Урок по литературе мцыри. Герой и мир в поэме «Мцыри

Мцыри как романтический герой

(Урок литературы в 8 классе)

Учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ «Лесколовский центр образования»,

Ввсеволожский район, Ленинградская область

Дудникова Любовь Семеновна

Мир совершенен и прекрасен как замысел и несовершенен как воплощение .

Идея двоемирия

Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б смог.

М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

Цели урока:

Образовательные:

- познакомить учащихся с историей создания поэмы «Мцыри», выявить структурные особенности произведения; дать первоначальное понятие о романтизме, романтическом герое, романтическом конфликте

Развивающие:

Развивать эмоциональную восприимчивость, навыки выразительного чтения лирического стихотворения, продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать собственные выводы.

Воспитывающие:

- воспитывать интерес к творчеству поэта

Тип урока: формирование знаний и умений.

Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова художника П. Заболотского, иллюстрации к поэме “Мцыри”, карточки с дидактическим материалом, учебник: В.Я. Коровина “Литература” 8 класс, Москва: Просвещение, 2010, презентации «Поэма «Мцыри», «Общая характеристика романтизма как литературного направления»

План урока

1. Организационный момент.

Добрый день! Тема нашего сегодняшнего урока «Мцыри как романтический герой». Сегодня на уроке мы с вами выявим способы раскрытия образа главного героя поэмы, продолжим работу по развитию навыков анализа текста, характеристики героев, познакомимся с понятием романтизма как литературного направления, и я надеюсь, что каждый из вас на сегодняшнем занятии откроет для себя что-то новое в творчестве М.Ю.Лермонтова.

2.Проверка домашнего здания.

Вопросы:

Каким вы назовете главное настроение поэмы?
– Какие сцены в поэме наиболее запомнились?
– Каким вы представляете себе главного героя?

2.1Сообщение «История создания поэмы «Мцыри».

2.2 Работа с презентацией «Поэма «Мцыри» .

Вопросы:

Идею произведения позволяет раскрыть эпиграф. Сообщение «Истолкование эпиграфа к поэме»

Первоначально эпиграфом к поэме Лермонтов хотел избрать французское изречение “Родина бывает одна”.
– Почему, по-вашему, поэт отказался от такого эпиграфа и обратился к Библии? (“Вкушая, вкусил мало меда, се аз умираю”)?

Как эпиграф связан с темой произведения?

Определите идею.

Определите лексическое значение слова “исповедь”.

Презентация 2 Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» (Повторение литературоведческих понятий, применение понятий при анализе поэмы «Мцыри»)

Поэма – крупное стихотворное произведение с развернутым сюжетом. Относят обычно поэмы к лиро-эпическим произведениям, так как, рассказывая о судьбе героев, рисуя картины жизни, поэт высказывает в поэме собственные мысли, чувства, переживания.

Тема – изображение характеров и ситуаций, взятых автором из реальной действительности и определенным образом преображенные в системе данного художественного мира. (То, о чем пишет автор)

Тема “Мцыри” – изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опасней:

И в час ночной, ужасный час.
Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Я убежал.

Тема поэмы перекликается с темой библейской легенды, ставит вопросы: волен ли человек свободно распоряжаться собой, своей жизнью, имеет ли он право на независимость?

Идея – главная обобщающая мысль в художественном произведении, отражающая отношение автора к действительности и выступающая через всю систему образов. (Позиция автора, то, для чего пишет автор, какую мысль он утверждает)

Идея – борьба за свободу. Лучше 3 дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря. Где человек не живет полноправно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.

Сюжет – основные эпизоды событийного ряда литературного произведения в их художественной последовательности, которая предусмотрена композицией данного произведения.

Композиция – построение художественного произведения, структура соединения отдельных частей в одно целое.

Композиция очень своеобразна: после небольшого вступления, рисующего вид заброшенного монастыря, в небольшой 2 главе рассказана жизнь героя, его исповедь чернецу. Таким образом, о жизни героя автор рассказал в 2-х главах, а о трех днях, проведенных на свободе, написана целая поэма. И это понятно, так как три дня вольности дали герою столько впечатлений, сколько не получал за многие годы монастырской жизни. Такая композиция называется «рамочной».

Мцыри - в переводе с грузинского: неслужащий монах, пришелец, чужеземец, чужак.

Слово “исповедь” имеет следующее значение:

1. покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чем-нибудь;
2. сообщение своих мыслей, взглядов.

3. Образ Мцыри как романтического героя.

- Расскажите кратко о содержании произведения

а) бегство из монастыря, попытка найти дорогу в родной край.

б) встреча с грузинкой

в) бой с барсом

Презентация 3 Общая характеристика романтизма

1.Романтизм – художественное направление в литературе, характерное для литературы стран Европы, России и США и выражающее идею разлада мечты, идеала и действительности. В русской литературе романтизм получил признание после Отечественной войны 1812 года

2.Мир, в котором живут романтические герои, далек от серых будней. Это экзотические страны, славное прошлое, реальное или созданное народной фантазией.

3.Романтический пейзаж: море, горы – символы величия, свободы, непокорности.

4.Писатели – романтики необычны во всем:

Темы романтических произведений: судьба отечества, памятники литературы, фольклор

Герои – яркие, незаурядные личности

Сюжет запутанный, овеянный дымкой таинственности

Необычен язык и стиль романтических произведений.

5.Главная ценность романтического героя – его свобода и идеалы. Романтический герой неотделим от авторского «я» и является носителем истинно человеческого авторского начала, которого лишена действительность.

6. Романтическое двоемирие: стремление романтического героя к идеальному миру, находящемуся за гранью земного. От тусклого, унылого, скучного «здесь», к очаровательному «там».

Сообщение «Мцыри» - романтический герой».

8. Рефлексия.

А) Цифровой диктант

Согласны ли вы, что:

1. Местом действия поэмы выбран Кавказ, так как природа Кавказа сродни натуре главного героя?
Да – 1
Нет -0

2. Сюжет поэмы составляют внешние мотивы поведения героя.
Да – 1
Нет – 0

3. События трехдневных скитаний Мцыри показаны только через общение с природой.
Да – 1
Нет – 0

Какая цифра у вас получилась? (100) Значит, тему урока вы сегодня усвоили на 100 %.

Б) Упражнение “Незаконченные предложения”:

В какой степени и чем был полезен для тебя урок?

Доволен ли ты тем, как прошел урок?

Какое задание урока понравилось тебе больше всего?

9. Организация домашнего задания:

    Подготовить пересказ “Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши – послушника”. (1 группа)


    Найти пейзажные зарисовки. Определить их значение.(2 группа)

    Отметить художественные приемы, использованные Лермонтовым, при изображении своего героя. (3 группа)

    Выучить понравившийся отрывок наизусть (1 главу)

Урок литературы в 8 классе по теме «Мцыри как романтический герой»

Цель: Продолжить обучение анализу художественного текста.

Задачи:

Образовательные:

1. Продолжить изучение поэмы « Мцыри»

2. Дать характеристику Мцыри как романтическому герою.

3. Определить способы раскрытия образа главного героя поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

4. Продолжить обучение работы с текстом художественного произведения.

Развивающие:

1. Развивать мышление, умение решать поставленную проблему, обобщать, делать выводы.

Воспитательные

1 Воспитывать интерес к творчеству поэта.

2 Воспитывать любовь к Родине, помочь осознать понятия, что без родины нет для человека ни свободы, ни счастья.

Тип урока: проблемный урок, аналитическая беседа;

Оборудование: текст поэмы

Пути анализа произведения: проблемно-тематический, анализ образа главного героя, художественных средств.

Приемы и методы изучения материала : беседа, метод творческого чтения, анализ.

Ход урока

(Эпиграф к уроку)

Что за огненная душа,

Что за могучий дух,

Что за исполинская натура у этого Мцыри!

В. Г. Белинский

1. Проверка домашнего задания.

Учитель: На дом вам было дано задание: найти в тексте поэмы лирические отступления. Кто справился с заданием? Для чего же они нужны?

( Лирические отступления, описывающие природу, пейзаж - неотъемлемая часть романтического произведения

Вступительное слово учителя:

На прошлом уроке мы начали знакомство с поэмой «Мцыри», написанной в 1839 году.

Учитель: Какой вывод мы сделали на прошлом уроке?

Ученик: Поэма Лермонтова - это романтическое произведение, в основе сюжета которого лежит традиционная романтическая ситуация-бегство из неволи. Учитель: Сегодня на уроке мы проанализируем образ главного героя. Подумаем и над тем, актуальны ли сегодня проблемы, затронутые почти 2 века назад Лермонтовым.

Кто же не доволен жизнью, кто бежит из неволи? Мцыри.

По-разному оценивают этот образ литературоведы и критики:

    Мцыри – это герой с демоническими чертами. (Н. Котляровский)

    Мцыри – христианин, который исповедуется перед смертью. (А. В. Моторин)

    Мцыри –это «естественный человек» с цельной и страстной натурой. (Ю. Манн)

А вот какую оценку ему дал великий русский критик 19 в. Виссарион Григорьевич Белинский, запомните это имя, в 9 классе вам предстоит познакомиться с ним.

(читаю эпиграф).

Учитель: Согласны ли вы с этим высказыванием критика о характере Мцыри? Докажите или опровергните высказывание, аргументируя ответ примерами из текста.

Ответы учеников.

2. Беседа по тексту.

Учитель: Какова же главная страсть героя?

Ученик: Стремление жить полно в мире борьбы и свободы на далёкой любимой родине.

Учитель: Скажите, а что такое свобода?

- ответы учеников

Учитель: Каждый понимает свободу по-своему. А что значит для Мцыри быть свободным? Найдите ответы в тексте.

А) Давным-давно задумал я В) Я мало жил, и жил в плену,

Взглянуть на дальние поля, Таких две жизни за одну,

Узнать, прекрасна ли земля, Но только полную тревог,

Узнать, для воли иль тюрьмы Я променял бы, если б мог.

На этот свет мы рождены.

Б) Мою пылающую грудь Г) …Я цель одну

Прижать с тоской к груди другой, Пройти в родимую страну

Хоть не знакомой, но родной. Имел в душе.

Ученик: Представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину. Быть свободным – значит для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул, убежать из «семьи чужой». Живя в монастыре, юноша не переставал видеть «живые сны»:

Про милых близких и родных,

Про волю дикую степей,

Про лёгких, бешеных коней,

Про битвы чуждые меж скал…

В душе его постоянно жил образ неизвестного, но желанного «чудного мира тревог и битв».

Учитель: О какой характерной черте романтизма мы можем здесь говорить?

Ученик: Романтический герой – бунтарь, враждующий с миром или обществом, часто непонятый им.

Двоемирие (мир реальный и идеальный).

Учитель: Что же увидел Мцыри на воле, что узнал о жизни во время своих скитаний? Проанализируйте их.

Ответ: (цитаты из гл.6,9,10,11)

Учитель: Кто может сделать вывод?

Ученик: Его поражает богатство и многообразие природы. Серые «мёртвые стены монастыря противопоставлены живому миру. В этих строчках чувствуется его любовь к жизни, ко всему прекрасному в ней. Ребята, мы с вами понимаем, что пейзаж в поэме играет большую роль.

Учитель: Что можно сказать о человеке, который так воспринимает природу?

( Прочтите описание утра. Гл.11 –от слов « Кругом меня…//до слов

Я в нём глазами и душой тонул»)

Ученик: С этого утра начинается для Мцыри познание мира, и романтически настроенный юноша населяет его фантастическими незримыми существами, знающими тайны «неба и земли». Поэтически возвышенная душа позволяет Мцыри сравнить вольную жизнь с раем. Перед смертью это сравнение приобретает ещё более мятежный, бунтарский характер. Мцыри готов «рай вечности» променять на осуществление своей мечты.

Учитель: Подумайте, дает ли Лермонтов портрет Мцыри?

А почему? (Обобщенный портрет, судьба многих горцев) –

. Учитель: Какое впечатление производит Мцыри – ребенок?

Он был, казалось, лет шести.

Как серна гор, пуглив и дик .

И слаб и гибок , как тростник,

Но в нем мучительный недуг

Развил тогда могучий дух

Его отцов . …

…Даже слабый стон из детских

губ не вылетал

И тихо, гордо умирал.

Бродил безмолвен, одинок

Вывод. Черты, заложенные природой: могучий дух, гордость, сила воли.

Сопоставьте цитаты, подберите синонимы:

Могучий дух его отцов” (сильный, смелый);

Душой дитя” (чистый, беспомощный, неопытный);

Судьбой монах” (божий человек, чистый).

Учитель:

А какие же художественные средства выразительности речи использует поэт, рисуя своего героя?

Ответ: Гиперболы (гл.8). Они говорят о широте натуры, о стремлении к свободе, о независимости.

Метафоры (гл.3,15) Показывают стремление к воле, говорят о силе характера.

Сравнения (гл.9,21) Говорят о слиянии с природой.

Эпитеты (во многих главах) говорят о стремлении к свободе.

Учитель: Оказывается, что портрет Мцыри создать почти невозможно. Эпитеты очень разные, не поддаются образному восприятию, только чувственному.

Вывод. Учитель: Богатство изобразительно - выразительных средств поэмы находится в тесной связи с богатством внутреннего мира героя. Но если у героя богатый внутренний мир, этого ещё недостаточно, чтобы назвать его романтическим героем. Герой должен совершать поступки, должен действовать.

Учитель: Что же успел совершить Мцыри на воле?

Ученик: (занесём в таблицу).

Черты характера

Цитаты (одна – две)

Бегство из монастыря, попытка

Встреча с грузинкой

Бой с барсом


1.Бегство из монастыря, попытка Это дало пьянящее чувство свободы.

найти дорогу домой.

2. Встреча с грузинкой. Вызвала «сладкую тоску», желание

любить и быть любимым.

3. Бой с барсом. Мцыри познал счастье борьбы и

восторг победы.

Учитель: Все эти переживания Мцыри можно объяснить одним словом. Каким?

Ученик: ЖИЗНЬ! . В своей исповеди перед смертью он скажет монаху: «Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил».

Учитель: Какое привычное слово, а что же значит оно для Мцыри?

Ученик: Это значит находиться в постоянном поиске, в тревоге, бороться и побеждать, а главное - испытывать блаженство «вольности святой».

Учитель: В этих переживаниях и раскрывается характер романтического героя. Таков Мцыри!

Почему же погиб Мцыри? Ответить на этот философский вопрос вам поможет игра « Незаконченное предложение»

Истоки трагедии Мцыри –это условия _________________________________________. Обстоятельства, в которых он оказался с детства, лишили его ______________________и

привели к_________________________.

Его последнее предсмертное желание – ___________________________________________.

Это не примирение, а победа: жизнь обрекла его на ________________________, а три дня воли дали_________________________. Поэтому его гибель вызывает _____________________ за Мцыри.

Обстоятельства, в которых оказался Мцыри с детства лишили его связи с людьми, с родным домом – эта неудовлетворённость жизнью и привела его к гибели.

Учитель: Какова последняя просьба главного героя?

Ученик: ( Когда я стану умирать,

И, верь, тебе не долго ждать,

Ты перенесть меня вели

В наш сад, в то место, где цвели

Акаций белых два куста…

Оттуда виден и Кавказ!

Быть может, он с своих высот

Привет прощальный мне пришлёт …)

Учитель: Почему же, несмотря на гибель героя, поэма не кажется нам мрачной, исполненное отчаяния и безнадёжности?

Ученик: Гибель Мцыри нельзя назвать поражением и смирением, он боролся, хотел изменить жизнь, сумел узнать, что такое свобода; испытал счастье борьбы и радость слияния с миром.

Учитель: Эти выводы и позволяют назвать Мцыри романтическим героем. Личность Мцыри многогранна, так как впитала в себя картины родной природы.

Мцыри-отражение свободолюбивых идей самого Лермонтова.

Литературная игра.

"Жёлтая шляпа" - похвалите героя, назовите его положительные стороны, черты характера.

"Чёрная шляпа" - отметьте отрицательную сторону героя, поругайте его за поступки, которые он совершил. Укажите, с чем вы не согласны.

"Зелёная шляпа" - судьба героя в ваших руках, доскажите свой, возможно, счастливый конец произведения.

"Красная шляпа" - вам, ребята, нужно охарактеризовать героя, указав, какие чувства и эмоции он переживает.

Мозговой штурм (идея создания оригинального памятника Мцыри)

Сегодня мы завершаем разговор о произведении, написанном немногим менее двух веков назад. А сегодня, в нашем прагматичном 21 веке новых технологий, есть ли сегодня место проблемам и чувствам, о которых размышлял Лермонтов?

Ответы учеников

Домашнее задание.

1. Отрывок наизусть. Выразительное чтение (необходимо проанализировать, передать все чувства, эмоции). Отрывок должен быть логически и по смыслу закончен. Объем: не менее 26-30 строк.

2. Н. В. Гоголь «Ревизор» читать полностью

3. Презентация по биографии Н.В.Гоголя, история создания

ПЛАН – КОНСПЕКТ урока литературы в 8 классе по теме:

Поэма « Мцыри » М.Ю. Лермонтова как романтическая произведение. Своеобразие поэмы . Образ главного героя.

Цели урока:

1) дать характеристику Мцыри, проникнуть в замысел автора, выявить способы раскрытия образа главного героя

2) сделать выводы об особенностях поэмы « Мцыри » как романтического произведения

ХОД УРОКА

I Опрос учащихся.

·Как жил Мцыри в монастыре?

·Характер и мечты юноши-послушника.

Комментарий учителя.

Лермонтов не даёт подробного описания монастырской жизни Мцыри. Монастырская жизнь означала, прежде всего, уход от людей, от мира, полный отказ от собственной личности, «служение Богу», выражающееся в однообразно чередующихся постах и молитвах. Главное условие жизни в монастыре – послушание. Принявший монашеский обет оказывается навсегда отрезанным от человеческого общества; возвращение монаха к жизни запрещалось.

Для героя монастырь – символ неволи, тюрьма с сумрачными стенами, «кельями душными». Остаться жить в монастыре означало для него навсегда отказаться от родины и свободы, быть обречённым на вечное рабство и одиночество («быть рабом и сиротой»). Автор не раскрывает характер мальчика, попавшего в монастырь: он только рисует его физическую слабость и пугливость, затем даёт несколько штрихов его поведения, и личность пленника-горца вырисовывается отчётливо. Он вынослив(«Без жалоб он томился – даже слабый стон из детских губ не вылетал»), горд, недоверчив, потому что видит в окружающих монахах своих врагов, ему с самых ранних лет знакомы недетские чувства одиночества и тоски. Есть и прямая авторская оценка поведения мальчика, усиливающая впечатление, - Лермонтов говорит о его могучем духе, унаследованном от отцов.

·Какова цель побега? Что значит для Мцыри быть свободным? Найдите ответы в тексте.

А) Давным-давно задумал я В) Я мало жил, и жил в плену,

Взглянуть на дальние поля, Таких две жизни за одну,

Узнать, прекрасна ли земля, Но только полную тревог,

Узнать, для воли иль тюрьмы Я променял бы, если б мог.

На этот свет мы рождены.

Б) Мою пылающую грудь Г) …Я цель одну

Прижать с тоской к груди другой, Пройти в родимую страну
Хоть не знакомой, но родной. Имел в душе.

Делаем вывод:

Представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину. Быть свободным – значит для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул, убежать из «семьи чужой». Живя в монастыре, юноша не переставал видеть «живые сны»:

Про милых близких и родных,

Про волю дикую степей,

Про лёгких, бешеных коней,

Про битвы чуждые меж скал…

В душе его постоянно жил образ неизвестного, но желанного «чудного мира тревог и битв».

II Работа над образом Мцыри.

1 Слово учителя.

Поэма М.Ю. Лермонтова – романтическая. Его герой не похож на окружающих его людей, он отрицает их жизненные ценности, стремится к иному. Докажите эту мысль строчками из исповеди Мцыри.

Я знал одной лишь думы власть,

Одну, но пламенную страсть:

Она, как червь, во мне жила,

Изгрызла душу и сожгла.

Она мечты мои звала

От келий душных и молитв

В тот чудный мир тревоги битв.

Главная страсть героя – стремление жить полно, в мире борьбы и свободы, вне стен монастыря, на далёкой любимой родине.

2 Работа с текстом.

Что увидел и что узнал Мцыри о жизни во время своих скитаний?

Ответ в 6 главе, половина 9, 10, 11.

Делаем вывод:

Личность Мцыри, характер его отражаются в том, какие картины привлекают его и как он говорит о них. Его поражает богатство и многообразие природы, контрастирующие с однотонной монастырской обстановкой. И в пристальном внимании, с каким герой смотрит на мир, ощущается его любовь к жизни, ко всему прекрасному в ней, сочувствие всему живому.

В романтических произведениях исключительный герой действует в исключительных обстоятельствах. Перечитайте отрывок из 6 главы. Докажите, что поэт нарисовал романтический пейзаж .

(Со слов «Я видел груды тёмных скал» до слов «В снегах, горящих, как алмаз, седой, незыблемый Кавказ».)

Этот пейзаж, конечно, можно назвать романтическим, потому что каждая его деталь необыкновенна, экзотична, - «горные хребты, причудливые, как мечты», курятся на заре; по берегам горного потока – «груды тёмных скал», снежные вершины гор скрываются в облаках.

В начале урока говорилось о Мцыри – пленнике, жившем в монастыре. Уже тогда это был сильный, гордый юноша, одержимый «пламенной страстью», - любовью к родине и свободе. Но важно заметить, что тогда, в монастыре, он и сам не знал многого о себе, т.к. только настоящая жизнь проверяет человека и показывает, что он собой представляет.

Что же узнал Мцыри о себе, очутившись на свободе?

На свободе с новой силой раскрылась любовь Мцыри к родине, которая слилась для юноши со стремлением к вольности. Если в монастыре герой лишь томился желанием свободы, то на воле он познал «блаженство вольности» и укрепился в своей жажде земного счастья. Пробыв три дня на свободе, Мцыри узнал, что он смел и бесстрашен. Бесстрашие, презрение к смерти и страстная любовь к жизни, жажда борьбы и готовность к ней раскрываются в битве с барсом. «Пламенная страсть» Мцыри – любовь к родине – делает его целеустремлённым и твёрдым. Он отказывается от возможного счастья, любви, превозмогает страдания голода, в отчаянном порыве пытается через лес ради цели «пройти в родимую страну». Гибель этой мечты рождает у него отчаяние, но в отчаянном порыве Мцыри предстаёт не слабым и беззащитным, а гордым и отважным человеком, отвергшим жалость и сострадание. Мцыри вынослив. Истерзанный барсом, он забывает о ранах и, собрав остаток сил, вновь пытается выйти из леса.

Какие художественные средства использует поэт, рисуя своего героя? Приведите примеры.

Гиперболы : О, я, как брат,

Обняться с бурей был бы рад!

Глазами тучи я следил,

Рукою молнии ловил…

Метафоры : Я эту страсть во тьме ночной

Вскормил слезами и тоской,

Я грыз сырую грудь земли…

Сравнения: Я сам, как зверь, был чужд людей,

Полз и прятался, как змей.

Развёрнутые сравнения Мцыри с конём и тепличным цветком.

Эпитеты: Но юность вольная сильна

И смерть казалась не страшна.

III Особенности Мцыри как романтической поэмы.

Где происходит действие поэмы?

На Кавказе, среди вольной и мощной кавказской природы, родственной душе героя. Но герой томится в монастыре.

Очень важны в поэме картины пейзажа, упоминание о ветре, буре, птицах, зверях. Какова роль картин природы в произведениях?

Они родственны герою, и зов свободы оказывается непреодолимым, как зов природы – песню о любви ему поёт рыбка, «как брат» он готов обняться с бурей, «как зверь» он чужд людей. И, напротив, природа чужда и враждебна монахам монастыря: Мцыри убегает «…в час ночной, ужасный час, когда гроза пугала вас, когда, столпясь при алтаре, вы ниц лежали не земле».

Сюжет поэмы кажется привычным романтизмом – герой,искатель свободы,бежит из мира неволи. Мы встретимся с такой ситуацией в «Кавказском пленнике» и «Цыганах» А.С.Пушкина. Но в поэме Лермонтова есть поворот, кардинально изменяющий традиционную ситуацию. Пленник и Алеко рвут связи со своим привычным окружением и уходят в чужой, экзотический мир вольности (на Кавказ, к цыганам), Мцыри же бежит из чужого, насильственно навязанного ему мира в мир родной, естественный.

Почему поэт, по-вашему, изменяет традиционную ситуацию?

Лермонтов воплотил в Мцыри страстную мечту героя, гордом, свободном и сильном человеке, противостоящем «постыдно-равнодушным» современникам, для которого «свобода» и «родина» означает одно и то же. Человек должен сам выбрать свой путь – таково кредо поэта.

Почему Лермонтов избрал форму исповеди?

Она помогает поэту психологически правдоподобно раскрыть внутренний мир Мцыри в системе образов – переживаний. Чтобы понять характер Мцыри, необходимо всё пережить вместе с ним: монастырскую неволю, радость свободы, упоение от боя с барсом, отчаяние от того, что не попал в родную страну; безнадёжность, когда вновь возвращается к своей тюрьме. Исповедь Мцыри занимает почти всё текстовое пространство поэмы (она лишь прерывается краткой авторской справкой) и обращена к определённому персонажу – старому монаху, которого Мцыри называет сначала отчуждённо-враждебно «старик», затем по-христиански – «отец». Точка зрения автора на происходящее не представлена, она исчезает после краткой экспозиции. Старый монах не произносит ни слова в ответ на исповедь Мцыри. Таким образом, читатель видит всё происходящее с героем только его глазами, что способствует характерной для романтического повествования субъективности. Исповедь является важным сюжетообразующим элементом.

Выводы:

1.Лермонтовский романтизм не был уходом от окружающей его современности, а напротив, означал жажду её изменения и являлся выражением передовых идеалов времени.

2.Пафосом романтической поэмы « Мцыри » было утверждение необходимости свободы для человека и отрицание рабства и смирения.

3.В центре поэмы « Мцыри » не законченный индивидуалист, а сильный человек, жаждущий счастья и жизни.

4.Поэт воспевает не столько самого героя, сколько его идеалы.

5.И характер героя, и обстановка действия являлись исключительными и в то же время художественно правдивы.

IV Тест.

1 Эпиграф к поэме М.Ю. Лермонтова « Мцыри » взят из:

А) былин В) древнерусских летописей

Б) Библии Г) стихотворения Горация

2 В чём заключается смысл эпиграфа?

А) восстание против судьбы, против Бога

Б) раскаяние, бесконечное смирение

В) защита прав человека на свободу

3 Определите жанр произведения.

А) баллада В) поэма-исповедь

Б) элегия Г) притча

А) женские рифмы Б) мужские В) те и другие

5 К какому литературному направлению можно отнести поэму?

А) сентиментализм В) романтизм

Б) реализм Г) классицизм

6 Что можно назвать символом свободы в поэме?

А) степь В) барса

Б) Кавказ Г) девушку-грузинку

7 Выделите черты реализма в поэме.

А) бурная, неистовая природа

Б) гибель героя

В) герой одинок, не понят миром

Г) введение сна героя в сюжет поэмы

Д) мотив борьбы, мятежа

8 Какова роль описаний природы в поэме « Мцыри »?

А) природа противопоставлена монастырю как свобода неволе

Б) природа противопоставлена герою, вступает с ним в борьбу

В) природа обманывает героя, вновь направляя его к монастырю

Г) природа многопланова: противостоит герою, свободе, служит развитию сюжета

9 Определите стихотворный размер, использованный Лермонтовым в поэме.

А) анапест В) амфибрахий

Б) дактиль Г) ямб

10 Какой момент в сюжете поэмы является центральным?

А) побег из монастыря В) бой с барсом

Б) встреча с грузинкой Г) гибель Мцыри

11 В исповеди Мцыри звучит:

А) гнев, негодование Г) утверждение своей правоты

Б) смирение, покаяние Д) призыв отказаться от бесполезной борьбы

В) грусть, размышления

12 Почему местом действия поэмы выбран Кавказ?

Б) природа Кавказа сродни натуре главного героя

В) связь с историей России

Г) место действия отвечает романтической направленности поэмы

13 В чём заключается основная идея произведения?

А) отрицание религиозной морали аскетизма и смирения

Б) тоска по воле

В) утверждение идеи верности идеалам перед лицом смерти

Г) призыв к борьбе с любым проявлением деспотизма

V Итог урока, домашнее задание.

Подготовиться к сочинению-отзыву по поэме М.Ю. Лермонтова « Мцыри ».

Урок литературы 8 класс

«Образ главного героя поэмы «Мцыри» и средства его создании»

Подготовила:

учитель русского языка и

литературы

МБОУ СОШ № 11 п. Новотерский

Минераловодского района

Ставропольского края

Козина Елена Ивановна.

2013 – 2014 гг.

Цели: развивать навыки анализа текста, характеристики героев; выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы; дать первоначальное понятие о романтизме, романтическом герое, романтическом конфликте.

Методические приемы: работа по составлению цитатного плана; лекция учителя, выразительное чтение, анализ текста, беседа по вопросам, комментарии учителя, словарная работа, работа в группах.

Оборудование: репродукции картин И. Айвазовского, О. Кипренского; фрагменты произведений композиторов-романтиков; иллюстрации к поэме.

Эпиграф:

«… что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!»

(В. Г. Белинский)

Ход урока

п / п

I .Реализация домашнего задания

1.Индивидуальные задания – показ электронных презентаций на предложенные темы:

« Эпоха, в которую жил Лермонтов»

« Важнейшие факты из жизни поэта»

2.Анализ презентаций

Сколько лет прожил Лермонтов?

В какую эпоху он жил?

Чем характеризовалась она в политическом отношении?

На каких «трёх китах» основывалось управление страной в эту эпоху?

Каково было положение в это время передовых людей России?

Какие важнейшие факты жизни поэта вам известны?

3.Микровывод

Поэт жил и творил в один из мрачных периодов русской истории – в 30 – 40 годах 19 века. Во главе государства стоял царь Николай 1.Этого царя Лев Толстой называл « Николаем Палкиным». Главной своей задачей царь поставил борьбу с революционными идеями века как внутри страны, так и во всём мире. Напуганный восстанием декабристов, он считал организацию полицейского надзора в стране важным государственным делом. Беспощадно расправившись с дворянскими революционерами – декабристами, которые хотели уничтожить крепостное право и свергнуть самодержавие, он сделал главными своими помощниками: шефа жандармов графа Бенкендорфа, который всю жизнь преследовал Пушкина, генерала Дубельта – начальника секретной царской полиции, графа Уварова – министра просвещения, ненавидевшего русскую литературу и однажды в порыве злобы воскликнувшего: « Хочу, наконец, чтобы русская литература прекратила своё существование, тогда я, по крайней мере, буду спать спокойно»; князя Голицына, бывшего при Александре 1 обер – прокурором Святейшего Синода.

Управление страной держалось на трёх основаниях, сформулированных графом Уваровым:

Православие – духовное порабощение народа при помощи религии;

Самодержавие – политическое порабощение народа царской властью с помощью солдатских штыков и жандармов;

Народность – преданность крестьян царю и помещикам, беспрекословное смирение и покорность, составлявшие якобы « исконные» качества русского народа.

Положение передовых, свободомыслящих людей и особенно литераторов было крайне тяжёлое. Нельзя было ни свободно мыслить, ни свободно говорить, ни свободно писать. По выражению Герцена, жизнь была похожа « на мучение с платком во рту».А над литературой свирепствовал такой цензурный устав, который сами современники провали « чугунным».

Несмотря на это, в 30 – 40 годы выступают такие замечательные борцы за народное дело, как Белинский, Герцен, Огарёв и продолжатель Пушкина, великий поэт М. Ю. Лермонтов.

3.Работа над композицией поэмы

В каком году написана поэма?

- Какова тема поэмы?

Изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен. Выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опасней:

И в час ночной, ужасный час,

Когда гроза пугала вас,

Когда, столпясь, при алтаре,

Вы ниц лежали на земле,

Я убежал.

Какова композиция поэмы?

Главная часть поэмы – исповедь Мцыри; она предваряется большим вступлением. В котором даётся описание развалин грузинского монастыря, история заточения « ребёнка пленного» в монастырь, его исчезновение из него и новое водворение Мцыри, больного, полумёртвого. В монастырскую обитель.

Какова причина бегства героя из монастыря?

Мечты о вольной, бурной жизни и тоска по родине.

Сколько дней на воле провёл Мцыри?

Как прошёл первый день героя на воле?

В первый день на воле Мцыри наслаждается красотой природы и отдаётся смутным воспоминаниям об отцовском доме и родных.

Второй день?

Во второй день Мцыри пробуждается на краю пропасти. Вокруг него «цвёл божий сад».

Он пережил взволновавшую его встречу с молодой грузинкой; ночью, блуждая в лесу, встретился с барсом. Из смертельного боя герой вышел победителем, но был сильно истерзан могучим зверем.

Третий день?

В бессознательном состоянии герой водворён в монастырь. « Мир божий спал в оцепенении глухом». Предсмертный бред изображён поэтом в « Песне рыбки».

О чём говорится в завещании Мцыри?

Мцыри завещал себя похоронить в саду, где цвели «акаций белых два куста»:

Оттуда виден и Кавказ:

Быть может, он с своих высот

Привет прощальный мне пришлёт.

Был ли счастлив Мцыри на воле?

« И жизнь моя без этих трёх блаженных дней была б печальней и мрачней бессильной старости моей».

4.Рассказ учащихся о характере и мечтах юноши-послушника «Душой дитя, судьбой монах».

5. Чтение составленного дома цитатного плана.

Примерный цитатный план:

1) «Немного лет тому назад… /Был монастырь…»

2) «Однажды русский генерал /Из гор к Тифлису проезжал; Ребенка пленного он вез…»

3) «Но после к плену он привык…»

4) «Как вдруг однажды он исчез…»

5) «Его в степи без чувств нашли…»

6) «И близок стал его конец…»

7) «Таких две жизни за одну, / Но только полную тревог, / Я променял бы, если б мог…»

8) «И я, как жил, в земле чужой /Умру рабом и сиротой»

9) «И стало в памяти моей / Прошедшее ясней, ясней…»

10) «И вспомнил я отцовский дом…»

11) «Я сам, как зверь, был чужд людей /И полз и прятался, как змей».

12) «Кругом меня цвел Божий сад…»

13) «Грузинка узкою тропой /Сходила к берегу».

14) «Пустыни вечный гость - / Могучий барс».

15) «Бой закипел, смертельный бой!»

16) «…понять /Не мог я долго, что опять / Вернулся я к тюрьме моей…»

17) «Меня томил / Предсмертный бред».

18) «Так я найден и поднят был…»

19) «Прощай, отец … дай руку мне…»

20) «Оттуда виден и Кавказ!»

II . Закрепление изученного материала

    Слово учителя

Лермонтов не дает подробного описания монастырской жизни Мцыри. Монастырская жизнь означала, прежде всего, уход от людей, от мира, полный отказ от собственной личности, «служение Богу», выражающееся в однообразно чередующихся постах и молитвах. Главное условие жизни в монастыре – послушание. Принявший монашеский обет оказывался навсегда отрезанным от человеческого общества; возвращение к жизни запрещалось.

Для героя монастырь – символ неволи, тюрьма с сумрачными стенами и «кельями душными». Остаться жить в монастыре означало навсегда отказаться от родины и свободы, быть обреченным на вечное рабство и одиночество («быть рабом и сиротой»). Автор не раскрывает характера мальчика, попавшего в монастырь; он только рисует его физическую слабость и пугливость, а затем дает несколько штрихов в его поведении, и личность пленника-горца вырисовывается отчетливо. Он вынослив («Без жалоб он // Томился, даже слабый стон // Из детских губ не вылетал…»), горд, недоверчив, потому что видит в окружающих монахах своих врагов, ему с самых ранних лет знакомы не детские чувства одиночества ни тоски. Есть и прямая авторская оценка поведения мальчика, усиливающая впечатление, - Лермонтов говорит о могучем духе, унаследованном от отцов.

    Работа над образом Мцыри

Внимание читателей привлекает необычность названия поэмы. «Мцыри» в переводе с грузинского – неслужащий монах, пришелец, чужемец, чужак.

Какое из толкований этого слова наиболее точно определяет характер героя? (Обсуждение).

Мцыри – «естественный человек», живущий не по надуманным законам государства, подавляющим свободу человека, а по естественным законам природы, позволяющим человеку раскрыться, реализовать свои стремления. Но герой вынужден жить в неволе, в стенах чуждого ему монастыря.

В основе сюжета – реальный факт. Путешествуя по Кавказу, поэт встретился со старым одиноким монахом. Разговорившись, он узнал от него историю его трагической жизни. Монах был родом горец. Ребёнком он был взят в плен генералом Ермоловым во время его военной экспедиции на Кавказ. Генерал вёз его с собой, но мальчик заболел в пути и был оставлен в монастыре. Здесь он и вырос, но привыкнуть к монастырской жизни не мог. Не раз он делал попытки бежать в горы. Одна из таких попыток вызвала в нём тяжёлую и продолжительную болезнь, после которой он смирился и навсегда остался в монастыре. Лермонтов изменил концовку рассказа о судьбе монаха.

    Почему Лермонтов изменил концовку истории?

    Почему читателю остается неизвестным имя героя?

    Только ли в монастыре Мцыри чувствовал себя чужаком?

    Как можно объяснить его слова:

    «И смутно понял я тогда,
    Что мне на родину следа не проложить уж никогда»?

    Какова была цель побега? Что значит для Мцыри быть свободным?

    Подберите цитаты для ответа на вопросы.

Цитаты:

а) ...Мою пылающую грудь // Прижать с тоской к груди другой, //Хоть незнакомой, но родной.

б) Давным-давно задумал я // Взглянуть на дальние поля, // Узнать, прекрасна ли земля, // Узнать, для воли иль тюрьмы // На этот свет родимся мы.

в) Я мало жил, и жил в плену. // Таких две жизни за одну, // Но только полную тревог, //Я променял бы, если б мог.

г) ...Я цель одну - //Пройти в родимую страну - // Имел в душе.

Представления о свободе связано у Мцыри с мечтой возвращения на родину. Быть свободным - значит, для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул, убежать «из семьи чужой». Живя в монастыре, юноша, переставал видеть «живые сны»:

Про милых ближних и родных,

Про волю дикую степей,

Про легких, бешеных коней,

Про битвы чудные меж скал...

(В душе его постоянно жил образ неизвестного, но желанного «чудного мира тревог и битв».)

    Что увидел и что узнал Мцыри о жизни во время своих скитаний?

    Какие эпизоды трехдневных скитаний Мцыри вы считаете особенно важными? Почему?

Характер Мцыри раскрывается и через картины, привлекающие его, и через чувство, с каким он говорит о них. Его поражает богатство и многообразие при­роды, контрастирующее с монотонностью монастырского существования. В пристальном внимании к окружающему миру ощущается любовь к жизни, ко всему прекрасному в ней, сочувствие всему живому.

    Почему погиб Мцыри?

Лермонтов показал борьбу героя со средой и его гибель в неравной борьбе. Мцыри погиб физически сломленным, но духовно непобеждённым, с неудовлетворённой тоской по идеалу.

Нашел ли Мцыри ответ на вопросы, «прекрасна ли земля»? Зачем живет человек не земле?

Мцыри увидел природу в ее многообразии, испытал радость общения с ней. Да, мир, прекрасен! - таков смысл рассказа Мцыри об увиденном . Его монолог - гимн этому миру. И то, что мир прекрасен, полон красок и звуков, полон радости, дает Мцы­ ри ответ на второй вопрос: зачем создан человек, зачем он живёт: человек рожден для воли, а не для тюрьмы.

III . Изучение нового материала

1. Сообщения учащихся по теме « Романтизм»

Романтизм - художественное направление в литературе, выражающее идею разлада мечты, идеала и действительности.

В русской литературе романтизм получил признание после Отечественной войны 1812 года.

В 20-30-е годы XIX века само слово «романтизм» будоражило умы людей, делало одних непримиримыми врагами, других - друзьями и соратниками на всю жизнь. Критик Белинский так описал литературную ситуацию того времени: «Классицизм и романтизм - вот два слова, коими огласился Пушкинский период нашей словесности; вот два слова... с коими мы засыпали и просыпались, за кои дрались насмерть, о коих спорили до слез и в классах, и в гостиных, и на площадях, и на улицах!»

Романтиками зачастую называли последователей Карамзина, утверждавших, что самое ценное - это человеческая личность, и создавших героев сильных, смелых, активных, благородных, воодушевленных одной великой целью, готовых на любые жертвы ради ее осуществления.

Мир, в котором живут романтические герои, далек от серых будней. Это экзотические страны, славное прошлое, реальное или созданное народной фантазией. Под стать и пейзаж: море, горы - символы величия, свободы, непокорности.

Писатели-романтики старались быть необычными во всем: в выборе героев, ярких, незаурядных, в построении сюжета, как правило, запутанного, окутанного дымкой таинственности, в языке и стиле своих произведений. Их волновала судьба Отечества, интересовал фольклор, памятники литературы (в конце XVIII века было найдено «Слово о полку Игореве»), история родины. Романтизм расцвел и в других видах искусства: в музыке (В. Верстовский, Л. Рубинштейн), в живописи (О. Кипренский, И. Айвазовский).

Появившись, романтизм уже никогда не сходил с литературной сцены, то затихая, то вновь громко заявляя о себе.

2. Способы создания образа Мцыри

Особенности «Мцыри» как романтической поэмы

Где происходит действие поэмы?

На Кавказе, среди вольной и мощной Кавказской природы, родственной душе героя. Но герой томится в монастыре. Так создается контраст, обо­значается конфликт.

Очень важны в поэме картины пейзажа, упоминание о ветре, буре, птицах, зверях. Какова роль картин природы в произведении?

Природа родственна герою, и зов свободы ока­зывается непреодолимым: песню о любви ему поет рыбка, «как брат», он готов обняться с бурей, «как зверь», он чужд людей. И напротив, природа враждебна и чужда монахам монастыря: Мцыри убегает в час ночной, ужасный час, // Когда гроза пугала вас, //Когда, столпясь, при алтаре,//Вы ниц лежали на земле».

Сюжет поэмы кажется привычным для романтических произведений - герой, искатель свободы, бежит из мира неволи. Мы встретимся с такой ситуацией в «Кавказском пленнике» и «Цыганах» А.С. Пушкина. Но в поэме Лермонтова есть поворот, кардинально изменяющий традиционную ситуацию. Пленник и Алеко рвут связи со своим привычным окружением и уходят в чужой, экзотический мир вольности (на Кавказ, к цыганам), Мцыри же бежит из чужого, насильственного навязанного ему мира в мир родной, естественный.

Почему поэт, по-вашему, изменяет традиционную ситуацию?

Лермонтов воплотил в Мцыри страстную мечту о гордом, свободном и сильном человеке, противостоящем «постыдно-равнодушным» современникам, для которого «свобода» и «родина» означают одно и то же. Человек должен сам выбрать свой путь - таково кредо поэта.

Роль пейзажа

Пейзаж в поэме играет существенную роль: он дан в восприятии героя, значит, становится средством характеристики Мцыри.

Перечитайте описание утра из 11 главы. Что особенного вы отметите? Что можно сказать о человеке, так воспринимающем природу?

Читаем текст от слов «Кругом меня цвел божий сад...» до слов «Я в нем глазами и душой. // Тонул...»

Пейзаж необыкновенно красив, для героя он вдвойне привлекателен тем, что это для Мцыри первое утро на воле. С этого утра начинается для него познание мира, и романтически настроенный юноша населяет ее фантастическими незримыми существами, знаю­щими тайны «неба и земли». В синеве и чистоте небес герой готов видеть «ангела полета». Поэтически возвышенная душа и стремле­ние к свободе позволяют Мцыри сравнить вольную жизнь, дикую природу с раем. Перед смертью это сравнение приобретает еще более мятежный, бунтарский характер. Мцыри готов грядущие после смерти «рай и вечность» променять на осуществление своей мечты, на «несколько минут // Между крутых и темных скал».

Перечитайте отрывок из 6-й главы поэмы «Мцыри». Докажи­те, что поэт нарисовал романтический пейзаж. (Читаем 6-ю главу.)

Это романтический пейзаж: каждая его деталь необыкновенна, этична, принадлежит не только реальности («пышные поля...холмы... груды темных скал»), но и области мечты, фантазии, божественному («горные хребты, причудливые, как мечты», «курилися, как алтари»; «сквозь туман, // В снегах, горящих, как алмаз, // Седой, незыблемый Кавказ...», «тайный голос».

Анализ художественных приемов

Язык поэмы находится в полном соответствии с её содержанием и характером героя. Белинский писал: « Этот четырёхстопный ямб с одними мужскими окончаниями…звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву. Упругость, энергия и звучное, однообразное падение его удивительно гармонируют с сосредоточенным чувством, несокрушимой силой могучей натуры и трагическим положение героя поэмы».

1. Обсуждение вопроса

Какие художественные средства использовал М.Ю. Лермон­тов в описании пейзажа?

Развёрнутые метафоры при описании картин природы:

Кругом меня цвёл божий сад.

Растений радужный наряд

Хранил следы небесных слёз.

И кудри виноградных лоз

Вились, красуясь меж дерёв

Прозрачной зеленью листов;

И гроздья полные на них.

Серёг подобье дорогих

Висели пышно. И порой

К ним птиц летел пугливый рой.

Метафоричные эпитеты: серебристый голосок, сладостная луна, золотой песок, сонные цветы, пышные поля, свежею толпой, объятья каменные, тайный ночлег, сладкая тоска, священные слова, могучий дух, блаженные дни, ужасный час.

Метафоры:

Я эту страсть во тьме ночной вскормил слезами и тоской;

Я грыз сырую грудь земли;

Мир божий спал в оцепенении глухом отчаянья тяжёлым сном;

И солнце сквозь хрусталь луны сияло сладостней луны;

Но что ж? – Едва взошла заря, палящий луч её обжёг в тюрьме воспитанный цветок;

венцом дерев, груды скал;

олицетворения - думы скал, седой наказ;

сравнения - деревья, как братья в пляске круговой,

в снегах, горящих, как алмаз;

горные хребты, причудливые, как мечты; курилися, как алтари, их выси;

облака, как будто белый караван залетных птиц.

Зрительные впечатления, возникающие у читателя благодаря этим художественным средствам, усиливаются звуковыми. Аллитерация на шипящие передаёт шум леса (пышные, разросшихся, шумящих, свежею). Раскатистые «р» подчеркивают мощь скал и грохот перекатывающихся и падающих камней (груды, горные хребты, курилися, как алтари). Мягкие сонорные «л» обозначают легкость и нежность мечтаний (залетных, дальних, вдали, легко).

2. Работа в группах

Задание: найти примеры использования художественных средств и

объяснить их роль в создании образа героя.

Примечание: можно закрепить за каждой группой поиск одного из художественных

средств или проанализировать с этой точки зрения главы поэмы.

Примеры:

Эпитеты: «Но юность вольная сильна, // И смерть, казалось, не страшна!»

Гиперболы: «О, я как брат // Обняться с бурей был бы рад! // Глазами тучи я следил, // Рукою молнию ловил...».

Метафоры, олицетворения: «Я эту страсть во тьме ночи вскормил слезами и тоской», «Я грыз сырую грудь земли...»

Сравнения: «Я сам, как зверь, был чужд людей // И полз и: прятался, как змей». И т. д.

Богатство изобразительных и выразительных средств тесно связано с богатством внутреннего мира героя. « Можно сказать без преувеличения, - писал Белинский,- что Лермонтов брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов. Гул у ветров – что вся природа сама несла и подавала ему материалы. Когда он писал эту поэму».

3.Анализ эпизодов

Задание группам - проанализировать эпизоды:

а) Бегство из монастыря, попытка найти дорогу в родной край.

б) Встреча с грузинкой.

в) Бой с барсом.

IV . Итог урока

Ощущение счастья у Мцыри вызвано не только тем, что он ви­дел, но и тем, что он успел совершить. Бегство из монастыря во время грозы дало наслаждение ощутить дружбу «меж бурным сердцем и грозой»; общение с природой принесло радость (ему «было! весело вздохнуть... ночную свежесть тех лесов»); в битве с барсом он познал счастье борьбы и восторг победы; встреча с грузинкой вызвала «сладкую тоску». Все эти переживания Мцыри объединяет одним словом - жизнь!.. «Что делал я на воле? // Жил».

Что значит жить для героя?

Находиться в постоянном поиске, тревоге, бороться и побеждать и главное - испыты­вать блаженство «вольности святой». В этих переживаниях очень ярко раскрывается пламенный характер Мцыри. Только настоящая жизнь проверяет человека и показывает, что он собой представляет.

Что же узнал Мцыри о себе, очутившись на свободе?

На свободе с новой силой раскрылась любовь Мцыри к родине, которая слилась для юноши со стремлением к вольности. И если в монастыре герой лишь томился желанием свободы, то на воле он познал «блаженство вольности» и укрепился в своей жажде земного счастья.

Прожив три дня на свобо де, Мцыри узнал, что он смел и бесстрашен. Бесстрашие, презрение к смерти и страстная любовь к жизни, жажда борьбы и готовность к ней раскрывается в битве с барсом «Пламенная страсть» Мцыри - любовь к родине – делает его целеустремленным и твердым. Он отказывается от воз можного счастья любви, превозмогает страдания, голод, в отчаянном порыве пытается пробиться через лес ради цели - «пройти в родимую страну».

Мцыри вынослив. Ис­терзанный барсом, он забывает о ранах и, собрав остаток сил, вновь пытается выйти из леса.

Гибель этой мечты рождает у него отчаяние, но и в отча­янном порыве Мцыри предстает не слабым и беззащитным, а гордым и отважным человеком, отвергающим жалость и сострадание.

Почему Мцыри бежал во время грозы без всякой подготовки?

Почему Мцыри не пошел за грузинкой в саклю, к свободным людям, к которым он стремился всю жизнь?

Почему Мцыри сразился с барсом, ведь он мог свободно уйти, пока барс его не почуял?

Почему погиб Мцыри? Почему, несмотря на гибель героя, мы не воспринимаем поэму как произведение мрачное, ис­полненное отчаянием и безнадежности?

Истоки трагедии Мцыри - в условиях, которые с детства окружали героя. Обстоятельства, в которых он оказался с детства, лишили его связи с людьми, практического опыта, знания жизни, на­ ложили на него свою печать, сделав «цветком темничным», и обусловили гибель героя. Его последнее желание – быть похороненным вне монастырских стен, еще раз ощутить красоту мира, увидеть родной Кавказ. Это нельзя назвать примирением с судьбой и поражением героя. Такое пораже­ ние в то же время и есть победа: жизнь обрекла Мцыри на рабство, смирение, одиночество, а он сумел узнать свободу, испытать счастье борьбы и радость слияния с миром. По­ этому гибель его при всей трагичности вызывает у чита­ теля гордость за Мцыри и ненависть к условиям, лишающим его счастья.

Какое значение имела поэма в эпоху М. Ю. Лермонтова?

Вся поэма представляет страстный призыв к борьбе за свободу, она призывает не мириться с рабскими условиями существования, отрывающими человека от природы. От родного народа. От родины и обрекающими его на прозябание, на пассивное отношение к жизни. Чувства и переживания Мцыри – это чувства и переживания самого Лермонтова и его передовых современников.

V . Домашнее задание

    Подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы «Мцыри».

По теме:

Поэма « Мцыри » как романтическая произведение. Своеобразие поэмы . Образ главного героя.

Цели урока:

1) дать характеристику Мцыри, проникнуть в замысел автора, выявить способы раскрытия образа главного героя

2) сделать выводы об особенностях поэмы « Мцыри » как романтического произведения

ХОД УРОКА

I Опрос учащихся.

·Как жил Мцыри в монастыре?

·Характер и мечты юноши-послушника.

Комментарий учителя.

Лермонтов не даёт подробного описания монастырской жизни Мцыри. Монастырская жизнь означала, прежде всего, уход от людей, от мира, полный отказ от собственной личности, «служение Богу», выражающееся в однообразно чередующихся постах и молитвах. Главное условие жизни в монастыре – послушание. Принявший монашеский обет оказывается навсегда отрезанным от человеческого общества; возвращение монаха к жизни запрещалось.

Для героя монастырь – символ неволи, тюрьма с сумрачными стенами, «кельями душными». Остаться жить в монастыре означало для него навсегда отказаться от родины и свободы, быть обречённым на вечное рабство и одиночество («быть рабом и сиротой»). Автор не раскрывает характер мальчика, попавшего в монастырь: он только рисует его физическую слабость и пугливость, затем даёт несколько штрихов его поведения, и личность пленника-горца вырисовывается отчётливо. Он вынослив(«Без жалоб он томился – даже слабый стон из детских губ не вылетал»), горд, недоверчив, потому что видит в окружающих монахах своих врагов, ему с самых ранних лет знакомы недетские чувства одиночества и тоски. Есть и прямая авторская оценка поведения мальчика, усиливающая впечатление, - Лермонтов говорит о его могучем духе, унаследованном от отцов.


·Какова цель побега? Что значит для Мцыри быть свободным? Найдите ответы в тексте.

А) Давным-давно задумал я В) Я мало жил, и жил в плену,

Взглянуть на дальние поля, Таких две жизни за одну,

Узнать, прекрасна ли земля, Но только полную тревог,

Узнать, для воли иль тюрьмы Я променял бы, если б мог.

На этот свет мы рождены.

Б) Мою пылающую грудь Г) …Я цель одну

Прижать с тоской к груди другой, Пройти в родимую страну
Хоть не знакомой, но родной. Имел в душе.

Делаем вывод:

Представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину. Быть свободным – значит для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул, убежать из «семьи чужой». Живя в монастыре, юноша не переставал видеть «живые сны»:

Про милых близких и родных,

Про волю дикую степей,

Про лёгких, бешеных коней,

Про битвы чуждые меж скал…

В душе его постоянно жил образ неизвестного, но желанного «чудного мира тревог и битв».

II Работа над образом Мцыри.

1 Слово учителя.

Поэма – романтическая. Его герой не похож на окружающих его людей, он отрицает их жизненные ценности, стремится к иному. Докажите эту мысль строчками из исповеди Мцыри.

Я знал одной лишь думы власть,

Одну, но пламенную страсть:

Она, как червь, во мне жила,

Изгрызла душу и сожгла.

Она мечты мои звала

От келий душных и молитв

В тот чудный мир тревоги битв.

Главная страсть героя – стремление жить полно, в мире борьбы и свободы, вне стен монастыря, на далёкой любимой родине.

2 Работа с текстом.

Что увидел и что узнал Мцыри о жизни во время своих скитаний?

Ответ в 6 главе, половина 9, 10, 11.

Делаем вывод:

Личность Мцыри, характер его отражаются в том, какие картины привлекают его и как он говорит о них. Его поражает богатство и многообразие природы, контрастирующие с однотонной монастырской обстановкой. И в пристальном внимании, с каким герой смотрит на мир, ощущается его любовь к жизни, ко всему прекрасному в ней, сочувствие всему живому.

В романтических произведениях исключительный герой действует в исключительных обстоятельствах. Перечитайте отрывок из 6 главы. Докажите, что поэт нарисовал романтический пейзаж .

(Со слов «Я видел груды тёмных скал» до слов «В снегах, горящих, как алмаз, седой, незыблемый Кавказ».)

Этот пейзаж, конечно, можно назвать романтическим, потому что каждая его деталь необыкновенна, экзотична, - «горные хребты, причудливые, как мечты», курятся на заре; по берегам горного потока – «груды тёмных скал», снежные вершины гор скрываются в облаках.

В начале урока говорилось о Мцыри – пленнике, жившем в монастыре. Уже тогда это был сильный, гордый юноша, одержимый «пламенной страстью», - любовью к родине и свободе. Но важно заметить, что тогда, в монастыре, он и сам не знал многого о себе, т. к. только настоящая жизнь проверяет человека и показывает, что он собой представляет.

Что же узнал Мцыри о себе, очутившись на свободе?

На свободе с новой силой раскрылась любовь Мцыри к родине, которая слилась для юноши со стремлением к вольности. Если в монастыре герой лишь томился желанием свободы, то на воле он познал «блаженство вольности» и укрепился в своей жажде земного счастья. Пробыв три дня на свободе, Мцыри узнал, что он смел и бесстрашен. Бесстрашие, презрение к смерти и страстная любовь к жизни, жажда борьбы и готовность к ней раскрываются в битве с барсом. «Пламенная страсть» Мцыри – любовь к родине – делает его целеустремлённым и твёрдым. Он отказывается от возможного счастья, любви, превозмогает страдания голода, в отчаянном порыве пытается через лес ради цели «пройти в родимую страну». Гибель этой мечты рождает у него отчаяние, но в отчаянном порыве Мцыри предстаёт не слабым и беззащитным , а гордым и отважным человеком, отвергшим жалость и сострадание. Мцыри вынослив. Истерзанный барсом, он забывает о ранах и, собрав остаток сил, вновь пытается выйти из леса.


Какие художественные средства использует поэт, рисуя своего героя? Приведите примеры.

Гиперболы : О, я, как брат,

Обняться с бурей был бы рад!

Глазами тучи я следил,

Рукою молнии ловил…

Метафоры : Я эту страсть во тьме ночной

Вскормил слезами и тоской,

Я грыз сырую грудь земли…

Сравнения: Я сам, как зверь, был чужд людей,

Полз и прятался, как змей.

Развёрнутые сравнения Мцыри с конём и тепличным цветком.

Эпитеты: Но юность вольная сильна

И смерть казалась не страшна.

III Особенности Мцыри как романтической поэмы.

Где происходит действие поэмы?

На Кавказе, среди вольной и мощной кавказской природы, родственной душе героя. Но герой томится в монастыре.

Очень важны в поэме картины пейзажа, упоминание о ветре, буре, птицах, зверях. Какова роль картин природы в произведениях?

Они родственны герою, и зов свободы оказывается непреодолимым, как зов природы – песню о любви ему поёт рыбка, «как брат» он готов обняться с бурей, «как зверь» он чужд людей. И, напротив, природа чужда и враждебна монахам монастыря: Мцыри убегает «…в час ночной, ужасный час, когда гроза пугала вас, когда, столпясь при алтаре , вы ниц лежали не земле».

Сюжет поэмы кажется привычным романтизмом – герой, искатель свободы, бежит из мира неволи. Мы встретимся с такой ситуацией в «Кавказском пленнике» и «Цыганах» . Но в поэме Лермонтова есть поворот, кардинально изменяющий традиционную ситуацию. Пленник и Алеко рвут связи со своим привычным окружением и уходят в чужой, экзотический мир вольности (на Кавказ, к цыганам), Мцыри же бежит из чужого, насильственно навязанного ему мира в мир родной, естественный.

Почему поэт, по-вашему, изменяет традиционную ситуацию?

Лермонтов воплотил в Мцыри страстную мечту героя, гордом, свободном и сильном человеке, противостоящем «постыдно-равнодушным» современникам, для которого «свобода» и «родина» означает одно и то же. Человек должен сам выбрать свой путь – таково кредо поэта.

Почему Лермонтов избрал форму исповеди?

Она помогает поэту психологически правдоподобно раскрыть внутренний мир Мцыри в системе образов – переживаний. Чтобы понять характер Мцыри, необходимо всё пережить вместе с ним: монастырскую неволю, радость свободы, упоение от боя с барсом, отчаяние от того, что не попал в родную страну; безнадёжность, когда вновь возвращается к своей тюрьме. Исповедь Мцыри занимает почти всё текстовое пространство поэмы (она лишь прерывается краткой авторской справкой) и обращена к определённому персонажу – старому монаху, которого Мцыри называет сначала отчуждённо-враждебно «старик», затем по-христиански – «отец». Точка зрения автора на происходящее не представлена, она исчезает после краткой экспозиции. Старый монах не произносит ни слова в ответ на исповедь Мцыри. Таким образом, читатель видит всё происходящее с героем только его глазами, что способствует характерной для романтического повествования субъективности. Исповедь является важным сюжетообразующим элементом.

Выводы:

1.Лермонтовский романтизм не был уходом от окружающей его современности, а напротив, означал жажду её изменения и являлся выражением передовых идеалов времени.

2.Пафосом романтической поэмы « Мцыри » было утверждение необходимости свободы для человека и отрицание рабства и смирения.

3.В центре поэмы « Мцыри » не законченный индивидуалист, а сильный человек, жаждущий счастья и жизни.

4.Поэт воспевает не столько самого героя, сколько его идеалы.

5.И характер героя, и обстановка действия являлись исключительными и в то же время художественно правдивы.

IV Тест.

1 Эпиграф к поэме « Мцыри » взят из:

А) былин В) древнерусских летописей

Б) Библии Г) стихотворения Горация

2 В чём заключается смысл эпиграфа?

А) восстание против судьбы, против Бога

Б) раскаяние, бесконечное смирение

В) защита прав человека на свободу

3 Определите жанр произведения.

Г) место действия отвечает романтической направленности поэмы

13 В чём заключается основная идея произведения?

А) отрицание религиозной морали аскетизма и смирения

Б) тоска по воле

В) утверждение идеи верности идеалам перед лицом смерти

Г) призыв к борьбе с любым проявлением деспотизма

V Итог урока, домашнее задание.

Подготовиться к сочинению-отзыву по поэме « Мцыри ».