Борьба ссср за мир и коллективную безопасность. Образование очагов военной опасности

Страница 3 из 40

2. БОРЬБА СОВЕТСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ЗА МИР И КОЛЛЕКТИВНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ

На протяжении всей своей истории Советское государство неустанно боролось и борется за мир, дружбу и безопасность народов.

Политика борьбы за мир и дружбу между всеми народами вытекала и вытекает из самой природы Советского государства. Первым декретом Советского правительства после победы Великой Октябрьской социалистической революции был Декрет о мире, принятый II Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов 8 ноября 1917 г.

В апреле 1922 г. на Генуэзской конференции великих держав советская делегация предложила договориться о всеобщем сокращении вооружения. В 1927 г. Советский Союз выступил инициатором полного, всеобщего и немедленного разоружения. В 1932 г. советская делегация на Международной конференции по разоружению в Женеве представила программу всеобщего разоружения.

Конкретные предложения Советского правительства были отвергнуты правящими кругами буржуазных стран. Они никогда и не собирались разоружаться на деле, а разговорами о разоружении лишь прикрывали бешеную гонку вооружения. Американский историк Гренфелл отмечал тот факт, что «обещание Версальского договора насчет «всеобщего разоружения» - было надувательством» 1 .

Советское правительство настойчиво продолжало бороться за заключение -соглашений, направленных против агрессивных сил. В результате в 1933 г. Советский Союз добился подписания с рядом стран Европы и Азии конвенции об определении понятия нападения. Это явилось серьезной победой советской дипломатии в деле борьбы за мир.

В ответ на происки поджигателей новой войны Советское правительство предложило создать систему коллективной безопасности. 15 сентября 1934 г. Советский Союз по приглашению 30 государств вступил в Лигу Наций для борьбы за коллективную безопасность и обуздание агрессоров, для разоблачения пособников агрессии.

Франция заключила 2 мая 1935 г. договор о взаимопомощи с Советским Союзом, но он не был дополнен конкретными военными обязательствами. Французские политические деятели имели тайный замысел не оказывать помощи в случае агрессии со стороны Германии против СССР. Заключением этого договора французские империалисты преследовали цель получить козырную карту при переговорах с Гитлером об урегулировании франко-германских противоречий. Ж. Табуи приводит следующие слова бывшего министра иностранных дел Франции П. Лаваля: «Я подписываю франко-русский пакт для того, чтобы иметь больше преимуществ, когда я буду договариваться с Берлином!» 2

На предложение Советского правительства созвать международную конференцию для обсуждения вопроса о предотвращении угрозы развязывания войны в Европе в связи с захватом германскими империалистами Австрии английское правительство Невиля Чемберлена 24 марта 1938 г. ответило отказом, причем оно первым категорически отклонило предложение Советского Союза созвать конференцию, направленную против новых агрессий.

После захвата Австрии Гитлер «стал еще смелее, особенно когда узнал, что Чемберлен и Галифакс отвергли предложенный Москвой план обеспечения коллективной безопасности против германской агрессии» 3 .

Для того чтобы отвести от себя обвинение в предательстве Чехословакии, политические деятели западных стран пустили в оборот версию о том, что Советский Союз не придет на помощь чехословацкому государству. Однако 15 марта 1938 г. Народный комиссар иностранных дел СССР М. М. Литвинов заявил, что «СССР выполнит свои союзнические обязательства» 4 .

В черные дни Мюнхена только один Советский Союз остался верным договору с Чехословакией, активно выступил в защиту национальной независимости чехословацкого народа и выразил готовность оказать Чехословакии военную помощь. Советские войска были готовы прийти на помощь Чехословакии и выполнить свой долг.

26 апреля 1938 г. Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. И. Калинин в докладе о международном положении разъяснял, что согласно пакту о взаимопомощи с Чехословакией от 16 мая 1935 г. «Чехословакии мы помогаем в том случае, если ей помогает Франция, и, наоборот, Чехословакия нам будет помогать в том случае, если нам будет помогать Франция. Разумеется, пакт не запрещает каждой из сторон прийти на помощь, не дожидаясь Франции» 5 . Это последнее обстоятельство Советское правительство использовало и своевременно довело до сведения чехословацкого правительства о готовности оказать военную помощь, не дожидаясь Франции. Советский Союз не имел общей границы ни с Германией, ни с Чехословакией. Однако это затруднение не могло помешать Советскому Союзу выполнить свои обязательства перед Чехословакией. М. М. Литвинов 16 марта 1938 г. заявил, что «уж какой-нибудь коридор найдется» 6 .

22 августа 1938 г. М. М. Литвинов телеграфировал полпредам СССР в Чехословакии и Германии о том, что Советский Союз выполнит свои обязательства перед Чехословакией 7 .

25 сентября 1938 г. в телеграмме Народного комиссариата обороны СССР военно-воздушному атташе СССР во Франции сообщалось о следующих предупредительных мерах:

«1. 30 стрелковых дивизий придвинуты в районы, прилегающие непосредственно к западной границе. То же самое сделано в отношении кавалерийских дивизий.

2. Части соответственно пополнены резервистами.

3. Что касается наших технических войск - авиации и танковых частей, то они у нас в полной готовности» 8 .

Чехословацкий народ горел желанием с оружием в руках защищать свою свободу и независимость. Предложение Советского Союза об оказании военной помощи Чехословакии отвечало интересам чехословацкого народа. Чехословацкая армия могла и была готова сражаться против фашистских захватчиков. 28 марта 1938 г. начальник генерального штаба чехословацкой армии Крейчи сообщил советской военной делегации

о том, что в «армии проводится большая напряженная работа по приведению в готовность на случай вторжения немцев» 9 .

16 сентября 1938 г. министр иностранных дел К. Крофта телеграфировал посланникам Чехословакии в Великобритании и Франции о том, что «находится в боевой готовности такое количество войск, которое позволяет нам выдержать первый удар...» 10 . Действительно, для этого имелись реальные возможности. По состоянию на 19 сентября Чехословакия имела «под ружьем 500 тысяч и все воздушные силы» 11 . Чехословацкая армия имела в своем составе 45 хорошо вооруженных дивизий, в том числе 3 танковые. Германская армия в то время еще не обладала подавляющим превосходством в силах и средствах: в конце 1938 г. она состояла из 35 пехотных, 5 танковых, 4 моторизованных, 4 легких и 3 горнострелковых дивизий и одной кавалерийской бригады 12 .

В буржуазной историографии предательство Чемберлена и Даладье оправдывается тем, что они спасли свои страны не только от войны, но и от поражения в войне. Однако это опровергается не только показаниями Кейтеля, который был очень близок к Гитлеру. Манштейн в Нюрнберге, которому в отличие от Кейтеля не угрожала смертная казнь, сделал следующее признание: «Нет ни малейшего сомнения в том, что если бы Чехословакия стала обороняться, мы не сумели бы пробиться через ее укрепления, потому что у нас не было для этого необходимых средств» 13 .

Учитывая предложенную конкретную военную помощь со стороны СССР, Чехословакия, без всякого сомнения, могла отстоять свою независимость.

Однако буржуазное правительство Чехословакии пренебрежительно отнеслось к предложению Советского правительства о помощи. Чехословацкая буржуазия пошла на позорную капитуляцию перед фашистской Германией. Большая доля вины падает лично на бывшего президента Чехословацкой республики Э. Бенеша, который привел страну к Мюнхену.

На Чехословакию был оказан объединенный нажим со стороны Англии и Франции. Чехословакии угрожали в случае принятия военной помощи от СССР выступить в поддержку Германии. Чемберлен предупредил Бенеша, что «в этом случае Франция и Англия, возможно, снабдят Гитлера оружием и боеприпасами» 14 . Ширер сообщает следующий факт: в ночь на 21 сентября Ньютон и Лакруа (посланники Англии и Франции) подняли Бенеша с постели и заявили, что, «если англо-французские предложения не будут приняты, Чехословакии придется в одиночку бороться против Германии» 15 . Днем 21 сентября Лакруа повторил, чтобы не было никакой иллюзии у французской союзницы, что если чехи не согласятся на англо-французские требования и Германия нападет на Чехословакию, то французское правительство при таких обстоятельствах не могло бы вступить в войну.

Буржуазные реакционные историки стараются ни слова не говорить о позиции советского народа, нашей Коммунистической партии и Советского правительства в период мюнхенских событий. Они пытаются замолчать тот исторический факт, что со стороны Советского Союза в течение шести месяцев, которые предшествовали Мюнхену, было сделано 10 публичных и 14 частных заверении о готовности оказать военную помощь Чехословакии. 21 сентября М. Литвинов, выступая на пленуме Лиги Нации в Женеве, вновь заявил, что Советский Союз выполнит свои обязательства перед Чехословакией. Бенеш в тот же день «вызвал к себе советского посла в Праге, который подтвердил заявление своего министра иностранных дел» 16 .

По просьбе Советского правительства Клемент Готвальд лично известил Бенеша о готовности Советского Союза оказать самую решительную военную помощь. И, несмотря на все это, Бенеш «отказался от борьбы...» 17 . К вечеру 21 сентября правительство Чехословакии капитулировало.

Английский историк Дж. Селби не может не признать, что «Чехословакия была предана державами, которые ее создали и от которых она ждала помощи» 18 . Предательство английского и французского правительств по отношению к чехословацкому пароду и его республике являлись закономерным результатом, ибо западные державы «лелеяли себя надеждой, что неутолимая жажда Гитлера может быть направлена на восток и утолена на просторах России» 19 .

Советское правительство в ноте от 18 марта 1939 г. отказалось признать захват Чехословакии фашистской Германией. Б тот же день вечером М. М. Литвинов передал английскому послу Сиидсу предложение немедленно созвать международную конференцию в составе Советского Союза, Великобритании, Франции, Польши, Румынии и Турции, чтобы помешать дальнейшему распространению гитлеровской агрессии. Это предложение, так же как и предыдущие, было холодно встречено правящими кругами Англии и повисло в воздухе. Английское правительство не хотело ссориться с Гитлером, чтобы не создавать препятствий к развязыванию воины против СССР.

В то же время нарушение Гитлером мюнхенских соглашений не могло не тревожить западные державы. Мюнхенцы забили тревогу по поводу того, что гитлеровцы их жестоко обманули, так как, вместо того чтобы двинуться против Советского Союза, они намереваются повернуть на Запад. О возможности именно такого поворота событий Советское правительство предупреждало западные державы. В конце марта 1935 г. в Москву приезжал лорд хранитель печати А. Иден. 28 марта М. М. Литвинов предупредил Идена о том, что германская внешняя политика вдохновляется двумя основными идеями - идеей реванша и идеей господства в Европе. Иден ответил, что английское правительство не верит в агрессивность Германии. Ответ Идена означал, что английское правительство не желает верить, что Германия может угрожать самой Англии. М. М. Литвинов вновь отметил, что вполне допустимо и даже более вероятно, что первый удар будет направлен не против СССР и что пушки могут начать стрелять совсем в другом направлении. Однако иллюзии оказались сильнее здравого смысла, и английские политики как завороженные продолжали с надеждой и доверием относиться к Гитлеру.

Реакционные силы в Англии и Франции никак не хотели примириться с тем фактом, что их план натравливания фашистской Германии на Советский Союз может провалиться. Они решили усилить нажим на гитлеровцев и заставить их платить по векселю, подписанному в Мюнхене. Вот почему в марте 1939 г. правительства Англии и Франции проявили вдруг желание вести политические переговоры с Советским Союзом по вопросу о коллективной безопасности.

В ходе переговоров Англия и Франция пытались навязать Советскому Союзу односторонние обязательства. По англо-французскому плану Советский Союз должен был принять на себя обязательства оказать немедленную и непосредственную помощь Англии и Франции в случае нападения Германии, но сами они от оказания такой же помощи Советскому Союзу уклонялись. Цель заключалась в том, чтобы оставить Советский Союз один на один с фашистской Германией, а самим остаться в стороне.

Советский Союз должен был также оказать немедленную военную помощь Англии, Франции в случае нападения Германии на Бельгию, Польшу, Румынию, Грецию и Турцию. Перед всеми перечисленными выше странами Англия и Франция имели военные обязательства. Кроме того, Советский Союз по англо-французскому плану должен был защищать Прибалтийские государства (Литву, Латвию и Эстонию).

Со своей стороны Англия и Франция отказывались взять на себя взаимные обязательства в отношении Прибалтийских государств. Буллит в беседе с английским послом в Париже Фиппсом 6 июня 1939 г. также категорически высказался против гарантирования Англией и Францией безопасности Прибалтийских стран. Это был коварный ход, рассчитанный на «канализацию» гитлеровской агрессии через Прибалтику. Гитлеру давали ясно понять, что, если он нападет на Советский Союз через Прибалтику, последний окажется без союзников.

Естественно, что на односторонние обязательства Советское правительство пойти не могло. Бесплодные переговоры продолжались четыре месяца. В течение этого времени Чемберлен продолжал саботировать достижение честного сотрудничества с Советским правительством.

События развивались с фатальной неизбежностью, утверждает С. Сульцбергер. Франция и Англия «ничего не могли предпринять, чтобы предотвратить надвигающуюся воину» 20 . Но это не соответствует действительности. Советское правительство 23 июля 1939 г. предложило Англии и Франции начать переговоры о заключении политической и военной конвенций с целью создания заслона против гитлеровской агрессии.

«Усилия русских,- пишет американский историк Ференбах,- были направлены на то, чтобы обеспечить надежное соглашение с западными державами... которое могло полностью остановить германскую агрессию» 21 .

Конвенция должна была определить формы и размеры взаимной военной помощи. Советское правительство считало, что только в единстве политический пакт и военная конвенция смогут быть эффективными.

Н. Чемберлен согласился на военные переговоры, но главным образом потому, что этим шагом намеревался укрепить свои позиции внутри страны и успокоить оппозицию, которая опасалась гибельных результатов его внешней политики для Британской империи. Две недели понадобилось английской военной миссии на путешествие из Лондона в Москву. Буллит советовал англичанам не спешить с московскими переговорами. Он знал о секретных англо-германских переговорах, которые вела Англия за спиной своей союзницы Франции, а для их завершения нужно было выиграть время.

12 августа 1939 г. состоялось первое заседание военных миссий СССР, Англии и Франции. В полномочиях советской делегации говорилось о праве советской делегации подписать военную конвенцию по вопросам организации военной обороны Англии, Франции и СССР против агрессии в Европе. Глава английской миссии адмирал Драке был вынужден заявить, что «он не имеет письменного полномочия; он уполномочен вести только переговоры, но не подписывать пакта (конвенции) » 22 . Он представил письменные полномочия на ведение переговоров в ходе работы военных миссий. В военные миссии Англии и Франции входили второстепенные лица. Английская военная миссия получила секретные инструкции, которые предписывали «стремиться к тому, чтобы ограничить военное соглашение возможно более общими формулировками» и вести переговоры «весьма медленно» 23 .

Конкретных предложении о совместных действиях военные миссии не имели. Поэтому, исходя из полученных инструкций, они предложили обсуждать общие принципы. Эти намерения англичан и французов обнаружились на первых же заседаниях. Советская делегация поставила вопрос о том, как себе представляют английская и французская миссии наши совместные действия против агрессоров или блока агрессоров в случае их выступления против нас. На другой день глава французской миссии генерал Думенк ответил так: «Наша первая задача - каждому крепко держаться на своем фронте и группировать свои силы на этом фронте» 24 . Такое понимание взаимопомощи не могло сразу же не насторожить советскую делегацию. Естественно, что советская делегация в ходе переговоров прямо поставила вопрос о готовности западных держав к совместным действиям. Она выдвинула конкретный план военного сотрудничества Англии, Франции и СССР, проверяя их готовность не на словах, а на деле оказать взаимную помощь. Этот план предусматривал взаимные обязательства по совместным действиям вооруженных сил Англии, Франции и СССР по трем вариантам: 1) блок агрессоров нападает на Англию и Францию; 2) главный агрессор пользуется территорией Финляндии, Латвии и Эстонии для нападения на СССР; 3) агрессия направлена против Польши и Румынии.

Что касается Польши и Румынии, заявил Думенк, то «их дело защищать свою территорию» 25 . Конечно, продолжал далее Думенк, «мы должны быть готовыми прийти им на помощь, когда они об этом попросят» 26 . Советская миссия разъяснила, что Польша и Румыния могут обратиться за помощью к Советскому Союзу, но могут и не обратиться или могут запоздать с такой просьбой и Советский Союз будет не в состоянии своевременно оказать соответствующего воздействия на события. При искренних намерениях к взаимопомощи не в интересах вооруженных сил Великобритании и Франции было потерять дополнительные вооруженные силы Польши и Румынии. Чтобы этого не случилось, важно было заранее решить проблему пропуска советских войск на польскую и румынскую территории для совместных действий против общего противника. В этом заключался кардинальный вопрос переговоров.

Советская миссия предложила, чтобы правительства Англии и Франции предварительно договорились с правительствами Польши и Румынии и по возможности Литвы о пропуске советских войск и их действиях через Виленский коридор, Галицию и Румынию.

На заседании 15 августа 1939 г. советская сторона изложила конкретный план развертывания Вооруженных Сил СССР на его западных границах. Против агрессии в Европе Советский Союз выразил готовность выставить на фронт в европейской части СССР 120 стрелковых дивизий, 16 кавалерийских дивизий, 5 тыс. тяжелых орудий, 9-10 тыс. танков и от 5 до 5,5 тыс. боевых самолетов 27 .

Вместо конкретной военной конвенции о совместных действиях английская и французская военные миссии предложили принять абстрактные принципы, пригодные для абстрактной декларации. В этих принципах не было никаких данных о количестве дивизий, артиллерийских орудий, танков, самолетов, морских эскадр и пр. для совместных действий. По кардинальному вопросу переговоров ответа не последовало. Переговоры были прерваны и более не возобновлялись. Советский Союз, но образному выражению В. Гомулки, «не мог своими руками надеть себе петлю на шею» 28 . Правительства же Англин и Франции не хотели заключать никаких соглашений, «которые исключат всякую надежду на германо-советское столкновение» 29 .

Это подтверждается, например, содержанием беседы Н. Чемберлена с его ближайшим другом министром авиации Кингсли Вудом в начале июля 1939 г. «Что нового с переговорами о пакте?» - спросил Кингсли Вуд. Чемберлен раздраженно махнул рукой и ответил: «Я все еще не потерял надежды, что мне удастся избежать подписания этого несчастного пакта» 30 . Естественно, что переговоры не привели и не могли привести ни к каким результатам. Англо-франко-советские переговоры были сорваны по вине правящих кругов Англии и Франции, которые «надеялись на то, что Германия нападет на Советский Союз...» 31 .

Чемберлен и Даладье «не теряли надежды, что Гитлер и Сталин все еще могут схватиться один на один» 32 . Западные союзники не оставляли надежды «созерцать столкновение обоих противников на безопасном для себя удалении» 33 .

Сотрудник английской военной миссии в Москве Грэнкшоу отказ Англии от коллективной безопасности откровенно объяснил тем, что была надежда «направить немецкую угрозу на Восток» 34 .

Как отмечалось выше, в ходе военных переговоров в Москве английское правительство вело секретные политические переговоры с Германией о заключении пакта о ненападении и договора о разделе сфер влияния. Начало переговоров относится к июню 1939 г.

В середине июля 1939 г. в Лондон приехал особоуполномоченный германского правительства Вольтат. Он вел переговоры с советником английского правительства Г. Вильсоном и министром внешней торговли Хадсоном. Вильсон предложил заключить пакт о ненападении на следующих условиях:

Германия не вмешивается в дела Британской империи;

Англия предоставляет Германии свободу действий в Восточной и Юго-Восточной Европе.

«Англия продолжала,- записал в свой секретный дневник министр внутренних дел США Г. Икес,- обманывать себя иллюзией, что ей удастся столкнуть Россию и Германию друг с другом и таким образом самой выйти сухой из воды» 35 .

Англия и Германия заключают между собой военный союз;

Англия ликвидирует свою политику гарантий независимости малых стран.

Это было прямое вероломство. Англия вела хитроумную политическую игру за спиной Франции и торговала свободой и независимостью малых стран.

С целью повлиять на Германию и оградить свои собственные империалистические интересы Чемберлен решил создать видимость успешных переговоров о заключении пакта с Советским Союзом, чтобы таким способом оказать давление на Гитлера и запугать его перспективой создания мощной коалиции с участием СССР, если он задумает изменить мюнхенским обязательствам.

В ходе дальнейших переговоров с гитлеровскими эмиссарами английское правительство обещало в случае разумного раздела мира и сфер влияния и направления германской агрессин исключительно на Восток «прекратить ведущиеся в настоящее время переговоры о заключении пакта с Советским Союзом» и «полностью уважать германские сферы интересов в Восточной и Юго-Восточной Европе» 36 .

Советскому правительству было совершенно ясно, что Англия и Франция стремятся создать международную изоляцию Советского Союза и организовать «крестовый поход» против СССР, но так, чтобы предоставить Германии роль ударной силы и не мешать «Германии и СССР ослабить друг друга» 37 . Затем, пишет Фуллер, об английской политике 1939 г., в случае победы России «могла быть оказана поддержка Германии. В противном случае можно было при благоприятных условиях вторгнуться в Германию с Запада» 38 .

Советский Союз был поставлен перед выбором: либо принять в целях самообороны предложение германского правительства заключить пакт о ненападении, либо отклонить его и тем самым способствовать выполнению англо-французского плана немедленно втянуть Советский Союз в вооруженный конфликт с Германией.

В этой сложной обстановке Советское правительство было вынуждено 23 августа 1939 г. заключить с Германией пакт о ненападении, «который расстроил расчеты империалистов и позволил выиграть время для укрепления обороны страны» 39 .

Советское правительство предприняло этот шаг, убедившись в том, что западные державы проводят двуличную политику. Нужно было предотвратить создание единого фронта империалистов против СССР. И это удалось сделать.

В результате заключения договора с Германией коварные планы западных держав «были теперь полностью разбиты» 40 .

Необходимость заключения советско-германского договора признается в ряде работ буржуазных авторов.

Александр Верт пишет, что «у русских не было другого выбора...» 41 . Джером Дэвис пришел к аналогичному выводу о том, что у Советского правительства оставалась «единственная возможность - заключить пакт о ненападении с Германией и таким образом выиграть время» 42 .

Бывший министр внутренних дел США Г. Икес 26 августа 1939 г. записал в свой дневник: «Мне трудно винить Россию за пакт. Единственный виновник - Чемберлен» 43 . Однако в своем большинстве буржуазные историки, рассматривая предысторию второй мировой воины, фальсифицируют значение пакта о ненападении, заключенного Советским Союзом с Германией 23 августа 1939 г. «Советский Союз,- утверждает американский историк Т. Хиггинс,- предпочел заключить пакт о ненападении с агрессивным рейхом, хотя мог бы приобрести сильного союзника в лице англо-американской коалиции» 44 . Полуправдой Хиггинс скрывает большую ложь. Действительно, СССР «мог бы приобрести сильного союзника», но именно правительства США, Англии, а также Франции не пошли на такой союз с СССР в своем стремлении повернуть фашистскую агрессию на Восток. Хиггинс скрывает от своих читателей, что по вине тогдашних правительств Англии и Франции, за спиной которых находились США, летом 1939 г. были сорваны переговоры с Советским Союзом о коллективном отпоре фашистскому агрессору. Последний предвоенный американский посол в Берлине X. Вильсон откровенно пишет, что западные державы добивались осуществления собственных интересов за счет России 45 . То же относится и к США. Летом 1939 г. американский конгресс отказался пересмотреть закон о нейтралитете, который был на руку Германии.

Неоднократные попытки в середине 1939 г. наиболее дальновидных представителей правящих кругов США отменить или изменить закон о нейтралитете окончились неудачей. Провал этих попыток воспринимался Гитлером как поощрение со стороны реакционных сил США.

Английский историк Малькольм Макинтош уверяет в том, что «советско-германский пакт проложил путь второй мировой войне» 46 . Но решение развязать вторую мировую войну было принято гитлеровской кликой до заключения договора с СССР. 12 августа 1939 г. Чиано спросил Риббентропа во время встречи в Оберзальцбурге: «Чего вы хотите: Данциг пли коридор?» Ответ гласил: «Мы хотим войны».

Английский историк Медликот с полным основанием пришел к выводу, что «решение начать войну было принято Гитлером еще до окончания 1937 г.».

Заместитель государственного секретаря Самнер Уэллес, имея в виду, что война разразится на востоке Европы, предсказывал, что Россия в этой войне должна будет «неминуемо потерпеть поражение и это повлекло бы за собой крах коммунизма» 47 .

Не осуждение мюнхенской политики, а сожаление о ее неудачном исходе характерно для многих американских книг буржуазной литературы по истории второй мировой войны. X. Вильсон, например, сожалеет о том, что Гитлер не сумел действовать более гибко, учитывая интересы западных держав. Только якобы субъективные причины помешали Гитлеру в 1939-1940 гг. «напасть на Россию с молчаливого согласия демократий и даже с их одобрения» 48 .

Американский историк Бейли в книге «Америка поворачивает лицо к России» критикует американское правительство за то, что оно недостаточно настойчиво проводило политику поощрения гитлеровской агрессии.

В американской реакционной историографии одним из основных направлений в освещении внешней политики США в предвоенный период является попытка доказать, что США не имели к мюнхенскому сговору никакого отношения, а политика уступок имела целью лишь предотвратить мировую войну. В ряде работ буржуазных авторов можно встретить ценные признания, помогающие правильно оценить политику США в предвоенные годы и методы осуществления этой политики. Например, американские историки Р. и В. Вест оценивают политику США в 1937-1941 гг. как прямую помощь державам оси 49 . Американский историк В. X. Чемберлен в книге «Второй крестовый поход Америки» пишет, что все мероприятия, логически направленные на развязывание большой войны, прикрывались уверениями о стремлении локализовать войну. Не случаен вывод американского историка Ч. Бирда, что Рузвельт «если не буквально, то по существу направился в Мюнхен вместе с Чемберленом и Даладье».

В английской и французской буржуазной реакционной литературе по истории второй мировой войны проводится единая линия в вопросе освещения причин мюнхенской политики. Основная направленность состоит в том, чтобы убедить читателей в чистоте побуждений тогдашних руководителей внешней политики Англии и Франции, оправдать их. Они якобы отстаивали дело мира, но гитлеровцы их обманули и под угрозой силы заставили капитулировать. Однако неопровержимые факты сильнее буржуазных апологетов. В Мюнхене, ставшем синонимом предательства, западные державы выдали Гитлеру путевку для наступления на Восток, что привело к развязыванию второй мировой войны.

В западногерманской историографии реакционные историки не ограничиваются оправданием мюнхенских соглашений. Они пытаются юридически обосновать и сохранить их «законную» силу в интересах боннских реваншистов - этих прямых наследников Гитлера. Правительство ФРГ поныне не желает признать недействительными мюнхенские соглашения, потому что претендует на Судетскую область и другие территории Чехословацкой Социалистической Республики, а также Польши и Советского Союза. Правящие круги ФРГ не отказались от попытки вернуться к политике Мюнхена. В июле 1958 г. канцлер Кизингер на пресс-конференции заявил: мне, собственно, непонятно, почему мюнхенский договор должен быть объявлен недействительным с самого начала.

Кизингеру помогают союзники из НАТО оживить мюнхенскую политику и применить ее к европейской политике. Они открыто демонстрируют свою солидарность с ним, особенно в связи с последними событиями в Чехословакии.

Урок Мюнхена чрезвычайно актуален. Возврат империалистов ФРГ к политике Мюнхена угрожает ввергнуть мир в катастрофу новой войны. Вот почему важнейшим уроком Мюнхена должна быть предельная бдительность.

Таким образом, поощрение германской экспансии на Восток- генеральная линия политики правящих кругов США, Англии и Франции накануне второй мировой войны. Мюнхенский сговор - кульминационный пункт антисоветской политики США, Англии и Франции («policy of appeasement»).

Правящие круги США принимали непосредственное участие в мюнхенской политике Англии и Франции. Они в одинаковой степени несут ответственность за все последствия этой политики. Особенность тактики правительства США заключалась в том, что руководители американской внешней политики предпочитали оставаться в тени и действовать из-за кулис.

Накануне второй мировой войны правящие круги США, Англии и Франции мечтали руками Гитлера задушить первое социалистическое государство. В этих целях проводилась вся предвоенная мюнхенская политика империалистов США, Англии и Франции, включавшая следующие антисоветские цели:

Направить фашистскую агрессию на Восток - для нападения на Советский Союз;

Не допустить поворота фашистской агрессин на Запад;

Не мешать фашистской Германии воевать против Советского Союза;

На заключительном этапе вступить в войну со свежими силами и продиктовать свои условия послевоенного устройства Европы.

Политика «невмешательства» и «умиротворения», проводившаяся западными державами, поощряла агрессивные планы фашистской Германии, которая несет главную ответственность за развязывание второй мировой войны. Однако надежды западных держав на то, что фашистская Германия ограничится только Восточной Европой, оказались нереальными. Им не удалось в конечном счете сговориться о едином фронте империалистов против СССР. Для фашистской Германии захват Восточной Европы являлся только частью общего плана завоевания всего мира.

Помимо империалистических противоречий одним из важнейших факторов, помешавших созданию единого фронта империалистов, являлась искусная советская внешняя политика.

В течение всех лет, предшествовавших второй мировой войне, Советский Союз последовательно выступал за мир и коллективную безопасность. Однако правящие круги западных государств в своих корыстных интересах не захотели обуздать фашизм и предотвратить тем самым новую мировую войну. По их вине вторая мировая война стала неизбежной.

Примечания:

1 R. Grenfell. Unconditional Hatred, 1954. p. 83.

2 Женевьева Табуи. 20 лет дипломатической борьбы, стр. 289.

3 F. Мiksсhе. Unconditional Surrender. London, 1952, p. 229.

4 Новые документы из истории Мюнхена, стр. 18.

5 Там же, стр. 28.

6 Новые документы из истории Мюнхена, стр. 18.

7 См. там же, стр. 66.

8 Там же, стр. 139-140.

9 Там же, стр. 24.

10 Там же, стр. 88.

11 Там же, стр. 100.

12 Б. Мюллер-Гиллебранд. Сухопутная армия Германий 1933-1945 гг. Перев. с нем. Т. I. М., Изд-во иностр. лит., 1956, стр. 27.

13 «За рубежом», 1968, № 40, стр. 21.

14 J. Davis. Peace, War and You. New York, 1952, p. 85.

15 «За рубежом», 1968, № 40, стр. 17.

16 «За рубежом», 1968, № 40, стр. 17.

18 J. Selby. The Second World War, p. 15.

19 J. Cook. The WarfareState. London, 1968, p. 73.

20 C. Sulzberger. The American Heritage, p. 21.

21 T. Fehrenbach. F. D. R"S Undeclared War 1939 to 1941. New York, 1967, p. 235.

22 Документы. «Международная жизнь», 1959, As 2, стр. 145.

23 Documents on British Foreign Policy. Third Series. Vol. VI, 1954. p. 765.

24 Документы. «Международная жизнь», 1959, № 2, стр. 154.

27 Документы. «Международная жизнь», 1959, № 3, стр. 139.

28 В. Гомулка. ППР показала польскому народу новый путь исторического развития (Доклад на торжественном заседании в Варшаве). Газета «Жиче Варшавы», 21-22 января 1962 г.

29 Ж. Вилар. «Странная воина» и предательство Виши. Перев. с франц. М.. Соцэкгиз, 1962, стр. 26.

30 И. М. Майский. Кто помогал Гитлеру. Из воспоминаний советского посла. М., Изд. Ин-та междун. отнош., 1962, стр. 143-144.

31 J. Davis. Peace, War and You, p. 85.

32 T. Fehrenbach. F. D. R"S Undeclared War 1939 to 1941. New York, 1967, p. 236.

33 Tам же, p. 235.

34 Grankshow. Russia und Russiens. London, 1948, p. 223.

35 The Secret Dairy of Harold Ickes. Vol II. 1954. p. 705

36 Документы и материалы кануна Второй мировой война. Архив Дирксена. (1938 – 1939 гг.). Т. 2. М. 1948. с.125-126

37 I. Fuller. The Couduckt of War 1789-1961. p. 264

38 Tам же, p. 265.

39 50 лет Великой Октябрьской социалистической революции. Тезисы ЦК КПСС, стр. 18.

40 T. Fehrenbach. F. D. R"S Undeclared War 1939 to 1941. New York, 1967, p. 237.

41 А. Верт. Россия в войне 1941-1945. 1967. ст. 60

42 J. Davis. Peace, War and You, p. 85.

43 The Secret Dairy of Harold Ickes. Vol II. 1954. p. 203

44 T. Higgins. Hitler and Russia, p. 21.

45 H. Wilsоn. A Career Diplomat, p. 111.

46 M. Mackintosh. Juggernaut. (A History of the Soviet Armed Forces.). p. 93

47 S. Welles. The Time for Decision, p. 321.

48 H. Wilsоn. A Career Diplomat, p. 111.

49 R. West and W. West. The Story of Our Country. P. 586

В 1931 г. советский дипломатический корпус начал серию сложнейших международных переговоров с рядом пограничных государств, которые завершились подписанием пактов «О ненападении» с Финляндией (январь 1932 г.), Латвией (февраль 1932 г.), Эстонией (май 1932 г.) и Польшей (июль 1932 г.).

Между тем весь мир стал медленно, но уверенно вползать в новую мировую войну.

В сентябре 1931 г. милитаристская Япония, где реальная власть находилась в руках военной верхушки во главе с начальником Генерального штаба принцем Котохито, начала агрессию против суверенного Китая. Вскоре, оккупировав Маньчжурию, она создала на его территории марионеточное государство Маньчжоу-го во главе с верховным правителем, а позднее императором Пу И (1932-1945), которое затем стало прекрасным военным плацдармом для развязывания полномасштабной китайско-японской войны (1937-1945).

В ноябре 1932 г. на волне острейшего социально-экономического кризиса по итогам свободных парламентских выборов к власти в Веймарской Германии приходит Национал-социалистическая рабочая партия (НСДАП) во главе с Адольфом Гитлером, который в январе 1933 г. стал новым канцлером Германии. Не прошло и полгода после прихода нацистов к власти, как уже 15 июля 1933 г. в Риме главы правительств Великобритании (Р. Макдональд), Франции (Э. Даладье), Италии (Б. Муссолини) и Германии (А. Гитлер) подписали так называемый «Пакт согласия и сотрудничества», что де-факто означало коренной пересмотр самих основ Версальской системы международных отношений, поскольку если руководителей Веймарской республики Лондон и Париж всегда держали на «коротком поводке», то при А. Гитлере нацистская Германия вновь вошла в узкий круг великих держав, с которой стали разговаривать как с равной.

Приход А. Гитлера к власти стал поворотным пунктом всей мировой истории, поскольку он:

а) зримо показал крах всей Версальско-Вашингтонской системы международных отношений, созданной правительствами Англии, Франции и США в угоду собственным корыстным интересам;

б) стал настоящим приговором принципам европейской либеральной демократии и всему капитализму, в идейных кладовых которого вызрела идеология германского нацизма и европейского фашизма;

в) радикальным образом изменил ситуацию на международной арене, поскольку одну из крупнейших мировых держав возглавила политическая партия новейшего типа, на знаменах которой были начертаны лозунги реваншизма, нацизма и расизма;

г) означал полный крах прежней, «троцкистско-зиновьевской» политики Коминтерна, направленный на разгром «единого фронта» всех левых политических партий и профсоюзов, поскольку, в случае создания «единого блока» коммунистов и социал-демократов, партия А. Гитлера никогда бы не смогла получить мандат на формирование правительства.

Уже в октябре 1933 г. нацистское политическое руководство отчетливо определило свой внешнеполитический курс, поскольку оно:

Отказалось от ратификации «Римского пакта»,

Уклонилось от участия в работе международной конференции по разоружению;

Заявило о выходе Германии из Лиги Наций.

Тем не менее правительства ведущих западных держав, прежде всего, Англии, Франции и США, продолжили традиционный курс «умиротворения» Германии, который, в конечном итоге, привел к новой мировой войне.

Совершенно иную позицию в этом архиважном вопросе заняло советское политическое руководство. В условиях стремительного нарастания фашистской угрозы СССР выступил с идей создания системы коллективной безопасности в Европе и активно поддержал предложение французского министра иностранных дел Луи Барту о создании «Восточного Локарно», который должен был дополнить систему «Рейнского гарантийного пакта» (1925). Однако из-за шкурной позиции, занятой руководством Англии (Р. Макдональд) и особенно Польши (Ю. Пилсудский), подписание нового пакта было сорвано, что, безусловно, отвечало интересам нацистской Германии.

В ноябре 1933 г. после прихода к власти новой Администрации США, которую возглавил президент-демократ Франклин Делано Рузвельт, были установлены дипломатические отношения между СССР и США. А в сентябре 1934 г., благодаря активной поддержке французского правительства, Советский Союз был принят в Лигу Наций. Однако после убийства в Марселе министра иностранных дел Л. Барту, ставшего жертвой германских спецслужб, которые, по информации историков (В. Волков, И. Мусский), провели спецоперацию «Тевтонский меч», ситуация в Париже отчасти изменилась и новое французское руководство «левых демократов» во главе с премьером П. Фланденом и министром иностранных дел П. Лавалем отказалось от прежней идеи заключения общеевропейского «Восточноевропейского регионального пакта» и взяло курс на создание франко-англо-итальянского антигерманского союза и заключения отдельного договора с СССР.

В марте 1935 г. нацистское руководство в нарушение статей Версальского мирного договора восстановило всеобщую воинскую повинность и ввело свои войска в демилитаризованную Саарскую область. Французское правительство социалиста Пьера Фландена забило «вселенскую» тревогу, и в апреле 1935 г. в итальянском городе Стрезе прошла конференция по «германскому вопросу», участники которой резко осудили нарушение Германией статей Версальского договора. Как ни странно, но особо жесткую позицию по данному вопросу занял глава итальянского правительства Бенито Муссолини, который поддержал французского коллегу.

Совершенно неожиданно для них, не посвященных в закулисную историю происхождения германского нацизма, на стороне фашистской Германии выступило английское правительство С. Болдуина, которое в июне 1935 г. подписало с А. Гитлером сенсационный англо-германский договор о морских вооружениях, который де-факто разрушал Версальский мирный договор, поскольку дал возможность германскому правительству приступить к реализации масштабной программы строительства подводных лодок и надводных военных кораблей. Таким образом, единый антигерманский фронт был окончательно разрушен, а нацистское руководство наконец-то обрело долгожданную свободу рук.

В этой ситуации советский дипломатический корпус, руководствуясь здравым смыслом и четкими установками Политбюро ЦК, продолжал настойчиво проводить политику по созданию системы коллективной безопасности в Европе. В мае 1935 г. нарком иностранных дел СССР М.М. Литвинов подписал советско-французский договор о взаимопомощи двух стран. А в июле 1935 г. в Праге был подписан аналогичный советско-чехословацкий договор. Однако очередное советское предложение о создания всеобщей системы коллективной безопасности в Европе так и не нашло поддержки в правительствах других европейских держав.

Тем временем ситуация на мировой арене стала резко обостряться. Зримым доказательством этого факта стал целый ряд важнейших мировых событий, которые стали прямым прологом новой мировой войны.

1) В марте 1935 г., грубо нарушив одну из главных статей Версальского договора, А. Гитлер провел через Рейхстаг «Закон о строительстве вермахта», в соответствии с которым в Германии была восстановлена всеобщая воинская повинность, и на смену 100-тысячному «наемному» рейхсверу пришел полноценный 500-тысячный вермахт со своим отдельным Верховным командованием (ОКВ) и возрожденным Генеральным штабом, который возглавили генерал-полковник В. Фрич и генерал артиллерии Л. Бек.

2) В октябре 1935 г. итальянская армия под общим командованием начальника Генерального штаба маршала П. Бадольо начала полномасштабное вторжение на территорию Абиссинии (Эфиопии), которое завершилось взятием Аддис-Абебы и укреплением позиций фашистской Италии в этом стратегически важном регионе.

3) В марте 1936 г., опять же в нарушение Версальского договора и Локарнских соглашений (1925), А. Гитлер санкционировал вступление германских войск на территорию демилитаризированной Рейнской области, где располагался знаменитый Рурский район - промышленное сердце всей тогдашней Германии.

4) В июле 1936 г. после прихода к власти в Испании республиканского правительства народного фронта во главе X. Хиралем Перейра, высший генералитет испанской армии во главе с генералами X. Санхурхо и Ф. Франко подняли мятеж против законного правительства в Мадриде и, получив солидную поддержку от А. Гитлера и Б. Муссолини, развязали в стране полномасштабную гражданскую войну (1936-1939), которая закончилась поражением республиканцев и установлением профашистской диктатуры каудильо Ф. Франко.

5) В ноябре 1936 г. был подписан германо-японский союзный договор, положивший начало знаменитому «Антикоминтерновскому пакту», который стал не только прямым вызовом СССР, но и всей Версальско-Вашингтонской системе международных отношений, поскольку де-факто означал создание военного союза между нацистской Германией и милитаристской Японией.

6) В июле 1937 г. после прихода к власти профашистского правительства Фумимаро Коноэ милитаристская Япония, заручившись поддержкой нацистской Германии, развязала полномасштабные боевые действия на территории Китая, положив начало японо-китайской войне (1937-1945), ставшей спусковым крючком Второй мировой войны.

7) В ноябре 1937 г. полноправным членом «Антикоминтерновского пакта» стала фашистская Италия, которая сразу заявила о своем выходе из Лиги Наций и продолжила создание полноценного военного союза с Германией, логическим завершением которого стал так называемый «Стальной пакт», подписанный А. Гитлером и Б. Муссолини в мае 1939 г.

8) В марте 1938 г. при активной поддержке Б. Муссолини и молчаливом согласии западных держав произошел аншлюс Австрии, территория которой была полностью включена в состав Третьего рейха. Эта наглая аннексия суверенного Австрийского государства, полностью нарушавшая Сен-Жерменский договор (1919) и Женевские конвенции (1922), стала прямым следствием «политики умиротворения агрессора», которую активно проводил британский кабинет. Еще в ноябре 1937 г. один из лидеров консервативной партии лорд Э. Галифакс во время личной аудиенции с А. Гитлером от имени британского правительства дал добро на «приобретение» австрийских земель. А уже в феврале 1938 г. британский премьер-министр Н. Чемберлен, выступая в английском парламенте, прямо заявил, что «мы не должны обманывать, а тем более не должны обнадёживать малые слабые государства, обещая им защиту со стороны Лиги Наций». В результате в начале марта 1938 г., после «ультиматума» А. Гитлера австрийскому премьеру К. Шушнигу он подал в отставку, и лидер австрийских нацистов А. Зейсс-Инкварт сформировал новый кабинет, в состав которого вошли два видных члена НСДАП - министр безопасности Э. Кальтенбруннер и министр юстиции Г. Гюбер, бывший зятем самого президента нацистского Рейхстага рейхсмаршала Г. Геринга. А уже 13 марта 1938 г. - в день торжественного прибытия в Вену самого А. Гитлера и Верховного главкома ОКВ фельдмаршала В. Кейтеля, был обнародован закон «О воссоединении Австрии с Германской империей», согласно которому Австрия объявлялась «одной из земель Германской империи» и отныне стала называться «Остмарк».

Внешняя политика СССР в 1930-х гг.

Эскалация германских требований. Политика умиротворения агрессора

Гражданская война в Испании

Аншлюс Австрии. Мюнхенское соглашение

Крах политики умиротворения агрессора

Советско-японский военный конфликт

Англо-франко-советские переговоры в Москве

Советско-германский пакт о ненападении. Сотрудничество СССР и Германии

Начало Второй мировой войны. Раздел Польши

Советско-финская война

Присоединение Прибалтики

Присоединение Бессарабии и Северной Буковины

Образование очагов военной опасности

В 1929-1932 гг. западный мир пережил тяжелейший в своей истории экономический кризис, вызвавший резкий спад производства, рост безработицы и обострение международной конкуренции и борьбы за рынки сбыта. Противостояние ведущих держав особенно ужесточилось в Европе и на Дальнем Востоке. На Тихом океане Япония, ставшая главным конкурентом США и Англии, вынашивала далеко идущие агрессивные планы, включавшие покорение Китая, а затем и всей Азии. В 1931 г. Япония оккупировала Маньчжурию (северо-восточный район Китая) и создала там марионеточное государство Маньчжоу-Го. Лига Наций ограничилась протестами и не приняла никаких санкций по отношению к японским агрессорам.

В условиях усиления военной опасности на Дальнем Востоке СССР в 1932 г. восстановил дипломатические отношения с Китаем, разорванные в 1929 г. после конфликта на КВЖД. Одновременно СССР продолжал поддерживать китайскую компартию, которая создала Красную Армию и провозгласила на территории ряда провинций Советскую республику.

В 1933 г. Япония вышла из Лиги Наций. Под угрозой японского наступления на Пекин правительство Китая признало господство Японии над Маньчжурией. На Дальнем Востоке возник очаг новой мировой войны.

В январе 1933 г. к власти в Германии пришла нацистская партия во главе с А. Гитлером. Внешнеполитические цели новых германских властей были откровенно реваншистскими и агрессивными. В своей программной книге "Майн Кампф" ("Моя борьба") Гитлер писал о необходимости расширить жизненное пространство немцев путем завоеваний, причем в первую очередь - на востоке, за счет России.

В 1933 г. Германия покинула Лигу Наций в знак протеста против несогласия ее членов пересмотреть Версальскую систему. Очаг военной опасности возник и в Европе.

Борьба СССР за коллективную безопасность в середине 1930-х гг.

Хотя первое время после прихода Гитлера к власти немецкая и советская стороны делали заявления о приверженности "духу Рапалло" (в 20-начале 30-х гг. СССР и Германия тесно сотрудничали), отношения между двумя странами быстро ухудшались. Военно-экономическое сотрудничество СССР и Германии прекратилось с 1934 г. Заключенный в этом году германо-польский пакт о ненападении сочли в Кремле направленным против СССР.

Ряд историков считает, что в советском руководстве сложились две группировки, по-разному видевшие внешнеполитические перспективы. Сталин и его ближайшее окружение в 1934 г. еще надеялись на сохранение дружественных отношений с Германией. Об этом, в частности, свидетельствует примирительный. тон выступления Сталина на XVII съезде ВКП(б), в котором он заявил, что фашистский режим в Германии не является препятствием для двустороннего сближения.

Другая группа, самым ярким представителем которой был нарком иностранных дел М. М. Литвинов, считала необходимым жесткое противодействие нацизму и с этой целью - сближение с Англией и Францией.

Интенсивные перевооружение Германии и непрекращающиеся реваншистские заявления ее лидеров вынудили СССР и Францию пойти на сближение. Министр иностранных дел Франции Л. Барту в 1934 г. выступил инициатором создания "Восточного пакта", который должен был объединить СССР, Германию, Финляндию, Эстонию, Латвию, Литву, Польшу и Чехословакию. В случае нападения на одну из стран, подписавших пакт, остальные его участники должны были оказать ей военную помощь. Франция, не вступая в пакт, также обязывалась оказать помощь жертве агрессии.

Вспомним внешнеполитическое положение Советского Союза к концу 20-х го-дов. Как мы уже видели, во второй половине 20-х годов происходил заметный рост меж-дународной напряжённости, создающий неблагоприятные условия для экономического и внутриполитического развития.

Подписание Рейнского пакта в октябре 1925 г. (гарантировал неприкосновенность существующих франко-германских и германо-бельгийских границ) заставило СССР по-беспокоиться о своей безопасности. В результате к концу 20-х годов были подписаны договоры с Германией, Литвой, Турцией, Афганистаном и Ираном.

В июне 1926 г. правительство Англии обвинило СССР во вмешательстве в её внутренние дела, а весной 1927 г. был совершён налёт на здание советской торговой миссии "Аргос" в Лондоне. Конфликт привёл к разрыву дипломатических отношений.

В конце 1927 г. была подавлена революция в Китае и произошло резкое ухудше-ние советско-китайских отношений, ярким свидетельством чего явился конфликт на КВЖД летом 1929 г., приведший к разрыву дипломатических отношений СССР с Кита-ем.

М.М.Литвинов. Советскому руководству пришлось пересматривать свою внеш-нюю политику с учётом новых реалий. Смену курса символизировала замена на посту наркома по иностранным делам СССР Георгия Васильевича Чичерина (которому в 1930 г. исполнилось 58 лет) бывшим послом в Лондоне, а затем – заместителем наркома М.М.Литвиновым.

Г. В.Чичерин был наркомом иностр. дел РСФСР и СССР с 1918. Он подписал Брест-ский мир, был руководителем сов. делегации на Генуэзской (1922) и Лозанской (1922-23) конференциях, осуществлял ленинские принципы мирного сосуществования (ум. 1936).

После отставки Чичерина был назначен Максим Максимович Литвинов занимал пост наркома иностранных дел СССР в 1930-1939 гг.

Литвинов Максим Максимович (наст. фам. и имя – Валлах Макс) (1871-1951) – сов. гос., парт. деятель. С 17 лет участвовал в рев. движении, организуя раб. кружки. В 1898 был принят в РСДРП. Работал агентом "Искры", членом Киевского, Рижско-го, Сев.-Зап. комитетов РСДРП, Администрации Заграничной лиги и Бюро комитетов большинства. Участник Штутгарского конгресса II Интернационала в 1907, член Международного социалистического бюро в 1908, конференции социалистов стран Антанты в Лондоне в 1915. Арестовывался почти во всех европейских странах.

М.М.Литвинов находился на дипломатической работе с 1917 г. В 1918 г. он был назначен членом коллегии Наркоминдела и дипломатическим представителем Советской России в Англии, однако британское правительство не признало его полномочий. Он был арестован английским правительством и обменён на главу английской миссии в России Б.Локкарта.

Вспомните заговор Локкарта 1918 (т.н. заговор "трех послов"), организованный в Пет-рограде дипл. представителями в Сов. России Р.Локкартом (Великобритания), Ж.Нулансом (Франция) и Д.Фрэнсисом (США) в контакте с рус. контрреволюционерами с целью свержения сов. власти. Заговор был раскрыт и ликвидирован ВЧК.

В 1920 г. Литвинов стал полпредом Советской республики в Эстонии. С 1921 г. он заместитель наркома по иностранным делам. Являлся участником Генуэзской конферен-ции и был главой советской делегации на Гаагской конференции (1922). Был представи-телем СССР в Совете Лиги Наций, Комитете по невмешательству в Лондоне. Показал себя сторонником сближения СССР с Великобританией и Францией.

Старый большевик с большим стажем работы в подполье и эмиграции, М.М.Литвинов обладал солидным опытом и большими связями как в советском партий-но-государственном руководстве, так и в международных кругах европейских демокра-тических стран, особенно – Великобритании и Франции (он был женат на англичанке и в 30-е годы хорошо принят в английских правительственных кругах). При нём дипломати-ческие контакты СССР со странами Запада значительно оживились.

Литвинов был министром иностранных дел СССР до 1939 г. После него этот пост в 1939-1949 гг. занимал Вячеслав Михайлович Молотов.

В годы Великой Отечественной войны (в 1941-1943 гг.) занимал пост заместителя наркома иностранных дел СССР В.М.Молотова, одновременно был послом в США и по-сланником на Кубе. Участник Московской конференции министров иностранных дел СССР, США и Великобритании в октябре 1943 г. Умер в 1951 г.

Договоры о ненападении. "Военная тревога" конца 20-х годов побудила руково-дство СССР активизировать поиски путей улучшения отношений с соседями. В 1931 г. – начале 1933 г. были подписаны двусторонние договоры о ненападении между СССР и Афганистаном (24 июня 1931 г.), Польшей (25 июля 1932 г.), Латвией и Финляндией (21 января 1932 г.).

Важное значение имели заключённые в 1932-1933 гг. договоры о нейтралитете с Францией (29 ноября 1932 г.), Эстонией (4 мая 1932 г.) и Италией (2 сентября 1933 г.). В июне 1934 г. были установлены дипломатические отношения СССР с Румынией и Чехо-словакией. Одним из результатов этих договоров было прекращение деятельности на их территории антисоветских террористических организаций.

В мае 1933 г. были окончательно разгромлены банды басмачей в Средней Азии, пользующиеся поддержкой реакции из-за рубежа и в случае ухудшения своего положе-ния находившие приют за границей.

Однако с 1933 г. (с прихода Гитлера к власти) международная ситуация резко из-менилась и традиционные двусторонние договоры представлялись уже недостаточными.

Определение понятия агрессии. На конференции по сокращению и ограничению вооружений в 1932 г. в Лондоне с участием 54-х государств СССР предложил дать обще-значимое определение агрессии, которое учитывало бы не только военное нападение, но и меры политического и экономического давления. Большинство участников конферен-ции, занятых скорее проблемой равенства вооружений, чем проблемами его сокращения, эту идею не поддержало.

Всё же в августе 1933 г. в ходе Лондонской международной экономической кон-ференции СССР добился подписания соответствующих конвенций с 11-ю соседними го-сударствами, затем к ним присоединились ещё два – практически их подписали все сосе-ди СССР.

В понятие агрессии включались: 1) объявление войны, 2) военное вторжение, 3) напа-дение на территорию, суда или самолеты другой державы, 4) морская блокада, 5) под-держка вооруж. банд, к-рые вторгнутся с терр. одного гос-ва на терр. другого, или отказ от требования лишить такие банды своей поддержки и покровительства.

Это был первый в истории международный договор, определивший понятие аг-рессии.

Советско-американские отношения. Большое значение в советской внешней политике 30-х годов имело установление дипломатические отношения с США. Мнициа-тором их установления в конце 1933 г. стал новый президент США Франклин Делано Рузвельт.

Рузвельт Франклин Делано (1882-1945), 32-й президент США (в 1933-1945 гг.), был выдающимся политическим деятелем США. Он происходил из богатой семьи предпринимателей и землевладельцев штата Нью-Йорк, родственник президента Теодора Рузвельта (26-го президента США – 1901-1909), женатый на его племянни-це. Учился в Гарвардском и Колумбийском ун-тах, по образованию юрист. Полит. дея-сть начал в сенате родного штата, накануне и во время 1-й мир. войны – помощ-ник морского министра. Его не сломили ни поражение на президентских выборах в 1920 г., ни тяжелое заболевание полиомиелитом в 1921 г., в силу которого он почти не мог самостоятельно двигаться. В 1928 г. Рузвельт был избран губернатором штата Нью-Йорк, в 1932 – президентом США от Демокр. партии.

Рузвельт был избран президентом Соединенных Штатов Америки в 1932 г. и ос-тавался им до смерти в 1945 г. Он был единственным президентом в истории США, из-биравшимся на четыре срока подряд – в 1932, 1936, 1940 и 1944 гг.

В условиях мирового экономического кризиса он энергично проводил антикри-зисный курс, вошедший в историю под названием "Новый курс". "Новый курс" был сис-темой мероприятий правительства президента Ф.Рузвельта в 1933-1938 гг. для ликвида-ции последствий экономического кризиса 1929-1933 гг. и смягчения противоречий аме-риканского капитализма.

Суть "Новгого курса": гос. поддержка банков и предпринимательства, субсидии фер-мерам за сокращение произ-ва и уничтожение продукции, организация обществ. работ для молодежи и безработных, усиление роли профсоюзов и вмешательство государства в тру-довые споры. Сочетал меры по усилению гос. регулирования экономики с нек-рыми ре-формами в социальной области.

Рузвельт провозгласил политику "добрососедства" со странами Латинской Аме-рики, выступал против агрессии Германии, Италии и Японии. С начала Второй мировой войны выступил за поддержку Великобритании, Франции и СССР (с июня 1941 г.) в их борьбе с фашистской Германией. Внес значительный вклад в создание антигитлеровской коалиции. Был участником Тегеранской (1943 г.) и Ялтинской (1945 г.) конференций трех великих держав в годы Великой Отечественной войны Советского Союза с фашизмом. Придавал большое значение созданию Организации Объединенных Наций и после-военному международному сотрудничеству, в том числе между США и СССР. Действуя в интересах США, сдерживал премьер-министра Великобритании У.Черчилля в его стремлении усилить позиции Великобритании за счет СССР. Смерть Рузвельта в апреле 1945 г. стала заметной вехой в скором изменении советско-американских отношений.

В 1934 г. дипломатические отношения были установлены также с Чехословакией и Румынией.

Борьба СССР за международную безопасность. Советское правительство вы-двинуло тезис о неделимости мира, согласно которому нападение на одно государство рассматривалось как угроза всему миру. СССР предложил США заключить региональ-ный пакт о поддержании мира на Тихом океане.

Но влиятельные круги в США придерживались в 30-е годы своей традиционной политики "изоляционизма" – невмешательстве в дела Европы и в любые конфликты вне американского континента.

Изоляционизм как концепция внеш. политики США, возникшая еще в кон. XVIII в., сначала играла оборонит. роль, означая защиту от попыток Великобритании восстановить утраченные позиции в Сев. Америке, затем приобрела имп. направленность, защищая ин-тересы США на всём континенте от соперничества европ. держав. Эта концепция привела к отказу США от участия в Лиги Наций. Правда, следует отметить, что правящие круги США неоднократно отказывались от изоляционизма, когда видели угрозу своим интере-сам во всём мире, например, во время 1-й и 2-й мир. войн. С сер. XX в. изоляционизм окончательно вышел из употребления, на смену ему пришла глобальная ориентация внешней политики США, считающих весь мир сферой своих интересов.

В начале 1934 г. выступил с проектом "Восточного пакта" о коллективной безо-пасности в Европе. Однако эти предложения были также отклонены западными держа-вами.

Восточный пакт – проект договора между СССР и европейскими государствами о взаимопомощи на случай фашистской агрессии. Идея его возникла в 1933 г. после ухода Германии из Лиги Наций и Конференции по разоружению.

Тогда СССР предложил (14 июня 1934 г.) ряду европейских государств, в том числе Франции, Чехословакии, Польше, Литве, Латвии, Эстонии и Финляндии, заклю-чить региональный договор о взаимопомощи. Франция, не возражая против самой идеи договора, предложила привлечь к нему Германию (чтобы не дать, якобы, повода гово-рить о антигерманской направленности договора), но исключить саму Францию. Против проекта открыто выступили Германия и Польша и завуалированно – Великобритания. В конце того же 1934 г. идея была окончательно отброшена. Убийство французского мини-стра иностранных дел Луи Барту в октябре 1934 г. (убит в Марселе усташами – хорват-скими фашистами) привело к фактическому срыву дальнейших переговоров о заключе-нии Восточного пакта.

Правда, 5 декабря 1934 г. состоялось соглашение с Францией о взаимной заинте-ресованности обеих стран в заключении Восточного регионального пакта.

В ходе дальнейших переговоров удалось в мае 1935 г. достигнуть соглашения о подписании двусторонних договоров с Чехословакией (16 мая 1935 г.) и Францией (2 мая 1935 г.) о взаимопомощи в случае агрессии против них. Правда, роль советско-чехословацкого договора ограничивалась – по предложению чехословацкого правитель-ства военная помощь Чехословакии со стороны СССР обусловливалась такой же помо-щью ей со стороны Франции, что фактически обесценивало советские обязательства.

Новая тактика мирового коммунистического движения. Угроза фашизма ска-залась на положении коммунистических партий, большинство которых понесло большие потери и было вынуждено уйти в подполье. Одной из причин поражения рабочего класса была тактика отказа коммунистов от сотрудничества с социал-демократами, которых коммунисты считали главными своими врагами и называли не иначе, как "социал-фашистами" или "социал-предателями".

В 1935 г. состоялся VII Всемирный конгресс Коммунистического Интернационала (проходил в Москве с 25 июля по 20 августа). Конгресс заслушал доклад Георгия Димит-рова "Наступление фашизма и задачи Коммунистического Интернационала в борьбе за единство рабочего класса против фашизма". В докладе Димитров дал развернутую ха-рактеристику фашизма, выдвинул идею единого рабочего и народного антиимпериали-стического фронта против фашизма в надвигавшейся империалистической войне. Кон-гресс признал фашизм главной опасностью для рабочего класса и призвал к созданию единого антифашистского Народного фронта и антиимпериалистического фронта в ко-лониях с участием самых широких слоёв населения. Защиту СССР конгресс объявил долгом всех коммунистов мира.

Решения VII конгресса Коминтерна в значительной мере определили программ-ные и тактические установки компартий в последующие годы. В конце 30-х годов На-родный фронт был создан во Франции, в Испании и Чили и внёс свой вклад в сопротив-ление фашизму.

Это был последний конгресс Коминтерна. Во время Второй мировой войны ком-партии вели героическую борьбу против фашизма. В то же время условия деятельности компартий в новой, усложнившейся обстановке требовали новых организационных форм объединения. Исходя из этого 15 мая 1943 г. Президиум Исполкома Коминтерна принял решение о роспуске Коминтерна.

Таким образом, в 1933-1935 гг. произошла переориентация советской внешней политики от сближения с послевоенной Германией к союзу с западными демократиями для противодействия нараставшей угрозе фашистской агрессии. Однако в правящих кругах этих стран преобладало узкое толкование своих интересов и сохранялось недоверие к СССР, который по-прежнему подозревался в стремлении к разжиганию мировой революции.

Заседание Лиги Наций

2. Борьба СССР за коллективную безопасность в с.1930-х

Хотя первое время после прихода Гитлера А. к власти немецкая и советская стороны делали заявления о приверженности "духу Рапалло" (в 1920-н.1930-х СССР и Германия тесно сотрудничали ), отношения м.двумя странами быстро ухудшались.


Гитлер А. и польский министр иностранных дел Бек Ю. 1938

Военно-экономическое сотрудничество СССР и Германии прекратилось с 1934 . Заключенный в этом году германо-польский пакт о ненападении сочли в Кремле направленным против СССР.

Ряд историков считает, что в советском руководстве сложились две группировки, по-разному видевшие внешнеполитические перспективы. Сталин И.В. и его ближайшее окружение в 1934 ещё надеялись на сохранение дружественных отношений с Германией. Об этом, в частности, свидетельствует примирительный тон выступления Сталина И.В. на XVII съезде ВКП(б), в котором он заявил, что фашистский режим в Германии не является препятствием для двустороннего сближения.

Другая группа, самым ярким представителем которой был нарком иностранных дел Литвинов М. М. , считала необходимым жесткое противодействие нацизму и с этой целью - сближение с Англией и Францией.

Интенсивные перевооружение Германии и непрекращающиеся реваншистские заявления её лидеров вынудили СССР и Францию пойти на сближение. Министр иностранных дел Франции Барту Л. в 1934 выступил инициатором создания "Восточного пакта", который д.б. объединить СССР, Германию, Финляндию , Эстонию , Латвию, Литву, Польшу и Чехословакию.

В случае нападения на одну из стран, подписавших пакт, остальные его участники д.б. оказать ей военную помощь. Франция, не вступая в пакт, также обязывалась оказать помощь жертве агрессии .

Крах политики коллективной безопасности и его результаты

СССР активно поддержал идею "Восточного пакта". Однако реализовать её не удалось из-за отказа Германии и Польши. К Тому же вдохновитель пакта Барту Л. был убит террористами во время встречи югославского короля. 18 СН 1934 СССР вступил в Лигу Наций и стал её постоянным членом. В 1935 СССР подписал соглашение о взаимопомощи с Францией (2 МЙ 1935 ) и Чехословакией (16 МЙ 1935 ) сроком на пять лет. Но чехословацкое правительство, опасавшееся, что советская поддержка обернётся экспортом революции , настояло, чтобы участники , договора приходили на помощь друг другу только совместно с Францией.


Агрессия Армия ВКПб Война Власть Государство Группа социальная Действие социальное Деятельность Идеология История Комиссар