Миром правит бог. Часто говорят: «Миром правит дьявол»

Виллем ван Гемерен

Хотя идея правления миром явно не излагается в Бытии 1- 2, она служит идейным стержнем повествования о сотворении мира. Сущность Божьего правления ярко проявляется в том, что Он, по благоволению Своему и милости, участвует в жизни сотворенного Им мира. Бог царствует над творением, поскольку, как свидетельствуют повествования книги Бытие, небеса и земля существуют благодаря Богу, а не наоборот. Мир существует не по необходимости — напротив, Бог сотворил его по изволению Своему и продолжает участвовать в жизни творения, справедливо, чинно и премудро управляя им.

Завет правления

Постоянные отношения, в которых Бог состоит с природой, можно именовать заветом правления, хотя слово «завет» в этом смысле используется в Писании нечасто. В стихе книги пророка Иеремии, где упомянуто о Божьем «завете … о дне и ночи и уставах неба и земли» (Иеремия 33:25), слово «завет» (1/гИ) составляет параллель слову «уставы» (huqqot, Иов 38:33; Иеремия 31:35, и huqqim, Иеремия 31:36). В смене дня и ночи, времен года, а также морских приливах и отливах Иеремия усматривает Божье благоволение и милость к небу, Земле, Солнцу, Луне, звездам и морю. Благоволение и милость Творца к природе служит образом особых, заветных отношений Его с избранным Им народом. Иеремия говорит, что, если Бог хранит Свой завет с творением, Он тем более будет заботиться о Своих детях, с которым состоит в завете (стихи 35-36; 33:25-26), и о потомках Давида, которым Он также поклялся в верности (стих 26; ср. 2 Царств 7:15).

Говоря об отношении Бога к творению, я предпочел бы пользоваться словом «правление», а не словом «завет»; идея «правления» была глубоко укоренена в богословской вере Израиля. В Псалме 148 Божье царственное правление описано с помощью различных образов и понятий. Этот псалом призывает все творение славить Господа: он обращен к жителям небес и небесным светилам (ангелам, воинствам небесным, Солнцу, Луне, звездам), творениям, обитающим на земле и в море (морским существам, плодовым деревьям, кедрам, зверям, домашним животным, птицам, царям, народам, князьям, правителям, юношам, девицам, старикам и детям), а также неодушевленной природе и природным явлениям (молнии, граду, снегу, облакам, бурному ветру, горам и холмам). И здесь псалмопевец говорит о «повелении», или «уставе» (hoq, стих 6) как том, в чем проявляется правление Господа. Образ Владыки, наделенный здесь чертами антропоморфизма, выписан с трепетным отношением: имя Его превознесено и «слава Его на земле и на небесах» (стих 13). Наконец, в созвучных речениям Иеремии словах пророк говорит о том, как Бог заботится о Своем народе: «Он возвысил рог народа Своего, славу всех святых Своих, сынов Израилевых, народа, близкого к Нему» (стих 14). И пророк Иеремия, и псалмопевец начинают с общих истин, говоря о том, что Бог заботится обо всем творении, а затем рассказывают о том, как Он печется о Своем народе.

Свойства правления

Правлению Божьему свойственен порядок. Творя мир, Бог учредил порядок, и даже после грехопадения Он продолжал поддерживать его (Бытие 8:22). Сотворенный мир не является непредсказуемым образованием или рядом сменяющих друг друга бессвязных и бессмысленных обстоятельств. Человек не просто может изучать вселенную, — он призван делать это по повелению Создателя, Который правит творением по Своему совершенному замыслу.

Правление Божье служит свидетельством Его полновластия. Пророк Исайя изображает мир как проявление Божьей власти над творением. Пророк говорит о Боге, Искупителе Своего народа, как о Творце небес и земли (44:24). Бог делает ничтожными магические заклинания, чары и гадания языческих мудрецов (стих 25) и утверждает Свое Слово, изрекаемое пророками (стих 26). Его совет состоится, даже если для этого понадобится, чтобы иссохли реки (стих 27), или воцарился перс Кир (стих 28). Исайя возвещал Яхве как единого Бога, Который Словом Своим сотворил вселенную, тем самым заявив о Своей полной власти над миром (45:5-6), и Который явит всем родам, что Он «Господь, и нет иного» (стих 6). Затем пророк бросает вызов всем сомневающимся и насмешникам и сравнивает Творца с горшечником, Который властен вылепить из глины все, что ему угодно:

«Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику: «что ты делаешь?»» (стих 9)

Полновластие Творца проявляется в том, что по замыслу, премудрости и благодати Своей Он непрестанно совершает намерения Свои о мире и, в особенности, о детях Своих (стихи 11-25).

Правлению Божьему свойственна верность. Бог обладает полнотой всей власти над миром, однако это власть не диктатора, а благого, благодетельного Владыки. Вселенная не только сотворена из ничего, но сохраняется в своей тварной сущности благодаря непрестанному взаимодействию с нею Бога, Который, утверждая ее в Своей непреходящей верности, не дает ей «ускользнуть» от Него и ввергнуться в небытие; поэтому вселенная обладает такой устойчивостью, которую она не могла бы сохранять сама по себе, являясь сложнейшей системой взаимозависимых объектов и процессов.

Божье правление в христологическом ракурсе

Правление Бога над творением можно рассматривать в христологическом ракурсе. Мир был создан, но не был освящен. По представлениям древних евреев, мир складывался из несвятого и святого, чистого и нечистого. То, что в повествовании о творении повторяется слово «хорошо» (или звучит фраза «хорошо весьма»), указывает на то, что Богу было угодно взирать на вселенную с благоволением. Однако освятил Он лишь день Субботний! Мир в целом оставался неосвященным. Вследствие грехопадения и последовавших за ним преступлений (Бытие 3-11; см. Часть 2), освящение было уже не только возможным, но необходимым. Израиль, живший в окружении нечестивых народов, был призван стать святым народом Божьим и жить свято перед лицом Всевышнего. Для израильтян повествование о творении имело эсхатологический смысл. Получив особый статус заветного народа, израильтяне вкусили обетовании Божьих и получили уверение в том, что в Земле обетованной их ждет большее благословение. Поэтому пророки, облеченные силой и вдохновением свыше, вещали о грядущем восстановлении всего сущего в мессианскую эпоху. Иисус, Второй Адам, положит начало этой великой эпохе искупления, которой с надеждой ожидает все творение (Римлянам 8:19-21).

По замыслу Бога Отца, Сын Его Иисус должен был стать Искупителем вселенной (Колоссянам 1) и привести все сущее к Богу. Христологический ракурс представляет собой резкую противоположность понятиям порядка, власти, верности и благости, поскольку Бог не пощадил Сына Своего ради искупления человечества и мира. Торренс пишет: «Именно благодаря величайшему проявлению любви Божьей к миру в Иисусе Христе [язычники] познали, что мир не только создан Богом, но и бесконечно любим Им». И хотя в мире нередко происходят общественные потрясения и стихийные бедствия, хотя он порой представляется хрупким, вера во Христа порождает в нас убежденность в «постоянстве любви премудрого Бога».

Библейское учение о Божьем правлении над сотворенным миром соотносится с доктриной об искуплении. Творение имеет цель, Їеїов. Бог, Который по благоволению, благодати и могуществу Своему правит творением, направляет его к цели: новому творению в Иисусе Христе, Сыне Его (Галатам 6:15). Мы ожидаем откровения нового творения в полноте, а Бог уверяет нас в том, что Он постоянно печется обо всем творении в целом и, в особенности, о Своих детях. Наш Господь Иисус засвидетельствовал о любви Отца к творению, сказав, что Бог Отец повелевает солнцу восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Матфея 5:45), и что Тот, Кто печется о птицах небесных и лилиях полевых, знает о нуждах Своих детей (6:25-32).

Миром правит Бог и потому
Даже Путин молится ему...
Коммунисты, комсомольцы-
Все сегодня богомольцы...
Но партийные билеты берегут.
С Нами Бог и всё у нас зер гут.

13.04.2019 Михаил Стихоплётов

В рядах КПСС состояли:
Ельцин,Путин, Шойгу и Чубайс.
Россия является правопреемницей СССР.
Но не сохранила Советский флаг и герб.
Упразднены советские праздники.
Трудовые сбережения советских граждан
перешли в собственность олигархов
и вывезены беспрепятственно за рубеж.
Теперь идёт пересмотр итогов ВОВ.
ГДР сдали. Украину сдали.
Песни поём английские и блатные.
Проклинаем и оплёвываем своё прошлое.
Украина пошла по Ельцинскому пути.
Это он пресмыкался перед Клинтоном,
Коллем, Шираком и прочими.
Нет дней культуры Украины в России
и дней России на Украине.
Андрей Козырев в США. Наши олигархи
живут в США, Франции, Англии и в Израиле.
Засилие микрокредиторов, террористов и аферистов.
Люди, одумайтесь. Жизнь одна.
Прекращайте разврат. Не бросайте своих детей.
Мир на краю пропасти.

Рецензии

А недавно я совершенно точно выяснила,что Бог есть. И будет нам по делам нашим.
Час назад я начала писать стих-е:

Мир сошел с ума!
Ты это знаешь?
Знаешь? Знаешь?
Знаешь и молчишь!

Остановилась на этом, затем обнаружила Ваше произведение и поняла,что была не права:не все молчат. Одна моя знакомая,очень честный и порядочный человек, сказала мне:"Лолита,ну,если бы ты там была, ты бы тоже воровала". Получается,что мы злимся на них не за то,что они воруют, а за то, что нам не удалось пролезть к кормушке?
Воистину,каждый народ достоин своих правителей.На Востоке вору рубили руку?
А потом ему пенсию по инвалидности плати? Нет. Сделать на тыльной стороне ладони татуировку:"ВОР" и раз в году, чтобы освидетельствовал ее наличие.Дешево и сердито.
Спасибо.У меня - все. Удачи всем!

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора . Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом . Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании

Пески, бинты, погони и злые силы - на все это можно вдосталь насмотреться в новом приключенческом блокбастере режиссёра Алекса Куртцмана «Мумия» производства кинокомпании Universal Pictures. Премьера его на русскоязычном пространстве состоялась 8 июня, спустя 85 лет после выхода оригинального фильма и 18 лет - после его ремейка 1999 года.

В главных ролях снялись Том Круз (Ник Мортон), София Бутелла (Аманет), Аннабелль Уоллис (Дженни Хэлси) и Рассел Кроу (доктор Джекилл и мистер Хайд).

Основная фабула такова: Ник Мортон - боец спецподразделения в Северном Ираке - отправляется на поиск сокровищ и попадает в странную подземную пещеру, где находит саркофаг с мумией египетской принцессы. Вместе с ученым-антропологом Дженни Хэлси и группой солдат находка отправляется в Лондон по воздуху. Однако в небе случается инцидент и самолет терпит крушение, в котором выжить удается Нику и мумии.

К слову, это первый раз за всю многолетнюю историю фильмов о мумиях, когда ожившее мумифицированное зло играет женщина, что придает картине этакий лёгкий феминистический налет. Суть в том, что в свое время судьба несправедливо обошлась с принцессой Аманет, и вот спустя пять тысяч лет она просыпается ото сна, обретает свободу, и теперь ей ничто не помешает обрушить всю свою ярость на человечество. Её трудно остановить даже целой армией, поскольку восставшая из мертвых мумия повелевает стихиями и хорошо знакома с магическими ритуалами. К счастью, существует человек, которому под силу тягаться с разгневанной дочерью фараона. Правда, сразу он и не подозревает о своём предназначении. А ещё Аманет ожидает неприятный сюрприз в виде одного эксцентричного знатока древнего мира.

Если говорить о съемках, то зрителя определённо ждет классика жанра. Честно признаюсь, мы уже избалованы спецэффектами и фильмами ужасов разного порядка, потому бегущие за героями ожившие мертвецы, размахивающие остатками рукавов одежды, мне показались слегка смешными. Что не умаляет отлично снятых сцен в воздухе во время крушения и подводных эпизодов. Хороши и апокалипсические кадры. Но в какой-то момент все же приходит в голову ироничная мысль: «Вот что бывает, если по-настоящему рассердить красивую женщину (даже если она - мумия)». И на ту же тему звучит фраза Ника, обращённая к принцессе: «Прости, мы никогда не будем вместе, и дело не во мне, а в тебе». Ничего удивительного - барышня довольно своеобразно себя ведёт, всячески покушаясь на своего избранника. Правда, цель у неё - даровать тому власть над смертью. Ну, а чем это закончится, смотрите в кинокартине.

Порадовал и миляга доктор Генри Джекилл/мистер Хайд. В фильме он изучает биохимию, нейрохирургию, интересуется инфекционными болезнями и, кроме прочего, является адвокатом. Интересно прозвучала его реплика: «Если зло патогенно, то непременно должно найтись лекарство». Хорошо, если бы так произошло и в нашей реальности. В данном же сценарии основной упор сделан на моральном аспекте борьбы и сосуществования добра и зла внутри человека. Тот же Генри в финале картины небезосновательно заявляет: «Порой одолеть монстра под силу лишь другому монстру». Только вот что возобладает внутри существа в итоге - человек или монстр? Этот вопрос пока остаётся открытым.

Тем более что Universal Pictures затеяла большой проект, в котором вслед за Marvel, Walt Disney Pictures и Warner Brothers решила создать свою новую киновселенную - Dark Universe («Темная Вселенная»), которую будет заселять различными героями, рассказывая в последующих фильмах о таких персонажах, как Человек-невидимка, Дракула, Ван-Хельсинг, Человек-волк, Горбун из Нотр-Дама, Призрак Оперы, Франкенштейн и т. д. Ну, а первой на поле боя была выпущена Мумия.

Что ж, старт неплохой, однако настоящий интерес вызывает продолжение. В финале фильма хочется узнать, что же будет в следующих сериях. И это выглядит вполне удачно и обнадёживающе.

Из истории создания фильма

Сценарий создан Джоном Спэйтсом и Кристофером МакКуорри. Этот перезапуск «Мумии» отличается от классической трилогии своим подходом к мифологии и тем, что действие происходит в наши дни.

Слоган фильма «Welcome to a new world of gods and monsters» («Добро пожаловать в новый мир богов и монстров») - цитата из фильма «Невеста Франкенштейна» (1935), производством которого также занималась студия Universal Pictures. В том фильме снимался Борис Карлофф, который сыграл роль Имхотепа в оригинальном фильме «Мумия» (1932). Кроме того, эта фраза была использована, когда придумывали название для фильма «Боги и монстры» (1998), где снимался Брендан Фрейзер, который, в свою очередь, снимался в фильме «Мумия» (1999).

Съёмки начались 3 апреля 2016 г. в Оксфорде, а затем частично проходили в Суррейи в Лондоне. Позже съёмочная группа переместилась в Намибию, где за две недели сняла последние сцены и закончила съёмочный процесс 13 августа 2016 г.

Сцена в невесомости снималась реально, без добавления компьютерной графики. На это ушло 2 дня и 64 дубля. Все происходило во Франции, недалеко от Бордо, в настоящем самолете, который поднимался на высоту около 13 километров, а затем в нём на 20 секунд отключали двигатели, чтобы появилось ощущение невесомости. В эти секунды и велась съемка. Почти всех, кроме Тома Круза и Аннабелли Уоллис, при этом сильно тошнило, но актеры в результате остались очень довольны тем, что сцену удалось снять вживую, без применения компьютерной графики.

Том Круз проходил кастинг на роль главного героя фильма образца 1999 года, однако режиссер Стивен Соммерс предпочел ему Брендана Фрэйзера. И теперь, спустя 18 лет, Круз все-таки играет главную роль, но уже в перезагрузке франшизы.

Это не первый фильм ужасов с участием Тома Круза. Ранее он снимался в картине «Интервью с вампиром» (1994). Однако это первое сотрудничество между Томом Крузом и Расселлом Кроуном.

Внешний вид мумии и пол были изменены после того, как создатели фильма увидели сцену с появлением Апокалипсиса, которую показывают после титров фильма «Люди Икс: Дни минувшего будущего» (2014).

Студия Universal одно время занимала лидирующую позицию в жанре ужасов. Начиная с фильма «Дракула» (1931) и последующие несколько десятилетий студия была известна именно по проектам в этом жанре.

Остаётся добавить, что кинокартину «Мумия» можно посмотреть в кинотеатре «Беларусь» по 21 июня включительно.

Пески, бинты, погони и злые силы - на все это можно вдосталь насмотреться в новом приключенческом блокбастере режиссёра Алекса Куртцмана «Мумия» производства кинокомпании Universal Pictures. Премьера его на русскоязычном пространстве состоялась 8 июня, спустя 85 лет после выхода оригинального фильма и 18 лет - после его ремейка 1999 года.

В главных ролях снялись Том Круз (Ник Мортон), София Бутелла (Аманет), Аннабелль Уоллис (Дженни Хэлси) и Рассел Кроу (доктор Джекилл и мистер Хайд).

Основная фабула такова: Ник Мортон - боец спецподразделения в Северном Ираке - отправляется на поиск сокровищ и попадает в странную подземную пещеру, где находит саркофаг с мумией египетской принцессы. Вместе с ученым-антропологом Дженни Хэлси и группой солдат находка отправляется в Лондон по воздуху. Однако в небе случается инцидент и самолет терпит крушение, в котором выжить удается Нику и мумии.

К слову, это первый раз за всю многолетнюю историю фильмов о мумиях, когда ожившее мумифицированное зло играет женщина, что придает картине этакий лёгкий феминистический налет. Суть в том, что в свое время судьба несправедливо обошлась с принцессой Аманет, и вот спустя пять тысяч лет она просыпается ото сна, обретает свободу, и теперь ей ничто не помешает обрушить всю свою ярость на человечество. Её трудно остановить даже целой армией, поскольку восставшая из мертвых мумия повелевает стихиями и хорошо знакома с магическими ритуалами. К счастью, существует человек, которому под силу тягаться с разгневанной дочерью фараона. Правда, сразу он и не подозревает о своём предназначении. А ещё Аманет ожидает неприятный сюрприз в виде одного эксцентричного знатока древнего мира.

Если говорить о съемках, то зрителя определённо ждет классика жанра. Честно признаюсь, мы уже избалованы спецэффектами и фильмами ужасов разного порядка, потому бегущие за героями ожившие мертвецы, размахивающие остатками рукавов одежды, мне показались слегка смешными. Что не умаляет отлично снятых сцен в воздухе во время крушения и подводных эпизодов. Хороши и апокалипсические кадры. Но в какой-то момент все же приходит в голову ироничная мысль: «Вот что бывает, если по-настоящему рассердить красивую женщину (даже если она - мумия)». И на ту же тему звучит фраза Ника, обращённая к принцессе: «Прости, мы никогда не будем вместе, и дело не во мне, а в тебе». Ничего удивительного - барышня довольно своеобразно себя ведёт, всячески покушаясь на своего избранника. Правда, цель у неё - даровать тому власть над смертью. Ну, а чем это закончится, смотрите в кинокартине.

Порадовал и миляга доктор Генри Джекилл/мистер Хайд. В фильме он изучает биохимию, нейрохирургию, интересуется инфекционными болезнями и, кроме прочего, является адвокатом. Интересно прозвучала его реплика: «Если зло патогенно, то непременно должно найтись лекарство». Хорошо, если бы так произошло и в нашей реальности. В данном же сценарии основной упор сделан на моральном аспекте борьбы и сосуществования добра и зла внутри человека. Тот же Генри в финале картины небезосновательно заявляет: «Порой одолеть монстра под силу лишь другому монстру». Только вот что возобладает внутри существа в итоге - человек или монстр? Этот вопрос пока остаётся открытым.

Тем более что Universal Pictures затеяла большой проект, в котором вслед за Marvel, Walt Disney Pictures и Warner Brothers решила создать свою новую киновселенную - Dark Universe («Темная Вселенная»), которую будет заселять различными героями, рассказывая в последующих фильмах о таких персонажах, как Человек-невидимка, Дракула, Ван-Хельсинг, Человек-волк, Горбун из Нотр-Дама, Призрак Оперы, Франкенштейн и т. д. Ну, а первой на поле боя была выпущена Мумия.

Что ж, старт неплохой, однако настоящий интерес вызывает продолжение. В финале фильма хочется узнать, что же будет в следующих сериях. И это выглядит вполне удачно и обнадёживающе.

Из истории создания фильма

Сценарий создан Джоном Спэйтсом и Кристофером МакКуорри. Этот перезапуск «Мумии» отличается от классической трилогии своим подходом к мифологии и тем, что действие происходит в наши дни.

Слоган фильма «Welcome to a new world of gods and monsters» («Добро пожаловать в новый мир богов и монстров») - цитата из фильма «Невеста Франкенштейна» (1935), производством которого также занималась студия Universal Pictures. В том фильме снимался Борис Карлофф, который сыграл роль Имхотепа в оригинальном фильме «Мумия» (1932). Кроме того, эта фраза была использована, когда придумывали название для фильма «Боги и монстры» (1998), где снимался Брендан Фрейзер, который, в свою очередь, снимался в фильме «Мумия» (1999).

Съёмки начались 3 апреля 2016 г. в Оксфорде, а затем частично проходили в Суррейи в Лондоне. Позже съёмочная группа переместилась в Намибию, где за две недели сняла последние сцены и закончила съёмочный процесс 13 августа 2016 г.

Сцена в невесомости снималась реально, без добавления компьютерной графики. На это ушло 2 дня и 64 дубля. Все происходило во Франции, недалеко от Бордо, в настоящем самолете, который поднимался на высоту около 13 километров, а затем в нём на 20 секунд отключали двигатели, чтобы появилось ощущение невесомости. В эти секунды и велась съемка. Почти всех, кроме Тома Круза и Аннабелли Уоллис, при этом сильно тошнило, но актеры в результате остались очень довольны тем, что сцену удалось снять вживую, без применения компьютерной графики.

Том Круз проходил кастинг на роль главного героя фильма образца 1999 года, однако режиссер Стивен Соммерс предпочел ему Брендана Фрэйзера. И теперь, спустя 18 лет, Круз все-таки играет главную роль, но уже в перезагрузке франшизы.

Это не первый фильм ужасов с участием Тома Круза. Ранее он снимался в картине «Интервью с вампиром» (1994). Однако это первое сотрудничество между Томом Крузом и Расселлом Кроуном.

Внешний вид мумии и пол были изменены после того, как создатели фильма увидели сцену с появлением Апокалипсиса, которую показывают после титров фильма «Люди Икс: Дни минувшего будущего» (2014).

Студия Universal одно время занимала лидирующую позицию в жанре ужасов. Начиная с фильма «Дракула» (1931) и последующие несколько десятилетий студия была известна именно по проектам в этом жанре.

Остаётся добавить, что кинокартину «Мумия» можно посмотреть в кинотеатре «Беларусь» по 21 июня включительно.

Ирина ДАРЬИНА

Андрей Ткачев

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «Миром правит Бог и только Бог»


Связующее звено истории. Об архимандрите Иоанне (Крестьянкине)

Отец Иоанн (Крестьянкин) – это один из тех людей, которые являются живым звеном, соединяющим историю. А у нас было много обрывов в истории, много обвалов, когда легко было вообще забыть, чем были русские люди. Потому что возникают иногда вопросы: чем стали русские люди? те русские люди, которые живут сегодня, они как-то идентичны тем, которые были при Алексее Михайловиче, или при Иоанне Грозном, или при Александре Невском? Для того, чтобы не распалась связь времен, Господь по доброте Своей дает нам эти закаленные крепкие цепи, драгоценными звеньями которых являются люди праведные, соединяющие в себе несколько эпох.

Отец Иоанн, без сомнения, человек-эпоха. Это человек, который заслужил всенародную любовь тем, что не жалел себя и был терпелив перед гонениями за веру в те времена, когда верить было одним – страшно, другим – стыдно, а третьим само слово «Бог» было непонятно – оно ушло из лексикона. Конечно, это драгоценная душа, это исповедник, терпеливый человек, битый из-за Господа, битый и мученый. И сохранивший радость! Заметьте, его проповеди в основном о вере, о доверии, о радости, о том, что «страха же вашего не убоимся, ниже смутимся: яко с нами Бог», то есть о том, что Бог правит миром.

Были люди, которые после опыта тюрьмы сказали, что Бога нет, как это сделал, например, Варлам Шаламов, сын священника. «Если бы Бог был, – сказал Варлам Шаламов, – то не было бы Соловков, не было бы ГУЛАГа и не было бы всего того, что связано с лагерями советской эпохи». Но были и другие люди. Если бы был только Варлам Шаламов, то либералы бы сказали: вот, пожалуйста – чем вам не авторитетное свидетельство того, что Бога нет? Но люди, повторюсь, были разные: был отец Иоанн (Крестьянкин) и другие, подобные ему; были и такие, как, например, Солженицын, который нашел Бога в тюрьме – он не знал Бога до тюрьмы, он нашел Бога в тюрьме и в лагерях. А Шаламов потерял Бога в лагерях. Отец Иоанн – это человек, который не находил Бога в лагере и не терял Бога в лагере: он нашел Бога до лагеря, и он Его не потерял в лагере.

И он говорил: при всем этом разливанном море страстей и грехов, пожалуйста, не думайте, что миром правит… А кто миром правит? Спросите у современного человека на улице: «Как вы думаете, кто правит миром?» Бильдербергский клуб? Ротшильды? Рокфеллеры? Всемирная биржа? Еврейский заговор? Масоны? Кто? Давайте глубже: деньги, страх, голод, секс? Что правит миром? Это вечные вопросы, и люди говорят: да, страх, конечно; похоть, конечно: голод, конечно. А отец Иоанн, погруженный внутрь всей этой проблематики, говорил: «Перестаньте, возлюбленные мои, Богом любимые и Богом спасенные люди! Миром правит Бог и только Бог. И больше никто не правит миром». И это при том, что следователь тебя может на допросе избить, урки могут тебя в камере унизить, и тебе есть нечего, и ты осужден за одно то, что веришь: у мира есть Творец. И при всем том, что такое творится, что братья становятся предателями – предавали же своих, он, отец Иоанн, был сдан органам лже-братьями, – так вот при всем этом он говорил: «Други мои, миром правит Бог и только Бог!» Никто больше. Не КПСС, не Госдеп, не еврейские и масонские общества, не Ротшильды-Рокфеллеры, не нефтяная биржа – это всё детский лепет на лужайке. Миром правит Бог!

И он доказывал это своей жизнью. И люди шли к нему, потому что русские люди – может быть, как никто больше среди других христианских народов – сохранили это детское чувство стремления к праведности. Они, как писал Достоевский, понимают, что лично каждый из них далеко не праведен. Каждый говорит: я знаю, что я грешен, что жизнь моя – это сплошной грех. Они знают это, они смиренно признаются в этом – а это уже начало спасения. Но я также знаю, – говорит русский человек через Достоевского, – что в мире есть праведники, которые гораздо лучше меня, и мне нужно знать, что они есть. Когда я знаю, что я в грехе, я должен знать, что есть кто-то, кто не в грехе. Что он есть – и мне нужно хотя бы издалека посмотреть на его избушку, на его келью. Я, может быть, даже не пойду с ним разговаривать, я сочту себя недостойным этого, но я должен посмотреть издалека на него, что есть он, этот русский праведник. Хотя и не обязательно русский – просто праведник. И поэтому мир стоит.

Наличие правды в мире – это настолько же для русского человека сущностно необходимая вещь, как хлеб на столе и вода в кувшине. Если в мире праведников нет, то жизнь теряет всякий смысл – русские люди всю свою историю это очень остро чувствовали. Жизнь оправдывается наличием праведников. Если жизнь – это месиво греха, в котором мы ворочаемся, толчемся, топчемся, то тогда зачем она? Какой смысл? Но если есть праведники в ней, то жизнь имеет смысл, потому что праведник такой же, как мы, – по плоти, по крови, от родителей, от отца и матери, на земле живущий, хлеб жующий, – но он другой. Вот таким праведным человеком был отец Иоанн. Человеком, который не гнушался грешников, который открывал им двери своей кельи, который переписывался с ними гораздо больше, чем встречался, потому что потом уже немощь человеческая одолевала его, и люди получали реальные благословения, реальное помазание Духа, действовавшего через эти скупые строчки, открытки, получаемые ими, написанные рукой келейницы и только подписанные им. Это всё были не шутки, это благословение Божие было через отца Иоанна на множество людей.

Он – один из тех, кто сохранил веру, кто позволил России войти в новый период истории. Отец Севастиан Карагандинский, отец Иоанн (Крестьянкин) или отец Павел (Груздев) и другие праведные люди, кто-то ярче, кто-то в меньшей степени, – так вот, они совершили исход из Египта в Палестину, то есть они совершили некий переход из одной исторической эпохи в другую. Если бы их не было, мы бы не совершили этот переход. У нас бы не строились храмы и не училось бы новое духовенство, не каялись бы те, кто согрешил сильно, и не венчались бы те, кто полюбили друг друга. У нас бы оборвалась связь времен – но она не рвется именно из-за святых.

Конечно, это человек чрезвычайной важности. И как сказал поэт: «Не говори с тоской: “Их нет”, / Но с благодарностию: “Были”». Много было сказано разных слов про великих людей… «Природа-мать! Когда б таких людей / Ты иногда не посылала б миру, / Засохло б древо жизни». Действительно, если бы Господь не давал нам таких людей – в каждую эпоху в нужном количестве, очень дозированном количестве: их не может быть сто, их может быть десять, может быть пять и даже один, но они должны быть, – если бы их не было, было бы очень печально. Люди бы не захотели жить, если бы в мире исчезла святость

Андрей Ткачев, Архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «Миром правит Бог и только Бог» // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.21774, 08.02.2016