Великая отечественная - под водой. "черный принц" подводного флота Подводная лодка черный принц к 324

Седьмой корабль в серии.

К-324

К-324 в «Эпизоде с антенной»
История корабля
Государство флага СССР СССР
Россия Россия
Порт приписки Вилючинск , Западная Лица
Спуск на воду 7 сентября 1980 года
Выведен из состава флота 2000 год
Современный статус утилизирована
Основные характеристики
Тип корабля ПЛАТ
Обозначение проекта 671РТМ «Щука»
Кодификация НАТО «Victor-III»
Скорость (надводная) 11,6 узла
Скорость (подводная) 31 узел
Рабочая глубина погружения 400 м
Предельная глубина погружения 600 м
Автономность плавания 80 суток
Экипаж 96 человек
Размеры
Водоизмещение надводное 6 990 т
Водоизмещение подводное 7 250 т
Длина наибольшая
(по КВЛ)
106,1, 107,1 м
Ширина корпуса наиб. 10,8 м
Средняя осадка
(по КВЛ)
7,8 м
Вооружение
Торпедно-
минное вооружение

2 x 650 мм, 8 торпед типа 65-76
4 x 533 мм 16 боеприпасов:

  • торпед типа 53-65К , СЭТ-65 ,
  • до 36 мин «Голец»,
  • имитаторы МГ-74 «Корунд».
Ракетное вооружение Стратегические крылатые ракеты С-10 «Гранат» , подводные ракеты М-5, ракето-торпеды 81Р вместо части торпед

История

8 февраля 1980 года была официально зачислена в списки кораблей ВМФ СССР. 23 февраля того же года состоялась закладка корабля на судостроительном заводе имени Ленинского Комсомола в Комсомольске-на-Амуре . 7 сентября была спущена на воду, 30 декабря официально вошла в строй.

24 января 1981 года вошла в состав 45-й дивизии 2-й флотилии подводных лодок Тихоокеанского флота .

В 1983 году переведена в состав 33-й, в 1985 году - 11-й, в 1992 году - 33-й, в 1994 году - вновь 11-й дивизии 1-й флотилии подводных лодок Северного флота.

3 июня 1992 года переклассифицирована в атомную большую подводную лодку и переименована в Б-324.

В 2000 году была выведена из состава ВМФ. Утилизирована в 2005 году.

Инциденты

Столкновение

В 1981 году К-324 столкнулась с неопознанной американской или китайской АПЛ в заливе Петра Великого, неподалёку от Владивостока . Сообщалось о получении кораблём тяжёлых повреждений. Представители СССР заявили, что кроме К-324 в том районе советских субмарин не было.

Эпизод с антенной

31 октября 1983 года лодка в Саргассовом море под командованием капитана 2 ранга В. А. Терёхина вела наблюдение за американским фрегатом USS McCloy (FF-1038) типа «Бронштейн» , записывая параметры работы секретного комплекса обнаружения подводных лодок TASS (Towed Array Surveillance System). При прохождении за кормой фрегата лодка задела винтом буксируемую низкочастотную гидроакустическую антенну комплекса , которая представляла собой длинный металлический трос с датчиками.

Антенна намоталась на винт лодки, субмарина практически потеряла ход и осуществила вынужденное всплытие. Прибывшие на место происшествия американские эсминцы «Питерсон» и «Николсон» в течение 10 дней сопровождали лодку, всеми способами пытаясь вернуть сверхсекретную антенну. Для предотвращения возможного захвата лодка была подготовлена к взрыву. Прибывшее советское судно «Алдан» отбуксировало К-324 в Гавану , откуда антенна была максимально быстро доставлена самолётом в СССР для изучения. Лодка прошла в Гаване необходимый ремонт и возобновила боевое дежурство, которое продолжалось ещё две недели.

Известные люди служившие на подводной лодке

  • Душенов, Константин Юрьевич (род. 1960) - российский общественный деятель, публицист, директор Агентства аналитической информации «Русь православная»; автор книг, статей и фильмов патриотического направления.

Сюжет прост: новый виток холодной войны, американцы устанавливают новую систему для наблюдения за нашими подлодками, и так получилось что на элемент этой системы в виде гидролокатора и антенны попадает наша атомная подлодка - а это сверхсекретный комплекс противолодочных средств и атомного вооружения.

Утром поврежденную подлодку американцы находят в своих территориальных водах, ситуация накаленная до предела.


К-324 была седьмой по счету лодкой проекта 671 РТМ. Несмотря на счастливый порядковый номер, ее постоянно преследовали опасные каверзы. Еще на государственных испытаниях она едва не стала жертвой слепого тарана неизвестной подводной лодки. В Японском море К-324 получила под водой мощнейший удар, после которого немедленно вернулась на завод и встала в док. Казалось, злой рок преследовал "Черного принца". На капитана подлодки Терёхина смотрели как на обреченного человека - не жилец. Но тот, несмотря на все ЧП и суеверия, верил в свой корабль, в своих людей, в свою судьбу. С тем и вышел на боевую службу в сентябре 1983 года.

Итак, "невезучая" К-324 ушла от причалов Западной Лицы в Западную Атлантику. Обстановка в мире, а значит, и в мировом океане, накалялась в очередной раз. Президент США Рейган решил обложить "империю зла" ракетным частоколом в виде "Першингов", размещенных в Западной Европе. Подлетное время этих ракет к Москве и другим жизненно важным центрам СССР сокращалось до 5-6 минут. Отныне Кремль должен был жить по образному выражению заокеанского журналиста, "с американским "кольтом", приставленным к виску". Но Кремль во главе с Андроповым готовил ответные меры: выдвинуть к берегам Америки подводные ракетодромы в виде атомных крейсеров с баллистическими ракетами. Подлетное время к ним сокращалось до тех же 5-6 минут, что выгадывали американские генералы, размещая "Першинги" на берегах Рейна.

Разумеется, американский флот спешно готовился к отражению подводной угрозы. Для более надежного поиска советских ракетоносцев была разработана новейшая система подводного наблюдения TASS (Towed Array Surveillance System). Для испытания уникальной низкочастотной гидроакустической антенны в Саргассово море вышел фрегат "Макклой". Длинный кабель-шланг секретной антенны тянулся за ним, словно хвост, на протяжении полукилометра. На самом конце крепилась капсула гидролокатора. Такое буксируемое устройство помогало улавливать все шедшие из океанских глубин шумы, даже не слышимые человеческим ухом инфразвуки, неизбежные спутники подводных лодок. Командир "Макклоя" работал с американской атомариной "Филадельфия" (SSN-690) и совершенно не подозревал, что под днищем его фрегата следует советская подводная лодка К-324, растворяя свои шумы в гуле турбин надводного корабля. Капитан 2 ранга Терёхин подкрался к "Макклою" на электромоторах и в течение 14 часов вел техническую разведку, записывая параметры новейшей противолодочной поисковой системы. Он бы следовал и дольше, если бы фрегат неожиданно не изменил курс и не направился в свою базу. Но экипажу К-324 было уже не до него. Изо всех отсеков Терёхину доложили о странной вибрации прочного корпуса. Да он и сам заметил неладное. Решили, что турбина дает сбои. На всякий случай увеличили обороты, и тут корабль затрясло так, что сработала аварийная защита турбины. Пришлось всплывать.

Одна беда не приходит, это присловье стало невольным девизом несчастливой "Щуки". Всплыли и попали в эпицентр мощного тропического урагана.
Тем временем фрегат "Макклой" входил в свою базу. Его командир готов был рвать волосы на голове: проклятый шторм оборвал секретную антенну, потерян бесценный гидролокатор. Виновата стихия - а что же еще?! - но спрашивать будут с него.

Уже светало. "Щуку" вот-вот могли обнаружить. Передав радио в Москву о потере хода, Терёхин рискнул погрузиться на перископную глубину раз, другой, третий... Именно рискнул, потому что погружаться без хода да еще в ураган весьма опасно. Однако стреноженная атомарина не держала глубины - со 150 метров с трудом удалось продуться и всплыть. Командир не стал больше искушать судьбу и доверился ей всецело.

Утром, когда шторм поутих, рейсовый канадский авиалайнер заметил в Саргассовом море дрейфующую подводную лодку. Через полчаса прилетели выяснять обстановку два патрульных базовых самолета США. Лодка была опознана как советская "Виктор III", и к ней тут же ринулись два новейших эскадренных миноносца "Питерсон" и "Николсон". Они сразу поняли причину аварии - за "Черным принцем" тянулся обрывок той самой секретной антенны, которой лишился "Макклой" и которая намоталась на огромный семилопастный винт атомарины. Русским достался роскошный трофей с наиновейшим ноу-хау американских электронщиков. И где - в полигоне ВМС США! Такое и в страшном сне не могло померещиться. Но факт оставался фактом - капсула с чудо-гидролокатором болталась за кормой К-324.

Командир "Питерсона" вызвал на связь по УКВ командира русской подлодки и предложил ему помощь в освобождении от намотавшегося троса. Терёхин отказался. Он не мог допустить на борт своего корабля специалистов вероятного противника. К-324 принадлежала к новейшему проекту советских подводных лодок и была насыщена секретной техникой. Один противолодочный комплекс "Шквал" чего стоил! Сверхскоростная подводная ракета, которой была вооружена К-324, развивала в океанской толщи скорость в 200 узлов и настигала субмарину противника на дистанции 11 километров. Это достигалось за счет двигателя на перекиси водорода и оригинальной системы снижения трения воды о корпус: снаряд летел в газовой оболочке, образованной пузырьками сжатого воздуха. Аналогов этому комплексу, обладающему почти абсолютной вероятностью поражения цели, не существует и поныне.

Кроме того, как сообщают морские справочники, "АПЛ несла специальные диверсионные управляемые снаряды "Сирена" и другие средства "спецназначения", многим из которых мог бы позавидовать и суперагент 007 Джеймс Бонд, рожденный воображением Яна Флеминга. В частности, в 1975 году в ОКБ им. Н. Камова был создан складной одноместный вертолет Ка-56, предназначенный для транспортировки диверсантов и способный вместе со своим пилотом выстреливаться из 533-миллиметрового торпедного аппарата погруженной подводной лодки".

Но американцам нужно было вернуть во что бы то ни стало свои секреты, и они проявляли все нарастающую настойчивость - "давайте мы вам поможем!" Терёхин прекрасно понимал, что если американцы решатся взять лодку на абордаж, а дело шло именно к этому, то не поможет и великолепный "Шквал" - офицерскими же пистолетами и автоматами Калашникова эсминцы не отгонишь. И тогда он приказал командиру минно-торпедной боевой части капитан-лейтенанту Зарембовскому подготовить атомоход к взрыву, о чем и сообщил своим назойливым соседям.

Михайлов Андрей 18.02.2019 в 4:00

На международном кинофестивале "Море зовет" корреспонденту "Правды.Ру" довелось познакомиться с руководителем Ассоциации ветеранов-подводников Украины, капитаном I ранга Александром Викторовичем Кузьминым. Каково же было удивление, когда выяснилось, что он живой свидетель и участник одной и самых секретных и опасных операций советского ВМФ.

Это сейчас об этом необычном океанском происшествии можно найти информацию в интернете, а ведь еще несколько лет назад с этой операции советских времен еще не был снят гриф секретности. Помнится, как-то вечером в кают-компании музейного ледокола "Красин", ошвартованного на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, во время вышеупомянутого кинофестиваля собрались известные на флоте люди - легендарный писатель Николай Черкашин, известный публицист и историк Сергей Апрелев, главный украинский подводник Александр Кузьмин, волею случая довелось присутствовать там и автору этих строк.

Много было говорено интересного, воспоминаний осталось - не на одну статью. Но сегодня речь пойдет именно о необычном происшествии с атомной подлодкой "К-324" в Саргассовом море. Попробуем восстановить картину по свидетельствам непосредственных очевидцев и по скупым строкам официальных публикаций и следам статей в прессе.

Об этом происшествии 31 октября 1983 года доложили самому Генеральному секретарю ЦК КПСС Юрию Андропову сразу же, несмотря на поздний час: в Саргассовом море американские корабли окружили советскую всплывшую многоцелевую атомную подводную лодку "К-324" проекта 671РТМ. Ее командир, капитан 2 ранга Вадим Терехин, уже подготовил атомоход к взрыву на случай, если американцы попытаются высадить абордажную группу. Старпом Александр Кузьмин готов был выполнить приказание немедленно.

Год 1983-й был вообще явно трагическим для советского ВМФ. Сначала в июне на Камчатке затонула атомная лодка "К-429" (четырнадцать человек погибли). Потом в Мотовском заливе, совсем недалеко от родной базы, выскочил на камни подводный ракетный крейсер стратегического назначения "К-245". И вот теперь новый казус в Саргассовом море, совсем недалеко от самой Америки, с "К-324", который явно грозил непредсказуемым поворотом событий. В это время как раз шло агрессивное нападение США на Гренаду, там уже высадилась морская пехота, американский флот шутить явно был не склонен. А тут, в самый разгар "холодной войны" и "горячего" вторжения на Гренаду, такое творится…

Многоцелевая торпедная атомная подводная лодка "К-324" проекта 667РТМ (по натовской классификации "Виктор III", по советской - "Щука"; американцы же прозвали ее еще "Черным принцем" за красоту обводов и техническое совершенство) несла плановую боевую службу в Западной Атлантике.

И русским с этой лодки совершенно неожиданно достался невиданный доселе трофей - гидроакустическая, магнитная и еще бог знает какая антенна с наиновейшими ноу-хау американских электронщиков для поиска советских АПЛ. Причем произошло это не где-нибудь, а на суперсекретном морском полигоне ВМС США! Разработка секретнейшей техники стоила американским налогоплательщикам миллиарды долларов, непосредственное изготовление антенны, кабеля и капсулы с приборами - сотни миллионов.

Новейшая суперсистема подводного наблюдения TASS (Towed Array Surveillance System) проходила тестовые измерения. Для испытания уникальной низкочастотной гидроакустической антенны в Саргассовом море вышел американский фрегат "Макклой" (по тем временам - один из лучших в ВМС США). Длинный кабель-шланг секретной антенны тянулся за ним, словно хвост, на протяжении полукилометра. На самом конце крепилась капсула навороченного по последнему слову тогдашней техники гидролокатора.

Командир "Макклоя" на испытаниях работал с американской атомной подлодкой "Филадельфия" и совершенно не подозревал, что под днищем его фрегата следует советская "К-324", растворяя свои шумы в гуле турбин надводного корабля.

Командир капитан 2 ранга Терехин подкрался к "Макклою" на электромоторах и в течение 14 часов вел техническую разведку, записывая параметры новейшей противолодочной поисковой системы. Он бы следовал за фрегатом и дольше, если бы тот неожиданно не изменил курс и не направился в свою базу. И тут корпус нашей лодки "прошила" странная вибрация. Дала сбой главная турбина, сработала аварийная защита реактора и самой турбины. Пришлось всплывать, ничего не поделаешь. Всплыли и попали в эпицентр мощного тропического урагана.

Тем временем фрегат "Макклой" уже входил в свою базу. Его командир чуть не поседел: потерял новейшую кабельную антенну, бесценный гидролокатор вместе с ведущим кабелем. Он уже придумал, как будет объяснять потерю дорогущей техники: виноват сильный шторм. Однако позднее и американцы поняли, что волнение моря тут ни при чем. Толстенный трос-кабель с антенной на конце намотала на винт советская подводная лодка, которая неведомым американцам способом втихаря вела фрегат много часов!

Это было шоком не только для чинов ВМС США, но и для тогдашнего 40-го президента западной сверхдержавы Рональда Рейгана, того самого, который до поры (до Горбачева) называл СССР "империей зла". Как свидетельствуют открытые американские источники, Рейган сначала посмеялся над докладом о происшествии: мол, и шуточки у вас, морячки.

Когда он понял, что все это правда, то, что называется, замахал шашкой: своих постов лишились многие высокие чины ВМС. Забегая немного вперед, отметим, что Конгресс США, рассматривая военный бюджет на 1984 год, на четверть сократил ассигнования на научно-исследовательские разработки ВМС. Мол, зачем флотским "деятелям" деньги, ежели они забесплатно все наши секреты русским отдают?

Наши подводники поняли, что случилось, когда всплыли и чуть притопили носовые отсеки. Показалась верхняя часть винта, а на его ступице… намотанный трос в несколько сантиметров толщиной! Рыбацкую сеть винт бы порвал легко, но такой "сюрприз" он "перетереть" не смог.

Командир тут же доложил об этом в базу, оттуда передали сообщение в Москву, так дошло и до самого уже смертельно больного в то время Андропова. Говорят, он довольно спокойным тоном дал только одно указание: морякам держаться, послать все возможные силы на оказание помощи подлодке, находящейся, к счастью, в нейтральных водах. Если бы наших занесло поближе к американским берегам, то картина была бы совсем печальной.

Нашу всплывшую "Щуку" в Саргассовом море первым обнаружил рейсовый канадский авиалайнер. К ней тут же ринулись два новейших американских эсминца - "Питерсон" и "Николсон". Они сразу поняли причину аварии - невооруженным глазом было видно, что за лодкой тянулся обрывок той самой суперсекретной антенны, которой лишился фрегат "Макклой" и которая намоталась на огромный семилопастный винт нашего корабля. Позор всему американскому флоту! Русским неожиданно достался роскошный трофей: капсула с многомиллионным американским чудо-гидролокатором болталась за кормой "К-324".

Командир "Питерсона" вызвал на связь командира русской подлодки и предложил ему помощь в освобождении от намотавшегося троса. Командир Терехин, естественно, отказался. И приказал приготовить к бою все оружие, которым была оснащен корабль, вплоть до стрелкового, пистолетов Макарова и автоматов Калашникова, которые хранились в корабельных пирамидах под замком и традиционно никогда в море даже и не доставалось.

Рональд Рейган, как видно, махнул рукой на эту ситуацию: шла не менее важная операция США на Гренаде: мол, творите что хотите. Если бы он умел материться по-русски, уши американских военморов точно свернулись бы в трубочку. И все-таки и командир Терехин, и старпом Кузьмин, и все офицеры, и даже матросы прекрасно понимали, что если американцы все-таки решатся взять лодку на абордаж, а дело шло именно к этому, то не помогут никакие Калашниковы. Потому, собственно, и была лодка приготовлена ко взрыву.

Американские корабли опасно маневрировали вокруг, пытаясь обрубить своими винтами злополучную антенну. Через сутки неожиданно эсминцы успокоились и отошли на приемлемую дистанцию. Лишь много позже выяснилось, что они повторили тот же трюк, что и мы с их "Макклоем": под "К-234" под водой подошла атомная подводная лодка "Филадельфия".

В книге "История подводного шпионажа против СССР", выпущенной в США, этот драматический эпизод описан так: "Подлодка ("К-324") всплыла и попыталась освободить трос, который намотался на ее винт. Она оказалась без движения, захватив свой трофей… Подлодка "Филадельфия" маневрировала около русской лодки и подошла вплотную снизу. И снова неожиданно для всех часть троса с гидролокатором зацепилась за что-то уже на корпусе подлодки "Филадельфия"…

Ситуация трагикомическая: две враждующие атомарины как бы занялись перетягиванием каната. Но представьте, что канат тянут в разные стороны две атомные подводные лодки! В конце концов бронированный кабель-шланг лопнул и "Филадельфия" унесла непосредственно капсулу с гидролокатором на своем корпусе. Но на винтах "К-324" оставалось свыше 400 метров суперсекретной низкочастотной антенны.

Два американских корабля пытались зажать лодку в клещи, маневрируя на дистанции около тридцати метров, довольно нагло предлагая помощь. Однако наш командир вывесил прямо на поднятый перископ сигнал о том, что в помощи не нуждается и требует прекратить опасное маневрирование. Корабли и вертолеты пытались крючьями зацепить антенну с кормы лодки, однако она была намертво накручена на винт.

На десятые сутки вынужденного "совместного плавания" с американскими кораблями подошло, наконец, кубинское спасательное судно "Алдан" и стало заводить на "К-324" буксирный трос. Вот тут-то и загремели выстрелы.

"Американцы стреляли из пистолетов по буйкам троса", - рассказывал тогда в кают-компании "Красина" бывший старпом "К-324" Александр Кузьмин. Стреляли как бы в бессильной злобе, стараясь разбить их вдребезги, утопить трос. А может просто развлекались с горя… Однако начинать из-за "куска шланга", пусть и с суперсекретной начинкой, третью мировую войну никто не захотел.

"Алдан" прикрывал лодку своим корпусом от наседавших эсминцев, а затем оттащил лодку "за ноздрю" на Кубу. Там в бухте Нипе на небольшой местной верфи кубинские газорезчики помогли освободить винт от троса, который тут же затребовала Москва. Трофей доставили в столицу военным спецрейсом, под охраной истребителей дальнего действия. 13 ноября наша лодка снова вышла в море, на окончание такой удачной, хотя и необычной боевой службы.

А вообще-то история гласит, что "К-324" была до этого случая очень "несчастливой" лодкой, слава за ней закрепилась к описываемым временам очень своеобразная. Неудачи ее преследовали на протяжении всего периода эксплуатации и даже, кстати, после вывода в отстой в 1996 году.

Началась с того, что при спуске сего судна со стапеля в Комсомольске-на Амуре, где строилась лодка, об корпус подводной лодки не разбилась традиционная бутылка шампанского, причем она не разбилась четыре раза подряд! Худая примета… Во время заводских испытаний, "К-324" была протаранена предположительно китайской подводной лодкой в область четвертого реакторного отсека. Неизвестная подводная лодка затонула, "К-324" осталась практически неповрежденной.

Потом в аккумуляторном отсеке взорвалась аккумуляторная батарея. Объемный пожар в первом торпедном отсеке где находилось двадцать четыре обычных торпеды и две торпеды с ядерным боезарядом. Сам первый торпедный отсек был практически полностью разрушен, однако, все торпеды остались целы, только чудо уберегло от катастрофы.

И вот почти героический эпизод - многосуточное противостояние с американскими боевыми кораблями. "К-324" и ее экипаж выдержали это испытание с честью, опровергнув миф о своей "невезучести".

Кстати, Александр Кузьмин, отвечая на вопрос автора этих строк: мол, а какими орденами наградили экипаж, только рассмеялся - спасибо, что не наказали!

подводная лодка X серии

    Заложена 31 декабря 1934 года на заводе № 112 (Красное Сормово) в Горьком (Нижний Новгород) под стапельным номером 550/8. 10 апреля 1935 года подводная лодка спущена на воду, 31 октября 1936 года вступила в строй и 4 ноября 1936 года вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.

    К началу советско-финляндской войны «Щ-324» находилась под командованием капитана 3 ранга Коняева Анатолия Михайловича в составе 22-го дивизиона 2-й бригады ПЛ КБФ.

    Вечером 28 ноября 1939 года подводная лодка вышла на дозорную позицию к острову Тийскери, но с началом «Зимней войны» субмарине было приказано вернуться в Таллин и быть в оперативном резерве командования. 4 декабря «Щ-324» вновь вышла в море к острову Логшер (позиция №8). В первый же день пребывания у знака Фесторнэ, подводная лодка обнаружила в перископ на расстоянии 3-4 кбт неизвестную субмарину в надводном положении. Предполагая о присутствии в этом районе «С-1» командир отказался от атаки и донес об этом в штаб флота. Только после того, как было выяснено, что «С-1» находится в Ботническом заливе, стало ясно, что подводная лодка принадлежит противнику. (Это оказалась «Ветехинен», вышедшая со стоянки Хусё в район Либавы с задачей перехватить ледокол «Ермак», прошедший балтийские проливы). Днем 9 декабря «Щ-324» вновь обнаружила неприятельскую субмарину, которая в этот раз была уверенно опознана как подводная лодка типа «Ветехинен». (Финка возвращалась в базу после неудачной охоты на «Ермак»). Во время выхода в атаку «Щ-324» по вине торпедистов, потеряла плавучесть и ушла на глубину 15 метров. Выровняв подводную лодку, командир обнаружил, что цель уходит от него к шхерному фарватеру у знака Фесторнэ, где она скрылась. Четырехдневные ожидания в этом районе не дали результатов. Вражеская подводная лодка больше не появлялась.

Подводная лодка «Щ-324». День Военно-морского флота. 1939 год.

Командир ПЛ «Щ-324» Г.И. Тархнишвили (справа) и боцман Г.Я Назаров.

    Днем 17 декабря «Щ-324» обнаружила финский ледокол типа «Сампо», который, обнаружив перископ, ушел в Абосские шхеры. В это же время подводная лодка обнаружила два транспорта, шедшие в восточном направлении в большом удалении друг от друга. Был атакован первый транспорт, но выпущенная торпеда выскочила на поверхность и отвернула вправо. Опасаясь циркуляции торпеды, командир лодки вынужден был погрузиться, и транспорт ушел. Через некоторое время было атаковано второе судно, но выпущенная торпеда прошла мимо.

    31 декабря субмарина вышла на позицию в Ботническом заливе в районе Южного Кваркена (позиция № 10-расширенная). Наряду с борьбой с судоходством противника, подводной лодке была поставлена задача ежедневно доносить командованию о состоянии льдов. Находясь на позиции, подводная лодка неоднократно встречала финские корабли и суда. Днем 13 января она обнаружила конвой из трех транспортов («Аннеберг», Хебе» и «Боре I»), сторожевого корабля, тральщика и сторожевого катера. С дистанции 4 кабельтовых «Щ-324» атаковала один из транспортов, но торпеда прошла за его кормой, а лодку выбросило на поверхность, и она подверглась безуспешной контратаке сил эскорта. По официальной советской версии «Щ-324» всплыла и стала отвечать огнем из своих 45-мм орудий. В перестрелке один из снарядов с лодки попал в глубинную бомбу сторожевика «Аура II» (бывшая яхта президента Финляндии, 550 тонн). Взрыв боезапаса мгновенно уничтожил корабль и он пошел ко дну с 25 членами экипажеа во главе с лейтенантом Терё. По финской версии корабль погиб от самопроизвольного взрыва глубинной бомбы при контратаке подводной лодки. После гибели сторожевика финны прекратили преследование «Щ-324».

    Дальнейшее патрулирование проходило в условиях низких температур и сильного шторма (15 января температура воздуха –18°С, волнение моря 11 баллов). 18 января 1940 подводная лодка докладывала, что на борту осталось 9 тонн топлива и тонна пресной воды. 19 января «Щ-324» получила «добро» на возвращение. У маяка Стурброттен лодка погрузилась и дальше шла подо льдом, пройдя в таких условиях в общей сложности 31,3 мили, при этом командир субмарины не имел лоции Южного Кваркена и эхолота, что позволяло бы уточнять счисление по характерам глубин. У маяка Свенска-бирн «Щ-324» всплыла, и 21 января благополучно завершила боевой поход, ошвартовавшись в Либаве. При плавании во льдах на подводной лодке были повреждены антенны, стойки, барбеты и волнорезы, носовая часть погнута, були деформировались.

    21 апреля 1940 года «Щ-324» стала Краснознаменной, весь её экипаж награжден орденами и медалями, а командир удостоен звания Героя Советского Союза.

    22 июня 1941 года лодка встретила под командованием капитан-лейтенанта Тархнишвили Георгия Иорамовича в составе 7-го Дивизиона 2-й Бригады ПЛ КБФ. В середине июня субмарина завершила средний ремонт и находилась в бухте Локса в оргпериоде.

    Утром 24 июля 1941 года подводная лодка вышла из Таллина в Померанскую бухту (позиция № 1). За время патрулирования субмарина трижды встречала одиночные суда противника, но атаки срывались из-за неправильного маневрирования. Утром 12 августа «Щ-324» благополучно вернулась в Палдиски.

    15 августа подводная лодка перешла в Кронштадт, откуда вечером 2 ноября вышла на позицию у входа в Финский залив с задачей прикрытия эвакуации Ханко (позиция «А»), а с 10 ноября субмарина должна была действовать в районе Мемель-Виндава (позиция № 3). До утра 4 ноября подводная лодка шла совместно с конвоем на Ханко. В ночь на 5 ноября с неё получено донесение о выходе в указанный район. Больше лодка на связь не выходила, в базу она не вернулась.

    Летом 2015 года «Щ-324» была обнаружена и идентифицирована на дне командой финских дайверов «Subzone», которая опиралась на информацию рыбаков, рвавших сети в этом районе. В середине октября 2015 года исследовательские группы «Поклон кораблям Великой Победы» и «Divers of the Dark» провели мемориальные мероприятия на месте гибели субмарины.

    Подводная лодка погибла 6 – 10 ноября 1941 года в западной части Финского залива, носовой частью подорвавшись на немецкой мине EMC заграждения «Апольда I», которое занимало часть позиции субмарины. Гибель застала корабль в подводном положении. Судя по поднятому и немного повернутому в сторону командирскому перископу, в последний момент подлодка брала пеленги с находящегося неподалеку маяка Бенгшер. Взрыв мины привел к детонации запасных торпед, полностью уничтожив два носовых отсека. Вероятно, после взрыва выживших среди моряков подлодки не было; кормовой люк остался закрытым.

    Вместе с «Щ-324» на глубине 60 м покоится и её экипаж (

Вокруг фильма "Загадка черного принца" крутилось много прибрежной пены.

На снимке: К-324, ССВ-506 "Находка", эм USS Peterson (DD-969)

Я решил опубликовать рассказ, которым со мной любезно поделился непосредственный участник событий - к3р Александр Воробьев :
Первый раз посмотрел в интернете фильм "Загадка черного принца" 22 февраля 2012 года, спустя 28 лет после этого события, непосредственным участником которого я являлся.
В то время я был кап. 3-го ранга и находился на борту ССВ-506 в качестве наставника командира БЧ-4 (лейтенанта из студентов). Одновременно имея образование радиоразведчика (окончил Академию Связи, факультет радиоразведки, группа КГБ), консультировал по вопросам разведки командира ССВ-506 кап.3-го ранга Л. Шутова.
Я крайне удивлен выдумками автора фильма, который свалил в кучу все противоречивые события 1983 года, а особенно "геройством" командира К-324.


С 23 по 28 октября 1983 года мы находились в Гаване с задачей пополнения запасов и отдыха экипажа. События в Гренаде начались 25 октября, а 27 октября все было закончено. Фидель Кастро объявил в стране чрезвычайное положение и привел ВС в повышенную БГ, но на этом все закончилось, возможно по совету Москвы.
Аэродром в Гренаде строили по проекту Англичан, а рабочие были в основном кубинцы, которые и оказали достойное сопротивление, но силы были не равны.Длина взлетной полосы аэродрома не позволяла принимать стратегические бомбардировщики СССР.
Полагаю, что эти события никак не связаны с выходом К-324 на БС. Сам кап.2-го ранга Терехин заявил, что ему поставлена задача разведки системы гидроакустики ВМС США. С этой задачей К-324 справилась успешно, вывела из строя гидроакустику американского корабля.
29 октября мы вышли из Гаваны и направились в район Норфолка, где должна произойти смена с нашим разведкораблем, кажется ССВ-501. Мы не встретились с кораблем и не смогли получить весточки с Родины, а на это время мы были в море более 6 месяцев. Нам приказали полным ходом следовать в точку аварии К-324. Когда до лодки оставалось 40-50 миль я установил УКВ ЗАС связь с лодкой, переговорил с командиром БЧ-4, а потом пригласили на связь своим командиров. Узнав о том, что к-324 намотала на винт кабель-тросс, командир СВ-506 предложил отправить на помощь 2 катера с аварийно-спасательными группами, деферентовать лодку и попробывать с помощью газовых резаков убрать кабель. Командир К-324 был назначен, приказом из Москвы, старшим группы,и он согласился с планом, но начало работ перенес на 4 часа позже, ссылаясь на разницу во времени. Вот это обстоятельство и стало решающим так как через 4 часа в район прибыл эсминец ВМС США "Петерсон" (USS "Peterson"). Мы доложили об этом факте в Москву, нам приказали прекратить работы и не подпускать эсминец к лодке. Вот и началась карусель вокруг лодки, благо маневренность и скорость ССВ-506 позволяли отжимать эсминец от лодки. Все это продолжалось до подхода второго эсминца ВВС США, далее соревноваться в маневрах было бесмысленно, тем более американцы подняли вертолет и производили фотосъемки лодки. Вскоре мы перехватили радиограмму слудущего содержания:"Современная лодка ВМФ СССР потерпела аварию 200 миль юго-западнее Бермудских островов. ВМС США предоставилась прекрасная возможность по всестороннему изучению ТТХ лодок этого класса". Думаю, что вот эта телеграмма говорит о всех "заслугах" перед Родиной командира К-324 кап. 2-го ранга Терехина.
О погоде. Погода была великолепная, волнение моря 1балл (видно на фото), температура 23-25 град. Никогда на широте 30 град. северной не бывает в конце октября 50 град. жары. Здесь подводники лукавят, стараясь показать как им было тяжело.

Получаем указания следовать в район острова Куба. Лодка должна идти самостоятельно на дополнительном винте, который служит для подруливания при маневрах. Доп. винт позволял идти со скоростью 1-2 узла. Вот тут и началось самое интересное. кап. 2-го ранга Терехин категорически отказался идти на Кубу, так как у него на борту ядерное оружие. Формально он был прав, но приказ есть приказ. Лодка по всей видимости не имела прямой связи с Москвой, кроме одностороннего быстродействия на передачу. Космическая связь в этом районе маловероятна, а КВ связь для К-324 на прием не проходит, поэтому команды шли с ССВ-506, который имел прямую связь с Москвой. В результате повторного приказания лодка взяла курс к берегам Кубы. Командир К-324 утверждает,что на эсминце "Петерсон" был поднят сигнал к высадке десанта. Никаких сигналов подобного рода не было. Захват лодки, чего опасался Терехин, в присутствии советского разведчика ССВ-506-это катастрофа, это война, на что силы ВМС США без решения президента и конгресса не пойдут. Это мы часто нарушали международные правила, сближаясь с авианосцами и лодками ВМС США до недопустимого расстояния, опасно маневрировали чтобы изучить радиотехническое оборудование и сделать фотоснимки до последней заклепки, а еще вовремя поднять документацию о боевой деятельности противника. Американцы не делали секретов о своей боевой подготовке и после приборок выбрасывали за борт целофановые мешки. Мы все это поднимали на борт и находили очень интересные документы, например планы БП 2 флота ВМС США на месяц. А во время ракетных стрельб ПЛАРБ мы вообще не реагировали на команды покинуть район стрельбы. Нам надо было поднять укупорки, которые всплывыали при пуске ракеты. Возможно эти укупорки могли дать информацию о составе твердого топлива ракет, которое американцы начали использовать раньше СССР. Они тоже старались поднять их, но куда там, мы поднимали 80% всех укупорок и доставляли их на базу.
Теперь о возможности приближения иностранной ПЛ с целью снятия гидроакустической станции на конце кабель-тросса. Полагаю, что это абсурдное заявление Терехина. Во-первых возможно станции вообще не было, и сам кабель-тросс мог использоваться в качестве гидроакустической системы аналогично буксируемым связным антеннам типа "ласточка" и "фосфор", используемых на наших атомоходах. Во-вторых К-324 с 3-го ноября двигалась своим ходом и возможность срезать что-то не реально.
Все эти выдумки командира к-324, в том числе и угроза ядерной войны является попыткой оправдать свои безграмотные действия. Ведь очевидно, что К-324 была обнаружена противником и американский корабль вел слежение за лодкой. Сам командир узнал об этом слишком поздно и попытка оторваться от преследования и привела к катастрофе. Возможно Терехин хотел "поднырнуть" под американца и зацепил кабель-тросс.

Второй эсминец ВМС США оставил район и ушел 2-3 ноября. Буксир "Алдан" прибыл 6-7 ноября. При заведении буксирных концов никаких эксцессов и стрельбы по плотикам не было, а вот насчет сигарет "Памир"-это очень интересная история. Команды буксиров "Алдан" и"Агатан", базируясь в Гаване по сути дела были брошенные экипажи. Полуголодные, грязные, без сигарет и бритвенных принадлежностей героически по 1-1,5 года выполняли бесменно поставленные задачи. Только заходящие в Гавану развед.корабли оказывали им помощь дешевыми сигаретамим, мылом, зубной пастой, консервами, мукой и.т.д. А вот уходя в дальний поход командиру к-324 надо было бы подумать о запасе сигарет и "стрелять" у мичмана-командира буксира, и у моряков сигареты-это позор. Моряки с "Алдана" поделились с героями-подводниками последним.
7 ноября 1983 года группа в составе к-324, ССВ-506, м.б. "Алдан" и эм."Петерсон" шла к острову Свободы. Американцы первыми поздравили нас с 66 годовщиной Октябрьской Революции. Никаких мегафонных поздравлений лично Терехину не было. Это очередная выдумка. Если американцы хотят поздравить персонально командира советского корабля то они сбрасывали в воду пенал, в котором находилась большая фотография корабля и поздравление командиру с указанием его звания и фамилии. Так в 1979 году был поздравлен командующим 16 эскадры ПЛАРБ кап.1-го ранга Д. Виноселов-командир ССВ-502. Вечером американцы организовали салют, мы все приняли в этом участие, в т.ч. и К-324.
При подходе к тер. водам Кубы эм."Петерсон" поблагодарил за совместное плавание и ушел. Нас встречали два катера с группой генералов на борту. Старший из них принял доклад кап.3-го ранга Шутова, заявил, что на корабле имеется гидроакустическая станция, поэтому приказал командиру ССВ-506 находиться на входе в бухту Ниппе и не допустить прорыва вражеских пл. Мы этим и занимались хотя на корабле гидроакустической станции не было.
Срезав легкий корпус, лодка была освобождена от кабель-тросса. Поступило приказание забрать на борт кабель и опять началась мышиная возня. Терехин отказывался отдавать кабель, ссылаясь на то, что он является его алиби. Все-таки кабель (возможна его часть) был загружен на наш борт и был доставлен в Североморск. Наш поход продолжался 8 месяцев, оценка за БС-отлично. После похода я ушел на повышение в штаб СФ.
Наград за БС К-324 не получила. Более того по моим данным командир К-324 был отстранен от должности.