Н. Лесков "Левша": описание, герои, анализ произведения

Произведения русской литературы конца XIX столетия нередко поднимали тему патриотизма. Необходимость бережно относиться к талантам, которые облагораживают лицо России в лице других государств, показал в своей повести "Левша" Н. С. Лесков. Свое творение писатель нарек "сказом". Полное название произведения звучит:"Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе". Никто из русских писателей не смог так точно описать мастерство отечественных ремесленников.

Как создавалось произведение

Лескова называют самым народным писателем страны. Николай Сергеевич - яркая и незаурядная фигура в русской литературе. Он обладал необыкновенной чуткостью и неподдельным интересом к природе и миру всего национального. Образам Лескова присуща четко выраженная национальная характерность. Во многих произведениях автора, в том числе и "Левше", чувствуется повышенный интерес к проблеме национального характера.

Первая публикация рассказа Н. С. Лескова "Левша" состоялась в октябре 1881 года в журнале "Русь". За основу своего сказа автор взял народную прибаутку о том, что англичане сделали блоху, а русские смогли ее подковать и отослать обратно. Из воспоминаний сына Лескова известно, что отец однажды гостил летом у оружейного мастера в Сестрорецке. Именно там писателю объяснили значение прибаутки о блохе. А рассказал ему о ней один служащий местного оружейного завода.

Предисловие к рассказу начинается с информации о том, что Лесков взял эту легенду у оружейников. Некоторые писатели использовали такой прием в своих творениях, чтобы придать повествованию особую достоверность. Но это всего лишь прием. На самом деле Лесков является подлинным автором, а не пересказчиком истории.

Главные герои "Левши" Лескова

Сюжет произведения включает в себя реальные и вымышленные события. Так и главные герои "Левши" делятся на реально существовавших в истории личностей и придуманных писателем. Среди подлинных героев - Александр I и Николай I (российские императоры). Очень ярким образом является генерал кавалерии, атаман Донского казачьего войска - Матвей Иванович Платов. Среди реальных персонажей - граф и военный министр А. И. Чернышев, тайный советник и доктор медицины М. Д. Сольский (Мартын-Сольский), государственный канцлер, граф К. В. Несельроде (Кисельвроде).

Основным вымышленным персонажем выступает сам Левша. Он был мастером оружейных дел и имел одну особенность - работал левой рукой. Так его и прозвали Левшой. Профессия оружейника ему была по душе. Имя Левша является нарицательным, так в некоторых произведениях именовались праведники, отрекшиеся от всего и многим пожертвовавшие.

Краткий пересказ "Левши"

По жанру произведение является повестью, потому что повествование занимает довольно большой пласт времени. Автор сам назвал его сказом, то есть рассказом, для выделения особой "сказительной" манеры повествования. Предоставляем краткий пересказ "Левши" Лескова.

События в повести начинаются в период правления Александра I. В 1815 году император путешествовал по Европе. Заглянул он и в Англию. Сопровождал царя генерал Платов. Англичане продемонстрировали императору одну диковинку - миниатюрную блоху из стали, которая танцевала. Рассмотреть движения блохи можно было только в микроскоп. Английские мастера подарили миниатюру Александру I, и он привез ее в Петербург. Царь воспринял этот подарок, как демонстрацию превосходства европейских мастеров над русскими.

Содержание "Левши" повествует, что после смерти Александра I на престол взошел Николай I. Неожиданно в его апартаментах обнаружилась танцующая блоха. Генерал Платов объяснил царю, в чем смысл "нимфозории". Искусство английских механиков восхитило всех во дворце, но Платов заверил, что местные мастера могут еще не то. Государь дал указ Платову посетить Тулу, которая славилась оружейными заводами. Среди тульских мастеров нужно было отыскать того, кто смог бы превзойти в умении англичан.

В Туле Платову предоставили трех самых мастеровитых оружейников, среди которых был и Левша. По профессии Левша был мастером-оружейником. Генерал показал ремесленникам "нимфозорию", и попросил сделать что-то такое, что бы превзошло по мастерству англичан. Через некоторое время Левшу с его работой забрали в Петербург. Государь под микроскопом увидел, что тульские умельцы смогли подковать ту же крохотную английскую блоху. Левшу наградили за его умение.

Чтобы продемонстрировать англичанам талант тульских мастеров, государь отослал Левшу с блохой в Англию. Там очень удивились работе туляков, которые изготовили крохотные подковки. Левшу поводили по местным оружейным заводам и предложили остаться там в качестве мастера. Левша не принял предложение и отправился домой.

На английских заводах мастер увидел, каким образом англичане чистят оружейные стволы. Ему стало досадно, что в России еще до такого не додумались. Левша затосковал и всю дорогу пил. С одним из своих английских друзей, "полшкипером", он поспорил, кто кого перепьет. Это привело к неожиданной смерти героя сразу после приезда в Россию. Перед смертью он доносит генералам секрет чистки ружей, что было очень важно для России в те нелегкие годы. Но его подсказкой так никто и не воспользовался.

Анализ повести

Произведение Н. С. Лескова "Левша" имеет повествовательные и жанровые особенности. Читатель воспринимает его рассказом, основанным на легенде. Он содержит элементы сказочности и фантазийности. С русскими народными сказками его роднит использование магического числа "три". Государь сначала спрятал блоху в орешек, затем - в табакерку, и только в конце - дорожную шкатулку. Сразу вспоминаются сказки о Кощее, который прятал свою смерть в виде иглы, или о героях, которым нужно было выполнить три задания.

Стоит затронуть идейную тему рассказа - сравнение настоящего патриотизма героя из народа с тщеславными персонажами из высшего общества, в том числе и царей. Левша относится к своему отечеству со всей самоотверженностью. Правители только гордятся достижениями других, но сами ничего не делают для улучшения страны. Такое иждивенческое отношение и привело к тому, что в конце повести страна потеряла талантливейшего ремесленника.

Образ Левши

Образ Левши поставлен в ряд с другими праведниками, созданными Лесковым. Из отзывов о "Левше" понятно, что он пожертвовал собой во имя общего дела, ради своей страны. Этот персонаж является истинным патриотом, одаренным от рождения, очень нравственным и религиозным. Даже перед смертью он заботится об интересах отечества и передает военную тайну англичан, чтобы повысить военную боеспособность русской армии.

Рассказ Н.С. Лескова «Левша» - одно из самых популярных произведений писателя. Здесь привлекает сочетание народных, фольклорных истоков с глубокими мыслям и автора о сущности русского национального характера, о роли России и русских в мире. Не случайно это произведение имеет подзаголовок «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе». «Левша» сымитирован под народную легенду, хотя позднее Лесков признавался: «Я весь этот рассказ сочинил... и левша есть лицо мною выдуманное». Чтобы стилизовать рассказ под фольклор, выбран повествователь, сильно отличающийся от подлинного автора как особенностями речи, так и биографией. У читателей создается впечатление, что рассказчик - такой же тульский мастеровой, как и умелец-оружейник Левша. Он говорит совсем иначе, чем Лесков, и наделяет действующих лиц несвойственными их реальным прототипам речевыми характеристиками. Например, донской атаман граф Платов, будучи с императором Александром Павловичем в Англии, «велел денщику подать из погребца фляжку кавказской водки-кизл
ярки, дерябнул хороший стакан, на дорожный складень Богу помолился, буркой укрылся и захрапел так, что во всем доме англичанам никому спать нельзя было». И тот же Платов говорит совсем как мужик или мастеровой: «Ах они, шельмы собаческие! Теперь понимаю, зачем они ничего мне там сказать не хотели. Хорошо еще, что я одного ихнего дурака с собой захватил». Не лучше выражается, в представлении повествователя, и сам император: «Нет, я еще желак? другие новости видеть...» Такова же и собственная речь рассказчика, что мы уже видели при описании Платова. Автор «Левши», передоверив ему повествование, непосредственно за собой оставил только подстрочные примечания, благодаря которым у читателей создается впечатление о достоверности фактов, положенных в основу рассказа. Язык примечаний литературно правильный, почти научный. Здесь уже слышен собственный лесковский голос: «Поп Федот» не с ветра взят: император Александр Павлович перед своею кончиною в Таганроге исповедовался у священника Алексея Федотова-Чеховского, котор
ый после того именовался «духовником его величества» и любил ставить всем на вид это совершенно случайное обстоятельство. Вот этот-то Федотов - Чеховский, очевидно, и есть легендарный «поп Федот»». А вот голос Левши в рассказе по стилю почти неотличим от речи других персонажей и повествователя. Добавим еще, что Лесков намеренно дает народную огласовку фамилий известных вельмож. Например, канцлер граф К.В, Нессельроде превратился в графа Кисельвроде. Таким способом писатель передал свое негативное отношение к деятельности Нессельроде на посту министра иностранных дел.
Главный герой рассказа - человек необразованный, не лишенный свойственных русским недостатков, в том числе дружбы с «зеленым змием». Однако основное свойство Левши - необыкновенное, чудесное мастерство. Он утер нос «аглицким мастерам», подковал блоху такими мелкими гвоздями, что и в самый сильный «мелкоскоп» не увидишь. Образом Левши Лесков доказывал, что неверно мнение, вложенное в уста императора Александра Павловича: у иностранцев «такие природы совершенства, что как посмотришь, то уже больше не будешь спорить, что мы, русские, со своим значением никуда не годимся». Левша не поддается никаким соблазнам и отказывается предать Родину, жертвуя жизнью, чтобы передать: «Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог, войны, они стрелять не годятся». Но чиновники так и не передали ни тогдашнему императору, ни его преемнику этого предупреждения, в. результате чего будто бы русская армия проиграла Крымскую войну. И когда друг Левши «аглицкий полшкипе
р» на замечательном ломаном языке утверждает: «У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина», с нами говорит уже сам автор рассказа. И в заключительной главке «Левши» Лесков сбрасывает маску простодушного и малограмотного повествователя, сразу перенося читателей из времени Левши в современность (рассказ был создан в 1881 г.): «Теперь все это уже «дела минувших дней» и «преданья старины», хотя и не глубокой, но предания эти нет нужды торопиться забывать, несмотря.на баснословный склад легенды и эпический характер ее главного героя. Собственное имя Левши, подобно именам многих величайших гениев, навсегда утрачено для потомства; но как олицетворенный народною фантазиею миф он; интересен, а его похождения могут служить воспоминанием эпохи, общий дух которой схвачен метко и верно». Образ Левши, по мысли писателя, напоминает о тех временах, когда имело значение «неравенство талантов и дарований», и заставляет с грустью смотреть на современность, когда, «благоприятствуя возвышению заработка, машины не благопри
ятствуют артистической удали, которая иногда превосходила меру, вдохновляя народную фантазию к сочинению подобных нынешней баснословных легенд».

(сочинение разбито на страницы)

Первоначально рассказ был воспринят негативно: из-за неясности чёткой границы между речью рассказчика и автора многие были убеждены в том, именно сам Лесков простодушно радуется победе русских мастеров и посрамлению англичан. Его упрекали в славянофильстве, идеализации народа и субъективной оценке. Эта реакция значила лишь одно - Лесков достиг такого уровня мастерства, что образ рассказчика стал живым, его черты можно было принять за черты реального человека. На самом деле взгляды, приписанные автору, были взглядами повествователя. О нём мы знаем довольно мало: судя по речи, он принадлежит к тому же социальному слою, что и сам Левша, знаком с оружейным делом, ковкой и кузнечным делом, с навигацией и судостроением (описание английской техники со знанием профессионала). Он неявно радуется удаче Левши, но возмущается поведением Платова (насилие и неуважение мастеров), восхищается способом, которым ездит Платов (свистовые бьют ямщика), идеализирует образ царя. По замыслу Лескова, рассказчик - глубоко верующий, знакомый с религиозной литературой человек. В седьмой главе закавычены кажущиеся нам обычными слова, которые рассказчик, видимо, где-то прочёл или услышал. В описании паломничества мастеров мало просторечных слов, мало неологизмов или логично построенных фраз. Повествователь сам внутренне преображается, говоря о духовном. Относительно знаменитых лес-ковских неологизмов, составленных из двух слов (тугомент, долбица, бюстры), следует сказать, что они имеют две функции. Они принадлежат и речи рассказчика, и речи автора; с одной стороны, они внешне простонародны, похожи на искажённые в речи необразованных людей обычные слова, с другой - помогают автору раскрыть своё отношение к описываемому и отразить народное восприятие этих вещей. Простой русский мужик сам никогда не додумается до такого ёмкого тонкого сращения слов, но воспринимает таблицу умножения именно как то, что вдалбливается, документ - как бумагу, отсутствие которой приводит к тяготам, без которой туго. Лесков отражает через эти неологизмы не саму народную мысль, а своеобразие народного мировосприятия.

Сам автор во многом оказывается противоположен по взглядам рассказчику. Он видит, что Николай заботится не о процветании страны, а о себе, заставляя мастеров улучшить работу англичан, но тешит своё самолюбие, воспринимая весь народ как рабов. Лесков не пытается идеализировать и превозносить русский народ, он видит, что в России невозможно развитие таланта, осознает, что интуиция и чутьё не всегда важнее знания (после того, как блоху подковали, она перестала танцевать). Лесков осуждает поведение Платова по отношению к мастерам: вера в народ, такая незыблемая на словах, исчезает, и он беспокоится: не украдут ли туляки блоху и орех, его свистовые сносят с кузницы крышу, силой тащат мастеров. Однако Лесков видит причину того, что такое отношение к народу существует, в пассивности самого народа: Левша даже не пытается объяснить, в чём заключается работа, он спокойно терпит то, что Платов бьёт его («Бог простит - это нам не впервые такой снег на голову»).

Все это читатель осознаёт благодаря завуалированным формам авторского присутствия. Это, во-первых, уже упоминавшееся обрамление, во-вторых, слова, которые автор и рассказчик оценивают по-разному. Кроме того, Лесков часто использует иронию, показывает этим, что понимать происходящее следует не так, как это делает рассказчик, а диаметрально противоположно. Автор прибегает к осознанным ошибкам исторического плана, чтобы придать рассказу универсальность и фантастичность. Следует упомянуть о таком важном способе выражения авторской позиции, как выделение курсивом. Так как предполагается, что рассказ звучит устно, то особенности печатного оформления никак не могут быть отнесены к позиции рассказчика. Выделяются опорные слова: в конце пятнадцатой главы выделена фраза «живого в Петербург доставим», призванная предостеречь читателя; она образует антитезу с самим концом рассказа, в котором герой умирает в больнице; в конце пятой главы выделены слова «что-нибудь» и «что именно», чем подчёркивается интуитивность работы тульских мастеров, опора на смутные ощущения. Таким образом, мы видим, что образы автора и рассказчика в произведении полярно разведены, что дает возможность Лескову показать свою позицию, выразить отношение к героям. Хотя знаки авторского присутствия в тексте «завуалированы», они становятся видны при анализе структуры и стилистики произведения.

Действие рассказа «Левша» происходит в Российской Империи в эпоху правления царей Александра Первого и Николая Павловича. В произведении противопоставляется отношение императоров к Родине и достижениям русского народа. В рассказе автор заметно симпатизирует царю Николаю Павловичу, а также главному герою – тульскому мастеру Левше, взгляды которого сродни императорским. Их объединяет вера в то, что для русского нет ничего невозможного. Характеристика Левши из рассказа Лескова «Левша» – это возможность понять суть настоящего простого русского человека.

Близость к народу

С главным героем произведения Н.С. Лесков знакомит нас не сразу. В течение нескольких глав создается впечатление, что основным персонажем рассказа является казак Платов. Истинный главный герой появляется как бы невзначай. Пожалуй, автор поступил так намеренно, чтобы подчеркнуть суть характера Левши из рассказа «Левша» – он выходец из народа и сам является его олицетворением, со всей его простотой, наивностью, равнодушием к богатству, великой верой в православие и преданностью Отчизне. С этой же целью автор не дает герою имени. Левша – один из трех тульских мастеров, которым была оказана честь смастерить нечто эдакое, чтобы доказать императору Николаю Павловичу и самоуверенным англичанам, на что способен русский народ.

Обобщенность образа Левши подчеркивает не только его безымянность, но и небольшая информация о нем. Читая, мы не знаем ничего о его возрасте или семье. Перед нами лишь его немногословный портрет: «косой Левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосы при ученье выдраны».

Великий талант простого мастера

Несмотря на свою внешнюю неприглядность, Левша обладает великим талантом, поразившим не только самого царя, но и английских умельцев. Левша вместе с двумя другими тульскими мастерами сумел подковать миниатюрную блоху, не имея при этом специальных знаний и приспособлений. В этом деле Левше досталась самая сложная работа – выковать миниатюрные гвоздики для подков.

Качество, без которого характеристика Левши из рассказа «Левша» будет неполной, – это скромность гениального мастера. Народный умелец не хвалился своим достижением и не считал себя героем, а просто добросовестно выполнял поручения государя, а также от всей души старался показать, на что способен русский человек. Когда император Николай понял, в чем заключалась работа мастеров, которую сначала не мог разглядеть даже через свой мелкоскоп, он был удивлен, как они могли ее выполнить без оборудования. На что Левша скромно ответил: «Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши».

Равнодушие к богатству и комфорту

Скромность и равнодушие к богатству проявил Левша и во время своего путешествия в Англию. Он не согласился на зарубежное обучение, не переубедили его обещания ни денег, ни славы. Одного просил Левша – скорее уехать домой. Эта простота и скромность стали причиной и бесславной гибели героя, о которой никто не узнал. Он стеснялся комфортной каюты и высшего общества, поэтому весь путь по зимнему морю провел на палубе, отчего и заболел.

Приехав в Петербург, он не смог представиться и сказать, что он выполнял поручение царя. Поэтому его ограбили и не принимали ни в одной больнице, кроме самой простой для бедняков, где он и скончался. Образу Левши автор противопоставил англичанина, плывшего с ним, которого поселили в хорошей гостинице и вылечили. А Левша из-за своей скромности и простоты трагически погиб.

Черты характера Левши

Любовь к Родине и чувство ответственности перед своим государством – основные черты характера Левши. Последней мыслью мастера Левши было желание во что бы то ни стало передать царю, что не нужно чистить ружья кирпичом. Если бы он смог это передать, русское военное дело было бы еще успешнее, но просьба его так и не дошла до государя. Даже умирая, этот простой тульский мастер остался верным своему характеру, главной чертой которого было в первую очередь думать об Отчизне, а не о себе.

В образе Левши Н.С. Лесков показал всю глубину русского человека: наивного, простого и даже забавного, но для которого нет ничего милее православной веры и родной стороны. Преданность Родине, ответственность за ее будущее и великое природное мастерство – вот те качества, которые лежат в основе характеристики героя сказа «Левша».

Тест по произведению

Знакомит нас не сразу. В течение нескольких глав создается впечатление, что основным персонажем рассказа является казак Платов. Истинный главный герой появляется как бы невзначай. Пожалуй, автор поступил так намеренно, чтобы подчеркнуть суть характера Левши из рассказа «Левша» – он выходец из народа и сам является его олицетворением, со всей его простотой, наивностью, равнодушием к богатству, великой верой в православие и преданностью Отчизне.

С этой же целью автор не дает герою имени. Левша – один из трех тульских мастеров, которым была оказана честь смастерить нечто эдакое, чтобы доказать императору Николаю Павловичу и самоуверенным англичанам, на что способен русский народ.

Обобщенность образа Левши подчеркивает не только его безымянность, но и небольшая информация о нем. Читая, мы не знаем ничего о его возрасте или семье. Перед нами лишь его немногословный портрет: «косой Левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосы при ученье выдраны».

Несмотря на свою внешнюю неприглядность, Левша обладает великим талантом, поразившим не только самого царя, но и английских умельцев. Левша вместе с двумя другими тульскими мастерами сумел подковать миниатюрную блоху, не имея при этом специальных знаний и приспособлений. В этом деле Левше досталась самая сложная работа – выковать миниатюрные гвоздики для подков.

Качество, без которого характеристика Левши из рассказа «Левша» будет неполной, – это скромность гениального мастера. Народный умелец не хвалился своим достижением и не считал себя героем, а просто добросовестно выполнял поручения государя, а также от всей души старался показать, на что способен русский человек. Когда император Николай понял, в чем заключалась работа мастеров, которую сначала не мог разглядеть даже через свой мелкоскоп, он был удивлен, как они могли ее выполнить без оборудования. На что Левша скромно ответил: «Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши».

Скромность и равнодушие к богатству проявил Левша и во время своего путешествия в Англию. Он не согласился на зарубежное обучение, не переубедили его обещания ни денег, ни славы.
Одного просил Левша – скорее уехать домой. Эта простота и скромность стали причиной и бесславной гибели героя, о которой никто не узнал. Он стеснялся комфортной каюты и высшего общества, поэтому весь путь по зимнему морю провел на палубе, отчего и заболел.

Приехав в Петербург, он не смог представиться и сказать, что он выполнял поручение царя. Поэтому его ограбили и не принимали ни в одной больнице, кроме самой простой для бедняков, где он и скончался. Образу Левши автор противопоставил англичанина, плывшего с ним, которого поселили в хорошей гостинице и вылечили. А Левша из-за своей скромности и простоты трагически погиб.

Черты характера Левши

Любовь к Родине и чувство ответственности перед своим государством – основные черты характера Левши. Последней мыслью мастера Левши было желание во что бы то ни стало передать царю, что не нужно чистить ружья кирпичом. Если бы он смог это передать, русское военное дело было бы еще успешнее, но просьба его так и не дошла до государя. Даже умирая, этот простой тульский мастер остался верным своему характеру, главной чертой которого было в первую очередь думать об Отчизне, а не о себе.

В образе Левши Н.С. Лесков показал всю глубину русского человека: наивного, простого и даже забавного, но для которого нет ничего милее православной веры и родной стороны. Преданность Родине, ответственность за ее будущее и великое природное мастерство – вот те качества, которые лежат в основе характеристики героя сказа «Левша».

План

  1. Близость к народу
  2. Великий талант простого мастера
  3. Равнодушие к богатству и комфорту
  4. Черты характера Левши

Действие рассказа «Левша» происходит в Российской Империи в эпоху правления царей Александра Первого и Николая Павловича. В произведении противопоставляется отношение императоров к Родине и достижениям русского народа. В рассказе автор заметно симпатизирует царю Николаю Павловичу, а также главному герою – тульскому мастеру Левше, взгляды которого сродни императорским. Их объединяет вера в то, что для русского нет ничего невозможного. Характеристика Левши из рассказа Лескова «Левша» – это возможность понять суть настоящего простого русского человека.

Близость к народу

Характеристика Левши из рассказа Лескова «Левша» – сочинение по теме для 6 класса |

Характеристика Левши

Левша – главный герой одноименной повести Н. С. Лескова, талантливый русский мастеровой, оружейник. Ему вместе с двумя другими мастерами было поручено создать какой-нибудь шедевр с участием стальной танцующей блохи, чтобы не уступать в изобретательности англичанам. После долгих раздумий, эти три мастера решили подковать блоху, оставив свои планы в тайне. Сам Левша создавал гвоздики для подков. Внешняя характеристика героя скудна. Их сказа известно лишь, что Левша был косым, имел родимое пятно на щеке и залысины на висках.

Особое внимание уделяется таланту мастера. Он описывается как искусный мастеровой и умелец. При этом герой совсем не чувствует себя значительным. Когда англичане предлагают ему остаться у них и обещают беспечную жизнь, он сразу отклоняет их предложение. В его действиях просматривается не только верность родине, но и неверие в лучшую жизнь в лучших условиях. Левша настолько забитое существо, что ему даже в голову не приходит оказывать хоть малейшее сопротивление обстоятельствам. И даже умирает он как-то нелепо. Вернувшись в Петербург, он попал в больницу для людей низшего сословия. Извозчики, перенося его на носилках, уронили, вследствие чего Левша разбил голову. Так, замечательный мастер умер безызвестным и никому не нужным.

Трагической судьбе Левши противопоставляется жизнь английского шкипера, приехавшего вместе с ним. Сразу по прибытии его отвезли в английское посольстве, где он был тепло и заботливо принят. Этим противопоставлением автор хотел подчеркнуть царящее в стране безразличие к людской жизни. На самом деле погиб редкостный умелец с выдающимся талантом, а никому до этого и дела не было. В описании этого героя есть много комичного. Например, будучи косым левшой, он смог сотворить тончайшую работу, не заметную человеческому глазу.

Краткая характеристика Левши

Образ Левши имеет двоякий смысл: одновременно и позитивный и иронический, негативный. С одной стороны, Левша - искусный мастеровой, воплощающий поразительное умение русского народа; но вместе с тем он лишен технических знаний, известных английским мастерам: подкованная Левшой и его товарищами блоха перестает исполнять танец. Левша отвергает выгодные предложения англичан и возвращается в Россию; однако бескорыстие и неподкупность Левши, думающего лишь о благе Родины, неотрывно связаны с забитостью, ощущением собственной незначительности в сравнении с российскими чиновниками и вельможами. Левша воплощает в себе и достоинства, и пороки простого русского человека. Возвратившись на родину, Левша заболевает и умирает, лишенный всякой заботы.

Краткая характеристика произведения "Левша" Лескова Н.С

Жанр определен самим автором - это сказ, произведение устного народного творчества, опирающееся на предания, легенды. Язык сказа необычен: многие слова искажены, как если бы их произносил малограмотный человек: «мелкоскоп» (микроскоп), «керамиды» (пирамиды) и т.д. Это одно из средств юмористического изображения.

Это история о небывалом мастерстве тульских оружейников, о простом русском народе, который верует в Бога и с усердием делает свою работу не ради денег и славы, а ради процветания своего Отечества. Лесков показывает разные русские характеры, достойные всяческого уважения. Многие действующие лица сказа реальны, но описаны с точки зрения простолюдина. Например, генерал Платов представлен донским казаком. Он противопоставлен царю.

Царь Александр - человек, интересующийся заграничными вещами, удивляющийся и радующийся чужим заслугам. Платов - строгий казак, для которого все родное является высшей ценностью, и он уверен, что в России больше чудес.

Государь Николай Павлович - справедливый царь, доверяющий русским умельцам и знающий, что они его не подведут.

Левша - тульский оружейник, неприметной наружности человек, наделенный огромным талантом и мастерством, терпимый к окружающим и благодарный. Он не прельстился заманчивыми предложениями англичан, вернулся на родину, а там оказался никому не нужным и умер в больнице для бедных.