Слово патриарха о значении семьи. Патриарх Кирилл: Крепкая семья — это залог нашего будущего Не оставить в одиночестве

20 марта 2019 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилла возглавил заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви. Открывая его, Предстоятель обратился со вступительным словом, в котором главной стала актуальная тема священнической семьи.

«Следует признать, что кризис семейных ценностей, который поразил современное общество, коснулся и жизни духовенства, – отметил Патриарх, – Конечно, не в той мере, как это произошло в миру, но тем не менее очевидно, что кризисные отношения существуют и в некоторых семьях священнослужителей. Как правящий архиерей города Москвы я получаю соответствующую информацию, и если сравнить с тем, что было 10-20 лет назад, то, конечно, мы наблюдаем отрицательную динамику в плане сохранения священнических семей, общей атмосферы в этих семьях».

«Мы живем, – особо подчеркнул Патриарх, – в условиях тотального распространения нравственно сомнительных представлений об отношениях между мужчиной и женщиной, навязываемых через средства массовой информации, через Интернет, социальные сети, глянцевые журналы, телешоу и так далее. А ведь семьи духовенства не живут в изоляции, поэтому все то, что касается любого человека, его разума и сердца, касается и семей священнослужителей.

Наши предки могли передавать семейные ценности от отца к сыну, от матери к дочери. Этому способствовал общинный строй жизни. Родитель, говоря ребенку о браке и семье, не был вынужден конкурировать с всепроникающей иной точкой зрения, которая сегодня присутствует в так называемой популярной культуре. В наши дни мы живем в условиях полной информационной открытости, непрестанной борьбы идей, а значит, снижения значения любого авторитета.

Защитить подрастающее поколение от пропаганды так называемой свободной любви практически невозможно. Включаете телевизор, идете в кинотеатр - везде эта тема достаточно красочно представлена, что, несомненно, влияет на сознание, на ум, на душевное состояние молодежи. Но, конечно, можно учиться противостоять всему этому и опровергать словом и опытом те ложные обещания, которые дает молодым людям популярная культура, открыто заявляющая об отсталости традиционных представлений о семейных ценностях».

«Семейная нравственность, – отметил Патриарх, – в том числе в священнических семьях, - это не данность. Целостность семьи - это поле непрестанных усилий, направленных на укрепление брачного союза. Возможно, в прошлые времена заключение брака можно было рассматривать как единожды сделанное приобретение, не требующее никакого внимания. Женился, вышла замуж - и как будто дальше можно особенно не беспокоиться. Развод не одобрялся обществом, раздел имущества был невероятно сложным, людям оставалось только жить вместе. Иногда терпеть друг друга, но формально браки сохранялись.

Сегодня, как вы знаете, это далеко не так. Некоторые упрекают нас в том, что семейные идеалы прошлого - это фанатизм и что Церковь проповедует нечто безнадежно устарелое. Но это совсем не так - нам известны и священники, и миряне, у которых семья - это действительно малая церковь. Однако эта церковь созидается благословенными Богом трудами. Она не созидается просто потому что один из супругов является священнослужителем, а другой воспитан в христианском духе. Этого мало, потому что каждый день супружеской жизни может бросить вызов семейным отношениям, в том числе ввиду негативного влияния на семейные отношения извне.

Священнику нельзя оправдывать свое неучастие в семейной жизни пастырской нагрузкой. Что бы ни происходило, семья должна занимать в жизни каждого женатого священника значимое место. Потому что семейная жизнь священника, тем более в сельской местности, где жизнь каждого - на виду, имеет совершенно особое значение. Это непременно должна быть жизнь, с которой люди хотели бы брать пример».

Имеено поэтому, по мнению Предстоятеля Русской Церкви, подготовка семинаристов к семейной жизни - это не только залог благополучия их семей.

«Семья священника всегда - образец для окружающих, особенно там, где священник живет в окружении людей и где нет такого отчуждения между ними, как это имеет место в мегаполисах. В мегаполисе можно спрятаться в своей квартире, и даже сосед по лестничной площадке не будет ничего знать. А вот в сельском приходе все всё знают и, взирая на священника, на матушку, стремятся видеть в их отношениях пример.

Вот почему подготовка к семейной жизни должна быть в центре нашего внимания, особенно когда мы говорим о воспитании семинаристов, об их подготовке к пастырскому служению.

Нет такой сложности в семейной жизни, в отношениях между супругами, которая не может быть предотвращена или преодолена любовью и вниманием друг ко другу. Казалось бы, аксиома, но женатые люди знают, что эта аксиома не всегда с легкостью осуществляется. Ибо любовь - это чувство, которое требует постоянного возгревания. Эти слова касаются не только христианской любви - они имеют отношение и к семейным отношениям. Поэтому еще раз хотел бы сказать, что для нас очень важно воспитывать наших семинаристов таким образом, чтобы они выходили из семинарии хотя бы теоретически готовыми к тому, как строить семейные отношения.

Семьи священников должны быть в центре внимания и правящих архиереев. Архиерей не должен вмешиваться в жизнь священнослужителей, но он должен быть добрым отцом, советчиком, человеком, который может прийти на помощь, когда жизнь семейная подвергается испытанию. К сожалению, не всегда так бывает, и даже имея контакты с духовенством, архиереи не всегда знают, что происходит в семьях священнослужителей», – особо отметил Предстоятель.

«Поэтому я бы обратился ко всем правящим архиереям с призывом ни в коем случае не исключать из области своей архипастырской ответственности заботу о семейном благополучии духовенства, – подчеркнул Святейший Патриарх.

Он выразил надежду на то, что правящие архиереи задумаются и обратят большее внимание на взаимодействие с семьями священников и на архипастырскую заботу о благополучии этих семей.

В последнее время на государственных каналах телевидения прошла серия передач, посвященная незаконнорожденным детям. К большому сожалению, смысл и содержание этих передач направлены, по моему мнению, не на защиту традиционных общечеловеческих и христианских ценностей, не на укрепление семейных уз и улучшение нравственного состояния общества, а на укоренение в массовом сознании антицерковных и антигосударственных идей.
Апофеозом таких передач, по моему мнению, стала передача «Семейная тайна», состоявшаяся 14 августа 2012 г. в ШОУ «Пусть говорят» на первом телеканале. Ведущий передачи — православный Андрей Малахов.
Главная героиня этой передачи Раиса Стрельцова, будучи замужем и имея других детей от своего мужа, родила от другого главного героя передачи — женатого мужчины Павла Прайса, также имеющего жену и детей. Это подтвердили на передаче оба главных героя. Женщина добровольно и сознательно родила ребенка от любовника. Налицо факт прелюбодеяния и последствие от прелюбодеяния — незаконнорожденный ребенок.
Приведу только один фрагмент этой передачи, наиболее ёмко и точно отражающий смысл и характер данной передачи. Приглашенный на передачу заслуженный артист РФ Владимир Конкин так эмоционально восхищался грехом, совершенным героями, что диву даешься: « Вы молодцы! … Мое русское сердце ликует, потому что вы нам пример (!) целомудрия (?), достоинства (?), у меня язык не поворачивается сказать, что это адюльтер (?). Это не адюльтер! (?)». Вот так, Владимир Конкин, исповедующий (с его слов) православие, ставит под сомнение учение самого Иисуса Христа и Седьмую Заповедь о прелюбодеянии и распутстве. Изначальный смысл адюльтера (аdulterium) – это любая запретная половая связь (измена) замужней женщины. Если внимательно читать Библию, становится ясным, что Библия обращает особое внимание на прелюбодеяние замужней женщины, поскольку последствием прелюбодеяния замужней женщины становится ещё более тяжкий грех – незаконнорожденный ребенок, чем нарушается исключительное право мужа быть биологическим отцом в заключенном браке.
По моему мнению, монолог, произнесенный Конкиным на данной передаче, с точки зрения Православия, циничен и кощунственен, поскольку из уст заслуженного артиста лились нескрываемый призыв к разврату, публичная пропаганда аморальности, непочтение к основам христианского вероучения, попытка облагородить тяжелейший грех. Конкин, по моему мнению, допустил поругание учения Иисуса Христа и Седьмой Заповеди, и тем самым глубоко оскорбил чувства верующих.
Восхваляя поступок женщины, родившей ребенка от прелюбодеяния, устроители передачи тем самым нанесли, по моему мнению, нравственные страдания российским семьям: мужчинам за умаление их права быть биологическим отцом, женщинам — за возможность подозрения в прелюбодеянии, поскольку передача первого канала транслируется на всю страну.
Для другой женщины в романе Пушкина выше измены стоит мораль и супружеский долг: «Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна». Остается только пожалеть, что не эти слова, полные любви к вере, к супружескому долгу, Таинству Венчания, произнес Конкин.
По моему мнению, в данной передаче просматривается прямой умысел на опошление семейных ценностей, опорочение христианского вероучения.
В связи с тем, что передачу смотрели десятки миллионов людей, надеюсь, что Патриархия, с целью защиты учения Христа, Седьмой Заповеди и укрепления авторитета Русской Православной Церкви, проявит инициативу о возбуждении производства по факту оскорбления чувств верующих и нанесения им нравственных страданий путем пропаганды, и навязывания православным верующим антицерковных убеждений в передаче «Пусть говорят» от 14 августа 2012 г. под названием «Семейная тайна».
В другой передаче «Пусть говорят» была представлена следующая ситуация. После десяти с лишним лет супружеской жизни муж случайно, после пробы крови на групповую принадлежность, узнает, что он не является биологическим отцом ребенка, родившегося в его браке с супругой. Иск мужа об оспаривании отцовства был удовлетворен, брак был расторгнут без взыскания алиментов с бывшего мужа. Так эта женщина обратилась в суд о признания отцом и взыскании алиментов с бывшего любовника, от которого она родила много лет назад, который к этому времени уже имел свою семью. Статья 49 СК РФ позволяет это. Своим прелюбодеянием эта женщина нанесла огромнейшую моральную травму обоим мужчинам. Какого было узнать её мужу, что он растил ребенка, зачатого его лучшей половиной от другого мужчины, что право быть биологическим отцом у него было украдено его законной женой? А какой моральный ущерб нанесла эта прелюбодейка через много лет её бывшему любовнику, его теперешней семье, жене, детям, родным и близким?
Я не удивлюсь, если в ближайшее время на передаче «Пусть говорят!» нам продемонстрируют факт удовлетворения судом иска проститутки к богатенькому пациенту об установлении отцовства и взыскании алиментов. Статья 49 Семейного кодекса допускает это: «суд принимает во внимание любые доказательства, с достоверностью подтверждающие происхождение ребенка от конкретного лица». Закажут платный тест на ДНК — вот и доказательства. А православный ведущий передачи Андрей Малахов будет «впервые» красочно рассказать о «предательстве» отца. А после передачи появятся и агентства по предоставлению услуг по добыче таких доказательств в суде. Дело то для агентства прибыльное.
Русская Православная Церковь активно выступает за недопустимость пропаганды сексуальных извращений. Правильно! Сексуальная распущенность в любом ее виде и форме является нарушением Седьмой Заповеди. Но, ни гомосексуалисты, ни лесбиянки никогда не произведут на свет незаконнорожденного ребенка.
Седьмая Заповедь направлена, прежде всего, на исключение самого тяжелого последствия от прелюбодеяния — незаконнорожденного ребенка, поскольку совершенным прелюбодеянием жена фактически крадет у мужа право быть отцом в заключенном браке. Всю свою жизнь такой ребенок будет нести на себе пятно позора и бесчестия, которое возложили на него прелюбодеи. Но, ни гомосексуалисты, ни лесбиянки никогда не произведут на свет незаконнорожденного ребенка.
Сейчас же, по моему мнению, идет массовое насаждение и пропаганда прелюбодеяния, но почему-то нет активного осуждения прелюбодеяния и прежде всего самого тяжелого последствия от такого греха — незаконнорожденного ребенка со стороны Русской Православной Церкви.
Уважаемый Патриарх, как создавшееся положение в России с ценностью семьи увязывается с учением Иисуса Христа, которое провозглашает истину о том, что взаимоотношения между мужчиной и женщиной — семейные узы — являются пожизненными? Почему Русская Православная Церковь не бьёт во все колокола о создавшемся положении?
Разрушение семьи влечет за собой экономические беды, потому что в результате этого увеличивается количество отказных и брошенных детей: в России миллионы беспризорников. Распад семьи отрицательно сказывается и на воспитании детей, потому что наилучшее, полноценное воспитание дети могут получить только в полноценной семье. Врачи утверждают, что развод крайне отрицательно сказывается на здоровье граждан: разведенные болеют чаще, чем семейные, и живут меньше.
Нельзя закрывать глаза и делать вид, что ничего не происходит, когда речь идет об угрозе существования самого государства: воспроизводство коренного населения (русских, татар, башкир, украинцев и др.) в 21 веке катастрофически падает. Без войны, без влияния Запада численность только русского населения в России уменьшается ежедневно на 1000-1500 человек, в среднем — на полмиллиона ежегодно, что подтверждается проведенными переписями.
Призываю Вас принять решительные меры по пресечению пропаганды разврата, прелюбодеяния и экстремизма на каналах телевидения и радио, по восстановлению семейных ценностей и института отцовства в России.
С уважением Валентин
Из обращения от 25.08.2012

6 апреля 2012 года в Сергиевском зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось первое заседание Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства. Со вступительным словом к собравшимся обратился Предстоятель Русской Православной Церкви.

Приветствую всех членов Комиссии по вопросам защиты семьи и материнства, а также приглашенных гостей. Особо приветствую Павла Алексеевича Астахова, который только что подписал соглашение с Преосвященным владыкой Пантелеимоном. Надеюсь, на основе этого соглашения будет развиваться конкретное сотрудничество Церкви и подчиненного Вам ведомства, и не только ведомства, но и всей той важной сферы общественной жизни, к которой Вы как уполномоченный представитель при Президенте имеете непосредственное отношение. Дай Бог, чтобы нашими совместными усилиями были преодолены все существующие шероховатости, с тем чтобы мы могли, объединив усилия, достичь того результата, который является архиважным для будущего всей нашей страны.

Позвольте мне сказать несколько слов относительно вопросов, связанных с защитой семьи, с защитой материнства и детства. Тот факт, что мы употребляем слово «защита», уже есть некий сигнал неблагополучия. Когда все благополучно, тогда и защищать не нужно. Но если мы говорим о необходимости защищать материнство, детство, природу, значит, речь идет о неблагополучии. А неблагополучие, связанное с семейной жизнью, имеет самое непосредственное отношение к тому, будет ли благополучной или неблагополучной жизнь нашей страны. Никакие экономические реформы, никакая модернизация, никакие инвестиции, никакая развитая инфраструктура, никакие высочайшие достижения в области науки, техники, образования, культуры не сделают ничего радикального для изменения к лучшему жизни нашей страны, если народ наш будет вымирать.

Тема демографии имеет, конечно, ярко выраженное политическое измерение, связанное с безопасностью Отечества. Но при этом проблема демографии имеет некую первопричину, которая лежит в помрачении нравственного сознания современного человека. И Церковь в первую очередь обращает внимание на первопричину, отдавая себе отчет в том, насколько важны последствия демографического неблагополучия для жизни нашего народа.

Семья является Богом установленной ценностью. Вообще, не существует иных Богом установленных институтов, кроме семьи и Церкви. Все остальное является результатом общественного развития, эволюции общественного сознания, а вот семья и Церковь установлены Богом. Поэтому у Церкви особое отношение к сохранению семьи. Мы знаем, что история рода человеческого началась с семейных отношений. Семья была призвана формировать человеческую личность, развивать в человеке Божий образ, содействовать такому умственному, нравственному, духовному, физическому развитию человеческой личности, которое обеспечило бы поступательное развитие всей человеческой цивилизации. Семья, действительно, — колыбель человечества: и человек как личность, и весь род человеческий формируются в семье. Что происходит в семье, то проецируется на жизнь общества и всей человеческой цивилизации.

Мы можем утверждать, что семья в России, на всем постсоветском пространстве, в Европе и во всем мире переживает сегодня тяжелейший кризис. Если мы сконцентрируемся сейчас только на российской ситуации (хотя одновременно в моем сознании сохраняется озабоченность, касающаяся положения семьи в других странах, которые входят в каноническую юрисдикцию Московского Патриархата), то и на примере России мы сможем поговорить о том, что происходит на всем бывшем постсоветском пространстве. Наше общество приходит в ужас от сообщения о том, как двое молодых людей убивают своего ребенка, а затем заявляют, что он пропал, обрекая весь город и всю страну на глубочайшие переживания. Это сообщение сменяется другим: как отец убивает свою дочь только потому, что она не хотела есть кашу. Далее эти новости чередуются с ужасной информацией о детских суицидах, о том, с какой легкостью дети и подростки кончают жизнь самоубийством…

Происходящее несет в себе сигналы огромной силы для каждого мыслящего, для каждого совестливого человека. А если эти сигналы не достигают сознания и сердца кого-то из телезрителей или пользователей Интернета, то это свидетельствует о его духовном и нравственном неблагополучии. Мы понимаем, что семью нельзя вырвать из общего культурного, социального, политического, экономического контекста, в котором живут люди; и на семейное благополучие влияет огромное количество факторов. Когда мы говорим о коррупции, когда мы говорим о преступности, когда мы говорим об информационной политике, отмечая неблагополучие в этих сферах, мы должны это неблагополучие проецировать и на семейные отношения.

Ну, а что же происходит в сфере семейных отношений? В нашей с вами сегодняшней дискуссии нельзя избежать фактов и статистики. Вот некоторые цифры: на 1 215 000 браков приходится почти 640 тысяч разводов, то есть больше половины. В 2011 году родилось 1 814 000 детей и произведено абортов 1 230 000 — по официальной статистике. Неофициальная статистика оперирует ужасными цифрами — 3,5 - 4 млн. абортов.

Сегодня в России около 700 тысяч детей-сирот, большинство из которых — социальные сироты, то есть сироты при живых родителях. Такого понятия в старые времена в России вообще не существовало, как до сих пор не существует в некоторых странах, где развита система солидарности, в первую очередь семейной солидарности, где даже дальние родственники сразу берут покровительство над сиротами в случае, если умирают родители. Так вот, из 700 тысяч детей-сирот 10-11 тысяч — те, от кого отказались уже в роддоме.

Число самоубийств среди подростков — это 20% от всех самоубийств. Никогда не было такой страшной цифры. По данным Генпрокуратуры 62% всех самоубийств несовершеннолетних связаны с семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих.

Подростковое пьянство: более 80% подростков употребляют алкоголь. По данным Роспотребнадзора ежедневно в России употребляет алкоголь — вдумайтесь! —33% юношей и 20% девушек начиная с 13 лет. 33% мальчиков и 20% девочек с 13 лет систематически употребляют алкоголь! По данным Государственного антинаркотического комитета из 130 тысяч молодых людей в возрасте от 15 до 35 лет, ежегодно умирающих в России, около 100 тысяч гибнет от злоупотребления наркотиками. Если исключить смерть от наркотиков, то в три с лишним раза сократится смертность среди молодых людей.

Конечно, можно пытаться решать проблемы общества политическими и экономическими методами, по всей вероятности, на уровне правительства. Именно это и нужно делать в первую очередь, но без понимания того, что в основе всего — нравственные проблемы личности, формирующейся в семье, успеха не будет. Сегодня мы должны ясно осознать: разговоры о нравственности — это не просто красивые слова, не просто рефрен, звучащий в церковной проповеди, от которого иногда отмахиваются, как от чего-то скучного или даже надоевшего. Церковь действительно изо дня в день говорит об одном и том же и не перестанет говорить, потому что состояние семьи, рождаемость, физическое и нравственное состояние молодежи — это залог выживания нашего общества, и никак не меньше.

Государство сегодня демонстрирует обеспокоенность демографической проблемой. При таких темпах спада рождаемости через 20 лет в России просто некому будет работать. Мы действительно стоим перед угрозой вымирания и потери национальной идентичности. Именно поэтому тема, которой мы сегодня посвящаем свои усилия, является темой первостепенной важности.

По данным переписи 2010 года, в России приходится 1,47 ребенка на одну семью. Для того чтобы поддержать демографический баланс, нужно 2,11-2,15 детей на семью. Другими словами, при всех усилиях, которые сегодня прилагаются со стороны государства, мы так и не достигли черты, когда можно было бы сказать, что Россия не вымирает или, по крайней мере, что вымирание страны приостановилось. Каждый из нас должен пройти свою часть пути — государство, Церковь, общественные организации, средства массовой информации.

Но нам кажется, что нужно тем не менее подумать и об иных способах и средствах преодоления острой демографической проблемы с позиции государства и с приложением усилий государственных институций. И для того, чтобы это произошло, должно произойти, в том числе, изменение в сознании наших политиков. Семья должна быть поставлена в центр озабоченности, она должна стать одним из важнейших государственных приоритетов. Об этом говорится все больше и больше, но было бы важно закрепить это в каком-то законодательном акте, пусть это будет не закон, а некое авторитетное заявление высшей власти о том, что состояние материнства, семьи и детства становится наиважнейшим приоритетом государственной политики.

Если проанализировать информационный поток, который сегодня идет на каждого человека через Интернет и телевидение, то можно убедиться в том, что в процентном отношении тема семьи, материнства и детства уступает другим темам. А это означает, что в сознании абсолютного большинства людей, в том числе влияющих на информацию, семья, материнство и детство не являются приоритетом. Вот когда материалы демографического характера, тема семьи будут занимать большее место в информационном потоке, это и будет свидетельствовать о возросшем внимании и о возросшем интересе общества, ведь, что греха таить, многие информационные источники работают на потребителя. Чем выше спрос, чем выше интерес, тем больше и отдача информационных источников.

Полагаю, было бы важно, чтобы при поддержке государства были приняты меры для решения жилищных вопросов многодетных семей. Мы видели, как энергично решался жилищный вопрос военнослужащих, военных пенсионеров, — эта программа практически завершается. Может быть, сейчас важно было бы выработать параметры программы жилищного строительства для многодетных семей. Рождение нового ребенка не должно обрекать семью на бомжевание или даже на значительное снижение комфорта проживания. Если кто-то отказывается от ребенка, потому что просто жить негде, то это не нравственная проблема — это государственная задача. Нужно вывести семью, ожидающую нового ребенка, из-под угрозы попасть за грань бедности. Хотя бы матерям четырех и более детей должны выплачиваться какие-то пособия, а работа по воспитанию детей, тяжелейший труд матери, полагаю, должен засчитываться в стаж, потому что сегодня для государства воспитание ребенка — не меньшее по важности дело, чем работа на фабрике, на заводе, в офисе или в каком-то другом месте.

Я хотел бы коснуться темы возможной реорганизации органов опеки. Не наше дело давать конкретные советы, но вот в чем мы видим свой долг: достаточно ясно сказать, что органы опеки не должны ассоциироваться с неким репрессивным механизмом, направленным на изъятие детей из семей, направленным на то, чтобы воздействовать на семейную ситуацию непременно репрессивными методами. Органы опеки должны быть в первую очередь органами помощи, органами профилактики. Родители должны опираться на органы опеки, звонить туда, спрашивать совета, разделять свою скорбь, и в первую очередь органы опеки должны реагировать на это. Знаю, что во многих местах так и происходит; но, к сожалению, в очень большом количестве случаев органы опеки действуют, как репрессивный механизм.

Полагаю важным создавать центры кризисной беременности, которые желательно объединить в единую систему. Надо, чтобы женщина, сделавшая выбор в пользу жизни своего ребенка, чувствовала практическую поддержку и получала помощь со стороны государства и общества. Пока такой помощью занимаются в основном негосударственные организации; многое уже успела сделать Церковь. Мы сейчас строим общецерковную систему центров защиты жизни. Положительный пример у нас есть в Москве — под эгидой нашего Отдела по церковной благотворительности и социальному служению открыт такой центр кризисной беременности, и полагаю, что мы будем энергично двигаться вперед, содействуя открытию аналогичных церковных учреждений в епархиях Русской Православной Церкви.

Полагаю, что столь же важно скорректировать существующую сейчас государственную систему помощи многодетным. Иногда складывается впечатление, что люди, которые создавали или создают эту систему, сами не имеют опыта многодетных семей и опыта многодетности. Хотел бы привести один пример. Многодетным семьям выделяются путевки на отдых — и слава Богу, что это делается. Но при этом не предполагается отдых всей семьей: дети-подростки должны ехать в лагерь, дети-дошкольники — с одним из родителей в пансионат, а дети до трех лет в дома отдыха, предлагаемые государственной программой, вообще не принимаются. Так как же отдохнуть семьей? Полагаю, надо было бы подумать над этим. Речь должна идти о либо о каких-то компенсациях, либо об организации семейного отдыха. В частности, во многих церковных лагерях мы практикуем именно семейный отдых, обеспечивая необходимыми условиями всю семью — и родителей (а иногда даже бабушек и дедушек), и детей.

Хотел бы сказать несколько слов о возможных усилиях государства, как они нам представляются, в сфере информации и культуры. Уже было сказано, что сегодня главным источником воспитания стали телевизор и Интернет. Современную масс-культуру можно прямо назвать антисемейной — здесь и доказывать ничего не нужно. С экранов телевизоров и компьютеров слышится площадная брань, персонажи шоу-бизнеса в эфире похваляются подробностями своей личной жизни, которые никак не содействуют формированию семьи. А ведь эти люди становятся образцами для подражания, становятся некими кумирами для молодежи. И если кумир похваляется своей безнравственной жизнью, отсутствием семьи, наличием детей от огромного количества партнерш или партнеров, — что это означает? Тем самим молодежи предлагается «пример», как надо себя вести.

Мне кажется, что на центральных телеканалах должно быть выделено время для программ, прямо и привлекательно пропагандирующих семейные ценности. Должна проводиться целенаправленная кампания по созданию привлекательного образа многодетной семьи. И, конечно, желательно, чтобы в сфере кино- и телеиндустрии проводилась совершенно осознанная государственная политика, направленная на поддержку семейных ценностей, особенно через теле- и кинопродукцию, которая имеет госфинансирование. У нас должен быть социальный заказ, в том числе на соответствующую информационную и культурную политику, целью которой было бы увеличение рождаемости и оздоровление семейной жизни.

Теперь несколько слов о том, что может и должна сделать Церковь. У Церкви есть понимание того, что семья и дети являются великим даром Божиим. Каждый ребенок — это дар Божий, и многодетность является благословением для родителей. Жена спасается чадородием (см. 1 Тим. 2:15). Что значит «спасается»? Конечно, наследует Царствие Небесное и райские обители. Но ведь спасение обретается уже здесь, на земле, во внутреннем духовном состоянии человека. Полнота жизни — это не только внешний комфорт, это состояние души; и спасение дается человеку через семью.

Это не значит, что человек одинокий, по каким-то обстоятельствам не вступивший в брак или не имеющий детей, исключается из этой спасительной перспективы. Такой человек должен сам себя найти и делать в своей жизни нечто, что было бы в нравственном смысле не менее значимым, чем рождение и воспитание детей.

Церковь должна всеми мерами помогать верующим, которые несут благодатный подвиг многочадства. Полагаю, что мы должны поставить тему многодетной семьи также в центр нашей приходской жизни. Мы говорим о необходимости осуществлять в каждом приходе социальную работу, заботиться о неблагополучных семьях, о людях одиноких, престарелых, больных, об инвалидах. Но давайте скажем, что и многодетная семья должна быть в центре нашего внимания. И социальные, и приходские программы нам нужно выстраивать таким образом, чтобы они содействовали, в том числе, поддержке многодетных православных семей.

Семья, которую Церковь призвала к чадородию, не должна чувствовать себя заброшенной и тем более обманутой: услышали призыв священника, откликнулись на этот призыв, — а потом начинают сталкиваться с одной, другой, третьей проблемой… Церковь должна сделать все для того, чтобы ее призывы были поддержаны, по крайней мере, ее собственной социальной политикой в отношении многодетных семей.

Особенно важно уделять внимание воспитанию самих родителей. Следует подумать о создании общественной организации многодетных семей. Вообще, нужно поддерживать социальные связи единомышленников, а многодетные семьи — это единомышленники, и даже больше чем единомышленники. У них не только единые мысли — у них единый образ жизни. У нас есть общества рыбаков, охотников — кого только нет! Вот должны создаваться и организации многодетных семей — по крайней мере, в Церкви, а я бы предложил, чтобы такие организации создавались и в нашем обществе. Может быть, где-то это уже есть, но недостаточно для того, чтобы организовать систему солидарной нравственной поддержки — а, может быть, не только нравственной, но и материальной — тех, кто попадает в трудную ситуацию, будучи связан большим количеством обязательств по воспитанию детей.

Убежден, что помощь семье — это ключевая задача, которая стоит сегодня перед государством и Церковью. Мы все должны понять, что крепкая семья — это действительно залог нашего будущего.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

ЗА православие

Хотел бы... обсудить очень важную тему - тему семьи и ее значения для жизни современного общества и для жизни каждого человека...

""Нехорошо человеку быть одному"" (Быт. 2:18). Эти замечательные библейские слова отражают глубинные свойства человеческой природы. Мы созданы для того, чтобы пребывать в общении друг с другом, мы все принадлежим к сложному и таинственному единству, к человеческому роду. И мы входим в это единство не как детальки детского конструктора, каждую из которых можно заменить другой. Скорее мы подобны листьям, которые растут на ветвях и через ветви соединяются со стволом и корнями великого древа. Мы являемся членами семей, общин, народов, и наше благополучие как физическое, так и духовное, во многом зависит от нашего умения сохранять духовно-нравственные традиции и ценности.

Очень важную роль, в том числе и в сохранении системы ценностей, играет семья. Семья - это реальность, которая описывается следующим образом: мужчина и женщина живут вместе, хранят верность, заботятся о детях и вместе их воспитывают. Эта реальность появилась задолго до того, как возникли какие-то юридические схемы и конструкции, которые описывали феномен семьи социологически, юридически и придавали ему правовое значение. И хотя семейные традиции несомненно являются частью культуры, а семья, конечно, тоже укоренена в человеческой культуре, но тем не менее она предшествует и самой культуре, потому что по свидетельству Библии создана Богом на самой заре человеческой истории.

Поэтому мы можем утверждать, что семья - это Богом установленная институция. Семья укоренена в самой природе человеческой личности. Поэтому разрушить семью, не переформатировав этой природы, не переформатировав этого сознания, невозможно. И когда мы сегодня констатируем факт того, что институт семьи разрушается, то должны ясно понимать, что речь идет в первую очередь о разрушении самой человеческой личности. Без этого разрушения не разрушить семьи. Поэтому всякая политика, направленная на разрушение семьи, есть антигуманная политика; она бросает вызов самому существованию человеческой личности.

В семье совершается великое чудо рождения человека, в семье дети учатся любви и ответственности, в ней закладываются такие базовые понятия, как долг, честь жертвенность. Отсутствие у ребенка полной семьи или семьи вообще оборачивается, как известно, очень тяжелыми трудностями как для самого ребенка, так и для общества в целом.

Хотел бы процитировать вам слова выдающегося педагога Василия Александровича Сухомлинского, который говорил: "Главный замысел и цель семейной жизни - это воспитание детей, главная школа воспитания - это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери". Поэтому семья во всех культурах до сих пор воспринималась как состоящая из мужа, жены и детей. …Мы, взрослые и дети, особенно дети, нуждаемся в семьях, что в семьях нуждаются как отдельные личности, так и общество в целом. В последние годы подвергается серьезным опасностям сама семья, идея семьи. И эти опасности приобретают очень грозный характер. Мы сталкиваемся не просто с грехом и безответственным поведением отдельных людей (это, увы, было всегда), но с чем-то гораздо более страшным - с попытками пересмотреть само представление о семье, изменить культуру и законодательство таким образом, чтобы понятие семьи было искажено и в итоге разрушено. Это связано с определенным сдвигом в мышлении, в политике, в ценностях, в восприятии того, что считается правильным и неправильным, с навязыванием обществу ложных идеалов и кумиров. Любая жизнеспособная культура опирается на понятие долга, нравственных обязательств человека по отношению к ближним, обязательств, обусловленных самим фактом существования человека как части социума.

Сегодня человека пытаются представить изолированным индивидуумом, эгоистично ищущим удовлетворения всех своих желаний и в этих целях вступающим с другими людьми в некие договорные отношения, которые он, личность, может в любой момент разрушить, разорвать, как только эти отношения перестанут устраивать эту личность. Брак при этом воспринимается как контракт, не особо отличающийся от других контрактов. Такой взгляд на человека вроде бы подчеркивает его свободу и утверждает, так сказать, право на счастье, хотя на самом деле ведет к несчастью.

Человеческое счастье созидается самоограничением. Очень важно сконцентрировать свое внимание на этой теме. Не может быть счастья без самоограничения так же, как здоровье требует самоограничения. Мы знаем, что человек, заботящийся о своем здоровье, ограничивает себя в пище, ограничивает себя в комфортном отдыхе, предпочитает нагружать себя физически, ограничивает некоторые проявления своего инстинктивного начала, чтобы быть здоровым.

Человек как личность живет полноценной и счастливой жизнью, когда он готов отказаться от чего-то ради других, ради тех, кого он любит, ради своих близких, ради общества в целом. Австрийский психолог и философ Виктор Франкл заметил: "Быть человеком - значит всегда быть направленным на что-то или на кого-то, отдаваться делу, которому человек себя посвятил, человеку, которого он любит". Именно в семье человек учится жить для других, и именно семья первой оказывается под ударом жизненной философии, призывающей жить для себя. Эта жизнь для себя в итоге оборачивается одиночеством, потерянностью, несчастьем. Но именно ее настойчиво проповедуют определенные силы, преследующие свои коммерческие, политические или идеологические цели.

Мы видим, что в том случае, когда человек воспринимается как потребитель или элемент рыночной механики, невозможно достичь подлинного блага и реализовать предназначение человека, которое заключается в служении Богу и ближним. Поэтому мы призваны активно утверждать подлинные ценности, без которых жизнь и отдельного человека, и общества окажется под угрозой. Эти ценности - любовь, самопожертвование, преданность. И прежде всего они проявляются в семье, особенно в многодетной; в семье они формируются, укрепляются, входят в мировоззрение маленького человека, становятся его неотъемлемой природой.

Мы должны переломить недоверие и страх, которые существуют в отношении многодетности, вернуть многодетным родителям то уважение, которое они заслуживают, потому что среди всех добрых прекрасных человеческих дел рождение и воспитание детей - одно из самых великих.

Поддержка семьи - обязанность и государства, и религиозных общин, и деятелей культуры, и предпринимателей, и политиков. В наши дни, когда во многих странах предпринимаются попытки разрушить традиционные представления о семье, мы нуждаемся в международном сотрудничестве в деле защиты института семьи, детства, права родителей на воспитание детей. Мы не должны оставлять без внимания области культуры и права, в том числе права международного, иначе эти области будут полностью контролироваться приверженцами антисемейных и антидетских идеологий, с которыми мы все чаще сталкиваемся в последние годы. Поддержка и защита семьи - это долг пред Богом и пред людьми, который лежит на всех нас. Пусть благословение Божие пребывает с вами, пусть Господь даст нам мудрость и силу внести свой вклад в сохранение и укрепление семьи - того самого фактора, без которого не может существовать ни человек, ни человеческое общество.

21.12.2018

Ключевой темой Патриаршего доклада на Епархиальном собрании города Москвы стала семейная жизнь священнослужителей. Собрание проходит 21 декабря в Зале церковных Соборов Храма Христа Спасителя

Осмысление проблемы

«В этом году в нашей епархии случилась ужасная трагедия, когда священник, очевидно – больной человек, чье состояние, судя по всему, не было своевременно диагностировано, совершил убийство своей жены. От всей нашей епархии приношу глубокие соболезнования родным и близким погибшей матушки и молюсь, да причтет Господь ее с праведными и да дарует ей Царство Небесное», – сказал Святейший Патриарх Кирилл.

Святейший Владыка подчеркнул, что «эта трагедия вновь обращает нас к теме семейной жизни священнослужителей». При этом Предстоятель Русской Православной Церкви обозначил: «Одно из свойств современных средств коммуникации состоит в том, что они, обнажая недостатки в жизни общества, которые, быть может, существовали всегда, придают им не вполне соразмерный реальности масштаб. Это верно и в отношении так называемого кризиса священнических семей. Благодарение Богу, несмотря на сложности, время от времени возникающие в семьях священнослужителей (а нередко это такие же сложности, какие встречаются внутри любой другой семьи), семьи клириков в большинстве случаев сохраняются».

Но проблема, тем не менее, нуждается в осмыслении, уверен Святейший Владыка. «В последние два-три года эта тема стала предметом обсуждения с участием архиереев, священнослужителей и их жен, о чем я хорошо информирован. Далеко не со всеми оценками, звучащими в ходе этой дискуссии, можно согласиться, но уже сейчас совершенно очевидно, что недопустимо упрощать проблему, сводя ее к вопросам административного и материального характера или игнорируя влияние этих вопросов на семейную жизнь духовенства», – считает Его Святейшество.

По словам Патриарха, «мы имеем дело с целым комплексом накопленных не одним десятилетием проблем, среди которых – и общий кризис семьи, и экономические трудности, и, порой, неготовность семей будущих священнослужителей к жизненным обстоятельствам, связанным с принятием главой семьи священного сана, и многое другое».

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подчеркнул, что в духовных школах на регулярной основе должны проводиться беседы на темы семейной жизни, воспитания детей, норм общения с лицами другого пола, для чего следует приглашать опытных в семейной жизни священников. «Надо подумать и о том, чтобы сведения о христианском понимании брака были включены в учебные программы соответствующих дисциплин в рамках духовного образования будущих клириков – в существующих курсах пастырского богословия, например, эти вопросы пока что освещены недостаточно, – отметил Его Святейшество. – Те, кто намерен сделать делом своей жизни служение алтарю Господню, должны иметь осознанное евангельское представление о браке и семейной жизни».

Святейший Владыка обратил внимание на то, что во время дискуссий о кризисных явлениях в семьях духовенства много говорят о материальных и бытовых трудностях. «Это справедливо, но и преувеличивать значение этих трудностей не следует, – уверен Предстоятель Русской Православной Церкви. – В какой-то степени священнослужители разделяют жребий всего народа, находятся в той же ситуации, что и обычные люди - с подобными трудностями сталкиваются сегодня и миряне любых профессий, а в особенности те, кто, подобно священнослужителям, не могут считать себя вполне свободными в выборе места работы или в поиске средств к существованию, например, военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов, врачи и многие другие».

Не оставить в одиночестве

Но все же положение священнослужителей – особое, констатировал Святейший Патриарх Кирилл, об этом известно еще из Священного Писания, а потому «недопустимо, чтобы в затруднительных обстоятельствах жизни своей семьи священнослужитель оказался в одиночестве перед выбором между жертвой главным делом своей жизни – служением алтарю – и поиском необходимых средств к существованию».

Его Святейшество особо отметил, что «такое искушение поистине страшно, ведь каждый священнослужитель в глубине сердца понимает: когда им оставляется служение алтарю Господню, основание его жизни рушится». Священник, вверивший себя и «жизнь своих близких Богу и Церкви», не может не надеяться «на Церковь, и она не должна отказать ему в поддержке». Преосвященным викариям и отцам благочинным поручено иметь особое о том попечение.

Святейший Патриарх Кирилл одобрил деятельность попечительской комиссии при епархиальном совете города Москвы, которая «в последние годы расширяется, и в идеале должна сложиться ситуация, при которой никто из остро нуждающихся не остался бы за рамками ее внимания».

Архиерейский Собор 2017 года подчеркнул в соответствующем постановлении, что при определении места служения священнослужителя и его материального содержания важно по возможности принимать во внимание состав и численность его семьи. «К сказанному Собором я добавил бы, что обстоятельства жизни семей священников и диаконов должны учитываться настоятелями и благочинными также при составлении богослужебного расписания на приходах и при распределении отпускного времени. К примеру, семьи священнослужителей с детьми школьного возраста должны иметь приоритет при выборе времени отпуска в период летних или иных школьных каникул», – напутствовал викариев, благочинных и настоятелей.

«Опыт показывает, что доброе мудрое участие в судьбе терпящей кризис семьи во многих случаях может изменить ситуацию, – считает Предстоятель Русской Православной Церкви. – Однако важно, чтобы такие встречи не оказались формальными. В особенности следует избегать в их организации методов административного руководства. Избыточное внимание к вопросам семейной жизни со стороны начальства порой воспринимается с опаской и недоверием как вмешательство и попытка неоправданного контроля. Деликатность в этой чувствительной сфере не будет излишней».

Об аскезе, любви и семейном счастье

«Благополучная семейная жизнь, возрастание во взаимной любви - это христианский подвиг, аскетическая и – в нашем случае – пастырская задача, – подчеркнул Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. – Все ли наша собратья помнят об этом? Не в забвении ли этих основ находится корень проблемы? Да, кризис в семьях священнослужителей есть отражение – слава Богу, в меньшем масштабе – подобного кризиса в жизни народа. Но если не знающие Церкви люди сквозь свои трудности нередко бредут без евангельского ориентира, то кому, как не священнику, должно быть понятно, что кризис в семьях есть в первую очередь аскетическая неудача и грех – грех равнодушия, невнимания, оскудения любви, за которым, увы, порой следует неверность, а порой и ненависть вплоть до готовности поднять руку на самого близкого человека?! Излишне говорить, что крах семейной жизни священника неизбежно ложится мрачной тенью и на его пастырское служение. Как он будет чистым сердцем служить Церкви Христовой, когда его домашняя церковь распалась?»

Предстоятель Русской Православной Церкви упомянул о том, что обыденному сознанию свойственно судить о христианской аскезе как о каком-то наборе ограничений, пусть даже принимаемых добровольно, как о необходимом средстве обуздания зла. «Но ведь за хорошо известными словами Псалмопевца: «Уклонись от зла», – следуют другие: «И сотвори добро, взыщи мира и устремись к нему» (Пс. 33. 14), – напомнил Святейший Патриарх. – И если о том, как уклониться от зла, мы размышляем и говорим много и охотно, то о второй части этого императива Священного Писания бываем склонны забывать, считая, что благо в нашей жизни совершается само собой. А ведь именно стремление к благу, к миру Христову требует подвижнических усилий обеих сторон супружеского союза и особенно - главы семьи, облеченного священным саном», – подчеркнул Его Святейшество.

Семейное счастье – это не только о молодости, отметил Патриарх: «Общая молитва, сохранение взаимной любви и возрастание в ней, обретение общего взгляда на мир, способность хранить внимательное, благодарное и признательное отношение друг к другу, великодушное терпение, умение слушать и слышать - все это должно быть содержанием ежедневного духовного подвига священнослужителя и его супруги, причем не только в период становления молодой семьи, но и – это не менее важно – много позже, в годы зрелости и даже в преклонном возрасте».

Семья священника – в первых рядах его паствы

Предстоятель Русской Православной Церкви обратил внимание на то, что у священника есть ответственность за паству, но также и за собственную семью: «Жертвенность пастыря – это, в первую очередь, готовность жертвовать собой, своими силами, своим вниманием, своим отдыхом и временем. Но это не означает, что следует полностью жертвовать ближними! Всегда ли отцы внимательны к своим супругам? Не бывает ли так, что занятый пастырскими трудами священник не смотрит на настроение жены, на ее нужды, не замечает ее усталости, оставляет ее наедине со скукой и однообразием домашних дел? Внимательное и чуткое отношение к прихожанам есть норма пастырского поведения. А ведь не в меньшей мере в таком внимательном и чутком отношении нуждаются домашние священника и в первую очередь – та, кто связала с ним и его служением свою жизнь. Она вместе с детьми – в первых рядах его паствы».

Если учитывать все это, многие из упомянутых выше житейских трудностей не будут иметь рокового характера, полагает Святейший Патриарх Кирилл. Даже вопрос готовности семьи к священству мужа теряет свою болезненность и остроту. «Да, не всегда супруга священника или диакона с первых дней может вполне понести связанные с ее положением обязанности и определенные ограничения, действительные или мнимые тяготы. Но там, где есть подлинная общность жизни и не угасает взаимная любовь и привязанность, там рано или поздно формируется и мировоззренческое единство, общий взгляд на вещи, единомыслие и готовность к несению тягот друг друга и исполнению закона Христова (ср.: Гал. 6, 2)», – отметил Предстоятель Русской Православной Церкви.

Благодарность матушкам

Почему, чтобы стать священнослужителем, нужно уже быть женатым? Святейший Патриарх напомнил об истоках этой традиции. «Традиция избрания на диаконское и пресвитерское достоинство состоящих в браке людей – это не просто древний обычай нашей Церкви. Это свидетельство ее мудрости, вдохновленной Духом Святым; это широко распахнутое окно возможностей для деятельного распространения правды Христовой в мире. Именно поэтому апостол Павел в послании к Тимофею (см.: 1 Тим. 3. 4); напоминает нам, что способность хорошо управлять своим домом есть один из критериев доброго пастырского служения», – подчеркнул Его Святейшество.