в президентской гонке 1860-го года поддержало лишь 40% населения. И Линкольн мог бы и не стать президентом, если бы дальновидной политикой середины 60-ых не расколол демократов на 2 враждующие между собой фракции. Будучи не только превосходным оратором, но и мастером политической стратегии, Линкольн разделил и властвовал.

Основным вопросом, разделяющим республиканцев и демократов, в то время было отношение к рабовладению. Республиканская партия была категорически против рабовладения по всей стране. Демократическая же партия, поддерживаемая абсолютным большинством в рабовладельческих южных штатах и меньшинством в северных, относилась к этому вопросу более умеренно и была партией большинства. Её лидер Стивен Дуглас (на фотографии справа снизу), сенатор от штата Иллинойс, считал, что жители каждого штата посредством плебисцита имеют право сами решать запрещать или сохранять рабовладение в своем штате (доктрина народного суверенитета). С ним соглашалось большинство демократов, но не радикально настроенные рабовладельцы Юга. Тем не менее, ведя неопределенную политику (достаточно успешная политическая стратегия, главная цель которой привлечь на свою сторону приверженцев всех мнений), он удерживал за собой поддержку всей партии.

Главным же политическим ходом, обеспечившим Линкольну президентское кресло в 1860-ом году, стало принуждение Дугласа четко занять свою позицию по вопросу о рабовладении. В ходе выборов в сенат от штата Иллинойс, Линкольн вызвал Дугласа на дебаты и заставил занять четкую позицию, которая давала право жителям штатов самим решать вопрос о рабовладении. Эта позиция обеспечила Дугласу победу в выборах в сенат от северного антирабовладельческого штата Иллинойс, но отторгла от него всех приверженцев с рабовладельческого Юга, которые посчитали эту позицию «изменой» их политическим интересам. На предвыборном общенациональном съезде демократической партии 23 апреля 1860-го года, делегации южных штатов ультимативно потребовали от всей партии принятия прорабовладельческой платформы. Дуглас, вынужденный после дебатов с Линкольном быть последовательным, вновь высказался за доктрину народного суверенитета. В ответ на это 30 апреля делегации штатов Алабама, Миссисипи, Луизиана, Флорида, Северная Каролина, Арканзас и Техас покинули съезд, а на следующий день к ним присоединились делегаты Джорджии. Они же, собравшись 18 июня в Балтиморе, провозгласили кандидатом в президенты действующего вице-президента Джона Брекенриджа (на фотографии справа сверху) – уроженца Кентукки и апологета рабовладения.

Таким образом, дальновидная стратегия Линкольна принесла ему успех. Стивен Дуглас смог победить только в северном штате Нью-Джерси, начисто проиграв в южных штатах Брекенриджу, а Линкольн, набрав 39.8% голосов избирателей, вошел в Белый Дом и Историю как 16-ый президент США. Между тем в сумме за Дугласа и Брекенриджа проголосовало больше избирателей (29.5% за Стивена Дугласа и 18.1% за Джона Брекенриджа) и не будь Демократическая Партия разделена на северную и южную фракции, Линкольн выборы не выиграл бы.

Дробление основных религий на ветви – религиозный пример: У меня нет никаких сомнений в том, что целью всех религий любых конфессий является благоденствие человека и общества, этическое, моральное и экономическое. Казалось бы, что может быть логичнее объединения вокруг этих общих целей обществ с разным вероисповеданием? К сожалению, проблема оказывается именно в том, что каждая конфессия видит свой путь к благоденствию. Это относится как к крупнейшим мировым религиям (Христианство, Ислам, Иудаизм, Буддизм), так и к их подразделениям. Дробление основных религий на ветви впечатляет своим размахом. Христианство расколото на Католическую Церковь (независимые друг от друга Римско-Католическая церковь и Восточно-католические церкви), Протестанство (подразделено на баптистов, кальвинистов, лютеранцев, адвентистов седьмого дня, англиканцев, пятидесятников и других) и Православную Церковь (множество независимых и борющихся друг с другом за сферы влияния локальных патриархатов), каждая из которых претендует на независимость и свою правоту. В Исламе также существует масса течений: сунниты, шииты, суфиты, хариджиты, исмаилиты, ваххабиты, мюридиты, салафиты, 4 мазхабов, множество сект, джемаатов и тарикатов. Каждая ветвь и её подразделения отличаются друг от друга взглядом на существенные вопросы богословия, путями к «всеобщему благоденствию».

Худшее же из зол то, что, забывая об общих целях благоденствия и даже многих заповедях, по-своему интерпретируя свои священные книги и подначивая фанатиков, религии с оружием в руках набрасывались в борьбе за мировое господство как на «иноверцев» (многочисленные крестовые походы и джихады, современный терроризм и борьба с ним), так и на отколовшихся от собственной ветви (гугенотские войны, Варфоломеевская ночь, преследование баптистов в Англии, войны халифата с хариджитами, убийство хариджитом 4-го и последнего халифа, племянника и зятя пророка Мухаммеда (с.а.с.), Хазрети Али, историческое и современное порицание ваххабитов). Можно еще долго рассуждать о том, кому были выгодны эти войны, кто завоевывал новые земли, расширял свою власть и набивал золотом казну зачем-то в этом мире, а не следующем. Но толку от этого будет немного.

«Тщеславие – мой самый любимый грех», – говорит Сатана, персонаж Аль Пачино, в гениальном фильме «Адвокат Дьявола». Я думаю, в список самых любимых грехов Сатаны можно также с уверенностью добавить алчность и фанатизм.

«Царство небесное, оно ведь в сердце и разуме твоем», – сказал Балиан, персонаж Орландо Блума, подразумевая, что нельзя его добыть ни огнем, ни мечом, ни поясом шахида, в фильме Ридли Скотта «Царство небесное».

Совет представителей крымских татар при Президенте Украины – злободневный пример: О продвижении нынешней украинской и крымской властью в Совет представителей крымскотатарского народа при Президенте Украины оппозиционных Меджлису и более лояльных нынешней власти деятелей в последние недели говорилось много и не всегда в дружелюбных тонах. Меджлис крымскотатарского народа безапелляционно игнорирует Совет, считая, что все места в Совете представителей должны занять члены Меджлиса в качестве единственного представительного органа крымских татар, как это и было ранее. «Милли Фирка» (буду говорить прежде всего о ней как наиболее весомой и публичной из принявших участие в Совете организаций, но мои доводы можно в полной мере распространить и на остальных участников) в лице председателя Васви Абдураимова декларирует 5 вопросов, которые они собираются курировать в Совете представителей. И эти вопросы, надо сказать, интересам крымских татар вполне соответствуют.

Краеугольным камнем критики Меджлиса в адрес Совета представителей является нелегитимность его членов как представителей крымскотатарского народа, что и призваны доказать весенние всенародные прямые выборы в Къурултай. Аргумент весомый, особенно если членов Совета представителей не окажется в списке делегатов Къурултая. Прислушается ли к нему власть, назначающая членов Совета представителей – наиболее принципиальный из вопросов. Мне стало интересно, критикует ли в отместку «Милли Фирка» игнорирование Меджлисом Совета представителей с позиции «Почему вы не используете любую возможность принести пользу народу?», ведь «Милли Фирка» известна постоянными и нещадными нападками на Меджлис и по менее значимым поводам, очень часто перегибая при этом палку. Однако, почитав последние статьи на их сайте, я такой критики не нашел. Васви Абдураимов в своем интервью Аргументам Недели даже вполне корректно «призывает представителей Меджлиса включиться в эту работу». Тем не менее, я сомневаюсь, что он этого искренне желает: участие Меджлиса в Совете сейчас спутает ему карты, ведь если «Милли Фирке» в составе Совета удастся положительно решить задекларированные вопросы, они начнут отбирать голоса крымских татар у Меджлиса. Почему-то мне кажется, что нынешние власти Крыма будут не против и могут этому поспособствовать. И как только что-то начнет получаться, можно ожидать серии публикаций на тему «А вот видите, мы в отличие от Меджлиса реально работаем». Ну а если ничего получаться не будет, то ни Совет представителей, ни разговоры о нем, ни потуги нынешней власти и членов Совета не будут стоить и выеденного яйца – окажутся лишь очередным мыльным пузырем.

12 Сен 26.09.2017

Как писать эссе? ЕГЭ по обществознанию, задание № 29

Последнее задание КИМ ЕГЭ по обществознанию принято считать самым сложным. На написание мини-сочинения экзаменаторы ФИПИ отводят 45 минут. Правильное выполнение задания дает максимально возможное количество первичных баллов.

В этом кратком руководстве я расскажу, как максимально просто и быстро написать эссе.

Критерии оценки эссе

Для начала посмотрим на формулировку задания №29 из демоверсии ЕГЭ по обществознанию:

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания , полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия , а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт . (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников).

Философия
«Все наши теории - это не что иное, как обобщение опыта, наблюдаемых фактов» (В.А. Амбарцумян).
Экономика
«Спрос и предложение - это процесс взаимного приспособления и координации» (П.Т. Хейне).
Социология, социальная психология
«Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида» (Б.Г. Ананьев).
Политология
«„Разделяй и властвуй“ - мудрое правило, но „объединяй и направляй“ ещё лучше» (И.В. Гёте).
Правоведение
«Закон не знает сословных преступлений, не знает различий по кругу лиц, в среде коих совершается его нарушение. Он ко всем равно строг и равно милостив» (А.Ф. Кони).

Чтобы справиться с заданием, нам обязательно нужно ознакомиться с . Найти критерии можно на сайте ФИПИ, они размещены в одном документе вместе с демоверсией экзамена.

Первый критерий (К1) - определяющий. Вам нужно раскрыть смысл высказывания. Если вы этого не делаете или раскрываете смысл высказывания неточно, по К1 вам ставится ноль баллов и все эссе не проверятся. Если К1 соблюден, вам ставится 1 балл и эксперт проверяет работу дальше.

Второй критерий (К2). Вы должны привести аргументы из курса обществознания. Нужно привести и объяснить понятия, общественные процессы, законы, которые помогут раскрыть смысл высказывания.

Максимальное количество первичных баллов по этому критерию - 2. Если «в ответе приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и с другими компонентами аргументации понятия или положения», эксперт снижает оценку и ставит один балл.

Если смысл хотя бы одного термина передан неверно, то оценка по К2 снижается на 1 балл: с 2 баллов до 1 балла, с 1 балла до 0 баллов.

Третий критерий (К3). Согласно этому критерию, вам нужно привести 2 фактических аргумента в пользу собственной точки зрения. Если вы допустите фактическую ошибку (например, скажете, что Путин является председателем правительства), аргумент не зачтут. Если аргумент не будет работать на вашу точку зрения и раскрывать смысл высказывания, его тоже не зачтут.

Аргументы должны быть из различных источников: «сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты личного социального опыта и собственные наблюдения». Два аргумента из литературы или два аргумента из СМИ могут посчитать как «аргументы из источника одного типа», что приведет к снижению оценки на 1 балл.

Как выбирать цитату?

Прежде чем писать эссе, нужно выбрать цитату. И выбирать нужно не по принципу «понравилась - не понравилась», «скучная - интересная». Нужно внимательно изучить высказывания и оценить перспективы написания хорошего сочинения по каждому из них. На это должно уйти не больше 2-3 минут.

  1. Внимательно прочитайте высказывания. Определите несколько цитат, смысл которых вам наиболее ясен.
  2. По каждому высказыванию, смысл которого понятен, определите круг терминов, процессов, явлений и законов из курса обществознания. Те цитаты, в которых вы не уверены, отбрасывайте.
  3. Из оставшихся цитат выберете те, к которым вы можете привести качественные аргументы.

Если после того, как вы пропустите все цитаты через эти три фильтра, у вас останутся все пять цитат, можно выбрать ту, что ближе всего к сердцу. (В таком случае вы отлично знаете курс обществознания, поздравляю!)

Алгоритм написания эссе

Вы выбрали цитату, смысл которой вам ясен, и вы без труда сможете привести теоретические и фактические аргументы. В худшем случае эта цитата вызовет у вас меньше всего затруднений, что тоже неплохо.

Мы пишем эссе, исходя из того, что читателей у него будет только два - эксперты ЕГЭ. Значит, нам нужно максимально облегчить им работу по проверке сочинения. Эксперту будет удобно проверять, если работа будет структурирована по блокам согласно критериям.

Структура эссе может выглядеть так:

1) Передаем смысл цитаты. Важно, чтобы это не был просто пересказ высказывания. Вы должны продемонстрировать понимание слов автора.

Не страшно, если вы напишете примитивно. В критериях к эссе нет требований к стилю текста.

Мы выбрали цитату из экономики. «Спрос и предложение - это процесс взаимного приспособления и координации» (П.Т. Хейне).

Пример: Автор высказывания, американский экономист Пол Хейне , утверждает, что механизм спроса и предложения регулирует отношения участников рынка.

2) Формулируем собственную точку зрения : я согласен / я не согласен с автором.

Как правило, с высказываниями, которые предлагают выпускникам на ЕГЭ сложно спорить. Но если вы чувствуете, что не согласны, не бойтесь спорить.

Пример: Я согласен с П. Хейне, потому что…

3) Подкрепите точку зрения терминами, понятиями и законами из курса обществознания. Причем, важно использовать материал из той сферы общественных отношений, который обозначен в задании. Цитату по экономике раскрывайте в экономических терминах, по политологии - в терминах политологии и т.д.

Пример: Основой взаимодействия потребителя и производителя (продавца) в условиях рынка является механизм спроса и предложения. Спрос - это желание и способность потребителя купить конкретный товар или услугу здесь и сейчас. Предложение - это желание и возможность производителя предложить потребителю товар или услугу по конкретной цене в течение определенного времени. Спрос и предложение взаимосвязаны. Увеличение спроса способно повлиять на величину предложения, и наоборот.

Идеальной является ситуация, когда на рынке складывается равновесная цена. Если спрос превышает предложение - складывается дефицитный рынок определенного товара. Если предложение превышает спрос - это может привести к перепроизводству.

В условиях высокой конкуренции, когда на рынке большой спрос и много производителей, качество товаров растет, а цена падает, поскольку продавцы вынуждены бороться за покупателя. Это один из примеров изменения ситуации на рынке под влиянием спроса и предложения.

4) Приведите два фактических аргумента из разных источников. Если вы используете в качестве аргумента факт из личного опыта, старайтесь не придумывать его. Экзаменатор, скорее всего, не поверит вам, если вы заявите, что баллотировались в президенты Чили или состоите в Нобелевском комитете.

Пример: Одним из примеров, доказывающих регулирующую функцию предложения, является ситуация на рынке нефти в современном мире. В 2014 году цена на углеводороды упала по причине снижающегося спроса. Рынок нефти потеснили перспективные технологии: энергия солнца, ветра и других возобновляемых ресурсов. Нефтяным компаниям пришлось приспосабливаться под новые условия - снижать издержки по добыче нефти, уменьшать добавленную стоимость и понижать цены на товар.

Закон спроса и предложения работает не только на глобальных сырьевых рынках. Мы можем видеть, как под воздействием спроса и предложения меняется ситуация буквально за окном нашего дома. В спальном районе, где я живу больше 15 лет, в подвале многоэтажки работал продуктовый магазин. Жители близлежащих домов регулярно покупали там продукты первой необходимости. Однако в микрорайоне открылся супермаркет одной из крупных торговых сетей. Цены там были ниже, график работы удобнее, а ассортимент в разы богаче. Люди проголосовали ногами, через некоторое время маленький магазин закрылся, потому что не смог приспособиться к новой ситуации на местном рынке.

5) Вывод. Здесь можно подвести итог вашим размышлениям. Вывод пишите, только если у вас осталось время и вы уверены, что все остальные задания не требуют перепроверки. В противном случае про вывод забудьте - в критериях к заданию наличие или отсутствие вывода не оценивается .

Пример: В рыночной и смешанной экономике регулирующее воздействие спроса и предложения - это основа экономических отношений. Показатели спроса и предложения учитываются при планировании деятельности любого предприятия и всей страны. Важно, чтобы спрос и предложение были сбалансированы, иначе в экономике могут возникнуть кризисные явления.

Стоит помнить, что враг хороших результатов на экзамене - бесполезная трата времени. Не делайте лишнюю работу. Многие учителя требуют вывести проблему, затронутую автором. Этого делать не нужно, на оценку это не повлияет, а риск сделать ошибку возрастет.

Этот алгоритм - не истина в последней инстанции. Его можно придерживаться, можно на него ориентироваться, но не стоит пользоваться этими рекомендациями бездумно. Возможно, после тренировки у вас появится собственное представление о том, как нужно писать эссе. Прекрасно! Главное, не забывайте, что эта работа оценивается по жестким критериям, которые вам нужно стараться соблюсти.