Независимое общественное движение «Живой Город. Дом Елисеевых (Н

Питание

Информация о типе питания, включенном в стоимость, указана в деталях тарифа.

Особые условия проживания

В отеле по прибытии необходимо будет оплатить гарантийный залог в размере 5,000.00 RUB посредством банковского перевода для покрытия возможного ущерба.

Дополнительно

**Полезная информация** Если для въезда в страну вам требуется виза, ваш отель в большинстве случаев предоставит вам необходимые документы для ее получения. За более подробной информацией обращайтесь в отель, контактная информация указана в подтверждении бронирования. За эти услуги может взиматься дополнительная плата, даже в случае последующей отмены бронирования. Все договоренности осуществляются исключительно между вами и отелем. В отеле предоставляется трансфер от следующих точек: аэропорт и вокзал (может взиматься дополнительная плата). Гостям необходимо предварительно сообщить сведения о своем путешествии в отель, используя контактную информацию из письма с подтверждением бронирования. В этом отеле есть смежные/соседние номера, которые могут быть предоставлены в зависимости от наличия. Для того чтобы запросить смежные/соседние номера, свяжитесь с отелем напрямую, используя контактную информацию в подтверждении бронирования. **Дополнительные платежи** Следующие платежи и залоги взимаются отелем во время оказания соответствующей услуги, при регистрации по прибытии или регистрации при отъезде. Все граждане России должны заплатить национальный налог на добавленную стоимость За регистрацию всех иностранных граждан взимается обязательный сбор. Доплата за завтрак (шведский стол): 1,950.00 RUB для взрослых и 875.00 RUB для детей (приблизительно) Плата за трансфер до аэропорта для взрослого: 4,000.00 RUB за транспортное средство (в одну сторону) Плата за раскладную кровать: 3,000.00 RUB за ночь Возможно, приведенный выше список неполон. Суммы платежей и залогов могут быть указаны без учета налога и могут быть изменены.

Фото - С. Васильев. 2008 .

Дом Чичерина - Дом купцов Елисеевых - Кинотеатр "Баррикада" Классицизм

Пам. арх. (регион.)

наб. Мойки, 59

Мытный двор

Временный Зимний дворец императрицы Елизаветы Петровны

Дом Н. И. Чичерина

Дом князя Куракина

1790-е - расширение, флигель по наб. Мойки

Дом купца А. И. Косиковского

1814-1817 - арх. Стасов Василий Петрович - корпус по Большой Морской

Дом купцов Елисеевых

1858-1860 - арх. Гребёнка Николай Павлович - перестройка

Кинотеатр "Светлая лента" (1923)

Кинотеатр "Баррикада" (1930)

2007 (?) - здание снесено, восстановлено

    Дом Чичерина.
    Фрагмент Панорамы Невского
    проспекта. Литография И. А.
    Иванова с рис. В. С. Садовникова.
    1830-е гг.

    Полицейский мост на Невском
    проспекте.
    1810-е гг.

    План дома.

    Фото начала 1900-х гг.

    Открытка начала ХХ в.

    Кинотеатр «Светлая лента».
    Невский пр., 15.
    Вид с Большой Морской ул.
    1926 г.

    Кинотеатр «Светлая лента».
    Вид с Невского пр.
    1926 г.
    С сайта kgiop.gov.spb.ru

    Добужинский М.В.
    Двор дома искусств.
    1920 (ГРМ)
    Добавил - .

    Переснято со стенда
    музея М.Зощенко
    Фото - .

    Фото времен
    кинотеатра "Баррикада".

    2004 г.

    Дом за домом, 2013

    Добавил-

    2004 г.
    Из книги Б. М. Кириков, Л. А. Кирикова,
    О. В. Петрова. Невский проспект.
    Дом за домом, 2013

    Добавил-

На месте квартала между Большой Морской улицей и Мойкой в 1716-1720 гг. архитекторы Г. И. Маттарнови и Н. Ф. Гербель построили Мытный двор. Трапециевидное в плане здание с двухъярусной галереей и башней у реки было средоточием торговли, и его чаще называли Гостиным двором. При катастрофическом пожаре 1736 г. оно сгорело. В 1755 г. архитектор Ф. Б. Растрелли в течение шести месяцев возвел одноэтажный деревянный Зимний дворец, служивший временной резиденцией императрицы Елизаветы Петровны в период строительства нового Зимнего дворца. Импозантное здание с великолепной отделкой занимало обширный участок от Малой Морской улицы до берега Мойки, вмещая более 150 парадных помещений. Со стороны Кирпичного переулка был устроен театр, в котором в 1757 г. состоялись представления первого русского профессионального театра во главе с Ф. Г. Волковым. Елизавета Петровна скончалась во дворце 25 декабря 1761 г. Там же новый император Петр III принял присягу. Он жил в этом дворце вместе с женой - будущей императрицей Екатериной II - в 1755-1762 годах. После разборки большей части здания в 1767 г. бывшие Тронный зал и кухню отвели под мастерскую и жилье французского скульптора Э. М. Фальконе (участок по Большой Морской улице, № 14). Здесь он создал модель памятника Петру I - Медного всадника и прожил до возвращения на родину в 1778 г. Освободившийся участок между Большой Морской улицей и Мойкой Екатерина II пожаловала петербургскому генерал-полицмейстеру Н. И. Чичерину. Для него в 1768-1771 гг. был возведен четырехэтажный дом с двухъярусными колоннадами на скругленных углах и в центре фасада по Невскому. Приземистый тосканский ордер нижнего яруса оттеняет грациозность продолжающих его композитных колонн. Архитектурные формы наделены особой пластической выразительностью. Полное благородного изящества здание принадлежит к выдающимся образцам раннего классицизма, в нем еще ощутимы отзвуки барокко. Двор имел полукруглую форму, обрамлявшая его «циркумференция» частично сохранилась. Имя создавшего дом зодчего неизвестно (авторство приписывалось, в частности, Ю. М. Фельтену). Но не исключено, что это был А. В. Квасов, связанный с владельцем делами Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы и живший рядом в своем доме (Б. Морская улица, № 3-5). В доме Чичерина кроме хозяйских апартаментов находились наемные квартиры, лавки, конторы. В 1771 г. здесь открылась первая в Петербурге частная Вольная типография. Ее владельцем был немец И. М. Гартунг. Типография находилась здесь до конца 1770-х гг. В одной из квартир в 1780-1783 гг. жил архитектор Д. Кваренги, только начинавший свой творческий путь в России. Тогда же дом был известен своим Музыкальным клубом, его концерты посещали известные деятели культуры. Около 1790 г. участок купил генерал-прокурор князь А. Б. Куракин, живший здесь с 1782 г. До 1798 г. у него работал секретарем молодой М. М. Сперанский. В 1794 г. к дому на Невском был пристроен со стороны набережной Мойки большой трехэтажный корпус (дом № 59). При новом владельце, херсонском купце А. И. Перетце (1799-1806 гг.) - крупнейшем финансисте, подрядчике, кораблестроителе и поставщике соли (о нем говорили: «Где соль, там и Перетц»), помещения снимал в 1799-1801 гг. военный генерал-губернатор граф П. А. Пален - один из руководителей заговора против Павла I. Затем участок приобрел потомственный почетный гражданин купец А. И. Косиковский. По его заказу архитектор В. П. Стасов в 1814-1817 гг. возвел со стороны Большой Морской улицы четырехэтажный корпус с колоннадой ионического ордера (дом № 14). В 1806-1831 гг. в доме на Невском помещались книжная лавка, библиотека и типография А. Плюшара (с 1827-го - вдовы Плюшара с сыном Адольфом), где печатались газета «Северная пчела» Н. И. Греча, журнал «Библиотека для чтения» О. Сенковского, 17 томов «Энциклопедического лексикона», а также «Панорама Санкт-Петербурга» А. П. Башуцкого. В 1830-х гг. типография А. А. Плюшара считалась лучшей в России. Здесь устраивало концерты Филармоническое общество, находился известный ресторан «Talon» (1810-1825 гг., впоследствии «Фельет»), который посещал А. С. Пушкин. В 1810-х гг. жила французская актриса М. Ж. Жорж. Госпожа Латур в 1822 г. демонстрировала виды разных стран и городов мира в своей «Оптической панораме», а Антон Росси в 1825-1826 гг. - модель Петербурга. В 1820-х гг. работала «Контора частных должностей» - своего рода биржа труда. В доме № 14 по Большой Морской улице жил литератор и журналист Н. И. Греч (1821-1825 гг.), у которого летом 1825 г. останавливался поэт В..К. Кюхельбекер. Весной 1828 г. здесь поселился А. С. Грибоедов. Это была его последняя квартира в Петербурге, отсюда в июне того же года он уехал министром-резидентом в Тегеран, где трагически погиб в 1829 г. В 1830-1839 гг. в доме на Невском находилась редакция журнала «Отечественные записки» А. А. Краевского. Потом - магазин фортепьянного фабриканта Лихтенталя, который организовывал концерты Ф. Листа, А. Г. Рубинштейна и других композиторов. В 1858 г. участок приобрели почетные граждане, представители богатого купеческого рода братья Г. П. и С. П. Елисеевы, основавшие годом раньше торговый дом «Братья Елисеевы». Потом здесь осталась жить семья С. П. Елисеева, занимавшая корпус на набережной реки Мойки. В 1859-1860 гг. архитектор Н. П. Гребенка перестроил главное здание по Невскому проспекту. Он заменил нижние колонны в центре фасада массивными пилонами, изменил рисунок наличников, ввел круглые окна, перестроил Большой зал, а также расширил дворовые флигели, надстроил четвертым этажом дом на Мойке и выполнил «перештукатурку» его фасада в приемах ранней эклектики. Парадные помещения дома на Невском с 1860-х и до 1910-х гг. занимало Благородное собрание. В его состав входили «лица благородного звания и почетного купечества». Балы и маскарады, карточные игры чередовались с музыкальными и литературными вечерами. Здесь давало концерты Русское музыкальное общество, созданное А. Г. Рубинштейном, читал лекции композитор А. Н. Серов, выступали с чтением своих произведений Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. Н. Плещеев, Я. П. Полонский. В спектаклях участвовали актеры Александрийского театра. С января 1862 г. проходили заседания Шахматного клуба, учрежденного меценатом графом Е. А. Кушелевым-Безбородко. Членами клуба были Н. Г. Чернышевский, Н. А. Некрасов, Д. И. Писарев, Н. А. Серно-Соловьевич, B. C. Курочкин, Н. Г. Помяловский, И. И. Панаев, П. Л. Лавров. По существу, это был литературный клуб, служивший средоточием вольной общественно-политической мысли. Летом того же года он был закрыт властями. С 1879 г. хозяином домов стал П. С. Елисеев - крупный банкир, занимавшийся благотворительной деятельностью. В зале Благородного собрания в 1890-х гг. давала бесплатные спектакли оперная и драматическая труппа И. П. Зазулина (в 1895 г. - с участием студента В. И. Шверубовича, будущего актера Качалова). С 1901 г. домовладение перешло к С. П. Елисееву, продолжившему дело отца. Он также был коллекционером, собранные им произведения О. Родена поступили затем в Государственный Эрмитаж. В 1902-1904 гг. особняк на Мойке был реконструирован архитектором А. К. Гаммерштедтом, создавшим отделку интерьеров в исторических стилях и в формах модерна (реставрированы в 1980-х гг.). В нем сохранились витражи рижской мастерской Э. Тоде. Часть дома на Невском в конце XIX - начале XX в. занимали конторы разных банков и ряд магазинов, в том числе велосипедов фирмы «Дуке». В 1914 г. здание приспосабливалось для Центрального банка обществ взаимного кредита, учрежденного в 1909 г. В 1919 г. по инициативе М. Горького здесь был создан Дом искусств (ДИСК), просуществовавший до 1923 г. Литературной студией ДИСКа руководил К. И. Чуковский, поэтическую секцию вел Н. С. Гумилев, секцию художественной прозы возглавлял Е. И. Замятин. В 1921 г. сложилась творческая группа «Серапионовы братья», в которую вошли молодые М. М. Зощенко, Вс. В. Иванов, В. А. Каверин, Н. С. Тихонов, К. А. Федин, М. Л. Слонимский. В ДИСКе бывали и выступали М. Горький, А. А. Блок, А. Белый, А. А. Ахматова, Ф. К. Сологуб, В. В. Маяковский, Ю. Н. Тынянов, А. Ф. Кони, Г. Уэллс. В ДИСКе жили В. И. Иванов, А. М. Ремизов, В. Я. Шишков, Н. С. Гумилев, В. Ф. Ходасевич, М. Л. Лозинский, О. Э. Мандельштам, М. С. Шагинян, В. Б. Шкловский, Г. В. Иванов, М. М. Зощенко, К. А. Федин, И. В. Одоевцева, В. А. Рождественский, Н. С. Тихонов, М. Л. Слонимский, Н. Н. Берберова; художники К. С. Петров-Водкин, К. А. Сомов, М. В. Добужинский, С. Ю. Судейкин, Ю. П. Анненков, искусствовед Н. Н. Пунин, географ В. Н. Таганцев. Здесь А. Грин написал «Алые паруса», Вс. В. Иванов - «Бронепоезд 14-69», О.Д. Форш - «Одеты камнем». Жизнь ДИСКа описала Форш в романе «Сумасшедший корабль». 3 августа 1921 г. здесь был арестован Н. С. Гумилев. В 1921-1923 гг. в доме на Мойке работало издательство «Аквилон», выпускавшее прекрасно оформленные книги с иллюстрациями художников-мирискусников. В 1923 г. на Невском открылся кинотеатр «Светлая лента» (с 1931 г. - «Баррикада»), в котором тапером-иллюстратором работал молодой Д. Д. Шостакович. В 1920-х гг. в зданиях находились Хореографический техникум, Деловой клуб руководителей промышленных и торговых предприятий, комиссионный магазин «Искусство и старина», столовая «Пролетарий». Затем - Клуб работников социалистической промышленности и «Союз воинствующих безбожников», Дом партийного просвещения. В здании на Мойке в 1990-х гг. открылся фешенебельный клуб «Талион». Для него были отреставрированы исторические интерьеры, сооружен стеклянный объем ресторана «Виктория». В 2001-2003 гг. завершилась реконструкция этого здания с устройством атриума по проекту И. Ерохова и М. Соснило. В 2000 г. на Невском на месте популярного в прошлые десятилетия кафе «Дружба» открылась самая большая в городе кофейня «Идеальная чашка». С ней соседствовали Стоматологический центр ГПЦ ПАКС и кафе-клуб Paranormal. Теперь (2013 г.) все здания на историческом участке принадлежат клубу «Талион». Несколько лет, с 2005 г., проводилась их реконструкция с приспособлением под гостинично-деловой и торгово-развлекательный комплекс. Надстройка мансарды и бассейна над крышей исказила силуэт старинного дома на Невском. На первом этаже открылись магазины, кафе, отделы Констансбанка и банка «Ультима».

На участке дома уже в 1716 г. был построен деревянный Мытный двор, уничтоженный пожаром 1736 г.

Долгое время участок оставался незастроенным.

В 1755 г. по проекту арх. В. Растрелли был построен обширный временный деревянный Зимний дворец императрицы Елизаветы Петровны. Дворец простирался до Малой Морской ул. После окончания строительства каменного Зимнего дворца эта постройка была разобрана. Большая Морская ул. вновь продолжена до Невского пр.

В 1768 г. участок перешел в собственность генерал-полицмейстера Н. И. Чичерина. В это время был построен существующий (до 2007 г.) дом. Автор проекта не установлен (возможно Ж.-Б. Вален-Деламот). Чичерин жил в доме до 1782 г.

При новом владельце князе Куракине в 1790-х гг. дом был расширен, по наб. Мойки пристроили трехэтажный флигель.

Архитектурная особенность дома - двухъярусная колоннада, нижний ярус - тосканского ордера, верхний - композитного.

В конце XIX в. построено много дворовых флигелей.

Первоначальная отделка внутренних помещений в стиле раннего классицизма не сохранилась. Лишь в круглом зале третьего этажа остались две колонны и две пилястры коринфского ордера, выполненные из искусственного мрамора.

Более 50 лет домом владел купец А. И. Косиковский и дом называли его именем. При нем в 1820-х гг. по проекту арх. В. П. Стасова к дому был пристроен каменный корпус, выходящий на Большую Морскую ул., - в стиле русского классицизма.

Андрей Иванович Косиковский (1769-1838) начал свою деятельность еще при Екатерине II и заработал состояние на откупах. Одним из первых его возвели в сословие потомственных почетных граждан. Дом на Невском он приобрел в 1806 г. Его сыновья отказались от коммерческой деятельности, поступили на государственную службу, впоследствии по собственным заслугам получили потомственное дворянство. Отцовские дома они посчитали более выгодным для себя продать.

Флигель по Большой Морской, 14 в 1820-х гг. был перестроен по проекту арх. В. П. Стасова.

В 1858 г. дом перешел в собственность купцов братьев Григория и Степана Елисеевых (см. наб. Мойки, 59А). По проекту арх. Н. П. Гребенки была проведена переделка здания - овальные окна на главном фасаде были заменены прямоугольными, колонны верхнего этажа заменены пилонами.

В 1820-х гг. в доме жил А. С. Грибоедов (мемориальная доска со стороны Б. Моской ул.).

С 1821 по 1831 г. в доме жил издатель Н. И. Греч .

Со стороны Невского в доме размещался ресторан "Талон".

Ресторан "Талон" (Невский просп.,15/Б. Морская,14). Открыт в середине 1810-х гг. выходцем из Франции Пьером Талоном в доме Косиковского. В "Талоне" часто бывал А. С. Пушкин. Весной 1825 г. Талон покинул Санкт-Петербург, в помещении ресторана открылось "справочное место" (которое просуществовало около 10 лет), затем - ресторан Фельета (в нем также бывал Пушкин), а спустя некоторое время - кондитерская Виолета. (добавил

В 1716-1720 годах сюда, на участок между Мойкой , Невским проспектом и Большой Морской улицей , подальше от Адмиралтейства был перенесён Морской рынок. 11 августа 1736 года здесь случился пожар. В результате этого, а также пожара 1737 года, выгорела практически вся Адмиралтейская часть. Вместе с частными домами сгорел и Мытный двор. 13 февраля 1755 года архитектор Ф. Б. Растрелли предоставил императрице Елизавете Петровне проект временного Зимнего дворца . Его было решено построить на территории двух современных кварталов между Мойкой, Невский проспектом, Малой Морской улицей и Кирпичным переулком. Императрица утвердила проект 6 марта. Временная резиденция понадобилась ей из-за строительства нового Зимнего дворца на месте старого.

Во временном Зимнем дворце 25 декабря 1761 года скончалась императрица Елизавета Петровна. Через несколько месяцев после присяги новому императору Петру III царская резиденция переместилась в новый Зимний дворец на Дворцовой площади . Петру III не суждено было надолго остаться на русском троне. Спустя всего пол года его место заняла Екатерина II.

Ставший ненужным временный Зимний дворец был почти полностью разобран в 1765 году. Ещё через два года часть освободившейся земли Екатерина II подарила генерал-полицмейстеру Санкт-Петербурга сенатору Николаю Ивановичу Чичерину. Николай Иванович приходился родным братом Денису Ивановичу Чичерину, в роте которого служили братья Орловы. После вступления на престол при поддержке Орловых Екатерины II, они не забыли своего сослуживца. Денис Иванович стал губернатором Сибири, а Николай - санкт-петербургским генерал-полицмейстером.

Новый четырёхэтажный дом для Николая Ивановича Чичерина начал возводиться летом 1768 года. Он стал одним из самых старых сохранившихся зданий на Невском проспекте. По времени постройки дом Чичерина опережают лишь Аничков и Строгановский дворцы. Объявление в "Санкт-Петербургских ведомостях" от 7 июля 1768 года гласит:

"К строению дома его Высокопревосходительства Сенатора и Генерал-Полицмейстера Николая Ивановича Чичерина, желающим подрядиться вырывать рвы под фундамент для поклажи лежнев и фундамента, у Полицейского моста, против Строганова двора" [Цит. по: 6, с. 455].

Автор проекта этого здания не известен. Предполагается, что им могли стать Ж. Б. Валлен-Деламот , А. Ф. Кокоринов , Ю. М. Фельтен или А. В. Квасов.

Большая часть строительных работ была произведена летом 1769 года. Отделка здания была завершена осенью 1771 года. Первое объявление о сдаче внаём помещений в новопостроенном доме было дано в "Санкт-Петербургских ведомостях" 25 декабря. О стоимости предлагалось спросить у дворецкого Ивана Ильина.

Н. И. Чичерин занимал покои третьего этажа. Первый этаж был отдан купцам, остальные помещения сдавались в наём. Среди прочих в первом этаже здания разместились овощная и книжная лавки. Сразу же здесь открылась первая в Петербурге частная Вольная типография немца И. М. Гартунга, находилась в доме Чичерина до конца 1770-х годов. В 1772-1777 годах помещения занимало Музыкальное общество.

Одним из обитателей дома Чичерина с январе 1780 года был архитектор Джакомо Кваренги , плативший за квартиру по 300 рублей в год . Дом №15 стал его первым петербургским адресом. Кваренги жил в доме Чичерина три года.

Николай Иванович лишился своей должности из-за нерасторопности во время наводнения 1777 года. Спустя пять лет он скончался. Его сыновья Александр, Василий и Дмитрий сразу же заложили дом в Опекунский совет за 30 000 рублей. Владельцем дома №15 был старший сын - Александр. При нём здесь был открыт Музыкальный клуб. Раз в неделю в клубе устраивались концерты и маскарады на которые члены клуба ходили бесплатно, остальные же платили за вход. Здесь можно было играть в карты, бильярд. Можно было поужинать в долг. Среди посетителей клуба были замечены А. Н. Радищев, Д. И. Фонвизин, И. Е. Старов , Ф. И. Шубин, Д. Кваренги, Н. А. Львов и другие. Из-за начавшейся в 1787 году русско-турецкой войны многие члены клуба ушли на фронт. Расходы клуба стали превышать его доходы, в результате в 1792 году от был закрыт, клубное имущество распродано. Впоследствии музыкальный клуб в доме №15 открывался под другими названиями: "Музыкальное собрание", "Музыкальное общество", "Танцевальное собрание", "Благородное собрание".

В 1792 году Александр Николаевич Чичерин продал за 75 000 рублей участок князю Алексею Борисовичу Куракину, жившему здесь с 1782 года. Здесь прошло детство его детей, родившихся в браке с Натальей Ивановной Головиной - Бориса, Елены и Александры. Последняя много позже вышла замуж за внучатого племянника первого владельца дома генерал-адъютанта Петра Александровича Чичерина. В 1794 году к зданию был пристроен новый трёхэтажный флигель со стороны Мойки (дом №59). В первые годы правления Павла I Куракин служил генерал-прокурором, имел чин действительного тайного советника.

Здесь началась карьера крупного государственного деятеля Михаила Михайловича Сперанского, про которого Наполеон скажет Александру I, что отдал бы за такого советника любое европейское княжество. В биографии Сперанского эти события описаны следующим образом:

"Князю Алексею Борисовичу Куракину, богатому вельможе, управлявшему в последние годы царствования императрицы Екатерины II третьею экспедицией для свидетельства государственных счетов, понадобился к двум домашним секретарям или писцам, которые уже были у него для иностранной переписки, ещё третий, собственно для русской. Некто Иванов, уроженец той же, что и Сперанский, Владимирской губернии, служивший под началом Куракина и живший у него в доме, был коротко знаком со своим земляком и нередко к нему хаживал. Он и рекомендовал Сперанского Куракину. Для испытания молодому человеку велено было явиться однажды к восьми часам вечера, и Куракин поручил написать 11 писем к разным лицам... Сперанский... остался на ночь у Иванова и тут же написал все 11 писем, так что в шесть часов утра они уже лежали на столе у Куракина. Князь сперва не хотел верить своим глазам, что дело уже выполнено, а потом, прочитав письма и видя, как они мастерски изложены, ещё более изумился, расцеловал Иванова за присланный клад и тотчас принял к себе Сперанского" [Цит. по: 6, с. 459].

Молодому секретарю было позволено обедать за княжеским столом. Но он предпочитал принимать пищу вместе с прислугой. После отставки Алексея Борисовича Куракина Сперанский жил в доме №15 ещё несколько месяцев. 3 ноября 1798 года он женился на дочери английского священника Елизаветы Стивенс, после чего переселился в один из соседних домов на Большой Морской улице. В доме Куракина продолжали работать лавки. Одно из объявлений 1790-х годов сообщало:

"Против Полицейского моста в угольном князя Куракина доме в Италианской лавке можно получить недавно выписанный нюхательный табак, ла ферм называемый, в бутылках, жестянках и полужестянках, также разного рода курительный, равно кофе мокку, шоколад, лодедавал и лодеколонь" [Цит. по: 5, с. 69].

Куракин продал свой дом в марте 1799 года . Возможно это связано с тем, что в конце царствования Павла I он вышел в отставку и не жил в Петербурге. Новым хозяином дома №15 стал херсонский купец Абрам Израилевич Перетц, крупнейший финансист, подрядчик при строительстве кораблей и поставщик соли. Про него говорили "Где соль, там и Перетц". Купец купил участок за 150 000 рублей, занимал только часть дома. В 1799-1801 годах парадные покои сдавались военному генерал-губернатору графу Петру Алексеевичу Палену. Отдельные покои занимала его супруга Юлианна Ивановна и сын Пётр. Граф Пален известен тем, что руководил заговором против Павла I. После государственного переворота он был выслан из Петербурга.

Сразу после покупки здания Перетц открыл в нём магазин по продаже экзотических напитков. В начале XIX века помещения дома №15 занимали Благородное собрание, Театральное общество. В Благородном собрании проводились учебные концерты недавно открытой бароном Демидовым консерватории.

Многие торговые сделки Перетц проводил совместно с купцом Андреем Ивановичем Косиковским, который был одним из богатейших петербургских купцов. Когда Абраму Израилевичу понадобилась большая сумма денег для крупной торговой операции, Косиковский предложил ему продать свой дом на Невском проспекте. Сделка состоялась в 1806 году, при этом магазин по продаже экзотических напитков оставался принадлежат Перетцу. Продаже здания в центре Петербурга поспособствовало и то, что бывшие покои Палена, получив дурную славу, очень долго не находили других арендаторов.

В 1807 году Андрея Ивановича Косиковского избрали городским бургомистром и председателем магистрата города. Во время войны с Францией купец являлся, вероятно, крупнейшим поставщиком зерна в армию. Только в 1813 году он поставил в армию зерна на 5,5 миллионов рублей, что позволило ему начать расширение своего дома. В 1814-1817 годах по проекту В. П. Стасова к зданию был пристроен четырёхэтажный корпус со стороны Большой Морской улицы (дом №14). Его фасад украшен двенадцатью колоннами, в честь победы в войне 1812 года.

Часть дома, выходящую на Невский проспект, в 1820-х годах занимала скульптурная мастерская Винченцо Мадерни. Здесь выполнялись отделочные работы для интерьеров, впервые именно в этой мастерской был использован малахит. В доме на Невском проспекте в 1806-1831 годах работала книжная лавка, библиотека и типография "Адольф Плюшар" (на четвёртом этаже), где впервые были выпущены "Ревизор" Н. В. Гоголя и первый перевод "Фауста" Гёте, "Панорама Санкт-Петербурга" А. П. Башуцкого. В 1830-х годах типография Плюшара считалась лучшей в России.

В части здания по Большой Морской улице располагался ресторан "Talon" (1810-е - 1825 год). В этом ресторане бывал А. С. Пушкин, сюда заходил его литературный герой Евгений Онегин ("к Talon помчался: он уверен, что там уж ждёт его Каверин").

С января 1822 года в доме Косиковского можно было посетить "Оптическую панораму" госпожи де Латур. После её закрытия здесь неоднократно появлялись другие косморамы, часто выступали кукольные театры. Из последних особенную популярность снискал театр Дарьи Антоновны Гобе, дававший представления несколько лет подряд.

В 1826 году в доме Косиковского демонстрировалась модель Санкт-Петербурга в 1/240 натуральной величины. Её создал венецианский дворянин Антуан де Росси на основе полученного в Главном штабе плана города. Одним из руководителей создания модели был архитектор А. К. Кавос. Модель для удобства состояла из отдельных частей, которые на месте выставки собирались вместе. В собранном виде она имела размеры 23х39 метров. Фасады домов делались из толстого картона, а крыши из свинца. Нева и каналы, сделанные из жести, заполнялись водой. Большого успеха эта модель не получила. В Петербурге в это время было не до зрелищ (последствия восстания декабристов), цена за вход была большой - 5 рублей с человека. Владелец панорамы Антуан де Росси вскоре увёз её за границу.

Обитателем дома Косиковского в 1821-1825 годах был журналист Николай Иванович Греч. В типографии Плюшара печаталась его газета "Северная пчела". Летом 1825 года у Греча останавливался поэт и декабрист В. К. Кюхельбекер. Весной 1828 года здесь поселился А. С. Грибоедов. В снятой на верхнем этаже квартире он разместил огромный рояль, который по возможности возил с собой. У Грибоедова несколько раз гостил А. С. Пушкин. Отсюда в июне того же года Грибоедов уехал в Тегеран, где вскоре погиб. В 1830-1839 годах в доме на Невском находилась редакция журнала "Отечественные записки" А. А. Краевского. Во время холерной эпидемии 1831 года на третьем этаже над аптекой Типмера было выделено помещение для совещания врачей.

А. И. Косиковский умер в 1838 году. От него дом №15 перешёл вдове Татьяне Николаевне Косиковской и их четырём сыновьям. Спустя четыре года владельцем здания был штабс-капитан Косиковский. В 1854 году - майор Владимир Андреевич Косиковский и его супруга Александра Егоровна. Через ещё два года - наследники майора Владимира и надворного советника Всеволода Косиковских. В 1851 году в доме Косиковских открылся магазин фортепьянного фабриканта Лихтенталя. При нём был устроено "Малое мещанское общество", дававшее в Большом зале концерты. На этих концертах выступали Ференц Лист, Антон Рубинштейн, Адрен Серве, Людвиг Маурер, пел хор цыган.

В 1858 году участок приобрели братья Григорий и Степан Петровичи Елисеевы, за год до того основавшие фамильный торговый дом "Братья Елисеевы". Григорий вскоре переехал в дом на Васильевском острове, а здесь остался жить Степан. Новый хозяин затеял долгую и масштабную перестройку здания. Она проводилась в 1858-1870 годах по проекту архитектора Николая Павловича Гребёнки. Ему помогал архитектор Григорий Иванович Карпов, который частично изменил форму окон со стороны Невского проспекта. Колонны в центре фасада по Невскому проспекту были заменены на пилоны. Гребёнка перестроил Большой зал, расширил дворовые флигели, надстроил четвёртым этажом корпус со стороны Мойки. Фасад этого корпуса был переделан в эклектичных формах.

Семья Елисеева занимала помещения в корпусе со стороны Мойки. С 1860 по 1914 год в корпусе со стороны Невского проспекта размещалось Благородное собрание. Здесь читал лекции композитор А. Н. Серов, читали свои произведения Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин. Среди почётных членов были П. А. Вяземский, Ф. В. Булгарин, Н. Б. Юсупов, Ф. Ф. Трепов и другие. В благородном собрании давало концерты созданное А. Г. Рубинштейном Русское музыкальное общество.

10 января 1862 года в доме Елисеевых открылось воссозданное распущенное за год до этого "Общество любителей шахматной игры". Среди участников общества были Н. Г. Чернышевский, Д. И. Менделеев. Вскоре в 3-е отделение стали приходить сообщения о том, что в клубе "иногда ораторствует Чернышевский, ведутся рассуждения о конституции, а шахматами и не пахнет" . Летом клуб был закрыт.

После смерти Степана Петровича в 1879 году хозяином дома стал его сын Пётр Степанович Елисеев - крупный банкир. В 1901 году после кончины Петра Степановича владение перешло его наследнику, новому Степану Петровичу Елисееву, продолжившему дело отца. Степан вместе со своей супругой Варварой Сергеевной затеяли полную перестройку своих жилых покоев со стороны Мойки. В 1902-1904 годах этим занимался архитектор А. К. Гаммерштедт, создавший интерьеры в разных исторических стилях.

Оформлением интерьеров занимались западноевропейские фирмы. Сохранившиеся до наших дней хрустальные торшеры в Большом зале создал французский завод "Баккара". Деревянные резные части декора и оформление двух лестниц выполнила фабрика Гаральда Германовича Бюхтгера. Библиотека Елисеевых была оформлена в стиле модерн. Здесь сохранилась мебель из красного дерева, выполненная Эженом Валленом. Потолок библиотеки украсил плафон работы В. Измайловича. На камине в Ореховой столовой была создана сцена рыцарского турнира, устроенного французским королём Генрихом II летом 1559 года в честь бракосочетания дочери. Один из витражей Ореховой столовой изображает сцену явления французскому королю Филиппу IV Красивому оленя с крестом между рогами во время охоты осенью 1314 года. На других витражах показаны профили королей Франции Генриха II и Дианы де Пуатье. Елисеевы были знакомы с французским скульптором Огюстом Роденом. Все произведения Родена, экспонируемые ныне в Эрмитаже, попали в музей из дома С. П. Елисеева.

Со стороны Большой Морской улицы находился модный ресторан "Кюба", а на втором и третьем этажах - меблированные комнаты О. Н. Мухиной. В 1903 году в них останавливались Л. В. Собинов, Ф. И. Шаляпин. Здесь Шаляпин неоднократно встречался с А. И. Куприным. С этим домом связан рассказ Куприна "Гоголь-моголь".

Перед революцией в доме Елисеевых работали банковская контора "Георг Верблюнер и К", с 1914 года - Центральный банк Общества взаимного кредита. Для последнего в доме производились некоторые перестройки. После 1917 года Елисеевы уехали из России.

В 1919 году дом Елисеевых по инициативе А. М. Горького стал Домом искусств (ДИСК). В помещениях с окнами на Мойку и во двор жили и работали Н. С. Гумилёв, В. Рождественский, К. Петров-Водкин. Кроме писателей в доме Елисеевых жили портные, часовых дел мастера, советские служащие, бывшая прислуга прежних владельцев дома.

С бумагой в Доме искусств было весьма туго. К счастью, в нижнем этаже удалось найти склад бухгалтерских книг. На вырванных из гроссбухов листах рождались первые произведения советской литературы. А. С. Грин написал здесь "Алые паруса". Жизнь в Доме искусств отобразила писательница Ольга Форш в своём романе "Сумашедший корабль".

По понедельникам в Доме искусств устраивались литературные вечера. На первом их них в январе 1920 года выступил М. Горький. Позже К. Чуковский читал здесь свои статьи, а кроме того выступали А. А. Блок, А. Белый, А. А. Ахматова, Ф. Соллогуб, М. М. Зощенко, юрист А. Ф. Кони.

В сентябре 1920 года в доме №15 был устроен банкет в честь прибывшего в Петроград Г. Уэллса. В декабре в Доме искусств остановился приехавший из Москвы В. В. Маяковский. В течение двух часов он читал ещё не опубликованную поэму "150 000 000" и агитстихи. Эти вечера проводились в неотапливаемом парадном Белом зале на третьем этаже. Другие встречи обитатели Дома искусств предпочитали проводить в просторной елисеевской кухне, в которой работала печь.

Быт Дома искусств в голодные 1920-е годы стороннему наблюдателю мог показаться невероятным. Георгий Иванов в книге "Китайские тени" описал его:

"В 1920 году зимой прохожие, очень редкие вечером в этой пустынной части города (угол Мойки и Невского проспекта), могли видеть странное зрелище. К ярко освещённому подъезду (среди полного мрака соседних) подходили господа и дамы буржуазного вида, и швейцар, кланяясь, распахивал дверь. Третий этаж был ярко освещён. Видны были сияющие хрустальные люстры, порой слышалась музыка. С улицы, пожалуй, больше ничего нельзя было разглядеть. Но и этого было достаточно, чтобы потрясти советского пешехода. По Невскому летает ветер, хлопая вывесками разграбленных магазинов (вышел декрет, чтобы и вывески снять). Холод, ночь, нищета - и вдруг...

Дамы и господа буржуазного вида продвигаются по ярко освещённой лестнице. Они чинно снимают шубы и идут дальше через какие-то блестящие помещения. Всюду зеркала. Дамы пудрятся, кавалеры поправляют ладонью и без того прилизанные проборы. Сдержанный говор шелест шёлка, запах духов...

Ночь, холод, нищета, 1920 год!

Чтобы убедиться, что это общество - не выходцы из другого мира, а настоящие советские петербуржцы - достаточно было поглядеть на их сапоги или руки. У большинства сапоги в заплатах, руки, почерневшие от кухни и чёрной работы. Но губы улыбаются, манеры изящны, всё - словно играют роль...

Так и было. Раз в неделю советские граждане, вымывшись и нарядившись, собирались и играли в "старое время". На час-два один снова был знаменитым адвокатом, другой - светлейшим князем. Назывались эти "птиже" пятницами Дома искусств" [Цит. по: 6, с. 487].

Маленькую узкую комнату в Доме искусств занимал писатель Михаил Слонимский. По субботам у него собирались молодые писатели и поэты, старшему из которых было 29, младшему - 19 лет. Они образовали кружок "Серапионовы братья". Среди них были Н. Тихонов, М. Зощенко, В. Каверин, Вс. Иванов и другие.

Со стороны улицы Герцена (Большой Морской) находился магазин Дома Искусств. В нём продавались старые книги, рисунки и литографии. За прилавком часто стояли сами жильцы дома. Магазин называли "Лавкой писателей". Дом искусств устраивал выставки картин (Замирайло, Петрова-Водкина, Александра Бенуа и других). Ежедневно здесь читались лекции по вопросам литературы и искусства, проводились музыкальные вечера.

После закрытия ДИСКа в 1923 году здесь открылся кинотеатр "Светлая лента", с 1931 - "Баррикада". В 1920-е годы "немые" фильмы сопровождались "живой" музыкой. В "Светлой ленте" пианистом-тапером работал студент консерватории Дмитрий Шостакович. Проработал он здесь недолго. Дмитрия вскоре уволили за то, что он своей необычной игрой отвлекал зрителей от фильма. В 1920-х годах здесь работали Хореографический техникум, Деловой клуб руководителей промышленных и торговых предприятий, комиссионный магазин, столовая. Позже - Клуб работников социалистической промышленности, "Союз воинствующих безбожников", Дом партийного просвещения.

В конце 1990-х годов большую часть дома Елисеевых приобрёл Центр Гуманитарного и Делового Сотрудничества, возглавляемый Александром Иосифовичем Ебралидзе. 20 июля 2000 года губернатором Санкт-Петербурга Владимиром Яковлевым был подписан инвестиционный договор, согласно которому ЦГДС обязывался капитально отремонтировать здание, отреставрировать сохранившие исторический облик помещения. Дом Елисеевых было решено превратить в "Елисеев Палас отель".

Проект реконструкции дома №15 составило архитектурное бюро "Альменда". Главным архитектором проекта стала Наталья Абрамовна Васильева. Внутренний двор дома Елисеевых был превращён в атриум, архитектурное решение которого разработал Игорь Вячеславович Ерохов с коллегами. Пол атриума набрали из итальянских и португальских мраморов со вставками серого кварцита. Реставрационные работы проводились под руководством сотрудников ЦГДС Бориса Вениаминовича Петрова и Евгения Михайловича Пучнина. Консультантом по основным строительным вопросам выступил итальянских архитектор Карло Мусса. Главным организатором всех работал стал генеральный директор ЦГДС А. И. Ебралидзе.

Реставраторами были восстановлены интерьеры Ореховой и Музыкальной гостиных, библиотеки, Большого зала, парадной лестницы, вестибюля и других помещений.

В Ореховой гостиной открылся сигарный салон. На третьем этаже дома Елисеевых некоторое время работало казино. Другие помещения были отданы под отель и рестораны. Мебель для отеля была выполнена итальянскими фирмами "Poltrona Frau", "OAK", "Provsi", "Colombo Stile". Светильники изготовлены испанской фирмой "Mariner". Отель был торжественно открыт в дни празднования 300-летия Санкт-Петербурга 24 мая 2003 года в присутствии А. И. Ебралидзе и губернатора города В. Яковлева.

Мы уже неоднократно писали о развитии ситуации вокруг одного из старейших кинотеатров Санкт-Петербурга. И вот, наконец, она разрешилась так, как мы и предполагали, совершенно не в пользу горожан.

«Вы поймите, там кирпич утратил несущую способность! И раствор между кирпичом слабый! И вообще - вы знаете, что еще в 84-м году кинотеатр «Баррикада» был признан аварийным?» - с напряженной улыбкой убеждает группу собравшихся посреди строительной грязи замгендиректора ОАО «Талион» Виталий Москаленко.

По настоятельным требованиям как общественности, так и специалистов посещение Дома Чичерина (угол Невского проспекта и Большой Морской улицы) все же состоялось. Участие в нем приняли представители КГИОП, Росохранкультуры, ВООПИиК и общественной организации «Живой город». Странное, однако, оказалось это посещение. И не только потому, что на одно и то же мероприятие одних пригласили к 16.00, а других позвали только к 16.30. И не потому даже, что обеспокоенных посетителей хоть и избирательно, но приказным тоном предупредили о недопустимости фотосъемки: частная-де территория. Фасадных стен по Невскому проспекту, развалины которых летом вызывали шок у тех, кто смог углядеть их очертания за строительными лесами, собравшиеся так и не увидели. По большому счету, единственное, что было продемонстрировано, - это внутренний дворовой флигель здания, тот, в котором находится парадная лестница, ведущая в зал кинотеатра. Точнее, ведшая: зала уже нет. «Да нет же, он был разобран из-за общей ветхости и аварийности крыла, конструкции, поддерживающие бассейн, будут стоять во дворе, в лакуне, которая территорией памятника не является, - продолжает улыбаться Москаленко. - А зал кинотеатра мы воссоздадим. Там и дальше будет кинотеатр, человек на двести-триста».

Дело в том, что ОАО «Талион» действительно хочет разместить на крыше своей будущей гостиницы - а именно с целью перестройки здания под гостиничный комплекс затеяны все эти работы - бассейн. Исторические стены здания, естественно, такой нагрузки не выдержали бы. Будут внедряться специальные несущие конструкции для удержания всего этого чуда инженерной мысли. И заказчик при этом искренне полагает, что раз они будут возведены во дворе, раз не будут затронуты - под эту часть проекта - исторические стены здания, то вторжения в памятник никакого нет. И про то, что весь комплекс флигелей в том виде, в каком он задуман архитектором, является памятником в целом, он слышать никак не хочет. «Это же лакуна! Это же будет во дворе!» - неизменно улыбается Москаленко.

«А вот здесь, на лестнице, мы обнаружили раннюю роспись. Видите? Мы ее будем тщательно восстанавливать», - показывают собравшимся на фрагменты позолоченного меандра по вишневому фону на главной лестнице. «И вот эти ступени из известняка. Вы знаете, как трудно сейчас достать известняк таких размеров?» Это все замечательно. Только вот верхние этажи всех фасадных флигелей разобраны. Заказчик утверждает, что кирпич якобы разрушился от сырости. И вообще, как уже упоминалось, сам себя он больше не держит, пришлось разобрать. Но все обязательно будет восстановлено. И интерьеры, и сколотую лепнину - все обмерено, и все воссоздадут.

Никто не сомневается. Воссоздадут. Только будет ли это Дом Чичерина? Скорее, это будет строение, удивительно напоминающее историческое здание, построенное на том же месте и приблизительно в тех же пропорциях - но весьма мало общего имеющее с тем домом, одним из самых старых строений Петербурга, который помнит и Музыкальный клуб, и Благородное собрание, и Шахматный клуб, и рестораны Талона и Фельета, и Дом Искусств, и Гумилева, и Замятина, и Зощенко, и Мандельштама, которые жили в этих стенах.

В прошлом году этот памятник почему-то вдруг перестал быть федерально значимым. Видимо, не столько по снижению ценности, сколько по утрате памяти. И все же он до сих пор «особо охраняемый»: в зоне, в которой он стоит, запрещены любое новое строительство и снос. Перестройка с уничтожением подлинных элементов категорически запрещена по закону. И при всех этих ограничениях, запретах и обременениях - уникальный памятник истории и архитектуры раскурочен сверху донизу, а местами и просто уничтожен. Прекрасный овальный корпус с колоннами снесен, прорублен сквозной проезд с набережной Мойки на Большую Морскую - для удобства вывоза «строительных отходов». «Ну что вы, это же не перестройка, это реставрация с приспособлением под современные нужды», - все так же, глядя в глаза, улыбается Москаленко.

Историческая справка.

И снова – о разрушаемых памятниках. Очередной жертвой стал кинотеатр «Баррикада».

Все обращали внимание на это полукруглое здание на углу Невского Проспекта и большой морской улицы. Об его архитектурных достоинствах не нужно много говорить. Мало есть случаев, когда на угол дома выполнен полукругом, когда фасад одной улицы плавно перерастает в фасад другой и они составляют единый ансамбль. Здание выполнено в строгом классическом стиле и прекрасно соответствует окружающей архитектурной среде. Кроме того, это здание имеет глубокую историческую традицию.

Задолго до изобретения кинематографа его предназначение было связано с драматическим искусством.

На месте кинотеатра (Невский пр., №15) когда-то был Летний Дворец императрицы Елизаветы Петровны. Дворец был деревянный, выполнен в стиле барокко, его архитектором был Растрелли. С ним связанна история первого русского театра. Когда известный актер Федор Волков был приглашен из Ярославля в Петербург, он становится руководителем труппы актеров Императорского театра. И выступала труппа именно в Летнем дворце. Дворец не сохранился до наших дней. После завершения в 1763 году строительства Зимнего дворца на берегах Невы, деревянное здание на Невской «першпективе» оказалось забытым и до наших дней не сохранилось. Его территория начала застраиваться в XIX столетии. Здесь была парадная часть города, особняки знати и состоятельных горожан. Уже сейчас, когда началось строительство, стало известно, что значительный квартал от Мойки до Большой морской улицы строился на старом дереяенно-каменном дворцовом фундаменте. Участок строили выдающиеся архитекторы. Дом на Большой Морской изначально строил архитектор Стасов в 1814-16. 12 колонн на фасаде здания были памятью о героическом 1812-м. В 1860 архитектор Н.П. Гребенка возвел здание на берегу Мойки. Весь этот комплекс зданий ещё в 1858 купил купец Елисеев. Их роду и принадлежал ансамбль. Часть помещений Елиссевы сдавали в аренду Чаще всего – для музыкальных и литературных вечеров. В знаменитом «зале Кононова» Русское музыкальное общество устраивало камерные и симфонические концерты. В 1886 здесь состоялась премьера оперы М.П. Мусоргского «Хованщина». В 1902 по заказу С.П. Елисеева (родной брат владельца знаменитых универмагов в Петербурге и Москве) архитектор Гаммерштедт А.К. перестроил здание. В результате квартал между Мойкой и Большой Морской приобрел вид современный, вернее, каким мы его видели до начала строительства. При жизни Елисеева дважды проходила внутренняя отделка интерьеров здания. Корней Чуковский вспоминал впоследствии про «63 комнаты в золотых завитках» внутри особняка. Революционные потрясения внесли коренные изменения в жизнь особняка. Часть его была заселена под коммунальные квартиры. А часть с 1919 до 1923 принадлежало Ленинградскому Дому Искусств. Здесь в годы гражданской войны и послевоенной разрухи селились известные поэты, художники, композиторы: Шкловский, Осип Мандельштам, Александр Грин (в этих стенах написан роман «Алые паруса»), Ольга Форш (здесь она создавала роман «Одеты камнем»). Здесь располагалась поэтическая студия, которой руководил Николай Гумилев. Позднее в здании устраивались литературные вечера, в которых участвовали Блок, Маяковский, а в1922 – Герберт Уэллс. Авторские выступления, в виду слабой работы типографий, имели огромное значение в культурной жизни города. С середины20-х гг. назначение здания изменилось. Первые этажи были отданы под магазины. Важным событием стало открытие кинотеатра «Баррикада».

Нелегкую судьбу пережил кинотеатр в дни войны. Для нас здание навеки будет стоять в ряду с театром Музыкальной Комедии, домом Радио и Филармонией. «Это трудно представить себе – вспоминает Т.Ф. Крылова, автор книги «Одна обыкновенная жизнь. Очерки автобиографии» - но кинотеатр работал, показывали хроники и довоенные кинофильмы». То есть, кинотеатр был не только частичным возрождением былой мирной жизни, но и источником актуальной для горожан информации. Хотя сейчас известно, что все хроники, что транслировали простым гражданам в «Баррикаде», привозились из здания на углу Литейного и Захарьевской, где проходил предварительный просмотр. Эти фильмы предназначались всё-таки не для информации, а для широкой пропаганды. Квартал «Баррикады» пострадал в годы войны, хоть и стоял на «менее опасной» стороне Невского. Пробоины в стенах были тщательно заделаны архитекторами. И всё же капитальный ремонт зданий квартала проходил реже, чем следовало. В результате уже к концу 80-х гг. внутренние помещения кинотеатра приходят в аварийное состояние. Была нелегкая ситуация, очередная эпоха перемен и у государства не было средств на реставрацию. И всё же деятельность кинотеатра была в значительной мере возрождена на средства инвесторов в 1998. Тогда же происходит техническое обновление – в кинотеатре появился объемный звук. Считается, что это техническое новшество позволяет зрителю ощущать себя непосредственным участником событий фильма. Точно можно сказать, что Баррикада стала довольно дорогим кинотеатром. Но о плохом состоянии здания, во всяком случае, говорить не приходилось. Что не спасло его от «реконструкции» - нового удовлетворения чьих-то амбициозных идей. К подобным «реконструкциям» мы привыкли за последние полгода. Но готовились они, как правило, заранее.

В упомянутом ранее доме архитектора Гребенки на набережной Мойки в советское время был Институт партийного воспитания. Теперь там давно уж находиться гостиница-люкс «Елисеев Палас Хотел» на 29 мест и клуб-казино «Талион». Оба заведения – дочерние компании ОАО «Центр Гуманитарного и делового сотрудничества» (ЦГДС). И вот их владельцы выдвинули идею расширения «Елисеев Палас Хотела». Реконструировать под гостиниц и торгово-развлекательный корпус дом № 15 по Невскому. И таким образом получить в своё владение весь квартал Баррикады – от улицы Большой Морской до набережной Мойки. Правительство города, как водиться, пошло на встречу столь крупной компании. Незадолго до этого генеральный директор ОАО ЦГДС Александр Ебралидзе дал интервью, в котором заявил, что исповедует принцип уважения к традициям, напомнил, что его гостиница названа в честь последнего дореволюционного владельца особняка, что бары и фитнес-центры расположились в сохраненных интерьерах. «Конечно, очень хочется привлечь для управления какого-нибудь всемирно известного гостиничного оператора. Но, изучив деятельность управляющих компаний, я понял, что для нашей гостиницы передача управления невозможна. Невозможна по нескольким причинам. Основная причина заключается в том, что существует определенный стержень - историческое наследие, вокруг которого разворачивается весь наш бизнес. Это особая атмосфера, которая связана еще с фундаментом деревянного Зимнего дворца императрицы Елизаветы Петровны. Атмосфера, которой насыщен весь этот особняк… . Я ее чувствую, я это ощущаю на каждом шагу». Невский 15 (квартал «Баррикады») Александр Иосифович признал историческим памятником и заявил, что приватизация необходима для его сохранения. «Я просто убежден, что у идеи губернатора о приватизации памятников противников нет. Есть некоторое непонимание того, о чем говорит губернатор. Существует архитектурное историко-культурное наследие, в отношении которого ни в какие времена о приватизации речи не может идти. Не подлежит, условно говоря, приватизации Зимний дворец, Таврический дворец, Михайловский замок. Таких объектов много. Валентина Ивановна Матвиенко говорит о других объектах, о тех, которые или полностью разрушены или находятся в полуразрушенном состоянии. У кого есть сомнения - просто надо взять данный список, конкретно посмотреть и увидеть, что дома находятся в катастрофическом положении. Подытожу: нужна последовательная и неторопливая работа, чтобы понять, о чем идет речь. Губернатор знает, о чем говорит. Такого количества исторических памятников XVIII-XIX веков, собранных в одном городе, нигде в мире нет. В Санкт-Петербурге подобных зданий насчитывается более 10 000. Наверное, точно никто пока определить и не сможет. Я думаю, что эта цифра гораздо больше, она может достигать и 15 000. Это практически весь центр - Центральный, Адмиралтейский районы, частично Петроградский район, Васильевский остров, другие районы, которые ранее были пригородами, а сейчас стали частью города». Вскоре после того, как гендиректор ОАО ЦГДС оппозиционировал себя, как поборника сохранения культурного наследия и исторического облика, проект реконструкции стал достоянием общественности. Его суть, вкратце, заключается в следующем:


1.) Здания Невский 15 и Большая Морская 14 реконструируются под гостиничный комплекс для VIP-персон с минимальной наполняемостью (80-95 номеров).
2.) По завершении реконструкции в здании размещаются торгово-развлекательный центр класса de luxe (доступный и для гостей и для простых жителей) и киноконцертный зал на 500 человек (на месте зала «Баррикады»).
3.) Чтобы обеспечить дополнительные гостиничные номера, предполагается надстроить мансардный 5-й этаж по всему периметру комплекса.
4.) В центральной части на уровне верхних этажей будет 25-метровый бассейн в 4 дорожки. Одним из своих торцов бассейн будет выходить на смотровую площадку, с которой элитные посетители смогут обозревать дворцовую площадь, Казанский собор и прочие виды.
5.) Центральным входом станет отреставрированный парадный подъезд особняка Чичерина на Большой Морской улице.


Предполагаемый проект уже вызывает вопросы. Во-первых, как обустройство бассейна сочетается с сохранением интерьеров? Во-вторых, насколько впишутся в архитектурный облик здания новые этажи? Кроме того, проект, как и многие подобные идеи, вызывает сомнения в своей социальной направленности. Целый квартал отдается для проживания меньше 100 семей. Пусть даже – за большие деньги. Что от этого получим мы, горожане?

Независимые оценщики пока не берутся говорить даже о приблизительных сроках окупаемости «Елисеев Паласа». Сотрудник одной из петербургских консалтинговых компаний, пожелавший остаться неизвестным, высказал предположение, что при сохранении благоприятной экономической конъюнктуры хотя бы на нынешнем уровне проект может окупиться не ранее, чем через шесть-семь лет.

Это – для владельцев. А когда проект станет по настоящему ценен для городского бюджета? Ответа нет, есть только общие слова о повышении мирового престижа города и необходимости развивать турбизнес.

Впрочем, может это вызвано необходимостью максимально сохранить исторический облик здания? Своего рода воплощение идеи о городе музее и в то же время – живом, развивающемся организме? Это и пытается доказать г-н Ебралидзе, который называет существующий проект реконструкции гостиницы «своим личным проектом».

Реставрация значительно сложнее нового строительства. «Стены – это кирпичи и труха между ними», - объясняет Виталий Москаленко (гендиректор строительной компании). Но инвестором осознано был избран трудный и затратный путь: «Разрушить и построить заново было бы и проще и в разы дешевле, - говорит Александр Ебралидзе. - Но мы об этом даже не думали. Задача с самого начала была одна: восстановить».

По его словам, в ходе реставрации пришлось восстанавливать прежний облик здания, для этого привлекались архивные чертежи и документы. Инвесторы даже проявили беспрецедентный интерес к истории здания.


апрель 2007

Куда сложнее оказалось восстановить историю зданий и людей, с ними связанных, что для владельца «Талиона» так же было принципиальной задачей. «К счастью, удалось найти человека энциклопедических знаний, Сергея Шульца, который мог ответить на любой вопрос, связанный с прошлым наших особняков. Он согласился быть консультантом проекта «Елисеев Палас Отеля», - рассказывает Александр Ебралидзе. - К сожалению, господин Шульц умер год тому назад, и сегодня его работу продолжает доцент Санкт-Петербургского университета Александр Кальянов. В настоящее время все, кто хотел бы поступить на работу в «Талион», прослушивают лекции об истории дома и в обязательном порядке сдают экзамен».

Что ж, здорово, что менеджеры игорного клуба знают историю Чичериных и Елесеевых. Только неужели даже нынешняя эпидемия сноса и «реконструкции» ни на что не соблазнила честного господина Ебралидзе? На круглом столе по проблемам сохранения исторического архитектурного наследия Петербурга 10 апреля 2007 года архитектор П.Н. Никонов сделал следующее заявление: «Сегодня мы являемся свидетелями потери еще одного памятника на Невском проспекте - здания бывшего кинотеатра «Баррикада»: практически полностью снесены карниз и вся лепнина».К сожалению, кроме отчетов о конференции, эта информация более не звучала нигде в СМИ. Хотя в её актуальности может убедиться каждый, кто проходит под строительными лесами от Мойки до Большой Морской. Здание действительно разрушается, причем, хоть огромный плакат и скрывает это от нелюбопытных взглядов, но полукруглая часть «Баррикады», что формировала угол перекрестка напротив арки генерального штаба, уже снесена.

Случай с «Баррикадой» - пример не только вандализма, но и лицемерия. Он показывает, насколько нам, петербуржцам, необходима бдительность. Наряду с откровенным и наглым пробиванием своих интересов («Газпром») уживаются победные реляции о «сохранении исторического наследия» со стороны господ, вроде Ебралидзе. А это – лишнее подтверждение тому, насколько необходимо укреплять институт гражданского надзора за градостроительными проектами. И ужесточать ответственность за нарушение обязательств. Но для этого предстоит ещё много работы. А ближайшая задача – требовать предоставления правдивой информации о ходе «реконструкции» «Баррикады». И если объективное исследование приведет к крупному разоблачению – этот пример будет поучительным для других.