Склонение существительных на мя таблица. Разносклоняемые имена существительные

В статье рассмотрим и на понятных примерах покажем особенности их склонения .
Прежде чем говорить о разносклоняемых существительных разберемся с понятиями.
Существуют 3 склонения существительных.
Первое склонение – это все существительные мужского и женского рода, оканчивающиеся на -а или -я.
Второе - все оставшиеся существительные мужского рода, а также существительные среднего рода.
Третье склонение включает все существительные женского рода НЕ оканчивающиеся ни на , ни на –я .
В зависимости от склонения, существительные получают разные окончания при изменении по падежам (склонении по падежам), также как глаголы разного спряжения имеют разные окончания при спряжении по лицам.

Для примера проспрягаем по одному существительному из каждого склонения.

Мама (1 склонение)
Падеж. Вопросы. В скобах указаны удобные глаголы для сочетания.
Именительный падеж. (есть) Кто? Что? - Мама
Родительный. (нет) Кого? Чего? - Мамы
Дательный. (дам) Кому? Чему? - Маме
Винительный. (винить) Кого? Что?- Маму
Творительный. (доволен) Кем? Чем? - Мамой .
Предложный. (думаю) О ком? О чем? – Маме .

Отец (2 склонение)
Именительный падеж. (есть) Кто? Что? - Отец
Родительный. (нет) Кого? Чего? - Отца
Дательный. (дам) Кому? Чему? - Отцу
Винительный. (винить) Кого? Что?- Отца
Творительный. (доволен) Кем? Чем? - Отцом
Предложный. (думаю) О ком? О чем? – Отце .

Дочь (3 склонение)
Именительный падеж. (есть) Кто? Что? - Дочь
Родительный. (нет) Кого? Чего? - Дочери
Дательный. (дам) Кому? Чему? - Дочери
Винительный. (винить) Кого? Что?- Дочь
Творительный. (доволен) Кем? Чем? - Дочерью
Предложный. (думаю) О ком? О чем? – Дочери

Разносклоняемые существительные – это существительные, которые при изменении по падежам имеют окончания разных склонений. Также как разноспрягаемые глаголы хотеть и бежать имеют окончания разных склонений при изменении по лицам.
Чтобы стало понятней перечислим разносклоняемые существительные и просклоняем их по падежам.
К разносклоняемым существительным относятся 10 существительных на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя и темя ), все они среднего рода, а также одно существительное мужского рода – путь .
Всего 11 разносклоняемых существительных. В родительном, дательном и предложном падежах в единственном числе они имеют окончания 3-го склонения, НО в творительном падеже принимают окончания существительных 2-го!
Просклоняем пару существительных, чтобы всё стало понятно.

Время (разносклоняемое)
Именительный падеж. (есть) Кто? Что? - Время
Родительный. (нет) Кого? Чего? - Времени (окончание 3-го склонения)
Дательный. (дам) Кому? Чему? – Времени (окончание 3-го склонения)
Винительный. (винить) Кого? Что?- Время
Творительный. (доволен) Кем? Чем? – Временем (окончание 2-го склонения)
Предложный. (думаю) О ком? О чем? – Времени (окончание 3-го склонения)

Путь (разносклоняемое)
Именительный падеж. (есть) Кто? Что? - Путь
Родительный. (нет) Кого? Чего? - Пути (окончание 3-го склонения)
Дательный. (дам) Кому? Чему? – Пути (окончание 3-го склонения)
Винительный. (винить) Кого? Что?- Путь
Творительный. (доволен) Кем? Чем? – Путём (окончание 2-го склонения)
Предложный. (думаю) О ком? О чем? – Пути (окончание 3-го склонения)

Кстати, www.gor-c.ru предлагает вам пройти курсы бухгалтеров в Москве.

Собственно на этом у нас всё. Если у вас появились вопросы, дополнения, пожелания по теме разносклоняемые существительные обязательно пишите их в комментариях.

И падежам. Раньше выделялось шесть склонений, в настоящее время осталось три. Остановимся кратко на основных трех склонениях существительных, чтобы понять их особенности. Рассматривать будем единственное число, потому что во есть много своих особенностей при склонении. Только после этого можно легко и быстро осознать, что же такое разносклоняемые существительные.

В средней школе ученики уже знают, что к первому склонению относят имена существительные в единственном числе, мужского, женского и общего рода, в именительном падеже, оканчивающиеся на - а и - я.

Например: мама, стена, доля, дядя, юноша, земля.

И.П. стена

Р. П. стены

Д. П. стене

В. П. стену

Т. П. стеной

П. П. о стене

Ко второму склонению относят существительные единственного числа, среднего рода, у которых слово оканчивается на буквы - о и - е (поле, окно, настроение) и мужского рода без окончания (конь, луч, закон, свет). Второе склонение существительного в творительном падеже имеет окончание - ем или - ом.

И.П. настроение

Р. П. настроения

Д. П. настроению

В. П. настроения

Т.П. настроением

П. П. о настроении

К третьему склонению относятся имена существительные женского рода, не имеющие окончания или с мягким знаком на конце. Например: лошадь, степь, дочь, мать.

И. П. мать

Р. П. матери

Д. П. матери

В. П. мать

Т. П. матерью

П. П. о матери

Существительные третьего склонения в предложном, дательном и сохраняют окончание - и.

Разносклоняемые имена существительные - это древние слова, у которых окончания в падежах характерны для разных склонений. Таких слов совсем мало. К ним относится существительное мужского рода - путь, слово-дитя и слова среднего рода:

  • Имя Пламя
  • Время Знамя
  • Вымя Племя
  • Бремя Стремя
  • Темя Семя

При их склонении во всех падежах добавляется суффикс - ен, кроме творительного падежа. Слова с окончанием на - мя в единственном числе используют правила третьего склонения.

Во множественном числе и в творительном падеже эти слова слоняются по правилам второго склонения.

Ед. число/ Множ. число

И.П. племя/ племена

Р. П. племени/ племен

Д. П. племени/ племенам

В. П. племя/ племена

Т. П. племенем/ племенами

П. П. о племени/ о племенах

Слово путь в склоняется по второму склонению, в остальных падежах - по третьему.

Разносклоняемые существительные имеют особенности, о которых важно знать всем ученикам:

  1. Во множественном числе во всех падежах добавляется суффикс - ен имена, именами, об именах).
  2. В единственном числе во всех падежах, кроме именительного и винительного, присоединяется суффикс - ен (семени, бремени, теменем, о темени).
  3. Во множественном числе в словах семя и стремя в родительном падеже, добавляют суффикс - ян (семян, стремян).
  4. В единственном числе в творительном падеже присоединяется суффикс - ем, и слова склоняются как при втором склонении (племенем, семенем).
  5. В единственном числе в дательном, предложном и родительном падежах слова оканчиваются на - и, склоняются по правилам 3-егосклонения (о знамени, нет вымени, к имени).
  6. Слово путь имеет окончание - ем в единственном числе и творительном падеже (путем).
  7. Слово дитя во множественном числе, в творительном падеже оканчивается на - ми (детьми).

Разносклоняемые существительныепуть и дитя в единственном числе изменяются по-особому, и это надо запомнить.

И.П. путь, дитя

Р. П. пути, дитяти

Д. П. пути, дитяти

В. П. путь, дитя

Т. П. путем, дитятею

П. П. о пути, о дитяти

Во множественном числе разносклоняемые существительныедети и стремена имеют свои нюансы.

И. П. дети, стремена

Р. П. детей, стремян

Д. П. детям, стременам

В. П. детей, стремена

Т. П. детьми, стременами

П. П. о детях, о стременах

Учитывая исключения из правил, при склонении разносклоняемых существительных можно избежать простых ошибок при написании диктантов и сочинений.

§ 1 Понятие о разносклоняемых существительных

В этом уроке рассмотрим разносклоняемые имена существительные, узнаем, почему они так называются, и выявим характерные особенности склонения существительных.

Наверняка Вам знакома «Сказка о потерянном времен…»?

А какую букву мы должны написать на конце слова?

Поможет ли нам в этом знание склонений?

Вспомним, что все существительные в русском языке можно разделить на 3 группы в соответствии с их типом склонения.

К 1 склонению относятся существительные мужского женского рода с окончаниями -А или -Я (мама, дядя, весна).

Ко 2 склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода, оканчивающиеся на -О или -Е (ветер, поле, село).

К 3 склонению относятся существительные только женского рода с Ь на конце. (степь, дочь, ночь).

Следовательно, все существительные одного склонения будут иметь одинаковые окончания.

Но есть такие слова, которые при изменении по падежам берут окончания из разных склонений. Отсюда и название «разносклоняемые».

Таких слов всего 11:

Это 10 существительных среднего рода на -МЯ (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя) и одно существительное мужского рода - путь.

1.Существительные на -МЯ во всех падежах, кроме именительного и винительного, в единственном числе имеют на конце основы -мен, например: времени, именем.

2.В родительном, дательном, предложном падежах единственного числа эти существительные оканчиваются на -И (как и существительные третьего склонения). Например: пламени

3.Существительные бремя, вымя, пламя, темя - не имеют множественного числа.

Остальные шесть слов склоняются во множественном числе по второму склонению, лишь слова семя, стремя в родительном падеже множественного числа имеют форму на -ЯН. Например: семян, стремян.

Существительное ПУТЬ имеет окончание 3-го склонения (как в слове НОЧЬ), кроме формы Т.п. ед.ч. (как в слове КОНЁМ).

Р.п. ПУТИ окончание 3 склонения

Д.п. ПУТИ окончание 3 склонения

Т.п. ПУТЕМ окончание 2 склонения

П.п. ПУТИ окончание 3 склонения

§ 2 Краткие выводы по теме урока

Вернёмся к нашей сказке. Какую же букву нужно писать на конце существительного в названии известной «Сказки о потерянном времен…»?

Теперь Вы без труда определите, что это буква И, так как разносклоняемые существительных в П.п имеют такие же окончания, как и существительные 3 склонения.

Итак, на этом уроке Вы познакомились с разносклоняемыми существительными. К ним относятся 10 слов среднего рода на -МЯ и слово мужского рода ПУТЬ.

Называются они так потому, что при склонении приобретают окончания 3 и 2 склонений.

Ну а чтобы легче усвоить эти слова, запомните стихотворение:

Есть история про племя.

Лишь весной наступит время,

Племя мирно сеет семя,

Хоть пахать и сеять - бремя. Но вожак их - ногу в стремя,

Прилепив перо на темя,

Над собою поднял знамя,

Раздувает распри пламя:

У коровы полно вымя.

Папуаске нужно имя

Для сынишки сочинить

И корову подоить. Призывает всех опять

Не работать - воевать.

Но не хочет племя вновь

Проливать напрасно кровь.

Всем милее мирный путь…

Сказку нашу не забудь!

Список использованной литературы:

  1. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов. Русский язык. 6 класс. 2012 г.
  2. Н.Г. Гольцова. Русский язык 10-11 классы. 2012г.
  3. В.В. Бабайцева. Русский язык. Теория.5-9 класс. 2012г.
  4. Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 6 классе. 2012г.

Использованные изображения:

Цели урока:

  • повторить склонение имен существительных; окончание существительных в 1, 2, 3 склонениях;
  • дать понятие о разносклоняемых именах существительных;
  • научить учащихся склонять разносклоняемые существительные и правильно употреблять их в речи.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение.

На доске записано предложение:

Дед Мороз с метелью ходит в поле чистом, обросли все ели инеем пушистым.

1) Спишите предложение.
2) Подчеркните имена существительные, определите у них склонение.
3) Существительных, какого склонения нет в предложении.
4) Назовите имена существительные 1 склонения на тему: “Зима”.
5) К слову метель подберите синонимы. Запишите их. Определите склонение записанных слов.
6) Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонениям?
7) Какое значение для правильного написания падежных окончаний существительных имеет склонение?

Учитель записывает на доске:

8) У всех ли существительных можно определить склонение?

III. Новый материал.

1) Оказывается, склонение есть не у всех существительных. И тема нашего урока: “Разносклоняемые имена существительные”. Разносклоняемые имена существительные, т.е. склоняются по-разному. На уроке мы должны ответить на два вопроса:

а) Какие это существительные?
б) В чем особенность их склонения?

Есть 10 существительных среднего рода, оканчивающихся на -мя и существительное мужского рода путь.

Запишите их в тетрадь:

Бремя
Время
Вымя
Знамя
Имя
Пламя
Племя
Семя
Стремя
Темя
Путь

Объяснение лексического значения слов бремя, вымя, племя, семя, стремя, темя сначала учащимися, а потом сравнить по толковому словарю Ожегова.

2) Давайте выясним, в чем же особенность их склонения и просклоняем существительные 2 склонения, 3 склонения, существительные на -мя и существительное путь.

Степи

Знамени

Пути

Степи

Знамени

По пути

Конем

Знаменем

Путём

О степи .

О знамени.

О пути

Выделим окончания у существительных 2 склонения в творительном падеже и у существительных знамя, путь в творительном падеже.

– Почему эти существительные называются разносклоняемые?

Вывод: Разносклоняемые существительные имеют окончание -и в родительном, дательном, предложном падежах, как существительные 3 склонения, и окончание -ем (ём) в Творительном падеже единственного числа, как существительные 2 склонения.

У существительных на -мя при склонении к корню ещё прибавляется суффикс -ен (-ён) в родительном, дательном, творительном, предложном падежах. Выделите его.

IV
. Употребление существительного “время” в речи.

На доске записаны предложения:

Время было в обрез.
У тебя нет время потолковать со мной?
Сколько время?

В данных предложениях допущена ошибка при образовании формы Р.п. существительного время. В чем состоит эта ошибка? Запишите предложения в исправленном виде, выделите изученную орфограмму.

V

. Разносклоняемые имена существительные входят иногда в состав фразеологических оборотов, т.е. являются фразеологизмами.

Например:

Время от времени (не часто);
до поры до времени (до определенного момента);
со временем (в течение определенного момента).

Придумайте предложение с одним из фразеологизмов. Запись лучших предложений.

VI
. Очень часто разносклоняемые имена существительные встречаются в русских народных пословицах.

Запишите некоторые из них:

“Делу время, потехе час”.

Лен две недели цветет, четыре спеет, на седьмую семя летит.

VII
. Итог .

– Что сегодня изучали на уроке?

– Сколько разносклоняемых существительных вы узнали? Перечислите их.

– Почему эти существительные называются разносклоняемыми?

– В каких падежах у разносклоняемых существительных добавляется суффикс -ен?